Меню
Бесплатно
Главная  /  О заболевании  /  Сравнение про осень примеры. Анализ стихотворения «Осень» Пушкина. А зима лучше

Сравнение про осень примеры. Анализ стихотворения «Осень» Пушкина. А зима лучше


1.Голубева Елена Альбертовна, МОУ Заволжский лицей, учитель русского языка и литературы.
2. Урок + : "Секреты осеннего леса.Сравнение"
3. Литература
4. 5 класс
5. Конспект урока.
I. Актуализация жизненных впечатлений. Создание положительной мотивации.
Слайд 2
- Вот и наступила осень. Все чаще хмурится небо, холоднее ночи, идут затяжные моросящие дожди. А порывистый ветер покрывает поляны и лесные просеки пестрым ковром сорванных листьев. Да, жаль расставаться с теплыми солнечными днями. Мы сидим у окна, залитого каплями дождя, и совсем не хочется выходить на улицу.

Слайд 3
Музыка.
Вы слушаете музыку известного вам композитора П.И.Чайковского из цикла «Времена года. Октябрь». Какое настроение она у вас вызывает?
- Музыка осени печальная. Улетают птицы, опадает листва. Природа плачет, прощаясь с летом. И все же задумчивая мелодия осени очаровывает нас своей грустной красотой.
- Созвучно ли музыке П. И. Чайковского стихотворение уже известного вам поэта К.Д.Бальмонта? (анимация по щелчку). Читает ученик.
ОСЕНЬ
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.
- Какое настроение звучит в этом стихотворении? (Учащиеся делятся своими чувствами)
- С помощью каких слов это настроение создается?

Слайд 4
-Стали дни холоднее, стало грустнее, реже смеется, осень…заплачет спросонья.
- Созвучно ли оно музыке Чайковского?

Слайд 5
- В нашей картинной галерее сегодня одно полотно – Исаака Левитана «Золотая осень» Что на ней изображено?
- Левитан изобразил неширокую речушку, спокойно несущую свои воды меж невысоких берегов.
- Слева – берёзовая роща, справа – лишь отдельные деревья, вдали – осенний лес. Небо синее, ясное, покрытое легкими облаками.
- Какие чувства вызывает эта картина?
- Прохладный день рождает ощущение бодрости и покоя.
- Да, осень может быть и другой, искусной чародейкой с богатой палитрой красок. Такого разнообразия и буйства цвета нет ни у одного времени года. Всё завораживает, пленит, очаровывает. Нежарко греет осеннее солнце. Его мягкие лучи озаряют всё вокруг спокойным, ровным светом. Молодые берёзки - в золотых одеждах, кое – где краснеют листья осени. Очень хочется побродить по дорожкам, подышать осенним воздухом. Испытываешь необъяснимое счастье и лёгкую грусть.
- Сделаем вывод:
- Что объединяет все виды искусства?
- Любовь к родной природе, тихое любование её прелестями.
- Чем поэзия отличается от других видов искусства?
- Музыкант выражает свое настроение с помощью звуков. Художник – с помощью красок, а поэт, как кисточкой, рисует – словом, а мы разгадываем их секреты.
- Действительно, в отличие от других видов искусства, в литературном произведении поэт может, используя красоту и силу поэтического слова, выразить самые яркие чувства и переживания от увиденного, описать словесно всё очарование русской природы.

II. Повторение изученного.
Слайд 6
- На прошлом уроке мы знакомились с творчеством замечательного поэта начала 20 века И.А.Бунина. Давайте послушаем еще одно его стихотворение.
(Чтение стихотворения И. Бунина подготовленным учеником.)
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой...

Какое настроение звучит в этом стихотворении?
- Какую картину вы представляете?
Учащиеся делятся впечатлениями.
Примерные ответы:
- Бунин пишет об осенней природе так, что мы, слушая его стихотворение, ощущаем, видим живые чудеса природы, сказочную ее красоту
- Тихо, тихо ходит осень по лесу, осыпая всё вокруг. Кружатся в воздухе листья, шуршат под ногами. Деревья шумят пурпуром и позолотой. Это напоминает последний бал перед долгой зимой. Поэтому немного грустно.
- Яркое голубое небо напоминает об уходящем лете и согревает оставшимся теплом.

Слайд 7
- Попытаемся понять, какими художественными средствами И. Бунин создает образ осени (повторяем понятие «образ – картина жизни, проникнутая чувствами и мыслями писателя.
Выпишите прилагательные, с помощью которых показал яркую красоту осенней природы.
Проверка.
- Здесь много прилагательных: расписной, лиловый, золотой, багряный, веселой, пестрою стеной, желтою, пестрый терем.
- Какие из этих прилагательных - эпитеты? Подчеркните их.
Повторяем материал прошлого урока: что такое эпитет.
- Вспомните определение эпитета.
- Слова какой части речи могут быть эпитетами?
- Всякое ли прилагательное – эпитет?
Проверка.

Слайд 8
- Какова роль цветовых прилагательных? Эпитетов?
- Цветовые прилагательные дают возможность увидеть, что осень уже провела своей волшебной кистью по деревьям и разбросала пятна краски, словно на палитре.
- Эпитет помогает почувствовать настроение поэта.
- Это верно. Но не только они. Сегодня мы разгадаем секреты сравнения, а поможет нам …осенний лес.

Слайд 9
Запись темы урока: «Секреты осеннего леса. Сравнение»

III. Объяснение нового материала. Работа над опорным конспектом.
Слайд 10
Составление опорного конспекта.
1) Секрет первый мы откроем, если внимательно вдумаемся в термин – «сравнение». Что он означает?
- Сравнение – от слова сравнивать, сопоставлять.

Слайд 11
Вчитаемся в стихотворение и узнаем, что с чем сравнивает поэт.
Учитель руководит исследовательской деятельностью учащихся: слабом классе – направляет, руководит, в сильном – учащиеся проделывают работу самостоятельно. В процессе поиска или при проверке акцентируется внимание на следующих терминах: предмет сравнения, объект сравнения, способ выражения. Делаются записи в тетради:
Лес - словно терем расписной
- стоит стеной
Елочки – как вышки
Просветы в небо – что оконца
Осень – вдовой вступает

Слайд 12
Секрет первый: сравнение – это сближение двух предметов или явлений с целью пояснения одного с помощью другого.

Слайд 13
2) Открываем секрет 2.
- Проанализируем выписанные сравнения (учитель читает их). На какие две группы можно разделить сравнения по способу выражения? (существительные с союзом и существительные в творительном падеже)

Слайд 14
- Запишите секрет 2:
Чаще всего сравнение выражается существительным с союзом как, словно, будто, точно, как будто, что = будто, а также существительным в творительном падеже.

Слайд 15
3) А секрет 3 мы разгадаем, если подумаем, какую роль играют сравнения в стихотворении?
- Сравнение с теремом помогает понять восхищение поэта, ведь терем – это верхний жилой ярус хором (древнерусских больших жилых домов), сооружавшийся над сенями.
- А какова роль сравнения осени с вдовой?
- Оно делает концовку стихотворения немного грустной, ведь природа умирает до весны, чтобы потом возродиться вновь.
- Сформулируйте вывод.
- Сравнение помогает понять чувства автора, его настроение. (Запись в опорный конспект.)
Чтение конспекта. Формулировка определения.

Слайд 16
СРАВНЕНИЕ – это сопоставление одного предмета или явления с другим, придающее описанию особую образность, наглядность, изобразительность.
Вывод:
- Таким образом, с помощью различных выразительных средств И. Бунин изобразил осенний лес, утопающий в разноцветном убранстве, во всей красе. Мы чувствуем его душистый аромат. Мы ощущаем радость, с одной стороны, и еще - грусть, с другой стороны.
Слайд 17
Физкультминутка
Мы, листики осенние, на веточках сидели.
Дунул ветер - полетели.
Полетели, полетели и на землю сели.
Ветер снова набежал и листочки все поднял,
Повертел их, покрутил и на землю опустил.

IV. Практикум. Закрепление изученного
Слайд 18
Игра «Осенние дары»
Цель: формировать умение находить сравнение в поэтических строчках, понимать его смысл.

Слайд 19
1) Еще одно имя, которое мы недавно с вами открыли, – К.Д.Бальмонт. Послушайте произведение этого поэта, где он изобразил красоту осени.
Чтение стихотворения.
Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.

Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.

Липы обруч золотой -
Как венец на новобрачной.
Лик березы - под фатой
Подвенечной и прозрачной.

Погребенная земля
В желтых кленах флигеля,
Словно в золоченых рамах.

Осень. Древний уголок
Старых книг, одежд, оружья,
Где сокровищ каталог
Перелистывает стужа.
- Сказочный чертог изобразил поэт в своем стихотворении. Для выразительности художественного образа он использует сравнения.

Слайд 20 - 22
Задание: найти сравнения в стихотворных строках, записать в тетради.
Самостоятельная работа.
1. Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.
2. Липы обруч золотой -
Как венец на новобрачной.
Лик березы - под фатой
Подвенечной и прозрачной
3. Погребенная земля
Под листвой в канавах, ямах.
В желтых кленах флигеля,
Словно в золоченых рамах.

Слайд 23-25
Проверка. Кто собрал больше всех осенних даров?
- В чем смысл сравнений поэта?

V. Творческая мастерская.
Слайд 26
Соревнование с поэтом.
Слайд 27
У поэта С.Орлова есть такие строки:
За окном ветерок веселится,
То подпрыгнет, то притаится,
И листочки бегут по дорожке,
Словно…
- Завершите строку, используя сравнение.
Учащиеся читают свои варианты
Сравниваем с вариантом поэта: «словно желтые мышки от кошки»
Обсуждаем варианты, приходим к выводу о сложности труда поэта

VI. Подведение итогов урока.
Слайд 28
- Н. Сладков писал:
«Тем хорош лес, что, сколько в него ни ходи, сколько ни смотри и ни слушай, а все увидишь невиданное и услышишь неслыханное»
- Как вы понимаете эти слова?
- Да, лес - источник загадок и тайн, но они открываются только зоркому глазу и чуткому сердцу.
Сегодня вы были именно такими, такими оставайтесь и дальше, и тогда вам откроется все богатство русской природы, которое вы сможете выразить с помощью слов.

Слайд 29
- Рефлексия
Среди множества чувств, которые вы испытали на уроке, выберите одно, наиболее значимое для вас. Поднимите красные карточки те, кто испытал восторг, кому интересно было открывать тайны?
- Молодцы! Красный – цвет энергии и активности.
Поднимите зеленые карточки те, кто был спокоен и не испытал особых эмоций?
- Хорошо! Но не забывайте, что эмоции необходимы в жизни, постарайтесь испытать их в чем-то другом.
- Поднимите коричневые карточки те, кому было некомфортно, кто не очень доволен своей работой?
- Я рада, что урок вам понравился! Желаю успехов в открытии новых тайн!

Слайд 30
Домашнее задание (на выбор)
1) выучить наизусть стихотворение К. Бальмонта или И.Бунина.
2) написать сочинение - миниатюру на тему: «Осенний лес», используя сравнения
3) Сочинить стихотворение об осени.


Полный текст материала Урок+презентация по литературе

Ғалия Абдихамиқызы-

учитель русского языка СЛОД №20 г. Талдыкорган

Тема осени в произведениях русских поэтов.

У писателя К.Паустовского есть такие прекрасные слова:»И если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только потому, чтобы испытать до конца все очарование и всю исцеляющую силу нашей природы. Любовь к родной природе- один из вернейших признаков любви к своей стране».

Заслуживает внимания откровение Паустовского, писавшего, что «мир состоит из великого множества соединений красок и света. И тот, кто легко и точно улавливает эти соединения,- счастливейший человек, особенно если он художник или писатель» . К числу счастливых можно отнести всех русских поэтов, восхищавщихся и певавщих родную природу.

Певец природы Михаил Пришвин не уставал говорить о том, что природа и человек- это одно целое. Очень важно, чтобы каждый человек научился любить и ценить природу. И жизнь станет для него неизмеримо богаче и интереснее. Он не будет равнодушным, бессердечным. Такой человек найдет природу прекрасной во все времена года.

« Осень, глубокая осень! Серое небо, низкие, тяжёлые, влажные облака. Голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса.
Листва на старых деревьях давно облетела, и только молодые отдельные берёзки сохраняют ещё свои увядшие желтоватые листья.
Ярко выступают сквозь красноватую сеть берёзовых ветвей вечнозелёные ели и сосны.
Устлана земля сухими разноцветными листьями: мягкими и пухлыми в сырую погоду и жесткими, хрупкими в морозы
»- так прекрасна природа в описании русских писателей.

Поэты учат нас вслушиваться в мир звуков, чтобы постичь его красоту. Прекрасное в природе всегда привлекало литераторов. Они открыли в природе мир тончайшей и светлой поэзии. Птичьи голоса, шум ветра, рокот моря- все, что звенит,гудит, стонет, заливается свистом и плачем- все это служит предметом эстетического освоения и становится достоянием муз, главным образом поэзии.

К примеру, раскройте Есенина, и вы сразу попадете в мир причудливого колорита, игры цветовых тонов, красочного разнообразия, к тому же звонкого. Здесь есть красный вечер и синий мрак, липовая цветь и деревенская синь, зеленый вечер и рыжие стога. Всего не исчерпать, все несет в себе песню. Многие есенинские зарисовки полны музыкального звучания: «Отговорила роща золотая.... Мир красочных переливов и светлых видений отражен в поэзии. Поэзия богата за счет самой природы. Но это не мертвый отблеск чужих цветов, а ярко горящие самоцветы. Они согреты мыслями, чувствами поэта и потому живые, трепетно- сладкие, чарующие. Природа дает материал, но вдохнуть в него жизнь, зарядить чувствами-это может поэт или писатель. Они вкладывают в этот материал частицу своей души.» Поистине бриллиант оживает в алмазе под умелой рукой гранильщика»-, писал Федор Худушин. «Прохожу садом и проникаюсь интересом к каждому дереву. Всматриваюсь в туманную даль и горю желанием отправиться в неведомые пределы, пройти родную землю из края в край. Примечаю, как светлеют дали с приближением весны и наполняются синевой небеса. В разгар лета вдруг обнаруживаю первые признаки грядущей осени: день убывает. Дрогнет сердце при мысли о долгих ночах и коротких днях, о ненастье и распутице- поистине унылая пора... Впрочем, убыль светлого времени возмещается красотой золотого наряда деревьев. Сады и леса будут пламенеть кострами. Унывать вроде бы некстати- дивная пора!»

Благоухающее очарование природы. Кто только не воспевал родную природу? В осенних ветрах мы улавливаем аромат яблок, целебную свежесть мяты, манящий вдаль грибной дух. Русская природа многих людей исцеляла своей мягкостью, добротой, красотой. Но она же умеет и околдовать, и очаровать, и дурманить.

«В очарованье русского пейзажа

Есть подлинная радость, но она

Открыта не для каждого и даже

Не всякому художнику видна»,- писал Николай Заболоцкий

В конце октября иногда устанавливается удивительная погода. Утром выпадает роса, холодная, обжигающая ноги, кое-где появляется даже утренник, белый, хрустящий. И тогда чудесная панорама открывается взору. Каждый лист, упавший на землю, каждая паутинка, протянутая там и сям, песчаный берег неширокой речонки, сплошь зараставший летом темно-зеленой растительностью, - все словно обсыпано пудрой.
Небо чистое, и оно такого синего цвета, какого не увидишь в жаркую летнюю пору. В безветренную погоду солнце начинает пригревать, и вскоре там, где хрустел под ногами заморозок, появляются россыпи крупной, как отборные бриллианты, росы. Особенно красива паутина, обсыпанная росой. Это ли не волшебное царство! Остановись перед этой дивной картиной и вознаградишь себя сказочным зрелищем. Величава золотая осень. Чист и прозрачен воздух. Виднее широкий простор. Горизонт слегка окутывается лиловой дымкой.

Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный, весёлой пёстрою стеной стоит над светлою поляной», «Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу…», «Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса - люблю я пышное природы увяданье, в багрец и золото одетые леса…», «Поспевает брусника, стали дни холоднее, и от птичьего крика в сердце только грустнее…»«Осень, осень… Солнце в тучах отсырело. Даже в полдень светит тускло и несмело», «В саду осеннем у дорожки…», «В ноябре на дворе очень пусто..», Есть в осени первоначальной…», «Весь лес ещё зелёный…». «Зашумела у опушки ярко-жёлтая листва» .

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора-

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто все-простор везде.

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь-

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле.

Ф.Тютчев. Осень

Осень вплетает березам золото в кудри, раскидывает по полянам белесые облака туманов, гонит по перелескам серебряные нити паутины. Знобкий порывистый ветер, словно чародей, покрывает поляны и лесные просеки пестрым ковром сорванных листьев.

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят ;

Лишь вдали красуются, там на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин...

(А. Толстой)

Поэты нарекли сентябрь вечером года.В садах доцветают астры, поникают пышные георгины. С полей тянутся возы с тугими кочанами, со спелым овощем.

И вот сентябрь! И вечер года к нам

Подходит. На поля и горы

Уже мороз бросает по утрам

Свои сребристые узоры.

(Е.Баратынский)

Август- астры,

Август- звезды,

Август- грозди

Винограда и рябины

Ржавой- август!

Полновесным, благосклонным

Яблоком своим имперским,

Как дитя, играешь, август.

Как ладонью, гладишь сердце

Именем своим имперским:

Август- Сердце!

Месяц поздних поцелуев,

Поздних роз и молний поздних!

Ливней звездных-

Август!- Месяц

Ливней звездных!

М.Цветаева

Ясные дни пронизаны ароматом поздних цветов и яблок. И хотя уже скошены поля, добрый запах хлеба держится еще долго.

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.

Ей сегодня примечталось,

Что совсем-совсем немного

Ждать зимы седой осталось…

С. Есенин

Последние дни сентября оглашены кликами отбывающих гусей и журавлей.

Поздняя осень. Грачи улетели,

Лес обнажился, поля опустели,

Только не сжата полоска одна…

Грустную думу наводит она.

Н.Некрасов

Как жадно к югу рвутся птицы

Сквозь листопад, сквозь холода.

Чтоб солнца досыта напиться

И на чужбине убедиться,

Что Родина не повторится

Ни в чем,

Нигде

И никогда...

В.Молодяков.

Осень пришла и завладела землей. Все сразу стало осенним. В саду суетились синицы. Крик их был похож на звон разбитого стекла. Они висели вниз головами на ветках и заглядывали в окно из-под листьев клена.

Каждое утро в саду,как на острове, собирались перелетные птицы. Под свист, клекот и карканье в ветвях поднималась суматоха. Только днем в саду было тихо: беспокойные птицы улетали на юг.

Начался листопад. Листья падали дни и ночи. Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. Леса моросили дождем облетевшей листвы.

Ну как не воскликнуть тут: «Красота-то какая! Как упоительны в России вечера!»

Осень

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

А. Пушкин

Октябрь- месяц листопадов. Оранжевые, бурые, красные, желтые листья падают на землю. Как живые шуршат под ногами. Самый длинный срок листопада у березы: он длится два месяца. А как чудесен букет из осенних листьев!

В октябре между нудными осенними дождями сияет чистое небо.

На севере в конце октября деревья стоят голые, притихшие. Поля опустели. Пришла настоящая осень- дождливая, холодная.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

И.Северянин

Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки. Они пропитались солнцем. К осени листочки стали золотыми. Капля воды стукнула по листку. Лист упал. Синица села на дерево. Во все стороны брызнули листья. Ветер закружил листву. Зашумел золотой дождь. Как красиво осенью в лесу. Ты видел золотой дождь.

« Три осени » А.Ахматовой :

Мне летние просто невнятны улыбки,
И тайны в зиме не найду,
Но я наблюдала почти без ошибки
Три осени в каждом году.

Осенью

Когда сквозная паутина

Разносит нити ясных дней

И под окном у селянина

Далекий благовест слышней.

Мы не грустим, пугаясь снова

Дыханья близкого зимы,

Яснее понимаем мы.

Афанасий Фет

Солнце осени

Люблю я солнце осени, когда

Меж тучек и туманов пробираясь,

Оно кидает бледный мертвый луч

На дерево, колеблемое ветром,

И на сырую степь. Люблю я солнце....

Михаил Лермонтов

Осень

Настала осень; непогоды

Несутся в тучах от морей;

Угрюмеет лицо природы.

Не весел вид нагих полей;

Леса оделись синей тьмою,

Туман гуляеет над землею

И омрачает свет очей.

Все умирает, охладело;

Пространство дали почернело;

Нахмурил брови белый день;

Дожди бессменные полились;

К людям в соседки поселились

Тоска и сон, хандра и лень.

Алексей Кольцов

Осенние листья по ветру кружат..

Осенние листья по ветру кружат.

Осенние листья в тревоге вопят:

«Все гибнет, все гибнет! Ты черен и гол,

О лес наш родимый, конец твой пришел!»

Не слышит тревоги их царственный лес.

Под темной лазурью суровых небес

Его спеленали могучие сны.

И зреет в нем сила для новой весны.

Аполлон Майков

Порыжели холмы...

Порыжели холмы.

Зноем выжжены,

И так близко обрывы хребтов.

На стене нашей глинистой хижины

Уж не пахнет венок из цветов.

Из заветных засохших цветов.

Море еще в блеске теряется,

Тонет в солнечной светлой пыли:

Что ж так горестно парус склоняется.

Белый парус в далекой дали?

Ты меня позабудешь вдали

Иван Бунин

Осень

Осень! Небо тучно,

Ветер шумит.

Природа скучно

Всюду глядит.

Цветы поблекли;

Деревья голы:

Сады заглохли,

Печальны долы.

И птиц не слышно,

Все улетели.

В последний раз весне

Песню спели.

Осень! Небо тучно.

Дождик льет,

Печально, скучно

Время идет.

Сергей Есенин

О каждом осеннем месяце писали поэты.

Осыпал лес свои вершины.

Сад обнажил свое чело.

Дохнул сентябрь..

Афанасий Фет

Октябрь уж наступил-

Уж роща отряхает

Последние листы

С нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад-

Дорога промерзает.

Журча, бежит за мельницу ручей.

Александр Пушкин

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день.

Лесов таинственная сень

С печальным шумомо обнажалась.

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

Александр Пушкин

Задания:

    Найти сравнения в тексте и подчеркнуть , найти выразительные средства.

    Какой период осени описан в данном стихотворении?
    – Как называется середина осени?
    – Какие строки стихотворения говорят нам, что это золотая осень?
    – Подберите иллюстрацию к этому стихотворению?
    – По каким приметам узнаем, что это середина осени?

Определите автора поэтических строк.

«Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный, весёлой пёстрою стеной стоит над светлою поляной», «Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу…», «Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса - люблю я пышное природы увяданье, в багрец и золото одетые леса…», «Поспевает брусника, стали дни холоднее, и от птичьего крика в сердце только грустнее…» «Осень, осень… Солнце в тучах отсырело. Даже в полдень светит тускло и несмело», «В саду осеннем у дорожки…», «В ноябре на дворе очень пусто..», Есть в осени первоначальной…», «Весь лес ещё зелёный…». «Зашумела у опушки ярко-жёлтая листва»)

Определить пространство в художественном тексте.

Внешние и открытые:

Внутренние и закрытые:

Динамические: (находится в движении)

Географические:

Алгоритм моделирования:

    Разметка художественного текста.

    Сбор информации по тексту:

    Задания: подчеркните в тексте существительные, глаголы, прилагательные, которые называют, обозначают пространство, движение в пространстве.

Это второй урок-практикум из серии «Изобразительно-выразительные средства языка» в 5 классе. Научность и глубина излагаемого на уроке теоретического материала сочетается с увлекательной формой подачи этого материала. Занимательность, выступая первоначальным толчком в проявлении познавательного интереса, выступает как средство создания положительного фона всего урока, является опорой для развития памяти. Презентацию к этому уроку Вы можете скачать по ссылке:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Серия уроков-практикумов по теме: «Изобразительно-выразительные средства языка»

(на материале темы «Лирика начала 20 века» в 5 классе)

Тематическое планирование

Номер

урока

Тема

Вводный урок-концерт «Лирика начала 20 века»

К.Д. Бальмонт. Слово о поэте. Тема сказки в стихотворениях Бальмонта («Золотая рыбка», «Фейные сказки»).

3. Пр.

Тайны зимы. Эпитет» (К.Бальмонт «Снежинка»)

И.А.Бунин. Тема детства в лирике поэта. («Детство»)

5.Пр.

Секреты осеннего леса. Сравнение. (И.Бунин «Лес словно терем расписной…», К.Бальмонт «Поспевает брусника…», «Осень. Сказочный чертог…»)

6.Пр.

Летние чудеса. Метафора. (И.Бунин «Сказка»)

С.Есенин. Поэтический образ Родины.

8.Пр.

Весенняя сказка. Олицетворение. (П.Соловьева «В лесу, где березки столпились гурьбой…», С.Есенин «Черемуха»)

И.Северянин. Тема защиты природы в лирике поэта («В парке плакала девочка…», «Что шепчет парк…»).

Контрольная работа по теме: «Изобразительно-выразительные средства языка»

Цели уроков :

  1. Формировать представление о поэзии как об особом взгляде на мир, учить воспринимать окружающий мир живым и одушевленным, ощущать его красоту
  2. Развивать познавательный опыт, художественный вкус.
  3. Моделировать среду для раскрытия творческого потенциала личности, индивидуальных особенностей каждого ученика.

Знания, умения, навыки и качества:

1. Формируются базовые знания о языке художественной литературы.

2. Закрепляются практические навыки частичного анализа поэтического текста,

3.Актуализируются знания об особенностях формы и содержания лирического произведения.

4. Развивается личность школьника, его эстетический опыт, познавательная культура, логическая память.

5. Формируются речевая, лингвистическая, исследовательская компетенции

Межпредметные связи : русский язык, изобразительное искусство, музыка.

Мультимедиа-урок №5

Тема: « Секреты осеннего леса. Сравнение»

Тип: урок-практикум

Задачи:

  1. Сформировать понятие о сравнении как средстве художественной выразительности, научить находить сравнение в поэтических строках.
  2. Развивать навыки анализа стихотворения.
  3. Приобщать к красоте русского пейзажа через различные виды искусства.
  4. Воспитывать любовь и бережное отношение к поэтическому слову.

Оборудование : учебник литературы под редакцией Т.Ф.Курдюмовой, 5 класс, часть 2; раздаточный материал (тексты стихотворений И.Бунина), мультимедиа проектор, компьютер с установленной программой Microsoft Office, акустическая система.

План урока.

  1. Актуализация жизненных впечатлений. Создание положительной мотивации.

Повторение изученного Литература и другие виды искусства

  1. Объяснение нового материала. Работа над опорным конспектом.

Частичный анализ стихотворения И.Бунина

  1. Практикум. Закрепление изученного. Игра «Осенние дары»
  2. Творческая мастерская.
  3. Подведение итогов урока.

Конспект урока.

  1. Актуализация жизненных впечатлений. Создание положительной мотивации.

Слайд 2

Вот и наступила осень. Все чаще хмурится небо, холоднее ночи, идут затяжные моросящие дожди. А порывистый ветер покрывает поляны и лесные просеки пестрым ковром сорванных листьев. Да, жаль расставаться с теплыми солнечными днями . Мы сидим у окна, залитого каплями дождя, и совсем не хочется выходить на улицу.

Слайд 3

  1. Музыка.

Вы слушаете музыку уже известного вам композитора П.И.Чайковского из цикла «Времена года. Октябрь». Какое настроение она у вас вызывает?

Музыка осени печальная. Улетают птицы, опадает листва. Природа плачет, прощаясь с летом. И все же задумчивая мелодия осени очаровывает нас своей грустной красотой.

Созвучно ли музыке П. И. Чайковского стихотворение уже известного вам поэта К.Д.Бальмонта? (анимация по щелчку). Читает ученик.

ОСЕНЬ

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,

Нет в цветах благовонья.

Скоро Осень проснется

И заплачет спросонья.

Какое настроение звучит в этом стихотворении? (Учащиеся делятся своими чувствами)

С помощью каких слов это настроение создается?

Стали дни холоднее , стало грустнее, реже смеется , осень… заплачет спросонья.

Созвучно ли оно музыке Чайковского?

Слайд 4

В нашей картинной галерее сегодня одно полотно – Исаака Левитана «Золотая осень» Что на ней изображено?

Левитан изобразил неширокую речушку, спокойно несущую свои воды меж невысоких берегов.

Слева – берёзовая роща, справа – лишь отдельные деревья, вдали – осенний лес. Небо синее, ясное, покрытое легкими облаками.

Какие чувства вызывает эта картина?

Прохладный день рождает ощущение бодрости и покоя.

Да, осень может быть и другой, искусной чародейкой с богатой палитрой красок. Такого разнообразия и буйства цвета нет ни у одного времени года. Всё завораживает, пленит, очаровывает. Нежарко греет осеннее солнце. Его мягкие лучи озаряют всё вокруг спокойным, ровным светом. Молодые берёзки - в золотых одеждах, кое – где краснеют листья осени. Очень хочется побродить по дорожкам, подышать осенним воздухом. Испытываешь необъяснимое счастье и лёгкую грусть.

Сделаем вывод:

Что объединяет все виды искусства?

Любовь к родной природе, тихое любование её прелестями.

Чем поэзия отличается от других видов искусства?

Музыкант выражает свое настроение с помощью звуков. Художник – с помощью красок, а поэт, как кисточкой, рисует – словом, а мы разгадываем их секреты.

Действительно, в отличие от других видов искусства, в литературном произведении поэт может, используя красоту и силу поэтического слова, выразить самые яркие чувства и переживания от увиденного, описать словесно всё очарование русской природы.

II. Повторение изученного.

Слайд 5

На прошлом уроке мы знакомились с творчеством замечательного поэта начала 20 века И.А.Бунина. Давайте послушаем еще одно его стихотворение.

  1. Чтение стихотворения И. Бунина подготовленным учеником.

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют


То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,


И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой...

Какое настроение звучит в этом стихотворении?

Какую картину вы представляете?

  1. Учащиеся делятся впечатлениями.

Примерные ответы:

Бунин пишет об осенней природе так, что мы, слушая его стихотворение, ощущаем, видим живые чудеса природы, сказочную ее красоту

Тихо, тихо ходит осень по лесу, осыпая всё вокруг. Кружатся в воздухе листья, шуршат под ногами. Деревья шумят пурпуром и позолотой. Это напоминает последний бал перед долгой зимой. Поэтому немного грустно.

Яркое голубое небо напоминает об уходящем лете и согревает оставшимся теплом.

Слайд 6

Попытаемся понять, какими художественными средствами И. Бунин создает образ осени (повторяем понятие «образ – картина жизни, проникнутая чувствами и мыслями писателя.

  1. Выпишите прилагательные, с помощью которых показал яркую красоту осенней природы.
  2. Проверка.

Здесь много прилагательных: расписной, лиловый, золотой, багряный, веселой, пестрою стеной, желтою, пестрый терем.

Какие из этих прилагательных - эпитеты? Подчеркните их.

  1. Повторяем материал прошлого урока: что такое эпитет.

Вспомните определение эпитета.

Слова какой части речи могут быть эпитетами?

Всякое ли прилагательное – эпитет?

  1. Проверка.

Какова роль цветовых прилагательных? Эпитетов?

Цветовые прилагательные дают возможность увидеть, что осень уже провела своей волшебной кистью по деревьям и разбросала пятна краски, словно на палитре.

Эпитет помогает почувствовать настроение поэта.

Это верно. Но не только они. Сегодня мы разгадаем секреты сравнения, а поможет нам …осенний лес.

Слайд 7

  1. Запись темы урока: «Секреты осеннего леса. Сравнение»

III. Объяснение нового материала. Работа над опорным конспектом.

Слайд 8

  1. Составление опорного конспекта.

1) Секрет первый мы откроем, если внимательно вдумаемся в термин – «сравнение». Что он означает?

Сравнение – от слова сравнивать, сопоставлять.

Слайд 9

Вчитаемся в стихотворение и узнаем, что с чем сравнивает поэт.

  1. Учитель руководит исследовательской деятельностью учащихся: слабом классе – направляет, руководит, в сильном – учащиеся проделывают работу самостоятельно. В процессе поиска или при проверке акцентируется внимание на следующих терминах: предмет сравнения, объект сравнения, способ выражения. Делаются записи в тетради:

Лес - словно терем расписной

Стоит стеной

Елочки – как вышки

Просветы в небо – что оконца

Осень – вдовой вступает

Слайд 10

Секрет первый: сравнение – это сближение двух предметов или явлений с целью пояснения одного с помощью другого.

Слайд 11

2) Открываем секрет 2.

Проанализируем выписанные сравнения (учитель читает их). На какие две группы можно разделить сравнения по способу выражения? (существительные с союзом и существительные в творительном падеже)

Слайд 12

Запишите секрет 2:

Чаще всего сравнение выражается существительным с союзом как, словно, будто, точно, как будто, что = будто, а также существительным в творительном падеже.

Слайд 13

3) А секрет 3 мы разгадаем, если подумаем, какую роль играют сравнения в стихотворении?

Сравнение с теремом помогает понять восхищение поэта, ведь терем – это верхний жилой ярус хором (древнерусских больших жилых домов), сооружавшийся над сенями.

А какова роль сравнения осени с вдовой?

Оно делает концовку стихотворения немного грустной, ведь природа умирает до весны, чтобы потом возродиться вновь.

Сформулируйте вывод.

- Сравнение помогает понять чувства автора, его настроение. (Запись в опорный конспект.)

  1. Чтение конспекта. Формулировка определения.

Слайд 14

СРАВНЕНИЕ – это сопоставление одного предмета или явления с другим, придающее описанию особую образность, наглядность, изобразительность.

Вывод:

Таким образом, с помощью различных выразительных средств И. Бунин изобразил осенний лес, утопающий в разноцветном убранстве, во всей красе. Мы чувствуем его душистый аромат. Мы ощущаем радость, с одной стороны, и еще - грусть, с другой стороны.

Слайд 15

  1. Физкультминутка

Мы, листики осенние, на веточках сидели.
Дунул ветер - полетели.
Полетели, полетели и на землю сели.
Ветер снова набежал и листочки все поднял,
Повертел их, покрутил и на землю опустил.

  1. Практикум. Закрепление изученного

Слайд 16

Игра «Осенние дары»

Цель: формировать умение находить сравнение в поэтических строчках, понимать его смысл.

Слайд 17

  1. Еще одно имя, которое мы недавно с вами открыли, – К.Д.Бальмонт. Послушайте произведение этого поэта, где он изобразил красоту осени.
  1. Чтение стихотворения.

Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.

Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.

Липы обруч золотой -
Как венец на новобрачной.
Лик березы - под фатой
Подвенечной и прозрачной.

Погребенная земля
Под листвой в канавах, ямах.
В желтых кленах флигеля,
Словно в золоченых рамах.

Осень. Древний уголок
Старых книг, одежд, оружья,
Где сокровищ каталог
Перелистывает стужа.

Сказочный чертог изобразил поэт в своем стихотворении. Для выразительности художественного образа он использует сравнения.

Слайд 18-20

Задание: найти сравнения в стихотворных строках, записать в тетради.

  1. Самостоятельная работа.
  1. Как на выставке картин:
    Залы, залы, залы, залы
    Вязов, ясеней, осин
    В позолоте небывалой.
  2. Липы обруч золотой -
    Как венец на новобрачной .
    Лик березы - под фатой
    Подвенечной и прозрачной
  3. Погребенная земля
    Под листвой в канавах, ямах.
    В желтых кленах флигеля,
    Словно в золоченых рамах .

Слайд 21-23

  1. Проверка. Кто собрал больше всех осенних даров?

В чем смысл сравнений поэта?

V. Творческая мастерская.

Слайд 24

Соревнование с поэтом.

Слайд 25

У поэта С.Орлова есть такие строки:

За окном ветерок веселится,

То подпрыгнет, то притаится,
И листочки бегут по дорожке,

Словно…

Завершите строку, используя сравнение.

  1. Учащиеся читают свои варианты
  2. Сравниваем с вариантом поэта: «словно желтые мышки от кошки»
  1. Обсуждаем варианты, приходим к выводу о сложности труда поэта
  1. Подведение итогов урока.

Слайд 26

Н. Сладков писал:

«Тем хорош лес, что, сколько в него ни ходи, сколько ни смотри и ни слушай, а все увидишь невиданное и услышишь неслыханное»

Как вы понимаете эти слова?

Да, лес - источник загадок и тайн, но они открываются только зоркому глазу и чуткому сердцу.
Сегодня вы были именно такими, такими оставайтесь и дальше, и тогда вам откроется все богатство русской природы, которое вы сможете выразить с помощью слов.

Слайд 27

Рефлексия

Среди множества чувств, которые вы испытали на уроке, выберите одно, наиболее значимое для вас. Поднимите красные карточки те, кто испытал восторг, кому интересно было открывать тайны?

Молодцы! Красный – цвет энергии и активности.

Поднимите зеленые карточки те, кто был спокоен и не испытал особых эмоций?

Хорошо! Но не забывайте, что эмоции необходимы в жизни, постарайтесь испытать их в чем-то другом.

Поднимите коричневые карточки те, кому было некомфортно, кто не очень доволен своей работой?

Я рада, что урок вам понравился! Желаю успехов в открытии новых тайн!

Слайд 28

Домашнее задание (на выбор)

  1. выучить наизусть стихотворение К. Бальмонта или И.Бунина.
  2. написать сочинение - миниатюру на тему: «Осенний лес», используя сравнения
  3. Сочинить стихотворение об осени.

С Вами Реджина 80.

Давайте проведем Опнутый конкурс тёплых и лиричных стихов. Начнём радоваться поэтической осени! На этот раз тема - «Сравнения осени».
Сравнение - это стилистический приём, основанный на образном сопоставлении двух предметов или состояний.
Золотая осень - пора вдохновляющая красотой и удивляющая красками. Как много русских поэтов любили и описывали её в своих творениях!

Иван Бунин

ЛИСТОПАД

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой…

Борис Пастернак

ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ

Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.
Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.
Липы обруч золотой -
Как венец на новобрачной.
Лик березы - под фатой
Подвенечной и прозрачной.
Погребенная земля
Под листвой в канавах, ямах.
В желтых кленах флигеля,
Словно в золоченых рамах.
Где деревья в сентябре
На заре стоят попарно,
И закат на их коре
Оставляет след янтарный.
Где нельзя ступить в овраг,
Чтоб не стало всем известно:
Так бушует, что ни шаг,
Под ногами лист древесный.
Где звучит в конце аллей
Эхо у крутого спуска
И зари вишневый клей
Застывает в виде сгустка.
Осень. Древний уголок
Старых книг, одежд, оружья,
Где сокровищ каталог
Перелистывает стужа.
°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°

***
Ваши стихотворения могут быть о пришедшей осенью любви, об интересном путешествии, о поразительном осеннем пейзаже, но обязательно должно быть сравнение.
Сравним осень!

Предлагаю прислать на конкурс для открытого прочтения и голосования стихи на тему «Сравнения осени»
Жанр стиха - любой. Это может быть стихотворение для детей, сказка, лирическая история. Что угодно, но не поэма и не пародия.
Все стихи, которые не соответствуют теме, будут автоматически ведущим определяться во внеконкурсные. Но Вы можете и сами изъявить желание участвовать своим стихотворением во внеконкурсной группе.
Форма стиха - любая.
В этом конкурсе участвуют ранее опубликованные стихи, и его цель авторам известна - получить и написать рецензии.
Поскольку в рейтинг попадают ОПнутые стихи, которые очень понравились (ОП) рецензентам, то пора нам попробовать попасть в рейтинг в конце сентября 2017 г.
Участвовал ли стих в каком-либо стихирском конкурсе или нет - это на рейтинге не отражается. А зря.
Давайте совместим полезное и приятное.

Проведем конкурс по опубликованным стихам. И при голосовании мы не просто будем выбирать лучшие, а будем посещать страничку и писать рецензии, и нажимать зеленую кнопочку (заветную!). Если я голосую за это стихотворение - значит, я пишу рецензию автору. И ему приятно, и баллы капают, и в рейтинг попадаем.

Каждый автор приходит на конкурс сам или с подружкой, или другом (желательно). Чтобы было больше читателей и ОПов. Вот будет веселье!
Но чтобы не портить веселье не надо брать с собой клонов!
Принимаются стихотворения от авторов, зарегистрированных на Стихи.ру не позднее 1 сентября 2016 года, от авторов - постоянных участников конкурсов на Единомышьленниках или по рекомендации постоянных участников-Единомышьленников.
На голосование отводится 2 дня (предположительно 26 и 27 сентября 2017 г.) , а то смысла нет, рейтинг не учтет эти ОПы. Пока - набор стихов.

Итак, условия конкурса понятны!

Участие в конкурсе платное - перечисляем минимум 100 баллов, а можно и больше, кто не жадный, на логин adherent.
Присылаете стих и перечисляете баллы!
Из этих перечислений создается казна этого конкурса, которая разделится на несколько призовых мест и другие призы.

Внимание!

П О Ж А Л У Й С Т А!
Оформляйте заявку ТОЛЬКО так:

Пейзажные зарисовки А. С. Пушкина не только отображают красоту природы, но и являются фоном философских раздумий. Эта особенность демонстрируется и в стихотворении, о котором пойдет речь в статье. Его изучают в 8 классе. Предлагаем облегчить подготовку к уроку, используя краткий анализ «Осень» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение было написано осенью 1833 г., когда поэт пребывал в Болдино. В это время А. С. Пушкин чувствовал творческий подъем, в его блокнотах появилось много новых произведений.

Тема стихотворения – красота осени и зимы, которые противопоставляются лету; поэтическое творчество.

Композиция – Стихотворение написано в форме монолога лирического героя, в котором по смыслу можно выделить несколько частей: пейзажные зарисовки, посвященные разным временам года, рассказ о вдохновенье, окрыляющем поэта в зимнее время. Формальная организация - 12 частей, 11 из которых - октавы, 1 - моностих.

Жанр – послание.

Стихотворный размер – шестистопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ и параллельная ААВВ.

Метафоры «роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей», «будит лай собак уснувшие дубравы», «весной я болен; кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены», «поминки ей творим мороженым и льдом», «желания кипят.

Эпитеты «чахоточная дева» , «пышное увяданье», красота блистающая» .

Сравнения «как поля, мы страждем от засухи».

История создания

История создания произведения связана с поездкой Александра Сергеевича в Болдино. Там он имел возможность хорошо отдохнуть и предаться творчеству. Об этом свидетельствуют письма поэта, адресованные жене. В них Пушкин описывал свою болдинскую жизнь, а также признавался, что «уже написал пропасть». Болдинский период творчества исследователи по праву считают одной из самых продуктивных творческих ступеней поэта. Анализируемое стихотворение создавалось осенью 1833 г., но до конца его автор не дописал.

Тема

В стихотворении видим традиционные для русской и мировой литературы темы. Автор умело переплетает несколько тем, наиболее выразительно звучат такие: красота осенней и зимней природы, недостатки лета и весны, зимнее вдохновение для поэтического творчества и раздумий над смыслом жизни. В контексте темы развивается идея о том, что осень и зима - совсем не время для тоски и уныния, если суметь увидеть их красоту, они станут вдохновителями к созданию прекрасного.

В центре стихотворения лирический герой. Чтобы приблизить его к читателю, автор подает монолог от первого лица. Герой наблюдает за природой и рассказывает о своих предпочтениях. Он с наслажденьем смотрит, как деревья сбрасывают листья, пруд и дорога замерзают, а сосед спешит на охоту.

Во второй части объясняется его восторг: мужчина не любит весну из-за грязи и неприятного запаха. Осень же - вестница зимы. А уж зима покоряет сердце лирического героя белым снегом, бегом саней.

После краткой зимней зарисовки лирический герой начинает описывать теплое время года. У большинства людей они вызывают положительные эмоции, но только не у Пушкинского лирического «Я». Он находит в лете недостатки, которые мучают людей: комары, мухи, засухи. В октаве-обращении к лету автор создает интересную метафору, в которой отображает русские народные традиции: « жаль зимы старухи, и, проводив ее блинами и вином, поминки ей творим мороженым и льдом ». Блины в этих строках символизирую Масленицу.

Далее лирический герой снова возвращается к осенним пейзажам. Он восхищается каждым проявлением золотой красавицы. Даже увядание называет пышным. Мужчина твердо уверен, что осень и зима полезны для его здоровья.

В последних частях стихотворения находим описание зимних вечеров, которые лирический герой проводит в своих думах. В это время им руководит воображение. Так из-под его пера появляются стихотворения. Процесс поэтического творчества в произведении подан как нечто, что происходит само собой, поэт только записывает мысли и рифмы. Произведение заканчивается риторическим вопросом, который каждый читатель может истолковать по-своему.

Композиция

Стихотворение по смыслу можно разделить на несколько частей: пейзажные зарисовки, посвященные разным временам года, рассказ о вдохновении, окрыляющем поэта в зимнее время. Пейзажные зарисовки расположены не друг за другом, а чередуются в несколько хаотическом порядке. Формально произведение состоит из одиннадцати октав (восьмистиший) и одного моностиха. Особенности формальной организации связаны с тем, что произведение недописанное.

Жанр

Жанр стихотворения - послание, так как лирический герой обращается к читателю. Стихотворный размер - шестистопный ямб. А. Пушкин использует два вида рифмовки перекрестную АВАВ и параллельную ААВВ.

Средства выразительности

Практически в каждом стихе «Осени» поэт использует средства выразительности. Это основные инструменты для раскрытия темы и реализации идеи. Также при помощи них создаются образы природы, воспроизводятся чувства и эмоции лирического героя.

Преобладают в стихотворении метафоры : «роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей», «будит лай собак уснувшие дубравы», «весной я болен; кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены», «поминки ей творим мороженым и льдом», «желания кипят» . Завершающие штрихи «наносятся» при помощи эпитетов : «чахоточная дева» , «пышное увяданье» . Сравнение всего одно: «как поля, мы страждем от засухи».

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 17.