Меню
Бесплатно
Главная  /  Ячмень  /  Зачем нужна «Булава», когда есть «Синева»? Баллистическая ракета "Синева": характеристики, описание и интересные факты Ракета межконтинентальной дальности «Булава»

Зачем нужна «Булава», когда есть «Синева»? Баллистическая ракета "Синева": характеристики, описание и интересные факты Ракета межконтинентальной дальности «Булава»

Баллистическая ракета подводного базирования «Синева» по ряду характеристик превосходит американский аналог «Трайдент-2»
Успешный, уже 27-й по счету пуск 12 декабря баллистической ракеты «Синева» с борта атомного подводного ракетного крейсера стратегического назначения (РПК СН) «Верхотурье» подтвердил: у России есть возмездия. Ракета преодолела около 6 тысяч км и поразила условную цель на камчатском полигоне Кура. К слову, подлодка «Верхотурье» является глубоко модернизированным вариантом атомных субмарин проекта 667БДРМ класса «Дельфин» (Delta-IV по классификации НАТО), которые составляют сегодня основу морских сил стратегического ядерного сдерживания.

Для тех, кто ревностно следит за состоянием наших оборонительных возможностей, это уже не первое и достаточно привычное сообщение об успешных пусках «Синевы». В нынешней достаточно тревожной международной обстановке многих интересует вопрос возможностей нашей ракеты в сравнении с ближайшим зарубежным аналогом - американской ракетой UGM-133A Trident-II D5 («Трезубец-2»), в обиходе - «Трайдент-2».

Ледяная «Синева»

Ракета Р-29РМУ2 «Синева» предназначена для поражения стратегически важных объектов противника на межконтинентальных дальностях. Она является основным вооружением стратегических ракетных крейсеров проекта 667БДРМ и создана на базе МБР Р-29РМ. По классификации НАТО - SS-N-23 Skiff, по договору СНВ - РСМ-54. Представляет собой жидкостную трехступенчатую межконтинентальную баллистическую ракету (МБР) морского подводного базирования третьего поколения. После принятия на вооружение в 2007 году планировалось выпустить около 100 ракет «Синева».

Стартовая масса (полезная нагрузка) «Синевы» не превышает 40,3 тонны. Разделяющаяся головная часть МБР (2,8 тонны) на дальность до 11 500 км может доставить в зависимости от мощности от 4 до 10 боевых блоков индивидуального наведения.

Максимальное отклонение от цели при старте с глубины до 55 м не превышает 500 м, что обеспечивает эффективная бортовая система управления с использованием астрокоррекции и спутниковой навигации. Для преодоления противоракетной обороны противника «Синева» может оснащаться специальными средствами и использовать настильную траекторию полета.

Это основные данные МБР «Синева», известные из открытых источников. Для сравнения приведем основные характеристики американской ракеты «Трайдент-2», являющейся ближайшим аналогом российского «подводного» меча.


Межконтинентальная баллистическая трехступенчатая ракета Р-29РМУ2 «Синева». Фото: сайт


Американский «Трезубец» - «Трайдент-2»

Твердотопливная межконтинентальная баллистическая ракета морского подводного базирования «Трайдент-2» принята на вооружение в 1990 году. Имеет более легкую модификацию - «Трайдент-1» - и предназначена для поражения стратегически важных целей на территории противника; по решаемым задачам аналогична российской «Синеве». Ракетой оснащаются американские субмарины SSBN-726 класса «Огайо». В 2007 году ее серийное производство прекращено.

При стартовой массе 59 тонн МБР «Трайдент-2» способна доставить полезную нагрузку весом 2,8 тонны на удаление 7800 км от места старта. Максимальная дальность полета в 11 300 км может быть достигнута за счет снижения веса и количества боевых блоков. В качестве полезной нагрузки ракета может нести 8 и 14 боевых блоков индивидуального наведения средней (W88, 475 кт) и малой (W76, 100 кт) мощности соответственно. Круговое вероятное отклонение этих блоков от цели составляет 90–120 м.

Сравнение характеристик ракет «Синева» и «Трайдент-2»

В целом «Синева» по основным характеристикам не уступает, а по ряду превосходит американскую МБР «Трайдент-2». При этом наша ракета, в отличие от заокеанского аналога, обладает большим потенциалом модернизации. В 2011 году был испытан и в 2014-м принят на вооружение новый вариант ракеты - Р-29РМУ2.1 «Лайнер». Кроме того, модификация Р-29РМУ3 при необходимости может заменить твердотопливную МБР «Булава».

Наша «Синева» является лучшей в мире по энергомассовому совершенству (отношение массы боевой нагрузки к стартовой массе ракеты, приведенное к одной дальности полета). Этот показатель в 46 единиц заметно превышает аналогичный показатель МБР «Трайдент-1» (33) и «Трайдент-2» (37,5), что непосредственно сказывается на максимальной дальности полета.

«Синева», запущенная в октябре 2008 года из Баренцева моря атомной субмариной «Тула» из подводного положения, пролетела 11 547 км и доставила макет головной части в экваториальную часть Тихого океана. Это на 200 км превышает аналогичный показатель «Трайдента-2». Такого запаса дальности не имеет ни одна ракета в мире.

По сути, российские ракетные подводные крейсеры стратегического назначения способны обстрелять центральные штаты США с позиций непосредственно у своих берегов под защитой надводного флота. Можно сказать, не покидая причала. Но есть примеры и того, как подводный ракетоносец осуществлял скрытный, «подледный» пуск «Синевы» из арктических широт при толщине льда до двух метров в районе Северного полюса.

Российская межконтинентальная баллистическая ракета может быть запущена носителем, который движется со скоростью до пяти узлов, с глубины до 55 м и волнении моря до 7 баллов в любом направлении по курсу движения корабля. МБР «Трайдент-2» при той же скорости движения носителя может быть запущена с глубины до 30 м и волнении до 6 баллов. Немаловажно и то, что сразу после старта «Синева» устойчиво выходит на заданную траекторию, чем не может похвастаться «Трайдент». Это обусловлено тем, что «Трайдент» стартует за счет аккумулятора давления, и командир субмарины, думая о безопасности, всегда будет делать выбор между подводным или надводным стартом.

Важным показателем для такого оружия является скорострельность и возможность залповой стрельбы при подготовке и проведении ответно-встречного удара. Это значительно увеличивает вероятность прорыва системы ПРО противника и нанесения ему гарантированного поражения. При максимальном интервале пуска между МБР «Синева» до 10 секунд этот показатель у «Трайдента-2» в два раза (20 с) больше. А в августе 1991 года был произведен залповый пуск боекомплекта из 16 МБР «Синева» субмариной «Новомосковск», что до настоящего времени не имеет аналогов в мире.

Не уступает американской ракете наша «Синева» и в точности поражения цели при оснащении новым блоком средней мощности. Она может быть использована и в неядерном конфликте с высокоточной осколочно-фугасной боевой частью массой около 2 тонн. Для преодоления системы ПРО противника, кроме специального оснащения, «Синева» может лететь к цели и по настильной траектории. Это значительно снижает вероятность ее своевременного обнаружения, а значит, и вероятного поражения.

И еще один немаловажный в наше время фактор. При всех своих положительных показателях МБР типа «Трайдент», повторимся, с трудом поддается модернизации. За более чем 25-летний срок службы значительно изменилась электронная база, что не позволяет осуществить локальную модернизацию современных систем в конструкции ракеты на программном и аппаратном уровне.

Наконец, еще один плюс нашей «Синевы» - возможность ее применения в мирных целях. В свое время были созданы носители «Волна» и «Штиль» для вывода космических аппаратов на низкую околоземную орбиту. В 1991–1993 годах было проведено три таких пуска, а конверсионная «Синева» попала в Книгу рекордов Гиннесса как самая быстрая «почта». В июне 1995-го этой ракетой на дальность 9000 км, на Камчатку, был доставлен комплект научной аппаратуры и почтовая корреспонденция в специальной капсуле.

В качестве итога: вышеуказанные и другие показатели стали основанием для немецких специалистов считать «Синеву» шедевром морского ракетостроения.

Атомные крейсера рискуют остаться без ракет.
Фото из книги "Подводные силы России"

В статье Владимира Дворкина «Как ракетчик ракетчику┘» («НВО» № 6, 2009) затронуты вопросы прекращения работ по созданию морского ракетного комплекса Д-19УТТХ и выбора Московского института теплотехники (МИТ) в качестве головного разработчика нового морского ракетного комплекса.

Вместо глубокого, всестороннего и объективного анализа серьезных проблем морской компоненты СЯС нашей страны читатели газеты получили материал объемом в целую полосу, главной целью которого является оправдание ошибочных решений, принятых в конце 1990-х годов в отношении выбора путей развития стратегического ракетного вооружения Военно-Морского Флота с баллистическими ракетами.

А этот вопрос требует серьезного обсуждения, так что разговор о «Булаве» требует необходимо продолжить.

ПРИЧИНЫ – НА ПОВЕРХНОСТИ

Главной причиной прекращения разработки ракетного комплекса Д-19УТТХ Владимир Дворкин считает «неустранимую проблему так называемой размерности БРПЛ и подводного ракетоносца». Передачу задания по созданию морского ракетного комплекса Московскому институту теплотехники объясняет упомянутой «проблемой с размерностью», завуалированным «рядом других причин», а также тем, что МИТ «имел наибольший опыт в СССР и России в разработке высоконадежных твердотопливных ракет».

Следует отметить, что к моменту принятия решения о прекращении разработки комплекса Д-19УТТХ никакой проблемы, тем более неустранимой, с «так называемой размерностью БРПЛ и подводного ракетоносца» не существовало. Все технические вопросы, в том числе самые сложные, связанные с созданием и обеспечением эксплуатации уникального подводного ракетоносца проекта 941 «Акула» и БРПЛ со стартовой массой 90 тонн, были успешно решены в ходе разработки в период 1973–1983 годов ракетного комплекса Д-19 с БРПЛ Р-39. Была создана система берегового базирования для подводных лодок. Все агрегаты наземного оборудования с традиционного колесного были переведены на железнодорожный ход. Схема прохождения ракет от завода-изготовителя до ПЛ предусматривала бескрановую перегрузку с агрегата на агрегат. Для погрузки ракет на ПЛ было сконструировано новое крановое сооружение с увеличенной грузоподъемностью, в местах базирования появились новые пирсы, хранилища ракет и другое оборудование.

Строительство и развертывание шести ракетоносцев проекта 941 завершилось в 1989 году. При этом в 1988 году был принят на вооружение усовершенствованный ракетный комплекс Д-19У. Никто не отрицает сложности эксплуатации ПЛ проекта 941 «Акула» с ракетным комплексом Д-19. Тем не менее комплексы этого типа безаварийно эксплуатировались на флоте в течение почти двадцати лет. БРПЛ Р-39 и Р-39У оснащались десятью боевыми блоками, их боекомплект на лодках проекта 941 составлял 20 единиц. Таким образом, на ракетах только одной ПЛ размещалось 200 боевых блоков, а потенциал всей группировки ракетоносцев этого типа составлял 1200 боевых блоков.

Это с учетом высоких выходных характеристик ракетного комплекса типа Д-19, определяющих боевую эффективность (межконтинентальная дальность полета, количество и мощность боезарядов, точность стрельбы, размеры зоны разведения боевых блоков и др.), обусловливало значительный вклад группировки ПЛ проекта 941 в потенциал ответного удара стратегических ядерных сил страны и их морской составляющей. Разрабатывавшийся комплекс Д-19УТТХ («Барк») имел улучшенные по сравнению с комплексом Д-19У характеристики и должен был заменить его на ракетоносцах проекта 941. По техническому уровню и боевым возможностям ракета Р-39УТТХ не уступала американской БРПЛ «Трайдент-2».

Однако в 1998 году на этапе летно-конструкторских испытаний было принято решение о прекращении работ по комплексу Д-19УТТХ, техническая готовность которого к этому времени составляла 73%, и разработке вместо него нового ракетного комплекса «Булава-30». Целесообразность такого шага обосновывалась возможностью создания межвидовой ракеты для ВМФ и РВСН и соответственно значительной экономией средств. В связи с заключением в 1993 году Договора СНВ-2, не допускавшего производство и летные испытания МБР наземного базирования, за которыми числится более одного боезаряда, а также ввиду проблематичности создания ракеты, отвечающей требованиям наземного и морского базирования, оказалось, что разрабатываемая ракета РВСН не нужна.

Позднее генконструктор ракеты «Булава» Юрий Соломонов признался, что «о межвидовой ракете говорить пока рано». «Это вопрос, возможно, нескольких десятилетий (! – «НВО»)». Таким образом, основной замысел по созданию межвидовой ракеты, из-за которой были начаты работы по ракетному комплексу «Булава-30», был признан несостоятельным и отвергнут Минобороны РФ. В этих условиях логичным и отвечавшим государственным интересам решением являлась бы передача разработки теперь уже чисто морского ракетного комплекса ГРЦ имени академика В.П.Макеева как головному разработчику всех принятых на вооружение ракетных комплексов с БРПЛ, за исключением первой в стране БРПЛ Р-11ФМ («детище» ОКБ-1 С.П.Королева).

Вопреки здравому смыслу головным разработчиком морского ракетного комплекса был назначен Московский институт теплотехники, отнюдь не специализировавшийся в области конструирования БРПЛ. МИТ занимался твердотопливными МБР наземного базирования и потому, естественно, не имел опыта разработки твердотопливных БРПЛ, которым обладал ГРЦ имени академика В.П.Макеева, на счету которого – твердотопливные БРПЛ Р-39 и Р-39У с полетной надежностью 0,96, аналогичной американской БРПЛ «Трайдент-2». Кроме того, 4-й ЦНИИ Минобороны, которым руководил Владимир Дворкин, был назначен головным по военно-научному сопровождению разработки, хотя такими вопросами в части морских ракетных комплексов всегда занимался профильный 28-й НИИ МО (Институт вооружения ВМФ).

Причины необъяснимых с позиций обычной логики решений лежат на поверхности. Министром обороны в то время являлся Игорь Сергеев, до этого командовавший РВСН, на вооружении которых находились митовские ракеты «Тополь». А 4-й ЦНИИ Минобороны, возглавлявшийся тогда Владимиром Дворкиным, проводил исследования в основном в интересах тех же РВСН. МИТ и 4-й ЦНИИ Минобороны были Игорю Сергееву значительно «ближе», чем ГРЦ имени академика В.П.Макеева и 28-й НИИ Минобороны. В принятии вышеупомянутых решений принимал участие руководивший в ту пору Минэкономики Яков Уринсон, поддерживавший тесные связи с возглавлявшим МИТ Юрием Соломоновым.

ЦЕНА КОНЪЮНКТУРНЫХ РЕШЕНИЙ

Предпринятые в тот период шаги имеют серьезные негативные последствия, сказывающиеся как на сегодняшнем состоянии, так и на дальнейшем развитии морских стратегических ядерных сил России. В результате в связи с разработкой комплекса «Булава-30» остались безоружными ПЛ проекта 941, поскольку было прекращено производство БРПЛ Р-39У. В условиях отсутствия средств на эксплуатацию ракетоносцев была возможна их временная консервация. Однако три уникальные подводные лодки этого проекта разделали на металлолом на средства, выделенные США. Две выведенные в резерв субмарины – «Северсталь» и «Архангельск» – скорее всего ожидает та же участь. Головная ПЛ «Дмитрий Донской», которую планировалось перевооружить после заводского ремонта на комплекс Д-19У, была переоборудована и в настоящее время используется для испытаний ракеты «Булава».

Использование уникального, находящегося в работоспособном состоянии ракетоносца для испытаний новой ракеты нельзя признать оправданным. Это привело к исключению из потенциала стратегических ядерных сил страны еще двухсот (!) боезарядов современного ракетного комплекса Д-19У. Обычно для испытаний используются специальные подводные стенды и ПЛ устаревших типов. Иначе как разгромом произошедшее с группировкой ПЛ проекта 941 назвать нельзя. Разработка БРПЛ «Булава» завела в тупик развитие отечественных морских стратегических ядерных сил.

В результате на сегодняшний день мы не имеем ни группировки ракетоносцев проекта 941, ни летающей ракеты «Булава». Первоначально заявленные сроки окончания разработки этого комплекса (2005 год) давно прошли. С учетом отрицательной статистики проведенных летных испытаний дальнейший ход разработки этого комплекса по срокам, конечному результату и необходимому объему финансирования труднопредсказуем. Теперь уже без ракетного вооружения могут оказаться новые ракетоносцы проекта 955 «Борей», которые планировалось вооружать комплексом «Булава». Головная ПЛ этого проекта «Юрий Долгорукий» уже год как спущена на воду, строятся еще два ракетоносца этого проекта – «Александр Невский» и «Владимир Мономах».

Ракета «Булава» по своим тактико-техническим характеристикам уступает американской БРПЛ «Трайдент-1» разработки тридцатилетней давности, не говоря уже о БРПЛ «Трайдент-2» и новой отечественной БРПЛ Р-29РМУ2 («Синева»). Если БРПЛ «Булава» в конце концов полетит и ею вооружат ПЛ проекта 955 «Борей», то группировка, эквивалентная по своему боевому потенциалу ликвидированной группировке ПЛ проекта 941 с комплексом типа Д-19У не сможет быть создана в обозримой перспективе. Вот какова цена ошибочных и в значительной степени конъюнктурных решений, принятых в конце 1990-х годов.

Положение в настоящее время спасает возобновленное серийное производство БРПЛ Р-29РМУ и принятие в 2007 году на вооружение ракеты Р-29РМУ2 («Синева»). Иначе мы рисковали остаться вообще без морской составляющей СЯС. Однако новые носители под БРПЛ «Синева» не строятся, а имеющиеся подлодки будут выведены из боевого состава в недалекой перспективе, поскольку находятся в завершающей стадии эксплуатации.

Таким образом, в морской составляющей СЯС сложилась парадоксальная ситуация. Имеется на вооружении новая БРПЛ «Синева» с наилучшим показателем энергомассового совершенства среди всех отечественных и зарубежных баллистических ракет легкого класса (масса до 105 тонн) наземного и морского базирования, которая скоро окажется без носителей. В то же время строятся новые ракетоносцы проекта 955 «Борей», которые могут остаться без ракетного вооружения.

В сложившейся ситуации, усугубляемой экономическим кризисом, нецелесообразно, имея на вооружении БРПЛ «Синева», продолжать рискованное финансирование создания новой баллистической ракеты «Булава», существенно уступающей первой по уровню ТТХ. Необходимый уровень потенциала стратегического сдерживания морской компоненты СЯС на длительную перспективу может быть гарантированно обеспечен путем вооружения модернизированных ПЛ проекта 955 ракетами типа «Синева», обладающими высокой надежностью и эффективностью. Чем раньше будут приняты соответствующие решения, тем быстрее отечественные морские стратегические ядерные силы выйдут из тупика.

Ракета РСМ-54 на транспортном агрегате


Погрузка ракеты РСМ-54 в шахту подводной лодки

Основные ТТХ: стартовая масса 40,3 т; забрасываемая масса 2,8 т; число ступеней — 3; длина 14,8 м; диаметр 1-й и 2-й ступеней 1,9 м; диаметр 3-й ступени 1,85 м


Подводный крейсер с ракетами Р-29РМ

Схема ракеты: (1) разделяющаяся головная часть (РГЧ); (2) топливные баки 3-й ступени и РГЧ; (3) отсек боевых блоков; (4) двигатель 3-й ступени; (5) топливные баки 2-й ступени; (6) двигатель 2-й ступени; (7) топливные баки 1-й ступени; (8) двигатель 1-й ступени

Максимальная дальность стрельбы — 8300 км; точность (круговое вероятное отклонение) — 500 м


Смущение мирового сообщества можно понять: наш ВМФ продемонстрировал возможность нанести удар из той области мирового океана, которая особенно трудна для отслеживания, и откуда время подлета к цели существенно меньше, чем из более низких широт. Можно понять и негодование.

«Запуск баллистических ракет без уведомления американцев — это прямое нарушение договора СНВ-1, — говорит заместитель ответственного редактора « Независимого военного обозрения » Виктор Литовкин. — Более того, «тайный» запуск мог спровоцировать конфликт, вплоть до ядерного удара».

Впрочем, по словам специалистов, система наблюдения включает 2 эшелона, и уже через считанные секунды после старта выдает траекторию полета ракеты. «Американцы однозначно зафиксировали запуск, и, увидев, что ракета идет на Куру, скорее всего, успокоились», — считает Виктор Литовкин.

Однако прямой провокацией это вряд ли было. Большинство специалистов склоняется к тому, что старт оказался простой глупостью. «Причиной может быть обычное армейское головотяпство, — считает Литовкин, — к сожалению, уровень подготовки сегодняшних руководителей Минобороны крайне низок». Отставной полковник РВСН Сергей Полозцев вторит ему: «Я уверен, что это просто глупость. Те не тем доложили, как это бывает, кто-то чего-то не так доложил и т. д. »

Нас же, как обычно, интересуют не столько политические, сколько технологические аспекты вопроса. Мы попробуем в общих чертах рассказать о том, что за ракета такая «Синева», и как она устроена.

«Синева», или говоря по‑военному, Р-29РМУ-2 (РСМ-54) — трехступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета морского базирования, работающая на жидком топливе и способная нести от 4-х до 10-ти разделяющихся боеголовок индивидуального наведения.

Предыдущая версия

Это новая модификация ракеты Р-29РМ, разработка которой началась в 1979 г. в КБ имени Макеева (в те годы здесь работал еще сам легендарный конструктор Виктор Макеев), для запуска с корабельного ракетного комплекса Д-9РМ .

Тогда перед разработчиками стояла задача создать МБР с максимальными ТТХ при условии внесения минимальных изменений в конструкцию самой подводной лодки. Поэтому значительная часть решений была заимствована от ракеты предыдущего поколения, двухступенчатой Р-29Р (РСМ-50). Однако не стоит думать, что новая ракета стала просто модификацией старой.

Это — существенно новый продукт, получивший три ступени, оснащенный высокоточной астрорадиоинерциальной системой управления, и так далее. В сравнении со своей предшественницей, она стала почти на 5 тонн тяжелее, а масса забрасываемого груза повысилась в 1,5 раза; немного возросла и максимальная дистанция полета. Размеры ракеты увеличились совсем немного, что позволило сохранить те же размеры пусковой шахты. Важно и то, что ракета изначально готовилась для стартов из арктических широт.

В строй она была принята в 1986 г. и стала размещаться на подводных стратегических крейсерах проекта 667 «Дельфин». Сегодня этих кораблей в составе ВМФ России насчитывается 7, каждый из них несет 16 ракет (уже модернизированных, «Синева», о чем речь пойдет ниже). Они являются основой морской составляющей пресловутой «ядерной триады». По крайней мере, пока в строй не вошли подлодки нового поколения, проекта 995 «Борей», на которых должны размещаться пресловутые ракеты «Булава», о которых мы рассказывали в заметке «Гнев Нептуна ».

Последний штрих

Работу над новейшей модификацией, которая и получила название «Синева», начали в 1999 г. В новой модификации слегка изменились размеры ступеней, повышена устойчивость к воздействию электромагнитного импульса, установлен новый комплекс средств преодоления ПРО, система спутниковой навигации. Система управления базируется на новом вычислительном комплексе «Малахит-3». Для новой модификации были созданы и новые боевые блоки «Станция» и «Станция-2». Немецкие специалисты назвали ее «шедевром морского ракетостроения».

Корпус ракеты цельносварной, из алюминиево-магниевого сплава. Маршевые жидкостные двигатели первых двух ступеней утоплены в топливных баках ракеты. Двигатель первой ступени состоит из двух блоков: однокамерного основного и четырехкамерного рулевого. Управление обеспечиваются поворотом камер сгорания рулевого блока. Двигатели второй и третьей ступеней — однокамерные.

Корпус второй ступени состоит из бака окислителя и бака горючего, переднее днище которого выполнено в виде конуса. В его нише и размещаются боевые блоки и двигатель третьей ступени. Здесь же находится приборный отсек с системой управления, включающей аппаратуру коррекции траектории полета. Коррекция ведется по измерениям координат навигационных звезд и по информации навигационных спутников. Разделение ступеней осуществляется системой детонирующих зарядов.

Результаты

Старт ракеты может проводиться на ходу подводной лодки, в любом направлении относительно него, и из подводного положения (с глубины до 55 м), на скорости до 6−7 узлов (до 13 км/ч). Подводный крейсер способен дать залп одновременно всеми 16-ю ракетами. Кстати, хотя каждая из них, в соответствии с международными соглашениями, оснащается лишь 4-мя боеголовками, в принципе можно увеличить это число до 10-ти. Такая модификация была успешно испытана.

Впрочем, и с 4-мя боеголовками залп каждого из 7-ми таких подводных ракетных крейсеров отправляет в стан противника невероятный удар. Это 64 боеголовки, в каждой из которых по 100 килотонн в тротиловом эквиваленте, и каждая способна уничтожить крупный город. Для сравнения : крейсера I Мировой несли на борту заряд в 40−50 тонн.

По официально заявленным ТТХ, максимальная дистанция полета составляет 8,3 тыс. км (при точности в 500 м), однако на испытаниях в октябре прошлого года была продемонстрирована возможность стрельбы и куда дальше — до 11,5 тыс. км. Это, кстати, даже дальше, чем у самых дальнобойных американских МБР Trident II (11 тыс. км).

Получается, что оснащенные «Синевой» подлодки могут наносить удар, к примеру, по центральным штатам США, даже не покидая причала. Такую мощь непросто даже представить: головная часть весит 2,8 т, и это, фактически, означает, что ракета за минуты забрасывает тяжелый внедорожник на противоположную сторону планеты. По этой характеристике — отношению собственной массы к массе забрасываемого груза — «Синева» является мировым рекордсменом.

Межконтинентальная трехступенчатая с последовательным расположением ступеней баллистическая ракета (БР) третьего поколения РСМ-54 "Синева" (по классификации НАТО, Skiff SSN-23) входит в состав ракетного комплекса Д-9РМ. Ракетный комплекс состоит на вооружении атомных стратегических подводных лодок пр.667БРДМ класса "Дельфин" (по классификации НАТО, Delta-IV). Ракета принята на вооружение в 1986 г. Первоначальный гарантийный срок в 10 лет после технического освидетельствования был продлен. Выпускается Красноярским машиностроительным заводом.

Масса ракеты составляет 40,3 т, масса головной части - 2,8 т, длина - 14,8 м, диаметр - 1,9 м. Маршевые двигатели ступеней представляют собой жидкостные ракетные двигатели (ЖРД), "утопленные" в баки. ЖРД третьей ступени и головной части объединены в единую сборку с общей баковой системой.

Пуск ракеты может осуществляться с глубин до 55 м при скорости 6-7 узлов в любом направлении относительно курса движения корабля. При максимальной дальности полета до 8300 км, отклонение ракеты "Синева" от назначенной цели составляет около 500 м. Это достигается за счет использования вычислительного комплекса "Малахит-3", который обеспечивает коррекцию траектории полета ракеты по звездам и навигационным спутникам. Ракета «Синева» обладает повышенной защищенностью от воздействия электромагнитного импульса и оснащена эффективной системой преодоления ПРО противника.

РСМ-54 "Синева", в зависимости от модификации может иметь четыре или десять боевых блоков индивидуального наведения по 100 килотонн. Возможно ее оснащение осколочно-фугасной боевой частью с массой взрывчатого вещества около 2 тонн для высокоточного поражения целей в неядерном конфликте или маломощной ядерной боевой частью (до 50 тонн в тротиловом эквиваленте) при нанесении точечных ударов.


Старт ракеты "Синева" может осуществляться в режиме одиночного или залпового пуска (произведен 6.08.1989 г. с борта подводной лодки К-407, которая в 1997 г. переименована в "Новомосковск").

По энергомассовому совершенству (отношение массы боевой нагрузки ракеты к ее стартовой массе, приведенное к одной дальности полета) ракета "Синева" считается лучшей в мире. Для сравнения, если у РСМ-54 этот показатель составляет 46 единиц, то у американской БР морского базирования "Трайдент-1" он составляет 33, а "Трайдент-2" - 37,5.

В мирных целях используется гражданская модификация ракеты "Синева" - ракета-носитель "Штиль-1", обеспечивающая вывод на орбиту полезную нагрузку массой 100 кг.

9 июля 2007 г. Президент России В.В. Путин подписал Указ о принятии на вооружение Военно-Морского Флота ракеты РСМ-54 "Синева". Она разработана Государственным ракетным центром "КБ им. академика В.П. Макеева" и обладает достаточно большим техническим потенциалом, что не раз подтверждалось на практике. Так, 9 сентября 2006 г. атомный подводный крейсер стратегического назначения (РПК СН) ВМФ России "Екатеринбург" произвел пуск ракеты "Синева" с Северного полюса в район полигона в Архангельской области. Все боевые блоки успешно поразили назначенные цели.

Ракета СМ-54 "Синева", названная немецкими специалистами шедевром морского ракетостроения, по мнению генерального конструктора ГРЦ "КБ имени. В.П. Макеева" Владимира Дегтяря, б удет состоять на вооружении ВМФ России, как минимум, до 2015 г.

2 апреля 2014 года ВМФ России принял на вооружение новую баллистическую ракету подводных лодок Р-29РМУ2.1 «Лайнер», сообщает «Интерфакс» со ссылкой на источник в российском оборонно-промышленном комплексе. Ракета была принята на вооружение в начале 2014 года; ей планируется оснащать стратегические атомные подводные лодки проекта 667БДРМ «Дельфин».

Программа летных испытаний баллистической ракеты «Лайнер» завершилась в октябре 2011 года. В общей сложности были произведены два испытательных пуска ракеты: 20 мая и 29 сентября 2011 года. Они были признаны успешными. Как ожидается, в составе вооружения подводных лодок проекта «Дельфин» новые «Лайнеры» будут использоваться наравне с модернизированными баллистическими ракетами Р-29РМУ2 «Синева».

Здоровая конкуренция среди ведущих КБ и предприятий нашей «оборонки» сохранилась и вопреки прогнозам скептиков дает реальные плоды. Подтверждением тому стал факт принятия на вооружение стратегических подводных сил России принципиально усовершенствованного комплекса с ракетой «Лайнер».

Это сенсационное по сути событие прошло незамеченным, и только на сайте Государственного ракетного центра имени Макеева появилось лаконичное сообщение о том, что «комплекс ракетного оружия Д-9РМУ2.1 с ракетой Р-29РМУ2.1 «Лайнер» принят на вооружение». Президент России, говорится в сообщении, уже подписал соответствующее распоряжение.

За развитием этой темы, получившей, как и сама ракета, интригующее название «Лайнер», мы следим, по меньшей мере, три последних года. Первое упоминание прошло в «РГ» в мае 2011-го, когда произвели пробный пуск ракеты. Тогда мои собеседники на Урале (в ГРЦ Макеева в Миассе и в ядерном центре в Снежинске), имевшие прямое отношение к этой разработке, просили не погружаться в детали и на вопросы отвечали уклончиво, только самыми общими словами. С одной стороны, боялись сглазить собственное дитя, с другой — не хотели разжигать подозрения, что эта работа затеяна в пику непредсказуемой «Булаве»…

Состоявшийся вскоре после этого разговор «на понимание» с генеральным директором — генеральным конструктором ракетного центра в Миассе Владимиром Григорьевичем Дегтярем тоже надолго лег «под сукно». И только теперь, когда на официальном сайте ГРЦ сказано о «Лайнере» как о завершенной разработке, пришла пора назвать все сделанное своими именами.

По словам Владимира Дегтяря, опытно-конструкторские работы по теме «Лайнер» велись на базе ракеты-носителя «Синева», которую ГРЦ сдал на вооружение ВМФ в 2007 году. Сконструированная на Урале и произведенная на Красноярском машиностроительном заводе МБР «Синева» работает на жидком топливе — в отличие от твердотопливной «Булавы» Московского института теплотехники и Воткинского машзавода (Республика Удмуртия).

Твердое ракетное топливо априори считается наиболее подходящим для использования на флоте. И долгое время американцы в этом нас превосходили. Однако на Урале, где еще в начале 80-х годов прошлого века сумели-таки создать 90-тонную твердотопливную ракету для самых больших в мире подводных лодок проекта 941 «Тайфун», не переставали заниматься совершенствованием конструкции и технологии производства морских баллистических ракет на жидких компонентах топлива.

Предназначенная для вооружения стратегических подводных лодок типа «Брянск», «Екатерингбург», «Карелия» (проект 667 БДРМ «Дельфин»), уральская «Синева» с красноярским паспортом оказалась весьма перспективным детищем. Неоспоримым ее преимуществом стал тот факт, что ракета изготовлялась на заводе в Красноярске в готовом — капсулированном — виде и не требовала манипуляций с топливом перед загрузкой в ракетную шахту подлодки. Сократилось и время предстартовой подготовки уже непосредственно на корабле.

При этом, как отмечают и наши, и зарубежные эксперты, 40-тонная «Синева» на жидком топливе по своим энергомассовым характеристикам (а это прежде всего соотношение стартовой массы к весу и дальности забрасываемой полезной нагрузки) превосходит все современные твердотопливные стратегические ракеты Великобритании, Китая, России, Соединенных Штатов и Франции.

Из открытых источников известно, что «Синева» несет в своей боевой части четыре ядерных блока средней мощности. Для опытно-конструкторской работы «Лайнер» первая и вторая ступени ракеты были взяты серийные — с «Синевы». А вот боевое оснащение (боевая ступень) — новые, сделаны специально под «Лайнер» и позволяют установить до десяти боевых блоков среднего и малого класса мощности, а также средства преодоления ПРО. Причем такие средства, которые существенно отличаются от тех, что есть на «Синеве». Была доработана система управления, реализованы различные виды траекторий.

Как отмечается в сообщении на сайте ГРЦ, «Лайнер» имеет ряд новых качеств: увеличенные размеры круговой и произвольной зон разведения боевых блоков, применение настильных траекторий во всем диапазоне дальностей стрельбы в астроинерциальном и в астрорадиоинерциальном (при коррекции по спутникам системы ГЛОНАСС) режимах работы системы управления…

Иными словами, официально принятая на вооружение новая ракета обладает не только наивысшим энергомассовым совершенством среди отечественных и зарубежных морских и сухопутных стратегических ракет. Наделенная возможностью смешанной комплектации боевых блоков различного класса мощности, она и по боевому оснащению не уступает (в условиях договора СНВ-3) ракетной системе «Трайденту-2″ на американских подлодках. А в сравнении с нашей же «Булавой» позволяет устанавливать не шесть, а десять или даже 12 боевых блоков.

Многовариантность боевого оснащения ракеты «Лайнер», уверяют ее создатели, позволит адекватно реагировать на изменения внешнеполитической обстановки, связанной с развертыванием противоракетных системы или договорными ограничениями по количеству боезарядов.

- «Лайнер», — резюмировал, избегая деталей, академик Владимир Дегтярь, — это уже совершенно новые возможности, которые адаптированы к системам ПРО — существующим и тем, что могут появиться в перспективе.

Развернутое интервью с генеральным директором — генеральным конструктором ГРЦ Макеева В.Г. Дегтярем мы планируем опубликовать в ближайшее время.

Р-29РМУ2 РСМ-54 «Синева»

Досье «РГ»

ОАО «ГРЦ Макеева» является головным разработчиком жидкостных и твердотопливных морских ракетных комплексов стратегического назначения для ВМФ. С начала таких работ создано 8 базовых ракет и 18 их модификаций, которые составляли и составляют основу морских стратегических ядерных сил СССР и России. Всего изготовлено около 4000 современных серийных морских ракет, более 1200 отстреляно. В настоящее время в эксплуатации находятся ракетные комплексы с БРПЛ Р-29РКУ2 («Станция-2), Р-29РМУ2 («Синева») — ими оснащены атомные подводные лодки стратегического назначения на Северном и Тихоокеанском флотах. В 2008 году МБР «Синева» установила мировой рекорд дальности стрельбы для морских ракет — свыше 11,5 тысячи километров.

По неофициальным сведениям, стоимость модернизации уже находящихся на вооружении ракет «Синева» по проекту «Лайнер» может составлять от 40 до 60 миллионов рублей. Какие средства потребуются дополнительно для усовершенствования систем управления ракетным комплексом и ракетной стрельбой на самой подлодке, не сообщается.

Уточненная таблица перспективных замен

667БДРМ «Дельфин» 955 «Борей»
Годы постройки 1984-1990 2008-2017
Годы службы 1984-2030* 2012-2060*
Построено или планируется построить 7 8**
Длина (метров) 167,4 170
Ширина (метров) 11,7 13,5
Подводное водоизмещение (тонн) 18200 24000
Глубина погружения 400 450
Экипаж 140 107
Автономность (суток) 80 90
Ракетных шахт 16 16***
Тип ракет Р-29РМУ2 «Синева» или Р-29РМУ2.1 «Лайнер» Р-30 «Булава-30″
Дальность поражения ракетами (километров) 8300-11500 8000
* — предполагаемая дата списания последней подлодки

** — возможно увеличение заказа до десяти единиц

*** — четвертая и последующие подлодки будут построены по проекту 955А и получат по 20 шахт

Технические характеристики Р-29РМУ2.1 «Лайнер»

  • Гарантированный срок службы, лет — 18-20
  • Количество ступеней, шт. — 3
  • Двигатели — ЖРД на всех ступенях
  • Длина, м. — 15
  • Диаметр, м. — 1,9
  • Стартовая масса, т. – 40,3
  • Забрасываемая масса, кг. – до 2000
  • Максимальная дальность, км. — 8300 — 11 500
  • Тип головной части — разделяющаяся головная часть с блоками индивидуального наведения (РГЧ ИН), ядерная
  • Типы БЧ вариант 1 — 12 х РГЧ ИН малой мощности без комплекса средств преодоления ПРО
  • Типы БЧ вариант 2 — 10 х РГЧ ИН малой мощности с комплексом средств преодоления ПРО
  • Типы БЧ вариант 3 — 8 х РГЧ ИН малой мощности с усиленным комплексом средств преодоления ПРО
  • Типы БЧ вариант 4 — 4 х РГЧ ИН средней мощности с комплексом средств преодоления ПРО
  • Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -