Меню
Бесплатно
Главная  /  Пролежни  /  Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Все профессии важны, все профессии нужны. Конспект логопедического занятия «Профессии» для детей ОНР Конспект логопедического занятия профессии

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Все профессии важны, все профессии нужны. Конспект логопедического занятия «Профессии» для детей ОНР Конспект логопедического занятия профессии

Данное занятие для детей с ОНР в подготовительной к школе группе расширяет представления о профессиях людей, уточняет и обогащает словарный запас по данной теме. Совершенствует навыки построения сложных предложений. Закрепляет навыки звуко-слогового анализа и синтеза. Воспитывает самоконтроль за речью.Формирует познавательный интерес, желание учиться.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого подгруппового логопедического занятия

В подготовительной группе

« Все профессии важны, все профессии нужны».

Составитель учитель-логопед Рудник Анна Иосифовна

МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 126»

Г. Краснодар

Цели:

Образовательные: расширять представление о профессиях людей. Уточнять и расширять словарный запас по данной теме. Совершенствовать навыки построения сложного предложения. Развивать речевую активность, диалогическую речь (посредством ответов на вопросы).

Коррекционные: Развивать общую, артикуляционную, мелкую моторику, мимическую мускулатуру, дыхание. Развивать фонематический слух, дифференциацию звуков Ш – Ж. Закреплять навыки звукового, звуко-слогового анализа и синтеза. Развивать внимание, мышление, память.

Воспитательные: Воспитывать самоконтроль за речью. Воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий. Формировать познавательный интерес, желание учиться. Воспитывать умение работать в коллективе.

Оборудование:

Предметные картинки (артист, врач, строитель, спасатель, пожарник, учитель, парикмахер, портной). Предметы (молоток, шприц, мастерок, кисть). Игра «Умный шнурочек». Мяч. Самолеты красный и синий. Предметные картинки со звуками Ш – Ж (кувшин, мешок, матрешка, мишка, картошка, карандаши, жираф, флажок, пружина, мороженое, одежда).

Карандаши, изображение повара для штриховки. Мольберт.

Ход занятия.

1. Организационный момент

/Установление эмоционального контакта/

Придумано кем-то просто и мудро

При встречи здороваться:

Доброе утро!

Доброе утро, солнцу и птицам.

Доброе утро, улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым доверчивым

Доброе утро длится до вечера!

Улыбнитесь друг другу. Назовите каждый по очереди свое имя ласково, так как вас называет мама.

Про людей, которые хорошо работают, говорят, что у них руки золотые. Золотые руки – это руки, какие? /трудолюбивые, аккуратные, старательные, ловкие, умелые/

Золотые руки – руки не из золота.

Золотые руки не боятся холода.

Руки эти – самые нужные руки на свете.

Самые простые. У кого какие.

Упражнение на координацию речи и движения: «Умелые руки».

Каждый человек мечтает обрести в жизни любимое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям. Что такое профессия? Профессия – это труд, которому человек посвящает свою жизнь. Профессий очень много!

Самомассаж пальцев рук: «Такие разные дела».

2. Основная часть

Сегодня на занятии мы с вами отравимся в путешествие по городу «Профессий», для того чтобы еще больше узнать о профессиях.

А на чем мы с вами будем путешествовать, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Железные избушки прицеплены друг к дружке,

Одна из них с трубой, ведет всех за собой. /поезд/.

Правильно! Мы поедем на поезде.

Кто управляет поездом? /машинист/

Кто еще работает на поезде? /проводник/

Какой первый звук в слове машинист, какой последний? Сколько гласных в слове?

Молодцы! Занимаем свои места и отправляемся в путь!

Развитие дыхания.

Прислушайтесь. Впереди слышится гудок поезда. /произнесение слога на одном выдохе ТУ-ТУ-ТУ/

Развитие мимической мускулатуры.

А теперь посмотрите в окно, направо. Солнышко так ярко светит нам прямо в глаза. Зажмурьте свои глазки. Посмотрите налево. Прохожие нам улыбаются. Давайте им тоже улыбнемся. Помашем им рукой.

Артикуляционная гимнастика «Голубой вагон».

Ну вот мы и приехали в город «Профессий».

Отгадывание загадок с опорой на картинки.

/Развитие речевого слуха, мышления, диалогической речи/.

Мы попали на улицу Загадок. Надо отгадать загадки о профессиях.

Посмотрите, а в этом конверте лежит карандаши.

Самомассаж с карандашом «Сапожник».

О какой профессии эта загадка? (сапожник)

Игра «Кто лишний?».

Развитие речевого слуха. Совершенствование синтаксической стороны речи (сложноподчиненные предложения).

- Определите, кто лишний из названных мною людей, объясните, почему он лишний?

Воспитатель, логопед, летчик, повар.

Продавец, кассир, врач , грузчик.

Шофер, капитан, швея, летчик.

Портной, закройщик, медсестра, швея.

Образец: Лишний врач, потому, что он работает в поликлинике, а продавец, кассир и грузчик в магазине.

Игра «Закончи предложение».

Как вы думаете, для чего люди работают?

Люди работают для того, чтобы делать жизнь прекраснее.

Люди работают для того, чтобы… приносит пользу окружающим.

Люди работают для того, чтобы …. зарабатывать деньги.

Люди работают для того, чтобы … потом хорошо отдыхать. И т.д .

Как одним словом назвать: пила, иголка, кист, молоток? (Инструменты).

Правильно. Мы подходим к улице Инструментов.

Для того, чтобы человек любой профессии работать хорошо, люди придумали и изготовили различные предметы и инструменты.

Игра «Кому что нужно?»

На столе лежат инструменты. Дети определяют кому для работы какой инструмент необходим и для чего.

Логопед раздает каждому карточку «Умный шнурочек» (профессия + инструмент)

Выполнить задание и составить предложения.

С заданием справились. Молодцы. Человеку, какой профессии нужен самолет?

3. Физкультминутка «Летчик».

Игра «Поймай самолет».

Дифференциация произношения звуков Ш – Ж.

А теперь вы станете летчиками. Я буду произносить слог и бросать самолет одному из вас. Вы будете заменять в этом слоге звук Ш на звук Ж, и возвращать самолетик мне.

ша – жа шар – жар

шо – жо шаль – жаль

шу – жу шить – жить

ши – ши шитьё – житьё

ше- же уши – ужи

Шарить – жарить

Луша – лужа

Тушить – тужить

Нашивка – наживка

Великолепно!

Игра «Самолеты».

Логопед предлагает детям сесть на ковер.

Самолеты собираются в дальнюю дорогу. Поможем погрузить в самолеты груз. В синий самолет погрузим предметы в названии которых есть звук Ш, а в красный - предметы со звуком Ж.

(картошка, карандаши, медвежонок, флажок, пружина и т.д.)

Молодцы!

Игра «Повар».

Скажи, кто так вкусно

Готовит щи капустные,

Пахучие котлеты, салаты, винегреты. (повар)

Что делает повар? А где работает повар?

Логопед раздает листы, ставит на стол контейнер с карандашами.

Выполните штриховку изображения повара так, как показано стрелками.

Дети выполняют задание, логопед оценивает работу.

4. Итог.

Наше путешествие в город «Профессий» закончилось. Мы узнали много нового о профессиях.

Сегодня мы вспомнили так много профессий, как вы думаете, какая профессия самая важная. (Логопед подводит к тому, что все профессии хороши и все важны).

Игра «Что было бы, если бы..»

Что было бы, если бы не было врачей?

Что было бы, если не было учителей?

Что было бы, если бы не было строителей, пожарных, художников, артистов….

Игра «Кем ты будешь?»

А кем хотите стать вы когда вырастите и почему?

Я буду строителем и буду строит дома.

Я буду поваром и буду готовить вкусные блюда.

Я буду воспитателем и буду воспитывать детей….

Твоё признание.

Строитель нам построит дом,

И мы в нем дружно заведем.

Костюм нарядный, выходной

Искусно нам сошьет портной.

Даст книги нам библиотекарь.

Хлеб испечет в пекарне пекарь.

Учитель выучит всему.


Конспект логопедического занятия по развитию речи старших дошкольников на тему «Профессии». В данной работе представлены разнообразные приемы работы, направленные на усвоение детьми на активизацию словарного запаса по данной теме, формирование грамматических категорий, связной речи.

Цель : составление описательного рассказа с опорой на схему.

Задачи :

  • Активизировать, уточнить и расширить словарь по данной теме;
  • Учить употреблять в речи существительные в форме творительного падежа;
  • Развивать умение образовывать слова, обозначающие женские профессии с суффиксом –иц-, -ниц-;
  • Познакомить детей с образованием сложных слов, обозначающих профессии;
  • Развивать высшие психические функции;
  • Воспитывать интерес и уважение к людям разных профессий;
  • Развивать наблюдательность и любознательность.

Речевой материал:

  • Существительные: повар, пожарник, водитель, учитель, воспитатель, врач, художник, полицейский, шприц, градусник, нож, половник; кисточка, краски, свисток, жезл, трубочист, лесоруб, землекоп, пчеловод, рыболов, певица, фокусница, переводчица, учительница, воспитательница, художница, проводница.
  • Глаголы: учить, читать, писать, готовить, варить, жарить, управлять, водить, резать, лечить, делать уколы, мерить температуру, рубить, ловить, стричь, тушить, продавать, рисовать, строить, управлять.

Оборудование : презентация, головные уборы представителей различных профессий, инструменты.

Ход занятия

Организационный момент .

Логопед: « Здравствуйте, дети. Меня зовут Виктория Константиновна, и сегодня мы с вами отправимся в Город мастеров. Это такое место, где живут веселые и трудолюбивые люди. А что это за люди вы узнаете, если отгадаете мои загадки»:

Загадки про профессии (активизация номинативного словаря)

Скажи, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты, салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды? (повар)

Встаем мы очень рано,
Ведь наша забота всех отвозить по утрам
На работу. (водитель)

С огнем бороться мы должны
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны,
Ответь скорее, кто же мы? (пожарники)

Кто в дни болезней всех полезней
И лечит нас от всех болезней? (врач)

Игра «Кто что делает?» (активизация предикативного словаря)

Логопед: «Молодцы ребята! Жители Города мастеров рады приветствовать вас и хотят узнать, хорошо ли вы разбираетесь в профессиях. Сейчас я буду называть профессию человека, а вы что он умеет делать?»

Повар что умеет?…готовить, варить, жарить;
Учитель что умеет?…учить читать, писать;
Врач что умеет?…лечить, делать уколы, ставить градусник;
Художник что умеет?…рисовать;
Пожарный что умеет?…тушить пожар;
Строитель что умеет?…строить дома;
Продавец что умеет?…продавать товары;
Парикмахер что умеет?…стрижет, делает прически;
Водитель что умеет?…управлять машиной;
Мотоциклист что умеет?…управлять мотоциклом;
Летчик что умеет?…управлять самолетом;
Полицейский что умеет?…управляет движением машин, защищает людей;
Пианист что умеет?…играет на пианино;
Гитарист что умеет?…играет на гитаре.

Игра «Кем ты будешь?»

Логопед: «Жители города мастеров предлагают нас самим стать жителями города. Вы согласны? Тогда сейчас мы с вами превратимся в людей разных профессий, но для этого надо закрыть глаза (логопед надевает на детей головные уборы представителей разных профессий). Ребята, открывайте глаза».

На тебе каска строителя, кем ты стал? Строителем.
На тебе колпак повара, кем ты стал? Поваром.
На тебе шляпа художника, кем ты стал? Художником.
На тебе шапочка врача, кем ты стал? Врачом.
На тебе фуражка полицейского, кем ты стал? Полицейским.

Игра «Найди инструмент» .

Логопед: «Ребята, скажите, все ли у нас для работы или чего не хватает? Конечно, нам не хватает инструментов. Посмотрите, у меня в коробочке лежат инструменты для разных профессий. Сейчас вы по очереди выберите нужный и скажите, чем вы будете работать».

Я буду работать… шприцом, градусником; ножом, половником; кисточкой, красками; свистком, жезлом.

Логопед: «Молодцы, ребята! Теперь вы настоящие жители Города мастеров. Скажите, а чем пользуются в работе люди других профессий? Чем работает парикмахер, продавец, учитель, дворник, портной/швея?»

Физминутка .

Логопед: «А теперь ребята, вставайте вкруг. Смотрите и повторяйте за мной движения».

Ну-ка летчики, пилоты,
Приготовились к полету.
К самолету подошли
И по трапу вверх взошли.
Начинается полет.
Загудел наш самолет.
Вверх поднялся, полетел.
Летчик вправо посмотрел,
Летчик влево посмотрел.
Быстро полетел вперед
Наш почтовый самолет.

«Придумай профессию» .

Логопед: «Ребята, посмотрите, жители города просят нас помочь им. Они говорят, что для всех жителей хватило профессий, а как назвать их профессию никто не знает. Давайте им поможем, и придумаем название профессии».

Этот человек рыбу ловит, он кто? Рыболов.
А этот лес рубит, кто он? Лесоруб.
А этот трубы чистит, он кто? Трубочист.
А этот землю копает, он кто? Землекоп.
А этот пчел разводит, кто он? Пчеловод.

Спасибо вам, ребята, теперь и у нас есть профессии.

Игра «Мастерицы» .

Логопед: «А еще в нашем городе живет много мастериц. Как же нам назвать их профессии?»

Он певец, а она… певица;
Он летчик, а она… летчица;
Он художник, а она… художница;
Он учитель, а она… учительница;
Он писатель, а она… писательница;
Он воспитатель, а она… воспитательница;
Он проводник, а она… проводница;
Он переводчик, а она.. переводчица;
Он фокусник, а она… фокусница.

Игра «Расскажи о профессии» .

Логопед: «А теперь давайте каждый вас расскажет о той профессии, которую он получили в Городе мастеров. А поможет вам вот эта схема».

Дети по очереди составляют описательный рассказ о своей профессии с опорой на план:

  1. Назови профессию.
  2. Чем занимается человек данной профессии?
  3. Чем он работает?
  4. Где он работает?

Итог занятия .

Логопед: «Наше путешествие подошло к концу. Скажите, вам понравилось в Городе мастеров? Вспомните, а кто там живет?»

Дифференцированная оценка ответов детей.

Беседина Виктория Константиновна,
учитель-логопед,
ГБДОУ Детский сад № 1238,
г. Москва

Коррекционно-образовательные цели.

Расширить представления о труде взрослых, его необходимости и общественной значимости и орудиях труда и инструментах, используемых представителями разных профессий.

Расширить и активизировать словарь по теме «Профессии».

Совершенствовать умение образовывать и использовать имена существительных в родительном падеже.

Совершенствование умения выделять звук на фоне слова.

Совершенствование умения решать кроссворды и отгадывать слово.

Коррекционно-развивающие цели.

Развитие речевого слуха, зрительного восприятия, внимания; памяти, мышления;

Развитие мелкой, общей моторики координации речи с движениями, ловкости.

Воспитательные цели.

Воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии, активности, инициативности, самостоятельности.

Ход занятия:

1. Логопед: У каждого взрослого человека есть профессия. Что такое профессия? Профессия это значит умение. Если человек приобрел профессию, значит, он владеет специальными знаниями.

Люди имеют самые разные профессии и выполняют различную работу. Они зарабатывают деньги, чтобы купить жильё, пищу и одежду.

Сегодня утром ко мне пришли брат с сестрой Ваня и Таня. Я услышала их разговор. Они мечтали о том, кем они станут, когда вырастут. – Я буду врачом, - сказала Таня, - ведь врач – самая главная профессия, потому что он лечит людей.

А я буду строителем. Ведь строитель главнее врача, потому что он строит больницы, - ответил сестре Ваня.

Нет, наверное, повар главнее строителя. Ведь если повар не приготовит обед, то строитель не сможет работать, - сказала Таня.

Значит главнее повара продавец. Если он не продаст продукты, то повар не приготовит обед, - подумав, заметил Ваня.

А что будет, если продавец заболеет и не сможет продавать продукты?

Его вылечит врач – уверенно ответил Ваня.

Так кто же тогда главнее? – растерянно спросила Таня.

Загадку разрешила мама, вернувшаяся с работы.

Нет такой профессии, которую можно назвать самой главной. Все профессии одинаково важны, потому что приносят пользу людям – сказала мама.

Логопед подводит итог: все профессии важны, потому что все нужны.

2. Игра в рифму «Доскажи словечко»

Какие профессии начинаются со звука А?

Поезд водит... (машинист).

Пашет поле... (тракторист).

Самолетом правит... (летчик).

Клеит книги... (переплетчик).

В школе учит нас... (учитель).

Строит здания... (строитель).

Красит стены нам... (маляр).

Мебель делает... (столяр).

Песни нам поет... (певец).

Торговлей занят... (продавец).

На станке ткет ткани... (ткач).

От болезней лечит... (врач).

Лекарства выдает... (аптекарь).

Хлеб печет в пекарне... (пекарь).

Пишет красками... (художник).

Сапоги сошьет... (сапожник).

Часы починит... (часовщик).

Погрузит краном... (крановщик).

Рыбу ловит нам... (рыбак).

Служит на море... (моряк).

В машине возит груз... (шофер).

Хлеб убирает... (комбайнер).

За свинками следит... (свинарка).

Доит коров всегда... (доярка).

Главный в поле... (агроном).

Звезды знает... (астроном).

Ходит в горы... (альпинист).

Вглубь плывет... (аквалангист).

В доме свет провел... (монтер).

В шахте трудится... (шахтер).

В жаркой кузнице... (кузнец).

Кто всех знает - ... (молодец).

А. Дорофеева

2. Игра «Исправь ошибки»

Логопед: « Послушай внимательно, исправишь обязательно!»

Водитель управляет самолетом. (Пилот управляет самолетом)

Тракторист учит детей. (Учитель учит детей)

Повар приготовил вкусный зуб. (Повар приготовил вкусный суп)

К больному пришел грач. (К больному пришёл врач)

Садовник поливает цветы из линейки. (Садовник поливает цветы из лейки)

Водитель сидит за кулем. (Водитель сидит за рулем)

3. Игра «Назови и расскажи»

Дети по очереди достают из конверта, принесенного куклами, картинки с изображением людей разных профессий называют профессию и действие (это учитель, учитель учит…).

4. Пальчиковая гимнастика «Почтальон»

Что принес нам почтальон? Поднимают плечики.

С толстой сумкой ходит он. Показывают сумку.

Перевод, журнал, газету, Загибают по одному пальчику.

В бандероли две кассеты

И письмо от тети Вали,

Чтоб ее приезда ждали.

5. Игра «Чьи предметы?»

Чтобы человек любой профессии хорошо работал, люди придумали и изготовили инструменты и предметы.

Дети выполняют задания карандашом на листочках

6. Игра «Кому принадлежит фраза?»

Как вас подстричь? А челку покороче? (Парикмахеру)

Дети, здравствуйте! Начинаем урок чтения. Откройте учебники на 45 странице. (Учителю)

Несите кирпич, цемент.(Строителю)

У вас болит горло? Откройте шире рот и скажите: А-а-а. (Врачу)

Сколько вам взвесить конфет? С вас 50 рублей! (Продавцу)

7. Игра «Мужчина-женщина»

(певец-певица, художник-…, тракторист-…,учитель-…, писатель-…, птичник-…,дояр-…, танцор-…,летчик-….).

8. Физминутка «Мы в профессии играли»

Мы в профессии играли –

В миг мы лётчиками стали!

В самолёте полетали

И шофёрами вдруг стали!

Руль теперь у нас в руках -

Быстро едим по горам!

А теперь на стройке мы,

Кладём ровно кирпичи.

Раз - кирпич и два, и три –

Строим дом мы, посмотри!

Вот закончена игра,

Снова сесть нам всем пора.

Итог занятия :

    О чем мы сегодня говорили на занятии?

    Что нового узнали сегодня Ваня и Таня?

Речевое заключение: Общее недоразвитие речи 3, 4 уровня

Класс: 1Б,В

Урок изучение нового материала.

Оборудование: интерактивная доска, карточки, сигнальные карточки, зеркала.

ТЕМА: «Профессии».

ЦЕЛЬ: уточнение и формирование представлений о профессиях, формирование навыков фонематического анализа и синтеза у учащихся 1 классов с ОНР 3.4 уровня через применение интерактивных форм работы.

ЗАДАЧИ:

обучающая – уточнение и формирование представлений учащихся о профессиях, продуктах труда;

Формирование навыков анализа и синтеза.

развивающая – содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся;

Обогащение и уточнение словарного запаса учащихся по лексической теме «Профессии»;

Развитие кругозора, внимания, наблюдательности.

воспитывающая – воспитывать уважение к труду, людей разных профессий;

Формирование положительного отношения к логопедическим занятиям.

    Психологический настрой.

Прозвенел звонок сейчас.

Все тихонько быстро встали,

Подравнялись и собрались.

Скажем: «Здравствуйте» друг другу (пауза)

А теперь тихонько сели,

На меня все посмотрели.

Начинаем наш урок.

Веер в руки мы возьмем,

Лепестки мы развернем,

Покажите все листок: «Если ты готов учиться»,

То зеленый пригодится.

«Не хотел идти учиться»

Красный может пригодиться.

«Я сердит на вас, друзья» -

Покажу вам синий я.

Сегодня к нам на занятие пришли гости, а кто это вы узнаете отгадав загадки.

II. Сообщение темы и цели.

1. Кто в дни болезни всех полезней

И лечит нас от всех болезней. (ДОКТОР)

2. Он летчик, не пилот,

И ведет не самолет,

А огромную ракету.

Дети, кто, скажите это? (КОСМОНАВТ)

3. Скажи, кто так вкусно

Готовит щи капустные,

Пахучие котлеты,

Салаты, винегреты. (ПОВАР)

4. У меня одеться рад

И артист, и депутат

Ловко шью своей иглой –

Ведь недаром я (ПОРТНОЙ)

Итак, ребята кто пришел к нам на занятия?

Люди, занимающиеся разными видами работ.

Что объединяет этих людей?

(Их объединяет разные ПРОФЕССИИ)

Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке?

Сегодня на уроке мы будем говорить о ПРОФЕССИИ.

Давайте прочитаем слово вместе ПРОФЕССИИ.

Поставьте ударение в слове.

Ударение падает на 2 слог, на гласную Е.

Обратите внимание в слове ПРОФЕССИИ удвоенные согласные ЭС и гласные И.

Давайте, разделим на слоги, прохлопав это слово по слогам. Приготовьте ваши ладошки.

Сколько раз мы хлопнули?

Можно ли узнать сколько в слове слогов?

Сколько в слове букв?

Сколько гласных?

Можно узнать сколько в слове гласных, столько и слогов?

Повторите вместе правило.

Сегодня на уроке мы побываем в мире профессий.

Ребята, скажите, что делают люди разных профессий (КЛАСТЕР)

III. Работа над новым материалом:

А) - Мы тоже будем сегодня трудиться, подготовим язычок к работе.

Б) Чтение стихотворения Джани Родари «Чем пахнут ремесла»

Людей различных профессий можно назвать волшебниками, т.к. руки мастеров создают предметы необычной красоты.

Что вы узнали нового из этого стихотворения?

(У каждого дела есть свой запах)

Чем пахнет в булочной? Почему?

Почему куртка шофера пахнет бензином?

Кто ничем не пахнет?

(Бездельник).

Кто такой бездельник?

Вывод: Человек, который ничего не делает.

А кем работают ваши родители мама и папа?

Хотели бы вы быть похожими на них?

Вы хотите трудиться или учится? Что лучше?

Давайте прочитаем пословицу: «Маленькое дело лучше большого безделья»

Пословица учит нас.

Вывод: Что же такое профессия? (Профессия – главное занятие человека, так люди приносят пользу).

Как вы думаете, как надо, относится к чужому труду? Почему?

Представьте, что тётя Лена помыла пол, а вы пришли в школу и забыли вторую обувь, прошли в класс в грязной обуви. Захочет ли тетя Лена снова мыть пол?

Вывод: Мы должны уважать труд людей всех профессий.

В) – Предлагаю вам поиграть. Встали все со своих мест.

Физминутка

Мы в профессии играли –

В миг мы лётчиками стали!

В самолёте полетали

И шофёрами вдруг стали!

Руль теперь в руках у нас-

Быстро едет первый класс!

А теперь на стройке мы

Кладём ровно кирпичи.

Раз- кирпич и два, и три –

Строим дом мы, посмотри!

Вот закончена игра,

Вновь за парты нам пора.

Г) - Ребята, сейчас поработаем в группах.

Катя пересядь за 1 парту, а Юля сядет за 3 парту.

У вас на столах лежат карточки с изображением людей разных профессий и карточки с незаконченными предложениями. Ваша задача прочитать эти предложения и дополнить их карточкой изображения человека с подходящей профессией. У вас 3 минуты. Когда вы закончите задание поднимите руки вверх. Начинайте.

В школе учит нас … (УЧИТЕЛЬ)

Строит здания … (СТРОИТЕЛЬ)

На тракторе пашет … (ТРАКТОРИСТ)

Поезд водит … (МАШИНИСТ)

Самолетом правит … (ЛЕТЧИК)

От болезней лечит … (ВРАЧ)

Сапоги шьет … (САПОЖНИК)

В шахте трудится … (ШАХТЕР)

Служит на море … (МОРЯК)

Кто всех знает … (МОЛОДЕЦ)

Давайте проверим правильно ли вы выполнили его.

(Проверка задания).

Молодцы, правильно выполнили задание.

- Д) Кинезиологическая гимнастика.

Много есть профессий знатных,

(Соединять пальцы правой руки с большим.)

И полезных, и приятных.

(Соединять пальцы левой руки с большим.)

Повар, врач, маляр, учитель,

Продавец, шахтёр, строитель…

(Последовательно соединять пальцы обеих рук с большим.)

Сразу всех не называю,

(Сжимать и разжимать кулачки.)

Вам продолжить предлагаю.

(Вытянуть руки вперёд ладонями вверх.)

Е) – Ребята у каждой профессии есть свои орудия труда: например, у повара – это кастрюля, а у швеи – это игла и т.д.

Ребята посмотрите на экран. Здесь показаны орудия труда человека какой-то профессии. Подумайте и отгадайте к человеку какой профессии они относятся?

Давайте проверим, правильно ли вы полнили это задание.

Важны ли все профессии? Для чего? (Они помогают людям).

Давайте разберем поэтапно эти слова:

Разделите слово на слоги?

Сколько слогов?

Поставьте ударение.

Ударение падает на гласную Ё, на 2 слог.

Вспомним правило если в слове есть гласная Ё, то она всегда под ударением.

Давайте повторим это правило.

Составим звуковую схему.

Сколько букв, звуков.

Работа со словом УЧИТЕЛЬ.

Работа со словом МОРЯК.

Работа со словом ВРАЧ.

Составьте предложения с этими словами.

Шофёр водит машину.

Учитель учит детей.

Моряк любит море.

Врач лечит людей.

IV. Итог занятия

О людях каких профессий мы сегодня узнали?

Кем бы вы хотели стать?

Больше всего узнать о разных профессиях помогут книги. Взять эти книги вы сможете в школьной библиотеке.

«Все работы хороши»

«Кем быть?». Это поможет вам в выборе вашей будущей профессии.

V. Рефлексия.

Снова веер мы возьмём,

Лепестки мы развернём,

Нам зеленый пригодится,

Кому легко было трудиться.

Кто с трудом усвоил знанья –

Красный цвет поможет нам.

Ну, а синий лепесток.

Тому, кто сегодня учиться не смог.

Алла Авдеева
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Все профессии важны, все профессии нужны»

Цель : Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи.

Задачи :

1. Коррекционно-образовательные :

Активизировать и развивать словарь детей по теме «Профессии » ;

Совершенствовать у детей грамматический строй речи;

Развивать связную речь, учить детей составлять описательные рассказы с опорой на план;

Упражнять детей в согласовании существительных с числительными.

Упражнять детей в чтении слов.

2. Коррекционно-развивающие :

Развивать общую, тонкую моторику, координацию речи с движением;

Развивать слуховое внимание, память, мышление.

3. Коррекционно-воспитательные :

Продолжать формировать у детей навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности;

Воспитывать у детей уважение к профессиональной и трудовой деятельности.

Образовательные области :

Социально-коммуникативное развитие,

Речевое развитие,

Познавательное развитие.

Виды детской деятельности :

Игровая;

Двигательная;

Коммуникативная,

Познавательно-исследовательская.

Предварительная работа :

Рассматривание картинок, иллюстраций с изображениями профессий , орудий труда;

Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений;

Экскурсия по детскому саду, знакомство с профессиями в детском саду – повар, медицинская сестра, дворник, психолог, помошник воспитателя, воспитатель, логопед ;

- дидактические игры : «Кому что нужно для работы » , «Угадай по описанию» , «Четвёртый лишний» , «Один – много» , «Назови ласково» , «Посчитай до пяти» , «В городе – в деревне» ;

- сюжетно –ролевые игры : «Магазин» , «Больница» , «Аптека» , «Почта» , «Ателье» , «Школа » , «Кафе» , «Детский сад» , «Библиотека» , «Парикмахерская» и др. ;

- продуктивная деятельность : рисование людей разных профессий , конструирование «Разные дома» , выпекание печенья из слоеного теста и др. ;

- работа с родителями : рекомендации посетить магазин, аптеку, поликлинику, почту, парикмахерскую, библиотеку, кафе, школу , ателье и др., посмотреть, как работают люди различных профессий ; рассказать о своих профессиях , чем они занимаются на работе; создание презентации «Профессии наших родителей » .

Оборудование и материалы :

Магнитная доска;

Компьютер;

Три стола для заданий;

Стульчики для детей;

Конверт с письмом;

Картинки, обозначающие профессии ;

Игра-лото «Профессии » ;

Презентация «Профессии » .

Ход занятия:

Дети сидят на стульчиках полукругом. Перед ними стоит стол, на котором разложены предметные картинки с изображением профессий .

1. Организационный момент.

Логопед : - Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в детский сад и встретила почтальона, который передал нам письмо. Сейчас я его открою, и мы узнаем от кого оно.

(Логопед открывает конверт и читает стихотворение) .

Все профессии нужны ,

Все профессии важны .

Лечит врач больных людей,

А ветеринар - зверей.

Строить здания строитель,

Чтобы было, где нам жить.

Шьёт портниха нам одежду,

Чтобы было что носить.

А учитель в школу ходит ,

Чтобы деток нам учить.

Повар варит, жарит, тушит,

Чтоб людей всех накормить.

Каждый делу верно служит,

Чтоб было людям лучше жить.

Логопед : Дети, о чём говорится в этом стихотворении? Как можно назвать всё это одним словом?

Дети : О профессиях .

Логопед : А что такое профессия ?

Дети : Профессия – это работа , которой занимается человек.

Логопед : Да, ребята, правильно. И это письмо из города Мастеров от людей разных профессий .

II. Основная часть.

Логопед : - Сегодня мы отправимся на экскурсию в город Мастеров. Но сначала отгадай те загадки, которые прислали жители города.

Игра «Отгадай и назови»

Логопед достаёт из конверта письмо с загадками.

С малышами я вожусь,

С ними провожу все дни,

С ними я хожу гулять.

Их укладываю спать,

И, конечно же, люблю

Я профессию свою . (Воспитатель)

Темной ночью, ясным днем

Он сражается с огнем.

В каске, будто воин славный,

На пожар спешит. (Пожарный)

Он с утра в столовой нашей

Варит суп, компот и кашу. (Повар)

Он вылечит корь, и бронхит, и ангину,

Пропишет пилюли и витамины. (Врач)

У него товаров горы -

Огурцы и помидоры.

Кабачки, капуста, мед -

Все он людям продает. (Продавец)

Мы работаем бригадой,

Нам везут песок, бетон.

Дружно потрудиться надо,

Чтоб построить новый дом. (Cтроитель)

Феном, щеткой и расческой

Ловко сделает прическу. (Парикмахер)

Выезжает на дорогу

Он обычно спозаранку,

На педаль поставив ногу

И крутя рукой баранку. (Водитель)

Наяву, а не во сне

Он летает в вышине.

Водит в небе самолет.

Кто же он, скажи? (Пилот)

Кто движеньем управляет?

Кто машины пропускает?

На широкой мостовой

Машет жезлом. (Постовой)

Громко прозвенел звонок,

В классе начался урок.

Знает школьник и родитель -

Проведет урок. (Учитель)

У слона иль мышки жар -

Их спасёт. (Ветеринар)

У меня одеться рад

И артист, и депутат.

Ловко шью своей иглой -

Ведь недаром я. (Портной)

Натянутый холст, краски, треножник -

Пишет с натуры картину. (Художник.)

В прошлый раз был педагогом,

Послезавтра - машинист.

Должен знать он очень много,

Потому, что он (Артист)

Логопед : Ну вот и пора отправиться на экскурсию. Город Мастеров находится далеко и нам придется ехать на автобусе. А чтобы не заблудиться жители города прислали нам карту, на которой обозначены места, где мы должны побывать и задания для вас. Давайте выберем водителя и займем места в автобусе.

(дети встают парами за «водителем» и идут по кругу к первому столу)

Логопед : Вот мы и приехали. Выходите из автобуса. Здесь нас поджидает первое здание «Орудия труда» . Жители города мастерски владеют различными инструментами и механизмами. Давайте попробуем разобраться, кому, какие инструменты необходимы для работы.

Игра «Назови орудия труда»

На столе разложены карточки лото «Профессии » и картинки с предметами труда. Детям необходимо выбрать нужную картинку с предметами труда и положить ее на карточку, объясняя свой выбор :

Я беру весы, потому что они нужны продавцу ;

Я беру ножницы, потому что они нужны парикмахеру ;

Я беру лекарства, потому что они нужны врачу и т . д.

Логопед : Продолжаем нашу экскурсию. Посмотрите на этот дом, здесь работает много людей разных профессий . Давайте посчитаем их.

Дети подходят к фланелеграфу, где размещены цифры 2 и 5. Логопед показывает карточку с названием профессии , а дети читают и считают :

Игра «Сосчитай»

Два врача, пять врачей;

Два строителя, пять строителей;

Два учителя, пять учителей; и т. д.

Логопед : Ребята наша экскурсия продолжается. Пойдемте дальше по карте, к третьему зданию с названием «Дело» . Здесь лежит мяч, значит мы можем поиграть в игру, где вы будете называть действия, которые выполняют представители профессий .

Игра с мячом «Кто что делает»

Дети выстраиваются полукругом, логопед бросает мяч ребенку и называет профессию , а тот говорит, что делает представитель этой профессии :

Учитель - учит; врач - лечит; продавец - продает; строитель - строит; парикмахер - стрижет; повар - варит; маляр - красит; уборщица - убирает помещение; стоматолог - лечит зубы; дворник - подметает; водитель - рулит, водит машину.

Логопед : На любой работе бывает перерыв. Вот и мы с вами отдохнем.

Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем строить и играть.

Дом большой, высокий строим.

Окна ставим, крышу кроем.

Вот какой красивый дом!

Будет жить в нём старый гном.

Логопед : Продолжаем экскурсию. Это дом «Мечта» . Здесь вы должны рассказать, кем вы мечтаете стать, когда вырастите.

Дети по очереди рассказывают о том, кем они хотят стать в будущем по плану :

Название профессии ;

Что делать на работе;

Какие орудия труда использовать.

Логопед : Ну вот ребята наша экскурсия по городу Мастеров закончилась и нам пора возвращаться в детский сад. Садитесь в автобус и поехали.

Дети встают парами и обходят круг по группе и садятся на стульчики перед экраном компьютера.

III. Итог занятия .

Логопед : - Какие вы молодцы! Давайте вспомним что мы сегодня делали.

Ответы детей.

Логопед : Посмотрите на экран и скажите, о каких профессиях мы говорили .

Дети смотрят презентацию «Профессии » и называют их.

Логопед : Что вам понравилось больше всего?

Ответы детей

Логопед : Жители города Мастеров очень рады, что вы знаете много о профессиях , об орудиях труда.

ЛИТЕРАТУРА :

1. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста . – М.: Айрис Пресс, 2004 г. -206 с.

2. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. – М.: Гном и Д, 2000 г. -198 с.

3. Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. М. Гном-пресс, 2002г. -140 с.

4. Филичева Т. Б. Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М. Просвещение, 1982 г. -209 с.

5. Гомзяк О. С. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе группе . М. Гном-пресс, 2007г. -126 с.

6. Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду . Занятия с детьми 5-6 лет с ОНР. Мозаика-Синтез, 2007г. - 94 с.

7. Кузнецова Е. В., Тихонова И. А. Развитие коррекция речи детей 5-6 лет. Т. Ц. Сфера, 2005 г. - 95 с.

8. Интернет ресурсы.