Меню
Бесплатно
Главная  /  Пролежни  /  Современные аспекты доврачебной помощи в сестринском деле. Сестринское дело алгоритмы по уходу за пожилыми людьми и неотложная помощь

Современные аспекты доврачебной помощи в сестринском деле. Сестринское дело алгоритмы по уходу за пожилыми людьми и неотложная помощь

Сестринское дело является одним из важных звеньев медико-социального обслуживания всего населения России в целом, и пожилых людей, в частности. Престиж данной профессии постоянно растет.

Флоренс Найтингейл – английская сестра милосердия, одна из основоположниц сестринского дела отмечала, что медицинская сестра должна иметь квалификацию троякого рода: научную – для понимания болезни, сердечную – для понимания больного, техническую – для ухода за больным. Добавим, что главная медицинская сестра должна иметь еще и четвертую квалификацию – организаторскую – для того, чтобы сестринская служба работала четко, без сбоев. Умелая организация сестринского процесса помогает всем трем видам квалификации.

Одна из сложных задач медсестры – это помощь пожилому человеку в улучшении качества жизни. Это достигается через грамотные, четкие действия медицинской сестры и через ее милосердные установки к пожилым, больным людям. Ежедневно медсестра проявляет терпение и выдерживает экзамен на профессионализм. Для профессиональной работы ей необходимо четко знать алгоритмы сестринских действий, соблюдать санитарный режим.

Данный реферат посвящен алгоритмам ухода за пожилыми людьми. В нем приводятся шесть алгоритмов, наиболее востребованных в уходе за старым человеком.

1.Алгоритм 1: Уход за съемными зубными протезами и полостью рта

Оснащение: махровая «варежка», полотенце, перчатки - 2 пары, очки (щиток), лоток, стакан с водой, зубная паста, зубная щётка, крем для губ, марлевые салфетки, чашка для протезов, лоток, бумажные салфетки, мешок для мусора.

Обоснование

Подготовка к манипуляции

1. Объяснить ход предстоящей процедуры и получить согласие пациента на её выполнение.

2. Попросить пациента повернуть голову набок в вашу сторону.

3. Развернуть полотенце, прикрыть им грудь пациента до подбородка.

Исключается загрязнение белья пациента.

4. Вымыть руки и надеть перчатки и другие защитные приспособления (если пациент кашляет - очки или щиток)

Универсальные меры предосторожности, обеспечивающие безо­пасность медсестры.

5. Поставить почкообразный лоток под подбородком пациента на полотенце. Попросить пациента придерживать лоток рукой (если это возможно)

Исключается загрязнение белья. Обеспечивается участие пациента в процедуре.

6. Попросить пациента набрать полный рот воды и прополоскать рот. Придерживать лоток у подбородка, чтобы вода не проливалась. При необходимости – насухо вытереть подбородок пациента.

Протезы легче снять, если рот влажный

7. Попросить пациента снять зубные протезы и положить их в специальную чашку. Если пациент не может самостоятельно снять протезы, то:

Используя салфетку, большим и указательным пальцем, крепко взяться за зубной протез;

Колебательными движениями осторожно снять протезы и положить их в чашку для зубных протезов.

Обеспечивается возможность тщательной очистки протезов. Колебания уменьшают сцепление зубных протезов с десной.

Выполнение манипуляций

1. Попросить пациента прополоскать рот водой. Держать лоток у подбородка пациента. При необходимости насухо вытереть подбородок пациента

Исключается загрязнение постельного белья

2. Помочь пациенту почистить полость рта с помощью влажной салфетки:

Если у пациента есть собственные зубы, помочь ему их почистить, используя зубную пасту и щетку;

Помочь пациенту почистить небо, язык, внутренние поверхности щек, десны, область под языком;

Менять салфетки каждый раз, как только она покрывается слизью или липкой слюной;

Сбрасывать использованные салфетки в непромокаемый мешок.

3. Попросить пациента прополоскать рот водой. Держать лоток у подбородка пациента. При необходимости насухо вытереть подбородок пациента.

Исключается загрязнение постельного белья.

4. Поднести к раковине чашку с зубными протезами, зубную щетку, пасту, махровую «варежку» и полотенце.

5. Положить махровую «варежку» на дно раковины

Протез не разобьется, если его случайно уронить.

6. Открыть водопроводный кран, отрегулировать температуру воды (она должна быть прохладной).

Холодная вода безопаснее для зубных протезов. Горячая вода может деформировать протез.

7. Смочить зубную щетку, нанести не нее пасту, почистить все поверхности зубных протезов щеткой, держа их в руках над раковиной.

Обеспечивается профилактика инфекции полости рта.

Завершение манипуляции

1. Прополоскать зубные протезы под холодной проточной водой, другой рукой ополоснуть чашку для зубных протезов; положить протезы в чашку (для хранения в ночное время); закрыть водопроводный кран бумажной салфеткой.

Обеспечивается инфекционная безопасность

2. Помочь пациенту вновь надеть зубные протезы.

Примечание: если он предпочитает их не надевать в настоящий момент – оставить протезы в чашке и добавить в нее столько воды, чтобы она покрывала протезы.

Без воды протезы могут деформироваться.

3. Снять перчатки и все использованные предметы ухода подвергнуть дезинфекции

Обеспечивается инфекционная безопасность

4. Сделать запись о проведении процедуры и реакции на нее пациента

Обеспечивается преемственность сестринского ухода

2.Алгоритм 2: Помощь пациенту во время гигиенического душа и мытья головы

Оснащение: непромокаемый фартук; махровая «варежка»; ковш; мыло; шампунь; полотенце; пеленка; расческа.

Обоснование

Подготовка к манипуляции

1 1. Объяснить пациенту ход мытья и получить его согласие.

Обеспечивается право пациента на информацию.

2. Поставить в ванну специальное сидение для мытья.

3. Предупредить пациента о возможных неприятных ощущениях (сердцебиение, одышка и т. п.) и о необходимости сообщить, об этом медсестре.

Обеспечивается возможность своевременного прекращения процедуры.

4. Помочь пациенту стать в ванну, поддерживая его сзади под локти и затем сесть на сидение.

Обеспечивается безопасность пациента.

5. Побуждать пациента к самостоятельному мытью. Предлагать помощь в том случае, если она необходима.

6. Предложить пациенту помощь в мытье головы, если он не может это сделать самостоятельно.

Поддерживается чувство собственного достоинства пациента и его стремление к независимости.

Выполнение манипуляции

1. Надеть фартук

2. Вымыть голову пациенту:

Сложить пеленку в несколько слоев и попросить пациента прикрыть его глаза;

Смочить волосы, поливая их водой из душа;

Нанести немного шампуня на волосы пациента;

Вымыть голову обеими руками;

Бережно массировать голову, пока все волосы не будут полностью намылены.

Смыть мыльную пену водой.

Примечание: если пациент просит, повторить мытье головы еще раз.

Убрать пеленку, закрывающую глаза;

Исключается попадание шампуня в глаза.

Обеспечивается тщательное мытье волос.

3. Вытереть волосы.

4. Помочь пациенту, если он нуждается в этом, последовательно вымыть туловище, верхние и нижние конечности, паховую область и промежность, используя махровую «варежку».

Обеспечивается личная гигиена пациента и инфекционная безопасность.

Завершение манипуляции

1. Помочь пациенту встать с сидения (при необходимости оказывайте помощь вдвоем, соблюдая правильную биомеханику тела).

Обеспечивается безопасность пациента и медсестры.

2. Накрыть плечи пациента полотенцем и помочь ему выйти из ванны (при необходимости оказывайте помощь вдвоем).

Обеспечивается безопасность пациента.

3. Помочь пациенту насухо вытереть тело. Убедиться, что кожа между пальцами сухая.

Исключается опасность мацерации кожи между пальцами.

4. Помочь пациенту причесаться, одеть одежду и обувь.

Обеспечивается безопасность пациенту и чувство собственного достоинства.

5. Обработать ванну и все использованные предметы ухода.

6. Сделать запись о выполненной процедуре и реакции пациента в температурном листе.

Обеспечивается преемственность ухода.

3.Алгоритм 3: Профилактика пролежней

Оснащение: емкость с водой, жидкое мыло, губка.

Обоснование

Подготовка к манипуляции

1. Объяснить цель и ход предстоящей манипуляции.

2. Получить согласие пациента на процедуру.

Соблюдение прав пациента. Обеспечение осознанного участия в совместной работе.

Выполнение манипуляции

1. Перед каждым осмотром пациента мыть и высушивать руки.

2. Ежедневно осматривать кожу пациента в местах возможного образования пролежней, при каждом перемещении, изменении состояния пациента.

Примечание: при обнаружении побледневших и покрасневших участков кожи необходимо вызвать врача и по его назначению начать лечебные мероприятия.

3. Следить за состоянием нательного и постельного белья (устранять неровности, расправлять складки, удалять крошки с постели)

Снижается риск возникновения пролежней.

4. Постельное белье – хлопчатобумажное. Одеяло – легкое.

5. Изменять положение тела пациента в постели каждые два часа в течение суток (соблюдая правила перемещения), исключая трения и сдвиг тканей.

Снижается продолжительность давления, риск возникновения пролежней.

6. Обмывать 2 раза в сутки, места возможного образования пролежней, теплой водой с жидким мылом. Вытирать насухо полотенцем, делая промокательные движения.

Обеспечивается сохранение кожных покровов. Предупреждение инфицирования.

7. Использовать специальные приспособления, уменьшающие давление на кожу, под уязвимые участки необходимо подкладывать валики и подушки из поролона.

8. Не допускать, чтобы в положении «на боку» пациент лежал непосредственно на большом вертеле бедра.

9. Использовать непромокаемые пеленки и подгузники, уменьшающие чрезмерную влажность.

10. Обучить пациента дыхательным упражнениям и поощрять его выполнять их каждые два часа.

11. Осуществлять правильное питание: 120 грамм белка, 500-1000 мг аскорбиновой кислоты в сутки и адекватный прием жидкости 1,5 л.

12. Не допускать чрезмерного увлажнения или сухости кожи: при чрезмерном увлажнении – подсушивать, используя присыпки, при сухости – увлажняют кремом.

Завершение манипуляции

После каждого этапа мыть и высушивать руки.

Соблюдение инфекционной безопасности

4.Алгоритм 4: Исследование пульса

Оснащение: секундомер или часы с секундной стрелкой; температурный лист; ручка.

Обоснование

Подготовка к манипуляции

1. Объяснить цель и ход предстоящей манипуляции

Соблюдение права пациента на информированность.

2. Получить согласие пациента на процедуру

Соблюдение прав пациента.

3. Вымыть руки.

Соблюдение личной гигиены.

Выполнение манипуляции

1. Придать пациенту удобное положение «сидя» или «лежа».

2. Предложить пациенту расслабить руку, кисть и предплечье при этом не должны быть на весу.

Обеспечение достоверного результата.

3. Захватить свободно кисть пациента правой рукой в области лучезапястного сустава так, чтобы 2, 3, 4 пальцы располагались на лучевой артерии (2-й палец руки медицинской сестры у основания большого пальца пациента).

Указательный палец наиболее чувствительный, поэтому его располагают на лучевой артерии у основания большого пальца.

4. Прижать 2,3,4 пальцами лучевую артерию и провести подсчет пульса в течение 60 сек. Оценить интервалы между пульсовыми волнами.

Обеспечение точности определения часты пульса. Для определения ритмичности пульса.

5. Оценить наполнение пульса.

Определение величины, объема артериальной крови, образующей пульсовую волну.

6. Оценить напряжение пульса.

Для представления о величине артериального давления.

Завершение манипуляции

1. Сообщить пациенту результаты исследования.

Право пациента на информацию.

2. Провести регистрацию результата исследования в температурный лист.

Обеспечивается преемственность в работе.

3. Вымыть и осушить руки.

Соблюдение личной гигиены.

5.Алгоритм 5: Измерение температуры тела

Оснащение: медицинский термометр, салфетка, емкость с дезраствором, температурный лист, ручка, часы.

Обоснования

Подготовка к манипуляции

1. Установить доброжелательные отношения с пациентом, объяснить пациенту цель и ход процедуры, получить согласие.

Обеспечение осознанного участия в процедуре, обеспечение права на информацию.

2. Вымыть и осушить руки.

Обеспечение инфекционной безопасности.

3. Взять термометр, встряхнуть его так, чтобы ртутный столбик опустился ниже 35 градусов.

4. Осмотреть подмышечную впадину.

Исключение повреждения кожи.

5. Вытереть насухо кожу в подмышечной впадине салфеткой.

Влага изменяет показания термометра.

Выполнение манипуляции

1. Поместить термометр ртутным резервуаром в подмышечную впадину так, чтобы он со всех сторон соприкасался с кожей.

Обеспечение условий для достоверного результата.

2. Попросить пациента удерживать термометр, прижимая руку к грудной клетке, или фиксировать руку пациента, прижав ее к грудной клетке.

Если состояние пациента позволяет это сделать.

3. Извлечь термометр через 10 минут.

4. Оценить результат.

5. Сообщить результат пациенту.

Обеспечение права на информацию.

Завершение манипуляции

1. Занести показания в температурный лист (графическим способом).

Преемственность в работе.

2. Надеть перчатки. Обработать термометр в дезрастворе. Снять перчатки. Хранить термометр сухим в горизонтальном положении.

Обеспечение безопасности медицинской сестры на рабочем месте. Обеспечение инфекционной безопасности.

3. Вымыть и осушить руки.

Соблюдение личной гигиены.

6.Алгоритм 6: Транспортировка пациентов с различными видами хирургической патологии в лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ)

Оснащение: транспортные средства; носилки; импровизированные носилки; лямки; щит.

Выполнение манипуляции:

Транспортировка пострадавших с повреждениями костей черепа и головного мозга:

1. перед транспортировкой провести иммобилизацию головы с помощью ватно-марлевого круга, надувного подкладного круга или подручных средств;

2. Транспортировку осуществлять в положении лежа на спине.

А) при локализации раны в затылочной области и переломе затылочной кости:

1. оказать первую помощь;

2. пострадавшего транспортировать в положении на боку.

Б) транспортировка пострадавших, находящихся в бессознательном состоянии:

1. уложить пострадавшего на бок;

2. зафиксировать это положение, что обеспечивает хорошую иммобилизацию и предупреждает развитие асфиксии от западения языка и аспирации рвотных масс.

В) транспортировка пострадавших с переломами костей носа и повреждениями челюсти:

1. придать пострадавшему полусидячее положение, что предупредит аспирацию крови;

2. если пострадавший при этом находится в бессознательном состоянии, придать ему положение лежа на животе и подложить под лоб и грудь валики из одежды, одеяла или других вещей.

Транспортировка при переломах ребер и ключицы:

1. транспортировку осуществлять в положении сидя;

2. при тяжелом состоянии транспортировать пострадавшего на носилках в полусидячем положении.

Транспортировка пострадавших с переломами бедра и других костей нижних конечностей:

2. транспортировать пострадавшего на носилках в положении лежа на спине.

Транспортировка пострадавших при переломах костей верхних конечностей:

1. провести иммобилизацию транспортными шинами;

2. оценить состояние пострадавшего;

3. при удовлетворительном состоянии транспортировать его в положении сидя;

4. если травма у пострадавшего сопровождается шоком или значительной кровопотерей, уложить пострадавшего на носилки;

5. во время транспортировки контролировать состояние пациента.

Транспортировка при переломах костей таза:

1. уложить пострадавшего на щит в положении на спине с полусогнутыми в коленных и тазобедренных суставах нижними конечностями;

2. под колени подложить тугой валик из одежды, одеяла и др. высотой 25-30 см;

3. бедра несколько развести в стороны;

4. во время транспортировки контролировать состояние пациента.

Транспортировка при переломах позвоночника:

1. уложить пострадавшего строго в горизонтальном положении на спине на ровной жесткой поверхности;

2. при переломах шейного отдела позвоночника транспортировать пострадавшего на спине с валиком под шеей, обеспечивающем некоторое откидывание головы назад и ее фиксацию;

3. во время транспортировки контролировать состояние пациента.

Транспортировка при всех травмах и заболеваниях, сопровождающихся шоком, а также значительной кровопотерей:

1. транспортировать пострадавшего с приподнятым ножным концом носилок для уменьшения обескровливания головного мозга;

2. во время транспортировки контролировать состояние пациента.

Завершение манипуляции:

После доставки пациента в ЛПУ использованные средства иммобилизации и транспортировки подвергаются дезинфекции в соответствии с Сан.Пин.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Флинт А. Особенности ухода за пожилыми людьми в стационаре // Сестринское дело. – 1997, № 1;

2. Сестринское дело: алгоритмы по уходу за больными и неотложная помощь. – М., Медицина, 1986.

Полнотекстовый поиск:

Где искать:

везде
только в названии
только в тексте

Выводить:

описание
слова в тексте
только заголовок

Главная > Контрольная работа >Медицина, здоровье


Челябинская государственная медицинская академия

Факультет высшего сестринского образования и менеджмента

Кафедра «Сестринского ухода за больными и менеджмента»

Контрольная работа по теории сестринского дела

Вариант 31

Тема: «Особенности сестринского процесса в экстренной и неотложной медицине»

Выполнила: Мухамадеева Ю.М.

Группа 167

Адрес: г.Челябинск

Ш. Металлургов,61а-63

Тел.890-28-69-33-16

Проверил:

Челябинск 2003г

План

    Сестринское дело.

    Сестринская теория и сестринский процесс.

    Организация сестринского процесса в реанимации.

    Задачи медсестры реанимационного отделения.

    Стандартизация в профессиональном деле медсестры.

    Выявление проблем пациента.

    Карта сестринского ухода.

    Заключение

    Предложения

    Приложение 1 Карта сестринского наблюдения

    Приложение 2 Лист дополнительного наблюдения

    Приложение 3 Лист назначений

    Список литературы

1. Сестринское дело

Сестринское дело - это сложный процесс, основанный на применении научных знаний. Он призывает к интеграции технических навыков, комплексного понимания, интуиции, ценностей и восприятия. Чтобы организовать эти элементы в конгруэнтное целое, медсестры опираются на базисную концептуальную структуру или теорию сестринского дела.

Теория – это логически взаимосвязанный набор предложений, используемых для описания, объяснения и предсказания части эмпирического мира» (Riehl,1980). Тот, кто практикует сестринское дело или проводит сестринское исследование без принципов, формирующих основу сестринской теории, придет к менее ожидаемым и возможно менее эффективным результатам, по сравнению с тем, кто руководствуется сестринской теорией. Постовая медсестра, которая считает, что роль медсестры ограничивается простым выполнением назначений врача, может упустить многие потребности пациента, которые останутся не установленными или неудовлетворенными.
Напротив, медсестра, которая полагается на всеобъемлющую сестринскую теорию как на структуру действий определит все потенциальные потребности клиента, а не только те, которые отражены в назначениях врача. Таким же образом медсестра исследователь, которая хочет определить, например, какая из двух процедур быстрее или более эффективна, будет менее успешна,если будет задавать общие вопросы по сравнению о цели процедур и ее соответствии по сравнению с медсестрой, которая в своей исследовании будет руководствоваться теорией и изучать все аспекты ситуации. В результате понимание проблемы может быть приближено к всеобъемлющему. Для того, чтобы понять сестринскую теорию, важно понять сходство и различие между теорией и сестринским процессом и между теорий и философией.

2. Сестринская теория и процесс

Сестринский процесс – это структура для решения проблемы, которая помогает организовывать ежедневную сестринскую практику. У него есть конкретные шаги – оценка, диагноз, планирование, выполнение и итоговая оценка, – которые обеспечивают руководство к работе с конкретной проблемой клиента.
Между сестринским процессом и сестринской теорией существует несколько различий. Сестринский процесс обеспечивает руководство для подхода к конкретной ситуации "клиент-уход". Он устанавливает серию действий, посредством которых медсестра может принимать решения. Сестринская теория, обеспечивая способ для понимания определенной проблемы пациента, также дает всеобъемлющий взгляд на сестринское дело как на организацию.
В то время как сестринский процесс устанавливает шаги для решения проблемы, сестринская теория обеспечивает способ оценки основного феномена сестринского дела и дает ответы на различные вопросы:

Что такое здоровье?

Что такое заболевание?

Что собой представляет человеческая сущность?

Как люди влияют на окружающую среду?

Как окружающая среда влияет на человеческую сущность?

Что такое сестринское дело?

Этапы сестринского процесса:

    Обследование пациента.

    Определение потребности и выявление проблем.

    Планирование вмешательств.

    Выполнение плана сестринских вмешательств.

    Оценка полученных результатов.

Каждый этап процесса является существенной стадией в решение основной проблемы-лечение пациента-и тесно взаимосвязан с остальными четырьмя этапами

3. Организация сестринского процесса в реанимации.

С давних пор человек пытается бороться с болезнью и смертью. Но наибольший протест в сознании человека вызывает преждевременная смерть.

Организм человека – сложная система, все части которой связаны между собой тысячами нитей в единое целое. Потеря взаимосвязи превращает тело человека в сумму тканей, каждая ткань и орган человека начинают жить сами по себе, а это может привести к гибели организме. Такое состояние называется терминальным состоянием и возникает на самых последних этапах жизни человека.

Установлено, что человек продолжает жить некоторое время после остановки дыхания и прекращения работы сердца. В случае необходимости человека ещё можно вернуть к жизни, путем проведения реанимационных мероприятий, которые должен уметь каждый медицинский работник.

Реанимация – это система мероприятий, направленных на восстановление жизнедеятельности организма и выведение его из терминального состояния. Эти мероприятия обеспечивают в первую очередь эффективное дыхание и кровообращение.

Анестезиология и реаниматология как клиническая дисциплина играет важную роль в медицинской практике. Все это объясняется принципами и задачами, которые определяют сущность самой анестезиологии и реаниматологии.

Задача анестезиологии сводиться не только к устранению боли и выключению сознания пациента в процессе операции, но и к обеспечению безопасности во время операции и в посленаркозном и послеоперационном периодах.

Специфика касается всех разделов реанимации: методика проведения и выбора анестезии, интенсивной терапии и реанимационных манипуляций, деонтологических проблем, показания к использованию того или иного метода лечения, дозировки различных препаратов и многих других аспектов. Поэтому медсестры отделения должны обладать фундаментальными знаниями в области реаниматологии и анестезиологии. Также немаловажное значение имеет подход медсестры к пациенту, ее желание и умение работать с пациентами.

Современная организация оказания сестринской помощи в условиях реанимационного отделения

Современные достижения медицинской науки и техники значительно расширили возможности эффективного лечения пациентов, состояние которых ранее считалось безнадежным. Борьба за жизнь таких пациентов становиться возможной при условии интенсивного проведения лечебных мероприятий, включающих применение разнообразной аппаратуры и сложных реанимационных приемов.

По сложившимся понятиям, к состояниям, требующим неотложной помощи относятся те, которые представляют собой непосредственную или вероятную опасность для жизни человека.

К симптомам «неотложности» принято относить боль, рвоту, расстройства стула, одышку, асфиксию, кровотечения, признаки острого наступления функции ССС или функции нервной системы (головные боли, головокружения, судороги), каматозные состояния, острую анурию и др.

Состоянием «крайней неотложности» нужно считать клиническую смерть.

Реанимационные мероприятия состоят их двух частей: интенсивного наблюдения и собственно лечебных мероприятий. Методы интенсивного наблюдения дают возможность длительного непрерывного контроля за состоянием больного. Кроме визуального контроля за состоянием больного, своевременное интенсивное наблюдение включает использование разнообразных инструментальных методов, включая мониторные автоматически регистрирующие пульс, ЧДД, АД, биотоки сердца и другие показатели жизнедеятельности организма.

Основными условиями проведения реанимации является создание и использование специальных отделений и палат. Проведение реанимации, требующей комплекса специальной аппаратуры и участия значительного числа медицинских работников, в палате общего типа нецелесообразно.

В настоящее время различают три основных типа организации службы реанимации: многопрофильные отделения реанимации, предназначаемые как для хирургических, так и для терапевтических больных; узкоспециализированные реанимационные отделения, куда больные и пораженные поступают в порядке оказания скорой помощи; палаты реанимации при клиниках и отделениях больницы, обслуживающие находящихся в них больных и не предназначенные для обеспечения потока поступающих по скорой помощи.

При планировке палат реанимационного отделения необходимо предусмотреть возможность непрерывного наблюдения за каждым больным с поста медсестры, свободного доступа к койке каждого больного со всех сторон с учетом использования передвигающихся прикроватных аппаратов, возможность зрительной и звуковой изоляции больных друг о

т друга, а также выполнения всех лечебных и диагностических мероприятий и хороши налаженной связи между дежурной службой и различными подразделениями.

В стенах помещений у изголовья коек устанавливают централизованную, круглосуточно функционирующую систему подвода кислорода, закиси азота.

У постели пациента в палате должен быть прикроватный монитор. Очень важно, чтобы вся аппаратура в реанимационном отделении была постоянно готовой к работе. На одну медсестру должно приходиться не более трех обслуживаемых больных.

4. Задачи медсестры реанимационного отделения

Уникальной задачей медсестры является оказание помощи человеку, больному или здоровому, в осуществлении тех действий, имеющих отношение и его здоровью, выздоровлению или спокойной смерти, какие он предпринял бы сам, обладая необходимыми силами, знаниями и волей. И это делается таким образом, чтобы он снова как можно быстрее обрел независимость. Медсестра проявляет инициативу, она контролирует выполнение этой работы, здесь она хозяйка. Кроме того, она помогает пациенту выполнить все назначения, предписанные врачом…Медсестра это ноги безногого, глаза ослепшего, опора ребенку, источник знаний и уверенности для молодой матери, уста тех, кто слишком слаб или погружен в себя, чтобы говорить (Вирджиния Хендерсон)

Работа медсестры в реанимационном отделении сопряжена большими психологическими и физическими нагрузками. Поэтому медсестра работающая в реанимационном отделении должна быть своего рода психологом, учителем, наставником и т.д.

Роль медсестры в реанимационном отделении неизмеримо возрастает, т. к. в большинстве случаев больной не может сказать, что его беспокоит, а контроль за ним должен обеспечивать жизнедеятельность всех органов и систем. У пациентов, госпитализированных в данное отделение, в желудок может быть введен зонд, в брюшной полости находится несколько дренажных трубок, а в мочевом пузыре –катетер. Все это требует от медсестры при уходе предельного внимания, понимания своих задач, ответственного выполнения назначений врача.

Своевременное информирование о малейших изменениях о состоянии больного или показателях поступивших анализов, данных аппаратов слежения, объем выделяемых и вводимых жидкостей и регистрация их в листе наблюдения является первейшей задачей медсестры

  1. сестринское дело в гериатрии

    Реферат >> Медицина, здоровье

    Возраста. Особенности общения, сбора информации и выполнения этапов сестринского процесса . ... дестабилизации состояния. Неотложные состояния, особенности проявлений и экстренной помощи. ... б) раздел биологии и медицины , изучающий процесс старения человека. 2. ...

  2. Особенности подходов к разрешению проблем пожилых людей

    Дипломная работа >> Социология

    ... особенностей характера в результате развития склеротического процесса ... предназначается служба "сестринского ухода", которая... новым формам экстренной социальной помощи... оказание неотложной помощи... . Черносвитов Е.В. Социальная медицина Учеб. пособие для студ...

  3. Педиатрия (3)

    Реферат >> Медицина, здоровье

    Анемии? Какие особенности диетотерапии при анемии? СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ПРИ ПАРОТИТНОЙ СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ПРИ ПАРОТИТНОЙ... астматическим статусом подлежат экстренной госпитализации в отделение интенсивной терапии. Неотложные мероприятия при астматическом...

Цели занятия:

– систематизировать и углубить знания по данной теме;

– изучить алгоритм оказания экстренной помощи при неотложных состояниях.

Основная литература:

1. Ежова Н.В. Педиатрия [Текст]/ Н.В.Ежова, Е.М.Русакова, Г.И.Кащеева. – Мн: Высш. шк., 2006 – 524 с., стр. 330 – 348.

2. Тульчинская В., Сестринское дело в педиатрии [Текст]: учеб. пособие / В.Д.Тульчинская, Н.Г.Соколова, Н.М.Шеховцева. Ростов н/Д: Феникс, 2006 – 380 с. (Серия «Медицина для вас»), стр. 251 – 276.

Дополнительная литература:

1. Севостьянова Н.Г. Сестринское дело в педиатрии в 2-х ч. ч. I,2 [Текст]: учеб. пособие / Н.Г.Севостьянова – М.: АНМИ, 2002. – (Серия «Сестринское дело»).

2. Медицинский энциклопедический словарь [Текст]/ под ред. В.И.Бородулина – М.: ОНИКС 21 век, 2002. – 704 с.

Ход работы:

1. Работа с понятиями: дать односложный ответ на следующие термины (приложение 1).

2. Изучить алгоритм оказания неотложной помощи при экстренных состояниях:

– остановке дыхания;

– остром стенозе гортани;

– судорогах;

– лихорадке;

– анафилактическом шоке;

– носовом кровотечении;

– приступе бронхиальной астмы;

– отравлении;

– гипогликемической коме;

– гипергликемической коме.

3. Решить тестовые задания (приложение 2), сравнить с эталонами ответов.

4. Решить ситуационную задачу (приложение 3), сравнить с эталоном ответа.

5. Решить ситуационную задачу (по выбору), (приложение 4).

6. Ответить на вопросы для самоконтроля (приложение 5).

Приложение 1

Термины

1. Реанимация.

2. Терминальное состояние.

3. Обструкция.

4. Ларингоскопия.

5. Аспирация.

6. Пневмоторакс.

7. Авитаминоз.

8. Токсигенный.

9. Соматогенный.

10. Антидот.

11. Форсированный диурез.

12. Гемосорбция.

13. Гемодиализ.

14. Перитональный диализ.

15. Плазмаферез.

Приложение 2

Тестовые задания

1. В какой помощи нуждается ребенок при развитии фебрильных судорог:

а) в/в введение препаратов кальция;

б) введение противосудорожных препаратов;

в) в/в введение глюкозы; г) в/в введение гидрокарбоната натрия.

2. Подергивания мимических мышц и мышц конечностей – это:

а) клонические судороги; б) тонические судороги;

в) фебрильные судороги; г) гипертонус мышц.

3. При «розовой» лихорадке начинают неотложную помощь с:

а) дачи жаропонижающих препаратов; б) введения аминазина;

в) физических методов охлаждения; г) дачи кислорода.

4. Попадание инородного тела в дыхательные пути называется:

а) аспирация; б) рефлюкс; в) срыгивание; г) каша.

5. Признаки гипергликемической комы:

а) внезапное начало, потливость, тремор рук;

б) жажда, сухость во рту, запах ацетона;

в) рвота, понос, боли в животе; г) жар, гиперемия лица.

6. При остановке дыхания стартовым реанимационным мероприятием является:

а) ИВЛ; б) непрямой массаж сердца;

в) обеспечение проходимости дыхательных путей.

7. Недостаточность периферического кровообращения, сопровождающаяся низким АД и нарушением кровоснабжения органов называется:

а) коллапс; б) шок; в) обморок.

8. Наиболее частые причины развития анафилактического шока:

а) пищевые аллергены; б) лекарственные препараты;

в) пыльца растений; г) домашняя пыль.

9. Ложный круп – это:

а) периодические возникающие приступы удушья; б) острый стеноз гортани;

10. Ложный круп развивается при:

а) острых респираторных вирусных заболеваниях; б) дифтерии гортани;

в) бронхиальной астме; г) пороках сердца.

11. Назовите симптомы острого стеноза гортани:

а) втяжение уступчивых межгрудной клетки; б) экспираторная одышка;

в) инспираторная одышка; г) «лающий» кашель;

д) сухой кашель; е) влажный кашель; ё) осиплость голоса;

ж) «бочкообразная» грудная клетка; з) тахипноэ.

12. Органические судороги возникают:

а) при травмах головного мозга; б) расстройствах обмена веществ;

в) перегревании; г) воздействии токсических веществ.

13. Клонические судороги проявляются:

а) сгибание верхних конечностей, вытягивание нижних, кратковременная остановка дыхания;

б) подергивание мышц лица, конечностей;

в) жажда, обильное мочеиспускание;

г) чувство голода, слабость, агрессивность.

14. Ребенку во время приступа судорог свежий воздух:

а) нужен; б) не нужен.

15. Теплопродукция равна теплоотдаче, это:

а) «розовая» лихорадка; б) белая лихорадка.

16. При «розовой» лихорадке в первую очередь необходимо:

а) согреть ребенка; б) раздеть ребенка; в) холод к голове;

г) дать теплое питье; д) дать жаропонижающие препараты;

е) дать аспирин; ё) дать спазмолитики; ж) обтереть ребенка водой.

17. Температура воды для промывания желудка ребенку 1 года жизни должна быть:

а) комнатной; б) температуры тела; в) горячей; г) любой.

18. При возникновении гипокальцемических судорог кроме противосудорожных препаратов необходимо вводить так же:

а) глюконат кальция; б) натрия гидрокарбонат;

в) анальгин; г) ацетилсалициловую кислоту.

19. Можно ли применять ацетилсалициловую кислоту ребенку с лихорадкой:

а) да; б) нет.

20. Установите порядок проведения реанимационных мероприятий ребенку при остановке дыхания:

а) начать непрямой массаж сердца;

б) уложить на спину, на твердую поверхность;

в) 2-3 искусственных вдоха методом рот в рот или мешком Амбу;

г) освободить дыхательные пути и поддерживать их проходимость.

Эталон ответа

1. б 11. а, в, г, ё
2. а 12. а
3. а, в 13. б
4. а 14. а
5. б 15. а
6. в 16. б, в, г, д
7. а 17. б
8. б 18. а
9. б 19. б
10. а 20. б, г, в, а

Приложение 3

Ситуационная задача

Мальчик 2-х лет находился дома со старшей сестрой 9 лет. Нашел на подоконнике флакончик с зелеными таблетками и съел несколько штук. Состояние через некоторое время ухудшилось – ребенок стал вялым, в контакт не вступает, уснул. Мама никак не могла разбудить, вызвали скорую помощь.

Состояние при осмотре тяжелое. На вопросы не отвечает. Кожа бледная, потливость, дыхание поверхностное. Тоны сердца приглушены, пульс 160 в мин., АД 40/20.

Задание:

1. Определить неотложное состояние.

2. Составить алгоритм оказания неотложной помощи.

Эталон ответа

1. Медикаментозное отравление.

2. Неотложная помощь.

Приложение 4

Задача № 2

В стационар доставлен мальчик 7 лет с носовым кровотечением. Мальчик страдает гемофилией. Вечером шел по улице и, поскользнувшись, упал лицом вниз. Появилось кровотечение из носа.

Задание:

Задача № 3

Вы патронажная сестра. В поликлинику мама принесла ребенка 6 мес., страдающего рахитом. Получает лечения вит.Д 2 . Внезапно появилось беспокойство. Ножки вытянуты, ступни развернуты, руки согнуты в локтях, прижаты к животу, голову запрокидывает. Гипертонус мышц.

Задание:

1. Определите неотложное состояние.

2. Составьте алгоритм неотложной помощи.

Задача № 4

У мальчика 8 лет после укуса неизвестным насекомым появился отек губ, подбородка, шеи, быстро нарастающий. Появилось шумное дыхание, затруднен вдох, удушье.

Задание:

1. Определите неотложное состояние.

2. Составьте алгоритм неотложной помощи.

Задача № 5

Патронажная сестра при посещении ребенка 9 мес. обнаружила у него повышение температуры до 39,8 0 С. Кожа бледная, холодные конечности, лоб горячий.

Задание:

1. Определите неотложное состояние.

2. Составьте алгоритм неотложной помощи.

3. Продемонстрируйте технику физических методов охлаждения.

Задача № 6

Мальчик 7 лет. Вечером пришел домой, состояние тяжелое, рвота многократная. Запах алкоголя изо рта. При осмотре заторможен, состояние тяжелое, речь невнятная. Кожа бледная, на лбу холодный пот. АД 70/40, пульс слабого наполнения 110 в мин. Тоны сердца приглушены.

Задание:

1. Определите неотложное состояние.

2. Составьте алгоритм неотложной помощи.

Задача № 7

Девочка 9 лет страдает сахарным диабетом. Получает утром 20 ЕД инсулина. После инъекции утром, опаздывая в школу, не позавтракала. На 1 уроке внезапно появились судороги, потеряла сознание. Кожа влажная, дыхание поверхностное, зрачки расширены, клонические судороги.

Задание:

1. Определите неотложное состояние.

2. Составьте алгоритм неотложной помощи.

Приложение 5

Вопросы для самоконтроля

1. Перечислите возможные причины судорог.

2. В какой неотложной помощи нуждается ребенок при развитии судорог?

3. Каковы причины лихорадки?

4. Какова помощь ребенку при лихорадке?

5. Дайте определение сердечной недостаточности.

6. Перечислите возможные причины сердечной недостаточности, опишите клинические проявления.

7. Каков алгоритм неотложной помощи при сердечно-сосудистой недостаточности?

8. Перечислите общие принципы и этапы оказания помощи ребенку при отравлении.

9. Опишите клинические проявления анафилактического шока.

10. Каков алгоритм оказания неотложной помощи при анафилактическом шоке?