Меню
Бесплатно
Главная  /  Фурункулы  /  Особенности развития русских земель 12 13 века. Новгородская земля (Республика). II.Русские земли и княжества в XII-XIII веках

Особенности развития русских земель 12 13 века. Новгородская земля (Республика). II.Русские земли и княжества в XII-XIII веках

После распада Киевской Руси обозначилось три сильных княжества, к которым тяготели десятки мелких. Это были Новгород (особенность – боярская республика, князя приглашали, могли и выгнать, он не выполнял практически никаких функций), Владимиро-Суздальское княжество (начало местной династии положил сын Мономаха Юрий Долгорукий, основатель Москвы. Сын Долгорукого Андрей Боголюбский впервые принял на себя титул великого князя Владимирского . Это княжество стало основой формирования русского народа), Галицко-Волынское княжество (основа формирования украинского народа, подробнее будет рассказано о нем позже).
Именно в этот период пути единой ранее народности расходятся, и постепенно начинают проявляться различия, вызванные географическими, внешне- и внутриполитическими обстоятельствами. Начинают формироваться три будущих отдельных народа - русские, украинцы и белоруссы.

Распад единого государства на несколько мелких привел к усилению внешних врагов и их попыткам вмешательства в дела Руси. Тем более что князья и бояре в борьбе за власть часто прибегали к услугам иностранцев, то есть сами наводили эту чуму на Русь.

Основных враждебных внешнеполитических факторов было два – монголо-татары и крестоносцы.

Монголы - множество племен южной Сибири и Забайкалья - татары, тайчуиты, меркиты, ойраты и другие (в Европе их всех позднее называли просто «татары», отсюда возникала путаница, которую в советской историографии пытались избежать, называя эти племена монголо-татары). В 1206 году после продолжительной борьбы за власть все монгольские племена объединяет под своей властью сын одного из тайчуитских вождей Темучин, принявший титул Чингис-хан.

Все население он поделил на десятки, сотни, тысячи и тумены (десять тысяч), перемешав племена и роды и назначив командирами над ними специально подобранных людей. Все взрослые и здоровые мужчины считались воинами, которые в мирное время вели свое хозяйство, а в военное время брались за оружие. Такая организация обеспечила Чингисхану возможность создать крупное войско и одновременно избавится от межплеменной вражды. Основой монгольского войска была подвижная легкая конница. Каждый мужчина с детства готовился стать воином, мастерски владел мечем, луком и копьем. На коня ребенок садился, когда начинал ходить. Укреплению воинской дисциплины способствовал закон: если в бою кто-то из десятки побежит от врага, то казнили всю десятку; если в сотне побежит десятка, то казнили всю сотню, если побежит сотня и откроет брешь врагу, то казнили всю тысячу. Монгольская конница на своих низкорослых выносливых конях могла проходить в сутки до 80 км. Чингисхан возвел в культ писаный закон, был сторонникам твердого правопорядка. Он создал сеть линий сообщений в своей империи, курьерскую связь в крупном масштабе для военных и административных целей, организовал разведку.
К 1211 Чингисхан завоевал Сибирь, к 1215 – северный Китай (окончательно весь Китай покорился монголам только в 1235). В 1218 монголы вторглись в Среднюю Азию, завоевали Семиречье – самый благодатный район Казахстана, которым правил давний враг Чингисхана хан Кучлук. В 1219-1221 монголы завоевали мощнейшее государство Хорезм – территорию современного Узбекистана. Здесь с жителями обошлись крайне жестоко, так как те убили монгольских купцов и послов, а монголы это не прощали.
После этогоЧингисхан послал на разведку западных земель сильный кавалерийский корпус под командованием Джебе и Субедея. Они прошли по южному берегу Каспийского моря, проникли в Закавказье, разбили грузинскую армию (1222), потом разбили объединенное войско половцев, лезгинов, черкесов и аланов. Половцы бежали на Русь, их хан Котян попросил не отказать ему в помощи своего зятя Мстислава Удалого. В Киеве был созван большой княжеский съезд, после которого вооруженные силы князей Киевского, Галицкого, Черниговского, Северского, Смоленского и Волынского вышли в поддержку половцев. В битве на реке Калка войска Даниила Галицкого, Мстислава Удалого и хана Котяна, не известив остальных князей решили самостоятельно расправиться с монголами и 31 мая 1223 года были разгромлены при пассивном созерцании со стороны основных русских сил во главе с Мстиславом III, расположившимся на противоположном берегу Калки. Впрочем, их монголы разбили тремя днями позднее.
После битвы на Калке монголо-татары отправились на Волжскую Булгарию, но были болгарами отбиты и ушли в Азию.
Новый этап завоевания Запада начался при внуке Чингисхана Батые. Батый разгромил Волжскую Булгарию, разорил Рязань (1237), Москву, Владимир-на-Клязьме (1238). В 1239 году Батый покорил Переяславль, Чернигов, разорил Киев (6 декабря 1240 года), Владимир-Волынский, Галич (1241). Здесь орда Батыя разделилась. Часть ушла в Польшу, где под Лигницей монголы разгромили поляков. Другая часть пошла на Венгрию. Бела IV венгерский был наголову разбит Батыем и бежал. Батый. В декабре 1241 года умер хан Угедей, дядя Батыя; это известие, полученное Батыем в разгар его европейских успехов, заставило его поспешить в Монголию, чтобы принять участие в избрании нового хана.
Еще при своей жизни Чингисхан разделил огромную империю между сыновьями на улусы: улус Угедея - Монголия и Северный Китай, улус Чагатая - Средняя Азия, улус Джучи - пространства к западу от Иртыша, улус Хулагу- Иран и Закавказье. В 1243 г. Батый обосновался на Нижней Волге и провозгласил создание нового государства - Золотой Орды, со столицей в Сарае, отделившись от улуса Джучи. Границы Золотой Орды простирались от Иртыша до Дуная, включая Дешт-и-Кыпчак (Половецкая степь), Волжскую Болгарию, Хорезм, Приуралье, Крым и Северный Кавказ.
Основу военной силы Орды составили тюркоязычные кыпчаки (половцы). Кроме того, монголы вовлекли в свое движение на запад множество народов – башкир, уйгуров, бурят, киргизов, чувашей, печенегов и др. С начала XIV в. государственным языком Золотой Орды стал кыпчакский язык, в качестве государственной религии был принят ислам. В основу государственного управления легла система, заимствованная в Китае – сильное централизованное государство. Позднее эту систему заимствуют у монголов и введут у себя московские князья.
Русские земли были в вассальной зависимости от Золотой Орды. Русь выплачивала дань, русские князья должны были при вступлении на престол ездить в Сарай для получения ярлыка от монгольского хана. Рассказы об ужасах монгольского ига относятся либо к началу монгольской власти, до начала14 века, либо связаны не столько с монголами, сколько с русскими князьями, которые в борьбе друг с другом призывали себе на помощь отряды кочевников, разрешая им в качестве платы грабить русские земли.

Крестоносцы – общее название католических рыцарских орденов, европейские рыцари, поначалу участвовали в крестовых походах XI-XIII веков с целью отвоевания Святой земли у мусульман, позднее совершают крестовые походы и в Европе – против еретиков, против язычников, против турок. Имели они отношение и к русской истории.
В 1200 в устье Двины высадился епископ Альберт из Бремена и основал Ригу. В 1202 он создал католический орден «меченосцев». Отличительным знаком его членов была белая мантия с красным крестом и мечом на ней. Орден создавался для захвата Прибалтики под знаменем ее христианизации. Кроме того, в 1217 датские рыцари высадились в северной Эстонии и основали Ревель (Таллин).

Тактика рыцарей была одинакова: после подавления местного языческого главы население насильно обращалось в христианство. На этом месте строился замок, вокруг которого прибывшими немцами начиналось активное использование земель. В 20-е годы рыцари подчинили себе земли латышей и эстонцев, начались столкновения ордена с русскими, которые еще с времен Ярослава Мудрого держали значительную часть Прибалтики под своим влиянием.

В 1226 польский князь Конрад приглашает для помощи в борьбе с прибалтийским племенем пруссов рыцарей еще одного ордена, Тевтонского. Они основывают крепости Торн, Мариенбург, к 1283 покоряют всю Пруссию, вырезая по ходу и польское население.

Тем временем орден меченосцев терпит поражения от новгородцев (1234) и литовцев (1236). В 1237 остатки ордена меченосцев вливаются в Тевтонский орден, образуя его дочернее отделение – Ливонский орден. Тевтонский и Ливонский ордена становятся главными дестабилизирующими факторами в Прибалтике, стремясь подчинить, ограбить или истребить польское, литовское, латышкое, эстонское и русское население региона.

В 1236 крестоносцы доходят до Галицко-Волынского княжества, в 1240-1242 ведут затяжную войну с Псковом и Новгородом, однако получают отпор. Главную роль в борьбе с крестоносцами сыграло Великое Княжество Литовское, на 2/3 состоявшее из русских земель, но о нем также будет рассказано позднее.

С принятием христианства Древняя Русь была приобщена к книжной культуре. Развитие русской письменности постепенно стало основой для возникновения литературы и было тесно связано с христианством. Несмотря на то, что письменность была известна в русских землях и ранее, только после крещения Руси она получила широкое распространение. Также она получила основу в виде развитой культурной традиции восточного христианства. Обширная переводная литература стала основой для формирования собственной традиции.

Для оригинальной литературы Древней Руси характерны большая идейная насыщенность и высокое художественное совершенство. ее ярким представителем был митрополит Иларион, автор известного « », датируемого серединой XI века. В этом произведении чётко проявляется мысль о необходимости единства Руси. Использовав форму церковной проповеди, Иларион создал политический трактат, в котором нашли отражение злободневные проблемы русской действительности. Противопоставляя «благодать» (христианство) «закону» (иудаизм), Иларион отвергает свойственное иудаизму понятие богоизбранничества и утверждает идею перенесения небесного внимания и расположения с одного избранного народа на все человечество, равноправия всех народов.

Выдающимся писателем и историком был монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Сохранились его « и ценное для истории быта «Житие Феодосия». «Чтение» написано в несколько отвлеченном стиле, в нем усилены назидательные и церковные элементы.

Примерно к 1113 году относится выдающийся памятник древнерусского летописания — «Повесть временных лет» , сохранившаяся в составе более поздних летописных сводов XIV—XV веков. Этот труд составлен на основе более ранних летописных сводов — исторических произведений, посвящённых прошлому Русской земли. Автор «Повести», монах Нестор, сумел живо и образно рассказать о возникновении Руси и связать её историю с историей других стран. Основное внимание в «Повести» уделено событиям политической истории, деяниям князей и других представителей знати. Хозяйственная жизнь и быт народа описаны менее детально. Отчетливо проявилось в летописи и религиозное мировоззрение ее составителя: конечную причину всех событий и поступков людей он видит в действии божественных сил, «провидения». Однако за религиозными расхождениями и ссылками на волю Бога часто скрываются практический подход к действительности, стремление выявить реальные причинно-следственные связи между событиями.

В свою очередь, Феодосию, игумену Печерского монастыря о котором также писал Нестор, принадлежит несколько поучений и посланий к князю Изяславу.

Выдающимся писателем был Владимир Мономах. Его « » рисовало идеальный образ князя — справедливого феодального правителя, затрагивало насущные вопросы современности: необходимость сильной княжеской власти, единство в отражении набегов кочевников и т. д. «Поучение» является произведением светского характера. Оно проникнуто непосредственностью человеческих переживаний, чуждо отвлечённости и наполнено реальными образами и примерами, взятыми из жизни.

Вопрос о княжеской власти в жизни государства, о ее обязанностях и способах осуществления становится одним из центральных в литературе. Возникает мысль о необходимости сильной власти как условия успешной борьбы с внешними врагами и преодоления внутренних противоречий. Эти размышления воплощены в одном из самых талантливых произведений XII-XIII веков, дошедшего до нас в двух основных редакциях «Слово» и «Моление» Даниила Заточника . Убеждённый сторонник сильной княжеской власти, Даниил с юмором и сарказмом пишет об окружающей его печальной действительности.

Особое место в литературе Древней Руси занимает « » , датируемое концом XII века. В нем повествуется о неудачном походе на половцев в 1185 году новгород-северского князя Игоря Святославича. Описание этого похода служит автору только поводом для размышления о судьбах Русской земли. Причины поражений в борьбе с кочевниками, причины бедствий Руси автор видит в княжеских междоусобицах, в эгоистической политике князей, жаждущих личной славы. Центральным в «Слове» является образ Русской земли. Автор принадлежал к дружинной среде. Он постоянно пользовался свойственными ей понятиями «честь» и «слава», но наполнял их более широким, патриотическим содержанием. В «Слове о полку Игореве» воплотились характерные черты древнерусской литературы того времени: живая связь с исторической действительностью, гражданственность и патриотизм.

Большое влияние на Русскую культуру оказало Батыево нашествие. Первая работа посвященная нашествию — « » . Данное слово дошло до нас не полностью. Так же Батыевому нашествию посвящена « » — составная часть цикла повестей о «чудотворной» иконе Николы Зарайского.

Тест « Культура русских земель в 12-13 веках»

1.Князь Владимир Мономах являлся автором

1) «Поучения детям» 2) «Слова о полку Игореве» 3) «Одиссеи» 4) «Остромирова Евангелия»

2. Прочтите отрывок из труда искусствоведа Л. Любимова и укажите, о каком храме идет речь.

«Резное убранство занимает более половины стены, вьется по колоннам арочного пояса, поднимается, все заполняя, до закомар - полукруглых завершений фасадов, а затем все так же узорчато восходит к барабану. И так все стройно, так изящно распределено, так гармонично согласовано, ажурной вязью покрывая чуть ли не все здание, что кажется, будто перед нами драгоценный дворец, сработанный искусным ювелиром по заказу сказочного владельца".

1) Успенском соборе во Владимире 2) Дмитриевском соборе во Владимире

3) храме Покрова на Нерли 4) церкви Спаса на Нередице

3.В правление Андрея Боголюбского во Владимире был(а) построен(а)

1) церковь Спаса на Нередице 2) церковь Святого Георгия

3) Софийский собор 4) Успенский собор

4. Наиболее распространенный материал для письма в Новгороде

1) телячья кожа 2) береста 3) бумага 4) доски

5. в каком году произошли события, описанные в «Слове о полку Игореве »?

1) в 1113 г. 2) в 1185 г. 3) в 1223 г. 4) в 1238 г.

6. Успенский собор, церковь Покрова на Нерли, Дмитриевский собор были построены

1) в Киевском княжестве 2) в Новгородской земле

3) в Галицко-Волынском княжестве 4) во Владимира-Суздальском княжестве

7 . Произведение «Слово о полку Игореве» посвящено

1) восстанию древлян против киевского князя в 945 г.

2) походу русских князей против половцев в 1111 г.

3) походу северского князя против половцев в 1185 г.

4) походу славян на Константинополь в 944 г.

8. Для художественных произведений XIl-XIII вв. характерна тема

1) объединения Руси 2) возвеличения киевского князя

3) прославления самостоятельности русских князей 4) покорности судьбе

1) «Сказания о Борисе и Глебе» 2) «Моления» 3) «Слова о полку Игореве» 4) «Поучения»

1) Агапит 2) Владимир Мономах 3) Даниил Заточник 4) неизвестен

10.Храм Покрова на Нерли был заложен в память

1) об умершем сыне Андрея Боголюбского

2) в память о походе на Киев Андрея Боголюбского

3) об убийстве князя Андрея Боголюбского

4) о Борисе и Глебе

11.Расположите в хронологической последовательности появление следующих произведений.

А) «Слово о полку Игореве» Б) «Слово о Законе и Благодати» В) «Поучение» Г) «Повесть временных лет»

12.Укажите название иконы, о которой идет речь . Икона типа «Умиление» была написана греческими мастерами и привезена в Северо-Восточную Русь Андреем Боголюбским в 1155 г.; стала покровительницей княжества.

1) Владимирская икона Божьей матери 2) Донская икона Божьей матери

3) икона «Дмитрий Солунский» 4) икона с изображением Бориса и Глеба

13.Установите соответствие между именами исторических личностей и их деятельностью.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

А) Ярослав Мудрый

Б) Андрей Боголюбский

В) Владимир Мономах

Г) Александр Невский

1) крестил Русь

2) написал «Поучение» своим детям

3) победил немецких рыцарей

4) привез икону Божьей матери во Владимир

5) построил Софийский собор в Киеве

ОТВЕТЫ К ТЕСТУ

1.1

2.2

3.4

4.2

5.2

6.4

7.3

8.1

9.2

10.1

11. БГВА

«Слово о полку Игореве» 1185

«Слово о Законе и Благодати»1037-1050

«Поучение» 1117

«Повесть временных лет» 1110-1112

12.1

13.А 5,Б 4,В 2,Г 3

Использованная литература:

А.А.Данилов, Л.Г.Косулина История России с древнейших времён до конца 16 века.

М, «Просвещение», 2006

Е,В.Симонова Тесты по истории России, М «Экзамен» 2013

История и СИД

Условной датой начала раздробленности на Руси считают 1132г когда умер Мстислав сын Мономаха и раздрася вся русская земля. Время раздробленности на Руси тянулось с начала 12века по147080г. На юге и юговостоке Руси неособо любили метсное боярство поэтому занятие киевского престола всякий раз обуславливалось сочетанием борьбы. В Западной Руси сильны были федеративные тенденции.

Билет 5. Тенденции развития различных древнерусских земель в 12 – начале 13 веков. Крупнейшие княжества и земли.

Условной датой начала раздробленности на Руси считают 1132г, когда умер Мстислав, сын Мономаха, и раздрася вся русская земля. После смерти Мстислава начались княжеские усобицы, в результате которых возникло более десятка самобытных независимых гос-в.

Причины раздробленности: Экономич причины - натуральное хоз-во, развитие вотчин, развитие местного ремесла, торговли. Соц причины – формирование местного боярства, оседание бояр на землю. Политич предпосылки – появление уделов, возвышение удельных городов как политико-административных культурных центров, рождение местных династий.

Время раздробленности на Руси тянулось с начала 12века по1470-80г. 1-ым периодом раздробленности иногда называют домонгольским (нач 12в – нач 13в). Вначале насчитывалось около 12 независимых русских земель – 11 княжеств и 1 республика(Новгород, где установился вечевой строй). К началу 13в. Насчитывалось около 50 уделов.

На юге и юго-востоке Руси неособо любили метсное боярство, поэтому занятие киевского престола всякий раз обуславливалось сочетанием борьбы.

В Западной Руси сильны были федеративные тенденции. Властители учитывали местные интересы, постоянно держали совет с метсной знатью, горожанами. Великое княжество Литовское и Русское возникнет в 13в. На основе сплочения литовских и западнорусских земель на почве совместной борьбы с крестоносцами и ордынцами.

На юго-западе возникнет постоянное противостояние княжеской власти с местным боярством.

На Юге Руси сформировался слой влиятельного и богатого боярства. Бояре являлись владельцами многочисленных вотчин, имели свои дружины. Поэтому править не учитывая их мнение было невозможно.

На Севере же было по-другому. Авторитет князей был велик. Сами князья и их подданные воспринимали гос-во как большую княжескую вотчину, а властителя – как хозяина. Такой князь со временем во всех подданных видел только слуг. К слугам относил он и бояр, тем более что боярство здесь было куда менее мощным, чем на юге.

Лишь одна земля не делилась на уделы – Новгород. Он делился на 5 округов(пятин).

Основу внутрен политич жизни княжеств в 12- нач13в составляла борьба 2-х тенденций: стремления к единству и укреплению центральной власти и тенденции к обособлению уделов. За укрепление центральной власти выступали старшие князья. Удельные напротив желали независимости уделов.

Новгород стремился к сохранению своей обособленности, не претендовал на политич лидерство. Киев в 12-нач13в утратил роль главного общерусского центра. Политич первенство перешло в юго-западный Галич и на северо-восток к Владимиру-на-Клязьме.

Престиж титула киевского князя был высок: формально он считался старейшим среди прочих князей. Но Кевское княжество утопало в междоусобицах, оно теряло свои территории + набеги половцев. Все это привело к запустению южных земель. Но князья научились дружить с половецкими ханами. Они женились на дочерях ханов. Политика, направленная на дружественные отношения с половцами, давала юго-восточным правителям положит результаты.

Но в 12-13веках мысль об общерусском единстве не умерла. Идее единства служила единая православная вера. Киевская митрополия продолжала сплачивать народ. Но в конце концов сформируются 3 самостоятельных народов, в силу специфики в образе жизни и языка-русские, украинцы и белорусы.


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80213. Онтологическая и гносеологическая стороны основного вопроса философии 54 KB
Среди совокупности проблем, которые исследует та или иная отрасль знания, всегда можно выделить основные, базисные. Такой основной, базисной проблемой философии, от решения которой, в конечном счете...
80214. Что такое онтология. Онтологическая проблематика 48.5 KB
Словосочетание онтология образовано из греческих слов ontos (сущее) и logos (слово) и по-русски есть – учение о сущем. Впервые этот термин обнаруживается в «Философском лексиконе» (1613) немецкого философа Рудольфа Гоклениуса...
80216. Философия бытия (онтология) 48 KB
Понятие Бытия его соотношение с понятиями действительность реальность существование. Монизм дуализм плюрализм в трактовке Бытия. Основные способы существования уровни и формы бытия: дух сознание жизнь материя пространство время движение энергия.
80217. Философия и её основные разделы: онтология, гносеология и аксиология 55.5 KB
Кроче отличается нерасчленённостью онтологии и аксиологии бытия и ценности. К первому типу учений о ценности относятся взгляды А. Общим для них являются утверждения о том что источник ценностей в биопсихологически интерпретированных потребностях человека а сами ценности могут быть эмпирически фиксированы как специфические факты наблюдаемой реальности. Александер рассматривал ценности как некие третичные качества наряду с первичными и вторичными качествами.
80218. ДЕМОКРИТ (ок. 470 - ок. 380 до н. э.) 23.5 KB
Демокрит из Абдер родился около 470 г. Демокрит считается основателем атомизма возникшего главным образом под влиянием философии элеатов отрицающих множественность и движение. Демокрит признавая явления т. Демокрит рассматривал органическую природу в том числе человека как с точки зрения физиологии так и с психологии.
80220. Рене Декарт 92 KB
Декарт заложил основы аналитической геометрии дал понятия переменной величины и функции ввел многие алгебраические обозначения. Автор теории объясняющей образование и движение небесных тел вихревым движением частиц материи вихри Декарта. Декарт ввел представление о рефлексе дуга Декарта.
80221. ВОЛЬФ ХРИСТИАН (1679-1754) 28 KB
начал с теологии затем перешел к философии и математике. Халле где читал лекции по всем разделам философии и исключительно на немецком языке что в те времена было большой редкостью не случайно считается что именно В. всю жизнь с невероятным педантизмом разрабатывал всеобъемлющую систему философии.