Меню
Бесплатно
Главная  /  Дерматит  /  Интегративная деятельность в обучении. Сущность интегрированного образования. Уровни и формы

Интегративная деятельность в обучении. Сущность интегрированного образования. Уровни и формы

Исследования Н.Н. Малофеева позволили выявить тенденции развития системы специального образования за рубежом и в странах СНГ, социокультурные и экономические детерминанты разных этапов, оценить состояние развития отечественной системы специального образования. Как известно, социально-правовые механизмы реализации идеи интегрированного обучения детей с особыми образовательными потребностями в нашей стране стали активно разрабатываться только в последние годы.

Вопросы интеграции детей с отклонениями в развитии в общий поток учащихся массовой школы обсуждались на международных и республиканских конференциях, были выпущены сборники научных трудов, статьи. По мнению академика Н. Малофеева и Н.Д. Шматко, «интеграция - это закономерный этап развития системы специального образования, связанный … с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам, с признанием их прав на предоставление равных с другими возможностей в разных областях жизни, включая образование».

На основании анализа Национальных докладов Европейского агентства по развитию специального образования Н.Н. Малофеев делает следующие выводы: - В странах Западной Европы нет единых подходов и правил организации сопровождения и поддержки детей с особыми образовательными потребностями.- На западе выявляются как минимум 4 основных формы поддержки: а) превентивные меры; б) информационно-консультативная поддержка; в) дифференциация учебных программ и процесса обучения; г) улучшение условий обучения и пребывания интегрированного ребенка в школе (повышение квалификации педагогов, разделение ответственности). - В западноевропейских странах сопровождение учеников с особыми образовательными потребностями обеспечивается «внутришкольно», т.е. специалистами разного профиля, и внешкольными службами с использованием в учебном процессе приходящих специальных педагогов, которые играют ключевую роль в поддержке учителей-предметников и интегрированных учеников. - В одних странах поддержка адресована прежде всего учителям, в чьих классах есть интегрированные дети, и школе; в других - в основном адресована учащимся. Во всех докладах отмечается значимость оказания специальной помощи как ученикам, так и учителям, работающим с ними. - Характер помощи и сопровождение зависят от индивидуальных образовательных потребностей ребенка. В некоторых странах консультативная помощь оказывается и родителям.

Исследователи проблемы интегрированного обучения подчеркивают, что интеграция не противопоставляется системе специального образования. Следует избегать механического копирования западного опыта решения этой проблемы, так как калькирование западной стратегии и тактики в сочетании с «революционным» подходом неизбежно приводит к потерям в системе специального образования, к потере детьми прав на реабилитацию средствами образования. Наиболее оправданным является эволюционный подход, который предполагает рассмотрение интеграции в качестве одного из возможных путей в реабилитации «особых» детей средствами образования, признает необходимость развития также системы специального образования и других подходов к обучению и воспитанию этих детей. Необходимо разрабатывать свою национальную модель образования лиц с отклонениями в развитии, которая бы способствовала взаимодействию структур массового и специального образования, совершенствованию, а не сворачиванию систем интегрированного и специального обучения.

Профессор Л.М. Шипицына выделяет две основные формы интеграции: социальную и педагогическую. Социальная интеграция предполагает адаптацию детей с ограниченными возможностями в общую систему социальных отношений в рамках той образовательной среды, в которую они интегрируются. Педагогическая интеграция предусматривает формирование у детей с проблемами в развитии способности к усвоению материала, определяемого общим учебным планом. Наиболее адекватными условиями для интеграции располагают комбинированные образовательные учреждения, в которых можно определить степень интеграции, то есть одну из возможных моделей.

Вопросы интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья волнуют исследователей, педагогов и родителей во всех регионах России. В настоящее время актуальным является анализ достижений системы специального образования и возможных путей интеграции детей с отклонениями в развитии, детей-инвалидов в массовую систему образования.

Сегодня наиболее типичными для самой сложной категории - детей-инвалидов являются следующие образовательные маршруты. Первый - традиционный, включает лечение и реабилитацию в учреждениях здравоохранения на начальном этапе, реабилитацию и коррекцию в дошкольных учреждениях и в системе специального образования. Доступными в дальнейшем оказываются среднее или высшее профессиональное образование в специализированном учреждении и квалифицированная профессиональная деятельность, но чаще подростка после школы ждет непрофессиональный труд, а в особых случаях - учреждение собеса.

Второй традиционный, но социально ориентированный маршрут калькирует первый, однако проходит в системе общего образования иногда в виде надомного или индивидуального обучения в школе, а в дальнейшем очного или заочного обучения в вузе общего типа.

Третий нетрадиционный маршрут предполагает постоянное лечение, реабилитацию, оздоровление на всем пути, идущие параллельно с общим и дополнительным образованием. Дополнительное образование может определять дальнейшую профессиональную деятельность. Процесс развития особенного ребенка должен выстраиваться так, чтобы его предыдущие достижения становились ступенькой для следующего шага. Для этого необходимо обеспечить преемственность и непрерывность различных этапов образования. Тогда успешно выбранная образовательная траектория будет основой полноценного развития ребенка и становления его как личности. Древние греки рассматривали человека в гармонии тела, души и духа. Для современной психологии человек - индивид, личность, индивидуальность. Схема, обобщающая возможности обеспечения условий развития ребенка на траектории «индивид - личность - индивидуальность» государственными структурами, внешне похожа на фигуру человека.

В современной парадигме образования прежняя установка «ребенок для школы» заменяется установкой «школа для ребенка». Каким бы особым ни был ребенок, какого бы рода трудности он ни испытывал, он должен иметь право и возможность реализовать себя в успешном обучении, стимулирующем интерес к знаниям, труду, способам деятельности. Успех внедрения интегрированного обучения во многом зависит не только от материально-организационного и учебно-методического обеспечения, но и от факторов социально-психологического порядка, нравственной атмосферы в обществе.

Интеграцию детей со специальными образовательными потребностями следует рассматривать не как цель, а как инструмент для их абилитации и социализации.

К настоящему времени можно считать, что в науке обоснованы основные теоретические положения, разработаны ряд практических подходов к реализации идеи интегрированного обучения и воспитания детей со специальными образовательными потребностями.

Вместе с тем, в практике обучения мы часто сталкиваемся с тем, что многие руководители образования, не вникая в суть проблемы, считают, что если дети с нарушениями в развитии и дети физиологической нормы обучаются в одном классе, или воспитываются в одной группе детского сада, то такая схема обучения и есть реализация идеи интегрированного обучения. На самом деле это не так. Если дети с проблемами не получают специальной помощи со стороны специалистов-дефектологов, если в работе с ними не задействованы коррекционно-развивающие технологии, то такое обучение является лишь совместным, но никак не интегрированным.

Интегрированное обучение и воспитание можно признать только тогда интегрированным, когда будут соблюдены ряд особых психолого-педагогических условий:

  • - избрана одна из моделей обучения;
  • - в обучении и воспитании особого ребенка участвуют учитель - дефектолог (в зависимости от его нарушения - олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог и т.д.), учитель - логопед и специальный психолог, причем, вышеназванные специалисты должны привлекаться, как показывает опыт, на каждые 15-20 детей с проблемами в развитии; работа данных специалистов должна проводиться как в урочное, так и внеурочное время.

Проблемы интегрированного обучения детей со специальными образовательными потребностями в последнее время достаточно широко обсуждаются в нашей стране и за рубежом учеными, управленцами, психологами, учителями - практиками, родителями, а также учащимися. Никого в системе общего и специального образования эти проблемы не оставляют равнодушными, поскольку уже не является дискуссионным вопрос интеграции в системе образования.

Для ребенка, имеющего различные нарушения в развитии, архиважным является получение определенного уровня общего образования, иначе его порой называют цензовым образованием, для того, чтобы, во-первых, продолжить обучение в профессионально-технических училищах, ССУЗах или даже ВУЗах, и, во-вторых, поднять уровень своей конкурентоспособности на рынке труда.

Такие возможности может дать только обучение в системе общего образования, поскольку уровень специального (коррекционного) образования, как правило, не является альтернативой общему, а также преследует иные цели. Например, чтобы юноше или девушке с сенсорными нарушениями и не имеющих интеллектуальных нарушений, поступить в ВУЗ (даже при самом прилежном обучении в специальной школе), требуется 1-2 года обучения в лицейском классе или на курсах подготовки к поступлению в ВУЗ. Несколько проще такому выпускнику специальной школы поступить в ССУЗ или ПТУ, поскольку там требования менее суровы, чем в ВУЗах. Гуманистические традиции и социально-гуманитарный уровень российского общества непосредственно затрагивают сферу образования, составной частью которой является специальное (коррекционное) образование. Утверждение приоритета общечеловеческих ценностей в общественном сознании, прежде всего, связано с новым отношением к детям с проблемами в развитии, с решением вопросов их социализации и интеграции.

В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем развития системы специального образования является расширение возможностей интегрированного воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии. От ее решения во многом зависит не только судьба детей с отклонениями в развитии, которые будут входить в жизнь полноправными членами общества, способными самостоятельно решать проблемы саморазвития, самосовершенствования, но и судьба самой системы специального образования. Это обусловлено, с одной стороны, демократизацией всех сторон жизни общества, а с другой - поиском оптимальных условий реабилитации детей, имеющих те или иные отклонения в развитии.

Интегрированное обучение является закономерным этапом развития системы общего и специального образования, оно предполагает овладение ребенком с отклонениями в развитии общеобразовательным стандартом в те же сроки (или близкие), что и нормально развивающимися детьми. В этом смысле интегрированное обучение может быть эффективным для части детей с отклонениями в развитии, уровень психофизического развития которых соответствует возрасту или близок к нему.

Еще Л.С. Выготский указывал, что при всех достоинствах наша коррекционная школа отличается тем основным недостатком, что она замыкает своего воспитанника - ребенка с различной сенсорной недостаточностью, с ограниченными интеллектуальными возможностями в узкий круг школьного коллектива, создает замкнутый мир, в котором все приспособлено к дефекту ребенка, все фиксирует его внимание на своем недостатке и не вводит в настоящую жизнь. Исходя из этого, ученый считал, что задачами воспитания ребенка с нарушениями развития являются его интеграция в жизнь и осуществление компенсаций недостатков путем активизации деятельности его сохранных анализаторов.

Целью интеграции является создание соответствующих условий детям с физическими, сенсорными, интеллектуальными отклонениями, а также с социальными нарушениями для активного включения в жизнь общества. Активное включение, по мнению многих (ученых и специалистов), нельзя достичь путем изоляции таких детей от других, ставя их тем самым в особое положение. Наоборот, возможность активного участия существенно повышается, когда такие дети общаются с нормальными детьми, когда обеспечивается им возможность вести нормальный образ жизни, пользоваться образовательными услугами разного уровня (дошкольного, начального, основного, среднего, среднего профессионального, высшего), всеми достижениями культуры и формами активного отдыха. Такое понимание цели интеграции в системе образования выдвигает перед обществом необходимость предоставить оптимальные условия для воспитания детей с проблемами в развитии уже в период их дошкольного детства.

Интегрированное обучение и воспитание детей с различиями в психическом и физическом развитии, по мнению отечественных и зарубежных ученых, является наиболее актуальной и гуманной тенденцией в теории и практике общего и специального образования.

Интегрированный подход предполагает понимание различных образовательных потребностей детей и предоставление услуг в соответствии с этими потребностями через более полное участие в образовательном процессе, привлечение общественности и устранение сегрегации и дискриминации в образовании.

В ЮНЕСКО считают, что проблема интегрированного образования должна рассматриваться как часть более широкого круга действий и инициатив, последующих за принятием Джомтьенской декларации «Образование для всех» (1990 г.). В ранних инициативах, направленных на обеспечение образования для всех, удовлетворение специальных потребностей выглядело скорее как символичный принцип. Однако со временем, интегрированный подход стал рассматриваться как основополагающий элемент всего движения за образование для всех. Таким образом, вместо концепции интеграции, т.е. создание специальных условий для детей с особыми потребностями в рамках существующей системы, без изменения самой системы, мы видим зарождение концепции интегрированного образования, основной целью которой является реструктуризация школ в соответствии с потребностями всех учеников.

В школах по всему миру, интеграция рассматривается зачастую исключительно как обучение детей с инвалидностью в общеобразовательных школах вместе с их сверстниками. Однако у каждой школы есть своя особенная организационная культура, отражающая особенности организации общества. С другой стороны, существуют организационные культуры, отражающие и проповедующие новые идеи. Структуры такого рода являются источником инноваций и служат ролевыми моделями для организаций, которые в будущем станут основой жизни общества.

Интегрированный подход в школах не является следствием механических процессов реструктуризации различных частей организации или введения новых инструктивных процедур, направленных на более полное участие детей и персонала в образовательном процессе. Напротив, главным должен являться акцент на совместных, вовлекающих всех процессах. Совместное сотрудничество становится и практической основой работы, и манифестом интегрированного подхода, проводимого в жизнь сотрудниками школы, которые желают создать среду и культуру, в которой абсолютно все, и сотрудники и ученики, будут равноценны и причастны.

Интегрированное обучение вызвано в первую очередь необходимостью преодоления изолированности существующей системы специального образования.

Интеграция - длительный и сложный процесс, в котором важную роль играют и учащиеся с полными возможностями. Она заключается в проявлении альтруистических и просоциальных отношений между учащимися как с полными возможностями, так и со сниженными возможностями.

Выделились следующие формы интегрированного обучения:

1. Специальный класс при общеобразовательной школе наполняемостью 6-12 человек в соответствии с установленным для каждой категории детей нормативным количеством учащихся. Эта форма организации обучения детей с особенностями психофизического развития даёт возможность проведения внеклассной работы на более широкой интегрированной основе, чем в условиях специальной школы-интерната. В Беларуси имеется положительной опыт работы специальных классов в общеобразовательных школах Минска, Гомеля, Солигорска и др.

2. Классы интегрированного обучения. Наполняемость класса - не более 20-ти человек. В классе может быть не более трёх человек с тяжёлой патологией однородного характера (глухих, слепых, умственно отсталых, со сложными и комбинированными дефектами) или не больше шести человек с однородными неглубокими нарушениями (дети со слабым слухом, зрением, с ЗПР, с тяжёлыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата, аутичных детей). Максимальное количество детей с неоднородными нарушениями - 2-4 человека (2 человека с тяжёлой патологией или 4 человека с неглубокими нарушениями, но не больше 2 типов нарушений). Учебная и внеклассная работа проводится на широкой интегрированной основе. Такие классы могут функционировать при общеобразовательной массовой и специальной школах.

3. Коррекционно-педагогическое консультирование как специально организованная форма обучения охватывает детей с особенностями развития, которые учатся в разных общеобразовательных школах сельской местности, а также учащихся с устойчивыми функциональными изменениями, обусловленными тяжёлой длительной болезнью. Содержание и объём дефектологической помощи может носить систематический, регулярный характер или эпизодический. Дефектолог проводит консультирование педагогов и родителей, занимается с самим учеником по индивидуальной программе, направленной на развитие возможностей ребёнка и компенсацию его физических или психических недостатков. Развитие компенсаторских способностей - обязательное условие успешной адаптации ребёнка с особенностями психофизического развития жизни в современном обществе.

Выбор формы интегрированного обучения определяется рядом факторов:


Необходимость самих учащихся в интегрированном обучении (определяется психофизическими возможностями каждого ученика, условиями его семейного воспитания).

Материальное положение семьи, её психолого-педагогическая готовность к воспитательной работе.

Учёт психических особенностей ребёнка.

Один и тот же ребёнок может переходить из одной системы обучения в другую в зависимости от динамики развития ребёнка, которая может меняться и тем самым обуславливать форму обучения.

Рассматривая вопрос о целесообразности интегрированного обучения, выбора его формы, значимости, необходимо определить, будет ли оно способствовать разностороннему развитию ребёнка, создаст ли условия для его эффективной социальной адаптации и интеграции.

Достижение этой цели возможно только в том случае, когда интегрированное обучение будет решать следующие задачи:

Соотносить содержание учебного процесса с возможностями познавательной деятельности ребёнка с особенностями развития.

Развивать умения и навыки учебной деятельности школьника, необходимые для его обучения на интегративной основе.

Обеспечивать благоприятные условия для совместной деятельности детей в классе и внеклассное время, что поможет преодолеть изолированность детей с особенностями психофизического развития.

Создавать в социальном окружении ребёнка благоприятный психологический климат для морального и эмоционального воспитания детей с особенностями развития.

Развивать самостоятельность детей, их готовность к участию в общественно-полезной жизни.

Вопросы организации интегрированного обучения решаются согласно с Законом «О правах ребёнка» (артикул 27) родителями детей с особенностями психофизического развития, а также областными, районными (городскими) органами образования при активном участии педагогических коллективов специальных или массовых школ.

В соответствии с запросами современной системы обучения и воспитания детей и подростков Министерство образования и науки Республики Беларусь разработало ряд нормативно-правовых документов по организации интегрированного обучения.

В Положении о центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации говорится о нормативно-правовом обеспечении системы комплексной психолого-педагогической помощи и своевременного предоставления образовательных и коррекционно-реабилитационных услуг детям-инвалидам и детям с особенностями психофизического развития по месту их жительства.

С целью создания равных возможностей для получения образования детьми с особенностями психофизического развития, обеспечения оптимальных условий для их личностного развития и социальной адаптации, а так же приведения специального образования в соответствие с реформой общеобразовательной школы Приказом Министерства образования РБ от 3 ноября 1999 года №660 была утверждена Концепция реформирования специального образования.

Основными задачами реформирования специального образования являются:

Развитие национальной системы специального образования.

Создание оптимальных условий для личностного развития и подготовки к самостоятельной жизни.

Обеспечение приоритетности воспитания перед обучением.

Обеспечение разноуровнего, вариативного обучения учащихся с учётом их психофизических особенностей.

Развитие системы дошкольной, коррекционно-педагогической помощи детям с особенностями психофизического раз-вития, начиная с первых месяцев их жизни.

Ликвидация учебной перегрузки и создание гибких учебных программ.

Повышение роли семьи в воспитании.

Совершенствование организационно-управленческих механизмов специального образования на основе его децентрализации и развитие демократических основ управления.

В Концепции обоснована необходимость реформирования специального образования, раскрыты принципы, основные направления и этапы реализации реформы специального образования, его правовое, экономическое и информационное обеспечение. Внедрение в жизнь данной Концепции вызвало необходимость принятия ряда нормативно-правовых актов и документов, экономически обеспечивающих возможность развития процессов трансформации, а также дальнейшей проработки имеющихся и новой разработки документов, касающихся воспитания и обучения детей с особенностями психофизического развития.

Подготовка к интеграции дошкольников с задержкой психического развития.

Воспитание и обучение дошкольников с отклонениями в развитии в дошкольных учреждениях (группах) компенсирующего вида, в учреждениях «Начальная школа - детский сад» компенсирующего вида, в дошкольных отделениях (группах) специальных (коррекционных) учреждений, в группах кратковременного пребывания осуществляются в соответствии со специальным учебным планом и программами, в том числе и лицензированными авторскими. В данных учреждениях создается предметно развивающая среда, отвечающая особенностям развития дошкольников с теми или иными отклонениями в развитии. Воспитание и обучение детей осуществляется специально подготовленными учителями-дефектологами, воспитателями, музыкальными руководителями и инструкторами по физическому воспитанию.

Таким образом, ребенок с отклонением в развитии может обучаться как в условиях специализированных (компенсирующего или коррекционного вида), так и в условиях интегрированного (совместного с нормально развивающимися детьми) воспитания.

Подготовка к интегрированному обучению дошкольников с ЗПР должна в себя включать :

Осуществление ранней (с первых недель жизни) коррекции отклонений в развитии и формирование компенсаторных механизмов;

Обеспечение обязательной коррекционной помощи каждому ребенку, воспитывающемуся в условиях общеобразовательного учреждения;

Наличие медико-педагогических обоснований при выборе той или иной модели интегрированного воспитания.

Интеграция не противопоставляется системе специального образования, а выступает как одна из форм внутри системы. Интеграция - модель специальной педагогики; интегрированный в общеобразовательную среду ребенок с отклонением в развитии остается под ее патронатом: он либо воспитывается в специальной группе при дошкольном учреждении комбинированного вида, либо обязательно получает коррекционную помощь, воспитываясь в группе вместе с нормально развивающимися детьми. Можно считать, что интеграция сближает две образовательные системы - общую и специальную, делая проницаемыми границы между ними.

В учреждениях комбинированного вида с учетом уровня развития и индивидуальных особенностей развития детей интеграция должна осуществляться в различных ее формах:

- комбинированная интеграция. Дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующим или близким возрастной норме, самостоятельно себя обслуживающие, по 1-2 человека воспитываются в массовых группах, получают систематическую коррекционную помощь учителя-дефектолога и педагога-психолога;

Частичная интеграция. Дети (1-2 человека), еще не способные наравне со здоровыми сверстниками овладевать программными требованиями, пребывают лишь часть дня (например, его вторую половину) в группе нормально развивающихся сверстников;

Временная интеграция, при которой воспитанники специальной группы вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития и навыков самообслуживания объединяются со здоровыми детьми не реже 1-2 раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера (эта модель интеграции может и должна реализовываться в образовательных учреждениях компенсирующего вида, в дошкольных отделениях (группах) специальных (коррекционных) школ, школ-интернатов, детских домов).

Реализация всех этих форм предполагает обязательное руководство процессом интеграции со стороны учителя-дефектолога и педагога-психолога, которые помогают в организации воспитания и обучения ребенка с отклонением в развитии в коллективе здоровых сверстников.

Полная интеграция может быть эффективна для детей с отклонениями в развитии, которые по уровню психофизического и речевого развития соответствуют возрастной норме (или близки к ней), самостоятельно себя обслуживают и психологически готовы к совместному со здоровыми сверстниками обучению. Такие дети по 1-2 человека включаются в обычные группы общеразвивающего детского сада учреждения «Начальная школа - детский сад», при этом они обязательно должны получать коррекционную помощь либо по месту обучения, либо в группах кратковременного пребывания дошкольного учреждения (группы) компенсирующего вида или дошкольного отделения (группы) специальной (коррекционной) школы, школы-интерната, либо в специализированных центрах, либо в поликлиниках по месту жительства.

Осуществление разных форм интеграции детей с отклонениями в развитии в коллектив обычных сверстников должно способствовать социализации дошкольников с особыми нуждами, а для нормально развивающихся детей должно создать среду, в которой они начинают осознавать, что мир представляет собой единое сообщество людей.

Целенаправленная работа по подготовке детей с ЗПР к интегрированному обучению является обязательным компонентом деятельности ДОУ как общеразвивающего и комбинированного, так и компенсирующего вида.

Если перед специальными дошкольными учреждениями (группами, отделениями) стоит задача осуществления коррекционного воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии, то перед общеразвивающими ДОУ и учреждениями «Начальная школа - детский сад», в которые обучаются отдельные дети с отклонениями в развитии, оказываются принципиально иные задачи:

Педагогическое наблюдение и скрининг-диагностика, направленные на выявление дошкольников с подозрением на отклонение в развитии;

Работа с родителями таких детей с целью убеждения их в необходимости комплексного медико-психолого-педагогического обследования ребенка;

Постановка вопроса об обязательном обеспечении ребенка с отклонением в развитии индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями с учителем-дефектологом, педагогом-психологом и другими специалистами (в условиях учреждения или вне него). Занятия строятся с учетом особенностей развития ребенка с тем или иным отклонением в развитии;

Обеспечение индивидуального подхода к воспитанию и обучению ребенка с отклонением в развитии с учетом особенностей конкретных нарушений, в соответствии с рекомендациями специалистов: врача, учителя-дефектолога, педагога-психолога;

Обеспечение контакта между образовательным учреждением общего типа и специалистами, оказывающими вне него коррекционную помощь ребенку с отклонением в развитии;

Работа с родителями ребенка с отклонением в развитии в целях обеспечения единого подхода к его воспитанию и обучению, соблюдения рекомендаций специалистов, оказания помощи дошкольнику в овладении программными требованиями, рассчитанными на нормально развивающихся детей;

Целенаправленное наблюдение за развитием ребенка с отклонениями в развитии, за его продвижением - с целью своевременного решения вопроса об изменениях в процессе его воспитания и обучения.

Речь может идти:

а) о желательности перевода дошкольника в специальное учреждение (группу);

б) об интенсификации коррекционно-развивающих занятий со специалистом, оказании в ходе этих занятий помощи ребенку в овладении программными требованиями, рассчитанными на нормально развивающихся дошкольников, о совершенствовании материально-технической базы интегрированного воспитания;

в) об оказании помощи воспитателям в организации обучения ребенка с отклонениями в развитии в среде нормально развивающихся детей.

Создание специальных условий осуществляется в целях решения комплекса коррекционно-развивающих и образовательно-воспитательных задач в процессе динамического психолого-педагогического обучения и воспитания ребенка.

При этом соблюдаются следующие условия :

Задачи и содержание коррекционной работы с детьми учитывают структуру, степень и характер нарушений в развитии;

Материально-технические и медико-социальные условия, предметно развивающая среда соответствуют образовательным и коррекционным задачам;

Профессиональная подготовка специалистов направлена на охрану и укрепление здоровья ребенка, его физическое и психическое развитие, коррекцию имеющихся у него отклонений. Кроме того, она должна постоянно совершенствоваться и соответствовать достижениям передовой науки и практики.

ЗПР у ребенка зависит не только от состояния его НС, микроорганической патологии мозга, но и от характера его социальных контактов со взрослыми, общей и профессиональной культуры последних, организации деятельности с учетом возраста, индивидуальных особенностей развития на тот или иной период времени и т.д. Работа с этими детьми по их изучению и коррекции развития, безусловно, требует высочайшей научно-профессиональной квалификации и должна начинаться по возможности в более ранние сроки. Это общий принцип организации психолого-педагогической помощи ребенку с проблемами в психическом развитии.

Сейчас уже не является научной сенсацией тот факт, что ЗПР представляет собой единственную форму отставания ребенка в развитии, которая принципиально может быть компенсирована адекватными его состоянию психолого-педагогическими средствами и при определенных микросоциальных и психолого-педагогических условиях, причем в раннем и дошкольном возрасте; в младшем школьном возрасте при условии продолжения коррекции психического развития, начатой до школы, возможна компенсация основных дефектов развития у детей с наиболее сложными формами ЗПР.

Важно подчеркнуть, что если полная модель интеграции может быть эффективна лишь для части нетипичных детей с относительно высоким уровнем психофизического развития, то частичная и особенно временная формы интеграции целесообразны для подавляющего большинства детей с ограниченными возможностями здоровья. Данное объединение не только повысит уровень социокультурной интеграции, адаптации таких детей, но и будет способствовать гуманистическому воспитанию обычных детей и подростков.

Обязательным моментом при реализации технологий образовательной и социокультурной интеграции является создание системы динамического медико-социального и психолого-педагогического, а также юридического и волонтёрского сопровождения интегрированного образования. Это связано с тем, что без грамотной коррекционно-развивающей помощи либо в самом образовательном учреждении, либо по месту жительства, либо в различных центрах (консультационных, реабилитационных) успешность социальной интеграции ребенка с особыми нуждами будет минимальна.

Именно в дошкольном возрасте способности ребёнка к компенсации нарушенных и недоразвитых функций значительно выше, чем в школьном возрасте.

Поэтому, выявление и включение детей с ЗПР в систему коррекционно-развивающего обучения на более ранних возрастных этапах (в дошкольном возрасте) даёт возможность её преодоления у большей части детей (75%) до поступления в школу и последующего обучения их в обычных классах общеобразовательной школы.

Нужно отметить, что интеграция - это возможность, но ни в коем случае не обязанность. Нетипичный человек может войти в общество, но не обязан этого делать. Люди с проблемами психофизического развития должны иметь право выбрать свой путь: принимать участие в жизни общества, либо предпочесть защищенность и уединение.

1

В статье рассматриваются современные подходы к организации процесса обучения учащихся предмету «Физическая культура» в школе, дан анализ основных подходов к понятию интеграции в педагогическом процессе. Выделены условия, формы и механизмы реализации интегративного обучения. Рассмотрены примеры организации интегративных уроков в зависимости от возрастных особенностей обучающихся. Описаны основные проблемы, с которыми сталкиваются учителя при проектировании интегрированных уроков: смешение понятий – интегрированный урок и межпредметные связи, акцентирование внимания только на реализации двигательной активности учеников и др. Предложен комплексный подход к межпредметному планированию изучения программного материала на протяжении всего учебного года или ступени школы с целью усиления практической ориентации обучения, стимулирования умственной, творческой и двигательной активности обучающихся.

межпредметные связи

межпредметное взаимодействие

интегрированные уроки

интегративное обучение

1. Антуфьев Д. А. Реализуя межпредметные связи // Физическая культура в школе. - 2011. - № 3. - С. 21-24.

2. Зверев И. Д. Межпредметные связи в современной школе. - М.: Педагогика, 1981. - 160 с.

3. Лукьяненко В. П. Состояние и перспективы совершенствования физического воспитания школьников в свете современных концептуальных подходов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1999. - № 1-2. - С. 18-25.

4. Морозов В. П. Интегрированный урок-игра «Дружим с химией» IΧ класс // Физическая культура в школе. - 2010. - № 1. - С. 8-10.

5. Рашкова С. Межпредметные связи. - София, 1977. - 185 с.

6. Федорец Г. Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. - СПб., 1994. - 250 с.

Концептуальная особенность современного физкультурного образования России заключается в подготовке учащихся общеобразовательной школы к практической профессионально-жизненной деятельности. Базовым элементом этого выступают технологии физкультурного образования, при помощи которых интеллектуальная информация, полученная учащимися на учебном занятии, переводится на язык практических решений.

Современная школьная программа предоставляет широкие возможности для инициативы и творчества в выборе средств и методов физической подготовки учащихся. Однако в большинстве случаев, её ориентация направлена на привычные стереотипы преподавания данного предмета, и проблема здесь, прежде всего, заключается в отсутствии надежных и корректных методов применения физических упражнений. Очевидно, что традиционное использование единой государственной программы по физическому развитию и подготовке школьников, с акцентом исключительно на двигательную деятельность, не может обеспечить решение основных задач физического воспитания и удовлетворить социальные требования сегодняшнего дня.

Учебно-воспитательный процесс обучения учащихся предмету «Физическая культура» в школе должен рассматриваться как создание новой целостной системы организации учебных занятий, включающих интеграцию специальных знаний и практических умений в соответствии с предполагаемо-гарантирующим результатом, повышающим уровень физкультурного образования учащихся, направленного на формирование физической культуры личности школьника.

С точки зрения дидактики, интеграция представляет собой не механическое соединение, а взаимопроникновение, взаимодействие, взаимовидение, т.е. построение целостных моделей изучаемых явлений.

В основе интеграции лежат межпредметные взаимодействия, которые представляют собой научное отражение объективных связей единого, взаимосвязанного мира. Однако в отличие от целевой установки межпредметных связей в обеспечении определенной суммы знаний, интеграция способствует развитию личности, её мировоззрения, ценностных ориентаций, способности к самоуправлению, саморазвитию, самообразованию .

Интеграция не только дает возможность объединять знания и умения учащихся по разным предметам, но и усиливает практическую ориентацию обучения, повышает интерес к знаниям, стимулирует творческую активность учащихся.

Под интеграцией в педагогическом процессе понимается одна из сторон процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разрозненных частей. Этот процесс может проходить как в рамках уже сложившейся системы, так в рамках новой системы.

Интеграция учебных предметов предполагает выполнение ряда условий:

  • осуществление сближения разнородных элементов, понятий, установление межпредметных связей, проведение систематизации понятий и явлений;
  • установление целостности на основе единых задач и конечной цели, классификация понятий и явлений предметов;
  • построение курса по единой программе; для его реализации используются единые идентифицированные методологические приемы.

В учебном процессе интеграция может наблюдаться в двух формах - стихийной или управляемой. В первом случае учащийся сам, без каких-либо управляющих воздействий преподавателя для решения той или иной учебной ситуации, возникающей при изучении данной дисциплины, применяет знания или умения, сформировавшиеся у него при изучении другого предмета. При этом стихийная интеграция сопровождает процесс изучения любого учебного предмета.

В случае управляемой интеграции основным дидактическим инструментом являются межпредметные связи .

Реализация процессов интеграции в школе происходит с опорой на интегрированные уроки. Цель интегрированного урока - сформировать у обучающихся всесторонние (углубленные и расширенные) знания о предмете изучения, его целостную картину. Основные его свойства - синтетичность, универсальность. Такой урок позволяет посвятить учащегося в конечные цели изучения не только данной темы, раздела, но и всего материала, быстрее включить его в познавательный процесс.

Интегрированный урок - это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. В таком уроке всегда выделяются ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины. Интегрированные уроки могут объединять самые разные дисциплины, как в их полном объеме, порождая интегративные предметы, так и включая лишь отдельные составляющие: содержание, методы.

Любой интегрированный урок связан с выходом за узкие рамки одного предмета, соответствующей понятийно-терминологической системы и метода познания. На нем можно преодолеть поверхностное и формальное изучение вопроса, расширить информацию, изменить аспект изучения, углубить понимание, уточнить понятия и законы, обобщить материал, соединить опыт учащихся и теорию его понимания, систематизировать изученный материал .

Интегрировать на уроке можно любые компоненты педагогического процесса: цели, принципы, содержание, методы и средства обучения. Можно также интегрировать такие составляющие содержания, как интеллектуальные и практические навыки и умения. Эти компоненты из разных дисциплин, объединяемые в одном уроке, становятся системообразующими, вокруг них собирается и проводится в новую систему учебный материал.

Элементы интегрированного обучения широко используются в образовательном процессе, в том числе по предмету «Физическая культура». В практической деятельности учителями предлагается межпредметное взаимодействие физической культуры с различными учебными предметами (математика, литература, история, биология, ОБЖ, и др.) .

В младших классах такие уроки, в первую очередь, направлены на активизацию двигательной деятельности обучающихся. Так, включение материала из предмета «Окружающий мир» на уроках физической культуры даёт возможность учащимся в игровой форме познакомиться с видами растений, животных, птиц, рыб, а также повадками различных животных и др.

Взаимодействие с литературой может осуществляться в виде игры-эстафеты: перед каждой эстафетой зачитываются короткие отрывки из различных произведений, название и автора которых ученики должны угадать, после чего прочитанный сюжет обыгрывается в виде двигательного задания.

Межпредметное взаимодействие с русским языком реализуется в эстафетах с задачей грамотно составить слово или словосочетание из отдельных букв. Аналогичным образом строятся межпредметные уроки с математикой. Проведение эстафет и игр здесь сочетается с различными математическими заданиями.

В среднем звене ученикам предлагается: решение задач по физике (на определение развиваемой мощности при выполнении физических упражнений, вычисление скорости полёта спортивного снаряда и т.п.), выполнение письменных заданий по русскому языку, определение химического элемента по строению его атома, вопросы по темам теоретической дисциплины и т.п.

В интегрированных уроках физической культуры и истории используется тематика Олимпийских игр Древней Греции, где теоретические сведения обыгрываются в виде древнегреческих спортивных состязаний.

Анализ предлагаемых учителями-практиками вариантов уроков свидетельствует, что большинство из них интегративным уроком считает любой урок, если для его проведения привлекается материал из других учебных предметов. Между тем, в практической деятельности, при проведении таких уроков решение задач физического воспитания в основном сводятся только на реализацию двигательной активности учеников. Причем, с точки зрения методики, не всегда эффективной.

К примеру, во время выполнения эстафеты, двигательная деятельность прерывается на выполнение различных заданий (решение задач, письменные ответы на вопросы и т.п.), снижая таким образом эффект воздействия упражнения на организм и приводя к «простою». Кроме того, в практике нередки случаи, когда учителями в качестве средства «наказания» за неправильно выполненное теоретическое задание используются физические упражнения (подтягивание на перекладине, сгибание и разгибание рук в упоре лёжа и т.п.). При этом более высокую нагрузку получают не те, кто в ней нуждается, а те, кто меньше знает, и, к тому же, это явно не способствует формированию у учеников интереса к урокам физической культуры и приобщению к регулярным занятиям физическими упражнениями.

Урок физической культуры в общеобразовательной школе в первую очередь должен нести образовательную функцию, обеспечивая необходимый уровень образованности в сфере физической культуры . Поэтому использование межпредметных связей на уроках физической культуры должно рассматриваться с точки зрения эффективности решения этих задач.

В большей мере этим требованиям отвечает интеграция физической культуры с предметами, имеющими схожие темы и общие точки соприкосновения. К числу таких предметов можно отнести: биологию, обеспечение безопасности жизнедеятельности, химию и ряд других дисциплин, наиболее часто используемых учителями для организации интегрированных уроков. Результатом такой интеграции может быть расширение и углубление знаний об изучаемом двигательном действии, о процессах, происходящих в организме при выполнении физических упражнений; реализация теоретических положений в двигательных действиях и т.д.

Среди основных тем по биологии, предлагаемых для интеграции, фигурирует тематика, связанная со строением и функциями организма человека (опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистая система и др.); по физике - раздел «Механика» (энергия, деформация, мощность); по химии - тема «Углеводы».

В практической деятельности реализация интегрированного обучения с этими дисциплинами, в основном, осуществляется на теоретических уроках, где физическая культура выступает только в качестве иллюстрации.

Более прикладной характер имеют интегрированные уроки, где физическая культура является ведущей дисциплиной. На таких уроках с помощью пульсометрии учащиеся учатся определять влияние различной физической нагрузки на работу сердечно-сосудистой системы; на примере выполнения физических упражнений знакомятся с основными группами мышц; в соревновательной обстановке учатся оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях; параллельно с кроссовой подготовкой получают практические навыки в определении азимута и ориентировании на местности с помощью компаса и т.п.

В целом, преимущества многопредметного интегрированного урока перед традиционным монопредметным достаточно очевидны. Интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомленности учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока. На таком уроке можно создать более благоприятные условия для развития самых разных интеллектуальных умений учащихся, через него можно выйти на формирование более широкого синергетического мышления, научить применению теоретических знаний в практической жизни, в конкретных жизненных, профессиональных и научных ситуациях.

Однако на практике эти мероприятия, как правило, носят одноразовый характер. Между тем, наиболее полного эффекта от интегративного обучения можно добиться при комплексном подходе к межпредметному планированию изучения программного материала на протяжении всего учебного года или ступени школы. В этом случае интегрированное обучение будет способствовать построению целостных моделей изучаемых явлений, обеспечит формирование умений моделирования, разностороннего развития личности ученика и его интегрального мышления.

Статья выполнена в рамках финансирования долгосрочной целевой программы «Основные направления развития образования и науки Тюменской области».

Рецензенты:

Колычева Зоя Ивановна, доктор педагогических наук, профессор кафедры химии, БЖД, ТиМПФГБОУ ВПО «Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д. И. Менделеева», г. Тобольск.

Яркова Татьяна Анатольевна, доктор педагогических наук, профессор ФГБОУ ВПО «Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д. И. Менделеева», г. Тобольск.

Библиографическая ссылка

Черкасов В.В. ИНТЕГРАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=9233 (дата обращения: 13.08.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

До недавнего времени у ребенка с особенностями психофизического развития был только один путь получения образования - обучение в специальной школе или домашнее обучение (осуществлялась внешняя дифференциация). Вместе с тем, многие педагоги полагают, что для таких категорий детей более подходящей и гуманной будет внутренняя дифференциация. Еще Л.С. Выготский указывал, что при всех достоинствах специальная школа отличается тем основным недостатком, что она замыкает своего воспитанника в узкий круг школьного коллектива , создает замкнутый мир, в котором все приспособлено к дефекту.

В настоящее время создаются реальные возможности для посещения детьми с нарушениями в развитии общеобразовательной школы . Принцип «как можно меньше внешней и как можно больше внутренней дифференциации» является принципом интегрированного обучения детей с особенностями психофи-зического развития . Интегрированное обучение совместное обучение детей с особенностями психофизического развития и детей, не имеющих таких особенностей, при участии педагогов-специалистов. Являясь вариантом специального образования, интегрированное обучение осуществляется в учреждениях образования общего типа, создавших специальные условия для пребывания, обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития .

Основная идея интегрированное образования : от интеграции в школе к интеграции в обществе.Совместное обучение гарантирует право ребенка с дизонтогенезом не быть изолированным от общества, сверстников и обеспечивает ему возможность посещать школу, которую он посещал бы, если бы был здоров.

Сторонники совместного обучения выделяют такие положительные моменты интегрированного обучения: стимулирующее воздействие более способных одноклассников; наличие широкого диапазона ознакомления с жизнью; развитие навыков общения и нестандартного мышления; возможность проявления гуманности, сочувствия, терпимости в реальных жизненных ситуациях. Противники выдвигают следующие аргументы: хорошо успевающие учащиеся лишаются возможности продвигаться в обучении быстрым темпом , развивать свои способности; дети с трудностями в обучении находятся в невыгодных условиях конкуренции, не получают необходимого внимания ; учителя стоят перед проблемой: кого обделить вниманием, заботой и временем.



Условиями успешной реализации интегрированного обучения являются: ненасильственный характер протекания интеграционных процессов, возможность выбора, ; финансовая обеспеченность, создание адекватного ассортимента образовательных услуг и особых условий жизнедеятельности для детей с особыми образовательными потребностями в структуре массовой общеобразовательной школы; готовность общества в целом, составляющих его социальных групп к интеграционным процессам и другие.

Мировая образовательная практика предлагает четыре варианта интеграции в обучении : комбинированная, частичная, временная, полная:

При комбинированной интеграции дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующим или близким к возрастной норме, находятся в массовых группах или классах, получая постоянную помощь учителя-дефектолога.

В случае частичн ой интеграции дети с проблемами развития, еще не способные на равных со здоровыми сверстниками овладевать образованием, вливаются в массовые группы (классы) на часть дня.

Временная интеграция означает, что все воспитанники специальных групп, вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития, объединяются со здоровыми детьми не реже 1-2 раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера.

Что понимают под «полной интеграцией» следует из названия.

В 2002 г. Министерство образования Республики Беларусь утвердило Положение об интегрированном воспитании и обучении детей дошкольного возраста с особенностями психофизического развития. Интегрированное обучение реализуется в следующих формах:

а) классы интегрированного обучения с наполняемостью до 20 чел (от 3 до 6 учащихся с той или иной патологией); в классе работают два учителя: основной и учитель-дефектолог;

б) специальные классы в общеобразовательных школе с организацией внеклассной работы на интегрированной основе;

в) коррекционно-педагогическое консультирование как специально организованная форма обучения, охватывающая детей с особенностями психофизического развития, которые обучаются в разных общеобразовательных школах сельской местности, и учащихся, неуспевающих и нуждающихся во временной помощи вследствие перенесенной продолжительной болезни.

Решение об интегрированном обучении принимается на добровольных началах при гарантированном соблюдении прав ребенка, активном участии родителей на всех этапах принятия решения, реализации индивидуального подхода в процессе определения образовательного маршрута для каждого ребенка с учетом особенностей его развития.

Это что такое? Каждый ребенок имеет право на поддержку со стороны своих родителей и общества, чтобы расти, учиться и развиваться с ранних лет. А достигнув школьного возраста, дети должны ходить в школу и нормально восприниматься как учителями, так и сверстниками. Когда дети независимо от их различий получают образование вместе, все получают выгоду - инклюзивного образования.

Интегрированное обучение - это что такое?

Суть такого обучения заключается в том, что учащиеся разного уровня развития умственных и физических способностей учатся бок о бок в одном классе. Они с удовольствием посещают полевые и послешкольные мероприятия, вместе участвуют в ученическом самоуправлении, ходят на те же спортивные встречи, играют в игры.

Интегрированное обучение - это процесс, в котором ценится разнообразие и уникальный вклад каждого ученика в классе. В настоящей инклюзивной обстановке каждый ребенок чувствует себя в безопасности и имеет чувство принадлежности к группе. Учащиеся и их родители участвуют в определении образовательных целей и принятии решений, а у школьного персонала имеется достаточный уровень квалификации, поддержка, гибкость и ресурсы для воспитания, поощрения и удовлетворения потребностей всех учащихся.

Почему это так важно?

Интегрированное обучение обеспечивает более качественное образование детей и способствует изменению дискриминационных взглядов. Школа знакомит ребенка с миром вне их семей, помогает развивать социальные отношения и взаимодействия. Уважение и понимание возрастают, когда учащиеся с разными способностями и опытом играют, общаются и учатся вместе.

Интегрированное обучение детей не исключает и не разделяет членов коллектива, не способствует дискриминации по отношению к традиционно маргинализованным группам. Ведь индивидуальное специальное образование не гарантирует успех детям, которые нуждаются в особом внимании. Школы, которые обеспечивают поддержку и создают соответствующие условия интегрированного обучения, демонстрируют гораздо лучшие результаты.

Основные элементы интегрированного обучения

  • Привлечение помощников, преподавателей или специалистов, которые будут помогать учителям в удовлетворении всех потребностей и нужд учащихся, работая со всей группой.
  • Адаптированная учебная программа для детей с особыми образовательными потребностями.
  • Участие родителей. Большинство школ стремятся к определенному уровню участия со стороны родителей, но часто это ограничивается лишь собраниями один раз в четверть.

Для всех и каждого

Интегрированное обучение - это принятие всех детей в обществе, независимо от их физического, интеллектуального, социального или языкового развития. Группа часто включает детей из неблагополучных групп населения, а также представителей всех рас и культур. В классе прекрасно сосуществуют одаренные ученики и ребята с ограниченными физическими возможностями.

Интеграция, конечно, не произойдет мгновенно, для нее требуется тщательное планирование, позитивное отношение, определенная модель поведения, использование необходимой специализированной поддержки, словом, нужно все для того, чтобы дети почувствовали себя частью школы, активно участвовали в системе образования, а затем стали полноправными членами общества.

Главная обязанность школьных учреждений заключается в том, чтобы охватить разнообразные и особые потребности всех учащихся, выявлять и минимизировать барьеры на пути обучения и общения, создавать толерантную и уважительную атмосферу, в которой каждый человек воспринимается как ценная личность. Таким образом, всем детям должна быть оказана поддержка, в которой они нуждаются, чтобы в будущем добиться успеха и найти себя в современном мире и обществе.

Преимущества интегрированного обучения

  • Развитие индивидуальных способностей каждого ребенка.
  • Вовлечение родителей в культурную, воспитательную и учебную деятельность школы.
  • Формирование школьной культуры, уважения и сопричастности. Интегрированное обучение дает возможность узнать и принять индивидуальные различия, что позволит устранить риск появления преследований и издевательств в коллективе.
  • Развитие дружеских отношений с широким кругом других детей, понимание их индивидуальных потребностей и способностей.

Новая система функционирования

Интегрированное обучение не является обязательным. В первую очередь стоит опираться на мнение родителей и желание самого ребенка. Грубо говоря, интеграция - это объединение отдельных составляющих в одно целое.

Что касается образования, то нельзя назвать этот процесс чисто механическим объединением здоровых детей и детей с какими-либо отклонениями. Это сложный набор взаимодействий между детьми, педагогами, специалистами по коррекции. Это не что-то локальное, ведь нужен целостный системный подход в организации деятельности школы по всем направлениям.

Инновационные технологии

Модернизация системы образования включает в себя активное использование инновационных идей и решений. Технология интегрированного обучения направлена на развитие познавательных и творческих способностей. На практике достигается целостное и глубокое понимание реальности окружающего мира. Обучение должно быть гармоничным сочетанием правил и творчества, науки и искусства. Инновационные технологии (объяснительно-иллюстрированного, личностно-ориентированного и развивающего обучения) здесь играют немаловажную роль.

Выделяют следующие формы интегрированного обучения:

  • Комбинированная форма, при которой ребенок с особенностями психофизического развития способен учиться в классе наряду с абсолютно здоровыми детьми, получая необходимую регулярную поддержку и помощь специалистов (педагога-дефектолога, логопеда, психолога).
  • Частичная интеграция, при которой ученики с отклонениями не способны наравне со сверстниками овладевать образовательной программой. Такие дети проводят в общих классах лишь часть времени, все остальное время - в спецклассах или на индивидуальных занятиях.
  • Временная, при которой дети из особых классов и учащиеся обычных классов собираются не реже двух в месяц для совместных прогулок, проведения праздников, соревнований и других мероприятий воспитательного характера.
  • Полная, при которой один-два ребенка с отклонениями в развитии обучаются в обычной группе. Такая форма больше подходит детям дошкольного и младшего школьного возраста. В основном, это дети, которые по уровню психофизического, речевого развития соответствуют возрастной норме и психологически готовы к совместному обучению со здоровыми сверстниками. Коррекционную помощь они получают по месту обучения, либо этим занимаются родители под контролем профессионалов.

Интегрированное обучение и воспитание является вполне привычной практикой в зарубежных странах. У нас же инклюзивные классы и школы лишь начинают появляться.