Меню
Бесплатно
Главная  /  Дерматит  /  Ресурсы предприятия. Финансовые и трудовые ресурсы предприятия. Список использованных источников. Особое значение в вопросах управления следует уделять анализу сильных и слабых сторон деятельности организации, а так же возможностям ее развития на рынке и

Ресурсы предприятия. Финансовые и трудовые ресурсы предприятия. Список использованных источников. Особое значение в вопросах управления следует уделять анализу сильных и слабых сторон деятельности организации, а так же возможностям ее развития на рынке и

Ресурсы (от англ, и фр. resources) - это средства, ценности, запасы, возможности, а также источники средств, доходов. Особое место среди ресурсов общества занимают экономические ресурсы, которые в совокупности составляют его экономический потенциал, способный обеспечить максимально возможный уровень производства товаров и услуг. Они подразделяются на материальные, природные, трудовые, информационные, денежно-кредитные и финансовые.

Материальные ресурсы (средства производства) включают в себя средства труда и предметы труда. Среди средств труда определяющую роль играют орудия труда. Предметы труда (материалы, подвергающиеся обработке) разделяются на два вида: вещества, впервые отделяемые трудом от природы и превращаемые в продукт, например уголь, руда; сырые материалы, или сырье, вещества, прошедшие обработку.

Разновидностью материальных ресурсов являются вторичные материальные ресурсы - материалы и изделия, которые после первоначального использования могут применяться повторно в производстве как исходное сырье или изделие. Основные источники вторичных материальных ресурсов - отходы производства и потребления продукции.

Природные (естественные) ресурсы - часть всей совокупности окружающей человека природы (ее объектов, процессов, условий), доступная для использования обществом в целях удовлетворения материальных и духовных потребностей. К природным ресурсам относятся: земельные, водные, минеральные, ресурсы животного и растительного мира, солнечная энергия, энергия приливов и отливов, внутриземное тепло. Природные ресурсы делятся на практически неисчерпаемые (солнечная энергия, энергия приливов и отливов, ветра и геотермальная энергия) и исчерпаемые (водные, земельные, лесные, минеральные, ресурсы животного и растительного мира). Последние в свою очередь делятся на возобновляемые (почва, вода, леса, животный мир) и невозобновляемые, к которым относятся прежде всего залежи полезных ископаемых (нефть, уголь, газ, железные, медные, оловянные, ртутные, алюминиевые и другие руды).

Трудовые ресурсы - часть населения, обладающая необходимым физическим развитием, умственными способностями, общими и профессиональными знаниями, практическим опытом для занятия общественно полезным трудом.

Трудовые ресурсы принципиально отличаются от всех других видов экономических ресурсов. Они представляют собой определяющий и активный фактор общественного производства. Возрастные границы трудоспособного населения устанавливаются законодательствам (по статистике Госкомстата РФ для мужчин они составляют 16-59 лет, для женщин - 16-54 года). Изменение численности трудовых ресурсов непосредственно определяется рождаемостью и смертностью населения, продолжительностью образования, соотношением численности лиц, вступающих в трудоспособный и переходящих в пенсионный возраст. Особую роль приобретает интеллектуальный капитал - основа новых секторов экономики с интенсивным использованием знаний.

Информационные ресурсы - совокупность сведений, хранимых в различных документах, отчетах, массивах данных, получаемых и накапливаемых в процессе практической деятельности людей и используемых в общественном производстве и управлении, - относятся к материальным возобновляемым ресурсам. В современном обществе информационные ресурсы определяют экономическую, политическую и военную мощь государства.

Специфика денежно-кредитных и финансовых ресурсов заключается в том, что они опосредуют движение других видов экономических ресурсов. Имея общую экономическую основу, денежные, кредитные и финансовые ресурсы различаются как по своей сущности, так и по функциональному предназначению.

Денежные (в том числе валютные) ресурсы - это весь объем денежных средств, выраженных в национальной, а также иностранной конвертируемой валюте, и источники их поступления на тот или иной период. Они могут находиться в наличной или безналичной формах, удовлетворяя операционный или спекулятивный спрос или выступая в виде накоплений и сбережений.

Кредитные ресурсы представляют собой совокупность средств, находящихся в распоряжении государства, хозяйствующих субъектов и населения и используемых ими для предоставления в виде ссуд на условиях возвратности, срочности и платности, они опосредуют экономические отношения между кредитором и заемщиком.

Финансовые ресурсы - это совокупность денежных доходов, накоплений и поступлений, имеющихся в распоряжении хозяйствующих субъектов государства в определенном периоде и предназначенных для расширения производства, материального стимулирования работающих, удовлетворения социальных и военных потребностей, а также нужд государственного управления. Финансовые ресурсы образуются в процессе распределения и перераспределения стоимости ВВП и части национального богатства. Они являются материальным носителем финансовых отношений.

Для осуществления процесса производства предприятию не-обходимы различные ресурсы. Средства производства (здания, оборудование, транспортные средства) создают условия для про-изводственного процесса. Рабочая сила требуется предприятию для выполнения различного вида работ в производстве и управлении предприятием. Материальной основой для производства продукции служат предметы труда, из которых непосредственно вырабатываются готовые изделия. Предметы труда в производстве приобретают форму материальных ресурсов: сырье, материалы, топливо, энергия и т. д. Чтобы в производстве не было сбоев, поступление материальных ресурсов должно осуществляться непрерывно и планомерно. Поэтому всеми работами по обеспечению предприятия материальными ресурсами необходимо управлять. В целом данная сфера деятельности предприятия получила название «материально-техническое обеспечение производства».
Процесс материально-технического обеспечения производства направлен на своевременную поставку на склады предприятия или сразу на рабочие места материально-технических ресурсов, которые требуются в соответствии с бизнес-планом.
Основные цели материально-технического обеспечения про-изводства:
1. Своевременное обеспечение подразделений предприятия необходимыми видами ресурсов в нужном количестве и соответ-ствующего качества.
2. Улучшение использования ресурсов, в том числе за счет по-вышения производительности труда; фондоотдачи; сокращения длительности производственных циклов; обеспечения ритмичности процессов; сокращения оборачиваемости оборотных средств; полного использования вторичных ресурсов; повышения эффективности инвестиций и др.
3. Анализ организационно-технического уровня производства и качества оказания автотранспортных услуг у конкурентов и подготовка предложений по повышению конкурентоспособности (с учетом анализа поставляемых материальных ресурсов) либо смене поставщика конкретного вида ресурса.
Для достижения перечисленных целей на предприятии необ-ходимо постоянно выполнять следующие работы:
1) проводить маркетинговые исследования рынка по конкретным видам ресурсов. Выбор поставщиков рекомендуется осуществлять исходя из следующих требований: наличие у поставщика лицензии и достаточного опыта работы в данной области; высокий организационно-технический уровень производства; надежность и прибыльность работы; обеспечение конкурентоспособности выпускаемых товаров; приемлемая (оптимальная) их цена; простота схемы поставок и их стабильность;
2) нормировать потребности в конкретных видах ресурсов;
3) разрабатывать организационно-технические мероприятия по снижению норм и нормативов расхода ресурсов;
4) осуществлять поиск каналов и форм Материально-техни-ческого обеспечения производства;
5) разрабатывать материальные балансы;
6) вести планирование материально-технического обеспечения производства ресурсами;
7) организовывать доставку, хранение и подготовку ресурсов к производству;
8) обеспечивать ресурсами рабочие места;
9) осуществлять учет использования ресурсов и контроль над этим процессом;
10) организовывать сбор и переработку отходов производства;
11) проводить анализ эффективности расходования ресурсов;
12) стимулировать улучшение использования ресурсов.
На предприятии данные задачи могут выполняться различными подразделениями и службами. Поскольку качество работы ав-томобиля на линии во многом определяет качество предоставляемых услуг, его обслуживание должны проводить высококвалифи-цированные специалисты.

Еще по теме Материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы отрасли. Отраслевой рынок труда. Материально-технические ресурсы отрасли:

  1. Информационные ресурсы отраслей материального производства
  2. Обеспечение производства материально-техническими ресурсами


































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели :

  1. Познакомить с экономическими понятиями: трудовые и финансовые ресурсы, бюджет, дефицит, профицит; формировать умение решать экономические задачи.
  2. Развивать коммуникативные умения, формировать умение обобщать, оперировать понятиями, выделять главное, необходимое.
  3. Воспитывать уважительное отношение к трудовой деятельности, к людям любой профессии; экономное отношение ко всем видам ресурсов, стремление к разумной экономии в семье и социуме.

Оборудование: словарь экономических терминов, презентация, компьютер, раздаточный материал.

Ход урока

I. Оргмомент.

– Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Cлайды 1, 2

– К нам в гости пришёл наш друг, Эконоша, и он тоже желает вам успехов. Слайд 3

II. Актуализация знаний.

– Но, к сожалению на прошлом занятии он с нами не был. Давайте напомним Эконоше, о чём мы на нём узнали? (О ресурсах.)

– Что такое ресурсы? (Ресурсы – это запасы, источники чего-нибудь.)

– О каких ресурсах мы говорили на прошлом занятии? (О природных и об экономических.)

– Посмотрите, правильно ли Эконоша распределил ресурсы на группы? Слайд 4

– Давайте ему поможем. Какие ошибки вы заметили?

– У вас на партах лежат карточки с видами ресурсов. Они перепутались. Попробуйте разложить их правильно.

– Проверим, как вы справились. Слайд 5

– Сделаем вывод. Закончите высказывания: Слайд 6

Экономические ресурсы – это ресурсы…

Природные ресурсы – это ресурсы…

Слайд 7

– Молодцы, ребята, Эконоша благодарит вас за помощь. И теперь ему интересно, а есть ли другие виды ресурсов, кроме природных и экономических? А вам интересно?

III. Введение в тему. Трудовые ресурсы.

– Тогда, сегодня на занятии вам предстоит узнать ещё о двух видах ресурсов. Слайд 8

Сейчас я вас всех приглашаю в гости к одной семье, где встретимся с бабушкой Марией Ивановной и её внуком. Давайте послушаем их диалог и из него узнаем ещё об одних ресурсах.

Сценка.

Внук: Бабуля! Мы выяснили, что экономические ресурсы создаются трудом людей. Ведь без человеческих рук из природных ресурсов, например из железной руды, даже обыкновенная лопата сама собой не сделается. Тогда получается, что и люди тоже какие-то ресурсы!
Бабушка: Молодец, внучёк! Очень правильно рассуждаешь. Запомни, все здоровые люди, обладающие знаниями, умениями и способностями к труду, называются трудовыми ресурсами.
Внук: Тогда получается, что и мы с тобой тоже трудовые ресурсы.

– О каком виде ресурсов вы узнали из рассуждений внука?

– Вы согласны с его предположением?

– Давайте послушаем ответ бабушки.

Бабушка: Нет, дружок, к трудовым ресурсам не относятся дети и подростки до 16 лет – им ещё надо получить образование и научиться хорошо трудиться. И я уже не отношусь к трудовым ресурсам, так как я пенсионерка. А пенсионерам работать трудно. Их обеспечивает государство.

– Кто же был прав?

– А кто же тогда в их семье может относиться к трудовым ресурсам? (Мама, папа.)

– Верно. Давайте прочитаем следующие высказывания. Слайд 9

  • Трудовые ресурсы – трудоспособное население: мужчины – до 60 лет, женщины – до 55лет.
  • Трудовые ресурсы – это люди, способные трудиться и обладающие знаниями, умениями, необходимыми для экономической деятельности.
  • Без трудовых ресурсов невозможно преобразовать природные ресурсы в экономические.
  • Без трудовых ресурсов невозможно существование экономики.

– Подумайте, меня можно отнести к трудовым ресурсам? Почему?

– А я могу выполнять любую работу? Лечить людей могу, строить дома, делать мебель?

– Почему не могу? (У вас нет специальных знаний.)

– Правильно. А что я могу делать хорошо во благо общества? (Учить детей.)

– Кто знает, как называется моя профессия? (Учитель.)

– Так что же такое профессия? Слайд 10

  • Профессия – это работа, требующая специальных знаний и подготовки.

– На земле существует огромное множество профессий. Давайте вспомним названия некоторых из них, а заодно и отдохнём. Поиграем в игру «Доскажи словечко и повторяй за мной». Слайд 11

IV. Физминутка.

Трактор водит … (тракторист).
Электричку … (машинист).
Стены выкрасил … (маляр).
Доску выстругал … (столяр).
В доме свет провёл … (монтёр).
В шахте трудится … (шахтёр).
В жаркой кузнице … (кузнец).
Кто всё знает, кто всё делал … (Молодец!).

Слайд 12

– Перечислить все профессии и специальности человека очень сложно. Ведь с каждым годом появляются всё новые и новые. Вопрос у меня к вам другой. Как вы думаете, для чего трудятся люди любой профессии? (Они трудятся для других людей.)

– Верно. Каждый день множество людей выполняют работу, в первую очередь, чтобы обеспечить потребности других людей.

V. Финансовые ресурсы.

– А для себя и своей семьи что человек получает за свой труд? (Деньги или финансы). Слайд 13

– Т.е. он обеспечивает себя и свою семью какими ресурсами? (Финансовыми.)

– Правильно. Человек обеспечивает себя финансовыми ресурсами. Слайд 14

А финансовые ресурсы для чего нужны человеку? (Чтобы купить, что ему нужно или хочется иметь.)

– А знаете, ребята, что первые деньги совсем не были похожи на те, к каким привыкли мы? Послушайте ваших одноклассников, которые об этом подготовились вам рассказать.

Слайд 15

1. В одних местах деньгами считался живой скот: овцы, коровы, быки. В других – птичьи перья, зерно, соль, сушёная рыба. В Сибири в ходу были «меховые деньги» – шкуры зверей.

Слайд 16

2. Люди перепробовали немало денег, пока не пришли к деньгам металлическим… Но и эти деньги мы бы с вами не узнали. Они были виде брусков, колец, прутиков, слитков. Изготавливали их из серебра, золота, меди, бронзы.

3. А как всё-таки слитки впоследствии превратились в монеты? Тут тоже прошло немало времени. Чтобы их нельзя было подделать, слитки стали клеймить. Клеймо обозначало количество чистого металла в слитке. Постепенно понадобилось сообщать на слитке место изготовления – город, государство. А далее появились изображения богов, князей, императоров, появились символы их власти – гербы. Слитки постепенно стали делать круглыми.

1. В таком виде мы бы, конечно, уже узнали древние деньги. Они, по существу, уже мало чем отличались от современных.

Слайд 17

2. А позднее появились и бумажные деньги. Впервые их пустили в обиход в Китае.

– Спасибо, ребята. Каждое государство теперь имеет свои деньги. Как называются денежные единицы в России? (Рубль, копейка.) Слайд 18

– В каждом государстве существует бюджет. Слайд 19

Давайте прочитаем, что такое бюджет.

  • Бюджет (пришло из англ.яз.) – роспись доходов и расходов государства, учреждения, семьи на определённый срок.

– Верно. Из определения ещё следует, что бюджет рассчитывается на определённый срок.

Например, бюджет государства рассчитывается на 3 года, бюджет учреждения – на 1 год, семейный бюджет, как правило, на месяц.

Давайте вернёмся в гости к нашей семье и поможем ей рассчитать семейный бюджет на месяц.

Игра «Бюджет семьи».

– Сначала спросим у Марии Ивановны сколько человек в их семье?

– Из чего складываются доходы вашей семьи? Слайд 20

– Ребята посчитайте доход семьи.

ДОХОДЫ СЕМЬИ

  • Зарплата папы – 10 000 руб.
  • Зарплата мамы – 7 000 руб.
  • Пенсия бабушки – 5 000 руб.

Итого: (22 000 руб.)

– Чему же равны доходы этой семьи?

Слайд 21

– А теперь давайте посчитаем расходы этой семьи в ноябре.

– Прочитайте, из чего они складываются?

РАСХОДЫ (НОЯБРЬ)

  • Питание – 8 000 руб.
  • Одежда(на зиму) – 10 000 руб.
  • Лекарства – 500 руб.
  • Разное – 1 500 руб.

Итого: (23 000 руб.)

– Разное: это, например, покупка игрушек, хозяйственных товаров, некоторых других нужных предметов.

Посчитайте расходы семьи.

– Чему оказались равны расходы семьи в ноябре.

Слайд 22

– Для сравнения посчитаем расходы семьи в декабре.

Прочитайте, из чего они состоят?

РАСХОДЫ (ДЕКАБРЬ)

  • Коммунальные услуги – 3 000 руб.
  • Питание – 8 000 руб.
  • Одежда – 3 000 руб.
  • Лекарства – 500 руб.
  • Разное – 1 500 руб.

Итого: (16 000 руб.)

– Чему равны расходы семьи в декабре?

– Давайте сверим доходы и расходы семьи. Что скажете о соотношении доходов и расходов в ноябре? Слайд 23 (Расходы больше, чем доходы.)

– Верно. Доходы больше, чем расходы или доходы превышают расходы.

– В этом случае,можно сказать, что в этой семье в прошлом месяце возник бюджетный дефицит. Слайд 24

  • Бюджетный дефицит – это превышение расходов бюджета над его доходами.

– Что скажете о соотношении доходов и расходов в декабре? (Доходы больше, чем расходы.)

– В том случае, когда доходы больше, чем расходы, можно сказать, что в этом месяце получился бюджетный профицит. Слайд 25

  • Бюджетный профицит – это превышение доходов бюджета над его расходами.

– Иными словами, в этой семье получилась экономия денежных средств. Как же нужно вести хозяйство: чтобы возникал бюджетный дефицит или экономия? (Экономия.)

– Как вы считаете, легко ли вести хозяйство так, чтобы получалась экономия?

Слайд 26

– Верно, ребята, родителям не просто вести хозяйство, распределять доходы так, чтобы денег хватило до конца месяца. Давайте подумаем, на чём можно посоветовать экономить не только этой семье, но и нам? (На электроэнергии, воде, газе, игрушках, без которых можно обойтись…)

– Правильно. Нужно экономить все ресурсы (природные, экономические),нужно учиться целой науке, которая как называется? (Экономика).

– Эконоша напоминает вам о том, что такое экономика:

  • Экономика – это наука о разумном ведении хозяйства.

– Чтобы разумно вести хозяйство нужно уметь решать экономические задачи. Эконоше в его школе по экономике задали решить задачу. Он не может справиться и просит помочь ему.

Решение экономической задачи.

Слайд 27

Семья Скруджа Макдака состоит из 4 членов (он сам и три его племянника Билли, Вилли и Дилли). Они живут в городе. У них есть дача. До дачи можно добраться автобусом или на автомобиле. Слайд 28
Билет на автобус стоит 25 монет.
Автомобиль потребляет до дачи 10 литров бензина.
Литр бензина стоит 6 монет.
Скрудж Макдак отправился один на дачу. Посоветуй Скруджу, какой транспорт наиболее выгодный?

– Что значит «наиболее выгодный»? (Значит, что меньше денег надо заплатить.)

– Как нам выбрать для Скруджа Макдака, который очень любит экономить, наиболее выгодный транспорт? Что для этого надо сделать? (Посчитать, сколько затратит на автомобиле, на автобусе и сравнить результаты.)

– Сколько затратит на автобусе? (25 монет)

– Сравнив результаты, какой выбор делаем? (Скруджу выгоднее ехать на автобусе.)

Слайд 29

– А какой транспорт надо выбрать Скруджу, если он захочет взять с собой племянников?

– Сколько затратит на автомобиле? (60 монет)

– Сколько затратит на автобусе? (100 монет)

– Какой выбор делаем? На чём выгоднее ехать семье Скруджа? (Семье Скруджа выгоднее ехать на автомобиле.)

– Давайте сформулируем общее правило, сколько пассажиров должно участвовать в поездке, чтобы было выгодно ехать автобусом. (2 пассажира. Если больше, то выгоднее ехать на автомобиле.)

Слайд 30

Количество пассажиров Стоимость поездки на автобусе Стоимость поездки на автомобиле Вывод
1 25 60 ?
2 50 60 ?
3 75 60 ?
4 100 60 ?

– Спасибо, ребята, Эконоша благодарит вас за помощь в решении экономической задачи.

Слайд 31

Итак, ребята, если в семье экономно расходовали финансовые ресурсы, значит их теперь можно будет сберечь. Есть много способов хранения денег. А какие вы знаете? (Дома, в сейфе, в банке, в долг).

– А какой вы знаете самый надёжный способ? (Положить в банк.) Слайд 32

– Кто из вас был когда-нибудь в банке?

Слайд 33

  • Банк – это учреждение, где хранят, обменивают, дают в долг деньги.

– Кто знает профессии людей, которые работают в банке? (Кассир, бухгалтер, операционист, управляющий, охранник).

– Все эти люди к каким ресурсам относятся? (К трудовым ресурсам.)

– А деньги, которые лежат в банке? (К финансовым ресурсам.)

– Положить деньги в банк – это не только самый надёжный способ, но и выгодный. Почему? (Клиенту в банке платят проценты.)

– Верно. Это выгодно, деньги не просто лежат, а приносят клиенту банка доход.

VI. Итог занятия.

– Итак, давайте подведём итог нашего разговора.

Слайд 34

– О каких же видах ресурсов мы сегодня узнали?

– Какие экономические термины теперь нам знакомы?

– Попробуйте некоторые из них узнать:

– Работа, требующая специальных знаний и подготовки.

– Роспись доходов и расходов государства, учреждения, семьи на определённый срок.

– Трудоспособное население – мужчины до 60 лет, женщины – до 55 лет.

– Превышение расходов бюджета над его доходами.

– Превышение доходов бюджета над его расходами.

– Учреждение, где хранят, обменивают, дают в долг деньги.

– Что научились решать?

– Спасибо, ребята, за вашу замечательную работу. Мне было с вами интересно и приятно.

Эконоше тоже понравилось, как вы трудились и он решил вам заплатить за вашу работу своими денежными единицами «экошами».

На них вы сможете купить конфеты в его магазине.

Трудовые ресурсы – это трудоспособная часть населения, включающая женщин в возрасте от 16 до 55 лет и мужчин от 16 до 60 лет, а так же лиц старше и моложе трудоспособного возраста, фактически занятых в народном хозяйстве.

Кадры - это соответствующим образом подготовленная часть трудовых ресурсов. Каждая отрасль имеет свои кадры.

По эффективности использования трудовых ресурсов, по показателю производительности труда Россия отстает от развитых стран существенно. В России труд сравнительно малопродуктивный и соответственно малооплачиваемый. Таким образом, резервы повышения эффективности использования трудовых ресурсов в стране громадны и надо как можно быстрее реализовать их. Даже прирост производительности труда лишь на 1% обеспечивает увеличение объема производства продукции в народном хозяйстве на несколько миллиардов рублей.

Труд - это целесообразная деятельность человека, в процессе которой создаются материальные и духовные ценности. Процесс труда есть процесс воздействия человека на элементы природы в целях приспособления их к своим потребностям. Процесс труда включает следующие элементы: средства труда, предмет труда и непосредственно сам труд человека.

Самой многочисленной категорией производственного персонала являются РАБОЧИЕ основные вспомогательные работники создающие продукцию и занятые осуществлением технологических процессов рабочие занятые обслуживанием основного производства, а также все рабочие вспомогательных подразделений

По длительности пребывания на предприятии рабочих подразделяют на постоянных, сезонных, временных. Постоянным и считаются принятые на работу без ограничения срока или на срок более 6 месяцев. поступившие на период сезонных работ (сроком не более 6 месяцев) на срок до 2 месяцев, а при замещении временно отсутствующих работников - до 4 месяцев

Руководители осуществляют организацию производственного процесса и руководство им. К руководителям относятся: директор (председатель), главный экономист, бухгалтер, инженер, агроном, зоотехник, механик и другие главные специалисты, а также их заместители.

Специалисты - это работники, имеющие высшее или среднее специальное образование: экономисты, агрономы, зоотехники, инженеры, механики, бухгалтеры и др.

К категории служащих относятся работники, осуществляющие подготовку и оформление документов, учет и контроль, хозяйственное обслуживание (кассиры, делопроизводители, секретари-машинистки, статистики, учетчики, табельщики и т. д.).

Младший обслуживающий персонал занимает должности по уходу за служебными помещениями, а также по обслуживанию других работников (дворники, уборщицы, курьеры и др.).

Трудовые ресурсы предприятия имеют определенные количественные, качественные и структурные характеристики, которые измеряются соответствующими абсолютными и относительными показателями: структура работников предприятия; среднесписочная и среднегодовая численность работников; коэффициент выбытия кадров; коэффициент текучести кадров; коэффициент приема кадров; коэффициент стабильности кадров; средний стаж работы по отдельным категориям работников.

Среднегодовая численность работников определяется путем деления всего отработанного времени работниками хозяйства за год (в человеко-часах или человеко-днях) на годовой фонд рабочего времени.

Коэффициент выбытия кадров (Квк) представляет собой отношение количества работников, уволенных по всем причинам за данный период, к среднесписочной численности работников за тот же период.

Коэффициент приема кадров определяется путем деления количества работников, принятых на предприятие за определенный период времени, к среднегодовой численности персонала за этот же период.

Коэффициент текучести кадров отношение числа уволенных работников предприятия, выбывших за данный период по причинам текучести (по собственному желанию, за прогулы, за нарушение техники безопасности, самовольный уход и т. п. причинам, не вызванным производственной или общегосударственной потребностью) к среднесписочной численности за тот же период.

Коэффициент стабильности кадров (Кс) рекомендуется использовать при оценке уровня организации управления производством как на предприятии в целом, так и в отдельных подразделениях.

ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ Финансовые ресурсы - это денежные средства, имеющиеся в распоряжении предприятия и предназначенные для осуществления текущих затрат и затрат по расширенному воспроизводству, для выполнения финансовых обязательств и экономического стимулирования работающих. Финансовые ресурсы направляются также на содержание и развитие объектов непроизводственной сферы, потребление, накопление, в специальные резервные фонды и др.

Первоначальное формирование финансовых ресурсов происходит в момент учреждения предприятия, когда образуется уставный капитал (акционерный или складочный капитал). Уставный капитал - это имущество предприятия, созданное за счет вкладов учредителей.

Финансовые ресурсы формируются главным образом за счет прибыли (от основной и других видов деятельности), а также выручки от реализации выбывшего имущества, устойчивых пассивов, различных целевых поступлений, паевых и иных взносов членов трудового коллектива. К устойчивым пассивам относятся уставный, резервный и другие капиталы; долгосрочные займы; постоянно находящаяся в обороте предприятия кредиторская задолженность (по зарплате из-за разницы в сроках начисления и выплаты, по отчислениям во внебюджетные фонды, в бюджет, по расчетам с покупателями и поставщиками и др.).

Значительные финансовые ресурсы могут быть мобилизованы на финансовом рынке с помощью продажи акций, облигаций и других видов ценных бумаг, выпускаемых данным предприятием; дивидендов и процентов по ценным бумагам других эмитентов, доходов от финансовых операций, кредитов. Предприятия могут получать финансовые ресурсы: от ассоциаций и концернов, в которые они входят; от вышестоящих организаций при сохранении отраслевых структур; от органов государственного управления в виде бюджетных субсидий; от страховых организаций.

Внешняя среда организации.

Культура организации.

Организационная культура – это оказывающая влияние на отдельных сотрудников и целые группы система принятых в организации: ценностей, символов, убеждений, образцов, традиций и норм поведения членов организации.

Носителями организационной культуры являются люди. В организациях с устоявшейся организационной культурой она начинает существовать отдельно от людей и активно воздействовать на членов организации, меняя их поведение в соответствии с присущими ей нормами и ценностями.

Организационная культура оказывает огромное влияние:

Ø на производственные показатели и долгосрочную эффективность организации;

Ø отдельных работников, например на их моральные качества, преданность идеям организации;

Ø производительность труда;

Ø состояние физического здоровья и эмоциональную устойчивость наемных работников.

При создании или изменении существующей организационной культуры необходимо добиться полного понимания и усвоения ценностей работниками организации и обеспечить различное проявление организационных ценностей в рамках организации.

Внешняя среда - это комплекс факторов, не подвластных ее руководству и оказывающих непосредственное влияние на производственную и финансово-хозяйственную деятельность компании. Все факторы внешней среды можно условно разделить на две основные группы: прямого и косвенного воздействия.

Среда прямого воздействия .

Потребители - это один из основных для любого предприятия факторов, так как именно они определяют, какую продукцию производить и по какой цене ее можно продать.

В России своевременное обеспечение предприятий ресурсами является актуальной проблемой. Особенно остро стоят вопросы обеспечения предприятий финансами и качественными трудовыми ресурсами.

Конкуренты. Наряду с потребителями это важнейший фактор, определяющий стратегию, пели и задачи предприятия. Даже успешный сбыт продукции не может в ряде случаев спасти предприятие от краха из-за жесткой позиции конкурентов.

Законы и государственные органы . Формируют нормативную базу создания и функционирования предприятий, фискальную политику. Менеджерам необходимо различать и учитывать действие законов на уровне как федеральных, так и местных властей.

Профсоюзы . Профсоюзные организации могут оказывать радикальное влияние на деятельность не только отдельного предприятия, но и целой отрасли.

Среда косвенного воздействия .

Данная среда оказывает побочное воздействие на предприятие, однако в ряде случаев последствия такого воздействия гораздо существенней, чем влияние среды прямого воздействия. Кроме того, влияние среды косвенного воздействия сложнее и многообразнее.



Состояние экономики. Включает уровень цен и тарифов, инфляции, платежеспособный спрос, банковскую политику, курс национальной валюты.

Научно-технический прогресс . Данный фактор характеризует уровень развития науки и техники. В развитых странах компании пользуются плодами научно-технического прогресса (спутниковая связь, компьютеры и т.д.).

Политика. Этот фактор оказывает существенное воздействие на бизнес, особенно в динамично развивающихся и нестабильных странах и регионах. В России фактор политической стабильности - важнейшее условие деятельности предпринимателей как отечественных, так и зарубежных.

Социальные факторы . Это традиции, принятые в той или иной стране, в том числе по отношению к женщине, людям разного цвета кожи, молодежи, людям преклонного возраста.

Международные события . Международный бизнес намного сложнее, чем бизнес внутри страны. Здесь и система законодательства, и таможенная и налоговая политика, трудовые ресурсы, валюта и т. д. Формы реализации международного бизнеса могут быть самыми различными: экспорт (импорт), совместные предприятия, лицензирование, прямые вложения финансовых средств в экономику страны.