Плавание для детей с ограниченными возможностями здоровья. Роль плавания в реабилитации детей с овз в условиях центра содействия семейному воспитанию «берег надежды Занятия в бассейне для инвалидов
Плавание – это популярный вид спорта, заниматься которым могут с одинаковым успехом и мальчики, и девочки. Чтобы добиться выдающихся успехов в плавании, необходимо найти хорошего тренера. Сегодня существуют профессиональные секции плавания. Решив научить ребенка плаванию, сделайте первые шаги в спорте в 7-8 лет. Этот возраст наиболее благоприятен для начала обучения.Учреждения (школы, клубы) в разделе Плавание, обучение плаванию c бесплатными секциями для взрослых в Москве
В данном разделе представлены бесплатные секции плавания, плавательные клубы и школы для взрослых. Поиск подходящего места для бесплатных занятий плаванием можно осуществлять прямо на карте или по списку представленных спортивных организаций. Вы можете выбрать подходящую спортивную секцию рядом с вашим домом и работой. По каждой из спортивных секций доступны: номера телефонов, адреса, цены, фото, описание и условия для последующей бесплатной записи мужчин и женщин на плавание в Москве.Плавание по праву считается одним из эффективных коррекционно-оздоровительных средств в процессе адаптивного физического воспитания детей-инвалидов, а также является великолепным средством для закаливания организма. Благодаря специфике водной среды появляются благоприятные условия для правильного формирования осанки, снимается нагрузка с позвоночника и уменьшаются мышечное и психоэмоциональное напряжение, скованность движений. Кроме того, улучшается деятельность сердечнососудистой и дыхательной системы, увеличивается жизненная емкость легких, повышается интенсивность обменных процессов и значительно улучшается познавательная деятельность.
В процессе плавания у детей и подростков развиваются социально значимые личностные качества: дисциплинированность, смелость, самостоятельность, решительность, настойчивость и готовность в преодолении трудностей. Коррекционно-оздоровительная направленность плавания в «Центре коррекции здоровья» обусловлена необходимостью его использования при рекреативной и реабилитационной работе с детьми-инвалидами.
Плавание - занятие, доступные каждому!
«Центр коррекции здоровья » работает с детьми с ограниченными возможностями здоровья и предлагает следующие виды плавания.
Для детей с нарушением слуха
Обучение плаванию детей с болезнями слуха позволяет решить задачу повышения социального статуса, уровня физического и психического развития, а также выступает в качестве профилактической меры при устранении несчастных случаев на воде.
Для детей с нарушением зрения
Занятия плаванием для детей с нарушенным зрением являются хорошим средством укрепления здоровья, повышают двигательную активность и являются мощным фактором социальной адаптации среди здоровых сверстников.
Для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
Гидрокинезотерапия для детей с ДЦП предоставляет оптимальные условия для рациональной тренировки мышц со сниженной функцией мышц. В процессе этого вида оздоровительного плавания используются:
- физические упражнения в воде;
- подводный ручной массаж;
- элементы плавания;
- коррекция положения в воде;
- тренировка ходьбы в воде с применением дополнительной опоры.
Для детей с нарушением интеллекта
Если наблюдается нарушение интеллекта у ребенка, то родителям в первую очередь следует позаботиться о его физическом воспитании. Поскольку именно движение активизирует большинство функций организма, усиливает процесс дыхания, улучшает кровообращение и аппетит, нормализует здоровый сон, а также, что очень важно, нормализует психоэмоциональную сферу. При выполнении движений такому ребенку следует не только помогать, но и следить за тем, чтобы он выполнял их правильно
Работа провод ится по следующим направлениям
- Нарушения органов слуха
- Нарушение зрения (вплоть до полной утраты)
- Нарушения интеллекта (синдром Дауна, аутизм, олигофрения)
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (ДЦП, нарушения осанки, врожденные и приобретенные патологии в развитии)
Наши преимущества
- Данная работа подразумевает индивидуальное занятие с тренером в воде
- Проводится участие в ежегодных спортивных мероприятиях и праздниках для детей с ограниченными возможностями
Кейсы
- Из истории мамы . Ребенок с нарушением интеллекта боялся воды. Возможность посещения открытого водоема, бассейна, аквапарка или путешествие на море всегда оставались под вопросом, так как он остро реагировал на воду. У него были истерические припадки, сопровождаемые криками и плачем. Но после года занятий в центре плавания ребенок не только перестал бояться воды, но и научился плавать, стал с удовольствием посещать все места, где можно искупаться.
- Из истории мамы . Ребенок, страдающий ДЦП, посещал массовую общеобразовательную школу, отметки по основным предметам никогда не расстраивали родителей - он прекрасно успевал и учился. Но занятия спортом или хотя бы посещения уроков физкультуры не представлялись возможным в связи с диагнозом. Обращались во всевозможные секции города, прежде всего, в бассейны, поскольку ребенок сильно хотел научиться плавать и в последующем заниматься этим видом спорта. Обучение продолжалось на протяжении полутора лет, девочка начала принимать участие, а побеждать немного и позже, на соревнованиях для лиц с поражением ОДА (опорно-двигательного аппарата). На сегодняшний день ребенок имеет спортивный разряд кандидата в мастера спорта (КМС) и стал седьмым на Кубке России, который проходил в Дзержинске в декабре 2013 года. Стоит отметить, что в этом заслуга не только ее инструктора, но и личное стремление сыграло большую роль.
Завьялова Т.А.
МБДОУ НГО «Детский сад
№ 15 «Берёзка»,
инструктор по физической
культуре (плавание)
Для детей с ограниченными возможностями здоровья бассейн не только средство укрепления здоровья, повышения двигательной подготовленности, но и существенный фактор коррекции и компенсации нарушенных функций.
Проблема для детей с ОВЗ заключается в том, что в течение дня ими не выполняется физиологически необходимое количество движений.
Детям с подобными диагнозами необходимы систематические физкультурно-оздоровительные мероприятия, направленные на коррекцию и улучшение общего физического состояния ребенка. Дети в течение дня должны выполнять физиологически необходимое количество движений. Оптимальным видом физвоспитания для этих целей являются занятия по плаванию. Плавание, как никакой другой вид спорта, оказывает благотворное влияние на детей с проблемами со здоровьем. Занятия в бассейне помогают снять мышечный тонус у гиперактивных детей и детей с диагнозом ДЦП, способствуют развитию внимания, реакции и координации движений у ребенка с ЗПР и ОВЗ .
Купание, игры в воде, плавание благоприятны для всестороннего физического развития и оздоровления ребенка. Работоспособность мышц у дошкольников невелика, они довольно быстро утомляются при нагрузках. Детям более свойственна динамика. Во время плаванья чередуются напряжение и расслабление разных мышц, что увеличивает их работоспособность и силу.
В воде уменьшается статическое напряжение тела, снижается нагрузка на ещё не окрепший и податливый детский позвоночник, который в этом случае правильно формируется, вырабатывается хорошая осанка. В тоже время активное движение ног в воде в безопорном положении укрепляет стопы ребёнка и предупреждает развитие плоскостопие. Движения головой при плавании и нырянии способствуют тренировке функций вестибулярного аппарата.
Систематические занятия плаванием ведут к совершенствованию органов кровообращения и дыхания. Это происходит благодаря ритмичной работе мышц, необходимости преодолевать сопротивление воды. Улучшается сердечная деятельность, подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная ёмкость лёгких. . Во время занятий плаванием учитывается специфика воздействия водной среды на организм ребёнка. Она играет существенную роль в значительном уменьшении тяжести тела в воде под действием выталкивающей силы. Это очень важно при физической тренировке для детей с заболеваниями нервной системы и нарушениями развития опорно-двигательного аппарата.
Организация занятий плаванием способствует установлению единого, оптимального физкультурно- оздоровительного режима детского сада.. В основу занятий для детей с ОВЗ в бассейне включены:
упражнения для освоения с водой (для начинающих),
обучение комплексу общеразвивающих физических упражнений на суше
овладение плавательными движениями различными способами,
определённые (индивидуальные) требования к выполнению стандартов.
Обучение плаванию детей с ОВЗ в дошкольном учреждении осуществляется на основе программ «Первые шаги» развивающее обучение на занятиях по плаванию в детском саду и Т.И. Осокиной «Обучение плаванию в детском саду». Эта одна из базовых программ, в которой представлена система работы по обучению плаванию детей 2-7 лет, а также раскрыты вопросы, касающиеся организации и методики обучения в различных условиях.
Ведущая цель программы – создание благоприятных условий для оздоровления, закаливания, и обеспечения всестороннего развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями дошкольников, чтобы ребенок почувствовал себя в воде как можно более самостоятельным.
Основное содержание программы составляют физические упражнения и игры, освоение которых помогают детям научиться плавать. Программа ориентирует на поддержание положительного эмоционального отношения детей с ОВЗ к занятиям на всех этапах обучения, стремлению к тому, чтобы упражнения и игры в воде доставляли им удовольствие и радость, побуждали их к самостоятельности, стремлению научиться хорошо плавать. Детей учат осознавать ценность здорового образа жизни, бережно относиться к своему здоровью, знакомят с элементарными правилами безопасного поведения.
При проведении занятий применяется дифференцированный подход к каждому ребёнку. Во время занятий плаванием учитываю специфику воздействия водной среды на организм ребёнка. Она играет существенную роль в значительном уменьшении тяжести тела в воде под действием выталкивающей силы. Это очень важно при физической тренировке для детей с заболеваниями нервной системы и нарушениями развития опорно-двигательного аппарата.
Чтобы занятия на воде проходили более четко, каждое новое упражнение усваивалось быстрее, на спортивных площадках и в спортзале начинается:
I этап - «сухопутное плавание».
В процессе этих занятий проводится контрольное тестирование по основным физическим качествам: силе рук (подтягивание, отжимание), ног (приседание, выпрыгивание), гибкости (наклоны стоя и сидя), выносливости (бег на длинные дистанции без учета или с учетом времени) и даже ловкости (прохождение полосы препятствий). Если перечисленных качества находятся ниже среднего уровня, то в занятия дополнительно включаем комплекс общеразвивающих и специальных физических упражнений.
II этап - освоение воды и обучение движению в ней (глубина по пояс или по грудь, держась за поручни). Он включает в себя ряд последовательных упражнений:
Погружение в воду (с закрытыми и открытыми глазами, в очках и без них, «спасение тонущих игрушек»), задержка глубокого вдоха с медленным выдохом в воду.
Подвижные игры «Крокодильчики» и «Медуза» способствуют ускорению освоения воды.
III этап – обучение плаванию. Успешно освоив воду, ребенок готов плавать. Приступаем к обучению движениям ногами и руками при плавании вольным стилем (кроль на груди и на спине). Подготовительные упражнения подбираются в зависимости от степени поражения конечностей и индивидуальных особенностей воспитанника. В зависимости от сложности, степени заболевания, возраста ребёнка этот сложный этап занимает более или менее длительное время. Выбирая способ обучения плаванию, учитываем и характер ОВЗ. Так, детей с лёгкой степенью заболевания сначала начинаем обучать плаванию на спине.
Регулярное плавание с помощью подручных материалов - доски (на груди и спине) дают возможность более уверенно чувствовать себя на воде.
Пенопластовые доски могут использоваться в различных целях, включая:
увеличение интенсивности упражнений для туловища;
увеличение плавучести тела при выполнении упражнений в глубокой воде;
увеличение плавучести тела при выполнении упражнений на развитие мышечной силы и выносливости;
увеличение плавучести при выполнении упражнений на расслабление.
Мониторинг.
В результате изучения возможностей детского организма разработаны критерии по освоению ребёнком - инвалидом основных видов движения и освоения упражнений в воде.
Вторая младшая группа (3-4 года).
- плавание: вход и погружение в воду, попытки плавать;
Средняя группа (4-5 лет).
- плавание: приседая, погружение в воду до уровня подбородка, глаз; опускание в воду лица, погружение в воду с головой; выполнение движений ногами вверх и вниз, сидя в воде; попытки плавать произвольным способом.
Старшая группа (5-6 лет).
- плавание: движения ногами вверх-вниз, сидя в воде на мелком месте и лёжа, опираясь руками; выполнение разнообразных движений руками в воде; выполнение выдоха в воду; плавание произвольным способом.
Подготовительная группа (6-7 лет).
- плавание: выполнение вдоха, затем выдоха в воду; погружение в воду с головой, открывание глаз в воде; скольжение на груди, движение ногами (вверх-вниз); плавание с кругом в руках; разнообразные движения в воде; произвольное плавание.
Выполнение упражнений детьми оценивается по трехбалльной шкале.
1 балл – ребенку требуется постоянная помощь инструктора. Движения не точные, не координированные. Тяжело переключается с одного движения на другое. Активность ребенка низкая .
2 балла – ребенку требуется помощь инструктора в исключительных случаях. Движения более точные, более координированы. Движения ребенка активнее. Активность ребёнка средняя .
3 балла – ребенку не требуется помощь инструктора. Движения точные, координированы. Переключаемость движений высокая . Ребенок активен.
Успешность обучения дошкольников практическим навыкам плавания и степень его оздоровительного влияния зависят от того, насколько четко и правильно соблюдаются все основные требования к его организации, обеспечиваются меры безопасности, выполняются необходимые санитарно - гигиенические правила в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13.
Выполнение в воде физических упражнений вовлекает в процесс дыхания больший объем легких, способствует увеличению их жизненной емкости, улучшению обогащения крови кислородом. Все это вместе с закаливающим действием воды является хорошей профилактикой заболеваний.
Литература:
1. Т. И. Осокина, Е. А. Тимофеева, Т. Л. Богина “Обучение плаванию в детском саду”, М. “Просвещение”, 1991
2. Е. К. Воронина “Программа обучения плаванию в детском саду”, Санкт-Петербург “Детство- Пресс”, 2003.
3. Устинова Е. В. Детский Церебральный Паралич, коррекционная работа с дошкольниками -М.: “Книголюб”, 2008 г.
4. Погребной А.И. КГУФК, «Плавание в системе физической и психической реабилитации детей с дефектом в развитии»,1997.