Меню
Бесплатно
Главная  /  Экзема у человека  /  Первый астрологический календарь брюса в россии

Первый астрологический календарь брюса в россии

Астрологический календарь-справочник

Составитель Г. В. Гайдук

Расшифровка и реконструкция методики Я. Брюса Г. В. Гайдук

Дизайн обложки ЧКПУП «Авестийская школа астрологии»


ISBN 978-5-4483-2417-8

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

О Календаре-справочнике

Мы предлагаем читателю необычный календарь. Это наша попытка в занимательной форме погрузить вас в наблюдения за собой, окружающими, природой. Используя фрагменты древних рукописей и книг в доступной для современного читателя форме, вы сможете совершить небольшое путешествие во времени, прочитав астрологические характеристики для знаков зодиака Якова Брюса, ознакомиться с аграрными навыками наших предков, методиками наблюдения за Луной, погодой, а также и другой полезной информацией, ценность которой можно проверить на собственном опыте.

Календарь состоит из двух частей. В первой части приводятся наблюдения наших предков, а во второй – дается календарь с астрологическими данными. Календарем можно воспользоваться или для поднятия настроения, сохраняя здоровый скепсис и чувство юмора, или, используя при его изучении собственную жилку исследователя по принципу «доверяй, но проверяй», попробовать понаблюдать за собой и окружающими в ритме танца Солнца и Луны.

А начнем мы с календаря Якова Брюса, который чаще называют «Брюсов календарь» и с которым связано много загадок и легенд. Первое издание легендарного календаря было отгравировано на медных пластинах в 1709 году. Это был первый печатный календарь в России, содержавший астрономическую и астрологическую информацию, состоял из справочной и предсказательной части.

Яков Вилимович Брюс (англ. Jacob (James) Daniel Bruce, 1669 или 1670, Москва – 19 (30) апреля 1735, усадьба Глинки) – российский государственный деятель, военный и ученый, один из ближайших сподвижников Петра I, представитель знатного шотландского рода Брюсов. Предки Я. Брюса с 1647 г. жили в России. Участвовал в Крымских (1687, 1689) и Азовских (1695, 1696) походах Петра I, в становлении русской артиллерии во время Северной войны. За командование русской артиллерией в Полтавской битве 1709 г. был удостоен ордена Андрея Первозванного. В 1714 г. обвинен в хищении казны и освобожден от наказания личным указанием Петра I. В 1716 г. привлечен к составлению воинского артикула, а с 1717 г. назначен сенатором и президентом Берг- и Мануфактур-коллегий. В 1721 г. Брюс получил титул графа Российской империи. Генерал-фельдмаршал (1726). В том же году подал в отставку и целиком посвятил себя науке. Брюс был одним из образованнейших людей России, естествоиспытателем и астрономом, владел крупнейшей библиотекой, насчитывавшей около 1500 томов почти исключительно научно-технического и справочного содержания. В 1696 г. им была составлена «Карта земель от Москвы до Малой Азии», а в 1702 г. открыа первая в России обсерватория при Навигацкой школе в Москве. Школа помещалась в Сухаревой башне, построенной в 1695 г. и сильно контрастировавшей с архитектурой патриархальной Москвы. Возможно, именно поэтому народная молва приписывала Брюсу славу чернокнижника и чародея. Брюс свободно владел шестью европейскими языками, а его «кабинет курьезных вещей» был единственным в своем роде в России и после смерти Брюса влился в Кунсткамеру Академии наук. Участвовал в закладке Санкт-Петербурга (16 мая 1703 г.). Является автором зодиакальной радиально-кольцевой планировки Москвы. Составитель и издатель справочно-астрологического «Брюсова календаря».

В описательной части «Брюсова календаря» дается характеристика человека, рожденного в период относящегося к тому или иному знаку зодиака. Особенность характеристики немного отличается от современной трактовки. Здесь дано описание внешности, особые приметы, проблемные черты характера человека, склонность к тем или иным страстям, наиболее часто встречающиеся болезни, в некоторых случаях указывается и продолжительность жизни, каковая в современных условиях уже немного другая. Непривычным для современного читателя покажутся благоприятные и неблагоприятные направления в пространстве, благоприятные и неблагоприятные цвета. А вот трактовка сопоставимости с другими знаками зодиака и домами гороскопа почти полностью совпадает с современной.

В скобках мы указали современные даты, соответствующие прохождению Солнца по каждому знаку, которые по календарю из года в год могут изменяться на один день. Предлагаем читателю погрузиться в атмосферу колоритной русской речи начала XVIII в. и увидеть образ своего знака зодиака из времени Петра Великого.

Отроча, рождшееся между 12 днем марта и 12 днем априллиа, есть наклонения знак Овна от естества Марса, жарко, сухо. Несмирен, движим добрыя беседы. Мужского изрядного тела, долговатого лица и шеи, мало крови имеет, круглый образ, великия очи, великия жилы на лбу, кудряв и многоволосен, скоро и любезно глоголив, смел сердцем, горд, нетерпелив, скорого ума, смысла, скорогневлив, отмстителен, говорит во гневе очесом, а после сам раскаится и жалостен бывает, скуп, скучлив, скоро гневается и потом паки Благ, оттуду имеет он великия жилы на лбу. Имеет же он некогда1 знак на главе, боится велми очей, спадет сверху, нечист, нецеломудр, скоро любив к женам и скоро покидает. Естество его требует трех честных жен. Первую – младую девицу, вторую – вдову или инако не деву. Млад сущее достигнет науку и к духовным вещам, но обаче же познеишии есть ему мирский чин. Много постраждет в юности. Охотно обходится в воинских деяниях, и оныя не суть не щастливы. И сим он велию честь в народе приобретает, ест и пиет добро, и часто немощен бывает, худо спит. Чести любитель, славы ищец, к вещам. У многих людей благо ему есть, и в великих действах имеет снискание пощастием. Во гневе своем тверд есть, немилосерд, крепкого несмиренства смысла своего. Склонен убить плоть, видети кровь человеческую. Часто теряет имение и добро или животы свои, но обаче же иным способом паки приобретает. Часто желает себе смерти, к тому же не зело весма оскудеет и не весма богат. Жизнь свою препровождает во отечествии своем выну2, шествие его высочайшее есть щастие, радость, полза и прибыток достоинств, повышение его чести.

Наклоняются к землям – востоку Солнца и к полудню . Запад есть ему средствен. Величайшее его нещастие есть убыток, унижение чести, напасть, нужда, темница, труд, не дружба со всякою противностью. Содержания показуют земли к северу . Краска его склоняется к желтому и красному . Черно или серо смешено, синим-зеленым – суть болезнь или смертную напасть показуют ему. Величайшее щастие его прибытка показуют ему подвиг земле ростия, величайшее нещастие его, убытка накладу приходит ему из употребления водяных наследиев. Болезнь или недуг тела бывает часто в ногах, в главе или слухе в левой стороне внутренния. Смерть случится за мужество и опухоль через камень ядопития водяных материи или ядовито толсто сожженныя крови. Когда Солнце в Тельце – имеет прибыток и щастие во всех вещах, хотя на воде и на сухе. Лучший будет между братиями своими и переживет отца своего. Имети будет честных детей. Когда Солнце в Девах , да брежется злых напитков и пищ и да не начинает много. В Весах имеет щастие жениться. В Скорпии едва не приключится ему смертельная болезнь. В Стрелце имеет щастие путешествие творити, и все ему благо случается, в Водолее приходит ему добро. В Рыбах мало имеет щастия. Буде переживе 24 года, то жить будет до 71 лета.

Дева, рождшаяся между вышепомянутыми двема днями, едва не тогожде есть наклонения и естество собственно, и к себе привлекает, приемлет, пригожа взором. Образом лицем красноватая краски, смеющаяся являет устами, веселыя очи, пригожие власы на главе или на лице будут. Украшена. Болезни ея суть болезни матерния чрева и внутренняго, нещастие ей в рождении детей, крепко любит мужа своего, честно, набожно себе ведет против всякаго, но обаче же не ползуется еи долгое время – страдати будет переговором. Скорогневством своим лживо закровение басней виновнует ей много распри, ненависти, зависти, гнева между женами, от неё же мнози злыя вещи и негодования происходят. Полза и щастие ея и нещастие – случай. Болезней и смерти содержатся в землях и прежде писанных красках.

Отрок, рождены между 12 днем апреллиа и 12 маиа, есть склонени знака Тельца и естества Венуса . Меланхолик или задумчив, мнителен, студен, сух, плодовит, женск, постоянного смысла, велик, крепок телом. Смешенныя краски лица, смиренна добрыя речи. Сам себе знает в совести своей. Имеет широкия рамы плеча, круглолик смешенною краскою, высокую грудь. И знак на лакте, великия руцы, хорошая глава и глаза, долгий лоб, худый нос, великия зубы. Плече толстые или сильныя ноги. Гордо и высоко умно ходит. Поступку имеет чистоту, ведет тела своего украшение, в плати охота, и забава его есть пение, струно играние, орган, трубы и всякая восклицание. Без гнева и со всяким говорит недоволно, чего ради его хвалят. Инако смирен, мало благодарения заслуживает, за благодарение яже творит иным. Поздно придет к богатству и славе великой, но обаче же будет обманчив и обманывает охотно оных, которыя верны ему, суть же ещё желателен хвалим бы от всякого. Велми горд будет, не изобилно будет мудр. Безпрестанныя смирныя работы делает временени до времени. Поздно к богатству придет, даже до полстарости своея. Тогда придет в добрый покой, радость и веселому существу. Сей будет болши целомудрию, нежели нечист. Обявися ему брак будет два, приключающиеся случай часто является у него невесть же откуду. Приимет злую службу от них, им же благо творит. И больши приемлет милости от иностранных, нежели от домашних приятелей. Правду глаголет, никому не творит зла, ни правды, ни обиды. Оставляет ветхи ей бытии, и ничесо же пред начинает новое. Во гневе своем скоро забывчив. Егда Солнце в Тельце есть, то имеет щастие и вся ему споспешствует, аще начнет собственное свое деяние. Аще нощию родится – богат будет. В Раке имеет счастие странствовати, во Льве да не покупает ниже продает. Переживет отца своего и матерь, дети его будут по большей части девки, в Весах имеет немощь в главе, Стрелец есть смертоносен ему, в Козероге имеет щастие у великих господ, в Водолее приобрящет богатство, аще желает, утреняет3, в Рыбах имеет щастие купить и продать, в Овне да брежется лживого и льстивого свидетельства. Еже от некоторых на него зачнется, но обаче4 ложно, наипаче да брежется слепых людей. Величайшея щастие шествие его щастие: радость, польза, прибыток. Всех достоинств величайшие его чести показуют земли полудня , запада . Севера – величайшея его несчастие убытка, убавление чести, напасть, нужда, недружба. Всяких противностей наклонения показуют ему земли востока Солнца .

Яков Брюс – государственный деятель и учёный, сподвижник Петра I, генерал-фельдмаршал.
Происходил из знатного шотландского рода. Он получил превосходное образование в Оксфордском университете, занимался физикой, математикой, астрономией, переводил на русский язык научные трактаты - с английского и немецкого, вёл переписку с Лейбницем. Пушкин называл его «русским Фаустом», а Лев Толстой писал о нем: "Брюс на всю Россию был самый чудесный человек". Зачинатель российской астрологии, Брюс был одним из наиболее образованных людей своего времени. Астрономия была самым сильным увлечением Брюса. Он обучал самого царя ориентироваться по небу, предсказывать солнечные затмения. Никогда не расставался с подзорной трубой и книгами, брал их с собою даже на войну. По ночам смотрел на звезды, читал толстые тома, что-то чертил и вычислял. Занимаясь географией, Брюс составил карту России от Москвы до Малой Азии. Был коллекционером предметов старины и редких книг.
Значительную роль сыграл Яков Брюс и в ходе Северной войны. Артиллерия под его командованием решила исход Полтавской битвы, сокрушив своим огнём шведские полки Карла Двенадцатого. После «великого пожара» Петр I обсуждал будущую структуру Москвы, и Брюс предложил проект 12-лучевой симметрии от Кремля по аналогии с Зодиаком, утверждая, что кольцевая структура самая надежная. Это было в точности реализовано московскими градостроителями. Участвовал Брюс и в закладке Санкт-Петербурга. Он полагал, что город, носящий имя Петра, должен возникнуть под тем же знаком Зодиака, что и сам император. Поэтому закладка Санкт-Петербурга была произведена 27 мая 1703 г., в период прохождения Солнца по знаку Близнецов.
В изданном им «Брюсовом календаре» Брюс раскрыл многие секреты астрологической науки, сделав эти сокровенные знания доступными для всех. Это был первый астрологический календарь в России, удачно соединивший астрономические «премудрости» со святцами и широко распространенными народными приметами. Брюсов календарь был настолько популярным во всей России, что издавался два века. Главное достоинство календаря было в том, то, что он был «вечным», в нем были прогнозы на много лет вперёд. Еще в древности было замечено, что вся история на Земле повторяется через строго одинаковое число лет, а Альберт Энштейн на склоне лет в противовес Теории Вероятности вывел "закон парных случаев", означающий примерно следующее: "Если произошло нечто, жди, что-то подобное произойдет еще раз". Календарь Брюса основан на 28-летнем повторяющемся цикле положений Солнца и пяти планет, а также 19-летнем цикле положений Луны (цикл Метона: каждые 19 лет Луна занимает приблизительно одно и то же место в зодиаке и находится в той же фазе).
Подобные циклы используют при прогнозах и многие современные астрологи.
В календаре были предзнаменования «по всякий год по планетам», таблицы, рекомендующие в какое время и какие действия следует предпринимать, чтобы добиться наиболее благоприятного исхода, указания по поводу того, как «узнавать свойства человека, когда и под которым из числа 12 знаков небесных родился, и в каком роде жизни будет меть счастье».

"Брюсов планетник" на 2012 год:
"Правящая планета - Меркурий.
ПРЕДСКАЗАНИЯ ОБЩИЯ: Весна до Апреля дождливая, а потом -
ветроносная. Лето жаркое, с громами, молниями, дождями. Ве-
ликие жары произведут заразительные болезни.
Хорошие хлебы, плоды и виноград хороший, но немного. Зима
протяжная и студеная.
ПРЕДСКАЗАНИЯ ЧАСТНЫЯ: Мир между державами. Перемена в ми-
нистерстве при дворе некоего Государя, при конце года. Тяж-
кая война между некоторыми владетелями Америки. Открытие
древних памятников и сочинений".

В дни, когда Луна проходит знак ОВНА, Брюс советует «кровь пущать и древа посецать», в знаке ТЕЛЬЦА - «мыслити начать и на паству пущать», в знаке БЛИЗНЕЦОВ - «отроки во училище отдавать», в знаке РАКА - «баталию творити», в знаке ЛЬВА - «домы созиждати», в знаке ДЕВЫ - брак имети и жену пояти», в знаке ВЕСОВ - «власы стричь и лекарства принимать», в знаке СКОРПИОНА - зверей и рыбу ловить», в знаке СТРЕЛЬЦА - «малевать и браду брить», в знаке КОЗЕРОГА - «молоть», в знаке ВОДОЛЕЯ - «пруды запружать и шествовать морем», в знаке РЫБ - «мытися в бане и платье кроить».


Буква З(зло)имеет отрицательное воздействие на те или иные дела.
Буква С(среднее) имеет нейтральное влияние.
Буква Д(добро) имеет положительное влияние

32 НЕСЧАСТНЫХ ДНЯ В ГОДУ:
Январь: 1, 2, 4, 6,11, 12, 20
Февраль: 11, 17, 1В
Март: 1, 4, 14, 24
Апрель: 3, 17, 18
Май: 7, 8
Июнь: 17
Июль: 17, 21
Август: 20, 21
Сентябрь: 10, 18
Октябрь: 6
Ноябрь: 6, 8
Декабрь: 6, 11, 17
(Для точного установления несчастного дня» необходимо делать поправку в 11 дней, приплюсовывая их к указанным Брюсом.)
«Если, замечали астрологи, кто родится в один из означенных дней, будет небогат и несчастлив. Если кто занеможит, не скоро выздоровеет, а кто переменит жилище, работу или службу, тому тоже не будет удачи.»

Интерпретация лунных дней по Якову Брюсу:


Первый день Луны
Несчастлив впадающим в болезни, они бывают продолжительны, но не смертны; сновидения под этот день предсказывают радость.
Второй день Луны
День счастлив к отправлению в путь сухим путем и водою... Воры, крадущие в этот день, бывают скоро переловлены.
Третий день Луны
День несчастлив. Не должно в оный ни сеять, ни садить; болезни приключающиеся опасны, сны не значат ничего.
Четвертый день Луны
День счастлив ко всяким предприятиям, к отысканию пропавших вещей.
Пятый день Луны
День несчастливый. Впадший в просупок никак не избежит наказания; пропавшее в оный не разыщется... Сны под этот день предсказательны.
Шестой день Луны
Счастлив для многого. Начинающие в нем учиться успевают... Занемогающие скоро встают. Сны, видимые в этот день, должно содержать в тайне.
Седьмой день Луны
День счастлив... Болезни приключающиеся неопасны; сны сбываются.
Восьмой день Луны
День счастлив путешественникам, несчастлив занемогающим.
Девятый день Луны
Счастлив и несчастлив. Болезни, в нем приключающиеся, трудны; сны сбываются по долгом времени.
Десятый день Луны
День счастлив для всех предприятий Сновидения в оный ничего не значат, огорчения случившиеся скоро проходят.
Одинадцатый день Луны
День счастлив к переселениям. Дети, в оный родившиеся, бывают остроумны и долговечны; сны бывают сбыточны.
Двенадцатый день Луны
День несчастлив. Не должно в оный ничего предпринимать; сны сбываются.
Тринадцатый день Луны
День несчастлив. Не должно в оный ничего предпринимать... Сны вскоре сбываются.
Четырнадцатый день Луны
День счастливый. Занемогшие в нем выздоравливают; сны видимые сомнительны; младенцы родящиеся - во всем совершенны.
Пятнадцатый день Луны
Ни худ, ни добр. Болезни приключающиеся неопасны; сны вероятны; родившиеся в этот день бывают женолюбцы.
Шестнадцатый день Луны
День счастлив, особливо в торговле всякими скотами; сны, в нем видимые, правдивы.
Семнадцатый день Луны
День несчастливый. Не должно в оный ничего предпринимать; приключающиеся болезни жестоки; сны видимые сбываются через три дня.
Восемнадцатый день Луны
Довольно счастливый. Сны, в оный день видимые, сбываются, а дети, в оный родящиеся, бывают трудолюбивы и разбогатеют.
Девятнадцатый день Луны
День опасен. Не должно в оный день выезжать, ни посещать людей пьяных, лучше сидеть дома; приключающиеся болезни в этот день неопасны; сны вскоре сбываются.
Двадцатый день Луны
Счастливый для всяких предприятий. Болезни приключающиеся бывают продолжительны; сны ничего не значат.
Двадцать первый день Луны
День счастливый ко всяким увеселениям и к хозяйству; болезни приключающиеся неопасны; пропавшее в оный день скоро отыскивается; сны ничего не значат.
Двадцать второй день Луны
День несчастливый. Не должно ничего в этот день начинать; ...сновидения сбываются; дети, в оный день рождающиеся, бывают честные люди и одарены хорошими качествами.
Двадцать третий день Луны
Счастлив к достижению чести; болезни приключающиеся продолжительны и опасны; сны пустые.
Двадцать четвертый день Луны
День ни худ, ни добр. Занемочь в оный опасно, сновидения недействительны; родящиеся бывают добрые люди и любители пиршеств.
Двадцать пятый день Луны
День несчастный. Приключающиеся в нем болезни опасны, родившиеся же неблагополучную проведут жизнь.
Двадцать шестой день Луны
День несчастный. Не должно в оный ничего начинать; для занемогающих опасен; сны сбываются.
Двадцать седьмой день Луны
День счастливый для всего. Сны сбываются; родившиеся бывают прекрасны.
Двадцать восьмой день Луны
День счастливый для всего. Родящиеся в оный бывают ленивы.
Двадцать девятый день Луны
Несчастливый для всего. Занемогающие, однако, в нем выздоравливают; сны сбываются через три дня; родящиеся недолговечны.
Тридцатый день Луны
День счастливый ко всяким предприятиям. Сновидения вскоре приносят радость; занемогающие скоро встают.»

В январе 1709 года, был издан «Брюсов календарь». Не один век он «диктовал» людям «правила жизни». Он предсказывал погоду, «предрекал» очередные беды и потрясения, а также мог «расшифровать» судьбу каждого конкретного человека.

Первое издание

Инициатором выпуска первого светского календаря стал Петр Первый. Сия непростая задача была поручена Якову Брюсу, человеку энциклопедических знаний, руководителю Московской гражданской типографии. Именно под его «надзрением» и вышли первые два листа «Календаря повсеместного, или Месяцеслова христианского», за которым на многие века закрепилось народное название «Брюсов календарь». Совсем скоро были допечатаны еще четыре листа, таким образом, первый «Брюсов календарь» состоял из шести листов формата А2. Впоследствии календарь будет многократно перерабатываться и переиздаваться, но его основа останется неизменной. Считается, что Яков Брюс выступил в роли редактора, тогда как составителем народного календаря стал другой сподвижник Петра – Василий Киприянов (об его авторстве сообщается на первом листе календаря).

«Русский Фауст»

Человек, подаривший имя популярному календарю, обладал поистине разносторонним кругом интересов: астрология и астрономия, математика и география, ботаника и минералогия, физика и метеорология – далеко не полный список «увлечений» Якова Брюса. Однако в народе его упорно именовали не иначе как чернокнижник или колдун с Сухаревской башни (именно в ней ученый дни и ночи напролет вел исследовательскую работу). Пушкин именовал Якова Брюса «русским Фаустом», а московские обыватели судачили о его умении превращать свинец в золото, опытах по созданию искусственного человека и знании рецепта «живой» воды. Поговаривали, что на службе у слуги дьявола состоит настоящий дракон, сам же колдун летает над Москвой на механической птице (утверждают, что ее чертежи позволили создать в начале XX века первые русские аэропланы). Кроме «Брюсова календаря» вечным памятником ученому останется планировка Москвы: 12 лучей, расходящихся в разные стороны от Кремля.

Сенсация

«Брюсов календарь» стал настоящей сенсацией, ведь до него люди пользовались только православными святцами или месяцесловами. Святцы в новом календаря оставили, но кроме этого издание дополнили астрономическими данными и «бездной» полезной информации. Структурно он представлял собой две части: одна носила справочный характер, другая – «предсказательный». В справочной части можно было найти «Неисходимую пасхалию» (так называемый Вечный календарь Пасхи); чрезвычайно полезный для земледельцев Лунный календарь, основанный на 19-летнем цикле положения Луны. Календарь позволял изучить особенности того или иного года на основе характеристик «закрепленной» за ним планеты. Расчет положения Солнца и планет на основе 28-летнего цикла, а также Лунный цикл и сегодня используются астрологами для составления современных прогнозов.

Памятка туристу

Справочная часть включала также полезную информацию, которая в первую очередь требовалась людям торговым или путешественникам. В случае необходимости в календаре можно было найти географические координаты российских и иностранных городов, узнать расстояние от крупнейших городов до Москвы, изучить список почтовых станций, в том числе и тех, которые расположены по дороге в Китай. Кроме этого, можно было узнать расстояние от почтовых станций до Петербурга или основных европейских государств. Любознательные могли прочитать карты Петербургской и Московской губерний, в том числе и подробный план Златоглавой. Ну а передохнуть после «напряженной» умственной работы предлагалось за «изучением» гербов государства Российского.

Русские «предсказания Нострадамуса»

Но широкую популярность «Брюсову календарю» принесла вторая его часть – предсказательная, точность которой поражала. По календарю предсказывали не только погоду, но и стихийные бедствия, а также будущую политическую и экономическую обстановку в стране. Например, на 1917 год было предсказано «счастливое побоище» - «кровопролитная война между просвещенными народами», а на 1998 год – еще она «великая перемена» и «новый образ правления». «Брюсов календарь» предсказал и рождение Достоевского: в 1821 году «появится на свет человек велик», который, несмотря «на хвори телесные», сыщет славы «трудами неподымаемы». Со временем «Брюсов календарь» превратится в объемный справочник. С каждой новой редакцией в него будут включаться новые разделы, а прогнозы прошедших лет - заменяться актуальными предсказаниями на будущие годы.

Индивидуальный гороскоп

Обыватель, далекий от политики, увлекался так называемыми «частными предсказаниями», как сказали бы сегодня, гороскопами. Каждый человек имел возможность заглянуть в собственное будущее: всего-то и требовалось, что знать дату рождения и иметь под рукой «Брюсов календарь». Рожденных в счастливый день календарь «приговаривал» к славе и богатству, в неудачный - к бедности и жизненным потрясениям. Следуя его рекомендациям, в те или иные дни не начинали новых дел, не меняли место жительства, работу или, напротив, смело затевали перемены.

Здесь можно было найти и полезные советы на каждый день: когда пускать кровь или брить бороду, когда «брак иметь» или шить новый наряд, когда строить новый дом или начинать войну, когда мыться в бане или отнимать младенцев от матери и многие другие. Например, заготавливать дрова рекомендовалось непременно в то время, когда Луна находится в Овне, отдавать детей в школы – когда в Близнецах, начинать войну – когда в Раке, выходить в море – в Водолее, обращаться с просьбами к вышестоящим лицам – в Козероге. Популярность «Брюсова календаря» неудивительна – такая точная «раскладка» жизни многим приходилась по вкусу, а «в случае чего» можно было запросто списать неудачи на злодея Брюса.

Яков Вилимович Брюс – сподвижник Петра Великого, ученый, астроном и математик, лекарь и инженер – личность до сих пор совершенно загадочная. Трудов о нем составлено немерено, только вот во всех них написано разное, словно речь идет о разных людях. По одним сведениям, этот загадочный ученый родился в Москве, по другим – в Пскове, по третьим – еще где-то. И случилось это то ли в 1669, то ли в 1670, то ли в 1675 году. Брюс вообще любил заметать следы, запутывать людей. Когда же он умер, то долгое время бытовали легенды о том, что Брюс жив, но прячется то ли от властей, отправивших его в ссылку в одно из отдаленных имений, то ли от дьявола, которому он продал душу и теперь не желает отдавать. Словом, мятежный Брюс всю жизнь вел себя таким образом, что недоброжелателям легко было приписать ему крамольные мысли, тайные страсти, а то и вовсе общение с дьяволовыми силами.

Отец Брюса – Гвилем Роберт, именуемый на Руси Вилимом Романовичем, приехал служить Алексею Тишайшему, отцу Петра I, из Шотландии еще в 1643 году. И был он не лекарем, не магом, а храбрецом воякой и дослужился до подполковника. Сам Яков тоже начинал в «потешном полку» юного Петра, потом участвовал в Азовских походах, выказав «реальную смелость» и получив награду деньгами и поместьями, коих в общей сложности за верную службу у него скопилось более семисот.

Однако военная служба не прельстила молодого сподвижника Петра. Уже вернувшись из Азовского похода, он занялся наукой – составил карту России, невероятную по тем временам. Потом сопровождал Петра в поездках по Европе и там увлекся астрономией и астрологией. Собственно, и свой знаменитый «Календарь» Брюс составил, прежде всего, как астроном и математик. В 1698 году Брюс даже написал книгу «Теория движения планет», где первым из русских ученых вел речь о теории всемирного тяготения.

Увы, даже став человеком «зело ученым» – астрономом, математиком, химиком, военным инженером, – в народном сознании Брюс остался чернокнижником, колдуном, сообщником дьявола. Припомнится и его происхождение из шотландского клана Брюсов, чьи предки правили страной столетия назад и, как гласили легенды, продали душу сатане, чтобы удерживать власть. Недаром после смерти Брюса москвичи стали передавать из уст в уста легенду о его Черной книге, в которой он описал свое магическое искусство, да не решился никому показать, а так и замуровал в стенах своей знаменитой Сухаревой башни. Многие искали ту книгу и, говорят, до сих пор ищут.

Сама башня на Сухаревке тоже будоражила воображение москвичей. Ведь там ученый чернокнижник соорудил странный чердак, где создал какую-то небесную обсерваторию. По ночам в башне не гас свет – Брюс глядел на небо в свои ужасные подзорные трубы. Горожане только ахали: а ну как из-за его черного взгляда звезды с неба посыплются – эдак ведь никому мало не покажется и рухнет мир!

Словом, Брюса не просто боялись – ненавидели. Сухаревку старались обходить стороной, а если все же случалось – крестились истово. Не помогло даже составление нужнейшего в хозяйстве пособия – календаря, «в коем по состоянию погоды предсказывается урожай и неурожай хлеба и всего произрастающего же, описываются темпераменты каждого человека, судя по тому, кто под которым из двенадцати небесных знаков родился». Назывался календарь пространно: «Предзнаменование времени на всякий год по планетам, или Предзнаменование действ на каждый день по течению Луны в Зодии». А если короче: «Календарь или месяцеслов христианский». Впрочем, во всех последующих переизданиях (а его переиздавали вплоть до начала ХХ века) он именовался просто «Брюсов календарь». И между прочим, с середины XVIII века стал столь популярен, что два века сам жанр календаря именовался в России просто – «брюс». Первые два листа «Брюсова календаря» вышли в 1709 году, последние, с пояснением, – в 1711 году. На каждый день там было дано не только расположение планет и Луны, но и советы по домашнему и сельскому хозяйству, предсказания погоды, плохого и хорошего на день, да там даже рассказ о сотворении мира был, ну и, конечно, святцы, по которым жили. Еще там содержались предсказания на год, на день и «вообще того, что случится». И разработан календарь был на 300 лет вперед. Словом, этот труд стал настоящей энциклопедией жизни. Правда, стоит отметить, что не один Брюс принимал участие в создании этого творения. В самом календаре напечатано, что издан он «под надзрением его превосходительства: господина генерала лейтенанта Якова Вилимовича Брюса, тщанием библиотекаря Василия Киприянова: мая 2-го, 1709 года».

Словом, хоть современники и не доверяли Брюсу, зато потомки оказались благодарными. Две сотни лет по его календарю люди жили, нарекали детей, предсказывали погоду и события. По нему гадали на будущее, начинали и заканчивали дела и сделки – словом, он был настольной книгой. Правда, к предсказаниям относились скептически. Да и что взять с календаря, который безапелляционно утверждает, что, например, в день 30 октября 1821 года «появится на свет человек велик», «лутчий между братиями своими», которому, несмотря на «хвори телесны», «сышут славу труды неподымаемы», но который, обретя эту славу, умрет от «кровления». Но каково же было изумление потомков, когда они поняли, что именно в названный день родился великий писатель Федор Михайлович Достоевский, один из лучших сочинителей своего времени, который будет писать действительно «труды неподъемны» – огромные романы, будет болеть и умрет от разрыва легочной артерии и кровотечения горлом.

Или вот два предсказания ХХ века. На 1917 год: «Кровопролитная война между просвещенными народами… счастливое побоище…» Действительно, начнется революционная война, но почему побоище счастливое? Да потому, что все дрались за счастье народное.

А вот предсказание на 1998 год: «Великая перемена… новый образ правления… счастливое побоище…» Действительно, перемена – дефолт. И новый образ правления. Ну и опять «побоище» за счастье народа. Его образно описал незабвенный В. Черномырдин: «Хотели как лучше, получилось, как всегда».

А вот Брюс предсказал дефолт довольно точно, учитывая, что писались его строки за три века до случившегося. Недаром Петр считал Якова Вилимовича «мужем наимудрейшим», верным соратником в делах реформаторства. Жаль, что народ представлял Брюса колдуном, с ужасом обходя стороной дом чернокнижника на московской Сретенке. Даже учеников Брюс находил с трудом. А кто знает, найди бы он тогда достойных продолжателей, может, в России было бы побольше своих Нострадамусов, может, они смогли бы объяснить нам наши будущие ошибки, чтобы мы не делали их? А может, они сумели бы научить нас, как делать как всегда, но чтоб получалось как лучше?..

«Брюсов календарь»

Яков Вилимович Брюс – сподвижник Петра Великого, ученый, астроном и математик, лекарь и инженер – личность до сих пор совершенно загадочная. Трудов о нем составлено немерено, только вот во всех них написано разное, словно речь идет о разных людях. По одним сведениям, этот загадочный ученый родился в Москве, по другим – в Пскове, по третьим – еще где-то. И случилось это то ли в 1669, то ли в 1670, то ли в 1675 году. Брюс вообще любил заметать следы, запутывать людей. Когда же он умер, то долгое время бытовали легенды о том, что Брюс жив, но прячется то ли от властей, отправивших его в ссылку в одно из отдаленных имений, то ли от дьявола, которому он продал душу и теперь не желает отдавать. Словом, мятежный Брюс всю жизнь вел себя таким образом, что недоброжелателям легко было приписать ему крамольные мысли, тайные страсти, а то и вовсе общение с дьяволовыми силами.

Отец Брюса – Гвилем Роберт, именуемый на Руси Вилимом Романовичем, приехал служить Алексею Тишайшему, отцу Петра I, из Шотландии еще в 1643 году. И был он не лекарем, не магом, а храбрецом воякой и дослужился до подполковника. Сам Яков тоже начинал в «потешном полку» юного Петра, потом участвовал в Азовских походах, выказав «реальную смелость» и получив награду деньгами и поместьями, коих в общей сложности за верную службу у него скопилось более семисот.

Однако военная служба не прельстила молодого сподвижника Петра. Уже вернувшись из Азовского похода, он занялся наукой – составил карту России, невероятную по тем временам. Потом сопровождал Петра в поездках по Европе и там увлекся астрономией и астрологией. Собственно, и свой знаменитый «Календарь» Брюс составил, прежде всего, как астроном и математик. В 1698 году Брюс даже написал книгу «Теория движения планет», где первым из русских ученых вел речь о теории всемирного тяготения.

Увы, даже став человеком «зело ученым» – астрономом, математиком, химиком, военным инженером, – в народном сознании Брюс остался чернокнижником, колдуном, сообщником дьявола. Припомнится и его происхождение из шотландского клана Брюсов, чьи предки правили страной столетия назад и, как гласили легенды, продали душу сатане, чтобы удерживать власть. Недаром после смерти Брюса москвичи стали передавать из уст в уста легенду о его Черной книге, в которой он описал свое магическое искусство, да не решился никому показать, а так и замуровал в стенах своей знаменитой Сухаревой башни. Многие искали ту книгу и, говорят, до сих пор ищут.

Сама башня на Сухаревке тоже будоражила воображение москвичей. Ведь там ученый чернокнижник соорудил странный чердак, где создал какую-то небесную обсерваторию. По ночам в башне не гас свет – Брюс глядел на небо в свои ужасные подзорные трубы. Горожане только ахали: а ну как из-за его черного взгляда звезды с неба посыплются – эдак ведь никому мало не покажется и рухнет мир!

Словом, Брюса не просто боялись – ненавидели. Сухаревку старались обходить стороной, а если все же случалось – крестились истово. Не помогло даже составление нужнейшего в хозяйстве пособия – календаря, «в коем по состоянию погоды предсказывается урожай и неурожай хлеба и всего произрастающего же, описываются темпераменты каждого человека, судя по тому, кто под которым из двенадцати небесных знаков родился». Назывался календарь пространно: «Предзнаменование времени на всякий год по планетам, или Предзнаменование действ на каждый день по течению Луны в Зодии». А если короче: «Календарь или месяцеслов христианский». Впрочем, во всех последующих переизданиях (а его переиздавали вплоть до начала ХХ века) он именовался просто «Брюсов календарь». И между прочим, с середины XVIII века стал столь популярен, что два века сам жанр календаря именовался в России просто – «брюс». Первые два листа «Брюсова календаря» вышли в 1709 году, последние, с пояснением, – в 1711 году. На каждый день там было дано не только расположение планет и Луны, но и советы по домашнему и сельскому хозяйству, предсказания погоды, плохого и хорошего на день, да там даже рассказ о сотворении мира был, ну и, конечно, святцы, по которым жили. Еще там содержались предсказания на год, на день и «вообще того, что случится». И разработан календарь был на 300 лет вперед. Словом, этот труд стал настоящей энциклопедией жизни. Правда, стоит отметить, что не один Брюс принимал участие в создании этого творения. В самом календаре напечатано, что издан он «под надзрением его превосходительства: господина генерала лейтенанта Якова Вилимовича Брюса, тщанием библиотекаря Василия Киприянова: мая 2-го, 1709 года».

Словом, хоть современники и не доверяли Брюсу, зато потомки оказались благодарными. Две сотни лет по его календарю люди жили, нарекали детей, предсказывали погоду и события. По нему гадали на будущее, начинали и заканчивали дела и сделки – словом, он был настольной книгой. Правда, к предсказаниям относились скептически. Да и что взять с календаря, который безапелляционно утверждает, что, например, в день 30 октября 1821 года «появится на свет человек велик», «лутчий между братиями своими», которому, несмотря на «хвори телесны», «сышут славу труды неподымаемы», но который, обретя эту славу, умрет от «кровления». Но каково же было изумление потомков, когда они поняли, что именно в названный день родился великий писатель Федор Михайлович Достоевский, один из лучших сочинителей своего времени, который будет писать действительно «труды неподъемны» – огромные романы, будет болеть и умрет от разрыва легочной артерии и кровотечения горлом.

Или вот два предсказания ХХ века. На 1917 год: «Кровопролитная война между просвещенными народами… счастливое побоище…» Действительно, начнется революционная война, но почему побоище счастливое? Да потому, что все дрались за счастье народное.

А вот предсказание на 1998 год: «Великая перемена… новый образ правления… счастливое побоище…» Действительно, перемена – дефолт. И новый образ правления. Ну и опять «побоище» за счастье народа. Его образно описал незабвенный В. Черномырдин: «Хотели как лучше, получилось, как всегда».

А вот Брюс предсказал дефолт довольно точно, учитывая, что писались его строки за три века до случившегося. Недаром Петр считал Якова Вилимовича «мужем наимудрейшим», верным соратником в делах реформаторства. Жаль, что народ представлял Брюса колдуном, с ужасом обходя стороной дом чернокнижника на московской Сретенке. Даже учеников Брюс находил с трудом. А кто знает, найди бы он тогда достойных продолжателей, может, в России было бы побольше своих Нострадамусов, может, они смогли бы объяснить нам наши будущие ошибки, чтобы мы не делали их? А может, они сумели бы научить нас, как делать как всегда, но чтоб получалось как лучше?..