Меню
Бесплатно
Главная  /  Экзема у человека  /  Загадки истории XVIII века. Старец, оставшийся тайной. Загадки по истории России. Тема «Россия в XVII столетии Почему Земской собор избрал на роль царя «непроходного кандидата»

Загадки истории XVIII века. Старец, оставшийся тайной. Загадки по истории России. Тема «Россия в XVII столетии Почему Земской собор избрал на роль царя «непроходного кандидата»

Публикации раздела Традиции

Загадочный мир

З агадка - особый жанр народного творчества. С давних пор она была отражением народной мудрости, которой делились с людьми всех возрастов. Загадка учила думать логически, развивала воображение и помогала лучше понимать окружающий мир. «Культура.РФ» вспомнила самых известных собирателей русских загадок, которые кропотливо создавали этот увлекательный фольклорный мир.

Первая печатная подборка народных загадок Михаила Чулкова

Изначально загадки передавались из уст в уста. Интерес к русскому фольклору появился вместе с распространением просветительских идей в середине XVIII века. Просветители обратились к русской истории, изучению национальных особенностей и народных обычаев. Появился даже жанр литературной загадки, распространенный в Европе уже в предыдущем столетии. Его развивали Алексей Дубровский, Александр Сумароков, Михаил Херасков, Ипполит Богданович. Итогом такого увлечения фольклором стала печатная публикация первых народных загадок. Ее вдохновителем и создателем был Михаил Чулков.

Разночинец по происхождению, он сумел подняться от «солдатского сына» до дворянина в Сенате, послужив и лакеем, и даже придворным актером. Михаил Чулков был талантливым литератором, в заслугу которому часто ставят сближение русской литературы с народным творчеством: Чулков напечатал несколько изданий «Славянских сказок», выпустил четырехтомный сборник русских народных песен, занимался воссозданием пантеона славянской мифологии. Наконец, именно он был автором первого романа в русской литературе - «Пригожая повариха, или Похождения развратной женщины».

«Древние русские простонародные загадки» вышли в первом номере одного из издаваемых им журналов, «Парнасский щепетильник», в 1770 году. В журнале было приведено 15 загадок без отгадок, и это было первой подборкой этой занимательной части русского фольклора. Позднее эти загадки практически не перепечатывались, поэтому они в своем роде уникальны.

Родится от воды, растет от огня, и от воды умирает. (Соль)
Мать толста, дочь красна, сын хоробер, а не видно его. (Печь, огонь, дым)
Поутру на четырех, в полдень на двух, а к вечеру на трех. (Человек)
Боярыня, княгиня, весь мир надарила, а сама нагая ходит. (Игла)

И швец, и жнец, и в дуду игрец. Василий Лёвшин

«Одно лето, проведенное в деревне, навело меня на мысль собрать народные загадки, бывшие в таком забросе и почти неизвестные публике» , - записал Садовников в предисловии к изданию. Книга «Загадки русского народа. Сборник загадок, вопросов, притч и задач» вышла спустя четырнадцать лет после труда Даля. В отличие от предшественника, Садовников разграничил загадки и пословицы, дав конкретное определение: «В первых [загадках] отразились взгляды народа на природу и окружающую обстановку; в последних - вся житейская мудрость и нравственная личность простолюдина. В загадке, более древней по форме и происхождению, открылся полный простор для творческой фантазии народа; в пословице - для его здравого смысла и критики» . Кроме того, он разбил загадки на смысловые группы. В собрание Садовникова, помимо собственных материалов, вошли и загадки Сахарова, и Ивана Снегирева, и Худякова, и Даля. Так он обобщил и приумножил дело сохранения народной загадки.

Много соседей
Рядом век живут,
А никогда не видятся? (Окно)
Выше лошади, ниже собаки. (Седло)
Зимой и летом одним цветом. (Сосна)
Еду, еду - следу нет;
Режу, режу - крови нет;
Рублю, рублю - щепок нет. (Вода)
Кто сидит сорок недель в тюрьме, оттуль навеки выпустят? (Младенец)
Вечером - водой,
Ночью - водой,
А днем - на небеса. (Роса)
Не куст, а листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Книга)

Добрый день. Так уж складывается, что все мои проекты, которые я защищала на протяжение трех лет, так или иначе связаны с русским языком и литературой: в 5 классе проект под названием «Чтение – лучшее учение» был посвящен Году литературы в России, в 6 классе мы исследовали лексику, а именно диалектизмы В.П. Астафьева в рассказе «Конь с розовой гривой». Поэтому в этом году я решила продолжить работу по изучению лексики классических произведений. «Загадки XVIII века» - так называется моя проектная работа, посвященная устаревшей лексике. О братилась к данной теме намеренно, так как хочу узнать больше слов, которые употреблялись раньше, понять их значение, ведь от этого знания во многом зависит понимание художественного произведения. На мой взгляд, изучение данной темы полезно, поскольку писатели всего мира употребляют устаревшие слова в своих произведениях.

Цель работы : выяснение значения устаревших слов, используемых автором, в повести «Капитанская дочка» и определение их роли в произведении.

Задачи вы видите на слайде:

Найти устаревшие слова; объяснить их значение;

Выяснить функции устаревших слов в произведении.

Всем, кто изучал лексику с точки зрения активного и пассивного запаса словаря известно, что у каждого слова в есть своя «жизнь». В связи с развитием общества, с переменами в области экономики, политики, науки, культуры словарный состав языка меняется. Одни слова выходят из употребления, другие появляются для именования новых понятий. Процесс этот происходит медленно, постепенно.

В активный словарный состав входят слова, которые являются необходимыми для общения, употребляются повседневно и не имеют оттенка устарелости или новизны. Это самая широкая, понятная всем категория слов, употребляемых всеми говорящими на русском языке. Поэтому эти слова называют общеупотребительными и входят в активный лексический запас. Они используются во всех стилях речи, составляя их основу. Эти слова не имеют подчёркнутой стилистической окраски, они являются межстилевыми, стилистически нейтральными. Но наряду с данной лексикой есть лексика пассивного запаса.

В пассивный состав входят, с одной стороны, устаревшие слова, с другой – новые, или так называемые .

Неологизмы - понятие относительное. Слова свобода, гражданин, гуманность в XIX в. воспринимались как новые, сейчас они прочно вошли в активный словарь. Неологизмы могут пополнить разряд устаревших слов. Какое-то время они ещё понятны говорящим на данном языке, известны по художественной литературе, хотя повседневная речевая практика уже не испытывает в них потребности. Такие слова составляют лексику пассивного запаса и приводятся в толковых словарях с пометкой «устар».

Разбираться в понятии «устаревшие слова» необходимо для того, чтобы не совершать ошибки в стилистике текста. Устаревшие слова – слова, вышедшие из активного употребления, делятся на две группы: архаизмы и историзмы.

Отличительная особенность данных понятий в том, что историзмы – это названия предметов, которые со временем навсегда исчезли из жизни, а архаизмы – это устаревшие названия предметов и понятий, которые все ещё присутствуют в современной жизни, но по той или иной причине получили другое название. Они имеют синонимы в активном словаре.

Важно подчеркнуть, что при анализе стилистических функций устаревших слов в том или ином художественном произведении следует учитывать время его написания, знать общеязыковые нормы, которые действовали в ту эпоху. Ведь для писателя, жившего сто или двести лет назад, многие слова могли быть вполне современными, общеупотребительными единицами, ещё не перешедшими в пассивный состав лексики. В художественной литературе архаизмы широко используются как стилистическое средство для придания речи торжественности, для создания колорита эпохи, а также в сатирических целях.

«Капитанская дочка» - вершинное произведение пушкинской - было написано сто восемьдесят лет тому назад, в тридцатые годы позапрошлого столетия, в эпоху мрачного николаевского царствования, за четверть века до отмены крепостного права.

В своей работе я анализировала лексику повести Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». Мною были обнаружены слова, относящиеся к пассивному запасу. При сопоставлении видов устаревшей лексики установлено, что в тексте использовано:

Историзмы-6%;

Архаизмы-94%.

Таким образом, мы видим, что в повести шире используются архаизмы, нежели историзмы. (Приложение 1)

В ходе работы над проектом среди учащихся 8-х классов было проведено анкетирование по следующим вопросам:

    Что такое архаизмы

    Как вы думаете, с какой целью их используют авторы произведений ?

а) для красоты

б) для привлечения внимания

в) для создания колорита эпохи

    Что обозначают следующие слова:

Цирюльник-

Армяк- Трактир- Целовальник- Фортеция-

При обработке анкет выяснилось, что 67% опрашиваемых знают ответ на первый вопрос: «Что такое архаизм?».

На вопрос: «С какой целью используются архаизмы?» были предложены различные варианты ответов, выбор ребят распределился следующим образом:

Для красоты – 4%;

Для привлечения внимания – 18%;

Для воспроизведения эпохи – 78%.

В последнем вопросе необходимо было дать лексическое значение некоторых устаревших слов. Радует, что среди 50-ти респондентов есть те, кто дал верные ответы, но, к сожалению, таких ребят было очень мало.

В данной работе мною были исследованы и описаны особенности устаревшей лексики, использованной в повести «Капитанская дочка». Зная особенности речевых стилей, автор стремится воспроизвести язык действующих лиц своих произведений как выражение типических и индивидуальных особенностей персонажей.

Действительно, архаизмы придают эффект старины. Без них невозможно было бы достоверно передавать речь людей, живших несколько сотен лет назад. Кроме того, архаизмы часто имеют возвышенный, торжественный оттенок, который будет не лишним в поэтическом языке.

Пока мною созданы только несколько страниц словаря. Думаю, он будет не только интересным, но и полезным ребятам, изучающим творчество А.С. Пушкина.

В заключении хотелось бы отметить, что, изучение лексики классического произведения, не только обогащает словарный запас, но и повышает языковую культуру. Уместное использование устаревших слов вносит «изюминку» в устную и письменную речь, делает ее выразительнее.

Необходимо умело пользоваться богатством, которое сберегли для нас отцы и деды. Не нужно забывать, что архаизмы – это языковая сокровищница – богатейшее наследие, которое мы не имеем права растерять. Работа с текстом была очень интересна, увлекательна и познавательна, поэтому я буду продолжать изучать лексику, которая открывает новые возможности нашего богатого яркого и выразительного русского языка.

Александр Сергеевич Пушкин говорил:

Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает «до косточки» свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку .

Приложение 1.

В главе 8 (Арест)

Ходатай- 1 . Человек, который ходатайствует за кого-нибудь. 2 .Проверенный, ведущий чьи-нибудь дела в суде

Гринев, отправляя Машу в свою деревню, просит Савельича быть ходатаем перед родителями.

Синоним – Заступник, защитник.

В главе 9 (Мятежная слобода)

Супостат - Противник, недруг, соперник, неприятель, неприязненно настроенный человек.

старичок в голубой ленте употребляет слово супостат по отношению к Гриневу и тем, у кого он был в Оренбурге.

Синоним – Враг

В главе 5 (Осада города)

Колодник - арестант в колодках, деревянных приспособлениях, надевавшихся в старину на ноги арестантам для предупреждения их побега. Арестант, узник в колодах.

Гринев наблюдает за толпой колодников .

Синонимы – Заключенный.

В главе 7 (Приступ)

Присяжный – Собственно русское слово. Принявший присягу. Присяжный поверенный до октября 1917 года. Адвокат.

Комендант крепости обходит войско и воодушевляет маленький гарнизон перед сражением с Пугачевым, называя солдат людьми бравыми и присяжными.

Синонимы - Солдат, верный защитник родины.

В главе 11 (Мятежная слобода)

Наперсник -любимец, пользующийся особым доверием.

Гринев называет наперсниками Пугачева беглого капрала Белобородова и ссыльного преступника Афанасия Соколова (Хлопушу )

Синоним – Любимец


РОССИЯ В XVII СТОЛЕТИИ.
1. В каком году Земский собор
Избрал Романова-царя?
Хоть и при этом вышел спор.
Но Русь окрепла - шла молва
(1613 г)
2. Ох, и времечко настало:
Самозванцы на Руси!
Как царя в Москве не стало,
Те с поляками пришли
Время это назови
Самозванцев огласи.
(Смутное время, Лжедмитрий, Григорий Отрепьев)
3. Они Русь освободили
Всех врагов её убили.
И Москва свободной стала.
Самозванцев уж не стало.
Ополчение создали
И врагам страну не дали.
Кто же это назови
Иль угадывать начни
(Дмитрий Пожарский,Кузьма Минин)4. И помещик, и боярин
На своей земле крестьян
Принуждал всю жизнь работать
Ни гроша им не платя
Как всё это называли
Долго это сохраняли.
(Барщина)
5. И холст, и воск, дрова и кожи,
И мясо, рыбу, овощи, грибы -
Мужик боярину всё вёз.
В определенный срок.
И называлось это всё ….
(Оброк)
6. Там живёт простой народ,
То частичка города.
Знаешь ты всех наперёд
В граде это…
(Слобода)
7. Для управы в государстве
Царь издал тотчас указ:
Для ведения всех дел
Надо бы создать…
(Приказ)
8. Время это на Руси
Как назвали, огласи!
Когда было много смуты,
Когда были даже бунты.
Когда не было царя.
Самозванцам честь пришла:
Когда Русь враги хотели
Поделить между собой,
Но народ вышел на бой.
Отстояли Русь святую.
Не дали её врагу.
(Смутное время)
9. Как страною управлять,
И делами заправлять.
Будь то пушки, иль стрельцы.
Иль Сибирь, Казань, купцы.
Царь даёт им всем наказ
Орган власти то……..
(Приказ)
10. Богдан совет держал со стариками:
«Доколе польским панам Родину губить?
Всю землю между казаками
Давно бы надо разделить,
А Украину с Русью воссоединить!»
(1654 г., воссоединение Украины с Россией.)
11. В Москве велик переполох_
Казак какой-то своеволит!
Царев порядок видно плох,
Коли мужик стал верховодить!
(Восстание Степана Разина)
12. Чтоб порядок навести
И от смуты всех спасти.
Чтоб дворянам угодить
И крестьян закрепостить.
Все сословья царь собрал
И законы вновь принял.
Назови, что это было
Долго всем оно служило.
(1649, Соборное Уложение)
13. Во дворце всю знать собрал,
Все вопросы с ней решал.
Как страной руководить,
Он боярам указал.
Что ж за орган власти был
Важным он в России слыл.
(Боярская Дума)
14. Назначал их царь уездом
Или градом управлять.
И военными делами
Людом всем здесь заправлять
И три года власть держал
Царь потом их все ж менял.
(Воевода)
15. Он казакам всем глава
Про него идёт молва.
Хоть и небогатым был,
На Украйне смелым слыл.
Он восстание возглавил.
И народ освободил.
С Речью Посполитой спорил.
И её все ж победил.
(Богдан Хмельницкий.)
16. Богдан на Раде выступал
И совет он здесь держал.
Чтоб с Россией вместе быть.
Царю русскому служить.
Ты скажи, когда то было.
И сюжетом послужило.
(Переяславская рада, 1654 г.)
17. На царя народ пошёл,
Но здесь смерть он и нашёл
Из-за медных денег это,
Что царь выпустить велел
И народ так осмелел,
Что к царю пришли с вопросом.
На бояр его с доносом.
Ты скажи, что это было?
Бунтом то каким прослыло?
(1662 г, Медный бунт.)
18. Он восстание возглавил.
И казаком славным слыл.
Он крестьян освободил.
И своей отвагой, славой,
Он царя даже затмил.
Так скажи, кто это был?
(Степан Разин)
19. Крестьянин, став казаком.
На край земли пошёл.
Пролив, что у Америки,
С друзьями он прошёл,
И мыс навеки имя
Его для всех обрёл.
(Семен Иванович Дежнёв)
20. По Амуру люд «охочий»
Вместе с ним до моря плыл.
Он о своих открытиях
В Якутске доложил.
(Василий Данилович Поярков)
21. На Руси все жены носили сарафаны,
Одевались их мужья во всякие ………
(Кафтаны.)
22.В том походе славном
Был везде он главный,
Приамурье закрепил
Племена освободил.
Даже город его имя.
Весь XX век носил.
То торговый человек.
Помнит его Русь навек.
(Ерофей Павлович Хабаров)
23. Кто же создал тот дворец?
Были то холоп, стрелец,
Он в Коломенском стоит.
Век XVII вершит
Их творенье – так решили.
Разобрать же поспешили.
(Холоп Семён Петров,стрелец Иван Михайлов)
24. Он первый рисовал персоны.
Людей всех знатных на Руси.
Назвал же сей он труд парсуной.
Его ты имя огласи.
(Симон Ушаков)
25. Когда та академия
Основана была.
И высшим заведением
Для всех она слыла.
Впервые образованность
В народ она несла.
Была для духовенства
Чиновников годна.
(1687 г. Славяно-греко-латинская академия)
26. На Руси у всех она
Была абсолютно.
И в каждую субботу
Было в ней уютно.
И сейчас весь русский люд
Очень даже её чтут.
(«Мыльня», баня)
27.Не имел он воли – волюшки,
Мог быть продан иль убит.
Такова уж его долюшка –
Был в солдатах он забит.
(Крепостной мужик)
28. Стоит прекрасный дом.
Построен с толком он.
Живут там в роскоши
Богач и его дети.
Не осмелится туда прийти бедняк
Потому что это..(Особняк.)
Автор:Крючкина Наталья Борисовна, учитель истории и обществознания, МБОУ «СОШ №9», г.Таштагол, Кемеровская область

Мотив вина в литературе [Сборник научных трудов] Филология Коллектив авторов --

А. Ю. Веселова. Санкт-Петербург В темнице тела. Об одной загадке XVIII века

А. Ю. Веселова. Санкт-Петербург

В темнице тела. Об одной загадке XVIII века

Загадка LXXIII

Взяли меня, и замучив совсем

Заключили в тюрьму,

Башню крепкую.

И приставили беречь

Караульщика,

Караульщика деревянного,

Приковав его к дверям

Крепко-накрепко

Тонкими цепями железными

И тюрьма сия была

Тюрьма светлая

И не было в ней

Нигде темного угла.

Наконец подошел ко мне

Добрый молодец

Сильный, могучий

Богатырский сын.

Он тряхнул тогда

Цепями железными,

Разорвал все их

Он в мелкие куски

И схватил потом

Моего караульщика,

И проткнув его

Своим острым копьем

Потащил из дверей

И отторгнув его силою

Освободил меня

Из неволи моей,

Тюрьмы светлыя.

И тогда была я

Весела, пригожа,

И шумела, резвилась

От радости.

Но недолго сие

Продолжалося.

Но заставили меня

Опять лезть в тюрьму,

Тюрьму узкую и глубокую,

И огражденную,

И так темную,

Что ни зги никому

Не видно в ней.

Тут должна была я

Опять мучиться

И толкаться кругом

По петлям кривым,

И то вверх выходить,

То опускаться наниз.

Но, спасибо, недолго

Я страдала тут,

Но нашла себе в тюрьме

Потайную дверь,

И ушедши в нее

Хоть попалась опять

В место тайное

И для многих иных

Неприятное,

Но навек от неволи

Свободилась я.

(Шампанское)

Статья посвящена анализу стихотворной загадки, принадлежащей перу известного писателя и агронома второй половины XVIII в. А. Т. Болотова. Впервые об обращении к жанру загадок Болотов упоминает в своих записках от 1773 г., где сочинение загадок характеризуется как святочная забава. Там же приводятся и несколько небольших по объему текстов загадок. Следует отметить, что предметы для загадывания Болотов выбирал более чем обыденные.

Вторичное упоминание сочиненных загадок относится к 1778 г. Эти загадки, достаточно длинные, были признаны самим автором как «довольно замысловатые». Вероятно среди них и была сочинена анализируемая загадка, которая вместе с другими помещена в рукописном сборнике Болотова конца 1770-х гг.

В том что Болотов, считавший себя по-европейски культурным и просвещенным человеком, обратился к жанру загадки нет ничего удивительного. Культура Просвещения в некотором смысле реанимировала этот жанр, внеся в него необходимые коррективы. Загадка, как обучающий жанр, была признана «полезной» (очень важная категория для данной эпохи) и «неприметно изостряющей ум».

За фольклорной загадкой исследователи традиционно признают ритуальную функцию познания и описания мироустройства: «…загадка есть постижение через сопоставление»; «Загадки в их тематике образуют круг примитивного мироведения». В. Н. Топоров отмечает, что процедура загадывания-отгадывания есть «…подлинное творчество, вновь и вновь организующее мир и, следовательно, причастное к „первому“ творению Космоса и продолжающее его каждый раз, когда мир и коллектив переживают кризисное состояние». Просветительская загадка все дальше уходит от ритуала (поэтому все чаще встречаются прозаические и неритмизованные загадки) и становится вспомогательным подсобным материалом для умственной тренировки и лучшего запоминания некоторых истин, в которые включаются и этические (следует отметить, что загадки сочиняли именно те писатели, которых можно назвать просветителями-практиками: А. Т. Болотов, В. А. Левшин, Н. А. Львов, и даже автор знаменитых «Правил пиитических» священник Аполлос [Байбаков]). Авторы XVIII в. видели свою задачу в том, чтобы сделать загадку воспитывающей нравственно, а заодно и развивающей литературный вкус. Поэтому расширяется сфера загадывания загадок, в которую теперь входит множество абстрактных понятий, таких как «жизнь», «смерть», «душа», «любовь», «дружба» и т. д., чрезвычайно редких для «народной» загадки, а также явлений и предметов связанных с «непроизводственными» областями человеческой деятельности, например, с наукой.

Одним из важнейших изменений в содержании загадки следует признать активное включение оценочной характеристики загадываемого предмета с целью дать каждому познаваемому через загадку явлению место в иерархии этических ценностей. За счет этого, а также за счет внимания к форме (чаще всего все же поэтической), с вторжением «дворянской книжной мудрости» загадка, по справедливому замечанию исследователя, «утрачивает предметность, она становится многопредметной, рассудительной, болтливой». Часто стихотворная загадка сопровождалась стихотворной же отгадкой, не меньшей по объему, что также свидетельствует об отходе от ритуала - сама процедура загадывания-отгадывания теряет свое значение, а загадка приобретает ценность как самостоятельное литературное произведение.

В контексте новых, «просветительских», требований к жанру загадки, вино остается подходящим объектом для загадывания по двум причинам:

1) Процесс производства вина демонстрирует чудесное превращение продукта распада (брожения) в средство доставления наслаждения, т. е. по сути иллюстрирует идею «мировой гармонии».

2) Воздействие вина на человека может служить примером иллюзорности мирских удовольствий и таящейся в них скрытой опасности, избежать которой поможет развитое чувство меры.

Образное описание этих процессов (производства вина и его воздействия на потребителя) обычно составляли содержание загадок про вино, как традиционных, так и литературных:

Долго кипела,

Да скоро на стол поспела.

На вид красиво и хорошо,

На вкус дико.

Стоит море на пяти столбах

Царь говорит: «Потеха моя»

А царица говорит: «Погибель моя».

На поле, полище стоит теремище,

В том теремище сусло и масло,

Скорбость и бодрость, радость и веселье

И смерть недалеко.

В литературных загадках эти процессы охарактеризованы еще подробнее и точнее. Загадка с отгадкой Байбакова хорошо это иллюстрируют:

Меня огнем на свет сей люди производят;

От гнили с кислотой чистейшим я рожусь.

Вред с пользою во мне по воле те находят,

Которых вкусу я пригодным покажусь.

Могу их изострить, и мысли усыпляю.

Богатство я даю, могу и раззорить.

Могу жизнь продолжить, или смерть приключаю

Да и моя там смерть, где начинаю жить.

Известно, как вино бывает из дрожжей,

Оно со пользою вред людям причиняет.

Оно и богатит продажею своей,

Острит мысль или ум со жизнью отнимает

То же самое, но в прозе, читаем у Левшина: «Я разум усыпляю, я возбуждаю мысли: иных обогащаю, иных разоряю: иногда обращаюсь в яд и приключаю смерть. Жизнь могу продолжить и сократить. Умираю в том теле, которое должно я укреплять».

Следует отметить неизменный акцент на противоречивости, заложенной в самой природе вина, как феномена, афористически сформулированной Пушкиным:

Злое дитя, старик молодой, властелин добронравный,

Шумный зачинщик обид. Милый заступник любви.

В некоторых загадках подчеркивается ответственность человека как за само создание вина, так и за злоупотребление им: «Сперва жилище мое было зеленый холм, а теперь мрачная темница. Сначала был сладок, а теперь крепок. Прежде одет был в красный кафтан, а теперь ничего больше не имею, кроме деревянной одежды. В первом состоянии сотворила меня природа, а другого причиною было искусство. Если мой новый образ существования имеет новые прелести, то не пленяйтесь ими, смертные. Я был сперва невинен, а теперь учинился обманщиком». Акцент здесь ставится на том, что превращение невинного винограда в обманщика-вино происходит искусственно, т. е. с помощью человека.

Очевидно, что в ряду всех этих содержательно однородных текстов загадка Болотова выглядит несколько необычно.

Во-первых, описывается процесс не производства, а хранения вина (шампанского). Ключевой для анализируемой загадки образ темницы очевидно связан с комплексом представлений о страданиях и испытаниях, своеобразном обряде инициации, который должен пройти предмет или вещество, чтобы стать полезным людям. Этот прием достаточно характерен для определенного типа традиционных загадок про лен, рожь / хлеб, горшок и т. д. (впоследствии подобная тематика активно развивалась в советских стихах для детей). Характерно это и для литературных загадок про вино: «Что солнце варит, рука снимает, нога топчет, а рот наслаждается»).

Но у Болотова о «страданиях» вина, связанных с процессом его производства, сказано лишь вскользь («замучив совсем»), а темницей для шампанского становится не только бутылка (а не более типичная бочка), но и человеческий организм. Не включен в болотовскую загадку и второй аспект: описание скитаний шампанского внутри организма не сопровождается характеристикой его воздействия на этот организм. Болотов несомненно сознательно игнорирует традиционные составляющие «винного сюжета», заменяя их другими элементами.

Причина такой замены, вероятно, заключается в том, что описание изготовления вина и его употребления традиционно связаны с анакреонтическим пафосом минутного наслаждения, связанного с определенным риском. Для Болотова такой пафос не только не актуален, но и категорически неприемлем.

Болотов был известен своей нелюбовью не только к пьянству, но и к культуре винопития вообще, между которыми он принципиально не видел разницы, чему можно найти неоднократные подтверждения в его записках. Поэтому мотивы, связанные с вином или винопитием в целом нехарактерны для данного автора. «Антианакреонтическая» и, вместе с тем, антиалкогольная направленность данного текста и является истинно просветительской, с точки зрения Болотова. Поэтому происходит травестирование художественных средств, традиционно используемых при метафорическом изображении вина, в частности, метафоры «тюрьмы и свободы» - тюрьмой является человеческое тело, а освобождение получено в отхожем месте. Цель такого травестирования - снижение, т. е. «разоблачение» загаданного объекта.

Загадка Болотова достаточно четко делится на две части, в одной из которых описание может принадлежать только шампанскому (т. к. только бутылки с шампанским требуют дополнительного укрепления пробки «цепями железными»), во второй же части описан процесс, происходящий с любым съеденным или выпитым продуктом (что, как уже было сказано, для литературной загадки нехарактерно). Таким образом, поэтический ореол шампанского как благородного напитка снижался до уровня любого продукта, неизбежно стремящегося обрести свободу в «месте темном» и «для многих иных неприятном».

Конкретизируя тип вина, Болотов тем самым (скорее всего неосознанно) приближает свою загадку к фольклорным, которые, как известно, видовое предпочитают родовому. Но автор скорее преследовал иную цель: создать комический эффект от сопоставления текста, который должен был восприниматься как фольклорный (говорной стих и традиционные фольклорные образы богатыря и девицы) и отгадки - самого «ненародного» из всех вин. Уже сама по себе фольклорная стилизация (единственная среди всех его загадок) для Болотова являлась средством комического снижения загаданного объекта.

В исследовании по истории фольклористики М. К. Азадовский писал о Болотове: «Приятель Левшина, он иронически относится к его „сочинениям“, народные песни он презирает, народные обряды называет глупыми, вздорными и т. д.». Несмотря на явную категоричность такого утверждения, основания для которого не очень ясны (возможно, имеется в виду эпизод из записок Болотова, где он рассказывает о том, как, вынуждено оказавшись в крестьянской избе, стал свидетелем обряда «угощения», с его точки зрения «глупого и вздорного»), фольклорные традиции все же очевидно ассоциировались у Болотова с низовой культурой и потому фольклорная стилизация в дворянской культуре могла восприниматься им как способ разоблачения истинной сути какого-либо незаслуженно опоэтизированного явления, например, вина.

Из книги Язык наш: как объективная данность и как культура речи автора СССР Внутренний Предиктор

Санкт-Петербург 2004 г.

Из книги Медный всадник - Это ВАМ не Медный змий... автора СССР Внутренний Предиктор

Санкт-Петербург 1998 г. © Публикуемые материалы являются достоянием Русской культуры, по какой причине никто не обладает в отношении них персональными авторскими правами. В случае присвоения себе в установленном законом порядке авторских прав юридическим или физическим

Из книги Жизнь и творчество Дмитрия Мережковского автора Мережковский Дмитрий Сергеевич

Из книги IV [Сборник научных трудов] автора

Л. Е. Ляпина. Проблема метатекстового элемента в структуре литературного цикла («Неизвестный роман» Е. Ростопчиной) г. Санкт-Петербург Отход от риторического принципа в его фундаментальном качестве был ознаменован в литературе рядом глобальных смещений, среди которых

Из книги Анализ одного произведения: «Москва-Петушки» Вен. Ерофеева [Сборник научных трудов] автора Филология Коллектив авторов --

И. А. Калинин. Бабник vеrsus Утопист (эротика и утопия в поэме Вен. Ерофеева «Москва–Петушки») Санкт-Петербург Влюбленность вновь открывает двери к совершенству. З. Фрейд Любовь - это форма самоубийства. Ж. Лакан Секс вполне стоит

Из книги Мотив вина в литературе [Сборник научных трудов] автора Филология Коллектив авторов --

А. Ф. Белоусов. Санкт-Петербург «Как в вашем званье не пить!» Есть в рассказе И. С. Тургенева «Два помещика» любопытный эпизод. Это - разговор одного из помещиков со священником. Изумляясь тому, что священник не пьет, помещик восклицает: «Что за пустяки! Как в вашем званье

Из книги Рецензии автора Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович

С. В. Фролов. Санкт-Петербург Пьянство в контексте творческого процесса позднего Чайковского Бытовое пьянство крупнейшего русского композитора второй половины XIX века П. И. Чайковского, казалось бы, ничем не выделяется в кругу аналогичных явлений в русской культуре

Из книги Пушкинский круг. Легенды и мифы автора Синдаловский Наум Александрович

А. Н. Шехватова. Санкт-Петербург Амбивалентность мотива вина в прозе А. П. Чехова В одном из писем А. Н. Плещееву А. П. Чехов по поводу рассказа «Именины» замечает: «Правда, подозрительно в моем рассказе стремление к уравновешиванию плюсов и минусов. Но ведь я

Из книги Статьи о русской литературе [сборник] автора Белинский Виссарион Григорьевич

Из книги автора

ПОДАРОК ДЕТЯМ НА ПРАЗДНИК. С восемью картинками. Санкт-петербург. 1848. В тип. Глазунова и Коми. 95 стр Мы сейчас высказывали свое мнение насчет бесполезности так называемых «детских» повестей, и в настоящем случае считаем совершенно излишним распространяться о «Подарке

Из книги автора

ДВОРЯНСТВО В РОССИИ ОТ НАЧАЛА XVIII ВЕКА ДО ОТМЕНЫ КРЕПОСТНОГО ПРАВА. А. Романовича-Славатинского, профессора государственного права в Университете св. Владимира. С.-Петербург. 1870 г С давних пор у нас так повелось, что публичное обсуждение некоторых вопросов, близко

Из книги автора

Дворянство в России от начала XVIII века до отмены крепостного права А. Романовича-Славатинского, профессора государственного права в Университете св. Владимира, С.-Петербург, 1870 г ОЗ, 1870, № 11, отд. «Новые книги», стр. 16–20 (вып. в свет 19 ноября). Без подписи. Авторство указано