Меню
Бесплатно
Главная  /  Педикулез  /  Кризис духовных ценностей и пути его решения. Пути выхода из нравственного кризиса общества

Кризис духовных ценностей и пути его решения. Пути выхода из нравственного кризиса общества

В предверии Дня Победы невольно начинаешь задумываться над вопросом: а попади нынешнее поколение России в ту грозную эпоху, смогло бы оно также с честью отстоять независимость Родины и переломить хребет военной машине вермахта? Смогли бы они одержать победу, как смогли их отцы, деды и прадеды? «Конечно, смогли»! - Ответят некоторые ветераны. «Да, выдержали бы»,- вторят им отдельные представители нынешнего молодого поколения. Мол, перед лицом опасности объединились бы, забыв все раздоры и слабости, как это сделали наши предки. Ну что ж, если разбираться в основах национального менталитета, то способность объединяться и объединять вокруг себя других, а также последующая за этим полная мобилизация сил нации перед лицом полного уничтожения или потери суверенитета всегда отличала русский и, в целом, славянские народы. Именно благодаря этой нашей особенности Россия одерживала победу во многих войнах. За примерами далеко ходить не нужно, достаточно всего лишь открыть учебник . 1380, 1612, 1812, 1941-1945 - все эти даты являются прямым тому подтверждением. Действительно, как показывает история, перед лицом серьезной угрозы, посягающей на независимость или вообще на существование России, наш народ всегда объединялся для решения одной очень трудной цели - эту независимость отстоять. И путем неимоверных усилий, путем использования лучших национальных резервов, преисполненные самоотверженности, не считаясь с потерями, мы этой цели достигали. Подтверждение этой мысли помимо учебника истории мы найдем в трудах русских философов. А уж этих-то умнейших людей своей эпохи мы просто обязаны послушать, так как они целенаправленно занимались изучением «русской души». Соборность у Хомякова, что-то подобное у Лосского и Соловьева, коммюнитарность у Бердяева - все указывает на наличие у русских этой черты, способности к объединению перед опасностью. Тем самым, резюмируя все сказанное выше, напрашивается вывод, что нам бояться нечего! В любом случае, если угрожающая нам ситуация окажется достаточно серьезной, мы быстренько объединимся для ее решения и достойно выйдем из нее, как это с успехом делали до нас наши предки. Но так ли это на самом деле? В этой статье мы попытаемся ответить на этот вопрос.


Безусловно, русский народ имеет способность мобилизовать все силы и физические, и духовные для решения какой-либо «великой цели». Главное, чтобы цель была по-настоящему великой, и прониклось ею как можно больше народа. Но вот беда - «великая цель» предполагает наличие не менее «великого врага», с которым необходимо бороться. Мы построили величайшее индустриальное государство Советский Союз, постоянно готовясь к войне, собственно, для этого и строили. Но вот вопрос: А в случае отсутствия ярко выраженного «великого врага» сможет ли народ также мобилизоваться для решения не менее «великой цели», ну, скажем, ни много ни мало - сохранения государства и нации в целом. Вопрос весьма интересный. Тем более, издавна в России носителем мудрости считался народ, так вот этот самый народ и сказал: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Что ж, попробуем объективно охарактеризовать сложившуюся современную ситуацию и посмотреть есть ли нам перед чем объединяться и мобилизовываться. А ситуация эта весьма печальна.

Русский народ находится в глубочайшем системном духовно-нравственном кризисе, вот основной тезис нашей статьи. В чем же этот кризис выражается? Для ответа на этот вопрос необходимо рассмотреть основные его элементы.

1. Первое и самое главное - мы вымираем! Смертность превышает рождаемость. Только по официальным данным, население РФ с 2002 года по 2011, это даты последних переписей населения, уменьшилось на 3 000 000 человек (цифры округлены). А если учесть всех мигрантов, приехавших в нашу страну, то ситуация вообще складывается критическая. Не будем забывать, что, как правило, официальная информация лишь приближает нас к действительности. Сколько народу вымерло реально, мы можем только догадываться. Причем, естественная убыль характерна для исконно русских субъектов РФ. У других национальностей, за редким исключением, с демографической ситуацией все в порядке.

2. Вторым, как по очереди, так и по важности, элементом является кризис института семьи как такового. Он и является основным катализатором демографических проблем. Конечно, и сейчас люди женятся, рожают детей, создают семьи - все идет своим чередом. О каком же семейном кризисе мы тогда говорим? Дело же обстоит вот в чем. У нас утрачена преемственность в воспитании. Наши дети не впитывают, а отцы не передают национальные традиции и национальный опыт. Возьмем для примера народы Северного Кавказа. Там процесс передачи устоев и традиций от отца к сыну находится на должном уровне. С детства прививается уважение к своим родителям и невозможность им прекословить. Согласитесь, здесь нам есть что позаимствовать, тем более еще относительно недавно, каких-нибудь 50-60 лет назад, у нас было что-то подобное.

Далее необходимо отметить нежелание нынешних семейных пар рожать более 1-2 детей. Конечно, молодые семьи сразу закричат, что им не создаются элементарные условия. Государство о них не заботится, не хватает детских садов, и приведут еще бесконечное множество социальных проблем. И они будут правы. Действительно, существует целый «воз» проблем. Но скажите, когда в российских семьях XIX- начала XX века рождалось по 11 детей им что, было легче что ли??? Почему-то современные семьи больше думают об обеспечении собственного комфорта, чем о детях. Конечно, лучше купить себе машину, слетать отдохнуть в Тайланд, чем родить второго ребенка и потратить деньги на его воспитание. Все стремятся к материальным благам, забывая, что счастье в детях, а не в богатстве. Тем более сейчас эта проблема как никогда актуальна – России нужны ваши дети!

Еще одна составляющая кризиса семьи – это нежелание современной молодежи устраивать семейной жизни. Безусловно, это относится далеко не ко всем, но данный факт присутствует в мировоззрении молодых людей довольно-таки часто. Жизнь для них выступает источником наслаждений и праздных развлечений, а мыслей о семье в таком жизненном укладе, конечно, возникать не будет. Это все можно легко объяснить одной простой причиной, которой эта сама молодость и является. Да, все мы когда-то были молоды, все мы любили лихо погулять. Но именно эта вечная гулянка рискует перейти в жизненный уклад. И мысли типа: «я сейчас молодой, потому и развлекаюсь, а семейную жизнь буду выстраивать потом», могут привести к печальным последствиям. Показательно мировоззрение молодых людей все того же ХIX века. Свадьбы игрались в достаточно раннем возрасте, так как не было мыслей о том, как бы нагуляться, а были мысли о создании семьи. Мы уже не первый раз в своих сравнениях обращаемся к периоду XIX - начала XX века, так как считаем, что данный период в плане духовно-нравственного состояния народа является примечательным, и нам не помешало бы многое из этого периода перенять. Многим известен случай, когда немецким доктором во время ВОВ исследовались незамужние русские девушки. Из 100 девушек - 90 оказались девственницами. И тогда этот же доктор сказал, что народ с таким уровнем нравственности никогда не победить. Как в воду глядел докторишко!

3. Третий и последний элемент духовно-нравственного кризиса состоит в воспитании. Точнее, в его отсутствии. Речь, прежде всего, о патриотическом и нравственном взгляде на жизнь и на все совершаемые поступки. Думаем, никто не будет отрицать, что за последние 30 лет произошел процесс подмены духовных основ русского общества. Сейчас 2012 год и основной базовой ценностью гражданина России стало стремление обогатиться, провести жизнь с наибольшим комфортом, в общем, налицо прямой процесс интеграции в сознаний жителей России пирамиды ценностей, характерной для западной протестантско-католической цивилизации. И где же упомянутые идеи соборности, коллективизма, взаимопомощь и сострадание, которые исконно присущи русскому народу. Народу, который создал величайшее межэтническое государство благодаря своей уживчивости и способности к объединению. Нет, эти особенности еще не совсем утеряны. В данной статье объектом нашего исследования в первую очередь выступает российская молодежь, ведь им дальше модернизировать экономику и выживать в стране, которая все никак не может обеспечить элементарное - исполнения собственных законов в равной степени всеми. И вот кименно в нашем молодом поколении мы и наблюдаем «вымывание» рассматриваемых выше особенностей национального характера. Конечно, подогонять всех людей под одну копирку бессмысленно, да и неверно, но здесь речь идет об общих тенденциях генезиса нашего общества. И происходит это самое вымывание из-за отсутствия должного воспитания, как со стороны государства, так и со стороны семьи.

Вот, уважаемые читатели, мы показали вам основные элементы захлестнувшего и свирепствующего в России кризиса. Кризиса, который гораздо пострашнее финансового, так как он ведет к исчезновению нашей нации. Все обозначенные элементы являются взаимосвязанными и из одних составляющих следуют другие, и, конечно же, этот перечень не является исчерпывающим. Теперь же давайте вернемся к вопросу, поставленному нами в самом начале. Сможет ли русский народ объединиться и мобилизовать все имеющиеся у него ресурсы для решения этой серьезнейшей угрозы - угрозы вымирания. Пока же мы одерживали победы только над внешней нависшей угрозой. Сейчас же такового ярко выраженного врага просто-напросто нет! К сожалению, следует констатировать факт, что пока никаких весомых положительных движений в этом направлении не существует. Весьма досадно, являясь русским человеком, признавать этот факт. Против нас действуют множество сил, и тяжело нам работать в направлении выхода из кризиса, когда Госдеп выделяет колоссальные суммы на «развитие демократии в России». Какая интересная формулировка. Западная поп-культура, льющаяся на наших детей отовсюду, а они, наши дети, с упоением смотрят на все это и впитывают эту дрянь в свое формирующееся сознание. Интернет, который пестрит множеством экстремистских и порнографических сайтов, еще подливает масла в огонь. Это все и есть наш нынешний внешний «великий враг», против которого нужно всеми силами бороться! Но вот как? Большой вопрос.

Мы живем в современном информационном обществе, и создавать тотальную цензуру просто не представляется возможным. Это сложно с технической стороны, к тому же различные правозащитники как иностранные, так и доморощенные буквально зальют грязью все изменения в этом направлении, предлагаемые государством.

Но нет худа без добра – еще одна мудрость, сказанная народом. И при всем множестве негативной информации, выложенной выше, мы просто не имеем права не уцепиться и за ряд положительных моментов. Тем более, они позволяют нам с полной уверенностью утверждать: у нас есть надежда! Очень радует стремительно развивающееся движение среди молодых людей, которое активно пропагандирует здоровый образ жизни. Оно, это движение, пока находится в состоянии зародыша и держится в основном на инициативе самих ребят, не находя должной поддержки со стороны государства, хотя как раз такие движения оно просто обязано поддерживать. Приятно наблюдать, когда молодые люди устраивают различные «Здоровые акции». Массовые пробежки, распространение антиалкогольной агитации. Нам верится, что и с нравственно-патриотическим воспитанием у них все в порядке.

Еще одна позитивная тенденция, это все чаще появляющаяся в периодической научной литературе идея о необходимости формирования своей национальной идеи. Как правило, из такого рода литературы идеи затем и переходят на стол власть имущим – представителям законодательной и исполнительной власти. Действительно, с недавних пор в политических журналах «Полис», «Социально гуманитарные знания» - в большей степени появляются статьи, которые говорят о необходимости создания одной общей великой цели, поддерживаемой большинством общества. Эта цель как раз и позволит нам объединить все усилия для решения внутренних и внешних проблем. С такого рода идеями мы полностью солидарны, как уже указывалось выше, наличие «великой цели» крайне необходимо русской нации для серьезных положительных прорывов во всех сферах жизнедеятельности. И основная задача государства в ближайшее время нам видится в создании объединяющей национальной идеи – создании независимого, сильного, благополучного государства. И последующая интеграция этой идеи в сознание людей. Наши граждане должны осознать, что при наличии величайшего прошлого они должны стремиться к созданию величайшего будущего для нашей страны и приложить для этого все усилия.

Самое сложное - это до людей достучаться, сделать так, чтобы идея эта ими воспринималась, как своя собственная. Как этого достичь? Существует ряд конкретных мер. Крайне необходимо подключать все имеющиеся государственные медиаресурсы. Создание общественного телевидения – замечательно, но недостаточно! Реклама. Согласно ст. 10 ФЗ «О рекламе», социальная реклама не должна превышать 5% от общего количества рекламного пространства. Вы помните, когда последний раз на федеральных каналах проскакивала соц. реклама. Лично я -нет. Цифру 5% нужно повышать как минимум до 20%! И при помощи соц. рекламы пропагандировать как здоровый образ жизни и спорт, так и патриотизм, и уважение к семье. Учеными давно доказано, что просмотр какой–либо рекламы более 4 раз оставляет своеобразный отпечаток в сознании. Недаром у рекламодателей считается, если их рекламу увидело наибольшее количество человек не менее 4 раз, то реклама признается успешной. Помимо рекламы необходимо включение в эфир исторически-патриотических передач. Причем отснять их так, чтобы это было интересно детям. И при любом использовании эфирного времени использовать его для пропаганды общественно-значимых и общественно-полезных идей.

Далее Интернет. Он уже давно стал рассадником основных деструктирущих идей. Ему особенное внимание необходимо уделить государству. Также нужно проводить работу в пропаганде идей и ценностей, значимых для общества. И все-таки мы приходим к выводу, что Интернет-пространство придется ограничивать. Да, государству трудно будет решиться на такой серьезный шаг. Ограничение доступа к ряду серверов, растлевающих наших детей, непременно приведет к буре негодования среди различных правозащитных организаций. Вы только представьте эти лозунги. «Нас лишают свободы получения информации! В России окончательно завершилось построение тоталитарного государства! Нас зомбируют!» Конечно, прямо говоря, мы ведем речь о некотором ограничении свободы к доступу информации. Но данная практика имеет место в других государствах и приносит свои плоды. Пример Китая здесь показателен. Что делать, если вопрос ставится о выживании нации. И ни в коей мере не стоит говорить, что вынужденная мера ведет к зомбированию общества. Зомбирование его происходит сейчас этими рекламами, непонятными развлекательными передачами. То, что предлагаем мы, называется не зомбированием, а лишь указанием обществу верного пути. Ситуация доходит до абсурда! В этом году мы отмечаем 200 лет со дня великой победы нашего народа в отечественной войне 1812 года. Кроме телеканала «Звезда» я даже упоминания не слышал ни на одном телеканале. А ведь это очень яркий воспитательный пример для подрастающего поколения. Плакать хочется, друзья.

Следует отметить, что даже если государство одумается, возьмет контроль за сетью Интернет, активнее будет заниматься пропагандированием при помощи своих медиаресурсов социально значимых идей, естественно, все сразу не станут патриотами, ведущими правильный образ жизни. Также крайне важны такие вещи как воспитание в семье, просоциальная направленность ближайшего окружения. Но когда во всех источниках информации будет культивироваться образ здорового, сильного, патриотически настроенного и нравственно чистого человека, то уверяем вас, со временем это возымеет необходимые положительные изменения. Конечно, замыкаться на одной лишь рекламе не стоит. В школах должны на регулярной основе быть введены патриотические воспитательные беседы с героями России и другими достойными сынами отечества. Также всем известен тот факт, что на юношеское сознание наибольшее впечатление производят встречи со своими кумирами. Из этого следует, что на постоянной основе к разного рода беседам, следует привлекать и звезд спорта, киноактеров и звезд шоу бизнеса. Только не таких диссидентов как Ксюша Собчак, конечно, а адекватных людей. Активизировать работу необходимо и Русской православной церкви, и другим религиозным организациям, в зависимости от вероисповедания. Духовно-просветительские беседы также должны занимать значительную нишу в воспитании грядущих поколений.

Как вы все заметили, все предложенные меры сводятся к созданию в России мощной пропагандистской машины, интегрирующей в сознание истинные, не побоимся этого слова, ценности и жизненные планы. Что-то подобное было в СССР, но предлагаемые меры не влекут такого уж тотальнейшего контроля за личностью и естественных прав остается гораздо больше. Ну и набирающее силу движение за здоровый образ жизни, на которое и следует обратить наибольшее внимание, позволяет нам надеяться на выход и успешное преодоление духовно-нравственного кризиса, в который мы все угодили. И хочется верить, что базовые ценности, такие как любовь к Родине, к своей семье, ведение здорового образа жизни, уважение и взаимопомощь друг другу, любовь и воспитание своих детей, будут приняты молодым поколениями и воплощены в жизни. Перевооружение армии, диверсификация экономики - это, конечно, нужные и крайне необходимые меры, но кто все это будет осуществлять, если у государства не будет верных ему квалифицированных людских ресурсов, поэтому сохранение и воспитание их есть важнейшая задача государства. И вот только после решения этой задачи можно будет не бояться никаких бед и невзгод, потому что выйти с достоинством из них, как выходили из тяжелейших исторических катастроф наши славные предшественники, без сомнения, смогут сильные духом и физически Российские граждане.

Кризис духовных ценностей как глобальная проблема современности

В современном мире распространено такое понятие, как глобальность. Глобальность - термин, который все чаще и чаще употребляется философами при рассмотрении социально-экологических проблем во всемирном масштабе. Одной из значимых проблем современности является и проблема духовных ценностей.

Общество, утратив, свой духовный стержень - основной критерий морали, по сути, теряет целостную систему моральных принципов своего внутреннего мира. Образующаяся пустота гнетет человека, он чувствует, что что-то утеряно, ощущает в полной мере возникающую пустоту.

Можно сказать, что кризис современного общества - последствие разрушения устаревших духовных ценностей, выработанных еще в эпоху Возрождения. Для того чтобы общество обрело свои морально-этические принципы, с помощью которых можно было найти свое место в этом мире, не разрушив себя, требуется изменение прежних традиций. Говоря о духовных ценностях эпохи Ренессанса, стоит отметить, что их существование на протяжении более чем шести веков, определяло духовность европейского общества, оказывало значительное влияние на материализацию идей.

В современном мире, где большинство стран являются индустриальными, ценности Ренессанса исчерпали себя. Человечество, удовлетворяя свои материальные потребности, не обратило внимания на окружающую среду, не рассчитало последствий своих масштабных влияний на нее. Мы вступили в XXI век. Сейчас потребительская цивилизация ориентирована на получение максимальной прибыли при использовании природных ресурсов, что повлекло за собой ряд экологических проблем. Теперь людьми стало владеть понятие «то, что нельзя продать, не имеет ни только цены, но и ценности».

В современном обществе постоянно возрастает число преступлений, насилие и вражда являются привычными для нас. Все эти явления результат отчуждения и одиночества. Следовательно, насилие, преступность, ненависть - это выражение души. Стоит задуматься, чем сегодня наполнены души и внутренний мир современных людей. У большинства это злоба, ненависть, страх. Возникает вопрос: где следует искать источник всего отрицательного? Как считают авторы, источник находится внутри самого общества. Ценности, которые долгое время нам диктовал Запад, не могут удовлетворить нормы всего человечества. Сегодня можно сделать вывод о том, что наступил кризис ценностей. В связи с этим возникла необходимость выработки новой системы духовных ценностей. Именно они в будущем призваны определить дальнейшее развитие человечества.

Россия имеет свою специфику у нее особое геополитическое положение, промежуточное между Европой и Азией. На мой взгляд, Россия, наконец, должна занять свое положение, независимое ни от Запада, ни от Востока. У России должен быть свой путь развития, с учетом всех ее специфических черт.

Проследим, какова сегодняшняя ситуация в России. Многие российские люди остаются неверующими: они не верят ни в Бога, ни в добро, ни другим людям. Многие утрачивают любовь и надежду, становясь озлобленными и жестокими, впуская в свои сердца и души ненависть. Сегодня в российском обществе первенство принадлежит западным материальным ценностям: материальные блага, власть, деньги; люди идут по головам, достигая своих целей, наши души черствеют, мы забываем о духовности, морали. В обществе царит подавленное состояние, постоянная депрессия и унылые мысли: об унылом настоящем, отсутствии надежного будущего и смерти, которая после таких размышлений и приходит раньше. На мой взгляд, за выработку новой системы духовных ценностей несут ответственность представители гуманитарных наук. Ведь они – люди не только дела, но и владельцы «слова», его необыкновенной силы. Ведь нельзя забывать, что и Христос когда-то проповедовал своим ученикам. И спустя более двух тысяч лет, срок немалый по меркам человека, мы помним его заповеди и стараемся им следовать.

Временем настоящего «кризиса духовных ценностей» нужно считать период 90-х годов, который мы называем «перестройка», когда мы хотели за короткий срок прийти из социализма в капитализм. Переход страны к иному состоянию осуществляется через стремительную дезориентацию общественных групп и институтов, утрату личностной идентификации с прежними социальными структурами, ценностями и нормами, постепенное разрушение культурных, творческих и общественных связей. То, что в советское время считалось «отклонение», в настоящее время порой позиционируется совершенно иным образом. Так, например, гомосексуальные отношения из сексуальных девиаций постепенно переходят в разряд нормы и вполне свободно афишируются в СМИ, газетах, кино и т.д.

Колхозы разрушались на глазах, а значит и люди не только теряли работу, но уже не могли прокормить ни только себя, но и страну, что, в свою очередь, привело к голоду. Думаю, есть те, кто ещё помнит морковный чай, хлеб по талонам и зарплату под продукты. И всё это вовлекло людей в нищету.

В такой ситуации появляется необходимость придать смысл своему земному существованию с помощью идеалов и ценностей, и пройти это испытание человек должен достойно. Здесь важно направить усилия на то, чтобы понять, осознать те ценности, которые люди считают «своими».

В России происходит активное разрушение эмоциональных связей между людьми, разрастается отчуждение. И деньги избавляют от любых зависимостей, но ярко демонстрируют, как все покупается путем душевного и духовного опустошения, утраты чувства родства, любви и дружелюбия.

Об этом говорил словами Ивана Петровича Валентин Распутин в своем «Пожаре»: «Как же могло случиться так, что правда и совесть, идущие друг с другом должны были поклониться чему-то другому, более важному? Как могло выйти так, что то, что было добром, стало считаться слабостью человека?»

На фоне такого «массового безумия» выросло новое поколение, резко отличающееся от предыдущих, воспитанное на жестокости и грубой силе. И неудивительно, что герой нового мира, не наш Тимур со своей командой или проницательная Нэнси Дрю, а Бладрэйн – вампир, убивающий всех на своем пути или Рэйн – персонаж компьютерной игры, эволюционировавший до целого фильма, который смог повлиять на большее количество людей.

И невольно начинаешь задумываться, счастье, возможно оно или нет в нашем мире? Иллюзия это или реальность?

На протяжении многих веков на территории России проживают народы разных конфессий. Замечено, что определенные добродетели, ценности и нормы - вера, надежда, любовь, мудрость, мужество, справедливость, воздержание, соборность - совпадают во многих религиях. Надежда на лучшее будущее, которая всегда помогала справляться людям с жестокой реальностью, пересилить свое отчаяние. В русской культуре всегда было стремление к соборности, единению всех: человека с Богом и окружающим миром как творением Божьим. Так же соборность носит и социальный характер: русский народ на протяжении истории Руси, Российской империи для защиты своей Родины, своего государства всегда проявлял соборность: во время Великой Смуты 1598–1613 гг., в период Отечественной войны 1812 года, в Великую Отечественную войну 1941–1945 гг.

Мы вступили в новое время, мы – его творение и его же творцы. Перед нами стоят огромные задачи, и главное, нужно достойно прожить его и обеспечить потомкам надежду. Путь Христа, обрамленный цветам, лежал через мучения и крест, который он взял на себя. Церковь и её устои не только великая слабость, но и великая сила для человека! Во все времена церковь, её каноны следовали за государством, за его деятельностью, а значит есть то, что объединяет нас до сих пор!

Мингалёва Виктория, студентка Белгородского педагогического колледжа

Данная статья раскрывает проблемы духовности современной России. Акцент делается воспитание патриотизма и гражданственности. особое внимание уделено необходимости возвращения православных традиций и ценностей.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Мингалева Виктория,

11 КП группа,

Белгородский педагогический колледж

Духовно-нравственный кризис в России: как преодолеть?

«Сон разума порождает чудовище»

Гёте

На чём держится сейчас Россия? По-моему, на той самобытной глубокой культуре, которая была создана единым русским народом, во всём сложном сочетании его национальностей. Эта культура создавалась в течение целого тысячелетия, на единой, все расширяющейся территории, при едином государственном и культурном языке, в единой судьбе войн и хозяйственно- торгового сотрудничества. Всё это вырабатывало у народов России сходство душевного уклада, близость в обычаях и характере, единство в восприятии мира, людей, государства. На этой основе творилась и развивалась русская национальная культура. И поэтому, вынужденная провоевать две трети своей истории, Россия остаётся живым, духовно-историческим сложившимся организмом, который из всякого распада вновь восстанавливается таинственной древней силой своего бытия.

Сегодня мы вполне понимаем, что предлагаемая России система либеральных ценностей, себя не оправдала. Усиленные процессы глобализации и технологизации все больше деформируют сознание сегодняшнего человека, вовсе лишая восприятие им окружающего мира нравственных критериев, или подменяя традиционную нравственную психологию примитивной психологией потребителя .

Для нас это означает утрату преемственности в духовно-нравственной культуре, идеологии, так как традиционный русский взгляд на мир веками основывался на фундаментальной идее, предполагающей осмысление жизни как религиозного долга, всеобщего совместного служения евангельским идеалам добра, правды, любви, милосердия, жертвенности и сострадания.

Наша твёрдая уверенность состоит в том, что положительных сдвигов можно добиться, культивируя и опираясь на такие понятия, как Вера, нравственность, духовность, память, историческое наследие, патриотизм.

Мы хотим построить крепкое государство, где соблюдаются принципы права и свободы человек, мы возрождаем веру, мы делаем робкие шаги в поисках себя в этом мире. Мы хотим создать крепкое настоящее, чтобы смело смотреть в будущее. И здесь краеугольным камнем является осознание - без прошлого нет будущего! История своей страны, память, любовь к Родине. Эти понятия - не красивые слова и лозунги - это основа духовного становления и сохранения нации.

Наш народ должен знать и помнить, кто мы были, есть, и кем должны оставаться. Основой существования нации, народа, Российской государственности является Православие, культурные и духовные традиции, основанные на нем. Святая Русь, Великая Россия - эти понятия возникли и строились под знамёнами Православной веры и руководством церкви. Испокон веков Россия считается Домом Пресвятой Богородицы.

Не случайно появления на нашей земле таких явлений и понятий, как святые места, святые дороги, святые источники. России предначертана особая роль - она является колыбелью сохранения истинной Православной веры. В подобных местах человек духовно просветляется, к нему приходит осознание причастности к истории и культуре своего народа.

Испокон веков на Руси люди отдавшие жизнь за свою Родину считались святыми мучениками. Церковь постоянно чтит и помнит имена воинов, погибших на ратных полях нашей страны. Места эти постоянно напоминают о страшном прошлом, чтобы оно не повторилось в будущем. Свидетельством героизма и подвига предшествующих поколений являются три ратных поля России: Куликовское поле, Бородинское поле, Прохоровское поле. На каждом из этих полей в определённый исторический период решалась судьба и вообще существование нашей Родины и народа.

В Белгородской области, Прохоровском районе в дань памяти и преклонения перед подвигом предков на месте страшных событий Великой Отечественной войны создан Государственный мемориальный музей-заповедник.

Храм святых апостолов Петра и Павла построен в 1995 году в посёлке Прохоровка на народные средства в память о погибших в Курской битве. В нем на мраморных плитах высечено более 7000 имён воинов, павших под Прохоровкой в годы Великой Отечественной.

В 2000 году на территории храма открыт памятник «Колокол единения». Главный архитектор - Д. С. Соколов.

Памятник Победы - открыт 3 мая 1995 году к 50-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Воздвигнут на Прохоровском поле в районе высоты 252,2, где 12 июля 1943 года произошло встречное танковое сражение. Памятник представляет собой 4-гранную звонницу высотой 52 метра. Её венчает золоченная сфера с 7- метровой скульптурой Покрова Пресвятой Богородицы. Авторы проекта: В. М. Клыков, Р. И. Симерджиев, Г. К. Силохин.

В 2003 году осуществлён масштабный проект мемориального музея «Прохоровское поле - третье ратное поле России». В нём представлена широкая экспозиция и экспонаты времён Великой Отечественной войны. Люди со всех концов нашей страны приезжают сюда, чтобы прикоснуться к истории и почтить память героического подвига нашего народа.

Ни один народ не имеет такого сильного чувства Родины как русский. Это заложено всем ходом Российской истории в наш многогранный русский менталитет. Святое отношение к памяти и родной истории, к святым местам, к прошлому и настоящему определяет наше будущее.

Сегодня наша страна переживает очередной излом истории. Он связан с кризисной ситуацией в экономике, политике, национальных отношениях. Предпосылкой данной ситуации стало состояние общества, получившее название «духовного кризиса». Сутью его, говоря словами С. Грофа, является «неспособность сделать следующий шаг в своем развитии», а его очевидным проявлением – нравственно-ценностная дезориентация и опустошенность, прежде всего, молодежи . На сегодняшний день можно назвать немало препятствий в реализации духовно-нравственных установок на традиционной православной основе. Главными, на наш взгляд, являются: неподготовленность большей части населения современной России к восприятию духовного содержания традиционной культуры, разрушение и кризис семьи, крайне низкий уровень духовно-нравственной культуры большинства современных родителей, утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей, отсутствие согласованности влияния на духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи различных социальных институтов: семьи, образовательных учреждений, Православной Церкви, государственных и общественных структур.

Создание системы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи необходимо для возрождения России и восстановления духовного, нравственного и интеллектуального потенциала носителя русской культуры – русского народа. Нынешним и будущим поколениям XXI века необходимо возвращение православной веры, свободы, семьи, Родины, которые в бесплодном сомнении и заблуждении пытается отвергнуть современный мир.

Примечания

  1. Хабермас, Ю. Понятие индивидуальности / Ю. Хабермас //Вопросы философии. – 1989. – № 2. – С. 10-15.
  2. Федоряк, Н.А. Современная молодежь в системе обеспечения духовной безопасности российского общества. 2009. С. 22-23.
  3. Гроф, С. Психология будущего. Уроки современных исследований сознания / С. Гроф. – М., 2003. – 458 с.
  4. Протоиерей Евгений Шестун Православная педагогика. – М., 2001
Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Духовно-нравственный кризис в России: как преодолеть? Мингалёва Виктория, 11 КП группа, Белгородский педагогический колледж

«Сон разума порождает чудовище» ИОГАНН ВОЛЬФГАН ГЁТЕ 1749 - 1832

Актуальность исследования: Страна потрясена духовно-нравственным кризисом, вызванным экспортом чуждых России традиций и культурных ценностей из-за рубежа; Глоболизация и технологизация общества приводит к формированию человека потребления и невосприятию традиционных духовных ценностей.

Как же вернуться к духовным идеалам и вырастить нравственно здоровое поколение? Добро Правда Милосердие Вера Надежда Любовь Духовность Семья Память Историческое наследие Патриотизм

Россия - Сфинкс. Ликуя и скорбя, И обливаясь черной кровью, Она глядит, глядит, глядит в тебя, И с ненавистью, и с любовью!.. Блок А. А. *** Принимать близко к сердцу радости и горести Отечества способен лишь тот, кто не может пройти равнодушно мимо радостей и горестей отдельного человека. В. А. Сухомлинский

Любовь к Родине – понятие многогранное: осознание причастности к истории, культуре, традициям своей земли и народа; ощущение неразрывности со своими корнями и этносом; чувство долга и самопожертвования; гордость и неугасимая Вера в величие своей Родины

Россия – Дом Пресвятой Богородицы

Ратные поля России Куликовское поле - 1380 год Бородинское поле – 1812 год Прохоровское поле – 1943 год

Прохоровское поле (из к / ф «Неизвестная война»

Храм Петра и Павла

«Колокол Единения»

Памятник Победы

Покров Пресвятой Богородицы

Мы победили!

А сегодня: Нравственная опустошенность молодежи; Кризис и разрушение семейных ценностей; Несогласие социальных институтов в реализации одной цели: восстановление духовности, нравственности, интеллектуального потенциала русского народа.

Мы считаем необходимостью: Создание системы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи для возрождения России и восстановления духовного, нравственного и интеллектуального потенциала носителя русской культуры – русского народа. Нынешним и будущим поколениям XXI века необходимо возвращение православной веры, свободы, семьи, Родины, которые в бесплодном сомнении и заблуждении пытается отвергнуть современный мир.

Духовно-нравственный кризис в России: как преодолеть?

«Сон разума порождает чудовище»

На чём держится сейчас Россия? По-моему, на той самобытной глубокой культуре, которая была создана единым русским народом, во всём сложном сочетании его национальностей. Эта культура создавалась в течение целого тысячелетия, на единой, все расширяющейся территории, при едином государственном и культурном языке, в единой судьбе войн и хозяйственно- торгового сотрудничества. Всё это вырабатывало у народов России сходство душевного уклада, близость в обычаях и характере, единство в восприятии мира, людей, государства. На этой основе творилась и развивалась русская национальная культура. И поэтому, вынужденная провоевать две трети своей истории, Россия остаётся живым, духовно-историческим сложившимся организмом, который из всякого распада вновь восстанавливается таинственной древней силой своего бытия.

Сегодня мы вполне понимаем, что предлагаемая России система либеральных ценностей, себя не оправдала. Усиленные процессы глобализации и технологизации все больше деформируют сознание сегодняшнего человека, вовсе лишая восприятие им окружающего мира нравственных критериев, или подменяя традиционную нравственную психологию примитивной психологией потребителя.

Для нас это означает утрату преемственности в духовно-нравственной культуре, идеологии, так как традиционный русский взгляд на мир веками основывался на фундаментальной идее, предполагающей осмысление жизни как религиозного долга, всеобщего совместного служения евангельским идеалам добра, правды, любви, милосердия, жертвенности и сострадания.

Наша твёрдая уверенность состоит в том, что положительных сдвигов можно добиться, культивируя и опираясь на такие понятия, как Вера, нравственность, духовность, память, историческое наследие, патриотизм.

Мы хотим построить крепкое государство, где соблюдаются принципы права и свободы человек, мы возрождаем веру, мы делаем робкие шаги в поисках себя в этом мире. Мы хотим создать крепкое настоящее, чтобы смело смотреть в будущее. И здесь краеугольным камнем является осознание - без прошлого нет будущего! История своей страны, память, любовь к Родине. Эти понятия - не красивые слова и лозунги - это основа духовного становления и сохранения нации.

Наш народ должен знать и помнить, кто мы были, есть, и кем должны оставаться. Основой существования нации, народа, Российской государственности является Православие, культурные и духовные традиции, основанные на нем. Святая Русь, Великая Россия - эти понятия возникли и строились под знамёнами Православной веры и руководством церкви. Испокон веков Россия считается Домом Пресвятой Богородицы.

Не случайно появления на нашей земле таких явлений и понятий, как святые места, святые дороги, святые источники. России предначертана особая роль - она является колыбелью сохранения истинной Православной веры. В подобных местах человек духовно просветляется, к нему приходит осознание причастности к истории и культуре своего народа.

Испокон веков на Руси люди отдавшие жизнь за свою Родину считались святыми мучениками. Церковь постоянно чтит и помнит имена воинов, погибших на ратных полях нашей страны. Места эти постоянно напоминают о страшном прошлом, чтобы оно не повторилось в будущем. Свидетельством героизма и подвига предшествующих поколений являются три ратных поля России: Куликовское поле, Бородинское поле, Прохоровское поле. На каждом из этих полей в определённый исторический период решалась судьба и вообще существование нашей Родины и народа.

Ни один народ не имеет такого сильного чувства Родины как русский. Это заложено всем ходом Российской истории в наш многогранный русский менталитет. Святое отношение к памяти и родной истории, к святым местам, к прошлому и настоящему определяет наше будущее.

Сегодня наша страна переживает очередной излом истории. Он связан с кризисной ситуацией в экономике, политике, национальных отношениях. Предпосылкой данной ситуации стало состояние общества, получившее название «духовного кризиса». Сутью его, говоря словами С. Грофа, является «неспособность сделать следующий шаг в своем развитии», а его очевидным проявлением – нравственно-ценностная дезориентация и опустошенность, прежде всего, молодежи. На сегодняшний день можно назвать немало препятствий в реализации духовно-нравственных установок на традиционной православной основе. Главными, на наш взгляд, являются: неподготовленность большей части населения современной России к восприятию духовного содержания традиционной культуры, разрушение и кризис семьи, крайне низкий уровень духовно-нравственной культуры большинства современных родителей, утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей, отсутствие согласованности влияния на духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи различных социальных институтов: семьи, образовательных учреждений, Православной Церкви, государственных и общественных структур.

Создание системы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи необходимо для возрождения России и восстановления духовного, нравственного и интеллектуального потенциала носителя русской культуры – русского народа. Нынешним и будущим поколениям XXI века необходимо возвращение православной веры, свободы, семьи, Родины, которые в бесплодном сомнении и заблуждении пытается отвергнуть современный мир.

ДУХОВНЫЙ КРИЗИС В РОССИИ И ПУТИ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ

В основе глобального кризиса земной цивилизации в целом и России в частности лежит духовный кризис каждого человека. С. Гроф в книге «Неистовый поиск себя» ввел понятие «духовного кризиса», понимая под ним состояние, с одной стороны, обладающее всеми качествами психопатического расстройства, а с другой стороны, имеющее духовное измерение и потенциально способное вывести индивида на более высокий уровень существования /1/.

Для того, чтобы понять проблему духовного кризиса, необходимо рассмотреть ее в более широком контексте «духовного самораскрытия».

Духовное самораскрытие (spiritual emergense) – движение индивида к расширенному, более полноценному способу бытия, включающему в себя повышение уровня эмоционального и психосоматического здоровья, увеличение степени свободы выбора и чувство более глубокой связи с другими людьми, природой и всем космосом. Важной частью этого развития является возрастание осознания духовного измерения как в своей собственной жизни, так и мире в целом.

Духовное самораскрытие можно условно разделить на два типа: имманентное и трансцендентное. Имманентное духовное самораскрытие характеризуется обретением более глубокого восприятия ситуаций повседневной жизни; эти переживания индуцируются, как правило, внешними ситуациями и обращены вовне (постигать Божественное в мире). Трансцендентное духовное самораскрытие – способность более глубоко воспринимать свой внутренний мир (постигать Божественное в себе).

Необходимо заметить, что понятие «духовность» истолковывается авторами разнообразно. Но от этого данная проблема не становится меньше, так как от духовного состояние человека зависит атмосфера в создаваемой им семье, а также в обществе в целом.

Проблема духовности непосредственно связана с образованием. В этой связи важно учесть, что у российского образования есть своя уникальность, заключающаяся в том, что оно неотделимо от духовного образования личности. Это относится и к христианской педагогике дореволюционных эпох, и к советской эпохе. Не случайно, что выдающийся русский философ В.В. Зеньковский усматривал большую близость религиозной и советской педагогики /2/. Но, к сожалению, современное образование также испытывает глубочайший кризис, и примерно лишь два студента из двадцати, получив минимальную образовательную основу из знаний и информации, тратят личное время на саморазвитие и формирование «духовного стержня». Таким образом, на данный момент получение образования в вузе может помочь только на 30% в саморазвитии личности, и это при условии, что по гуманитарным предметам будут вести преподаватели, «горящие» своим делом, всецело отдающие себя, свою мудрость и знание на благо познания студентом мира, истории, человека и общества. Из-за сокращения часов на гуманитарные дисциплины эта возможность и процентные показатели стремительно уменьшаются.

Признавая вслед за представителями русской религиозной философии необходимость духовности как метафизического ядра, без которого картина мира не является целостной для русского человека, мы приходим к созерцанию того, что есть наличного и данного - логики распада, деконструкции и разрушения личности, - всего того, чем гордится сегодня эпоха и культура постмодерна. В современном мире, как ни прискорбно, не оказалось места духовности.

Важной проблемой, стоящей перед человеком на пути духовного роста и самопознания, является проблема обретения подлинного смысла, что является затруднительным в культуре, где эти смыслы заменяются симулякрами, информационным мусором, равнозначными дискурсами. На протяжении всей своей жизни индивид встречается с огромным количеством идеализаций, стереотипов и другими установками и параметрами, по которым и оценивает прожитые годы. Если учесть, что требования к миру появляются уже в детском возрасте и активно применяются во время общения, то с возрастом люди все глубже и глубже погрязают в своих обидах, выливающихся в итоге в латентную или актуализированную конфронтацию с социальными группами, с самим собою. Подтверждение наших слов находится в книге В. Франкла «Человек в поисках смысла». В ней говорится о чувстве утраты смысла у современного человека: «Здесь, в Америке, я со всех сторон окружен молодыми людьми моего возраста, которые отчаянно пытаются найти смысл своего существования. Недавно умер один из моих лучших друзей, которому найти этот смысл не удалось» /3, с. 24/. Все эти люди, о которых пишет В. Франкл, сделавшие карьеру, жившие внешне вполне благополучной и счастливой жизнью, не обрели духовную гармонию и продолжали жаловаться на непреодолимое ощущение полной утраты смысла. Вышеназванный автор, известный создатель логотерапии, т.е. терапии словом, приводит в своей книге шокирующую статистику: «Из статистики известно, что среди причин смертности у американских студентов второе место по частоте после дорожно-транспортных происшествий занимают самоубийства. При этом число попыток самоубийства (не закончившихся смертельным исходом) в 15 раз больше» /3, с. 26/. И речь идет о весьма благополучной по материальному уровню достатка группе людей, которые жили в полном согласии со своей семьей и активно участвовали в общественной жизни, имея все основания быть довольными своими академическими успехами.

По официальной статистике ежегодно в мире умирают от суицида 1100000 человек. Россия же стоит на 3 месте в группе стран по высокому и очень высокому уровню самоубийств после Литвы и Белоруссии. У нас оканчивают жизнь самоубийством примерно 36 человек на 100 тыс. населения, что еще раз подтверждает серьезность сложившейся ситуации. Достаточно точно подметил А. Эйнштейн, что тот, кто ощущает свою жизнь лишенной смысла, не только несчастлив, но и вряд ли жизнеспособен. В свете серьезности проблемы духовного кризиса человека, нередко ведущей к самоубийству или фрустрации, попытаемся проанализировать различные варианты и способы ее разрешения.

Одна часть людей находит «выход» из духовного кризиса в позиционировании индивидуальности, полагая себя уникальными и отгораживаясь от тех, кому это не нравится. Такая группа старается закрепить свою позицию эксклюзивными брендовыми вещами, т.е. тем, что Э. Фромм называл принципом «иметь», т.е. потребительским отношением к миру. В этой связи популярная политика «индивидуализации» США (политика, сводящая систему ценностей к «американской мечте» - мечте материального благосостояния и потребления) не способствует решению не только проблем единичного человека, но и проблем социальных отношения в целом. Стоит только представить, что произойдет, если данную позицию займет каждый.

Есть еще один путь «решения» проблем – психологические тренинги. На них учат любви к ближнему своему, принятию жизни, только аргументом является не религиозные догмы, например, «так написано в Библии» или «на все воля божья», а гендерно-биологическая аргументация, сводящаяся к принципу: не нужно навязывать супруге или супругу личные привычки, так как от природы у мужчин и женщин различное мышление. Если мужчины мыслят понятиями, воспринимают все буквально, то женщины выражаются абстрактно, а действуют на волне эмоционального порыва, что для логически думающих мужей совершенно непонятно. Человек, успешно прошедший такой тренинг, однако, практикует полученные навыки недолго, так как они очень часто оказываются погребенными под слоем обид или требований. В таком случае, либо он ведет себя, как и раньше, либо ему необходим повторный курс.

Практика участия во многих различных семинарах и тренингах показывает, что многие психологи вводят человека в транс, используя определенные техники, способствующие выявлению внутри его психики скрытых причин ошибок, обид, недостатков и комплексов. Однако такого рода тренинг только «раздирает на части» и ворошит осиное гнездо подсознания, не давая рецепта для дальнейшей сборки своего Я, не прорабатывая все жизненные ситуации, поскольку для этого понадобилось бы слишком много времени. Ведь наше развитие идет по спирали, и на каждом уровне мы должны прорабатывать одни и те же проблемы. Ввиду нехватки сил, времени и денег человек в итоге вынужден прекратить свои психологические тренинги. Есть и другие моменты, но итог один – человек остается наедине со своими проблемами и опять собирает себя по кусочкам, как может. Таким образом, оказывается, что психологические тренинги малоэффективны и могут лишь мотивировать на короткий период жизни.

Третья группа людей идет по пути искания, т.е. развития. С позиции философии, развитие – необратимое, направленное, закономерное изменение объектов, в результате которого возникает качественное изменение состояния их состава и структур с учетом временных показателей, т.е. усложнение системы человек-природа-мир. По отношению к высшему и среднему образованию эта характеристика стала не актуальна, так как знания не только не соответствуют квалификации, но и редко оказывают влияние на изменение сознания студентов, а само получение диплома продиктовано не интересом самосовершенствования, а модой. Если раньше необходимо было заниматься саморазвитием, и это было частью образовательной системы в СССР, то сегодня самообразование и образование находятся в разрыве. Первое не вытекает из второго. Вместе с тем, огромный поток информации и усложнение социальных, политических, экономических процессов ставит перед человеком необходимость развития, так как необходимо учиться перерабатывать и систематизировать информацию, а значит, мыслить широко, иметь систему мировоззрения. Такой путь ведет одновременно и к осознанию себя, своего места в мире.

В процессе становления общества у человека вместе со способностью познавать, ставить и осуществлять цели формировалось самосознание и на его основе мировоззрение. Житейские мироощущения и мировосприятия, основанные на здравом смысле и содержащие в себе предрассудки и мифические элементы, не отличаются глубиной проникновения в суть явлений, систематичностью, обоснованностью. Теоретическое миропонимание, к которому принадлежит и философия, избавляется от названных недостатков. В миропонимании в интегральном виде представлены знания, ведущие к поиску истины; ценности как отношение людей ко всему происходящему; жизненные позиции (убеждения человека), сформировавшиеся на основе познания и оценок и превращающиеся через эмоции и волю в поступки.

Мировоззрение воплощается в индивиде как единство его философских, нравственных, политических, эстетических и иных представлений. Оно выявляет место и роль человека в обществе и в мире в целом, придает истории человечества смысл, обеспечивает общее ориентирование в совокупности бытия, направляет жизненную стратегию и программу поведения. Мировоззренческая функция философии обеспечивает осознание человеком своего места в усложняющемся мире. Методологическая функция философии, тесно связанная с мировоззренческой, направляет человека в его отношении к миру, учит стратегии жизни, «каким надо быть, чтобы быть человеком».

Одним из союзников развития является продуктивная критика, которая расшатывает устаревшие взгляды и в тоже время сохраняет в отвергаемых формах мировоззрения все действительно ценное, так как человек перестает «ходить по кругу», а его развитие начинает двигаться по спирали. Но опираться только на разум неэффективно, что можно увидеть из анализа истории философии, а также особенностей русского менталитета, для которого духовная составляющая долгое время являлась приоритетной.

Еще одним путем развития является религия, так как верующие люди преступают через собственную гордыню, учатся возлюбить ближнего своего, принимать этот мир такой, какой он есть, воспринимать проблемы как уроки, необходимые для единения с Богом. Похожим путем пошло движение, созданное после появления фильма «Плати вперед», герои которого делали добрые дела, руководствуясь сердцем и гуманностью, нежели стремлением к индивидуализации и нахождению себя. А опоры на чувственный опыт, как показывает современная жизнь, не достаточно, так как люди доводят личную веру чаще всего до фанатизма. Таким образом, оптимальным является синтез философии и религии, тем более, что у них есть общая цель – вывести человека из сферы обыденности, придать его жизни смысл, открыть путь к самым сокровенным ценностям, увлечь идеалами. Наиболее существенная общая проблематика религии и философии – духовно-нравственная.

Религия и философия, имея определенное родство, вместе с тем избрали разные пути раскрытия тайн сущего. Основу религиозного воззрения на мир составляет вера, признание чуда, т.е. волюнтаристских проявлений Бога, не подчиненных законам природы. Философия же отразила нарастающую потребность в понимании мира и человека с позиции «светского» знания, «естественного» разума. Религия, по мнению Б. Спинозы, добивается принятия жизни такой, какова она есть, пребывает на уровне воображения, а философия ставит своей целью постижения истины.

Как правило, в духовном освоении мира подчеркивалась роль наставника, призванного помочь ищущему идти по правильному пути. Акцент делался на познании ценностного значения и смысла явлений и стремлении к личностному самосовершенствованию при соблюдении традиций социальной группы, которой принадлежит индивид. Философские поиски были направлены прежде всего на человека и его душу, на разработку этической проблематики.

Изучив историю философии, можно привести достаточное количество примеров людей, которые смогли совместить философию и религию воедино. Так, например, Франциско Скорина, восточнославянский первопечатник, философ-гуманист, писатель, общественный деятель, предприниматель и ученый-медик говорил, что привязанность живых существ к родным местам есть естественное и универсальное свойство, закономерность бытия, при этом жизнь индивида становится разумной, целенаправленной. В результате связи живого существа с родом, а личности с народом человек вплетается в родную землю, в общество. Данный мыслитель возвеличивает родные места и защищает родной язык как источник национального самосознания и патриотической гордости.

В пример можно привести и Канта, утверждающего, что человеческому разуму свойственно постоянно задаваться вопросом. Но там, где не хватает теоретических знаний и опыта, возникает пустота, которую можно заполнить верой, так как рациональным путем не представляется возможным доказать бессмертие души или существование Бога.

Другим примером является Эрих Фромм. Основными причинами конфликтов, лежащих в фундаменте человеческого существования в современном мире, он считает отчуждение, дегуманизацию и обезличивание человека в обществе потребления. Чтобы устранить эти негативные явления, надо изменить социальные условия, т.е. построить более гуманное общество, а также раскрепостить внутренние способности человека к любви, вере, разуму. Ввиду невозможности изменить общественные устои на данный момент, человек все же может изменить личное отношение к данной ситуации, т.е. принять жизнь и людей такими, какие они есть, тогда человек приобретет еще больший дар – ощущение любви, милосердия и сострадания. По сравнению с животным человек обладает способностью принятия решений, но столкновение с альтернативами порождает состояние тревоги и неуверенности. Несмотря на это, человек вынужден брать ответственность за себя и свои поступки, в противном случае окружающие начинают его зеркалить, пока душа не постигнет необходимого (например: отношения мужа и жены, матери и сына и т.д.), и только осознав проблемы, идущие изнутри, мы наблюдаем изменение не только самой ситуации, но и поведения в нашем окружении.

Можно привести слова В.С. Соловьева, утверждавшего, что частные науки в своем искании истины основываются на известных данных, принимаемых на веру. В целом русские религиозные философы XIX-XX вв. считали, что вера – важнейший феномен духовности человека, она является условием и стимулом творчества, есть непосредственное принятие сознанием смысложизненных положений как высших истин, норм и ценностей.

Изучив биографии творческих людей – художников, писателей, изобретателей, ученых и других – мы сможем увидеть, что многие являлись глубоко верующими людьми. Например, высказывание Эйнштейна о том, что маленькое знание отдаляет нас от Бога, а большое – приближает к нему.

Что же касаемо России, то необходимо заметить, что в России развитие еще со времен Киевской Руси понималось как богопознание, поэтому для менталитета нашего народа данный путь более близок. Тем не менее, современные условия в других сферах делают необходимыми и общефилософские знания. Ценным примером в данном случае могут являться некоторые традиции Китая. По мнению китайских мудрецов, идеальный человек обладает человеколюбием. Общество опирается на моральные нормы, имеющие небесное происхождение. Принцип морали - «чего не желаешь себе, того не делай другим», сформулированный Конфуцием, - в последующем многократно воспроизводился. Главная задача человека на земле – забота о других людях, а точнее душах. А все вещи рождаются и изменяются благодаря собственному пути, в процессе изменения они переходят в свою противоположность. Данные мысли находим и в афоризмах у Лао-цзы: «Совершенноумный стремится к тому, чтобы сделать экзистенцию сытой, а не к тому, чтобы иметь красивые вещи» /5/. Многие авторы из разных областей признают, что глубже учителя Конфуция истину жизни пока не смог никто постичь. А результатом такого познания является системный взгляд на мир, т.е. гармоничное сочетание философии и религии.

Таким образом, нашему обществу необходимо не только осознать, что возникший кризис можно преодолеть лишь личными исканиями и самообразованием, но и научиться вычленять ценный опыт как из личной истории, так и из историй других культур, адаптируя и учитывая индивидуальность русского менталитета.

Что же касается Запада, то многие ученые и другие авторитетные люди утверждают о ненужности бездумного копирования их моделей, так как, несмотря на достигнутый уровень жизни, проблемы несправедливости и человеческих страданий там не решены. Ведь основная задача любого государства не в том, чтобы изменить мир, а в том, чтобы содействовать духовному самосовершенствованию личности.

Рабочие материалы