Меню
Бесплатно
Главная  /  Педикулез  /  Проверка парных согласных звуков в корне слова. Правописание парных согласных в корне слов Смотреть что такое "парные согласные" в других словарях

Проверка парных согласных звуков в корне слова. Правописание парных согласных в корне слов Смотреть что такое "парные согласные" в других словарях

Русский язык отмечается несоответствием правописания и произношения. Такая особенность создает немало трудностей. Чтобы владеть русским языком в совершенстве, следует изучать основы правописания с начальных классов. Особого внимания требуют парные согласные звуки в корне слова.

Главный вопрос, интересующий учащихся, что такое и как выглядят парные согласные.

Что такое парные звуки, можно понять через сравнение. Согласные в корне слова сопоставляются в соответствии с определенными признаками. Среди множества критериев изучения принято выделять принцип противопоставления звуков по признаку глухости/звонкости.

Рассматривая согласные в корне слова, учащиеся замечают характерную особенность. При идентичности способа произношения и места образования звуковое сравнение происходит в зависимости от голосового участия. При изучении, что такое парные звуки, акцентируется внимание на процессе звучания. Участие голоса дает представление о таком понятии, как парные согласные в корне.

Обратите внимание! Согласные в корне слова формируют конкретное сочетание по звуковому соответствию.

Согласные в корне слова целесообразно распределить на 3 группы звуков, а именно:

  1. б, в, г, д, ж, з;
  2. п, ф, к, т, ш, с;
  3. й, л, м, х, ц, ч, щ.

Элементы из первых двух групп соответствуют друг другу по принципу звонкости/глухости. Третья группа выделяется отсутствием парного сочетания по такому принципу.

Парные согласные

Основы правописания

Изучение парных согласных звуков в корне слова осуществляется в рамках образовательной программы 3 класса. Это обусловлено тем, что 3 класс ознаменовывается освоением основ правописания и правил русского языка.

Отдельное место в программе обучения отводится курсу правописания парных звуков.

Написание парных согласных звуков в корне слова требует повышенного внимания со стороны учителя русского языка.

Это связано с проблематичностью постановки учащимися правильной буквы. Не освоив правило, ученики столкнутся с трудностями в написании обычных текстов и проверочных работ.

В результате возникнут проблемы с успешным окончанием учебного года и переводом в следующий класс. Ошибки будут присутствовать не только при обучении в школе, но и при поступлении в среднее или высшее учебное заведение. Не радует перспектива безграмотности сотрудников на рабочем месте.

Обратите внимание ! В русском языке при написании слова не руководствуются произношением.

Произношение парных звуков отмечается способностью взаимозаменять друг друга. В письменном варианте такая взаимозаменяемость не отражается. Написание парных согласных в корне слова сопровождается неизменностью букв. Присутствие иных звуков не учитывается. Данная особенность составляет основу морфемного единообразия. Этот принцип используется при выборе, какой парный согласный в корне необходимо написать.

Парные согласные в корне и их написание подчиняется следующему правилу:

  • Учитывается одинаковое отображение корня слова. Принцип единообразия определен семантикой.
  • Проверка написания совершается путем подбора однокоренных слов или переменой словоформы. В качестве проверочного слова должно использоваться такое, где сомнительная буква сопровождается сонорным или гласным звуком. Под сонорными понимаются звуки й, л, м, н, р.

Основы правописания сопряжены с умением выделять корень. В первую очередь необходимо выделить исходное значение. Вторичным считается формирование проверочного варианта. Обнаружение гласной, присутствующей после проверочного корня, отмечается подчеркиванием 2 чертами. Разбор подобного характера делает очевидным правильное написание первоначального варианта. Также становятся ясными причины отображения той или иной согласной.

Наличие букв в сильной позиции не требует проверки. Это актуально для слов, в которых за согласным звуком следует сонорный согласный или гласный.

Основополагающая задача учителя заключается в умении донести необходимые знания до группы учеников. Способность учащихся подбирать для проверки однокоренные слова определяет их успех в правописании.

Полезное видео: глухие и звонкие парные согласные в корне слова

Примеры

Такие свойства, как звонкость и глухость согласных звуков, могут быть определены по смысловому оттенку.

Примеры включают следующие пары:

  • Куст – густ . По отношению к кусту используется сочетание над речкой , к слову густ — суп.
  • Столп – столб . Для столба применимо прилагательное телеграфный , для столпа Александрийский.
  • Кора – гора. Гора сочетается с прилагательным высокая , кора – с уточнением дуба.
  • Шара – жара. Жара дополняется прилагательным невыносимая , шара – существительным поверхность.
  • Рос – роз. Слово рос рассматривается в сочетании с существительным мальчик , роз – со словом букет .
  • Том – дом . Для дома актуально прилагательное новый , для тома толстый .

Парные согласные требуют обязательной проверки. Такая необходимость обусловлена возникновением путаницы по смыслу. Например, пара слов рос – роз . Данное сочетание отмечается присутствием согласных на конце слова. Это формирует попадание звуков в слабую позицию.

Проверяемые согласные подвергаются изучению путем изменения:

  • Прилагательных и существительных – по падежам и числам.
  • – по числам и лицам.

Для проверки используется суффиксный способ словообразования с появлением иных частей речи.

Рассмотрим способы проверки на примере слов:

  • стол[п];
  • ле[х]кий;
  • бере[с]ка;
  • про[п]ка;
  • кана[ф]ка;
  • скла[т]ка;
  • коро[п]ка;
  • поез[т]ка;
  • була[ф]ка;
  • бу[т]ка;
  • доро[ш]ка;
  • сторо[ш]ка;
  • подру[ш]ка;
  • ука[с]ка;
  • обре[с]ка;
  • морко[ф]ки;
  • боро[т]ка;
  • сне[к].

Способ изменения числа приводит к таким результатам проверки, как:

  • стол[п] – столбы;
  • коло[з]ки – колосок.

Согласные в корне слова

Суффиксный способ словообразования порождает следующие проверочные слова:

  • ле[х]кий – легонько;
  • бере[с]ка – березонька;
  • скла[т]ка – складочка;
  • про[п]ка – пробочка;
  • була[ф]ка – булавочка;
  • пое[т]ка – поездить;
  • коро[п]ка – коробочка / коробейник;
  • бу[т]ка – будочка;
  • ска[д]ка – скатывать;
  • сторо[ш]ка – сторожить;
  • доро[ш]ка – дороженька;
  • подру[ш]ка – подруженька;
  • ука[с]ка – указочка;
  • обре[с]ка – обрезать;
  • сала[с]ки – салазок.

Актуально использование бессуфиксального способа, например:

  • кана[ф]ка – канава;
  • боро[т]ка – борода.

Изменение падежа приводит к возникновению таких версий, как:

  • морко[ф]ки – морковок;
  • сне[к] – снега.

По результатам проведенных проверок становится возможным сформировать конечный вариант:

  • стол[п] – столбы – столб;
  • коло[з]ки – колосок – колоски;
  • бере[с]ка – березонька — березка;
  • ле[х]кий – легонько — легкий;
  • коро[п]ка – коробочка / коробейник – коробка;
  • про[п]ка – пробочка – пробка;
  • була[ф]ка – булавочка – булавка;
  • скла[т]ка – складочка – складка;
  • ска[д]ка – скатывать – скатка;
  • поез[т]ка – поездить – поездка;
  • бу[т]ка – будочка – будка;
  • подру[ш]ка – подруженька – подружка;
  • доро[ш]ка – дороженька – дорожка;
  • обре[с]ка – обрезать – обрезка;
  • сторо[ш]ка – сторожить – сторожка;
  • боро[т]ка – борода – бородка;
  • ука[с]ка – указочка – указка;
  • морко[ф]ки – морковок – морковки;
  • кана[ф]ка – канава – канавка;
  • сне[к] – снега – снег.

Полезное видео: правописание звонких и глухих согласных в корне

Вывод

Знание основ русского языка существенно упрощает процесс написания. Доскональное изучение парных согласных звуков в корне слова предупреждает ошибки и безграмотность учащихся.

Вконтакте

В русском языке разделяются глухие и звонкие согласные. Правила написания букв, обозначающих их, начинают изучать уже в первом классе. Но даже по окончании школы многие так и не могут без ошибок писать слова, где встречаются глухие и звонкие согласные. И это печально.

Зачем нужно правильно писать глухие и звонкие согласные в русском языке

Некоторые люди относятся к культуре письма поверхностно. Они оправдывают своё незнание в этой области такой расхожей фразой: «Какая разница, как написано, всё равно ведь понятно, о чём речь!»

На самом деле ошибки в написании слов свидетельствуют о низком уровне культуры личности. Нельзя считать себя развитым человеком, не умея правильно писать на своём родном языке.

Есть и ещё один факт, свидетельствующий в пользу правила о безошибочном написании. Ведь глухие и звонкие согласные иногда находятся в таких словах, которые устной в речи являются омофонами. То есть звучат одинаково, а пишутся по-разному. Неверное употребление буквы в них чревато потерей или изменением смысла контекста.

Например, слова "пруд" - "прут", "кот" - "код", "рог" - "рок" как раз входят в этот список.

Позорный проигрыш

Школьникам на уроке русского языка можно рассказать смешной эпизод из жизни. Он должен быть основан на том факте, что несколько ребят не умели правильно писать в словах буквы, обозначающие звонкие и глухие согласные звуки.

А произошло это во время школьной командной игры «Кладоискатели». В правилах её было отмечено, что нужно двигаться по маршруту, указанном в записках. Причём место, где было спрятано следующее письмо, указывалось не точно. Записка содержала только намёк на него.

Вот команды получили первые письма с таким текстом: «Дорога, луг, камень». Одна группа ребят сразу побежала в сторону лужайки, нашла там камень, под которым и было спрятано письмо. Вторая же, перепутав слова-омофоны «луг» и «лук», побежала к грядке. Но, естественно, среди ярко зеленеющих рядов никакого камня они не обнаружили.

Можно историю изменить таким образом, будто составлял записки неграмотный писака. Именно он, давая указания членам своей команды, вместо слова «луг» использовал «лук». Не зная, как пишутся парные звонкие и глухие согласные, «грамотей» ввёл ребят в заблуждение. В результате соревнование было сорвано.

Правило написания сомнительных парных по глухости-звонкости согласных

На самом деле проверить, какую букву следует писать в том или ином случае, достаточно просто. Парные звонкие и глухие согласные звуки вызывают сомнения в написании лишь тогда, когда находятся в конце слова или за ними стоит ещё один согласный глухой звук. Если один из данных случаев имеет место быть, нужно подобрать однокоренное или изменить форму слова так, чтобы за сомнительным согласным следовал гласный звук. Можно также воспользоваться вариантом, где за проверяемой буквой стоит звонкий согласный.

Кружка - кружечка, снег - снега, хлеб - хлеба; резь - резной, пот - потный.

Дидактическая игра «Соедини проверяемое слово с проверочным»

Чтобы во время занятий успеть сделать больше, можно провести игру, в которой закрепляются навыки без записывания. Условием её будет задание, в котором детям предлагается только соединить проверочные слова с проверяемыми чертой. Времени на это уходит меньше, а проделанная работа будет чрезвычайно эффективна.

Интереснее станет игра, если проводить её в виде соревнования. Для этого составляют три варианта заданий, где используются два столбика. В одном записаны проверочные слова. В другой же нужно занести те, в которых находятся в сомнительном положении звонкие и глухие согласные. Примеры слов могут быть такими.

Первый столбик: хлеба, пруды, снега, луковка, луга, прутик . Второй столбик: лук, хлеб, луг, прут, снег, пруд.

Для усложнения задания можно включить в столбец с проверочными словами те, которые не подходят для проверки, то есть не являются однокоренными с теми, в написании которых существуют сомнения: снеки, слуга, спрут .

Таблица согласных по звонкости-глухости

Все согласные звуки делятся по нескольким параметрам. Во время фонетического разбора слова в школе указываются такие характеристики, как мягкость-твёрдость, звонкость или глухость. Например, звук [н] - согласный, твёрдый, звонкий. А звук [п] отличается от него только одной характеристикой: он не звонкий, а глухой. Отличие же звуков [р] и [р’] кроется лишь в мягкости и твёрдости.

Исходя из этих характеристик, составляется таблица, благодаря которой можно определить, имеет ли звук пару по мягкости-твёрдости. Ведь некоторые согласные бывают только мягкими либо только твёрдыми.

Также разделяют согласные звонкие и глухие. Таблица, представленная здесь, показывает, что некоторые звуки не имеют пару по этому признаку. Например, таковыми являются

  • й, л, м, н, р;
  • х, ц, ч, щ.

Причём звуки первого ряда являются звонкими, а звуки второго - глухими. Остальные же согласные являются парными. Именно они и составляют сложность в написании, так как часто слышится глухой звук там, где пишется буква, обозначающая звонкий согласный.

Проверки требуют только парные согласные - звонкие и глухие. Таблица отражает этот момент. Например, звук «б», попадая в конечную позицию или оказываясь перед другим глухим согласным, сам «оглушается», превращаясь в «п». То есть слово «граб» (порода дерева) произносится и слышится как [грап].

В таблице показано, что эти звуки являются парными по звонкости-глухости. Таковыми же можно назвать «в»-«ф», «г»-«к», «д»-«т», «ж»-«ш» и «з»-«с». Хотя к паре «г»-«к» можно добавить звук «х», который часто звучит в оглушённой позиции на месте «г»: мягок - мягкий [м’ахк’ий], лёгок - лёгкий [л’охк’ий].

Дидактическая игра-лото «Сомнительные согласные»

Чтобы занятия, на которых изучается правописание звонких и глухих согласных, не превратились в нудную рутину, следует их разнообразить. Педагогам и родителям можно подготовить для дидактической игры специальные небольшие карточки с картинками и словами, в которых есть сомнительные согласные звуки. Сомнительную согласную можно заменить точками или звёздочками.

Дополнительно следует изготовить более крупные карточки, в которых будут стоять только буквы, обозначающие парные по звонкости-глухости согласные. На стол раскладываются карточки с картинками.

По сигналу ведущего игроки берут их со стола и закрывают ими буквы на крупной карточке, которые являются пропущенными по их мнению. Кто раньше других и без ошибок закроет все окошечки, считается выигравшим.

Внеклассные мероприятия по русскому языку

Выигрышными вариантами развития интереса к этой области науки являются вечера, конкурсы, КВНы. Проводятся они во внеурочное время для всех желающих.

Очень важно составить увлекательный сценарий такого мероприятия. Особое внимание следует уделить разработке заданий, которые будут и полезными, и увлекательными. Такие мероприятия могут проводиться с учащимися самых разных возрастов.

Интересными заданиями могут быть и такие, которые содержат в себе элемент литературного творчества. Например, полезно предложить ребятам:

Составить рассказ о том, как поссорились звуки «т» и «д»;

Придумать как можно больше однокоренных слов к слову «рог» за одну минуту;

Написать короткое четверостишие с рифмами: луг-лук, прут-пруд.

Чередование согласных в русском языке

Иногда, вопреки законам правописания, некоторые буквы в словах заменяются другими. Например, «дух» и «душа». Исторически (этимологически) они являются однокоренными, однако имеют разные буквы в корне - «х» и «ш». Такой же процесс чередования согласных наблюдается в словах «ноша» и «носить». Но в последнем случае звук «ш» чередуется с согласным «с».

Однако следует заметить, что это - не чередование звонких и глухих согласных, составляющих пару. Это особый вид замены одного звука другим, произошедший в глубокой древности, на заре формирования русского языка.

Чередуются такие согласные звуки:

  • з - ж - г (пример: друзья - дружить - друг);
  • т - ч (пример: летать - лечу);
  • ц - ч - к (пример: лицо - личный - лик);
  • с - ш - х (примеры: лесник - леший, пашня - пахать);
  • ж - д - жд (пример: вожак - водитель - вождение);
  • з - ст (пример: фантазия - фантастический);
  • щ - ск (пример: лощеный - лоск);
  • щ - ст (пример: мощеный - мостить).

Часто чередованием называют появление в глаголах звука «л», который носит в данном случае красивое название «эль эпентетикум». Примерами могут быть пары слов «люблю - любить», «кормлю - кормить», «куплю - купить», «графлю - графить», «ловлю - ловить», «гублю - губить».

Русский язык настолько богат, происходящие в нём процессы столь разнообразны, что если педагог постарается найти увлекательные варианты работы на занятиях как в классе, так и вне уроков, то многие подростки окунутся в мир познаний и открытий, по-настоящему заинтересуются этим школьным предметом.

Тема : Парные согласные в корне слова.

Цель : Сформировать представление о согласных орфограммах в корне слова, если эти согласные парные, если парные согласные стоят в конце слова, если парные согласные стоят в середине слова перед согласными; о способах проверки парных согласных в корне слова: изменением формы данного слова и подбором однокоренного слова. Привлечь внимание детей к тому, что парные согласные в середине слова можно проверить только подбором однокоренного слова.

Оборудование : ЦОР, памятка(как выделить корень в однокоренных словах.).

Ход урока:

I Словарная работа.

Картинный диктант . (Учитель показывает картинки, дети записывают словарные слова. Подчеркивают непроверяемую безударную гласную, ставят ударение)

Город, завод, мороз, сапог, тетрадь, морковь, карандаш, медведь, арбуз.

Поменяйтесь тетрадями, исправьте ошибки простым карандашом, если они есть.

А теперь сравните со словами, которые записаны у меня на доске.

Еще раз исправьте ошибки если они есть.

Внимательно посмотрите на словарные слова- что общего между ними?

(Существительные. Непроверяемые безударные гласные в корне слова, парные согласные в конце слова).

2 . Новый материал.

А)- Что значит парная согласная? (ей есть пара и когда мы произносим их, то воздух встречает одинаковую преграду, только одна произносится звонко – другая глухо).

Сколько их всего? (12).

Назовем их. (Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С.)

А другие согласные будем проверять? (Нет).

Почему? (Они как слышатся так и пишутся).

Например?

Произносим слово, что слышим, а пишем?

Вывод : Звонкие и глухие парные согласные в конце слова произносятся глухо. В конце слов произношение и обозначение на письме парных согласных могут совпадать и не совпадать.

Какое правило мы должны вспомнить, чтобы правильно написать парные согласные? (подобрать проверочное слово чтобы после парного согласного стоял гласный).

Так какова же будет тема урока?

Б) Работа с учебником.

Упражнение №45.

Прочитайте загадку, отгадайте. (Гриб.).

Какой согласный звук произносится в конце слова? (п)

–А пишем? (б)

Как проверим?

Спишите загадку. Слово-отгадку запишите после проверочного слова.

(Грибы- гриб).

Выделите корень. (Памятка)

В) Самостоятельная работа.

На доске:…-верблю (д, т),

…-ле(ф, в),

…-голу(б, п),

…-са(д, т),

…- жира(ф, в),

…-зу(б, п).

Запишите сначала проверочное слово, а затем проверяемое.Выделите корень. Подчеркните букву, которую проверяли.

Посмотрим как проверили?

Вывод : чтобы проверить парную согласную в конце слова, нужно либо изменить форму слова, либо подобрать однокоренное слово.

Физминутка.

Обратимся к нашей загадке. Посмотрите нет ли в ней слова с парной согласной?(ша п ка).

Где находится этот парный согласный звук? (в середине слова)

Как вы его нашли?(произношение и написание не совпадает).

Когда не совпадает?(перед глухими согласными)

–Как проверим?(шапочка-шапка).

На доске: …-указка,…-сказка,…-загадка,…-рыбка,…-дорожка.

Найдите в этих словах парные согласные. Подчеркните их.

Как проверим? Запишите.

Вывод : подбирали однокоренные слова-существительные, прилагательные, глаголы, чтобы после проверяемого согласного звука слышался гласный или звонкий согласный(н).

Что такое парные согласные?

  1. с-з, п-б, к-г.. . глухая и звонкая согласные
  2. парные согласные это Б-П, З-С, Ж-Ш, В-Ф и так далее. В слабой позиции значит после согласных стоит не гласная, а согласная или на конце слова. Например, леСТница, Сделать, луК
  3. парные согласные это:

    Толкование
    парные согласные
    Согласные, соотносительные по глу-хости-звонкостп: (б п), (бп), (в ф), (вф1 (г-к), (г-к), (д-т), (д-т), (ж-ш), (ж-ш) (з с), (зс); по твердости-мягкости! (б б), (в в), (д д) и т, д.

  4. п и б
    т и д
    ф и в
    и так далее
    одно из них звонкое, другое глухое
  5. например бп, гк, вф, дт, зс
  6. это звуки, разные по звонкости, но пред согласными звучат одинаково
  7. шесть пар:
    б-п
    в-ф
    г-к
    д-т
    ж-ш
    з-с
  8. шесть пар:
    б-п
    в-ф
    г-к
    д-т
    ж-ш
    з-с
    Источник: Филолог
  9. это секс секс секс
  10. шесть пар:
    б-п
    в-ф
    г-к
    д-т
    ж-ш
    з-с
  1. Загрузка... Когда и где была зафиксирована самая сильная засуха в России? в июне 1989 года. средняя температура за год была +29 градусов В каждом из...
  2. Загрузка... дайте оценку карлу великому а какие цели он перед собой ставил б какие способами он действовал, чтобы добиться цели в Карл Великий второй правитель...
  3. Загрузка... каково символическое значение белого цвета? в японской культуре это цвет смерти Невинность, непорочность Свобода, чистоте Значение белого цвета это воздух, солнце, чистота, прозрение, непорочность,...
  4. Загрузка... Что такое СЛОВО МОЛВИТ? Молвит-говорит. Безмолвие-молчание. Молва-слухи, разговоры. Молчун-неразговорчивый. говорит слово молвит-слово скажет говорит...-молва - говорить старо-славянское древне-русское как и схожее - мова...
  5. Загрузка... функции условного торможения??? Торможение главнейшее средство упорядочения и совершенствования условных рефлексов. Благодаря ему достигается сосредоточенность на наиболее важной в данный момент для организма деятельности,...

Парные согласные.

Парные звуки согласные
Бывают такие опасные!
Звук нечётко слышится…
Буква, какая, пишется?
Но поставил рядом гласный –
И согласный неопасный!

1.Знать парные по звонкости - глухости согласные:

Б - П, В - Ф, Г - К, Д - Т, З - С, Ж - Ш.

Парные глухие: П, Ф, К, Т, С, Ш. Непарные глухие: Х, Ц, Ч, Щ.

Парные звонкие: Б, В, Г, Д, З, Ж.

Непарные звонкие: Н, М, Л, Р, Й. (Эти согласные ещё называют сонорными)


2. Если корень слова заканчивается на один из парных согласных - это "ошибкоопасное место" (орфограмма парных согласных). (сне г , мос т .)

Если корень заканчивается на другой согласный - это не орфограмма! (ме л , со н .)

Орфограммы проверяются. Надо знать правило проверки написания парных согласных.

ПРАВИЛО:

Чтобы проверить парный согласный, надо подобрать такое проверочное слово, чтобы после согласного стоял гласный , либо сонорный (Н, М, Л, Р, Й) , либо буква В.

Для проверки подбираем родственное слово, либо изменяем форму слова:

Сне г - сне га , сне го вик;

моро з - моро зи ще, моро зн ый.

Парный согласный может стоять на конце слова, но не находиться в корне - смотр и т . Парный согласный находится в окончании.

Мы работаем с орфограммами в корне !

Парный согласный может находиться на конце слова (но обязательно в корне) - ду б , либо в середине слова (но обязательно в корне) - берё з ка.

Услышав два глухих согласных подряд (берё зк а), тоже нужно выполнить проверку.

ИТОГ:

Парные согласные в корне требуют проверки, если они находятся в "слабой позиции":

1)в конце слова (чи ж )

2)в середине слова и после парного согласного стоит глухой согласный(лё гк ий).

"Сильная позиция" согласного- когда после парного согласного стоит гласная или сонорная согласная Л,М,Н,Р. Проверка в этом случае не требуется.

Правильно выделяйте орфограмму парного согласного: выделить дугой корень слова, подчеркнуть парный согласный , требующий проверки одной чертой, а в проверочном слове выделить корень , парный согласный подчеркнуть одной чертой, а букву за ним - двумя чертами .