Меню
Бесплатно
Главная  /  Родинки  /  Логопедическое занятие на тему "профессии". Конспект грамматического занятия Логопедические конспекты по теме профессии

Логопедическое занятие на тему "профессии". Конспект грамматического занятия Логопедические конспекты по теме профессии

Конспект логопедического занятия «Профессии» для детей ОНР

Цель: Вызвать у детей интерес к окружающему миру, расширять знания и представления о профессиях.

Задачи занятия:

Коррекционно-образовательная:

Учить детей называть профессии по месту работы или роду занятия.

Коррекционно-развивающие:

  • закреплять у детей употребление имен существительных в творительном падеже;
  • упражнять в образовании имен существительных множественного числа родительного падежа;
  • развивать логическое мышление, связную речь, умение строить предложения.

Коррекционно-воспитательная:

Воспитывать у детей интерес к людям раз личных профессий и желание добиваться успеха собственным трудом.

Оборудование: предметные или сюжетные картинки с изображением людей различных профессий и инструментов.

Ход занятия

1. Организационный момент.

(Установление эмоционального контакта)

Придумано кем-то просто и мудро

При встречи здороваться:

Доброе утро!

Доброе утро, солнцу и птицам.

Доброе утро, улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым доверчивым

Доброе утро длится до вечера!

Доброе утро, ребята! 1,2, 3, 4, 5 – становитесь в круг играть. Проходите на разноцветные кружки. У меня в руках мяч. Он излучает добро и передает его людям, которые держат его в руках. Мы будем передавать руками мяч и, обращаясь, друг к другу по имени, пожелаем друг другу доброго утра.

2. Объявление темы.

Логопед: У каждого взрослого человека есть профессия. А какие они, эти профессии? Чем они полезны для других людей?

Для того чтобы еще больше узнать о профессиях, сегодня на занятии мы с вами отправимся в путешествие.

А на чем мы с вами отправимся в путешествие, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Он по рельсам быстро мчал -

Шпалы все пересчитал.

(Поезд) на слайде появляется картинка

Правильно! Мы поедем на поезде.

Кто управляет поездом? (машинист) на слайде появляется картинка

Кто еще работает на поезде? (проводник) на слайде появляется картинка

Развитие дыхания.

Прислушайтесь. Впереди слышится гудок поезда.

Сделали вдох носиком, на одном выдохе произносим слог ТУ-ТУ-ТУ

Развитие мимической мускулатуры.

А теперь посмотрите в окно, направо. Солнышко так ярко светит нам прямо в глаза. Зажмурьте свои глазки. Посмотрите налево. Прохожие нам улыбаются. Давайте им тоже улыбнемся. Помашем им рукой.

3. Вводная беседа.

Что же такое профессия? Профессия - это значит умение. Если человек приобрел профессию, значит, он владеет специальными знаниями. Выбор профессии - сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека.

Люди имеют самые разные профессии и выполняют различную работу. Они зарабатывают деньги, чтобы купить жилье, пищу и одежду. Профессия – это труд, которому человек посвящает всю свою жизнь.

4.Развитие лексико-грамматических категорий. Отгадывание загадок с опорой на картинки. (Развитие речевого слуха, мышления, диалогической речи)

Мы попали на станцию Загадок. Надо отгадать загадки о профессиях.

Он в дни болезней всех полезней.

И излечит, исцелит,

И ангину, и бронхит. (врач)

Целый день я шью, да шью.

Я одел всю семью.

Погоди и ты немножко

Будет и тебе одежка. (портной).

С огнем бороться мы должны – Мы смелые работники,

С водою мы напарники

Мы очень людям всем нужны

Так кто же мы? (пожарники)

Средь облаков на высоте

Мы дружно строим дом,

Чтоб в тепле и красоте

Счастливо жили в нем. (строители)

Мастер сделает прическу

Феном, щеткой и расческой.

Пышно локоны завьет.

Челку щеткою взобьет,

Все в его руках горит –

Он изменит внешний вид ! (парикмахер)

Ребята, какие вы молодцы вы справились с заданием.

Стучат, стучат колеса,

Наш поезд мчится вдаль,

Наш состав отправляется к следующей станции. А на следующей станции наш ждет письмо, наш друг Незнайка его нам оставил. Сейчас мы узнаем что- же он нам пишет, ребята, но он все перепутал, давайте ему поможем, и исправим ошибки.

Повар лечит, а врач готовит;

Космонавт едет, а шофер летает;

Доктор учит, а учитель лечит;

Милиционер охраняет, а учитель учит;

Продавец строит, а строитель продает;

Портной готовит, а повар кроет;

Врач лечит, а космонавт летает;

Маляр рисует, а художник красит;

Парикмахер спасает, а пожарный делает модные прически.

Пальчиковая гимнастика Самомассаж с шариком Су-джок «Сапожник».

Посмотрите, на краю стола у вас лежит шарик Су-джок.

Мастер, мастер, помоги,

Прохудились сапоги! (катаем шарики в ладонях)

Забивай, покрепче гвозди –

Мы пойдем сегодня в гости. Сжимаем шарик в ладошке.

О какой профессии эта загадка? (сапожник)

Игра с мячом «Назови действие»

Предлагаю вам игру с мячом, а для этого нужно занять места на разноцветных кружках. 1,2, 3, 4, 5 – становитесь в круг играть.

Я буду называть инструменты, а вы должны дать ответ, что с этим инструментом делают, какие действия совершают.

Ножом – . Метлой - . Пилой - . Из лейки - . Топором - .Лопатой - . Иглой - . Ножницами - . Расческой - . На весах - . В кастрюле - . В сковороде - . Градусником - . Кистью - .

Физкультминутка «профессии». Выполнение движений по тексту стихотворения

Мы в профессии играли –

В миг мы лётчиками стали!

В самолёте полетали

И шофёрами вдруг стали!

Руль теперь у нас в руках -

Быстро едим по горам!

А теперь на стройке мы,

Кладём ровно кирпичи.

Раз - кирпич и два, и три –

Строим дом мы, посмотри!

Вот закончена игра,

Снова сесть нам всем пора.

Игра «Положи слово на ладошку» «Кому что нужно?» Пополнение словаря по теме «Профессии».

Ребята, мы поиграем в игру, которая называется «Положи слово на ладошку». Я буду подходить, протягивая ладонь и называя профессию, а вы дотрагиваясь до моей ладони, даете ответ, Кому, что нужно?

Косарю - коса. Художнику - кисточки. Портному - игла. Парикмахеру - ножницы, фен. Повару - нож, поварешка. Программисту - компьютер Врачу - фонендоскоп, градусник. Учителю - книги, указка, доска. Дворнику - метла, лопата. Мотоциклисту - мотоцикл. И т.д.

С заданием справились. Молодцы.

Игра Четвёртый лишний».

Прочитайте слова, выделите лишнее, объясните почему оно лишнее

Шофёр, пожарный, машина, милиционер. (Лишнее слово «машина», потому что машина - это транспорт, а остальные профессии.)

Подметает, расчищает, убирает, варит. (Лишнее слово варит, потому что это действие повара, а остальные действия дворника.

Ножницы, расчёска, шампунь, бинт. (Лишнее слово бинт, потому что бинт- это предмет врача, а остальные предметы парикмахера.

Градусник, шприц, врач, вата. (Лишнее слово врач, потому что это профессия, а остальные предметы врача.

Игра «Один - много». Образование формы множественного числа существительных.
Одна коса, а много кос.

Один нож, а много ножей. Одна кисточка, а много кисточек. Один компьютер, а много компьютеров. И т.д.

5. Итог занятия.

- Наше путешествие в город «Профессий» закончилось. Мы узнали много нового о профессиях.

Сегодня мы вспомнили так много профессий, как вы думаете, какая профессия самая важная. (Логопед подводит к тому, что все профессии хороши и все важны).

Твоё признание.

Строитель нам построит дом,

И мы в нем дружно заживём.

Костюм нарядный, выходной

Искусно нам сошьет портной.

Даст книги нам библиотекарь.

Хлеб испечет в пекарне пекарь.

Учитель выучит всему.

Научит грамоте, письму.

Письмо доставит почтальон,

А повар сварит нам бульон.

Я думаю, ты подрастешь

И дело по душе найдешь.


Разделы: Логопедия

Цели занятия:

  • Расширить словарь детей по теме “Профессии людей”.
  • Познакомить детей с суффиксальными способами словообразования: учит – учитель, летает – летчик, налаживает – наладчик, учитель – учительница, художник – художница, спортсмен – спортсменка.
  • Продолжить работу по обучению предложно-падежному управлению: творительный падеж – забивают молотком, стригут ножницами, шьют иголкой, дательный падеж – посуда нужна повару, указка нужна учителю, жезл нужен постовому, родительный падеж – белый халат у врача, лётная форма у пилота.
  • Учить детей составлять сложносочиненные предложения с противительным союзом “а”: Врач лечит, а повар готовит.
  • Активизировать в речи глагольную лексику, учить подбирать глаголы, обозначающие трудовые действия по всем профессиям.
  • Развивать память, внимание, мышление.
  • Формировать уважительное отношение к труду и людям разных профессий.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Дети в хороводе проговаривают приветствие:

Здравствуй, друг! Здравствуй, друг!
Засияло всё вокруг!
Раз-два, раз-два!
Заниматься нам пора!

2. Логопед читает стихотворение о профессиях и объявляет тему занятия.

Строитель нам построит дом,
И мы в нем дружно заживем.

Костюм нарядный, выходной
Искусно нам сошьет портной.

Даст книги нам библиотекарь,
Хлеб испечет в пекарне пекарь,

Учитель выучит всему –
Научит грамоте, письму.

Письмо доставит почтальон,
А повар сварит нам бульон.

Я думаю, ты подрастешь
И дело по душе найдешь!

Сегодня мы поговорим о профессиях людей.

3. Игра “Назови профессию”.

Дети передают мяч по кругу, называя разные профессии.

4. Игра “Кто что делает?”.

Логопед бросает мяч ребенку и называет профессию, ребенок бросает мяч обратно и называет, что человек этой профессии делает. Например: учитель – учит, строитель – строит, водитель – водит машину, продавец – продаёт товары, врач – лечит людей, воспитатель – воспитывает детей, парикмахер – делает прически, портной – шьёт и т. д.

5. Игра “Запомни профессию, составь предложение”.

Логопед раздает детям разноцветные флажки и называет каждому ребенку какую-то профессию. Затем с флажками выполняются упражнения. Дети прячут флажки за спину, логопед спрашивает, какого цвета у каждого флажок. После этого логопед собирает у детей флажки. Каждый ребенок, возвращая флажок, вспоминает свое слово и составляет с ним предложение. Например: Продавец продает игрушки.

6. Игра “Мужская и женская профессия”.

Логопед раздает мальчикам картинки с изображением мужчин разных профессий: учитель, портной, продавец, спортсмен, скрипач и т. д. Мальчики выбирают девочек, затем мальчик называет свою картинку: “Я учитель”. Девочка отвечает: “А я учительница”. Мальчики провожают девочек на стульчики.

7. Логопед читает стихотворение:

Нам воспитатель готовит еду,
Повар нам сказки читает в саду,
Доктор нам волосы быстро стрижет,
А парикмахер лекарства дает.

Логопед спрашивает детей, что в этом стихотворении неправильно, как можно исправить ошибки.

8. Игра “Небылицы”.

Логопед читает предложения: Повар лечит, а врач готовит. Строитель учит, а учитель строит. И т. д. Дети исправляют предложения.

9. Сюрпризный момент.

Приходит Человек – рассеянный, одетый в фуражку, медицинский халат и накидку парикмахера, приносит с собой инструменты для разных профессий. Дети помогают разобраться, что для какой профессии нужно. Например: фуражка нужна военному, фен нужен парикмахеру и т. д. Человек – рассеянный благодарит детей за помощь и восхищается их знаниями.

10. Игра с картинками “Подбери инструменты и оборудование людям разных профессий”.

На наборном полотне выставлены картинки людей разных профессий, а на столе разложены перевернутые картинки инструментов и оборудования. Дети выходят к столу, переворачивают картинку и объясняют, кому для работы нужен этот предмет. Например: градусник нужен медсестре, она меряет температуру; полицейская машина нужна полицейскому, он едет на задание.

11. Игра “Кем ты хочешь стать?”

На стойке висит одежда для разных профессий. Дети выбирают подходящую одежду и инструменты и одеваются врачом, парикмахером, поваром, пожарным. Затем каждый рассказывает, кем он будет, и как он будет работать.

12. Пословицы о труде.

Логопед говорит с детьми о том, что кем бы человек ни стал, главное, чтобы он трудился добросовестно. Логопед: “Пословица – мудрость народная, пословица недаром молвится”. Дети рассказывают пословицы о труде, которые они выучили дома с родителями.

Труд кормит, а лень портит.
Труд кормит и одевает.
Скучен день до вечера, когда делать нечего.
Сделал дело, гуляй смело.
Почет и труд рядом живут.
Всякий человек в деле познается.
Поработаешь до поту, так и поешь в охоту.
Где труд, там и счастье.
От скуки бери дело в руки.
Рукам работа – душе праздник.
Есть терпение – будет и умение.

13. Итог занятия.

Дети вспоминают, какие задания они выполняли на занятии.

Учитель-логопед хвалит детей.

Литература.

  1. День работой весел. Пословицы и поговорки о труде. – М.: “Детская литература”, 1986.
  2. Шорыгина Т.А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2004.

Марина Санникова
Конспект логопедического занятия «Профессии» для детей ОНР

План - конспект занятия с использованием интерактивной доски.

Организационная информация

Тема урока «Профессии »

Предмет, занятие Развитие лексико-грамматической стороны речи.

Контингент слушателей Старшая группа (5-6 лет)

Преподаватель (ФИО, должность) Санникова Марина Владимировна

Учитель-логопед

Образовательное учреждение МБДОУ детский сад комбинированного вида № 539

Методическая информация

Тип урока (занятия )

Изучение нового, обобщение знаний. Фронтальное занятие .

Цели урока (занятия )

Уточнить, расширить и активизировать словарь детей по теме «Профессии » .

Задачи урока (занятия )

Коррекционно-образовательные задачи :

Закрепить навыки словообразования и словоизменения : согласование существительных с прилагательными; существительных с глаголами; подбирать прилагательные к существительным;

Развивать связную речь; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением;

Учить детей называть профессии по месту работы или роду занятия .

Коррекционно-развивающие задачи :

Закреплять у детей умение употреблять имена существительные в творительном падеже;

Упражнять в образовании имён существительных множественного числа родительного падежа;

Совершенствовать фонематическое восприятие; упражнять в правильном дыхании; развивать мелкую моторику, память, внимание, мышление; умение слушать;

Коррекционно-воспитательные задачи :

Воспитывать у детей уважение к труду и бережного отношения к инструментам;

Воспитывать у детей интерес к людям различных профессий и желание добиваться успеха собственным трудом.

Оздоровительные задачи :

Развитие координации речи с движением, самомассаж.

Необходимое оборудование и материалы Смарт-доска, компьютер, проектор.

Картинки с изображением профессий людей и инструментов, предметные картинки : солнышко с разными эмоциями : грустное, веселое, удивлённое, сердитое; Незнайка, жетоны для оценивания ответов.

Использованные источники и литература (если имеются, в т. ч. ссылки на ресурсы Интернет Использование информационных компьютерных технологий в учебном процессе и проблемы его методического обеспечения. – Интернет ресурс http://www.eidos.ru/journal/2006/0901-5.htm

Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации : достижения и поиски. //Дефектология. - 1998. - № 1. с. 47-55.

Актуальность.

Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы с детьми с общим речевым недоразвитием. Отмечаемое у детей системное речевое недоразвитие, как правило, в сочетании с отставанием в развитии ряда психических функций требует дифференцированного подхода к выбору методов и приемов формирования навыков самостоятельных связных высказываний.

Связная речь детей старшей группы с общим недоразвитием речи (ОНР) отличается отсутствием четкости, последовательности изложения, отрывочностью. Детям с трудом дается пересказ рассказов, воспроизведение по образцу речи педагога, не говоря уже о самостоятельном и творческом рассказывании. Стоит отметить, что самостоятельно связная речь у детей с ОНР не формируется. Поэтому необходима четко спланированная систематическая коррекционная работа логопеда , предполагающая проведение специальных коррекционно-развивающих занятий и использование современных образовательных технологий.

Вся коррекционная работа построена по Программе Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной «Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада» с приоритетным осуществлением коррекции физического и (или) психического развития детей с тяжелыми нарушениями речи.

Цель программы : «Обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса. Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников».

Таким образом, цель коррекционной работы : организация эффективных условий, обеспечивающих формирование у воспитанников с речевыми нарушениями полноценной структуры речевой деятельности. Исходя из этой цели, приоритетным направлением моей педагогической деятельности являлось разработать систему логопедических занятий , с использованием интерактивной доски, направленную на развитие лексики и связной речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР. Достаточно высокие результаты итоговой диагностики по формированию связной речи и звукопроизношения, позволяют оценить значимость использования интерактивной доски при работе с детьми ТНР.

Коррекционное воздействие на речь проводится комплексно, т. е. включая в себя : мимическую и артикуляционную гимнастику; дыхательные и голосовые упражнения (для развития правильного речевого дыхания и выработки силы голоса) . Развитие фонематических процессов (анализа, синтеза, слуха и восприятия) ; накопление словаря по лексическим темам; развитие грамматической стороны речи; развитие связной речи, поэтому работа по данным направлениям как этапы включается в каждое занятие . Материал подбирается в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями детей .

Конспект логопедического занятия .

Предварительная работа : экскурсии на завод, фирму и т. д., чтение стихов о профессиях людей , разучивание упражнения «Профессии » , «Плотник» .

I.Организационное начало.

О ком стихотворение?

Упражнение «Плотник» :

Летят опилки белые,

Летят из-под пилы.

Это плотник делает

Рамы и полы.

Топором, рубанком

Выстругивает планки

Сделал подоконники

Без сучка, задоринки.

О ком стихотворение? Что плотник делает? Из какого материала?

Какие предметы сделал каждый из вас?

Дети :

Дети парами «пилят» пилой.

Руками рисуют квадрат.

Изображают работу топором, а потом рубанком.

Стряхивают «опилки» с рук и одежды.

Дети по одному перечисляют предметы, которые можно выстругать из дерева.

1.2 Самомассаж

Упражнение «Грабли» :

Листья падают в саду,

Я их граблями смету.

Ладони на себя, пальчики переплетены между собой, выпрямлены и тоже направлены на себя.

1.3 Развитие мимических мышц

Ох, хо-хо. Ах - ха-ха. Так - так- так

(и другие слоговые цепочки )

(Произнести фразу с разным настроением, «солнышко» с разными эмоциями : грустно, весело, удивлённо, сердито и т. д.)

Дети :

Улыбнулись, обрадовались

Нахмурились, огорчились

Дети произносят фразу по одному

1.4 Развитие мелкой моторики

Упражнение «Профессии » :

Каменщик из кирпичей

Стену строит. Дом ничей.

Я - маляр, я стены крашу,

Потолок («красим потолок» )

И кухню вашу.

Я - электрик. Свет включу

Только лампочку вкручу.

Приходите в новый дом

И живете долго в нем!

Дети :

Кладем правую руку на левую, левую на правую.

Расслабленной кистью водим вверх-вниз.

Движения рукой влево-вправо

«Включаем свет, нажимая на включатель»

Вращательные движения кистью правой руки

Ладони «домиком»

Развести руки в стороны.

II.Основная часть

Какие профессии ты знаешь ?

Какие профессии будут перечислены в стихотворении?

Доктор лечит нас от боли,

Есть учительница в школе,

Повар варит нам компот,

Парикмахер всех стрижет,

Шьет портной для нас штаны,

И сказать мы вам должны :

Лишних нет у нас профессий ,

Все профессии важны !

Какие профессии мы не назвали ?

Работа с презентацией

Люди, каких профессий работают с человеком?

Люди, каких профессий передвигаются на спецтехнике?

4 слайд – 5 слайд

Незнайка не поймёт, что это и кому надо отдать. Поможем ему?

Кому нужны следующие вещи?

Динамическая пауза «Плотник»

Исправь ошибки Незнайки :

Водитель – водит хоровод.

Сварщик – варит суп.

Пожарный – жарит котлеты.

Секретарь – хранит секреты.

Солист – солит огурцы.

Портной – работает в порту.

Кладовщик – ищет клады.

Отгадайте загадки Незнайки :

Без чего человек этой профессии не может работать ? Что лишнее?

1. Кто в дни болезней всех полезней

И лечит нас от всех болезней? (врач)

2. Скажите, кто так вкусно

Готовит щи капустные,

Пахучие котлеты,

Салаты, винегреты,

Все завтраки, обеды? (повар)

петь, писать и рисовать.

Он наук всех повелитель

Это школьный наш …

(учитель)

4. Кто построит цирк для нас?

Школу, храм и детский сад?

Возведёт он всё на раз,

Каждый будет дому рад!

(строитель)

5. Кто, скажите мне, такой

Охраняет наш покой,

За порядком он следит,

Хулиганить не велит? (милиционер)

6. Вмиг потушит он огонь

Он спасатель и герой!

(пожарный)

А когда их много?

Кто работает на машине, спецтехнике?

III .Составление связного рассказа.

Слайд № 14

Назови профессии своих родителей . Расскажи, чем они занимаются на работе.

Угадай, кого я загадал?

Это женская профессия , она работает на самолёте, она раздаёт пассажирам еду, заботится об их безопасности.

(стюардесса)

Тот, кто угадал, получает от Незнайки жетон и загадывает человека своей профессии .

Мнемотаблица для составления связного рассказа «Профессии »

См. Презентацию

Дети :

Составляют рассказы о профессиях своих родителей или выбранных ими по картинкам.

IV.Итог занятия

Кем ты хочешь стать, когда вырастешь? Чем тебе нравится именно эта профессия ?

Что понравилось на занятии ?

Незнайка благодарит вас за помощь и говорит вам до свидания.

V.Оценка и самооценка

Оценка работы детей на занятии .

(в течение занятия выдаются разноцветные жетоны за правильные ответы, в конце занятия жетоны подсчитываются; дети сами оценивают свою работу и работу друг друга).

Речевое заключение: Общее недоразвитие речи 3, 4 уровня

Класс: 1Б,В

Урок изучение нового материала.

Оборудование: интерактивная доска, карточки, сигнальные карточки, зеркала.

ТЕМА: «Профессии».

ЦЕЛЬ: уточнение и формирование представлений о профессиях, формирование навыков фонематического анализа и синтеза у учащихся 1 классов с ОНР 3.4 уровня через применение интерактивных форм работы.

ЗАДАЧИ:

обучающая – уточнение и формирование представлений учащихся о профессиях, продуктах труда;

Формирование навыков анализа и синтеза.

развивающая – содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся;

Обогащение и уточнение словарного запаса учащихся по лексической теме «Профессии»;

Развитие кругозора, внимания, наблюдательности.

воспитывающая – воспитывать уважение к труду, людей разных профессий;

Формирование положительного отношения к логопедическим занятиям.

    Психологический настрой.

Прозвенел звонок сейчас.

Все тихонько быстро встали,

Подравнялись и собрались.

Скажем: «Здравствуйте» друг другу (пауза)

А теперь тихонько сели,

На меня все посмотрели.

Начинаем наш урок.

Веер в руки мы возьмем,

Лепестки мы развернем,

Покажите все листок: «Если ты готов учиться»,

То зеленый пригодится.

«Не хотел идти учиться»

Красный может пригодиться.

«Я сердит на вас, друзья» -

Покажу вам синий я.

Сегодня к нам на занятие пришли гости, а кто это вы узнаете отгадав загадки.

II. Сообщение темы и цели.

1. Кто в дни болезни всех полезней

И лечит нас от всех болезней. (ДОКТОР)

2. Он летчик, не пилот,

И ведет не самолет,

А огромную ракету.

Дети, кто, скажите это? (КОСМОНАВТ)

3. Скажи, кто так вкусно

Готовит щи капустные,

Пахучие котлеты,

Салаты, винегреты. (ПОВАР)

4. У меня одеться рад

И артист, и депутат

Ловко шью своей иглой –

Ведь недаром я (ПОРТНОЙ)

Итак, ребята кто пришел к нам на занятия?

Люди, занимающиеся разными видами работ.

Что объединяет этих людей?

(Их объединяет разные ПРОФЕССИИ)

Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке?

Сегодня на уроке мы будем говорить о ПРОФЕССИИ.

Давайте прочитаем слово вместе ПРОФЕССИИ.

Поставьте ударение в слове.

Ударение падает на 2 слог, на гласную Е.

Обратите внимание в слове ПРОФЕССИИ удвоенные согласные ЭС и гласные И.

Давайте, разделим на слоги, прохлопав это слово по слогам. Приготовьте ваши ладошки.

Сколько раз мы хлопнули?

Можно ли узнать сколько в слове слогов?

Сколько в слове букв?

Сколько гласных?

Можно узнать сколько в слове гласных, столько и слогов?

Повторите вместе правило.

Сегодня на уроке мы побываем в мире профессий.

Ребята, скажите, что делают люди разных профессий (КЛАСТЕР)

III. Работа над новым материалом:

А) - Мы тоже будем сегодня трудиться, подготовим язычок к работе.

Б) Чтение стихотворения Джани Родари «Чем пахнут ремесла»

Людей различных профессий можно назвать волшебниками, т.к. руки мастеров создают предметы необычной красоты.

Что вы узнали нового из этого стихотворения?

(У каждого дела есть свой запах)

Чем пахнет в булочной? Почему?

Почему куртка шофера пахнет бензином?

Кто ничем не пахнет?

(Бездельник).

Кто такой бездельник?

Вывод: Человек, который ничего не делает.

А кем работают ваши родители мама и папа?

Хотели бы вы быть похожими на них?

Вы хотите трудиться или учится? Что лучше?

Давайте прочитаем пословицу: «Маленькое дело лучше большого безделья»

Пословица учит нас.

Вывод: Что же такое профессия? (Профессия – главное занятие человека, так люди приносят пользу).

Как вы думаете, как надо, относится к чужому труду? Почему?

Представьте, что тётя Лена помыла пол, а вы пришли в школу и забыли вторую обувь, прошли в класс в грязной обуви. Захочет ли тетя Лена снова мыть пол?

Вывод: Мы должны уважать труд людей всех профессий.

В) – Предлагаю вам поиграть. Встали все со своих мест.

Физминутка

Мы в профессии играли –

В миг мы лётчиками стали!

В самолёте полетали

И шофёрами вдруг стали!

Руль теперь в руках у нас-

Быстро едет первый класс!

А теперь на стройке мы

Кладём ровно кирпичи.

Раз- кирпич и два, и три –

Строим дом мы, посмотри!

Вот закончена игра,

Вновь за парты нам пора.

Г) - Ребята, сейчас поработаем в группах.

Катя пересядь за 1 парту, а Юля сядет за 3 парту.

У вас на столах лежат карточки с изображением людей разных профессий и карточки с незаконченными предложениями. Ваша задача прочитать эти предложения и дополнить их карточкой изображения человека с подходящей профессией. У вас 3 минуты. Когда вы закончите задание поднимите руки вверх. Начинайте.

В школе учит нас … (УЧИТЕЛЬ)

Строит здания … (СТРОИТЕЛЬ)

На тракторе пашет … (ТРАКТОРИСТ)

Поезд водит … (МАШИНИСТ)

Самолетом правит … (ЛЕТЧИК)

От болезней лечит … (ВРАЧ)

Сапоги шьет … (САПОЖНИК)

В шахте трудится … (ШАХТЕР)

Служит на море … (МОРЯК)

Кто всех знает … (МОЛОДЕЦ)

Давайте проверим правильно ли вы выполнили его.

(Проверка задания).

Молодцы, правильно выполнили задание.

- Д) Кинезиологическая гимнастика.

Много есть профессий знатных,

(Соединять пальцы правой руки с большим.)

И полезных, и приятных.

(Соединять пальцы левой руки с большим.)

Повар, врач, маляр, учитель,

Продавец, шахтёр, строитель…

(Последовательно соединять пальцы обеих рук с большим.)

Сразу всех не называю,

(Сжимать и разжимать кулачки.)

Вам продолжить предлагаю.

(Вытянуть руки вперёд ладонями вверх.)

Е) – Ребята у каждой профессии есть свои орудия труда: например, у повара – это кастрюля, а у швеи – это игла и т.д.

Ребята посмотрите на экран. Здесь показаны орудия труда человека какой-то профессии. Подумайте и отгадайте к человеку какой профессии они относятся?

Давайте проверим, правильно ли вы полнили это задание.

Важны ли все профессии? Для чего? (Они помогают людям).

Давайте разберем поэтапно эти слова:

Разделите слово на слоги?

Сколько слогов?

Поставьте ударение.

Ударение падает на гласную Ё, на 2 слог.

Вспомним правило если в слове есть гласная Ё, то она всегда под ударением.

Давайте повторим это правило.

Составим звуковую схему.

Сколько букв, звуков.

Работа со словом УЧИТЕЛЬ.

Работа со словом МОРЯК.

Работа со словом ВРАЧ.

Составьте предложения с этими словами.

Шофёр водит машину.

Учитель учит детей.

Моряк любит море.

Врач лечит людей.

IV. Итог занятия

О людях каких профессий мы сегодня узнали?

Кем бы вы хотели стать?

Больше всего узнать о разных профессиях помогут книги. Взять эти книги вы сможете в школьной библиотеке.

«Все работы хороши»

«Кем быть?». Это поможет вам в выборе вашей будущей профессии.

V. Рефлексия.

Снова веер мы возьмём,

Лепестки мы развернём,

Нам зеленый пригодится,

Кому легко было трудиться.

Кто с трудом усвоил знанья –

Красный цвет поможет нам.

Ну, а синий лепесток.

Тому, кто сегодня учиться не смог.

Образовательные области: Коммуникация, Здоровье.

Разделы: Развитие речи.

Тема: «Путешествие в мир профессий»

Цель : уточнить и закрепить представления детей о профессиях (врач, строитель, повар).

Задачи:

  • Коррекционно — образовательные: уточнить и расширить словарный запас по теме. Совершенствовать грамматический строй речи. Совершенствовать навыки построения простого предложения.
  • Корекционно — развивающие: развивать связную речь детей, зрительное и слуховое внимание, память, мышление, развивать сенсорное восприятие, речевое дыхание, артикуляционную, тонкую и общую моторику.
  • Коррекционно — воспитательные: формирование положительной установки на начало занятия, воспитывать чувство взаимопонимания, взаимопомощи, привить уважительное отношение к труду взрослых.

Оборудование: предметные картинки (врач, строитель, повар), конверты на каждого ребенка, картинки с изображением инструментов, продуктов питания, сенсорные мешочки.

Методы и приемы: словесный, наглядный, практический, здоровьесберегающий.

Предварительная работа: рассказы о профессиях (повар, врач, строитель), составление описательных рассказов с использованием мнемотаблицы, загадывание загадок, дидактические игры: «Кто что делает?», «Назови профессию», «Кому что нужно для работы?».

Словарная работа : профессия.

Открытое занятие в логопедической средней группе
Тема: «Путешествие в мир профессий»

Ход заня тия:

Организацион ный момент:

(логопед здоровается с детьми, говорит о том, что началось занятие по развитию речи)

Круг радости.

Крепко за руки и возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Улыбаемся вокруг,
Ты мой друг и я твой друг.

(дети встают в круг, слушают стихотворение и выполняют соответствующие движения, затем рассаживаются на стульях)

Сообщение темы занятия.

— Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие «В мир профессий». А на чем мы с вами будем путешествовать, вы узнаете, если отгадаете загадку.

Загадка про транспорт.

Логопед: — Что за чудо — едет дом!
И людей как много в нем!
Носит обувь из резины
И питается бензином!
Дети: — Автобус.

Логопед: — Правильно! Мы поедим с вами на автобусе.

(звучит песня Е.С.Железновой «Мы в автобусе сидим»)

Логопед: — Ребята, вот мы и приехали в город профессий.

Основная ча сть.

1 остановка

Логопед: — И первый мастер, к которому мы с вами отправимся в гости — это врач.

(выставляет картинку на доске)

Логопед: — Как по-другому можно назвать врача?

Дети: — Доктор.

Логопед: — Что делает доктор?

Дети: — Доктор лечит людей.

Логопед: — Где работает доктор?

Дети: — Доктор работает в больнице.

Логопед: — Как на казахском языке называется доктор?

Дети: — Дәрігер.

Один ребенок назначается на роль врача. Логопед надевает на ребенка детский колпак доктора.

Логопед: — Давайте представим, что мы сейчас в кабинете у врача. И покажем, как мы правильно выполняем артикуляционные упражнения.

Артикуляционные упражнения: «Улыбка», «Трубочка», «Часики», «Качели».

Логопед: — А теперь врач послушает наше дыхание.

Дыхательное упражнение.

Вдох носиком, а выдох ротиком.
(упражнение выполняется 3 раза).

Логопед: — Молодцы. Правильно все выполнили. Наше путешествие по городу профессий продолжается.

2 остановка

Логопед: — Отгадайте загадку про следующего гостя, которому мы с вами приехали.

Загадка про строителя.

Кирпичи кладет он в ряд,
Строит садик для ребят
Не шахтер и не водитель,
Дом нам выстроит…
Дети: — Строитель.

Логопед: — Правильно. Это строитель.

(выставляет картинку)

Логопед: — Что делает строитель?
Дети: — Строитель строит дом.

Логопед: — Как на казахском языке называется строитель?
Дети: — Құрылысшы.

Логопед: — Какие инструменты нужны для работы строителю?
(дети перечисляют названия инструментов)

Один ребенок назначается на роль строителя. Логопед надевает на ребенка каску строителя.

Логопед: — Ребята, давайте поможем нашему строителю построить дом. Представим, что наши кулачки — это молоточки.

Пальчиковая гимнастика «Тук-ток» (Е.С.Железнова)

(рассаживаются на ковре, повторяют движения за педагогом под музыку)

Дидактическая игра «Подбери предмет»

(рассаживаются за столами, рассматривают картинки)

Логопед: — Поднимите руку те дети, у кого предметы, которые нужны для работы врачу? Назовите их.

(3 детей называют предметы: градусник, бинт, вата)

Логопед: — Поднимите руку те дети, у кого предметы, которые нужны для работы строителю? Назовите их.

(3 детей называют предметы: молоток, гвозди, пила)

Логопед: — А какие предметы мы с вами не назвали?

(2 детей называют предметы: масло, яйца, мука)

Логопед: — Как вы думаете, кому из города профессий нужны эти предметы?

Дети: — Повару.

Логопед: — Все верно. Продукты нужны повару, чтобы приготовить разные вкусные блюда. Отправляемся на нашем автобусе в гости к повару.

(песня «Мы в автобусе сидим»)

3 остановка

Логопед: — Кто это?
(выставляет картинку)
Дети: — Это повар.

Логопед: — Как на казахском языке называется повар?
Дети: — Аспазшы.

Логопед: — Что делает повар?
Дети: — Повар готовит разные вкусные блюда.

Один ребенок назначается на роль повара. Логопед надевает на ребенка колпак повара.

Логопед: — Ребята, а давайте поможем повару замесить тесто.

(раздает каждому ребенку сенсорные мешочки)

Игра с сенсорными мешочками «Месим тесто»

Тесто мнём, мнём, мнём,
Тесто жмём, жмём, жмём.
(энергично сжимают сенсорные мешочки и разжимают)
Пироги мы испечём.
(перекладывают сенсорные мешочки из одной руки в другую)

Логопед: — Наше путешествие по городу профессий закончилось. Возвращаемся в группу.

(песня «Мы в автобусе сидим»)

III. Итог занятия

Логопед: — Ребята, вам понравилось путешествие?
(ответы детей)

— Вспомните, у кого мы были в гостях?
(перечисляют)

Сюрпризный момент.

(Стук в дверь)

Заходит в группу повар детского сада, знакомится с ребятами, рассказывает о своей профессии, приносит детям сладкий подарок.

Логопед: — Молодцы, дети! Все старались, все правильно выполняли. Похлопайте друг другу!