Меню
Бесплатно
Главная  /  Пигментные пятна  /  Что такое инкунабула определение. Инкунабулы. Описание и история

Что такое инкунабула определение. Инкунабулы. Описание и история

Услышав такие слова как инкунабула, манускрипт, фолиант, мы представляем таинственные подземелья замка или монастыря, под каменными сводами которых хранятся эти средневековые творения человеческого разума, загадочные документы ушедшей эпохи, в которых, казалось бы, можно отыскать рецепт вечной молодости , формулу философского камня или инструкцию по созданию гомункулуса.

На самом деле, инкунабулы (от лат. incunabula — «колыбель» или «начало») - это книги европейских первопечатников, изданные до 1501 года. Считается, что подвижные металлические литеры изобрел Иоганн Гуттенберг, тем самым положив начало книгопечатанию в Европе.

Однако, на вопрос, кто изобрел книгопечатание, нельзя ответить так однозначно. Как и на вопрос, кто изобрел радио, телевидение, или мобильную связь. В истории бывает так, что уровень развития науки и техники подходит к определенному порогу, когда открытие, образно выражаясь, витает в воздухе . Кроме Гуттенберга, наиболее известными издателями инкунабул были Альбрехт Пфистер (Бамберг), Гюнтер Цайнер (Аугсбург), Иоганн Ментелин (Страсбург), Уильям Кекстон (Лондон и Брюгге). К концу 15 века книгопечатание совершенствуется, шрифты становятся изящнее, листы тоньше, появляется издательская марка (Кёльн, Иоганн Келхофф Старший), цветная печать (Петер Шёффер и Эрхард Ратдольт), титульные листы (Шёффер).

В целом, инкунабулы отличают малые тиражи (порядка 100 - 300 экземпляров) и то, что издатели старались придать книгам видимость рукописных. Хотя для этого пришлось существенно усложнить процесс набора и печати.

Что же заставляло их это делать? Рукописные книги были очень трудоемки в изготовлении и, как следствие, редки и дороги. К тому же их «производство» было монополией монастырских скрипторий. Подавляющее большинство средневековых книг имело религиозное содержание. Основным потенциальным заказчиком книг являлась церковь , т.к. Библия была нужна каждому приходу.

Несмотря на то, что понятие «тиража» к рукописным книгам неприменимо (каждая из них уникальна), их внешний вид за столетия сложился в определенный «стандарт». К нему, в частности, относится готический шрифт (Центральная Европа), цветные инициалы (заглавные буквы, начинающие главу), иллюстрации, общепринятые сокращения слов. Поэтому Гуттенберг и другие издатели полагали, что чем более их печатная книга будет похожа на рукописную, тем лучше она будет продаваться.

Для этого Гуттенбергу пришлось для 25 строчных и такого же количества прописных букв латинского алфавита отлить до 300 различных шрифтовых знаков, имитирующих почерк писца. В набранном тексте издатели оставляли места для инициалов и рисунков, которые впоследствии выполняли . Значительная часть первых книг напечатана на пергаменте, очень дорогом материале, характерном для манускриптов.

Однако первые печатные книги отрицательно воспринимались церковью. Поэтому издатели сталкивались с трудностями при их реализации, несмотря на то, что печатные книги продавались дешевле рукописных. Так, Иоганн Гуттенберг, напечатав свою знаменитую «Библию», так и не смог расплатиться с долгами и вынужден был продать свою мастерскую.

Трудности с реализацией религиозной литературы дали толчок к массовому развитию литературы светской. Стали печататься книги по философии, юриспруденции, истории, художественная литература и календари . Были изданы античные авторы (Цицерон, Сенека и др.). Книги, хотя и остались дорогими, все-таки стали более доступными, в т.ч. и для частных лиц. Увеличилось число грамотных, а также критически мыслящих лиц, что подготовило почву для Возрождения и Реформации.

Большинство книг издано на латыни, но были книги и на других языках. Считается, что всего было выпущено порядка 40 тысяч инкунабул (в т.ч. 30 тыс. собственно книги, остальное отдельные листы, грамоты, индульгенции). К настоящему времени сохранилось примерно 500 тысяч экземпляров, третья часть из них находится в государственных, университетских и частных библиотеках Северной Америки. В России наиболее крупные собрания инкунабул находятся в Российской национальной библиотеке (7000) и в Российской государственной библиотеке (5300).

Самой ценной инкунабулой является 42-строчная Библия Гуттенберга (Майнц, не позднее 1455 года). Всего было выпущено порядка 180 экземпляров, в том числе 45 на пергаменте. В настоящее время известно более 40 экземпляров этого издания. Стоимость только одного листа этой Библии на аукционах доходит до 80 тыс. долларов. На аукционе «Кристи» в 1987 году неполный первый том бумажной Библии был продан почти за 5 млн. долларов.

Замечательным образцом инкунабулы является «Нюрнбергская хроника», написанная Гартманом Шеделем и изданная в 1493 году Антоном Кобергером. Самым красивым изданием эпохи Возрождения специалисты считают Гипнэротомахию Полифила (Hypnerotomachia Poliphili) Франческо Колонны, изданную в 1499 году с иллюстрациями в типографии Альдо Мануччи.

Инкунабулы - ценнейшие свидетели торжества человеческого разума, плоды одного из величайших изобретений человечества - книгопечатания, без которого был бы немыслим

«De ortu et progressu artis typographicae» («О развитии и прогрессе искусства типографии») и закрепился в XVIII веке . Инкунабулы делят на два типа: ксилографические и типографические . Типографическим способом печати была выполнена Библия Гутенберга . Некоторые авторы считают инкунабулами издания, выполненные только типографическим способом.

Большинство изданий было на латинском языке , но печатались книги и на других языках, например, итальянский сборник «Канцоньере » Петрарки, напечатанный в Венеции в 1470 году. Основными покупателями инкунабул были учёные, знать, адвокаты и священнослужители. Как правило, инкунабулы печатались готическим шрифтом без абзацев .

Прекрасным образцом инкунабулы является «Нюрнбергская хроника » Гартмана Шеделя , изданная Антоном Кобергером.

Известнейшие издатели инкунабул

Наиболее известными издателями инкунабул были:

  • Альбрехт Пфистер из Бамберга ;
  • Гюнтер Цайнер из Аугсбурга ;
  • Иоганн Ментелин из Страсбурга ;
  • Уильям Кекстон , работавший в Лондоне и Брюгге .

Каталогизация инкунабул

Инкунабулы в российских библиотеках

В Российской национальной библиотеке также наличествует коллекция инкунабул - одна из крупнейших в мире, согласно официальному сайту библиотеки . Начало собранию инкунабул было положено созданием знаменитой библиотеки Залусских , вывезенной из Варшавы в конце XVIII века . В дальнейшем коллекция многократно пополнялась - как путём приобретения частных библиотек (например, библиотеки графа Петра Корниловича Сухтелена в 1836 году), так и отдельными покупками, в том числе и на международных аукционах.

Перечень библиотек с собраниями инкунабул

Самыми большими собраниями инкунабул располагают:

  • Баварская государственная библиотека (19,9 тыс.)
  • Британская библиотека (12,5 тыс.)
  • Французская национальная библиотека (12 тыс.)
  • Российская национальная библиотека (7302)
  • (7076)
  • Библиотека Хантингтона в США (5600)
  • Бодлианская библиотека (5500 в 7000 копиях)
  • Гарвардский университет (3627 в 4389 копиях)

См. также

Напишите отзыв о статье "Инкунабула"

Ссылки

Примечания

Отрывок, характеризующий Инкунабула

– Нет, мне все ничего, – сказал Пьер, – но за что они расстреляли этих несчастных!.. Последний лет двадцати.
– Тц, тц… – сказал маленький человек. – Греха то, греха то… – быстро прибавил он, и, как будто слова его всегда были готовы во рту его и нечаянно вылетали из него, он продолжал: – Что ж это, барин, вы так в Москве то остались?
– Я не думал, что они так скоро придут. Я нечаянно остался, – сказал Пьер.
– Да как же они взяли тебя, соколик, из дома твоего?
– Нет, я пошел на пожар, и тут они схватили меня, судили за поджигателя.
– Где суд, там и неправда, – вставил маленький человек.
– А ты давно здесь? – спросил Пьер, дожевывая последнюю картошку.
– Я то? В то воскресенье меня взяли из гошпиталя в Москве.
– Ты кто же, солдат?
– Солдаты Апшеронского полка. От лихорадки умирал. Нам и не сказали ничего. Наших человек двадцать лежало. И не думали, не гадали.
– Что ж, тебе скучно здесь? – спросил Пьер.
– Как не скучно, соколик. Меня Платоном звать; Каратаевы прозвище, – прибавил он, видимо, с тем, чтобы облегчить Пьеру обращение к нему. – Соколиком на службе прозвали. Как не скучать, соколик! Москва, она городам мать. Как не скучать на это смотреть. Да червь капусту гложе, а сам прежде того пропадае: так то старички говаривали, – прибавил он быстро.
– Как, как это ты сказал? – спросил Пьер.
– Я то? – спросил Каратаев. – Я говорю: не нашим умом, а божьим судом, – сказал он, думая, что повторяет сказанное. И тотчас же продолжал: – Как же у вас, барин, и вотчины есть? И дом есть? Стало быть, полная чаша! И хозяйка есть? А старики родители живы? – спрашивал он, и хотя Пьер не видел в темноте, но чувствовал, что у солдата морщились губы сдержанною улыбкой ласки в то время, как он спрашивал это. Он, видимо, был огорчен тем, что у Пьера не было родителей, в особенности матери.
– Жена для совета, теща для привета, а нет милей родной матушки! – сказал он. – Ну, а детки есть? – продолжал он спрашивать. Отрицательный ответ Пьера опять, видимо, огорчил его, и он поспешил прибавить: – Что ж, люди молодые, еще даст бог, будут. Только бы в совете жить…
– Да теперь все равно, – невольно сказал Пьер.
– Эх, милый человек ты, – возразил Платон. – От сумы да от тюрьмы никогда не отказывайся. – Он уселся получше, прокашлялся, видимо приготовляясь к длинному рассказу. – Так то, друг мой любезный, жил я еще дома, – начал он. – Вотчина у нас богатая, земли много, хорошо живут мужики, и наш дом, слава тебе богу. Сам сем батюшка косить выходил. Жили хорошо. Христьяне настоящие были. Случилось… – И Платон Каратаев рассказал длинную историю о том, как он поехал в чужую рощу за лесом и попался сторожу, как его секли, судили и отдали ь солдаты. – Что ж соколик, – говорил он изменяющимся от улыбки голосом, – думали горе, ан радость! Брату бы идти, кабы не мой грех. А у брата меньшого сам пят ребят, – а у меня, гляди, одна солдатка осталась. Была девочка, да еще до солдатства бог прибрал. Пришел я на побывку, скажу я тебе. Гляжу – лучше прежнего живут. Животов полон двор, бабы дома, два брата на заработках. Один Михайло, меньшой, дома. Батюшка и говорит: «Мне, говорит, все детки равны: какой палец ни укуси, все больно. А кабы не Платона тогда забрили, Михайле бы идти». Позвал нас всех – веришь – поставил перед образа. Михайло, говорит, поди сюда, кланяйся ему в ноги, и ты, баба, кланяйся, и внучата кланяйтесь. Поняли? говорит. Так то, друг мой любезный. Рок головы ищет. А мы всё судим: то не хорошо, то не ладно. Наше счастье, дружок, как вода в бредне: тянешь – надулось, а вытащишь – ничего нету. Так то. – И Платон пересел на своей соломе.
Помолчав несколько времени, Платон встал.
– Что ж, я чай, спать хочешь? – сказал он и быстро начал креститься, приговаривая:
– Господи, Иисус Христос, Никола угодник, Фрола и Лавра, господи Иисус Христос, Никола угодник! Фрола и Лавра, господи Иисус Христос – помилуй и спаси нас! – заключил он, поклонился в землю, встал и, вздохнув, сел на свою солому. – Вот так то. Положи, боже, камушком, подними калачиком, – проговорил он и лег, натягивая на себя шинель.
– Какую это ты молитву читал? – спросил Пьер.
– Ась? – проговорил Платон (он уже было заснул). – Читал что? Богу молился. А ты рази не молишься?
– Нет, и я молюсь, – сказал Пьер. – Но что ты говорил: Фрола и Лавра?
– А как же, – быстро отвечал Платон, – лошадиный праздник. И скота жалеть надо, – сказал Каратаев. – Вишь, шельма, свернулась. Угрелась, сукина дочь, – сказал он, ощупав собаку у своих ног, и, повернувшись опять, тотчас же заснул.
Наружи слышались где то вдалеке плач и крики, и сквозь щели балагана виднелся огонь; но в балагане было тихо и темно. Пьер долго не спал и с открытыми глазами лежал в темноте на своем месте, прислушиваясь к мерному храпенью Платона, лежавшего подле него, и чувствовал, что прежде разрушенный мир теперь с новой красотой, на каких то новых и незыблемых основах, воздвигался в его душе.

И до 1 января 1501 года. Издания этого периода очень редки, так как их тираж был 100-300 экземпляров.

Описание и история

История термина

Термин впервые употреблён Бернардом фон Малинкродтом в 1639 году в памфлете «De ortu et progressu artis typographicae» («О развитии и прогрессе искусства типографии») и закрепился в XVIII веке. Инкунабулы делят на два типа: ксилографические и типографические. Типографическим способом печати была выполнена Библия Гутенберга. Некоторые авторы считают инкунабулами издания, выполненные только типографическим способом.

Большинство изданий было на латинском языке, но печатались книги и на других языках. Основными покупателями инкунабул были учёные, знать, адвокаты и священнослужители. Как правило, инкунабулы печатались готическим шрифтом без абзац ев.

Известнейшие издатели инкунабул

Наиболее известными издателями инкунабул были:

  • Альбрехт Пфистер из Бамберга
  • Гюнтер Цайнер из Аугсбурга
  • Иоганн Ментелин из Страсбурга
  • Уильям Кекстон, работавший в Лондоне и Брюгге.

Прекрасным образцом инкунабулы является «Нюрнбергская хроника» Гартмана Шеделя, изданная Антоном Кобергером.

Каталогизация инкунабул

В XIX веке появились первые каталоги инкунабул. Исчерпывающим каталогом такого рода является «Gesamtkatalog der Wiegendruck», закомпилированный Государственной библиотекой в Берлине. Также имеет значение каталог инкунабул «Incunabula Short-Title Catalogue» Британской библиотеки . Инкунабулы, хранящиеся в библиотеках Литвы, описаны в каталоге Ноюса Фейгельмана «Lietuvos inkunabulai» (Вильнюс, 1975).

Инкунабулы в российских библиотеках

В Российской национальной библиотеке также наличествует коллекция инкунабул - одна из крупнейших в мире, согласно официальному сайту библиотеки. Начало собранию инкунабул было положено созданием знаменитой библиотеки Залусских, вывезенной из Варшавы в конце XVIII века. В дальнейшем коллекция многократно пополнялась - как путем приобретения частных библиотек (например, библиотеки графа Петра Корниловича Сухтелена в 1836 году), так и отдельными покупками, в том числе и на международных аукционах.

Перечень библиотек с собраниями инкунабул

Самыми большими собраниями инкунабул располагают:

  • Баварская государственная библиотека (19900)
  • Французская национальная библиотека (12000)
  • Австрийская национальная библиотека (8000)
  • Штутгартская государственная библиотека (7076)
  • Российская национальная библиотека (7000)
  • Библиотека Хантингтона в США (5600)
  • Библиотека Конгресса США (5600)
  • Бодлианская библиотека (5500 в 7000 копиях)
  • Российская государственная библиотека (5300)
  • Библиотека Кембриджского университета (4600)
  • Библиотека Джона Райланда (4500)
  • Берлинская государственная библиотека (4400)
  • Ягеллонская библиотека в Кракове (3671)
  • Гарвардский университет (3627 в 4389 копиях)
  • Йельский университет (3525)

Инкунабула (от лат. incunabula - колыбель, начало) - книги или отдельные листы, отпечатанные в Европе от начала книгопечатания и до 1 января 1501 года.

Принято выделять два типа инкунабул: ксилографические и типографические, хотя, по мнению некоторых исследователей, только созданные типографическим способом издания могут называться инкунабулами.

По оценкам, всего было выпущено порядка 40 000 инкунабул (из них ок. 30 000 составляют книги), а сохранилось приблизительно 500 000 экземпляров.

При рассмотрении инкунабул становится ясным, что Гутенберг и другие первые печатники не рассматривают то, что они делают, как качественно новую ступень развития книжного дела. Вместо этого они рассматривают печать как более быстрый способ копировать, и стараются сделать печатную книгу как можно более похожей на рукописную.

Майнцский псалтырь. Издание Фуста и Шёффера

Ранние печатные книги испытывают сильное влияние культуры манускриптов: в тексте оставляются места для иллюстраций, которые в последующем должны создать иллюминаторы, пропускаются заглавные буквы, их оформлением должны были заняться рубрикаторы.

Шрифты для печати создаются максимально похожие на рукописные, и в рисунках шрифта необходимо было воспроизвести хотя бы простейшие каллиграфические приемы писцов.

Это требовало неоднократных отливок в разных вариациях одних и тех букв. Так, в изданиях Гутенберга можно встретить от 150 до 300 шрифтовых знаков, хотя в латинском алфавите всего около 25 строчных и, соответственно, столько же прописных букв.

Около половины дошедших до нас инкунабул отпечатаны на пергаменте, что косвенно подтверждает стремление первопечатников придать больше "серьёзности" и сходства с манускриптами своим книгам

Нужно заметить, что первоначально печатные книги были отрицательно восприняты церковью. Этому есть вполне обыденное объяснение – печать подрывала монополию монастырских скрипториев на производство религиозной литературы. Печатные Библии продавались плохо, поскольку приобретение их для церквей зависело, опять же, от духовенства.

По легенде, Иоганн Фуст ездил в охваченный чумой Париж, чтобы сбывать печатные Библии, уверяя, что они защищают от чумы. Это, однако, не помешало ему самому заразится и умереть. Подтверждений легенды нет, но сам факт её существования наглядно показывает отношение к первым печатным Библиям, и на что приходилось идти ради сбыта.

Печатники возвращаются к изготовлению светской книги: философской, юридической, учебной, бытовой литературы. Так, одна из первых печатных книг Гутенберга - латинская грамматика Доната, также печатаются календари, воззвание о походе христиан против турок 1454 года - для возвращения взятого войсками Магомета II в 1453 году Константинополя, папские индульгенции (католические грамоты об отпущении грехов, продававшиеся за деньги). В тексте индульгенций оставлены пустые места для вписывания имен грешников, недорого покупавших приобретением этих бумажек место в раю.


И всё же величайшим сокровищем среди редких инкунабул является 42-строчная Библия Гутенберга (1456). Сейчас в мире насчитывается ок. 40 экземпляров этого издания.

Большинство ранних изданий было на латинском языке, но ближе к концу столетия появились издания как на живых языках, так и на древнегреческом (в 1479) и древнееврейском.

ИНКУНАБУЛА (от лат. incunabula – «колыбель»), всякая книга, напечатанная на начальном этапе книгопечатания (1450–1500), после изобретения Иоганном Гутенбергом (ок. 1400–1468) подвижных металлических литер. По оценкам, всего было выпущено порядка 40 000 инкунабул (из них ок. 30 000 составляют книги), сохранившиеся приблизительно в 500 000 экземпляров. У коллекционеров и в библиотеках Северной Америки представлена примерно треть изданий.

Инкунабулы интересны как предшественники современного книгопечатания и издательской деятельности. Приведя эпоху рукописных книг, или манускриптов, к завершению, инкунабулы задали образец для современных книг. Величайшим сокровищем среди редких инкунабул является 42-строчная Библия Гутенберга (1456). Ныне в мире насчитывается ок. 40 экземпляров этого издания. Многие исследователи склонны считать, что недавно открытый Требник Констанс , три копии которого известны, опередил Библию Гутенберга на три или четыре года.

Для первых инкунабул характерен утяжеленный рисунок шрифта, грубые бумага и переплеты. Но уже к концу 15 в. стали использоваться более утонченные шрифты. Многие специалисты считают самым красивым изданием эпохи Возрождения Гипнэротомахию Полифила (Hypnerotomachia Poliphili ) Франческо Колонны, изданную в 1499 с иллюстрациями в типографии Альдо Мануччи. Среди первых инкунабул – Индульгенция папы Николая V (1455), Бенедиктинская псалтирь (1459), Католикон Иоганна Бальба, а также Донат, Сенека, Цицерон и другие античные авторы. В этот период книги выходили исключительно на латыни. Ближе к концу столетия появились издания на живых языках, древнегреческом (в 1479) и древнееврейском. Тематически они очень разные – математика, медицина, астрология, музыка, путешествия и право. Что касается характерных черт инкунабул, то издательская марка была введена в Кёльне Иоганном Келхоффом Старшим (ум. ок. 1493), цветную печать изобрел Петер Шёффер (ок. 1425 – ок. 1505), а позднее – Эрхард Ратдольт (ок. 1442–1528); нечто подобное современным титульным листам впервые появилось у Шёффера. Цветные инициалы (иногда их исполняли от руки) – пережиток рукописных средневековых книг.

Богатыми собраниями инкунабул обладают библиотека Ватикана, Библиотека Конгресса, Британский музей, Национальная библиотека в Париже, Бодлианская библиотека Оксфордского университета, библиотеки Пирпонта Моргана и Г.Э.Хантингтона. Ценные инкунабулы хранятся в других библиотеках. Разрушительное землетрясение и последовавший за ним пожар в Сан-Франциско привели к гибели коллекции Сутра из 4000 инкунабул в 1906; много инкунабул погибло при пожаре старой библиотеки Гарвардского университета.

Идентификация и каталогизация инкунабул требуют от коллекционеров и библиотечных работников глубоких знаний. Среди источников, помогающих установлению инкунабул, можно назвать немецкий Сводный каталог инкунабул (Gesamtkatalog der Wiegendrucke , 8 тт., 1925–1940, переработанное издание выходит с 1968), Каталог книг, напечатанных в 15 в., ныне находящихся в Британском музее (Catalogue of Books Printed in the 15th Century Now in the British Museum ).