Меню
Бесплатно
Главная  /  Пигментные пятна  /  Матриархат в мире животных. У каких животных самые прочные семейные связи. Как, например, устроен быт у гиен

Матриархат в мире животных. У каких животных самые прочные семейные связи. Как, например, устроен быт у гиен

Матриархатом мы называем главенствующую роль женщины в семье, или же ином общественном образовании. При этом представители мужского пола ограничены в своих правах и во всем должны подчиняться женщине. В итоге получается, что матриархат является этакой женской диктатурой. В человеческом обществе матриархат встречается довольно часто, особенно в семьях, с совершенно безвольными, попавшими под пяту жен мужчинами. Порой такое их поведение совершенно непонятно и вызывает массу нареканий со стороны сильного пола.

Совсем по – иному следует относиться к явлению матриархата у животных. Здесь это закономерное, и вполне оправданное явление. Матриархат имеет место в пчелиной семье, у некоторых насекомых, у тех же гиен, и даже у слонов.

Как, например, устроен быт у гиен?

Главными здесь являются самки, которые следят за порядком в семье, воспитывают детей, организовывают охоту, распределяют очередность в приеме пищи, наказывают непослушных. Наказание у гиен не такая уж и редкая вещь. Иногда, нарушивший правила общежития, может быть даже изгнан из стаи.

Язык общения у гиен очень своеобразный. Он слагается как со звуков (рычание лай и вой) так и с запахов. При этом у каждой отдельной особи он уникальный, и может меняться в зависимости от сложившейся ситуации. В брачный период он один, а при опасности совершенно иной. У главной самки свой запах, который знаком каждому представителю стаи. Он вызывает у них смирение и уважение. Самцы, например, в знак смирения и подчинения могут демонстрировать самке свои возбужденные гениталии. Способ, конечно же, не оригинальный, но он имеет место. Самка на это действие может реагировать по – разному, в том числе и злым оскалом. Самец, в этом случае, тут же ретируется, ведь в иерархии гиен он занимает самую низшую ступень. Даже к пище он приступает последним, лишь после того, как насытятся самки.

Очень часто провинившегося самца изгоняют из стаи. Решение о наказании принимает главная самка. К изгнанию, правда, прибегают крайне редко. Чаще всего дело заканчивается более мягким наказанием.

Кому из самок достается трон?

Борьба ведется между дочерьми главной самки, причем, с самого рождения. Иногда все это заканчивается серьезной кровопролитной дракой. Победитель выходит из нее с высоко и гордо поднятым хвостом.

Вот и получается, что матриархат у гиен, является способом их существования. К тому же, самка намного крупнее и сильнее самца, и в его ухаживаниях нуждается крайне редко. Все дело в том, что у самок имеется аналог мужского органа, с помощью которого они вполне способны контактировать друг с другом. Таковым является увеличенный клитор, который иногда достигает 15 сантиметров в длину.

У слонов бал также правит старейшая самка. Именно она отвечает за порядок в семье и выбирает стратегию обороны в случае возникновения опасности. Семья состоит из старой самки и молодых особей со слонятами. Самцы живут отдельной жизнью и никакого участия в жизни семьи не принимают. Состав семьи практически никогда не меняется. В отличие от гиен, главенствующая слониха не нуждается здесь в каких- то особых привилегиях. Она не шествует впереди стаи во время длительных переходов, а просто наказывает непослушных ударами своего хобота. Все члены семьи внимательно следят за ее реакцией на то или иное действие, и если она негативная, тут же исправляются.

Матриархат есть и у птиц. В качестве примера можно привести жителя тундры- кулика плавунчика. Главенствующую роль у этих птиц занимают самки. Выбрав кавалера, они откладывают яйца и бесследно исчезают, возложив обязанности по высиживанию и воспитанию птенцов на самца.

В семьях, где главенствует особь женского пола, чаще всего царит порядок. Правда, стоит отметить, что это еще и диктатура. Меня всегда удивляли мужики, которые в буквальном смысле подчинились женам, но совершенно не удивляет такое поведение у животных...

В дикой природе матриархат встречается довольно часто: от насекомых, например пчел, до самых крупных сухопутных млекопитающих - слонов. С насекомыми я знаком лишь на опыте укушенного, да и макросъемка - совсем не моё, поэтому про них я ничего не знаю. И раз уж я фотограф дикой природы, то мои наблюдения в основном связны с крупными млекопитающими, в основном африканскими хищниками. Я много лет снимаю диких кошек и их дальних родственников - гиен. Хочу вам сказать, что чем дольше я наблюдаю за жизнью этих кошкообразных, тем больше поражаюсь и удивляюсь.

1. Да, безусловно, чисто эстетически приятнее смотреть на львиный прайд, но поверьте, устройство семейного быта гиен намного интереснее.



2. Главенствующая самка гиены контролирует абсолютно все процессы в клане. Кроме рождения и воспитания детей, она определяет цель для охоты и является координатором во время нападения. Она определяет очередь приема пищи, следит за порядком и может в буквальном смысле наказать того, кто нарушает его, хотя это случается крайне редко.

3. Удерживать такую стабильную социальную систему гиенам помогает очень развитый и многообразный язык общения. Гиены общаются между собой не только звуками, которые крайне неприятны для человеческого уха и напоминают смесь воя, рыка и смеха, но и запахами. Запах гиены очень едкий и у каждой особи уникальный. В зависимости от репродуктивного цикла запах меняется и служит важным регулятором внутриклановых отношений. Запах главенствующей самки вызывает смирение не только у самцов, но и у других самок, стоящих на низшей ступени в иерархии.

Фотографируя гиен, я неоднократно замечал, что самцы часто демонстрируют свои возбужденные гениталии самке. Причем зачастую он буквально трясёт своим достоинством перед мордой самки.

4. Я думал, что так он пытается заигрывать, показывая ей свое желание спариться. Как известно, самцы возбуждаются при запахе текущей самки, но однажды я заметил подобное поведение самца в присутствии только что родившей самочки. Ни о какой течке в этот момент речь идти не могло, следовательно, самец не должен был проявлять интереса к ней. Меня удивило это, и я принялся изучать вопрос.

Как оказалось, таким поведением самец показывает свое смирение и полное подчинение! Самка в этот момент начинает рычать и скалиться. Надо отдать должное смелости самца, ведь трясти своим достоинством перед такими сильными челюстями - дело нешуточное! Для справки - челюсти гиены создают давление 70 кг/см2.

5. В кланах гиен самцы имеют настолько низкое положение, что даже детеныши стоят на ступень выше. Самцов в стае много, но некоторых со временем изгоняют. Решение об изгнании также принимает главенствующая самка. Несмотря на жесткое отношение к самцам в целом, самки гиен часто проявляют снисходительность к своим отцам.

6. Кто решает, какая самка главнее? Борются за «трон» чаще всего дочери главенствующей самки. Борьба за власть начинает еще в детстве - юные самочки часто вступают в смертельные битвы.

7. На этой фотографии главенствующая самка, поднятый хвост это демонстрация своего высокого положения в стае.

8. И вообще, не такие уж они и мерзкие, как считают многие. Часто бывают смешными и даже милыми:

12. В общем, у царит у гиен настоящий ярко выраженный матриархат. Ну а что вы хотите от дамы, которая не только крупнее и сильнее своего спутника, но еще и обладает своим собственным псевдо-пенисом?! Да-да, именно так! В первых научных описаниях гиен отмечалось, что они склонны к гомосексуальным контактам. Однако позже ученые выяснили, что у самок клитор может сильно увеличиваться, достигая 15 сантиметров, и в такие моменты самку можно принять за самца.

13. Вот такие они, гиены.

В семьях, где главенствует особь женского пола, чаще всего царит порядок. Правда, стоит отметить, что это еще и диктатура. Меня всегда удивляли мужики, которые в буквальном смысле подчинились женам, но совершенно не удивляет такое поведение у животных...

В дикой природе матриархат встречается довольно часто: от насекомых, например пчел, до самых крупных сухопутных млекопитающих - слонов. С насекомыми я знаком лишь на опыте укушенного, да и макросъемка - совсем не моё, поэтому про них я ничего не знаю. И раз уж я фотограф дикой природы, то мои наблюдения в основном связны с крупными млекопитающими, в основном африканскими хищниками. Я много лет снимаю диких кошек и их дальних родственников - гиен. Хочу вам сказать, что чем дольше я наблюдаю за жизнью этих кошкообразных, тем больше поражаюсь и удивляюсь.

1. Да, безусловно, чисто эстетически приятнее смотреть на львиный прайд, но поверьте, устройство семейного быта гиен намного интереснее.

2. Главенствующая самка гиены контролирует абсолютно все процессы в клане. Кроме рождения и воспитания детей, она определяет цель для охоты и является координатором во время нападения. Она определяет очередь приема пищи, следит за порядком и может в буквальном смысле наказать того, кто нарушает его, хотя это случается крайне редко.

3. Удерживать такую стабильную социальную систему гиенам помогает очень развитый и многообразный язык общения. Гиены общаются между собой не только звуками, которые крайне неприятны для человеческого уха и напоминают смесь воя, рыка и смеха, но и запахами. Запах гиены очень едкий и у каждой особи уникальный. В зависимости от репродуктивного цикла запах меняется и служит важным регулятором внутриклановых отношений. Запах главенствующей самки вызывает смирение не только у самцов, но и у других самок, стоящих на низшей ступени в иерархии.

Фотографируя гиен, я неоднократно замечал, что самцы часто демонстрируют свои возбужденные гениталии самке. Причем зачастую он буквально трясёт своим достоинством перед мордой самки.

4. Я думал, что так он пытается заигрывать, показывая ей свое желание спариться. Как известно, самцы возбуждаются при запахе текущей самки, но однажды я заметил подобное поведение самца в присутствии только что родившей самочки. Ни о какой течке в этот момент речь идти не могло, следовательно, самец не должен был проявлять интереса к ней. Меня удивило это, и я принялся изучать вопрос.

Как оказалось, таким поведением самец показывает свое смирение и полное подчинение! Самка в этот момент начинает рычать и скалиться. Надо отдать должное смелости самца, ведь трясти своим достоинством перед такими сильными челюстями - дело нешуточное! Для справки - челюсти гиены создают давление 70 кг/см2.


5. В кланах гиен самцы имеют настолько низкое положение, что даже детеныши стоят на ступень выше. Самцов в стае много, но некоторых со временем изгоняют. Решение об изгнании также принимает главенствующая самка. Несмотря на жесткое отношение к самцам в целом, самки гиен часто проявляют снисходительность к своим отцам.

6. Кто решает, какая самка главнее? Борются за «трон» чаще всего дочери главенствующей самки. Борьба за власть начинает еще в детстве - юные самочки часто вступают в смертельные битвы.

7. На этой фотографии главенствующая самка, поднятый хвост это демонстрация своего высокого положения в стае.

8. И вообще, не такие уж они и мерзкие, как считают многие. Часто бывают смешными и даже милыми:

12. В общем, у царит у гиен настоящий ярко выраженный матриархат. Ну а что вы хотите от дамы, которая не только крупнее и сильнее своего спутника, но еще и обладает своим собственным псевдо-пенисом?! Да-да, именно так! В первых научных описаниях гиен отмечалось, что они склонны к гомосексуальным контактам. Однако позже ученые выяснили, что у самок клитор может сильно увеличиваться, достигая 15 сантиметров, и в такие моменты самку можно принять за самца.

13. Вот такие они, гиены.


Возведение Гебёкли-Тепе. Реконструкция.

Матриархат и патриархат, две формы устройства общества. Матриархат древнейшая. На сегодня сохранился у отдельных архаичных племен. Патриархальное же общество, как говорят специалисты, пришло ему на смену, так, что явления жизни обоих очень часто противопоставляют (противостоят) друг другу. В литературе, говоря о чертах матриархата или патриархата, приводят такие признаки как: роль женщины и мужчины в семье, определение родства детей, круг их занятий.
Эти описания объемны, но всегда оставляют ощущение второстепенности приводимых свойств, их подчиненности другим – главным. Возникает ощущение непроясненности: трудно вообразить себе картину жизни в каждом случае, каковы важнейшие черты каждого, в чем главное их различие. В то же время, в смене этих форм видят переход от древности к современности. Я попытался прояснить для себя это непонимание, охарактеризовав важнейшие черты, присущие обществам обоих форм, основываясь на данных историков и здравом смысле.

Матриархат и патриархат – две формы устройства общества, определяющие различные для каждого случая отношения между членами общества, к окружающему миру, к потусторонним для человека силам.

Для матриархата характерно поклонение матери и земле с объединяющей их способностью рожать. Эта обожествляемая способность дается природой. Частью которой и ощущает себя человек. Из её стихий находит божества, главнейший из которых и воплощен в образе матери-земли. Земля по гречески «хтон», соответственно, божества этого периода хтонические и являются древнейшими для цивилизации.

Всю свою жизнь человек связывает с ними, по ним себя строит. Природа задат жизнь и забирает её. Она благосклонна и сурова. Эти черты в ней слиты. Также как и в матери: любит, но бывает строга. Это жизнь в гармонии с природой, т.е. принятие всех проявлений, не покушаясь на их укрощение. Природа священна, поэтому не должна преобразовываться, а сохраняться. Все творчество общества и отдельных людей направлено на подстраивание под природные условия. Сознание людей этой эпохи, как-бы, приземлено.

Соответственно, религиозный ритуал есть выражение любви к природе и имеет цель сблизиться с ней, слиться. Очевидно, что в этом случае природные свойства человека должны быть задействованы полностью, находя крайнее свое проявление в оргиях.

Придание природе священного характера задает соответствующие шаблоны поведения: образ жизни задает воспроизводство в ширь (численно и по территории), повторяя, тем самым, дородную мать, а также воспроизводство существующей социальной формы, с постепенным заполнением пространства.


Рис. 1. Скульптура из пещеры ХёлеФельс (35-40 т.лет)

Так, поселение Чатал-гуюк согласно реконструции представляло собой ~ в 6000 г. до н.э. скопище однотипных простых домов, каждый из которых в силах построить 1 семья.



Рис. 2. Поселение Чатал-Гуюк. Реконструкция.

В таком обществе не требуется соорганизация крупных коллективов. Соответственно, нет необходимости и в иерархии. Все равны, все дети одной матери.

По иному обстоит дело при патриархате. Его укоренение традиционно связывают со «вторжением» индоевропейских племен на территорию современной Европы и Азии, относя их где-то к 5 тысячному году до н.э. Они принесли с собой новых богов, которые либо вытеснили старых, либо вобрали их на подчиненном положении. Как изменилось общество?

Мне кажется, что главное изменение произошло в объекте религиозного поклонения, который (которые) стал надмировым, т.е. потерял увязанность с природой. В ответ человек получил творческий импульс по отношению к миру: к природе и обществу. Возможность переустраивать их по своевому желанию: проявлять волю вмешиваться и понимать зачем это.

Уже само «вторжение», хоть и длилось столетия, предполагает некую целеустремленность массы, что противостоит спонтанности подстраивания под природные условия. «Поселение» в головы этой целеустремленности, по моему, должно было сопровождаться тем, что люди, как бы, обращали свой взгляд от земли в сторону неба.

Т.е. отличительная черта патриархата своеволие над природой и обществом. Сответственно, природные черты человека здесь не будут пестоваться, а на первый план выходит некое возышенное чувство сопричастности богам.

Олицетворение патриархальной воли я усматриваю в данном изображении.


Рис. 3. Город Урук в конце 3 тыс. до н.э. Реконструкция.

Город весьма походит на приведенный выше Чатал-Гуюк, кроме дворца. Таковой нельзя построить силами матриархальной общины. Здесь требуется организация большой массы людей, разделенной по иерархии, и волевым образом воплощающей задумку «отца».