Меню
Бесплатно
Главная  /  Пигментные пятна  /  Причины возникновения. Что такое гейзеры и где их можно встретить? Мифов о гейзерах

Причины возникновения. Что такое гейзеры и где их можно встретить? Мифов о гейзерах

Гейзеры (исл., ед. ч. geysir, от geysa - хлынуть)

источники, периодически выбрасывающие горячую воду и пар. Распространены в областях современной или недавно прекратившейся вулканическую деятельности, где происходит интенсивный приток тепла из вулканического очага. Г. могут иметь вид небольших усечённых конусов с достаточно крутыми склонами, низких, очень пологих куполов, небольших чашеобразных углублений, котловинок, неправильной формы ям и др.; в их дне или стенках находятся выходы трубообразных или щелеобразных каналов.

Деятельность Г. характеризуется периодической повторяемостью покоя, наполнения котловинки водой, фонтанирования пароводяной смеси и интенсивных выбросов пара, постепенно сменяющихся спокойным их выделением, прекращением выделения пара и наступлением стадии покоя. Различают регулярные и нерегулярные Г. У первых продолжительность цикла в целом и его отдельных стадий почти постоянна, у вторых - изменчива, у разных Г. продолжительность отдельных стадий измеряется минутами и десятками минут, стадия покоя длится от нескольких минут до нескольких часов или дней. Вода, выбрасываемая Г., относительно чистая, слабо минерализованная (1-2 г на литр), по химическому составу - хлоридно-натриевая или хлоридно-гидрокарбонатно-натриевая, содержащая относительно много кремнезёма, из которого у выхода канала и на склонах образуется близкая к опалу порода - гейзерит. Главная масса воды Г. - атмосферного происхождения, возможно, с примесью магматической воды. Деятельность Г. в целом относительно кратковременна и зависит от ряда условий - уменьшения теплового потока, прекращения у каналов Г. движения подземных вод и др.

Г. известны в СССР на Камчатке; за рубежом в Исландии, в Северной Америке, Новой Зеландии, Японии, Китае. Крупные Г. на Камчатке были обнаружены в 1941 в долине р. Гейзерной, вблизи вулкана Кихпиныч. Всего на Камчатке около 100 Г. Из них около 20 - крупные, по величине и силе извержений не уступающие действующим Г. Исландии, Йеллоустонского национального парка США и Новой Зеландии. Самый большой Г. Камчатки - Великан, выбрасывающий струи воды высотой 40 м и пара высотой несколько сот метров. В Исландии действует около 30 Г., среди которых выделяется Прыгающая Ведьма (Грила), извергающий пароводяную смесь на высоту 15 м приблизительно через каждые 2 ч . Среди Г. Йеллоустонского национального парка (около 200) самые большие - Гигант и Старый Служака. Первый выбрасывает пар и воду на высоту до 40 м с периодом в 3 дня, второй - на высоту 42 м через каждые 53-70 мин . Мощный и самый красивый Г. Новой Зеландии - Тетарата, который располагался на террасированном холме из розового кремнистого туфа, исчез во время извержения вулкана Тараверы в 1886. Другой новозеландский Г. - Ваймангу - самый большой и мощный на Земле - действовал нерегулярно с периодом от 5 до 30 ч с 1899 по 1904. Он выбрасывал при каждом извержении около 800 т воды и захваченные струей камни поднимались до высоты 457 м . Действие Г. прекратилось вследствие понижения на 11 м уровня воды в соседнем оз. Таравера. Из современных новозеландских Г. выделяется Похуту, периодически фонтанирующий на высоту 20 м .

Относительно образования и периодической деятельности Г. существует ряд гипотез. По уточнённым данным В. В. Аверьева, А. С. Нехорошева и В. М. Сугробова, необходимым условием существования Г. является питание их в приповерхностных частях канала перегретыми водами с температурой свыше 100°С. При подъёме воды вверх по каналу давление её уменьшается и вода вскипает; при этом быстро растет упругость образующегося пара, который, преодолевая давление воды в канале, выбрасывает воду. С началом фонтанирования Г. вся вода в канале вскипает и извергается за счёт значительного увеличения объёма пароводяной смеси. Выброшенная вода, несколько охлажденная, частично падает в чашу Г. и попадает в его канал. Большая же часть воды просачивается в канал из боковых пород, нагревается (а в нижних частях канала перегревается), и снова происходит образование пара и выброс пароводяной смеси. Выходы водяного пара и горячей воды Г. могут быть использованы для отопления зданий, теплиц и работы энергетических установок.

Лит.: Набоко С. И., Гейзеры Камчатки, «Тр. Лаборатории вулканологии», 1954, в. 8; Нехорошев А. С., К вопросу о теории действия гейзеров, «Докл. АН СССР», 1959. т. 127, №5; Сугробов В. М., Аверьев В. В., Обводненность пород Паужетского месторождения и условия циркуляции высокотермальных вод, в сборнике: Паужетские горячие воды на Камчатке, М., 1965; Alien Е. Т. and Day A. L., Hot springs of the Yellowstone national park, в кн.: Carnegie Institution of Washington, publication № 466, Wash., 1935; Barth Т. F. W., Volcanic geology, hot springs and geysers of Iceland, там же, publication № 587, Wash., 1950.

В. И. Влодавец.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Гейзеры" в других словарях:

    - (исландск. горячий ключ). Горячие ключи, выбрасывающие вверх горячую воду; особенно замечательны гейзеры в Исландии, выбр. столб кипящей воды на высоту почти 50 сажен. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка

    - (от исл. geysa хлынуть * a. geyser, spouting spring; н. Springquelle, Geiser; ф. source jaillissante; и. geiser) источники, периодически выбрасывающие горячую воду и пар. Pаспространены в областях современной или недавно прекратившейся… … Геологическая энциклопедия

    - … Википедия

    - (Great Geysers) крупнейшее геотермальное м ние мира (США, шт. Калифорния) в 140 км севернее г. Сан Франциско, в Долине Больших Гейзеров. Пл. м ния 55 км. Источником тепла м ния является, по видимому, магматич. очаг (или система очагов)… … Геологическая энциклопедия

    ґейзери - гейзеры geyser, spouting spring *Springquelle, Geiser гарячі джерела, що періодично фонтанують. Поширені в районах сучасного і недавнього вулканізму. Ґ. з постійною тривалістю циклу наз. регулярними, з мінливою нерегулярними. Тривалість окремих… … Гірничий енциклопедичний словник

    Вид горячего источника Гейсир в Исландии, давшего название себе подобным. У этого термина существуют и другие значения, см. Гейзер (значения). Гейзер (… Википедия

    Координаты: 54°25′50″ с. ш. 160°08′22″ в. д. / 54.430556° с. ш. 160.139444° в. д. … Википедия

    Источник, периодически выбрасывающий фонтаны горячей воды и пара. Гейзеры распространены в областях интенсивной современной вулканической деятельности: в Исландии, Новой Зеландии, на Камчатке, в Сев. Америке и др. Характерные признаки: чистота и… … Географическая энциклопедия

    Представляет собой весьма своеобразный минеральный ключ, отличающийся особенным периодическим характером своей деятельности. Под именем большого гейзера в Исландии известен холм конической формы, срезанный на вершине, где находится… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Энцелад … Википедия

Книги

  • Имперская мозаика: Имперская мозаика; Токсимерский оскал; Адекватность , Олег Маркелов , Империя незыблема, словно гигантский ледник. Но под несокрушимой толщей льда кипят гейзеры страстей и зреют вулканы катаклизмов. Пираты и мятежники, искатели приключений и сотрудники… Категория: Отечественная фантастика Серия:

Гейзеры, горячие ключи и минеральные источники - последние отголоски грозной вулканической деятельности.

Гейзеры - это источники, в которых через определенные промежутки времени происходят извержения кипящей воды. Со взрывом и грохотом огромный столб кипятка, окутанный густыми клубами пара, взлетает вверх большим фонтаном, достигая иногда 80 м.

Фонтан бьет некоторое время, затем вода исчезает, клубы пара рассеиваются, и наступает состояние покоя.

Некоторые гейзеры выбрасывают воду совсем невысоко или только разбрызгивают ее. Бывают горячие источники, похожие на лужи, в которых вода кипит пузырями. Обычно вокруг гейзера есть бассейн, или неглубокий кратер, поперечник которого достигает нескольких метров.

Края такого бассейна и прилегающей к нему площадки покрыты отложениями содержащегося в кипятке кремнезема. Эти отложения называются гейзеритом. Около некоторых гейзеров образуются конусы из гейзерита высотой от нескольких сантиметров до нескольких метров.

Тотчас после извержения гейзера бассейн освобождается от воды, и на дне его можно увидеть заполненный водой канал (жерло), уходящий глубоко под землю.

Перед началом извержения вода поднимается, медленно заполняет бассейн, бурлит, выплескивается, затем со взрывом высоко взлетает фонтан кипятка.

Гейзеры - очень редкое и красивое явление природы. Его можно наблюдать у нас (на Камчатке), в Исландии, в Новой Зеландии и Северной Америке. Небольшие одиночные гейзеры встречаются в некоторых других вулканических областях.

В восточной части Камчатки, южнее Кроноцкого озера, много гейзеров в долине р. Гейзерной. Река начинается на безжизненных склонах потухшего вулкана Кихпиныч и в нижнем течении образует долину до 3 км шириной. На уступах склонов этой долины располагается множество горячих ключей, горячих и теплых озер, грязевых котлов и гейзеров.

Здесь известно около 20 крупных гейзеров, не считая мелких, выплескивающих воду всего на несколько сантиметров. Около некоторых из них почва теплая, а иногда даже горячая.

Многие гейзеры окружены натеками разноцветного гейзерита причудливых форм, похожими на красивые искусственные решетки. Иногда гейзерит покрывает площади в несколь ко десятков квадратных метров. Так, например, около самого большого камчатского гейзера - «Великана», выбрасывающего огромный фонтан на высоту в несколько десятков метров, образовалась площадка гейзерита примерно в гектар. Она вся покрыта натеками в виде маленьких каменных розочек серовато-желтого цвета.

Извержение гейзера. Фото: Geoffrey Plauche

Гейзер в разрезе. Штрихами показана вода, кружками - газы.

Неподалеку находится гейзер «Жемчужный», названный так по форме и цвету отложений гейзерита: с перламутровым отливом, похожим на жемчуг. Есть гейзер «Сахарный» с обильными и красивыми отложениями нежно-розового гейзерита. Это пульсирующий источник, вода из него не выбрасывается фонтаном, а выплескивается равномерными толчками.

Гейзер «Первенец» находится на каменистой горячей площадке почти на самом берегу р. Шумной, недалеко от устья р. Гейзерной. Бассейн «Первенца», около полутора метров в диаметре и такой же глубины, окружают крупные глыбы камней. Если взглянуть в бассейн тотчас после извержения, можно увидеть, что в нем совершенно нет воды, а на дне находится отверстие, или канал, косо уходящий в глубину. Через некоторое время из-под земли доносится гул, похожий на шум мотора: по каналу начинает подниматься вода, постепенно наполняющая бассейн. Она кипит, доходит до краев бассейна, поднимается все выше и выше, выплескивается и, наконец, со взрывом вырывается косо направленный столб кипятка, окутанный густыми облаками пара. Фонтан поднимается на высоту не менее чем 15-20 м. Он бьет две-три минуты, затем наступает тишина, пар рассеивается, и в опустевший бассейн можно опять заглянуть без риска. Через небольшой промежуток времени снова слышится гул и гейзер опять начинает действовать.

С давних пор славится своими горячими источниками, кипящими реками и гейзерами Исландия. В долинах почти всех ее рек видны поднимающиеся облачка паров от кипящих ключей и гейзеров. Они особенно многочисленны в юго-западной части острова. Там интересно посмотреть знаменитый «Большой Гейзер». Его бассейн диаметром около 18 м. Гладкое дно бассейна в центре переходит в округлое жерло около 3 м в диаметре, по форме похожее на раструб пионерского горна. Канал гейзера уходит на большую глубину, соединяясь под землей трещинами с пещерами, периодически наполняющимися горячей водой и паром. Температура воды в гейзере на поверхности до 80°, а в канале на некоторой глубине до 120°.

Извержение «Большого Гейзера» очень красиво. Оно повторяется через каждые 20- 30 часов и длится 2,5-3 часа. «Большой Гейзер» фонтанирует на высоту до 30 м.

Суровая природа Исландии заставляет жителей использовать некоторые горячие источники для орошения полей. На обогретых почвах выращивают овощи и злаки. Горячую воду источников применяют и для отопления домов в городах и поселках. Так, например, столица Исландии Рейкьявик полностью отапливается водами горячих источников.

На Северном острове Новой Зеландии до 1904 г. действовал гейзер «Ваимангу». Это был самый большой гейзер в мире. Во время сильного извержения его струя выбрасывалась в воздух на 450 м. Но теперь этот гейзер совершенно исчез. Объясняют это снижением на 11 м уровня воды в ближайшем оз. Таравера.

На берегу оз. Вайкато (Новая Зеландия) есть гейзер «Кроус-Нест» («Воронье гнездо»), извержение которого зависит от уровня воды в озере. Если вода стоит высоко, то гейзер извергается каждые 40 минут, если уровень воды низкий, извержение происходит через 2 часа.

Многочисленные и разнообразные горячие источники и гейзеры находятся в Северной Америке на границе штатов Вайоминг и Монтана. Это живописное место, окруженное высокими снежными хребтами Скалистых гор, называется Йеллоустонским национальным парком. Оно представляет собой высокое плоскогорье, изрезанное глубокими долинами рек и впадинами озер.

Несколько миллионов лет назад здесь происходили очень сильные вулканические извержения, следом которых и остался этот удивительный уголок природы. Из 200 гейзеров Йеллоустонского парка самым знаменитым считается «Старый служака». В течение многих сотен лет он не прекращает своей деятельности, так же как и некоторые другие гейзеры и горячие источники Йеллоустонского парка.

Представьте себе, какое огромное количество тепла приносится этими гейзерами и горячими источниками на поверхность Земли! Предполагается, что тепло всех источников Иеллоустонского парка может расплавить около 3 Т льда в секунду.

Откуда же берется это тепло?

Гейзеры возникают в районах, где недалеко от земной поверхности залегает неостывшая магма. Выделяющиеся из нее газы и пары, поднимаясь, проходят длинный путь по трещинам. При этом они смешиваются с подземными водами, нагревают их и сами переходят в горячую воду с растворенными в ней различными веществами. Такая вода и выходит на поверхность земли в виде бурлящих горючих ключей, различных минеральных источников, гейзеров и т. п.

Ученые предполагают, что под землей гейзер состоит из пещер (камер) и соединяющих их проходов, трещин и каналов, встречающихся в застывших лавовых потоках. Эти пещеры заполняются циркулирующими подземными водами, на небольшой глубине от которых находятся неостывшие магматические очаги.

Извержение гейзеров происходит по-разному, в зависимости от величины подземных камер, от формы каналов и расположения трещин, по которым поступает тепло из глубины недр, от количества и скорости притока грунтовых вод.

Из физики известно, что точка кипения воды при давлении в 1 атмосферу на уровне моря равна 100°.

Если давление увеличивается, температура кипения повышается,

а при уменьшении давления она понижается. Давление столба воды в канале гейзера повышает точку кипения воды на дне канала. Вода при нагревании снизу приходит в движение; нагретый нижний слой воды делается менее плотным и поднимается на поверхность, а более холодная вода с поверхности спускается вниз, где, согреваясь, в свою очередь поднимается, и т. д. Таким образом, пары и газы, беспрерывно просачивающиеся по трещинам из глубины, согревают воду, доводя до кипения.

Если канал гейзера широкий и имеет более или менее правильную форму, вода, перемещаясь (циркулируя), перемешивается, закипает и выплескивается на поверхность в виде горячего источника. Если же канал извилистый и узкий, вода не может смешиваться и нагревается неравномерно. Вследствие давления сверху столба воды внизу вода оказывается перегретой и не превращается в пар. Пар выделяется отдельными пузырями. Накапливаясь внизу, сжатый пар стремится расшириться, давит на верхний слой воды в канале и поднимает ее настолько, что она выплескивается на поверхность Земли небольшими фонтанами - предвестниками извержения.

Выплескивание воды уменьшает вес столба воды в канале; следовательно, давление на глубине понижается и перегретая вода, находясь выше точки кипения, мгновенно превращается в пар. Давление пара снизу так велико, что выталкивает воду из канала в виде огромных фонтанов кипятка и клубов пара.

ГЕЙЗЕРЫ (от исл. geysa — хлынуть * а. geyser, spouting spring; н. Springquelle, Geiser; ф. source jaillissante; и. geiser) — источники, периодически выбрасывающие горячую воду и пар. Распространены в областях современной или недавно прекратившейся вулканической деятельности, где происходит интенсивный приток тепла из магматического очага.

Гейзеры могут иметь вид небольших усечённых конусов с достаточно крутыми склонами, низких, очень пологих углублений, котловинок, неправильной формы ям и др.; на их дне или стенках находятся выходы трубообразных или щелеобразных каналов. Гейзеры практически с постоянной продолжительностью цикла называются регулярными, с изменчивой — нерегулярными. Продолжительность отдельных стадий цикла измеряется в минутах и в десятках минут, стадия покоя длится от несколько минут до несколько часов или дней. Вода, выбрасываемая гейзером, относительно чистая, слабо минерализованная (1-2 г/л), по химическому составу хлоридно-натриевая или хлоридно-гидрокарбонатно-натриевая, содержащая относительно много кремнезёма, из которого у выхода канала и на склонах образуется гейзерит.

Гейзеры известны в CCCP на Камчатке; за рубежом — в Исландии, Канаде, США, Новой Зеландии, Японии, Китае. Крупные гейзеры на Камчатке обнаружены в 1941 в долине реки Гейзерная, вблизи вулкана Кихпиныч. Всего на Камчатке около 100 гейзеров, из них около 20 крупные, по величине и силе извержений не уступающие действующим гейзерам Исландии, США и Новой Зеландии. Самый большой гейзер Камчатки — Великан, выбрасывающий струи воды высотой 40 м и пара высотой несколько сотен метров. В Исландии действует около 30 гейзеров. Среди гейзеров Йеллоустонского национального парка (около 200) самые большие — Гигант и Старый Служака. Первый выбрасывает пар и воду на высоту до 40 м с периодом в 3 дня, второй — на высоту 42 м через каждые 53-70 мин. Новозеландский гейзер Ваймангу — самый большой и мощный на Земле — действовал нерегулярно с периодом от 5 до 30 ч в 1899-1904; выбрасывал при каждом извержении около 800 т воды, действие гейзера прекратилось вследствие понижения на 11 м уровня воды в соседнем озере Таравера.

Относительно образования и периодичности деятельности гейзеров существует ряд гипотез. По одной из них, необходимым условием существования гейзеров является питание их в приповерхностных частях канала перегретыми водами с температурой свыше 100°С. При подъёме воды вверх по каналу давление её уменьшается и вода вскипает; при этом быстро растёт упругость образующегося пара, который, преодолевая давление воды в канале, выбрасывает воду. С началом фонтанирования гейзера вся вода в канале вскипает и извергается за счёт значительного увеличения объёма пароводяной смеси.

Выброшенная вода, несколько охлаждённая, частично падает в чашу гейзера и попадает в его канал. Большая часть воды просачивается в канал из боковых пород, нагревается (а в нижних частях канала перегревается), и снова происходят образование пара и выброс пароводяной смеси. Водяной пар и горячая вода гейзера могут быть использованы для отопления зданий, теплиц и работы энергетических установок (см. геотермальные ресурсы).

Таинственные явления

Загадка гейзеров

Гейзеры - это одно из чудес природы. Вначале в мире было 3 самых лучших места для наблюдения за ними. В Новой Зеландии на остове Северный, в национальном парке Йеллоустоун (США) и в Исландии. Именно исландцы назвали вырывающиеся из земли фонтаны кипящей воды и пара словом geysa (хлынуть). Отсюда и пошло название "гейзер".

В 1941 году на Камчатке была обнаружена целая долина гейзеров недалеко от подножия вулкана Кихпиныч. Таким образом, на планете стало 4 места, где наиболее ярко проявляют себя кипящие фонтаны, извергающиеся из земных недр.

Почему гейзеры извергаются периодично?

Следует сказать, что загадка гейзеров неразрывно связана с периодичностью их извержения. К примеру, в Исландии есть гейзер, который называется Прыгающей Ведьмой. С интервалом в 2 часа он выбрасывает на высоту до 15 метров кипящий фонтан. У других аналогичных фонтанов периодичность извержений может варьироваться в пределах от нескольких минут до часов и даже дней.

Так в Йеллоустонском парке гейзер Гигант выбрасывает пар и кипящую воду на высоту 40 метров каждые 3 дня. А аналогичный фонтан Старый Служака выстреливает кипятком из земных недр каждые 70 минут. По некоторым таким фонтанам можно сверять часы, так как интервал между выбросами не превышает минуту.

Вот именно эта поразительная периодичность и не давала учёным покоя во все времена. Ещё в начале XIX века была создана первая умозрительная модель гейзера.

Учёные предполагали, что глубоко под землёй есть большая пещера, заполненная горячими подземными водами. Есть также узкий канал, по которому перегретый пар выходит на земную поверхность. А подземное тепло дают пласты магмы, лежащие на небольшой глубине. Но почему вскипание воды происходит периодами?

Важное наблюдение было сделано в 1836 году. С помощью специальных методов было установлено, что температура в канале Большого гейзера Исландии с глубинной увеличивается. Но самое любопытное заключалось в том, что на большой глубине вода имела температуру более 100 градусов по Цельсию, но при этом не кипела.

Однако для физиков это было вовсе не сюрпризом. Они давным давно доказали, что температура кипения воды зависит в первую очередь от давления. Например, чтобы вода закипела при давлении, превышающем атмосферное в 5 раз, её нужно нагреть до 150 градусов по Цельсию. А вот при низком давлении вода закипает даже при комнатной температуре.

Принцип работы гейзера

Опираясь на природный механизм зависимости температуры кипения от давления, учёные разработали модель работы гейзера . Выглядит она так: в земле существует длинный вертикальный узкий канал. Он наполнятся грунтовыми водами. При этом чем глубже слой воды, тем больше в нём давление. Воду нагревает геотермальное тепло. Её температура в нижних слоях канала подходит к температуре кипения и, в конце концов, превышает её.

Вскипающий слой воды начинает толкать вверх воду, которая находится выше. Давление в ней падает, и верхние слои в свою очередь также начинают закипать. Так развивается лавинообразный процесс, в результате которого вся вода в подземном вертикальном канале очень быстро превращается в кипяток и пар. Гейзер извергает своё кипящее содержимое на землю и вновь начинает заполняться холодными грунтовыми водами.

Согласно данной гипотезе, загадка гейзеров объясняется вполне логично. А периодичность извержения зависит от ширины и конфигурации подземного канала, а также от скорости его заполнения грунтовыми водами. Немалое значение имеет и близость источника тепла, который должен нагреть водную массу и запустить процесс парообразования.

Но хотя данная схема выглядит вполне привлекательно, пока ещё никто не смог доказать её правильность. Для этого нужно построить рукотворную модель, полностью соответствующую по своим параметрам природному эквиваленту. Этого не сделано по сей день, а поэтому гейзеры продолжают хранить свою загадку и по праву считаются настоящим чудом природы.


Цель исследования: собрать интересную и познавательную информацию о гейзерах; ответить на вопрос «Почему Долина гейзеров входит в «7 чудес России»? Задачи: Изучить гейзеры, их виды. Изучить гейзеры, их виды. Изучить извержения гейзеров и их влияние на окружающую среду. Изучить извержения гейзеров и их влияние на окружающую среду.




















В долине гейзеров на территории общей площадью около четырех квадратных километров действует более 200 термальных источников, в том числе около 90 гейзеров, которые выбрасывают кипящие струи воды и пара на десятки метров в высоту. на территории общей площадью около четырех квадратных километров действует более 200 термальных источников, в том числе около 90 гейзеров, которые выбрасывают кипящие струи воды и пара на десятки метров в высоту.


Природные катаклизмы. Долина гейзеров очень подвержена природным катаклизмам. Так 4 октября 1981 года Долина Гейзеров перенесла "шок". Тайфун "Эльза", пронесшийся над Камчаткой, вызвал такие дожди, что уровень воды в реке Гейзерной поднялся на несколько метров. Вспухший поток грязи и камней протащил по руслу трехметровые валуны, сокрушая все на своем пути. Долина Гейзеров одним из чудес России могла бы и не стать, потому что 3 июня 2007 года в долине Гейзеров прошел сильный сель, вызвавший разрушения и перекрывший русло реки Гейзерной, что привело к затоплению 2/3 гейзеров. Образование селя было связано с активным таянием снега на близлежащих склонах. К счастью, на сегодняшний день вновь заработали почти все затопленные гейзеры.


Вывод: Долина гейзеров это уникальнейший геотермальный заповедник, единственный на территории нашей страны, не имеющий столь же грандиозных аналогов в мире. Долина гейзеров это уникальнейший геотермальный заповедник, единственный на территории нашей страны, не имеющий столь же грандиозных аналогов в мире.заповедник Долина гейзеров по праву является одним из семи чудес России и включён в список Всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Долина гейзеров по праву является одним из семи чудес России и включён в список Всемирного природного наследия ЮНЕСКО.



Данная работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей, которая даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать познавательною и творческую активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми – возможность проектировать в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Гейзеры»

Вид проекта: исследовательско -познавательный проект.

Продолжительность проекта: краткосрочный 1 месяц.

Гипотеза: что такое гейзер? Можно ли создать искусственный гейзер самим?

Объект исследования: вода, гейзер.

Предмет исследования : использование знаний о свойствах воды и природном явлении -гейзер в проектно – исследовательской деятельности.

Актуальность исследовательской деятельности:

Исследовательская и экспериментальная деятельность детей – основа для удовлетворения их любопытства об окружающем мире. Интерес к свойствам воды, почвы, воздуха и других природных материалов, и объектов появляется у детей в старшем дошкольном возрасте, когда ребенок начинает устанавливать причинно-следственные зависимости, прослеживать логику событий. В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска объектов окружающей действительности и возможность самому достичь желаемого задуманного результата. Все дети любят различные эксперименты и опыты с водой . Любой взрослый знает, что при температуре ниже 0 вода замерзает и становится твердой, а при 100 градусах С закипает и поднимается в виде пара. Для ребенка же все это неизвестно, и поэтому очень интересно. Изучая такие свойства воды, как нагревание, парообразование у детей возник вопрос: есть ли в природе вода в горячем состоянии? Так возникла идея по изучению природного явления – гейзер.

Данная работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей, которая даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать познавательною и творческую активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми – возможность проектировать в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.

Метод экспериментирования позволяет детям развивать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом – путём самостоятельного исследования мира.

Цель проекта: познакомить детей с природным явлением – гейзерами и их строением, причиной извержения.

Задачи проекта:

Образовательные:

Систематизировать и закреплять имеющие знания о свойствах воды, познакомить с природным явлением – гейзер.

Формировать у детей приёмы и навыки самостоятельной познавательной деятельности, проведение исследовательских работ и наблюдений,

Знакомить дошкольников с методами и приёмами простейших научных исследований,

Учить работе с дополнительной литературой, наглядным материалом.

Развивающие:

Развивать способности у детей дошкольного возраста к исследовательской деятельности,

Способствовать развитию умения самостоятельно приобретать, анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, делать выводы и применять знания,

Способствовать развитию межличностных отношений и умению вести дискуссию, эвристическую беседу,

Развивать память, логическое мышление, воображение, творческие способности, волевые качества, активность, целеустремлённость,

Расширять и обогащать практический опыт детей.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к познавательно- исследовательской деятельности,

Воспитывать разумное и бережное отношение к природе.

Методы исследования (карточки-символы):

  1. Метод «Посмотреть в энциклопедиях, книгах о том, что исследуем».
  2. Метод «Обратиться к компьютеру, интернету».
  3. Метод «Спросить у родителей».
  4. Метод «Провести эксперименты».
  5. Метод «Вопросов и ответов».

Предполагаемый результат:

Умение включаться и самостоятельно проводить эксперименты;

Расширить знания детей о воде и её свойствах;

Развить у детей познавательную активность, творческие способности, коммуникативные навыки;

Сформировать навыки и умения самостоятельного ведения эксперимента и использование его итогов в творческой деятельности;

Научить делать выводы из полученных результатов;

Стремиться транслировать свои навыки и опыт сверстникам и взрослым.

Этапы исследовательской работы:

1 Этап. Подготовительный .

Задачи этого этапа: анализ ситуации; определение основных его целей, формирование экологического сознания, экологической культуры.

  • Подбор презентаций для просмотра.
  • Подбор детской художественной литературы.
  • Подбор и работа методической литературой.
  • Подбор сюжетных картинок и иллюстраций.
  • Проведение дидактических игр, направленных на умение видеть проблему; задавать вопросы.

2 этап. Организационный.

Задачи этого этапа: создание экологической среды в группе, привлечение к предстоящей творческой работе в инновационном решении, разработке планов работы с детьми и родителями по формированию экологического образования.

  • Проведение с детьми бесед и занятий.
  • Чтение художественной литературы, стихотворений.
  • Рассматривание картин, иллюстраций, просмотр презентаций.

3 этап. Практическая деятельность.

Задачи этого этапа: формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей о свойствах воды и природном явлении гейзер .

  • Выполнение экспериментов и опытов с водой.
  • Проведение игры –КВН «Волшебная вода».
  • Создание фотоальбома – эксперименты с водой.
  • Выпуск газеты: «Гейзер- волшебный фонтан»
  • Просмотр презентации «Долина гейзеров на Камчатке».

Проведение открытого интегрированного занятия.

4 этап. Итоговый.

Задачи этого этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности.

Защита исследовательской работы «Гейзер – волшебный фонтан».

Экспериментальная часть.

Опыт 1. Вода прозрачная.

Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? Почему? (Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком – нет). Вывод: вода прозрачная, а молоко нет.

Опыт2.У воды нет вкуса.

Предложить детям попробовать через соломинку воду. Есть ли у неё вкус? Дать им для сравнения попробовать молоко или сок. Если они не убедились, пусть ещё раз попробуют воду. (Дети часто слышат от взрослых, что вода очень вкусная. У них формируется неверное представление. Объяснить, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьёт воду, и, чтобы выразить своё удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода», хотя на самом деле её вкуса не чувствует.)

Опыт3.У воды нет запаха.

Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет или совсем не пахнет. Пусть нюхают ещё и ещё, пока не убедятся, что запаха нет. Можно для сравнения предложить понюхать воду, в которую добавили ароматические вещества (духи, соль для ванн).

Опыт 4. Лёд – твёрдая вода.

Взять кубики льда. Поместить их в отдельные стаканчики, чтобы каждый ребёнок наблюдал за своим кусочком льда. Дети должны следить за состоянием кубиков льда в тёплом помещении. Обратить их внимание на то, как постепенно уменьшается кубик льда. Что с ним происходит?

Взять один большой кубик льда и несколько маленьких. Понаблюдать, какой из них растает быстрее: большой или маленький. Важно, чтобы дети обратили внимание на то, что отличающиеся по величине куски льда растают в разные промежутки времени. Таким же образом проследить за таянием снега. Вывод: лёд, снег – это тоже вода.

Опыт 5. Пар – это тоже вода.

Взять термос с кипятком. Открыть его, чтобы дети увидели пар. Поместить над паром стекло или зеркальце. На нём выступят капельки воды, показать их детям.

Опыт 6. Вода жидкая, может течь.

Дать детям два стаканчика – один с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Льётся вода? Почему? (Потому, что она жидкая.) Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.

Опыт 7. Вводе некоторые вещества растворяются, а некоторые – не растворяются.

У каждого ребёнка по два стаканчика с водой. В один из них положить обычный песок и попробовать размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Взять другой стаканчик и насыпать в него ложечку сахарного песка, размешать его. Что теперь произошло? В каком из стаканчиков песок растворился?

Предложить детям размешать акварельную краску в стаканчике с водой. Почему вода стала цветной? (Краска в ней растворилась).

Опыт 8.Лёд легче воды.

Спросить детей: что будет с кубиком льда, если его поместить в стаканчик с водой? Он утонет, будет плавать, сразу растворится? Выслушать ответы детей, а затем провести опыт: опустить кубик льда в стаканчик с водой. Лёд плавает в воде. Он легче воды, поэтому и не тонет. Оставить лёд в стаканчиках и посмотреть, что с ним произойдёт.

Опыт 9. Вода бывает теплой, холодной, горячей.

Дать детям стаканчики с водой разной температуры. Дети пальчиком или с помощью термометра определяют, в каком стаканчике вода холодная, а в каком горячая. Спросите ребёнка, как получить тёплую воду? Проделайте это вместе с ним.

Подчеркнуть, что в реках, озёрах, морях тоже бывает вода с разной температурой: и тёплая, и холодная. Но в природе есть такие необычные места, где очень горячая вода выходит из-под земли на поверхность. Это гейзеры. От них, как и от термоса с горячей водой, тоже идёт пар. Может ли кто-нибудь жить в таком горячем «доме»? Жильцов там очень мало, но они есть, например, особенные водоросли.

Важно, чтобы дети поняли, что в водоёмах вода бывает разной температуры, а значит, в них живут разные растения и животные.

Опыт 10. Вода не имеет формы.

Предложить детям рассмотреть кубик льда (вспомнить, что лёд – это твёрдая вода). Какой формы этот кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если опустить его в стакан, в миску, положить на стол или на ладошку? А жидкая вода?

Предложить детям налить воду в кувшин, тарелку, стакан (любые сосуды), на поверхность стола. Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей. Значит, жидкая вода не имеет формы.

Опыт «Извержение гейзера»

Для опыта нам понадобится:

Макет гейзера,

2 чайные ложки соды,

2 чайные ложки лимонной кислоты,

Стакан воды

Выводы: гейзеры - очень редкое и одно из самых красивых явлений природы. Давление пара снизу так велико, что выталкивает воду из канала в виде огромных фонтанов кипятка и клубов пара. Величина фонтанов гейзеров и характер их действия зависят от величины и расположения подземных камер, каналов и силы давления пара.

Сотрудничество с родителями

Оформление информационно – просветительного материала в виде папок – передвижек «Детское экспериментирование».

Привлечение родителей к участию в мероприятии в рамках проекта:

Подборка иллюстраций, картин; сбор информации;

Создание совместно с детьми альбомов по проведению опытов;

Подбор материалов в помощь в оформлении лаборатории.

Список используемой литературы

  1. Соболева О.Л. «Большая энциклопедия дошкольника», 2010 г.
  2. Мирская Е.И. «Моя первая книжка наука», 1998 г.
  3. Буянова Н.Ю. «Я познаю мир: Детская энциклопедия»,1998 г.
  4. Книга вопросов и ответов что? Где? Почему? ,2002 г.
  5. Интернет – ресурсы