Меню
Бесплатно
Главная  /  Пигментные пятна  /  «Протестантская» Библия. Только одно писание Протестантская библия читать

«Протестантская» Библия. Только одно писание Протестантская библия читать

Католическая Библия содержит книги Тавифы, Июдит, Мудрости Соломоновой, Екклесиаста, Баруха, Первой и Второй Маккавеев, плюс некоторые дополнения к книгам Есфири и Даниила. Эти дополнительные писания обычно называются Апокрифами. Они разбросаны между 39-ю книгами Ветхого Завета.

+ Апокрифы означают «спрятанное или подложное» (Энциклопедический Словарь Уебстера) . Таким термином называют писания, в подлинности которых имеются сомнения или их источник вообще неизвестен. Существуют много подобных работ, отвергнутых как католиками, так и протестантами. Те, что приняты в католических Библиях обычно называются как «Ветхозаветными апокрифами».

Эти книги были написаны между 200 г. до н.э. и 100 г. н.э. Некоторые, такие как Первая и Вторая Маккавеев и Екклесиаста, представляют какой-то интерес с точки зрения их исторического или этического содержания; в то время как остальные является чистой выдумкой и поэтому не имеют никакой ценности. Их отсутствие в протестантской Библии происходит не из-за степени их пригодности, а вследствии сомнения в их Богодуховенности.

Эти апокрифические книги отвергаются протестантской Библией по следующим причинам:

  1. Нет никаких доказательств, что они когда-либо принимались иудеями в Ветхозаветный канон. Это особенно важно с той точки зрения, что иудеям «были доверены откровения Божьи» (Рим. 3:2).
  2. Филий и Йосеф, оба бывшие иудеи 1-го века н.э. и оставившие множество трудов, не цитируют ни одного Апокрифа. Последний указывает, что в канон священных книг входит 22 книги (группирую некоторые как одно целое), что соответствует нашим 39-ти книгам. Также многими авторитетами в этой области принимается тот факт, что иудейский совет в Джамнии (90 и 118 н.э.) подтвердил еврейский канон таким, который мы сейчас знаем.
  3. Иисус и его апостолы свободно цитировали почти из каждой книги Ветхого Завета, но ни разу они упомянули ни одной из апокрифических книг. Они называли Ветхозаветные книги как «Писание» (Ин. 10:35; 19:36; 2 Пет. 1:20), «Писания» (Мат. 22:29; Деян. 18:24), «Священные Писания» (Рим. 1:2), «Священные Записи» (2 Тим. 3:15) «Закон» (Ин. 10:34; 12:34; 15:25; 1 Кор. 14:21) и «Закон и пророки» (Мат. 5:17; 7:12; 22:40; Лук. 16:16; 24:44; Деян. 13:15; 28:23). Они никогда не называли таким терминами Апокрифы.
  4. На протяжении первых четырех столетий церкви повсеместно отвергали эти книги как неканонические. Известные авторы того периода - Юстин Мученник, Ориген, Тертуллиан, Хилари, Иероним - не признавали эти Апокрифы. Иероним, чьи писания являются основой для Римско-Католической Церкви, особенно яростно выступал против них. Они начали проникать в среду верующих с пятого века н.э., пока официально не были закреплены как авторитетные писания на Трентском соборе в 1546 г.
  5. Возможно самым сильным аргументом против этих книг будут сами эти книги. Они сами не провозглашают, что являются Словом Божьим или принадлежат перу пророков. Они полны неточностей, противоречий и всякого рода легенд. Их никоим образом нельзя считать Богодухновенными. Поэтому никак нельзя считать их исшедшими от Бога и поэтому им нет места среди книг Библии.

Как произошли отделения

Православная Церковь сохранила неповрежденной ту истину, которую открыл апостолам Господь Иисус Христос. Но Сам Господь предупредил Своих учеников, что из среды тех, кто будет с ними, появятся люди, которые захотят исказить истину и помутить ее своими выдумками: Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные (Мф. 7, 15).

И апостолы тоже предупреждали об этом. Например, апостол Петр писал: у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении… Оставив прямой путь, они заблудились… им приготовлен мрак вечной тьмы (2 Пет. 2, 1-2, 15, 17).

Под ересью понимается ложь, которой человек следует сознательно. Путь, который открыл Иисус Христос, требует от человека самоотверженности и усилий, чтобы проявилось то, действительно ли на этот путь он вступил с твердым намерением и по любви к истине. Мало просто назвать себя христианином, надо своими делами, словами и мыслями, всей своей жизнью доказать, что ты христианин. Тот, кто любит истину, ради нее готов отказаться от всякой лжи в своих мыслях и своей жизни, чтобы истина вошла в него, очистила и освятила.

Но не все вступают на этот путь с чистыми намерениями. И вот последующая жизнь в Церкви выявляет их негодное настроение. И те, кто любит себя больше, чем Бога, отпадают от Церкви.

Бывает грех поступка — когда человек делом нарушает заповеди Божии, а бывает грех ума — когда человек предпочитает свою ложь Божественной истине. Второе и называется ересью. И среди тех, кто называл себя в разные времена христианами, выявлялись как люди, преданные греху поступка, так и люди, преданные греху ума. Тот и другой человек противится Богу. Тот и другой человек, если сделал твердый выбор в пользу греха, не может оставаться в Церкви, и отпадает от нее. Так на протяжении истории из Православной Церкви уходили все, кто выбрал грех.

Апостол Иоанн говорил о них: Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши (1Ин. 2 , 19).

Их участь незавидна, ведь в Писании сказано, что предающиеся ереси… Царствия Божия не наследуют (Гал. 5 , 20-21).

Именно потому, что человек свободен, он всегда может сделать выбор и употребить свободу либо во благо, избрав путь к Богу, либо во зло, избрав грех. В этом причина того, что возникали лжеучители и возникали те, кто верил им больше, чем Христу и Его Церкви.

Когда появлялись еретики, привносящие ложь, святые отцы Православной Церкви начинали объяснять им их заблуждения и призывали отказаться от вымыслов и обратиться к правде. Некоторые, будучи убеждены их словами, исправлялись, но далеко не все. И о тех, кто упорствовал во лжи, Церковь произносила свой суд, свидетельствуя о том, что они не являются истинными последователями Христа и членами основанного Им сообщества верных. Так исполнялся апостольский совет: Еретика после первого и второго вразумления отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден (Тит. 3 , 10-11).

Подобных людей в истории было немало. Самые распространенные и многочисленные из числа основанных ими сообществ, что сохранились до наших дней — монофизитские Восточные Церкви (они возникли в V веке), Римо-католическая Церковь (отпавшая от Вселенской Православной Церкви в XI веке) и Церкви, называющие себя протестантскими. Сегодня мы рассмотрим, что отличается путь протестантизма от пути Православной Церкви.

Протестантизм

Если какая-то ветвь отломится от дерева, то, потеряв связь с жизненными соками, неизбежно начнет засыхать, растеряет свои листья, станет хрупкой и легко сломается при первом же натиске.

То же самое видно и в жизни всех сообществ, отделившихся от Православной Церкви. Как отломившаяся ветвь не может удержать на себе листьев, так и те, кто отделяются от подлинного церковного единства, не могут больше сохранять уже и свое внутреннее единство. Это происходит потому, что, уйдя из Божией семьи, они теряют связь с живительной и спасительной силой Духа Святого, а то греховное желание противиться истине и ставить себя выше других, которое и привело их к отпадению от Церкви, продолжает действовать среди самих отпавших, обращаясь уже против них и приводя ко все новым внутренним разделениям.

Итак, в XI веке от Православной Церкви отделилась Поместная Римская Церковь, а в начале XVI века уже от нее самой отделилась значительная часть людей, последовав за идеями бывшего католического священника Лютера и его единомышленников. Они образовали свои общины, которые стали считать «Церковью». Это движение носит общее название протестантов, а само их отделение называется Реформацией.

В свою очередь, протестанты также не сохранили внутреннего единства, но еще больше стали делиться на разные течения и направления, каждое из которых утверждало, что именно оно является настоящей Церковью Иисуса Христа. Они продолжают делиться и до настоящего времени, и сейчас их в мире уже более двадцати тысяч.

У каждого их направления есть свои особенности вероучения, которые было бы долго описывать, и здесь мы ограничимся разбором только основных черт, которые свойственны всем протестантским номинациям и которые отличают их от Православной Церкви.

Основной причиной появления протестантизма стал протест против учения и религиозной практики Римо-католической Церкви.

Как отмечает святитель Игнатий (Брянчанинов), действительно, «в Церковь Римскую вкрались многие заблуждения. Хорошо бы сделал Лютер, если б он, отвергнув заблуждения латинян, заменил эти заблуждения истинным учением Святой Христовой Церкви; но он заменил их своими заблуждениями; некоторым заблуждениям Рима, весьма важным, вполне последовал, а некоторые усилил» . «Протестанты восстали против уродливой власти и божественности пап; но так как они действовали по побуждению страстей, утопая в разврате, а не с прямой целью стремления к святой Истине, то и не оказались достойными узреть ее» .

Они отказались от ошибочной идеи о том, что папа Римский является главой Церкви, но сохранили католическое заблуждение о том, что Дух Святой исходит от Отца и Сына.

Писание

Протестанты сформулировали принцип: «только Писание», он означает, что авторитет ими признается лишь за Библией, а Священное Предание Церкви они отвергают.

И в этом они противоречат сами себе, ведь само Священное Писание указывает на необходимость почитать идущее от апостолов Священное Предание: стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим (2 Фес. 2 , 15),— пишет апостол Павел.

Если человек напишет какой-нибудь текст и раздаст его разным людям, а потом попросит объяснить, как они его поняли, то наверняка обнаружится, что кто-нибудь понял текст правильно, а кто-то неправильно, вложив в эти слова свой смысл. Известно, что у любого текста возможны разные варианты понимания. Они могут быть верными, а могут быть ошибочными. То же самое и с текстом Священного Писания, если оторвать его от Священного Предания. И действительно, протестанты думают, что понимать Писание нужно так, как кому захочется. Но такой подход не может помочь обрести истину.

Вот как писал об этом святой Николай Японский: «Ко мне иногда приходят японцы-протестанты, просят объяснить какое-либо место Священного Писания. "Да у вас же есть свои учителя-миссионеры — их спросите,"— говорю я им.— "Что они отвечают?" — "Мы у них спрашивали, говорят: понимай, как знаешь; но мне нужно знать подлинную мысль Божию, а не мое личное мнение"... У нас не так, все светло и надежно, ясно и прочно — потому что мы кроме Священного Писания принимаем еще Священное Предание, а Священное Предание — это живой, непрерывающийся голос... нашей Церкви со времен Христа и Его Апостолов доныне, который будет до скончания мира. На нем-то утверждается все в целом Священное Писание» .

Сам апостол Петр свидетельствует, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою, ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (2 Пет.1 , 20-21). Соответственно, только святые отцы, движимые, тем же Духом Святым, могут открыть человеку истинное понимание Слова Божия.

Священное Писание и Священное Предание составляют одно нераздельное целое, и так было с самого начала.

Не письменно, а устно Господь Иисус Христос открыл апостолам, как понимать Священное Писание Ветхого Завета (Лк. 24, 27), и этому же они устно научили первых православных христиан. Протестанты желают подражать в своем устройстве ранним апостольским общинам, но в первые годы у ранних христиан вообще не было новозаветного писания, а все передавалось из уст в уста, как предание.

Библия была дана Богом для Православной Церкви, именно в соответствии со Священным Преданием Православная Церковь на своих Соборах утвердила состав Библии, именно Православная Церковь задолго до появления протестантов с любовью сохраняла Священное Писание в своих общинах.

Протестанты же, пользуясь Библией, не ими написанной, не ими собранной, не ими сохраненной, отвергают Священное Предание, и тем самым закрывают для себя истинное понимание Слова Божия. Поэтому они часто спорят о Библии и нередко придумывают собственные, человеческие предания, не имеющие никакой связи ни с апостолами, ни с Духом Святым, и впадают, по слову апостола, в пустое обольщение, по преданию человеческому.., а не по Христу (Кол. 2, 8).

Таинства

Протестанты отвергли священство и священнодействия, не веруя, что через них может действовать Бог, и если даже оставляли нечто похожее, то только название, полагая, что это только символы и напоминания об оставшихся в прошлом исторических событиях, а не святая реальность сама по себе. Вместо епископов и священников они завели себе пасторов, не имеющих никакой связи с апостолами, никакого преемства благодати, как в Православной Церкви, где на каждом епископе и священнике находится благословение Божие, которое можно проследить от наших дней до Самого Иисуса Христа. Протестантский пастор лишь оратор и администратор жизни общины.

Как говорит святой Игнатий (Брянчанинов), «Лютер… с запальчивостью отвергая беззаконную власть пап, отверг и законную, отверг сам сан епископский, самую хиротонию, несмотря на то, что установление того и другого принадлежит самим апостолам… отверг и Таинство Исповеди, хотя все Священное Писание свидетельствует, что невозможно получить отпущение грехов без исповедания их» . Отвергли протестанты и прочие священнодействия.

Почитание Богородицы и святых

Пресвятая Дева Мария, родившая по человечеству Господа Иисуса Христа, пророчески сказала: отныне будут ублажать Меня все роды (Лк. 1 , 48). Это было сказано об истинных последователях Христа - православных христианах. И действительно, с тех пор и доныне из рода в род все православные христиане почитают Пресвятую Богородицу Деву Марию. А протестанты не желают ее почитать и ублажать, вопреки Писанию.

Дева Мария, как и все святые, то есть, люди, до конца прошедшие по пути спасения, открытому Христом, соединились с Богом и пребывают всегда в согласии с Ним.

Богородица и все святые стали ближайшими и любимейшими друзьями Бога. Даже человек, если его о чем-то попросит любимый друг, то постарается обязательно исполнить, также и Бог охотно слушает и скоро исполняет просьбы святых. Известно, что еще при своей земной жизни, когда они просили, Он непременно откликался. Так, например, по просьбе Матери Он помог бедным молодоженам и сотворил чудо на пиру, чтобы избавить их от позора (Ин. 2, 1-11).

Писание сообщает, что Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы (Лк. 20, 38). Поэтому после смерти люди не исчезают бесследно, но их живые души содержатся Богом, и те, кто свят, сохраняет возможность общения с Ним. И Писание прямо говорит о том, что усопшие святые обращаются с просьбами к Богу и Он слышит их (см.: Откр. 6, 9-10). Поэтому православные христиане почитают Пресвятую Деву Марию и других святых и обращаются к ним с просьбами о том, чтобы они походатайствовали перед Богом о нас. Опыт свидетельствует, что множество исцелений, избавлений от смерти и другой помощи получают прибегающие к их молитвенному заступлению.

Например, в 1395 году великий монгольский полководец Тамерлан с огромным войском отправился в Россию, чтобы захватить и разрушить ее города, в том числе столицу — Москву. У русских не было достаточно сил, чтобы противостоять такой армии. Православные жители Москвы стали усердно просить Пресвятую Богородицу о том, чтобы она помолилась Богу о спасении их от надвигающейся беды. И вот, однажды утром Тамерлан неожиданно объявил своим военачальникам, что нужно поворачивать армию и возвращаться назад. А на вопросы о причине ответил, что ночью во сне он увидел великую гору, на вершине которой стояла прекрасная сияющая женщина, которая приказала ему покинуть русские земли. И, хотя Тамерлан не был православным христианином, он из страха и уважения к святости и духовной силе явившейся Деве Марии подчинился Ей.

Молитвы за умерших

Те православные христиане, которые при своей жизни не смогли победить грех и стать святыми, после смерти тоже не исчезают, но они сами нуждаются в наших молитвах. Поэтому Православная Церковь молится за умерших, веруя, что по этим молитвам Господь посылает облегчение для посмертной участи наших умерших близких. Но протестанты и этого не хотят признавать, и отказываются молиться за умерших.

Посты

Господь Иисус Христос, говоря о своих последователях, сказал: придут дни, когда отнимется у них Жених, и тогда будут поститься в те дни (Мк. 2, 20).

Господь Иисус Христос был отнят у своих учеников первый раз в среду, когда Иуда предал Его и злодеи схватили, чтобы вести на суд, а второй раз — в пятницу, когда злодеи распяли Его на Кресте. Поэтому во исполнение слов Спасителя православные христиане с древнейших времен соблюдают пост каждую среду и пятницу, воздерживаясь ради Господа от вкушения продуктов животного происхождения, а также от разного рода развлечений.

Господь Иисус Христос постился сорок дней и ночей (см.: Мф. 4, 2), подавая пример Своим ученикам (см.: Ин. 13, 15). И апостолы, как сказано в Библии, служили Господу и постились (Деян. 13, 2). Поэтому православные христиане, кроме однодневных постов, имеют также многодневные, из которых главный — Великий пост.

Протестанты отрицают посты и постные дни.

Священные изображения

Тот, кто желает поклоняться истинному Богу, не должен при этом поклоняться ложным богам, которые либо выдуманы людьми, либо теми духами, которые отпали от Бога и стали злыми. Эти злые духи нередко являлись людям, чтобы ввести их в заблуждение и отвлечь от поклонения истинному Богу на поклонение себе.

Однако, повелев построить храм, Господь еще в эти древние времена повелел также сделать в нем изображения херувимов (см.: Исх. 25, 18-22) — духов, которые сохранили верность Богу и стали святыми ангелами. Поэтому с самых первых времен и православные христиане делали священные изображения святых, соединившихся с Господом. В древних подземных катакомбах, где во II-III веках собирались для молитвы и священнодействий христиане, гонимые язычниками, они изображали Деву Марию, апостолов, сюжеты из Евангелия. Эти древние священные изображения сохранились и до наших дней. Точно так же в современных храмах Православной Церкви есть те же самые священные изображения, иконы. При взгляде на них человеку легче вознестись душой к первообразу , сконцентрировать свои силы на молитвенном обращении к нему. После таких молитв перед святыми иконами Бог часто посылает людям помощь, нередко происходят чудесные исцеления. В частности, об избавлении от войска Тамерлана в 1395 году православные христиане молились именно у одной из икон Богородицы — Владимирской.

Однако протестанты по своему заблуждению отвергают почитание священных изображений, не понимая разницы между ними и между идолами. Это происходит из их ошибочного понимания Библии, а также от соответствующего духовного настроения — ведь не заметить принципиальной разницы между изображением святого и изображением злого духа может лишь тот, кто не понимает разницы между святым и злым духом.

Другие отличия

Протестанты считают, что если человек признает Иисуса Христа Богом и Спасителем, то он уже становится спасенным и святым, и никаких особенных дел для этого не нужно. А православные христиане, вслед за апостолом Иаковом считают, что вера, если не имеет дел, мертва сама по себе (Иак. 2, 17). И Сам Спаситель сказал: Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного (Мф. 7, 21). А значит, по мнению православных христиан, что необходимо исполнять заповеди, выражающие волю Отца, и таким образом делами доказывать свою веру.

Также у протестантов нет монашества и монастырей, а у православных они есть. Монахи ревностно трудятся в том, чтобы исполнить все заповеди Христа. А кроме того, они берут три дополнительных обета ради Бога: обет безбрачия, обет нестяжания (неимения своего имущества) и обет послушания духовному руководителю. В этом они подражают апостолу Павлу, который был безбрачен, нестяжателен и совершенно послушен Господу. Монашеский путь считается более высоким и славным, чем путь мирянинна — семейного человека, но и мирянин также может спастись, стать святым. Среди апостолов Христовых были и женатые люди, а именно, апостолы Петр и Филипп.

Когда у святого Николая Японского в конце XIX века спросили, почему, хотя у православных в Японии всего два миссионера, а у протестантов шестьсот, тем не менее, больше японцев обращались в Православие, чем в протестантство, он ответил: «Дело не в людях, а в учении. Если японец, прежде чем принять христианство, основательно изучает его и сравнивает: в Католической миссии узнает католичество, в протестантской — протестантство, у нас наше учение, то он, насколько я знаю, всегда принимает Православие. <...> Что же это? Да то, что в Православии Христово учение хранится чистым и целым; мы ничего не прибавили к нему, как католики, ничего не убавили, как протестанты» .

Действительно, православные христиане убеждены, как говорит святой Феофан Затворник, в этой непреложной истине: «Что Бог открыл и что заповедал, к тому не следует ничего прибавлять, ни убавлять от того. Это относится к католикам и протестантам. Те все прибавляют, а эти убавляют… Католики помутили апостольское предание. Протестанты взялись поправить дело — и еще хуже сделали. У католиков один папа, а у протестантов, что ни протестант, то папа» .

Поэтому все, кому действительно интересна истина, а не свои мысли, и в прошлые века, и в наше время, непременно находят путь в Православную Церковь, и часто даже без каких-то усилий православных христиан, Сам Бог приводит таких людей к истине. Для примера приведем две истории, случившиеся недавно, участники и свидетели которых живы до сих пор.

Случай в США

В 1960-х годах в американском штате Калифорния, в городах Бен-Ломон и Санта-Барбара большая группа молодых протестантов пришла к выводу, что все известные им протестантские Церкви не могут быть настоящей Церковью, поскольку предполагают, что будто бы после апостолов Церковь Христова исчезла, и ее будто только в XVI веке возродили Лютер и другие вожди протестантизма. Но такая мысль противоречит словам Христа о том, что врата адовы не одолеют его Церковь. И тогда эти молодые люди стали изучать исторические книги христиан, с самой ранней древности, от первого века ко второму, затем к третьему и так далее, прослеживая непрерывную историю Церкви, основанной Христом и Его апостолами. И вот, благодаря своим многолетним исследованиям, эти молодые американцы сами убедились в том, что такой Церковью является Православная Церковь, хотя никто из православных христиан с ними не общался и не внушал им такой мысли, но сама история христианства засвидетельствовала для них эту истину. И тогда они вошли в контакт с Православной Церковью в 1974 году все, в составе более двух тысяч человек, приняли Православие.

Случай в Бенине

Другая история произошла в Западной Африке, в Бенине. В этой стране не было совсем православных христиан, большинство жителей были язычниками, еще немного исповедовали ислам, и еще некоторые были католиками или протестантами.

Вот с одним из них, человеком по имени Оптат Беханзин, в 1969 году случилось несчастье: тяжело заболел его пятилетний сын Эрик, которого разбил паралич. Беханзин повез сына в больницу, но врачи сказали, что мальчика невозможно вылечить. Тогда пораженный горем отец обратился к своей протестантской «Церкви», стал посещать молитвенные собрания в надежде, что Бог исцелит его сына. Но эти молитвы были бесплодны. После этого Оптат у себя дома собрал некоторых близких людей, уговорив их вместе молиться Иисусу Христу об исцелении Эрика. И после их молитвы случилось чудо: мальчик исцелился; это укрепило маленькую общину. Впоследствии происходили все новые чудесные исцеления по их молитвам к Богу. Поэтому к ним переходило все больше людей — и католиков, и протестантов.

В 1975 году община решила оформить себя как самостоятельную церковь, и верующие решили усиленно молиться и поститься, чтобы узнать волю Божию. И в этот момент Эрик Беханзин, которому было уже одиннадцать лет, получил откровение: на вопрос о том, как им назвать свою церковную общину, Бог ответил: «Мою Церковь называют Православной Церковью». Это очень удивило бенинцев, потому что никто из них, включая самого Эрика, никогда не слышал о существовании такой Церкви, и они даже не знали слова «православный». Тем не менее, они назвали свою общину «православной церковью Бенина», и только двенадцать лет спустя смогли познакомиться с православными христианами. И когда они узнали про настоящую Православную Церковь, которая издревле так называется и ведет начало от апостолов, они все дружно, в составе более 2500 человек перешли в Православную Церковь. Так Господь откликается на просьбы всех, кто действительно ищет путь святости, ведущий к истине, и приводит такого человека в Свою Церковь.

Святитель Игнатий (Брянчанинов). Понятие о ереси и расколе.

Св. Иларион. Христианство или Церковь.

Святитель Игнатий (Брянчанинов). Лютеранизм.

БИБЛИЯ В ПРОТЕСТАНТИЗМЕ - В протестантской традиции Священное Писание христианства имеет статус исключительного источника вероучения, упраздняющего церковное Священное Предание. Б. в п. считается богодухновенной, записанной по побуждению от Бога.

В состав протестантских изданий Библии входят: Ветхий Завет из 39 книг, воспроизводящий канон древних еврейских Писаний, и Новый Завет из 27 книг. Новозаветная часть идентична католическим и православным изданиям. Ветхозаветная часть Б. в п., как правило, исключает из обращения одиннадцать книг, которые у католиков считаются второканоническими, а в православии - неканоническими, но душеполезными (книги Товита, Иудифи, Премудростей Соломона, книга Премудростей Иисуса, сына Сирахова, Послание Иеремии, книга пророка Варуха, 1–3 книги Маккавейские, 2 и 3 книги Ездры).

Одна из особенностей протестантизма - убеждение в том, что всё необходимое для праведной жизни и обретения истинного пути к спасению, содержится только в библейских текстах. Действенно лишь то, что есть в Библии, подтверждается Библией, не противоречит Библии. Особое значение протестантизм придает Евангелиям.

Знание божественных наставлений требует от протестанта регулярного обращения к Библии, её чтения и толкования. Поэтому изначально в протестантизме возник вопрос о доступности библейского текста верующим. Отсюда - другая особенность: повсеместное использование переводов Библии на родные языки христиан во всех странах, где распространялся протестантизм.

Самыми авторитетными переводами в истории протестантизма считаются Немецкая Библия Лютера (1522 г. - Новый Завет, 1534 г. - Ветхий Завет), Женевская Библия 1560 г. (опубликованный в Швейцарии английский перевод с антикатолическими комментариями), Английская Библия 1611 г. (версия, санкционированная королём Яковом I Стюартом), Голландская Библия 1637 г. (перевод, одобренный Генеральными штатами - парламентом страны). В США стал популярен т. н. «Стандартный американский перевод» Библии 1901 г. и его исправленная версия 1952 г. Франкоязычные протестанты имели несколько переводов Библии, из которых чаще всего пользуются т. н. Синодальным переводом 1910 г. Среди современных английских переводов принято выделять подготовленный Американским Библейским обществом в 1976 г. текст «Радостная Весть».

Развитие протестантского миссионерства побудило к переводу Библии на языки нехристианских народов - первыми стали издания в XVII в. на малайском и на языках американских индейцев; в XVIII в. датские и английские миссионеры перевели Библию на языки Индостана, а в XIX в. появились бирманский и китайский переводы. На протяжении XIX в. европейские библейские общества сделали множество переводов для народов Африки, Азии и Латинской Америки. В XX столетии эта работа продолжилась и число языков, на которые делаются новые переводы или новые редакции Б. в п., приближается к двум тысячам.

В истории протестантских исследований Библии сложилась развитая экзегетика - совокупность приёмов истолкования библейских текстов, сюжетов, понятий. Буквалистская трактовка - от Кальвина до современного фундаментализма протестантского - соперничает в ней с либерально-теологической манерой интерпретации Библии с точки зрения исторических, филологических, этических и эстетических представлений. Популярностью в протестантизме пользуется идея прогрессивного Откровения, согласно которой Слово Божье раскрывается с тем большей полнотой, чем более развитый морально и культурно христианин обращается к Библии.

"Протестантская" Библия

Ч асто приходится слышать вопрос: "Можно ли читать Библию, которую взял у протестанта? Говорят, в ней не хватает каких-то книг?"

Щедрые заморские проповедники за несколько лет обеспечили Священным Писанием чуть ли не всех желающих россиян. Множество народа приходило на собрания протестантов исключительно из-за Библии в подарок. Нужно признать, что в этом отношении Господь обратил зло во благо - своими силами Московскому Патриархату было бы крайне трудно издать столько Библий.

Но можно ли их читать православному человеку без вреда для души? Дело здесь не в том, у кого он взял Библию, а в том, что в ней напечатано. Подавляющее большинство "протестантских" Библий на русском языке печатается с Синодального издания XIX века, о чем и извещает надпись на обороте титульного листа. Если там есть такая надпись - можно читать без смущения, постольку тексты священных книг не содержат ничего неправославного.

Другое дело - "вольные" переводы Библии или отдельных библейских книг (например, "Слово жизни"), а также Библии с комментариями. Естественно, протестанты комментируют Слово Божие со своих еретических позиций.

Еще одна особенность заграничных изданий Библии-отсутствие там одиннадцати ветхозаветных книг: Товита, Иудифи, Премудрости Соломона, Премудрости Иисуса сына Сирахова, пророка Варуха, Послания Иеремии, второй и третьей книги Ездры и трех книг Маккавейских. Они не входят в современный еврейский перевод Священного Писания и называются неканоническими, то есть не вошедшими в канон ("образец", "правило" греч.). В более достоверном греческом переводе Библии эти книги есть.

Славянский перевод Священного Писания осуществлялся с греческого текста, поэтому неканонические книги вошли в него и по традиции присутствуют в отечественных изданиях Библии. Согласно православному катехизису святителя Московского Филарета, Церковь предлагает своим чадам неканонические книги в качестве благочестивого чтения, но не распространяет на них понятие "богодухновенности", присущее каноническим.

За богослужением неканонические книги не используются, если не считать нескольких чтений из Книги Премудрости Соломона.

За что Господь попускает болезни?

Г осподь попускает нам болезни, в первую очередь, за грехи - для их искупления, для изменения порочного образа жизни, осознания этой порочности и понимания того, что земная жизнь - это краткий миг, за которым стоит вечность, а какой она будет у каждого, зависит от его жизни на земле.

Часто дети болеют за грехи родителей, чтобы горе сокрушило их бездумную жизнь, заставило задуматься и измениться, очиститься от страстей и пороков.

Болеем мы и для нашего смирения и недопущения к злым и гибельным поступкам. Однажды Иисус Христос шел с учениками, и апостолы увидели человека, безногого от рождения. Он сидел у дороги и просил милостыню. Ученики спросили: "Почему у него нет ног?" Христос ответил: "Если бы у него были ноги, огнем и мечем прошел бы он всю землю".

Зачастую Господь вырывает нас болезнью из обычного хода жизни, сберегая от серьезной беды, малой неприятностью избавляет от большей.

Многие болезни возникают от действия нечистых духов. При этом симптомы демонических нападений бывают очень сходны с естественной болезнью. Из Евангелия ясно, что исцеленная Господом скорченная женщина (Л к. 13, 11-26) не была бесноватой, но причиной ее болезни было действие духа нечистого. В таких случаях врачебное искусство бессильно, и исцеление подается только силой Божией, изгоняющей духа злобы.

Христианское отношение к болезням заключается в смиренном принятии воли Божией, в осознании своей греховности и тех грехов, за которые попущена болезнь; в покаянии и изменении жизни.

Молитва, пост, милостыня и другие добродетели умилостивляют Господа, и Он ниспосылает нам исцеление. Если же мы идем к врачам, то просим благословения Божия на лечение и доверяем им тело, но не душу.

Нательный крестик

К ресты нынче в моде. Непоколебимая стойкость атеистов в ненависти к распятию (помните "Смерть пионерки" Багрицкого: "не противься ж, Валенька, он тебя не съест..."?) сменилась новой, модой. Кресты разнообразных форм и размеров, дорогие и не очень, продаются в кооперативных ларьках рядом с водкой, в подземных переходах и ювелирных магазинах. Крест становится символом нашего времени, но не как знамение веры, а как образ глумления над Православием.

Крест - величайшая христианская святыня, видимое свидетельство нащего искупления. В службе на праздник Воздвижения Церковь воспевает древо Креста Господня многими похвалами: "Крест - хранитель всея вселенной, красота Церкви, царей держава, верных утверждение, ангелов слава и демонов язва" . С первых веков христианства всякий верующий носит на груди крест, исполняя слова Спасителя: "Если кто хочет по Мне идти, да отвержется себе, и возьмет крест свой и по Мне грядет" (Мк. 8, 34). Нательный крестик надевается каждому новокрещеному как щит веры и оружие на демонов.

Ничего так не боится нечистая сила, как креста. И ничто так не радует бесов, как неблагочестивое, небрежное обращение с крестом, а также выставление его напоказ. Право носить крест поверх одежд до XVIII века имели только епископы, позже - священники. Всякий, кто дерзает уподобляться им, совершает грех самосвятсва. На современных безбожниках распятие появилось, но вряд ли это хорошо.

Те крестики, что продаются в храме, освящаются особым чином. Существуют канонические формы крестов четырех-, шести-, восьмиконечные, с полукружием внизу и другие, каждая линия в которых имеет глубокое символическое значение. На обороте русских крестиков по традиции делают надпись "Спаси и сохрани".

Современные "ларечные" кресты зачастую даже не похожи на Голгофский. В некоторых епархиях (например, Крымской) архиереи запрещают принимать к освящению распятия, приготовленные вне церковных мастерских. В этом есть смысл, ведь порой подают батюшке крестик, а на нем вместо Христа - окруженная сиянием женщина! "Где вы это взяли?" "Да ребята продавали на улице, в голубых балахонах..."

Но и освященный крест нельзя носить без благоговения. Святыня, употребляемая без должной чести, оскверняется и вместо помощи свыше навлекает на осквернителя Божий гнев. Крест - это не медальон, не драгоценная побрякушка. "Бог поругаем не бывает" (Гал. 6,7).

Не существует каких-либо правил о материале для крестов. Очевидно, здесь приемлемы и драгоценные металлы, ибо для христианина не может быть ничего дороже креста - отсюда стремление его украсить. Но, безусловно, простые деревянные или металлические крестики ближе по духу ко Кресту Господню. Также нет принципиальной разницы между цепочкой и тесьмой: важно, чтобы крестик держался прочно.

Четки

Ж изнь христианского подвижника - труд и молитва. "Непрестанно молитесь" (1 Фес. 5, 17),- эти апостольские слова подвига святых мужей к творению многих молитв. Но самой известной из них стала так называемая Иисусова молитва: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного" .

Если собрать воедино все труды, написанные святыми отцами о делании Иисусовой молитвы, то получится обширная библиотека. Краткость и простота позволяет любому христианину включать ее в свое ежедневное правило (конечно, по благословению духовника), произнося определенное количество раз -50, 100, 200... за день. Но как одновременно творить молитву и следить за счетом? В этом помогают четки.

Современные четки - это замкнутая нить, состоящая из маленьких "зернышек", разделенных по десяткам "зернами" более крупных размеров. Наиболее распространенное число "зернышек" - 50 или 100. Келейные четки монахов иногда содержат 1000.

Четки помогают считать (отсюда и название) количество молитв или земных поклонов. Молящийся пальцами левой руки перебирает "зернышки" одновременно с началом произнесения новой молитвы. Дойдя до крупного "зерна", обычно останавливаются и читают "Отче наш" или "Богородице Дево, радуйся", затем вновь Иисусову молитву. По окончании положенного числа принято читать "Достойно есть". По четкам можно совершать и любые другие молитвы.

В древности на Руси четки имели другую форму замкнутой лесенки, состоящей из деревянных брусочков, обшитых кожей или материей. Они назывались "лествица" или "лестовка" (лестница) и духовно обозначали лестницу спасения, восхождения на небо. Замкнутость четок и лестовок означает непрестанную, вечную молитву.

Четки являются частью облачения монахов, миряне могут молиться по ним, получив благословение у духовника. Четки помогают творить молитву на работе, в общественных местах - достаточно опустить руку в карман и перебирать "зернышки".

Малопонятная мода носить четки на шее, обматывать вокруг запястий, крутить на пальце - явно не благочестивого происхождения. Как ко всякому священному предмету (а четки обязательно освящаются), к ним надо относиться благочестиво и не демонстрировать напоказ.

Именины

Д ля всей Вселенной величайший праздник - Пасха Христова. А для каждого христианина существует своя, малая Пасха. Это день памяти одноименного ему святого. По-церковному малую Пасху называют тезоименитством, а в народе - именинами.

Раньше человек получал имя от Церкви, при Крещении. Оно выбиралось не произвольно, а по одному из нескольких правил. Чаще всего ребенка называли в честь святого, память которого приходилась на день рождения или день наречения имени, а так же день крещения. Для девочек допускался сдвиг на несколько дней, если не было памяти святых жен. При таком выборе день рождения и именины чаще всего совпадали и в сознании сливались воедино. До сих пор называют именинниками тех, кто празднует день рождения, но христиане празднуют именины в честь святого.

В другом случае ребенка называли по обету, в честь определенного святого, которого избирали заранее и молились ему еще до появления чада. Тогда именины отмечались в день памяти этого угодника Божия, а если память праздновалась несколько раз в году - то в день, ближайший ко дню рождения.

Нынче многие принимают Крещение взрослыми. Как этим людям узнать день своих именин? Нужно по церковному календарю отыскать ближайший, следующий за днем рождения день памяти святого с тем же именем. Например, человек, родившийся в начале июля и названный Петром, будет праздновать именины 12 июля, а Петр, родившийся в конце декабря, - 3 января. Если Вам почему-то трудно разобраться с этим вопросом, спросите совета у любого священника.

Проводить именины надо как двунадесятые праздники. Самые нерадивые христиане во все времена старались в этот день исповедоваться и причаститься (следует помнить, что если именины приходятся на постный день, то праздничное угощение должно быть постным).

Как помочь ближнему на смертном одре

П ути Господни неисповедимы. Случается так, что человек, всю жизнь проживший без Бога, на пороге смерти обретает веру, желает принять Крещение - то самое Таинство, о котором сказал Спаситель: "Кто не родится от воды и духа, не может войти в Царствие Божие" (Ин. 3, 5). Но нет рядом священника...

В такой ситуации долг всякого православного христианина - совершить Крещение "страха ради смертнаго". Для этого нужно освященной или даже обычной водой трижды омыть (окропить) болящего, произнося при этом: "Крещается раб Божий (полное православное имя) , во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь" . Это Крещение считается действительным, и если больной выздоравливает, оно восполняется уже в храме таинством Миропомазания.

Крестить человека, находящегося в бессознательном состоянии, против его воли, пользуясь его телесной слабостью, ни в коем случае нельзя. Цель не оправдывает средства.

Бывает и так, что крещеный, но далекий от Церкви человек на пороге смерти хочет покаяться в грехах. И здесь каждый православный христианин, конечно, если совсем невозможно позвать священника, обязан принять исповедь умирающего. Спросить о тяжких грехах - убийствах, абортах, супружеских изменах, разврате во всех формах, воровстве, пьянстве, участии в сектах, связи с сатанинскими силами посредством астрологов, экстрасенсов и знахарей. После исповеди, тайну которой надо

сохранять до гроба, вознести Богу горячую молитву о том, чтобы Он помиловал кающегося.

А если есть мало-мальская возможность призвать к одру смерти священника, нужно, невзирая ни на какие трудности, совершить это доброе дело.

Когда наступит конец света?

О сенью 1992 года и без того неспокойная жизнь Петербурга была взбудоражена чрезвычайно. Со страниц газет,с окон вагонов, с рекламных листовок навязчиво звучали слова: "28 октября - день Второго Пришествия Христова". Южнокорейские миссионеры, преисполнившись сознанием собственного всезнания, взвалили на свои плечи "великое" дело: за какой-то месяц убедить непросвещенную Россию в необходимости покаяться, оставить все земные хлопоты и ждать конца света.

Чем меньше времени оставалось до объявленной даты, тем напряженнее становилась атмосфера ожидания. Подливали масла в огонь и все усиливавшиеся тяготы первого года "реформ", от которых так хотелось перенестись на небо, в царство праведников. И вот этот день наступил...

Южные корейцы были далеко не первыми предсказателями точной даты Второго Пришествия. Такие "пророки" стабильно появлялись один-два раза в столетие.Были они и на Руси, в эпоху великого раскола, в среде старообрядцев. Тогда Божий Суд они предсказали на 1703 год (по странному совпадению в этом году основали Петербург). В XX веке предсказания значительно участились, особенно с появлением секты адвентистов седьмого дня.

Трагична судьба тех людей, которые поверили лжепророкам. В лучшем случае разочарование и отчаяние, в худшем - самоубийство. А обманщики собирали "дивиденды" со своей лжи в виде денег и имущества обманутых - кому нужны житейские блага, если завтра конец света?

Разумеется, обманщиками оказались и южнокорейские миссионеры. 28 октября 1992 года Господь не пришел судить живых и мертвых. Вместо того, чтобы принести извинения за причиненный переполох, восточные прорицатели "перенесли" дату на... 2116 год (с расчетом, что к тому времени умрут уже правнуки свидетелей конфуза) .

У нецерковного человека, наблюдавшего за этой историей, легко могло сложиться впечатление, что "Судный День - это сказка для старших", как пел Высоцкий, и что конец света не наступит никогда - разве что после ядерной войны.

Однако Церковь учит иначе. В седьмом члене Символа Веры говориться: "Верую... во единаго Господа Иисуса Христа.., паки (вновь) грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца" . Но точная дата Второго Пришествия сокрыта от мира. Со страниц Евангелия мы слышим предостерегающие слова Спасителя: "Не ваше дело знать времена и сроки" (Деян. 1. 7), "О дне же том или часе никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец" (Мк. 13,32). Любой, кто дерзает объявить день и год конца света, - обманщик и враг Православия.

При этом Господь не лишил нас указаний на время Страшного Суда. Он дал нам признаки, по которым можно сделать вывод о приближении последних времен. Основываясь на словах Христа (Мф. 24; Мк. 13; Лк. 21), апостола Павла (2 Фее. 2) и Иоанна Богослова (Апокалипсис), можно в качестве этих признаков указать следующее:

Проповедь Евангелия по всему миру;

Появление многочисленных лжепророков, творящих разнообразные "чудеса" для прельщения людей, и лжехристов - тех, кто выдает себя за Христа;

Войны - великие и малые;

Упадок общественной нравственности через умножение в мире беззаконий;

Эпидемии страшных болезней, землетрясения по местам;

Раздор и церковные смуты, появление наглых ругателей Церкви;

Всеобщее изнеможение людей от страха грядущих бедствий;

Оскудение любви друг ко другу.

«Протестантская» Библия

Ч асто приходится слышать вопрос: «Можно ли читать Библию, которую взял у протестанта? Говорят, в ней не хватает каких-то книг?»

Щедрые заморские проповедники за несколько лет обеспечили Священным Писанием чуть ли не всех желающих россиян. Множество народа приходило на собрания протестантов исключительно из-за Библии в подарок. Нужно признать, что в этом отношении Господь обратил зло во благо – своими силами Московскому Патриархату было бы крайне трудно издать столько Библий.

Но можно ли их читать православному человеку без вреда для души? Дело здесь не в том, у кого он взял Библию, а в том, что в ней напечатано. Подавляющее большинство «протестантских» Библий на русском языке печатается с Синодального издания XIX века, о чем и извещает надпись на обороте титульного листа. Если там есть такая надпись – можно читать без смущения, постольку тексты священных книг не содержат ничего неправославного.

Другое дело – «вольные» переводы Библии или отдельных библейских книг (например, «Слово жизни»), а также Библии с комментариями. Естественно, протестанты комментируют Слово Божие со своих еретических позиций.

Еще одна особенность заграничных изданий Библии-отсутствие там одиннадцати ветхозаветных книг: Товита, Иудифи, Премудрости Соломона, Премудрости Иисуса сына Сирахова, пророка Варуха, Послания Иеремии, второй и третьей книги Ездры и трех книг Маккавейских. Они не входят в современный еврейский перевод Священного Писания и называются неканоническими, то есть не вошедшими в канон («образец», «правило» греч.). В более достоверном греческом переводе Библии эти книги есть.

Славянский перевод Священного Писания осуществлялся с греческого текста, поэтому неканонические книги вошли в него и по традиции присутствуют в отечественных изданиях Библии. Согласно православному катехизису святителя Московского Филарета, Церковь предлагает своим чадам неканонические книги в качестве благочестивого чтения, но не распространяет на них понятие «богодухновенности», присущее каноническим.

За богослужением неканонические книги не используются, если не считать нескольких чтений из Книги Премудрости Соломона.

Из книги Введение в Ветхий Завет. Книга 1 автора Юнгеров Павел Александрович

Из книги Очерк православного догматического богословия. Часть II автора Малиновский Николай Платонович

§ 165. Протестантское учение? всеобщем священстве христиан. Протестантская ординация. Протестантскими вероисповеданиями, - лютеранством и реформатством, отвергается священство, как таинство. Общецерковному учению об иерархии и священстве, как таинстве,

Из книги Христос - наш Первосвященник автора Уайт Елена

Библия и только Библия Вильям Миллер обладал огромным интеллектом, развитым благодаря его усердным занятиям и размышлениям, а слившись с Источником Мудрости, он был наделен еще и небесной мудростью. Он был безупречно честным человеком, вполне заслуживающим уважения и

Из книги Богословская мысль Реформации автора Макграт Алистер

Протестантская трудовая этика Чтобы осознать значение трудовой этики, возникшей во времена Реформации, необходимо понять то настойчивое неприятие, с какой ранняя христианская традиция в лице монашествующих писателей относилась к труду. Для Евсевия Кесарийского

Из книги Настольная книга по теологии. Библейский комментарий АСД Том 12 автора Церковь христиан адвентистов седьмого дня

А. Библия и только Библия Фундаментальный принцип, который Писание выдвигает в отношении самого себя, заключается в том, что только Библия (sola scriptura) является конечной нормой истины. Классический текст, в котором отражена эта базовая предпосылка, - Ис. 8:20: «Обращайтесь к

Из книги Еврейский мир автора Телушкин Джозеф

Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр

БИБЛИЯ (термин). Слово Б. происходит от греч. t¦ bibl…a - книги. Соответствующий евр. термин в применении к Свящ. Писанию впервые встречается еще в ветхозав. время: «Я, Даниил, сообразил по книгам (евр. сфар?м) число лет, о котором было слово Господне к Иеремии» (Дан 9:2). В христ.

Из книги История Греко-восточной церкви под властью турок автора Лебедев Алексей Петрович

ЛИБЕРАЛЬНО–ПРОТЕСТАНТСКАЯ ШКОЛА ЭКЗЕГЕЗЫ направление в библеистике 19 - нач.20 в. Органически входит в состав либерального богословия, пытавшегося свести к минимуму догматический аспект христианства.Основные положения школы: 1) высшую Реальность невозможно познать

Из книги Религия Креста и религия полумесяца: Христианство и Ислам автора Максимов Юрий Валерьевич

ПРОТЕСТАНТСКАЯ ЭКЗЕГЕТИКА толкование Библии и методы *герменевтики, сложившиеся в различных протестантских конфессиях. П.э. развивалась преимущ. там, где эти конфессии занимали господствующее положение (см. ст. об Англо–Американской, Немецкой, Нидерландской,

Из книги Теологический энциклопедический словарь автора Элвелл Уолтер

Протестантская смута в Греческой церкви XVII в. IУмножение путешествий греческих духовных лиц за границу, преимущественно в протестантские страны, в конце XVI и начале XVII в., цель этих путешествий; ?- сведения о такого рода путешествиях конца XVI в.; путешествие Кирилла

Из книги История тайных обществ, союзов и орденов автора Шустер Георг

Протестантская идея всеобщего равенства и православное учение об иерархии Следует помнить, что популярная ныне идея всеобщего равноправия расцвела на протестантской почве. Православию эта идея в том виде, в каком она сейчас существует, глубоко чужда. Иакова Я возлюбил,

Из книги История религий. Том 1 автора Крывелев Иосиф Аронович

Реформация, протестантская (Reformation, Protestant). Движение религиозного возрождения, охватившее Европу в XVI в. и подготовленное более ранними реформатскими идеями - вальденсов в Альпах, Уиклифа и доллардов в Англии и гуситов в Богемии. Это движение неотделимо от его

Из книги Протестантская этика и дух капитализма автора Вебер Макс

Схоластика, протестантская (Scholasticism, Protestant). Метод мышления, разработанный ранним протестантизмом, к-рый приобрел влияние в XVII в. и стал широко принятым способом разработки систематической протестантской теологии. Хотя главные деятели протестантской Реформации