Меню
Бесплатно
Главная  /  Виды и локализация фурункулов  /  Первобытная культура презентация по мхк. Культура первобытного общества первобытная эпоха была самым длительным периодом в истории человечества. а для некоторых народов продолжается и по сей день. Пещера Альтамира, Испания

Первобытная культура презентация по мхк. Культура первобытного общества первобытная эпоха была самым длительным периодом в истории человечества. а для некоторых народов продолжается и по сей день. Пещера Альтамира, Испания

Дисциплина: Культурология Специальности ОГБОУ СПО СПЭК Преподаватель: Христич Л. А.

План 1. Предпосылки возникновения, периодизация и особенности духовной культуры первобытного общества 2. Первобытное искусство 2. 1. Наскальная живопись и миниатюрная скульптура 2. 2. Зарождение архитектуры 2. 3. Погребения 3. Ранние религиозные верования

Цель и задачи сформировать представление о первобытной культуре, ее особенностях и времени существования проанализировать виды первобытного искусства и его характерные черты определить особенности ранних религиозных верований изучить динамику первобытного искусства от палеолита к неолиту развивать умение выделять особенности развития культуры разных исторических эпох

Литература 1. Алексеев В. П. , Першиц А. И. История первобытного общества. – М. , 1990. 2. Грожан Д. В. История мировой культуры. – М. , 2005. 3. Дмитриева Н. А. , Виноградова Н. А. Искусство Древнего мира. – 2-е изд. – М. , 1989. 4. Искусство: Живопись. Скульптура. Архитектура. Графика. Кн. Для учителя. В 3-х ч. – Ч. I. Древний мир. Средние века. Эпоха Возрождения /Сост. М. В. Алпатов и др. – 4-е изд. , испр. и доп. – М. , 1987. 5. Ковалева О. В. Культурология в вопросах и ответах: учеб. пособие. – М. , 2006. 6. Кононенко Б. И. Большой толковый словарь по культурологии. – М. , 2003. 7. Малая история искусств. – М. , 2002. 8. Малюга Ю. Я. Культурология: Учеб. пособие. – 2-е изд. , доп. и испр. – М. , 2006. 9. Первобытное и традиционное искусство /Под ред. Мириамова В. Б. – М. , 1973. 10. Столяренко Л. Д. , Самыгин С. И. , Сущенко Л. Г. Культурология: Учеб. пособие. – Изд. 2-е. – М. , 2006.

Периодизация палеолита (древнего каменного века)

Особенности формирования духовной культуры в верхнем палеолите

Особенности формирования духовной культуры в верхнем палеолите

Характеристика мезолита и неолита

Особенности формирования духовной культуры в мезолите

Особенности формирования духовной культуры в неолите

Дольмен

Дольмен – каменные столбы с перекрытиями

Менгиры – отдельные каменные столбы

МЕНГИРЫ – мегалитические сооружения в местечке Карнак (департамент Морбион на западе Франции). Датируются 5000– 2000 лет до н. э. (неолит-бронза). В Карнаке насчитывается 2935 менгиров

Стоунхендж – внесенное в список Всемирного наследия каменное мегалитическое сооружение (кромлех) на Солсберийской равнине в графстве Уилтшир (Англия)

Первобытное искусство (отпечатки рук)

Оттиск человеческой руки

Пещерное искусство и первобытная магия Примерно 35000 лет назад мы встречаем самые ранние произведения первобытного искусства. Они демонстрируют уверенность и изящество Фрагмент росписи пещеры Ласко, Франция

Альтамира. Лань

Первобытное искусство (Бизон)

Раненый бизон. Альтамира. Верхний палеолит

Бизон. Живописное изображение в Альтамирской пещере (Испания). Эпоха Мадлен

Изображение бизонов на потолке Альтамиры. Верхний палеолит

Рисунки никогда не встречались у входа в пещеру, а всегда скрыты дальше Фрагмент росписи пещеры Пеш-Мерль, Ло, Франция

Животный мир является почти исключительной темой изображений на многих объектах «мобильного» — искусства, созданных на таком «сырье» , как камень, кость, бивни мамонта или оленьи рога. Повседневное соприкосновение с ними художника позволяло ему изображать животных с большой долей естественности, натурализма и жизненности. Среди лучших примеров такого великолепного мастерства художника – голова ржащей лошади, найденная в Мас-д’Азиле (Арьеж, Франция), длиной 4 см, которая хранится в Музее древностей в Сен-Жермен-эн-Лэ

Фрагмент росписи пещеры Ласко, Франция 29Лошадь. Пещерная живопись. Палеолит. Пещера Ласко. Франция

Наскальная живопись пещеры Шове, юг Франции, департамент Ардеш

Олень. Живописное изображение в пещере Фон-де-Гом, Франция. Эпоха Мадлен

Олени, переходящие через реку. Резьба по кости. Фрагмент. Верхний палеолит.

Копьеметалка с фигурой птицы

Первобытное искусство. Олень, лань, дикая коза. Мезолит

Пещерное искусство и первобытная магия Остается мало сомнений, что росписи создавались как часть магического ритуала Охота на оленей. Левантийская наскальная роспись в пещере Валльторта, Испания, мезолит

Первобытная охота. Охота на оленей. Неолит

«Венера Виллендорфская» (Вена, Музей естественной истории). «Венеры» эпохи палеолита получили название «толстушек» («брюхатых») за морфологические характеристики их ягодиц. Подчеркнутая тучность, прежде всего в области живота и груди, то есть в органах, связанных с материнством, не соответствует видимому реализму, но отражает мысль о плодовитости и символизирует репродукционную функцию женщины

Первобытная Венера. Слоновая кость. Первобытное искусство

Первобытное искусство. Женщины с детьми. Неолит

Первобытное искусство. Орнаментальное изображение

Испания. Схематическое изображение человеческой фигурки

Искусство древнего мира. Жираф. Наскальная роспись в Тассили. (Неолит)

Виды первобытного искусства

Стоянка – самая ранняя форма человеческого жилья

Погребения

Ступенчатая пирамида Джосера

Стоунхендж

Стоунхендж

Миф и мифология Мифология – форма общественного сознания, способ понимания природной и социальной деятельности на разных стадиях общественного развития

Предпосылкой мифологической «логики» служила неспособность человека выделить себя из окружающей среды и нерасчлененность мышления

Миф и мифология Мифологическое мироощущение выражалось не только в повествованиях, но и в действиях – обрядах, танцах Миф и обряд представляли собой единство

Миф и мифология Вывод: миф представляет собой интегральный результат всего духовного развития первобытной эпохи Мифология – своеобразная форма проявления мировоззрения первобытного общества В мифологии отразились нравственные взгляды, эстетическое отношение человека к действительности Образы мифологии часто осмысливались искусством

Первобытное общество

Резюме Мы узнали с вами периодизацию первобытного общества, выделили основное содержание палеолита, мезолита, неолита. Познакомились с эволюцией технического исполнения первобытного искусства: от рисунка пальцем на глине и отпечатков рук – к многоцветной живописи; от царапин и гравировок – к барельефу; от фетишизации скалы, камня с очертаниями животного – к скульптуре. Мы выделили основные черты первобытной культуры и узнали, что она имела синкретический характер, первобытное искусство в основном было предназначено для культовых обрядов – ритуалы с целью удачной охоты и др. , но несомненно присутствие и эстетического предназначения предметов первобытного искусства. Мы проследили путь изобразительного искусства по историческим этапам от реального изображения до схематизации и превращению рисунка в орнамент, который выполнял также культовую функцию.

Мы рассмотрели также изменение картины мира в глазах первобытного человека, познакомились с ранними религиозными верованиями и попытками обобщить эту картину с помощью мифа. Вопрос о первобытной культуре принадлежит к числу значимых для культурологии, так как через постижение механизма зарождения культуры человеку дано приблизиться к постижению самого себя и мира современной культуры.

Вопросы для самопроверки 1. Назовите этапы первобытной эпохи. 2. Как Вы понимаете понятие «обряды инициации» ? 3. Перечислите первые формы религии. Дайте краткую им характеристику. 4. Что представляют собой меандры? 5. Какие виды первобытного искусства Вы знаете? 6. Назовите виды поселений и погребений первобытной эпохи.

Рассмотрите ситуацию и ответьте на вопросы В потайных скалистых пещерах, куда археологи проникали с трудом, ощупью, иногда вплавь – через подземные реки, им удавалось обнаружить целые «музеи» первобытной живописи и скульптуры. Каменные изваяния из выступов скалы обтесаны и доведены до полного сходства с кабаном или медведем. Есть и скульптуры из глины, причем на них запечатлелись следы ударов копьем. В пещере Монтеспан (во Франции) открыли «израненную» глиняную фигуру медведя без головы, у ног этой статуи лежал череп настоящего медведя. Почему такие «музеи» были найдены только в XIX в. ? Предположите, каково назначение этих изваяний, скульптурок, наскальных рисунков? Археологи не обнаруживали в древнекаменном веке пейзажных рисунков. Почему?

Культурное наследие первобытного общества

Памятники Всемирного культурного наследия, связанные в первобытной эпохой

Пещера Ляско, Франция, 1979 г. (критерии i, iii)

Петроглифы в Валь-Камонике, Италия, 1979 г. (критерии iii, vi)

Пещера Альтамира, Испания, 1985 г. (критерии i, iii)

Мегалитические сооружения Стоунхендж и Эйвбери, Англия, 1986 г. (критерии i, ii, iii)

Стоянка синантропа, Китай, 1987 г. (критерии iii, vi)

Доисторические свайные жилища в окрестностях Альп, расположены на территории нескольких стран: Швейцария, Франция, Италия, Австрия и Словения, 2011г. (критерии ii, iv).

Периодизация истории первобытного общества

Палеолит (каменный век):

Нижний (древний) – 1,5 - 1 млн лет. до н.э. -Средний - 100 - 40 тыс. лет до н.э. -Верхний - 40 - 12 тыс. лет до н.э.

Мезолит (средний каменный век) - 12 - 6 тыс. лет до н.э.

Неолит (новый каменный век) - 7 - 4 тыс. лет до н.э.

Энеолит - 5 - 3 тыс. лет до н.э.

Бронзовый век - 3 - 1 тыс. лет

Железный век - 1 тыс. лет до н.э.

Периодизация эпохи палеолита

ранний, или нижний, палеолит (олдувай, шель, ашель, мустье)

поздний, или верхний, палеолит (ориньяк, солютре, мадлен, костенково-борщевская культура и др.культуры).

иногда выделяют средний палеолит

(премустье, мустье).

Данная периодизация основана на главных

культурных достижениях древнего человека, в первую очередь, особенностями орудий труда

Появление и эволюция

древнейшего человека

Становление научных исследований первобытного общества

1856 г. близ Дюссельдорфа найден скелет неандертальца (homo neanderthalensis)

вт. пол. XIX в. – многочисленные находки останков древнего человека

1871 г. - исследование Чарльза Дарвина «Происхождение человека и половой отбор»

1896 г. - Ф. Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»

Происходит оформление нового научного направления палеоантропологии , т.е. науки, изучающей древнего человека и его происхождение.

Основные этапы эволюции древнего человека

Австралопитек , или протантроп , - предки рода homo (люди), род ископаемых высших приматов, фрагменты костей которых впервые были обнаружены в Южной Африке

Человек умелый (homo habilis) - высокоразвитый австралопитек, первый представитель рода homo. Его останки были обнаружены в 1960 г. в Танзании в пещере Олдувай. Первым начал изготавливать орудия труда.

Человек прямоходящий (homo erectus) ископаемый вид людей, живших 1,5 млн - 400 тыс. лет назад. Развивался параллельно с homo habilis, но не был предком современного человека.

Человек разумный (homo sapiens) - вид рода homo (люди ), обладал довольно высокой степенью развития материальной и нематериальной культуры, изготавливал орудия труда, обладал способностью к членораздельной речи и развитому абстрактному мышлению. Время существования – 45 тыс. лет назад – до настоящего времени

Архантроп - обобщенное название ископаемых людей, которые привели к появлению следующего этапа эволюции - палеоантропов.

Виды архантропа

питекантропы,

синантропы,

гейдельбергский человек и др.

Останки архантропов найдены в Азии, Африке и Европе.

Абсолютный возраст архантропов - от 1,9 млн лет до 60 тыс. лет.

Архантропы охотой, собирательством, изготовляли грубые каменные орудия труд, умели разводить огонь, жили «первобытным человеческим стадом», обладали зачатками речи

Палеоантроп - следующий этап эволюции человека, которые рассматриваются как переходный этап от человека прямоходящего (homo erectus) к человеку современного типа, человеку разумному (homo sapiens).

Неандерталец (homo neanderthalensis) - ископаемый вид людей, представитель палеоантропов. Жил в Европе, Азии и Африке 200 - 28 (27) тыс. лет назад

Познать первобытную культуру нам помогают три науки:

  1. археология (на основании материальных остатков деятельности человека),
  2. этнография (н а основе бытовых и культурных особенностей народов мира, традиционного искусства) и
  3. лингвистика (на основе особенностей языка, фольклора, мифов и легенд).

Слайд 2

Изучая традиционное искусство, мы можем представить, понять жизнь первобытного человека. Большой интерес представляет современная культура племен Африки, Австралии и Океании, различные виды их художественной деятельности.

Слайд 3

Периодизация первобытной культуры

«Первым оружьем людей были руки, ногти и зубы,
Камни, а также лесных деревьев обломки и сучья...
Силы железа потом и меди были открыты.
Но применение меди скорей, чем железа, узнали.»
римский поэт и философ
I в. до н. э. Лукреций

Самый длительный период истории человечества и его культуры - каменный век (40-4 тыс. лет до н. э.). В нем различают три этапа:

  • палеолит (40-12 тыс. лет до н. э.),
  • мезолит (12-8 тыс. лет до н. э.),
  • и неолит (10-4 тыс. лет до н. э.).

В эпоху неолита медь постепенно вытесняет камень, на смену меди приходит более твердая и прочная бронза (сплав меди с оловом), а затем и железо, намного превосходящее по прочности бронзу.
Эпохи бронзы и железа у различных народов начинались в разное время (3-1 тыс. лет до н. э.).

Слайд 4

Религиозные представления древнего человека

Жизнь древних людей была неотделима от природы. Люди считали, что в природе всё взаимосвязано.
Тотемизм – вера в сверхъестественную связь между группой людей и группой материальных вещей.
В качестве тотемов чаще всего выступали животные, реже – растения или предметы.
Люди сочиняли рассказы о тотемных животных. Так родились первые мифы.
С тотемической мифологией тесно связаны обряды.

Слайд 5

Что же представляло собой искусство на заре человечества?

Первоначально оно носило синкретический характер, то есть в нем не выделялись и не различались его основные виды: изобразительное искусство, театр, музыка и танец.
Главной причиной такой синкретичности искусства была его тесная связь с религиозными верованиями и особенностями трудовой деятельности первобытного человека.
Памятники первобытной культуры, сохранившиеся до наших дней, представлены главным образом произведениями изобразительного искусства.

Слайд 6

Наскальная живопись

Какими инструментами пользовался человек, чтобы запечатлеть увиденное?
Первые рисунки, вероятно, были выполнены самым примитивным способом - пальцами, ветками или костями по мягкой глине. На стенах пещер проводились прямые и волнистые параллельные линии, так называемые «макароны».
Самый древний вид петроглифов «макароны».
По состоянию на 1994 г. в Европе известно более 300 пещер, гротов или навесов с изображениями бесспорно относящимися к эпохе верхнего палеолита. Из них в России - 2.

Слайд 7

Пещера рук. Аргентина.

Отпечатки рук имеют значение личного клейма. Краску скорее всего выдували сквозь полые стебли растений.
В Пещере рук стена сплошь покрыта такими контурами. Считается. Что их оставили древние охотники между 9 тыс. и 7 тыс. годами до н.э.
К древнейшим изображениям следует также отнести и оттиски человеческой руки с широко расставленными пальцами, обведенные контуром.

Слайд 8

Пещера Альтамира, Испания.

Настоящей сенсацией стали находки испанского адвоката и археолога-любителя Марселино Саутуолы в 1875 г. в пещере близ деревни Альтамира (Испания). Двадцать пять цветных изображений бизонов в натуральную величину украшали стены пещеры. Некоторые животные лежали на земле, другие спокойно щипали траву, третьи, падая от стрелы охотника, корчились в муках.

Палеолит. Бизон и лань. Рисунок глиной и углем.

Слайд 9

О существовании пещеры знали все в этой округе, здесь прятались от непогоды пастухи и устраивали привал охотники. Но только спустя 11 лет, в 1879 г., гуляя по окрестностям усадьбы и войдя в пещеру, девятилетняя дочь М. де Саутуолы Мария обратила внимание своего отца на трудно различимые в темноте пещеры странные изображения на потолке одного из ее "залов". "Смотри, папа, быки", - сказала девочка. С этого дня начались длительные злоключения Марселино де Саутуолы.
Саутуолу обвинили в умышленной фальсификации, в том, что эти росписи были сделаны одним из его друзей - художником, гостившим в его замке. Только почти через 15 лет после смерти М. Де Саутуолы его оппоненты, вынуждены были публично признать свою неправоту и согласиться с тем, что живопись Альтамиры относится к эпохе палеолита

Слайд 10

Особенности живописи палеолита

Изображения очень реалистичны, точны в деталях.

Передаётся динамика движения.

  • в живописи палеолита почти нет рыб, змей, птиц, насекомых и растений. Зато преобладают крупные животные. Не часто встречаются и изображения человека.
  • в рисунках не соблюдены пропорции между величиной отдельных животных. Мамонты и бизоны изображались той же величины, что и горные козлы, и львы.
  • использование широкой палитры красок
  • характерной особенностью первобытного изобразительного искусства была передача глубины пространства. Некоторые изображения перспективны!
  • Слайд 11

    Пещера Ляско, Франция, Верхний палеолит

    История открытия.
    12 сентября 1940 года четверо ребят из французской деревни Мартиньяк гуляли со своей собакой. Заметив лисью нору, они принялись её раскапывать и обнаружили вход в пещеру.
    На фото – школьники Равида и Марсаль с преподавателем Леоном Равалем и учёным аббатом Брейлем.

    Слайд 12

    Ротонда с быками

    Пещера Ляско была открыта для осмотра в 1948 году. Известность чуть не погубила пещеру. Ежедневное присутствие нескольких сотен туристов (а летом это число достигало 2 тысячи человек в день) нарушилась экология пещеры - в ней появились микроорганизмы - и росписи стали покрываться зеленью. Пещера была закрыта, законсервирована и вскоре её копия была воссоздана в другом месте. Любой из нас может увидеть пещеру Ляско-2.

    Слайд 13

    Самое просторное верхнее помещение пещеры. Рисунки на стенах изображают крупных рогатых животных: быков, антилоп Гну.

    Слайд 14

    Колодец

    Эта сцена изображена на стене на дне колодезного ствола. Рядом с упавшим человеком нарисовано раненное большое копытное животное (бизон) с вываливающимся внутренностями. Изображения человека в эту эпоху единичны.

    Слайд 15

    Пещера Пешь-Мерль. Франция

    В пещере Пешь-Мерль на отдельной стене длиной 4 метра рисунки нанесены в технике трафарета, по которому распылялась жидкая краска.

    Слайд 16

    В живописи и графике мезолита и неолита преобладают схематические многофигурные композиции, запечатлевшие сцены охоты, военные эпизоды, культовые церемонии.
    Изображения, сопровождавшие устные рассказы, приобретают более условный характер, а правдоподобие отходит на второй план. Среди них особенно много контурных рисунков, внутренняя часть которых закрашена красками, а иногда покрыта штриховкой. Фигуры животных и человека невелики по размеру.
    Одна из интереснейших композиций того времени - «Сражающиеся лучники».

    Слайд 17

    Капова пещера. Россия. Верхний палеолит.

    Как и во многих других подобных случаях, сама пещера известна очень давно. В 1760 г. она была уже описана в одном из историко-географических сочинений о Приуралье. С пещерой связано много местных преданий и легенд, отмеченных В.И. Далем.
    Внимание археологов было привлечено к ней только после 1959 г., когда зоолог А.В. Рюмин обнаружил на стенах пещеры палеолитические изображения. Cреди них хорошо распознаются мамонты, носорог, бизон и лошади.

    Слайд 18

    Горы Дракенсберг, Южно-Африканская республика

    Роспись изображает редкие сцены рыбной ловли.

    Слайд 19

    Ппещена Нью. Франция. Верхний палеолит.

    Рисунок углём.

    Слайд 20

    Пещера Шове. Франция. Верхний палеолит.

    Одна из самых громких и самых последних сенсаций не только археологических, но общекультурных. Пещеру открыли 18 декабря 1994 г. 3 спелеолога Жан-Мари Шове, Эльет Брюнель Дешамс и Кристиан Хиллэйр.
    Подробное исследование пещеры займет не один десяток лет. Однако уже сейчас можно сказать, что в пещере четыре больших "зала", в которых около или более 300 изображений. Живопись прекрасно сохранилась. На сегодняшний день это – одна из самых ранних на Земле образцов живописи (около 32 тыс. лет). Уже первые наблюдения очень существенно пошатнули устоявшиеся представления об искусстве эпохи верхнего палеолита и отодвинули его начало почти на 5 тысячелетий в глубину.

    Слайд 21

    Первые рисунки

    Пусть предок жизнью жил полузвериной,
    Но мы его наследьем дорожим.
    Он не умел слепить горшок из глины,
    Боялся духов, выдуманных им.
    Но до сих пор в его глухой пещере
    Толпой теней стремительно живой
    Летят по стенам яростные звери,
    Свирепые противники его.
    Глаз мамонта испуганно косится,
    Бежит олень, погоней окрылён.
    Упал, и, умирая, шевелится,
    И кровь глотает раненный бизон.
    Охотники бесшумно шли по следу,
    И громким криком открывали бой,
    И закрепляли трудную победу
    Рисунком лёгким, тонкою резьбой.
    Валентин Берестов

    Слайд 22

    Керамика и орнамент

    Расписной сосуд. Поздний бронзовый век. Санкт-Петербург. Эрмитаж.

    Особая область первобытного искусства – орнамент.
    В эпоху палеолита появляется орнамент в виде параллельных волнистых линий, зубцов, спиралей, которым покрывали орудия.
    На керамике орнамент появляется в эпоху неолита вместе с возникновением гончарного дела. Создавая орнамент по образцам природы, человек стремился к постижению природных знаков.

    План урока

    • Периодизация каменного века
    • Первобытная живопись
    • Зарождение музыки и танца
    Раннее искусство зарождается уже с появлением Homo Sapiens Neandertales (Неандертальца), то есть более 500 тыс.лет назад.
    • Раннее искусство зарождается уже с появлением Homo Sapiens Neandertales (Неандертальца), то есть более 500 тыс.лет назад.
    • Период существования первобытной культуры охватывает огромный промежуток времени до возникновения ЦИВИЛИЗАЦИИ .
    Каменный век
    • * Палеолит (древнекаменный век) –
    • 2,5-2,6 млн.лет назад – 10 тыс.лет назад
    • * Мезолит (среднекаменный век) –
    • 10 тыс. – 6 тыс.лет назад
    • * Неолит (новокаменный век) -
    • 6 тыс. - 4 тыс.лет назад
    • Зарождение представления человека о существовании души
    • Анимализм – приписывание существования души всему окружающему человека миру.
    Венера из Тан-Тана
    • антропоморфная кварцитовая фигурка длина 580 мм, возраст от 300 до 500 тыс.лет
    Быки
    • Пещера Ла Мадлен, Франция. Скульптура длиной 10 см.
    2. Живопись
    • Материалом для красок служили органические красители (растения, кровь). В XII тысячелетии до н. э. пещерная живопись выполнялась с учётом объёма, перспективы, цвета и пропорции фигур, учитывала движение. На наскальных рисунках в основном изображались сцены боев животных и человека
    Бегущие звери Бизон Бык Антилопа Мамонт Олень Празднование удачной охоты
    • О первобытной музыке мы судим по находкам археологов (разнообразные свистки, кости с дырочками, раковины), наскальным рисункам. Какое-то представление о музыке наших далеких предков дает так называемое синкретичное (т. е. неразделенное, тесно связанное с практическими жизненными процессами общества) искусство современных племен, живущих еще по законам первобытной общины.
    3. Зарождение музыки и танца
    • Первые убедительные свидетельства о музыкальных опытах относятся к эпохе палеолита, когда человек научился изготавливать музыкальные инструменты из камня, кости и дерева, чтобы с их помощью производить различные звуки. Музыка быстро вошла в повседневную жизнь человека.
    3. Зарождение музыки и танца
    • Первые музыкальные инструменты предназначались для обрядов. Они были примитивны и часто представляли собой твердую ребристую поверхность, по которой скребли палкой, костью или камнем. Также изготавливали погремушки из черепов, которые заполняли семенами или сушеными ягодами.
    3. Зарождение музыки и танца
    • Самыми древними музыкальными инструментами были ударные инструменты. Для древнего человека музыка -это прежде всего ритм. Вслед за ударными были изобретены духовые инструменты.
    3. Зарождение музыки и танца
    • Струнные инструменты были также изобретены в глубокой древности. Изображения древних струнных сохранились на многочисленных наскальных рисунках.
    3. Зарождение музыки и танца
    • ТАНЕЦ - ритмичные, выразительные телодвижения, обычно выстраиваемые в определенную композицию и исполняемые с музыкальным сопровождением. Танец - возможно, древнейшее из искусств.
    3. Зарождение музыки и танца
    • Для человека первобытного общества танец - это способ мышления и жизни. В танцах, изображающих животных, отрабатываются охотничьи приемы; танцем выражаются моления о насущных нуждах племени. Первобытные танцы обычно исполняются группами.
    Выводы
    • зарождение первобытной культуры происходит на заре развития человека на самых ранних стадиях палеолита
    • * первобытная культура тесно связана с обрядами и верованиями, возникающими на этом этапе развития человечества
    Полный комплект презентаций по курсу Мировой художественной культуры (часть 1: от возникновения человека до окончания эпохи античности) Вы можете скачать на сайте
    • Полный комплект презентаций по курсу Мировой художественной культуры (часть 1: от возникновения человека до окончания эпохи античности) Вы можете скачать на сайте
    • http://presentation-history.ru/
    С полными блоками презентаций по курсам, истории, обществознания и Мировой художественной культуры Вы можете ознакомиться на сайте http://presentation-history.ru/ Домашнее задание
    • Доклады на темы:
    • 1. Причины зарождения первобытных верований
    • 2. Первобытная живопись из пещеры Альтамира

    Слайд 1

    КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА

    Первобытная эпоха была самым длительным периодом в истории человечества. А для некоторых народов продолжается и по сей день. Познать первобытную культуру нам помогают три науки: археология (на основании материальных остатков деятельности человека), этнография (н а основе бытовых и культурных особенностей народов мира, традиционного искусства) и Лингвистика (на основе особенностей языка, фольклора, мифов и легенд).

    Слайд 2

    Изучая традиционное искусство, мы можем представить, понять жизнь первобытного человека. Большой интерес представляет современная культура племен Африки, Австралии и Океании, различные виды их художественной деятельности.

    Слайд 3

    Самый длительный период истории человечества и его культуры - каменный век (40-4 тыс. лет до н. э.)- В нем различают три этапа: палеолит (40-12 тыс. лет до н. э.), мезолит (12-8 тыс. лет до н. э.) и неолит (10-4 тыс. лет до н. э.). В эпоху неолита медь постепенно вытесняет камень, на смену меди приходит более твердая и прочная бронза (сплав меди с оловом), а затем и железо, намного превосходящее по прочности бронзу. Эпохи бронзы и железа у различных народов начинались в разное время (3-1 тыс. лет до н. э.).

    ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПЕРВОБЫТНОЙ КУЛЬТУРЫ

    «Первым оружьем людей были руки, ногти и зубы, Камни, а также лесных деревьев обломки и сучья... Силы железа потом и меди были открыты. Но применение меди скорей, чем железа, узнали.» римский поэт и философ I в. до н. э. Лукреций

    Слайд 4

    Жизнь древних людей была неотделима от природы. Люди считали, что в природе всё взаимосвязано. ТОТЕМИЗМ – вера в сверхъестественную связь между группой людей и группой материальных вещей. В качестве тотемов чаще всего выступали животные, реже – растения или предметы. Люди сочиняли рассказы о тотемных животных. Так родились первые мифы. С тотемической мифологией тесно связаны обряды.

    РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДРЕВНЕГО ЧЕЛОВЕКА

    Слайд 5

    Что же представляло собой искусство на заре человечества? Первоначально оно носило синкретический характер, то есть в нем не выделялись и не различались его основные виды: изобразительное искусство, театр, музыка и танец. Главной причиной такой синкретичности искусства была его тесная связь с религиозными верованиями и особенностями трудовой деятельности первобытного человека.

    Памятники первобытной культуры, сохранившиеся до наших дней, представлены главным образом произведениями изобразительного искусства.

    Слайд 6

    НАСКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ

    Какими инструментами пользовался человек, чтобы запечатлеть увиденное? Первые рисунки, вероятно, были выполнены самым примитивным способом - пальцами, ветками или костями по мягкой глине. На стенах пещер проводились прямые и волнистые параллельные линии, так называемые «макароны».

    Самый древний вид петроглифов «макароны».

    По состоянию на 1994 г. в Европе известно более 300 пещер, гротов или навесов с изображениями бесспорно относящимися к эпохе верхнего палеолита. Из них в России - 2.

    Слайд 7

    Отпечатки рук имеют значение личного клейма. Краску скорее всего выдували сквозь полые стебли растений.

    В Пещере рук стена сплошь покрыта такими контурами. Считается. Что их оставили древние охотники между 9 000 и 7 000 годами до н.э.

    ПЕЩЕРА РУК. АРГЕНТИНА.

    К древнейшим изображениям следует также отнести и оттиски человеческой руки с широко расставленными пальцами, обведенные контуром.

    Слайд 8

    ПЕЩЕРА АЛЬТАМИРА ИСПАНИЯ. Палеолит.

    Бизон и лань. Рисунок глиной и углем

    Настоящей сенсацией стали находки испанского адвоката и археолога-любителя Марселино Саутуолы в 1875 г. в пещере близ деревни Альтамира (Испания). Двадцать пять цветных изображений бизонов в натуральную величину украшали стены пещеры. Некоторые животные лежали на земле, другие спокойно щипали траву, третьи, падая от стрелы охотника, корчились в муках.

    Слайд 9

    О существовании пещеры знали все в этой округе, здесь прятались от непогоды пастухи и устраивали привал охотники. Но только спустя 11 лет, в 1879 г., гуляя по окрестностям усадьбы и войдя в пещеру, девятилетняя дочь М. де Саутуолы Мария обратила внимание своего отца на трудно различимые в темноте пещеры странные изображения на потолке одного из ее "залов". "Смотри, папа, быки", - сказала девочка. С этого дня начались длительные злоключения Марселино де Саутуолы. Саутуолу обвинили в умышленной фальсификации, в том, что эти росписи были сделаны одним из его друзей - художником, гостившим в его замке. Только почти через 15 лет после смерти М. Де Саутуолы его оппоненты, вынуждены были публично признать свою неправоту и согласиться с тем, что живопись Альтамиры относится к эпохе палеолита

    Слайд 10

    Особенности живописи палеолита

    Изображения очень реалистичны, точны в деталях. Передаётся динамика движения. - в живописи палеолита почти нет рыб, змей, птиц, насекомых и растений. Зато преобладают крупные животные. Не часто встречаются и изображения человека. - в рисунках не соблюдены пропорции между величиной отдельных животных. Мамонты и бизоны изображались той же величины, что и горные козлы, и львы. - использование широкой палитры красок - Характерной особенностью первобытного изобразительного искусства была передача глубины пространства. Некоторые изображения перспективны!!!

    Слайд 11

    ПЕЩЕРА ЛЯСКО ФРАНЦИЯ, Верхний палеолит ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ 12 сентября 1940 года четверо ребят из французской деревни Мартиньяк гуляли со своей собакой. Заметив лисью нору, они принялись её раскапывать и обнаружили вход в пещеру.

    На фото – школьники Равида и Марсаль с преподавателем Леоном Равалем и учёным аббатом Брейлем.

    Слайд 12

    Ротонда с быками

    Пещера Ляско была открыта для осмотра в 1948 году. Известность чуть не погубила пещеру. Ежедневное присутствие нескольких сотен туристов (а летом это число достигало 2 тысячи человек в день) нарушилась экология пещеры - в ней появились микроорганизмы - и росписи стали покрываться зеленью. Пещера была закрыта, законсервированаи вскоре её копия была восоздана в другом месте. Любой из нас может увидеть пещеру Ляско-2.

    Слайд 13

    Ротонда с быками Самое просторное верхнее помещение пещеры. Рисунки на стенах изображают купных рогатых животных: быков, антилоп Гну.

    Слайд 14

    Эта сцена изображена на стене на дне колодезного ствола. Рядом с упавшим человеком нарисовано раненное большое копытное животное (бизон) с вываливающимся внутренностями. Изображения человека в эту эпоху единичны.

    Слайд 15

    В пещере Пешь-Мерль на отдельной стене длиной 4 метра рисунки нанесены в технике трафарета, по которому распылялась жидкая краска.

    ПЕЩЕРА ПЕШЬ-МЕРЛЬ. ФРАНЦИЯ

    Слайд 16

    В живописи и графике мезолита и неолита преобладают схематические многофигурные композиции, запечатлевшие сцены охоты, военные эпизоды, культовые церемонии. Изображения, сопровождавшие устные рассказы, приобретают более условный характер, а правдоподобие отходит на второй план. Среди них особенно много контурных рисунков, внутренняя часть которых закрашена красками, а иногда покрыта штриховкой. Фигуры животных и человека невелики по размеру. Одна из интереснейших композиций того времени - «Сражающиеся лучники».

    Слайд 17

    КАПОВА ПЕЩЕРА. РОССИЯ. Верхний палеолит.

    Как и во многих других подобных случаях, сама пещера известна очень давно. В 1760 г. она была уже описана в одном из историко-географических сочинений о Приуралье. С пещерой связано много местных преданий и легенд, отмеченных В.И.Далем. Внимание археологов было привлечено к ней только после 1959 г., когда зоолог А.В.Рюмин обнаружил на стенах пещеры палеолитические изображения. Cреди них хорошо распознаются мамонты, носорог, бизон и лошади.

    Подробное исследование пещеры займет не один десяток лет. Однако уже сейчас можно сказать, что в пещере четыре больших "зала", в которых около или более 300 изображений. Живопись прекрасно сохранилась. На сегодняшний день это – одна из самых ранних на Земле образцов живописи (около 32 тыс. лет). Уже первые наблюдения очень существенно пошатнули устоявшиеся представления об искусстве эпохи верхнего палеолита и отодвинули его начало почти на 5 тысячелетий в глубину.

    Слайд 21

    ПЕРВЫЕ РИСУНКИ Пусть предок жизнью жил полузвериной, Но мы его наследьем дорожим. Он не умел слепить горшок из глины, Боялся духов, выдуманных им. Но до сих пор в его глухой пещере Толпой теней стремительно живой Летят по стенам яростные звери, Свирепые противники его. Глаз мамонта испуганно косится, Бежит олень, погоней окрылён. Упал, и, умирая, шевелится, И кровь глотает раненный бизон. Охотники бесшумно шли по следу, И громким криком открывали бой, И закрепляли трудную победу Рисунком лёгким, тонкою резьбой. Валентин Берестов

    Слайд 22

    КЕРАМИКА И ОРНАМЕНТ

    Расписной сосуд. Поздний БРОНЗОВЫЙ ВЕК. Санкт-Петербург. Эрмитаж

    Особая область первобытного искусства – орнамент. В эпоху палеолита появляется орнамент в виде параллельных волнистых линий, зубцов, спиралей, которым покрывали орудия. На керамике орнамент появляется в эпоху неолита вместе с возникновением гончарного дела. Создавая орнамент по образцам природы, человек стремился к постижению природных знаков.

    Слайд 23

    Современная живопись австралийских аборигенов