Меню
Бесплатно
Главная  /  Виды и локализация фурункулов  /  Развернутые планы по обществознанию. Готовимся к ЕГЭ по обществознанию: как составлять сложный план

Развернутые планы по обществознанию. Готовимся к ЕГЭ по обществознанию: как составлять сложный план

Вы все еще не прорешали выложенные ФИПИ тексты досрочного ЕГЭ по обществознанию 2014? Сделайте это поскорее, так как есть очень высокая вероятность, что именно эти варианты или часть заданий из них будет в КИМах на реальном ЕГЭ. Это задания из закрытого сегмента ФИПИ!

Эксперт ЕГЭ готов проверить Ваши ответы к вариантам досрочного ЕГЭ!

В нашей группе
мы уже начали разбирать эти задания. Примеры наших разборов реальных вариантов ЕГЭ 2013 . Напомним, что в своей работе мы прежде всего применяем «МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНИВАНИЮ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ЕГЭ С РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОМ» , опубликованные ФИПИ для экспертов ЕГЭ.

Для Вас эксперт ЕГЭ проверит:

  • 1 вариант полностью с разбором и комментарием Ваших ошибок. Стоимость 1000 рублей.
  • 1 Ваше эссе по обществознанию (С9) с рекомендациями по исправлению ошибок. Стоимость 300 рублей.

Примеры и качество наших разборов Вы можете оценить на стене нашей группе
, а также и и

Также мы готовы помочь Вам с разбором вариантов ЕГЭ по истории. Мы готовы предложить Вам разбор:

  • 1 варианта полностью с разбором и комментарием Ваших ошибок. Стоимость 1000 рублей.
  • 1 Вашего выполненного исторического портрета (С6) с рекомендациями по исправлению ошибок . Стоимость 300 рублей.
  • 1 вариант с указанием баллов за каждое задание и общим тестовым баллом согласно Стоимость 500 рублей.

Примеры и качество наших разборов по истории Вы можете оценить: и

Мы можем разобрать для Вас как тот вариант, ответы на который пришлете Вы, так и выслать Вам произвольный вариант для решения. Мы рекомендуем Вам при этом решать тесты, которые Вы присылаете для разбора максимально самостоятельно. Прежде всего - для объективной оценки Ваших знаний по предмету.

Правила построения сложного плана ЕГЭ по обществознанию

Обратимся к одному из самых сложных по мнению выпускников и э заданий части С — сложному плану 28. В от пользователя группе
Savdat Mamaeva http://vk.com/sudatka мы просили Вас попробовать построить сложный план на тему «Содержание и формы (виды) духовной деятельности» . Предлагаю посмотреть на ответ выпускницы и оценить его с помощью рекомендаций ФИПИ. Также попробуем построить наиболее оптимальную схему этого плана, вспомнив основные правила выполнения этого задания.

Напомним, как полностью звучит задание:

28. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Содержание и формы (виды) духовной деятельности» . Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Если Вы сразу столкнулись со сложностями при обдумывании задания, обратитесь к нашему видео-уроку

Вот ответ выпускника:

1) определение понятия «духовная деятельность»
2) классификация духовной деятельности по содержанию:
а) религия
б) наука
в) культура
3) виды духовной деятельности:
а) народная
б) массовая
в) элитарная

Сразу отметим фактические ошибки: 1. Понятия «духовная деятельность» и в) культура равноценны. 2. Народная культура, массовая и — не виды духовной деятельности, конечно. Это ее

В принципе, эти ошибки сразу перечеркивают работу, эксперт выставляет 0. Выпускник не понимает основных теоретических аспектов предложенной темы.

То есть, единственное, что можно выделить в данном плане, это следование выпускником требуемой структуре. 3 пункта, 2 из них раскрыты, но, увы и ах, содержательно наполнены не верно!

Посмотрим на еще один план подписчика нашей группы на эту тему:

Вот здесь претензий не будет. Мелкая помарка в пункте 3 (еще раз понятие) не существенна. Это описка, не искажает смысл пункта. В этом ответе мы видим не только требующиеся элементы, составляющие первые три пункта:

  • определение проверяемого явления (которое, напомним, приводить не надо)
  • содержательный аспект
  • функциональный аспект

Кроме того, 4м пунктом закрепляется, что очень важно, их взаимосвязь. Ведь проявляется для нас духовная культура именно в своих институтах (областях, как выразился автор плана).

Таким образом, данный план, безусловно, соответствует всем критериям и рекомендациям для оценивания ФИПИ, что позволяет оценить его на максимальный балл — 3.

Что такое сложный план?

Давайте приведем взгляд ФИПИ на это задание. Как оно видится, как говорится, со стороны проверяющих?

План — четкое последовательное представление частей содержания изученного вопроса (или текста) в кратких формулировках, отражающих тему и/или основную идею соответствующего фрагмента, многообразие его смысловых связей.

С помощью данного задания проверяется целый комплекс знаний и умений (компетенций) выпускников: обзорное знание определенной темы курса в единстве ее различных аспектов (компонентов); умение представить эти компоненты в структурно-логическом виде, выстроить последовательность рассмотрения отдельных вопросов в целостном сюжете; осуществлять иерархическое структурирование материала, выделяя не только пункты, но и подпункты плана.

Несколько примеров работы экспертов над заданиями С8, выполненными на ЕГЭ 2013 года. Тема плана «Научное познание».

Перед нами самая распространенная схема ПЛОХОГО плана. Это сборная солянка, выпускник кидает в топку ЕГЭ все свои хаотичные знания по данной теме. Мы видим смешение форм и видов познания. Все теоретические ошибки сочетаются с «абстрактными пунктами», не содержащими никакой конкретной информации об объекте плана: 4. Характеристика научного познания. Оценка , как видим 0.

А какой план будет оценен высоким (максимальным) баллом? Должен ли он быть большим по объему или нет? Оказывается, главное соблюдать критерии. Впрочем, как и при решении любых заданий ЕГЭ. Давайте посмотрим на планы на ту же тему, оцененные максимальным баллом.

Вот пример максимально развернутого плана. А вот — минимально требуемого:

И оба заслужили от экспертов высший балл.

1. Максимально соблюдайте требуемую структуру задания: «не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах».

2. Не допускаем «абстрактных формулировок» пунктов (характеристика) без конкретизации.

3. Не допускаем грубых теоретических ошибок, ведь это, прежде всего, теоретическое задание.

4. При решении составных планов (дается несколько взаимосвязанных явлений) Ваша план должен завершаться именно их связью, влиянием между собой, друг на друга.

5. Пользуйтесь проверкой своих заданий от эксперта ЕГЭ.

Обществознание очень популярный предмет среди тех, что школьники выбирают для сдачи на ЕГЭ. Поэтому количество людей, которым будет интересна тема подготовки к данному предмету, довольно большое. В данной статье, вам будет предложен примерный план подготовки к ЕГЭ по обществознанию .

Этапы подготовки

  1. Врага нужно знать в лицо. Поэтому первым делом скачайте КИМ по обществознанию за этот год на сайте, если актуальные варианты еще не выложили (это может быть только если вы начали подготовку раньше августа-сентября последнего года обучения), то берите КИМ прошлого года и прорешайте его. Так вы поймете, что же из себя представляет ЕГЭ.
  2. Определите, необходима ли вам дополнительная помощь в подготовке. Если вы понимаете, что помощи интернета вам недостаточно, то лучшим вариантом будет поиск опытного репетитора, который поможет вам в подготовке.
  3. Накапливание теоретических знаний. Сразу стоит обмолвиться, что объем их будет большой, ведь вам нужно изучить основы таких больших наук, как: юриспруденция, экономика, социология, политология и др. Отдельно учить термины, смысла не имеет, лучше изучайте теоретические знания по предмету, а вот когда встретитесь с незнакомым термином, тогда используйте все возможности интернета.
  4. Не стоит слишком увлекаться изучением теоретических вопросов. Как можно быстрее переходите к нарешиванию заданий ЕГЭ . Ваше главное преимущество на экзамене - возможность подготовиться к каждому виду задания, это сэкономит вам кучу времени на экзамене. КИМы берите из раздела ФИПИ ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ , заданий там более чем достаточно.
  5. Специальной подготовки задания второй части не требуют, если у вас достаточно теоретических знаний, то они не представят никакой сложности, а если таких знаний мало, то вы еще должны быть на этапе 3. Единственный совет - можете посмотреть готовые ответы на задания второй части, чтобы понять, что от вас конкретно хотят экзаменаторы.
  6. При написании эссе вам помогут навыки, добытые, в основном, на уроках литературы. Здесь есть одна хитрость: каждое из пяти заданий соответствует одной из базовых гуманитарных наук. Это означает, что у вас точно будет афоризм, который связан с правом, с экономикой, социологией, политологией, социальной философией. Поэтому при подготовке к написанию эссе специализируйтесь на одной - двух науках. Если сочинения вам давались всегда с трудом, то уделите написанию эссе - наибольшее количество времени, все-таки это самое дорогостоящее задание. Просто берите КИМы, вычитывайте афоризмы и пишите, чем больше, тем лучше, постепенно сами поймете, что получаться начало лучше, но вообще именно над этим этапом лучше работать с репетитором, который будет вам объективно говорить о ваших ошибках.

Если вы начнете готовиться к ЕГЭ заранее и подойдете к этому процессу серьезно, то результат точно будет. В этом экзамене нет ничего страшного, особенно если вы будете уверены в своих знаниях.

Редакция "сайт"

Раздел 1. Человек и общество

Тема 1. Природное и общественное в человеке. (Человек как

результат биологической и социокультурной эволюции)

Тема 2. Мировоззрение, его виды и формы

Тема 3. Виды и формы з наний

Тема 4. Понятие истины, ее критерии

Тема 5. Мышление и деятельность

Тема 6. Потребности и интересы

Тема 7. Свобода и необходимость в человеческой деятельности

Тема 8. Системное строение общества: элементы и подсистемы

Тема 9. Основные институты общества

Тема 10. Понятие культуры. Формы и разновидности

культуры

Тема 11. Наука. Основные особенности научного мышления.

Тема 12. Уровни, формы и методы научного познания

Тема 13. Естественные и социально-гуманитарные науки

Тема 14. Образование, его значение для личности и общества

Тема 15. Религия

Тема 16. Искусство

Тема 17. Мораль

Тема18. Понятие общественного прогресса

Тема19. Многовариантность общественного развития

Тема 20. Реформы, их виды и направления.

Тема 21. Революции и их виды.

Тема 22. Угрозы XXI в. (глобальные проблемы)

Тема 23. Глобализация

Тема 24. Взаимодействия человека и природы

Тема 25 . Противоречия социального прогресса

Тема 26 . Мораль как регулятор социальных отношений

Тема 27 . Целостность и противоречивость современного мира .

Тема 28 . Глобальные проблемы и культура

Тема 29 . Биосоциальная роль человека.

Тема 30 . Культура.

Тема 31. Мировые религии

Тема 32. Формы и разновидности культуры

Тема 33. Религия как форма духовной культуры

Тема 34. Основные сферы общественной жизни

Тема 35. Культура как общественный феномен

Тема36. Социально-демографические проблемы современности

Тема37. Деятельность - основа существования и развития общества.

Тема38. Проблема Севера и Юга и пути её решения

Тема39. Терроризм, как глобальная проблема человечества

Тема40. Формы общественных изменений

Тема 41 Революция как форма социальных изменений

Тема42. Традиционное общество и его особенности

Тема43. Информационное общество

Тема44. Многовариантность общественного развития

Тема45. Цель и смысл жизни

Тема46. Деятельность

Тема47. Мышление.

Раздел 2. Экономика

Тема 1. Экономика и экономическая наука

Тема 2. Факторы производства и факторные доходы

Тема 3. Экономические системы

Тема 4. Собственность

Тема 5. Рынок и рыночный механизм.

Тема 6. Спрос и предложение

Тема 7. Постоянные и переменные затраты

Тема 8. Финансовые институты .

Тема 9. Банковская система

Тема 10. Основные источники финансирования бизнеса

Тема 11. Ценные бумаги

Тема12. Рынок труда.

Тема 13. Безработица.

Тема14. Экономический рост и развитие

Тема15. Инфляция

Тема16. Рынок труда

Тема17. Налоги

Тема18. Экономика и ее роль в жизни общества

Тема19. Экономический рост

Тема20. Деньги

Тема21. Экономика и государство

Тема22. Мировая экономика

Тема23. Предпринимательство

Тема24. Производство

Тема25. Рынок и рыночный механизм

Тема26. Основные типы экономических систем

Тема27. Фирма как субъект рыночной экономики

Тема28 Понятие и механизм рынка

Тема29. Роль конкуренции в рыночной экономике

Тема 30.Банки и банковская система

Тема31. Экономика как наука

Тема32. Рынок труда

Тема33. Разделение труда и специализация

Тема34. Предпринимательство в экономике

Раздел 3. Социальные отношения

Тема1. Социальная стратификация

Тема2. Семья как социальный институт

Тема3. Социальная роль

Тема4. Социальные группы

Тема5. Социальная мобильность и изменение социального статуса.

Тема6. Социальная мобильность

Тема7. Семья в современном обществе.

Тема8. Межэтнические отношения в современном мире

Тема9. Социальный контроль

Тема10. Социальная стратификация и ее типы

Тема11. Причины отклоняющегося поведения молодёжи

Тема12. Социальный конфликт

Тема13. Диалог культур

Тема14. Вертикальная социальная мобильность

Тема14. Социальная мобильность

Тема16. Российское образование в XXI веке

Тема17. Свобода и ответственность

Тема18. Социализация индивида

Тема19. Конформизм и девиантное поведение.

Тема20. Семья как социальный институт

Тема21. Молодежь как социальная группа

Тема22. Нации и межнациональные отношения

Тема23. Отклоняющееся поведение

Тема24. Социальные институты

Тема25. Нации и национальные отношения

Тема26. Проблема неполных семей

Раздел 4. Политика

Тема1. Политическая элита

Тема2. Средства массовой информации(СМИ)

Тема3. СМИ и политика

Тема4. Роль СМИ в политической жизни

Тема5. Разделение властей в РФ или Теория разделения властей

Тема6. Политические отношения

Тема 7. Государство

Тема 8. Политический процесс в современном обществе

Тема 9. Политические режимы

Тема 10. Роль политических партий в жизни общества

Тема 11. Основные ценности демократии

Тема 12. Избирательные системы

Тема 13. Гражданское общество и правовое государство

Тема 14. Осуществление власти в РФ

Тема 15. Политическая Власть

Тема 16. Государство как политический институт общества

Тема 17. Политическое поведение

Тема 18. Политический процесс как совокупность видов политической

деятельности субъектов

Тема 19. Выборы в Государственную Думу РФ

Тема 20. Механизм государственного регулирования экономики

Тема 21. Избирательная кампания в РФ

Тема 22. Политическое участие

Тема 23. Политический плюрализм.

Тема 24. Становление многопартийности в России.

Тема 25. Политическое сознание и политическое поведение.

Тема 26. Законотворческий процесс в РФ.

Тема 27. Политическая власть как особый тип общественныхотношений

Тема 28. Политические идеологии

Тема 29. Форма государства

Раздел 5. Право .

Тема1. Правонарушение

Тема2. Споры и порядок их рассмотрения

Тема3. Правоохранительные органы. Судебная система

Тема4. Международное право (международная защита прав

человека в условиях мирного и военного времени)

Тема5. Особенности административной юрисдикции

Тема 6. Имущественные и неимущественные права

Тема7. Право в системе социальных норм

Тема8. Юридическая ответственность

Тема9. Гражданство РФ

Тема10. Право собственности

Тема11. Гражданские правоотношения

Тема12. Правовое государство и гражданское общество

Тема13. Трудовые правоотношения

Тема14. Гражданский процесс (ГП)

Тема15. Система российского права

Тема16. Конституция РФ

Тема17. Нормативно-правовой акт как источник права

Тема18. Правовое государство

Тема19. Правовой статус налогоплательщика РФ

Тема20. Юридическая ответственность

Тема21. Отношения супругов

Тема22. Правовое государство

Тема 23. Уголовное право

Тема24. Воинская обязанность гражданина РФ

Тема 25. Воинская обязанность.

СОСТАВЛЕНИЕ СЛОЖНОГО ПЛАНА РАЗВЕРНУТОГО ОТВЕТА ПО ЗАДАННОЙ ТЕМЕ.

Отдельно следует остановиться на задании, введенном в экзамен в 2010 году, - задании С8. Оно требует составления сложного плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса. Выполнение этого задания предполагает

    соответствия заданной теме;

    полноту отражения основного содержания в плане;

    соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.

Основным условием выполнения данного задания является системное, глубокое, достаточно объёмное и разностороннее знание темы, требующее привлечения обществоведческого материала, а так же знаний из смежных учебных дисциплин и, по возможности, опе ративных знаний, получаемых из СМИ.

При выполнении задания выпускникам предстоит:

а) с одной стороны, в заданной формулировке темы обнаружить
известный им содержательный материал;

б) с другой стороны, выстроить логику презентации знания по
теме в виде пунктов сложного плана.

При составлении сложного плана можно воспользоваться следую щими рекомендациями:

    представьте содержание обществоведческого курса, раскрываю щее предложенную тему;

    разделите это содержание на смысловые части, выделив в каж дой из них главную мысль;

    озаглавьте каждую часть;

    в каждой части выделите несколько положений, развивающих главную мысль;

    проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, свя зан ли последующий пункт плана с предыдущим, полностью ли отражено в них основное содержание темы;

    в случае необходимости внесите корректировки;

    помните, что план должен охватывать основное содержание темы;

    в заголовках (пунктах и подпунктах плана) нежелательно повто рять сходные формулировки.

При составлении сложного плана развёрнутого ответа учащиеся могут воспользоваться универсальным алгоритмом:

I . Понятие, сущность...

II . Характерные черты, основные принципы

    Специфические признаки...

    Важнейшие задачи, основные функции...

V . Формы, типы, виды, классификации...

VI . Структура...

VII . Основные этапы, стадии развития...

VIII . Особенности развития...

IX . Тенденции развития в современном мире, в РФ

X . Значение... в развитии общества, личности

Задания

    Вам поручено подготовить развернутый ответ по проблеме «Биологическое и социальное в человеке». Составьте план, в соот

    Вам предстоит выступить на школьной конференции на тему «Деятельность человека в ее многообразии». Составьте план, в соот ветствии

    Вам необходимо написать реферат на тему «Общение как фор ма межличностных взаимодействий». Составьте план, в соответствии с которым вы будете ее освещать.

    Для выступления на семинарском занятии вам нужно подгото вить развернутый ответ на тему «Межличностные конфликты и спо собы их разрешения». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

    Вам поручено подготовить доклад на тему «Познание челове ком мира и самого себя». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

    Вы готовитесь к зачету по обществознанию на тему «Социа лизация индивида». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

    Вам поручено написать статью в школьную газету на тему «Нау ка в жизни современного общества»". Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

    Вам поручено подготовить развернутый ответ на тему «Религия как форма духовной культуры». Составьте план, в соответствии с ко торым вы будете освещать эту тему.

9. Вам необходимо написать творческую работу на тему «Обра
зование как социальная ценность». Составьте план, в соответствии
с которым вы будете освещать эту тему.

    работ старшеклассников с докладом на тему «Многовариантность и движущие силы развития общества». Составьте план, в соответ ствии с которым вы будете освещать эту тему.

    Вам поручено написать статью в школьную газету на тему «Об щественный прогресс». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

    Вам поручено подготовить развернутый ответ на тему «Мораль как регулятор социальных отношений». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

    Вы являетесь участником конкурса научно-исследовательских работ старшеклассников с докладом на тему «Предпринимательство в экономике». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

    Вам необходимо написать творческую работу на тему «Поли тический процесс в современном обществе». Составьте план, в соот ветствии с которым вы будете освещать эту тему.

    Вам предстоит выступить на школьной конференции на тему «Налоги в Российской Федерации». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

    Вам поручено подготовить развернутый ответ на тему «Систе ма российского права». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

    Вам поручено подготовить развернутый ответ на тему «Кон ституция РФ - основной закон общества и государства». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

    Вам поручено подготовить развернутый ответ на тему «Госу дарство в рыночной экономике». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

Ответы

Ответ к заданию 1.


При анализе ответа учитываются:

    корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме и четкости выражения мысли;

    отражение в плане основных аспектов темы в определенной (адекватной заданной теме) последовательности.

* Ответ к заданию № 1 представляет собой образец оценивания задания С8 на ЕГЭ (согласно демонстрационному варианту, размещенному на «тему.Кима) по критериям с указанием баллов.

(допускаются иные формулировки, не искажающие его смысл)

Баллы

Один из вариантов раскрытия данной темы:

1. Наиболее распространенные теории происхождения человека:

а) религиозная

б)" эволюционная теория Ч. Дарвина

в) трудовая теория Ф. Энгельса

2. Основные подходы ученых к определению понятия «человек».

3. Биосоциальная природа человека:

а) человек - часть природы

б) человек - существо общественное

4. Взаимосвязь и взаимовлияние биологического и социального
в человеке.

Возможно другое количество и (или) иные корректные формули ровки пунктов плана.

Формулировки пунктов плана корректны. В совокупности пункты плана охватывают основные аспекты темы и раскрывают ее в опре деленной последовательности

Формулировки пунктов плана корректны. Отдельные существенные для данной темы аспекты не нашли отражения в плане. Тема разворачивается последовательно.

ИЛИ

Формулировки пунктов плана корректны. В совокупности пунк ты плана охватывают основные аспекты темы, но не представлены в определенной, адекватной теме, последовательности.

Отдельные формулировки пунктов плана корректны. Целостного и последовательного раскрытия темы план не дает.

Формулировки пунктов плана не соответствуют теме.

ИЛИ

Ответ неправильный.

Максимальный балл

3

Ответ к заданию 2.

I . Деятельность как способ человеческого бытия.

II . Специфические особенности человеческой деятельности.

III . Структура деятельности:
1)субъект

2) объект

    цель

    средства

    результат

IV . Мотивы деятельности.

V . Два основных типа деятельности:

    практическая деятельность

    духовная деятельность

VI . Ведущие виды деятельности в жизни человека:

    игра

    учение 3)труд

Ответ к заданию 3.

I . Понятие и специфические признаки общения.

II . Функции общения в формировании и развитии человека.

    Общение как субъект-субъектное взаимодействие.

    Типы субъектов общения:

    реально существующие субъекты

    иллюзорные партнеры

    воображаемые партнеры

V. Средства общения.

VI. Виды общения:

    непосредственное и опосредованное

    прямое и косвенное

VII . Факторы, способствующие успешному общению:
1) взаимопонимание

2) солидарность 3)толерантность

Ответ к заданию 4.

I . Понятие и специфические особенности межличностного конфликта.

II. Участники конфликта.

    Причины возникновения межличностного конфликта.

    Повод для конфликта.

V . Основные концепции, раскрывающие сущность конфликта.

VI . Функции конфликтов.

VII . Виды межличностных конфликтов.

VIII . Факторы, влияющие на успешное разрешение межличностных кон
фликтов.

IX . Взаимосвязь межличностных конфликтов с другими видами социаль
ных конфликтов.

Ответ к заданию 5.

I . Познание как форма адекватного отражения действительности.

II. Структура познания:

    субъект познания

    объект познания

3)результат познания

1) агностицизм 2)скептицизм 3)гностицизм

IV . Формы познания:

    чувственное (ощущение, восприятие, представление)

    рациональное (понятие, суждение, умозаключение)

V. Виды познания:

    научное и ненаучное познание

    религиозное, мифологическое, художественное познание

VI . Методы познания человеком мира и самого себя.

VII . Многообразие форм человеческого знания. I ,.

Ответ к заданию 6.

I . Понятие социализации.

II . Задача и функция социализации.

    Соотношение понятий «социализация» и «воспитание».

    Виды социализации: 1) первичная

2) вторичная

V . Факторы, способствующие успешной социализации:

    агенты социализации

    социальные лифты

    социально-экономические и политические условия

Ответ к заданию 7.

I. Понятие науки:

    наука как социальный институт

    наука как отрасль духовного производства

    наука как особая система знаний

II. Виды науки:

    фундаментальные науки

    прикладные науки.

    классификация наук в зависимости от предмета и метода познания

    Специфические признаки науки.

    Функции современной науки:

    культурно-мировоззренческая

    познавательно-объяснительная

    прогностическая

    интеграционная

    социальная

    производственная

V. Развитие науки.

VI . Особенности научной картины мира.

Многие выпускники, готовясь к сдаче ЕГЭ, часто задают вопрос - как же писать план по обществознанию? Действительно, это одно из самых сложных заданий нынешнего формата экзамена. Здесь требуется показать владение материалом темы на серьезном, содержательном уровне.

Какими должны быть планы по обществознанию?

Основное требование к заданию - составление сложного плана по представленной теме обществоведческого курса. Здесь, как нигде, понадобятся умения обобщать и систематизировать информацию, точно ее представлять в виде тезисов и устанавливать внутренние связи между социальными объектами. Напомню, что выпускник должен максимально корректно и точно обозначить пункты плана, раскрыв в подпунктах не менее двух из них. В плане должны присутствовать пункты, обязательные к раскрытию. Они располагаются в общей иерархии под номерами со 2 по 4.

В основе успешного плана лежит объективная и банальная вещь - прочные знания. Задание 35 проверяет ваши знания в контексте заданной формы, не более того. И если вы, к примеру, досконально изучили тему "Социальное познание" и знаете ее особенности, виды и методы, то существуют серьезные предпосылки для того, что удастся зацепить хотя бы балл. Так что учите темы, благо для этого сегодня есть множество вспомогательных инструментов.

Но все же этого мало. Необходимо четко понимать в какой последовательности нужно составлять план и что за чем должно идти. Для начала предлагаю посмотреть на универсальную "болванку" плана, которая теоретически подойдет к любой теме.

1. Понятие ... (любое социальное явление или объект можно выразить термином, поэтому начинаем с этого. По желанию можно раскрыть определение).

2. Виды, элементы, типы ... (практически каждый объект имеет типологизацию, например, виды безработицы, типы экономических систем и т.д.).

3. Признаки, черты, особенности ... (аналогично и с предыдущим пунктом).

4. Функции.

5. Роль, значение, место ... (социальный объект всегда вписан в контекст общественной жизни, поэтому оказывает влияние на отдельные ее стороны, что мы и отражаем в этом пункте).

Еще раз поясню, перед вами только общая структура, которая может существенно меняться в зависимости от темы, но главное в ней логика, которой стоит придерживаться, составляя планы по обществознанию ЕГЭ 2016. Формулировка тезисов может быть в вопросительной или назывной форме, а также возможно их сочетание.

Не забывайте, что везде нужна практика! Находите темы в Интернете, благо, их сегодня огромное количество, и составляйте планы. Не советую бездумно скачивать в сети готовы варианты и пытаться их запомнить. Так вы только затуманите себе голову и ничего не поймете. К тому же немало представленных планов откровенно низкого качества, не соответствующих требованиям.

И еще, составляя планы по обществознанию представьте, что вы получили задание: кратко изложить тему человеку, который в ней ничего не понимает. Вам же нужно объяснить ему предельно доходчиво, четко и главное правильно. Попытайтесь взять на себя эту миссию и, если сможете ее выполнить, вы несомненно напишите замечательный план.

В заключении привожу пример плана, соответствующего всем заявленным требованиям.

Тема " Социальный контроль".

1. Что такое социальный контроль?

2. Виды социального контроля

а) внутренний;

б) внешний;

3. Характерные черты социального контроля

а) наличие санкций;

б) формализованность и упорядоченность;