Меню
Бесплатно
Главная  /  Виды пигментных пятен  /  Персонифицированный учет лекарственных средств: аптека ЛПУ. Персонифицированный учет медикаментов и медицинских изделий Внедрение персонифицированного учета медикаментов

Персонифицированный учет лекарственных средств: аптека ЛПУ. Персонифицированный учет медикаментов и медицинских изделий Внедрение персонифицированного учета медикаментов

3) дата рождения;

4) место рождения;

5) гражданство;

6) данные документа, удостоверяющего личность;

7) место жительства;

8) место регистрации;

9) дата регистрации;

10) страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС), принятый в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования;

11) номер полиса обязательного медицинского страхования застрахованного лица;

12) данные о страховой медицинской организации, выбранной застрахованным лицом;

13) дата регистрации в качестве застрахованного лица;

14) статус застрахованного лица (работающий, неработающий);

Информация об изменениях:

Приказ

15) сведения о медицинской организации, выбранной застрахованным лицом в соответствии с законодательством Российской Федерации для получения первичной медико-санитарной помощи;

Информация об изменениях:

Пункт 3 дополнен подпунктом 15 с 11 февраля 2019 г. - Приказ Минздрава России от 15 января 2019 г. N 12Н

16) сведения о медицинском работнике, выбранном застрахованным лицом в соответствии с законодательством Российской Федерации для получения первичной медико-санитарной помощи.

4. Персонифицированный учет сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, включает в себя сбор, обработку, передачу и хранение следующих сведений:

1) номер полиса обязательного медицинского страхования застрахованного лица;

2) сведения о медицинской организации, оказавшей медицинские услуги;

3) виды оказанной медицинской помощи;

4) условия оказания медицинской помощи;

Информация об изменениях:

Пункт 4 дополнен подпунктом 4.1 с 11 февраля 2019 г. - Приказ Минздрава России от 15 января 2019 г. N 12Н

4.1) формы оказания медицинской помощи;

5) сроки оказания медицинской помощи;

6) объемы оказанной медицинской помощи;

7) стоимость оказанной медицинской помощи;

8) диагноз;

9) профиль оказания медицинской помощи;

10) сведения о медицинских услугах, оказанных застрахованному лицу, и о примененных лекарственных препаратах;

11) примененные стандарты медицинской помощи;

12) сведения о медицинском работнике или медицинских работниках, оказавших медицинские услуги;

13) результат обращения за медицинской помощью;

14) результаты проведенного контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.

5. Сведения о застрахованном лице и об оказанной ему медицинской помощи могут предоставляться как в виде документов в письменной форме, так и в электронной форме при наличии гарантий их достоверности (подлинности), защиты от несанкционированного доступа и искажений в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями по защите персональных данных. В этом случае юридическая сила представленных документов подтверждается электронной цифровой подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации. Решение о возможности представления информации в электронной форме принимается совместно участниками информационного обмена.

6. Страховые медицинские организации и медицинские организации хранят копии бумажных документов и электронные архивы, содержащие персонифицированные сведения о застрахованных лицах и оказанной им медицинской помощи, представляемые в территориальный фонд обязательного медицинского страхования (далее - территориальный фонд) для персонифицированного учета, по правилам организации государственного архивного дела.

7. После истечения срока, установленного для хранения копий документов на бумажном и электронном носителях в страховой медицинской организации, они подлежат уничтожению в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании акта об их уничтожении, утверждаемого руководителем страховой медицинской организации.

8. Сведения о застрахованном лице и об оказанной ему медицинской помощи относятся к информации ограниченного доступа и подлежат защите в соответствии с законодательством Российской Федерации.

III. Ведение регионального сегмента единого регистра застрахованных лиц

9. Сведения о каждом застрахованном лице, указанные в пункте 3 настоящего Порядка, вносятся в единый регистр застрахованных лиц.

10. Ведение регионального сегмента единого регистра застрахованных лиц осуществляет территориальный фонд на основании сведений о застрахованных лицах, предоставляемых страховой медицинской организацией, медицинской организацией, налоговыми органами, военными комиссариатами, а также на основании сведений, предоставленных в рамках межведомственного взаимодействия из иных государственных информационных систем в соответствии с настоящим Порядком.

11. Страховая медицинская организация, медицинская организация и территориальный фонд приказами определяют работников, допущенных к работе с региональным сегментом единого регистра застрахованных лиц, и соблюдают требования законодательства Российской Федерации по защите персональных данных.

12. При внесении сведений о застрахованном лице в региональный сегмент единого регистра застрахованных лиц страховая медицинская организация обеспечивает достоверность и корректность вносимых сведений и осуществляет проверки, позволяющие предотвратить появление в региональном сегменте единого регистра застрахованных лиц дублирующих записей:

1) на наличие повторений по фамилии, имени, отчеству, дате и месту рождения;

2) на наличие повторений по данным документа, удостоверяющего личность;

3) корректности указания пола застрахованного лица;

4) на наличие повторений по дате рождения и адресу регистрации по месту жительства;

5) на наличие повторений по фамилии, имени и отчеству и адресу регистрации по месту жительства;

6) на наличие повторений по страховому номеру индивидуального лицевого счета (СНИЛС).

13. В целях актуализации регионального сегмента единого регистра застрахованных лиц и внесения в него сведений о застрахованных лицах страховая медицинская организация формирует и передает информационные файлы с изменениями сведений о застрахованных лицах, предусмотренных подпунктами 1-13 пункта 3 настоящего Порядка (далее - файлы с изменениями), в территориальный фонд по мере необходимости, но не реже 1 раза в день при наличии изменений в сведениях о застрахованных лицах, в соответствии с договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования.

В целях актуализации сведений о медицинской организации и медицинском работнике, выбранных застрахованным лицом в соответствии с законодательством Российской Федерации для получения первичной медико-санитарной помощи, медицинская организация формирует и передает информационные файлы с изменениями сведений о застрахованных лицах, предусмотренных подпунктами 1 , , , и 16 пункта 3 настоящего Порядка, в страховые медицинские организации и территориальный фонд по мере необходимости, но не реже 1 раза в день при наличии изменений в сведениях о застрахованных лицах.

14. Территориальный фонд обеспечивает круглосуточный режим приема и обработки файлов с изменениями, поступивших от страховых медицинских организаций и медицинских организаций.

15. При обработке файлов с изменениями в территориальном фонде осуществляется форматно-логический контроль данных, идентификация записей по региональному сегменту единого регистра застрахованных лиц, внесение сведений о застрахованных лицах.

16. После обработки файлов с изменениями в территориальном фонде формируются файлы подтверждения и/или отклонения изменений, которые направляются соответствующим страховым медицинским организациям, медицинским организациям для проведения корректировки сведений о застрахованных лицах.

17. Налоговые органы ежеквартально, не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным периодом, предоставляют в соответствии с Соглашением об информационном обмене между Федеральным фондом обязательного медицинского страхования (далее - Федеральный фонд) и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в соответствующий территориальный фонд сведения о работающих застрахованных лицах, предусмотренные подпунктами 1-10 и 14 пункта 3 настоящего Порядка, для внесения их в региональный сегмент единого регистра застрахованных лиц.

18. Военные комиссариаты ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, передают в территориальные фонды сведения о призванных на военную службу гражданах, предусмотренные пунктами 1 и 6 части 2 статьи 44 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 49, ст. 6422; 2012, N 31, ст. 4322, N 49, ст. 6758; 2013, N 48, ст. 6165; 2014, N 11, ст. 1098; 2015, N 51, ст. 7245; 2018, N 31, ст. 4857) (далее - Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"), и информацию о начале, сроке и окончании военной службы в соответствии с частью 8 статьи 49

19. Территориальный фонд:

1) по мере необходимости, но не реже 1 раза в день, проводит проверку достоверности сведений о застрахованном лице, полученных от страховой медицинской организации, путем направления запросов в органы, осуществляющие выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, и в случае выявления несоответствий в сведениях о застрахованном лице направляет информационные файлы в страховую медицинскую организацию с их указанием;

2) еженедельно на основании сведений о государственной регистрации заключения или расторжения брака, установления отцовства, перемены имени, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, предоставленных в рамках межведомственного взаимодействия в соответствии со статьей 13.2 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 47, ст. 5340; 2016, N 26, ст. 3888; 2018, N 31, ст. 4857, 4861, N 53, ст. 8454), осуществляет идентификацию застрахованного лица по региональному сегменту единого регистра застрахованных лиц в целях определения страховой медицинской организации, в которой оно застраховано, и в случае изменения сведений о застрахованном лице направляет указанные сведения в страховую медицинскую организацию для обеспечения контроля за изменением сведений о документе, удостоверяющем личность застрахованного лица, переоформлением полиса обязательного медицинского страхования и дальнейшим направлением информационных файлов в территориальный фонд для актуализации регионального сегмента единого регистра застрахованных лиц в течение 30 дней со дня государственной регистрации заключения или расторжения брака, установления отцовства, перемены имени;

3) ежемесячно:

а) на основании сведений о государственной регистрации смерти, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, предоставленных в рамках межведомственного взаимодействия в соответствии со статьей 13.2 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 47, ст. 5340; 2016, N 26, ст. 3888; 2018, N 31, ст. 4857, 4861, N 53, ст. 8454):

Прекращает действие полиса обязательного медицинского страхования для лиц, сведения о которых имеются в региональном сегменте единого регистра застрахованных лиц;

Направляет в Федеральный фонд информационные файлы со сведениями о государственной регистрации смерти по лицам, сведения о которых отсутствуют в региональном сегменте единого регистра застрахованных лиц;

б) осуществляет запрос в Федеральный фонд для получения сведений о лицах, сведения о которых имеются в региональном сегменте единого регистра застрахованных лиц, но умерших за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором он застрахован;

в) на основании сведений, полученных от Федерального фонда, признает полис обязательного медицинского страхования недействительным в случае:

Прекращения гражданства Российской Федерации при отсутствии оснований для признания лица застрахованным лицом в соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" - со дня поступления сведений в соответствии с подпунктом 1 пункта 27.1 настоящего Порядка;

Аннулирования вида на жительство в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства - со дня поступления сведений в соответствии с подпунктом 2 пункта 27.1 настоящего Порядка;

Аннулирования разрешения на временное проживание в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства - со дня поступления сведений в соответствии с подпунктом 3 пункта 27.1 настоящего Порядка;

Утраты или лишения статуса беженца - со дня поступления сведений в соответствии с подпунктом 4 пункта 27.1 настоящего Порядка;

4) ежеквартально:

а) на основании сведений о застрахованном лице, предусмотренных пунктом 17 настоящего Порядка, в течение 15 рабочих дней со дня получения:

Актуализирует региональный сегмент единого регистра застрахованных лиц и направляет информационные файлы со сведениями о работающих застрахованных лицах в Федеральный фонд;

Направляет в Федеральный фонд информационные файлы со сведениями о работающих застрахованных лицах, сведения о которых отсутствуют в региональном сегменте единого регистра застрахованных лиц;

б) не позднее 15-го числа третьего месяца, следующего за отчетным периодом, предоставляет страхователю для неработающих граждан сведения о застрахованных лицах, которые учтены как неработающие застрахованные лица, и сведения о которых, предусмотренные подпунктами 1-10 , 14 пункта 3 настоящего Порядка, не предоставлены в соответствии с пунктом 17 настоящего Порядка;

в) на основании сведений, предусмотренных пунктом 18 настоящего Порядка, приостанавливает действие полиса обязательного медицинского страхования.

20. Территориальный фонд обеспечивает актуализацию регионального сегмента единого регистра застрахованных лиц на основании сведений в соответствии с подпунктами 2-4 пункта 19 настоящего Порядка, уведомляет об этом страховые медицинские организации и направляет информационные файлы в Федеральный фонд для актуализации центрального сегмента единого регистра застрахованных лиц.

21. Территориальный фонд актуализирует региональный сегмент единого регистра застрахованных лиц на основании сведений, получаемых от Федерального фонда из центрального сегмента единого регистра застрахованных лиц.

22. При нарушении установленных договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования сроков предоставления данных о застрахованных лицах, а также сведений об изменении этих данных страховая медицинская организация обязана уплатить территориальному фонду за счет собственных средств штраф в размере, установленном частью 10 статьи 38 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".

23. Территориальный фонд осуществляет общий контроль за региональным сегментом единого регистра застрахованных лиц. В случае обнаружения ошибок и несоответствий территориальный фонд направляет соответствующую информацию страховой медицинской организации и медицинской организации с указанием перечня несоответствий.

IV. Ведение центрального сегмента единого регистра застрахованных лиц

24. Территориальный фонд при внесении изменений в региональный сегмент единого регистра застрахованных лиц формирует файлы с изменениями, которые направляет в Федеральный фонд для актуализации центрального сегмента единого регистра застрахованных лиц по мере необходимости, но не реже 1 раза в день при наличии изменений в сведениях о застрахованных лицах.

В файлы с изменениями включаются все вновь введенные и измененные с момента последней отправки сведения о застрахованных лицах.

25. Федеральный фонд обеспечивает круглосуточный режим приема и обработки файлов с изменениями от территориальных фондов.

26. При обработке файлов с изменениями обеспечивается проверка на наличие у застрахованного лица ранее выданного действующего полиса обязательного медицинского страхования единого образца в центральном сегменте единого регистра застрахованных лиц.

27. В центральном сегменте единого регистра застрахованных лиц осуществляется обработка информационных файлов со сведениями о застрахованном лице, в том числе о приостановлении действия полиса обязательного медицинского страхования, о признании полиса обязательного медицинского страхования недействительным, о государственной регистрации смерти, о статусе застрахованных лиц (работающий, неработающий), о медицинских организациях и медицинских работниках, выбранных застрахованными лицами.

Информация об изменениях:

Правила дополнены пунктом 27.1 с 11 февраля 2019 г. - Приказ Минздрава России от 15 января 2019 г. N 12Н

27.1. Федеральный фонд ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, обеспечивает обработку сведений, поступающих от федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, предусмотренных

4) о лицах, признанных беженцами на территории Российской Федерации, при утрате ими статуса беженца или лишении их статуса беженца в соответствии с Федеральным законом от 19 февраля 1993 г. N 4528-1 "О беженцах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 26, ст. 2956; 1998, N 30, ст. 3613; 2000, N 33, ст. 3348, N 46, ст. 4537; 2003, N 27, ст. 2700; 2004, N 27, ст. 2711, N 35, ст. 3607; 2006, N 31, ст. 3420; 2007, N 1, ст. 29; 2008, N 30, ст. 3616; 2011, N 1, ст. 29, N 27, ст. 3880; 2012, N 10, ст. 1166, N 47, ст. 6397, N 53, ст. 7647; 2013, N 27, ст. 3477; 2014, N 52, ст. 7557; 2018, N 1, ст. 82).

28. Федеральный фонд ведет центральный сегмент единого регистра застрахованных лиц, обеспечивает общий контроль за актуализацией и использованием единого регистра застрахованных лиц.

29. Обмен данными между страховыми медицинскими организациями, медицинскими организациями, территориальными фондами и Федеральным фондом в целях ведения персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах, предусмотренных пунктом 3 настоящего Порядка, осуществляется в электронном виде по выделенным или открытым каналам связи, включая Интернет, с использованием электронной цифровой подписи в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями по защите персональных данных.

V. Порядок ведения персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам

30. Персонифицированный учет сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, ведется в электронном виде медицинскими организациями и страховыми медицинскими организациями, работающими в системе обязательного медицинского страхования, и территориальными фондами.

31. Медицинская организация, страховая медицинская организация и территориальный фонд приказом определяют работников, допущенных к работе со сведениями персонифицированного учета медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, и обеспечивают их конфиденциальность в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации по защите персональных данных.

32. Медицинские организации представляют сведения о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, предусмотренные подпунктами 1-13 пункта 4 настоящего Порядка, в территориальный фонд.

33. Территориальный фонд в течение двух рабочих дней на основании регионального сегмента единого регистра застрахованных лиц осуществляет автоматизированную обработку полученных от медицинских организаций сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам.

34. На этапе автоматизированной обработки сведений персонифицированного учета медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, в территориальном фонде производится:

1) идентификация застрахованного лица по региональному сегменту единого регистра застрахованных лиц, определение страховой медицинской организации, ответственной за оплату счета;

2) выявление застрахованных лиц, которым оказана медицинская помощь вне территории страхования, и определение их территории страхования;

3) направление в электронном виде результатов, полученных в соответствии с подпунктами 1 и настоящего пункта, в медицинскую организацию, оказавшую медицинскую помощь застрахованным лицам.

35. Медицинская организация по результатам автоматизированной обработки сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, проведенной в соответствии с пунктом 34 настоящего Порядка, представляет их в страховые медицинские организации в объеме и сроки, установленные договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.

36. После проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи в соответствии со статьей 40 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" сведения, указанные в пункте 4 настоящего Порядка, в виде информационных файлов передаются страховой медицинской организацией в медицинские организации и территориальный фонд в сроки, предусмотренные договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования.

37. В случае затруднений в определении территории страхования лица, которому была оказана медицинская помощь вне территории страхования, территориальный фонд формирует электронный запрос в центральный сегмент единого регистра застрахованных лиц, где в течение 5 рабочих дней осуществляется проверка и формируется ответ с указанием выявленной территории страхования и действующего номера полиса застрахованного лица.

38. Обмен данными между медицинскими организациями, страховыми медицинскими организациями, территориальными фондами и Федеральным фондом в целях ведения персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, осуществляется в электронном виде по выделенным или открытым каналам связи, включая сеть Интернет, с использованием электронной цифровой подписи в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями по защите персональных данных.

Персонифицированный учет лекарственных препаратов и медицинских изделий: подход к реализации Сергей Дмитриевич Гусев, начальник информационного отдела ФГБУ «Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии» (г.Красноярск) Основания ведения персонифицированного учета ЛП и МИ «Порядок ведения персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования». Приказ Минздравсоцразвития РФ от 25 января 2011 г. № 29н. 4. Персонифицированный учет сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, включает в себя сбор, обработку, передачу и хранение следующих сведений: …10) медицинские услуги, оказанные застрахованному лицу, и примененные лекарственные препараты;… «Об утверждении общих принципов построения и функционирования информационных систем и порядка информационного взаимодействия в сфере обязательного медицинского страхования». Приказ ФФОМС от 07.04.11 № 79 Таблица 10 Перечень сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам в сфере обязательного медицинского страхования …20. Примененные лекарственные препараты… Основания ведения персонифицированного учета ЛП и МИ «Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг». Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2012 г. № 1006 29. Исполнитель предоставляет потребителю (законному представителю потребителя) по его требованию и в доступной для него форме информацию: …об используемых при предоставлении платных медицинских услуг лекарственных препаратах и медицинских изделиях, в том числе о сроках их годности (гарантийных сроках), показаниях (противопоказаниях) к применению. Цели персонифицированного учета ЛП и МИ 1. Определение фактических затрат на каждый случай оказания медицинской помощи – основной элемент управления тарифной политикой медицинской организации и отрасли в целом 2. Анализ использования (частоты применения) ЛП и МИ – механизм контроля выполнения стандартов медицинской помощи 3. Планирование закупок ЛП и МИ в случае изменения структуры пролеченных больных 4. Получение базовой информации для анализа причин побочных действий (отсутствия эффекта), нежелательных реакций при применении ЛП (в т.ч. – препаратов крови) и МИ 5. Формирование счета (счета-фактуры) на оплату медицинской помощи при оказании платных медицинских услуг 6. Основа для проведения фармакоэкономических исследований Персонифицированный учет лекарственных препаратов и медицинских изделий – проблемы «на старте»: Наименование товара при оприходовании, как правило, не соответствует его «потребительскому» наименованию Папаверин г/х, раствор для инъекций 2% - 2мл, ампулы № 10 Папаверина гидрохлорид, р-р д/ин., 2 %, амп., 2 мл, №10 Армавирская биологическая фабрика Sol.Papaverini hydrochloridi 2% - 2,0 Канюля в/в с инъек. портом Вазофикс Церто 20G 33 мм, Германия Катетер в/в (с портом) Вазофикс Сейфти, 20G, 33 мм, клипса, Малайзия Катетер венозный, 33 мм Товарная характеристика ЛП и МИ не описывает их «потребительские» и «учетные» свойства Штрих-код (при наличии) не содержит описания характеристик ЛП и МИ По штрих-коду надежно идентифицирована может быть только донорская кровь и ее компоненты Номенклатор лекарственных препаратов – структура Наименование по приходному документу АТХ - анатомическая группа АТХ – терапевтическая группа АТХ – фармакологическая группа МНН Виды учета (ПКУ, бухгалтерский, суммовой, сериальный и др.) Форма выпуска 1 Форма выпуска 2 Форма выпуска 3 Количество действующего вещества, DDD и пр. Количество действующего вещества, DDD и пр. Количество действующего вещества, DDD и пр. Единицы измерения и коэффициенты пересчета Единицы измерения и коэффициенты пересчета Единицы измерения и коэффициенты пересчета Характеристики серии Характеристики серии Характеристики серии Идентификационный номер (штрих-код) Идентификационный номер (штрих-код) Идентификационный номер (штрих-код) Номенклатор лекарственных препаратов – структура Группа по АТХ-классификации Торговое наименование на русском языке Название на латинском языке МНН Лекарственная форма Форма выпуска Серия Срок годности Минимальная единица отпуска из аптеки Количество действующего вещества Единица измерения действующего вещества Установленная суточная доза (DDD) Принадлежность к ЖНВЛС Группа бухгалтерского учета Вид учета (по сериям, суммовой учет) Принадлежность к ПКУ Единицы учета (измерения) в аптеке, в отделении, в бухгалтерии Коэффициенты пересчета (потребительская упаковка → вторичная упаковка) Принадлежность к косвенному учету («расход дня») Номенклатор позволяет детально описать ЛП для задач их дальнейшего использования, учета и аналитической отчетности. Номенклатор лекарственных препаратов – структура Группа по АТХ-классификации Поля справочника ГРЛС Торговое наименование на русском языке 1. Уникальный идентификатор (УИ) 2. Номер регистрационного удостоверения Название на латинском языке 3. Дата регистрации МНН 4. Дата окончания действия регистрационного Лекарственная форма удостоверения Форма выпуска 5. Дата аннулирования регистрационного удостоверения Серия 6. Юридическое лицо, на имя которого выдано Срок годности регистрационное удостоверение Минимальная единица отпуска 7. Страна нахождения юридического лица, на имя из аптеки которого выдано регистрационное удостоверение 8. Торговое наименование лекарственного препарата Количество действующего вещества 9. Международное непатентованное или химическое Единица измерения действующего наименование вещества 10. Формы выпуска Установленная суточная доза (DDD) 11. Сведения о стадиях производства 12. Штрих-коды потребительской упаковки Принадлежность к ЖНВЛС 13. Нормативная документация Группа бухгалтерского учета 14. Фармако-терапевтическая группа Вид учета (по сериям, суммовой учет) Принадлежность к ПКУ Единицы учета (измерения) в аптеке, в отделении, в бухгалтерии Коэффициенты пересчета (потребительская упаковка → вторичная упаковка) Принадлежность к косвенному учету («расход дня») Номенклатор позволяет детально описать ЛП для задач их дальнейшего использования, учета и аналитической отчетности. Номенклатор ЛП в системе «1С: Больничная аптека» Классификаторы медицинских изделий «Об утверждении номенклатурной классификации медицинских изделий». Приказ Министерство здравоохранения Российской Федерации от 6 июня 2012 г. № 4н ГОСТ ISO 15225-2011 «Номенклатура. Номенклатура данных по медицинским изделиям для информационного обмена». Введен в действие с 1 января 2013. Справочники реестра НСИ МЗ РФ Классификатор медицинских изделий (изделий медицинского назначения и медицинской техники) (Дата последнего изменения – 09.11.2011) Классификатор областей медицинского применения медицинских изделий (Дата последнего изменения – 10.11.2011) Классификация медицинских изделий в зависимости от потенциального риска применения (Дата последнего изменения – 10.11.2011) Перечень изделий медицинской техники в соответствии с формой заявки на приобретение медицинской техники (Дата последнего изменения – 09.12.2013) Номенклатор медицинских изделий - структура Наименование по приходному документу Группа бухгалтерского учета Группа товаров 1 Группа товаров 2 Подгруппа товаров 1 Подгруппа товаров 2 Унифицированное наименование 1 Унифицированное наименование 2 Торговое наименование + Страна + Производитель + Общая тех. характеристика Торговое наименование + Страна + Производитель + Общая тех. характеристика Номер по каталогу производителя + Размер + Техническая характеристика Номер по каталогу производителя + Размер + Техническая характеристика Серия, срок годности Серия, срок годности Идентификационный номер (штрих-код) Идентификационный номер (штрих-код) ГОСТ ISO 15225-2011 «Номенклатура. Номенклатура данных по медицинским изделиям для информационного обмена». Введен в действие с 1 января 2013 г. Номенклатор медицинских изделий - структура Группа бухгалтерского учета Группа товаров 1 Группа товаров 2 Подгруппа товаров 1 Подгруппа товаров 2 Категории изделия Унифицированное (по ГОСТ ISO 15225-2011) – наименование 1 широко используемые Торговое наименование + определения медицинских Страна + Производитель + изделий, охватывающие Общая тех. характеристика различные изделия, имеющие общую область Номер по каталогу производителя + Размер + применения Техническая характеристика (например, «ИМН», «Расходные материалы», Серия, срок годности и пр.). Идентификационный номер (штрих-код) Унифицированное наименование 2 Торговое наименование + Страна + Производитель + Общая тех. характеристика Номер по каталогу производителя + Размер + Техническая характеристика Серия, срок годности Идентификационный номер (штрих-код) ГОСТ ISO 15225-2011 «Номенклатура. Номенклатура данных по медицинским изделиям для информационного обмена». Введен в действие с 1 января 2013 г. Номенклатор медицинских изделий - структура Группа бухгалтерского учета Видовая группа изделий (по ГОСТ ISO 15225-2011) – изделия, имеющие одну и ту же или близкую область применения (например, «Протезы клапана сердца», «Сосудистые протезы», «Стенты», «Шовный материал») Группа товаров 1 Группа товаров 2 Подгруппа товаров 1 Подгруппа товаров 2 Унифицированное наименование 1 Унифицированное наименование 2 Торговое наименование + Страна + Производитель + Общая тех. характеристика Торговое наименование + Страна + Производитель + Общая тех. характеристика Номер по каталогу производителя + Размер + Техническая характеристика Номер по каталогу производителя + Размер + Техническая характеристика Серия, срок годности Серия, срок годности Идентификационный номер (штрих-код) Идентификационный номер (штрих-код) ГОСТ ISO 15225-2011 «Номенклатура. Номенклатура данных по медицинским изделиям для информационного обмена». Введен в действие с 1 января 2013 г. Номенклатор медицинских изделий - структура Группа бухгалтерского учета Группа товаров 1 Группа товаров 2 Подгруппа товаров 1 Подгруппа товаров 2 Унифицированное Унифицированное наименование 2 Подгруппы, формируемые наименование 1 на основе отличительных характеристик групп Торговое наименование + Страна + Производитель + товаров, однозначно Общая тех. характеристика определяющих их применение. Номер по каталогу Различные подгруппы производителя + Размер + одной и той же группы не Техническая характеристика могут быть Серия, срок годности взаимозаменяемыми. (например, «Стерильные» – Идентификационный номер «Нестерильные»). (штрих-код) Торговое наименование + Страна + Производитель + Общая тех. характеристика Номер по каталогу производителя + Размер + Техническая характеристика Серия, срок годности Идентификационный номер (штрих-код) ГОСТ ISO 15225-2011 «Номенклатура. Номенклатура данных по медицинским изделиям для информационного обмена». Введен в действие с 1 января 2013 г. Номенклатор медицинских изделий - структура Группа бухгалтерского учета Группа товаров 1 Группа товаров 2 Подгруппа товаров 1 Подгруппа товаров 2 Унифицированное наименование 1 Унифицированное наименование 2 Торговое наименование + Страна + Производитель + Общая тех. характеристика Торговое наименование + Страна + Производитель + Общая тех. характеристика Унифицированное наименование изделия без указания торговой Номер по каталогу производителя + Размер + марки и/или товарного Техническая характеристика знака и/или производителя. (напр.: «Канюля венозная», Серия, срок годности «Костный воск») Номер по каталогу производителя + Размер + Техническая характеристика Идентификационный номер (штрих-код) Идентификационный номер (штрих-код) Серия, срок годности ГОСТ ISO 15225-2011 «Номенклатура. Номенклатура данных по медицинским изделиям для информационного обмена». Введен в действие с 1 января 2013 г. Номенклатор медицинских изделий - структура Тип изделия (по ГОСТ ISO 15225-2011) – отдельные медицинские изделия для индивидуального пользования с указанием торговой марки (товарного знака, производителя). Группа бухгалтерского учета Группа товаров 1 Группа товаров 2 Подгруппа товаров 1 Подгруппа товаров 2 Унифицированное наименование 1 Унифицированное наименование 2 Торговое наименование + Страна + Производитель + Общая тех. характеристика Торговое наименование + Страна + Производитель + Общая тех. характеристика Номер по каталогу производителя + Размер + Техническая характеристика Номер по каталогу производителя + Размер + Техническая характеристика Серия, срок годности Серия, срок годности Идентификационный номер (штрих-код) Идентификационный номер (штрих-код) ГОСТ ISO 15225-2011 «Номенклатура. Номенклатура данных по медицинским изделиям для информационного обмена». Введен в действие с 1 января 2013 г. Номенклатор медицинских изделий - структура Модель изделия, Группа бухгалтерского учета содержащая наименование (фабричную марку, Группа товаров 1 Группа товаров 2 каталожный номер изделия, размер и пр.), Подгруппа товаров 1 Подгруппа товаров 2 применяемое производителем для идентификации изделия. Унифицированное Унифицированное наименование 2 Заполняется в случае, если наименование 1 медицинское изделие Торговое наименование + Торговое наименование + имеет модельный ряд Страна + Производитель + Страна + Производитель + Общая тех. характеристика Общая тех. характеристика Номер по каталогу производителя + Размер + Техническая характеристика Номер по каталогу производителя + Размер + Техническая характеристика Серия, срок годности Серия, срок годности Идентификационный номер 1 (штрих-код) Идентификационный номер 2 (штрих-код) ГОСТ ISO 15225-2011 «Номенклатура. Номенклатура данных по медицинским изделиям для информационного обмена». Введен в действие с 1 января 2013 г. Номенклатор медицинских изделий – пример описания МИ Клапан серд.биолог.каркасн.CarpentierEdwards Perimount.аорт.,разм.23, США Расходный материал Протез клапана сердца Шовный материал Аортальный Митральный Клапан аортальный биологический Клапан аортальный механический Carpentier-Edwards PERIMOUNT, США Medtronic 3f Enable QH12345, 23 mm QH12346, 25 mm Серия R-123, 31.12.2014 Серия R-124, 31.12.2015 2000123456789 2000123456790 ГОСТ ISO 15225-2011 «Номенклатура. Номенклатура данных по медицинским изделиям для информационного обмена». Введен в действие с 1 января 2013 г. Идентификация лекарственных препаратов название действующего вещества серия, срок годности Способ Условия применения отпуска в аптечных учреждениях Условия хранения название препарата дозировка логотип фирмы знак оригинальности фирмапроизводитель страна (город) производитель лекарственная форма № регистрационного удостоверения количество препарата в упаковке штрих-код МР 64-03-004-2004 Методические рекомендации «Графическое оформление лекарственных средств. Общие требования». Утверждены распоряжением Департамента промышленной и инновационной политики в медицинской и биотехнологической промышленности от 27 апреля 2004 г. № 15/11-9. Идентификация лекарственных препаратов GTIN (Global Trade Item Number) Код Национальной организации - члена EAN International Регистрационный номер предприятия Код продукции внутри предприятия Контрольное число «Код товара предприятие выбирает самостоятельно, выделяя при этом классификационные признаки товара по своему усмотрению…» ОСТ ГИСЛС N 91500.05.0002-2001 «Государственный информационный стандарт лекарственного средства. Основные положения». Утвержден приказом Минздрава РФ 26 марта 2001 г. № 88 Идентификация лекарственных препаратов ≠ «Код товара предприятие выбирает самостоятельно, выделяя при этом классификационные признаки товара по своему усмотрению…» ОСТ ГИСЛС N 91500.05.0002-2001 «Государственный информационный стандарт лекарственного средства. Основные положения». Утвержден приказом Минздрава РФ 26 марта 2001 г. № 88 Идентификация лекарственных препаратов "ЮНИСКАН / ГС1 РУС“ (http://www.gs1ru.org) – добровольная некоммерческая неправительственная организация, действующая на территории Российской Федерации. Состоит из предприятий-членов, использующих единый стандарт товарной нумерации и штрихового кодирования. Стандарт создается и поддерживается крупнейшей планетарной некоммерческой организацией GS1, ведающей вопросами стандартизации учёта и штрихового кодирования логистических единиц. Идентификация лекарственных препаратов ГРЛС: одинаковый штрих-код, но разная дозировка. GTIN в России на сегодняшний день не позволяет эффективно идентифицировать лекарственный препарат на уровне вида товара. «Внедрение в России в качестве метода уникальной идентификации лекарственных препаратов Data Matrix кодов» «Мировой опыт создания систем автоматической идентификации и прослеживаемости лекарственных средств» Кирилл Максимович Старостин, менеджер по развитию бизнеса НП «Лингвафарм» Международная конференция «Модернизация информационных процессов в здравоохранении (включая сферу обращения лекарственных средств и медицинских изделий)» 11-12 декабря 2013 г., Москва Штрих-кодовая маркировка медицинских изделий может быть выполнена различными способами Маркировка с использованием штрих-кода отечественных медицинских изделий не предусмотрена: «Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю)» (Утверждены Решением Комиссии таможенного союза от 28 мая 2010 г. № 299). Глава II. Раздел 18. Часть 5 «Требования к потребительской маркировке изделий медицинского назначения и медицинской техники и информированию пользователя». «…маркировка и упаковка относятся к исключительной компетенции и ответственности производителя товара.» Письмо Департамента государственного контроля лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники МЗ РФ от 24 февраля 2004 г. № 293-22/34 Идентификация медицинских изделий Маркировка в стандарте HIBCC (Health Industry Business Communications Council – Координационный совет производителей медицинских изделий) Первичный штрих-код контрольное число идентификатор уровня упаковки (0 – первичная, и т.д.) номер изделия по каталогу предприятия-изготовителя код производителя (код предприятия, сформировавшего этикетку) Универсальный номер товара Вторичный штрих-код контрольное число контрольное число первичного штрих-кода номер серии срок годности количество идентификатор количества/срока годности/лота или номера серии The health industry supplier labeling standard: for patient safety and unique device identification (HIBC / SLS / UDI) ANSI/HIBC 2.4 – 2013 http://www.hibcc.org/publication/view/supplier-labeling-standard/ Идентификация медицинских изделий GS1 QR Code GS1 DataMatrix Маркировка в стандарте GS1. Элементы кода: Индикатор: Крайняя левая цифра является указывает GS1 DataBar на то, что код является глобальным идентификатором товара (GTIN) по стандарту GS1. Вторая цифра идентификатор уровня упаковки (0 – первичная, и т.д.) Код производителя: Глобальный уникальный номер, присвоенный компании ассоциацией GS1. GS1 128 Ссылочный номер товара: часть GTIN, предназначенная для идентификации товарной продукции по каталогу производителя. Контрольное число Идентификация медицинских изделий по GTIN для задач персонифицированного учета ничего не дает… Идентификация донорской крови и ее компонентов 7241212123456020 Контрольное число Уникальный номер данной единицы продукции в рамках данной донации Уникальный номер донации Две последние цифры года, в котором была проведена донация Код организации, проводившей донацию Код объекта республиканского подчинения Признак, используемый для соответствия требованиям ГОСТ 30743 Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52938-2008 «Кровь донорская и ее компоненты. Контейнеры с консервированной кровью или ее компонентами. Маркировка». Дата введения - 01.03.2009 Идентификация донорской крови и ее компонентов Идентификация лекарственных препаратов и медицинских изделий Решение проблемы: собственный идентификатор (штрих-код), ассоциированный с детальным описанием ЛП или МИ, ориентированным на задачи медицинской организации Спасение утопающих – дело рук самих утопающих! Число оприходованных и промаркированных ЛП и МИ в ФГБУ «ФЦССХ» за 2011 – 2013 годы 1 2 3 1 – число вторичных упаковок ЛП; 2 – число единиц МИ; 3 – число пакетов Х 100 Цена одной этикетки – 3,3 коп. Персонифицированный учет ЛП и МИ. Аптека. Оприходование ЛП и МИ в ИС «1С: Аптека медицинского учреждения» Регистрация поступающего товара в строгом соответствии с товарной накладной Соотнесение зарегистрированного товара с соответствующей ему позицией номенклатора Печать этикетки со штрих-кодом и наклеивание ее на вторичную упаковку ЛП и МИ Автоматический экспорт данных об оприходованных ЛП и МИ в ИС «1С:Бухгалтерия бюджетного учреждения» Работа с заявками отделений, формируемыми в ИС «1С» Передача ЛП и МИ со склада аптеки на склад отделения согласно заявок с автоматическим экспортом данных в МИС Персонифицированный учет ЛП и МИ. Отделение. Информационный обмен МИС и ИС аптеки Получение и возврат ЛП и МИ Отпуск на посты Расход Расход на пациентов «Расход дня» Анализ Остатки Отчеты Срок годности Настройки Товары, подлежащие предметно-количественному учету «Общепостовые» ЛП и МИ Единицы измерения, и пр. Исключенные (не учитываемые) позиции Группы учитываемых ЛП и МИ А. ЛП и МИ «прямого» учета, когда при оказании медицинской помощи учитывается каждая единица израсходованного ЛП и (или) МИ ЛП, использованные в ходе плановой и экстренной лекарственной терапии; Донорская кровь и ее компоненты, препараты из донорской крови, кровезамещающие растворы; Имплантируемые МИ (стенты, протезы, кардиостимуляторы и пр.); Интродьюсеры, катетеры, проводники однократного использования; Дорогостоящие МИ, используемые в трансфузионно-инфузионной терапии (оксигенаторы, устройства и приспособления однократного применения, в т.ч. для соединения полимерных магистралей) Б. «Косвенно» учитываемые ЛП и МИ Шприцы и системы переливания крови; Растворы Шовный материал Дезинфекционные средства Стерильные и нестерильные медицинские изделия однократного использования (салфетки, перчатки, халаты, простыни, подгузники и пр.) Учет расходуемых МИ и препаратов крови в ходе операции «прямой учет» МИ в операционной ведется в режиме «on-line» Учет расходуемых ЛП и МИ в отделении Полученные старшей медсестрой отделения ЛП и МИ передаются на сестринские посты Учет расходуемых ЛП и МИ в отделении Учет расходуемых ЛП и МИ в отделении По каждой позиции в любой момент времени могут быть проконтролированы остатки Учет расходуемых ЛП и МИ в отделении Учет расходуемых ЛП и МИ в отделении Режим «Расход дня» ориентирован на «косвенно» учитываемые ЛП и МИ Учет донорской крови и ее компонентов По каждому случаю гемотрансфузии заполняется протокол Учет донорской крови и ее компонентов По каждому гемокомпоненту накапливается детальная информация Учет донорской крови и ее компонентов По каждому гемокомпоненту накапливается детальная информация Результаты персонифицированного учета ЛП и МИ: Журнал регистрации переливания трансфузионных сред автоматическое формирование всех необходимых учетноотчетных форм по Приказу МЗ СССР от 10.04.1980 № 1030 Результаты персонифицированного учета ЛП и МИ: Карта клинико-экономического учета содержит перечень всех ЛП и МИ, израсходованных на лечение пациента Результаты персонифицированного учета ЛП и МИ: Карта контроля списания содержит список всех ЛП и МИ, списанных на пациентов в заданный период времени Результаты персонифицированного учета ЛП и МИ: Карта контроля сроков годности содержит список всех ЛП и МИ с заданным минимальным сроком годности на текущую дату Результаты персонифицированного учета ЛП и МИ: Информационная поддержка клинического фармаколога Возможность проведения фармакоэкономического анализа на основе как приобретенных, так и израсходованных ЛП Заключение Персонифицированный учет ЛП и МИ является важным элементом учета и планирования расходов медицинских организаций и отрасли в целом на оказание медицинской помощи. Необходимо расширить Государственный реестр медицинских изделий и организаций, осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий Росздравнадзора в части увеличения характеристик МИ Для персонифицированного учета ЛП и МИ необходимо иметь их детальное описание Необходим единый федеральный информационный ресурс, позволяющий получать информацию о ЛП и МИ по их уникальному идентификатору (штрих-коду) или На потребительской (вторичной) упаковке ЛП и МИ должен иметься штрих-код с бо́льшим количеством информации (PDF 417, Data Matrix) Для решения задачи персонифицированного учета на уровне отрасли наличие уникального идентификатора ЛП и МИ является необходимым условием Спасибо! Ваши вопросы? Сергей Дмитриевич Гусев, начальник информационного отдела ФГБУ «Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии» (г.Красноярск) [email protected]

В настоящее время персонифицированный учет лекарственных средств позволяет повысить безопасность фармакотерапии и оптимизировать трудозатраты медицинского персонала. Как выстроить систему в аптеке ЛПУ?

Особенность этой системы состоит в том, что лекарственные препараты отпускаются персонально каждому стационарному больному непосредственно из аптеки ЛПУ минуя «кладовки» старших медицинских сестер отделений, по короткой цепочке «аптека – сестринский пост».

Больше статей в журнале

Преимущества системы персонифицированного учета лекарственных средств

  • освобождение старших медицинских сестер от обязанности получения, хранения и выдачи лекарственных препаратов. Сосредоточение всего запаса лекарственных препаратов в аптеке ЛПУ;
  • передача врачебных назначений из отделений стационара напрямую в больничную аптеку через АСУ медицинской организации;
  • комплектация специалистами аптеки суточного набора лекарственных препаратов для каждого больного и доставка их в отделения;
  • персонифицированный учет отпуска лекарственных препаратов в процессе формирования заказа в аптеке;
  • изготовление инфузионных смесей в асептическом боксе аптеки.

Но главными преимуществами системы единичных доз являются:

  • экономия до 30% ассигнований медицинской организации на лекарственные средства за счет концентрации запаса препаратов в аптеке ЛПУ. Интересно, что эти американские данные полностью соответствуют данным ИОКБ, полученным в результате внедрения системы персонифицированного внутрибольничного распределения лекарственных средств;
  • возможность дополнительного фармацевтического контроля назначений лекарственных препаратов врачами ЛПУ и их своевременной корректировки;
  • повышение безопасности фармакотерапии в результате возложения ответственности за качество получаемых больными препаратов на персонал аптеки;
  • освобождение среднего медицинского персонала для выполнения своих непосредственных функций.

Как внедрять систему персонифицированного учета лекарственных средств

Схема персонифицированного внутрибольничного распределения лекарственных препаратов

Выполнение этой работы требует определенного технического оснащения больничных аптек, приобретение которого в настоящее время, в условиях модернизации, вполне по силам крупным стационарам.

Во-первых, больничная аптека должна иметь современное компьютерное оборудование и программное обеспечение , встроенное в АСУ ЛПУ и позволяющее в режиме онлайн получать врачебные назначения, формировать требования-накладные на лекарственные препараты, вести учет отпускаемых препаратов, передавать учетно-отчетные документы в бухгалтерию ЛПУ, а также обеспечивать аптеку необходимой профессиональной информацией.

Во-вторых, лекарственные препараты должны отпускаться из аптеки в определенной упаковке . Это может быть пластиковая баночка, в которой будет находиться суточная доза лекарственного препарата, например 2 таблетки диклофенака на 2 приема в сутки. В США выпускается большое количество разнообразного оборудования для упаковки отдельных доз лекарственных препаратов. Может быть упаковка в блистеры, контурные ячейки и др. На упаковку препаратов, с применением самоклеющейся ленты, наносятся название препарата, предупредительные надписи и другая необходимая информация. В случае отпуска разовыми дозами в ЛПУ целесообразно закупать лекарственные препараты ангро (общей массой), например, в упаковке по 1000 таблеток и т. п., что создает для ЛПУ дополнительную экономию.

В-третьих, ЛПУ необходимо оснастить средствами доставки индивидуальных комплектов лекарственных препаратов на сестринские посты в отделения. В крупных ЛПУ США доставка лекарственных средств в отделения осуществляется пневмопочтой или в каталках с боксами по числу коек в отделении. Каталки обычно используются обменные, т. е. в одной каталке препараты доставляются в отделение на текущий день и непосредственно в ней оставляются на сутки, а освободившаяся с предыдущего дня каталка возвращается в аптеку.

В-четвертых, если переносить изготовление инфузионных смесей из процедурных кабинетов в аптеку, необходимо закупить установку с ламинарным потоком стерильного воздуха для введения лекарственных препаратов во флаконы или пакеты со стерильными растворами растворителей или разбавителей (изотонического раствора хлорида натрия, глюкозы и т. д.) в асептических условиях. Подготовка инфузионных смесей в аптеке вместо процедурных кабинетов повышает качество приготовленных смесей, позволяет исключить ошибки, допускаемые средним медицинским персоналом в отделениях, обеспечить строгое соблюдение правил изготовления и хранения инфузионных смесей.

Затраты на оснащение крупных ЛПУ необходимым оборудованием окупаются за счет экономии затрат на лекарственные препараты, расходы на которые составляют десятки миллионов рублей ежемесячно.

Проблемы внедрения персонифицированного учета в аптеке ЛПУ

Проблемой, возникающей при внедрении персонифицированного внутрибольничного распределения лекарственных средств, является, с одной стороны, непонимание получаемых преимуществ руководством ЛПУ, а с другой стороны – отчаянное сопротивление старших медицинских сестер, а иногда и заведующих отделениями, которые лишаются зачастую весьма существенных запасов лекарственных препаратов в отделениях.

Описывая трудности внедрения рассматриваемой системы, американские специалисты отмечают, что для достижения успеха необходима прежде всего воля руководителя. Так, инициатором внедрения системы персонифицированного внутрибольничного распределения лекарственных средств в 1991 г. в ИОКБ и еще трех ЛПУ был председатель комитета здравоохранения администрации Иркутской области. Описываемая система работает в этих медицинских организациях по настоящее время.

И наконец, чрезвычайно сложной проблемой является подбор и подготовка специалистов для аптеки ЛПУ , готовых работать в новых условиях, понимающих роль аптеки в организации рациональной и безопасной фармакотерапии в стационарах.

Описываемая система внутрибольничного распределения лекарственных средств требует нормативного подкрепления, поскольку возникают два нюанса: первый заключается в том, что имеет место вскрытие первичной упаковки, которое согласно приказу Минздравсоцразвития России от 14.12.2005 № 785 «О порядке отпуска лекарственных средств» запрещено. Однако п. 2.5 того же приказа гласит: «Лекарственные средства отпускаются аптечными учреждениями (организациями) в количестве, указанном в рецепте » (выделено ред.) . Причем в приказе речь идет об отпуске лекарственных средств амбулаторным больным, т. е. можно считать, что к стационарам это не относится. К тому же во всех стационарах России де-факто нарушение первичной упаковки лекарственных препаратов всегда производилось и производится средним медицинским персоналом, когда лекарственные препараты раскладываются по баночкам, стаканчикам или пакетикам «на утро», «на обед», «на вечер». Работа выполняется вручную, ответственные за нее, как правило, не определены, и вероятность ошибок очень высока.

Таким образом, повышение медицинской и экономической эффективности фармакотерапии в медицинских организациях стационарного типа является исключительно актуальной задачей, которая может быть решена путем внедрения современных технологий, реализуемых в аптеках медицинских организаций.

Для справки: Система единичных доз внедрялась в США с 1960-х гг., ее преимущества далеко не сразу были по достоинству оценены в госпиталях, однако через 20 лет она стала единственным способом внутрибольничного распределения лекарственных средств, принятым не только в США, но и во многих странах мира.

Приложение

_________________________________

(наименование организации)

УТВЕРЖДАЮ

Главный врач _______ ______________

(подпись) (Ф.И.О.)

«____»___________________ 20____ г.

Должностная инструкция провизора по лекарственному обеспечению отделений

1. Должность провизора по лекарственному обеспечению отделений замещается лицом с высшим фармацевтическим образованием.

2. В своей работе провизор по лекарственному обеспечению отделений руководствуется действующими нормативными актами.

3. Провизор по лекарственному обеспечению отделений подчиняется непосредственно заведующему аптекой или его заместителю.

Провизор по лекарственному обеспечению отделений обязан:

1) ежедневно обрабатывать листы назначения пациентов обслуживаемых отделений для определения суточной потребности каждого больного в лекарственных препаратах (ЛП);

2) проводить текущий контроль врачебных назначений на физическую и химическую совместимость ЛП, соответствие прописанных доз возрасту больного;

3) при необходимости консультироваться с заведующими отделениями и клиническими фармакологами по вопросам рациональной фармакотерапии;

4) ежедневно осуществлять персонифицированный отпуск ЛП стационарным больным в размере суточной потребности с точностью до разовой дозы;

5) осуществлять автоматизированный персонифицированный учет использования ЛП;

6) осуществлять правильное оформление отпускаемых из аптеки ЛП;

7) вести информационную работу об особенностях назначения и применения ЛП с врачами

и средним медицинским персоналом;

8) соблюдать правила хранения ЛП и медицинских изделий в строгом соответствии с их физико-химическими свойствами и требованиями действующих нормативных документов;

9) контролировать порядок хранения ЛП в отделениях стационара;

10) вести регистрацию ЛП, отсутствующих в аптеке;

11) принимать участие в приемке ЛП, поступающих в аптеку;

12) принимать участие в составлении заявок на ЛП;

13) участвовать в проведении инвентаризации товарно-материальных ценностей в аптеке;

14) контролировать соблюдение санитарного режима в помещениях аптеки;

15) соблюдать правила внутреннего трудового распорядка.

Провизор по лекарственному обеспечению отделений несет ответственность за соблюдение правил отпуска ЛП и медицинских изделий в отделения стационара и оформление соответствующей документации.

Провизор по лекарственному обеспечению отделений имеет право:

а) консультировать стационарных больных по вопросам применения ЛП, взаимодействия с пищей, хранения ЛП в домашних условиях;

б) вносить руководству аптеки предложения по улучшению организации работы;

Персонифицированный учет в медицинских учреждениях часто вызывает вопросы у бухгалтеров. В статье представлен опыт организации персонифицированного учета медикаментов и медицинских изделий в ФГБУ «Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования» Минздрава России (г. Чебоксары) на основе медицинской информационной системы.

Организация персонифицированного учета медикаментов и медицинских изделий в медучреждении является актуальной задачей, влияющей не только на оптимизацию расходов, но и на уровень качества лечения. Рациональное решение данной задачи возможно только с применением современных медицинских информационных систем (далее — МИС), обеспечивающих хранение всей информации о пациентах, их лечении и обследованиях, оперативный контроль всех назначений медикаментозного и немедикаментозного лечения, что дает широкие возможности для анализа не только совокупных и персонифицированных затрат на медикаменты, но и затрат на лечение по нозологиям (учение о болезнях), по источникам финансирования, для фармакоэкономического анализа и т. д.

ФГБУ «Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования» Минздрава России (г. Чебоксары) является учреждением, оказывающим специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь травматолого-ортопедического и нейрохирургического профилей. Для обеспечения лечебного процесса денежные средства поступают из различных источников: субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания за счет средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования — за оказанную высокотехнологичную медицинскую помощь; средства ОМС — за оказанную специализированную помощь лицам, имеющим полис ОМС; средства от внебюджетной деятельности (средства предприятий и граждан за оказанные платные услуги, Фонда социального страхования, средства добровольного медицинского страхования (ДМС)).

Порядок учета

Учет медикаментов и медицинских изделий в бухгалтерском учете осуществляется в суммовом выражении, а предметно-количественный учет — в МИС. При этом соблюдаются условия отражения полной информации об указанных медикаментах (наименование, количество, стоимость и т. д.) в подразделениях, ответственных за их сохранность (использование), и аптеке учреждения (рис. 1).

Вся система учета движения (поступление, перемещение, расходование, списание) медикаментов и медицинских изделий осуществляется по видам финансового обеспечения (рис. 2).

Медикаменты и медицинские изделия приходуются в аптеку учреждения на основании товарной накладной по фактической стоимости приобретения. Дальнейшее перемещение из аптеки в структурные подразделения осуществляется на основании требований-накладных.

С целью рационального и объективного расходования медикаментов в структурных подразделениях организованы мини-склады процедурных, перевязочных, постовых, операционных, наркозных и т. д.

Организация персонифицированного учета в МИС основана на определенном регламенте работы медперсонала учреждения с системой.

При исполнении назначения лекарственного препарата постовой медицинской сестрой в стационарном отделении расходуется конкретный препарат, который есть в наличии; при проведении операции расходуются конкретные компоненты эндопротеза или металлоконструкции, при перевязке — расходные материалы, и так на каждом этапе оказания медицинской помощи.

В процедурных кабинетах имеются портативные компьютеры (планшеты), подключенные к МИС посредством беспроводной сети Wi-Fi, что позволяет вести учет медикаментов, растворов и медицинских изделий в режиме реального времени. После установки в МИС отметки об исполнении лекарственного назначения происходит автоматическая регистрация прямого количественного расхода лекарства на пациента в системе складского учета по движению медикаментов с расчетом соответствующей себестоимости израсходованных препаратов.

На каждом этапе оказания медицинской помощи (отделение анестезиологии и реанимации, операционный блок, стационарное отделение) на каждого пациента старшей медицинской сестрой в МИС формируются талон с перечнем израсходованного товара и персонифицированные расходные накладные (ПРН) (рис. 3).

Опыт работы показывает, что при учете медикаментов на складах по видам финансового обеспечения не обходится без внутреннего заимствования.

Записи в регистры бухгалтерского учета осуществляются по мере совершения операций внутреннего заимствования медикаментов и медицинских изделий с применением счета 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами» в соответствии с Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н.

Таким образом, руководители структурных подразделений и лечащие врачи отслеживают прямые расходы на лечение конкретного пациента (персонифицированный учет материальных затрат).

В результате персонифицированного учета формируются расходы отделения на каждую нозологическую группу пациентов, что позволяет проследить не только расходы на медикаменты и металлоконструкции, но и вести клинико-экономические стандарты по каждой группе пациентов.

Преимущества

В целом эта информация позволяет каждому отделению видеть свои материальные расходы на лечение пациентов и соответственно оперативно контролировать и планировать в дальнейшем свою работу с учетом установленных нормативов финансовых затрат на конкретный вид высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП). На основе постоянного проводимого в подразделении внутрихозяйственного расчета лечащие врачи сами регулируют вопросы по выбору имплантатов в зависимости от патологии, состояния костной ткани, возраста и т. д.

Ежемесячно в МИС старшими медицинскими сестрами формируются товарные отчеты о расходовании лекарственных препаратов по видам финансового обеспечения и представляются в бухгалтерию.

В МИС имеются функциональные возможности автоматического всестороннего ведения предметно-количественного учета и контроля движения медикаментов, расходных материалов и металлоконструкций на всех уровнях (аптека, склад старших медицинских сестер, склад постовых, процедурных и перевязочных), что позволяет детализировать расход каждого материала, составляющего переменную часть расходов, в отдельности, до конкретного пациента.

С помощью данного функционала МИС каждое структурное подразделение центра ведет внутрихозяйственный расчет и внутренний финансовый контроль своей деятельности, что обеспечивает плановое ведение хозяйства, эффективное распоряжение средствами с максимальной пользой для пациента.

Данная система стимулирует моральную и материальную ответственность подразделений за выполнение установленных плановых объемов оказания медицинской помощи в сочетании с заинтересованностью в эффективном использовании ресурсов и соблюдении установленных тарифов.

Для проведения анализа в МИС выбираются объекты — лекарственные средства, медицинские изделия, медицинские услуги. Для каждой выбранной позиции запросы по расходам на лечение могут быть сформированы как для конкретного пациента, так и для группы пациентов в различных разрезах (по способу оплаты, по диагнозу, по виду ВМП, по отделению и т. д.) за произвольно выбранный период.

Анализ проводится и на уровне каждого структурного подразделения, и на уровне администрации, что позволяет быстро и наглядно изучить распределение затрат, выявить наиболее затратные технологии.

Интеграция данных в единую базу делает сведения различных подразделений доступными для совместного рассмотрения. Специалисты планово-экономического отдела мониторируют и анализируют расходы на лечение пациентов в различных разрезах: в целом по центру, по каждому отделению, по способу оплаты, по виду ВМП, виду операции и т. д. Также формируются запросы по отдельным составляющим: медикаменты, металлоконструкции, расходные материалы.

Функция автоматического списания медикаментов после выполнения назначения пациенту автоматизировала процедуру проведения комплексной клинической и экономической оценки (мониторинг) использования лекарственных средств и медицинских услуг: анализ издержек, наведение порядка в назначениях врачей, обоснование разработки формуляра, экономия средств при оптимизации расходования, расчет тарифов на медицинские услуги.

По формируемым запросам возможно проведение различных видов анализа: анализ закупок различных лекарственных средств; анализ лекарств, применяемых при определенной патологии; анализ закупок и применения лекарственных средств определенных групп; анализ использования определенных препаратов внутри одной фармакотерапевтической группы.

Организация персонифицированного учета медикаментов и медицинских изделий с помощью МИС способствует рациональному и эффективному использованию финансовых средств учреждения, оптимизации закупок медикаментов и медицинских изделий.

Таким образом, в ФГБУ «Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования» Минздрава России (г. Чебоксары) реализован полностью автоматический учет медикаментов и медицинских изделий по различным источникам оплаты с использованием МИС. Организация комплексного персонифицированного учета медикаментов и медицинских изделий, базирующегося на внедрении в медицинской организации МИС, имеет ряд преимуществ перед традиционными способами учета.