Меню
Бесплатно
Главная  /  Виды пигментных пятен  /  «русская правда» - древнерусский свод законов. Создание «Русской Правды Первый русский письменный свод законов

«русская правда» - древнерусский свод законов. Создание «Русской Правды Первый русский письменный свод законов

Билет №21

Русь в XI-XII веках. Ярослав Мудрый, «Русская Правда»-первый сборник законов на Руси. Общество Руси по «Русской Правде». Деятельность Владимира Мономаха, внутренняя и внешняя политика.

Киевская Русь при Ярославе Мудром, его государственная и военная деятельность

1. Великий киевский князь Ярослав (1019-1054), прозванный Мудрым, в отличие от отца, Владимира Святого, не был героем былин и сказаний. Но летопись говорит о нем как о великом государственном деятеле, человеке умном и образованном, смелом воине, законодателе, градостроителе, хитром дипломате. Приходу Ярослава к власти предшествовала острая борьба, которую он вел с братом Святополком.

2. Правление Ярослава Мудрого - время расцвета Руси. На западном берегу Чудского озера был основан город Юрьев, киевляне ходили в Литву. Был заключен выгодный договор с Польшей, Русь оказала ей помощь в войне с Чехией. Дружескими стали отношения Руси со Швецией (Ярослав женился на дочери шведского короля). В 1036 г. под Киевом печенеги потерпели жестокое поражение и больше уже не ходили на Русь. Но печенегов сменили новые кочевники - половцы. В 1046 г. Русь заключила мирный договор с Византией, были заключены династические браки: дочери Ярослава были отданы замуж за французского, венгерского и норвежского королей. Русь поистине стала европейской державой, с ней считались Германия, Византия, Швеция, Польша и др. государства.

3. При Ярославе значительную роль в обществе стала играть церковь. В Киеве был воздвигнут величественный собор Святой Софии, который олицетворял мощь Руси. В середине 50-х годов XI в. под Киевом возник Печерский монастырь. По указанию Ярослава в 1039 г. на общем собрании русских епископов священник Илларион, вопреки Константинопольскому патриарху, был избран митрополитом Руси. Таким образом, русская церковь освобождалась от влияния Византии. В Киеве к концу правления Ярослава было построено уже около 400 храмов.

Русская Правда» - первый письменный свод законов Древней Руси

1. Сложившаяся структура древнерусского общества нашла свое отражение в старейшем своде законов - «Русской Правде». Этот документ создавался на протяжении XI-XII вв. и получил свое название в 1072 г. Начало ему положил Ярослав Мудрый, который в 1016 г. создал свод законов о порядках в Новгороде («Правда Ярослава»). А в 1072 г. трое братьев Ярославичей (Изяслав, Святослав и Всеволод) дополнили свод новыми законами. Он назвался «Правдой Ярославичей» и стал второй частью «Русской Правды». В дальнейшем кодекс неоднократно пополнялся княжескими уставами и церковными установлениями.

2. В «Правде Ярослава» закон еще допускал кровную месть за убийство человека, но мстить могли только близкие родственники (брат, отец, сын). А в «Правде Ярославичей» месть была вообще запрещена и заменена штрафом - вирой. Вира шла князю. Закон защищал администрацию, имущество и рабочее население княжеских вотчин.

3. В Законе уже были видны черты социального неравенства, он отражал начавшийся процесс сословного деления. Полагался штраф за укрывательство чужих слуг (челяди), свободный человек за обиду мог убить холопа. За убийство княжеского огнищанина (управителя) полагался штраф в 80 гривен, старосты - 12 гривен, а смерда или холопа - 5 гривен. Были также установлены штрафы за кражу скота, птицы, запашку чужой земли, нарушение межей. Власть великого князя переходила по старшинству - старший в роду становился великим князем.

4. «Русская Правда» регулировала отношения между людьми в обществе с помощью законов, что приводило в порядок государственную и общественную жизнь.

Привилегированное положение среди зависимых людей имели княжеские кормильцы, а также княжеские сельские и ратайные старосты (ратать - пахать, пахотный староста)

Низшее положение занимали смерды, холопы, рядовичи и закупы. За убийство смерда, холопа и рядовича взимался штраф в 5 гривен (ст. 25, 26 Краткой Правды).

Смерд - крестьянин, в этом контексте зависимый крестьянин. Если после его смерти у него не оставалось незамужних дочерей, имущество смерда наследовал князь.

Холопство могло быть обельным (полным) или закупным. Обель - пожизненный раб. Женский род - роба.

Закуп - человек, взявший купу - долг, и ставший долговым рабом до тех пор, пока не отдаст или не отработает долг.

Рядович - лицо, поступившее на службу и ставшее зависимым по "ряду", то есть договору.

Челядь- домашняя прислуга

Закон не может быть законом, если за ним нет силь­ного.

Махатма Ганди

Киевская Русь до крещения страны князем Владимиром была языческой страной. Как и в любой языческой стране, законы, по которым жило государство, брались из обычаев страны. Такие обычаи никем не записывались и передавались от поколения к поколению. После крещения Руси создались предпосылки для письменной записи законов государства. Долгое время таких законов никто не создавал, поскольку положение страны было крайне тяжелым. Князьям приходилось постоянно воевать с внешними и внутренними врагами.

При правлении князя Ярослава в стране наступил долгожданный мир и появился первый письменный свод законов, который носил название «правда Ярослава» или «Русская правда Ярослава Мудрого». В этом законодательном сборнике Ярослав постарался предельно четко структурировать те законы и обычаи, которые были в тот момент в Киевской Руси. Всего правда Ярослава состояла из 35 (тридцати пяти) глав, в которых выделялось гражданское и уголовное право.


Первая глава несла в себе меры по борьбе с убийствами, которые были настоящей бедой того времени. В новом законе говорило, что любая смерть карается кровной враждой. Родственники убитого имеют права самостоятельно убить убийцу. Если же отомстить убийце не кому, то с него взимался штраф в пользу государства, который назывался вирой . Русская правда Ярослава Мудрого содержала полный список вир, которую убийца должен был передать в казну государства, в зависимости от рода и сословия убитого. Так, за смерть боярина необходимо было заплатить тиуну (двойную виру), которая равнялась 80 гривнам. За убийство воина, земледельца, торговца или придворного требовали виру, 40 гривен. Жизнь рабов (холопов), которые не имели никаких гражданских прав, оценивалась куда дешевле, в 6 гривен. Такими штрафами пытались сохранить жизни подданным Киевской Руси, которых было не так и много из-за войн. Следует отметить, что в те времена деньги для людей были большой редкостью и описанные виры были в состоянии заплатить единицы. Поэтому даже такой просто меры оказалось достаточно для того, чтобы прекратить волну убийств в стране.

Законы, который давала людям Русская правда Ярослава Мудрого были суровыми, но только так можно было навести в стране порядок. Что касается убийств, совершенных в соре или в состоянии опьянения, и убийца скрывался – со всех жителей деревни взималась вира. Если убийца был задержан, то половину виры платили жители деревни, а вторую половину сам убийца. Эта мера была крайне необходима для того, чтобы люди не допускали убийств в ходе ссоры, чтобы каждый проходящий мимо чувствовал на себе ответственность за действия других.

Особые условия закона


Русская правда Ярослава Мудрого определяла и возможность изменения статуса человека, т.е. как холоп мог стать свободным. Для этого ему требовалось уплатить своему хозяину сумму, равную не полученному последним доходу, то есть тому доходу, который барин могу получить от работы своего холопа.

В целом первый письменный свод законов регулировал практически все сферы жизни того времени. Так, в нем подробным образом описывалось: ответственность рабов за сохранность имущества своих господ; долговые обязательства; порядок и очередность наследования имущества и прочее. Судьей практически во всех делах был сам князь, а местом суда была княжеская площадь. Доказать невиновность было достаточно трудно, поскольку для этого применялся специальный обряд, в ходе которого обвиняемый брал в руку раскаленный кусок железа. После руку ему забинтовывали и через три дня прилюдно снимали бинты. Если ожогов не было – невиновность доказана.

Русская правда Ярослава Мудрого - это первый письменный свод законов, который упорядочил жизнь Киевской Руси. После смерти Ярослава его потомки дополняли этот документ новыми статьями, тем самым образовав Правду Ярославичей. Сей документ регулировал отношения внутри государства довольно долго, вплоть до периода раздробленности Руси.

После Владимира Красное Солнышко в результате междоусобиц и борьбы за престол к власти пришёл один из его сыновей Ярослав, который стал для справедливым и умным правителем Ярославом Мудрым. Его управление страной и деятельность описываются в летописях разных государств. За время правления были заключены выгодные дружеские отношения со многими странами. С Русью считались все европейские державы. Князь начал создание первого сборника законов «Русская правда», который является отправной точкой для законодательной власти на Руси.

Предпосылки возникновения

Вместе с в народе устанавливались нормы и обычаи, то есть определённые правила поведения в общине, а также принуждение или наказание, как следствие неповиновения этим нормам. В результате крещения Руси, близких отношений с Византией и прочими государствами стали появляться противоречия между религией и устоявшимися народными обычаями, что привело к преобразованию норм в писанные законы. На съезде русских епископов в 1039 году по велению Ярослава Мудрого был избран митрополит Руси без согласия с Константинопольским патриархом, это стало важным посылом на пути к освобождению от влияния Константинополя Русской православной церкви. Так же причинами для составления письменных и упорядоченных законов стали расслоение общества, потому что в процессе перехода от родовой к соседской общине появилось такое понятие как частная собственность, потребность закрепить власть над сословиями и регулировать отношения внутри государства силой княжеского законодательства.

Основные тезисы «Русской Правды»

«Русская правда» содержит в себе две части, законы которых относятся к разным периодам времени. Первая часть — «Древнейшая правда» — составлена самим князем Ярославом, вторая — «Правда Ярославичей» — тремя братьями, его сыновьями.

Сам сборник «Русская правда» имеет казуальную систему строения, это когда законодатель пытается предусмотреть и описать возможные жизненные ситуации. В сборнике всегда приводились указания на принадлежность человека к какому-либо общественному положению. Население по закону было разделено на такие социальные категории:

Дружина;

Духовенство;

Сельчане и горожане (купцы, ремесленники, закупы)

Князь же занимал особое место, самое высокое положение.

Большая часть законов предусматривала защиту частной собственности, порядок наследования, по обязательствам и договорам. Договора в «Русской правде» разделялись на виды:

Купля-продажа;

Займы (бытовой заём и заём с закладом);

Хранение поклажи (считается безвозмездной услугой);

Личный наём (наём слуг).

В сборнике «Русская правда» за договора и обязательства накладывается ответственность, и в случае нарушения налагаются вира (штраф) и возмещение убытка. Например, укравший коня обязуется возвратить его и уплатить 3 гривны виры.

К тяжёлым преступлениям относят причинение телесного повреждения, оскорбление действием (удар тупым предметом, ладонью, ножнами, то есть оскорбление ударом, но не повредив человека), убийство. В таких ситуациях преступник обязуется уплатить виру и пострадавшему, и в княжескую казну. Были определены два возможных умысла: прямой (нападение, разбойничество) или косвенный (например, в драке или при самообороне). Наивысшая степень наказания – выдворение из общины как самого преступника, так и членов семьи, изъятие движимого имущества, порабощение. «Русская правда» не признавала смертную казнь. Тем не менее, иногда смертная казнь применялась. К таким жёстким мерам прибегали в наказание за противогосударственные дела (шайки разбойников, восстания). Но Ярослав Мудрый всеми силами пытается устранить смертную казнь, которая является следствием кровной мести на Руси. Здесь своё влияние оказала и православная церковь, выступавшая за отмену казни. В те времена суду на Руси были свойственны:

Состязательность сторон;

Относительное равенство сторон;

Активное участие при разбирательстве дела.

Началом для проведения судебного разбирательства служили жалоба истца или поимка правонарушителя во время преступления. Суд по законам «Русской правды» осуществлялся в три этапа:

Заклич (публичное сообщение о преступлении);

Свод (трёхдневный срок, в который ведут опрос свидетелей и поиск доказательств);

Гонение следа или поиск преступника (в том случае, если он не был обнаружен ранее).

Церковные законы

Кроме «Русской правды» многие сферы жизни Руси были подвластны церковным законам. Именно при правлении Ярослава Мудрого стали чётко определены права церкви, которые регулировали три пункта:

Семейно-брачные отношения;

Преступления против церкви, отступничество от веры;

Нарушения, совершённые служителями церкви.

В церковном суде на провинившегося накладывалась епитимья (длительные молитвы, земные поклоны или пост).

Значение для Руси

Благодаря созданию первого сборника законов «Русская правда» Киевская Русь была приведена к порядку, были урегулированы взаимоотношения между различными категориями населения и укреплена княжеская власть, что явилось благополучным и своевременным этапом в истории , послужило важным преобразованием для дальнейшего развития общественной и государственной жизни.

Остановимся подробнее на одном из отечественных источников истории управленческой мысли -- «Русской Правде», которую все исследователи признают как выдающийся памятник общественной мысли Киевской Руси. «Русская Правда» является сводом правовых основ государственного управления Киевской Руси, а также источником сведений об административно-управленческом персонале при великом князе (высшего, среднего и низшего звена), о чиновниках местных органов, о мерах защиты их прав, об оплате их услуг.

Известны различные списки «Русской Правды» (XIII--XVIII вв.), которые делятся на 3 редакции в зависимости от авторов, объема и содержания. Первая редакция называется «Краткая Правда» или «Правда Роськая» (XI в.), вторая -- «Пространная Правда» или «Правда Русьская» (XI--XII вв.), третья -- «Сокращенная Правда» (XV-XVII вв.).

«Краткая Правда» представляет собой результат деятельности древнерусских князей по систематизации права. Она состоит из 43 статей, которые делятся на 4 части: «Древнейшая Правда», или «Правда Ярослава», «Правда Ярославичей», «Покон вирный» и «Урок мостникам».

Нормы «Древнейшей Правды» (ст. 1 -- 18) отражают ранний период истории Руси, еще до установления государственной власти и принятия христианства. Заслуга Ярослава Мудрого заключалась в том, что он произвел отбор старых правовых норм и закрепил в «Правде» те из них, которые соответствовали интересам класса феодалов; они стали новыми нормами Древнерусского государства. Для истории управленческой мысли эта часть «Русской Правды» интересна тем, что в ней приводится перечень должностей служащих князя (дружинников), а также представителей социальных слоев Древней Руси. Среди них ябетник, или тиун (княжеский приказчик, домоупра-витель, ведавший хозяйственными делами князя), мечник (княжеский дружинник, судебный служитель), гридин (младший дружинник), холоп (крестьянин, зависимый от князя), смерд (независимый простолюдин, общинник). В целом здесь речь идет о защите прав (в том числе прав собственности) княжеских чиновников, а также купцов, изгоев, иностранцев {варягов, колбягов), о процедурах выявления виновных и мерах их наказания. русь управление государство князь

«Правда Ярославичей» (ст. 19--41) представляет собой самостоятельный законодательный акт, принятый князьями Изяславом, Святославом и Всеволодом вместе с боярами. В этом законе значительно сильнее, чем в «Древнейшей Правде», выступает нормо-творческая деятельность князей, в результате которой были изменены нормы уголовного и процессуального права в интересах феодальных земельных собственников. «Правда Ярославичей» посвящена регламентации жизни княжеской вотчины, охране феодальной собственности и жизни лиц, служащих князю, находящихся в той или иной форме зависимости от него, а также имущества и личности других феодалов. Здесь продолжается список должностей администрации князя. В частности, упоминаются наиболее знатные княжеские вельможи и слуги: огнищанин (старший дружинник, боярин), подъездной княж (сборщик различных поступлений в пользу князя), конюх старый (старший конюх), а также чиновники среднего и низшего звена -- сельский староста и ратаиньш (пахотный) староста (управляющие сельскохозяйственными работами), рядович (хозяйственный агент князя), емец (судебный служитель). В последней статье (ст. 41) определяется размер вознаграждения емеца за выполнение судебных функций.

«Покон (Устав) вирный» (ст. 42) определяет типичный для раннефеодального государства порядок кормления (натурального обеспечения) общиной одного из важнейших государственных чиновников -- вирника, основной функцией которого был сбор виры (налог или штраф, равный 40 гривнам).

«Урок (правило) мостннкам» (ст. 43) завершает статьи «Краткой Правды» о порядке оплаты княжеских слуг. В данном случае речь идет о чиновнике мостнике (руководителе строительства мостов и/или мостовых). В статье слово «мост» имеет двоякое значение: 1) переход через реку (или овраг) и 2) мостовая.

«Пространная Правда» представляет собой свод развитого феодального права. Она основана на тексте «Краткой Правды», Уставе Владимира Мономаха и других киевских князей конца XI--XII вв. и отражает усиление феодальных отношений в Киевской Руси. «Пространная Правда» состоит из 121 статьи, большая часть которых посвящена принципам экономической политики князя, вопросам собственности князя и феодальной знати, охране этой собственности и порядку ее наследования. Есть статьи о займах и ссудных процентах, об охране и порядке обеспечения имущественных интересов кредитора, о порядке взыскания долгов, о ремесленничестве и ремесленниках, о денежном довольствии чиновников княжеского двора.

«Пространная Правда» подразделяется на 6 частей по авторам, объему и содержанию. 1-я часть (ст. 1--46) представляет собой коллективный труд, она была принята на княжеском съезде в Любиче в 1097 г. Многие статьи 1-й части повторяют суть «Краткой Правды», но есть оригинальные статьи, а также статьи, уточняющие и унифицирующие административно-правовые понятия. Например, историческая статья (ст. 2) об отмене кровной мести, ряд статей (ст. 3--7, 11-17) об ответственности за убийство представителей княжеской администрации и различных социальных групп, связанных с княжеским и боярским хозяйством, начиная от высокопоставленных тиунов и кончая ремесленниками, рядовичами, смердами и холопами; оригинальная статья (ст. 8) об ответственности общины за преступление ее члена (элементы круговой поруки). Есть в этой части ст. 9, схожая с «Поконом вирным», но в ней приводятся уточненные размеры натурального обеспечения услуг сборщиков налогов и штрафов -- вирников (княжеский чиновник) и их помощников на местах -- метельников (представитель местной общины).

2-я часть (ст. 47--52) является результатом творчества Свято-полка Изяславовича, который покровительствовал ростовщикам. Статьи этой части характеризуют гражданские правоотношения, вопросы займа, ростовщический капитал (истое), ссудный процент {рез), взаимоотношения купцов и предметы торговли (товар). 3-я часть (ст. 53-66) основана на Уставе Владимира Мономаха и характеризует долговые обязательства, формы ответственности за нарушение договорных обязательств между господином и закупом (феодально-зависимым крестьянином). 4-я часть (ст. 67--73, 75-85) -- это Устав Всеволода 11 Ольговича (1138-1146), регулирующий социальные отношения в феодальных вотчинах. К той же эпохе и автору относится 5-я часть (ст. 90-95, 98-106), в которой раскрыты вопросы наследства. 6-я часть относится к деятельности владимирского великого князя Всеволода Ш Юрьевича -- Большое Гнездо (1176-1212). Здесь собраны статьи, посвященные обеспечению деятельности судебно-административного аппарата великого князя, а также статьи о пошлинах и штрафах, о размерах и формах вознаграждения лиц, ведавших делами общественного характера, -- строителей, сборщиков налогов (ст. 74, 86--89, 96-97, 107-109). Причем впервые на Руси были введены дополнительные пошлины с выигравших процесс, т. е. с тех, «кому помогут» (ст. 107). В этой же части находится специальный раздел о холопстве (ст. 110-121).

В «Пространной Правде» уточняются статус и функции ряда названных выше чиновников государственной службы и приводятся новые категории лиц административного аппарата великого князя. Состав и функции чиновников демонстрируют сложность государственного аппарата управления в эпоху Киевской Руси X-X1I вв. Так, в «Пространной Правде» речь идет о таких чиновниках, как тиун княж (управитель княжеского феодального хозяйства), огнищный тиун (управитель хозяйством высших кругов княжеской дружины), конюший тиун (управитель княжескими конюшнями), отрок (младший член княжеского административного аппарата), городник (архитектор, руководитель строительства), детьский (судебный исполнитель). В то же время приводятся совершенно новые категории рядовых служащих, например, рядович боярский (в отличие от княжеского рядовича из «Краткой Правды»), тиун боярский (в отличие от тиуна княжеского). Это свидетельствует о развитии феодального землевладения в XI--XII вв., которое охватило не только княжеские, но и боярские земли. Об этом же свидетельствуют названные новые должности тиунов (управителей различными хозяйствами). В одних случаях они подчеркивают усиление позиций дружинников и бояр (огнищный тиун), в других -- повышение важности и масштаба работ (конюший тиун, городник).

Сокращенная Правда, по мнению большинства исследователей русской общественной мысли, представляет собой памятник, возникший (в XVII--XVIII вв.) в результате значительного сокращения текста Пространной Правды. Работа неизвестного редактора нового текста Правды заключалась в отборе из древнего памятника тех статей и норм, которые могли сохранить характер действующих в его время правовых норм.

Обилие государственных должностей, упоминаемых в одном из важнейших источников русской управленческой мысли, свидетельствует о сложности и многообразии хозяйственной и иного рода деятельности, осуществляемой великим князем и его свитой с целью эффективного управления Киевским государством, о понимании князем актуальности необходимых для этого управленческих кадров.

По тексту «Русской Правды» можно понять, кто являлся если не автором, то заказчиком этого документа. Конечно же, она создавалась в интересах великого князя и была нацелена на укрепление его самодержавной власти в Древней Руси. Многие статьи подчеркивают устойчивость модели управления полицейским государством, каковым в ту пору было Киевское государство. Чего стоит, например, в деталях расписанные порядок и формы кормления в денежной и натуральной формах княжеских слуг (и находящихся при них коней) -- вирника, городника и мостника, а также кормления фуражом их лошадей, о чем соответственно указано в ст. 9, 96 и 97 «Пространной Правды».

В 621 году до нашей эры в архонтство Драконта, в Афинах был принят первый свод законов. Они отличались крайней суровостью и были, по выражению греков, «написаны кровью». За всякое преступление, за великое и ничтожное, устанавливалась смертная казнь. В 594 году до нашей эры архонтом-эпонимом был избран Солон, происходивший из древнего царского рода Кодридов. Он отличался всесторонней образованностью, почитался одним из семи мудрецов, выделялся как незаурядный поэт, военачальник и дипломат, законодатель и реформатор. Солон провел в Афинах реформы, которые заложили основы демократии. Прежде всего он осуществил сисахфию, отменив долговое рабство. Отныне грек не мог стать рабом грека. Затем провел номофесию, реформу законодательства. Все афинские граждане были разделены на 4 класса по уровню доходов:
1. Пентакосиомедимны, имевшие более 500 медимнов зерна годового дохода.
2. Гиппии (всадники), имевшие более 300 медимнов зерна.
3. Гоплиты (пехотинцы) с доходом более 150 медимнов зерна.
4. Феты (судьи) с доходом менее 150 медимнов.

В зависимости от класса распределялись права и обязанности. Пентакосиомедимны получали право избираться на высшую должность – архонтов. Гиппии и гоплиты могли избираться на прочие государственные должности. Феты же обладали только правом голоса при избрании. Представители первых трех классов обязаны были нести военную службу и исполнять литургию, а именно: содержать спортивные и учебные учреждения, театры и хоры, организовывать празднества и спортивные игры, снаряжать военные корабли и прочее. Феты были свободны от подобных обязанностей. Солон отвергал идею равенства. По его убеждению, более состоятельные граждане несут более тяжелые обязанности и потому имеют большие почести. Поэтому введенное им государственное устройство получило название «тимократии». Солон придал древнему родовому совету старейшин – ареопагу – статус блюстителя законов. Затем он учредил совет четырехсот – булэ, состоявший из 400 булевтеров и представлявший собой правительство полиса. Кроме этого был создан суд присяжных – гелиэя– в составе 4000 гелиастов; этот суд рассматривал уголовные и гражданские дела и апелляции.

Писистрат, борец с аристократией, художник Роджер Пейн

Совершив эти преобразования, Солон удалился в добровольное изгнание, и после его ухода Афинское государство было охвачено обострившимся соперничеством родов и борьбой партий. В Аттике того времени выделялись три партии: пэдиэи – жители равнины, они отражали интересы состоятельных землевладельцев; диакрии – обитатели гористой местности, они представляли интересы мелких земледельцев; паралии – приморское население, состоявшее преимущественно из ремесленников, моряков и торговцев. Пожалуй, то был один из самых ранних примеров борьбы партий и вообще многопартийности. В этой борьбе победителем вышел Писистрат, лидер диакриев. Пользуясь поддержкой фетов, он установил тиранию и начал репрессии против аристократии. Реквизированные земли Писистрат распределял среди безземельных фетов, содействуя таким образом выравниванию состояний и подготавливая переход к полной демократии.

В 509 году до нашей эры наследники Писистрата были свергнуты. В это время выдвинулся Клисфен. Он был из древнего знатного рода Алкмеонидов, преданного в 597 году до нашей эры проклятию за пролитие крови близ алтаря и потому считавшегося изгоем в среде аристократии. Выделяясь политическими и ораторскими талантами, Клисфен создал партию демоса. В 508 году до нашей эры он был избран первым архонтом и приступил к государственным преобразованиям, утвердившим демократию в Афинах. Клисфен разделил все Афинское государство на 10 территориальных округов – фил, составлявших примерно равную численность граждан; при этом каждая фила включала в себя приморскую, равнинную и горную территории. Тем самым была преодолена партийная рознь, а также устранено влияние родовых интересов на дела полиса. Изменился порядок формирования коллегиальных органов власти, приближающийся к модели представительной демократии. Булэ был увеличен до 500 человек, по 50 от каждой филы. Гелиэя была доведена до 6000 человек, по 600 от каждой филы, и стала равной по числу голосов кворуму народного собрания. Были введены коллегии:10 аподектов (казначеев), 10 логистов (финансовых контролеров), 10 евфинов (административных ревизоров), 10 стратегов (военачальников), по одному от каждой филы.