Меню
Бесплатно
Главная  /  Виды пигментных пятен  /  Самосовершенствование. Акмеологические основы самосовершенствования личности Основы саморазвития: управление собой и самоконтроль

Самосовершенствование. Акмеологические основы самосовершенствования личности Основы саморазвития: управление собой и самоконтроль

Люди, живущие в этом мире с каждым днём узнают всё больше новой, интересной, не повторявшейся раньше информации. Каждый день мы её усваиваем, перерабатываем в своих мыслях и вводим в жизнь как своё знание, понимание нового. Каждый человек жаждет к чему-то новому и это абсолютно нормальное желание. Много людей в наше время вполне понимают необходимость постоянной работы над собой, самосовершенствования и саморазвития.

Саморазвитие является процессом всестороннего развития личности. Он может выражаться в самостоятельном изучении чего-то или кого-то и применение новых знаний на практике, а так же, в дальнейшем, оно осуществляется без постоянного внешнего воздействия. Самосовершенствование - это процесс осознанного развития, которым управляет сама личность. В этом процессе, в субъективных целях и интересах самой личности, целенаправленно формируются и развиваются ее качества и способности.

Мы говорим о личности самого человека, именно её стоит самосовершенствовать и саморазвивать.

Самосовершенствование – цель жизнедеятельности человека.

Цель, которую даже при самом огромном желании, невозможно достичь, она постоянно убегает, словно линия горизонта. Потому можно сказать, что она не имеет точки, грани завершения. Ведь пройдя одну ступень к самосовершенствованию мы сразу же ставим вместо неё новую.

На самом деле эти два обозначения тесно переплетаются друг с другом.

Конечно же процесс самосовершенствования и саморазвития можно без сомнения назвать бесконечным, неисчерпаемым. Ведь поток наших знаний безграничен, так же, как и человеческий потенциал. Исходя из этого, над самым хорошим, безупречным результатом, всегда будет стоять на ступень выше ещё лучший.

При активном саморазвитии и самосовершенствовании личность человека, его духовное и душевное состояние, осуществляют трансформацию, преобразование приобретенных навыков в качество укоренения его как личности в социальной среде. Приобретенные знания и навыки, которые систематизированы, сформированы в методы, методологии, дают преимущества перед применением их на практике, в плане экономии времени, экономии затратных средств.

Применяя разработанные рациональные методы, личность способна разорвать оболочку обыденности, которая мешает креативному мышлению. Саморазвитие и самосовершенствование это понятия, которые являются неразделимыми. Все прекрасно понимают, что никакого процесса самосовершенствования без процесса саморазвития быть не может. Только личность, которая смогла в своем сознании «посеять зерно» саморазвития и вышла на уровень поддерживания жизнедеятельности данного процесса, способна в своем самосознании «создать оазис», благодаря, которому способна генерировать, выводить новые идеи, черпать силы для создания нового виденья.

По сути дела, если провести параллель с принципом работы двигателя внутреннего сгорания, мы можем с уверенностью сказать, что саморазвитие занимает роль понятия двигателя для двигателя самосовершенствования. Это еще раз подтверждает, что два понятия являются неразделимыми, двумя половинками, «одного яблока», которые только в интеграции, в сплетении дают возможность к прорыву. Благодаря сформированной платформе, появляется возможность перехода на новый уровень самосознания, реализации своих проектов, которые ранее реализовать не представлялась возможность. Вырисовываются очертания новых «бизнес планов», которые дают возможность в интеграции с существующими, ранее не поддававшимися для глубокого осмысления, реализовать их на практике.

Для того, чтобы саморазвиваться и самосовершенствоваться стоит каждый день читать книги, так как они являются непосредственным источником мудрости и никогда их не заменят журналы и разные информационные передачи. Хотя и ими можно интересоваться параллельно с прочтением книг.

  • Начните изучать иностранные языки, которые открывают в человеке множество новых навыков, кроме этого позволяют узнать разные страны и их культуру изнутри.
    Следует придумать себе хобби. Для каждого человека оно может быть подобрано абсолютно индивидуально. Будет интереснее, если оно будет кардинально отличаться от постоянного, основного рода занятий.
  • Начните посещать курсы, семинары, которые проводят в каждом городе бесплатно, они являются прекрасным способом получения новых знаний и навыков, которые непосредственно помогают взглянуть на мир, вещи которые нас окружают с новой стороны.
  • Начните поменять что-то в интерьере дома, на работе, возможно смените гардероб, ведь вещи, которые нас окружают имеют прямое влияние на нашу атмосферу, на расположенность и к мышлению и к отдыху.

Старайтесь просыпаться всегда в хорошем настроении, пытайтесь использовать свои будни и выходные более продуктивно, чем ранее. Такие мелкие изменения могут вплоть увеличить Вашу производительность и непременно благотворно поменяет Ваше качество жизни. Настраивайтесь на то, что день пройдёт активно.

Занятия физкультурой ещё никому не приносили вреда. Потому старайтесь каждый день разнообразить тренировками в спортзале либо пробежками на свежем воздухе.
Попробуйте найти себе конкурента. Да, звучит довольно странно, но конкурс является самым лучшим стимулом для роста личности. И не особо важно в какой сфере вы найдёте себе конкурента, это может быть конкурент в спортивных каких-то достижениях, в финансах, на работе и т.п.

Можно перечислять достаточно долго. Ну лучше будет если каждый сам себе индивидуально установит правила саморазвития и самосовершенствования.

Каждый из нас нуждается в самосовершенствовании и в саморазвитии. Ведь если человек ничем не интересуется он является изгоем в обществе, который не может поддержать ни одной беседы.

Самосовершенствоваться и саморазвиваться это необходимость, непрерывная работа над самим собой, которая в будущем приятно удивит и окружающих, и нас самих.

  • strict warning: Declaration of views_handler_filter::options_validate() should be compatible with views_handler::options_validate($form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_handler_filter::options_submit() should be compatible with views_handler::options_submit($form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_handler_filter_boolean_operator::value_validate() should be compatible with views_handler_filter::value_validate($form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter_boolean_operator.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_style_default::options() should be compatible with views_object::options() in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_style_default.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_row::options_validate() should be compatible with views_plugin::options_validate(&$form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_row.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_row::options_submit() should be compatible with views_plugin::options_submit(&$form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_row.inc on line 0.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Declaration of views_handler_argument::init() should be compatible with views_handler::init(&$view, $options) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_argument.inc on line 0.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.

Соответствовать внутренней силе, а не мнимому идеалу. Соответствовать личному стилю — не шаблону и не лекалу…

Арина Забавина

C древнегреческого слово “Akme” переводится как вершина. Говоря о процессе самосовершенствования, подчеркивая при этом акмеологические основы, мы подразумеваем наличие потребности не просто самосовершенствования, а его наиболее активную форму. Другими словами,

акмеологические основы самосовершенствования личности - это продвижение к вершинам мастерства, которое воплощается в виде совершенства.

Самосовершенствование - понятие

Под самосовершенствованием будем понимать взаимодействие человека с окружающей его социальной средой таким образом, что это сопровождается выработкой положительных качеств. Это способствует успеху не только в профессиональной сфере, но и в жизни вообще. Такое развитие предполагает развертывание качеств на протяжении полного жизненного пути человека.

Самосовершенствование личности - психология

По словам С.Л. Рубинштейн, жизненный путь человека - это не просто движение вперед, это так же и движение вверх. Но вверх, как вознесение к высшим, совершеннейшим формам проявления истинной человеческой сущности.

Самосовершенствование - определение

Более глубоко, саморазвитие и самосовершенствование - это ничто иное, как осознанный процесс улучшения компетентности, а так же развитие востребованных в обществе значимых качеств личности в соответствии с личной программой развития.

Самосовершенствование, как метод формирования личности

Процесс самосовершенствования, как и любой другой процесс, связанный с изменениями, предполагает наличие механизма преодоления множества противоречий между «Я-реальным» и «Я-идеальным». Преодолевая противоречия (что само по себе не возможно без социального окружения), мы поднимаемся на новый качественный уровень.

Из вышесказанного мы можем заключить, что самосовершенствование человека в качестве движущей силы в рамках социального окружения, предполагает обязательное наличие мотивов. Получается, что путь к самосовершенствованию обусловлен простой формулой:

соответствующие условия + соответствующие потребности.

Если взять за основу, что в состав деятельности обязательно должны входить два компонента - адаптация и творчество, мы можем выделить ключевую причину, которая останавливает людей в их развитии.

Речь идет о том, что именно творчество непосредственно помогает удовлетворить потребность в самосовершенствовании. Именно поэтому люди, которые перестают творить и предаются банальной адаптации, перестают самосовершенствоваться.

Путь самосовершенствования состоит из следующих этапов:

  • Самопознание как важнейшая предпосылка самосовершенствования;
  • Побуждение себя;
  • Самопрограммирование собственного роста (как профессионального, так и личностного);
  • Эффективная самореализация.

Ориентация на успех через процессы воспитания и самовоспитания

Не существует пределов развития личности. Однако и воспитание не возможно без самовоспитания. Получается, что прежде чем перейти к воспитательным процессам, есть необходимость развить достаточный уровень самовоспитания. Каким же образом можно увязать процессы воспитания и самовоспитания со стремлением к достижению успеха?

Возьмем человека с устойчивой характеристикой стремления к успеху. Если проследить путь его развития, можно увидеть, что стал он таким не за один день. В зависимости от того, как проходит воспитание человека, он приходит к одному из двух: либо полной безынициативности, либо становится устремленным к успеху.

О том, что безынициативности и стремлению к успеху можно обучиться, говорят труды американского психолога М. Селингмана. Такие выводы были сделаны в результате проведения экспериментов сперва на животных, а затем на американских студентах, которым сперва заведомо предлагались нерешаемые задачи. Это способствовало полному отказу решать любые задачи в последующем, хотя дальше они были просты.

В зависимости от того, видит ли виновником своих неудач человек себя самого или же внешние обстоятельства, он в той или иной степени может само воспитать у себя чувство беспомощности. Другими словами, человек с обученной беспомощностью, всегда будет признавать свое поражение еще до того, как приступит к делу, даже если оно будет ему по силам.

Саморазвитие и самосовершенствование конкурентоспособной личности посредством выработки соответствующих компетенций

Век живи - век учись. Этой фразой как никакой другой подчеркивается одна из особенностей человека - обучаться на протяжении всей жизни. Вплоть до 18-20 лет, жизнь каждого человека предполагает наличие постоянного потока знаний. По мере взросления, все большую роль в жизни человека приобретает его личная инициатива. Человек учится применять полученный опыт.

Для людей, достигших акмеологической вершины развития, характерно следующее:

  • Удовлетворение собственных нужд без негативного воздействия на других;
  • Самовыражаясь, такие люди достигают успеха в любимом деле;
  • Такие люди всегда ответственны как в действиях, так и в собственном развитии;
  • Они получают удовольствие от своей жизни;
  • Повседневная жизнь характеризуется энергичностью и жизнестойкостью;
  • Открытость новому опыту и жизненным переменам.

Психология самосовершенствования личности на акмеологической основе предполагают наличие следующих ограничений:

  • Сильное влияние семейных традиций (ограниченность представлений о себе);
  • Инертность личности;
  • Скудная поддержка со стороны (поддержка окружающих людей обладает сильным потенциалом энергии, необходимой для новых перемен).
  • Деструктивное воздействие враждебно настроенных людей;
  • Отсутствие обратной связи либо её неадекватность (способствует формированию искаженного представления о вещах, подобно кривым зеркалам).

Саморазвитие и самосовершенствование - пример личного плана работы:

  • Работа по выявлению собственных ограничений;
  • Качественная обратная связь с другими людьми - оценочная деятельность;
  • Эффективное преодоление трудностей в процессе саморазвития;
  • Постоянное приобретение новых знаний, умений и навыков (ЗУНов);
  • Цикличность проделанной работы (постоянный возврат к первому этапу).

Таким образом, несмотря на то, что социальное окружение оказывает большое влияние на развитие человека, тем не менее, мера развития каждого сокрыта в сознании его самого. «Мы есть то, что мы едим» - и касается это исключительно духовной пищи.

Результат отсутствия целеустремленной работы над собой — это личностные ошибки, которые не служат уроком для человека.

Осознавая их и делая работу над ошибками, вы возможно не «наступите на те же самые грабли». Но этого мало, для достижения цели, а именно, личностного роста. Одного только сознания мало, необходима практическая упорная работа.

С чего начать саморазвитие?

Прежде всего саморазвитие личности предполагает овладение тремя основными качествами, необходимыми для личностного роста:

1. Умение следить за собой, анализировать и критически относиться к себе.
2. Умение укреплять и проявлять волю.
3. Умение верить в себя и формирование уверенности в себе.

Мы рассматриваем саморазвитие как умение самостоятельно следить за выполнением поставленной задачи, самому анализировать свою деятельность и делать выводы и, наконец, умением управлять и владеть собой для того, чтобы точно выполнить поставленную перед собой задачу. Эти условия являются основными во в работе над собой, для саморазвития.

Самостоятельная работа над собой, самовоспитание и саморазвитие возможны при условии достаточно развитого сознания и мышления. Приучать к этому надо начинать с детского возраста. В полной же мере эта работа должна осуществляться в юношеском возрасте. Но и для взрослых, целеустремленных людей, самосовершенствование не помешает.

Основы саморазвития: управление собой и самоконтроль

Умение следить за собой предполагает умение обращать внимание, в нужный момент, на выполнение того или иного действия.

Вы должны научиться своевременно замечать за собой когда вы, например, сердитесь, волнуетесь. Саморазвитие начинается с элементарного наблюдения за собой. Старайтесь находить причины несовершенства в себе. Ведь, нам свойственно сначала находить эти причины в других людях или слишком объективно оценивать свои недостатки.

Большинство наших ошибок мы даже не замечаем, привыкаем к ним и тем самым наносим себе большой вред. И поверьте, если вы начнете к себе относиться достаточно критически и научитесь быть строгим с собой (а это достигается путем упорной работы), то вы перестанете допускать жизненные ошибки. Или их станет намного меньше.

Основы саморазвития: воспитание волевых качеств

Умение владеть и управлять собой достигается путем укрепления воли во всём многообразии её проявления.

Как же стать волевым человеком?

Попробуйте для начала обдумать свои действия в тех или иных жизненных обстоятельствах, в которых вам не хватает силы воли. Придумайте некий образ своего поведения. Но так как всего предусмотреть нельзя, то во всех форс — мажорах не поддавайтесь влиянию обстоятельств, обстановки, своих чувств, а старайтесь найти достойное решение, которое позже не вызывало бы чувства стыда и раскаяния.

Воля человека развивается тогда, когда разум превалирует над чувствами. Когда человек сознательно управляет своими поступками, а мышление остается ясным, объективным, непредубежденным и направленным на заранее обдуманный путь, что достигается усилием воли.

Мы умеем управлять собой только тогда, когда мы поступаем в согласии с убеждением и сознанием, но вразрез со своим желанием. Другими словами, надо уметь заставить себя делать то, что надо, а не то что хочется

Помните, безволие может свести на нет все ваши хорошие качества. С чего же еще можно начать саморазвитие?

Основы саморазвития: уверенность в себе

Для успешного личностного роста основным условием является вера в себя! Сомнения разрушают человека изнутри, а потом и его жизнь в целом. Это психологический факт. Уверенность в себе формируется не только благодаря оценке окружающих или успешным действиям.

Скорее наоборот, сначала человек начинает верить в себя, а потом уже приходит успех.
Вера в себя и уверенность в собственных силах начинается с ваших мыслей.»У меня это не получится», «я это не умею и за это не возьмусь», «это очень трудно, не реально» — это мысли сомневающегося и неуверенного в себе человека.

Для начала должно прийти решение что — либо сделать или преодолеть. После, вы должны сказать себе: «Я это сделаю, во что бы то ни стало». Пусть это будет приказом или самовнушением, но зато в результате появляется желание, т. е. рациональное оптимистичное настроение, мобилизующее моральные силы.

Рано или поздно каждый человек начинает задумываться о своем предназначении и о жизненных целях. Кто-то встает на путь саморазвития еще в молодости, а кому-то предстоит дожить до зрелых лет, чтобы понять, что без ежедневной работы над собой жизнь становится пресной, рутинной и неинтересной. Принимая решение приложить свои усилия и изменить собственный мир, человек часто сомневается, какую дорогу, и какие способы саморазвития ему следует выбрать, чтобы результат был эффективным и впечатляющим.

Величайшая победа - победа над самим собой

Какие способы саморазвития можно предложить начинающим

Если у вас возникла мысль о том, что жить дальше без цели невозможно, вы непременно станете искать способы саморазвития, спрашивая советов у своих близких или интересуясь специальной литературой.

Следует помнить, что все, что вы найдете на страницах интернета или в целом ряде книг, может носить исключительно рекомендательный характер. Работа над собой – это личное, индивидуальное мероприятие, спланировать которое каждый должен самостоятельно.

Ни один другой человек не сможет глубоко войти в ваш внутренний мир, понять все то, что вас тревожит, что заставляет изменить свою жизнь. Некоторые люди живут устоявшимися шаблонами и стереотипами, и их советы и пожелания могут оказаться для вас неприемлемыми. К построению собственных планов и поиску способов саморазвития следует подходить творчески. Не нужно выполняя все пожелания и рекомендации без критичного осмысления, а внося в свою программу оригинальные пункты и нестандартные задачи.

Общими пожеланиями, своеобразным руководством к действиям могут послужить 10 способов саморазвития. Они помогут определить, с чего начать упорную работу над собой.


Что может послужить эффективным методом организации саморазвития

Добившись чего-то, ты всегда чувствуешь опустошение, но именно это и заставляет тебя побеждать снова

Шумахер М.

Для достижения успехов в работе над собой большую роль могут сыграть тренинги. Они могут быть профессиональными, и касаться определенной сферы деятельности, и личностными.

Если вы четко поставили цель, вам непременно стоит посещать занятия, отличительной чертой которых является создание особого эмоционального фона. Человек видит вокруг себя единомышленников, обменивается с ними информацией, приобретает новый опыт и делает для себя эффективные выводы. Руководитель тренингов, как правило, является профессионалом своего дела, и может организовать мероприятие таким образом, чтобы максимально мотивировать человека к работе над собой и борьбе с собственными недостатками.

Посещая тренинги, можно научиться рационально планировать свое время, не тратить зря ни одной минуты, и выработать свой, уникальный подход к организации саморазвития. Ведь часто человек нуждается в наглядном примере, а на таких занятиях их будет более чем достаточно. Высказывая свои мысли, советуясь с другими участниками тренингов и руководителем, он может откорректировать собственные методы, или обрисовать сопутствующие цели на будущее.

Не может быть никакой речи об успешной работе над собой, если человек не будет читать книги. Безусловно, многие незамедлительно находят себе оправдание, ссылаясь на отсутствие времени. Но это – не более чем отговорки, и попытки оправдать свою неорганизованность.

Кроме мотивационной литературы о способах саморазвития, существует целое множество книг, в которых можно почерпнуть полезную и нужную информацию. Выделяя всего по тридцать минут в день на чтение, человек поневоле расширяет свой кругозор, развивает мышление, тренирует свой мозг. Каждый знает, в какой период суток он является наиболее восприимчивым к информации, и можно выделить это время для ежедневного чтения.

Человек может приучить свой организм вставать пораньше, и в этот период, когда никто не отвлекает, посвятить себя чтению. Речь не идет о том, чтобы книга была прочитана «от корки до корки». В ней можно находить лишь полезную информацию, которая вызывает неподдельный интерес или пригодится для определенной деятельности.

Стоит отметить, что многие классические произведения необходимо читать полностью, поскольку это приносит, помимо полезной информации, и удовольствие. Автор делится своими мыслями и умозаключениями, обогащая внутренний мир читателя, и человек получает положительные эмоции и богатые впечатления.

Подводя итоги статьи, можно отметить, что способы саморазвития, которые рассмотрены выше, могут послужить отправной точкой в продвижении человека к успеху, но применять их следует творчески, учитывая свои специфические особенности. Расширяя опыт и совершенствуя навыки, каждый может выстроить свою, личную теорию, и даже целую методику самосовершенствования. Главное – это твердость и решительность, без которых процесс развития невозможен.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования республики беларусь

уо «белорусский государственный экономический университет»

по дисциплине: Основы психологии и педагогики

на тему: Пути и способы саморазвития

К.М. Трушко

ФП, 1-й курс, ДПХ-1

Проверила

Т.Ф. Лазарева

ВВЕДЕНИЕ

Под саморазвитием понимают активно-творческое отношение к себе, "достраивание" самого себя, направленное на совершенствование определенных личностных качеств, устранение несовершенств своей личности.

Саморазвитие - это процесс повышения уровня своей компетентности и конкурентоспособности, развития значимых качеств личности в соответствии с требованиями социума и личной программой саморазвития; это сознательная и планомерная работа над собой с целью формирования определенных свойств и качеств.

Саморазвитие человека лежит в своеобразном самовоспитании или является целенаправленным действием личности по отношению к себе для дальнейшего развития. Зачастую люди стремятся развивать в себе позитивные качества соответственно собственным представлениям об идеале. саморазвитие самосовершенствование личность профессиональный

Можно выделить 6 основных этапов саморазвития. На первом этапе определяется цель саморазвития. Затем создается идеальный образ или идеальный результат действий по совершенствованию себя. Следующий этап заключается в определении временных границ реализации и выделении вторичных целей. А последующие этапы базируются на самопознании и самосознании, самоконтроле и саморегуляции.

Основные факторы, побуждающие личность заняться самовоспитанием: желание признания себя как личности; примеры окружающих; оценка окружающих; правильно организованный процесс воспитания.

Рассмотрим наиболее обобщенные аспекты саморазвития личности.

1. САМОРАЗВИТИЕ И САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

Развитие и самосовершенствование - это путь к успеху, достижению мечты, и к жизни, насыщенной интересными событиями. Это серьезная и кропотливая работа над собственной личностью, в процессе которой индивид ставит перед собой определенные цели, при этом приобретая новые знания и умения для воплощения мечты. Если вы считаете себя неуверенной личностью, регулярно сталкиваетесь с непреодолимыми преградами на жизненном пути, не получаете удовольствие и счастье от жизни, тогда вам следует заняться саморазвитием и самосовершенствованием.

Мотивацией к самосовершенствованию является гармония в душе, которая приводит к тому, что человек меньше болеет и становится более успешным.

С чего начать самосовершенствование? Самосовершенствование личности протекает на протяжении всей жизни. Оно характеризуется осознанностью и постоянностью, что формирует новые личностные свойства и качества. Немаловажно не забывать про нравственное и духовное самосовершенствование. Многие люди сегодня думают, что нет необходимости на это расходовать время. Издавна предки считали, что духовное и нравственное самосовершенствование - это внутреннее согласие и союз духа, личности и ума. Люди, идущие по пути развития не склонны к агрессии, они спокойные и уравновешенные.

Физическое самосовершенствование также является очень важным. Ведь недаром считается, что в здоровом теле будет здоровым дух. Так сложилось в процессе эволюции, что люди склонны вначале оценивать внешний вид, а только потом ум. Тело - это так называемое вместилище, храм для души. Именно поэтому важно ухаживать и следить за ним, не допуская его разрушения.

Личные взаимоотношения считаются самой плодородной почвой, с которой начинаются любые продвижения, успешность, все достижения в жизни. Поэтому взаимодействие с людьми следует всегда ставить на первое место.

Если вы всерьез решили заняться саморазвитием, то начните с чтения книги по самосовершенствованию. Окружающая обстановка также очень сильно воздействует на ход мыслей и сознание. Именно поэтому, если дом загрязнён и захламлён, то мысли будут такими же. Генеральные уборки раз в году не приведут к порядку. Введите для себя правило производить уборку регулярно. Вследствие чего и в мыслях будет всегда полный порядок и ясность. Так что самосовершенствование следует начинать с наведения вокруг себя порядка. Однако самым главным является, все-таки, порядок в собственной голове. Это означает определиться с целями, мечтами и сформулировать конечный итог, к которому следует двигаться каждый день. Попробуйте себе поставить 4-6 амбициозных целей, а затем определите шаги, которые необходимы для их достижения.

Пути самосовершенствования личности заключаются, прежде всего, в работе над своей личностью. Старайтесь больше читать, общаться с разными людьми, заниматься самопознанием, учиться любить и дорожить другими. Наряду с самосовершенствованием и саморазвитием стоит самовоспитание - вырабатывание личностью качеств, которые желает она сама. Это осознанные целеустремленные действия, на получение результата. Ведь каждый индивид мечтает выглядеть идеальным в своих собственных глазах и в глазах окружающих. В этом заключается проблема самосовершенствования. Ведь всему окружающему социуму не угодишь, так как каждый человек имеет свой идеал.

2. ПУТИ САМОРАЗВИТИЯ И САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Начинать самосовершенствование следует со сна. Спать нужно меньше, ведь для полноценного отдыха человеку нужно всего около 8 часов ежедневного сна. Поэтому приучите себя вставать на 1 час раньше привычного времени. Так у вас появится больше свободного времени для реализации задумок и планов.

Старайтесь в первую очередь выполнять более важные дела. Каждый день вечером проводите анализ рациональности расходуемого времени и энергии. Сделайте своим лозунгом фразу - если ты управляешь временем, следовательно, ты управляешь жизнью. По телефону нужно общаться с энтузиазмом и уверенно. Обязательно проявляйте уважение к собеседнику.

Следует всегда помнить о цели, а не о конечном итоге. Делайте работу не ради признания, а ради удовольствия.

Подводя итоги вышесказанному, следует сделать вывод, что основными составляющими процессов самосовершенствования и саморазвития являются: желание, систематичность и дисциплина, цель и достижение, разум, вдохновение, отзывчивость, физическое состояние организма. Именно развитие личности и ее самосовершенствование являются основными задачами для реализации себя в жизни и мире.

3. СПОСОБЫ САМОРАЗВИТИЯ

Постоянное самосовершенствование - это стопроцентный результат жизненного процветания и успеха.

Способов самосовершенствования существую множество. Одним из самых популярных и нужных считается изучение иностранных языков. Это не только полезно, но и довольно интересно. Знание языков открывает широкие перспективы для путешествий в далекие страны, чтения книг в оригинале, карьерного роста и др. Язык можно изучать самостоятельно или при помощи различных обучающих тренингов, курсов, или с помощью преподавателя. Для закрепления иностранного языка следует много читать. Это не только повысит уровень владения иностранной речью, но и пополнит кругозор, разовьет фантазию, поспособствует более грамотному изложению мыслей. Читать нужно не только иностранную литературу, но и отечественные книги по самосовершенствованию.

Если есть возможность, то не пренебрегайте поездками в разные страны и города. Данный вид самосовершенствования является, наверное, одним из самых приятных. Путешествия помогут вам не только отдохнуть от обыденности и работы, но и узнать много нового о культуре, религии, народностях стран. А это способствует всестороннему развитию. Поэтому старайтесь радовать себя поездкой хотя бы раз в году.

Занимайтесь своим воспитанием. Создавайте для себя список важных дел и составляйте график их выполнения. Старайтесь вставать ежедневно в одно и то же время. На выходных не следует позволять себе спать более восьми часов. Ведь для извлечения максимума, очень важна организованность и собранность. Если вы склонны к лени, то нужно постепенно избавляться от этого вредного недуга. Запретите себе часами лежать на диване, бесконечно играть в компьютерные игры или смотреть развлекательные передачи по телевизору. Все хорошо в меру. Лучше потратьте время на просмотр теленовостей или на их чтение в интернете. Составьте свой личный график таким образом, чтобы у вас оставалось свободное время только вечером и всего пару часов перед сном. Спорт - это дорога к самосовершенствованию. Физические упражнения делают индивида счастливее. Однако они не обязательно должны быть активного характера, например, бег. Вполне достаточно будет заниматься регулярно йогой или пилатесом. Если вы решили заняться самосовершенствованием, но не знаете с чего начать, то пойдите на какие-нибудь курсы, например, по кулинарии или психологии. Помните, что новый день нам дается не просто так. Природой заложена в человека необходимость личностного роста и самосовершенствования. Узнавая каждый день что-нибудь новое, или овладевая новыми умениями, вы будете всегда ощущать себя счастливым, а унынию и скуки места в жизни не останется.

4. ПРОГРАММА САМОРАЗВИТИЯ

Программа саморазвития базируется на нескольких основных принципах. Первым принципом является образование. Оттачивайте свои навыки в том, что у вас получается хорошо. Однако также не забывайте о том, что у вас получается плохо. Такие навыки очень важно улучшать. Постарайтесь найти что-нибудь интересное в той области, где вы не очень сильны, тогда у вас появится больше мотиваций к получению знаний в данной области.

Следующим принципом является никогда не прекращать учиться. Можно быть уверенным, что в совершенстве владеете каким-нибудь, однако это далеко не так. Ведь мир не стоит на одном месте, он беспрерывно развивается также как и человечество. Всегда может найтись человек, который будет делать это лучше, чем вы. Поэтому любознательность и энтузиазм должны быть неизменными вашими спутниками на протяжении всего жизненного пути. Отдавайте предпочтение чтению книг, которые будут вас вдохновлять, мотивировать на «подвиги» и свершения. Сделайте все возможное, чтобы за вас говорили ваши поступки, а не слова. Так часто происходит, что у большинства людей слова расходятся с делом. Ведь сказать намного проще, чем сделать. Поэтому осознанно контролируйте себя и останавливайте, когда замечаете, что неосознанные поступки противоречат вашим собственным словам.

Проявляйте заботу о себе, которая заключается в физической активности, правильном рационе, крепком и полноценном сне, а также в сбалансированности умственного, физического и духовного развития. Все перечисленное будет способствовать налаживанию абсолютно всех аспектов жизни. Однако не стоит забывать и об отдыхе. Ведь даже супергероям иногда нужен отдых.

Поставьте себе цель, которая будет сильно вдохновлять вас и казаться чуточку невыполнимой. Старайтесь каждый день приближаться к ее реализации. Внесите в свою жизнь каплю разнообразия - определите цель, которая будет выходить за границы ваших привычных интересов.

Необходимо контролировать свои эмоции для изучения своего сознания. Каждый раз, когда ощущаете какую-либо эмоцию, нужно отдавать себе отчет, что она является следствием ваших мыслей. Поэтому необходимо выяснить, что стало причиной возникших эмоций. Такой самоанализ способствует осознанию качеств личности и свойств характера, о которых ранее вы могли и не подозревать. Когда вы информированы о собственных непроизвольных эмоциональных проявлениях, вы можете трансформировать свое восприятие обстоятельств и улучшить реакции на них, всего лишь поменяв мысли о них.

Старайтесь избегать негативно настроенного окружения. Помните, что вы можете неосознанно перенимать качества индивидов, с которыми часто проводите много времени. Поэтому отдавайте предпочтение общению с людьми, которые будут вдохновлять вас, вызывать улыбку и бросать вызовы.

Ключом к самосознанию является осмысление личностного бытия и ясности мышления посредством ведения записей в дневнике. Он нужен для записей различных идей, интересных мыслей, а не только ради сухой констатации событий, которые происходят ежедневно с вами.

Помните, что самосовершенствование должно происходить в различных направлениях. Так, например, физическое самосовершенствование неразрывно связано с личностным ростом и самосовершенствованием. Физическое самосовершенствование -- это работа над собственным телом, его силой, красотой, закаленностью, стойкостью и здоровьем.

Самые успешные бизнесмены - это не только выпускники престижных экономических или юридических факультетов, но и спортсмены, выпускники кафедр физического воспитания. Грамотная работа над собственным телом является трудом над совершенствованием своей личности.

К сожалению, многие люди в ежедневной погоне за материальным благополучием забывают о том, что духовное самосовершенствование играет очень важную роль для личностного роста и развития. Духовное самосовершенствование направлено на осознание правильного выбора направления жизненных принципов и целей.

Нравственное самосовершенствование заключается в адаптации к жизни, в гибкости при сохранении собственного внутреннего стержня. Первые понятия о нравственности закладываются еще в раннем детстве родителями, а затем педагогами. Однако этих знаний во взрослой жизни является недостаточно. Ведь жизнь часто подкидывает множество неожиданных сюрпризов. С целью нравственного самосовершенствования следует пытаться оценивать себя беспристрастно в разных жизненных ситуациях, читать серьезную литературу, заниматься самопознанием, посещать тренинги.

5. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ

Темпы современного прогрессивного развития несут за собой напряженность, трансформации и модернизации абсолютно во всех областях жизнедеятельности человека. Вследствие таких перемен особую актуальность и остроту приобретает проблема самосовершенствования во всех областях. Это связано с тем, что знания, которые были получены ранее, довольно быстро изживают себя. Ведь время всегда диктует свое. Еще в прошлом столетии профессиональные умения абсолютного большинства специалистов не менялись, так как темп жизни был более размеренным, поэтому и темпы трансформаций также отвечали ему. Индивиды практически не стремились к профессиональному росту и самосовершенствованию, так как жизнь этого не требовала.

Сегодня с использованием новейших научных достижений и технологий время требует подготовки высококвалифицированных и профессиональных специалистов, свободно владеющих знаниями, навыками, умениями, необходимыми для работы в выбранной сфере. Они должны быть конкурентоспособными специалистами, а не просто компетентными работниками. Настоящее время требует от каждого работающего индивида мобильности, творческой тяги и способности к использованию на практике ежедневно растущего потока информации. Этого невозможно добиться без самостоятельного настойчивого систематического профессионального самосовершенствования. Нынешние специалисты стремятся взять от жизни максимум за минимальные сроки. Поэтому такие сроки следует использовать более грамотно и с умом.

Скорость продвижения по карьерной лестнице напрямую зависит сегодня от того, насколько специалист способен обучаться и совершенствовать собственное профессиональное мастерство, а не столько от его усилий.

Поэтому в последние годы получили широкую востребованность различные корпоративные тренинги, которые направлены и на личностный рост, и на профессиональное совершенствование. Сегодня довольно часто люди старшего поколения, которым еще работать и работать, становятся практически непригодными для профессиональной реализации в социуме вследствие затрудненности адаптации к постоянно меняющимся условиям, освоения новых умения и взаимодействия с современным миром.

Тренинги профессионального самосовершенствования направлены на то, чтобы помочь желающим справиться именно с этой задачей. Заинтересованные в процветании компании работодатели включают в планы обязательное обучение сотрудников при помощи тренингов, повышение их квалификации. Они понимают, что это является важнейшим условием грамотного планирования людских ресурсов. Профессиональное самосовершенствование - это одно из направлений становления и развития личности в процессе ее жизненного пути.

6. СТРЕМЛЕНИЕ К САМОРАЗВИТИЮ

Цель самосовершенствования заключается, прежде всего, в познании себя и развитии определенных личностных качеств и свойств, реализации своего предназначения, стремлении возвыситься над самим собой.

В качестве одного из вероятных мотивов самосовершенствования можно выделить стремление индивида к личностному изменению, улучшению себя, которое носит название стремление к самосовершенствованию.

Социально определенная мотивационная готовность к свершениям, осознанная личностью, является стремлением. Т.е. стремление заключается не только в желании и потребности, побуждении к деятельности. Стремление можно отобразить в качестве некоторой формы проявления активности, объединяющей в себе два последовательных действия «хочу» и « могу», которые поддерживая друг друга, при этом плавно преобразуются друг в друга.

Личностное стремление подразумевает под собой направленность индивида на генерирование таких свершений, процесс реализации которых ощущается как наслаждение. Т.е. в этом случае, сама вероятность действия трансформируется в побудительную реакцию («могу» преобразуется в «хочу»). Удовлетворение желания действовать, несомненно, рождает рост потенциальных возможностей для свершения действий.

Стремление к самореализации является ведущей движущей силой сформированной личности, которая побуждает и придает направленности ее деятельности.

Ценностный и смысловой компоненты психологической культуры индивида обязательно содержит в себе такую составляющую, как стремление к самосовершенствованию.

Итак, ценностно-смысловой компонент личности может в качестве составных частей содержать в себе следующие виды стремлений: стремление к самосовершенствованию, понять себя, регулировать собственные поведенческие реакции и отношения соответственно гуманистическим общечеловеческим ценностям, к построению жизненной будущности и жизнетворчеству.

Отсюда следует, что стремление к самосовершенствованию - составная часть психологической культуры личности, которая представляет собой осознанную мотивацию и определяет поиск, выбор и направленность совершенствования субъектом собственных способностей и потенциала для наиболее эффективного существования в конкретных условиях среды. Стремление к самосовершенствованию в качестве осознанного мотива, которое характеризуется готовностью стать еще лучше, успешнее, не является неизменным состоянием, предоставленным индивиду от рождения. Стремление проходит определенную дорогу становления, видоизменения. Любой возрастной период характеризуется индивидуальными предпосылками развития и формами стремления.

Стремление к совершенству является основой любого развития и технологического прогресса, как в духовной сфере, так и в материальной области.

7. ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ И УСЛОВИЯ ЕГО РАЗВИТИЯ

Одной из весомых составных частей саморазвития является творчество.

Творчество - это деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не существовавшее. Оно связано со способностью человека нестандартно мыслить. Этим даром наделен каждый в большей или меньшей степени, поскольку творчество - это реализация неповторимости и уникальности человеческой личности. Любую деятельность можно назвать более или менее творческой.

В жизнедеятельности человека творчество выполняет следующие функции:

выступает механизмом решения жизненно важных задач, алгоритм решения которых человеку не известен;

реализует право личности на свободу;

является средством самоактуализации, самореализации и самосовершенствования личности.

Творческая активность возникает в условиях решения творческих задач, и любой человек на какое-то время может стать творцом.

Творческий человек с трудом "вписывается" в жизнь социальной группы, хотя он открыт для окружающих и пользуется определенной популярностью. Общепринятые ценности он принимает только в том случае, если они совпадают с его собственными. Этот человек любознателен и постоянно стремится оперировать знаниями из разных областей. Восприятие мира у таких людей постоянно обновляется. Творческим людям свойственны также способность к удивлению и восхищению, мечтательность.

Все дети - творческие личности, однако обучение в школе построено таким образом, что ребенок, как правило, превращается в разумного, консервативного и расчетливого взрослого конформиста со средними творческими способностями.

Сочетание способностей, которое создает основу для отличного выполнения сложной творческой деятельности, называется одаренностью.

Внутренне - психологические и физиологические критерии одаренности характеризуются развитостью, своеобразием протекания и проявления всех психических и нервно - физиологических процессов.

Глубина, ясность, неординарность теоретического или образного мышления; свобода речевого самовыражения; богатство творческого воображения; прочность и оперативность логической, зрительной, слуховой, эмоциональной, сенсорно - двигательной памяти; быстрота реакций, гибкость нервной и физической организации тела; интеллектуальная раскрепощенность.

Творческая деятельность делает нашу жизнь более привлекательной; на творчестве держится искусство; без него невозможен прогресс науки.

Исследователями установлено, что развитие творческого потенциала зависит от особенности воспитания и обучения, нежели от возраста, поэтому условия развития творческих возможностей чрезвычайно важно.

Воспитание творческих возможностей в ВУЗе должно базироваться на учете индивидуальных особенностей и применение индивидуальных методов работы. Это позволяет студентам комфортно выражать свои мысли и чувства.

Ученые также обнаружили, что творческие личности рассматривают свою работу, как любимое занятие. Они работают часами, движимые любопытством и деланием достичь поставленной цели. Люди, которые занимаются творчеством, как правило, усердные труженики.

М. Горький писал: "Нужно любить то, что делаешь, тогда труд возвышает до творчества". Таким образом, суть творчества - это труд, рожденный внутренним мотивом.

Мотивация - это процесс актуализации потребностей индивида, что приводит к напряжению в психике и к возникновению мотивов - внутренних побудителей к активной деятельности или поведению.

Если мотивация исходит от самого индивидуума, то она называется внутренней. Мотивация, которая обычно предлагается в школе и на работе, называется внешней мотивацией; она исходит от других в виде обещаний или денег.

Одним из внешних источников творческой мотивации является социальная фасилитация, то есть повышение скорости или продуктивности творческой деятельности вследствие воображаемого или реального присутствия других людей, выступающих в качестве соперников или наблюдателей. При этом среди творческих работников нередко встречается "белая" и "черная" зависть.

При "белой" зависти чужой успех оказывается для индивида стимулом творческой активности и стремления к соревнованию. "Черная" зависть подталкивает индивида к совершению враждебных действий по отношению к объекту зависти и оказывает деструктивное влияние на личность самого завидующего.

Для того чтобы стимулировать человека к творчеству, необходимо повысить его внутреннюю мотивацию. В большинстве учебных заведений и практически на всех производствах присутствует только внешняя мотивация - школьникам учителя ставят отметки, работникам выплачивается зарплата.

И все же в школе и на работе следует так организовать деятельность, чтобы она способствовала проявлению творчества. Нельзя считать человека способным ученым, великим писателем, не обладая знаниями и техническими навыками, необходимыми в данной области.

Внутренние источники творческой мотивации - это интеллектуальные и эстетические чувства, которые возникают в процессе творческой деятельности.

Любознательность, удивление, чувство нового, уверенность в правильном направлении поиска и сомнения при неудачах, чувство иронии и юмора - вот примеры интеллектуально-творческих чувств.

Л.Н. Толстой говорил, что писал только тогда, когда не был в состоянии противодействовать внутреннему влечению к сочинительству.

А.М. Горький отмечал: "На вопрос: почему я стал писать? - отвечаю: по силе давления на меня томительно бедной жизни и потому, что не писать я не мог".

Значит, единство творческой мотивации проявляется в самом факте существования и развития потребности человека в самоактуализации, самореализации и самосовершенствовании.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Саморазвитие - непрерывный процесс, в котором под влиянием определенных мотивов ставятся и достигаются конкретные цели посредством изменения собственной деятельности, поведения или посредством изменения себя, используя формы самоутверждения, самосовершенствования, самоактуализации.

Процесс саморазвития сопряжен и с определенными трудностями, которые осознанно или неосознанно воспринимаются личностью как барьеры саморазвития. Таких барьеров много, одни из них человек может преодолеть самостоятельно, если у него есть на это достаточно мотивации и воли, другие - лишь с помощью значимых людей, которые возьмут на себя ответственную роль, миссию по тактичному руководству саморазвитием человека.

С точки зрения современной психологии, в основе процесса саморазвития лежит внутренний механизм преодоления противоречия между наличным уровнем личностного роста и некоторым воображаемым его состоянием. Цель самосовершенствования недостижима никогда, она убегает постоянно, как линия горизонта.

Поэтому предела саморазвития личности не существует.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1 Основы психологии и педагогики: учебное пособие / И.И. Заяц, Н.А. Корминова, Ю.П. Козловская - Минск: БГЭУ, 2006. - 153 с.

2 Современный словарь по педагогике / Е.С. Рапацевич. - Минск: Современное слово, 2001. - 928 с.

3 Педагогика и практическая психология / Н.В. Басова - Ростов на Дону: Феникс, 2000. - 416 c.

4 Основы психологии и педагогики: ответы на экзаменационные вопросы: учебное пособие / Г. Ф. Вечорко - Минск: ТетраСистемс, 2007. - 160 с.

5 Профессионально-творческое саморазвитие личности: сущность и технология / И.А. Шаршов - Москва: издательство Тамб. гос. ун-та, 2003.- 145 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Теории саморазвития личности. Сущность понятия "Я - концепция". Понятие, история возникновения неформальных молодежных объединений, их существенное влияние на поведение подростков. Особенности саморазвития личности в условиях молодежных объединений.

    курсовая работа , добавлен 11.11.2011

    Понятие самоопределения как важного этапа саморазвития человека. Характеристика стратегии развития человека на основании исследований ученых и мудрецов Востока и Запада, стремящихся к развитию личности в рамках схемы, названной "спектром сознания".

    контрольная работа , добавлен 06.05.2011

    Способы саморазвития и самосовершенствования компетентной и конкурентоспособной личности, ее характеристики. Важнейшее условие достижения высокого уровня профессионализма - личностный рост специалиста. Функции творчества в жизнедеятельности человека.

    контрольная работа , добавлен 09.04.2009

    Исторические и теоретические аспекты социально-культурной анимации. Роль социально-культурной анимации в формировании личности. Технологии анимационной деятельности и саморазвития личности. Содержание, формы и методы социально-культурной анимации.

    дипломная работа , добавлен 23.04.2012

    Выявление педагогических условий профессионального роста педагога. Исследование концепций профессионального становления его личности. Внешние и внутренние источники активности профессионального саморазвития. Развитие творческой индивидуальности.

    курсовая работа , добавлен 28.11.2009

    Особенности воображения на ранних стадиях онтогенеза. Ранние поведенческие проявления, единство материальной и словесной форм, механизмы саморазвития воображения. Сензитивный период развития. Методология творческого художественного конструирования.

    курсовая работа , добавлен 22.11.2012

    Соотношение понятий "человек", "индивид", "индивидуальность", "личность". Разделение мотивации на внешнюю и внутреннюю. Личность, как активная жизненная позиция. Процесс саморазвития как сущностная форма бытия. Личность, как социализированный индивид.

    контрольная работа , добавлен 24.04.2009

    Сущность и виды мотивации. Профессиональное становление личности. Динамика развития и пути эффективного влияния на мотивацию профессионального самосовершенствования студента. Профессиональное самопознание как мотиватор профессионального роста студентов.

    дипломная работа , добавлен 23.06.2010

    Понятие стресса, его виды. Творческий потенциал личности, его составляющие и способы развития. Причины стресса в подростковом возрасте. Исследование и сравнение наличия стрессового состояния подростка с уровнем развития его творческого потенциала.

    курсовая работа , добавлен 13.11.2016

    Тренинг как совокупность активных методов практической психологии, которые используются с целью формирования навыков саморазвития. Методы развития способностей к обучению и овладению сложными видами деятельности. Групповая динамика и этапы работы группы.