Меню
Бесплатно
Главная  /  Виды пигментных пятен  /  Юридические услуги. О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц 223 федеральный закон о закупках

Юридические услуги. О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц 223 федеральный закон о закупках

В 2011 году Госдумой Российской Федерации был утвержден федеральный закон, регулирующий закупки товаров, работ и других видов услуг юридическими лицами. Данный законодательный акт получил номер 223-фз и начал действовать с 2012 года. Смысл принятого закона заключается в регламентации порядка проведения покупок разнообразных товаров и услуг юридическими организациями определенных категорий.

223-фз о закупках, в отличие от 44-ФЗ, дает юридическим лицам определенную свободу в условиях проведения тендеров и выборе вариантов закупок. Данный закон направлен на развитие тендерной системы, поддержку малых предприятий, искоренение коррупционных схем и вывод новых игроков на рынок госзакупок.

Скачайте текст федерального закона 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» с последними изменениями и комментариями .

Основополагающие цели принятия закона 223-ФЗ

Данное законодательное решение обладает принципиальными особенностями, направленными на успешную регуляцию и мониторинг закупок. Ключевыми целями закона можно назвать:

  • Полную прозрачность закупок по 223-фз. Согласно данному принципу вся информация, включая цены и продавца, должна быть открыта и общедоступна.
  • Высокоэффективное и экономически обоснованное расходование финансовых средств. Принцип ограничивает ценовой диапазон покупок и не дает закупать товары или услуги у одного поставщика по заведомо завышенной цене.
  • Возможность участия в закупке физических лиц, индивидуальных предпринимателей и любых юридических организаций. Подобная особенность развязывает руки мелким предприятиям, которые раньше практически не могли участвовать в поставках товаров и услуг для крупных корпораций.
  • Полное равноправие и непредвзятость по отношению ко всем участникам закупочных мероприятий.

Принципы 223-фз в значительной степени улучшили положение небольших предприятий. Кроме этого, благодаря данному закону удалось добиться прозрачности всех операций и произвести диверсификацию поставщиков.

Структура федерального закона № 223

Закон, регулирующий закупки товаров и услуг между определенными видами юридических лиц, имеет 8 основных статей:

  1. Статья № 1 223-фз описывает цели, которые планируется достичь при помощи принятия данного закона.
  2. Статья № 2 содержит правовое обоснование проведения закупочных мероприятий.
  3. В статье № 3 описаны ключевые принципы и положения, касающиеся закупки товаров и услуг.
  4. Подпункт № 3.1 223-фз РФ поясняет тонкости проведения закупок юрлицами, при осуществлении инвестиционных проектов с поддержкой от государства.
  5. Статья № 3.2 проливает свет на понятие конкурентная закупка.
  6. Пункты № 3.3 и № 3.4 описывают порядок работы электронной площадки для осуществления закупочных сделок.
  7. Статья № 3.5 223-фз вносит ясность в требования к конкурентной закупке закрытым методом.
  8. Подпункт 3.6 оговаривает требования к осуществлению покупки у единственного поставщика.
  9. Статья № 4 обуславливает информационное обеспечения закупочных процессов и перечень необходимой документации.
  10. Статья № 4.1, введенная в 2013 году, регулирует реестр допустимых договоров по 223-фз.
  11. Статья № 5 обуславливает введение специального реестра недобросовестных поставщиков. Такой инструмент направлен сбор данных об организациях, которые уклоняются от заключения контрактов. Кроме этого в реестр недобросовестных поставщиков по 223-фз может попасть компания, договор с которой был расторгнут в судебном порядке в связи с грубыми нарушениями условий договора.
  12. Статья № 5.1 предполагает проведение оценки соответствия закупочных планов и вносимых изменений.
  13. Статья № 6 гарантирует соблюдение требований федерального закона №223.
  14. Статья № 6.1 регулирует контроль закупочной деятельности соответствующими ведомствами.
  15. Статья № 7 оговаривает ответственность за нарушение требований законодательства.
  16. Статья № 8 описывает особенности вступления закона в силу.

Закон 223-фз: кого это касается

Законодательный документ определяет деятельность следующих групп юридических лиц:

Государственные корпорация и объекты естественных монополий с государственной долей участия более 50%.

Предприятия-дочки вышеназванных предприятий.

Бюджетные организации покупающие товары и услуги за счет финансовых грантов, своих средств или путем привлечения третьих лиц.

Исключением, выходящим за рамки регулирования 223-фз, является купля и продажа ценных бумаг, драгметаллов и прочего.

Сравнение особенностей 44 фз и 223-фз

Для удобства сравнения двух похожих законов можно составить следующую таблицу:

Критерий сравнения Федеральный закон №44 Федеральный закон 223-фз
Кто может выступать заказчиком и поставщиком. Все бюджетные организации могут выступать заказчиками. Поставщиками могут стать ИП, физические и юридические лица. Заказчиком выступают компании, доля участия государства в которых 50 и более процентов, бюджетные организации, организующие собственные тендеры, без привлечения государственных денег. Поставщики – ИП, физлица и юрлица.
Разрешенные способы проведения закупочных мероприятий. Закон позволяет выполнять закупки при помощи: конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений. Имеется возможность заключения договора на поставки с единственным поставщиком. Проведение закупок осуществляется по аукциону либо конкурсу. Это могут быть как закрытые, так и открытые формы закупочных мероприятий. Допускаются также конкурсы с ограниченным участием и запрос котировок. Покупатель сам имеет право выбрать подходящий способ. Закон позволяет производить неконкурентные покупки при условии обязательного обоснования выбора. Единственный поставщик по 223-фз возможен только в виде исключения.
Условия выполнения соглашений. 44-ФЗ требует обязательное обеспечение исполнения контрактных обязательств. Кроме этого, согласно закону в случае, если стоимость работ превышает 50 000 000 рублей стоимость обеспечения должна составлять от 30% до 50% от общей суммы. Если договор с поставщиком составлен на меньшую сумму, то затраты на обеспечения составят от 5% до 30%. По 223-фз, все решения касающиеся суммы обеспечения и других моментов принимаются непосредственно заказчиком.
Возможность внесения правок или полного расторжения контракта. Нет возможности вносить значительные изменения в договор после его подписания сторонами. Расторжение контракта возможно на условиях, описанных в конкурсной документации. Договор по 223-фз может претерпевать любые изменения при условии обязательного указания данной особенности в положениях о закупке.
Антидемпинговые санкции. Статьи 37 закона №44 предусматривает обязательное применение противодемпинговых мер. Антидемпинговые меры не предусмотрены в тексте закона 223-фз, однако они могут быть введены по усмотрению заказчика.
Возможность обжалований действий заказчика. Оформленная жалоба передаются в ФАС. После этого в течение двух дней происходит ее публикация на сайте закупок и последующее рассмотрение специалистами службы в течение пяти рабочих дней. Подобному правилу подчиняются абсолютно всех закупки, выполняемые по 44 ФЗ. Имеется возможность размещения жалобы в ФАС, однако для этого подобная особенность должна быть оговорена в контракте.

Таким образом, ключевыми отличиями федерального закона 223-фз являются:

  • Возможность самостоятельной разработки положения о покупках и проведения торгов по усмотрению заказчика.
  • Отсутствие необходимости профильного образования по 223-фз и знания основ закона для проведения закупочных операций.
  • Право на использование обширного перечня торговых площадок.

Банковские гарантии, предусмотренные статьей 223

Банковская гарантия по 223-фз может быть трех различных видов:

  1. Гарантия, выдающаяся поставщику, изъявившему желание принять участие в аукционе или конкурсе. Данная гарантия производит обеспечение заявки участника.
  2. Банковская гарантия на возмещение авансового платежа.
  3. Гарантия, обеспечивающая выполнения условий договора по государственным закупкам.

Ключевые требования к банковским гарантиям по 223-фз

Согласно тексту федерального закона 223-фз все банковские гарантии должны быть:

  1. Безотзывными.
  2. С определенным сроком действия.
  3. С обязательным подтверждением или отклонением в течение трех рабочих дней.
  4. Содержащими полную информацию о выплатах в случае невыполнения поставщиком условий контракта.
  5. С оговоренными обязательствами обеих сторон участвующих в сделке.

Размер гарантированных средств по 223-фз

Сумма, предоставляемая под банковские гарантии, является индивидуальной в каждом отдельном случае.

В соответствии с законом 223-фз, банковские гарантии не могут превышать 10% от общего показателя капитала банка.

Ключевыми факторами, влияющими на стоимость гарантий, выступают сроки предоставления и наличие или отсутствие необходимого обеспечения.

Как правило, для снижения стоимости банковских гарантий можно открыть счет в банке и предоставить залог в виде векселей или депозитов.

Порядок организации закупочных мероприятий в рамках 223-ФЗ

Для осуществления закупок по закону 223-фз нужно сделать следующие шаги:

  1. Оформление цифровой подписи.
  2. Прохождение регистрации на официальном сайте государственных услуг.
  3. Регистрация на сайте о закупках, находящимся по адресу zakupki.gov.ru
  4. Составление положений о закупках.
  5. Осмысление, составление и размещение документации плана проведения закупок.
  6. Полная настройка личного профиля на сайте государственных закупок.
  7. Предоставление документации всем задействованным сторонам.
  8. Проведение конкурса.
  9. Заключение контракта с победителем.

Внешний вид личного кабинета на сайте zakupki.gov.ru показан на рисунке ниже:

Тонкости заполнения положения о закупках по 223-фз

Положение по 223-фз в обязательном порядке содержит следующую информацию:

  • необходимые способы осуществления закупочных мероприятий;
  • предполагаемые порядки проведения торгов;
  • способы отбора актуальных поставщиков;
  • предполагаемые сроки выполнения контракта и перечисления денежных средств;
  • порядок подписания контракта между сторонами;
  • особенности приема и оплаты предоставленных работ;
  • возможные штрафные санкции;
  • способы разрешения спорных ситуаций.

С 01 октября 2018 года для участия в торгах на любой электронной торговой площадке, утвержденной для проведения закупок в рамках 44-ФЗ, необходимо иметь специальный счет в уполномоченном банке. Ознакомьтесь с предложениями банков по спец счетам и банковским гарантиям

Исключения

Закон 223-фз разрешает не располагать все информацию о закупках в единой информационной системе в следующих случаях:

  • договор связан с государственной тайной;
  • контрактом предполагается выполнение закупочных мероприятий на сумму до 100 000 рублей;
  • предмет договора относится к специальному перечню, описанному в рамках распоряжения правительства под номером 2027-р.

Последняя редакция 223-фз 2018 позволяет не разглашать информацию, касающуюся перехода прав на недвижимость и определенных финансовых услуг. Так, теперь, согласно 223-ФЗ, необязательно подавать данные в единую информационную систему о привлечении финансов от физических лиц, получении кредитных средств и т.д.

Сроки по 223-фз

Ключевые сроки, которыми оперирует федеральный закон 223-фз удобнее всего разместить в таблице:

Вид документации Срок подачи Соответствующая ссылка на закон
Статья Часть
Положение о предполагаемых покупках До пятнадцати дней с момента подписания. 4 1
Внесенные изменения в первоначальный документ. До пятнадцати дней с даты утверждения. 4 1
Подача информации о проведении закупочных мероприятий. В случае аукциона или конкурса: минимум двадцать суток с момента завершения периода подачи заявок. При иных методах закупок сроки регулируются в соответствии с положением заказчика. 3 2
Скорректированное извещение. С течение трех дней. 4 11
Данные о необходимых покупках. Подается вместе с извещением. 3 2
Толкование особенностей договора. В течение трех суток с момента запроса. 4 11
Утвержденные протоколы о финишировании определенного этапа закупочных мероприятий. Не более трех суток после подписи. 4 12
Конечный протокол. На протяжении трех дней с момента его составления. 4 12
Подписанный контракт. Не более трех суток с момента визирования обеими сторонами. 4.1 2
Изменения в договор. До десяти дней с момента принятия решения. 4.1 2
Отчет. До десятого числа следующего за отчетным месяца 4 19

Обратите внимание! В случае возникновения технических неисправностей во время публикации документов в ЕИС, сроки подачи документов сдвигаются на один рабочий день с момента решения техпроблем.

Ключевые изменения 223-фз о закупках 2018

В конце прошлого года Государственная Дума приняла ряд поправок к федеральному закону 223-ФЗ. Эти изменения коснулись, в первую очередь, поставщиков и электронных торговых площадок. Среди основных правок закона можно выделить:

  • Перевод всех закупок в электронную форму. Исключения составляют покупки, предусмотренные положениями о закупках.
  • Необходимость создания специальных финансовых счетов для обеспечения заявки на участие. Открытие счета проводится компанией-поставщиком в одном из перечисленных банков. Полный перечень разрешенных финансовых учреждений утверждается правительством РФ.
  • Вывод взаимозависимых предприятий из-под действия закона 223-ФЗ. Теперь заказчики имеют возможность производить покупки у единственного поставщика при определенных условиях.
  • Предоставление возможности дочерним организациям присоединяться к закупочным мероприятиям материнской компании.
  • При покупке определенного товара заказчик обязуется использовать слова или эквивалент. Такое нововведение исключает покупку определенного товара с конкретным товарным знаком.
  • Невозможность отмены закупки после окончания срока подачи заявок.
  • Создание заказчиков специализированной комиссии для проверки конкурентности закупки.
  • Изменение сроков подачи извещений. Теперь извещение о проведении конкурса по 223-ФЗ и аукциона оглашается за пятнадцать дней до окончания приема заявок. Информация о запросе котировок должна быть опубликована за пять дней, а извещение о проведении запроса предложений — за семь дней до окончания периода приема заявок.
  • Невозможность осуществления запросов о внесении обеспечения заявки, если сумма сделки менее 5 000 000 рублей. При сумме закупок более 5 000 000 обеспечение заявки может быть не более 5%.
  • Организаторы закупочных мероприятий получили возможность использовать внутренние сервисы, которые смогут синхронизироваться с единой информационной системой. Такое нововведение будет полезно крупным заказчикам, которым теперь достаточно просто внести всю информацию во внутреннюю систему, и она будет автоматически опубликована в ЕИС.

Более полный перечень ключевых изменений 2018 года можно узнать, изучив 223-фз с последними изменениями который доступен по ссылке:

Изменения в 223-ФЗ для малых и средних предприятий

Начиная с 2018 года объекты малого и среднего бизнеса смогут участвовать в закупках со следующими условиями:

  • Проведение всех закупок исключительно в электронной форме.
  • Регистрация сделки доступна лишь на шести федеральных торговых площадках.
  • Денежные средства, обеспечивающие заявку, должны быть поданы на специально оформленный банковский счет.
  • Участники 223-фз, победившие в конкурсе, составляют электронный договор на специальной площадке. Бумажный договор упразднён.

Изменения в системе подачи жалоб по 223-ФЗ

До 2018 года жалоба в фас по 223-фз производилась примерно по следующему сценарию:

  • Поставщик жаловался в ФАС по 223-фз.
  • ФАС анализировал жалобу и выносил решение.
  • Заказчик обращался в судебные органы.
  • Суд выносил вердикт в пользу заказчика.

После осуществления правок появился ограниченный перечень оснований для оформления жалоб. Теперь пожаловаться в ФАС можно если:

  • Заказчик производит закупку с грубыми нарушениями норм 223-фз или собственного положения о закупках.
  • Заказчик не произвел публикацию необходимой информации в единую информационную систему. Поводом может служить отсутствие в ЕИС Положения о закупках, документов описывающих конкретную процедуру и так далее.
  • К поставщику по 223-ФЗ предъявляются требования, которые не были оговорены в документации на закупку.
  • Заказчик не опубликовал в ЕИС полную информацию, касающуюся годового объема закупок у МСП.

Изменения в процессе обжалования по 223-ФЗ

До 2018 года жалоба в ФАС становилась поводом организации антимонопольной проверки всей организации. Например, при подаче жалобы на положения о техдокументации, ФАС производила проверку и других документов. Даже если антимонопольная служба не смогла найти нарушений в техдокументации, но нашла нарушение в, например, в планах закупок, то предписание все равно выносилось.

В связи с появлением части 13 статьи 3 закона №223 рассмотрение жалобы будет ограниченно доводами, которые в ней содержатся. То есть, теперь ФАС, при обнаружении нарушений несвязанных с жалобой, не будет иметь права производить по ним предписания.

Реестр недобросовестных поставщиков

Реестр недобросовестных поставщиков – это список организаций, которые нарушили ключевые аспекты закона 223-ФЗ или закона №44. Львиная доля всех заказчиков работает исключительно с организациями, незанесенными в реестр.

Среди основных причин, по которым организацию могут определить в список штрафников можно отметить:

  • Уклонение от подписания контракта или отказ от выполнения условий договора.
  • Обращение заказчиком в суд, при несоблюдении поставщиком основных пунктов договора.
  • Грубые нарушения поставщиком условий договора, влекущие за собой отказ от выполнения контракта со стороны заказчика.

Полный перечень организаций, входящих в реестр недобросовестных поставщиков можно найти на сайте http://www.zakupki.gov.ru/epz/dishonestsupplier/quicksearch/search.html .

Как видно из скриншота сайт, посвященный госзакупкам, располагает удобным поиском. При составлении договоров с организациями заказчикам рекомендуется проверить своего контрагента по данному списку, чтобы убедиться в его надежности. Если при поиске вдруг обнаружится, что партнер находится среди недобросовестных поставщиков по 223-фз, то, возможно, следует поискать другую организацию для проведения закупок.

Информация, содержащаяся в реестре

После принятия контролирующим органом решения о внесении организации в реестр недобросовестных поставщиков публикуются следующие сведения:

  • Название юридического лица либо полное имя, фамилия и отчество физического лица.
  • Информация о месте расположения юрлица или о месте жительства физлица.
  • Идентификационный номер налогоплательщика.
  • Данные о дате проведения сделки либо дата признания сделки несостоявшейся.
  • Информация о контракте, включающая наименования товаров, классификационный код, валюту проведения сделки, стоимость и сроки исполнения договора.
  • Дата разрыва договора с указанием соответствующей причины.

Таким образом можно сделать вывод, что исполнение договора по 223-фз – это необходимость. При грубых нарушениях условий контракта организация или физическое лицо рискует попасть в реестр недобросовестных поставщиков и надолго покинуть рынок государственных закупок.

Выход из реестра

На текущий момент единственный способ быстро выйти из реестра недобросовестных поставщиков – это обжалование решения ФАС в суде. Судебная практика имеет огромное количество случаев, когда организация смогла успешно доказать свою правоту, быстро вышла из реестра и успешно продолжила участвовать в закупочных мероприятиях.

Во всех остальных случаях организации, попавшие в реестр недобросовестных поставщиков, автоматически покинут списки неблагонадежных компаний через два года с момента занесения в реестр.

Итоги

Фз 223 о госзакупках регламентирует порядок проведения закупочной деятельности отдельными видами юридических лиц. Ключевыми особенностями данного закона 223-ФЗ стали прозрачность производимых сделок, эффективное расходование финансовых средств и возможность участия всех субъектов предпринимательской деятельности в конкурсах, тендерах.

Федеральный закон под номером 223 – это отличная возможность для небольших предприятий поучаствовать в закупках крупных корпораций. Относительно простые правила участия в конкурсах и несложная система подачи электронных заявок позволяет с легкостью побороться за поставку товаров или услуг.

10.01.2018

В рамках прошедшего вебинара нам удалось рассмотреть только часть изменений в 223-ФЗ, применять которые нужно с начала этого года.

И об этих нововведениях будем подробно говорить в ходе дистанционного курса обучения закупкам в соответствии с 223-ФЗ: «Организация закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ» 
(с учетом новой редакции № 223-ФЗ). Подготовьтесь заранее чтобы успеть подкорректировать ваш закупочный процесс.

Часть 1. Изменения в 223-ФЗ в 2018 году


В конце 2017 года было принято сразу четыре федеральных закона о внесении изменений в закон № 223-ФЗ:

  • Федеральный закон от 29.12.2017 № 470-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 31.12.2017 № 481-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 31.12.2017 № 496-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;
  • Федеральный закон от 31.12.2017 № 505-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Кроме того, с нового года вступают в силу два постановления Правительства РФ о поддержке субъектов МСП:

­
  • постановление Правительства РФ от 15.11.2017 № 1383;
  • ­постановление Правительства РФ от 19.08.2016 № 819.

Основным законом, который вносит изменения в закон № 223-ФЗ, является Федеральный закон от 31.12.2017 № 505-ФЗ. Данный закон является новым этапом реформы 223-ФЗ. Основная часть норм вступит в силу с 1 июля 2018 года.

Особое внимание следует обратить на часть 3 статьи 4 закона № 505-ФЗ, согласно которой положения о закупках должны быть приведены в соответствие с требованиями новой редакции закона о закупках отдельными видами юридических лиц не позднее 1 января 2019 года. Это означает, что до 2 января 2019 года заказчики могут применять в закупочной деятельности действующую редакцию закона № 223-ФЗ и своих положений о закупках. Извещение о проведении закупки в течение этого срока также можно будет осуществлять по старым правилам, пока не будет утверждена новая редакция положения о закупке.

Поскольку эти нововведения еще не актуальны, рассмотрим подробнее уже вступившие в силу изменения.

I. Исключения из сферы действия 223-ФЗ

Во-первых, расширен перечень исключений из 223-ФЗ: в части 4 статьи 1 Закона о закупках появились новые пункты 8, 12, 13, 14, которые вступили в силу с 31 декабря 2017 года. Во-вторых, внесены изменения в пункт 9 части 4 статьи 1; новая редакция вступила в силу с 9 января 2018 года. Пункты 8, 12, 13, 14 части 4 статьи 1 закона № 223-ФЗ применимы по отношению к крупным государственным компаниям и госкорпорациям.

Статья 1 Закона № 223-ФЗ о закупках:

4. Настоящий Федеральный закон не регулирует отношения, связанные с:

8) заключением и исполнением договоров в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, являющихся обязательными для участников рынка обращения

электрической энергии и (или) мощности;

9) осуществлением кредитной организацией и государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» лизинговых операций и межбанковских операций, в том числе с иностранными банками;

12) исполнением заказчиком заключенного с иностранным юридическим лицом договора, предметом которого являются поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг за пределами Российской Федерации;

13) осуществлением заказчиком закупок товаров, работ, услуг у юридических лиц, которые признаются взаимозависимыми с ним лицами в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и перечень которых определен правовыми актами, предусмотренными частью 1 статьи 2 настоящего Федерального закона и регламентирующими правила закупок. В таких правовых актах указывается обоснование включения в указанный перечень каждого юридического лица в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации;

14) закупкой товаров, работ, услуг юридическим лицом, зарегистрированным на территории иностранного государства, в целях осуществления своей деятельности на территории иностранного государства.

Однако есть одно изменение, которое касается практически всех заказчиков по 223-ФЗ.

Важно!

Пункт 8 части 4 статьи 1 исключает из-под действия закона отношения, связанные с заключением и исполнением договоров в соответствии с законодательством РФ об электроэнергетике, являющихся обязательными для участников рынка обращения электрической энергии и (или) мощности.

Этот пункт распространяется на каждого заказчика, у которого есть взаимоотношения с гарантирующим поставщиком электрической энергии по договору энергоснабжения или договору купили-продажи электрической энергии.

Почему появилась эта норма?

По всей видимости, при разработке закона стояла цель избавить определенных крупных заказчиков от необходимости регистрировать договоры участников оптового рынка электроэнергетики в Единой информационной системе. Но в тексте закона была применена очень неудачная формулировка, и в результате получилось, что новая норма распространяется не только на участников оптового рынка электроэнергетики, но и на участников розничных рынков. А участниками розничных рынков электроэнергетики являются все заказчики, имеющие договоры с гарантирующими поставщиками электрической энергии.

Дело в том, что в соответствии Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии (утверждены постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 г. № 442) гарантирующий поставщик обязан заключить договор энергоснабжения (купли-продажи электрической энергии) с любым обратившимся к нему потребителем.

Что это означает?

В результате этой неточности в тексте закона получается, что практически все договоры поставки электрической энергии и договоры энергоснабжения с гарантирующими поставщиками выведены из-под действия 223-ФЗ. Соответственно, с 31 декабря 2017 года закон № 223-ФЗ не распространяется на эти отношения, а такие договоры не подлежат включению в планы закупки, не регистрируются в ЕИС и так далее. Для заказчиков по 223-ФЗ это значительно упрощает заключение и исполнение договоров с гарантирующими поставщиками электроэнергии.

II. Закупки для коммерческого использования

В часть 1 статьи 3 закона № 223-ФЗ внесены уточняющие изменения о том, что теперь действие закона распространяется на закупки, связанные с коммерческим использованием товаров, работ, услуг. Эта норма вступила в силу с 31 декабря 2017 года и носит чисто технический характер.

Дело в том, что некоторые заказчики пытались вывести эти закупки из-под действия 223-ФЗ, аргументируя свою позицию тем, что закупки товары, работ и услуг для целей коммерческого использования входят в сферу закона. Теперь если заказчик, закупая товары, работы, услуги для коммерческого использования, хочет вывести такие закупки из-под 223-ФЗ, у него есть два варианта:

  1. осуществление закупок через так называемых взаимозависимых юридических лиц;
  2. включение таких закупок в перечень случаев закупки у единственного поставщика.

Что такое закупки через взаимозависящих юридических лиц?

Пункт 13 части 4 статьи 1 закона № 223-ФЗ выводит из-под действия закона отношения, связанные с осуществлением закупок через взаимозависимых с заказчиком юридических лиц, перечень которых указан в положении о закупке.

Взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно:

1) одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20 процентов. Доля косвенного участия одной организации в другой через последовательность иных организаций определяется в виде произведения долей непосредственного участия организаций этой последовательности одна в другой (пп. 1 п. 1 ст. 20 НК РФ).

То есть речь идет об аффилированных юридических лицах.

Также понятие взаимозависимых лиц содержится в п. 2 статьи 105.1 НК РФ.

Существует мнение, что заказчики будут активно использовать данное положение для ухода от положений 223-ФЗ. Однако спикер не может согласиться с этим утверждением, поскольку с точки зрения налогового законодательства для большинства заказчиков в таких действиях нет никакого смысла, так как совершение сделок между взаимозависимыми лицами во многих случаях влечет налоговый контроль, предусмотренный главой 14.5 Налогового кодекса РФ (статьи 105.17, 105.18).

Основное изменение, на которое следует обратить внимание всем заказчикам по 223-ФЗ, — это изъятие из-под действия закона договоров энергоснабжения и купли-продажи электроэнергии с гарантирующими поставщиками. Такие закупки теперь не относятся ни к 223-ФЗ, ни к 44-ФЗ, а проводятся в рамках обычного договора и нигде не учитываются.

Часть 2. Изменения в работе в ЕИС в 2018 году


Следующий большой блок изменений касается порядка размещения информации в единой информационной системе в сфере закупок.

I. Информация, которую заказчики вправе не размещать в ЕИС

Во-первых, в новой редакции закона часть 15 статьи 4 устанавливает перечень информации, которую заказчики вправе не размещать в ЕИС. Норма вступила в силу с 31 декабря 2017 года. Существует ряд случаев, когда заказчики вправе не размещать информацию о закупках в ЕИС. Теперь наряду со сведениями о закупках, стоимость которых не превышает 100/500 тыс. рублей, заказчики могут также не размещать в единой информационной системе сведения:

  1. о закупках ряда финансовых услуг, которые перечислены в законе (п. 2 ч. 15 ст. 4 ФЗ-223): ­
    • услуги по привлечению во вклады (включая размещение депозитных вкладов) денежных средств организаций;
    • ­предоставление кредитов и займов;
    • ­услуги по выдаче банковских гарантий и поручительств;
    • ­услуги по открытию и ведению счетов, включая аккредитивы;
    • ­брокерские услуги;
    • ­услуги депозитариев.
  2. о закупках услуг по доверительному управлению имуществом (п. 2 ч. 15 ст. 4 ФЗ-223);
  3. о закупках, связанным с заключением и исполнением договора купли-продажи, аренды (субаренды), договора доверительного управления государственным или муниципальным имуществом (п. 3 ч. 15 ст. 4 ФЗ-223);
  4. о закупках, связанных с заключением и исполнением любых договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении недвижимого имущества (договоры купли-продажи, аренды, субаренды недвижимого имущества и пр.) (п. 3 ч. 15 ст. 4 ФЗ-223).

Договоры, которые есть у любой организации — это договоры на расчетно-кассовое обслуживание. Теперь информацию о таких договорах заказчики могут не размещать в ЕИС (то есть не показывать такие закупки ни в планах закупки, ни в реестре договоров). У большинства заказчиков есть также договоры аренды недвижимого имущества. В отчетности об общем количестве и стоимости заключенных договоров такие закупки следует указывать, но информацию о самой закупке (извещение, документацию, протокол) размещать в ЕИС не нужно. Такое нововведение существенно облегчает закупочную деятельность обычных заказчиков. Норма не распространяется на договоры, заключенные до 31 декабря 2017 года.

II. Информация, не подлежащая размещению в ЕИС

Часть 16 статьи 4 закона № 223-ФЗ дополнена пунктами 3 и 4, которые вступили в силу с 31 декабря 2017 года и расширяют полномочия Правительства РФ в части определения информации, не подлежащей размещению в ЕИС.

Статья 4 Закона № 223-ФЗ о закупках:

16. Правительство Российской Федерации вправе определить:

3) перечень оснований неразмещения в единой информационной системе информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым заключен договор;

4) перечни и (или) группы товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются конкретными заказчиками, сведения о закупке которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению в единой информационной системе.

В феврале 2018 года Россию ожидают очередные санкции со стороны США и ряда других западных государств, под которые попадут и некоторые крупнейшие российские заказчики по 223-ФЗ. Правительство РФ, очевидно, вводит дополнительные меры для того, чтобы такие заказчики могли не размещать информацию о закупках и контрагентах, которые в противном случае могут также попасть под санкции. Большинства заказчиков эта норма не коснется.

III. Перечень документов, размещаемых в ЕИС

Перечень документов, размещаемых в ЕИС, дополнен решениями о присоединении к положению о закупке, о присоединении к изменениям в положение о закупке органов управления дочерних хозяйственных обществ. Нормы закреплены в частях 4 и 5 статьи 2 закона № 223-ФЗ и вступили в силу с 31 декабря 2017 года.

Данными поправками легализована практика, которая существует в ряде крупных государственных компаний и корпораций, когда дочерние организации присоединяются к положению о закупке головной организации или материнской компании.

Обратите внимание. Теперь в ЕИС размещается не само положение о закупке, утвержденное органом правления дочерней организации, а решение о присоединении к положению о закупке или решение о присоединении к изменениям в положение о закупке. Срок на размещение решения органа управления дочерней организацией в ЕИС составляет 15 календарных дней со дня его принятия.

Часть 3. Новый порядок обжалования закупок по 223-ФЗ в 2018 году

I. Перечень оснований для административного обжалования

С 31 декабря 2017 года расширен перечень оснований для административного обжалования действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению закупок в ФАС России, а также круг лиц, которые могут подавать такие жалобы.

Было

В прошлом году Президиум Верховного суда РФ сформулировал правовую позицию, согласно которой жаловаться на действия заказчика можно только по тем основаниям, которые указаны в части 10 статьи 3 закона № 223-ФЗ. Соответственно, до 31 декабря 2017 года действовал ограниченный перечень случаев обжалования действия (бездействия) заказчиков, что позволяло отменять большую часть решений антимонопольных органов о признании таких действий незаконными.

Стало

Новая редакция части 10 статьи 3 закона № 223-ФЗ устанавливает следующие основания для обжалования:

  1. осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона № 223-ФЗ о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в размещенном в ЕИС положении о закупке;
  2. неразмещение в ЕИС положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, иной информации, подлежащей размещению в ЕИС, или нарушение сроков такого размещения;
  3. предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
  4. осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения отдельных положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», включая нарушение порядка применения указанных положений;
  5. неразмещение в ЕИС или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов МСП.

Принципиальным изменением является первый пункт об обжаловании любого нарушения 223-ФЗ или положения о закупке.

Также с 31 декабря 2017 года Акционерное общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», а также органы исполнительной власти субъектов РФ и созданные ими организации получили право обжаловать закупки заказчиков, в отношении которых они проводят мониторинг соответствия или оценку соответствия (в порядке ст. 51 Закона № 223-ФЗ), если при проведении таких закупок нарушаются права участников — субъектов МСП.

Что это означает? Существуют распоряжения Правительства РФ, по которым Корпорация МСП и органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют контроль в отношении определенных заказчиков, указанных в этих распоряжениях. Теперь Корпорация и такие органы власти вправе подавать жалобы на действия этих заказчиков.

Практические последствия изменений

Перечень случаев обжалования в рамках 223-ФЗ теперь является закрытым . В этот перечень не входит ряд требований, установленных законом № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в том числе нарушение антимонопольных требований к торгам согласно части 1 статьи 17 данного федерального закона. Соответственно, нарушение статьи 17 закона № 135-ФЗ теперь не может рассматриваться в рамках части 10 статьи 3 закона № 223-ФЗ. Рассмотрение обращений участников закупки о нарушении статьи 17 закона «О защите конкуренции» должно осуществляться только в рамках рассмотрения дела о нарушениях антимонопольного законодательства.

II. Общий порядок подачи жалобы

Определен общий порядок подачи жалобы на действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, а также установлены особенности его применения.

В новой редакции части 10 статьи 3 закона № 223-ФЗ говорится: любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

То есть, общий порядок рассмотрения жалоб изложен в статье 18.1 закона № 135-ФЗ, особенности — в статье 3 закона № 223-ФЗ.

Особенности применения статьи 18.1 закона «О защите конкуренции»

  1. Если обжалуемые действия (бездействие) совершены после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, то обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке (часть 11 статьи 3 Закона № 223-ФЗ о закупках). То есть если лицо жалуется на положения документации о закупке после окончания подачи заявок, но он заявку не подавал, то его жалоба не подлежит рассмотрению.
  2. Рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться доводами, составляющими предмет обжалования (часть 13 статьи 3 Закона № 223-ФЗ о закупках). Это означает, что антимонопольный орган должен рассматривать только те доводы, которые приведены в первоначальной жалобе участника. Если антимонопольный орган выносит решение по доводам, которые не были указаны в жалобе (в том числе самостоятельно выявляет какие-либо нарушения и указывает их в своем решении), то такое решение является незаконным.
    Дело в том, что в статье 18.1 закона № 135-ФЗ есть норма о том, что антимонопольный орган не ограничен доводами жалобы и может выявлять иные нарушения, в том числе не указанные в жалобе. С 31 декабря 2017 года это положение о рассмотрении жалобы на действия заказчика по 223-ФЗ не действует. Антимонопольный орган лишен полномочий рассматривать доводы, не указанные в первоначальной жалобе.

Внимание!

Самой актуальной проблемой обжалования в рамках ч. 10 ст. 223- ФЗ с 31 декабря 2017 года становится вопрос, как истолковывать в ней фразу «любой участник закупки вправе обжаловать» — по отдельности либо в привязке к ее продолжению: «любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ»?

Следует обратить внимание на то, что на данный момент в соответствии с частью 2 статьи 18.1 закона «О защите конкуренции» жалоба на действия (бездействие) заказчика может быть подана только двумя категориями заявителей:

2-я категория заявителей: «иные лица» (например, участники закупки, не подававшие заявки, корпорация развития МСП, органы исполнительной власти субъектов РФ или созданные ими организации) вправе обжаловать нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении закупки, порядка подачи заявок на участие в закупке, если в результате нарушения порядка организации и проведения закупки могут быть нарушены их права и законные интересы.

Таким образом, если мы рассматриваем фразу полностью: «любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ», то обжаловать действия заказчика могут только участники закупки, подавшие заявки.

Если же толковать норму так, как это будет делать ФАС России, то обжаловать действия заказчика может любой участник.

Таким образом, вскоре в правовой практике создастся проблема, когда антимонопольные органы будут принимать жалобы у всех заявителей, а заказчики будут пытаться доказать, что жалобы можно принимать только от участников, подавших заявки на участие в закупке.

Часть 4. Ужесточение контроля за закупками по 223-ФЗ в 2018 году


Следующий блок изменений направлен на усиление контроля государственных органов и органов местного самоуправления за закупками подведомственных бюджетных и автономных учреждений, унитарных предприятий.

I. Типовые положения о закупке

С 31 декабря 2017 года вступили в силу части 2.1 — 2.7 статьи 2 закона № 223-ФЗ, и теперь для бюджетных и автономных учреждений, унитарных предприятий могут приниматься обязательные для применения типовые положения о закупке их учредителем или собственником, то есть органом государственной власти, который выполняет функции учредителя или собственника. На уровне субъектов РФ и муниципальных образований типовые положения могут утверждаться уполномоченным органом исполнительной власти субъекта, уполномоченным органом местного самоуправления.

Что такое типовое положение о закупке?

Типовое положение о закупке — это не само по себе положение о закупке, а требования учредителя, собственника, уполномоченного органа, которые обязательны для заказчика при разработке положения о закупке, его утверждении или внесении в него изменений.

Типовое положение о закупке должно содержать:

  1. Перечень конкретных подведомственных заказчиков — бюджетных и автономных учреждений, унитарных предприятий, для которых применение такого типового положения о закупке является обязательным (часть 2.1 статьи 2 223-ФЗ).
  2. Указание на дату, до наступления которой соответствующие бюджетные учреждения, автономные учреждения, унитарные предприятия обязаны внести изменения в положение о закупке либо утвердить новое положение о закупке в соответствии с этим типовым положением (часть 2.2 статьи 2 закона № 223-ФЗ). Не подлежащие изменению при разработке и утверждении подведомственными заказчиками положения о закупке следующие сведения: ­
    • порядок подготовки и (или) осуществления закупки;
    • ­способы закупок и условия их применения;
    • ­срок заключения по результатам конкурентной закупки договора (ч. 2.3 статьи 2 закона № 223-ФЗ).
  3. Особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках, предусмотренные постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 (ч. 2.4 статьи 2 закона № 223-ФЗ).

Типовое положение о закупке устанавливает только строго определенный перечень пунктов, которые должны содержаться в положении о закупке заказчика: порядок подготовки и осуществления закупки, способы закупки и условия их применения, срок заключения договора по результатам конкурентной закупки.

Обратите внимание, здесь не регламентируется порядок исполнения договоров и некоторые другие вопросы, касательно которых учредитель не вправе устанавливать требования в типовом положении.

Теперь для того чтобы типовое положение было обязательным для подведомственных заказчиков, в том числе для заказчиков Москвы и Московской области, это типовое положение должно быть размещено в ЕИС утвердившим его органом в течение 15 календарных дней с даты его утверждения. При внесении изменений в типовое положение о закупке они также должны быть размещены в ЕИС в течение 15 календарных дней со дня их утверждения уполномоченным органом.

С 31 декабря 2017 года все действующие типовые положения о закупке формально не обязательны для применения, поскольку не размещены в ЕИС, так как на данный момент отсутствует сама возможность размещения типовых положений в ЕИС. Для того чтобы такая возможность появилась необходимо внести изменения в Положение о размещении информации о закупке в единой информационной системе, утвержденное постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2012 г. № 908, а также доработать функционал ЕИС. Поэтому спикер советует уполномоченным органам не торопиться с изданием типовых положений, поскольку пока нет возможности их размещения в ЕИС, а также по той причине, что основные изменения в 223-ФЗ вступят в силу только с 1 июля 2018 года.

II. Ведомственный контроль

Вступила в силу статья 6.1 закона № 223-ФЗ, которая возлагает на государственные органы и органы местного самоуправления обязанность по осуществлению ведомственного контроля за закупками подведомственных автономных и бюджетных учреждений, унитарных предприятий.

Порядок осуществления ведомственного контроля закупочной деятельности должен быть установлен на уровне каждого публично-правового образования:

1) для федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий — Правительством РФ;

2) для государственных учреждений и государственных унитарных предприятий субъекта РФ — высшим органом исполнительной власти субъекта РФ;

3) для муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий — местной администрацией.

Часть 5. Изменения в закупках по 223-ФЗ у МСП в 2018 году

I. Круг заказчиков, обязанных закупать у МСП

Согласно постановлению Правительства РФ от 15 ноября 2017 г. № 1383 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» с 1 января 2018 года существенно расширен круг заказчиков, которые обязаны осуществлять закупки у субъектов МСП, а также измена форма годового отчета о закупках у субъектов МСП.

Теперь обязанность поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства возлагается на всех заказчиков (за исключением автономных учреждений и заказчиков, являющихся субъектами МСП), годовой объем выручки которых от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год превышает 500 млн рублей.

Следует обратить внимание на то, что данная поправка распространяется на всех заказчиков, имеющих такой размер выручки, в том числе на унитарные предприятия и бюджетные учреждения при осуществлении закупок в рамках 223-ФЗ.

Также требование о поддержке СМП распространяется на заказчиков, являющихся кредитными организациями, величина активов которых по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год превышает 500 млн рублей, и на заказчиков, являющихся автономными учреждениями, общая стоимость договоров, заключенных по результатам закупки товаров, работ, услуг за предшествующий календарный год которых превышает 250 млн рублей.

II. Годовой объем прямых закупок у МСП

Согласно постановлению Правительства РФ от 19 августа 2016 г. № 819, которое действует с 1 января 2018 года, годовой объем прямых закупок у субъектов МСП увеличен с 10 до 15 % (как планируемых, так и совокупном стоимостном объеме заключенных договоров).

Часть 6. Другие изменения 223-ФЗ в 2018 году


Изменения в данном блоке носят имеют технический характер.

  • I. Федеральное казначейство ведет Реестр заказчиков по 223-ФЗ, зарегистрированных в единой информационной системе в сфере закупок (часть 18.1 статьи 4 Закона № 223-ФЗ действует с 31 декабря 2017 года). Регистрация заказчиков осуществляется и в настоящее время в реестре заказчиков в ЕИС. Теперь появится отдельное постановление Правительства РФ, которое установит порядок ведения реестра заказчиков в ЕИС по 223-ФЗ.
  • II. С 31 декабря 2017 года разрешено использование корпоративных, региональных и муниципальных информационных систем для размещения информации, которая подлежит размещению в ЕИС по 223-ФЗ (части 22-25 статьи 4 Закона № 223-ФЗ). Таким образом легализуется существующая в ряде субъектов РФ практика размещения информации о закупках через их региональные информационные системы. Также разрешается размещать информацию через корпоративные информационные системы. При этом информация, размещаемая в ЕИС, имеет приоритет по отношению к информации, размещаемой в таких системах.
  • III. Конкретизированы правовые последствия неразмещения в установленный законом срок заказчиком положения о закупке или решения о присоединении к положению о закупке головной организации (часть 5.1 статьи 8 Закона № 223-ФЗ). Раньше за неразмещение положения о закупке в ЕИС в установленный срок заказчик должен был осуществлять закупки по 44-ФЗ. Теперь заказчик в такой ситуации должен применять не все положения 44-ФЗ, а только те, которые перечислены в части 5.1 статьи 8 закона № 223-ФЗ:
    1. обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком);
    2. выбор способа определения поставщика (исполнителя, подрядчика);
    3. осуществление закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частями 1 — 3, 5 — 8 статьи 30 закона № 44-ФЗ. При этом для целей настоящей части под совокупным годовым объемом закупок заказчика понимается совокупный объем цен договоров, заключенных заказчиком с 1 февраля до окончания календарного года;
    4. применение требований к участникам закупок;
    5. оценка заявок, окончательных предложений участников закупки;
    6. создание и функционирование комиссии по осуществлению закупок;
    7. определение поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии с параграфами 2 — 5 главы 3 закона № 44-ФЗ. При этом заказчики:
      • а) направляют в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок и осуществляющий ведение реестра недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков) сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры расторгнуты по решению суда в связи с существенным нарушением ими условий договоров в соответствии с настоящим Федеральным законом;
      • б) не проводят согласование применения закрытого конкурса, закрытого конкурса с ограниченным участием, закрытого двухэтапного конкурса, закрытого аукциона с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление такого согласования;
    8. осуществление закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 93 закона № 44-ФЗ. При этом заказчики:
      • а) не проводят согласование с контрольным органом в сфере закупок заключения контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) в случае признания открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса или запроса предложений несостоявшимися;
      • б) не направляют в контрольный орган в сфере закупок уведомление об осуществлении закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).
      • Жалобы на неприменение заказчиками отдельных положений 44-ФЗ, а также на нарушения порядка применения указанных положений 44-ФЗ, рассматриваются не в рамках 44-ФЗ, а в рамках ч. 10 ст. 3 закона № 223-ФЗ и ст. 18.1 закона № 135-ФЗ.

Ответы на вопросы


Почему нужно в ежемесячной отчетности показывать договоры на расчетно-кассовое обслуживание? В отличие от договоров на поставку электроэнергии с гарантирующими поставщиками договоры на расчетно-кассовое обслуживание не исключены из-под действия 223-ФЗ. Часть 15 статьи 4 дает возможность не размещать информацию о таких закупках за исключением ежемесячной отчетности о количестве и общей стоимости договоров и отчетности о количестве и общей стоимости договоров у единственного поставщика. Арендуем электросетевое оборудование — это движимое и недвижимое имущество. Такие договоры тоже теперь не размещаются? Такие закупки не исключены из-под действия 223-ФЗ, поэтому заказчик не имеет права не размещать в ЕИС информацию об аренде имущества. Нужно ли отчитываться об исполнении договора энергоснабжения в конце 2018 года? Если договор был размещен до 31 декабря 2017 года, то целесообразно разместить сведения об исполнении такого договора. Если мы сдаем в аренду муниципальное имущество, переданное нам учредителем в оперативное управление, мы тоже вправе не размещать информацию? Это не закупка. Сдавая такое имущество в аренду, следует руководствоваться правилами сдачи в аренду государственного и муниципального имущества, установленными статьей 17.1 закона № 135-ФЗ и приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67. Если победитель определен в 2017 году, а заключение договора пришлось на 2018 год, то как показать в отчете такой договор, если заказчик попал под ПП РФ 1352 с 1 января 2018 года? По мнению спикера, поскольку закупка завершается заключением договора, то данную закупку целесообразно отнести к закупкам 2018 года и включить ее в объем закупок по ПП РФ 1352 за 2018 год. Если нам сейчас не нужно указывать поставщика в договоре, то как быть с протоколом? Договор кроме казначейства никто не видит, а протокол видят все. Какой смысл не размещать договор? Действительно, было приостановлено ведение реестра договоров, который ведется заказчиками в рамках 223-ФЗ в части размещения информации о поставщике (контрагенте) до 1 июля 2018 года. Эти меры государство предпринимает, чтобы подстраховаться от расширения санкций в феврале 2018 года в отношении крупнейших госкомпаний и госкорпораций, поскольку их контрагенты тоже могут попасть под эти санкции. Требования к содержанию протокола закупки устанавливаются положением о закупке заказчика и Положением о размещении в ЕИС информации, утвержденным ПП РФ 908. Там не указано, что информация о победителе должна включаться в протокол. Поэтому если в положении не предусмотрено иное, то можно указывать в протоколе не наименование победителя, а присвоенный ему порядковый номер. Закупки у единственного поставщика до 100 тыс. рублей включаются в отчет по СМП? Да, включаются. Если учредитель не разработает и не утвердит типовое положение о закупке, может ли автономное учреждение утвердить свое положение и работать по нему с 1 июля 2018 года? Автономное учреждение не может, а должно это сделать. В соответствии с ПП РФ 608 в новой форме годового отчета необходимо указать стоимостной объем оплаты в отчетном году с учетом объема оплаты в отчетном году договоров, срок исполнения которых превышает один календарный год. Что имеется в виду — фактическая оплата или сумма договоров? По мнению спикера, речь идет не о суммах фактической оплаты, а о суммах, которые указаны в заключенных договорах.

Какие изменения в 223-ФЗ вступают с июля 2018 года и вступили с начала года, нужно ли вносить изменения в положение о закупках, как и когда обеспечить заявку, какие ежемесячные отчеты нужно будет сдавать - об этом читайте в нашей статье.

Изменения в 223-ФЗ с 1 июля 2018 года

1. Расширили перечень способов закупок

В положении о закупке надо предусмотреть конкурентные и неконкурентные закупки. Перечень конкурентных процедур - это открытые, закрытые и электронные конкурсы, аукционы, запросы котировок, закрытые и электронные запросы предложений. Помимо этих способов можно использовать другие конкурентные, которые определили в положении о закупке. Если в положении не предусмотрели иного, то конкурентные закупки проводят в электронной форме.

Конкурсы, аукционы и запросы специально для малого и среднего бизнеса должны быть электронными. Причем проводить их следует на электронных площадках, которые правительство отобрало для закупок по Закону № 44-ФЗ. Обеспечивать заявки в такой закупке участникам надо будет на спецсчета в банках, которые определило правительство.

2. Установили, как и когда обеспечить заявку

Заказчики не вправе требовать обеспечение заявки, когда начальная цена не выше 5 млн руб. Если начальная цена выше, можно прописать в документации требование обеспечить заявку. Но размер обеспечения не должен быть больше 5% от начальной цены.

Договор после конкурентной процедуры заключают не раньше 10 дней и не позже 20 дней после того, как разместили в ЕИС итоговый протокол.

5 дней дали, чтобы заключить договор после того, как ФАС вынесет решение по жалобе или орган управления одобрит договор.

✔ Действует ли приоритет для стран ЕАЭС и ВТО

✔ Что делать заказчику, чтобы защитить себя от жалоб и санкций

✔ Когда условие о приоритете можно не использовать

✔ Шесть ответов на каверзные вопросы от читателей, как соблюдать приоритет

5. Изменили перечень ежемесячных отчетов

До 10-го числа месяца, следующего за отчетным, надо размещать в ЕИС данные о количестве и стоимости договоров с единственными поставщиками после несостоявшейся конкурентной закупки. В отчете обо всех договорах нужно учесть и те договоры, сведения о которых в ЕИС не размещают.

Участником закупки может быть любое физлицо или юрлицо независимо от требований положения о закупке

Не надо будет отчитываться каждый месяц о договорах, которые заключили с малым и средним бизнесом.

Договоры с единственными поставщиками стоимостью выше 100 тыс. руб. (выше 500 тыс. - для тех, чья выручка за прошлый год больше 5 млрд руб.) размещают в реестре договоров.

Самый масштабный пакет поправок - Закон от 31.12.2017 № 505-ФЗ - в целом вступает в силу с 1 июля 2018 года. Но при этом оговорили, что свои положения о закупке заказчики должны привести в соответствие с его редакцией, утвердить и разместить в ЕИС до 1 января 2019 года. Заказчиков, которые этого не сделают, признают не разместившими положение.

Помимо этого, на основании Постановления №1429, с 7 декабря 2017 года до 1 июля 2018 года заказчики по 223-ФЗ временно вносят в реестр договоров меньше сведений. В указанный период заказчикам не нужно направлять в реестр сведения о подрядчиках, а также о субподрядчиках и договорах с ними.

С 9 января 2018 года лизинговые и межбанковские операции Внешэкономбанка вывели из-под действия Закона № 223-ФЗ ( от 29.12.2017 года № 470-ФЗ).

Изменения в объеме закупок у МСП

Изменения с 1 января 2018 г. предусматривают новые стандарты по процентам от объема договоров, заключенных с МСП. Ранее, согласно Постановлению Правительства РФ от 11.12.2014 №1352 объем прямых закупок у МСП (только среди данных субъектов) составлял 10%. 1 января вступило в силу от 19.08.2016 № 819, и оно увеличивает этот объем до 15%.

Общий же объем закупок, которые производят у МСП сохраняется в размере 18% от годового объема закупок. Согласно положениям Закона №223-ФЗ, эти стандарты обязаны соблюдать с 1 января следующие категории заказчиков:

  1. юридические лица, у которых годовой объем выручки превышает 500 млн рублей;
  2. юрлица и кредитные организации, величина активов которых превышает 500 млн руб, и они сами не являются МСП;
  3. автономные учреждения, которые заключили за предыдущий год договоров на сумму более 250 млн рублей.

Быстро проверить объем закупок у МСП и отдельно у малых предприятий,

Изменения в Закон № 223-ФЗ, вступившие в силу в последние дни прошлого года, увеличили текст закона более чем в два раза. Работать станет сложнее: часть новых правил приближает этот закон к контрактной системе. Хотя есть и поправки, упрощающие жизнь заказчика по 223-ФЗ. , а какие можно отложить до конца 2018 года.

Изменения в контроле закупок у субъектов МСП

Другая часть изменений 223-ФЗ с 2018 года касается критериев, по которым будут оценивать и контролировать закупки заказчиков у МСП. Так, теперь поменялись критерии, по которым оценивают соответствие проектам планов и внесенным в них изменениям.

  1. Совокупная стоимость контрактов заказчика (из списка, перечисленного в постановлении №1169, п. 3, пп. "а") за предыдущий год должна быть больше 1 миллиард рублей ;
  2. Совокупная стоимость контрактов заказчика (из списка, перечисленного в постановлении №1169, п. 3, пп. "б") за предыдущий год должна превышать 50 млн рублей ;
  3. Совокупная величина активов либо годовой объем выручки кредитной организации или заказчика за предыдущий год (календарный) должны превышать 500 млн. рублей . Этот пункт относится к более широкому кругу заказчиков: в том числе, к созданным по Закону № 223 госкомпаниям, заказчикам, указанным в постановлении № 1352 (абзацы 6 и 8, пункт 2); А вот к заказчикам-субъектам МСП это не относится.

Изменения в форме годового отчета

Теперь заказчики по 223-ФЗ должны отдельно вносить информацию о договорах по каждой категории субъектов МСП. Отдельную категорию составляют договоры, которые заключили на срок более 5 лет. Отдельно теперь заполняется количество договоров, оплаченных в этом году и переходящих дальше.

Нужно разместить отчет МСП за 2017 год до 1 февраля текущего года, иначе придется перейти на правила Закона № 44-ФЗ (ч. 8.1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, Минэкономразвития от 27 июня 2016 года № ОГ-Д28-7966.).

Изменения в мониторинге соответствия планов-графиков

Еще одна группа изменений 223-ФЗ с 2018 г. касается критериев, по которым будут оценивать и контролировать планы-графики и внесение заказчиками в них изменений. С 1 июня 2018 года под соответствие подпадают следующие группы заказчиков:

Федеральные автономные учреждения , а также заказчики (Постановление № 1169 п. 3, пп. "б"), общий объем контрактов которых за предыдущий год составил от 250 млн до 1 миллиарда рублей;

Дочерние хозяйственные общества , которые принадлежат на 50% и больше госкомпаниям, созданным в соответствии с Законом №223-ФЗ; или дочерним обществам;

Автономные учреждения , а также заказчики (Постановление № 1169, п. 3, пп. "б"). Заказчики (см. Постановление №1169, п. 3, пп. "б"), которые заключили за предшествующий год контракты на сумму более 50 млн рублей.

Когда 223-ФЗ не применяют

Теперь под действие Закона № 223-ФЗ не подпадают закупки:

  • у иностранного юрлица, если поставлять товар, выполнять работу или оказывать услуги контрагент должен за рубежом;
  • у взаимозависимых лиц. Какие лица взаимозависимы, заказчик описывает в Положении о закупке по правилам статьи 20 Налогового кодекса;
  • заказчиком, который зарегистрирован за рубежом, чтобы работать на территории иностранного государства;
  • государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» лизинговых операций и межбанковских операций, в том числе с иностранными банками.

Кроме того, уточнили, что Закон 223-ФЗ не применяют, когда заключают и исполняют договоры в соответствии с законодательством РФ об электроэнергетике, которые обязательны для участников рынка обращения электроэнергии и мощности.

Полный перечень случаев приведен в части 4 статьи 1 Закона № 223-ФЗ.

Вложенные файлы

  • Форма годового отчета МСП.xls

Не успели заказчики разобраться с планами инновационной продукции и новыми правилами закупок у СМП, а законодатели уже готовят новый пакет важных поправок. Например, все закупки о 223-ФЗ переведут в электронную форму и на специальные аккредитованные ЭТП.

Заказчикам ограничат возможность для самовольного расторжения договора. Разрешенные способы закупки будут перечислены в законе и их нельзя будет расширять. А МУП и ГУП готовятся вовсе вывести из-под действия Закона № 223-ФЗ. Чтобы вовремя внедрить новшества в закупочную работу, надо быть в курсе всех новостей. Здесь мы собрали интересные материалы про все изменения: вступившие в силу и грядущие.

Положение о закупках по Закону № 223-ФЗ

Основной документ заказчика по Закону № 223-ФЗ - положение о закупке. Грамотный подход к его формированию поможет избежать жалоб участников и претензий со стороны контрольных органов. А если тщательно прописать в положении о закупке требования к участникам, способы закупок и порядок оценки заявок - можно сильно сэкономить на каждой закупке. Расскажем, как это сделать и не нарваться на штрафы ФАС.

План закупок по Закону № 223-ФЗ

Закон № 223-ФЗ обязал заказчиков размещать в план закупки. План закупки составляют на срок менее года. А кроме этого, в ЕИС надо направить план закупки инновационной продукции, план закупки высокотехнологичной продукции, план закупки лекарственных средств. Ведь с 1 января 2016 года заказчики обязаны заключать договоры только в строгом соответствии с планом закупки. Планируйте закупки правильно с материалами от наших экспертов.

Реестр договоров по 223-ФЗ

Заказчики по Закону № 223-ФЗ регулярно отчитываются по договорам. Реестр договоров - это дополнительная форма контроля закупок. Мы собрали 6 лучших статей, которые позволят избежать распространенных ошибок при размещении ежемесячной отчетности и годовых отчетов.

Оценка заявок по Закону № 223-ФЗ

Закон № 223-ФЗ не определяет порядок оценки и сопоставления заявок. Заказчик должен прописать в положении о закупке свои критерии оценки заявок участников. В положении нужно установить и баллы участников закупки, которые будет присуждать конкурсная комиссия. Мы подобрали статьи с примерами и рекомендациями по оценке заявок в закупках по 223-ФЗ.

Нарушения по Закону № 223-ФЗ

Закон о корпоративных закупках имеет рамочный характер. Основные правила закупок заказчик должен установить в положении о закупках. А затем - следовать этим правилам, перенося их в конкурсную (аукционную) документацию и проекты контрактов. Большая свобода заказчиков влечет и множество ошибок. Чтобы правильно делать закупки по 223-ФЗ, надо изучать решения ФАС и постановления судов по жалобам на заказчиков. Здесь мы собрали самые интересные материалы о нарушениях Закона № 223-ФЗ. Изучите чужие ошибки, чтобы не совершать свои!

В конце 2017 года в 223-ФЗ внесли ряд изменений, некоторые из которых уже начали работать. Они коснулись и типового положения о закупках по 223-ФЗ. Это не новый для заказчиков документ, однако в 2018 году он претерпел ряд правок. Подробнее об этом - в материале.

Типовое положение о закупках по 223-ФЗ на 2018 год

Учредители бюджетных и автономных учреждений, собственники имущества МУПов и ГУПов по новым правилам смогут утвердить на федеральном, региональном и муниципальном уровнях образец положения о закупках по 223-ФЗ для бюджетных учреждений, автономных предприятий, которые должны будут его применять. Такие нововведения введены ст. 3 Федерального закона от 31.12.2017 № 505-ФЗ.

К примеру, материнские компании могут присоединить к разработанному ими типовому положению о закупках по 223-ФЗ дочерние организации. У последних есть 15 дней на то, чтобы решить вопрос с присоединением.

Дочерние предприятия юрлиц с долей участия государства или муниципального образования 50 и более процентов обязаны присоединиться к положениям своих материнских компаний.

Типовое положение по 223-ФЗ должно содержать дату, до которой организациям необходимо внести изменения в свои положения либо утвердить новые. Они не будут иметь права менять в утвержденном документе информацию о порядке, способах и условиях закупок, сроке, чтобы заключить договор.

Пакет поправок, указанных в Федеральном законе от 31.12.2017 № 505-ФЗ, вступил в силу в конце 2017 года. Изменения уже действуют.

Что ждет нарушителей

Если заказчик в срок не приведет свое положение в соответствие с новыми требованиями, он не сможет работать по 223-ФЗ. Это значит, что к нему будут в полной мере относиться правила контрактной системы, а именно необходимость:

Типовое положение о закупках Скачать образец (файл)

Обосновывать начальную цену договора с единственным поставщиком;

Выбирать способ закупки;

Проводить закупки у СМП и СОНО; устанавливать требования к участникам, оценивать их заявки;

Создавать комиссию по закупкам;

Направлять в ФАС сведения о недобросовестных исполнителях для включения в РНП.

Однако заказчикам по-прежнему не нужно будет согласовывать с антимонопольной службой закрытые процедуры выбора поставщика, а также направлять уведомления о закупках у единственного поставщика, которые не состоялись.

Как будет выглядеть типовая форма положения по 223-ФЗ с новыми изменениями

Структура похожа на ту, что существовала раньше, однако есть ряд изменений. Типовое положение о закупках по 223-ФЗ с поправками на 2018 год предполагает наличие неизменной части. В нее следует включить следующие данные:

Порядок подготовки и проведения закупочной процедуры;

Возможные способы закупок, условия, когда их можно применять;

Сроки заключения договора.

Вносить свои правки бюджетные и автономные учреждения, а также МУПы и ГУПы не смогут. Еще одно нововведение связано с тем, что типовая форма положения по 223-ФЗ с новыми изменениями должна включать особенности закупок у малого и среднего бизнеса.

Размещение в ЕИС

Указанные органы власти размещают решение о присоединении к типовому положению по 223-ФЗ в ЕИС в течение 15 дней со дня принятия. В случае, если в типовое положение о закупках по 223-ФЗ на 2018 год внесли изменения, все организации, присоединившиеся к нему, должны учесть правки при осуществлении закупок.

Изменения также размещают в ЕИС в течение 15 дней с момента утверждения. При этом при их публикации устанавливается срок, в течение которого все присоединившиеся организации также должны внести правки в свои положения. Он не может составлять менее 15 дней.

Другие изменения, касающиеся положений по 223-ФЗ

По новым правилам в своих положениях заказчики должны предусмотреть два вида закупок - конкурентные и неконкурентные. В число первых входят открытые, закрытые и электронные конкурсы, аукционы, запросы котировок, закрытые и электронные запросы предложений. Можно использовать и другие виды, прописанные в положении.

Если заказчик не установил иное правило, он обязан проводить все конкурентные процедуры на электронных площадках.

Также следует дополнить положения списком ситуаций, когда закупку можно проводить у единственного поставщика. Этот список считается исчерпывающим, то есть использовать иные основания будет нельзя.

Заказчикам дали время на исправление своих положений до начала 2019 года. До этого времени документ нужно привести в соответствие с новыми требованиями, утвердить и опубликовать в ЕИС. Если заказчик не сделает этого, его признают не опубликовавшим положение.

Внесенные в 223-ФЗ правки в некоторой степени делают его ближе к 44-ФЗ. То есть процедуры становятся более упорядоченными, регламентированными, что не может не ограничивать свободу заказчиков.