Меню
Бесплатно
Главная  /  Терапия при дерматите  /  Как называется сундук в старину. Как русские на самом деле использовали сундуки. История сундука в России

Как называется сундук в старину. Как русские на самом деле использовали сундуки. История сундука в России

Сундук перовой, столовый, холстевой – в каждом из них хранили определённые предметы обихода: постельные принадлежности, посуду и самовар, одежду, а вместе они нередко составляли приданое невесты. Но использовались сундуки на Руси не только по прямому назначению.

Поспать

До появления кроватей русские часто спали на сундуках, характерной особенностью которых была плоская откидная крышка. В больших семьях или при приезде гостей на сундуке-кровати устраивались, если не хватало места на печи, полатях или пристенных лавках.

В зажиточных домах – для собственного успокоения, ведь положенная внутрь молитва от кражи и пожара не была абсолютным гарантом защиты. В сундуке хранилось самое ценное, поэтому спящий выполнял функции сигнализации – по-тихому обчистить сундук было невозможно. Провести несколько ночей на сундуке могла и невеста, если в нём хранилось приготовленное приданое.

Спрятать

Сундуки-терема отличались изысканной отделкой и необычной формой крышки – над основной четырёхскатной размещалась небольшая хитро закрывающаяся надстройка. В ней обычно хранили самое ценное – деньги, украшения, завещания и другие важные бумаги. Ещё несколько тайных отделений располагалось внутри сундучка-терема, который мог иметь двойное дно. Русским как любителям загадок такой вариант сундуков пришёлся особенно по душе.

Открыть «сейфовые ячейки» мог только хозяин, которому сделавший сундук-сейф мастер продемонстрировал работу тайных устройств. Для пущей надежности сундучки-терема оснащали не навесными замочками, которые легко сбиваются, а врезными с секретным механизмом отпирания. Даже заполучив ключик, неосведомлённый посторонний не мог добраться до содержимого, ведь нужно было выполнить при отпирании определённую последовательность действий.

Развлечься или погрустить

Особенной ценностью обладали не «молчаливые» ларчики для хранения драгоценных вещей, а музыкальные. Изготовленные на заказ, они всегда имели уникальный дизайн, и чем сложнее был механизм, чем богаче украшена шкатулка, тем дороже она стоила. Нередко заказчики тратили на особенную вещицу больше денег, чем потом в ней хранили.

Среди всех шедевров особенное место занимает изготовленный по проекту Аракчеева в память об Александре I каминный сундучок. Предмет одновременно был часами, музыкальной шкатулкой и миниатюрным памятником почившему государю. На бронзовый сундучок установлены часы-мавзолей, над которыми склонилась фигура императора.

По краям циферблат украшен четырьмя знаками Зодиака, которые символизируют вехи жизни царя: рождение, венчание на царство, женитьбу и смерть. Били часы только раз в день – ровно в 10:50 утра (время смерти царя). После боя двери саркофага распахивались, и трижды звучала молитва за упокой.

Похоронить

Слово «сундук» русский язык позаимствовал из тюркского, а сами «сандыки» на Руси стали встречаться в обиходе после частых визитов татарских воинов. Они не только хранили в сундуках пожитки, но и хоронили павших воинов. Отголоски этой традиции прослеживаются и в русских похоронных обрядах.

После погребального кострища славяне-язычники иногда пересыпали пепел в небольшие сундучки. Они также становились похоронными атрибутами. В них помещали всё добро почившего: по одной из версий, чтобы он мог пользоваться ими в загробной жизни, по другой, чтобы не оставлять себе нажитое умершим и не давать его душе повода для беспокойных поисков и частых визитов в мир живых.

В контексте нестандартного использования сундуков интерес представляет псковское погребение «варяжской хозяйки», обнаруженное археологами на рубеже веков. Усыпальница представляет собой сундук-сруб, разделённый на несколько секторов и имевший «пол» и «крышку». Кроме останков молодой женщины и многочисленных украшений, в погребении найден сундучок высотой всего 13 см, в железном оковке, на котором сохранились, предположительно, отпечатки дорогих тканей.

Взять в путешествие

Вплоть до XVIII века кованый сундук считался роскошью, позволить себе которую могли разве что бояре да священники. Но иметь практичный предмет хотелось каждому, поэтому обычный люд нашёл альтернативу – сундуки-коробьи. У них только крышка и дно были из дерева, а стенки делали из луба – коры осины, липы или ясеня, которую по весне мог добыть в ближайшем лесу каждый желающий. Такой сундук и переносить было проще, и при необходимости он отлично подходил для переезда или путешествия.

Среди дорожных вариантов, которые противопоставлялись большим, тяжёлым и не покидающим пределы жилища домашним сундукам, особенно интересен сундук-подголовник. В дороге он выполнял две функции: в него прятали ценные вещи и использовали в качестве подушки во время кратковременного сна.

Побриться

Но истинным шедевром дорожного сундука является тот, что был изготовлен для императора Александра III. Сейчас эту уникальную вещь можно увидеть в Стрельне в Путевом дворце Петра Великого.

Александр предпочитал путешествовать именно с этим сундуком, и неудивительно. В собранном виде – это обычный сундук, но стоило откинуть крышку, и под ней обнаруживалась кровать, а чтобы у царя во время сна не свешивались ноги, справа выдвигалась специальная подставка.

Сама же откинутая крышка превращалась в туалетный столик: с зеркалом, раковиной и туалетными принадлежностями, чтобы царь в любой момент мог побриться, подстричь ногти маникюрным набором или освежить лицо.

Нашлось в сундуке место для хранения табака, головных уборов, элементов амуниции, аптечки с травяными настоями и протираниями, постельных принадлежностей, фонаря, и что особенно удивительно, приспособления для растяжения перчаток. Из сундука также можно было достать мебельный гарнитур – складной стол с конторкой и пару кресел.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Сунду́к (от тюркского сандык ) - изделие корпусной мебели с откидной или съёмной верхней крышкой , используется как ёмкость для хранения предметов обихода, драгоценностей и других ценных вещей. Использовался в самых разных культурах, начиная с древних времён. В настоящее время сундук (сандык), как предмет обихода, можно увидеть в казахских аулах, русских и восточноевропейских деревнях , а также в различных музеях .

История

Древнейшие из сохранившихся сундуков были изготовлены в Древнем Египте . Позже, в Древней Греции , употреблялись сундуки рамочно-филёнчатой конструкции. В остальной Европе сундуки распространились в период раннего Средневековья . Применялись они и в средневековом Китае . В средневековой России сундуки также были одними из самых распространённых предметов мебели .

В период раннего Средневековья сундук являлся часто основным и универсальным предметом мебели . Мог исполнять роль стола , стула , кровати и, конечно, - непосредственно хранилища одежды , предметов домашнего обихода, ценностей. Сундук является предшественником и прообразом шкафа ; поставленный вертикально, стал иметь две дверцы, ящики. В готический период стали делаться сундуки на высоких ножках, что привело к появлению поставца . В эпоху Возрождения в Италии делались сундуки со спинкой и подлокотниками - «кассапанка» .

Благодаря консервативной и практичной народной культуре сохранились до наших дней типы сундуков древних архаичных конструкций.

К специфическим разновидностям сундуков можно отнести теремо́к и подголо́вник . Сундук-теремок получил своё название от надстройки над богатым домом - терема и, подобно ему, имел на крышке главного своего отделения ещё одно, меньшего размера вместилище со своей особой крышкой, в которое помещались наиболее ценные предметы. Сундук-подголовник был небольших размеров, крышку имел, состоящую из двух плоскостей: горизонтальной, прикрывавшей заднее отделение сундучка, и наклонной, над передним отделением, на которую клали подушку . Владелец такого сундука мог не бояться, что у него выкрадут самые ценные его вещи, когда он будет спать.

В то время, как сундук являлся предметом роскоши и использовался для хранения дорогих вещей, существовал ларь , по форме своей схожий с сундуком, но сделанный более просто, грубо и не имевший украшений. В нём хранили зерно , муку , на базаре использовали для продажи съестного.

Рундук

См. также

Напишите отзыв о статье "Сундук"

Примечания

  1. . - Продукция мебельного производства. Термины и определения: отсканированные страницы. Проверено 29 сентября 2013.
  2. Мебель в БСЭ 3-го выпуска. // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . - 3-е изд. - М . : Советская энциклопедия, 1969-1978.
  3. // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль М. О. Вольфа , 1880-1882.
  4. С. К. Жегалова. . ruart.syrykh.net. Русская народная живопись. - Коробьи, удешевление сундуков. Проверено 29 сентября 2013.
  5. // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль . - 2-е изд. - СПб. : Типография М. О. Вольфа , 1880-1882.

Ссылки

  • . .
  • . .

Отрывок, характеризующий Сундук

– Предложили другие владения заместо Ольденбургского герцогства, – сказал князь Николай Андреич. – Точно я мужиков из Лысых Гор переселял в Богучарово и в рязанские, так и он герцогов.
– Le duc d"Oldenbourg supporte son malheur avec une force de caractere et une resignation admirable, [Герцог Ольденбургский переносит свое несчастие с замечательной силой воли и покорностью судьбе,] – сказал Борис, почтительно вступая в разговор. Он сказал это потому, что проездом из Петербурга имел честь представляться герцогу. Князь Николай Андреич посмотрел на молодого человека так, как будто он хотел бы ему сказать кое что на это, но раздумал, считая его слишком для того молодым.
– Я читал наш протест об Ольденбургском деле и удивлялся плохой редакции этой ноты, – сказал граф Ростопчин, небрежным тоном человека, судящего о деле ему хорошо знакомом.
Пьер с наивным удивлением посмотрел на Ростопчина, не понимая, почему его беспокоила плохая редакция ноты.
– Разве не всё равно, как написана нота, граф? – сказал он, – ежели содержание ее сильно.
– Mon cher, avec nos 500 mille hommes de troupes, il serait facile d"avoir un beau style, [Мой милый, с нашими 500 ми тысячами войска легко, кажется, выражаться хорошим слогом,] – сказал граф Ростопчин. Пьер понял, почему графа Ростопчина беспокоила pедакция ноты.
– Кажется, писак довольно развелось, – сказал старый князь: – там в Петербурге всё пишут, не только ноты, – новые законы всё пишут. Мой Андрюша там для России целый волюм законов написал. Нынче всё пишут! – И он неестественно засмеялся.
Разговор замолк на минуту; старый генерал прокашливаньем обратил на себя внимание.
– Изволили слышать о последнем событии на смотру в Петербурге? как себя новый французский посланник показал!
– Что? Да, я слышал что то; он что то неловко сказал при Его Величестве.
– Его Величество обратил его внимание на гренадерскую дивизию и церемониальный марш, – продолжал генерал, – и будто посланник никакого внимания не обратил и будто позволил себе сказать, что мы у себя во Франции на такие пустяки не обращаем внимания. Государь ничего не изволил сказать. На следующем смотру, говорят, государь ни разу не изволил обратиться к нему.
Все замолчали: на этот факт, относившийся лично до государя, нельзя было заявлять никакого суждения.
– Дерзки! – сказал князь. – Знаете Метивье? Я нынче выгнал его от себя. Он здесь был, пустили ко мне, как я ни просил никого не пускать, – сказал князь, сердито взглянув на дочь. И он рассказал весь свой разговор с французским доктором и причины, почему он убедился, что Метивье шпион. Хотя причины эти были очень недостаточны и не ясны, никто не возражал.
За жарким подали шампанское. Гости встали с своих мест, поздравляя старого князя. Княжна Марья тоже подошла к нему.
Он взглянул на нее холодным, злым взглядом и подставил ей сморщенную, выбритую щеку. Всё выражение его лица говорило ей, что утренний разговор им не забыт, что решенье его осталось в прежней силе, и что только благодаря присутствию гостей он не говорит ей этого теперь.
Когда вышли в гостиную к кофе, старики сели вместе.
Князь Николай Андреич более оживился и высказал свой образ мыслей насчет предстоящей войны.
Он сказал, что войны наши с Бонапартом до тех пор будут несчастливы, пока мы будем искать союзов с немцами и будем соваться в европейские дела, в которые нас втянул Тильзитский мир. Нам ни за Австрию, ни против Австрии не надо было воевать. Наша политика вся на востоке, а в отношении Бонапарта одно – вооружение на границе и твердость в политике, и никогда он не посмеет переступить русскую границу, как в седьмом году.
– И где нам, князь, воевать с французами! – сказал граф Ростопчин. – Разве мы против наших учителей и богов можем ополчиться? Посмотрите на нашу молодежь, посмотрите на наших барынь. Наши боги – французы, наше царство небесное – Париж.
Он стал говорить громче, очевидно для того, чтобы его слышали все. – Костюмы французские, мысли французские, чувства французские! Вы вот Метивье в зашей выгнали, потому что он француз и негодяй, а наши барыни за ним ползком ползают. Вчера я на вечере был, так из пяти барынь три католички и, по разрешенью папы, в воскресенье по канве шьют. А сами чуть не голые сидят, как вывески торговых бань, с позволенья сказать. Эх, поглядишь на нашу молодежь, князь, взял бы старую дубину Петра Великого из кунсткамеры, да по русски бы обломал бока, вся бы дурь соскочила!
Все замолчали. Старый князь с улыбкой на лице смотрел на Ростопчина и одобрительно покачивал головой.
– Ну, прощайте, ваше сиятельство, не хворайте, – сказал Ростопчин, с свойственными ему быстрыми движениями поднимаясь и протягивая руку князю.
– Прощай, голубчик, – гусли, всегда заслушаюсь его! – сказал старый князь, удерживая его за руку и подставляя ему для поцелуя щеку. С Ростопчиным поднялись и другие.

Княжна Марья, сидя в гостиной и слушая эти толки и пересуды стариков, ничего не понимала из того, что она слышала; она думала только о том, не замечают ли все гости враждебных отношений ее отца к ней. Она даже не заметила особенного внимания и любезностей, которые ей во всё время этого обеда оказывал Друбецкой, уже третий раз бывший в их доме.
Княжна Марья с рассеянным, вопросительным взглядом обратилась к Пьеру, который последний из гостей, с шляпой в руке и с улыбкой на лице, подошел к ней после того, как князь вышел, и они одни оставались в гостиной.
– Можно еще посидеть? – сказал он, своим толстым телом валясь в кресло подле княжны Марьи.

Медведева Александра

Цель исследования : изучить историю сундука

Задачи:

  • Выяснить происхождение объекта исследования (история, назначение, время и место) – сундука.
  • Установить создателя и технологию изготовления сундука.
  • Изучить литературу по истории появления сундука.
  • Постараться найти материалы об обрядах, приметах, пословицах и поговорках, связанных с сундуком.

Объект исследования : Прапрабабушкин сундук и его назначение.

Предмет исследования : История семьи моей бабушки.

Актуальность: Сейчас лишь у некоторых жителей деревни, в которой когда то жила моя прабабушка, сохранились сундуки, но уже как реликвия, дань памяти. Как жаль, что сегодня незаслуженно забыты удобные сундуки. При упоминании слова «сундук» или «ларь» многие мои сверстники вспоминают лишь экспонаты краеведческих музеев или деталь обстановки, увиденную в фильме о деревенской жизни прошлых веков. Мало кому из современных ребят повезло увидеть «живьем» старинный сундук. У меня такая возможность еще есть.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Исследовательская работа:

« Бабушкин сундук »

Введение…………………………………………………………..….3

Моё исследование

  1. Что такое «сундук»?........................................................................4
  2. Технология изготовления сундуков. Сундучный промысел…..4
  3. Приметы и поверья, связанные с сундуками…………………...5
  4. Моя семейная реликвия…………………………………………..5

Заключение…………………………………………………….…..7

Список литературы………………………………………………..8

Приложение ……………………………………………………….9

Введение

Жаль, вещи не могут говорить. Иначе, они бы поведали нам историю наших далеких предков. Немного грустную, в чем-то непонятную, но такую теплую и близкую. Я почему-то верю, что у каждой вещи есть душа. Она хранит тепло прикосновения человеческих рук.

В нашей семье из поколения в поколение передается семейная реликвия - старинный прабабушкин сундук.

Когда я увидела этот сундук впервые, у меня возникло много вопросов:

  1. Зачем хранить в сундуке столько лет вещи, которые давно никто не носит, и вряд ли будет носить?
  2. Там нет ничего ценного, а сундук, зачем - то запирали на ключ?
  3. Кто сделал этот сундук, где и когда он был создан?
  4. Почему мама решила привезти этот сундук с собой в Нарьян-Мар?

Передо мной встала задача - ответить на данные вопросы.

Цель моего исследования : изучить историю сундука

Задачи:

  1. Выяснить происхождение объекта исследования (история, назначение, время и место) - сундука.
  2. Установить создателя и технологию изготовления сундука.
  3. Изучить литературу по истории появления сундука.
  4. Постараться найти материалы об обрядах, приметах, пословицах и поговорках, связанных с сундуком.

Объект исследования : Прапрабабушкин сундук и его назначение.

Предмет исследования: История семьи моей бабушки.

Актуальность: Сейчас лишь у некоторых жителей деревни, в которой когда то жила моя прабабушка, сохранились сундуки, но уже как реликвия, дань памяти. Как жаль, что сегодня незаслуженно забыты удобные сундуки. При упоминании слова «сундук» или «ларь» многие мои сверстники вспоминают лишь экспонаты краеведческих музеев или деталь обстановки, увиденную в фильме о деревенской жизни прошлых веков. Мало кому из современных ребят повезло увидеть «живьем» старинный сундук. У меня такая возможность еще есть.

Моё исследование

  1. Что такое «сундук»?

Первый вопрос, который меня заинтересовал - "Что такой сундук?". Чтобы ответить на него, я заглянула в справочники и вот что я там обнаружила.

Согласно словарю Ожегова, «Сундук — ящик с крышкой на петлях и с замком, обычно окованный, для хранения вещей».

К нам сундук, вместе с названием, пришел с Востока. Известно, что все восточные народы - египтяне, арабы, персы, ассирийцы и многие другие - даже в поздние века вместо шкафов пользовались сундуками.

В России сундук оставался самой главной мебелью вплоть до XIX века.

Сундуки были очень распространены и получили в народе разные названия. Видов сундуков огромное множество. Они изготавливались различных габаритов, цветов, с применением различных пород дерева.

Прообразом русского сундука является бондарное или долбленое кубло, в которых хранили приданное и другое ценное имущество. Раньше всего у русских появились скрыни . (приложение №1)

Другой разновидностью сундука является ларь (приложение №2) (длинный ящик с крышкою, для разного скарба и продуктов. Схож по названию, но имеющий совершенно иной вид и назначение ларец.

Некоторые виды сундуков имели необычную форму, например сундук- подголовок (приложение №3 ). В нем перевозили деньги, драгоценности, ценные бумаги. Его можно было положить под голову — самое надежное место для сохранности. Также спросом пользовался и сундучок небольшого размера, который назывался ковчег (приложение №4) Иногда сундуки обтягивали кожей, тканью или железом. Такой сундук назывался «шкатула» (приложение №5). Вначале в них хранили посуду из стекла, держали напитки, бумаги и драгоценности. Уменьшительное наименование такого сундука - «шкатулка». Также в хозяйстве использовались дорожный сундук «погребец» (приложение №6) и сундук, который назывался «коробейка». (приложение №7)

Таким образом , деревянный сундук является предметом многофункциональным и универсальным. Кроме своего прямого предназначения - хранить вещи, он украшал помещение, вносил в него нотки народной культуры, старинного быта. Кроме того, сундук часто использовался, как мебель, на нем сидели, а ночью спокойно спали, не опасаясь воров. На Руси количеством сундуков измерялось богатство семьи.

  1. Технология изготовления сундуков. Сундучный промысел.

Следующий вопрос, на который мне захотелось найти ответ: «Как и где изготавливали сундуки?» Вот, что мне удалось выяснить.

В XVI — XVII вв. самыми известными центрами производства сундуков были Великий Устюг и Холмогоры — крупные торговые города России на Северной Двине.

Самыми богатыми были расписные сундуки Нижнего Тагила . На их стенках и крышке рисовали до восьми картинок с сюжетами, списанными с гравюр и литографий.

Чтобы изготовить сундук, требовались усилия мастеров разных специальностей: одни делали деревянные ящики, другие - металлические замки, третьи - ручки, петли, четвертые подготавливали железо и жесть, лакировали его, печатники и чеканщики украшали листы узорами.

Сундуки делали из тонких просушенных сосновых досок, а на стенки в определенной последовательности набивали металлическую обшивку: грани украшали прочеканенными или расписными полосами в косую клетку. На передней стенке врезали замок, к боковым прикрепляли скобы - ручки.

  1. Приметы и поверья, связанные с сундуками.

Сундук был не просто предметом мебели. К нему и отношение было особое. Ведь не о каждом предмете мебели слагали приметы и поверья! А о сундуке они до сих пор существуют. Например, такие:

  1. Нельзя открывать сундук в один из дней Масленицы, чтобы не выпустить из него богатство и удачу.
  2. Свой сундук отдавать никому нельзя - сама замуж не выйдешь и той, кому отдала счастья не будет.
  3. Нельзя класть в сундуки детские вещи. Это считалось большим грехом, так как одежда ребёнка пахла материнским молоком.

Существовали и народные традиции, связанные с сундуком. Например, такие:

  1. При выкупе приданого, на сундук садились младшие братья, сестры и племянники невесты, которые назначали сумму выкупа.
  2. Перед свадьбой сундук очищали от «нечистой силы». Для этого его обводили зажженной свечой, иконой, сыпали щепотку соли. Затем клали деньги, хлеб, иногда посуду, чтоб сундук всю жизнь не был пуст, чтоб молодые жили богато.
  1. Моя семейная реликвия.

Следующий вопрос, на который мне предстояло ответить: «Кому принадлежал сундук, который привезла мама? (приложение №8) Как звали мастера, который его сделал?». Чтобы ответить на эти вопросы, на летних каникулах я отправилась в деревню Горка Емецкого района Архангельской области. Там проживают мои родственники, у которых долгое время и хранился наш сундук. Беседуя с Лешуковой Валентиной Николаевной (моей бабушкой по материнской линии) мне удалось узнать много интересного об истории моей семьи. Вот что я выяснила.

Моя прапрабабушка Тетерина Ульяна Степановна родилась в 1870 году в Емецком районе в деревне Меландово, сейчас эта деревня называется - Горка. У нас сохранился бабушкин дом. (приложение №9)Дом построил прапрадедушка Тетерин Аксентий Егорович в 1891 году сейчас дому -121 год. В нашем старинном доме много интересных вещей и ранее неизвестных нам предметов, например, есть крюк в потолке у входных дверей, оказывается, на этот крюк вешали люльку с маленькой девочкой и спала девочка у самых дверей, выживет девочка - хорошо, а не выживет, то никто девочку не жалел почему? Потому что если рождалась девочка, то землю на нее не выдавали. Есть в доме резной буфет для посуды, резные перила лестницы, старые стулья и стол, самотканые половички. Много старинных вещей украли. У бабушки с дедушкой, а дедушка был на 12 лет старше бабушки, было 11 детей, а вырастили они 10 детей. Семь мальчиков и три девочки. Бабушка была награждена золотой звездой и имела звание «Мать героиня». Бабушка занималась домашним хозяйством, ткала половички на ткацком станке, содержала дом, валяла валенки, держала скот - коров, овец, лошадей. Раньше на каждого мальчика в семье давали надел - значит землю для постройки дома. Дедушка вместе со своими сыновьями построили семь домов. В последующем эти дома у деда забрали, посчитали его - богачом. Оставили только один дом. Также дедушка с сыновьями создали свою бригаду и работали плотниками на помещиков (зажиточных людей), в деревне их было два.

Все вещи и мебель для дома делал дедушка своими руками.

Именно в этом доме одним из главных предметов мебели был бабушкин сундук. Дед сделал его сам для бабушки в 1892 году, сейчас ему 120 лет. Сундук с крышкой, сделан он из лиственницы, сверху на крышке железная ручка. Сундук имеет небольшой размер его длина - 36 сантиметров, ширина - 30 сантиметров, высота с крышкой - 28 сантиметров. Ничем он не украшен, но бабушка этот сундук накрывала ажурной, белой салфеткой - он смотрелся очень нарядно. Сундук бабушка всегда держала закрытым, был внутренний замок и, где лежали ключи, знала только бабушка. Этот сундук стоял на полу в передней комнате ее еще называют - горницей, или центральной комнатой. Также сундук служил местом для сидения.

А в сундуке бабушка хранила свои наряды - нарядный праздничный сарафан, который одевала по праздникам, белые рубахи, нарукавники, гарусный платок - это шелковый переливающийся платок с кистями.

Сейчас бабушкин сундук находится у нас в квартире. Мы его почистили, покрыли лаком. В него мы складываем нитки, пряжу, шерсть для валяния, различные вещи для рукоделия. Также он служит маленьким столиком. Мы очень рады у нас есть вещь наших предков.

Заключение

В ходе данного исследования:

  1. Удалось выяснить, что такое сундук, разновидности сундуков, технологию его изготовления.
  2. Установлен владелец, создатель и назначение сундука, который является нашей семейной реликвией.
  3. Познакомилась с пословицами, поговорками и приметами русского народа, связанными с сундуками.

На основе результатов исследования я формулирую следующие выводы:

  1. Первой владелицей сундука является моя прапрабабушка Тетерина Ульяна Степановна
  2. Сундук был изготовлен моим прапрадедом Аксентием Егоровичем. Дата изготовления - 1892 год, деревня Меландово (ныне Горка) Емецкого района Архангельской области.
  3. Тип прабабушкиных сундуков - ларь.

Прошлое, настоящее и будущее всегда тесно переплетены. Нельзя смотреть в будущее, забывая о прошлом. Сохраняя традиции прошлого, мы сохраняем себя, свой народ, мы ощущаем себя частью большого народа.

Литература

  1. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1968.

    Приложение №4

    Приложение №5

    Приложение №6

    Приложение №7

    Приложение №8

    Приложение №9

В Красноярске на пароходе «Святитель Николай» открылась выставка старинных сундуков, восстановленных усилиями специалистов краеведческого музея. В экспозиции можно увидеть обтянутый крокодиловой кожей дорожный сундук революционера Петра Красикова, домашний ларь семьи художника Василия Сурикова и еще 45 самых различных сундуков - от небольших шкатулок до огромных конструкций. «Русская планета» узнала, какими были русские сундуки во времена, когда, кроме них, в доме могло и не быть никакой другой мебели.

Из кипариса, обтянутого страусиной кожей

Сундуки на протяжении веков заменяли нашим предкам почти все привычные для нас предметы интерьера. В них хранили одежду и обувь, посуду и еду, книги и документы. Самые прочные служили аналогом современных сейфов. На сундуках писали, а иногда и спали. Они исполняли роль стула и скамьи, а поставленные на бок, становились шкафом или комодом. Их брали с собой в дорогу, как сегодня чемоданы. Сундуки были и мебелью, и центральным элементом декора. Были украшением и царских палат, и дома простого крестьянина. Их преподносили в дар, включали в приданое и передавали по наследству. Недаром Владимир Даль в своем словаре назвал сундуки «коренной русской утварью».

Как правило, сундуки делали из самых прочных сортов древесины - дуба или кипариса. Для дополнительной прочности оковывали снаружи железными полосами, часто крест-накрест, после чего сундук выглядел как обтянутый металлической сеткой. Иногда полосы прибивали плотно, одна к другой. Из железа делали также дополнительные накладки на углы и замочное отверстие, ручки, декоративные узорные элементы. Все это превращало сундуки в предмет роскоши: ведь до реформ Петра I практически все металлы в Россию - не только цветные, но и черные - привозили из-за рубежа. Самое простое железо стоило немалых денег и шло в первую очередь на военные нужды.

«Под железные полосы мастера подкладывали цветную слюду, красную и зеленую бумагу, а в самих полосах делали узорные просечки. Контрастная подложка подчеркивала красоту ажура на железе, - рассказывает корреспонденту РП историк Игорь Тимаков. - Иногда кованые полосы делали не узорными, а сплошными, и тогда к ним припаивали рельефные накладки из олова, которые покрывали золотом или серебром. Лучшими мастерами по декоративной железной оковке сундуков считались кузнецы из Великого Устюга и Холмогор, хорошая репутация была также у мастеров из Новгорода и Москвы».

Крышка крепилась к корпусу на железных петлях - ветлюгах. Чем больше было петель, тем выше ценился сундук. Замки делали как навесными, так и врезными. Модели с навесными замками стоили дешевле, ведь их можно было сбить, а встроенные часто делали «с секретом», и открыть их без ключа было практически невозможно.

«Внутри и снаружи готовый сундук могли обить дорогой тканью, мехом, кожей, иногда экзотической: крокодиловой или страусиной. Но чаще внешние стены и внутреннюю часть крышки украшали искусной росписью. И тогда лучшие художники превращали этот утилитарный, по сути, предмет в настоящее произведение искусства, - рассказывает РП кандидат исторических наук Татьяна Дромашко. - До XVII века при росписи сундуков художники применяли те же технологии, что и в иконописи: работали с яичной темперой, растворяя краски в яичном желтке. Но со временем, чтобы сэкономить, начали брать все яйцо целиком. Чаще стали использовать дешевый желтый сурик, реже работать с киноварью, золотом и серебром. Но даже после этих упрощений русские сундуки пользовались настолько отменной репутацией, что были одной из заметных статей российского экспорта».

1 / 6

Подсказка закрыть листать







1 / 6

Терема и подголовники

Внутри сундуков часто делали потайные отделы, которые сложно было найти человеку, не знакомому с их устройством. В сундуках для вина внутреннее пространство делили на гнезда разного размера для различных бутылей. Самыми сложными по устройству были так называемые скрыни с отдельными дверками в тайники и выдвижными ящиками. Такие сундуки постепенно «росли» в высоту, обзавелись ножками и превратились в современные шкафы.

«Чаще всего потайные отделы делали в популярных сундуках-теремах, - говорит Игорь Тимаков. - Они получили свое название благодаря внешнему сходству с домами, в которых над большим нижним этажом был еще один меньшего размера - терем. Точно так же и в сундуках-теремах на четырехскатной крышке, закрывающей основное отделение, была небольшая надстройка. У нее была своя особая плоская крышка, под которой хранили самые ценные вещи: деньги, драгоценности, важные документы. По аналогии с двухэтажными древнерусскими постройками такие сундуки называли "двужирными"».

Особая конструкция была и у сундуков-подголовников, которые брали с собой в путешествие. Они были небольшой высоты, чтобы класть на них подушки и спать было удобнее. А чтобы в них можно было уложить побольше добра, их делали из двух частей: задней с горизонтальной крышкой и передней с наклонной.

«Сложная конструкция и художественная отделка делали кованые сундуки с росписью настолько дорогими, что их обладателями становились лишь цари, бояре, столбовые дворяне, самые преуспевающие купцы и церковные иерархи, - поясняет Татьяна Дромашко. - Предметом роскоши сундуки оставались вплоть до конца XVIII века. К этому времени железо собственного производства в России уже было, но не было пильных мельниц, с помощью которых можно было распустить бревно на тонкие доски. Поэтому стройматериалы делали вручную, и стоили они дорого. И даже после появления дешевого производства досок сундуки стали доступными по цене всем слоям населения, включая крестьян, лишь к середине XIX века, когда их производство поставили на поток, отказавшись от ручной ковки и отделки».

Лубяная альтернатива

Простые же семьи использовали коробьи - сундуки, в которых из еловых досок были сделаны только дно и крышка, а стены сооружались из дешевого луба: с липы, осины или ясеня весной снимали верхний слой древесины, распрямляли его, очищали от коры, а потом сшивали лыком. Поэтому углы у лубяной конструкции получались скругленными.

«Самое интересное, что при этом дешевые коробьи можно было увидеть не только в бедных, но и в самых богатых домах, даже в покоях царицы. Вся разница была в том, сколько их было: одна, в которой умещалось все имущество семьи, или десятки. Так, историк Иван Забелин, описывая быт царицы Марьи Ильиничны (Милославской, жены Алексея Михайловича. - РП. ), упоминает, что ей принадлежали 52 коробьи, - рассказывает Игорь Тимаков. - У каждой было свое предназначение: в одну укладывали постельное белье, в другую - сорочки, в третью - посуду и так далее. Коробьи пользовались настолько большим спросом, что для их продажи в Москве был выделен специальный Коробейный ряд. Если средства позволяли, их тоже оковывали железом. Но чаще в ходу были простые, неокованные модели».

Лубяная поверхность стенок была гладкой и почти идеально подходила для росписи. Ее не нужно было предварительно обрабатывать: краски и без того ложились ровно и не впитывались, достаточно было пропитать луб обычной олифой.

«Особую роль коробьи играли на крестьянских свадьбах, - продолжает рассказ Татьяна Дромашко. - Когда свадебный поезд отправлялся в церковь, на отдельных санях или возках ехали так называемые коробейные сваты. Они везли в дом жениха приданое невесты, частью которого были и сами коробьи. Нарядные и расписные, они говорили о благосостоянии невесты не меньше, чем их содержимое».

И коробьи, и сундуки вышли из моды, а потом и из употребления в начале XX века. Но до этого времени они оставались в ходу, постепенно становясь все более причудливыми. Широко известен дорожный сундук Александра III, который сейчас можно увидеть во дворце Петра I в Стрельне. В нижнем ярусе этой огромной конструкции предусмотрены ящики для белья и посуды. В средней части расположена кровать с матрасом, подушкой и грелками для воды, на которой можно спать, если откинуть крышку сундука. В верхней - множество отделений для всего самого необходимого царю в путешествии: сигарет, шляпы, эполет, портупей, фонаря, принадлежностей для бритья, коробочек с мазями и притираниями, маникюрного набора и так далее. Есть даже откидной умывальный столик с зеркалом, колбами для холодной и горячей воды и специальное приспособление для растягивания перчаток. Один такой сундук был, по сути, готовым интерьером.

Дама сдавала в багаж… Да чего она только не сдавала! Ох, как ей можно посочувствовать! А ведь она могла доверить все это одному дорожному сундуку и носильщику, сама же прошествовала бы просто Дамой с собачкой…

Говорят, что от сундука пошла вся прочая мебель. При раскопках в Египте найдены первые предметы мебели, среди которых были и сундуки. Вещи относятся к 3 в. до н. э. А практичные греки стали использовать сундуки не только как лари для хранения вещей, а еще и как лежанки и скамьи. (Заметьте, что в наших кухонных гарнитурах просматривается греческий профиль: под крышкой диванчика пространство, в котором можно припасы или лишнюю посуду держать).

Если проследить трансформацию сундука, а изменения его происходили в зависимости от появления все новых видов транспорта, то можно построить примерно такую цепочку: сундук – баул – чемодан – сумка – шкатулка. Что-то можно поменять местами, но ясно одно: любая из этих вещей приспособлена для хранения и транспортировки багажа – крупного ли, мелкого ли.

Сундук настолько простая и практичная вещь, что изобретение и распространение его шло не обычным путем, по цепочке, из одной страны в другую. Можно сказать,что он внедрился везде и сразу. Все люди изначально где-то складировали и как-то перевозили свое имущество: если на ослике, то в мешках, на повозке – в сундуках, в более поздних видах транспорта – в чемоданах и сумках. Сундук-чемодан даже повернули в вертикаль и поставили на колесики. Хранение вещей в жилище прошло подобный путь: из мешка переложили в ларь-сундук, а сундук, постоянно росший из-за обилия вещей вверх, превратился в шкаф.

Пусть сундук и родился где-то за далекими морями, у нас он считается исконно русской утварью. Миру были известны русские, макарьевские сундучники. Утварь эту они делали из дерева как на гвоздях, так и без них – на шипах, встык или на клее. Собственно говоря, ничего не изменилось и через века. Сундуки схожи по своей конструкции. А вот декор! Кованое железо, вставки из других пород дерева, обтяжка как внутри, так и снаружи тканью, кожей… На первое место по декору дизайнеры ставят занзибарские сундуки – из-за изысканной резьбы восточноафриканских мотивов.

Дизайнеры не считают сундук пережитком прошлого, наоборот, утверждают, что этот предмет мебели способен стать стилеобразующим элементом квартиры. А если он еще наполнен бабушкиными кружевами и вышивками! Решимся ли мы поставить сундук в современной квартире? Но вот в особняке или на даче – запросто!

Кстати, на сайтах для любителей помастерить своими руками есть подробные инструкции по сооружению сундуков. «Строительство» сундуков и чемоданов было не только средством заработка, но и хобби. Например, Дмитрий Менделеев, будучи уже знаменитым химиком, подолгу корпел над изготовлением чемоданов. Известен случай, когда на вопрос о нем – кто этот господин, выбирающий в лавке материал для чемоданов, последовал ответ хозяина: «О, это известный чемоданных дел мастер Менделеев!»


С сундуком связаны некоторые современные профессии. До костюмеров и реквизиторов была профессия укладчиков одежды в сундуки. Одним из них был француз Луи Виттон, который умел укладывать одежду так, что на ней потом не было ни единой складочки.

Творческие задатки помогли ему стать основателем фирмы под собственным именем, за продукцией которой и сегодня гоняются модницы всего света: из неудобных для путешествия на поездах и пароходах сундуков он сделал чемоданы, дорожные сумки.

Луи Виттону заказывали даже чемоданы со встроенной кроватью, чемоданы, в которых можно транспортировать инвентарь для различных игр, чемоданы-столики для чаепития. Охотников попутешествовать во все времена было много: с котомкой за плечом автостопом или с содержимым трех книжных шкафов, кроме одежды и прочих вещей. Последнее можно отнести, например, к Гете, который путешествовал долгие месяцы, а в пути читал-писал. И здесь что могло быть надежнее сундуков и баулов!

Настоящим домом был дорожный сундук Александра Третьего. Давайте рассмотрим его внимательно, он того стоит! Ящики для белья и посуды занимают нижний этаж. Кровать с матрасом и подушками, грелками для воды и прочими спальными принадлежностями расположились в средней части. А что в верхней? Отделение для шляп, эполет, портупей, сигарет и табака. Даже приспособление для растяжки перчаток здесь можно найти. И, наконец: умывальный столик с зеркалом, принадлежности для бритья, тазик, маникюрный набор, коробочка с мазями – всего не перечислить.

Человек узнает о сундуке еще в детстве, хотя, может быть, потом за всю жизнь не встретится с ним вживую. Конечно же, из сказок! У Андерсена был летающий сундук. В сундуках хранили золото Кощей и пираты. Вы обращали внимание, как в фильмах разгневанные женщины уходят от мужчин? Швыряют в чемодан свои вещи, зачастую вместе с плечиками! Сундук бы им этого не позволил! Несмотря ни на что, он, как пишет публицист С. Лихтарович, остается важным, словно купец первой гильдии.

Имеем ли мы сундук или никогда в жизни его не видели, само слово употребляем часто: бабушкин сундук – копилка каких-то старинных вещей или даже идей, сундук истории – давность, спрятать в сундук за семь замков – о жадности, сундук – о скрытном человеке, старые авто обзывают сундуками, именем сундука компьютерное развлечение названо…

Я хорошо помню домашний сундук, сундуки, точнее, у сестры был отдельный для приданого. А в общем сундуке на дне лежали тяжелые вещи: шинель, в которой мама с фронта пришла, плюшевые жакетки, накрывные шали, т.е. то, что использовали от случая к случаю. Выше шли полушалки, платки, кофты. И сверху – самое интересное: вышивки, кружева. Слои перестилались тряпицами.

Настоящий праздник сундука (или сундуку?) устраивали в начале лета, в солнечный день, когда и вещи, и сам сундук на просушку вытаскивали. На длинных веревках, поддерживаемых кольями, такое разноцветье по селу полыхало!

Сундук всегда содержал какую-то тайну. Там хранились фотографии, документы, дорогие сердцу вещицы, разглядывание которых было приурочено к дате, например, письма с войны, ордена и медали. В сундук прятали сюрпризики для детей в виде парочки конфет. И сейчас дивен сундук – памятью о временах, о людях…