Конспект НОД по подготовке детей к обучению грамоте. Звук (Л), буква Л. Конспект занятия по обучению грамоте “Звуки,. Буква Л. Дикие животные.” (подготовительная группа) Согласные звуки л занятие подготовительная группа
Воспитатель: Иванова С.А. МАДОУ № 234 детский сад комбинированного вида «Мечта» (г. Кемерово) НОД для детей подготовительной группы.
НОД по обучению грамоте. Программа «Преемственность» под редакцией Н.А. Федосовой. Раздел «Учусь читать и писать» (Подготовка к школе).
Тема: Буквы Л, л, звуки [л] [л"].
Цель: Ознакомление с новой буквой алфавита.
Задачи: 1.Учить выделять из слов на слух и дифференцировать согласные звуки [л ] , [л"], узнавать графический образ букв, формировать навык чтения сочетаний букв, слогов, слов.
2.Развивать речь, внимание, логическое мышление, фонематический слух.
3.Воспитывать интерес к чтению, чувство товарищества, самостоятельности,
Дисциплинированности.
Оборудование : изображение буквы Л.л; картинка лисы; лука; репродукция любой иконы; конструктор; нитка; пластилин; молоко; утюг; буквы, вырезанные из наждачной бумаги.
Ход НОД.
- Организационный момент (положительный настрой).
- Повторение пройденного материала.
1.-Назовите буквы, с которыми мы познакомились. (А, О, У, Ы, И).
-***,собери букву Ы из элементов конструктора.
-***,выложи букву О ниткой.
-***, вылепи букву У из пластилина
-***, напиши букву А молоком на бумаге и прогладь.
-***,узнай на ощупь букву И , вырезанную из наждачной бумаги.
Как называются эти буквы? (Гласные).
Что вы, можете о них сказать? (Они тянутся и поются)
Какая буква отличается от всех? (Ы).
Чем? (Она не имеет заглавной буквы).
2.Задать вопрос детям, которые выполняли задания с буквами.
Скажите, на что похожи буквы?
А – на шалаш;
О – на колесо;
У – веточку;
Ы – две палочки, первая с брюшком;
И – калитка.
3.Откроем тетрадки и напечатаем согласные буквы: Н, С, К, Т.
Что вы, знаете о согласных? (Они не тянутся и не поются).
4.Печатание слогов: НА, НО, НУ, НЫ, НИ.
5.Взаимопроверка тетрадей.
6.Чтение слогов по таблице.
АН | СА | АС | КА | АК | ТА | АТ |
ОН | СО | ОС | КО | ОК | ТО | ОТ |
УН | СУ | УС | КУ | УК | ТУ | УТ |
ЫН | СЫ | ЫС | КЫ | ЫК | ТЫ | ЫТ |
ИН | СИ | ИС | КИ | ИК | ТИ | ИТ |
- Физкультминутка.
- Изучение нового материала.
Сегодня, мы с вами познакомимся с новой согласной буквой.
1.Игра «Закончите фразу».
В зоопарке разные звери: рыжая… ЛИСА , сильный … ЛЕВ, красивый … ЛОСЬ , белокрылый … ЛЕБЕДЬ .
2.Сообщение темы.
С какой буквой, познакомимся? (Эль).
3.Изображение заглавной и строчной буквы поместить на доску.
4.Закройте глаза. Напечатайте новую букву в воздухе.
5.Встаньте и покажите, как можно изобразить букву. (Расставить ноги на ширине плеч).
6.Отгадайте загадки:
А) Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а… ЛУК
Измените слово так, чтобы у него было два слога .(Нет лука)
Позовите слово, поставьте в нем ударение.
Как произносится первый звук в слове лук твердо или мягко? 7.Составьте схему к слову ЛУК.
Б) Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост – краса.
Кто это?... ЛИСА.
Измените слово так, чтобы в нем было не два, а один слог. Как будет звучать слово? (ЛИС). Как произносится первый звук в этом слове твердо или мягко?
8. Составьте схему к слову ЛИС .
Звуки [л] [л"] обозначаются буквой л.
V.Закрепление.
1.Чтение слов с доски:
Лис лист
Лот лото
2.Работа над значением слов.
3.Игра «Будь внимателен!»
На вопрос отвечай словом на звук [л] или [л"].
Чем едят суп? (ЛОЖКОЙ)
Чем копают? (ЛОПАТОЙ)
Где волк? (В ЛЕСУ)
Где корова? (НА ЛУГУ)
Где свинья? (В ЛУЖЕ)
Где косточки? (В ЛИМОНЕ)
Что в салате? (ЛУК)
Где цветочки? (НА ЛИПЕ).
4.Печатание предложения в тетрадках:
У Ноны лук.
Сколько слов в предложении? Составьте схему предложения.
5.Объясните значение слова лук(1-овощ,2-оружие).
6.Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь новый звук в слове».
Луна, воздух, пол, лиса, рама, стол, ландыш, дом, стул, Юля, малыши, сыр, полка, лейка.
- Итог занятия.
С какой буквой познакомились?Какие звуки она обозначает?
Прочитайте только те слова и слоги, в которых есть буква л.
1.На доске:
ЛА ЛИ КТО ТУК
ЛАК ЛИК КОТ СТУК
ЛАКИ ЛИКИ ТОК
2.Работа над значением слов:
ЛАК – раствор для покрытия поверхности.
ЛИК – изображение лица на иконе (устаревшее слово).
VI.Рефлексия:
Нарисуйте, ребята, улыбающегося человечка, если на занятии вы чувствовали себя комфортно и, если вам все было понятно.
Если, что – то осталось неясно, нарисуйте тучку, с капельками дождя.
Список литературы:
1.Волина В. Учимся играя.-.М, Просвещение, 1994.
2.Марцинкевич Г.Ф.. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. – Волгоград, 2000.
3.Кирдяева Н.В.. Тридцать три игры, чтобы выучить тридцать три буквы. Начальная школа № 9, 2009.
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Звуки Л-ЛЬ. БукваЛ»
Цель: Закрепить навык правильного произношения звуков л-ль
Познакомить с буквой Л.
Задачи:
Коррекционно-образовательные
1). Формировать правильный артикуляционный уклад произношения звуков
л и ль.
2). Формировать понятие «согласный звук», умение выделять изучаемый звук из начала слова.
3). Уточнить артикуляцию звуков л и ль.
4). Учить различать звуки по твердости-мягкости.
5). Учить анализу и синтезу слов «лук», «лиса».
6). Учить образовывать притяжательные прилагательные.
7). Закрепить связь звукового образа со зрительным (графическим).
8).Развивать мыслительные операции.
9). Пополнять словарный запас детей словами с изучаемым звуком.
10). Формировать начальный навык чтения.
Коррекционно-развивающие
1). Развивать речевое дыхание.
2). Развивать слуховую память, внимание.
3). Развивать фонематический слух.
Коррекционно-воспитательные
Воспитывать положительное отношение к занятию, самостоятельность, контроль за собственной речью.
Оборудование: игрушка Незнайка, мультимедийная система, домики с картинками, сигнальные карточки, счетные палочки, карточки с буквой Л, индивидуальные зеркала, схемы слов.
Ход занятия:
1Организационный момент.
Дети, станьте в круг, возьмитесь за руки. Почувствуйте теплоту ваших рук. Посмотрите в глаза друг другу и подарите самую теплую и нежную улыбку.
2.Повторение.
Л.: - Какие согласные звуки мы уже знаем? Почему их называют согласными?
3. Артикуляционная гимнастика .(слайд №1)
Л.: - Ребята, у меня для вас новость. Сегодня у нас на занятии будет гость.
Посмотрите, кто к нам пришел?
Д.: - Это Незнайка.
Л.: - Ребята, Незнайка сказал мне, что он никогда не был на занятии и хочет посмотреть, как вы будете заниматься.
Давайте покажем ему, как мы умеем выполнять упражнения для губ и язычка.
Дети выполняют упражнения. На экране появляются картинки с символами
артикуляционных упражнений.
- «Почистить верхние зубы»
- «Парус»
- «Качели»
- «вкусное варенье»
- «лошадка»
-«Маляр».
4. Знакомство с новой темой.(слайд №2).
Л.: -Ребята, Незнайка принес вам загадки и хочет посмотреть, как вы умеете их отгадывать. (На экране появляется сундучок).
Л.: - В сундучке лежат картинки-отгадки. Если правильно отгадаем, то на экране появятся эти картинки.
На потолке висит
На нас глядит. (лампочка).
Рукавичку над окном,
Поселил в нее жильцов,
Непоседливых птенцов. (ласточка).
Сидит дед во сто шуб одет,
Кто его раздевает
Тот слезы проливает. (лук).
Сама не ем, а людей кормлю. (ложка).
Логопед произносит название картинок еще раз.
Л.: - С какого звука начинаются слова?
Д.: - Со звука «л».
Л.: - Сегодня на занятии мы познакомимся со звуком «л».
Посмотрите внимательно, как я произношу звук «л».
Логопед произносит звук «л».
Л.: - А теперь вы произнесите звук «м».
Дети произносят, логопед следит за правильностью произношения.
Л.: - Расскажите, какой звук «л»?
Дети делают характеристику по схеме.
Л.: - Можем мы пропеть этот звук? Попробуйте.
Д.: - Нет.
Л.: - Значит, какой это звук?
Д.: - Согласный.
Л.: - У звука «л» есть младший брат мягкий звук «ль».
Звук «л» мы будем обозначать синим кружочком, а звук «ль» зеленым
кружочком.
(на экране появляются символы звуков «л» и «ль» (слайд № 3).
5. Развитие фонематического слуха. Игра « Сигнальщики».
Л.: Я буду произносить слоги, вы должны поднять сигнал синего или зеленого цвета (ла, ло, ли, лу, ле, ля, лы и т.д.)
6. Игра «Украсим домик».
Л.: - Ребята, Незнайка мне сказал, что к своему дню рождения он очень хотел украсить свой домик. На окна он расставил свои любимые игрушки, но забыл повесить шторы. Давайте поможем ему.
(У детей на столах карточки с изображением домиков и окошечек, на которых располагаются игрушки. Если название игрушки начинается с твердого звука «л» - прикрепляют шторку синего цвета, а если с мягкого «ль» - зеленого цвета.
(Дети выполняют задание).
7. Словообразование и употребление притяжательных прилагательных с суффиксами –ий, -ья, -ье, ьи.
Лиса – лисий, лисья, лисье, лисьи.
Белка – беличий, беличья, беличье, беличьи.
Волк – волчий, волчья, волчье, волчьи.
Игра: «Исправь ошибки Незнайки».
Лисий голова. Волчья хвост. Беличий лапа и т.д
8. Динамическая пауза. «Игра «Летает – не летает».
Кто летит,кто не летит?
Кто ответит без подсказок,
Тот в игре и победит.
Логопед предлагаает слова:
Самолет, лесенка, лебедь,лось,лодка,пеликан,лиса,вертолет,олень,мотылек.
9. Звуковой анализ слов. Игра « Живые звуки».
Логопед вызывает детей, говорит каждому о том, какой звук он будет обозначать.
Пример: Ваня – звук «Л», Даша – звук «У», Кирилл – звук «К».
Дети составляют слово «лук». Каждый ребенок подходит к столу и берет шапочку с обозначением звука, одевает на голову и встает на свое место. Дети подсчитывают количество гласных и согласных звуков. Аналогично составляется схема слова «лиса».
10..Знакомство с буквой «Л». (слайд №4).
Л.: - Звук «л» на письме обозначается буквой «Л».
(На экране появляется букваЛ).
Л.: - На что похожа буква « Л»?
Л.: - Из скольких элементов состоит буква?
Л.: - Какие это элементы?
Л.: - Давайте прорисуем букву в воздухе.
Л.: - А теперь давайте выложим букву из цветных шнурочков.
11. Пальчиковая гимнастика «Составим букву из пальцев».
12. Дыхательная гимнастика.(слайд №5). На экране появляется картина с изображением весеннего леса.
(Дети делают вдох через нос, выдох через рот, вдыхают аромат весеннего воздуха).
13. Дидактическая игра «Составь слог».(слайд№5)
На цветочке буква «А», на муравейнике буква «О», на кустике буква «У», на пеньке буква «И», на полянке буква «Ы».
Л.: - Ребята, буква «Л» любила гулять по весеннему лесу и встречаться с
гласными буквами. По мере передвижения буквы «л» по экрану, дети прочитывают слоги: ла - ло - лу - ли - лы.
14. Итог занятия.Рефлексия «Весенняя полянка»
Л.: - Давайте украсим полянку цветочками.
Если вам было легко и вы справились со всеми заданиями, украсьте полянку цветочками желтого цвета.
Если вам было немножко трудно – оранжевого.
Если очень трудно – красного.
Какая полянка получилась? (весенняя, разноцветная).
Незнайке очень понравилось, как вы работали и он приготовил вам угощения. (детям раздаются леденцы).
Цель: познакомить детей со звуком Л (Л’). Учить определять на слух место звука Л (Л) в трех позициях, закреплять умение в определении слогов в словах, тренироваться в чтении слогов по слоговой таблице, с последующим составлением слов из слогов
Оборудование: Иллюстрации в названиях, которых встречается звук Л (лампа, молоток, стол)
Касса букв, слоговая таблица
Непосредственно – организованная деятельность:
Чтение слогов по слоговой таблице
Д.у. «Найди слово и проверь себя»
Д.У. «Раскрась картинку и найди все слова со звуком Л»
Д.У. «Изобрази букву»
Составление слогов по разрезной азбуке большого формата
Ход занятия:
I. Знакомство со звуком Л (Л’)
1. Артикуляционная гимнастика
Скороговорка
Пошел Игнат
Лопаты покупать.
Купил Игнат
Пяток лопат.
Какой звук слышится чаще всего? (Л)
Давайте произнесем этот звук и посмотрим в зеркало, с помощью чего мы его произносим. (дети берут зеркала и определяют как произносится это звук)
При произношении звука Л язык упирается в верхние зубы или десны. Язык нам помогает произнести этот звук. Раз язык помогает нам произносить этот, к какой группе мы отнесем его? (Это согласный звук)
Вывешивается буква Л л и картинка на звук, обозначающий букву Л
2. Определение место звука в словах
Сейчас давайте вспомним и назовем слова, где встречается этот звук, в начале, середине, конце слова. (дети приводят свои примеры, где есть звук Л (Л’)) – (раздаточный материал «Слова на звук Л»)
Начало: Лампа, лодка, луна, лыжи, лиса, лук, лев, лопата и т.д.
Середина: молоток, белка, полка, павлин, апельсин, молния, пальто, цыпленок и т.д.
Конец: стол, стул, пол, пенал, дятел, бинокль, самосвал и т.д.
3. Знакомство с буквой Л.
Мы назвали много в которых встречается звук Л, а сейчас, давайте посмотрим на саму букву, из чего она состоит?
На что похожа?
Пропишем букву в воздухе, кто попробует изобразить эту букву?
4. Схема слова.
В каких именах встречается этот звук? (Луша, Лена, Люба, Лёня)
Есть имя девочки Луша. Давайте определим сколько слогов в этом имени? (два, как определить сколько слогов)
Зарисуем схему слова, один на доске, остальные в рабочих тетрадях.
5. Составление предложения с данным словом (Луша)
Сейчас придумаем предложение со словом Луша
(Дети высказывают свои предложения)
II. Чтение слогов
1. Работа с кассой букв
Открываем кассы букв, поселим в кассу еще одну букву Лл. теперь попробуем составить слоги. Какие бывают слоги? (прямые и обратные, первый ряд детей составляет прямые слоги, второй ряд - обратные).
Прямые слоги: ЛА; ЛО; ЛУ
Обратные слоги: АЛ; ОЛ; УЛ
2. Чтение слоговой таблицы
Чтение слоговой таблицы(сначала читаем слоги, составляем из слогов слово, зарисовываем схему полученного слова) | |
МА | УШ |
ЛУ | ША |
ШУ | ЛА |
Читаем слоги, затем из слогов составляем слова, с одним из слов составляем предложение.
3. Схема предложения
Маша ушла.
Мы с вами составили предложение. МАША УШЛА. (На заранее приготовленном листе написано, возможно написать на доске)
Сколько слов в предложении получилось? (Два) Какое первое? Второе?
Что должно стоит в конце предложения? (точка)
В предложении два слова в конце предложения стоит точка. Сейчас мы с вами зарисуем схему этого предложения.
Вводится понятие схема предложения. Первое слово в предложении пишется с большой буквы, каждое слово обозначается горизонтальной чертой, в конце предложения ставится точка. Она обозначает, что мысль закончена.
III. Итог ННОД
Как называется звук, с которым мы познакомились? Какой он? Приведите примеры слов с этим звуком?
- (обратить внимание детей на схему слова) Что обозначает схема? Придумайте мне слова, которые состоят из двух слов (согласно схеме).
- (обратить внимание на схему предложения) Что обозначается такой схемой? (предложение). Приведите примеры предложений по схеме.
IV . Работа с родителями.
Докрасить картинку с предметами на звук Л.
Составление схемы предложение.
(подчеркните все буквы Л, составьте схему предложения)
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Звуки [р], [р’] - [л], [л’]. Буквы Рр, Лл
Автор работы: Радулова Светлана Михайловна, учитель-логопед, МОУ «Бендерский Детский сад № 9».Описание работы: Конспект занятия по обучению грамоте разработан для подготовительной к школе логопедической группы. Данный материал будет полезен учителям-логопедам, воспитателям ДОУ, учителям начальных классов.
Цель:
закрепление навыка различения звуков [р], [р"]- [л], [л"] в слогах, словах, фразах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные.
Закрепить представления и расширять словарь по теме: "Водный, воздушный транспорт". Закрепить навыки различения звуков [р], [р"]- [л], [л"] в слогах, словах и фразах. Совершенствовать навыки звукового анализа слов, составления и чтения слов, предложений, определения количества слов в предложении.
Коррекционно-развивающие.
Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие, артикуляционную, мелкую и общую моторику, координацию речи с движением.
Воспитательные.
Формировать навык сотрудничества в коллективном выполнении задания.
Оборудование:
иллюстрация с изображением моря, острова и скал, плоскостное изображение парусной лодки, предметные картинки со звуками [р], [р’], [л], [л’], карточки с напечатанными названиями водного и воздушного транспорта, в названии которых есть звуки [р], [р’], [л], [л’], карточки на определение места звука в слове, конверты со слогами, буквами, звуковые схемы.
Ход занятия
I. Организационный момент.Логопед приветствует детей на ковре и раздает карточки с напечатанными названиями водного и воздушного транспорта.
Логопед. Мы сегодня отправимся в увлекательное путешествие по морю. Но прежде прочитайте названия водного и воздушного транспорта на своих карточках.
Дети читают слова: лодка, катер, баржа, самолет, вертолет, плот, ракета, ледокол, пароход, теплоход, планер, шлюпка, фрегат.
Логопед. В названиях транспорта были звуки [р], [р’], [л], [л’]. Они будут нашими талисманами в путешествии на парусной лодке.
2. Сопряженная пальчиковая и артикуляционная гимнастика.
Логопед. К путешествию нам надо подготовиться и выполнить упражнения.
«Лодка» и «Удочка» (Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик). Рот открыт, узкий напряженный язык выдвинут вперед).
«Лодочка» и «Гребем веслом» (Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик) от приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта).
«Теплоход» и «Пароход гудит» (Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх. Приоткрыть рот и длительно произносить звук "ы" (как гудит пароход).
«Лодка с парусом» (Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх. Кончик языка поднять за верхние зубы).
3. Дыхательная гимнастика
Логопед.
Делаем вдох, затем выдыхая, совершаем наклоны в сторону, раки двигаются вдоль тела, на выдохе произносим: «С-с-с-с…».
Дети выполняют упражнение 6-8 раз в каждую сторону.
4. Артикуляция звуков по схеме.
Дети проходят на свои места за столом. На подставке расположено изображение моря. Плоскостное изображение парусной лодки прикрепляется к картине двумя магнитами с лицевой и обратной стороны картины.
Логопед. Наша парусная лодка отплывает от причала. Расскажите, чем похожи звуки [р], и [л]?
Дети. Звуки [р], и [л] согласные, твердые, звонкие, кончик языка находится вверху за зубами.
5. Пролив «Мелодия звуков»
Логопед. Мы подплыли к проливу «Мелодия звуков». Чтобы плыть дальше, нам надо правильно проговорить чистоговорки.
Ри-ре –ри – в море корабли.
Ло-ла –ло – у лодки есть весло.
Ла- ло- ла - вот высокая скала.
Ло-ла-ло - на улице тепло.
Ре-ри-ре - стоит домик на горе.
Ры-ру-ры - нас кусают комары.
Оль-уль-оль - мы купили соль.
Арь-ирь-арь - на стене висит фонарь.
Ра-ру-ра - тебе спать пора.
6. Скалы «Перемен».
Логопед передвигает изображение лодки.
Логопед. Наша парусная лодка подплыла к скалам «Перемен». На скале звук [л] заменяется на звук [р] и слова звучат иначе.
Логопед произносит слово со звуком [л], а дети заменяют его на звук [р] и произносят слово.
дал - дар
бал - бар
жил - жир
стал - стар
пил - пир
булки - бурки
жалко - жарко
Логопед. На другой скале звук [р] заменяется на звук [л].
Логопед произносит слово со звуком [р], а дети заменяют его на звук [л] и произносят слово.
рак – лак
ров – лов
рот – лот
рама – лама
рожь – ложь
город – голод
7. Море «Потерянных звуков»
Логопед передвигает изображение лодки.У каждого ребенка на столе по три картинки и карточка с обозначением места звука в слове.
Логопед. Наша парусная лодка находится в море «Потерянных звуков». Нам надо найти место звуков [р], [р’], [л], [л’] в слове.
8. Течение «Звуков»
Логопед. Мы плывем по течению «Звуков». Подберите к каждой картинке звуковую схему.
9. Упражнение «В море»
Дети становятся в круг на ковре и выполняют упражнение.
Над волнами чайки кружат,
(Скрестить большие пальцы, помахать ладошками).
Полетим за ними дружно.
(Пальцы соединить в замок).
Брызги пены, шум прибоя
А над морем - мы с тобою!
(Помахать руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
(Волнообразные движения руками)
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.
(Плавательные движения руками).
10. Остров «Брошенных слов»
Логопед передвигает изображение парусной лодки.
Логопед. Наша лодка подплыла к острову «Брошенных слов». Составьте предложения из слов, которые я произнесу.
Логопед называет слова, дети составляют правильно предложения.
Логопед. Летать, море, над, чайки.
Дети. Чайки летают над морем.
Логопед. Море, плавать, рыба, в, огромная.
Дети. Огромная рыба плавает в море.
Логопед. Трап, матросы, на корабль, подниматься, по.
Дети. Матросы поднимаются на корабль по трапу.
11. Водопад «Заколдованных слов»
Логопед передвигает изображение парусной лодки. У детей карточки с зашифрованными словами.
Логопед.
Разгадайте слова на карточках и составьте предложения с этим словом.
Дети составляют предложения с разгаданными словами, называют количество слов в предложении.
12. Залив «Перепутанных слогов»
Логопед передвигает изображение парусной лодки. У каждого ребенка в конверте карточки со слогами.
Логопед.
На озере «Перепутанных слогов» составьте слова.
Дети составляют слова из слогов.
13. Озеро «Рассыпанных букв»
Логопед передвигает изображение парусной лодки. У каждого ребенка конверт с буквами.
Логопед. В озере «Рассыпанных слов» из букв составьте слово.
Дети составляют слова из букв:
к, р, а; у, р, к, а; т, а, р, а, п; а, м, р, а; я, б, р, у; р, е, о, м; о, р, з, а; ы, р, у, к; а, п, р, е; р, м, е, к; к, е, а, р; б, а, ы, к, р.
Елена Ларина
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. «Буква Л».
Задачи :
1. Познакомить детей с буквой Л .
2. Учить дифференцировать звуки (Л) - (Ль) .
4. Расширять словарный запас.
5. Развивать внимание, память, логическое мышление.
Ход занятия:
У нас в гостях сегодня новая буква . А какая, попробуйте догадаться!
Игра «Доскажи словечко» .
Два берёзовых коня
По снегам несут меня.
Кони эти рыжи,
А зовут их … (лыжи) .
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост – краса,
А зовут её … (лиса) .
Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а … (лук) .
Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою,
Я реки согреваю,
«Купайтесь!» - приглашаю.
И любите за это
Вы все меня. Я … (лето) .
Вы догадались, какая буква у нас в гостях ? (Л)
Потому что слова ЛЫЖИ, ЛИСА, ЛУК и ЛЕТО начинаются на букву Л .
Рассматриваем букву Л , на что она похожа, из каких элементов состоит.
Какой первый звук в слове ЛУК? – (Л) .
Расскажите о нём. - (Он согласный, звонкий, твёрдый) .
Какой первый звук в слове ЛИСА? – (Ль, он согласный, звонкий, мягкий) .
Значит буква Л обозначает два звука : твёрдый звук (Л) и мягкий звук (Ль) .
Игра «Блиц – опрос» (все ответы начинаются на букву Л ) .
Спутник Земли. (Луна) .
Маленькие человечки. (Лилипуты)
(Лукошко)
Нечистая сила леса, запутывает следы. (Леший)
Средство от болезней. (Лекарство)
Кого спасла Дюймовочка от холодной смерти? (Ласточку)
Кто путешествовал с утками на прутике? (Лягушка)
Человек, не желающий ничего делать. (Лентяй)
Время года. (Лето)
Дерево – медонос. (Липа)
Корзинка для грибов и ягод. (Лукошко)
Лесные душистые весенние цветы. (Ландыши)
Нота. (Ля)
Игра «Замени слово новым на букву Л » .
Жаба – (лягушка)
Корзинка – (лукошко)
Конь – (лошадь)
Обман – (ложь)
Трап - (лестница)
Корабль – (лодка)
Игра «А что у человека?»
У собаки морда – у человека (лицо) .
У рыбы жабры – у человека (лёгкие) .
У экскаватора ковш – у человека (ладонь) .
Физминутка «Летает – не летает» .
Если предмет не летает – дети приседают. Если летает – «летают» по группе .
Самолёт Вертолёт
Лесенка Лиса
Лебедь Мотылёк
Пеликан Олень
Лужа Лампа
А сейчас отгадайте мои загадки.
«Если я пустой бываю,
Про тебя я забываю,
Но, когда несу еду –
Мимо рта я не пройду». (Ложка)
(Выкладывается картинка с изображением ложки, а под ней карточка со словом ЛОЖКА.)
Где находится буква Л в слове ЛОЖКА ? (Первая, в начале слова) .
Аналогично с другими загадками.
«Под крышей четыре ножки,
А на крыше суп и ложки». (Стол)
«В дупле живёт
Да орешки грызёт». (Белка)
«Самый бойкий я рабочий
В мастерской.
Колочу я что есть мочи
День лежебоку,
Что валяется без проку,
Я прижму его к доске
Да как стукну по башке.
В доску спрячется бедняжка –
Чуть видна его фуражка». (Молоток)
Прохлопайте слово СТОЛ. Сколько в нём слогов? (Один)
Прошагайте слово ЛОЖКА. Сколько в нём слогов? (Два)
Пропрыгайте слово МОЛОТОК. Сколько в нём слогов? (Три)
Разделите на слоги слово БЕЛКА. Сколько в нём слогов? (Два)
Какое слово самое короткое (самое длинное? Почему?
А сейчас слова хотят поиграть с вами. (Воспитатель берёт карточки – слова, мешает их и раздаёт детям по одной) .
Отнесите слова к своим картинкам. (Это же задание выполняют другие дети) .
Игра «Порт «Слоги» (чтение слогов) .
Лодка по реке плыла,
Букву Л она везла .
Подплыла к причалу А,
Прочитаем, дети, (ЛА) .
Подплыла к причалу О,
Прочитаем вместе (ЛО) .
Подплыла к причалу У,
Прочитаем дружно … (ЛУ) .
Подплыла к причалу Ы,
Прочитаем тихо (ЛЫ) .
Подплыла к причалу И,
Прочитаем нежно (ЛИ) .
Подплыла к причалу Я,
Прочитаем громко (ЛЯ) .
Что погрузят в лодку на каждом причале? Подберите слова на каждый слог.
А теперь отгадаем ребусы :
100л, ли100к
Какая буква приходила к нам в гости? (Л)
Что вы про неё запомнили? (Согласная, звонкая, обозначает два звука – твёрдый звук (Л) и мягкий звук (Ль) .