Логопедия буква ч. Конспект логопедического занятия «Звук. Логопедические упражнения на букву ж
Цель занятия:
закрепить навыки четкого произношения звука;
учить выделять звук в слогах, словах, предложениях, фразах;
развивать фонематические процессы;
учить слоговому анализу, подбору слов к схемам;
наблюдать за правописанием звукосочетаний ЧА и ЧУ;
упражнять в подборе антонимов;
учить работе с деформированным предложением;
наблюдать за многозначностью слова;
развивать фонематический слух, внимание, память, логическое мышления.
Дыхательная гимнастика:
4х - тактное дыхание (с задержкой до 10, до 15)
Пение четверостишья «Наша Таня громко плачет»
Организационный момент.
Я произнесу цепочку слов, а вы назовите лишнее.
Сахар, конфеты, чайник (1), печенье.
Пчёлы (2), ромашка, василек, тюльпан.
Печка(3), тарелка, ваза, поднос.
Шляпа, панама, перчатки (4) , фуражка.
Картинки, обозначающие лишние слова - на доску. На картинках крепятся карточки с цифрами.
Введение в тему.
Назовите звук в названии картинки (рисунки 1, 2, 3, 4), который стоит на месте, отмеченном цифрой. Можете воспользоваться звуковыми линейками.
Кто догадался, какой звук будет сегодня главным на занятии?
Рисунок 1 Рисунок 2 Рисунок 3 Рисунок 4
Уточнение артикуляции звука, характеристика звука.
Работаем по алгоритму .
Взяли зеркала.
Губы – «хоботочком»,
Зубы – сближены,
Язык – вверху за верхними зубами, при выдыхании кончик языка резко отскакивает от нёба.
Воздушная струя – теплая, воздух выходит толчком.
Работаем по алгоритму.
Звук Ч – согласный (есть преграда), глухой (голосовые связки не работают), мягкий всегда.
Развитие фонематического восприятия.
Тренируем ушки. Пользуясь звуковой линейкой, определите место звука Ч в словах.
Туча , ученик , столик, кричит , бабочка , соловей, чемпион, учить, чум.
Словарная работа:
ЧУМ - переносное жилище народов Севера России. Конический остов из шестов покрывался оленьими шкурами или корой (рисунок 5).
Рисунок 5
Проверим вашу память. Вспомните, какие слова со звуком Ч я диктовала?
Соотнесение звука с буквой.
Какой буквой на письме мы обозначаем звук Ч?
На что похожа буква Ч? Заглавная буква Ч похожа на заглавную букву У. Чем отличается? Наклонная линия у буквы Ч внизу с закруглением вправо, а у буквы У – влево (рисунок 6).
А верхняя часть строчной буквы ч похожа на чайку (рисунок 7).
Рисунок 6 Рисунок 7
Повторяем написание заглавной буквы Ч. Ставим ручку чуть ниже верхней границы рабочей строки. Пишу короткую линию вверху и внизу с закруглением, веду руку вверх и присоединяю длинную наклонную линию внизу с закруглением.
Повторяем написание строчной буквы ч. Ставим ручку чуть ниже середины рабочей строки, веду линию вверх, делаю петелечку, веревочка провисает, и присоединяем короткую наклонную линию внизу с закруглением.
Запишите заглавную букву Ч столько раз, сколько звуков в названии второй картинки.
Запишите строчную букву ч столько раз, сколько звуков в названии третьей картинки.
Выделение звука на фоне слога.
1. Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать.
А за ней цыплятки – малые ребятки (рисунок 8).
Цып-цып-цып! Сюда! Сюда! Я вам буковку нашла!
Прибежал весёлый А , прочитали дети… ЧА
Прибежал задорный О , прочитали дети… ЧО
Прибежал упрямый У , прочитали дети… ЧУ
Прибежал милёнок И , прочитали дети… ЧИ
Прибежал красавчик Е , прочитали дети… ЧЕ
Прибежал серьёзный Ё , прочитали дети… ЧЁ
Рисунок 8
Читаем ещё раз хором слоговую таблицу (рисунок 9). Первый столбик. Второй столбик. Первую строчку. Вторую строчку.
Повторим ещё раз почему слоги ЧА и ЧУ выделены красным цветом? Есть правило сочетания ЧА пишется с гласной А. Чу – с гласной У.
Рисунок 9
2. Я диктую слова, а вы записывайте только 1 слоги.
ЧУДО, ЧАСЫ.
А сейчас – только 2 слоги.
ТУЧА, ХОЧУ.
Прочитаем. Какие слоги записали? Ещё раз повторим, правило написания звукосочетаний ЧА и ЧУ. (ЧА пиши с гласной А, ЧУ пиши с гласной У).
Работа на уровне слова.
1. Игра «Лото». В конвертах игровое поле с картинками и фишки с точками, которые определяют местоположение звука Ч в слове - отгадке: в начале, в середине, в конце. Я прочитаю загадки, у кого-то на игровом поле имеется картинка, название которой является отгадкой. Необходимо нужной фишкой закрыть картинку. Выиграет тот, кто раньше других закроет фишками всё игровое поле (рисунок 10).
Рисунок 10
Сам верхом, а ноги за ушами? ОЧКИ.
В портфеле я её ношу, ей в тетради я пишу.
Замечательная штучка – самопишущая … РУЧКА.
Хвост во дворе, нос в конуре,
Кто его повернет – тот и в дом войдет. КЛЮЧ.
Что за весенняя черная птица,
Любит за плугом ходить и кормиться? ГРАЧ.
У солнышка их много-много.
Согреют поле, луг, дорогу. ЛУЧИ.
Она нужна, чтоб сок налить или горячего чайку попить. ЧАШКА.
Ног нет, а хожу,
Рта нет, а время скажу. ЧАСЫ.
Если что болит – не плачь, тебе поможет мудрый … ВРАЧ.
Можно в ней арбузы, яблоки мочить,
капусту квасить и грибы солить. БОЧКА.
Горячий, с лимонным ароматом,
С вареньем и медом, а можно и с мятой! ЧАЙ.
Белая птица над морем кружится. ЧАЙКА.
Ударишь – не плачут, подбросишь – поскачут. МЯЧИ.
2. Назовите свои картинки – отгадки. Есть ли среди названий картинок слово, которое подходит к данной схеме? Запишите это слово в тетрадь. Следующая схема, запишите второе слово в тетрадь рядом с первым. И последняя схема, после этого слова поставьте точку. Прочитайте слова, которые записали.
Какое первое слово записала Аня? КЛЮЧ.
Скажите, что такое ключ?
Ключ – специальный инструмент, необходимый для того, чтобы открыть какой – либо замок (рисунок 11).
А что изображено на второй картинке (рисунок 12)?
Это необычный ключ. Он называется скрипичный и открывает нотную строку.
Что изображено на третьей картинке (рисунок13)?
И этот родник тоже называется ключом.
Много разных есть ключей: ключ - родник среди камней.
Ключ скрипичный, завитой и обычный ключ дверной.
В
от сколько значений имеет слово ключ. Слова, которые имеют несколько значений, называются многозначными.
Р
исунок 11 Рисунок 12 Рисунок 13
Динамическая пауза.
Игра с перекидывание мяча. «Наоборот».
Напоминаю правила игры. Возвращая мне мяч, назовите слово противоположное по смыслу.
День – НОЧЬ,
Утро – ВЕЧЕР,
Говорить – МОЛЧАТЬ,
Включать – ВЫКЛЮЧАТЬ,
Белый – ЧЕРНЫЙ,
Грязный – ЧИСТЫЙ,
Редко – ЧАСТО,
Заканчивать – НАЧИНАТЬ.
Пальчиковая гимнастика.
Чудо пальчики у нас.
Вместе с ними в любой час.
Ванечка, Юрочка, Санечка.
Ирочка, Танечка, Манечка.
Работа на уровне предложения.
У вас на партах карточки со словами. Из этих слов необходимо составить правильные предложения. Прочитайте свои предложения.
Анечка в лесу собирала ягоды.
Катя сочинила интересную сказку.
Мама купила чудесную книгу.
Дети спели весёлую частушку.
Найдите в своем предложении слово с буквой Ч.
Выйдем к доске и поставим найденные слова. Из этих слов у нас получилось новое предложение. Прочитайте.
Анечка сочинила чу десную ча стушку.
Запишите предложение в тетрадь с новой строки. Как напишем первое слово? Что поставим после последнего слова? Какое мы должны помнить правило, чтобы правильно написать слова ЧУДЕСНУЮ и ЧАСТУШКУ.
Работа с текстом.
Прочитаем текст (рисунок 14). Вместо рисунков в предложения необходимо вставить слова.
Папа подарил девочке чудо.
Чудо посадили в аквариум с чистой водичкой.
Девочка кормила его червячками и чистила твердый панцирь.
Ночью чудо прячется под камнями.
А днем греет бочок на солнце.
Танечка очень любит своё чудо.
Давайте найдем в тексте слова с буквой Ч.
Догадались, какое животное подарил папа девочке? Правильно. ЧЕРЕПАХУ. Черепахи бывают разные. Одни живут в воде, другие на суше. Показ видеоролика о черепахах.
Итог занятия.
Есть ли в слове черепаха звук, который был главным на занятии?
Какой звук сегодня был главным на занятии? Давайте повторим.
Какое положение при произнесении звука Ч принимают органы артикуляции?
Гласный или согласный звук? Докажите.
Вы молодцы, отлично работали на занятии и у меня для вас сюрприз.
Показываю Кокоса – красноухую черепаху из живого уголка.
Фотография на память с гостями.
учитель-логопед Казакова Светлана Михайловна ,
г.Лысьва МДОУ «д/сад №1», компенсирующего вида
Тема: Звук Ч
Задачи: Чёткое произношение и различение звуков «Ч».
Звуковой анализ обратных и прямых слогов.
Развитие фонематического слуха, внимания, памяти, мышления;
Обогащение словарного запаса
Воспитывать интерес к занятию через игровые моменты;
Оборудование: зеркала, жетоны, картинки со звуком, схема и характеристика звуков.
План занятия.
I.
Орг. Момент.
Говорим всегда красиво, тихо и не торопливо
Ясно чётко говорим, потому что не шумим.
Наши глазки внимательно слушают
Наши глазки внимательно смотрят
Наши ручки нам не мешают
Наши ножки нам не мешают, а помогают.
II.
Повторение.
Назовите первый звук в словах: лак, роза, лопата, ложка, лук.
- Изучение нового материала.
- Выполнение артикуляционной гимнастики.
«Свет мой зеркальце вставай
Язычок на зарядку приглашай»
– Пока Вы делали зарядку, к нам пришёл в гости старичок и принёс картинки. Произнесите их и скажите, какой один звук слышится в этих словах? «Ч» -правильно.
– Вот сегодня мы с вами будем знакомиться со звуком «Ч», будем произносить слоги, слова со звуком «Ч», составлять красивые предложения.
– Посмотрите в зеркало и произнесите звук «Ч». Как расположены губы, зубы, язык? Губы окошечком, между зубами расстояние, язык прижимается к «потолочку», воздушная струя выходит посередине.
– Скажите ребята старичку, а когда Вы произносили звук «Ч» он тянулся? Что ему мешало? (язычок).
Характеристика звука «Ч».
Старичок старенький произнесите ему цепочкой слоги:
Ча-ча-ча чу-чу-чу чи-чи-чи
Ча-чо-чу чо-чу-чи ача-очо-учу
Ач-ач-ач оч-оч-оч ич-ич-ич
Давайте расскажем старичку, что мы с вами умеем определять, где прячется звук (выставляются картинки).
– А придумайте ему свои слова, в которых встречается звук «Ч», а он на вас посмотрит и полюбуется (дети придумывают слова).
Определите, где спрятался звук (в начале, в середине, в конце). Называем заранее имена детей, а дети придумывают предложения с «красивыми» словами.
IV.
Физминутка.
Знаете, вот забыл наш старичок, какое сейчас время года. А вы знаете? Сколько зимних месяцев и назовите их.
А какая зима – снежная, морозная, белая, холодная, долгая, затяжная, вьюжная…
Снег какой? – холодный, блестящий…
Солнце светит, но не греет. Идёт снег. Метут метели. Ночь длиннее, а день короче. Деревья стоят голые, только ёлки и сосны стоят зелёные, но одеты в белые шубы. Реки покрылись льдом. Люди надели шубы, меховые, тёплые шапки, валенки, варежки. Наступила холодная суровая зима.
VI.
Итог занятия.
Нравится |
Тема занятия : Дифференциация звуков [ч - т’].
Тип занятия : объяснение нового материала.
Группа : ОНР-3.
Класс : 1-й.
Цели:
Образовательные:
Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков [ч – т’] в слогах, словах и фразах;
учить составлять слова;
формировать операции звукобуквенного анализа;
активизировать словарный запас;
работать над предложением, формировать грамматический строй,
закрепить навыки пересказывания, навыки чтения;
Коррекционно-развивающие: развивать фонематический слух, память, внимание, логическое мышление;
Воспитательные : воспитывать любовь к природе, интерес к родному языку и логопедическим занятиям.
Оборудование : индивидуальные зеркала, карточки с буквами ч, т у каждого, аудиокассета «Звуки природы», мяч, изображение поляны с ромашками, изображения насекомых (пчела, кузнечик, бабочка) с написанными на обратной стороне названиями игр, цифровые линейки по количеству учащихся.
План занятия:
Оргмомент. Постановка цели. Мотивация учебной деятельности.
Уточнение артикуляции звуков
Соотнесение звуков с буквами
Повторение рядов слогов с перекидыванием мяча
Отгадывание загадок
Физминутка
Работа над словообразованием
Дидактическая игра « Измени слово»
Массаж ушных раковин
Пересказ рассказа» Синичка»
Ход занятия:
Организационный момент .
Логопед: Здравствуйте, дети!
Дети: Здравствуйте!
Логопед: Садитесь.
Постановка цели. Мотивация учебной деятельности.
Логопед: Сейчас я посмотрю, кто из вас самый внимательный. Кто быстрее и правильно ответит на мой вопрос, будет садиться за парту.
Назовите 3-й звук в слове «ручка»
Дети: Звук «Ч»
Логопед: 2-й звук в слове «стержень»
Дети: Звук «т’»
Логопед: 3-й звук в слове «туча»
Дети: «ч»
Логопед: 1-й звук в слове «тетрадь»
Дети: Звук «т’»
Логопед: 3-й звук в слове «Катя»
Дети: Звук «т’».
Логопед: Как вы думаете, какие звуки мы сегодня будем изучать?
Дети: Звуки «ч» и «т’»
Логопед: Правильно. Мы будем учиться дифференцировать звуки ч-т`. Сегодня на занятии мы отправимся в путешествие, а куда, вы догадаетесь сами, когда послушаете звуки.
(Прослушивание аудиокассеты « Звуки леса»)
Логопед: Где мы оказались?
Дети: В лесу
Логопед: А как вы догадались?
Дети: Мы слышали пение птиц, шум деревьев
Логопед: Это речевые или неречевые звуки?
Дети: Неречевые
Уточнение артикуляции звуков .
Логопед: Иногда неречевые звуки похожи на звуки нашей речи. Песня птицы может напомнить звук (т’ - т’ - т’). Возьмите в руки зеркала и приготовьтесь правильно повторить звук «т». Улыбнитесь, сблизьте зубы, расслабьте язык, опустите его кончик к нижним зубам, прижмите середину его вверху, а края языка к верхним коренным зубам. Резко выдыхаем воздух, чтобы язык отскочил от неба. Давайте дадим ему характеристику.
Дети: Это звук согласный, глухой, мягкий (имеет твердую пару «т»)
Логопед: Ребята, а вы не забыли, что мы с вами в лесу? Как нужно вести себя здесь?
Дети: Тихо, не шуметь.
Логопед: Есть один знак, который об этом напомнит.
(Логопед подносит к губам вертикально указательный палец и произносит «ч»).
Логопед: Посмотрите в зеркало и приготовьтесь повторить этот звук. Губы слегка выдвинуть вперед, округлить, зубы сблизить, язык расслабить. Широкий кончик языка поднять к бугоркам за зубами, но не прижимать. Серединку языка опустить, чтобы образовалось углубление, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Выдохнуть воздух. Давайте дадим характеристику звуку «ч».
Дети: Звук «ч» согласный, глухой, всегда мягкий.
Логопед: Звуки «ч» и «т’» близки по звучанию. Когда мы их произносим, органы речи занимают похожее положение. Но это разные звуки и на письме они обозначаются разными буквами. Вспомним, как пишутся эти буквы, и запишем их на доске.
(Один ученик выходит к доске и записывает буквы «ч» и «т»).
Соотнесение звуков с буквами .
Логопед: Сейчас мы с вами поиграем. Я буду называть слоги и слова, а вы поднимете соответствующую звукам букву: (ча, тя, че, те, чу, тю, ать, очь, уть, ичь, чай, тюль, метель, учу, котенок)
Логопед: Молодцы. Вы очень внимательные и хорошо справились с заданием.
Повторение рядов слогов с перекидыванием мяча.
Логопед: Ребята, если вы внимательно слушали звуки леса, то, наверное, слышали, что у каждой птицы своя песенка. Давайте повторим за ними.
(Логопед произносит слоги и бросает мяч ребенку). Ребенок отражено повторяет слоги: те-те-че, че-че-те, чи-ти-чи, чи-ти-ти, ать-ач-ать, оть-очь-очь
Логопед: Молодцы, и с этим заданием справились.
Отгадывание загадок
Логопед: И вот мы вышли на лесную полянку.
(на доске вывешивается изображение поляны с ромашками).
Логопед: А вот и лесные жители. Угадайте, кто они?
а) С ветки на тропинку, с травки на былинку
Прыгает пружинка - зеленая спинка.
Дети: Кузнечик.
Логопед: Домовитая хозяйка пролетела над лужайкой.
Похлопочет над цветком и поделится медком.
Дети: Пчела.
Логопед: От цветка к цветку порхает, утомится - отдыхает.
Дети: Бабочка.
(К ромашкам прикрепляем изображения кузнечика, пчелы, бабочки).
Логопед: Повторим слова еще раз. Что у них общего?
Дети: эти слова можно назвать одним словом, у всех слов есть звук «ч».
Логопед: А на каком месте стоит звук «ч» в данных словах? Возьмите в руки звуковые линейки и определите его место.
Дети: В слове «пчела» - на 2 месте, в слове «бабочка» - на 5, в слове «кузнечик»- на 6.месте.
Логопед: а сейчас мы с вами попрыгаем, кузнечики.
Физминутка .
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики.
Прыг- скок. Стоп. Сели.
Травушку покушали, Тишину послушали.
Выше, выше, высоко. Прыгай на носках легко.
Словообразование.
Логопед: Лесные жители предлагают нам поиграть. Каждый из них принес игру. Первая игра у насекомого, название которого самое длинное слово. Кто это?
Дети: Кузнечик.
Логопед: Верно.
(правильно определивший слово ученик переворачивает картинку и читает название игры).
Дети: «Не перепутай буквы».
Логопед: Кузнечик просит назвать детенышей животных и птиц. Но сначала покажем буквы «ч» и «т».
(Дети называют детенышей животных).
У зайца - (зайчата), у волка - (волчата), у белки - (бельчата), у сороки - (сорочата)., у кошки - (котята), у утки - (утята).
Логопед: Какую букву будем писать после «ч»?
Дети: Букву «а», потому что, сочетание «ча» пишется с буквой «а».
Логопед: Следующая игра у насекомого, в названии которого звук «ч» стоит на 2-м месте.
Дети: Это пчела.
Работа со словами-паронимами.
Логопед: Читаем задание с обратной стороны картинки.
Дети: Измени слово, заменив «ч» на «т».
(На доске в столбик записаны слова: мяч, вечер, ткач, печка, печь, честно).
Логопед: Сейчас вы по очереди будете выходить к доске, и записывать пару к словам, меняя «ч» на « т». Работаем коллективно у доски и в тетрадях. Обведем наши буквы в кружочки карандашами разных цветов, («ч» - зеленым, «т» - синим).
(Одновременно проводится работа над лексическим значением каждой пары слов).
Логопед: Вы познакомились с новым словом « ткач». Давайте составим с этим словом предложения, а самое красивое предложение запишем в тетрадь.
Логопед: А теперь давайте в каждом слове обозначим гласные и поделим слова на слоги.
Массаж ушных раковин.
Логопед : Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину, разотрите уши руками.
Пересказ рассказа «Синичка»
Логопед: И последняя игра у бабочки. Она нам предлагает найти звуки «ч» и «т» в рассказе. Сейчас я буду читать рассказ, вы внимательно слушайте и попробуйте его пересказать.
Логопед: О ком этот рассказ?
Дети: О синичке.
Логопед: Как она оказалась у детей?
Дети: Она влетела в форточку.
Логопед: Как ей жилось у детей?
Дети: Они о ней заботились.
(После беседы 2-3 ученика пересказывают текст, затем все ученики вспоминают слова с нужными звуками).
Наступила холодная зима. К окну прилетела синичка. Дети открыли форточку, и синичка влетела в комнату. Птичка стала клевать хлебные крошки на столе. Всю зиму синичка жила у детей. А ранней весной они взяли клетку, пошли в лес и выпустили птичку. Синичка полетела и весело запела.
Подведение итога занятия .
Логопед: Что ж, ребята, мы с вами выполнили все задания лесных жителей. Они остались довольны. О каких звуках мы сегодня говорили?
Дети: О звуках «ч» и «т’».
Логопед: Чему вы научились на занятии.? Молодцы. Занятие окончено. До свидания.
Дети: До свидания.
Занятие ориентировано на детей старшего дошкольного возраста с ОНР, развивает звукослоговый анализ и синтез, фонематический слух и восприятие. Ведущая деятельность дошкольника – игра, на занятии использованы игровые моменты, повышающие интерес детей к занятию. Помогая сказочным героям, дети знакомятся с новым звуком и буквой.
ЗАДАЧИ УРОКА
Образовательные:
- Закрепить навыки различения и произношения звука [Ч] в слогах, словах, фразах. Уточнить артикуляцию, дать характеристику.
- Упражнять детей в умении выделять звук [Ч] на фоне слова и из слова, отбирать картинки, придумывать слова с заданным звуком.
- Закреплять умение определять позицию звука в слове.
- Продолжать формировать звукослоговой анализ и синтез слов.
- Упражнять в составлении предложений по опорным словам.
- Познакомить детей с графическим образом буквы Ч. Продолжать учить преобразованию слов; читать слова и предложения.
- Закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно– ласкательными суффиксами.
Коррекционные:
- Развивать фонематический слух.
- Развивать умение концентрировать внимание.
Воспитательные:
- Воспитывать умение слушать речь взрослого и друг друга.
- Воспитывать умение работать в течение всего занятия.
ОБОРУДОВАНИЕ
“Письмо” от Деда Буквоведа, мяч, индивидуальные зеркала, плоскостные изображения сказочных героев (Чебурашка, Дюймовочка, Чипполино), ромашка с предметными картинками на лепестках (со звуком “Ч”), музыкальный молоточек, палочка-отвечалочка, квадраты трёх цветов для звукового анализа, кассы букв и слогов, кукла “Чучелка”, сундучок с буквой Ч.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Орг. Момент.
– Ребята, давайте возьмёмся за руки и для создания хорошего настроения улыбнёмся друг другу. А чтобы настроение стало ещё замечательнее, мы позовём солнечного зайчика. Гимнастика для глаз “Солнечный зайчик”:
2. Сообщение темы.
– Прежде чем начать занятие, мы проверим наш почтовый ящик (находим письмо от Деда Буквоведа). Прочитайте, от кого это письмо.
Письмо от Деда Буквоведа
– Ребята, Дед Буквовед сообщает нам плохую весть. Чучелка похитила новую букву, с которой мы должны были сегодня познакомиться. Нам надо её найти. Для этого мы должны угадать, что это за буква. А поможет нам игра “Назови ласково” (с мячом).
Мяч-мячик, ключ-ключик, белка-белочка, чашка-чашечка, собака-собачка, ложка-ложечка, вилка-вилочка, чемодан-чемоданчик, часы-часики и т.п.
– Вы догадались, какой один и тот же звук слышится во всех этих словах? Правильно, это звук [Ч], который на письме обозначается буквой Ч. Значит, мы должны найти сегодня букву…Ч. А чтобы найти эту букву мы сначала познакомимся поближе со звуком [Ч]. Садитесь за столы, возьмите зеркала и произнесите отчетливо звук [Ч].
3. Артикуляция звука [Ч]
(Губы выдвинуты вперёд и округлены. Кончик языка касается нёба. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. При произнесении звука кончик языка отрывается от нёба.)
4. Характеристика звука [Ч] (согласный, всегда мягкий, глухой).
5. Дифференциация звука [Ч] от других звуков, в слогах, словах.
– Я буду произносить звуки и слоги, а вы, если услышите звук [Ч]хлопните в ладоши.
– А теперь речевая зарядка “Не зевай, лови мяч и повторяй” (проговаривание слоговых рядов). Ач-оч-уч-ич, ча-чо-чу-чи, ача-очо-учу-ичи; чна-чно-чну-чни; чта-что-чту-чти и т.п.
– А у меня есть палочка-отвечалочка. Кому палочка в руки попадёт, тот слово со звуком “Ч” назовёт (дети придумывают слова с данным звуком).
6. Определение места звука в слове, звуковой анализ слов.
– Ребята, мы так увлеклись, что забыли о том, что нам нужно найти букву Ч. Дед Буквовед отправил нам помощников. И к нам спешит на помощь первый помощник, кто это – правильно это Дюймовочка (иллюстрация).
– Дюймовочка нам подскажет дорогу, если мы выполним её задание. На доске ромашка, на лепестках которой – картинки со звуком [Ч]. Дети выбирают себе по лепестку и определяют место звука “Ч” в названиях картинок. А теперь, выложите звуковой анализ своего слова. Молодцы справились с заданием. И Дюймовочка отправляет нас к следующему герою.
Этот герой – Чебурашка (иллюстрация).
7. Деление слов на слоги.
– И Чебурашка приготовил нам задание, которое называется: “Простучи слово” (дети делят слова на слоги, простукивая их с помощью музыкального молоточка).
– Молодцы и с этим заданием справились! Чебурашка говорит, что только один отважный сказочный герой знает, где Чучелка спрятала букву Ч. И это – Чипполино (иллюстрация).
8. Составление предложений.
– Но у Чипполино тоже есть своё задание, он предлагает вам придумать весёлые предложения про наших помощников (дети придумывают предложения).
– Чипполино очень понравились ваши предложения, поэтому он даёт подсказку: “Прочитай слово по первым звукам, и вы угадаете, где Чучелка спрятала букву Ч.
(Дети разгадывают слово “сундучок”).
– Значит, буква в сундучке и нам надо его найти. (Дети находят сундучок и спрятавшуюся Чучелку).
Логопед: Нашёлся сундучок и Чучелка здесь.
Ты зачем букву похитила?
Чучелка: Я хотела, чтобы у меня была своя буква Ч, ведь в моём имени их целых две, а я даже писать её не умею.
Логопед: Но ребята тоже должны знать эту букву, иначе они не смогут читать и писать слова с буквой Ч. Ребята, скажите, как без буквы Ч вы напишите имя Чучелка (дети: “Уелка”).
Чучелка: Ой, как некрасиво получилось.
Логопед: Тебе не нравится?! Тогда попроси у ребят прощение и верни букву.
Чучелка: Извините, ребята. Сейчас я отдам вам букву, она у меня в сундучке (произносит слова) “Сундучок, сундучок, приоткрой свой бочок” (не может открыть) Ребята, помогите мне, давайте вместе скажем эти слова, чётко выделяя звук “Ч” (дети произносят, сундучок открывается, Чучелка достаёт букву и отдаёт её детям)
Логопед: Вот и молодец! Ребята, а пусть Чучелка у нас на занятии посидит и поучит вместе с нами букву Ч (Чучелка остаётся).
9. Знакомство с буквой Ч.
Дети садятся за столы.
– Ребята, кто расскажет Чучелке, чем отличается звук от буквы (ответы детей)
– Посмотрите, вот буква Ч. На что она похожа?
Ч – вы правильно решили, пишут так же, как “4”.
Только с цифрами, друзья, путать буквы нам нельзя.
– Из каких элементов она состоит (Из двух вертикальных палочек и одной горизонтальной). Встаньте и напишите эту букву в воздухе, а теперь правой рукой на левой ладошке и наоборот, и ещё на спинках друг у друга. А сейчас сделайте окошко из ладошек и прорисуем букву Ч в воздухе от потолка до пола, смотрим глазками в окошечко. Печатание буквы в тетради.
10. Работа в кассах,
преобразование слов.– А сейчас откроем кассы и найдём, где живёт буква Ч (этаж, окошко). На верхнюю полоску выложите слово Чай, а как сделать так, чтобы из слова чай получилось слово Чайка, а из слова Чайка – Чашка. Молодцы, убираем кассы.
11. Чтение предложений
– И последнее задание от Чипполино, Чебурашки и Дюймовочки находится в конвертах. В этих конвертах – слова. Ваша задача составить из этих слов предложения и прочить их.
12. Итог занятия.
– Вот мы и познакомились со звуком и буквой Ч. Что вы можете сказать про этот звук?
Назовите слова со звуком [Ч].
– Чучелка, тебе понравилось с нами заниматься? Тогда приходи к нам ещё, а мы с ребятами хотим подарить тебе букву Ч, чтобы у тебя была своя буква.
Чучелка: Вот спасибо, а у меня тоже есть для вас сладкий сюрприз, в его названии тоже есть звук [Ч], угадайте, что это? (чупа-чупсы) Чупа-чупсы в моём сундучке, помогите мне его открыть, вспомните волшебные слова: “Сундучок, сундучок приоткрой-ка свой бочок”.
Чучелка угощает детей и уходит.
– Ребята, вы сегодня старались, внимательно слушали, хорошо отвечали, все были молодцы!
| логопедическое | логопедические занятия | занятие | конспекты занятий | обучению | программа обучения | грамоте | обучение грамоте | подготовительной | подготовительная группа | группе | группы песен | тему | и тем и тем | звук | скачать звуки | [ч] | буква | русские буквы | детский | детский сад | Страничка логопеда | Логопедическое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе на тему Звук [ч] Буква Ч Детский сад
Цели занятия:
Коррекционно-образовательные:
Познакомить детей со звуком и буквой Ч, учить соотносить звук и букву;
Научить характеризовать звук [Ч] по акустическим и артикуляционным признакам;
Закреплять правильный графический образ буквы.
Коррекционно-развивающие:
Развивать общую, мелкую моторику и артикуляционную моторику; упражнять в делении слов на слоги;
Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;
Развивать внимание, память;
Упражнять в звуковом анализе прямых и обратных слогов.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать умение работать в группе, выслушивать ответы товарищей; создавать атмосферу дружеского общения.
Оборудование: дидактическое пособие «Поезд»; дидактическое пособие Чемодан»; дидактическое пособие «Тучка» и капельки с буками; предметные картинки, в названии которых есть звук Ч; цветные фишки для выкладывания звуковой схемы; магнитная доска; индивидуальные зеркала.
Ход занятия:
I. Организационный момент. Слайд1.
2. Массаж лица:
Учила мама дочку умываться:
Надо, надо умываться (Поглаживающие движения.)
По утрам и вечерам, (Растирающие движения.)
А детишкам неумытым (Пощипывающие движения.)
Стыд и срам! ( Поглаживающие движения.)
3. Развитие артикуляционной моторики.
Возьмите зеркала. Сделаем несколько упражнений.
«Улыбочка» Губы плотно растянуты в улыбке, видны сомкнутые зубы. Удерживать на счет до 5-10.
« Трубочка» Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперед. Удерживать на счет до 5-10.
« Вкусное варенье» Слизать широким кончиком языка «варенье» с верхней губы. Нижней губой не помогать.
«Качели» Рот открыт. Кончик языка ставить за нижние, затем за верхние зубы. Менять положение 6 раз.
4. Сообщение темы занятия.
Логопед: Ребята, сегодня к нам на занятия спешит гость. Но он покажется, если мы отгадаем загадку.
Что за чудо?
Что за чудо?
Сверху блюдо,
Снизу блюдо.
Ходит чудо по дороге,
Голова торчит и ноги.
Кто же это?
Дети: Черепаха. Слайд 2.
Логопед: Какой звук слышим в начале слова?
Слайд 3.
Сегодня мы с вами познакомимся со звуком [Ч] и буквой, которая обозначает его на письме. На магнитной доске прикрепляется изображение черепахи.
5. Уточнение артикуляции звука. Слайд 4.
Логопед: Посмотрите в зеркала.
Как мчится паровоз?
Дети произносят звук [Ч].
Логопед: Расскажем черепахе, как двигаются наши губы и язык при произнесении звука [Ч].
Дети отраженно повторяют за логопедом.
Что делают губы? Губы принимают положение «Трубочки».
Как расположены зубы? Зубы сближены.
Как расположен язык? Кончик языка наверху, боковые края языка плотно прижаты к корневым зубам.
Поставьте ладошку перед ртом. Воздушная струя тёплая сильная прерывистая.
6. Характеристика звука Ч. Слайд 5.
Логопед: Ещё раз произнесите звук Ч. Можно его пропеть? Что мешает воздуху выходить свободно?
Дети: Зубки, язык.
Логопед: Звук Ч - гласный или согласный?
Дети: Согласный.
Логопед: Положите руку на горлышко. Определите, звук Ч - звонкий или глухой.
Дети: Горлышко молчит. Значит, звук Ч - глухой.
Логопед: Молодцы, ребята. А ещё вам нужно запомнить, что звук Ч - всегда мягкий. Черепаха принесла нам зеленый кружок - обозначение звука Ч.
7. Определение звука в слове.
Логопед: Хлопните в ладоши, если услышите в слове звук Ч.
Чай, чайка, майка, чашка, кашка, песня, печка, точка, ночь, нож, дочь, меч, мел, калач.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ Слайд 6.
Слайд 7.
8. Определение места звука в слове.
Логопед: Черепаха готовится в путешествие и просит нас помочь ей сложить чемоданы. В первый чемодан нужно сложить вещи, в названии которых звук Ч стоит в начале слова, во второй - в середине слова, в третий - в конце слова.
Дети отбирают картинки: чашка, ключ, удочка, мяч, очки, тапочки, ручка, чайник, мочалка.
9. Пальчиковая гимнастика.
Чтобы чётко говорить, надо с пальцами … (дружить)
Выполняется сначала правой, затем левой рукой, затем двумя руками вместе. Пальчики руки поочередно дотрагиваются подушечками до большого пальца.
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья!
10. Упражнение на словообразование «Скажи ласково».
Логопед: Наша черепаха отправляется к своим друзьям в зоопарк. Она очень любит детенышей этих животных и называет их ласково. Давайте и мы попробуем это сделать.
У волчицы - волчёночек.
У ёжихи - ежёночек.
У лошади - жеребёночек.
У медведя - медвежёночек.
У львицы - львёночек.
У белки - бельчёночек.
11. Деление слов на слоги.
Дидактическая игра «Поезд».
Логопед: Черепаха собирается в путешествие не одна. С ней поедут её друзья. Кто это, мы узнаем, если отгадаем загадки.
Домовитая хозяйка
Полетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком
- Он поделится медком. (пчела)
Чёрный, проворный,
Кричит «Крак»,
Червякам враг. (грач)
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел. (бабочка)
Логопед: Отхлопайте слова по слогам и узнайте, кто в каком вагоне поедет. А в каком вагоне поедет черепаха?
Дети отхлопывают слова по слогам и прикрепляют изображения к соответствующим вагонам.
12.Физкультминутка Слайд 8.
«Ч»
Захотела рыба-меч руки в стороны, перед собой, вверх,
Воду на двое рассечь руки соединить над головой;
Раз - сечет, два - сечет, ритмично опускать и поднимать руки
вниз-вверх;
А вода себе течет плавно опустить руки вниз через стороны
покачать из стороны в сторону.
13. Знакомство с буквой Ч. Слайд 9.
Логопед: Дети, черепаха привезла нам букву, которой на письме обозначается звук Ч - это буква Ч.
Посмотрите, на что похожа эта буква?
Ч похожа на четыре,
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.
Дети выкладывают букву Ч из счетных палочек. Отыскивание в алфавите.
Слайд 10. Логопед:
Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать.
А за ней цыплятки - малые ребятки
Цып-цып-цып! Сюда! Сюда! Я вам буковку нашла!
Прибежал весёлый
А
, прочитали дети…
ЧА
Прибежал задорный
О
, прочитали дети…
ЧО
Прибежал упрямый
У
, прочитали дети…
ЧУ
Прибежал милёнок
И
, прочитали дети…
ЧИ
Прибежал красавчик
Е
, прочитали дети…
ЧЕ
Прибежал серьёзный
Ё
, прочитали дети…
ЧЁ
14. Проговаривание чистоговорок с движением. Слайд 11.
Дети под руководством логопеда произносят чистоговорки:
«Ча-ча-ча-ча!».
«Наша печка горяча».
Чу-чу-чу-чу!
На ракете я лечу!
Оч-оч-оч-оч!
Наступила ночь.
Чо-чо-чо-чо!
Что-то давит на плечо.
Чи-чи-чи-чи!
Испекли мы калачи.
15. Игра «Договори словечко».
Логопед: Черепаха поиграть захотела с вами,
Не приходится скучать с верными друзьями.
Она начнет, а вы кончайте,
Слово нужное вставляйте.
Поскорей наливай Мне в стакан горячий … (чай).
Мы по узенькой дощечке Побежим купаться в … (речке).
Мёд в лесу медведь нашёл - Мало мёда, много … (пчел).
Наша Таня громко плачет, Уронила в речку … (мячик).
16. А давайте мы с вами послушаем одну песенку про звук Ч. Слайд12.
17. Итог занятия. Слайд 13.
Логопед: С каким звуком мы познакомились с вами на занятии? Какой это звук? Что вам понравилось?
Черепахе тоже очень понравилось с вами заниматься и играть.