Меню
Бесплатно
Главная  /  Терапия при дерматите  /  Логопедия буква ч. Конспект логопедического занятия «Звук. Логопедические упражнения на букву ж

Логопедия буква ч. Конспект логопедического занятия «Звук. Логопедические упражнения на букву ж

Цель занятия:

    закрепить навыки четкого произношения звука;

    учить выделять звук в слогах, словах, предложениях, фразах;

    развивать фонематические процессы;

    учить слоговому анализу, подбору слов к схемам;

    наблюдать за правописанием звукосочетаний ЧА и ЧУ;

    упражнять в подборе антонимов;

    учить работе с деформированным предложением;

    наблюдать за многозначностью слова;

    развивать фонематический слух, внимание, память, логическое мышления.

Дыхательная гимнастика:

    4х - тактное дыхание (с задержкой до 10, до 15)

    Пение четверостишья «Наша Таня громко плачет»

Организационный момент.

Я произнесу цепочку слов, а вы назовите лишнее.

Сахар, конфеты, чайник (1), печенье.

Пчёлы (2), ромашка, василек, тюльпан.

Печка(3), тарелка, ваза, поднос.

Шляпа, панама, перчатки (4) , фуражка.

Картинки, обозначающие лишние слова - на доску. На картинках крепятся карточки с цифрами.

Введение в тему.

Назовите звук в названии картинки (рисунки 1, 2, 3, 4), который стоит на месте, отмеченном цифрой. Можете воспользоваться звуковыми линейками.

Кто догадался, какой звук будет сегодня главным на занятии?




Рисунок 1 Рисунок 2 Рисунок 3 Рисунок 4

Уточнение артикуляции звука, характеристика звука.

Работаем по алгоритму .

Взяли зеркала.

Губы – «хоботочком»,

Зубы – сближены,

Язык – вверху за верхними зубами, при выдыхании кончик языка резко отскакивает от нёба.

Воздушная струя – теплая, воздух выходит толчком.

Работаем по алгоритму.

Звук Ч – согласный (есть преграда), глухой (голосовые связки не работают), мягкий всегда.

Развитие фонематического восприятия.

Тренируем ушки. Пользуясь звуковой линейкой, определите место звука Ч в словах.

Туча , ученик , столик, кричит , бабочка , соловей, чемпион, учить, чум.

Словарная работа:

ЧУМ - переносное жилище народов Севера России. Конический остов из шестов покрывался оленьими шкурами или корой (рисунок 5).


Рисунок 5

Проверим вашу память. Вспомните, какие слова со звуком Ч я диктовала?

Соотнесение звука с буквой.

Какой буквой на письме мы обозначаем звук Ч?

На что похожа буква Ч? Заглавная буква Ч похожа на заглавную букву У. Чем отличается? Наклонная линия у буквы Ч внизу с закруглением вправо, а у буквы У – влево (рисунок 6).

А верхняя часть строчной буквы ч похожа на чайку (рисунок 7).



Рисунок 6 Рисунок 7

Повторяем написание заглавной буквы Ч. Ставим ручку чуть ниже верхней границы рабочей строки. Пишу короткую линию вверху и внизу с закруглением, веду руку вверх и присоединяю длинную наклонную линию внизу с закруглением.

Повторяем написание строчной буквы ч. Ставим ручку чуть ниже середины рабочей строки, веду линию вверх, делаю петелечку, веревочка провисает, и присоединяем короткую наклонную линию внизу с закруглением.

Запишите заглавную букву Ч столько раз, сколько звуков в названии второй картинки.

Запишите строчную букву ч столько раз, сколько звуков в названии третьей картинки.

Выделение звука на фоне слога.

1. Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать.

А за ней цыплятки – малые ребятки (рисунок 8).

Цып-цып-цып! Сюда! Сюда! Я вам буковку нашла!

Прибежал весёлый А , прочитали дети… ЧА

Прибежал задорный О , прочитали дети… ЧО

Прибежал упрямый У , прочитали дети… ЧУ

Прибежал милёнок И , прочитали дети… ЧИ

Прибежал красавчик Е , прочитали дети… ЧЕ

Прибежал серьёзный Ё , прочитали дети… ЧЁ


Рисунок 8

Читаем ещё раз хором слоговую таблицу (рисунок 9). Первый столбик. Второй столбик. Первую строчку. Вторую строчку.

Повторим ещё раз почему слоги ЧА и ЧУ выделены красным цветом? Есть правило сочетания ЧА пишется с гласной А. Чу – с гласной У.


Рисунок 9

2. Я диктую слова, а вы записывайте только 1 слоги.

ЧУДО, ЧАСЫ.

А сейчас – только 2 слоги.

ТУЧА, ХОЧУ.

Прочитаем. Какие слоги записали? Ещё раз повторим, правило написания звукосочетаний ЧА и ЧУ. (ЧА пиши с гласной А, ЧУ пиши с гласной У).

Работа на уровне слова.

1. Игра «Лото». В конвертах игровое поле с картинками и фишки с точками, которые определяют местоположение звука Ч в слове - отгадке: в начале, в середине, в конце. Я прочитаю загадки, у кого-то на игровом поле имеется картинка, название которой является отгадкой. Необходимо нужной фишкой закрыть картинку. Выиграет тот, кто раньше других закроет фишками всё игровое поле (рисунок 10).


Рисунок 10

    Сам верхом, а ноги за ушами? ОЧКИ.

    В портфеле я её ношу, ей в тетради я пишу.

Замечательная штучка – самопишущая … РУЧКА.

    Хвост во дворе, нос в конуре,

Кто его повернет – тот и в дом войдет. КЛЮЧ.

    Что за весенняя черная птица,

Любит за плугом ходить и кормиться? ГРАЧ.

    У солнышка их много-много.

Согреют поле, луг, дорогу. ЛУЧИ.

    Она нужна, чтоб сок налить или горячего чайку попить. ЧАШКА.

    Ног нет, а хожу,

Рта нет, а время скажу. ЧАСЫ.

    Если что болит – не плачь, тебе поможет мудрый … ВРАЧ.

    Можно в ней арбузы, яблоки мочить,

капусту квасить и грибы солить. БОЧКА.

    Горячий, с лимонным ароматом,

С вареньем и медом, а можно и с мятой! ЧАЙ.

    Белая птица над морем кружится. ЧАЙКА.

    Ударишь – не плачут, подбросишь – поскачут. МЯЧИ.

2. Назовите свои картинки – отгадки. Есть ли среди названий картинок слово, которое подходит к данной схеме? Запишите это слово в тетрадь. Следующая схема, запишите второе слово в тетрадь рядом с первым. И последняя схема, после этого слова поставьте точку. Прочитайте слова, которые записали.

Какое первое слово записала Аня? КЛЮЧ.

Скажите, что такое ключ?

Ключ – специальный инструмент, необходимый для того, чтобы открыть какой – либо замок (рисунок 11).

А что изображено на второй картинке (рисунок 12)?

Это необычный ключ. Он называется скрипичный и открывает нотную строку.

Что изображено на третьей картинке (рисунок13)?

И этот родник тоже называется ключом.

Много разных есть ключей: ключ - родник среди камней.

Ключ скрипичный, завитой и обычный ключ дверной.

В
от сколько значений имеет слово ключ. Слова, которые имеют несколько значений, называются многозначными.


Р
исунок 11 Рисунок 12 Рисунок 13

Динамическая пауза.

Игра с перекидывание мяча. «Наоборот».

Напоминаю правила игры. Возвращая мне мяч, назовите слово противоположное по смыслу.

День – НОЧЬ,

Утро – ВЕЧЕР,

Говорить – МОЛЧАТЬ,

Включать – ВЫКЛЮЧАТЬ,

Белый – ЧЕРНЫЙ,

Грязный – ЧИСТЫЙ,

Редко – ЧАСТО,

Заканчивать – НАЧИНАТЬ.

Пальчиковая гимнастика.

Чудо пальчики у нас.

Вместе с ними в любой час.

Ванечка, Юрочка, Санечка.

Ирочка, Танечка, Манечка.

Работа на уровне предложения.

У вас на партах карточки со словами. Из этих слов необходимо составить правильные предложения. Прочитайте свои предложения.

Анечка в лесу собирала ягоды.

Катя сочинила интересную сказку.

Мама купила чудесную книгу.

Дети спели весёлую частушку.

Найдите в своем предложении слово с буквой Ч.

Выйдем к доске и поставим найденные слова. Из этих слов у нас получилось новое предложение. Прочитайте.

Анечка сочинила чу десную ча стушку.

Запишите предложение в тетрадь с новой строки. Как напишем первое слово? Что поставим после последнего слова? Какое мы должны помнить правило, чтобы правильно написать слова ЧУДЕСНУЮ и ЧАСТУШКУ.

Работа с текстом.

Прочитаем текст (рисунок 14). Вместо рисунков в предложения необходимо вставить слова.


Папа подарил девочке чудо.

Чудо посадили в аквариум с чистой водичкой.

Девочка кормила его червячками и чистила твердый панцирь.

Ночью чудо прячется под камнями.

А днем греет бочок на солнце.

Танечка очень любит своё чудо.

Давайте найдем в тексте слова с буквой Ч.

Догадались, какое животное подарил папа девочке? Правильно. ЧЕРЕПАХУ. Черепахи бывают разные. Одни живут в воде, другие на суше. Показ видеоролика о черепахах.

Итог занятия.

Есть ли в слове черепаха звук, который был главным на занятии?

Какой звук сегодня был главным на занятии? Давайте повторим.

Какое положение при произнесении звука Ч принимают органы артикуляции?

Гласный или согласный звук? Докажите.

Вы молодцы, отлично работали на занятии и у меня для вас сюрприз.

Показываю Кокоса – красноухую черепаху из живого уголка.

Фотография на память с гостями.

учитель-логопед Казакова Светлана Михайловна ,

г.Лысьва МДОУ «д/сад №1», компенсирующего вида

Тема: Звук Ч

Задачи: Чёткое произношение и различение звуков «Ч».

Звуковой анализ обратных и прямых слогов.

Развитие фонематического слуха, внимания, памяти, мышления;

Обогащение словарного запаса

Воспитывать интерес к занятию через игровые моменты;

Оборудование: зеркала, жетоны, картинки со звуком, схема и характеристика звуков.

План занятия.
I. Орг. Момент.

Говорим всегда красиво, тихо и не торопливо

Ясно чётко говорим, потому что не шумим.

Наши глазки внимательно слушают

Наши глазки внимательно смотрят

Наши ручки нам не мешают

Наши ножки нам не мешают, а помогают.
II. Повторение.

Назовите первый звук в словах: лак, роза, лопата, ложка, лук.

  1. Изучение нового материала.
  2. Выполнение артикуляционной гимнастики.

«Свет мой зеркальце вставай

Язычок на зарядку приглашай»

– Пока Вы делали зарядку, к нам пришёл в гости старичок и принёс картинки. Произнесите их и скажите, какой один звук слышится в этих словах? «Ч» -правильно.

– Вот сегодня мы с вами будем знакомиться со звуком «Ч», будем произносить слоги, слова со звуком «Ч», составлять красивые предложения.

– Посмотрите в зеркало и произнесите звук «Ч». Как расположены губы, зубы, язык? Губы окошечком, между зубами расстояние, язык прижимается к «потолочку», воздушная струя выходит посередине.

– Скажите ребята старичку, а когда Вы произносили звук «Ч» он тянулся? Что ему мешало? (язычок).

Характеристика звука «Ч».

Старичок старенький произнесите ему цепочкой слоги:

Ча-ча-ча чу-чу-чу чи-чи-чи

Ча-чо-чу чо-чу-чи ача-очо-учу

Ач-ач-ач оч-оч-оч ич-ич-ич

Давайте расскажем старичку, что мы с вами умеем определять, где прячется звук (выставляются картинки).

– А придумайте ему свои слова, в которых встречается звук «Ч», а он на вас посмотрит и полюбуется (дети придумывают слова).

Определите, где спрятался звук (в начале, в середине, в конце). Называем заранее имена детей, а дети придумывают предложения с «красивыми» словами.
IV. Физминутка.
Знаете, вот забыл наш старичок, какое сейчас время года. А вы знаете? Сколько зимних месяцев и назовите их.

А какая зима – снежная, морозная, белая, холодная, долгая, затяжная, вьюжная…

Снег какой? – холодный, блестящий…

Солнце светит, но не греет. Идёт снег. Метут метели. Ночь длиннее, а день короче. Деревья стоят голые, только ёлки и сосны стоят зелёные, но одеты в белые шубы. Реки покрылись льдом. Люди надели шубы, меховые, тёплые шапки, валенки, варежки. Наступила холодная суровая зима.
VI. Итог занятия.

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"
Нравится

Тема занятия : Дифференциация звуков [ч - т’].

Тип занятия : объяснение нового материала.

Группа : ОНР-3.

Класс : 1-й.

Цели:

    Образовательные:

    Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков [ч – т’] в слогах, словах и фразах;

    учить составлять слова;

    формировать операции звукобуквенного анализа;

    активизировать словарный запас;

    работать над предложением, формировать грамматический строй,

    закрепить навыки пересказывания, навыки чтения;

Коррекционно-развивающие: развивать фонематический слух, память, внимание, логическое мышление;

    Воспитательные : воспитывать любовь к природе, интерес к родному языку и логопедическим занятиям.

Оборудование : индивидуальные зеркала, карточки с буквами ч, т у каждого, аудиокассета «Звуки природы», мяч, изображение поляны с ромашками, изображения насекомых (пчела, кузнечик, бабочка) с написанными на обратной стороне названиями игр, цифровые линейки по количеству учащихся.

План занятия:

    Оргмомент. Постановка цели. Мотивация учебной деятельности.

    Уточнение артикуляции звуков

    Соотнесение звуков с буквами

    Повторение рядов слогов с перекидыванием мяча

    Отгадывание загадок

    Физминутка

    Работа над словообразованием

    Дидактическая игра « Измени слово»

    Массаж ушных раковин

    Пересказ рассказа» Синичка»

Ход занятия:

    Организационный момент .

Логопед: Здравствуйте, дети!

Дети: Здравствуйте!

Логопед: Садитесь.

    Постановка цели. Мотивация учебной деятельности.

Логопед: Сейчас я посмотрю, кто из вас самый внимательный. Кто быстрее и правильно ответит на мой вопрос, будет садиться за парту.

Назовите 3-й звук в слове «ручка»

Дети: Звук «Ч»

Логопед: 2-й звук в слове «стержень»

Дети: Звук «т’»

Логопед: 3-й звук в слове «туча»

Дети: «ч»

Логопед: 1-й звук в слове «тетрадь»

Дети: Звук «т’»

Логопед: 3-й звук в слове «Катя»

Дети: Звук «т’».

Логопед: Как вы думаете, какие звуки мы сегодня будем изучать?

Дети: Звуки «ч» и «т’»

Логопед: Правильно. Мы будем учиться дифференцировать звуки ч-т`. Сегодня на занятии мы отправимся в путешествие, а куда, вы догадаетесь сами, когда послушаете звуки.

(Прослушивание аудиокассеты « Звуки леса»)

Логопед: Где мы оказались?

Дети: В лесу

Логопед: А как вы догадались?

Дети: Мы слышали пение птиц, шум деревьев

Логопед: Это речевые или неречевые звуки?

Дети: Неречевые

    Уточнение артикуляции звуков .

Логопед: Иногда неречевые звуки похожи на звуки нашей речи. Песня птицы может напомнить звук (т’ - т’ - т’). Возьмите в руки зеркала и приготовьтесь правильно повторить звук «т». Улыбнитесь, сблизьте зубы, расслабьте язык, опустите его кончик к нижним зубам, прижмите середину его вверху, а края языка к верхним коренным зубам. Резко выдыхаем воздух, чтобы язык отскочил от неба. Давайте дадим ему характеристику.

Дети: Это звук согласный, глухой, мягкий (имеет твердую пару «т»)

Логопед: Ребята, а вы не забыли, что мы с вами в лесу? Как нужно вести себя здесь?

Дети: Тихо, не шуметь.

Логопед: Есть один знак, который об этом напомнит.

(Логопед подносит к губам вертикально указательный палец и произносит «ч»).

Логопед: Посмотрите в зеркало и приготовьтесь повторить этот звук. Губы слегка выдвинуть вперед, округлить, зубы сблизить, язык расслабить. Широкий кончик языка поднять к бугоркам за зубами, но не прижимать. Серединку языка опустить, чтобы образовалось углубление, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Выдохнуть воздух. Давайте дадим характеристику звуку «ч».

Дети: Звук «ч» согласный, глухой, всегда мягкий.

Логопед: Звуки «ч» и «т’» близки по звучанию. Когда мы их произносим, органы речи занимают похожее положение. Но это разные звуки и на письме они обозначаются разными буквами. Вспомним, как пишутся эти буквы, и запишем их на доске.

(Один ученик выходит к доске и записывает буквы «ч» и «т»).

    Соотнесение звуков с буквами .

Логопед: Сейчас мы с вами поиграем. Я буду называть слоги и слова, а вы поднимете соответствующую звукам букву: (ча, тя, че, те, чу, тю, ать, очь, уть, ичь, чай, тюль, метель, учу, котенок)

Логопед: Молодцы. Вы очень внимательные и хорошо справились с заданием.

    Повторение рядов слогов с перекидыванием мяча.

Логопед: Ребята, если вы внимательно слушали звуки леса, то, наверное, слышали, что у каждой птицы своя песенка. Давайте повторим за ними.

(Логопед произносит слоги и бросает мяч ребенку). Ребенок отражено повторяет слоги: те-те-че, че-че-те, чи-ти-чи, чи-ти-ти, ать-ач-ать, оть-очь-очь

Логопед: Молодцы, и с этим заданием справились.

    Отгадывание загадок

Логопед: И вот мы вышли на лесную полянку.

(на доске вывешивается изображение поляны с ромашками).

Логопед: А вот и лесные жители. Угадайте, кто они?

а) С ветки на тропинку, с травки на былинку

Прыгает пружинка - зеленая спинка.

Дети: Кузнечик.

Логопед: Домовитая хозяйка пролетела над лужайкой.

Похлопочет над цветком и поделится медком.

Дети: Пчела.

Логопед: От цветка к цветку порхает, утомится - отдыхает.

Дети: Бабочка.

(К ромашкам прикрепляем изображения кузнечика, пчелы, бабочки).

Логопед: Повторим слова еще раз. Что у них общего?

Дети: эти слова можно назвать одним словом, у всех слов есть звук «ч».

Логопед: А на каком месте стоит звук «ч» в данных словах? Возьмите в руки звуковые линейки и определите его место.

Дети: В слове «пчела» - на 2 месте, в слове «бабочка» - на 5, в слове «кузнечик»- на 6.месте.

Логопед: а сейчас мы с вами попрыгаем, кузнечики.

    Физминутка .

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики.

Прыг- скок. Стоп. Сели.

Травушку покушали, Тишину послушали.

Выше, выше, высоко. Прыгай на носках легко.

    Словообразование.

Логопед: Лесные жители предлагают нам поиграть. Каждый из них принес игру. Первая игра у насекомого, название которого самое длинное слово. Кто это?

Дети: Кузнечик.

Логопед: Верно.

(правильно определивший слово ученик переворачивает картинку и читает название игры).

Дети: «Не перепутай буквы».

Логопед: Кузнечик просит назвать детенышей животных и птиц. Но сначала покажем буквы «ч» и «т».

(Дети называют детенышей животных).

У зайца - (зайчата), у волка - (волчата), у белки - (бельчата), у сороки - (сорочата)., у кошки - (котята), у утки - (утята).

Логопед: Какую букву будем писать после «ч»?

Дети: Букву «а», потому что, сочетание «ча» пишется с буквой «а».

Логопед: Следующая игра у насекомого, в названии которого звук «ч» стоит на 2-м месте.

Дети: Это пчела.

    Работа со словами-паронимами.

Логопед: Читаем задание с обратной стороны картинки.

Дети: Измени слово, заменив «ч» на «т».

(На доске в столбик записаны слова: мяч, вечер, ткач, печка, печь, честно).

Логопед: Сейчас вы по очереди будете выходить к доске, и записывать пару к словам, меняя «ч» на « т». Работаем коллективно у доски и в тетрадях. Обведем наши буквы в кружочки карандашами разных цветов, («ч» - зеленым, «т» - синим).

(Одновременно проводится работа над лексическим значением каждой пары слов).

Логопед: Вы познакомились с новым словом « ткач». Давайте составим с этим словом предложения, а самое красивое предложение запишем в тетрадь.

Логопед: А теперь давайте в каждом слове обозначим гласные и поделим слова на слоги.

    Массаж ушных раковин.

Логопед : Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину, разотрите уши руками.

    Пересказ рассказа «Синичка»

Логопед: И последняя игра у бабочки. Она нам предлагает найти звуки «ч» и «т» в рассказе. Сейчас я буду читать рассказ, вы внимательно слушайте и попробуйте его пересказать.

Логопед: О ком этот рассказ?

Дети: О синичке.

Логопед: Как она оказалась у детей?

Дети: Она влетела в форточку.

Логопед: Как ей жилось у детей?

Дети: Они о ней заботились.

(После беседы 2-3 ученика пересказывают текст, затем все ученики вспоминают слова с нужными звуками).

Наступила холодная зима. К окну прилетела синичка. Дети открыли форточку, и синичка влетела в комнату. Птичка стала клевать хлебные крошки на столе. Всю зиму синичка жила у детей. А ранней весной они взяли клетку, пошли в лес и выпустили птичку. Синичка полетела и весело запела.

Подведение итога занятия .

Логопед: Что ж, ребята, мы с вами выполнили все задания лесных жителей. Они остались довольны. О каких звуках мы сегодня говорили?

Дети: О звуках «ч» и «т’».

Логопед: Чему вы научились на занятии.? Молодцы. Занятие окончено. До свидания.

Дети: До свидания.

Занятие ориентировано на детей старшего дошкольного возраста с ОНР, развивает звукослоговый анализ и синтез, фонематический слух и восприятие. Ведущая деятельность дошкольника – игра, на занятии использованы игровые моменты, повышающие интерес детей к занятию. Помогая сказочным героям, дети знакомятся с новым звуком и буквой.

ЗАДАЧИ УРОКА

Образовательные:

  1. Закрепить навыки различения и произношения звука [Ч] в слогах, словах, фразах. Уточнить артикуляцию, дать характеристику.
  2. Упражнять детей в умении выделять звук [Ч] на фоне слова и из слова, отбирать картинки, придумывать слова с заданным звуком.
  3. Закреплять умение определять позицию звука в слове.
  4. Продолжать формировать звукослоговой анализ и синтез слов.
  5. Упражнять в составлении предложений по опорным словам.
  6. Познакомить детей с графическим образом буквы Ч. Продолжать учить преобразованию слов; читать слова и предложения.
  7. Закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно– ласкательными суффиксами.

Коррекционные:

  1. Развивать фонематический слух.
  2. Развивать умение концентрировать внимание.

Воспитательные:

  1. Воспитывать умение слушать речь взрослого и друг друга.
  2. Воспитывать умение работать в течение всего занятия.

ОБОРУДОВАНИЕ

“Письмо” от Деда Буквоведа, мяч, индивидуальные зеркала, плоскостные изображения сказочных героев (Чебурашка, Дюймовочка, Чипполино), ромашка с предметными картинками на лепестках (со звуком “Ч”), музыкальный молоточек, палочка-отвечалочка, квадраты трёх цветов для звукового анализа, кассы букв и слогов, кукла “Чучелка”, сундучок с буквой Ч.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Орг. Момент.

– Ребята, давайте возьмёмся за руки и для создания хорошего настроения улыбнёмся друг другу. А чтобы настроение стало ещё замечательнее, мы позовём солнечного зайчика. Гимнастика для глаз “Солнечный зайчик”:

2. Сообщение темы.

– Прежде чем начать занятие, мы проверим наш почтовый ящик (находим письмо от Деда Буквоведа). Прочитайте, от кого это письмо.

Письмо от Деда Буквоведа

– Ребята, Дед Буквовед сообщает нам плохую весть. Чучелка похитила новую букву, с которой мы должны были сегодня познакомиться. Нам надо её найти. Для этого мы должны угадать, что это за буква. А поможет нам игра “Назови ласково” (с мячом).

Мяч-мячик, ключ-ключик, белка-белочка, чашка-чашечка, собака-собачка, ложка-ложечка, вилка-вилочка, чемодан-чемоданчик, часы-часики и т.п.

– Вы догадались, какой один и тот же звук слышится во всех этих словах? Правильно, это звук [Ч], который на письме обозначается буквой Ч. Значит, мы должны найти сегодня букву…Ч. А чтобы найти эту букву мы сначала познакомимся поближе со звуком [Ч]. Садитесь за столы, возьмите зеркала и произнесите отчетливо звук [Ч].

3. Артикуляция звука [Ч]

(Губы выдвинуты вперёд и округлены. Кончик языка касается нёба. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. При произнесении звука кончик языка отрывается от нёба.)

4. Характеристика звука [Ч] (согласный, всегда мягкий, глухой).

5. Дифференциация звука [Ч] от других звуков, в слогах, словах.

– Я буду произносить звуки и слоги, а вы, если услышите звук [Ч]хлопните в ладоши.

– А теперь речевая зарядка “Не зевай, лови мяч и повторяй” (проговаривание слоговых рядов). Ач-оч-уч-ич, ча-чо-чу-чи, ача-очо-учу-ичи; чна-чно-чну-чни; чта-что-чту-чти и т.п.

– А у меня есть палочка-отвечалочка. Кому палочка в руки попадёт, тот слово со звуком “Ч” назовёт (дети придумывают слова с данным звуком).

6. Определение места звука в слове, звуковой анализ слов.

– Ребята, мы так увлеклись, что забыли о том, что нам нужно найти букву Ч. Дед Буквовед отправил нам помощников. И к нам спешит на помощь первый помощник, кто это – правильно это Дюймовочка (иллюстрация).

– Дюймовочка нам подскажет дорогу, если мы выполним её задание. На доске ромашка, на лепестках которой – картинки со звуком [Ч]. Дети выбирают себе по лепестку и определяют место звука “Ч” в названиях картинок. А теперь, выложите звуковой анализ своего слова. Молодцы справились с заданием. И Дюймовочка отправляет нас к следующему герою.

Этот герой – Чебурашка (иллюстрация).

7. Деление слов на слоги.

– И Чебурашка приготовил нам задание, которое называется: “Простучи слово” (дети делят слова на слоги, простукивая их с помощью музыкального молоточка).

– Молодцы и с этим заданием справились! Чебурашка говорит, что только один отважный сказочный герой знает, где Чучелка спрятала букву Ч. И это – Чипполино (иллюстрация).

8. Составление предложений.

– Но у Чипполино тоже есть своё задание, он предлагает вам придумать весёлые предложения про наших помощников (дети придумывают предложения).

– Чипполино очень понравились ваши предложения, поэтому он даёт подсказку: “Прочитай слово по первым звукам, и вы угадаете, где Чучелка спрятала букву Ч.

(Дети разгадывают слово “сундучок”).

– Значит, буква в сундучке и нам надо его найти. (Дети находят сундучок и спрятавшуюся Чучелку).

Логопед: Нашёлся сундучок и Чучелка здесь.


Ты зачем букву похитила?

Чучелка: Я хотела, чтобы у меня была своя буква Ч, ведь в моём имени их целых две, а я даже писать её не умею.

Логопед: Но ребята тоже должны знать эту букву, иначе они не смогут читать и писать слова с буквой Ч. Ребята, скажите, как без буквы Ч вы напишите имя Чучелка (дети: “Уелка”).

Чучелка: Ой, как некрасиво получилось.

Логопед: Тебе не нравится?! Тогда попроси у ребят прощение и верни букву.

Чучелка: Извините, ребята. Сейчас я отдам вам букву, она у меня в сундучке (произносит слова) “Сундучок, сундучок, приоткрой свой бочок” (не может открыть) Ребята, помогите мне, давайте вместе скажем эти слова, чётко выделяя звук “Ч” (дети произносят, сундучок открывается, Чучелка достаёт букву и отдаёт её детям)

Логопед: Вот и молодец! Ребята, а пусть Чучелка у нас на занятии посидит и поучит вместе с нами букву Ч (Чучелка остаётся).

9. Знакомство с буквой Ч.

Дети садятся за столы.

– Ребята, кто расскажет Чучелке, чем отличается звук от буквы (ответы детей)

– Посмотрите, вот буква Ч. На что она похожа?

Ч – вы правильно решили, пишут так же, как “4”.

Только с цифрами, друзья, путать буквы нам нельзя.

– Из каких элементов она состоит (Из двух вертикальных палочек и одной горизонтальной). Встаньте и напишите эту букву в воздухе, а теперь правой рукой на левой ладошке и наоборот, и ещё на спинках друг у друга. А сейчас сделайте окошко из ладошек и прорисуем букву Ч в воздухе от потолка до пола, смотрим глазками в окошечко. Печатание буквы в тетради.

10. Работа в кассах,

преобразование слов.

– А сейчас откроем кассы и найдём, где живёт буква Ч (этаж, окошко). На верхнюю полоску выложите слово Чай, а как сделать так, чтобы из слова чай получилось слово Чайка, а из слова Чайка – Чашка. Молодцы, убираем кассы.

11. Чтение предложений

– И последнее задание от Чипполино, Чебурашки и Дюймовочки находится в конвертах. В этих конвертах – слова. Ваша задача составить из этих слов предложения и прочить их.

12. Итог занятия.

– Вот мы и познакомились со звуком и буквой Ч. Что вы можете сказать про этот звук?

Назовите слова со звуком [Ч].

– Чучелка, тебе понравилось с нами заниматься? Тогда приходи к нам ещё, а мы с ребятами хотим подарить тебе букву Ч, чтобы у тебя была своя буква.

Чучелка: Вот спасибо, а у меня тоже есть для вас сладкий сюрприз, в его названии тоже есть звук [Ч], угадайте, что это? (чупа-чупсы) Чупа-чупсы в моём сундучке, помогите мне его открыть, вспомните волшебные слова: “Сундучок, сундучок приоткрой-ка свой бочок”.

Чучелка угощает детей и уходит.

– Ребята, вы сегодня старались, внимательно слушали, хорошо отвечали, все были молодцы!


| логопедическое | логопедические занятия | занятие | конспекты занятий | обучению | программа обучения | грамоте | обучение грамоте | подготовительной | подготовительная группа | группе | группы песен | тему | и тем и тем | звук | скачать звуки | [ч] | буква | русские буквы | детский | детский сад | Страничка логопеда | Логопедическое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе на тему Звук [ч] Буква Ч Детский сад

Цели занятия:

Коррекционно-образовательные:

Познакомить детей со звуком и буквой Ч, учить соотносить звук и букву;

Научить характеризовать звук [Ч] по акустическим и артикуляционным признакам;

Закреплять правильный графический образ буквы.

Коррекционно-развивающие:

Развивать общую, мелкую моторику и артикуляционную моторику; упражнять в делении слов на слоги;

Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;

Развивать внимание, память;

Упражнять в звуковом анализе прямых и обратных слогов.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать умение работать в группе, выслушивать ответы товарищей; создавать атмосферу дружеского общения.

Оборудование: дидактическое пособие «Поезд»; дидактическое пособие Чемодан»; дидактическое пособие «Тучка» и капельки с буками; предметные картинки, в названии которых есть звук Ч; цветные фишки для выкладывания звуковой схемы; магнитная доска; индивидуальные зеркала.

Ход занятия:

I. Организационный момент. Слайд1.

2. Массаж лица:

Учила мама дочку умываться:

Надо, надо умываться (Поглаживающие движения.)

По утрам и вечерам, (Растирающие движения.)

А детишкам неумытым (Пощипывающие движения.)

Стыд и срам! ( Поглаживающие движения.)

3. Развитие артикуляционной моторики.

Возьмите зеркала. Сделаем несколько упражнений.

«Улыбочка» Губы плотно растянуты в улыбке, видны сомкнутые зубы. Удерживать на счет до 5-10.

« Трубочка» Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперед. Удерживать на счет до 5-10.

« Вкусное варенье» Слизать широким кончиком языка «варенье» с верхней губы. Нижней губой не помогать.

«Качели» Рот открыт. Кончик языка ставить за нижние, затем за верхние зубы. Менять положение 6 раз.

4. Сообщение темы занятия.

Логопед: Ребята, сегодня к нам на занятия спешит гость. Но он покажется, если мы отгадаем загадку.

Что за чудо?

Что за чудо?

Сверху блюдо,

Снизу блюдо.

Ходит чудо по дороге,

Голова торчит и ноги.

Кто же это?

Дети: Черепаха. Слайд 2.

Логопед: Какой звук слышим в начале слова?

Слайд 3.

Сегодня мы с вами познакомимся со звуком [Ч] и буквой, которая обозначает его на письме. На магнитной доске прикрепляется изображение черепахи.

5. Уточнение артикуляции звука. Слайд 4.

Логопед: Посмотрите в зеркала.

Как мчится паровоз?

Дети произносят звук [Ч].

Логопед: Расскажем черепахе, как двигаются наши губы и язык при произнесении звука [Ч].

Дети отраженно повторяют за логопедом.

Что делают губы? Губы принимают положение «Трубочки».

Как расположены зубы? Зубы сближены.

Как расположен язык? Кончик языка наверху, боковые края языка плотно прижаты к корневым зубам.

Поставьте ладошку перед ртом. Воздушная струя тёплая сильная прерывистая.

6. Характеристика звука Ч. Слайд 5.

Логопед: Ещё раз произнесите звук Ч. Можно его пропеть? Что мешает воздуху выходить свободно?

Дети: Зубки, язык.

Логопед: Звук Ч - гласный или согласный?

Дети: Согласный.

Логопед: Положите руку на горлышко. Определите, звук Ч - звонкий или глухой.

Дети: Горлышко молчит. Значит, звук Ч - глухой.

Логопед: Молодцы, ребята. А ещё вам нужно запомнить, что звук Ч - всегда мягкий. Черепаха принесла нам зеленый кружок - обозначение звука Ч.

7. Определение звука в слове.

Логопед: Хлопните в ладоши, если услышите в слове звук Ч.

Чай, чайка, майка, чашка, кашка, песня, печка, точка, ночь, нож, дочь, меч, мел, калач.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ Слайд 6.

Слайд 7.

8. Определение места звука в слове.

Логопед: Черепаха готовится в путешествие и просит нас помочь ей сложить чемоданы. В первый чемодан нужно сложить вещи, в названии которых звук Ч стоит в начале слова, во второй - в середине слова, в третий - в конце слова.

Дети отбирают картинки: чашка, ключ, удочка, мяч, очки, тапочки, ручка, чайник, мочалка.

9. Пальчиковая гимнастика.

Чтобы чётко говорить, надо с пальцами … (дружить)

Выполняется сначала правой, затем левой рукой, затем двумя руками вместе. Пальчики руки поочередно дотрагиваются подушечками до большого пальца.

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - я,

Вот и вся моя семья!

10. Упражнение на словообразование «Скажи ласково».

Логопед: Наша черепаха отправляется к своим друзьям в зоопарк. Она очень любит детенышей этих животных и называет их ласково. Давайте и мы попробуем это сделать.

У волчицы - волчёночек.

У ёжихи - ежёночек.

У лошади - жеребёночек.

У медведя - медвежёночек.

У львицы - львёночек.

У белки - бельчёночек.

11. Деление слов на слоги.

Дидактическая игра «Поезд».

Логопед: Черепаха собирается в путешествие не одна. С ней поедут её друзья. Кто это, мы узнаем, если отгадаем загадки.

Домовитая хозяйка

Полетела над лужайкой,

Похлопочет над цветком

- Он поделится медком. (пчела)

Чёрный, проворный,

Кричит «Крак»,

Червякам враг. (грач)

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел. (бабочка)

Логопед: Отхлопайте слова по слогам и узнайте, кто в каком вагоне поедет. А в каком вагоне поедет черепаха?

Дети отхлопывают слова по слогам и прикрепляют изображения к соответствующим вагонам.

12.Физкультминутка Слайд 8.

«Ч»

Захотела рыба-меч руки в стороны, перед собой, вверх,

Воду на двое рассечь руки соединить над головой;

Раз - сечет, два - сечет, ритмично опускать и поднимать руки

вниз-вверх;

А вода себе течет плавно опустить руки вниз через стороны

покачать из стороны в сторону.

13. Знакомство с буквой Ч. Слайд 9.

Логопед: Дети, черепаха привезла нам букву, которой на письме обозначается звук Ч - это буква Ч.

Посмотрите, на что похожа эта буква?

Ч похожа на четыре,

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя.

Дети выкладывают букву Ч из счетных палочек. Отыскивание в алфавите.

Слайд 10. Логопед:

Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать.
А за ней цыплятки - малые ребятки
Цып-цып-цып! Сюда! Сюда! Я вам буковку нашла!
Прибежал весёлый А , прочитали дети… ЧА
Прибежал задорный О , прочитали дети… ЧО
Прибежал упрямый У , прочитали дети… ЧУ
Прибежал милёнок И , прочитали дети… ЧИ
Прибежал красавчик Е , прочитали дети… ЧЕ
Прибежал серьёзный Ё , прочитали дети… ЧЁ

14. Проговаривание чистоговорок с движением. Слайд 11.

Дети под руководством логопеда произносят чистоговорки:

«Ча-ча-ча-ча!».

«Наша печка горяча».

Чу-чу-чу-чу!

На ракете я лечу!

Оч-оч-оч-оч!

Наступила ночь.

Чо-чо-чо-чо!

Что-то давит на плечо.

Чи-чи-чи-чи!

Испекли мы калачи.

15. Игра «Договори словечко».

Логопед: Черепаха поиграть захотела с вами,

Не приходится скучать с верными друзьями.

Она начнет, а вы кончайте,

Слово нужное вставляйте.

Поскорей наливай Мне в стакан горячий … (чай).

Мы по узенькой дощечке Побежим купаться в … (речке).

Мёд в лесу медведь нашёл - Мало мёда, много … (пчел).

Наша Таня громко плачет, Уронила в речку … (мячик).

16. А давайте мы с вами послушаем одну песенку про звук Ч. Слайд12.

17. Итог занятия. Слайд 13.

Логопед: С каким звуком мы познакомились с вами на занятии? Какой это звук? Что вам понравилось?

Черепахе тоже очень понравилось с вами заниматься и играть.