Меню
Бесплатно
Главная  /  Терапия при дерматите  /  Животные и окружающая среда. Среды жизни и места обитания животных взаимосвязи животных Взаимосвязи животных в природе

Животные и окружающая среда. Среды жизни и места обитания животных взаимосвязи животных Взаимосвязи животных в природе


Основные среды обитания животных

  • – это водная, наземно-воздушная и почвенная. Каждую из них населяют различные животные.

Наземно-воздушная.

  • Ее освоили пауки, насекомые, пресмыкающиеся, птицы, звери (рис. 7, А ). Здесь встречаются животные, быстро бегающие по открытым пространствам (степям, лугам, пустыням); обитающие в лесу и лазающие по ветвям деревьев и кустарников; живущие под пологом леса.

Наземно-воздушная.

  • По экологическим условиям наземно-воздушная среда – самая разнообразная. Поэтому животные, освоившие ее, отличаются сложным строением и поведением.


Водная среда обитания.

  • Условия жизни животных в ней сильно отличаются от условий наземно-воздушной среды. Плотность воды почти в 1000 раз больше, чем плотность воздуха. В воде более сильные перепады давления, меньше кислорода, активнее, чем в воздухе, происходит поглощение солнечных лучей.

Водная среда обитания.

  • В водной среде обитают рыбы, киты, дельфины, раки, моллюски, насекомые и др. (рис. 7, Б ). Одни животные "парят" в толще воды (планктон) , другие быстро плавают (нектон) , некоторые держатся у дна (бентос) или у самой поверхности водоема.

Почвенная среда обитания.

Тела живых организмов

Среды обитания.

  • Некоторые животные освоили не одну, а сразу две среды. Так, лягушки обитают и в наземно-воздушной и в водной средах, суслики и полевые мыши – в наземно-воздушной среде и в почве.

Места обитания животных

  • Животные в любой среде обитания живут не везде, а занимают наиболее благоприятные для них участки. Их называют местами обитания животных (рис. 8).


Места обитания животных

  • Соловьи встречаются только в сырых затемненных участках леса у водоемов и опушек. Щуки в реках предпочитают места с медленным течением (омуты и заводи), заросшие у берегов. Хищные жуки-скакуны встречаются только на сухих песчаных участках или по обочинам грунтовых дорог.

Места обитания животных

  • У крупных подвижных животных места обитания большие и просторные. Например, дельфины (см. также живут в морях и океанах. Шустрые синицы обитают в смешанных лесах, рощах и дубравах. Мелкие животные имеют небольшие участки в местах обитания. Так, тли живут на зеленых листьях или молодых побегах растений.

Места обитания животных

  • Нередко одно и то же место обитания населяют разные виды животных. Места обитания, занимающие обширные площади, например моря, леса, степи, населяет наибольшее число видов животных.

Места обитания животных

  • Животные хорошо приспособлены к жизни в определенных местах обитания. У степных животных длинные ноги, способствующие быстрому бегу и большим прыжкам. У лазающих по деревьям животных острые когти или присоски, у водных – плавники и плавательные перепонки между пальцами. Многие животные обладают защитной окраской или формой тела, успешно скрывающей их от врагов.

Места обитания животных.

Взаимосвязи животных в природе

Хищничество

  • Взаимоотношения между животными, когда одни из них добывают, умерщвляют других и питаются ими, называются хищничеством.
  • Хищники – это сокол, преследующий голубя; жук, нападающий на гусеницу; щука, ловящая плотву (рис. 9). Животные, на которых охотятся хищники, – их жертвы.

Хищничество.

  • У хищников есть приспособления для охоты – это ловчая паутина паука, мощные зубы волков или тигров и острые когти сов.

Приспособления для защиты.



Конкурентные отношения .

  • Животные, населяющие одно и то же место обитания или питающиеся сходной пищей, вступают в конкурентные отношения .


  • В состоянии конкуренции находятся, например, из зверей – горностаи и хорьки , питающиеся мышами и полевками (рис. 10); из птиц – мухоловки и синицы , конкурирующие друг с другом из-за подходящих для гнездования убежищ. Каждый из пары конкурирующих видов находится в невыгодном положении.

  • Кроме того, у животных существуют и взаимовыгодные отношения – симбиоз (рис. 11). Это полезно для контактирующих животных.


  • Так, рак-отшельник специально пересаживает на свою раковину актинию . Она защищает рака-отшельника своими жгучими щупальцами от нападения врагов, а рак-отшельник, перемещаясь, позволяет малоподвижной актинии менять охотничьи угодья и ловить больше добычи.

Квартирантство

  • Среди животных существуют и такие отношения, которые полезны для одного вида животных и безвредны для другого. Такие взаимоотношения называются квартирантством .
  • К примеру, в норе сурка могут поселяться различные насекомые , жабы , ящерицы (рис. 12). Они не приносят сурку ни вреда, ни пользы, а сурок предоставляет им свое убежище.


Место и роль животных в природных сообществах.

  • Животные зависят друг от друга и контактируют не только между собой, но и с растениями, и с другими живыми организмами: бактериями, грибами.
  • Обитающие вместе живые организмы образуют биологические сообщества, или биоценозы.

Биоценоз.

  • Биоценоз – это совокупность животных, растений, грибов и бактерий, совместно населяющих участок суши или водоема. Таковы, например, растения и животные, грибы и бактерии, обитающие в одном пруду, болоте, лесу или на лугу. Более мелкие биоценозы входят в состав более крупных.

Биоценоз.

  • Основная форма взаимоотношений организмов в природном сообществе – это пищевые , или трофические , связи . В любом природном сообществе начальным пищевым звеном, создающим в нем запас энергии, являются зеленые растения, которые на свету из углекислого газа, воды и растворенных в ней минеральных солей создают органические вещества.

Цепи питания .

  • Растениями питаются растительноядные животные. Их, в свою очередь, поедают животные-хищники. Так в природных сообществах возникают сложные пищевые связи – выстраиваются цепи питания .

  • В любом биоценозе различаются три группы организмов: продуценты – производители органических веществ (зеленые растения), их потребители – консументы (растительноядные, хищные и всеядные животные) (рис. 13) и, кроме того,

Редуценты.

  • другие живые организмы, питающиеся трупами и отходами (отмершими частями растений, телами погибших животных и их экскрементами), – это разрушители , или редуценты (рис. 14).

Редуценты.

  • К ним относятся птицы и звери-падальщики, жуки-могильщики и дождевые черви, питающиеся перегнившими листьями. Эти животные, а в большей степени бактерии и грибы, доводят разложение органических веществ до минеральных, тем самым повышая плодородие почв и возвращая в природу взятые растениями минеральные вещества.



Экологическая ниша.

  • Положение вида и его роль в биоценозе, определяемые его связями с другими видами и отношением к факторам живой и неживой природы (свету, влажности, температуре и т. п.), называется экологической нишей .

Экологическая ниша.

  • Экосистема (биогеоценоз) – совокупность различных организмов, населяющих определенную территорию и живущих в конкретных условиях окружающей среды: температуры, давления, влажности, солености. В экосистеме живые организмы и компоненты неживой природы объединены круговоротом веществ и потоком энергии.

  • Таким образом, организмы взаимодействуют не только между собой, но и с абиотической (неживой) средой обитания (почвой, атмосферой, гидросферой) и образуют экосистемы, или биогеоценозы.

1. Какие среды обитания занимают животные? Приведите примеры.

2. Чем отличается понятие "среда обитания" от понятия "место обитания"? Поясните на конкретных примерах.

Цели урока:

  • познакомить обучающихся с названием среды обитания животных (наземно- воздушная, водная, почвенная);
  • способствовать развитию речи школьников, их мышления;
  • формировать навык работы в группах;
  • прививать интерес к изучению природы родного края.

Планируемые результаты: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие навыков сотрудничества со сверстниками; овладение логическими действиями сравнения, классификации, построения рассуждения.

Тип урока: изучение нового.

Форма: коллективная и групповая работа обучающихся.

Ход урока

1. Организационный момент

“Настраиваемся на серьёзную работу”

Перед детьми лежат памятки: “Настраиваемся на серьёзную работу”.

  • Принять удобную позу.
  • Убрать все посторонние предметы.
  • Успокоиться.
  • Смотреть во время рассказа на учителя.
  • Усилием воли отогнать посторонние мысли.
  • Стремиться усвоить материал.
  • Следить за планом.
  • Задавать вопросы при непонимании.

Учитель: Что необходимо вам для того, чтобы наше общение на уроке прошло интересно, эмоционально и познавательно?

(Дети выбирают предложение из памятки, которое, на их взгляд, является настроем на дальнейшую работы на уроке. При этом обязательно, аргументируют свой выбор).

II. Повторение пройденного.

Учитель: Предлагаю поиграть в игру. Я выйду из класса, а Миша загадает любое животное (Средний по успеваемости ученик). Попробую угадать, какое животное загадал Миша. Он поделится с вами своим выбором, может прислушаться к вашим советам и изменить своё решение.

(Учитель выходит из класса на 30 секунд, затем входит в класс и начинается диалог).

Учитель: Это дикое животное?

Ответ: Нет.

Учитель: Я делаю вывод, что задумано домашнее животное?

Ответ: Да.

Учитель: Млекопитающее?

Ответ: Да.

Учитель: Это хищник?

Ответ: Да.

Учитель: Это кошка?

(Желательно подготовить картинки с разными животными для этой загадки)

Учитель: Вспомним, что узнали о животных на предыдущем уроке?

(Ответы детей сопровождаются материалом слайда 2)

Приложение. Слайд 2

IV. Физкультминутка

(Упражнение для развития мышц плечевого пояса и корпуса. Каждая строка сопровождается движением).

Этот странный дом без окон,
У людей зовётся кокон.
Свив на ветке этот дом,
Дремлет гусеница в нём.
Спит без просыпа всю зиму.
Но зима промчалась мимо -
Март, апрель, капель, весна -
Просыпайся, соня-Сонюшка!
Под весенним ярким солнцем
Гусенице не до сна -
Стала бабочкой она!

V. Ввод в новую тему.

Учитель: Друзья, нам пришло звуковое письмо. Я предлагаю всем его прослушать.

Приложение. Слайд 3

(Девочка рассказывает о подслушанном ею разговоре животных).

Уважаемые второклассники. Свидетелем вот какого интересного спора стала я, когда летом гостила у бабушки. А спорили между собой наши общие знакомые: зайчик-весельчак, крот-слепыш и хитрая щука, обитательница местного озера. О чём же они спорили?

(Ведут беседу между собой заяц, крот и щука).

Заяц. Ах, как я люблю эти летние тёплые дни. Яркое солнышко, зелёная травка, тёплый нежный ветерок. Что может быть лучше для нас, зайцев!

Крот. О чём ты говоришь, заяц. Я не понимаю тебя, и никто из моих друзей, живущих в подземном царстве, не может с тобою согласиться. Какое чудо жить в тишине и в темноте!

Щука. Не спорьте, друзья мои. Самый лучший дом- это водная стихия. Мне вас очень жалко, ведь вы не видели всех красот водного царства!

2. Идёт сравнение животных: чем похожи? Чем различаются?

3. Дети высказывают своё мнение.

Приложение. Слайд 5

(Перед детьми ставиться проблема: кто прав, а кто не прав?)

Попробуйте разобраться, кто из них прав, а кто не прав.

VI. Работа над новым материалом.

Объявление темы урока.

Учитель: Познакомимся со средой обитания животных и её названием.

(До урока подготовить каждому ребёнку карточку с названием среды обитания, тогда они смогут по описанию определить название среды обитания и помогать учителю в процессе работы).

Наземно-воздушная среда

Водная среда

Почвенная среда

1. Наземно-воздушная среда

Учитель: Шагая по лесу или лугу, вы вряд ли задумывались о том, что находитесь в наземно-воздушной среде. (Постараться, чтобы продолжили дети). Так называют тот дом для животных, который образован поверхностью земли и воздухом.

Учитель: Какие животные обитают в этой среде?

О: Те, которые передвигаются по земле, летают в воздухе.

О: (перечисление животных).

Учитель: Как, вы думаете, уютно ли жить в этом доме?

О: Да, достаточно воздуха, чтобы дышать.

О: Есть, где спрятаться от врагов.

О: Легко добывать пищу и можно незаметно подкрадываться к добыче.

Учитель: Но ведь во многих районах наземно-воздушной среды происходит смена времён года?

О: Животные приспособились к жизни: заяц меняет шубку серую на белую, медведь укладывается спать.

О: У волка быстрые ноги, поэтому даже в зимнем лесу быстро нагонит свою добычу. У лисы очень хороший нюх…

  1. Детям предлагается посмотреть начало фильма “ Твои весёлые друзья ЗВЕРЯТА. Львёнок Лео” и определить, о ком пойдёт речь (на данном уроке мною использовался диск). }