Вмф ссср эсминцы проекты типы. Испытано в ссср. итальянские эсминцы в рккф. Корабль начинает испытания
Глава 1. Эсминцы в советском флоте в довоенный период
Класс эскадренных миноносцев торпедно-артиллерийских кораблей, предназначенных для взаимодействия с оперативным соединением (эскадрой), сформировался накануне и в период Первой мировой войны. Первоначально он появился вследствие необходимости эффективной борьбы с вражескими миноносцами. Противоминная артиллерия линейных кораблей, имеющая то же назначение, не всегда гарантировала эскадру от атак миноносных кораблей. Поэтому возникла идея включения в состав эскадр миноносцев, способных защитить ее на переходе и во время боя с главными силами противника. Плавание с эскадрой в открытом море обусловило необходимость повышения мореходности, которое достигалось «автоматически» - с увеличением размерений и водоизмещения, неизбежных при росте калибра и количества орудий. Последнее же было совершенно обязательным для победы в артиллерийском бою с миноносцами противника. Об основном назначении новых кораблей свидетельствовало их наименование: контрминоносец или destroyer , то есть истребитель миноносцев. Таким образом, «истребители» представляли собой, по существу, увеличенные миноносцы с более мощным артиллерийским (иногда - и усиленным торпедным) вооружением, большей скоростью хода и дальностью плавания, более пригодные к охранной службе при эскадре, но при этом способные действовать самостоятельно или группой. Обладая резервом скорости, необходимым для выполнения тактической разведки, контр-миноносцы смогли принять на себя большую часть работы, входившей ранее в обязанности многочисленных предшественников класса легких крейсеров. В ведущих флотах, реально располагавших эскадрами мощных артиллерийских кораблей, накануне Первой мировой войны развернулось серийное строительство «истребителей», заслуживших в ходе боевых действий репутацию незаменимых и универсальных боевых кораблей, способных решать широкий круг задач.
В Императорском российском флоте в 1909 году официально утвердился термин «эскадренный миноносец». Первым «истинным» представителем этого класса следует считать вступивший в строй в 1913 году эсминец «Новик», качественно отличавшийся от предшественников. Турбинные механизмы и котлы на жидком топливе, уже завоевавшие позиции в корабельной энергетике иностранных флотов, четырехдюймовая артиллерия с системой центральной наводки, спаренные торпедные аппараты делали этот корабль, при закладке классифицировавшийся как минный крейсер, достойным прототипом для многочисленной серии эсминцев русского флота. Боевые возможности «Новика» настолько отличались от находившихся в строю миноносцев, что командование Балтийского флота сочло необходимым включить его в состав бригады крейсеров. В ходе войны на Балтике «Новику» пришлось воевать самостоятельно или во взаимодействии с однотипными кораблями, проявляя свои способности, превосходящие по спектру разработанные военно-морскими тактиками оперативные «сценарии». Русские эсминцы неоднократно вступали в артиллерийские дуэли даже с крейсерами Германии и Турции - артиллерийский огонь 102-мм орудий считался достаточно эффективным при стрельбе по крупным легкобронированным кораблям (в германском же флоте калибр 105-мм признавался достаточным для вооружения легких крейсеров практически всех типов вплоть до середины Первой мировой войны).
Серийные «новики» составили основу советского флота в двадцатые - тридцатые годы. Однако уже в начале тридцатых прогресс в мировом военном кораблестроении сделал эти эсминцы морально устаревшими. Поэтому вполне логичным предстает тот факт, что разрабатывавшееся с 1928 года Морским отделом штаба РККА оперативно-тактическое задание на «новый эсминец для Балтийского и Черного морей» в конечном итоге сформировалось в документ, положивший начало проектированию лидеров типа «Ленинград*. Новые эсминцы, строительство которых, главным образом вследствие финансовых ограничений, планировалось в небольшом количестве, предполагалось использовать именно для лидирование «новиков» - в полном соответствии с господствовавшими в иностранных флотах воззрениями.
Класс лидеров эсминцев (flotilla leader ) зародился в годы Первой мировой войны, продолжив основную тенденцию эволюции миноносцев - увеличение водоизмещения и повышение мощности вооружения. В некоторых случаях вооружение даже «опережало» сам корабль: примером могут служить построенные в конце Первой мировой войны в Германии эсминцы со 150-мм артиллерией. К середине тридцатых годов Великобритания, Франция и Италия ввели в состав своих флотов корабли водоизмещением более двух тысяч тонн, вооруженные 4-5 орудиями калибра 120-138 мм и 6-9 торпедами в залпе, способные развивать скорость полного хода до 40 узлов. В английском флоте лидерам отводилась классическая роль - вывод в атаку эсминцев, тогда как французы и итальянцы, по существу, соревновались между собой в строительстве все более мощных и быстроходных кораблей, которые должны были противостоять друг другу в поединке. В СССР термин «лидер» официально утвердился в 1933 году, и с того времени «Ленинград» стал именоваться лидером эсминцев.
После закладки в 1932 году трех лидеров «проекта № 1» вновь началась работа над проектом серийного эсминца, предназначенного для замены «новиков», техническое состояние которых вследствие солидного возраста и интенсивной эксплуатации определялось как «плачевное». Эсминцы, которые ВМС РККА рассчитывали получить в количестве более 50 единиц, по мнению тогдашней отечественной военно-морской науки, следовало вооружить двумя трехтрубными торпедными аппаратами для торпед калибром 533-мм, четырьмя }