Меню
Бесплатно
Главная  /  О заболевании  /  Почему Ё всегда ударная. Ошибки в произношении: ударные гласные Е и Ё Какая буква всегда ударная

Почему Ё всегда ударная. Ошибки в произношении: ударные гласные Е и Ё Какая буква всегда ударная

Екатерина Владимировна Евсеева


Задачи :

Познакомить детей с новой буквой Ё ;

Привить интерес к книгам;

- Оборудование :

Изображение ёжика;

Образ буквы Ё ;

Книга И. И. Акимушкина «Жил-был ёжик» и энциклопедия о животном мире «Все о животных. От А до Я» . Перевод И. Горелик. Изд. «Махаон» 2003г.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, садитесь!

А теперь давайте поздороваемся с источником жизни на земле с солнышком.

Здравствуй солнце золотое!

Здравствуй небо голубое!

Здравствуй матушка земля!

Здравствуй Родина моя!

А сейчас проговорим скороговорку!

Та-та-та- у нас дома чистота

Тё-тё-тё- отложи свое шитьё

То-то-то-стали мы играть в лото

Ать-ать-ать-мы идем гулять

Ат-ат-ат- берем с собою самокат

Итак, ребята начнем наше занятие ! Отгадайте загадку!

Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной;

Иголок много – много

А ниток - ни одной.

Кто же это? (Ёжик) .

Лесом катится клубок,

У него колючий бок,

Он охотится ночами

За жуками и мышами.

Подумайте и скажите, какие бывают звуки? (гласные и согласные ) . - Какие звуки мы называем гласными ? (Звуки, которые тянутся, поются, воздух при их произнесении проходит свободно). Каким цветом мы их обозначаем?

Проведём слого-звуковой анализ слова ёжик.

Сколько в слове слогов? (ё-жик)

Из каких звуков состоит первый слог? (йо)

Второй слог? (жык)

На какой слог падает ударение? (на 1)

Какие звуки слышатся вначале слова ёжик? Произнесите (йо)

Ребята, эти звуки обозначаются одной буквой Ё

Давайте произнесём эту букву . Как она произносится? (тянется, значит, эта буква , какая? (гласная )

Если буква ё впереди то она обозначает 2 звука,

Вывешиваются картинки Ёжик, Ёлка, и буква Ё .

Что вы видите на картинке? На что похожа буква Ё

Чем похожи буквы Е и Ё ?

Буква Е передохнула ,

Как тотчас же на нее

Пара птенчиков вспорхнула –

Получилась буква Ё .

Напишите букву Ё в воздухе .

Давайте напишем четыре больших буквы Ё . Посмотрите, как я пишу букву Ё на доске . Сначала я пишу сверху вниз длинную палочку, потом, начиная с верхней, три коротких палочки слева направо. И наконец, ставлю над буквой две точки . Ребята запомните существует такое правило : Если в слове стоит буква ё то она всегда ударная а почему послушайте сказку!

Из этой сказки вы узнаете, откуда взялись у буквы Ё вверху– две точки .

Однажды буква Е убежала в лес . Вдруг подул сильный ветер, букве Е стало страшно , и она спряталась под ель. Ель закачалась от ветра, и на букву Е упали две шишки , от которых на голове у Е образовались шишки. От этого она превратилась в другую - букву Ё . После этого случая, буква Ё всегда бывает ударная.

Понравилась вам сказка ёжика? Но не зря же мы часто говорим : сказка ложь, да в ней – намёк, добрым молодцам урок. Какой урок вы извлекли из этой сказки? (Буква ё всегда ударная ) .

А давайте проверим! Прочитайте эти слова хором, в них есть буква ё

(слова напечатаны на доске)

А теперь работаем в тетрадях. Выполняем задание. У вас на столах лежат карандаши красный, синий и зеленый. Каким цветом раскрасим квадратик? Красным почему? Потому что гласный .

Физминутка : Буратино

Знакомство с новой буквой Ё .

Молодцы, ребята!

Давайте произнесём его три раза и определим, гласный он или согласный ?

(гласный )

(Из двух [Й’] и [О])

Вот, посмотрите на него! (Показываю Ё) и он ещё обладает свойством : сделать предшествующую согласную мягкой !

А теперь посмотрим в зеркала как произносится звук Ё.

Пальчиковая гимнастика.

- А теперь будет игра : я буду называть слова, а вы хлопать в ладоши только тогда, когда слово начинается с буквы Ё .

Приготовились! Начали :

ёлка, ежевика, юркий, енот, ёрш, еловый, ёж, яркий, юла яблоко.

Молодцы! А теперь посмотрите на картинку и назовите находится звук Ё в начале в середине и в конце Вывешивается картинка.

Вывод : Буква Ё не всегда имеет два звука, а только когда стоит вначале слов, после гласной буквы или после мягкого знака.

Вот и подходит к концу наше занятие . Давайте повторим, с какой буквой мы сегодня познакомились? («ё» )

Из скольких звуков он состоит? ([й’],[о])

Какая это буква , гласная или согласная ? (гласная )

Что еще интересного запомнили о букве ? (делает предшествующий согласный мягким , всегда ударная).

А кто нам помог в работе? (ёжик) Скажем ему спасибо!

Ах, да, чуть не забыла! Ёжик на прощанье придумал последнюю загадку :

Чем заканчивается ВСЁ? Догадались? (буквой Ё )

Однажды буква Е убежала в лес. Вдруг подул сильный ветер, и закачались деревья. Букве Е стало страшно, и она спряталась под елью. Ель тоже закачалась от ветра, и на букву Е упали с еловой ветки две огромные шишки. Они больно ударили букву по лбу, да так, что у нее на голове вскочили две шишки. И от этого она превратилась в другую букву - букву Ё. Вот, оказывается, почему буква Ё всегда ударная и почему она ходит с шишками на голове.

2. Развитие слухового внимания.

Логопед: Послушайте стихотворение и запомните слова, в которых есть буква Ё.

Убежал от друзей Нашёл под берёзкой

Без оглядки. Кудряшки - серёжки.

Сказал: Решил подарить их

Поищите! Мальчишке Серёжке

Ёж укрылся Поищите.

В одёжке. Где ёж?

Затем покатился Догадались?

Клубочком Да он в алфавите!

По стёжке АБВГДЕЁЖЗИ...

3.Запись слов из сти хотворения по памяти.
Логопед: Припомните и назовите слова с буквой Ё из стихотворения. Запишите их (запись на доске). Укажите согласные, которые смягчаются гласной Ё. В каких словах,
буква Ё обозначает два звука?

4.Обогащение словаря действий. Подбор родственных слов-действий (задание 2. с. 14).

Логопед: Измените слова так, чтобы в получившихся словах-действиях появилась буква Ё. Укажите место и роль буквы Ё. Образец: жизнь - живёт, печка - печёт.
ПЕСНЯ - ... ЖИЗНЬ - ... СВЁРТОК

ТЁРКА-... ПЕЧЬ-... ПОЛИВ-...

5. Физминутка.

Логопед: Ёжик так устал! Он хочет выполнить свою любимую зарядку. Попробуем выполнить ее вместе с ним.

Дети декламируют стихотворение и выполняют движения (импровизация).

Ёжик в бане вымыл ушки,
Шею, кожицу на брюшке.
И сказал еноту ёж:
- Ты мне спинку не потрёшь?

6. Развитие логического мышления. Развитие звукового анализа и синтеза на уровне словосочетания.
Логопед: Возьмите с иголок ёжика яблоки, груши и грибы и прочитайте загадки, записанные на них.
Не заботясь о погоде, Я прихожу с подарками

В сарафане белом ходит, Блещу огнями яркими,

А в один из майских дней Нарядная, забавная,

Цели урока:

  1. Коррекционно-образовательные: Познакомить детей со звуковым сочетанием “йо” с опорой на артикуляцию губ, с буквой “Ё”. Закреплять навык правильного дыхания. Закрепить навык преобразования слов. Обогащать словарный запас. Формирование эмоционально-положительного отношения к процессу чтения, интереса к чтению.
  2. Коррекционно-развивающие:
  3. Развивать фонематические процессы. Совершенствовать навыки звукового анализа. Упражнять в изменении слов в предложении по смыслу. Развивать умение анализировать, выделяя существенные признаки. Развивать зрительное и слуховое внимание, концентрацию внимания, ориентировку в пространстве.
  4. Коррекционно-воспитательные:
  5. Формировать положительную мотивацию к учебной деятельности. Совершенствовать навык работы в парах. Воспитывать чувство товарищества.

Оборудование: Рисунок “Ё”, Буква “Ё”. Артикуляционные уклады – “Й”, “О”. В тетрадях задание № 6. Слоги с буквой “Ё”. “Слоговое дерево”. Цветные круги – для звуковых схем. Инд. карточки для задания № 14. Картинки ёжиков. Игрушка ёжик. Корзинка или шкатулка для заданий.

Ход занятия

I. Орг. момент:

1. Стимулирующие упражнения, повышающие энергетический потенциал.

Сегодня на занятии мы с вами продолжим работу с буквой “Ё” и звуками “Й-О”, которые её образуют.

Но чтобы настроиться на работу, долго не уставать, мы с вами выполним дыхательные упражнения:

– Вдох через нос, выдох через рот;

– Вдох через рот, выдох через нос;

– Вдох через нос, выдох толчками через нос (ПФ, ПФ, ПФ)

На кого это похоже? Кто так пыхтит? Какой лесной зверёк? (ёжик)

Вот и к нам сегодня в гости пришёл ёжик. Он принёс с собой целую корзинку заданий. И просит вас, их выполнить. Ну, как, справимся?

2. Упражнение на развитие слухового внимания.

“Повтори не ошибись” – сядет тот, кто повторит за мной по три слова без ошибки.

Мёд – котёнок – лёд, пёс – нёс – козлёнок, вёл – телёнок – мёл,

Ёрш – поросёнок – пелёнка, ёлка – цыплёнок – пенёк, пёс – жеребёнок – кулёк …

– Что мы чаще всего слышали в этих словах? (Ё).

II. Работа по теме. Актуализация знаний.

3) Артикуляция Ё.

А как же мы произносим эту букву “Ё”? Давайте расскажем ёжику.

Сначала губы растягиваются в улыбке, кончик языка опущен вниз за нижние зубы, спинка языка прикасается к “потолочку” – нёбу – “Й” и затем резко губы вытягиваются вперёд трубочкой, а язык спокойно ложится около нижних зубов, не прикасаясь к ним – “О”.

– Буква “Ё” обозначается двумя звуками “Й-О”. Показ артикуляционных укладов – “Й”, “О”. Мы ещё раз с вами закрепили, как произносится буква “Ё”.

Звук “Й” (какой он?) – согл., звонкий, всегда мягкий, на схеме обозначаем – зелёным

“О” – гласн., на схеме обозначаем – красным цветом.

Когда буква “Ё” даёт два звука: (ознакомительная информация):

    • После гласных звуков.
    • Если стоит в начале слова.
    • После “ъ” и “ь” знаков.

– А вот если буква “Ё” стоит после согласного звука – она просто его смягчает. Сегодня мы с вами поговорим именно о смягчении согласного звука буквой “Ё”.

4) Упражнение на развитие зрительного восприяти, памяти и концентрации

внимания.

– Вот следующее задание. Ёжик просит вас рассказать, как выглядит буква “Ё”.

Е и Ё – родные сёстры,

Различать сестёр не просто.

Но у буквы Ё две точки

Словно к лестнице гвоздочки. (Показ рисунка Ё)

– Ёжик очень хочет посмотреть, как вы работаете с буквой “Ё”.

Для этого он придумал следующее задание, которое мы будем выполнять в тетради.

5) Упражнение на развитие мелкой моторики.

Работа в тетради.

– Но прежде, чем вы начнете работать в тетради, мы с вами сделаем пальчиковую гимнастику, чтобы легче было писать.

Наши пальчики сожмём,
А потом их разожмём,
Снова пальчики сожмём,
И конечно разожмём,
А теперь потрём ладошки,
И подуем в них немножко.
Каждый пальчик друг и брат,
И писать он будет рад.

Теперь приступаем к заданию…

6) Упражнение на развитие зрительного анализа и синтеза.

– “Буквы наоборот и правильно написанные” – подчеркнуть правильное написание.

– “Обведи в кружок букву Ё” – среди схожих по написанию букв – Е, Ё, Э, З, С.

Молодцы, все справились с заданием, а теперь посмотрите на следующее задание.

7) Упражнение на развитие пространственных отношений.

На доске напечатанные буквы. Для выполнения этого задания, нам надо повторить, где право, где лево:

– Поднимите правую руку вверх;

– поднимите левую руку вверх;

Теперь посмотрите – на доске написаны буквы:

Е К Ё З С Э

Что находится справа от “Ё” (слева, между, посредине)?

С буквой “Ё” вы поработали. Теперь ёжик хотел бы узнать, как вы слышите “Ё” в словах.

III. Упражнение на развитие слухо-моторной координации.

Для этого необходимо выполнить такое задание. Ёжик вас просит “Будьте внимательными” – когда услышите в слове “Ё” надо встать, а когда нет в слове “Ё” надо сесть. (Физминутка).

Мёд, юла, енот, ёлка, пенёк, свинья, плёнка, этажи, ёлка, валенки, поросёнок (6 слов).

8) Упражнение на предупреждение акустической дисграфии и активизации в речи новых слов.

Ёжик для вас приготовил ещё одно интересное задание. Игра “Наоборот” – замени “О” на “Ё” в слогах.

Мо – мё, ло – лё, ро – рё, то – тё, во – в, ко – кё …..

Теперь я говорю слово, а вы также должны заменить “О” на “Ё”.

Нос – нёс воз – вёз

– Изменилось ли значение слов?

– НОС – часть лица;

– НЁС – действие. Когда что – либо человек перемещает с одного места на другое.

– ВОЗ – колёсная повозка или сани (словарная работа)

– ВЁЗ – действие. Когда что – либо человек перевозит.

9) Стимулирующие упражнения.

Ребята, ёжик для вас приготовил интересную сказку.

Чтобы её внимательно слушать, давайте потрём ушки (самомассаж ушных раковин), поморгаем глазками (зрительная гимнастика), погладим себя по голове (релаксация). Вот теперь все готовы слушать.

10) Упражнение на развитие слухового восприятия.

Сказка “Почему Ё всегда ударная”.

Однажды буква “Е” убежала в лес. Вдруг подул сильный ветер, закачались деревья. Букве “Е” стало страшно, и она спряталась под ель. Ель тоже закачалась от ветра, и на букву “Е” упали две шишки, от которых на голове у “Е” образовались две шишки. От этого она превратилась в другую букву – букву “Ё”. И вот, оказывается, почему буква “Ё” всегда ударная.

11) Работа над многозначностью слова.

А как вы думаете, что за “шишки” упали с ели? (Шишки – это плоды хвойных деревьев;)

А какие шишки набила буква “Ё”? (Шишки – это бугорок, округлая выпуклость на теле у человека или животного, а сказке имеется ввиду на “голове” у буквы “Ё”)

А теперь ещё раз вернёмся к сказке!

12) Упражнение на развитие зрительной памяти.

– Если в слове есть буква “Ё”, значит, ударение будет падать на букву “Ё”.

(показ печатной буквы Ё – прописной и строчной).

– Чем похожи “Е” и “Ё” и чем отличаются? (написанием, элементами; точками наверху)

– Чем отличается “Ё” от “ё”? (тем же).

13) Упражнение на развитие фонематического анализа и синтеза .

Чтобы запомнить, то о чём мы сейчас прочитали в сказке, ёжик придумал для вас ещё одно задание. Посмотрите, какое дерево нарисовал для вас ёжик. Не простое, а “слоговое дерево”. На нём выросли слоги, но все перепутались. Составь из рассыпавшихся слогов слова, с последующим составлением звуковой схемы и постановкой ударения.

Лё – ня рё – вы тё – тя

Молодцы, хорошо поработали, пора и отдохнуть. Давайте покажем ёжику про него физминутку:

IV. Физминутка (упражнение на развитие зрительно – моторной координации).

Колкий ёжик вымыл ушки,

Шею, кожицу на брюшке.

И спросил енота ёж:

– Ты мне спинку не потрёшь?

14) Формирование функционального базиса навыка чтения и развитие логического мышления.

О ком мы сейчас говорили в стихотворении? (о ёжике). Как называют у ежа детёныша? (ежонок).

А где живет ёж? (в норе). Ёжик попросил меня раздать вам задания. Он хочет узнать, как зовут других детёнышей животных. И кто, где живёт.

    • Для I подгруппы – прочитайте, как называют родителей и их детёнышей. И будьте готовы ответить мне на вопрос, в каком слове есть буква “Ё” и где она находится? (Листочки с яблоками)
    • II подгруппе – прочитать предложение. Подумайте кто, где живёт, и соедините стрелочками начало предложения с концом предложения (листочки с грибами).

У каждого ребёнка индивидуальная карточка.

У кошки – котёнок.
У козы – козлёнок.
У лисы – лисёнок. (Слабой подгруппе – прочитать) – Артём, Ваня, Саша, Женя, Миша, Надя.
У коровы – телёнок.
У лошади – жеребёнок.

ЁЖ живёт в воде.

Ёрш живёт в лесу. (Сильной подгруппе – соединить стрелочками) – Витя, Никита, Дима,

Ёлка растёт в норе. Тахмина, Паша.

15) Упражнение на развитие языкового чутья.

Ёжик предлагает вам интересное задание. Он приготовил предложения, и считает, что они написаны правильно. А вы как считаете? Давайте прочитаем.

“Скажи правильно”. – Измени слова в скобках по смыслу (на доске или таблицей)

Лёня (несу) ёжика. – Несёт

Алёша (зову) котёнка. – Зовёт

Алёна (веду) козлёнка. – Ведёт

V. Итог занятия:

Скажите, пожалуйста. Сегодня вы придёте на продлёнку к Любови Александровне и что ей расскажете о нашем занятии? Чему вы сегодня научились? (ответы детей).

VI. Рефлексия:

А сейчас я вам предлагаю выбрать одного из двух ёжиков. На одной из картинок ёжик улыбается, ему всё понравилось, он остался доволен нашим занятием. А на другой картинке ёжик лежит, даже как будто засыпает. Видимо, чем–то остался недоволен ёжик после занятия. Я вам предлагаю выбрать ёжика подходящего вашему настроение после занятия.

Спасибо за занятие. Занятие окончено.

Учись говорить правильно » Речевые ошибки » Ошибки в произношении: ударные гласные Е и Ё

УДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ Е и Ё

Одноплемённый одноплеменник и иноплеменный иноплеменник

Отрывок из книги Л. Демиденко «Речевые ошибки»

Определённую трудность представляет различение ударных [е] и [о] (на письме – ё) после мягких согласных: не́бо и нёбо, все и всё и др.

Во многих исконно русских словах безударному [е] под ударением соответствует [о]:
Жена – жёны, село – сёла, везу – вёз.

Во многих случаях с помощью звуков [е] и [о] различаются слова или формы слов: желе́зка – желёзка, исте́кший год и истёкший кровью, не́бо и нёбо, все и всё, паде́ж (имени существительного) и падёж (скота), оглаше́нный (кричит как оглашенный) и оглашённый (указ) и т.д.

… По данным «Орфоэпического словаря » вариантным является произношение

Белёсый и беле́сый;
Блёклый и бле́клый;
Жёлчь и желчь;
Манёвр и мане́вр;
Местоиме́нный и местоимённый;
Пересе́кший и пересёкший;
Реше́тчатый и решётчатый…

Произношение акуше р и безнадёжный характеризуется как современное нормативное; акушёр и безнаде́жный – как допустимое, но устаревшее.

Только Е следует произносить в словах:

Акуше́рка;
Атле́т;
Афе́ра;
Бессре́бреник;
Блеф;
Бытие́ (бытие́м)
Вопие́шь;
Вселе́нная;
Голове́шка;
Гололе́дица;
Забре́дший;
Зате́рпнуть
Зате́рпнувший
Захребе́тник
Зев
Иноплеме́нный
Иноплеме́нник
Ле́ска (род.падеж мн. числа – ле́сок)
Несравне́нный
Нетле́нный
Одновреме́нный
Одноплеме́нник
Оме́ла
Опе́ка
Осе́длый
Отцве́тший
Помпе́зный
Презре́нный
Разновреме́нный
Сие́
Скле́п
Смире́нный (прилагательное – смиренный вид, но причастие – смирённый. Например, смирённая гордость)
Согбе́нный, согбе́н
Соверше́нный (имя прилагательное – совершенная красота), но совершённый (причастие, например, совершённый народом подвиг)
Сре́бреник
Уше́дший
Хребе́т
Шле́м

Только Ё следует произносить в словах

Гололёд
Заплётший
Заплетённый
Заряжённый (допускается заря́женный)
Затёкший
Заторможённый
Искромётный
Клёст (но клеста)
Можжевёловый (хотя можжевельник)
Никчёмный
Новорождённый
Одноплемённый
Околёсица
Околёсная
Осёдланный
Осёдлывать
Остриё
Отымённый
Перенесённый
Перекрёстный
Перекрёсток
Перепечённый
Пересёдланный
Переселённый
Поблёскивать
Подоплёка
Отёкший
Поселённый
Привезённый
Привёзший
Принесённый
Принёсший
Разноплемённый
Разношёрстный
Скабрёзный
Слёзный

Как видно из примеров, нормы произношения Е и Ё в современном русском литературном языке весьма противоречивы.

Это находит отражение в произведениях русской классической и советской литературы. При чтении поэтических текстов нельзя подменять устаревшее произношение современным или заменять употребленный автором вариант другим, даже более нормативным.

Так, в стихотворении А. С. Пушкина «Анчар» рифмуются слова раскаленной и Вселенной , поэтому современное произношение раскалённой при чтении этого стихотворения недопустимо.

В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит один во всей Вселенной…

Советы, секреты, хитрости

Запишите отрывок из книги на диктофон или MP3-плеер и слушайте в любую свободную минуту. Так вы быстрее запомните все слова и не будете делать ошибки.