Меню
Бесплатно
Главная  /  Фурункулы  /  Как правильно объяснить правило чередующихся гласных. Чередование гласных в корне слова

Как правильно объяснить правило чередующихся гласных. Чередование гласных в корне слова

Имеются корни, в которых написание букв на месте безударных гласных не соответствует общему правилу, а подчиняется традиции. К ним относятся следующие корни с чередующимися гласными.


1.Проверяемые безударные гласные в корне слова
Чтобы проверить правописание безударных гласных в корне слова, надо подобрать к данному слову однокоренное или изменить его так, чтобы этот безударный гласный оказался под ударением.

2.Проверяемые и непроизносимые согласные в корне слова
Чтобы проверить правописание сомнительных и непроизносимых согласных, нужно изменить слово или подобрать к нему такое однокоренное, в котором после них следует гласный. Проверяемый согласный в этом слове должен произноситься отчетливо.

3.Буквы И, А, У после шипящих
После шипящих не пишутся буквы Ы, Я, Ю, а пишутся буквы И, А, У.
Исключения: жюри, брошюра, парашют.

4.Буквы И (Ы) после Ц
После Ц в корне пишется И.
Исключения: цыган, цыпленок, на цыпочках, цыц.

5.Буквы Ё, О после шипящих в корне слова
Если в корне после шипящего под ударением слышится [О], то надо писать Ё.
Исключения: крыжовник, капюшон, трущоба, чащоба, шов, чопорный, шомпол, шорох, шоры, обжора, чокаться, трещотка.
В иноязычных словах возможно написание О после шипящих в неударяемых слогах: жокей, жонглер, шоколад, шоссе, шофер и др.

6. Буквы А - О в корнях -ЛАГ -/-ЛОЖ, -КАС-/-КОС-
В корнях -лаг-/-лож-, -кас-/-кос- пишется буква А, если после корня стоит суффикс -А- , и буква О, если этого суффикса нет.

7.Буквы А - О в корнях -РАСТ-(-РАЩ-) / -РОС-
В корне -раст-(-ращ-)/-рос- в безударном положении перед СТ и Щ пишется А, а перед С - О.
Исключения: отрасль, росток, Ростов, Ростислав.

8.Буквы А - О в корнях -ЗАР-/-ЗОР-, -ГАР-/-ГОР-, -ТВАР-/-ТВОР-, -КЛАН-/-КЛОН-
В корне -зар-/-зор- безударный гласный обозначается буквой А. В корнях -гар-/-гор-, -твар-/-твор-, -клан-/-клон- безударный гласный обозначается буквой О.
Исключения: зорев`ать, `утварь, пр`игарь.

9.Буквы Е - И в корнях с чередованием
В корнях -бер-/-бир-, -дер-/-дир-, -мер-/-мир-, -пер-/-пир-, -тер-/-тир-, а также -блест-/-блист-, -стел-/-стил-, -жеч-/-жиг-, -чет-/-чит- пишется И, если дальше следует суффикс -А-, в противном случае пишется Е.
Исключение: сочетание.

10.Буквы Ы - И после приставок
После приставок, оканчивающихся на согласную, вместо И пишется Ы в соответствии с произношением.
После приставок сверх-, меж- сохраняется И. Сохраняется И и после иноязычных приставок дез-, суб-, контр-, транс-, пан-.

11.Соединительные О, Е в сложных словах
В сложных словах после твердых согласных пишется соединительное О, а после мягких согласных, шипящих и Ц - соединительное Е.

12. Буквы А - О в корнях -ПАЙ-/-ПОЙ

(в глаголе паять и однокоренных словах). Без ударения пишется а : паять, запаять, распаяться, паяльник и т. п. Под ударением - а и о : ср. запаянный, запайка, спайка, спайный и припой, напой .

13. Буквы А - О в корнях -РАВН -/-РОВН

Буква а пишется в словах, связанных по значению с прилагательным равный ‘одинаковый’, напр.: равнять (кого-что-н. с кемчем?н.), равняться (чему-н. или с кем-чем-н.), приравнять, поравняться, сравнить (ся ), сравнение, сравняться (в чем-н.), сравнять (счёт), подравнять, выравнять (напр., строчки - ‘сделать равными по длине’), уравнять, уравнение, уравниловка, равноправный, равносильный, равноценный, равновесие, равноденствие, наравне, равно .

Буква о пишется в словах, связанных по значению с прилагательным ровный ‘гладкий, прямой, без неровностей’, напр.: ровнять (грядку, поверхность дороги), заровнять, разровнять, подровнять, выровнять (сделать ровным, гладким, прямым).

Однако в словах поровну, ровесник , связанных по значению с равный , пишется буква о ; в слове равнина , связанном по значению с ровный , - буква а . В словах с неясной соотнесенностью пишутся: буква а - в глаголе равняться (в шеренге, при построении) и производных от него словах равнение, подравняться, выровняться (в строю); буква о - в сочетании не ровён час , в слове уровень .

14. Буквы А - О в корнях -ПЛОВ -/-ПЛАВ

Без ударения пишется а : плавучий, плавник, поплавок, плавун (трава; жук; водяной опоссум), плавунец (жук), плавунчик (птица), сплавлять, сплавной, на плаву, наплавной ; но: пловец и пловчиха с буквой о . Под ударением - только а : плавать, лесосплав . В слове плывун (грунт) пишется буква ы , как и в других словах, производных от глагола плыть - плыву: наплывать, подплывать, расплываться и т. п.

15. Буквы А - О в корнях -РАЗН -/-РОЗН

В многочисленных сложных словах с первой частью разно- (разнородный, разносторонний, разноголосица и т. п.) без ударения пишется буква а , в слове порознь - буква о . Под ударением - а (разный, разница, разниться ) и о (рознь, розниться, разрозненный ).

15. Буквы А - О в корнях -СКАК - СКОК - СКАЧ - СКОЧ

Если корень оканчивается на к , то на месте безударного гласного пишется буква а , напр.: скакать, прискакать, ускакать, скакнуть, скакалка, скакун, на скаку, скаковой , хотя под ударением - о , напр.: скок, наскок, отскок, поскок, соскок .

Если корень оканчивается на ч , то пишутся: буква а в формах глагола скакать и производных от него глаголов (напр.: скачу, скачи, обскачу, обскачи, поскачу, поскачи ), а также в слове скачок (проверкой служат формы тех же глаголов - напр., скачет, поскачем , и производные скачка, вскачь ); буква о - в приставочных глаголах на скочить (напр.: вскочить, вскочу, вскочи, выскочить, выскочу, выскочи, соскочить, подскочить ) и в слове выскочка (проверка - формами тех же глаголов, кроме выскочить: вскочит, соскочат и т. п.).

Ср.: проскачу (сто вёрст), проскачи (формы глагола проскакать, проскачет) и проскочу, проскочи (формы глагола проскочить, проскочит ); подскачу, подскачи (формы глагола подскакать, подскачет ‘приблизиться вскачь’) и подскочу, подскочи (формы глагола подскочить, подскочит ‘быстрым движением приблизиться к кому-чему-н. или резко подняться’).

Чередование гласных в корне - это когда в одном корне при сохранении его лексического значения пишутся разные буквы. Проверить безударные гласные ударением в таком случае невозможно, их написание основано на ряде особых правил.

I. Правописание гласных в корне зависит от ударения

А и О под ударением безударная позиция

-га́ р- :

зага́ р, га рь, нага́ р

-го р- :

заго ра́ть, заго ре́лый, пого ре́лец

искл.: вы́га рки, и́зга рь, при́га рь

-за́ р- и -зо́ р- :

за́ рево, лучеза́ рный, зо́ ри

-за р- :

оза ри́ть, за ря́, за рни́ца, оза рённый,

за ря́нка (птица), за рева́ть *

-кла́ н- и -кло́ н- :

кла́ няться, покло́ н

непрекло́ нный

-кло н- :

покло ни́ться, откло ня́ться

накло не́ние

-тва́ р- и -тво́ р- :

тва́ рь, тво́ рчество, тво́ рческий

-тво р- :

тво ре́ние, натво ри́ть, вытво ря́ть

искл.: у́тва рь

II. Правописание гласных зависит от последующего согласного в корне

-ра ст -, -ра щ - -ро с -

перед СТ , Щ - А

ра сту́т, зара стёт, вы́ра щенный

перед С - О

вы́ро сли, вы́ро сший, не́доро сль

искл.: ро сто́к, о́тра сль, ро стовщи́к, Ро сто́в, Ро стисла́в

-ска к -

-ско ч -

перед К - А

ска ка́ть, уска ка́ть, ска ка́лка, на ска ку́

перед Ч - О

вско чи́ть, подско чи́ть, вы́ско чка

искл.: ска ч о́к, ска ч у́, ска ч и́

-ла г - -ло ж -

перед Г - А

изла га́ть, предпола га́ю, прила га́тельное

перед Ж - О

изло жи́ть, предполо же́ние, стихосло же́ние

III. Правописание гласного зависит от суффикса

Правило «ИрА»: в корне пишется И , если сразу за ним суффикс -а-.

-би ра- / -бе р- соби ра ть - собе рёт, выби ра ть - выбе ру
-ди ра- / -де р- уди ра ть - уде ру, отди ра ет - отде рёт
-ти ра- / -те р- выти ра ет - выте р, сти ра ю - стё р
-пи ра- / -пе р- опи ра ться - опе реться, запи ра ли - запе ртый
-ми ра- / -ме р- уми ра ть - уме р, зами ра ть - заме рший
-жи га- / -же г- выжи га ть - выже г, зажи га ть - зажё г
-сти ла- / -сте л- рассти ла ет - рассте лил, перести ла ть - пересте лив

Бли ста- / -бле ст-,

Бле сн-

бли ста ть, бли ста ющий, бли ста тельный

бле стеть, бле стящий, забле стеть

бле снуть, бле сна, отбле ск

Чи та- / -че т-

вычи та ть - выче сть

искл.: соче тание, соче тать

В корне пишется А , если после корня следует суффикс -а-.

-ка са- / -ко с- ка са ться - ко снуться, неприка са емые, прико сновение

IV. Правописание гласного зависит от значения корня

-ра вн-

«равный, одинаковый, наравне»

-ро вн-

«ровный, гладкий, прямой»

ра вня́ть, прира вня́ть; зарплаты сотрудников подра вня́лись,

ра вне́ние

искл.: по́ро вну

ро вня́ть, вы́ро внять; бойцы подро вня́лись (встали ровно),

у́ро вень

искл.: ра вни́на

-ма к-

«окунать, погружать в жидкость»

-мо к-

«становиться мокрым, пропускать влагу»

ма ка́ть, ма кну́ть, обма кну́ть намо ка́ть, промо ка́ть, промо кну́ть, непромо ка́емый

* Ещё несколько лет назад слово за ревать считалось исключением из общего правила и писалось с корнем зор-. Сегодня правило гласит, что нужно писать через А : за ревать. Так рекомендует «Русский орфографический словарь», именно такое написание соответствует и правилам полного академического справочника:

§ 35. … зар - зор. На месте безударного гласного пишется А .

Из «Объяснительного русского орфографического словаря-справочника» (авт. Е. В Бешенкова, О. Е. Иванова, Л. К. Чельцова):

Слова за ревать, за рянка, за ревой изменили написание в словарях последних десятилетий. С 1999 г. в академическом орфографическом словаре даётся слово за ревать . До 1974 г. словари рекомендовали писать слово зорянка с корнем зор-. «Орфографический словарь русского языка» в 13-м издании 1974 г. утвердил в качестве нормативного написание за рянка.

Слово за ревой с 1991 г. рекомендуется писать только с корнем зар- , хотя в орфографическом словаре 1974 г. приводились оба варианта, а в 1956 г. было только зоревой, в словаре Д. Н. Ушакова - заревой.

Как имя собственное утвердилось написание Зоревая пушка (в Петербурге), хотя в общем случае пишется за ревая пушка. В качестве примера приведём название рассказа В. Шукшина, которое до сих пор пишется то «Заревой дождь», то «Зоревой дождь».

В произведениях Шолохова слово зоревать только с корнем зор-:

  • ― А это мы к утру итоги подобьем: кому горевать, а кому зоревать и во сне потягиваться.
  • (М. А. Шолохов. Поднятая целина.).
  • ― Долго зорюешь , Пантелей Прокофьич! ― шумели припотевшие косари.
  • (М. А. Шолохов. Тихий Дон.).

От чего зависит написание

Корни с чередующимися гласными

Выбор гласной

Исключения

1. От последующей согласной

перед Г пишетсяА ,

перед Ж пишетсяО

`поло г

изла гать - изло жить

раст-/рос-

перед СТ иЩ пишетсяА ,

перед С пишетсяО

ро сток

Ро стов

Ро стислав

ро стовщик

отра сль

ра сти

выра щенный

выро сли

скак-/скоч-

перед К пишетсяА,

перед Ч пишетсяО

ска чок

ска чи

ска чите

ска чу

ска кать

выско чка

2. От наличия или отсутствия суффикса -а-

блест-/блист-

стел-/стил-

И , если нет, -Е

соче тать

словосоче тание

Выби рать – выбе ру

кля-/клин-

если есть суффикс -а-, то пишетсяИ , если нет, -А/Я

вни мательно

если есть суффикс -а-, то пишетсяА , если нет, -О

ка сание

ко снуться

3. От ударения

клон-/клан-

твор-/твар-

О

`утва рь

заго` релый

укло` ниться

тво` рение

плов-/плав-

в безударном положении пишется А

зо ре`вать

пло` вец

пло в`чиха

пло в`цы

плы ву`ны

оза` рение

спла в`лять

4. От лексического значения

О – в значении: (не)пропускать жидкость;А – в значении: погружать в жидкость

непромо каемый

обма кнуть

ровн-/равн-

О – в значении: ровный, прямой, гладкий;

А – в значении: равный, одинаковый

ра внина (ровный, гладкий)

заро внять

сра внить

Задание 3. Вставьте пропущенные буквы. Распределите слова на группы в зависимости от того, чем определяется выбор той или иной гласной в корне.

Оз…рение, прик…сновение, выск…чка, выж…гание, р…стовщичество, скл…нение, з…рница, пог…релец, неприк…сновенность, пл…вчиха, тв…рение, соч…тание, вск…чить, зар…стание, бл…стящий, ур…вновешенность, откл…нение, разг…еться, м…крота, зад…рать, зан…мательный, удовлетв…рение, м…кание, благотв…рительность, быстрораств…римый, спл…влять, р…вноденствие, самовозг…раемость, неук…снительно, безотл…гательный, местопол…жение, подм…чивший, пл…вунец, прир…внять, ср…внительно-исторический, нар…щение, подр…стковый, р…внозначный, повзр…слеть, обск…кать, отр…слевой, одухотв…ренность, бл…стательный, нач…нающий, бракосоч…тание, рассч…тать, пон…тийный, расст…лающийся, обсч…таться, обм…реть.

Задание 4. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните написание слов с чередующимися гласными в корне.

1. Сквозь волнистые туманы проб…рается луна. 2. Бывало, жалуешься, если от супа пахнет дымом, или жаркое перег…рело, или вода не бл…стит, как хрусталь. 3. Картина была чудесная: около огней дрожало и как будто зам…рало, уп…раясь в темноту, круглое красноватое отражение. 4. Молодые деревья р…сли очень тесно, ничей топор еще не к…снулся до их стройных стволов. 5. И голод и холод выносит, всегда терпелива, р…вна. 6. Все почтительно прекл…нили головы. 7. Гости Анны Павловны долго еще говорили о пол…жении отечества и делали различные предпол…жения об исходе сражения, которое на днях должно было быть дано. 8. Мы с Павлом приб…рали мастерскую, а вечером меня заставляли раст…рать краски. 9. Наружность артиста сначала как будто невыразительная, ничего не говорящая, но всегда готовая претв…риться в самый неожиданный сказочный образ. 10. Мастерство и сердце – вот два р…вновеликих сл…гаемых, которые в своем соч…тании и создали живопись Репина. 11. Ольга Николаевна обм…кнула ручку в чернильницу и сделала надпись на фотографии. 12. Как раз в это время на луговину, где г…рел костер, выск…чил игривый жеребец.

ЧЕРЕДУЮЩИЕСЯ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА

Написание чередующихся гласных а/о, е/и, а(я)/им, а(я)/ин в корне слова может зависеть:

1) от суффикса, следующего за корнем;

2) от ударения;

3) от буквы, следующей за гласной;

4) от значения слова.

Написание гласных, зависящее от суффикса, следующего за корнем

1. В корнях с чередующимися е/и (-бир- — -бер-, -блист- — -блест-, -дир- — -дер-, -жиг- — -жег-, -мир- — -мер-, -пир- — -пер-, -стил- — -стел-, -тир- — -тер-, -чит- — -чет-) пишется и -а-, в остальных случаях — е : зами рать — заме реть, сти рать — сте реть, бли стать — бле стеть .

Исключения: сочетать, сочетание, чета.

2. В корнях с чередующимися а(я)/им, а(я)/ин пишутся -ин-, -им- , если дальше следует суффикс -а- : заним ать — заня ть, сжим ать — сжа ть.

3. В корнях -кас- — -кос-, -лаг- — -лож- пишется а , если за корнем следует суффикс -а- , в остальных случаях — о : ка са ться — ко снуться, предла га ть — предло жить

Написание гласных, зависящее от ударения

1. В корнях -гар- — -гор- под ударением пишется а , без ударения — о : заг̀а̀ р — заго ра̀ть .
2. В корнях -зар- — -зор- а , под ударением пишутся а или о за ря̀, за рнѝца, но; зо̀ ри, за ̀рево.

Исключение: зо рева̀ть.

3. В корнях -клан- — -клон-, -твар- — -твор- в безударном положении пишется о , под ударением пишутся а или о в соответствии с произношением: покло нѝться, кла ̀няться, покло ̀н; тво рѝть, тва рь, затво ̀р.

Исключение : у̀тва рь.

4. В корнях -плав- — -плов- в безударном положении буква о пишется только в двух словах: пло вѐц, пловчиха . В остальных случаях пишется а : попла во̀к, пла внѝк, пла ву̀чий . В слове плы ву̀н пишется ы в соответствии с произношением.

Написание гласных, зависящее от буквы, следующей за гласной

1. В корнях -раст- — -рос- пишется а перед ст, щ , в остальных случаях — о : ра ст и, сра щ ение, ро сла.

Исключения: ро сток, ро ст, ро стовщик, выро стковый, Ро стов, Ро стислав; отра сль.

2. В корнях -скак- — -скоч- пишется а перед к ; пишется о перед ч в безударных корнях: ска к ать — вско ч ить.

Исключения: ска чок, ска чу.

Написание гласных, зависящее от значения слова

1. В корнях -мак- — -мок- пишется а в словах со значением «погрузить в жидкость» , о — со значением «пропускать жидкость, мокнуть» : ма кать (хлеб в молоко); вымо кнуть (под дождем); промо кательная (бумага), промо кашка.

2. В корнях -равн- — -ровн- пишется а в словах со значением «равный, одинаковый» , о — со значением «ровный, прямой, гладкий »: сра внение, сра внивать; сро внять.

Исключения: ра внина; ро весник, поро вну, уро вень.

Правописание корней с чередующимися гласными

Для того чтобы запомнить правила выбора букв в корнях с чередующимися гласными, нужно разделить эти корни на две группы: первая группа объединяет корни с чередующимися гласными И и Е, вторую группу составляют корни с чередующимися гласными А и О.

I. В корнях БИР/БЕР, ДИР/ДЕР, МИР/МЕР, ПИР/ПЕР, ТИР/ТЕР, БЛЕСТ/БЛИСТ, ЖЕГ/ЖИГ и других буква И пишется только в том случае, если после корня следует суффикс -А-. Например: БЛЕСТЕТЬ – БЛИСТАТЬ, УМЕРЕТЬ – УМИРАТЬ, ВЫТЕРЕТЬ – ВЫТИРАТЬ. Исключением из правила являются слова СОЧЕТАТЬ И СОЧЕТАНИЕ.

II. Написание корней с чередующимися гласными А и О может зависеть от места ударения в слове, от значения слова и от тех букв, которые следуют за чередующейся гласной.

1. От места ударения в слове зависит написание корней ГОР/ГАР, КЛОН/КЛАН, ТВОР/ТВАР, ПЛОВ/ПЛАВ, ЗOР/ЗАР. Под ударением в этих корнях пишется то, что слышится, там ошибку допустить невозможно, а вот гласные, пишущиеся в безударном положении следует выучить наизусть: ГОР, КЛОН, ТВОР, ПЛАВ, ЗАР. Исключения: ВЫГАРКИ, ИЗГАРЬ, ПРИГАРЬ, ПЛОВЕЦ, ПЛОВЧИХА.

2. От значения слова зависит выбор буквы в корнях МАК/МОК и РАВН/РОВН. Слово со значением «погружать в жидкость пишется с буквой А (МАКАТЬ КИСТЬ В КРАСКУ), если же его значение «постепенно пропитываться», то следует писать О (ОБУВЬ ПРОМОКАЕТ). Слово, имеющее значение «гладкий, горизонтальный, прямой», пишется с буквой О (РАЗРОВНЯТЬ ЗЕМЛЮ НА КЛУМБЕ), а слово со значением «одинаковый» следует писать с буквой А (РАВНЕНИЕ ПО РОСТУ, УРАВНОВЕШЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК). Исключения: РАВНИНА, РОВЕСНИК, ПОРОВНУ, УРОВЕНЬ.

3. От следующих после чередующихся гласных букв зависит написание корней ЛАГ/ЛОЖ, РАСТ/РАЩ/РОС, КАС/КОСН, СКАК/СКОЧ. Рассмотрите примеры: ПРЕДЛАГАТЬ – ПРЕДЛОЖИТЬ, РАСТЕНИЕ – ВЫРАЩИВАТЬ – ПОДРОСЛИ, КАСАТЬСЯ – КОСНУТЬСЯ, СКАКАТЬ – ВСКОЧИТЬ. Исключения: ОТРАСЛЬ, РОСТОК, РОСТОВЩИК, РОСТОВ, РОСТИСЛАВ и СКАЧОК, СКАЧУ.

Упражнение

1. Небольшой дворянский домик на московский манер, в котором проживала Авдотья Никитишна Кукшина, находился в одной из нововыг_ ревших улиц города. (И. Тургенев. Отцы и дети.)

2. Постой, я был с тобой откровенен, как-то невольно я тебе все сразу выл_ жил, но если что-нибудь до него дойдет, я прямо так и скажу, что ты соврал. (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)

3. Эрнест грохнул на стойку пустую кружку, выхватил из холодильника бутылку, откупорил ее и накл_ нил над кружкой. (Аркадий и Борис Стругацкие. Пикник на обочине.)

4. Все мое вн_ мание было обращено на верстовые столбы, которые я замечал издалека, и на облака, прежде рассыпанные по небосклону, которые, приняв зловещие, черные тени, теперь соб_ рались в одну большую, мрачную тучу. (Лев Толстой. Отрочество.)

5. Среди бела дня … убили не кого иного, как главнокомандующего германской армией на Украине, фельдмаршала Эйхгорна, неприк_ сновенного и гордого генерала… (Михаил Булгаков. Белая гвардия.)

6. Пусть совесть … терзает на смертном одре старых р_ стовщиков! (Фридрих Шиллер. Разбойники.)

7. Я почтительно кланяюсь и, оп_ раясь на саблю, говорю: «Я счастлив, великий государь, что мог пролить кровь за свое отечество, и желал бы ум_ реть за него; но ежели ты так милостив, что позволяешь мне просить тебя, прошу об одном – позволь мне уничтожить врага моего, иностранца St.-Jerome"a». (Лев Толстой. Отрочество.)

8. Мне невольно хочется пробежать скорее пустыню отрочества и достигнуть той счастливой поры, когда снова истинно нежное, благородное чувство дружбы ярким светом оз_ рило конец этого возр_ ста и положило начало новой, исполненной прелести и поэзии, поре юности. (Лев Толстой. Отрочество.)

9. Учитель развернул тетрадь и, бережно обм_ кнув перо, красивым почерком написал Володе пять в графе успехов и поведения. (Лев Толстой. Отрочество.)

10. Схватив левой рукой правую, на которой было кольцо, с изумлением осматривалась она, пытая взглядом море и зеленые зар_ сли; но никто не шевелился, никто не притаился в кустах, и в синем, далеко оз_ ренном море не было никакого знака, и румянец покрыл Ассоль, а голоса сердца сказали вещее "да". (Александр Грин. Алые паруса.)

11. С одной стороны дороги – необозримое озимое поле, кое-где перерезанное неглубокими овражками, бл_ стит мокрой землею и зеленью и расст_ лается тенистым ковром до самого горизонта; с другой стороны - осиновая роща, поросшая ореховым и черемушным подседом, как бы в избытке счастия стоит, не шелохнется и медленно роняет с своих обмытых ветвей светлые капли дождя на сухие прошлогодние листья. (Лев Толстой. Отрочество.)

12. Мертвея, Лонгрен накл_ нился и увидел восьмимесячное существо, сосредоточенно взиравшее на его длинную бороду, затем сел, потупился и стал крутить ус. (Александр Грин. Алые паруса.)

13. От всех этих разговоров копился в душе какой-то осадок, непонятно какой. И он не раств_ рялся со временем, а, наоборот, все копился и копился. (Аркадий и Борис Стругацкие. Пикник на обочине.)

14. Левин вошел на приступки, разбежался сверху сколько мог и пустился вниз, удерживая в непривычном движении р_ вновесие руками. (Лев Толстой. Анна Каренина.)

15. Я ночевал в чулане, и никто не приходил ко мне; только на другой день, то есть в воскресенье, меня перевели в маленькую комнатку, подле классной, и опять зап_ рли. (Лев Толстой. Отрочество.)

16. Она была улыбка, оз_ рявшая все вокруг. (Лев Толстой. Анна Каренина.)

17. Все катавшиеся, казалось, совершенно р_ внодушно обгоняли, догоняли ее, даже говорили с ней и совершенно независимо от нее веселились, пользуясь отличным льдом и хорошею погодой. (Лев Толстой, Анна Каренина.)

18. И здесь р_ стет зеленая трава для овец твоих, и здесь алеют цветы, из которых можно сплести венок для шляпы твоей". (Н. М. Карамзин. Бедная Лиза.)

19. Найдя ключи на указанном месте, я хотел уже отп_ рать ящик, как меня остановило желание узнать, какую вещь отп_ рал крошечный ключик, висевший на той же связке. (Лев Толстой. Отрочество.)

20. В противоположном углу г_ рела лампадка перед большим темным образом Николая-чудотворца.(И. Тургенев. Отцы и дети.)

21. …Тот камердинер, который забыл подать Наполеону 24-го числа непром_ каемые сапоги, был спасителем России. (Лев Толстой. Война и мир.)

22. С рассветом две новые батареи, устроенные в ночи, на р_ внине, занимаемой принцем Экмюльским, откроют огонь по двум противостоящим батареям неприятельским. (Лев Толстой. Война и мир.)

23. Толпа опять разр_ внялась, и дьячок вывел Петю, бледного и не дышащего, к царь-пушке. (Лев Толстой. Война и мир.)

24. Пьер замечал, как после каждого попавшего ядра, после каждой потери все более и более разг_ ралось общее оживление. (Лев Толстой. Война и мир.)

25. Чуть не съехавшая на крыло Мария завизжала от страха, но самолет быстро выр_ внялся. (В. Пелевин. Чапаев и пустота.)

26. И если уж кто нюхает табак, с какой предупредительностью он угощает им и с каким радушием предл_ гает его направо и налево! (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)

27. Тогда расступился тесный кружок торговок; но когда молодой человек из него выск_ чил, старуха закричала ему вслед …(Э. Т. А. Гофман. Золотой горшок: сказка из новых времен.)

28. Возле нашего дома находился ров … и мы … бывало, взапуски стараемся через него переск_ чить. (Фридрих Шиллер. Разбойники.)

29. Такое же решение приняла и ваша сестра: она намерена уйти в монастырь, благодать к_ снулась нас одновременно. (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)

30. И довольно долго все эти люди молча смотрели на далекое разг_ равшееся пламя нового пожара. (Лев Толстой. Война и мир.)

31. Лиза возвратилась в хижину свою совсем не в таком распол_ жении, в каком из нее вышла. (Н. М. Карамзин. Бедная Лиза.)

32. Да и можно ли ждать совершенства в столь нежном возр_ сте? (Фридрих Шиллер. Разбойники.)

33. Из зар_ сли поднялся корабль; он всплыл и остановился по самой середине з_ ри. (Александр Грин. Алые паруса.)

34. Два часа по нему стреляли, попасть не могли. Два часа он мертвым притв_ рялся. (Аркадий и Борис Стругацкие. Пикник на обочине.)

35. Он не допускал даже возможности ср_ внения между женой и Фенечкой, но он пожалел о том, что она вздумала его отыскивать. (И. Тургенев. Отцы и дети.)

36. Блеск их деяний, что озаряет и нас, нал_ гает на нас обязанность воздавать им такую же честь… (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан или Каменный гость.)

37. З_ ря уже занималась, когда он окончил свою работу, – то было письмо к Ирине. (И. Тургенев. Отцы и дети.)

38. Долго я смотрел на Машу, которая, лежа на сундуке, ут_ рала слезы своей косынкой, и, всячески стараясь изменять свой взгляд на Василья, я хотел найти ту точку зрения, с которой он мог казаться ей столь привлекательным. (Лев Толстой. Отрочество.)

39. …Я-то прекрасно понимаю, что этот мир, который мы видим, не мог же выр_ сти, как гриб, за одну ночь. (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)

40. Итак, как сказано, студент Ансельм впал … в мечтательную апатию, делавшую его нечувствительным ко всяким внешним прик_ сновениям обыкновенной жизни. (Э. Т. А. Гофман. Золотой горшок: сказка из новых времен.)

41. Шпигельберг, в продолжение всего разговора сидевший в углу, … стремительно вск_ кивает… (Фридрих Шиллер. Разбойники.)

42. Большой покинутый деревянный город необходимо должен был сг_ реть. (Лев Толстой. Война и мир.)

43. Ее доверие к старой Лизе р_ сло с каждым днем… (Э. Т. А. Гофман. Золотой горшок: сказка из новых времен.)

44. Сев за стол, я придвинул к себе стопку бумаг, обм_ кнул перо в чернильницу и крупными буквами вывел в верхней части листа: «Осторожно, двери закрываются! Следующая станция "Динамо"!» (В. Пелевин. Омон Ра.)

45. Вот тут бы ты посмотрел на него, как он с двумя пистолетами в руках подск_ кал к карете! (Фридрих Шиллер. Разбойники.)

46. …У меня на этот счет честолюбие завоевателя, который всегда летит от победы к победе и не в силах пол_ жить предел своим вожделениям. (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)

47. А то ли еще будет, когда великолепные р_ стки достигнут полной зрелости! (Фридрих Шиллер. Разбойники.)

48. Черные лайковые перчатки к_ сались вытертого шевиота, и глаза у толкаемого были совершенно стеклянными. (Михаил Булгаков. Белая гвардия.)

49. Сейчас ск_ чи туда и скажи, что я с него голову сниму, чтобы через неделю всё было. (Лев Толстой. Война и мир.)

50. Он все это видел, все учитывал, и стоило скрюченному Артуру хоть на шаг укл_ ниться от направления, как рот Рэдрика сам собой раскрывался и хриплый предостерегающий оклик сам собой вылетал из глотки. (Аркадий и Борис Стругацкие. Пикник на обочине.)

Упражнение подготовили И. Каменев, Р. Лозовский и Б. А. Панов («Лига Школ»).