Меню
Бесплатно
Главная  /  Фурункулы  /  Конспект экскурсии в лес осенью. Конспект экскурсии в осенний лес с детьми старшей логопедической группы доу. Если загорелся лес по вине человека

Конспект экскурсии в лес осенью. Конспект экскурсии в осенний лес с детьми старшей логопедической группы доу. Если загорелся лес по вине человека

Тема урока: В гости к осени.

Цель урока: наблюдение за признаками наступления осени в неживой и живой природе.

Задачи урока:

  • провести сравнения признаков неживого и живого летом и осенью;
  • учить самостоятельно добывать информацию из различных источников, расширить кругозор учащихся;
  • конкретизировать понятия “неживая природа” и “живая природа”;
  • продолжить формирование навыка узнавания растений опадения листьев, нахождения следов жизнедеятельности животных,
  • продолжить развитие эстетического восприятия природы;
  • формировать правильное отношение к природным объектам.

Практическая значимость урока:

Изготовлена I часть сборника “Времена года” (“Осенние приметы и обычаи”) с описанными признаками и приметами осени (см. Приложение 1).

Оборудование: папка гербарная с газетами, термометр, коробка для сбора плодов, вертикальный шест (длиной 1,5 м), нож, копалка.

Экскурсия проводилась в пришкольном саду. Подготовительный этап включал в себя составление примерного плана движения, определение мест остановок, выбор наиболее часто встречающихся растений. До начала экскурсии проведена беседа по технике безопасности.

Ход экскурсии

Пусты поля,
Мокнет земля,
День убывает,
Когда это бывает?

Дети. Это бывает осенью. В загадке есть подсказки: все убрано с полей; земля, мокрая от дождей; день становится короче.

Учитель. Итак, мы с вами пришли в наш школьный сад. Он дружелюбно и приветливо принимает нас и хочет поведать свои природные тайны. У него их очень много. За одну экскурсию мы все не сможем разгадать, поэтому будем приходить сюда чаще, и каждый раз открывать что-то новое.

В осеннем парке золотом
Вальсирует листва берез…

Посмотрите вокруг себя. Какие тела природы вас окружают?

Дети. Воздух, растения, птицы, почва…

Учитель. На какие группы разделим природные тела?

Д. Неживая и живая природа.

У. Как же будет звучать тема нашего урока?

Д. В гостях у осеннего сада.

У. Хорошо. Наш сегодняшний урок будет необычным, он проходит не в классе, а на природе, и все вы готовили свои проекты к этому уроку, работая в группах, помогая друг другу и отбирая нужный материал.

И, коли речь сегодня пойдет об осени, послушаем, что же интересного вам удалось отыскать о каждом осеннем месяце и народных приметах сентября, октября и ноября.

Дети защищают свои проекты: 1 группа готовила “Странички сентября”, 2 группа – “Странички октября”, 3 группа – “Странички ноября”.

У. Молодцы, ребята, вы прекрасно справились с заданием. Соединив все эти “Странички…” вместе, у нас получилась I часть сборника, название которому мы придумали вместе – “Времена года. Осень”. Следующие части сборника появятся с приходом следующего времени года. Впереди у нас новые проекты, а пока продолжим разговор об объектах неживой природы, т.к. приближение нового времени года показывает изменение температуры воздуха.

У меня в руках прибор для измерения температуры – термометр.

Посмотрим, сколько он показывает градусов? Кто дома следит за температурой воздуха? Покажите, как определить?

Следуют ответы детей. Если дети затрудняются ответить, либо отвечают неточно и неполно, то учитель вносит ясность и обобщает ответы учащихся.

У. Надо посмотреть на цифру, стоящую около деления шкалы у верхнего конца подкрашенной жидкости. Сегодня … градусов тепла.

Воздух и поверхность Земли нагревает солнце. Летом солнце было высоко и светило ярко, поэтому температура достигала 35-40 градусов. Чтобы проследить за высотой солнца, выполним небольшую практическую работу.

Существует прибор для изменения высоты солнца, называется этот прибор гномон. К сожалению, у нас нет настоящего прибора, поэтому мы воспользуемся вот чем: посмотрите на шест у меня в руках, его длина 1,5 м, как и у настоящего прибора и внешне наш шест напоминает гномон. Ставят гномон на горизонтальной площадке. В полдень, когда солнце расположено выше всего над горизонтом, тень от стержня самая короткая и направлена на север.

Я продолжу беседу, а вы понаблюдайте, как расположена тень от нашего “прибора” и как эта тень будет двигаться.

Если мы посмотрим на небо, что можем увидеть там?

Д. Облака.

У. Что собой представляет облако?

Д. Это множество капелек, собранных вместе.

У. Правильно. И, если облако состоит их мельчайших капелек воды или маленьких кристалликов льда, то осадков не будет. А вот когда капельки соединяются вместе, они становятся тяжелыми и выпадают в виде дождя.

Но если в облаке температура ниже нуля, то выпадет снег.

О следующем объекте неживой природы вы узнаете из загадки:

Я березку качну,
Я тебя подтолкну,
Налечу, засвищу,
Даже шапку утащу.
А меня не видать,
Кто я? Можешь угадать?

Д. Это ветер.

У. Нас окружает воздух, который мы не видим, но чувствуем его движение. Это движение есть ветер. Он может быть легким дуновением, а может вырвать дерево с корнем.

Итак, подведем итог. Какая погода бывает осенью?

Д. Осенняя погода становится прохладной, дождливой, ветреной.

У. Все эти особенности вызываются изменениями состояния воздуха, который окружает Землю, его нагреванием или охлаждением.

Обратимся к нашему самодельному “гномону”. Обратите внимание. Тень от него сдвинулась на уже довольно приличное расстояние и стала гораздо длиннее. Это лишь доказывает наше предположение о том, что с помощью данного прибора можно измерить высоту солнца. С более точным измерением вы познакомитесь в старших классах.

Ребята, а сейчас перечислите, кто относится к телам живой природы?

Д. Растения, животные, человек.

У. Верно, но сегодня мы будем говорить о растениях и животных.

Послушайте, пожалуйста, сказку и скажите, прав ли был тополь?

В сказке названо это растение, т.к. в школьном саду произрастает много тополей, что наглядно для детей.

У. “Жила девочка Маринка и очень она любила ходить в зеленый лес. Но вот наступила осень, листья начали желтеть и падать. Стало ей очень грустно, и решила она помочь деревьям. Взяла девочка дома клей, нитки и побежала к своему любимому старому тополю. Стала последние листочки к веткам привязывать да приклеивать. Но тут прилетел ветер, и послышалось ей, что зашушукались листья над головой: “Что ты мне спать мешаешь?”

Я не хотела вас будить, я листочки вам подклеиваю.

Эх, добрая душа! Дни все короче, света все меньше, значит, пора деревьям спать.

В листьях крохотные зеленые зернышки, живые заводики, исчезли, растворились, как сахар в воде. Не стало зеленых зернышек, но остались желтые, оранжевые, красные. Вот листья и разукрасились. А потом они высохнут и опадут.

Кто вас будет кормить всю зиму? – заволновалась Маринка.

А я ни есть, ни пить не хочу. Зимой так спится хорошо. Мы, деревья, сами сбрасываем листья. Если все листья оставить, зимой на ветках вырастут такие сугробы, что не выдержат они, сломаются от тяжести.

Поняла Маринка, что не надо мешать деревьям в их жизни, и почудилось ей, что старый тополь тихонько похрапывает”.

Согласны ли вы с тем, что не надо “мешать деревьям в их жизни”?

(Ответы детей).

У. Подойдем к тополю, посмотрим вокруг на опавшие листья. Вот ветерок оторвал и подхватил листочки. Давайте соберем разной окраски листья в гербарную папку, а на следующих уроках внимательно их рассмотрим и найдем признаки сходства и различия.

У. Ребятишки, а как называются деревья, которые сбрасывают листья на зиму?

Д. Их называют л и с т о п а д н ы м и.

У. Сейчас быстренько подбегите к деревьям, о которых есть загадка:

Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.

(Дети подбегают к ели).

У. На эту загадку можно ответить еще так: сосна. Подбегите к соснам. (Дети разбегаются и встают к соснам, затем снова подходят к учителю). Как отличить ель от сосны? Присмотритесь к листочкам, они называются хвоинками. Потрогайте их, сравните длину и как они крепятся на стебле.

Д. Хвоинки жесткие, колкие; у сосны они длиннее и сидят по две, а у ели – по одной.

У. Молодцы. Посмотрите под деревья, как много лежит хвоинок. О чем это нам говорит?

Дети с помощью учителя делают вывод: Ель и сосна сбрасывают листья – хвою не сразу, как листопадные растения, а постепенно. Поэтому они все время стоят зелеными; называются такие растения в е ч н о з е л е н ы м и.

У. Посмотрите и скажите, что растет у нас под ногами?

Д. Растет трава – травянистые растения.

У. В каком состоянии вы видите растущие в саду травянистые растения?

Д. Многие травы завяли, пожелтели, но есть с зелеными листьями, а на клумбах еще цветут.

У. Под нашими ногами многолетняя трава. Назовите знакомые вам растения.

Дети называют известные им растения; если могут кратко рассказывают о них; срывают листья (и, если есть, соцветия) растений в гербарную папку, а плоды и семена в коробку.

У. Ребята, осмотритесь вокруг и скажите, какие животные “присутствуют” на экскурсии вместе с нами?

Д. Вороны, воробьи, грачи, бабочки, мухи.

У. Как мало животных в осеннем саду. Их было здесь столько же летом?

Д. Конечно, нет. Мы видели много жуков, бабочек, шмелей, комаров, а сейчас они попрятались. Потому что стало холодно, а тело у них тонкое, нежное.

У. Назовите группы, к которым относятся перечисленные животные.

Д. Насекомые и птицы.

У. Назовите признаки насекомых.

Д. 6 ног, на голове пара усиков, 2 крыла, на брюшке полосочки-насечки.

У птиц тело покрыто перьями, на голове 2 глаза и клюв, 2 крыла, пара ног, хвост.

У. Почему же птицы осенью улетают на юг?

Д. Становится холодно, а самая главная причина – зимой им нечего есть.

У. Докажите, ведь люди зимой подкармливают птиц, значит, они могут пережить зиму рядом с человеком.

Д. Насекомые прячутся, водоемы замерзают, семена с растений падают на землю и засыпаются снегом, поэтому птицы отправляются в теплые края. Где много корма.

У. Как находят они путь в Африку или в Индию, в Туркмению или Австралию вы узнаете на уроках биологии, а на вопрос “зачем поют птицы?” ответ найдем на весенней экскурсии. А пока:

Ласточки пропали,
А вчера зарей
Все грачи летали
Да как сеть мелькали
Вон над той горой.

С вечера все спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.

Так написал о том, о чем мы с вами говорили в осеннем саду, замечательный русский поэт Афанасий Фет.

Заканчивая экскурсию, хочу отметить: вашу заинтересованность в изучении объектов природы, вашу помощь в отыскании ответов на вопросы, которые ставят перед нами растения и животные, и, конечно же, вашу подготовку проектов и их защиту. Молодцы, ребята!

Благодарю за ваш труд по сбору листьев и плодов!

Цели: познакомить детей с особенностями природы осенью, изменениями, которые происходят в растительном и животном мире;

Формировать понятия об экологических пищевых цепях, положенных в основу жизни животного мира;

Развивать умение вести наблюдение за растениями и животными в осенний период;

Воспитывать любовь к природе родного края.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРИМЕТЫ ОСЕНИ

(экскурсия в природу)

Цели: познакомить детей с особенностями природы осенью, изменениями, которые происходят в растительном и животном мире;

Формировать понятия об экологических пищевых цепях, положенных в основу жизни животного мира;

Развивать умение вести наблюдение за растениями и животными в осенний период;

Воспитывать любовь к природе родного края.

ХОД ЭКСКУРСИИ

1.Вызов (в классе)

Воспитатель. Отгадайте загадки.

  1. Пришла без краски и без кисти,

А разукрасила все листья. (Осень)

  1. У кого одна нога,

Да и та без башмака? (Гриб)

  1. В дереве хатка, орешков горка и хозяйка есть. (Белочка)

Воспитатель. Объясните приметы.

  1. Весна красна цветами, а осень – снопами.
  2. Осень идет, дождь за собой ведет.
  3. Осень всех наградила, но и все загубила!

2. Знакомство с маршрутом экскурсии, правилами поведения.

Воспитатель знакомит учащихся с маршрутом экскурсии, правилами поведения.

3.Остановка «Парк – младший брат леса».

Почему можно так рассуждать? (Рассуждения учащихся)

Почему в парке стало светлее? (Опадают листья с деревьев)

Как называется это явление? (Листопад)

Какие деревья остались зелеными и почему? (ель, сосна, лиственница)

У какого дерева листва желтеет первой? (У березы)

Осень – это время созревания семян, сбора урожая. Желтый цвет - символ осени. Солнечный наряд садов, парков и лесов дал название этой поре года – золотая осень. Кроме желтого цвета для осенних пейзажей характерен серый и малиновый цвет. И очень интересно наблюдать, как природа одними и теми же красками пишет сначала радостный, яркий, солнечный пейзаж, затем грустный и нежный, и, наконец, тусклый, мрачный и унылый.

Как изменения в неживой природе повлияли на жизнь насекомых? (Их стало меньше)

Бабочки с первыми осенними холодами гибнут, зимуют только отложенные ими яйца. Многие насекомые забираются под кору деревьев, в щели построек, и там перезимовывают. Не видно муравьев, они собираются в глубине муравейника и закрывают в него входы. Все население шмелиной семьи вымирает, остаются только молодые шмели, которые весной построят новое гнездо.

Сентябрь – это месяц «птичьих стай». Почему? (Ответы детей)

Насекомых становится меньше, поэтому улетают птицы – ласточки, стрижи, так как они питаются только насекомыми. Другие птицы меняют не отлету в теплые края журавли, грачи, кукушки. Последними улетают гуси, утки и лебеди. Пока водоемы не замерзли, корма им хватает.

4. Игра «Верю – не верю»

Воспитатель зачитывает утверждения. Учащиеся внимательно слушают. Отвечают «верю», если утверждение верное, «не верю» - если неверное.

Мы идем осенью по лесу и видим, как под деревьями цветут подснежники (« не верю »), а на деревьях висят ягоды клюквы (« не верю»), сушатся грибы (« не верю»), сидят среди желтых листьев ласточки и поют песни (« не верю» ). Залаяла собака («верю»), из травы выскочил белый заяц («не верю»), и пустился бежать через поле к речке (« верю»), при этом он испугал жаворонка (« не верю») и куропатку, которые поднялись высоко в небо и запели песни (« не верю»), а зайчик прыгнул в воду (« не верю»), нырнул в свой домик («не верю»), забрался в мягкую постель и только потом успокоился, уснул на целую зиму (« не верю»).

5.ГРУППОВАЯ РАБОТА.

1-я группа – сбор семян, шишек, желудей.

2-я группа – сбор листьев с деревьев, кустов.

3-я группа – наблюдение за поведением насекомых и его описание.

4-я группа – наблюдение за чем-то необычным, что будет замечено во время экскурсии, и описание

6.Подведение итогов экскурсии.

Домашнее задание: рассказать родителям о своих впечатлениях на экскурсии, обратить внимание на краски осени, ее приметы; в библиотеке найти загадки об осени.


Зименко Тамара Александровна, воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ "Черлакский детский сад № 2", Омская область, р.п. Черлак
Описание материала: конспект будет полезен воспитателям детских садов, родителям.
Цель:
Усвоение представлений об осенних изменениях в живой природе, в жизни растений и животных в связи с приходом осени.
Задачи:
1. Продолжать формировать умение распознавать наиболее характерные явления живой природы, присущие осени;
2. Развивать умение наблюдать, сравнивать, систематизировать и классифицировать;
3. Воспитывать любовь к родной природе, прививать основы экологической культуры.
Материал:
- Пакеты для сбора мусора, перчатки.
- Питьевая вода, влажные салфетки, аптечка.
- Папки для растений - 2.
- Корзиночки для шишек, листьев - 4.
Воспитатель: - Ребята, мы с вами пришли на экскурсию в осенний лес и узнаем много нового о жизни природы в это время года. Давайте вспомним с вами правила поведения в лесу.
Дети называют правила поведения в лесу:
- не шуметь,
- идти по тропинке,
- не рвать растения,
- не ломать ветки деревьев и кустарников,
- не разрушать гнезда и муравейники и т.д.
Придя в лес, воспитатель вместе с детьми выбирает удобную поляну, осматриваются, отдыхают.
Воспитатель: - Дети, какое время года сейчас?

Дети: - Осень.
Воспитатель: - А как же вы догадались?
Дети: - Деревья и трава пожелтели, стало прохладно.
Воспитатель: - Молодцы! А какие еще признаки осени вам известны?
Дети: - Частые дожди, листопад, первые заморозки, отлет птиц в теплые края, дни становятся короче, солнце светит, но слабо греет.
Воспитатель: - Правильно, ребята, вы назвали много примет осени. Ребята, осень - очень красивое время года! Не смотря на то, что природа начала готовиться к зиме, все вокруг окрашивается в яркие, сочные, веселые цвета – появляются желтые, красные, оранжевые листья на деревьях. Наступил первый осенний месяц – сентябрь. Его называют «запевалой осени» и «златоцветом». А еще осень называют художницей! Послушайте стихотворение об осени:
Повязала Осень пестрый фартук
И ведерки с красками взяла.
Ранним утром, проходя по парку,
Листья позолотой обвела.

Воспитатель: - Ребята, давайте подышим чистым воздухом, ароматом берез, посмотрим вокруг и полюбуемся красотой осени.
А теперь давайте поиграем!

Игра «Что мы видим вокруг?».
Нужно назвать одним словом, что дети видят вокруг себя (небо, солнце, деревья, кустарники, птиц, муравейник).
Говорить нужно быстро, не повторять слова, сказанные другими детьми.

Игра «Что какое?».
Дети по очереди называют предмет и его свойство: небо - голубое, тропинка – длинная, камешек – шершавый, земля – теплая.

Игра «Добрые слова».
Напомнить, что есть много добрых слов, их нужно чаще говорить взрослым и детям. Придумать разные слова для пенька, травы, птиц, березы, тополя.
Воспитатель предлагает послушать стихотворение о березе.
Разбежались по лужайке
Беззаботной, легкой стайкой,
Словно девочки – подростки,
Белоствольные березки.
За руки взялись, и вот –
Закружился хоровод.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, сколько берез в этом лесу. Подойдите, пожалуйста, к березе. Обнимите её, скажите ей, что она красивая, а она в ответ подарит вам много энергии и сил.
Воспитатель: - А сейчас мы с вами вспомним, с каких деревьев слетели листья, которые я вам покажу. Воспитатель демонстрирует детям листья различных деревьев, дети называют - с какого дерева листок.
Игра «К дереву беги».
Воспитатель называет деревья и кустарники, дети находят их на полянке и подбегают к ним. (береза, осина, шиповник)
Воспитатель: - Ребята, в этом лесу растут деревья, на которых есть листики. Скажите, как называется такой лес? (лиственный) У всех ли деревьев в лесу есть листочки?
Дети: - Нет. У елки и сосны зеленые иголки – хвоя, которая не меняет свой цвет ни зимой, ни летом. Эти деревья называют – хвойные деревья, но их в этом лесу нет.
Воспитатель: - Ребята, давайте вспомним, как животные осенью готовятся к зиме?
Дети:
- Медведь готовится к спячке.
- Заяц меняет мех с серого, летнего - на белый, зимний и более теплый.
- Еж готовится к спячке.
- Белка делает запасы.
Воспитатель: - Ребята, давайте послушаем. Что мы можем услышать вокруг? Дети слушают и говорят, что услышали. Много звуков мы слышим и особенно крик птиц, перелетные птицы собираются на юг. Давайте поиграем, и превратимся в птиц.
Подвижная игра «Перелет птиц».
Воспитатель: - Ребята, давайте тоже подготовимся к зиме и запасем природный материал, который пригодится нам зимой для изготовления различных поделок. (Дети собирают опавшие листья различной окраски, красивые веточки.)
Воспитатель:
Какие вы молодцы! Спасибо всем большое за приятную экскурсию и за хорошую работу.

(раздел Познание)

Участвовали дети группы, их родители, воспитатель.

Цель:

  • развивать умения видеть и чувствовать красоту родной русской природы;
  • воспитывать любовь к родной природе, прививать основы экологической культуры;
  • развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
  • формировать оздоровительный эффект нервной системы ребенка через эстетическое переживания и укрепление физического здоровья;
  • создавать условия для усвоения представлений об осенних изменениях в живой природе, в жизни растений и животных в связи с приходом осени.

Задачи:

  • научить распознавать наиболее характерные явления живой природы, присущие осени;
  • развивать общеучебные и исследовательские умения, и навыки: наблюдение, сравнение, систематизация и классификация;
  • формировать экологическое сознание, представление о взаимосвязи объектов живой природы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Прогулка-экскурсия в осенний лес "Удивительный мир природы"

(раздел Познание)

Участвовали дети 11 группы, их родители, воспитатель.

Цель:

  1. развивать умения видеть и чувствовать красоту родной русской природы;
  2. воспитывать любовь к родной природе, прививать основы экологической культуры;
  3. развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
  4. формировать оздоровительный эффект нервной системы ребенка через эстетическое переживания и укрепление физического здоровья;
  5. создавать условия для усвоения представлений об осенних изменениях в живой природе, в жизни растений и животных в связи с приходом осени.

Задачи:

  1. научить распознавать наиболее характерные явления живой природы, присущие осени;
  2. развивать общеучебные и исследовательские умения, и навыки: наблюдение, сравнение, систематизация и классификация;
  3. формировать экологическое сознание, представление о взаимосвязи объектов живой природы.

Подготовка экскурсионного снаряжения:

  1. План маршрута, компас.
  2. Пакеты для сбора мусора, перчатки.
  3. Питьевая вода, влажные салфетки, аптечка.
  4. Папки для растений - 2.
  5. Корзиночки для шишек, листьев - 4.
  6. Хлеб для кормления уточек.

Ход экскурсии.

I. Организационная часть. Актуализация опорных знаний:

Воспитатель:

Ребята, добрый день! Я очень рада нашей с вами встрече! Сегодня мы с вами совершим прогулку-экскурсию в осенний лес и узнаем много нового о жизни природы в это время года. А для начала вспомним с вами правила поведения в лесу.

Ребята называют правила поведения в лесу : идти по тропинке, не шуметь, не рвать растения, не ломать ветки, не разрушать гнезда и муравейники и т.д. Далее обучающиеся, воспитанники с воспитателем совершают прогулку-экскурсию в осенний лес.

Придя на место, взрослые и воспитатель вместе с детьми выбирает удобную поляну, складывают рюкзаки в одно место. Отдыхают.

Беседу в лесу воспитатель начинает с чтения стихотворения В.Рождественского "Когда ты входишь в лес, душистый и прохладный...".

Воспитатель:

Дети, какое время года сейчас?

Дети:

Осень.

Воспитатель: А как же вы догадались?

Дети:

Деревья и трава пожелтели.

Воспитатель: Молодцы! А какие еще признаки осени вам известны?

Дети: Частые дожди, первые заморозки, листопад, отлет птиц.

Организация игр с родителями и детьми.

  1. Игра «Что мы видим?». Назвать одним словом, что видят вокруг (небо, солнце, деревья). Говорить надо быстро, не повторять слова, сказанные другими.
  2. Игра «Что какое? ». Дети по очереди называют предмет и его свойство: небо - голубое, тропинка – длинная, камешек – шершавый, земля – теплая.
  3. Игра «Добрые слова». Подчеркнуть, что есть много добрых слов, их надо чаще говорить взрослым и детям. Придумать разные слова для березы, тополя, пенька, травы, птицы.
  4. Подвижная игра «Перелет птиц».

Воспитатель:

Ребята, давайте подышим чистым воздухом, горьковатым острым ароматом берез, послушаем тишину, постоим тихо – тихо и прислушаемся к природе.

Дети слушают и говорят, что услышали.

Воспитатель предлагает послушать стихотворение о березе.

Разбежались по лужайке

Беззаботной, легкой стайкой,

Словно девочки – подростки,

Белоствольные березки.

За руки взялись, и вот –

Закружился хоровод.

Воспитатель: Ребята, подойдите, пожалуйста, к березе. Обнимите её, скажите ей, что она красивая.

Конкурс для детей и родителей «Сказать как можно больше красивых слов о березе».

Дети вместе с родителями исполняют хоровод «Во поле берёзонька стояла».

Воспитатель:

Давайте еще раз внимательно посмотрим, кто находится на деревьях и около деревьев?

Дети:

Птицы, белка.

Воспитатель:

А что они могут делать на деревьях и около деревьев? Как могут быть связаны животные и растения, деревья?

Дети:

Животные получают от деревьев пищу, птицы прячутся в деревьях, строят гнезда на ветвях и в дуплах.

Воспитатель:

Хорошо! Животные получают пользу от растений, а растения?

Дети: Наверное, ничего.

Воспитатель: А

так это, или не так? Послушайте мой рассказ (рассказать о жизни растений и животных в лесу).

Воспитатель: Кто помогает распространять семена клена?

Дети:

Мыши.

Воспитатель:

Как называются плоды дуба?

Дети:

Желуди.

Воспитатель:

Кто помогает распространять плоды дуба?

Дети:

Сойки.

Воспитатель:

Кто помогает распространять плоды рябины?

Дети:

Дрозды и другие птицы.

Воспитатель:

Молодцы, хорошо запомнили!

II этап - изучение нового материала .

Воспитатель:

Ребята, посмотрите вокруг, послушайте лесную тишину, полюбуйтесь красотой осеннего пейзажа. Какие звуки осени вы слышите? Встаньте, прижавшись спиной к стволу дуба, и послушайте звуки осени. Расскажите о них так, чтобы мы их тоже услышали.

Дети:

Листья шуршат под ногами, птицы тоскливо переговариваются, ветерок еле шелестит листвой, прошуршала мышка.

Воспитатель:

Какая музыка подходит под эту осень?

Дети:

Спокойная и грустная.

Воспитатель: Какое у вас ощущение от осеннего леса? А как можно стихами сказать о красоте осенних листьев? Дети читают наизусть строчки из стихотворений И.Бунина, В.Семенова, А.Пушкина.

Воспитатель: А сейчас мы с вами вспомним, с каких деревьев слетели листья, которые я вам покажу. Воспитатель демонстрирует детям листья различных деревьев, дети называют - с какого дерева листок.

Проводится игра "Мы - осенние листочки".Дети стоят кружком с листочками в руках, говорят и делают движения: "Мы - листочки, мы - листочки, мы - осенние листочки, мы на веточках сидели, ветер дунул - полетели (дети разбегаются). Мы летали, мы летали, а потом летать устали. Перестал дуть ветерок - мы присели все в кружок, (дети приседают на корточки, поднимая листочки над головой) ветер снова вдруг подул и листочки быстро сдул, (дети разбегаются, помахивая листочками). Все листочки полетели и на землю тихо сели (дети подбрасывают листочки вверх и следят, куда они упадут).

Воспитатель: У всех ли деревьев в лесу есть листочки?

Дети: Нет. У елки и сосны зеленые иголки – хвоя, которая не меняет свой цвет ни зимой, ни летом. Эти деревья называют – хвойные деревья, они имеют хвойный запах (дать ощутить запах еловой ветки).

Воспитатель: Правильно, есть даже такая загадка: Зимой и летом одним цветом (елка).

А остальные деревья, как можно назвать?

Дети: Лиственные деревья, потому что у них не хвоя, а листья!

Воспитатель: Давайте прогуляемся по лесным тропинкам и посмотрим, какие хвойные и лиственные деревья растут в лесу.

Воспитатель:

Наша экскурсия по осеннему лесу продолжается, давайте поговорим о жизни животных осенью, о том, как эти животные осенью готовятся к зиме? Начнем с медведя.

Дети:

Медведь готовится к спячке.

Воспитатель:

Заяц.

Дети:

Заяц меняет мех с серого, летнего - на белый, зимний и более теплый.

Воспитатель:

Еж.

Дети:

Еж готовится к спячке.

Воспитатель: Белка.

Дети:

Белка делает запасы.

Воспитатель:

На нашей экскурсии мы не просто наблюдали, замечали, смотрели и слушали, но и собирали природный материал: опавшие листья разной окраски, шишки, желуди, каштаны. Сбор природного материала необходим в дальнейшем для проведения творческих часов в группе.

III этап - закрепление и первичный контроль усвоенного.

Воспитатель:

А теперь подведем итоги экскурсии! Мы сегодня с вами изучали изменения в природе, происходящие в какое время года?

Дети:

Осенью.

Воспитатель:

Осень можно отличить от других времен года, по каким явлениям?

Дети:

Частые дожди, первые заморозки, короткий день, листопад, отлет на юг некоторых птиц, обилие грибов лесу.

Воспитатель:

Что происходит с деревьями осенью?

Дети:

Меняют цвет листвы, сбрасывают листву, с помощью животных и ветра распространяют семена.

Воспитатель:

А как ведут себя животные осенью?

Дети:

Меняют мех на более теплый, некоторые меняют окраску, готовятся к спячке, делают запасы на зиму.

Воспитатель:

Какие вы молодцы! Спасибо всем большое за приятную экскурсию и за хорошую работу.

IV этап - домашнее задание .

Воспитатель:

Дома, ребята, посушите листья утюгом через газету и на листе бумаги из них сделайте красивую аппликацию на тему "Осенняя природа".


Занятие направлено на:

Ø закрепление представления детей о лесе, как о сообществе животных и растений;

Ø повторение и закрепление с детьми названия деревьев, птиц, животных, грибов, которые обитают и растут у нас в лесах.

Ø воспитание интереса к жизни лесных обитателей и доброжелательное отношение к ним.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экскурсия

по экологической тропе в осенний лес

Конспект занятия по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста

Зимина Ольга Юрьевна

МБДОУ ЦРР детский сад №6 «Колокольчик»

Луховицы 2014

Экскурсия по экологической тропе в осенний лес.

Цели:

  • закрепить представления детей о лесе как о сообществе животных и растений; познакомить с ярусами (экологическими нишами) смешанного леса и его обитателями.
  • повторить и закрепить с детьми деревья, птиц, животных, грибы, которые обитают и растут у нас в лесах.
  • учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи, которые позволяют сосуществовать животным и растениям.
  • формировать представления о том, что в лесу все нужны друг другу.
  • воспитывать интерес к жизни лесных обитателей и доброжелательное отношение к ним.
  • закрепить знание детей о правилах поведения в природе.

Материал к занятию:

Осенние листья, природный материал: шишки, пеньки, ветки деревьев; костюм Лесовика, Лешего; иллюстрации с изображением деревьев, леса, ёлочки; картинки с напоминающими знаками у каждого ребенка.

Предварительная работа:

беседы, игры, чтение произведений о природе, о лесе, наблюдение на прогулке, загадывание загадок, рассматривание иллюстраций в книгах, чтение стихов, художественной литературы, прогулка по осеннему саду.

Словарная работа:

еловая ветка, дары леса, медоносное дерево, сосновый бор, «мачтовый лес», дубрава, ярусы, лиственница.

(Все персонажи – дети нашей группы).

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята сегодня такая чудесная солнечная осенняя погода. Так и хочется прогуляться по золотому осеннему лесу, вспомнить стихи про осень, подышать лесным воздухом, и просто помечтать.

Воспитатель : Ну, что хотите в лес на экскурсию?

Дети: Хотим!

Воспитатель: Тогда собираемся в путь. Дети заходят в лес, воспитатель спрашивает детей: «А вы знаете, почему листья осенью желтеют и падают?»

Дети: Потому, что наступают холода и земля промерзает, а корни деревьев не могут впитывать влагу и листья желтеют и падают.

Воспитатель: Ребята, а какие самые главные правила поведения в лесу?

Дети: Не шуметь, не бегать, не топтать маленькие саженцы.

Воспитатель: Здравствуй лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес.

Что в глуши твоей таится

Все открой, не утаи

Ты же видишь, мы свои!

Дети, а кто еще вспомнит стихи о лесе?

Дети: Березы косы расплели

Руками клены хлопали

Ветра холодные пришли,

И тополя затопали.

Поникли ивы у пруда,

Осины задрожали

Дубы огромные всегда

Как - будто меньше стали

Все присмирело, съёжилось,

Поникло, пожелтело.

Лишь ёлочка пригожая

Совсем похорошела.

Воспитатель: Дети давайте остановимся и послушаем, как ветер играет с кронами деревьев.

(Дети останавливаются и слушают запись).

Воспитатель: Ну, что ребята пойдем дальше?

(Выходит старичок – лесовичок).

Воспитатель: Ребята смотрите старичок – лесовичок идет какой-то грустный. Давайте поздороваемся с ним.

Дети: Здравствуйте, старичок – лесовичок (не слышит), второй раз дети здороваются с лесовичком.

Лесовичок: Здравствуйте (охает и садится на пенек).

Воспитатель: Что случилось?

Лесовичок: Да вот здесь недавно гуляли Леший с Кикиморой, пели громко песни, кричали, громко включали музыку, бегали, намусорили, жгли костры и все оставили. Вот я еле потушил костер, и вот посмотрите, что они оставили после себя (мусор, бутылки, бумаги…).

Воспитатель: Не горюй лесовичок, мы с ребятами поможем твоему горю, и что-нибудь придумаем (правда, ребята? – спрашивает детей). Ну, что пойдем искать Лешего с Кикиморой? Лесовичок пойдем с нами, по дороге покажешь свои владения.

Лесовичок: Ребята, а вы знаете в какой лес вы пришли?

Дети: В смешанный.

Лесовичок: А как вы догадались?

Дети: Потому, что здесь растут разные деревья: березы, сосны, дубы, орешник, ольха, осина, липа, ёлки, лиственница.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, как называется лес, где растут одни березы?

Дети: Березняк или березовая роща.

Воспитатель: А где растут одни дубы?

Дети: Дубравник.

Воспитатель: А где растут одни сосны?

Дети: Сосняк или «мачтовый» лес, т.к. из сосен раньше строили корабли, мачты.

Лесовичок: Дети, а вы знаете, из скольких ярусов состоит мой лес?

Дети: 1-й ярус – ярус мхов и лишайников. Этот ярус ближе всех к земле-матушке.

2-й ярус – густые травы, цветы, грибы.

3-й ярус – пышные кусты.

А 4-й – всех он выше

Шум вершин нам очень слышен,

Шелест листьев, шорох, скрипы.

Это сосны, ели, липы.

Лесовичок: Молодцы ребята, я вижу, вы дружите с лесом и природой. Ребята, сейчас осень и пышные ярусы кустов и трав заметны уже плохо. Но вы приходите весной или летом, когда «просыпается» лес. А вы любите загадки?

Его весной и летом

Мы видели одетым

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки

А зимние метели

В снега его одели. (Дерево)

В сенокос – горька,

А в мороз – сладка. (Рябина)

Какое дерево наряжают один раз в год? (Ёлка)

Какое дерево называют сладким, медоносным? (Липа).

Лесовичок: Молодцы. А кто являются обитателями моего леса?

Дети: Птицы : сова, филин, кукушка, дрозд, дятел, тетерев, глухарь, сорока, сыч. Грибы : грузди, подосиновик, подберезовик, маслята, лисички, белый гриб, опята. Звери: лиса, волк, медведь, заяц, олень, лось, белка, куница, кабан, ёжик.

Лесовичок: Ребята мне пора идти, нужно проверить зверей, как они себя чувствуют перед предстоящими холодами.

Физкультминутка

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Воспитатель: Ну, что ребята, а мы пойдем дальше искать хулиганов, мы же обещали помочь лесовичку. (Дети идут дальше и видят Лешего с магнитофоном и рогаткой в руках, громко песни поет, ветки на пути ломает, прыгает…)

Воспитатель: Здравствуйте Леший, он не слышит, дети опять здороваются с ним.

Вы, почему нарушаете покой леса?

Леший : Это что за малявки такие, чтобы мне делать замечание, это лес ничей, что хотим, то и делаем (смотрит по сторонам, ищет Кикимору) . Где же моя Кикимора, куда ушла!?

Воспитатель: Ты Леший не прав. Лес – это общий дом природы, он для всех, а мы в нем только гости.

Дети, давайте, поможем Лешему разобраться в своем поведении по отношению к лесу.

Какие правила поведения в лесу знаете?

Дети: В лесу нельзя:

  • громко говорить (кричать)
  • включать громко музыку
  • рвать с корнем цветы, грибы
  • ломать ветки деревьев
  • разжигать костры
  • разорять гнезда, муравейники
  • стрелять из рогатки в птиц
  • оставлять за собой мусор
  • разбивать стеклянную посуду
  • курить

Воспитатель: Ребята, давайте объясним Лешему, такую ситуацию:

  1. Если загорелся лес по вине человека:

Дети: - погибнут звери; птицы и их птенцы

  • сгорят деревья
  • не будет чистого воздуха
  • не будет ягод, грибов, орехов
  • а если сгорят деревья, значит не будет бумаги, мебели…
  1. Если разорить гнезда птиц, стрелять из рогатки в птиц, то тогда погибнут деревья, т.к. их будут точить червяки и вредные насекомые, а этих насекомых поедают птицы, чем больше птиц в лесу, тем он здоровее.

Воспитатель: Дети, давайте Лешему расскажем, что мы еще знаем об охране леса.

  1. Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегать, прыгать и играть

Только, чур, не забывать

  1. Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь,

Испугаются зверушки,

Убегут с лесной опушки.

Ветки с дуба не ломать –

Никогда не забывать

Мусор с травки убирать!

Зря цветы не надо рвать!

Из рогатки не стрелять!

Ты пришел не убивать!

  1. Бабочки пускай летают,

Ну, кому они мешают,

Здесь не нужно их ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

  1. Ты в лесу всего лишь гость

Здесь хозяин дуб и лось

Их покой побереги –

Ведь они нам не враги!

Воспитатель: Ну, что Леший, ты все понял?

Леший: Все я понял (убирает мусор в пакет). Спасибо, вам ребята, за то, что научили меня любить и понимать природу. Жалко только Кикимора куда-то убежала, ей бы тоже не мешало бы послушать вас.

Воспитатель: Леший, если не будет леса, где же ты будешь жить, ты не подумал об этом? А на память ребята подарят тебе и Кикиморе напоминающие знаки, будете смотреть и вспоминать как надо себя вести в лесу! (дети дарят Лешему и Кикиморе знаки, которые висели у них на груди.)

Воспитатель: Ну, что ребята, а нам пора идти в детский сад, а то осенью дни становятся короче, и темнеть начинает рано.

Дети: Ты расти на радость людям

Мы дружить с тобою будем,

Добрый лес, могучий лес,

Полный сказок и чудес!

Мы растем, растем, растем!

Все о мире узнаем,

Не обидим мы букашек,

Гнезд не разорим у пташек,

Не сорвем прекрасный ландыш,

Муравейник сохраним,

Ручеек не замутим.

Воспитатель: А мы к тебе лес еще придем в гости в другое время года.

Воспитатель: Ну, что ребята, мы сегодня с вами побывали в осеннем лесу, повторили правила поведения в лесу, закрепили названия деревьев, птиц, зверей. Во время всей экскурсии все старались правильно отвечать на вопросы, слушать ответы своих друзей не перебивая друг друга, выполнять задания данные воспитателем.

Список используемой литературы.

  1. Артемова Л. В. «Окружающий мир в дидактических играх». М., 1933г.
  2. Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». М., 1991г.
  3. Виноградова Н.Ф. « Умственное воспитание детей в процессе ознакомления детей с природой». М., 1978г.
  4. Коломина Н.В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду». Москва «Творческий центр» - 2003г.
  5. Маневцова Л.М. «Мир природы и ребенок». Санкт-Петербург «Акцидент» - 2004г.
  6. Молодова Л. «Игровые экологические занятия с детьми». Мн., 1996г.
  7. Николаева С. Н. «Комплексные занятия по экологии». Москва «Педагогическое общество России» - 2005г.
  8. Николаева С.Н. «Любовь к природе воспитываем с детства». Москва «Мозаика-Синтез» - 2002г.
  9. Нуждина Т.Д. «Энциклопедия для малышей. Чудо - всюду». Я., 1998г.
  10. Попова Т.И. «Мир вокруг нас». Москва «Линка – Пресс» - 2002г.
  11. Селихова Л.Г. «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи». Москва «Мозаика - Синтез"