Меню
Бесплатно
Главная  /  Перхоть  /  Главное достижение мориарти. Герой Профессор Мориарти. Лучшие экранизации приключений Шерлока Холмса с участием его главного противника

Главное достижение мориарти. Герой Профессор Мориарти. Лучшие экранизации приключений Шерлока Холмса с участием его главного противника

Злодейским злодеем и гением преступного мира Шерлок Холмс считал профессора математики Джеймса Мориарти (James Moriarty).
Профессор написал трактат о биноме Ньютона, был склонен к жестокости, создал мощную преступную организацию, погиб в Рейхенбахском водопаде, не сказав последнее "прости" своему заклятому врагу.

Синематограф, большой любитель противопоставлять добро злу и наоборот, не мог не отозваться и не показать Мориарти на экране. Если Холмс появился в кино в 1900 году ("Sherlock Holmes Baffled ", реж.Томас Эдисон (по другим данным - Артур Марвин), 30 секунд, не сохранился), то Мориарти - всего спустя 8 лет.

Sherlock Holmes
Дания, 1908 год.
В ролях: Gustave Lund, Viggo Larsen (ШХ).
Некоторые источники утверждают, что роль ШХ в этом фильме исполнял Alwin Neuss.
Фото Лунда не найдены, пусть будет Вигго.

Чтобы закрепить успех.
Sherlock Holmes II
Дания, 1908 год.
Всё те же.

Небольшой перерыв на 8 лет и ещё пара фильмов.
The Valley of Fear
Великобритания, 1916 год.
Режиссёр: Alexander Butler
В ролях: Booth Conway, H.A. Saintsbury (ШХ), Arthur M. Cullin (Доктор).
С фото Конвея тоже проблемы, афиша спектакля с исполнителем роли Холмса.

Sherlock Holmes
США, 1916 год.
Режиссёр: Arthur Berthelet
В ролях: Ernest Maupain, William Gillette (ШХ), Edward Fielding (Доктор)

Названия фильмов не блещут разнообразием.
Sherlock Holmes
США, 1922 год.
Режиссёр: Albert Parker
В ролях: Gustav von Seyffertitz, John Barrymore (ШХ), Roland Young (Доктор).
Вот он, первый Мориарти на найденых фото.

The Final Problem
Великобритания, 1923 год.
Режиссёр: George Ridgwell
В ролях: Percy Standing, Eille Norwood (ШХ), Hubert Willis (Доктор).
Кадр с Холмсом. Увы.


США, 1929 год.
Режиссёр: Basil Dean
В ролях: Harry T. Morey, Clive Brook (ШХ), H. Reeves-Smith (Доктор).

Sherlock Holmes" Fatal Hour / The Sleeping Cardinal
Великобритания, 1931 год.
Режиссёр: Leslie S. Hiscott
В ролях: Norman McKinnel, Arthur Wontner (ШХ), Ian Fleming (Доктор).
Профессора зовут Роберт Мориарти.

Sherlock Holmes
США, 1935 год.
Режиссёр: William K. Howard
В ролях: Ernest Torrence, Clive Brook (ШХ), Reginald Owen (Доктор).
Месть Мориарти. Холмс женится.

The Triumph of Sherlock Holmes
Великобритания, 1935 год.
Режиссёр: Leslie S. Hiscott

Murder at the Baskervilles / Silver Blaze
Великобритания, 1937 год.
Режиссёр: Thomas Bentley
В ролях: Lyn Harding, Arthur Wontner (ШХ), Ian Fleming (Доктор).
После смерти Собаки прошло 20 лет и дочь сэра Генри выходит замуж. Далее про коня Серебряный.


США, 1939 год.
Режиссёр: Alfred L. Werker
В ролях: George Zucco, Basil Rathbone, Nigel Bruce.

Sherlock Holmes and the Secret Weapon
США, 1943 год.
Режиссёр: Roy William Neill
В ролях: Lionel Atwill, Basil Rathbone, Nigel Bruce.
Lionel Atwill играл доктора Мортимера в "Собаке Баскериллей" 1939 года.

The Woman in Green
США, 1945 год.
Режиссёр: Roy William Neill
В ролях: Henry Daniell, Basil Rathbone, Nigel Bruce.

Sherlock Holmes und das Halsband des Todes / Sherlock Holmes and the Deadly Necklace / Шерлок Холмс и смертельное ожерелье
Франция-Италия-ФРГ, 1962 год.
Режиссёр: Terence Fisher, Frank Winterstein
В ролях: Hans Söhnker, Christopher Lee (ШХ).

Une aventure de Sherlock Holmes
Франция, 1967 год.
Режиссёр: Jean-Paul Carrère
В ролях: Grégoire Aslan, Jacques François (ШХ), Jacques Alric (Доктор).
Малоизвестный фильм, не указанный почти ни в одном справочнике.
Фото актёров из других фильмов.

Elementary, My Dear Watson
Великобритания, 1973 год.
Режиссёр: Harold Snoad
В ролях: Bill Maynard, John Cleese (ШХ), William Rushton (Доктор).
Эпизод "Comedy Playhouse".

The Adventure of Sherlock Holmes" Smarter Brother
США, Великобритания, 1975 год.
Режиссёр: Gene Wilder
В ролях: Leo McKern, Gene Wilder, Douglas Wilmer (ШХ), Thorley Walters (Доктор).

Sherlock Holmes in New York
США, 1976 год.
Режиссёр: Boris Sagal
В ролях: John Huston, Roger Moore (ШХ), Patrick Macnee (Доктор).

The Seven-Per-Cent Solution / Критическое решение / Семипроцентный раствор / Венские каникулы Шерлока Холмса
Великобритания-США, 1976 год.
Режиссёр: Herbert Ross
В ролях: Laurence Olivier, Nicol Williamson (ШХ), Robert Duvall (Доктор).
Мориарти - скромный профессор математики, которого Холмс в морфиновом бреду сделал гением зла.

Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Смертельная схватка
СССР, 1980 год.
Режиссёр Игорь Масленников
В ролях: Виктор Евграфов, Василий Ливанов, Виталий Соломин.
Виктора Евграфова озвучивал Олег Даль.

Sherlock Holmes
США, 1981 год.
Режиссёр: Peter H. Hunt
В ролях: George Morfogen, Frank Langella (ШХ), Richard Woods (Доктор).

Sherlock Holmes
Франция, 1982 год.
Режиссёр: Jean Hennin
В ролях: François Maistre, Paul Guers (ШХ), Philippe Laudenbach.

The Baker Street Boys
Великобритания, 1983 год.
Режиссёр: Marilyn Fox
В ролях: Colin Jeavons, Roger Ostime (ШХ), Hubert Rees (Доктор).
Colin Jeavons в последующем сериале "Приключения Шерлока Холмса" играл инспектора Лестрейда.

Meitantei Holmes
Япония, 1984 год.
Мультсериал с говорящими животными.

The Adventures of Sherlock Holmes
Великобритания, 1984-1985 год.
В ролях: Eric Porter, Jeremy Brett, David Burke.

Разумеется, после выходит сериал "The Return of Sherlock Holmes ". Актёры те же, кроме Доктора, которого играет Edward Hardwicke.

Young Sherlock Holmes
США, 1985 год.
Режиссёр: Barry Levinson
В ролях: Anthony Higgins, Nicholas Rowe, Alan Cox.
В 1993 году в "Sherlock Holmes Returns" Anthony Higgins сыграл уже самого сыщика.

Without a Clue / Без единой улики
Великобритания, 1988 год.
Режиссёр: Thom Eberhardt
В ролях: Paul Freeman, Michael Caine, Ben Kingsley.

Alfred Hitchcock Presents. My Dear Watson
США, 1989 год.
Режиссёр: Jorge Montesi
В ролях: John Colicos, Brian Bedford, Patrick Monckton

Hands of a Murderer
Великобритания, 1990 год.
Режиссёр: Stuart Orme
В ролях: Anthony Andrews, Edward Woodward, John Hillerman

The Hound of London
Люксембург, 1993 год.
Режиссёр: Peter Reynolds-Long
В ролях: Jack Macreath, Patrick Macnee, John Scott-Paget.

Star Trek: The Next Generation:
Elementary, Dear Data (1988 год)
Ship in a Bottle (1993 год)
В роли: Daniel Davis

Sherlock Holmes Returns
США, 1993 год.
Режиссёр: Kenneth Johnson
В ролях: Ken Pogue, Anthony Higgins (ШХ).

В это время Мориарти фигурирует в мультсериалах "Черный плащ ", "Бэтмен ", "Футу-рама " и паре незначительных телевизионных проектах.

Sherlock
США-Румыния-Великобритания, 2002 год.
Режиссёр: Graham Theakston
В роли: Vincent D"Onofrio

The League of Extraordinary Gentlemen
США-Германия-Чехия-Великобритания, 2003 год.
Режиссёр: Stephen Norrington
В роли: Richard Roxburgh

Привет от поклонников
House M.D.
No Reason (2 сезон)
США, 2006 год.
Режиссёр: David Shore
В роли Джека Мориарти: Elias Koteas

Наверняка все наши читатели видели популярный сериал «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона». Имеется в виду советская версия с Василием Ливановым и Виталием Соломиным в главных ролях. Одна из колоритных фигур - зловещий профессор Мориарти тоже, конечно, запомнился зрителям. Но мало кто знает, что актёр, сыгравший эту роль, наш земляк. И живет он не в Москве, не в Питере, а в Самаре. Наш корреспондент встретился с заслуженным артистом России Виктором Евграфовым и попросил ответить на ряд вопросов.

Виктор Иванович, что-то давно вы не радовали нас, зрителей, своим появлением в кино. Неужели не приглашают?

Почему же? Приглашают. Дело в другом. Мне не всё равно, кого играть и у кого играть. Терпеть не могу плохое кино и себя в плохом кино. Отказываюсь от некоторых предложений. Но если, читая сценарий, вижу, что получится серьёзная, качественная картина, то соглашаюсь. Например, три года назад мне предложили сняться у режиссёра Николая Досталя в телевизионном сериале «Завещание Ленина». Скажу честно, не жалею об этой работе. Лента, снятая по мотивам произведений Варлама Шаламова, - историческая драма. Это не развлекаловка, а серьёзное философское произведение, заставляющее людей не только переживать но, заглядывая в прошлое, думать о будущем, о добре и зле. Сила киноискусства заключается в том, что она должна вызывать у зрителя потребность задать себе вопросы, которые до этого он либо не задавал вовсе, либо всячески пытался
от них уйти.

Но ведь одна из ваших главных ролей - злодей Мориарти. Тяжело было перевоплощаться?

- Я подошёл к поставленной задаче серьёзно. Начал размышлять о судьбе героя. Почему он такой негодяй, что в нём не так? И придумал! Профессор должен иметь комплексы. Какие? Скорей всего, порождённые физической ущербностью. Придумал себе небольшой горбик, прямой немигающий взгляд. Гримёр Ленфильма Людмила Елисеева, удивительная женщина, мою идею поняла с полуслова и преобразила меня лучше некуда. Увидев, режиссер тут же утвердил меня не в качестве дублёра-каскадёра, а на роль самого Мориарти.

Каскадёра?

Ну да. Изначально роль Мориарти предназначалась Смоктуновскому. Я был приглашён в качестве его дублёра, то есть для постановки драки с Шерлоком Холмсом. Естественно, меня переодевали в тот же костюм, гримировали. Но режиссёру Игорю Масленникову больше понравился мой образ.

А образование у вас актёрское?

Да. Я закончил ГИТИС, курс Владимира Андреева. Правда, поступил туда сравнительно поздно, в 25-летнем возрасте, после службы в армии.

С детства хотели быть артистом?

Нет. Я вырос в семье военного. Отец был летчиком. Естественно, как и большинство мальчишек моего поколения, мечтал об офицерских погонах. Почему всё же выбрал искусство? Много причин. Одна из них - возможность ощутить реинкарнацию при физической жизни. Но актёрство - плодородная почва не только для перевоплощения, но и для самопожертвования: только умирать в кадре мне приходилось 13 раз.

Не страшно?

Мне нравились эти сцены. Ведь работа закончена, я умер в фильме, и она, эта роль, больше не будет меня преследовать. Ведь до этого я жил тем киношным героем, а в жизни реальной образовывалась какая-то пустота.

И чем же она заполнялась?

Еще одним перевоплощением - каскадёрством.

Так все же кем себя больше чувствуете, актёром или трюкачом?

Актёром, безусловно! Каскадёрство - это, скорее, отдушина. Хобби. Впрочем, им я тоже занимаюсь серьезно, профессионально.

Кстати, а почему же вы не служите, как большинство артистов, в каком ни будь театре? Нет желания?

Желание было. Более того, я начинал с питерского ТЮЗа. Будучи студентом очень мечтал работать у Шукшина. Увы, мастер рано ушёл из жизни, а Андреев меня почему-то к себе не взял.

Впрочем, я отвлёкся. Возвращусь к ответу на вопрос. На самом деле актёр театральный и киношный по сути - разные профессии. Профессия киноактёра включает несколько нюансов, которые отсутствуют в театральной профессии. Во-первых, умение мгновенно мобилизоваться и сыграть маленький кусочек от начала и до конца. Это могут быть даже одна реплика, один жест или просто взгляд. Главное - какой!

В кино ты тоже, разумеется, волнуешься, но, в отличие от театрального актёра, делаешь это не на протяжении двух-трёх часов, когда имеешь возможность отладить роль, а перестраиваясь мгновенно. И наконец, если на сцене артист на протяжении нескольких спектаклей может работать над ролью, углублять её, в кино такой возможности у него нет - он может взять дублем, но только сейчас и только здесь.

В ТЮЗЕ кого играть приходилось?

В том-то и дело, что роли мне предлагали даже не второстепенные, а третьестепенные.

А вы, наверное, мечтали сыграть Гамлета?

Представьте себе, да, хотел. Нет, не хотел - мечтал! А кто из артистов не мечтает? Другой вопрос - роль эта не всем под силу, это вершина актёрского мастерства: сыграл принца датского - значит, ты состоялся как артист.

И как, в итоге удалось сыграть этого персонажа?

Нет. Я учил роль, готовился. Очень надеюсь, что кто-то из моих учеников сыграет. Среди ребят, которых я подготовил, есть очень талантливые. Старался им передать то, чему меня в свою очередь учили настоящие мастера. К сожалению, глядя на нынешнее кино, невооружённым глазом видно, что мы утрачиваем великую школу Станиславского.

Что, по-вашему, быть преподавателем?

Это значит вкладывать свою душу в учеников, которые есть продолжение меня самого. Впрочем, актёра нельзя до конца научить. В театральном вузе отношения учитель-ученик строятся на уровне души. Как педагог я, конечно, могу преподать технологию: как говорить, как двигаться на сцене. В сценическом искусстве есть свои приёмы и секреты, но главное - божья искра.

Где вы сейчас преподаёте?

В настоящее время я доцент кафедры режиссуры и массовых представлений Института современного искусства. Готовлю молодёжь по профессии «актёр драматических театров и кино».

А почему молодёжь не идет в театр?

Потому что в так называемые «лихие 90-е» произошла культурная контрреволюция. Всё идёт из детства. А кто занимается детьми? Почти никто. Взять те же школы. Где кружки юных техников, натуралистов, театральные? Дети не хотят сострадать, переживать, они приходят домой, включают телевизор и смотрят какую-то чернуху про убийства. «Шедевры» нашего ТВ - «Камеди клаб» и «Дом-2», которым надо попросту придать статус теленаркотиков. А Букины? Ведь в этом сериале мы видим дискредитацию семейных отношений. У зрителя формируется потребность в том, чтобы его развлекали, чтобы кто-то на экране раздевался, хотя телевидение должно заставлять людей прежде всего думать.

То же происходит из-за многочисленных сериалов в отношении милиции (нынешней полиции) и армии, где людей в погонах пародируют, попросту издеваются над ними. В итоге у современных молодых людей нет примера для подражания, нет героя нашего времени.

Часто ли вам приходилось сталкиваться со стражами правопорядка?

Конечно! Я частый гость в милицейских подразделениях. Меня приглашают на творческие встречи в коллективе. Я выступал в Тольятти, Самаре, Центре профессиональной подготовки ГУВД. Аудитория очень тепло меня принимала. Пользуясь случаем, хочу внести предложение. Сотрудникам, особенно оперативникам, нередко приходится перевоплощаться, играть те или иные роли, причём не только во время разработок, но и при беседах с людьми, а вот актёрского мастерства им порой не хватает. Думаю, какие-то азы этого искусства в учебных заведениях системы МВД преподавать стоило бы.

Действительно, я разработал систему упражнений для восстановления организма. Произошло это не от хорошей жизни. В 1995 году на съёмках совместного советско-американского фильма «Дети капитана Гранта» мне нужно было сделать трюк: прыгнуть с реи парусника. Высота была нешуточная. По ошибке коллеги, второго постановщика трюков, я получил тяжелейшие травмы. Врачи буквально собирали по кусочкам мои поломанные рёбра и позвоночник. Было серьезно повреждено лёгкое. Я начал разрабатывать собственную методику восстановления здоровья. Аналога ей нет. В её основе - многовековые приёмы труда русского крестьянина, которые сохранились в нашей генетической памяти. Когда-то дед, а он был лесничим, демонстрировал мне некоторые приёмы работы с палкой. Суть их заключается в том, что с помощью этого нехитрого приспособления можно целенаправленно развивать те или иные мышцы. Плюс к этому специальный массаж, позволяющий активировать нужные энергетические центры. Впрочем, это тема отдельного разговора.

Беседовал Евгений КАТЫШЕВ

Фото Дмитрия ЛЫКОВА

P.S. Несколько лет назад в Новой Зеландии была выпущена серия монет с героями советского сериала фильмов «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона». Нумизматическое чудо, достоинством в два доллара каждое, существует пока в восьми тысячах экземплярах. На монетах присутствуют изображения следующих персонажей: Шерлок Холмс (Василий Ливанов), доктор Ватсон (Виталий Соломин), сэр Генри Баскервиль (Никита Михалков), профессор Джеймс Мориарти (Виктор Евграфов).

Профе́ссор Джеймс Мориа́рти (англ. Professor James Moriarty ) - персонаж цикла произведений Артура Конана Дойла о Шерлоке Холмсе , антагонист главного героя, руководитель мощной преступной организации, гений криминального мира.

Вот как описывает его Шерлок Холмс:

Он происходит из хорошей семьи, получил блестящее образование и от природы наделён феноменальными математическими способностями. Когда ему исполнился 21 год, он написал трактат о биноме Ньютона , завоевавший ему европейскую известность. После этого он получил кафедру математики в одном из наших провинциальных университетов, и, вполне вероятно, его ждало блестящее будущее. Но в его жилах течёт кровь преступника. У него наследственная склонность к жестокости. И его необыкновенный ум не только не сдерживает, но даже усиливает эту склонность и делает её ещё более опасной. Тёмные слухи поползли о нём в том университетском городке, где он преподавал, и в конце концов он был вынужден оставить кафедру и перебраться в Лондон, где стал готовить молодых людей к экзамену на офицерский чин…

Источник

Напишите отзыв о статье "Профессор Джеймс Мориарти"

Ссылки

  • на IMDb

Отрывок, характеризующий Профессор Джеймс Мориарти

Я решила попробовать «растопить лёд» и как можно ласковее спросила:
– Скажите, могу ли я вам чем-то помочь?
Женщина грустно на меня посмотрела и наконец-то проговорила:
– Разве мне можно помочь? Я убила свою дочь!..
У меня мурашки поползли по коже от такого признания. Но девочку это, видимо, абсолютно не смутило и она спокойно произнесла:
– Это неправда, мама.
– А как же было на самом деле? – осторожно спросила я.
– На нас наехала страшно большая машина, а мама была за рулём. Она думает, что это её вина, что она не могла меня спасти. – Тоном маленького профессора терпеливо объяснила девочка. – И вот теперь мама не хочет жить даже здесь, а я не могу ей доказать, как сильно она мне нужна.
– И что бы ты хотела, чтобы сделала я? – спросила я её.
– Пожалуйста, не могла бы ты попросить моего папу, чтобы он перестал маму во всём обвинять? – вдруг очень грустно спросила девочка. – Я очень здесь с ней счастлива, а когда мы ходим посмотреть на папу, она потом надолго становится такой, как сейчас…
И тут я поняла, что отец видимо очень любил эту малышку и, не имея другой возможности излить куда-то свою боль, во всём случившимся обвинял её мать.
– Хотите ли вы этого также? – мягко спросила у женщины я.
Она лишь грустно кивнула и опять намертво замкнулась в своём скорбном мире, не пуская туда никого, включая и так беспокоившуюся за неё маленькую дочь.
– Папа хороший, он просто не знает, что мы ещё живём. – Тихо сказала девочка. – Пожалуйста, ты скажи ему…
Наверное, нет ничего страшнее на свете, чем чувствовать на себе такую вину, какую чувствовала она... Её звали Кристина. При жизни она была жизнерадостной и очень счастливой женщиной, которой, во время её гибели, было всего лишь двадцать шесть лет. Муж её обожал…
Её маленькую дочурку звали Вэста, и она была первым в этой счастливой семье ребёнком, которого обожали все, а отец просто не чаял в ней души…
Самого же главу семьи звали Артур, и он был таким же весёлым, жизнерадостным человеком, каким до смерти была его жена. И вот теперь никто и ничто не могло ему помочь найти хоть какой-то покой в его истерзанной болью душе. И он растил в себе ненависть к любимому человеку, своей жене, пытаясь этим оградить своё сердце от полного крушения.
– Пожалуйста, если ты пойдёшь к папе, не пугайся его… Он иногда бывает странным, но это когда он «не настоящий». – Прошептала девочка. И чувствовалось, что ей неприятно было об этом говорить.
Я не хотела спрашивать и этим ещё больше её огорчать, поэтому решила, что разберусь сама.
Я спросила у Вэсты, кто из них хочет мне показать, где они жили до своей гибели, и живёт ли там всё ещё её отец? Место, которое они назвали, меня чуть огорчило, так как это было довольно-таки далеко от моего дома, и чтобы добраться туда, требовалось немало времени. Поэтому так сразу я не могла ничего придумать и спросила моих новых знакомых, смогут ли они появиться вновь хотя бы через несколько дней? И получив утвердительный ответ, «железно» им пообещала, что обязательно встречусь за это время с их мужем и отцом.
Вэста лукаво на меня глянула и сказала:
– Если папа не захочет тебя сразу выслушать, ты скажи ему, что его «лисёнок» очень по нему скучает. Так папа называл меня только, когда мы были с ним одни, и кроме него этого не знает больше никто...
Её лукавое личико вдруг стало очень печальным, видимо вспомнив что-то очень ей дорогое, и она вправду стала чем-то похожа на маленького лисёнка…
– Хорошо, если он мне не поверит – я ему это скажу. – Пообещала я.
Фигуры, мягко мерцая, исчезли. А я всё сидела на своём стуле, напряжённо пытаясь сообразить, как же мне выиграть у моих домашних хотя бы два-три свободных часа, чтобы иметь возможность сдержать данное слово и посетить разочарованного жизнью отца...
В то время «два-три часа» вне дома было для меня довольно-таки длинным промежутком времени, за который мне стопроцентно пришлось бы отчитываться перед бабушкой или мамой. А, так как врать у меня никогда не получалось, то надо было срочно придумать какой-то реальный повод для ухода из дома на такое длительное время.
Подвести моих новых гостей я никоим образом не могла...
На следующий день была пятница, и моя бабушка, как обычно собиралась на рынок, что она делала почти каждую неделю, хотя, если честно, большой надобности в этом не было, так как очень многие фрукты и овощи росли в нашем саду, а остальными продуктами обычно были битком набиты все ближайшие продовольственные магазины. Поэтому, такой еженедельный «поход» на рынок наверняка был просто-напросто символичным – бабушка иногда любила просто «проветриться», встречаясь со своими друзьями и знакомыми, а также принести всем нам с рынка что-то «особенно вкусненькое» на выходные дни.
Я долго крутилась вокруг неё, ничего не в силах придумать, как бабушка вдруг спокойно спросила:
– Ну и что тебе не сидится, или приспичило что?..
– Мне уйти надо! – обрадовавшись неожиданной помощи, выпалила я. – Надолго.
– Для других или для себя? – прищурившись спросила бабушка.
– Для других, и мне очень надо, я слово дала!
Бабушка, как всегда, изучающе на меня посмотрела (мало кто любил этот её взгляд – казалось, что она заглядывает прямо тебе в душу) и наконец сказала:
– К обеду чтобы была дома, не позже. Этого достаточно?
Я только кивнула, чуть не подпрыгивая от радости. Не думала, что всё обойдётся так легко. Бабушка часто меня по-настоящему удивляла – казалось, она всегда знала, когда дело было серьёзно, а когда был просто каприз, и обычно, по-возможности, всегда мне помогала. Я была очень ей благодарна за её веру в меня и мои странноватые поступки. Иногда я даже была почти что уверена, что она точно знала, что я делала и куда шла… Хотя, может и вправду знала, только я никогда её об этом не спрашивала?..

Главного героя, руководитель мощной преступной организации, гений криминального мира.

Вот как описывает его Шерлок Холмс:

Он происходит из хорошей семьи, получил блестящее образование и от природы наделён феноменальными математическими способностями. Когда ему исполнился 21 год, он написал трактат о биноме Ньютона , завоевавший ему европейскую известность. После этого он получил кафедру математики в одном из наших провинциальных университетов, и, вполне вероятно, его ждало блестящее будущее. Но в его жилах течёт кровь преступника. У него наследственная склонность к жестокости. И его необыкновенный ум не только не сдерживает, но даже усиливает эту склонность и делает её ещё более опасной. Тёмные слухи поползли о нём в том университетском городке, где он преподавал, и в конце концов он был вынужден оставить кафедру и перебраться в Лондон, где стал готовить молодых людей к экзамену на офицерский чин…

Возвратившись со смотра, Кутузов, сопутствуемый австрийским генералом, прошел в свой кабинет и, кликнув адъютанта, приказал подать себе некоторые бумаги, относившиеся до состояния приходивших войск, и письма, полученные от эрцгерцога Фердинанда, начальствовавшего передовою армией. Князь Андрей Болконский с требуемыми бумагами вошел в кабинет главнокомандующего. Перед разложенным на столе планом сидели Кутузов и австрийский член гофкригсрата.
– А… – сказал Кутузов, оглядываясь на Болконского, как будто этим словом приглашая адъютанта подождать, и продолжал по французски начатый разговор.

Профессор Мориарти - это главный антагонист знаменитого детектива Шерлока Холмса. Во всех экранизациях он неизменно выступает как главный противник известного сыщика, хотя в произведениях Артура Конан Дойля является полноценным действующим лицом всего лишь в одной повести. Также он упоминается в двух-трех других рассказах писателя. В данной статье будет дана краткая характеристика этого персонажа, а также упомянуты наиболее удачные его воплощения на экране.

В литературе

Профессор Мориарти описан автором как гениальный математик, человек незаурядного склада ума, который стал создателем целой сети преступного мира, действующей в Лондоне и за его пределами. Сам Шерлок Холмс очень высоко отзывался об уме этого человека. В одной из бесед со своим другом и неизменным спутником доктором Ватсоном он говорит, что профессор Мориарти - Наполеон преступного мира.

Он признается, что этот человек обладает необычным мышлением и острым умом. Холмс даже признается, что время от времени даже восхищался тем его мастерством, с которым он создал свою собственную преступную паутину. Поэтому он сравнивает его с пауком, который сам ничего не делает, но лишь приводит в движение ее нити для совершения очередного преступления.

Причиной такой популярности персонажа является то, что он так же умен, как и знаменитый детектив, только употребил свои способности во зло. Профессор Мориарти, Шерлок Холмс в глазах всех любителей рассказов писателя являются лучшими литературными антагонистами. И хотя в произведениях у сыщика было множество других противников, тем не менее именно Мориарти стал наиболее колоритным. Не зря детектив еще в нескольких рассказах упоминает об этом человеке, как бы напоминая читателям о его могуществе. Сам сыщик считал победу над ним вершиной своей карьеры, так как он действительно оказался самым опасным преступником.

Э. Скотт

Профессор Мориарти во всех фильмах про знаменитого сыщика выступает как его главный враг. Так поступили создатели культового современного сериала «Шерлок», действие которого перенесено в наше время. Каждый эпизод является оригинальной адаптацией произведений Дойля. И если в его рассказе зловещий профессор Мориарти погиб в Рейхенбахском водопаде, то в соответствующей серии шоу он застрелился по не совсем понятным причинам.

И хотя этот герой умер (по крайней мере, так утверждают создатели шоу), персонаж в исполнении Э. Скотта появляется в новых сезонах во флэшбеках или так называемых чертогах разума Холмса. Этот актер представил другой образ своего героя. Вместо мрачного и погруженного в себя профессора он сыграл довольно остроумного молодого человека. Впрочем, последнее обстоятельство еще более усилило зловещий образ героя.

Дж. Харрис

Многих поклонников книг Артура Конан Дойля может заинтересовать вопрос о том, кто играет профессора Мориарти. В довольно популярном американском фильме Г. Ричи этого персонажа воплотил британский актер Харрис. По мнению большинства критиков и зрителей, он великолепно справился со своей задачей.

Этот персонаж получился очень выразительным и колоритным и местами даже затмевает самого главного героя своей харизмой. В исполнении Харриса персонаж получился чем-то средним между классическим и осовремененным образами.

В. Евграфов

В отечественной экранизации тоже одним из наиболее запоминающихся образов является профессор Мориарти. Актер русский, сыгравший его роль, воплотил на экране один из наиболее удачных образов этого персонажа. Хотя данный герой появился всего в одной серии, тем не менее в исполнении Евграфова персонаж получился одним из наиболее запоминающихся в мировом кинематографе. Этот артист является прекрасным каскадером, поэтому сцена схватки его персонажа у Рейхенбахского водопада стала одной из наиболее удачных в картине.

Следует отметить, что режиссер несколько уклонился от оригинального текста, в котором схватки не было, однако введение ее в фильм сделало кино еще более зрелищным и драматичным, тем более что актеры прекрасно ее отыграли. Здесь следует отметить, что внешность Евграфова полностью соответствует книжному описанию, данному автором в рассказе. Кроме того, артист прекрасно вжился в образ этого зловещего профессора.