Меню
Бесплатно
Главная  /  Перхоть  /  Скандал в большом театре нуреев. Гей-скандал в большом театре. Версия СМИ: Мединский выступил против пропаганды гомосексуализма

Скандал в большом театре нуреев. Гей-скандал в большом театре. Версия СМИ: Мединский выступил против пропаганды гомосексуализма

Вокруг театра в этот вечер стояли уличные решетки, которые обычно ограничивают напор толпы на демонстрациях. Масса полиции. Билеты на «Нуреева» продавали только в кассах (никакого интернета) и только по паспортам, чтобы оставить без работы перекупщиков. (Их действительно не было на площади, но в сети можно было найти предложения от 60 тысяч за билет при официальном максимуме в 10.) Партер в кассах не продавался вообще - его отдали по брони депутатам и спонсорам; балетоманы свисали с ярусов. В день премьеры в Большом можно было встретить и , и , который назвал спектакль «мировым событием». Событие? Событие. Несомненно, главная премьера года.

Хореограф , сделавший в свое время для Большого сказочную «Золушку» и не менее волшебную «Магриттоманию», и режиссер , дебют которого в Большом состоялся шесть лет назад - он ставил оперу «Золотой петушок», вместе работают второй раз. В 2015 году они сотворили вместе балет «Герой нашего времени» - спектакль получил три «Золотые маски» и успешно прокатывается театром. Но ажиотажа по его поводу нет: например, сейчас спокойно можно купить билеты на февраль, и самый дорогой из них стоит четыре тысячи. Но Печорин в этом балете не показывается с голой попой, он одет и ведет себя так, что это устроит даже школьную учительницу. А Нуреев? Судя по снимкам, что появились в соцсетях накануне июльской премьеры и, по слухам, стали одной из причин скандала, - таки да. В реальности премьеры - нет.

Фото: Михаил Логвинов / Большой театр

Хореограф и режиссер подробно рассказывают биографию знаменитого балетного беглеца. Начинается спектакль с аукциона. Нуреева уже нет на этом свете, его имущество распродается с молотка - от рубашек до картин старых мастеров и от личного острова до школьного дневника, и после называния лота возникает картина, связанная с этой вещью. Вот тот самый школьный дневник: аукционист - - рассказывает о происхождении каждой вещи, и мы узнаем, что дневник, вероятно, был подарен Нурееву, когда он, уже очень больной, приезжал в Петербург.

Вот серия снимков знаменитого фотографа - и Нуреев (роль досталась премьеру Большого ) позирует перед камерами. Получающиеся в этот момент фотографии появляются на заднике в виде проекции.

В июле в соцсетях бурно обсуждали то, что среди снимков есть такой, где Нуреев совершенно обнажен; сейчас проекция сделана такой блеклой и так наведена на декорацию, что разглядеть что-то шокирующее невозможно. (Конечно, если взять морской бинокль... Это как в анекдоте о том, что в окне возмутительно хорошо видна женская баня - если залезть на шкаф.) Фотосессия превращается в азартный танец героя - он все более раскрепощается и в конце концов пляшет на столе; черным осиным роем вокруг летают фотографы.

Танец на столе - под черным халатом на герое как бы ничего нет, на самом деле на танцовщике телесное трико - становится символом того эпатажного Руди, которого узнала Европа после его эмиграции. Нуреев с журнальных обложек - усмехающийся, наглый, самодостаточный, презирающий само понятие «хорошего вкуса» и уверенный, что ему принадлежит весь мир. Но и Серебренников, и Посохов хорошо понимают, что журнальные обложки и реальная жизнь, внутреннее ощущение счастья или несчастья, успеха или неуспеха не имеют ничего общего. И в спектакле возникает дуэт Нуреева с - датским танцовщиком экстра-класса, сделавшим многое для того, чтобы яростный и неукрощенный даже Вагановским училищем гениальный татарский парень стал ценить не только напор, но и чистоту танца. Роман Нуреева и Бруна (точная и виртуозная работа ) представлен в спектакле поразительным дуэтом, где артисты почти не касаются друг друга. Одновременные упражнения с внимательными взглядами друг на друга, с одинаковым чувством музыки - и отчаянное финальное объятие, когда аукционист выставляет на продажу записку, написанную Нуреевым Бруну в больницу, где тот умирал от рака легких.

Еще один дуэт спектакля тоже основан на реальных событиях: в английском Королевском балете Нуреев танцует с гранд-дамой . Роль досталась приме Большого - и в том ли дело, что они с Лантратовым пара и в жизни, а не только на сцене, или в том, что возможность сыграть Фонтейн, несомненно, вдохновляет Александрову, но в этом дуэте была та химия, что завораживала зрителей почти полвека назад, когда Нуреев танцевал в Лондоне. Посохов стилизовал дуэт под сцену из «Маргариты и Армана» - с этими обморочными падениями героя к ногам возлюбленной, что смотрелись бы в наше время смешно, если бы не исполнялись с таким пылом, с такой нуреевской харизмой.

В течение всего спектакля ждешь чего-то, что объяснило бы летний скандал (версия о недорепетированности не работает, потому что сейчас на репетиции было еще меньше времени из-за выпуска предыдущей премьеры) - и ничего экстремального не происходит. Европейские СМИ, летом обсуждавшие эту историю, выдвигали версию, что было шокировано тем, что главным героем спектакля в Большом стал «изменник родины» даже больше, чем тем, что этот герой был геем. (Министерство культуры категорически отрицает любое участие в скандале.)

Тема измены родины действительно присутствует в спектакле: аукционист, превратившийся в некоего персонажа по имени Серый, зачитывает докладную записку о слишком вольном поведении Нуреева во время парижских гастролей Мариинского - тогда Кировского - театра, и пока он читает, артисты сидят за железными загородками (такими, как выставленные у Большого перед премьерой), как зверьки в клетках: они не должны покидать свои комнаты в отеле без сопровождения уполномоченных лиц. Через эти решетки и прыгает герой, отказываясь вернуться в СССР. В докладной записке (из-за которой советское начальство решило вернуть Нуреева с гастролей досрочно, а он решил бежать, - вообще-то он не собирался оставаться на Западе и закупал в Париже ткани для будущих костюмов) с железобетонной интонацией говорится о прозападном рвении Нуреева и его «общении с сомнительными людьми, некоторые из которых - педерасты». В этот момент зал Большого дружно хмыкает, оценив откровенность советских служебных документов - и иронию ситуации, когда именно стукач, озабоченный постельными приключениями танцовщика, становится причиной его бегства в аэропорту и так называемой «измены родине».

У спектакля - болезненный, яркий, трогательный финал. Он связан с «Баядеркой», последним проектом Нуреева, где танцовщик, смертельно больной, пробовал себя в роли дирижера. Герой неверной, пошатывающейся походкой спускается со сцены в оркестровую яму, дирижер уступает ему место - и звучит мелодия из последнего акта «Баядерки», из картины «Тени». (Илья Демуцкий, создавший партитуру балета, использовал много цитат из знаменитых произведений - и балетов, и «Адажиетто» Малера). В старинном балете Петипа с гималайских гор сходят девушки-привидения в белоснежных пачках, обещая героям холодную высшую справедливость. В балете Посохова и Серебренникова среди танцовщиц оказываются и танцовщики, но картина «Теней» говорит все о том же: призраки не исчезают, они имеют право на голос и право на память.

Как и вполне живые, но отделенные от театра домашним арестом люди. На поклонах постановочная группа во главе с Юрием Посоховым вышла на сцену в футболках с портретом Кирилла Серебренникова и призывом «Свободу режиссеру». Зал приветствовал этот выход овацией.

Большой театр отменил премьеру балета “Нуреев”

Неполиткорретный сюжет и откровенные декорации заставили администрацию Большого отказаться от премьеры балета.

Руководство Большого театра приняло решение отменить мировую премьеру балета «Нуреев» на исторической сцене Большого театра, назначенную на 11 июля 2017.

Постановочная команда театра и участники спектакля узнали новость утром 8 июля. До официального пресс-брифинга, намеченного на 10 июля, дирекция и пресс-служба театра отказываются от комментариев.

Решение о постановке балета «Нуреев» было принято руководством Большого два года назад, на волне успеха мировой премьеры балета «Герой нашего времени». Авторам постановки - хореографу Юрию Посохову, режиссеру Кириллу Серебренникову и композитору Илье Демуцкому - было заказано создание спектакля на исторической сцене театра.

Поставить драматический, многоактный балет для исторической сцены Большого - творческая задача высочайшего уровня. Принято считать, что с момента последней премьеры Юрия Григоровича, балета «Золотой век» в 1982 году на исторической сцене не удавалось создать удачной оригинальной балетной постановки.

Работа над созданием спектакля шла два года. Год назад режиссер, он же автор либретто и сценографии балета, Кирилл Серебренников утвердил у администрации Большого макет декораций балета.

В либретто «Нуреева», охватывающего тридцатилетний период жизни танцовщика и хореографа, с 1960-х до 1990-х годов, личной жизни героя уделяется не меньше внимания, чем его профессиональной карьере. Кировский театр, бегство в Америку, партнерство и роман с прима-балериной Королевской оперы Лондона Марго Фонтейн, многочисленные связи с мужчинами, вечеринки доспидового Парижа 1980-х.

В спектакле использованы архивные материалы, письма к Нурееву Марго Фонтейн, Натальи Макаровой, Аллы Осипенко. Партии писем, лирические отступления в балете исполняют Светлана Захарова и Вячеслав Лопатин.

Балет-эпопея, охватывающий историю стран и континентов, эволюцию нравов и поиски самоидентичности героя, потребовал максимального напряжения от всей балетной труппы театра. В спектакле четыре состава танцовщиков. Партии Нуреева исполняют Артем Овчаренко, Владислав Лантратов, Игорь Цвирко.

Балетную партитуру создал композитор Илья Демуцкий. Это лишь третий пример создания оригинальной музыки для балета Большого в новейшее время: Леонид Десятников писал для «Утраченных иллюзий», Илья Демуцкий - для «Героя нашего времени» и «Нуреева».

Вероятно, скандал вокруг фигуры режиссера-постановщика балета Кирилла Серебренникова заставил дирекцию по-другому оценить сюжет и сценографию спектакля в канун премьеры. Как стало известно, премьера балета отодвинута в постановочных планах на два сезона вперед.

Спектакль будет перенесен с исторической сцены на новую. Это значит, что изменениям подвергнется не только сценография, но и хореография, то есть огромный пласт работы придется начинать заново.

Помимо бюджетных средств Большого в постановке впервые в истории театра участвовал личными средствами президент-председатель правления банка ВТБ Андрей Костин. Спонсором спектакля выступил ювелирный бренд Van Cleef & Arpels, сумма взноса которого оценивается в размере €100 000.

МОСКВА, 9 дек — РИА Новости, Анна Кочарова. Большой театр представляет главную премьеру этого сезона — балет "Нуреев", который планировали выпустить еще летом. Тогда отмена спектакля стала главной сенсацией закрывавшегося сезона 2016-2017 года.

Над амбициозной и масштабной постановкой работали режиссер Кирилл Серебренников, композитор Илья Демуцкий и хореограф Юрий Посохов. Однако накануне генерального прогона Владимир Урин — гендиректор Большого — отменил премьеру: по его словам, спектакль просто не был готов.

Впрочем, сразу же поползли слухи: якобы постановка о жизни великого Рудольфа Нуреева слишком откровенна, фотографии полностью обнаженного танцовщика проецируются на весь задник сцены, есть кордебалет трансвеститов и любовные мужские дуэты. Моментально были озвучены и предположения, что в ситуацию лично вмешался министр культуры Владимир Мединский.

После отмены летней премьеры театр обещал показать "Нуреева" в мае 2018-го. Однако, несмотря на дело "Седьмой студии" и домашний арест Кирилла Серебренникова, а также невзирая на большую загрузку артистов (в ноябре театр выпустил еще одну балетную премьеру — "Ромео и Джульетту"), спектакль выпустили — и сделали это даже раньше, чем планировалось.

По словам артистов, еще летом постановка "была собрана", то есть оставалось довести до совершенства только технические моменты, отрепетировать хореографию. Что и было сделано.

Перед премьерой журналисты атаковали Владимира Урина и солистов, задействованных в спектакле, вопросами: а не вносились ли какие-то коррективы за прошедшие месяцы? Как бы подтекстом звучало то, что, возможно, постановку все же "причесали". Но ответы, которые, кажется, кого-то могли разочаровать, были однотипными: нет, принципиально ничего не переделывали, доработки касались исключительно хореографии.

Теперь, когда балет уже показали первым зрителям и на премьерные спектакли распроданы билеты, можно констатировать: "Нуреев" получился очень искренним, правдивым и корректным.

А те зрители, которые хоть что-то читали о великом танцовщике (а о нем написано много и подробно), и вовсе скажут, что создатели спектакля сгладили его непростой характер.

© AP Photo

Нуреева по праву называют великим танцовщиком, и поклонники этого вида искусства знают, что он был еще и выдающимся хореографом, потрясающим на сцене и, говорят, невыносимым в жизни — очень вспыльчивый, чрезмерно эмоциональный и требовательный к себе и другим. Танцовщик любил роскошь и в то же время проводил время в злачных местах. Он мог быть ласков с партнершами на сцене, но совершенно не сдержан в эмоциях в ходе репетиций. Противоречивый, однако — безусловно — великий. Единственное, что действительно интересовало его, — это танец.

За два с небольшим часа они рассказывают и о его побеге во время гастролей в Париже, и о причинах такого решения: "прыжок в свободу" — так этот шаг тогда окрестили западные журналисты. Вспоминают его выдающиеся работы на сцене, рассказывают о бурной жизни вне театра, о его душевных привязанностях и земных пристрастиях, о смертельной болезни и угасании.

Столь масштабный замысел воплощен посредством самых разных и не традиционных для балета средств. Представление начинается с аукциона, на котором личные вещи, предметы и картины из особняков Нуреева постепенно распродаются.

Неподготовленные зрители будут удивлены: в этом спектакле есть драматическая роль, она поручена актеру Игорю Вернику (в первом составе). Он играет ведущего аукциона, ему же отданы и все текстовые эпизоды спектакля, которых здесь немало: рассказ о событиях из жизни Нуреева и воспоминания о нем его близких.

Эти тексты оказываются очень трогательными и пронзительными. В спектакле появляются и солирующие певцы, и хор. Большие снимки знаменитой серии портретов работы Ричарда Аведона проецируются на задник сцены.

Все эти решения могли бы стать банальным нагромождением эффектных сцен с красивыми костюмами, если бы не главное. В этом спектакле есть уважение и преклонение перед гением Нуреева. И в преддверии 80-летия со дня его рождения, которое балетный мир будет отмечать в 2018 году, эта работа Большого театра стала настоящим посвящением выдающемуся танцовщику.

Правообладатель иллюстрации MLADEN ANTONOV/Getty Image caption Спектакль был отменен за три дня до премьеры - первый показ "Нуреева" должен был состояться 11 июля

За три дня до премьеры Большой театр отменил постановку балета "Нуреев" режиссера Кирилла Серебренникова, проходящего по уголовному делу. Отмена спектакля обсуждалась с министром культуры Владимиром Мединским. Русская служба Би-би-си рассказывает, какие основные версии причин отмены громкой постановки

В Москве уже висели афиши балета "Нуреев", а критики называли спектакль главным событием театрального сезона - прошлая постановка Кирилла Серебренникова вместе с композитором Ильей Демуцким и хореографом Юрием Посоховым получила "Золотую маску" за лучший спектакль.

Первый показ должен был состояться 11 июля, но за три дня до премьеры Большой театр объявил о переносе премьеры. Премьерные показы на 4-5 мая 2018 года. Зрителям предложили сходить на "Дон Кихот" или получить деньги назад.

Что заставило театр неожиданно отменить постановку?

Версия Большого театра: ничего не готово

Директор Большого театра Владимир Урин рассказывал свою версию произошедшего на пресс-конференции утром 10 июля. По его словам, изначально спектакль готовили к сезону 18/19 года, однако из-за репертуарных постановок решили назначить премьеру раньше, в июле. Из-за загруженного графика труппы - Большой театр в мае уехал на гастроли в Японию - "плотные" репетиции "Нуреева" начались за 20 дней до премьеры. "Это не просто балетный спектакль, это спектакль с хором, оперными солистами и большой массовкой. Мы увидели, что не собирается все вместе. Мы были в полном унынии от того, что мы увидели", - сказал Урин.

По его словам, после того, как постановщики поняли, что спектакль нужно переносить, Кирилл Серебренников настоял на последнем прогоне спектакля. Кадры и видеозаписи с прогона участники постановки выкладывали в социальные сети, на них артисты аплодируют режиссеру и друг другу.

"Ребята очень собрались на обиде, на драйве и прогон прошел очень неплохо. Но не без проблем, которые в спектакле и так были. По линии Серебренникова все сделано, и там менять ничего не надо, дело в хореографии", - объяснил Урин.

Он отказался отвечать на вопрос журналистов, почему решение о переносе спектакля было принято за три дня до премьеры, а не раньше.

Правообладатель иллюстрации Giancarlo BOTTI /Getty Image caption Рудольф Нуреев - один из самых известных советских невозвращенцев

По словам собеседника Русской службы Би-би-си, знакомого с ходом постановки, спектакль действительно не был готов до конца. Источник отметил, что прогон 7 июля, после которого было принято решение о переносе спектакля был первой полноценной "сборкой спектакля". Он добавил, что некоторые артисты получили костюмы только в начале недели, а часть сцен ставилась прямо во время репетиции. Это подтвердил Би-би-си еще один источник в театре, назвав спектакль "сырым".

Однако артист Большого театра Арсен Каракозов, принимавший участие в постановке, в разговоре с Би-би-си рассказал, что "была пара прогонов, которые не внушали доверия, но это было неделю назад". Последние два прогона он назвал "готовым продуктом". "Это была красота", - сказал он.


Media playback is unsupported on your device

Арсен Каракозов, артист балета "Нуреев"

"Те роли, которые исполнял я, были готовы еще до майских гастролей", - добавил Каракозов.

"Было непросто, потому что, к сожалению, времени было немного для репетиции и постановочных прогонов, но артисты очень старались и готовы были выпустить спектакль. Он не был сырым, все могло получиться! После вечернего прогона многие плакали и не понимали почему, такую работу не может увидеть зритель", - рассказал Би-би-си ведущий солист Большого Игорь Цвирко, который должен был исполнять роль Нуреева.

Один из постановщиков спектакля Кирилл Серебрянников в разговоре с "Ведомостями" назвал отмену постановки решением театра и отказался от дальнейших комментариев. Илья Демуцкий и Юрий Посохов не комментировали отмену премьеры.

Версия СМИ: Мединский выступил против пропаганды гомосексуализма

Перенос спектакля директор Большого театра обсуждал с министром культуры Владимиром Мединским, рассказал на пресс-конференции Урин и подтвердила представитель Мединского.

По словам Урина, Мединский спросил его о причинах переноса постановки, и разговор закончился.

Однако источник ТАСС со ссылкой на источник, близкий к минкульту, сообщил, что "Нуреев" был отменен по личному распоряжению Мединского. По словам источника агентства, такое решение министр принял из-за наличия темы гомосексуальных отношений в постановке. Эту версию подтверждают источники "Дождя" и РБК в правительстве: по их словам, в минкульте сочли, что постановка пропагандирует "нетрадиционные сексуальные ценности" и могла стать "гей-провокацией".

Спектакль рассказывает о жизни известного советского танцовщика Рудольфа Нуреева, одного из самых известных советских невозвращенцев. В 1961 году, находясь в Париже, он отказался возвращаться в СССР, опасаясь преследования. Нуреев также был открытым гомосексуалом и состоял в отношениях с известным датским танцовщиком Эриком Бруном. Эти эпизоды жизни танцовщика вошли в спектакль.

"Это фигура неоднозначная, и рассказать о ней - непросто. Я понимал, что там будет соответствующая тема, которая может вызвать неприятие у отдельных людей", - комментировал сегодня спектакль Урин.

Пресс-секретарь министра культуры Ирина Казначеева на вопрос об участии Мединского в судьбе "Нуреева" сказала, что "запреты и цензура не стиль работы министерства культуры". Урин в разговоре с РБК заявил, то ему никто указаний отменять премьеру спектакля не давал. "Я своей профессиональной деятельностью клянусь, что такого звонка не было, никаких указаний не давалось", - сказал Урин. Заместитель министра культуры Александр Журавский сообщил Би-би-си, что решение об отмене "Нуреева" принимал лично Урин.

"Я считаю, что этот спектакль не содержит никакой пропаганды, как многие пишут, гомосексуальной связи", - заявил ведущий солист Большого театра Игорь Цвирко. "Нуреев никогда не скрывал, что он гомосексуал. Зачем тогда это было ставить изначально? Ничего вычурного, пропагандистски направленного, я считаю, в спектакле не было. Сам факт появления такой партии в балете уже в нашей стране в наше время может обсуждаться как пропаганда", - также заявил другой участник труппы Арсен Каракозов. Он отметил, что на объявлениях и афишах спектакля стояла маркировка "18+". "Это выбор зрителя", - добавил он.

Версия коллег: скандал вокруг "Седьмой студии"

"Поскольку Кирилл Семенович (Серебренников) прозвучал не так давно в СМИ. Это могло повлечь какое-то решение о переносе премьеры", - предположил в разговоре с Би-би-си Арсен Каракозов.

В мае в квартире и Серебренникова и театра "Гоголь-центр", который он возглавляет, прошли обыски. После них режиссер стал свидетелем по делу о краже бюджетных средств руководством труппы "Седьмая студия", созданной Серебренниковым в 2012 году. по делу проходят бывший бухгалтер и генеральный продюсер студии, которые заключены под стражу. Еще один фигурант дела - бывший директор "Седьмой студии" - находится под домашним арестом. Источники "Дождя" сообщили, что следствие хотело заключить под стражу и самого Серебренникова, но за него перед президентом Владимиром Путиным вступились высокопоставленные чиновники.

Правообладатель иллюстрации Vyacheslav Prokofyev/TASS Image caption Серебренников отказался комментировать ситуацию вокруг отмены премьеры "Нуреева"

9 июля на закрытии сезона в "Гоголь-центре" Кирилл Серебренников выступил с речью перед зрителями. "Вчера было удивительно, я приехал со спектакля, которого не будет, на спектакль, которого не было. Между вот этими хэштегами проходит наша жизнь. Какие-то люди пытаются нам внушить, что нас не существует, что нас нет, и все, что мы делаем, это не столь важно", сказал Серебренников со сцены, имея в виду спектакли "Нуреев" и "Сон в летнюю ночь". По версии Следственного комитета, руководство "Седьмой студии" похитило бюджетные средства, выделенные на спектакль "Сон в летнюю ночь". Следствие заявило, что спектакль поставлен не был, хотя он был поставлен в 2012 году и был номинирован на премию "Золотая маска".

Директор Большого театра Владимир Урин сообщил, что пригласил Серебренникова на пресс-конференцию, но тот не пришел. Дозвониться до него, Юрия Посохова и Ильи Демуцкого Русской службе Би-би-си не удалось.

британского фотографа Ричарда Аведона, на которой танцовщик Рудольф Нуреев, фундаментально раздетый, демонстрирует отдельные части божьего дара, ему ниспосланного, в поиске Google по картинкам можно найти только в не очень хорошем разрешении 400 x 600. Сообщается, что специально для балета «Нуреев» Большой театр выкупил права на это фото среди некоторых других изображений. Сообщается также, что фото должно было стать частью оформления сценического пространства, проецируясь в одной из сцен на целый задник. Только представьте: в Большом театре стержень хореографического таланта Нуреева с ним самим целиком демонстрируют в таком масштабе, вот уж стоило бы купить билет. Теперь все пропало: балет официально перенесли за три дня до премьеры, хотя неофициально мало кто удивится, если в мае 2018-го окажется, что восстанавливать работу никто и не планировал. «Нуреев» гарантированно мог стать самой громкой премьерой сезона в российском музыкальном театре и одной из самых значительных в мировом — таков был его потенциал, обусловленный мощнейшей командой и прекрасным материалом. Теперь же остается только гадать и выспрашивать у театральных друзей видеозапись последнего прогона: говорят, артисты от озлобленности по поводу переноса станцевали на все 146%.

Что произошло

Никакой определенности с этой ситуацией до сих пор не появилось. Существует официальная версия переноса, озвученная гендиректором театра Владимиром Уриным 10 июля: он с коллегами посмотрел прогон и якобы понял, что спектакль не готов хореографически. Режиссерски готов, а хореографически — нет; кроме того, по мнению Урина, не собираются воедино все элементы этого сложного проекта: там задействованы и оперные солисты, и драматические актеры. И поэтому балет для выхода перед публикой не готов.

Эту версию опровергают в своих аккаунтах в социальных сетях и в комментариях СМИ некоторые артисты спектакля. Добавляет таинственности нежелание комментировать ситуацию хореографа спектакля Юрия Посохова, который, по словам Урина, согласился с тем, что необходимо больше времени, и попросил еще месяц на доработку.

Существует крайне сомнительная версия, которая сводится к тому, что спектакль был отменен из-за уголовных скандалов с Кириллом Серебренниковым, «Гоголь-центром» и «Седьмой студией». Сомнительная она потому, что слишком уж тяжело заподозрить Владимира Урина в излишней осторожности: тут самое время вспомнить, что постановка опального, казалось бы, после «Тангейзера» Тимофея Кулябина в 2016 году Уриным отменена не была.

Третья версия была озвучена, как ни удивительно, государственным информагентством ТАСС. Балет якобы отменили по прямому распоряжению министра Мединского, который обнаружил в постановке вместо тонкой хореографии пропаганду «нетрадиционных сексуальных отношений» и во избежание «гей-провокации» сорвал в Большом театре все телефоны.

Во всем этом — большая подлость ситуации. Объяснения Урина вкупе с молчанием других участников процесса звучат малоубедительно, но и кровавый режим в лице пресс-секретаря Мединского факт прямой цензуры отрицает. Формально выходит: причина снятия чисто техническая, а значит, и повода для протеста, каковой наличествовал в случае с тем же «Тангейзером» в Новосибирске, нет.

Публика потеряла выразительное произведение искусства и нервы на обмене и возврате билетов, креативная команда понятно, как себя чувствует, еще более понятно, как чувствуют себя артисты, задействованные в балете. И никто, получается, не виноват — ну, не успели. На этом фоне абсолютно зловеще читается сегодняшний инсайдерский пост Алексея Венедиктова в телеграме: на прогон «Нуреева» затесались бедолаги из РПЦ. В ужасе от увиденного побежавшие к епископу Тихону Шевкунову, который по такому делу позвонил Мединскому, которому для переназначения в следующем году нужна поддержка Тихона. Министр якобы позвонил Урину и устроил страшный крик, а потом немного остыл и попросил просто перенести. Никаких заговоров и финансовых махинаций, а обычное «кабы чего не вышло».

Что это значит

На пресс-конференции Владимира Урина спросили, останется ли оригинальное художественное решение спектакля нетронутым, в том числе и фотографии Нуреева. Урин ответил утвердительно, одновременно очертив рукой рамку до пояса, — что это значит, останутся, но в пределах допустимого? Хочется пошутить: мол, у балеруна ведь все самое главное как раз ниже, но какие уж тут шутки.

Выходит, что единственная сколько-нибудь реальная причина, по которой этот балет был снят, — экстравертная демонстрация в нем темы гомосексуальности. Что вообще можно об этом сказать, когда уже все сказано? Проговорить тривиальности на тему того, что Российская Федерация — государство, скрепляемое в числе прочего гомофобией? Тоже мне новость.

Сама модель языка, которой Урин комментировал спектакль, вызывает удивление: «Это [Нуреев] фигура неоднозначная, и рассказать о ней — непросто. Я понимал, что там будет соответствующая тема, которая может вызвать неприятие у отдельных людей». Что вообще такое «неоднозначная фигура»? Только заурядный идиот и сельский обыватель может быть однозначной фигурой. А что такое соответствующая тема, которая может вызвать неприятие? А показ в новостях сюжета о победе одной футбольной команды над другой не вызовет неприятие у фанатов последней? Или футбол не так раскалывает общество, как гомосексуалы? То есть предельно ясно, почему Урин подобрал именно эти слова, но это ведь вообще не должно являться предметом дискуссии, когда ты делаешь искусство на мировом уровне.

На российской почве демонстрация явления воспринимается как его пропаганда. Неконвенциональные сексуальные предпочтения — это элемент общественного разнообразия, который в нынешнее государство не вписывается. Просто потому что управлять этим разнообразием сложно, чиновники сначала вытесняют гомосексуальность из сферы общественных отношений, а теперь делают то же самое с искусством. В итоге артисты Большого, среди которых, как и во всякой балетной труппе, хватает поклонников любви, что таит свое имя, должны бесконечно растанцовывать «Ромео и Джульетту».

Помимо прочего, это еще одна монета в копилку историй о стремительной провинциализации российского искусства. Зрителям, купившим билеты на «Нуреева», после отмены было предложено обменять их на показ «Дон Кихота». Почему? Потому что в балете «все должно быть красиво и изящно», а травести в юбках и красивый мужик с огромным болтом на заднике — это «некрасиво», пятидесятилетние советские женщины не поймут.

Следует вспомнить последний скандал такого рода в Большом театре: в 2005-м нашистская истерика развернулась вокруг постановки прекрасным режиссером Эймунтасом Някрошюсом не менее прекрасной оперы «Дети Розенталя» Леонида Десятникова, к которой написал либретто писатель Сорокин (в эпитетах не нуждается). Это была первая заказанная Большим опера за долгое-долгое время, и, даже судя по чудом утекшей