Меню
Бесплатно
Главная  /  Препараты при кожных заболеваниях  /  Учим звуки и буквы э. Урок обучения грамоте "буква э". Усвоение произношения сложных слов

Учим звуки и буквы э. Урок обучения грамоте "буква э". Усвоение произношения сложных слов

Здравствуйте, дорогие мои читатели!

Продолжаю рубрику, учим буквы и сегодня гласная буква «Э» . Детям трудно подобрать слова на эту букву, поэтому в помощь предлагаю практический материал , как всегда художественное слово, игры .

Но начать предлагаю с рассказа Г.Юдина «Экскаваторщики». Вам уже знакомы такие задания, прочитайте рассказ и предложите ребенку запомнить все слова со звуком «Э»

ЭКСКАВАТОРЩИКИ

Вбегает вчера ко мне Эдик с пятого этажа.

– Бросай свои этикетки! – кричит. – У нас во дворе настоящий эскалатор работает!

Я говорю:

– Экскаватор, наверное, эскалаторы только в метро бывают.

Выбежали мы во двор, а там и в самом деле стоит экскаватор. Мотор работает, а экскаваторщик куда-то ушел. Влезли мы потихоньку в кабину. А Эдик взял и нечаянно какую-то ручку тронул. Экскаватор вдруг как дернется, как поедет! А впереди – электрический столб. Экскаватор по этому столбу – р-р-раз! Столб на бок – два!!! И все провода оборвались. Во всем нашем доме сразу электричество погасло и перестали работать электроутюги, холодильники, пылесосы, телевизоры и все, что питается электричеством.

Тут экскаваторщик прибежал, раскричался и из кабины нас выгнал. А вечером пришел папа и… Ну, про это мне вовсе неинтересно вспоминать.

После чтения не торопите ребенка, предложите сначала высказать свое мнение, обсудите значение непонятных слов. Затем предложите вспомнить все слова со звуком «Э»

Буква «Э»

Веселые стихи

Эму – страус длинноногий,Эму – гордый, Эму – строгий.Хоть летать он не умеет,

Он об этом не жалеет.

Буква Э на С дивится,

Словно в зеркало глядится.

Сходство есть наверняка,

Только нету языка.

А. Шибаев

Я про страуса, про Эму,

Написал бы вам поэму,

Но никак я не пойму:

Эму он или Эмэ?!

Эта кнопка и шнурок –

Электрический звонок.

Эхо слышно тут и там –

Эхо ходит по горам.

– Эхо, спустишься сюда?

Эхо тихо: «Да-да-да-а-а!».

Взял я лук и крикнул: – Эх!

Удивлю сейчас я всех!

Натянул потуже лук,

Да стрела застряла вдруг!

И вокруг сказали все:

Е. Тарлапан

Над лугами в синевеПролетает буква Э .Это ласточка весной

Возвращается домой.

В. Степанов

Помчались легче пуха

По гладкой, ровной колее

И увидали букву Э ,

Похожую на ухо.

– Мама! – слышится с холма.

Эхо тоже крикнет: «Ма-а-а!»

Это маму звал малыш,

Эхо, ты кому кричишь?

Буква Э не носит меха,

Буква Э – лесное эхо.

Э – локатор электронный.

Он по звуку узнает,

Где в тумане ночью темной

Пролетает самолет.

Л. Степанов

Эхо ищем всем отрядом:

– Эхо, где ты?

– Рядом! Рядом!

– Эхо! Эхо! Вот потеха!

Значит, тропкою лесной

Ходит-бродит с вами эхо

Невидимкой день-деньской.

Игры

Игра «Кто внимательный?».

1. Найдите одинаковый звук в словах: экран, этажерка, эскимо, эскалатор.

2. Прочитайте имя девочки по первым звукам слов: экскаватор, мячик, медведь, автобус. (Эмма.)

3. Хлопните в ладоши один раз, когда услышите звук [э ] в словах: елка, юбка, ива, дятел, единица, эврика, щетка, если, этот, элеватор, экскурсия, электричество, дети, эра, эхо.

Игра «Кто больше?».

Придумайте как можно больше слов со звуком [э ].

О т в е т: эвкалипт, экватор, эскиз и др.

Игра «Слоговой аукцион».

Продолжите слова.

Эле… (-ватор ), эс… (-киз ), эста… (-фета ), аэро… (-дром ), по… (-эт ), ду… (-эт ).

Игра «Рифма».

Придумайте рифму к слову этаж.

О т в е т: шалаш, ералаш, монтаж, пейзаж, дренаж.

Игра «Доскажи словечко».

Игра «Волшебная цепочка».

1. Превратите этаж в дом :

О т в е т: Этаж – жара – арбуз – зуб – бок – код – дом.

2. Составьте цепочки слов, в которых все слова содержат букву «э».

Эластик – канапе – экран.

Электрик – каноэ – экспресс – статуэтка – аэродром – макрамэ – эра – алоэ – экипаж.

3. Кто за несколько мгновений превратит эхо в хор ?

О т в е т: эхо – ухо – уха – ура – бра – боа – бор – хор.

Игра «Найди слово».

Этажерка – этаж, река, арка.

Эластик – ластик, кит, тик, ласт.

Игра «Лесенка» .

Игра «Дополните слово».

Эта (этаж ), кран (экран ), пресс (экспресс ), кипа (экипаж ), спорт
(экспорт ), талон (эталон ), страда (эстрада ), этаж (Эрмитаж ).

Игра «Головоломка – Эхо».

Чемпион стряпуха гречка хомут

Присмотритесь к этим словам и ответьте на следующие вопросы:

1. Какой цветок вручили чемпиону?

2. Какое блюдо приготовила стряпуха?

3. Как называется водный поток, у которого растет гречка?

4. Куда забросили хомут?

О т в е т: пион, уха, речка, омут.

Игра «Наборщик».

Составьте слова из букв слова электровоз.

О т в е т: ров, воз, взор, век, лев, зов, тело, лето, ток и т. д.

Кроссворд

1. Вещество, покрывающее зубы.

2. Линия, делящая земной шар на северное и южное полушарие.

3. Человек, который много знает.

4. Вывоз за границу чего-либо.

5. Помост для казни.

6. Составная часть чего-либо.

7. Составная часть телевизора.

О т в е т: эмаль, экватор, эрудит, экспорт, эшафот, элемент, экран.

Загадки

К нам во двор забрался крот,Роет землю у ворот.Тонна в рот земли войдет,

Если крот раскроет рот.

(Экскаватор.)

– Рученька-ручища,

Что в земле ты ищешь?

– Ничего я не ищу,

Землю рою и тащу.

(Экскаватор.)

Ножка деревянная,

Рубашка шоколадная,

На солнышке я таю,

Во рту я исчезаю.

(Эскимо.)

В темном бору, за любою сосною,

Прячется дивное диво лесное.

Крикни «ау» – и оно отзовется.

Захохочи – и оно рассмеется.

(Эхо.)

Живет без тела,

Говорит без языка,

Никто его не видит, а слышит.

(Эхо.)

Сам вагон открыл нам двери.В город лестница ведет.Мы своим глазам не верим:

Все стоят, она идет.

(Эскалатор.)

Провела я солнце

За свое оконце,

К потолку подвесила,

Стало дома весело.

(Электролампочка.)

Нам шагать по лестнице

Незачем с тобой –

Лестница-чудесница

Бежит сама собой.

(Эскалатор.)

Ушей нет, а слышит,

Рта нет, а кричит,

Ума нет, а все языки знает.

(Эхо.) Г. Виеру

Слышать слышу,

А видеть не вижу.

(Эхо.)

Спасибо, что посетили мою страничку!

Занятие 26

Тема: Звук [э], буква э.

Задачи: Развивать у детей фонематический слух, обучить звуковому анализу слов, учить и определять место звука в слове познакомить с буквой “Э”, прививать интерес к изучению букв, используя игровые ситуации.

Ход занятия: Воспитатель предлагает детям отгадать загадки:

  1. На большие расстояния

Мчится он без опоздания

Пишется в конце два С,

Называется… (экспресс)

  1. К дальним селам, городам

Кто идет по проводам?

Светлое величество

Это …(электричество)

  1. Угукало, агакало,

Аукало и плаколо.

И рассыпалось смехом,

И называлось … (эхом)

Это-э

С открытым ртом

И большущим языком.

Дети повторяют стихотворение. После чего воспитатель предлагает детям вылепить букву э из пластелина. Затем дети делятся на две команды, одна получает букву Э, другая – ы.

Воспитатель говорит, что жили были две буквы Э и Ы, вот однажды они поссорились, и если на улицу выходила гулять буква Э с другими буквами, то буква Ы ни за что не хотела выходить на улицу, и наоборот.

Если воспитатель произносит слова со звуком Э, значит идут на прогулку дети из команды Э, если Ы- то гуляет команда Ы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")

Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...

Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).

Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...

Ольга Марковских

Звук и буква Э. (Старшая группа)

Цели: уметь выделять звук [Э] в начале слова, дифференцировать этот звук с другими гласными [а, у, и, о, ы]; упражнять в произнесении слов сложной слоговой структуры, развивать мелкую моторику рук, слуховое внимание.

Ход занятия

1. Игра с мячом «Назови первый звук в слове»

Повторение раннее изученных гласных звуков. Воспитатель называет слово и кидает мяч ребёнку. Дети называют первый звук, кидают мяч обратно. Кто правильно назвал садится за стол.

Слова: аист, улица, индюк, укроп, игла, апельсин, абрикос, индеец (число слов должно быть по количеству детей).

2. Знакомство со звуком [Э].

Сегодня мы познакомимся с новым звуком. Звук [Э].

Характеристика звука [Э]: звук [Э] - гласный, его можно петь (язык, губы и зубы не мешают свободному прохождению воздуха). Обозначать будем красным цветом.

Давайте проверим можно его петь. Э-Э-Э-Э (пропеть тихо; громко)

3. Упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Э]» : э, а, э, у, о, э, у, ы…

4. Давайте подумаем какие слова начинаются на звук [Э] (варианты ответов детей)

На доску прикрепляются картинки. Воспитатель называет слова, голосом выделяет первый звук: эскимо, экскаватор, эскалатор, эхо, электричество, электричка, эклер.

А какие имена людей, начинаются на звук [Э]: Эдик, Эмма, Эмилия, Элеонора.

Отгадайте загадки , назовите первый звук в отгадке:

Живет без тела,

Говорит без языка.

Никто его не видит,

А всякий слышит. (Эхо)

У детей во рту само

Быстро тает (эскимо)

Роет землю он ковшом,

Сам большой и ковш большой (экскаватор)

5. Найти лишнее слово в ряду (по наличию или отсутствию звука [Э]):

автобус, эхо, апельсин, арбуз;

электричка, эхо, Эдик, усы.

6. Проговорить с детьми по слогам сложные по слоговой структуре слова, объясняя значение этих слов.

Слова: эскадра, электросварщик, электровоз, электроутюг, экскурсовод, электромонтер, экипаж, электроприбор, эвкалипт, элеватор.

Физкультминутка «АУ!» (развитие слухового внимания)

Дети встают в круг, в середине стоит один из детей (например, Саша). Дети ходят по кругу и проговаривают слова: "Саша, потерялся ты в лесу, мы зовем тебя - АУ! - Ну - ка глазки закрывай, кто позвал тебя узнай" Ребенок (Саша) закрывает глаза, а один из детей (по выбору воспитателя) зовет его: "Саша, АУ!". Саша должен по голосу определить кто его позвал. Игра продолжается несколько раз.

Дети садятся на свои места. Работа с заданиями на листочках.

7. Знакомство с буквой Э.

Буква Э открыла рот:

То ль зевает, то ль поет. (О. Гофман)

Найти и подчеркнуть все правильно написанные буквы Э, обвести букву по пунктирным линиям.

Итог занятия

Какой звук мы учились правильно произносить? Он какой? (гласный или согласный) Почему он гласный? Какие слова вы запомнили на звук [Э].

Публикации по теме:

Конспект НОД по обучению грамоте «Змейка. Звук [Ш] и буква Ш» в старшей группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №1 Конспект НОД по обучению грамоте Звук [Ш] и буква Ш.

Конспект ООД по обучению грамоте в старшей группе «Звук [Ф] и буква Ф» Тема: Звук и буква Ф. Задачи образовательные: познакомить со звуком и буквой [Ф]; закреплять умение различать гласные и согласные звуки,.

Цель: закрепить понятие о букве Е Задачи: познакомить детей с буквой Е, совершенствовать навыки звукового анализа слова закрепить зрительный.

Цели занятия: коррекционно-образовательные: - дать детям понятие о механизме образования звука (Ц с опорой на различные виды контроля;.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква [ц]» Конспект занятия в подготовительной по обучению грамоте «Звук и буква Ц» Звук и буква Ц. Подготовила учитель-логопед:Веселова Т. В. Цели:.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Согласный звук [Ш], буква Ш» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Согласный звук [Ш], буква Ш» Тема: «Транспорт» Программное содержание: Цель:.

Открытый урок по обучению грамоте (чтение)

в 1 классе «Б»

Тема урока: Звук [э]. Буквы Ээ

Подготовила и провела: учитель начальных классов

Агаркова Нина Борисовна

Астана 2014г.



Тема урока : Звук [э]. Буквы Э э
Цели: Познакомить с новым гласным звуком [э] и буквами Э э ; научить читать слова с этими буквами. Задачи урока: Образовательные.

    Дать понятие о новом гласном звуке, научить выделять его в словах. Научить распознавать буквы Ээ среди других букв. Формировать умение читать слоги-слияния и слова с буквами Э э . Совершенствовать навык правильного, выразительного чтения,
умение работать с текстом. Развивающие.
    Развивать фонематический слух, мышление, речь. Расширять кругозор учащихся. Обогащать словарный запас учащихся.
Воспитательные. Воспитывать интерес к учёбе, аккуратность, усидчивость, доброжелательное отношение друг к другу. Формы : коллективная, индивидуальная, самостоятельная. Методы: наглядный, словесный, частично-поисковый. Тип урока : объяснение нового материала. Оборудование: рисунки с изображением предметов на букву Э, карточки со словами, букварь(авт. В.К.Павленко, Т.К.Абенова), Ход урока: I. Организационный момент.
Прозвенел звонок.
Начинается урок. Повернулись, гостям улыбнулись Друг на друга поглядели И тихонько дружно сели. - Ребята, сегодня по дороге в школу почтальон отдал мне бандероль от феи по имени «Грамота». Откроем бандероль и посмотрим, что там лежит. Смотрите, ребята, здесь письмо и конверты.
-Денис, прочитай, пожалуйста, письмо. «Здравствуйте, ребята! Я, фея «Грамота», прислала вам конверты с заданиями. Сегодня к вам на урок пришли гости, и я хочу, чтобы вы справились со всеми моими заданиями и показали свои знания». II. Актуализация знаний 1. Ну, что, ребята, откроем первый конверт? Задание: « Знаете ли вы буквы?» Мальчики показывают согласные, а девочки гласные буквы. Я называю звук, а вы показываете букву. С, А, М, О, Ы, Ш, Й, Л, И,Т (Коллективная работа.) Учитель: - Молодцы, все справились с заданием.

2. Откроем второй конверт. Какое здесь задание? - Ребята, посмотрите на доску и назовите буквы. О У И Й Е Ё Ы А Работает 1 группа -Молодцы, правильно назвали. Учитель: -Какая буква здесь лишняя? (Й) Работает 2 группа. -Почему? (все гласные, а Й –согласная буква) Чем отличаются гласные звуки от согласных звуков? - Что мы можем сказать про Й? Характеристика звука Й - это согласный, звонкий, мягкий звук. Молодцы!
-Какие бывают гласные звуки? (ударные и безударные) Работает 3 группа. Они могут обозначать твёрдость и? (мягкость) согласного звука. -Назовите гласные буквы, которые обозначают мягкость впереди стоящего согласного. (и, е, ё, ю,я) - Назовите гласные буквы, которые обозначают твёрдость впереди стоящего согласного (а, у, о,ы,э) 3.Теперь можно открыть 3 конверт. Загадка « Никто его не видывал, а всякий слыхивал.»

Что записано? (загадка)

Кто знает отгадку? (эхо)

Мы можем увидеть эхо?
- Кому из вас приходилось слышать эхо, когда и где?
- Что это такое? (отражение звуковой волны)

Выделите первый звук в слове ЭХО. [э]

Артикуляция: рот открыт, язык находится внизу, слегка приподнят. - Дайте характеристику этому звуку. (гласный) Почему? (тянется, поётся, воздух не встречает препятствий). Физминутка Буратино потянулся. Раз нагнулся, два нагнулся. Руки в стороны развёл Ключик видно не нашел. Чтобы ключик нам достать, На носочки нужно встать!
III. Сообщение темы и целей урока . - Итак, ребята, с какой буквой мы сегодня познакомимся?

Определите тему урока. (Звук [э] и буквы Ээ)

Чему мы научимся на уроке? Как вы думаете? (научимся правильно произносить звук, узнавать его среди других звуков)

На доске буквы Ээ.
Буква Э на эс дивится. Словно в зеркало глядится. Сходство есть наверняка. Только нету языка.
- На какую букву похожа Э? называют похожие буквы. - Покажите «дом» буквы Э в алфавите.. Назовите и покажите соседей буквы Э. Показывает ученик из 1 группы.
- Ребята, фея «Грамота» предлагает поиграть в игру: «ЭХО» -Вы были в лесу? Кто повторяет за нами? Правильно – это ЭХО. Эхо, ребята, это акустическая волна, отраженная от какого-либо препятствия. Оно повторяет последний слог. Давайте поиграем. Вы - Эхо. Я называю слово, а вы отвечайте вместо него
Лук –ук, мак – ак, дом – ом, гном –ном, это – то, май –ай, лей –ей. . Молодцы!

IV. Изучение нового материала.

    Откроем 4 конверт .
- Здесь для вас слоги. Прочитайте только с буквой э
мэ ма, лэ лу ры эр но ки эс эд эм бу гэ
    Словарная работа. Конверт №5
- Ребята, а вы знаете, что в русском языке совсем мало слов с буквой э: эй, эх, это, эти, эта, этот. Эта буква встречается в основном в словах иноязычного происхождения, они пришли к нам из другого языка. Экскаватор – строительная машина с большой лопатой. Экология – наука о защите окружающей среды. А как нужно относиться ко всему, что окружает нас с вами? Алоэ – лекарственное растение, с толстыми колючими листьями. 400 видов. В переводе с арабского языка означает «горький» Поэт – человек, который сочиняет стихи. Эму – большая птица, но не летает, а быстро бегает. Страус. - Ребята, в какой части слова спрятался звук э? (вначале, середине или в конце слова)

3.А сейчас мы откроем 6 конверт.
Выполните звукобуквенный анализ слов. 1 группа 2 группа 3 группа эхо Эдик эскимо Эмма экран экипаж

4. Физминутка. Дует ветер нам в лицо Закачалось деревцо. Ветер тише-тише-тише Деревцо всё выше-выше!

5 Конверт № 7. Работа по учебнику. 1 группа. Чтение слогов. С.52 (4уч-ка) 2 группа. Чтение текста «Это наш дом» с.52 (3 уч-ка) 3 группа. Чтение текста в Букваре (доп) с92 (4уч-ка)
V. Закрепление -Ребята, мы выполнили задания. Но я хочу дать вам последнее задание. Напиши в квадратиках букву, которую мы сегодня выучили. - А какую букву вы узнали? Букву Э. - Следующее задание – это игра «Найди меня». -Вы должны найти все буквы э и обвести их. Каким цветом? Почему?
VI. Рефлексия. -Вот и подошёл к концу наш урок. - С какой буквой мы познакомились? -Какое задание вам понравилось? - Кому на уроке было интересно, кто узнал что-то новое, похлопайте в ладоши. -Молодцы, ребята, вы хорошо потрудились, можно отдохнуть.

Вот и подошло время познакомиться с буквой «Э». И, хотя она не так часто встречается в словах, обучающее видео поможет малышам сделать занятие легким и познавательным.

Видео-урок «Азбука для детей. Учим букву Э»

Занятие 26. Буква Э

Ведущая напишет на бумаге новую букву. Малыши увидят «Э» заглавную и «э» маленькую. На карточках они увидят настоящий экскаватор и фотографию страуса эму.

Книжечка со стихами С. Маршака поможет детям хорошо запомнить букву «Э» и сделать еще одно открытие в познании мира. Ребята получат первое понятие о том, как работает дверной звонок: к кнопке подсоединен электрический шнурок.

Маленькие «знайки» с радостью будут играть в игру «Найди букву».

  1. Помогите ребенку научиться на слух из слова выделять звуки, находить их в книжках и самому писать в виде букв. Например, четко произнесите слово, и спросите, из каких звуков оно состоит. Предложите написать их в виде букв.
  2. Для развития навыков чтения поиграйте словами. Изменяйте их при помощи добавления одной, а потом и нескольких букв, переставляйте буквы местами. Для этого можете их писать на бумаге или используйте карточки с алфавитом. Маленький ученик наглядно увидит, как одно слово превращается в совершенно другое. Вот этот не сложный принцип: ложка, кошка, мошка, плошка.