Меню
Бесплатно
Главная  /  Экзема у человека  /  Александра федоровна была принцессой. Императрица александра феодоровна: «солнечный луч, разбивший империю. Распутин в жизни императрицы

Александра федоровна была принцессой. Императрица александра феодоровна: «солнечный луч, разбивший империю. Распутин в жизни императрицы

Листая фотоальбомы последней императорской семьи, часто можно увидеть фотоснимки императрицы Александры Федоровны в инвалидном кресле, либо же в постели и в основном в сидячем положении. А ведь на момент гибели в Ипатьевском доме ей было всего лишь немного за сорок. Любознательный исследователь, в связи с этим, непременно заинтересуется и попытается узнать, что за болезнь или какие обстоятельства жизни привели русскую императрицу к такому положению?

Императрица Александра Федоровна

Полистав разные книги и мемуары о жизни Алисы Гессен-Дармштадской, в крещении Александры Федоровны, приходишь к весьма печальному выводу: последнему русскому императору Николаю II Романову досталась в жены женщина весьма и весьма нездоровая. Нездоровая уже с рождения, что в дальнейшем и сказалось на ее жизни и, увы, на судьбе одного из детей - цесаревича Алексея.


Императрица Александра Федоровна в домашних комнатах

Как оказывается, Александра Федоровна с детства страдала невралгией лицевого нерва и воспалением пояснично-крестцового нерва и люмбаго. Последняя болезнь особенно обострилась после того, как императрица вынуждена была помногу часов стоять во время придворных церемоний и торжеств. В результате в руках у императрицы все чаще можно увидеть на фотоснимках трость, а потом уже и ее саму в инвалидной коляске. "Аликс себя чувствует, в общем, хорошо, но не может ходить, потому что сейчас же начинается боль; по залам она ездит в креслах ," - так писал императрице Марии Федоровне Николай II в марте 1899 года.

На прогулке в парке Царского Села


Прогулка с мужем и девочками

Женские особенности организма тоже сыграли свою злую шутку. Так любимая фрейлина императрицы А.Вырубова писала: "Александра Федоровна заболела в возрасте 14 лет, когда у нее начались менструации. В это время у нее начинается сонливость. Она засыпает. Потом во время сна делаются конвульсии. Она бьется по несколько минут. Потом успокаивается. Снова засыпает. Начинает говорить или петь - ужасающим образом. Ее лечили. Это прошло. Когда ей исполнилось 18 лет, болезнь стала возобновляться, но редко: два, три раза в год .". Видимо с этими критическими женскими днями связано и ее поведение на людях, о котором в своем дневнике пишет Е.А. Святополк-Мирской в феврале 1906 году: "Александра Федоровна имеет дурное влияние, что она злая и ужасный характер, на нее нападают ражи, и тогда она не помнит, что делает ."

Видимо из-за этих женских проблем Александра Федоровна плохо переносила жару и потому в теплых помещениях у нее начинались приступы удушья и она могла упасть в обморок. В связи с этим в покоях дворцов температура помещений поддерживалась даже зимой на весьма низком градусе.

Во время болезни в кругу семьи

С 1908 года у императрицы начинаются болезни сердца, придворные врачи постоянно навещают ее, она ездит на лечение за границу. Ксения Александровна отмечает этот факт в своем дневнике 11 января 1910 года: "Бедный Ники озабочен и расстроен здоровьем Аликс. У нее опять были сильные боли в сердце, и она очень ослабела. Говорят, что это на нервной подкладке, нервы сердечной сумки. По-видимому это гораздо серьезнее, чем думают ". Так же в феврале 1909 года А.В. Богданович пишет в своем дневнике: "Про царицу Штюрмер сказал, что у нее страшная неврастения, что у нее на ногах появились язвы, что она может кончить сумашедствием ". В сентябре того же года появляется там же вот такая запись: "Сегодня Каульбарс сказал, что царица совсем больна — у нее удушье, ноги опухли ." Опухшие ноги, неврастения, язвы - все это признаки проблем с сердцем и кровообращением в сосудах.

Во время обеда на природе

На яхте "Штандарт"

Более того, императрица имела весьма экзотические болезни, типа аллергии на цветочные запахи. Поэтому в Петергофе, Царском Селе и Ливадии высаживались исключительно сорта роз, которые не имели запаха. Прикосновение к металлу вызывало у императрицы тоже проблемы и из-за этого все ванны и бассейны, которыми пользовалась Александра Федоровна были обтянуты замшевыми чехлами.

На прогулке с цесаревичем Алексеем

Императрица Александра Федоровна с семьей

С дочерьми и мужем

Сердце, голова и болезни ног, т.е. варикоз, - все это болит еще и от курения! Да, последняя русская императрица дымила как паровоз, хотя фотографии подобного действа вряд ли можно найти вообще где либо. "Пост состоит в том, что я не курю - я пощусь с самого начала войн и люблю ходить в церковь " и "Я себя скверно чувствую, так что даже несколько дней не курила ", - такие вот сообщения можно прочесть в письмах императрицы императору Николаю II, который также любил подымить. Голова у императрицы болела, начиная с первого дня супружеской жизни, что отражено в дневниковых записях и письмах. Что это: от женских проблем или неврозов?

Императрица Александра Федоровна с любимой фрейлиной и подругой Анной Вырубовой

Все эти женские проблемы и головные боли среди приемов, в церкви и обедах, а также несколько странные отношения с Анной Вырубовой породили слухи и о том, что императрица была сексуальной извращенкой - предпочитала гомосексуальную (лесбийскую) любовь нормальным супружеским отношениям с мужем.

За императрицей наблюдали очень внимательно и потому периодически в мемуарах той или иной особы, приближенной в то время ко двору, можно встретить следующие записи. Так в декабре 1910 года А.В. Богданович пишет: "Более чем когда-либо она близка с Вырубовой, которой все говорит, что ей говорит царь, царь же царице все постоянно высказывает. Вырубову во дворце все презирают, но никто против нее идти не решается, – она бывает постоянно у царицы: утром от 11 до часу, затем от двух часов до пяти и каждый вечер до 11 4 / 2 часов. Прежде бывало, что во время прихода царя Вырубова сокращалась, а теперь сидит все время. В 11 4 / 2 царь идет заниматься, а Вырубова с царицей идут в спальню. Печальная, постыдная картина! ". И чуть ранее, в мае 1910 года о визитах врача к императрице А.В. Богданович записала: "Был Рейн. Про молодую царицу сказал, что неоднократно ей предлагали позвать его, но она все отклоняет, не хочет показываться специалисту. Надо думать, что у нее есть что-то секретное, что она не решается доверить, и, зная, что опытный врач поймет, в чем дело, отклоняет помощь специалистов ".

В кресле на природе


В 1912 году лесбийская связь стала соединяться в слухах и записях еще и с близостью обеих дам с Григорием Распутиным. Так ли это было знают только они сами, но судя по трогательным письмам и отношениям Александры Федоровны и Николая II - слухи и есть слухи, и никакой сексуальной связи, да еще в весьма сомнительном виде не было. Да и если было? Это личное дело двух людей, которые решили, что им так будет хорошо.

Болезни императрицы вероятно сыграли свою злую роль в русской истории, но самое страшное, что она не смогла подарить России здорового наследника престола и родила мальчика с гемофилией - наследственным страшным заболеванием, передающимся ребенку по материнской линии. Так Александра Федоровна поставила точку в династии Романовых!

Журнал «Фома» продолжает рубрику «Мысли великих», где публикуются изречения и афоризмы святых отцов, писателей, философов. Сборники изречений – древняя традиция, восходящая к античности и раннему христианству. Сегодня мы предлагаем познакомиться с мудрыми изречениями Александры Федоровны Романовой – страстотерпицы и жены последнего русского императора Николая II.

О Боге и жизни по вере

Истинная вера проявляется во всем нашем поведении. Это как соки живого дерева, которые доходят до самых дальних веточек.

Мы знаем, что, когда Он отказывает нам в нашей просьбе, то выполнение ее было бы нам во зло; когда Он ведет нас не по той дороге, которую мы наметили, Он прав; когда Он наказывает или исправляет нас, то делает это с любовью. Мы знаем, что Он все делает ради нашего высшего блага.

Пусть на примере вашей жизни ближние увидят, что вера - это нечто большее, чем учение или соблюдение обрядов.

Воспоминание о прошлых милостях поддержит веру в Бога в испытаниях грядущих.

Не падайте духом, а спокойно доверяйтесь воле Божией, и, что бы вам ни выпало, переносите все во славу Господа, так как после зимы следует лето, после ночи - день, а после бури - тишина.

Мессию в Ветхом Завете много раз называют Слугой Божиим. Служение - это не что-то низменное, это Божественное.

Если наша любовь верная и искренняя, мы всегда уповаем на небеса.

Что такое молитва? Это когда мы находимся рядом со Христом.

Иных религия делает суровыми и угрюмыми. Но это не по-христиански. Религия, которую вдохновляет слово Христа, - солнечная и радостная.

Радость - это отличие христианина. Христианину никогда не следует впадать в уныние, никогда не следует сомневаться в том, что добро победит зло.

Если в нас живет слово Христа, оно заставит нас помогать другим.

О человеке и добродетелях

Мы должны стать настоящими людьми.

Быть великим - значит быть счастливым, - это одно из ошибочных мнений, которого придерживалась почти во все времена большая часть человечества. Быть добрым - значит быть счастливым, - вот тайна, доступная тем немногим мудрым и добродетельным, которые являются украшением не только сами о себе, но и украшением ближних и Отечества.

Душа пишет свою историю на теле.

Чем смиреннее человек, тем больше мира в его душе.

Смирение не в том, чтобы рассказать о своих недо­статках, а в том, чтобы вынести, как о них говорят дру­гие; в том, чтобы слушать их терпеливо и даже с благо­дарностью; в исправлении недостатков, о которых нам говорят; в том, чтобы не испытывать неприязни к тем, кто нам о них говорит.

Занимаясь благотворительностью, важно не потонуть в самоуважении.

Основа благородного характера - абсолютная искренность.

Чистота помыслов и чистота души - вот, что действительно облагораживает.

Ободрение нас вдохновляет; если его нет, гаснут многие благородные возможности.

Истинная мудрость состоит не в усвоении знаний, а в правильном применении их во благо.

Первый урок, который нужно выучить и исполнить, - это терпение.

Если все хорошо внутри, то ничто не повредит снаружи.

Если вы осознаете, что вы из себя представляете, вы не будете обращать внимание на то, что о вас говорят люди.

Будь мужественным - это главное.

Настоящая добродетель - это без свидетелей поступать так, как обычно поступают перед глазами мира.

Доверяй своему сердцу, особенно, когда это доверие в добром, слушай его.

Тот, кто сделал добро, не должен об этом говорить, но если этим хвастают, добро теряет благородство...

От­давайте, не ища ничего взамен, не рассчитывая выгоду в будущем; отдавайте детям, старикам, умирающим, тем, кто не сможет отблагодарить, и тем, кого вы больше никогда не увидите, иначе это будет не благодеяние, а торгашество; старайтесь помочь даже вашим врагам. Не доверяйте раздачу своей милостыни сомнительным по­средникам, иначе само деяние, которое апостол назвал "трудъ любве" (1 Сол. 1, 3), будет под сомнением. Своей собственной рукой творите то, что подсказало вам серд­це. Так вы познакомитесь с жизнью и нуждами бедня­ков - созданий Христа.

Чем дольше я живу, тем отчетливее понимаю, что главная разница между людьми сильными и слабыми, великими и ничтожными - это энергия, непобедимая решимость, твердая цель, при которых и смерть - победа.

Никогда человек не бывает так прекрасен, как во время молитвы о своем прощении или прощении другого.

Нравственность - вот, что определяет смысл какого-нибудь поступка - смысл суетный или неотмирный.

Самое трудное, что человек должен преодолеть - это самого себя.

Взаимоотношения людей. Любовь, семья

Жизнь человечества - это большая общая жизнь отдельных человеческих созданий. Нужно понять, что существование одного человека отдельно от всех других людей - это то же самое, как если бы человек существовал отдельно от клеток своего собственного организма.

Каждый до конца своей жизни несет священную ответственность за счастье и высшее благо другого.

Мы должны стараться, чтобы все, что мы делаем, вся наша жизнь, были на благо другим людям. Мы должны так жить, чтобы никому не навредить, чтобы наша жизнь служила примером для других.

Потщиться сделать счастливыми своих ближних - это путь и к собственному счастью.

Большинство споров между людьми никчемны. Они вызваны или вмешательством посторонних, или легкомысленными словами, или действием нераскаянных грехов.

Людям рядом с нами больше всего нужна просто доброта.

Слова добрые всегда соединяют.

Никто не заслуживает большей награды, чем миротворцы.

Почти беспредельны возможности помогать людям, просто беседуя с ними. Тот, кто умеет говорить убежденно, умеет говорить языком любви, может вдохновить других на добрые и прекрасные дела, утешить их горе, подбодрить упавших духом, просветить тех, кто неопытен, - тысячею способов может помочь ближним.

Невзгоды - это то время, когда нужно поддержать ближнего.

В мире много людей, впавших в отчаяние, и мы должны уметь сказать им слово надежды или сделать доброе дело, которое выведет их из безысходности и даст силы вернуться к радостной, полной жизни.

Кто перестает помогать другим, становится обузой и для себя.

Каждый новый друг, входящий в нашу жизнь, доверяется нам. Самое правильное понятие о дружбе - это то, что она дает нам возможность служить, помогать, защищать другого. Момент, когда у нас появляется новый друг - это священный момент. Это еще одна жизнь, порученная нам, чтобы мы могли быть для нее благом, внести в нее красоту, быть ей убежищем и защитой.

Наполните любовью свои дни. Забудьте себя и помните о других. Если кому-то нужна ваша доброта, то доброту эту окажите немедленно, сейчас… Если сердце жаждет слов ободрения, благодарности, поддержки скажите эти слова сегодня.

Одно слово охватывает все - это слово «любовь». В слове «любовь» целый том мыслей о жизни и долге, и когда мы пристально и внимательно изучаем его, каждая из них выступает ясно и отчетливо.

Как сладки слова Правды, несомые дыханием любви.

Только та жизнь достойна, в которой есть жертвенная любовь.

Иисус требует любви не только как прекрасного чувства, а любви, пронизывающей всю повседневную жизнь, влияющей на отношения со всеми людьми.

Не может быть глубокой и искренней любви там, где правит эгоизм. Совершенная любовь - это совершенное самоотречение.

Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на борьбу и ссоры, особенно в священном кругу семьи.

Пока любишь, прощаешь.

Брак - это Божественный обряд. Он был частью замысла Божия, когда Тот создавал человека. Это самая тесная и самая святая связь на земле.

Любовь не вырастает, не становится великой и совершенной вдруг и сама по себе, но требует времени и постоянного попечения.

В любви нужна особая деликатность. Можно быть искренним и преданным, и все же в речах и поступках может не хватить той нежности, которая так покоряет сердца… Чем ближе отношения, тем больнее сердцу от взгляда, тона, жеста или слова, которые говорят о раздражительности или просто необдуманны.

Без чистоты невозможно представить истинную женственность. Даже среди этого мира, погрязшего в грехах и пороках, возможно сохранить эту святую чистоту.

Можно понять, какова женщина, по дому, который она создает.

Женщина наделена даром сочувствия, деликатности, умением вдохновлять. Это делает ее похожей на посланца Христа с миссией облегчить человеческие страдания и горести.

Отношение к женщинам - вот лучший способ проверить благородство мужчины.

Родители должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей - не на словах, а на деле. Они должны учить своих детей примером своей жизни.

Никогда не забываются песни детства. Воспоминания о них лежат под грузом заполненных заботами лет, как зимой под снегом нежные цветы.

Жизненно важно значение среды. Мы еще не вполне понимаем, как много значит атмосфера в доме, где растут дети, для становления их характера. Самое первое место для нас, где мы учимся правде, честности, любви - это наш дом - самое родное место для нас в мире.

Жизнь. Умиротворение

Каждый день - это жизнь в миниатюре.

Мы часто теряем то дорогое, что у нас есть, гоняясь за недостижимым.

Сколько возможностей сделать хорошее мы упускаем, даже не сознавая ценности того, что упустили!

Из-за постоянных хлопот и забот мы не раскрываем и половину хорошего, что есть в нас.

Смысл жизни не в том, чтобы делать то, что нравится, а в том, чтобы с любовью делать то, что должен.

Иди вперед, ошибайся, падай и снова вставай, толь­ко продолжай идти.

Часто для обыденных дел требуется больше небесной благодати, чем для великих.

Нет человека настолько бедного, чтобы он мог счи­тать себя таким. Мудрость в том, чтобы человек позво­лил Господу решать все за него.

У каждого есть свое место, и каждый важен на своем месте. Самые малые и незначительные тоже имеют свои места, и необходимо, чтобы эти маленькие места так же были заполнены, как места, которые занимают самые важные и значительные личности.

Никогда не падайте духом и не давайте падать духом другим.

Мы созидатели. Человеческие жизни повсюду, как недостроенные здания, и все, кто проходит мимо, кладут на стену кирпич или добавляют какое-нибудь украшение. Каждый, с кем мы соприкасаемся, кто говорит нам хотя бы слово, кто хотя бы издали на нас влияет, оставляет в нашем характере черточку красоты или знак чего-то дурного.

Мы должны оставаться на своем месте, выполнять свой долг, нести свою ношу, выполнять Божию волю. Это тропа к душевному покою.

Покой, который дает нам Господь, - это покой души - не внешней покой, не безделье. Можно наслаждаться им со всей полнотой, и в то же время непрерывно работать и переносить страдания и боль. Некоторые из лучших христиан, которых когда-либо знал мир, были величайшими страдальцами, но в то же время, ничто не могло нарушить их душевный покой.

Только те, у кого в душе царит мир, могут хорошо выполнять свою работу. Беспокойный ум не годится для хорошей работы.

Беспокойство делает нас слабыми.

Раздраженный ум не может ясно мыслить.

Покой - это Божественный дар, но, в то же время, надо этому учиться. Учиться, взяв на себя иго Христово.

Самое доброе дело, которое учитель может сделать своим ученикам - это научить их вести жизнь, полную веры и мужества, - жизнь победителей.

Биография Александры Феодоровны Романовой

Александра Фёдоровна (Феодоровна, урождённая принцесса Виктория Алиса Елена Луиза Беатриса Гессен-Дармштадтская; 6 июня 1872 - 17 июля 1918) - российская императрица, супруга Николая II (c 1894 года).

Будущая императрица появилась на свет в 1872 году в Дармштадте (Германия), в семье великого герцога Гессенского и Рейнского Людвига IV и герцогини Алисы, дочери английской королевы Виктории. 1 июля 1872 года она была крещена по лютеранскому обряду.

Алиса была любимой внучкой королевы Виктории.

В возрасте 12-и лет (1884 год) принцесса Алиса впервые приехала в Россию на свадьбу своей старшей сестры Эллы (в православии - Елизавета Фёдоровна), которая сочеталась браком с великим князем Сергеем Александровичем.

Затем в 1889 году Алиса посетила Россию во второй раз по приглашению великого князя Сергея Александровича. Во время этого визита принцесса познакомилась с цесаревичем Николаем Александровичем.

Молодые люди сразу же обратили друг на друга внимание, но им пришлось бороться за свое счастье, т. к. родители цесаревича были против их. 6 апреля 1894 года манифестом было объявлено о помолвке Николая и Алисы Гессен-Дармштадтской.

Несколько месяцев перед свадьбой Алиса изучала основы православия и русский язык, и 21 октября (2 ноября) 1894 года в Ливадии (Крым) приняла через миропомазание православие с именем Александра и отчеством Фёдоровна (Феодоровна).

14 (26) ноября 1894 года в Большой церкви Зимнего дворца состоялось венчание Александры и Николая II. У них родились четыре дочери: Ольга (3/15 ноября 1895 года), Татьяна (29 мая/10 июня 1897 года), Мария (14/26 июня 1899 года) и Анастасия (5/18 июня 1901 года).

Спустя некоторое время, 30 июля (12 августа) 1904 года в семье молодого императора родился долгожданный сын - цесаревич Алексей Николаевич. Но к большому несчастью всей царской семьи он унаследовал по линии матери тяжелую болезнь - гемофилию.

Николай и Александра стойко переносили это испытание, окружив цесаревича нежной заботой и любовью. Это была по-настоящему дружная христианская семья, где родители смогли дать своим детям доброе воспитание словом и примером.

Во время Первой мировой войны в Царском Селе, где большую часть времени проживала императорская семья, был оборудован госпиталь для раненных солдат, и императрица Александра Фёдоровна вместе с дочерями Ольгой и Татьяной работали в нем хирургическими медсестрами (пройдя предварительное обучение).

8 (21) марта 1917 года, после Февральской революции, императорская семья была арестована в соответствии с постановлением Временного правительства и находилась какое-то время под домашним заключением в Александровском дворце, затем, в начале августа 1917 года, была выслана в Тобольск, а в апреле 1918 года по решению большевиков - в Екатеринбург.

В Екатеринбурге в ночь на 17 июля 1918 года в подвале дома купца Ипатьева царская семья приняла мученическую кончину: Николай II, его супруга Александра Федоровна и их дети были расстреляны…

В августе 2000 года император Николай II и все члены царской семьи были канонизированы Русской Православной Церковью в лике святых страстотерпцев.

Сегодня праздник образа «Нечаянной Радости», стала теперь всегда читать, и ты, душка, то же самое делай. Годовщина нашего последнего путешествия, помнишь, как уютно было. Старица добрая тоже ушла, ее образ всегда со мной. Раз получила письмо от Демидовой из Сибири. Очень бедна. Так хочется Аннушку повидать, о многом мне расскажет. Вчера 9 месяцев, что заперты. Больше 4, что здесь живем. Это английская сестра мне писала? Или что? Удивляюсь, что Нини и семья не получили образа, который им до нашего отъезда посылала… Жалко, что добрая Федосья не с Вами. Привет и спасибо моему верному, старому Берчику и Насте. Этот год ничего им давать не могу под елкой, как грустно. Родная моя, молодец дорогой, Христос с тобой. Надеюсь, что соединимся в молитвах. Спасибо отцу Досифею и отцу Иоанну, что не забыли.

Я утром в постели пишу и Jimmy спит у меня прямо под носом и мешает писать. Ортипо на ногах, теплее им так. Подумай, добрый Макаров (комиссар) послал мне 2 месяца назад святого Симеона Верхотурского, Благовещение, из «Mande» комнаты и из спальни над умывальником Мадонна; 4 маленькие гравюры над «Mande» кушеткой, 5 пастель Каульбаха из большой гостиной, сам все собрал и взял мою голову (Каульбаха). Твой увеличенный снимок из Ливадии, Татьяна и я, Алексей около будки с часовым, акварели Александра III, Николая I. Маленький коврик из спальни - моя соломенная кушетка (она стоит в спальне теперь и между другими подушками, та из роз от Сайде Муфти-Заде, которая всю дорогу с нами сделала). Последнюю минуту ночью ее взяла из Царского Села и спала на ней в поезде и на пароходе - чудный запах меня порадовал. Ты имеешь известие от Гахама? Напиши ему и поклонись. Сыробоярский был у него летом, помнишь его? Он теперь во Владивостоке.

22 градуса сегодня, ясное солнце. Хочется фотографию посылать, но не решаюсь по почте. Помнишь Клавдию М. Битнер, сестра милосердия в Лианозовском лазарете, она дает детям уроки, счастье такое. Дни летят, опять суббота, всенощная в 9 час. Устроились уютно с нашими образами и лампадками в углу залы, но это не церковь. Привыкли эти 3,5 года быть почти ежедневно до лазарета у Знаменья - очень не достает. Советую Жилику написать. Вот перо опять наполнили! Посылаю макароны, колбасы, кофе - хотя пост теперь. Я всегда из супа вытаскиваю зелень, чтобы бульон не есть, и не курю. Все мне так легко и быть без воздуха, и часто почти не сплю, тело мне не мешает, сердце лучше, так как я очень спокойно живу и без движений, была страшно худа, теперь менее заметно, хотя платья как мешки и без корсета еще более худая. Волосы тоже быстро седеют. Дух у всех семи бодр. Господь так близок, чувствуешь Его поддержку, удивляешься часто, что переносишь вещи и разлуки, которые раньше убили бы. Мирно на душе, хотя страдаешь сильно, сильно за Родину и за Тебя, но знаешь, что в конце концов все к лучшему, но ничего больше решительно не понимаешь - все с ума сошли. Бесконечно тебя люблю и горюю за свою «маленькую дочку» - но знаю, что она стала большая, опытная, настоящий воин Христов. Помнишь карточку Христовой Невесты? Знаю, что тебя тянет в монастырь (несмотря на твоего нового друга)! Да, Господь все ведет, все хочется верить, что увидим еще храм, Покров с приделами на своем месте - с большим и маленьким монастырем. Где сестра Мария и Татьяна. Мать генерала Орлова писала. Знаешь, Иван был убит на войне, и невеста убилась из отчаяния, лежат они с их отцом. Алексей на Юге, не знаю где. Привет моим дорогим уланам и отцу Иоанну, всегда о них всех молюсь.

После годовщины, по-моему, Господь умилосердится над Родиной. Могла бы часами еще писать, но нельзя. Радость моя, сожги письма всегда, в наши тревожные времена это лучше, у меня тоже ничего не осталось прошлого, дорогого. Мы все тебя нежно целуем и благословляем. Господь велик и не оставит Своей всеобъемлющей любви… бодрствуй… Буду особенно вспоминать в Праздник, молиться и надеяться, что увидимся, когда, где и как, одному Ему известно, и будем все Ему предавать, который лучше нас все знает.


Виктория Алиса Елена Луиза Беатрис Гессен-Дармштадтская, императрица Александра Федоровна , которую супруг Николай II нежно называл «Аликс», отличалась безупречным вкусом и слыла законодательницей мод. При этом сама она не увлекалась модными журналами и не следила за современными тенденциями – ее пуританское воспитание и природная сдержанность исключали страсть к роскоши и охоту за модными новинками. Она категорически отвергала «крайности моды»: если популярные фасоны платьев казались ей неудобными, она их не носила.





Многим придворным дамам Александра Федоровна казалась слишком чопорной, неприветливой и холодной, в чем даже усматривали признаки болезни. Однако такое поведение объяснялось лишь застенчивостью и смущением из-за общения с малознакомыми людьми, а также английским воспитанием, которое она получила у своей бабушки, английской королевы Виктории. Пуританские взгляды отразились и на манере ее поведения, и на вкусовых пристрастиях и стиле. Многие предметы роскоши и модные наряды отвергались ею как «бесполезные». Так, например, императрица отказалась носить узкую юбку из-за того, что в ней было неудобно ходить.





Последняя российская императрица предпочитала наряды от братьев Ворт (сыновей известного французского кутюрье Чарльза Ворта), Альбера Бризака, Редферна, Ольги Бульбенковой и Надежды Ламановой. Братья Ворт и Бризак шили для нее вечерние и бальные наряды, Ольга Бульбенкова – парадные платья с золотым шитьем, у Редферна она заказывала удобную городскую одежду для визитов и прогулок, а у Ламановой – как повседневную одежду, так и платья для балов и приемов.





В ее гардеробе преобладала одежда нежных пастельных оттенков, светло-розовые, голубые, бледно-сиреневые и светло-серые наряды эпохи Ар Нуво. Модельер Поль Пуаре называл эти цвета «неврастенической гаммой». Атласные туфли императрица не любила, она предпочитала замшевые туфли с длинным узким носком, золотистого или белого цвета.





Ее стилю были присущи спокойные элегантные силуэты и тончайшие изысканные оттенки, которые соответствовали ее статусу, гармонировали с типом внешности и в то же время были отражением ее природной сдержанности и скромности. Ее современницы отмечали, что «одевалась она очень хорошо, но не экстравагантно», а некоторые даже утверждали, что нарядами она и вовсе не интересовалась.







Александра Федоровна практически не пользовалась косметикой, не делала маникюр, объясняя это тем, что императору не нравятся «наманикюренные ногти», волосы завивала только накануне больших дворцовых выходов. Ее любимыми ароматами были «Белая роза» парфюмерной фирмы «Аткинсон» и туалетная вода «Вербена». Эти ароматы она называла самыми «прозрачными».





Императрица хорошо разбиралась в ювелирных украшениях, из которых предпочитала носить перстни и браслеты. В мемуарах одна из современниц, характеризуя стиль Александры Федоровны, говорит, что она «всегда носила перстень с крупной жемчужиной, а также крест, усыпанный драгоценными камнями».









К своему туалету Александра Федоровна относилась с немецким педантизмом и аккуратностью. По воспоминаниям современников, «императрица заранее подбирала одежду на неделю вперед, исходя из своего участия в тех или иных мероприятиях, а также согласуясь с личными предпочтениями. Она сообщала о своем выборе камер-юнгферам. Затем каждый день Александра Федоровна получала от них краткий письменный перечень одежды, планируемой на день следующий, и давала окончательные инструкции по поводу своего гардероба. Иногда императрица сомневалась, что ей надеть, и просила подготовить несколько комплектов одежды, чтобы иметь возможность выбора».

Университета, где получила диплом бакалавра философии. Культура ведения дневника и переписки отличала принцессу Алису с детства.

Венценосная семья сделалась образцом подлинно христианской, сплочённой семьи. У императорской четы родились 4 дочери: страстотерпицы великие княжны Ольга Николаевна (3 ноября ), Татиана Николаевна (29 мая ), Мария Николаевна (14 июня ), Анастасия Николаевна (5 июня ). 30 июля года на свет появился долгожданный, вымоленный у Бога наследник престола - страстотерпец цесаревич великий князь Алексий Николаевич , которому передалась наследственная болезнь потомков королевы Виктории - гемофилия. Государыня несла заботы о воспитании и обучении детей, передала им свою культуру переписки и ведения дневника, свою религиозность. Не случайно царская семья, по словам историков, принадлежат «к числу лучше всего документированных в истории» . Кроме письменных источников сохранилось более 150 тысяч фотографий императорской семьи, в которой каждый имел личный фотоаппарат; известны более тысячи альбомов с фотоснимками .

Императрица заботилась о здоровье всех членов семьи, особенно сына. Первоначальное обучение наследника она вела самостоятельно, позже пригласила к нему выдающихся педагогов и наблюдала за ходом учения. Благодаря большому такту императрицы болезнь цесаревича была семейной тайной. Постоянное беспокойство за жизнь Алексия стало главной причиной появления при дворе Г. Е. Распутина , который обладал способностью останавливать кровотечение с помощью гипноза, поэтому в опасные моменты болезни он становился последней надеждой на спасение ребенка. Материнские терзания императрицы и желание сохранить мир в семье со стороны царя обусловили роль Распутина в жизни двора.

По свидетельству современников, государыня была глубоко религиозна. Церковь являлась для нее главным утешением, особенно в то время, когда обострялась болезнь наследника. Фрейлина С. К. Буксгевден отмечала, что императрица Александра верила «в исцеление через молитву», которое связывала со своим происхождением со стороны Гессенского дома от Елисаветы Тюрингенской (Венгерской) (1207-1231), устроившей в Марбурге, Айзенахе, Вартбурге больницы во имя великомученика Георгия и святой Анны и лечившей прокаженных . Императрица выстаивала полные службы в придворных храмах, где ею был введен монастырский богослужебный устав. Комната Александры Феодоровны во дворце представляла собой «соединение спальни императрицы с кельей монахини. Огромная стена, прилегавшая к постели, была сплошь увешана образами и крестами » . Под образами стоял аналой, покрытый древней парчой. В июле года Николай II и Александра Феодоровна участвовали в торжестве прославления и открытия мощей преподобного Серафима Саровского , на средства императорской семьи были сооружены рака и сень для мощей. За год до этого императрица прислала в Саровскую пустынь лампаду и церковные облачения с просьбой ежедневно служить молебен о ее здравии в часовне, устроенной над могилой преподобного Серафима. Она была уверена, что благодаря молитвам преподобного Россия получит наследника .

Заботами императорской семьи было воздвигнуто несколько православных храмов. На родине Александры Феодоровны, в Дармштадте, был построен храм во имя святой Марии Магдалины в память первой Российской императрицы из Гессенского дома - Марии Александровны . 4 октября года в Гамбурге в присутствии Николая II, Александры Феодоровны, великой княгини Елисаветы Феодоровны, великого герцога гессенского в память коронования Российского императора и императрицы был заложен храм во имя Всех святых . На свои средства императорская семья по проекту архитекторов С. С. Кричинского и В. А. Покровского создала в Александровском парке Царского Села Феодоровский городок с придворным собором во имя Феодоровской иконы Божией Матери , освященным 20 августа года, где была устроена молельная с аналоем и креслом для государыни. Подземный храм во имя преподобного Серафима Саровского явился подлинной сокровищницей старинной иконописи и церковной утвари, в нем находилось Евангелие царя Феодора Иоанновича . Под покровительством императрицы работали комитеты по сооружению храмов в память моряков, погибших в Русско-Японской войне - года, и собора Святой Троицы в Петрограде.

Одним из первых начинаний императрицы, прославившейся своей благотворительной деятельностью, стало покровительство императорскому женскому Патриотическому обществу, по рескрипту императора Николая II от 26 февраля года. Необычайно трудолюбивая, много времени посвящавшая рукоделию, императрица организовывала благотворительные ярмарки и базары, где продавались самодельные сувениры. Под ее покровительством находилось множество благотворительных организаций: Дом трудолюбия с учебными мастерскими кройки и шитья и детским интернатом; Общество трудовой помощи образованным лицам; Дом трудолюбия образованных женщин; Ольгинский приют трудолюбия для детей лиц, находящихся на излечении в больнице святой Марии Магдалины; Попечительство императорского Человеколюбивого общества для сбора пожертвований на ремесленное образование бедных детей; Общество трудовой помощи «Улей»; царскосельские Общество рукоделия и Школа народного искусства для обучения кустарному делу; Всероссийское попечительство об охране материнства и младенчества; Братство во имя Царицы Небесной в Москве (при нем существовал приют для 120 детей - слабоумных, калек, эпилептиков - со школой, мастерскими, ремесленным отделением); Приют-ясли 2-го временного Комитета попечительства по охране материнства и младенчества; Приют имени императрицы Александры Феодоровны в Харбине ; ясли Петергофского Благотворительного общества; 4-й Петроградский комитет Всероссийского попечительства об охране материнства и младенчества с убежищем для матерей и яслями-приютом; «Школа нянь» в Царском Селе, учрежденная на личные средства императрицы; царскосельские Община сестер милосердия Российского общества Красного Креста (РОКК) и Дом государыни-императрицы для призрения увечных воинов; Крестовоздвиженская община сестер милосердия РОКК; 1-й Петроградский дамский комитет РОКК; Михайловское в память генерала М. Д. Скобелева общество врачебной помощи малообеспеченным женам, вдовам, детям и сиротам воинов (при нём существовали амбулатория, стационарное отделение, приют для девочек - сирот воинов); Всероссийское Александро-Невское братство трезвости (при нём школа, детский сад, дачный поселок, книжное издательство, народные хоры).

В период Русско-Японской войны Александра Феодоровна лично подготовила санитарные поезда и склады медикаментов для отправки на театр военных действий. Наибольшие труды несла императрица во время Первой Мировой войны . С начала войны Александра Феодоровна и ее старшие дочери прошли курсы ухода за ранеными в Царскосельской общине. В - годах императорский поезд побывал в Москве , Луге , Пскове , Гродно , Двинске (ныне Даугавпилс), Вильне (ныне Вильнюс), Ковно , Ландварово , Ново-Свенцянах , Туле , Орле , Курске , Харькове , Воронеже , Тамбове , Рязани , Витебске , Твери , Лихославле , Ржеве , Великих Луках , Орше , Могилёве , где императрица и ее дети посещали раненых воинов. Для подвижных и полевых складов императрицы создавались специальные поезда. При каждом складе были походная церковь и священник. Для оказания материальной поддержки раненым солдатам и их семьям были учреждены Верховный совет по призрению семей лиц, призванных на войну, а также семей раненых и павших воинов, Всероссийское общество здравниц в память войны 1914-1915 годов. Под покровительством императрицы находились лазареты: при Доме трудолюбия имени Е. А. Нарышкиной; при петроградском Ортопедическом институте; при Михайловском в память М. Д. Скобелева обществе и другие. В Зимнем дворце работал в - годах Комитет склада императрицы.

Исключительный интерес для русской культуры, истории, науки представляют предметы дворцового быта, коллекции древностей, собрания книг и произведений искусства, составленные императрицей и августейшей семьей. Все императорские заказы, предназначенные для дворцов, были уникальны, дубликаты не допускались. Библиотека императрицы и великих княжон в Зимнем дворце насчитывала около 2 тысяч томов, там же хранились и рукописи. Книги Александры Феодоровны находились также в Ливадии, Царском Селе, они отмечены экслибрисом и являются произведениями издательского и переплетного искусства. Поддержка Александрой Феодоровной и всей императорской семьей фирмы Фаберже стала предпосылкой появления нового направления в прикладном искусстве - «императорского стиля», «дизайна и стиля Фаберже». Императрица собирала древности и оказывала содействие ученым. Она получила почетный диплом Археологического института, комитет по сооружению в Москве Музея изящных искусств имени императора Александра III избрал ее почетным членом за активное содействие музею, Пергамский зал музея был назван в честь императрицы. Под покровительством государыни находилось императорское Общество востоковедения, имевшее целью «распространение среди восточных народов точных и правильных сведений о России, а также ознакомление русского общества с материальными нуждами и духовною жизнью Востока ». Александра Феодоровна была искусной художницей, в храме святой Марии Магдалины в Дармштадте сохранились вышитые ею иконы. К началу года она сделала рисунки русского костюма для благотворительного бала в Зимнем дворце, консультируясь с директором Эрмитажа И. А. Всеволожским . Императрица была одета в золотую парчовую одежду, созданную по эскизам с одежды царицы Марии Ильиничны . Другой работой Александры Феодоровны является рисунок знака для частей императорского конвоя. Императрица коллекционировала произведения из многослойного стекла и лично делала указания по производству императорским фарфоровым и стеклянным заводам.

В последние годы царствования, особенно во время Первой мировой войны, Александра Феодоровна стала предметом безжалостной и безосновательной клеветнической кампании, ведомой революционерами и их пособниками как в России , так и в Германии . Широко распространялись слухи о супружеской измене императрицы, о её якобы нецеломудренных отношениях с Распутиным, о её предательстве Родины в пользу Германии. Эта ложь, нагнетаемая в целях свержения царского дома и смущения русского народа, одно время широко распространилась не только в популярных, но и в научных публикациях. Однако, при том что государь знал о чистоте личной жизни императрицы, он также лично распорядился о проведении секретного расследования по поводу «клеветнических слухов о сношениях императрицы с немцами и даже о ее предательстве Родины». Хотя в предвоенный период императрица действительно поддерживала улучшение отношений с Германией, было установлено, что слухи о желании сепаратного мира с немцами, передаче императрицей немцам русских военных планов, распространялись германским генеральным штабом. После отречения государя Чрезвычайная следственная комиссия при Временном правительстве пыталась и не смогла установить виновность Николая II и Александры Феодоровны в каких-либо преступлениях.

Однако, очернение облика царственной семьи, широко распространившиеся потеря веры и верности ей, явное желание широких слоёв элиты империи отказаться от монархического устройства государства обусловили отстранение императорской семьи от власти. 2 марта года император Николай II отрекся от престола за себя и за цесаревича Алексия.

Заточение и мученическая кончина

По решению светский властей России перезахоронение останков было произведено 17 июля года в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга , отпевание возглавил настоятель собора.

Синодальная Комиссия по канонизации святых Московского Патриархата под председательством митрополита Крутицкого Ювеналия нашла «возможным поставить вопрос о причислении к лику святых страстотерпцев ... императрицы Александры Феодоровны » . Постановлением Священного Синода от 10 октября года и определением Архиерейского Собора 18-22 февраля года данная позиция была одобрена. Канонизация Александры Феодоровны и других царственных страстотерпцев в Соборе новомучеников Российских состоялась на Архиерейском Соборе года.

На месте бывшего дома Ипатьева построен храм-памятник «на крови» во имя Всех святых, в земле Российской просиявших . 23 сентября года патриарх Московский и всея Руси Алексий II служил молебен на месте строящегося храма и поместил в его основание закладную грамоту.

Источники, литература

  • ГАРФ , Ф. 640 [Имп. Александра Феодоровна]; Ф. 601 [Имп. Николай II]; Ф. 543 [Колл. ркп. Царскосельского дворца]; Ф. 6787. Оп. 1. Д. № 7 [Мат-лы комис. по вопросу о передаче благотворительных об-в в ведение Мин-ва Гос. призрения].
  • ГИМ ОПИ , Ф. 505, Д. № 24 [Мат-лы учеб. характера Имп. Александры Феодоровны].
  • ГАРФ , Ф. 601, Оп. 1, Д. № 2077 [Дневник прот. Беляева].
  • Список лечебных заведений внутреннего района Империи, находящихся в ведении Главноуполномоченного Российского общества Красного Креста и других учреждений и ведомств, к 1 янв. 1915 г. , Пг., 1915.
  • Лавров, А. П., Верховный совет по призрению семей лиц, призванных на войну, а также семей раненых и павших воинов, состоящий под Августейшим покровительством Ея императорского величества государыни императрицы Александры Феодоровны. Справ. (испр. по 1 апр. 1916) , Пг., 1916.
  • Письма императрицы Александры Феодоровны к императору Николаю II [Пер. с англ. В. Д. Набокова], Берлин, 1922, т. 1-2.
  • Переписка Николая и Александры Романовых , М.; Пг.-Л., 1923-1927, т. 3-5.
  • Падение царского режима: Стеногр. отчеты допросов и показаний, данных в 1917 г. в Чрезвычайной следств. комис. Временного правительства , М.; Л., 1924-1927, 7 т.
  • Дневник императора Николая II, 1890-1906 , М., 1991.
  • Дневники императора Николая II, 1894-1918 , М., 1992.
  • Материалы, связанные с вопросом о канонизации царской семьи , М., 1996.
  • Письма святых царственных мучеников из заточения , СПб., 1996р.
  • "Определения Священного Синода," ЖМП , 1998, № 4, 10.
  • "К проблеме «екатеринбургских останков»: [Мат-лы]," ЖМП , 30-49.
  • Покаяние: Мат-лы правительственной комис. по изучению вопросов, связанных с исследованием и перезахоронением останков Российского императора Николая II и членов его семьи , М., 1998.
  • , М., 1998.
  • Александра Феодоровна Романова, имп., О браке и семейной жизни , М., 1999.
  • Александра Феодоровна Романова, имп., Свет дивный: Дневниковые записи, переписка, жизнеописание , М., 1999.
  • В память Священного коронования Их Имп. Величеств Николая Александровича и Александры Феодоровны в Москве 14 мая 1896 года , СПб., 1896.
  • Путешествие по России и за границей Их Имп. Величеств Государя Императора Николая Александровича и Государыни Императрицы Александры Феодоровны, 13 авг.- 19 окт. 1896 г. , СПб., 1896.
  • Германия в церковно-религиозном отношении с подробным описанием православно-русских церквей [Сост. прот. А. П. Мальцев], СПб., 1903.
  • Гастфрейд, Н. А., Обзор благотворительных учреждений в Германии , СПб., 1905.
  • Шамборант, А. В., Русский Царь с Царицею на поклонении московским святыням , СПб., 1909.
  • Бельский, Л., Легенды и повести о Святой Елисавете Венгерской, ландграфине Тюрингенской , М., 1910.
  • Из моего альбома: 60 фотогр. снимков Е. И. В. Государыни Имп. Александры Феодоровны , Пг.; М., 1915.
  • Березин, В. Л., Святой пример царственных женщин , Пг., 1916.
  • От Ее Имп. Величества Государыни Императрицы Александры Феодоровны: Памятка воину на 1916 год , М., 1916.
  • Щеглов, В. В., Собственные Е. И. В. библиотеки и арсеналы: Крат. ист. очерк, 1715-1915 , Пг., 1917.
  • Жильяр, П., Император Николай II и его семья , Вена, 1921; М., 1991р.
  • Кологривов, К., "Арест государыни императрицы Александры Феодоровны и августейших детей их величеств," Рус. летопись , 1922, кн. 3.
  • Лукомский, Г. К., "Последняя ночь в Александровском дворце," Накануне , 1922, № 189, 18 ноября, 2-3.
  • Кизеветтер, А. А., "Письма императрицы Александры Федоровны к императору Николаю II," СЗ , 1922, № 13, 322-334.
  • Витте, С. Ю., Воспоминания , М.; Пг., 1923, т. 1.
  • Гурко, В. И., Царь и царица , П., 1927.
  • Канторович, В. А., Александра Федоровна: (Опыт характеристики) , Л., 1927.
  • Шуленбург, В. Э., Воспоминания об Императрице Александре Феодоровне , П., 1928.
  • Buxhoeveden, S., The life and Tragedy of Alexandra Fedorovna, Empress of Russia , L., 1928.
  • Орем, С. И., Заговор: Ист. заметки , Белград, 1931.
  • Савченко, П., Государыня Императрица Александра Федоровна , Белград, 1939; Джорд., 1983.
  • Польский, М., прот., Государь император Николай II и его семья - новые мученики российские , Джорд., 1949, ч. 1, 218-264.
  • Мельгунов, С., "Екатеринбургская драма: (Из неизд. кн. «Революция и царь»)," Возрождение , 1949, июль, 13-21.
  • Шавельский, Г. И., Воспоминания последнего протопресвитера русской армии и флота , Н.-Й., 1954; М., 1996, 2 т.
  • Almedingen, E. M., The Empress Alexandra , L., 1961.
  • "Рассветный: Светлой памяти императрицы Александры Феодоровны," Возрождение , 1962, № 127, июль, 38-62.
  • "Из бумаг А. В. Тырковой-Вильямс: Запись рассказа кнг. С. Васильчиковой," Возрождение , 1964, № 156, декабрь, 94-100.
  • Андоленко, С., "Клевета на императрицу," Возрождение , 1968, № 204, декабрь.
  • Киселев, А., прот., Память их в род и род...: То, что надо знать, сохранить, донести , Н.-Й., 1981; М., 1990р.
  • Паломничество царя-мученика благочестивейшаго Государя имп. Николая Александровича , Н.-Й., 1986.
  • Гибель царской семьи: Мат-лы следствия по делу об убийстве царской семьи (авг. 1918 - февр. 1920) [Сост. Н. Росс], Франкфурт-на-Майне, 1987.
  • Грибанов, Э. Д., Российские нагрудные медицинские знаки , Рига, 1989.
  • Фрейлина ее величества: Дневник и восп. А. Вырубовой , М., 1990.
  • Руднев, В. М., "Правда о царской семье и «темных силах»," Светлый отрок: Сб. ст. о царевиче-мученике Алексее и др. царственных мучениках , М., 1990.
  • Соколов, Н. А., Убийство Царской семьи , М., 1990.
  • Дитерихс, М. К., Убийство Царской Семьи и членов Дома Романовых на Урале , М., 1991, 2 ч.
  • Альбом фотографий имп. Александры Феодоровны, 1895-1911 [Публ. З. И. Перегудовой, Рос. архив.], М., 1992, вып. 2-3, 463-466.
  • Вильчковский, С. Н., Царское Село , СПб., 1992.
  • Мэсси, Р., Николай и Александра , М., 1992.
  • Российский императорский дом: Дневники. Письма. Фотографии [Сост. А. Н. Боханов, Д. И. Исмаил-Заде], М., 1992.
  • Волков, А. А., Около Царской семьи , М., 1993.
  • Земляниченко, М. А., Калинин, Н. Н., Романовы и Крым , М., 1993.
  • Мельник (Боткина), Т., Воспоминания о царской семье и ея жизни до и после революции , М., 1993.
  • Радзинский, Э. С., «Господи... спаси и усмири Россию»: Николай II: жизнь и смерть , М., 1993.
  • Федорова, В., "Царские библиотеки," Родина , 1993, № 11, 32-35.
  • Воейков, В. Н., С царем и без царя , М., 1994.
  • Николай и Александра: Двор последних русских императоров, кон. XIX - нач. XX в.: Кат. выст. [Сост. Е. А. Анисимова и др.], СПб., 1994.
  • Болотин, Л., Царское дело: Мат-лы к расследованию убийства Царской Семьи , М., 1996.
  • Мефодий (Кульман), еп., "Из духовного сокровища Царской семьи," ЖМП , 1996, № 11, 68-73.
  • Нектария (Мак Лиз), мон., Свет невечерний: Жизнь Александры Феодоровны Романовой, последней Всероссийской императрицы , М., 1996.
  • Платонов, О. А., Терновый венец России: Николай II в секретной переписке , М., 1996.
  • Иванова, Т. К., Логунова, Е. П., Николай II и его семья в Петергофе , Петергоф, 1997.
  • Боханов, А. Н., Николай II , М., 1998.
  • Мейлунас, А., Мироненко, С., Николай и Александра: Любовь и жизнь , М., 1998.
  • Подурец, А. М., Саров: памятник истории, культуры, православия , Н. Новг., 1998.
  • Пчелов, Е. В., Генеалогия рода Романовых, 1855-1997 , М., 1998.
  • Рябов, Г. Т., Как это было: Романовы: сокрытие тел, поиск, последствия , М., 1998.
  • Сергий (Страгородский), архим., Письма из Сарова 13-22 июля 1903 года , М., 1998.
  • Тайны Коптяковской дороги: Дело веры: Мат-лы к рассмотрению вопроса о так называемых Екатеринбургских останках, предположительно принадлежащих к членам царской семьи и верным слугам их , М., 1998.
  • Соколов, Н. А., "Предварительное следствие, 1919-1922 гг.," Рос. архив , М., 1998, вып. 8.
  • Ден, Ю., Подлинная Царица: Восп. близкой подруги имп. Александры Федоровны , СПб., 1999.
  • "Канонизация святых в XX в.," Комис. Свящ. Синода РПЦ по канонизации святых , М., 1999.
  • Несин, В. Н., Зимний дворец в царствование последнего императора Николая II (1894-1917) , СПб., 1999.

Использованные материалы

  • Максимова, Л. Б., "Александра Феодоровна," Православная энциклопедия , т. 1, 553-558:

Была прославлена Русской Православной Церковью Заграницей года А. В. Колчаком было поручено расследование дела об убийстве царской семьи.

Жильяр, 162.

Александра Феодоровна, Дневниковые записи, переписка , 467.

Тайны Коптяковской дороги , 3.

ЖМП , 1998, № 4, 31.

ЖМП , 1998, № 4, 10.

"Доклад митр. Крутицкого и Коломенского Ювеналия... по вопросу о мученической кончине царской семьи, предложенный на заседании Священного Синода РПЦ 10 окт. 1996 г."