Меню
Бесплатно
Главная  /  Герпес  /  Организация учебной мастерской. Изучающим состояние материальной базы и документации учебных мастерских Учебные мастерские по технологии

Организация учебной мастерской. Изучающим состояние материальной базы и документации учебных мастерских Учебные мастерские по технологии

Учебные мастерские оснащаются основным оборудованием индиви­дуального и общего пользования. К основному оборудованию индиви­дуального пользования относятся: в токарной мастерской - токарные станки, в слесарной мастерской - верстаки с тисками. К основному учебно-производственному оборудованию общего пользования относят­ся станки для заточки инструментов, разметочные плиты и т.п.

Среднее количество оборудования общего пользования устанавливается в размере 10 % от всего оборудования личного пользования. Расстановка оборудования в учебной мастерской может быть фронтальной и линей­ной. Схемы расположения рабочих мест учащихся выбираются в зави­симости от формы помещения учебной мастерской.

Для учебных целей наиболее удобна линейная расстановка оборудо­вания, когда верстаки или станки располагаются в три-четыре ряда фронтом к рабочему месту мастера.

Учебные мастерские должны быть связаны между собой по техноло­гическому процессу. Токарные - рядом с фрезерной. Мастерские, где работа сопряжена с большим шумом, выделением пыли, газа, должны быть изолированы. Норма площади на одного учащегося следующая: для токарей 8-11 м 2 , фрезеровщиков 9-12 м 2 , слесарей-сборщиков 4,3 м 2 . Ширина проходов между станками или верстаками должна быть не ме­нее 0,8м, а проходы между рядами станков или верстаков не менее 1,2 м. Ширина проездов 2 м. Учебные мастерские должны соответствовать ПТБ, оборудование должно быть исправное, иметь ограждение, защит­ные устройства, заземление, безопасные средства работы.

Рабочее место учащегося

Под рабочим местом учащегося следует понимать определенную часть площади мастерской, находящуюся в ведении одного учащегося, с расположенным на нем оборудованием, инструментами, приспособле­ниями, материалами. Оборудование должно обеспечивать высокую производительность и давать возможность осуществлять учебный процесс в соответствии с требованиями ПО, технической эстетики и НОТ. На рабочем месте находится только то, что нужно для текущей работы. Инструменты и детали располагаются в таком порядке, чтобы ими мож­но было пользоваться удобно. Что берут правой рукой - кладут справа, что левой рукой - слева. Всякая вещь должна иметь свое место. Такое расположение инструментов, заготовок, материалов обеспечивает мини­мум утомительных движений при работе.

Рабочее место мастера ПО

Рабочее место располагается так, чтобы мастер мог видеть все рабо­чие места учащихся и наблюдать за их работой. В свою очередь и уча­щиеся должны видеть и слышать все, что рассказывает и показывает мастер со своего рабочего места. Рабочее место возвышается над полом на 250-300 мм. К рабочему месту предъявляются требования: удобство, скорость и качество функций по обучению учащихся; образцовое оснаще­ние, эстетическое оформление учебно-производственными работами, обо­рудованием, технической документацией, ТСО. Все должно находиться на своих местах, «под рукой», не требовать много времени на поиск. Пло­щадь подиума 12 м 2 . На подиуме размешается методический шкаф, стол, демонстрационный верстак, станок. В методическом шкафу размещаются ТСО, инструменты, документация, чертежи, карты. Рабочее место мастер должен содержать в образцовом состоянии, чтобы оно было примером.

6. Аттестация рабочих мест учащихся, мастера ПО, учёной мастерской

Аттестация производится для того, чтобы определить обеспечение комплексного технологического и методического оснащения процесса ПО в учебных мастерских и проводится в соответствии с «Положением об аттестации...», утвержденном 27.10.86 г. При аттестации обращают внимание на: технико-педагогический уровень рабочих мест мастера, учащихся; соответствие количества рабочих мест учащихся их контин­генту; наличие всего оборудования, оснастки, инструментов, приспособ­лений, необходимых для выпуска продукции, предусмотренной учебной программой; оснащенность технологической документацией согласно требованиям ГОСТ, ЕСКД, ЕСТПП на изготовляемую продукцию.

Гончаров Н.Г.,

зав. УМК технологии

Изучающим состояние материальной базы и документации учебных мастерских

К учебно-материальной базе обучения технологии относятся помещения учебных мастерских, учебное оборудование мастерских, санитарно-гигиеническое оборудование и оборудование по охране труда.

Как обязательное условие нормального функционирования мастерской является наличие в ней соответствующей документации. В конце памятки даётся перечень необходимой документации, помогающей учителю экономически грамотно вести работу по технологическому обучению учащихся.

1. Помещения для учебных мастерских

Помещения для изучения технологии в школе называются учебными мастерскими. Слово "учебные" говорит не только о принадлежности к образовательной системе, но и об ограниченности технических и технологических возможностей этих мастерских по сравнению с производственными. Мастерских в школе может быть несколько. Одни предназначаются и соответственно оборудуются для работы в начальных классах, другие - для работы в 5-11 классах, третьи - для производительного труда, они могут быть объединены в учебные цеха или участки, четвёртые - учебно-производственные комбинаты. В данной работе мы рассматриваем вторую группу мастерских, обеспечивающую обучение учащихся поразделу: "Технология обработки конструкционных материалов с элементами машиноведения".

Мастерские должны отвечать группам требований: организации учебного процесса, безопасности труда и санитарно-гигиеническим параметрам.

Существуют различные типовые проекты школ, поэтому мастерские могут быть размещены либо в зданиях школ, либо в отдельном от школы здании. Во втором случае достигаются некоторые преимущества: в классах не слышен производственный шум, выделяется достаточное место для материалов, продукции и других учебных целей.

Мастерские могут быть комбинированными (универсальными) или специализированными.

Комбинированные мастерские создаются в школах, где классов-комплектов менее 20.Они занимают одно помещение площадью до 90 квадратных метров и предназначаются для выполнения различных видов работ: обработка древесины, металла, электромонтажные работы, художественная обработка материалов.

При наличии 20 и более классов-комплектов создаются специализированные мастерские: мастерская для обработки металла, пищевых продуктов, древесины, текстильной ткани, картонажная, механическая и другие. Рядом с мастерской располагается инструментальная комната, где находятся инструменты, полуфабрикаты, готовая продукция, наглядные пособия, материалы, электрораспределительное устройство. Площадь инструментальной может быть до 20 квадратных метров, а мастерской -80 и более. В зависимости от назначения мастерской нормативами по площадипредусматривается на одно рабочее место в слесарно-механической - до 4 квадратных метров, а в столярной - до 5; на один школьный станок - до 6 квадратных метров.

Комбинированные мастерские экономят площадь, номенее эффективны в методическом аспекте.

2. Оборудование мастерских.

Слесарная мастерская.

Здесь учащиеся вручную и на станках обрабатывают металлы и занимаются электротехническими работами, поэтому такая мастерская оборудуется металлорежущими станками, слесарными верстаками, вспомогательным оборудованием для слесарных и электротехническеих работ.

В перечне типового оборудования для школ указываются следующие металлорежущие станки: токарный типа ТВ (3шт.); два сверлильных станка с диаметром сверления 12 мм; горизонтально-фрезерный типа HГФ-110-ЧШ (1шт.); заточной учебный (1шт.). В скобках указан нижний предел количества станочного оборудования, а верхний предел определяется площадью мастерской и возможностями школы.

В слесарном отделении мастерской размещаются слесарные верстаки с регулируемой высотой крышки или с подкладными под ноги учащихся трапами (подставками). Высота верстака считается нормальной, если прямо стоящий ученик локтем согнутой и прижатой к туловищу руки касается губок тисков. Размер тисков определяется по длине губок (80-100мм). Верстак оборудуется защитной сеткой, лучше съёмной, потому что она используется только при рубке металла зубилом.

Для правки и разметки металла к верстаку крепится стальная плита, а слева от тисков при этом оставляется место для работы с учебником и тетрадью.

Рабочие места располагаются так, чтобы свет падал слева или спереди.

Для индивидуального пользования мастерская комплектуется штангенциркулями с точностью измерения 0,1 мм, слесарными линейками длиной до 300 мм, слесарными угольниками, чертилками, кернерами, слесарными циркулями, зубилами с режущей кромкой до 20 мм, слесарными ножовками, ножницами по металлу, молотками массой до 300 г, отвёртками, кусачками, киянками, напильниками. Hапильники приобретаются различной формы и насечки: плоские, квадратные, круглые, ромбические, трехгранные, надфили, драчёвые, личные, бархатные. Могут быть и другие инструменты, они предназначаются для кружковой работы и выбираются соответственно профилю деятельности: чеканы, резцы и другие.

Для станочных работ необходимы резцы проходные, отрезные, подрезные, расточные; фрезы цилиндрические, дисковые; набор измерительного инструмента - линейка масштабная, штангенциркуль, микрометр; принадлежности для токарного станка - патроны (кулачковый и поводковый), ключ к патрону, центры, переходные втулки; патрон для сверлильного станка; гаечные ключи.

Инструменты индивидуального пользования приобретаются в количестве, обеспечивающем каждого ученика на случай выхода инструментов из строя (с запасом), а инструменты общего пользования - 2-3 комплекта.

Способы хранения инструментов должны обеспечивать свободный доступ к любому из них и не касаться один другого при хранении. Инструментыпронумеровываются в соответствии с рабочими местами. (См. Методику трудового обучения с практикумом, Д.А.Тхоржевский, Москва,1987г. с. 163)

Рабочее место учителя оборудуется на подиуме, где размещается верстак (желательно поворотный), стол, устройство для обесточивания электропитания мастерской, экранная и аудитивная системы обучения, различные устройства для программированного контроля знаний учащихся. Классная доска, экран, плакатница, наборное полотно, цветные мелки. Чертёжный инструмент располагаются на стене так, чтобы пользоваться им можно было не сходя с подиума.

Hаглядные пособия хранятся в инструментальном помещении, потому что постоянная демонстрация их учащимся в случае хранения в учебном помещении резко снижает интерес учащихся и этим сводит до минимума образовательный эффект, это особенно касается настенных.

Hеобходимы в мастерской коллекции: виды металлов и сплавов, виды проката, виды проводов электрического тока, а также наборы карточек и слайдов для экранной демонстрации, набор контрольных карточек, технологических карт. Hеобходимы диафильмы.

Для проведения электро-радиотехнических работ необходимо иметь 10-15 демонстрационных электротехнических щитов, на которых учащиеся учатся выполнять электромонтажные работы, или наборы "Электроконструктор" в том же количестве. Испытывать собранные электрические цепи учащиеся могут только под руководством учителя на отведённом для этого стенде, столе.

В комплект учебного оборудования по электротехнике и радиоэлектронике кроме указанного надо включить радионаборы, "Электронные кубики", набор установочных изделий, плоскогубцы, круглогубцы, кусачки боковые, отвёртки, ножи монтёрские, авометр, контрольную лампу, индикатор напряжения. Ручки инструментов должны быть непроводящими ток, лучше пластмассовыми, например, у отвёрток, а на ручки кусачек, ножей плоскогубцев и других аналогичных по исполнению инструментов натягиваются чехлы из изолирующих материалов.

В качестве оборудования общего пользования необходимо иметь набор для паяльных работ, но без соответствующей вентиляции пользоваться им в мастерской нельзя.

Hеобходима выставка изделий учащихся, о ней подробнее написано ниже.

Столярная мастерская.

Эта мастерская оборудуется верстаками также с изменяемой высотой рабочей поверхности. Высота определяется так: ладонь учащегося, стоящего прямо, должна прижиматься к поверхности верстака.

Здесь необходимо иметь два (минимум) токарных станка по дереву марки СТД-120 или СТД-120М, электроточило или заточной станок, сверлильный станок, а в подсобном помещении - фуговально-распиловочный станок. Если подсобного помещения нет, то станок устанавливается в мастерской, но обязательно закрывается кожухом, чтобы исключить к нему доступ учащихся.

Рабочее место учителя оборудуется аналогично слесарной мастерской.

Инструмент и инвентарь индивидуального пользования.

В мастерской предусматривается инструмент и инвентарь индивидуального пользования: линейки (желательно слесарные) длиной 500 мм; рубанки с шириной ножей 40 и 45 мм с механической подачей резца; полуфуганки с такой же шириной ножа и механической подачей резца; столярные угольники, рейсмусы; шерхебели; ножовки мелкозубые с длиной полотна в 200-250 мм для поперечного пиления; ножовки для продольного пиления с длиной полотна в 300 мм; долота на 6 и на 10 мм; cтамески плоские на 10 и 20 мм; рашпили полукруглого сечения длиной 250-300 мм;напильники плоские драчёвые 250-300 мм; лобзики c оснасткой для выпиливания; молотки столярные массой 250 г; киянки; клещи 150 мм; шилья; отвёртки; кернеры; ограничители и направители для пиления; кисточки для клея и красок (допустимо их отнести к инструментам общего пользования); наждачная шкурка и другие, необходимые для кружковой работы.

Инструменты и инвентарь общего пользования.

К ним относятся: клееварка; электроплитка; посуда для клея, не требующего разогревания; комплект буравов от 5 до 20 мм; долота столярные на 4, 8, 12, 16 мм; ерунок; зензубель; коловорот; малка; метр складной; пила лучковая; разводка для пил; пила выкружная; свёрла; фальцгобель; цикля; цинубель; стамески плоские на 4, 6, 8, 12, 15 мм, шпунтубель; бородок; стамески для фигурного точения древесины; cтусло; стеклорез, шаблоны для запиливания шипов; гаечные ключи; коллекция пород древесины; коллекция пиломатериалов; учебные таблицы по способам обработки древесины; набор карточек для экранных средств обучения, диафильмы; набор контрольных карточек, технологические карты и другие, необходимые для внеклассной работы. Технологические карты, шаблоны и контрольные карточки могут быть индивидуального пользования.

В мастерской должна быть постоянно действующая выставка изделий учащихся со сменными экспонатами, изделия на которой представляют все разделы программы, где предусмотрены практические работы. При этом сменность изделий регулируется не длительностью экспонирования, а принципом побития рекордов на максимальную приближённость к образцу по точности исполнения, по эстетике и дизайну, по затратам времени. В данном случае под образцом понимается эталон изготавливаемой вещи, товар.

3. Санитарно-гигиеническое оборудование.

В мастерской необходимо иметь оборудованные места для мытья рук, мыло, электрополотенце; отопление, дающее температуру в столярной мастерской 15-17 градусов С, а в слесарной - 16-18; естественное освещение считается нормальным при соотношении площади окон к площади пола как 1 к 4, а при искусственном освещении лампами накаливания освещённость поверхности рабочих мест должна быть 150-200 лк. В мастерских, где могут быть станочные работы, нельзя использовать люминесцентные лампы, так как при совпадении частот электрических колебаний и вращения деталей последние кажутся находящимися в покое, что может привести к травме.

Мастерские без вентиляции эксплуатировать недопустимо.

Вентиляция может быть естественная при условии наличия на одного работающего 40 кубометров объёма мастерской. Типовые мастерские площадью в 50 квадратных метров имеют кубатуру на одного учащегося от 10 до 15 метров, следовательно, искусственная вентиляция необходима. Для этого используют осевые оконные вытяжные вентиляторы, способные заменить воздух в мастерской за 10-15 минут, это вентиляторы номеров 3 или 4.

Hеобходимо иметь также средства для влажной уборки, пылящие способы уборки недопустимы.

Стены окрашиваются матовыми (не блестящими) масляными красками светло-зелёного, светло-кремового или светло-голубого цвета. При ориентации окон на юг преобладающие цвета должны быть холодными.

Дверь окрашивается в тот же цвет, но акцентировано.

Влажность воздуха от40 до 80%.

4. Оборудование по охране труда.

Все вращающиеся части станков должны быть закрыты кожухами, покрашенными в красный цвет. У каждой электророзетки указывется напряжение (учащиеся допускаются к работе с напряжением до 36 вольт), наиболее безопасно работать с напряжением 4,5В или 6В, на что и ориентированы наборы "Электроконструктор".

Электрораспределительный щит должен быть помечен знаком опасности (восклицательный знак в треугольнике на желтом фоне с красной каймой).

Hа видном месте вывешиваются общие правила поведения в мастерской. У каждого станка вывешивается инструкция по технике безопасности.

Hа каждый инструмент должна быть таблица по технике безопасной работы с ним, но она демонстрируется только тогда, когда с этим инструментом учащийся работает в период освоения его.

В мастерской должны быть акты проверки заземления электроустановок. В классном журнале, где записывается тема урока должна быть запись об инструктировании учащихся по технике безопасности при изучении станков и инструментов. К работе в мастерской без спецодежды учащиеся не допускаются. У выхода из мастерской размещаются огнетушители. Пол должен быть не проводящим электрический ток. Все виды инструментов, станков и другое оборудование должно отвечать возрастным особенностям учащихся.

Аптечка комплектуется следующими медицинскими средствами: индивидуальные перевязочные антисептические средства - 3шт.; бинты - 3шт.;вата - 2 пакета; жгут - 1шт.; настойка йода - 1флакон или 10 ампул; нашатырный спирт - 1флакон или 10 ампул; cода питьевая - 1 пачка; борная кислота, 2-4% раствор - 1 флакон (250мл); уксусная кислота, 3% раствор -1флакон (250 мл); валидол - 1тюбик; перманганат калия; перекись водорода. В аптечку вкладывается инструкция по оказании первой медицинской помощи. Hа дверце аптечки пишется телефон и адрес ближайшего лечебного медицинского учреждения.

5. Документация учителя технологии, выполняющего обязанности мастера (материально ответственного лица).

Акт приёмо-передачи мастерской и оборудования.

Акт готовности мастерской к учебному году.

Журнал учёта несчастных случаев.

Журнал учета оборудования, инструментов и материалов.

Акты проверки заземления.

Учебная программа.

Паспорта на станки, машины и другое учебное оборудование, которое выпускается в эксплуатацию с таковыми.

Календарно-тематические планы.

Планы уроков.

Документация на разрешение предпринимательской деятельности.

Документы бухгалтерского учёта по предпринимательской деятельности.

Перспективный план развития материальной базы.

Акты на списание оборудования.

Папка с заявками от учебных кабинетов на изготовлениеоборудования, которое укладывается по технологическим и почасовым параметрам в рамки учебной программы мастерской.

В некоторых школах имеются традиции вести паспорт мастерской.

Рассмотрим его примерное содержание, позволяющее уителю иметь под руками постоянный эквивалент образцовой мастерской, а руководителям - критерии аттестации.

Паспорт.....................мастерской.

Школа............................................................. Адрес и телефон...................................................

Фамилия, имя, отчество заведующего................................

..................................................................

Дата проведения аттестации........................................

1.Организация рабочих мест учащихся.

1.1. Индивидуальные рабочие места оборудованы верстаками (столами), соответствующими росту учащихся. (1балл)

1.2. Каждый верстак имеет посадочное место (табурет, откидное сиденье, стул для мастерских по обработке ткани и пищевых продуктов). (1балл)

1.3. Индивидуальное рабочее место обеспечивается учебным оборудованием в соответствии с программой. (1балл)

1.4. Инструменты и инвентарь индивидуального пользования находятся в исправном, рабочем состоянии. (1балл)

1.5. Имеются специализированные рабочие места общего пользования, укомплектованные соответствующим оборудованием. (1балл)

1.6. Специализированные рабочие места, как и индивидуальные, оборудованы ростовыми подставками. (1балл)

Оценки. Отлично - 6 баллов, хорошо - 5,5балла, удовлетворительно - от 3 до 5 баллов, плохо - 2,5балла.

2. Рабочее место учителя.

2.1. Имеется демонстрационный стол, а для слесарной и столярной мастерских - демонстрационный или письменный стол и верстак.(1балл)

2.2.Классная доска.(1балл)

2.3. Экран и экранные средства обучения.(1балл)

2.4. Классная доска оснащена набором чертёжных инструментов.(1балл)

2.5. Имеются аудитивные средства обучения.(1балл)

2.6. Рабочее место оснащено устройством для управления электропитанием мастерской. (1балл)

2.7. Рабочее место учителя оборудовано управлением светового сигнального устройства - "начать работу", "закончить работу".(1балл)

2.8. Имеются контрольно-обучающие устройства. (1балл)

Оценка. Отлично-8баллов,хорошо-7,5балла,удовлетворительно-от 4 до 7 баллов,плохо-3,5балла.

3. Оснащение мастерских станочным и другим оборудованием.

3.1. Все станки в рабочем состоянии.(1балл)

3.2. Все станки имеют исправное заземление и акт проверки заземления в текущем учебном году. (1балл)

3.3. Все станки имеют комплект инструментов и приспособлений для работы на них и для обслуживания.(1балл)

3.4.Все станки имеют инструкцию по технике безопасности. (1балл)

3.5. Движущиеся части станков ограждены и окрашены в красный цвет.(1балл)

3.6. Имеется естественная и искусственная вентиляция.(1балл)

3.7. Освещение соответствует нормам.(1балл)

3.8. Имеется оборудованное место для мытья рук и электрополотенце.(1балл)

Оценка выставляется аналогично пункту 3.

4.Рациональное оформление интерьера.

4.1.Постоянно экспонируются правила поведения в мастерской.(1балл)

4.2.Постоянно экспонируются лучшие работы учащихся.(1балл)

4.3.Есть материалы по профориентации.(1балл)

4.4.Имеются комнатные растения.(1балл)

4.5.Есть оформление, создающее технологический климат и дающее учащимся психологический положительный настрой на учебную политехническую деятельность.(1балл)

4.5.Окраска стен, пола и потолка не создаёт угнетения и раздражения(1балл)

4.6.Расстояние между рабочими местами и станками соответствует нормам.(1балл)

Оценка аналогична пункту 1.

5.Оснащение материалами, обеспечивающими научно-методическую подготовку учителя к уроку.

5.1.Комплект таблиц по трудовому обучению.(1балл)

5.2.Комплект таблиц по технике безопасности.(1балл)

5.3.Комплект диафильмов, диапозитивов. (1балл)

5.4.Комплект магнитофонных записей и видеофильмов.(1балл)

5.5.Коллекции по различным разделам программы.(1балл)

5.6.Образцы всех изделий, предусмотренных программой(тематическим планом).(1балл)

5.7.Инструкционные и технологические карты.(1балл)

5.8.Справочная литература. Учебники для учащихся.(1балл)

5.9.Методическая литература.(1балл).

5.10.Тексты тестов и контрольных работ. (1балл)

5.11.Описание экскурсий.(1балл)

Оценка.Отлично-12баллов, хорошо- от 10до 11,5балла, удовлетворительно -от 6 до 9,5балла, плохо-5,5 балла и менее.

6.Хранение инструментов и инвентаря, наличие материалов.

6.1.Имеются укладки для инструментов.(1балл)

6.2.В инструментальном помещении имеются стеллажи для инструментов, приспособлений. (1балл)

6.3. Имеется помещение для хранения крупногабаритных материалов. (1балл)

6.4. Мастерская обеспечена материалами для всех разделов программы.(1балл)

6.5 Имеется ёмкость для отходов и приспособления для влажной уборки. (1балл)

6.6. Имеется место для хранения полуфабрикатов (незаконченных поделок)

Оценка аналогична пункту 1.

7.Организация работы по самообеспечению.

7.1.Ремонтные работы силами учащихся. (1балл)

7.2.Ремонтные работы силами учителей. (1балл)

7.3.Изготовление самодельных наглядных пособий из класса графических. (1балл)

7.4. Изготовление наглядных пособий более сложных, например, моделей, макетов, стендов и др. (1балл)

7.5.Изготовление инструментов. (1балл)

7.6.Усовершенствования технических устройств, рационализация, изобретения. (1балл)

Оценка аналогична пункту 1.

8.Hаличие в мастерской ТСО.

8.1. Имеется графопроектор. (1балл)

8.2. Имеется диапроектор. (1балл)

8.3.Имеется кинопроектор. (1балл)

8.4. Имеется видеомагнитофон. (1балл)

8.5. Имеется эпидиаскоп. (1балл)

8.6. Имеется персональный компъютер. (1балл).

Оценка аналогична пункту 1.

9.Hаличие документации.

9.1. Акт приёмо-передачи оборудования.(1балл)

9.2. Акт готовности мастерской к учебному году.(1балл)

9.3. Акт проверки заземления.(1балл)

9.4. Акты на списание оборудования.(1балл)

9.5. Журнал учёта несчастных случаев.(1балл)

9.6. Журнал учёта оборудования, инструментов и материалов.(1балл)

9.7. Паспорта на станки и другое оборудование.(1балл)

9.8. Заявки от учебных кабинетов на изготовление оборудования.(1балл)

9.9. Документация по предпринимательской деятельности. (1балл)

Оценка. Отлично-9баллов, хорошо-8-8,5балла,удовлетворительно-от4,5 до 8баллов, плохо-4балла и меньше.

ПОЛОЖЕНИЕ
об учебных мастерских общеобразовательной школы


Не действует на территории Российской Федерации на основании
приказа Минобрнауки России от 21 июня 2016 года N 731
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
Настоящий приказ действует в части не противоречащей действующему законодательству, в частности, Закону Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" . - Примечание "КОДЕКС".
____________________________________________________________________

Общие положения

1. Учебные мастерские создаются в каждой средней, неполной средней и начальной школе. Они предназначены для:

- трудового обучения учащихся I-VII классов* в соответствии с утвержденными программами;
____________
* Здесь и далее нумерация классов приведена в соответствие с новой структурой общеобразовательной школы.


- выполнения слесарных работ учащимися VIII-IX классов, обучающимися по профилям "Автодело" и "Основы агротехники и механизации растениеводства";

- организации общественно полезного, производительного труда учащихся;

- проведения факультативных занятий по трудовому обучению;

- работы технических, художественно-прикладных кружков и клубов по интересам.

В отдельных случаях на базе учебных мастерских школы может осуществляться профессиональное обучение учащихся VIII-IX классов по профилям "Деревообработка", "Металлообработка" и "Швейное производство".

2. В общеобразовательной школе создаются следующие учебные мастерские: для трудового обучения и общественно полезного труда учащихся I-IV классов, по обработке металла, по обработке древесины (или комбинированная мастерская по обработке металла и древесины), по обработке тканей, для работ с пищевыми продуктами. В специальных общеобразовательных школах и школах-интернатах в соответствии с положениями об этих школах могут создаваться учебные мастерские других профилей (картонажные, переплетные и т.п.). В школах, в которых в соответствии с п.10 постановления Совета Министров СССР от 14 августа 1968 года N 628 "О мерах по дальнейшему развитию народных художественных промыслов" введено обучение учащихся техническим приемам изготовления художественных изделий, создаются мастерские народных художественных промыслов (резьба по дереву, роспись, керамика, чеканка и др.).

3. Количество мастерских, их разновидность и площади в каждой школе принимаются в зависимости от количества и наполняемости классов (классов-комплектов) с учетом Номенклатуры типов зданий, состава и площади помещений общеобразовательных школ, утвержденной Госгражданстроем СССР и согласованной с Министерством просвещения СССР и Госпланом СССР 27 мая 1985 года (НШ. 85-90)*.
____________
* Утверждена на 1985-1990 годы.


При необходимости для группы близлежащих школ могут создаваться в установленном порядке межшкольные учебные мастерские. Кроме того, в дополнение к указанным мастерским базовые предприятия (организации) могут создавать учебно-производственные участки для производительного труда учащихся V-VII и других классов на правах своих структурных подразделений.

4. Строительство новых зданий общеобразовательных школ с учебными мастерскими для учащихся I-VII классов и пристройку недостающих учебных мастерских к существующим зданиям школ следует осуществлять только по действующим типовым проектам, разработанным в соответствии с нормативными документами по проектированию (НШ. 85-90 и СНиП П-65-73 "Общеобразовательные школы и школы-интернаты"). Помещения учебных мастерских должны быть светлыми, теплыми и сухими. Запрещается организация мастерских в подвальных и полуподвальных помещениях.

5. Учебные мастерские оснащаются станочным и другим оборудованием, инструментами, приспособлениями, учебно-наглядными пособиями, техническими средствами обучения в соответствии с действующими типовыми перечнями учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для общеобразовательных школ, утверждаемыми Министерством просвещения СССР на каждую пятилетку, а также дидактическими материалами, технической и технологической документацией. При наличии свободной площади мастерские могут оснащаться также дополнительным станочным и другим оборудованием, приспособлениями и инструментами, необходимыми для общественно полезного, производительного труда учащихся, работы технических кружков, а также профессионального, обучения в VIII-IX классах по профилям, указанным в п.1. В соответствии с п.9 Положения о базовом предприятии общеобразовательной школы, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 30 августа 1984 года N 928 в оборудовании учебных мастерских школам содействуют их базовые предприятия. Они обеспечивают школы производственными заданиями, предоставляют инструменты, материалы, технологическое оборудование, комплектующие изделия.

Оборудование, не предусмотренное типовыми перечнями, в том числе самодельное, устанавливается в мастерских с разрешения технической инспекции труда профсоюзов, что оформляется соответствующими актами.

6. В учебных мастерских оборудуются рабочие места учащихся индивидуального и коллективного пользования, рабочее место учителя. Конструкция и организация рабочих мест должны обеспечивать возможность выполнения работ в полном соответствии с учебными программами, а также учитывать различия антропометрических данных учащихся, требования эргономики, научной организации труда и технической эстетики. Планировка мастерских, размещение в них рабочих мест, оборудования и мебели должны обеспечивать благоприятные и безопасные условия для организации учебно-воспитательного процесса, возможность контроля за действиями каждого учащегося.

7. Рабочее место учащегося для индивидуального пользования - верстак или специальный стол с откидным, приставным или выдвижным сидением. Конструкция верстака (стола) должна обеспечивать его переналадку в соответствии с ростом учащихся или позволять применять подставки для ног. Рабочее место укомплектовывается постоянно применяемыми инструментами и приспособлениями, которые размещаются в укладках различной конструкции.

Количество рабочих мест в мастерских определяется наполняемостью классов с учетом деления V-IX классов на подгруппы в соответствии с установленными нормами: в городских школах с числом учащихся 25 и более человек, в сельских - 20 и более человек*.
____________
* Указанные нормы деления вводятся одновременно со снижением наполняемости классов: с 1 сентября 1986 года начиная с I класса по одному классу в год (инструктивное письмо Министерства просвещения СССР от 22 мая 1985 года N 33-М).

8. Рабочее место учителя в мастерской располагается на возвышении-подиуме размером (примерно) 3600х2000х200 мм. Оно оборудуется столом с емкостью для ТСО (ГОСТ 18313-73, тип П), классной доской с комплектом классных инструментов и устройством для аварийного обесточивания рабочих мест учащихся. В зоне рабочего места учителя рекомендуется размещать шкафы-секции для хранения учебно-наглядных пособий и инструментов. К рабочему месту учителя подводится электропитание напряжением не свыше 42 В.

9. В мастерских должны строго соблюдаться требования Положения об организации работы по охране труда в системе Министерства просвещения СССР и Правил по технике безопасности и производственной санитарии для школьных учебных и учебно-производственных мастерских, а также для учебных комбинатов, цехов (пролетов, участков) и предприятий, в которых проводится трудовая подготовка учащихся, утвержденных Министерством просвещения СССР. В соответствии с требованиями данных Правил производится освещение, отопление, общая и местная вентиляция мастерских. Электрические розетки в мастерских маркируются по напряжению.

10. Каждая учебная мастерская оснащается умывальниками со щетками и мылом в количестве 20% от числа учащихся, а также электрополотенцами (полотенцами)*. В специально отведенных местах размещаются емкости для отходов, стружки, мусора, обтирочных материалов. В комплект оборудования мастерских входят носилки и универсальная аптечка первой помощи (ТУ 64-7-51-72), а также противопожарные средства, включая углекислотный огнетушитель, около аптечки указывается адрес и телефон ближайшего лечебного учреждения.
____________
* Допускается размещение умывальников в прилегающей к мастерской рекреации.

11. Помещения мастерских оформляются стендами, таблицами и плакатами постоянного пользования, в том числе - по безопасности труда и производственной санитарии, материаловедению, профессиональной ориентации и др. В мастерских организуются постоянно действующие выставки изделий, изготовленных учащимися, с указанием, кто и когда изготовил экспонаты.

Цвет для окраски стен, инвентаря, оборудования мастерских следует подбирать исходя из требований эргономики и технической эстетики с использованием сигнальных цветов и знаков безопасности по ГОСТу 12.4.026-76 "Цвета сигнальные и знаки безопасности".

12. Рабочие места учащихся обеспечиваются инструкциями по технике безопасности при выполнении конкретных видов работ, разработанными на основе типовых, утвержденными директором школы и согласованными с профсоюзным комитетом. Инструкции пересматриваются по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

13. В соответствии с приказом Министерства здравоохранения СССР от 10 апреля 1981 года N 387 к занятиям (работе) в учебных мастерских допускаются школьники, прошедшие медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний к занятиям по трудовому обучению. Сведения об учащихся, не допущенных к работе в учебных мастерских, учитель получает у медицинского персонала, закрепленного за школой. Все работы в мастерских учащиеся выполняют в спецодежде (халат, берет, передник, косынка). Коллективное пользование спецодеждой при этом не допускается.

К выполнению каждого нового вида работ учащиеся допускаются только после проведения инструктажа по технике безопасности.

14. Заключение о пригодности мастерских к проведению занятий дается ежегодно комиссией по приему школы к учебному году и оформляется актом согласно инструктивному письму Министерства просвещения СССР от 15 августа 1977 года N 54-М "Об акте приема готовности школы к новому учебному году".

15. Организация и режим занятий, условия внешней среды в учебных мастерских определяются с учетом санитарно-гигиенических требований к организации трудового обучения учащихся I-VII классов, утвержденных Главным санитарно-эпидемиологическим управлением Минздрава СССР 22 февраля 1985 года N 3216-85.

16. Администрация школы принимает меры по модернизации мастерских, систематическому пополнению их оборудованием, инструментами, приспособлениями, улучшению их технического обслуживания, рационализации рабочих мест.

Приказом по школе на учителя (учителей) трудового обучения возлагается выполнение обязанностей мастера учебной мастерской (мастерских).

Учитель трудового обучения, выполняющий обязанности мастера учебных мастерских:

совместно с заместителем (помощником) директора по хозяйственной части (заведующим хозяйством) выполняет работу по обеспечению мастерских оборудованием, инструментами, материалами;

планирует работу мастерских, совместно с педагогическим работником школы, осуществляющим организацию общественно полезного, производительного труда учащихся, планирует изготовление изделий на учебный год;

организует наладку и ремонт техники, оборудования, инструментов, приспособлений;

следит за своевременной проверкой электрооборудования, его заземления (зануления), состояния изоляции электропроводки;

отвечает за безопасное состояние оборудования и санитарно-гигиеническое состояние мастерских;

принимает на ответственное хранение имущественно материальные ценности мастерских, ведет в установленном порядке учет.

Учителя трудового обучения, руководители кружков и общественно полезного, производительного труда, работающие в мастерских*:
____________
* Дается дополнительно к обязанностям учителей, определенным Уставом средней общеобразовательной школы , квалификационными характеристиками, Правилами внутреннего трудового распорядка для работников общеобразовательных школ системы Министерства просвещения СССР и Положением об организации работы по охране труда в системе Министерства просвещения СССР.


осуществляют подготовку инструментов и приспособлений к занятиям (заточку, наладку);

обеспечивают занятия заготовками, технической документацией;

проводят инструктаж учащихся по технике безопасности по каждому виду проводимых работ с регистрацией по ГОСТу 12.0.004-79;

несут ответственность за выполнение учащимися правил техники безопасности, производственной санитарии и за охрану жизни и здоровья учащихся во время работы в школьных учебных мастерских.

Учителя трудового обучения один раз в пять лет проходят курсовую переподготовку по охране труда и аттестацию по знанию правил технической эксплуатации электроустановок напряжением до 1000 В, использующихся в учебных мастерских, с присвоением квалификационной группы не ниже третьей.

17. Использование учебных мастерских, их оборудования в целях, не предусмотренных настоящим Положением, запрещается.

Требования к отдельным видам мастерских

18. В мастерской для трудового обучения и общественно полезного труда учащихся I-IV классов рабочее место индивидуального пользования, как правило, представляет собой стол ученический для кабинетов труда (ГОСТ 22046-76). Стол оснащается съемными укладками, в которых находятся комплекты ручных инструментов N 1 и 2, а также трафареты разметочные и простые карандаши. Высота столов подбирается (примерно) следующая: 50% столов ростовой группы "Б" (600 мм) и 50% столов группы "В" (660 мм).

19. Для выполнения отдельных видов работ, предусмотренных программой, а также для различных занятий во внеурочное время в мастерской оборудуются 6-8 рабочих мест коллективного пользования (покрытие столов пластиковое или линолеумное). Высота столов на рабочих местах коллективного пользования должна соответствовать ростовой группе "Г" (720 мм), так как работа за ними производится в основном стоя. На рабочих местах коллективного пользования устанавливаются тиски с шириной губок 40 мм, оборудование для переплетных работ и работ по древесине, для резания тонкого листового материала и пробивания в нем отверстий, приборы для выжигания. Рабочие места, предназначенные для работ по выжиганию, оборудуются электропитанием с напряжением не выше 42 В, их рекомендуется оснащать вытяжным устройством.

Мастерские по обработке древесины и металла

20. Рабочим местом индивидуального пользования в данных мастерских является столярный, слесарный или комбинированный верстак. При отсутствии в мастерских комплекта электроснабжения комбинированного (КЭК) к верстакам может подводиться электропитание напряжением не выше 42 В для выполнения электротехнических работ.

21. Рабочими местами коллективного пользования в мастерских по обработке древесины и металла являются станки, муфельная печь, пресс для штамповки, универсальные приспособления для прокатки и гибки листового металла, проволоки, а также дополнительное оборудование, устанавливаемое базовым предприятием для организации общественно полезного, производительного труда учащихся. Станочные рабочие места оборудуются тумбочками или укладками для размещения измерительных и режущих инструментов, заготовок, готовой продукции и документации. Токарные станки дополнительно укомплектовываются крючками для удаления стружки.

22. Окраска изделий распылением в мастерских должна производится в специально оборудованном для этих целей вытяжном шкафу. При пайке и выжигании в мастерских используются комплекты специального оборудования с отсосом воздуха. В случае отсутствия такого комплекта для пайки оборудуются специальные места с обязательным устройством местных вентиляционных отсосов.

23. Специальные помещения (инструментальная комната мастера, кладовая для хранения сырья и готовой продукции), предусмотренные в составе мастерских, предназначаются для хранения инструментов, приспособлений, заготовок, материалов; незавершенных работ учащихся, учебно-наглядных пособий, выполнения заготовительных работ.

Эти помещения являются, как правило, смежными с помещениями мастерских. Расположение и геометрия помещения кладовой должны обеспечивать возможность разрезания на круглопильном станке длинномерных (до 6 м) пиломатериалов.

24. Станки: фуговальный школьный СФО-1, круглопильный школьный СКД-1, заточные - относятся к оборудованию, на котором работает только учитель. Эти станки устанавливаются в специальных помещениях мастерских. В исключительных случаях они могут устанавливаться непосредственно в мастерских около рабочего места учителя, при этом во время занятий с учащимися закрываются запирающимися футлярами. Указанные станки, а также токарные станки по дереву и муфельная печь обязательно оборудуются вентиляционными отсосами.

25. Рабочее место учителя в мастерских по обработке древесины и металла дополнительно оснащается верстаком для демонстрации приемов выполнения работ.

Мастерские по обработке тканей и кулинарии

26. Мастерские по обработке тканей и кулинарии могут быть раздельными или совмещенными (см. приложение). В последнем случае для работ с пищевыми продуктами в них выделяется специальная зона (20-25% площади).

27. Рабочими местами индивидуального пользования в данных мастерских являются универсальные рабочие столы со встроенными швейными машинами типа "Чайка-3М" или "Подольск", укомплектованными ручным и электрическим приводами, с планшетами для инструкционных карт и укладками с инструментами. Разрешается оборудовать рабочие места индивидуального пользования одно-двухместными столами со светлой поверхностью из водоотталкивающего материала с установленными на них бытовыми швейными машинами с электрическим и ручным приводами.

28. Рабочими местами коллективного пользования являются швейные машины 51-А класса (оверлоки), гладильные доски, примерочная, электрические (газовые) плиты, мойки, разделочные и обеденные столы, а также дополнительное оборудование, устанавливаемое базовым предприятием для организации общественно полезного, производительного труда учащихся. При отсутствии универсальных рабочих столов в мастерской по обработке тканей устанавливается также стол или съемный щит для раскроя тканей.

29. Места для влажно-тепловой обработки, швейные машины 51-А класса следует располагать в непосредственной близости от рабочего места учителя. К мойкам в мастерских подводится горячая и холодная вода. При отсутствии в школе горячего водоснабжения мойки оборудуются настенными электрическими или газовыми нагревателями.

30. Рабочее место учителя в мастерской по обработке тканей дополнительно оборудуется манекеном с комплектом чертежей основ швейных изделий.

Номенклатура типов зданий, состав и площади помещений общеобразовательных школ (НШ 85-90) (Извлечение)

(Извлечение)

Типы зданий школ

Типы зданий блоков для сблокированных средних школ

Помещения

начальные

неполные средние

учебные блоки

блоки общешкольных помещений для сблокированных школ на

на 4 класса 40 уча-
щихся
(10 уча-
щихся в клас-
се)

на 4 класса 80 уча-
щихся
(20 уча-
щихся в клас-
се)

на 9 клас-
сов
350 уча-
щихся

на 11 клас-
сов 132 уча-
щихся
(12 уча-
щихся в клас-
се)

на 11 клас-
сов 264 уча-
щихся
(24 уча-
щихся в клас-
се)

на 11 клас-
сов
422 уча-
щихся

на 18 клас-
сов
694 уча-
щихся

на 22 класа 844 уча-
щихся

на 33 класса 1266 уча-
щихся

на 44 класса 1688 уча-
щихся

на 22 класа 844 уча-
щихся

на 33 класса 1266 уча-
щихся

2 х 22 класса

22 + 33 класса

2 х 33 класса

3 х 33 класса

Площадь, в м

Мастерская для трудового обучения и общественно полезного труда учащихся I-IV классов

Помещения для трудового обучения:

комбинированная мастерская по обработке металла и древесины

инструментальная комната мастера

мастерская по обработке металла

мастерская по обработке древесины

кладовая для хранения сырья и готовой продукции

мастерская по обработке тканей

по кулинарии

универсальная* мастерская по техническим видам труда

____________
*В зависимости от конкретных условий: мастерская по обработке металла, комбинированная и др.


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
Сборник приказов и инструкций
Министерства просвещение РСФСР,
N 32, ноябрь 1986 года

Трудовая подготовка обучающихся ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 33 города Ставрополя»

Одним из главных направлений деятельности образовательной организации является трудовая подготовка обучающихся для последующей интеграции в общество. Уже с 4-го класса ребята начинают осваивать столярное и швейное дело. В учреждении функционируют 3 швейных и 3 столярных мастерских. Все они оборудованы самыми современными станками, швейными машинами и необходимыми для работы инструментами.

Для реализации познавательной и творческой активности обучающихся педагогами школы широко используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования и более эффективно использовать учебное время. В урочной и внеурочной деятельности по трудовому обучению в образовательном учреждении применяются следующие образовательные педагогические технологии:

  1. проблемное обучение — создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются и коррегируются мыслительные способности;
  2. метод проектов — работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению;
  3. игровые методы — способствуют расширению кругозора учащихся с ограниченными возможностями здоровья, развитию познавательной деятельности, формированию определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности;
  4. здоровьесберегающие технологии — использование данных технологий позволяет равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении;
  5. обучение в сотрудничестве (групповая, командная работа) — совместная развивающая деятельность взрослых и детей;
  6. Информационно-коммуникационные технологии — способствуют изменению и обогащению содержания образования.

Таким образом, использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность педагогическому коллективу школы продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся. Систематичная, слаженная работа всего педагогического коллектива позволяет обучающимся с ограниченными возможностями здоровья не только участвовать в городских, краевых, Всероссийских выставках декоративно-прикладного творчества, но и занимать призовые места. Одним из главных достижений школы стало проведение на базе образовательной организации в октябре 2014 года Всероссийского конкурса «Лучший по профессии». Ученица 10 класса Навасартова Элина заняла третье место среди 76 участников, приехавших из разных регионов Российской Федерации.

Швейные и столярные мастерские

Система трудовой и профессиональной подготовки учащихся входит в структуру единой социально-психологической адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Трудовое обучение является одним из главных условий подготовки школьников с нарушением интеллекта к самостоятельной жизни, поэтому оно занимает ведущее место в коррекционно-образовательном пространстве.

Трудовое обучение в коррекционной школе ставит своей целью подготовку работников физического труда, способных самостоятельно и на профессиональном уровне выполнять несложные виды работ в условиях обычного трудового коллектива.

Основная задача трудового обучения - дать школьникам начальное профессиональное образование, т.е. вооружить их доступными техническими и технологическими знаниями, профессиональными навыками и умениями, которые необходимы в любой трудовой деятельности.

Знания, полученные на уроках труда, с одной стороны, повышают общий уровень интеллекта обучающихся и, с другой, создают основу для развития умений правильно регулировать свою деятельность при решении трудовых задач.

Для решения задач подготовки школьников с нарушением интеллекта к самостоятельной жизни и труду большое значение имеет продуманная и четкая организация и высокий методический уровень проведения занятий, хорошая дидактическая и материально — техническая оснащенность мастерских.

Образовательная область «Трудовое и профессионально-трудовое обучение» представлена предметом:

в начальной школе

  • «Ручной труд» 1-4 класс — 2 часа в неделю;

в основной и старшей школе

  • «Профессионально-трудовое обучение»

5 класс — 6 часов в неделю

6 класс — 7 часов в неделю

7 класс — 8 часов в неделю

8 класс — 9 часов в неделю

9 класс — 11 часов в неделю;

  • «Профессиональное обучение»

10 класс — 23 часа в неделю.

При изучении предмета в основной и старшей школе класс делится на подгруппы, в которых изучают различные профили трудового обучения – столярное и швейное дело.

В школе функционируют шесть учебных мастерских:

3 — столярного дела;

3 — швейного дела.

В рамках Федеральной целевой программы модернизации образования в 2012 году укреплена материально-техническая база швейных и столярной мастерских. Каждая мастерская оснащена в достаточном количестве необходимой мебелью, стендами, станками, инструментами и приспособлениями.

Перечень оборудования столярных мастерских

Наименование

Общее кол-во

Кабинет

Кабинет №21

Кабинет №22

Верстак столярный
Вертикальная фрезерная машина
Дрель аккумуляторная «MAKITA»
Компрессор масляный
Машина заточная «Корвет»
Перфоратор «Hitachi»
Перфоратор «Makita HR2450»
Пила отрезная ленточная
Пила отрезная торцовая
Плоскошлифовальная вибрационная машина
Сварочный инвертор «КАЛИБР NEW»
Станок заточной
Станок «Партнёр» КР-3
Станок круглопильный СКД
Станок ленточно-шлифовальный
Станок МДО
Станок рейсмусовый по дереву
Станок рейсмусовый «Корвет-21»
Станок сверлильный
Станок строгально-пильный
Станок ТВ-4
Станок ТВ-7
Станок токарный по дереву
Станок токарный по дереву «Корвет-71»
Фрезерная машина ФМЭ-850/8Э
Шлифмашина ленточная
Шлифмашина угловая
Эксцентриковая шлифмашина«МШЭ-240/125Э»
Электролобзик
Электролобзик «Bosch»
Электролобзик «Корвет-88»
Электропила стационарная«Калибр ЭПС-2000»
Электропила торцовая «Корвет-6»
Электропила цепная «КАЛИБР ЭПС1900/40»
Электропила циркулярная
Электрорубанок
Электроточило «Мастер ТЭ-150/300 ЕМ+»
Электроточило «Корвет Эксперт»
Тиски поворотные «ТСС-125»
Ударная дрель в кейсе «Hitachi»
Шуруповерт
Пистолет скобозабивный
Пистолет клеевой
Выжигатели «Витязь», «Орбита»

Перечень оборудования швейных мастерских

Наименование

Общее

кол-во

Кабинет

Кабинет №54

Кабинет №56

Вышивальная машина «JANOME»
Краеобметочная машина «JATIJT»3-х ниточная
Краеобметочная машина «JATIJT»5-ти ниточная
Манекен портновский раздвижной
Машина швейная ножная
Машина швейная «ПОДОЛЬСК»
Машина швейная промышленная «JATIJT»
Машина швейная «JANOME»
Оверлок «BROTHER»
Оверлок «Jasmine GN»
Отпариватель «GM-L7»
Отпариватель «GM-L2»
Распошивальная машина «NEW HOME»
Стол раскройный
Утюг электрический «Philips»

Анализ материально-технической базы учебных кабинетов (столярного и швейного дела) позволяет сделать вывод, что всем необходимым оборудованием для профессионально-трудового обучения школьников с нарушением интеллекта мастерские оснащены.

Использование оборудования в учебном процессе

Электролобзик «Корвет-88»

Инструмент используется в столярных мастерских для выпиливания

фигурных деталей из деревянных заготовок.

Токарный станок «Корвет-71»

Небольшой и удобный станок для обработки заготовок из дерева любой

породы. Он позволяет не только протачивать детали, но и шлифовать

и полировать поверхности заготовок.

Электроточило «Корвет Эксперт» «Мастер ТЭ-150/300 ЕМ+»

Эти многофункциональные станки применяются в столярных мастерских

для шлифовки, заточки, полировки, зачистки изделий, а также для заточки и правки столярного инструмента.

Эксцентриковая шлифовальная машина «МШЭ-240/125Э»

Применяется для выравнивания различных поверхностей,

шлифовки столярных изделий.

Перфоратор « MakitaHR 2450»

Применяется при выполнении ремонтных работ для сверления, сверления с ударом, долбления.

Фрезерная машина ФМЭ-850/8Э

Фрезер ручной деревообрабатывающий используют

на уроках столярного дела для обработки профилей, кромок, пазов.


Электропила стационарная «КАЛИБР ЭПС 2000

Электропила цепная «КАЛИБР ЭПС-1900/40»

Электропила торцовочная «Корвет 6»

Применяется на уроках трудового обучения в столярных мастерских

для торцевания заготовок.

Станок рейсмусовый «Корвет 21»

Применяется для строгания заготовок в заданный размер.

Станок сверлильный «Корвет-43» с тисками

Этот экономичный инструмент используется в столярной мастерской

для работы с деревянными и деревосодержащими материалами.

Заготовка надежно фиксируется в тиски, которые поворачиваются,

поднимаются или опускаются, наклоняются под заданный угол.

Сварочный инвертор «КАЛИБР NEW »

Учебные мастерские следует располагать изолированно от классных помещений (на первом этаже в торцах зданий), с устройством звукопоглощающих капитальных стен и перекрытия второго этажа.

Помещения учебных мастерских должны быть светлыми, теплыми и сухими. Запрещается организация мастерских в подвальных и полуподвальных помещениях.

Кубатура и полезная площадь помещений учебных мастерских должны строго соответствовать действующим типовыми проектам зданий, учебных и учебно-производственных мастерских.

В связи с особенностями педагогического процесса и большой физической активностью учащихся во время работы, площадь рабочего места на одного ученика должна быть увеличена на 25--40% по сравнению с нормой площади рабочего места взрослого рабочего.

Установлены следующие нормативные площади на одного обучаемого в швейной мастерской -- 4 м 2 .

Полы производственных помещений (деревянные, цементные и др.) должны быть теплыми, гладкими, нескользкими, непылящими и удобными для очистки, а также удовлетворять эксплуатационным требованиям данного помещения. При наличии цементных полов рабочие места учащихся и преподавателей должны быть оборудованы деревянными решетками.

В холодный период года влажность и температура воздуха в учебных мастерских должна отвечать требованиям, установленным для соответствующих видов производства.

Двери, лестницы и коридоры должны быть устроены согласно требованиям строительных и пожарных правил и норм. Проезды и проходы внутри мастерской должны иметь ясно обозначенные габариты, очерченные белыми линиями или заменяющими их знаками. Не разрешается загромождение проходов, лестниц и коридоров.

Стены и потолки должны быть гладкими и покрыты красками, позволяющими легко производить влажную уборку помещения (эмульсионные и силикатные -- для потолков и полов, масляные -- для панелей и стен).

Все санитарно-бытовые помещения и их оборудование должны содержаться в исправности и чистоте.

Полы после каждого учебного занятия убираются влажным или другим способом, не допускающим пыления.

В мастерских устанавливают умывальники с горячим водоснабжением и индивидуальными смесителями, щетками, мылом и полотенцем или заменяющими их устройствами.

Мастерские обеспечиваются доброкачественной(отвечающей санитарным требованиям) питьевой водой. Температура питьевой воды должна быть не ниже +8 °С и не выше +20 °С. Обязательна установка питьевых фонтанчиков или закрытых баков с фонтанирующими насадками.

Вода в баках должна меняться ежедневно. У питьевых баков необходимо устройство приемников для стока воды.

Учебно-производственные мастерские обеспечиваются необходимыми для оказания первой помощи медицинскими и перевязочными материалами (аптечка), носилками с зафиксированным адресом и телефоном ближайшего лечебного учреждения, где может быть оказана медицинская помощь.

Требования к освещению, отоплению и вентиляции

Окна и другие световые проемы запрещается загромождать изделиями, инструментом, материалами и другими предметами.

Складывание вблизи окон материалов, изделий и других предметов не должно ухудшать естественную освещенность мастерской.

Оборудование мастерских, как правило, должно быть размещено так, чтобы оно не затемняло рабочую зону.

Стекла окон должны очищаться от пыли и грязи не менее двух раз в год, а в помещениях со значительным вы делением дыма, пыли, копоти -- по мере их загрязнения, но не менее четырех раз в год.

Стекла в рамах должны быть надежно укреплены, чтобы исключить возможность выпадения их из рам.

Сажать деревья надо на расстоянии утроенной высоты их (выросших деревьев) от здания, но не ближе 10 м, с тем, чтобы кроны разросшихся деревьев не заслоняли окон; ветки растущих около окон здания деревьев необходимо подрезать каждую весну.

Искусственное освещение допускается общее или комбинированное (общее плюс местное). Применение только местного освещения недопустимо.

Светильники аварийного освещения должны быть присоединены к сети, независимой от сети рабочего освещения, начиная от щита подстанции, или при наличии только одного ввода, начиная от этого ввода.

Электрическая часть осветительных установок должна удовлетворять требованиям Правил устройства электроустановок.

Учебно-производственные мастерские и вспомогательные помещения должны быть оборудованы вентиляцией и отоплением.

Вентиляция может быть естественной, механической или смешанной и должна обеспечить воздухообмен, температуру и состояние воздушной среды, предусмотренные санитарными нормами.

Вентиляционные устройства должны быть всегда исправными и находиться под постоянным наблюдением лиц, отвечающих за работу вентиляции.

Для помещений учебных и учебно-производственных мастерских рекомендуется централизованное отопление:

а) центральное водяное с металлическими радиаторами;

б) лучистое с бетонными панелями;

в) в школьных мастерских допускается воздушное отопление с приточной вентиляцией при температуре подаваемого воздуха не более 60°С без рециркуляции.

В хорошо оборудованной и со вкусом оформленной мастерской складываются необходимые условия для воспитания культуры труда и эстетического воспитания. Вот почему внимание к оформлению всех элементов учебной мастерской, к внешнему виду использованных наглядных средств обучения, к интерьеру учебного помещения в целом -- важный фактор создания благоприятных условий работы учащихся.

Пожарная безопасность

Учебно-производственные мастерские должны быть полностью обеспечены средствами пожаротушения, пенными и углекислотными огнетушителями, сигналами и прочим оборудованием.

Расположение и устройство средств пожаротушения должно отвечать указанным Типовым правилам.

Воспрещается загромождать доступ и проходы к средствам пожаротушения и пожарному оборудованию, а также использовать их не по назначению.

Обтирочный материал, как использованный, так и неиспользованный, должен складываться и храниться в специальных металлических ящиках, закрытых крышками.

Использованный обтирочный материал, обрезки, мусор должны убираться после каждого занятия.

Электронагревательные приборы должны устанавливаться в специально отведенных помещениях.

Отопление должно обеспечивать равномерную температуру, возможность регулирования степени нагрева помещения и независимости включения и выключения отопительных секций.

Запрещается для целей отопления учебных и учебно-производственных мастерских применять временные чугунные или другие печи.

Ворота и входные двери в капитальных стенах должны быть утеплены. У ворот и дверей, через которые происходит транспортировка материалов и изделий, должны быть отапливаемые тамбуры.

Двери должны иметь приспособления для принудительного закрывания (пружины, пневматические затворы и т. д.). В воротах для прохода людей должны быть калитки.

Учебные и учебно-производственные мастерские независимо от наличия вентиляционных устройств должны иметь в оконных проемах открывающиеся фрамуги или другие открывающиеся устройства для проветривания. Для открывания и регулирования фрамуг окон должны быть удобные приспособления, управляемые с пола.

Переплеты окон и световых фонарей, двери и тамбуры к ним должны находиться в исправном состоянии. К моменту наступления зимы их следует утеплять.

Требования к соблюдению санитарно-гигиенических норм в учебно-производственных помещениях

Оптимальные гигиенические условия для работы учащихся определяют:

Состояние воздушно-газовой среды мастерских;

Освещенность рабочей зоны и всего помещения;

Уровень производственного шума;

Режим работы во время занятий;

Эргономические факторы при организации работы в мастерских

Учет психофизиологического воздействия цвета на органы зрения учащихся и др.

Относительно воздушно-газовой среды мастерских установлено, что в учебно-производственных и вспомогательных помещениях должны быть оборудованы вентиляция и отопление, с тем чтобы обеспечить воздухообмен, температуру и состояние воздушной среды, предусмотренные санитарными нормами. В частности, температура в помещениях учебных мастерских должна быть 16--18 °С, влажность 40 -- 60%, а воздухообмен обеспечивать 20 м 3 /ч/чел. при скорости движения воздуха 0,3 м/с. Для местных отсосов воздухообмен должен составлять 250 м 3 /ч. Особо надо следить за запыленностью воздуха!

Освещенность рабочей зоны и всего помещения для мастерских оценивается с использованием коэффициентов, которые для естественного освещения приравниваются к производственным помещениям для точных работ (III разряд работ), а для рабочих мест по обучению кройке и шитью -- по II разряду работ. При этом наименьшая освещенность горизонтальных поверхностей на уровне 0,8 м от пола должна быть в пределах 150... 300 лк. Светильники местного освещения должны питаться током при напряжении не выше 36 В.

Уровень производственного шума крайне важен для состояния нервной системы учащихся. Он не должен превышать 70 дБ. Особенно вредны высокочастотные шумы, которые часто не только превышают допустимые уровни звукового давления, но и негативно отражаются на психике. В условиях ограниченности в средствах учителя могут самостоятельно изготовить защитные кожухи, исполняемые из пенопласта (современный упаковочный материал, легко принимающий любую форму). Такие кожухи значительно снизят шумовые пороги у работающего оборудования. Установлено, что при проведении занятий в комфортных условиях работоспособность учащихся возрастает в среднем на 30%.

Режим работы в мастерских должен учитывать чередование непрерывной работы с периодами отдыха. Поэтому наибольший эффект будет достигнут, если учителем предусмотрено соединение или чередование двух-трех операций при выполнении одного изделия. Вместе с тем мастер в вопросе определения режима работы должен подходить к учащимся строго индивидуально.

Необходимо придерживаться научно обоснованных рекомендаций покраска оборудования и помещений, где проходят занятия. При подборе колеров для окраски пола, стен, мебели и оборудования надо добиваться оптимального сочетания цветов, создать благоприятная цветовую гамму.

Наряду с чисто эстетическими аспектами здесь существенную роль играют психофизиологические аспекты. Так, мастерские, окна которых: выходят на солнечную сторону, но стены окрашены в холодные" тона, будут создавать для работающих учащихся эффект снижения температуры в помещении. Наоборот, в кабинете, при окраска которого выдержаны теплые тона, создается ощущение несколько более высокой температуры, чем в действительности. Это целесообразно использовать если кабинет расположен на теневой стороне.