Государство и российское общество в конце XIX-начале XX в презентация к уроку по истории (9 класс) на тему. Социальная структура: рабочие
В презентации представлен иллюстративный, статистический материал для характеристики России на рубеже веков. Используется видеоматериал из энциклопедии "Кирилл и Мефодий" (из-за ограничения размара загружаемого файла видео в работе отсутствует)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Государство и российское общество в конце XIX - начале XX века. К уроку в 9, 11 классах
Территория. Российская империи - одна из крупнейших стран мира. Территория – более 22 млн. км² (почти 17% обитаемой суши; II место после Британской империи).
Население. Согласно переписи 1897 года – 128,2 млн. человек (III место после Британской империи и Китая) Многонациональная страна: более 100 народов и народностей. Поликонфессиональное государство: Православие (Старообрядчество, католицизм и протестантизм); Ислам; Буддизм; Иудаизм; Язычество.
Особенности российской модернизации Россия вступила на капиталистический путь развития относительно поздно; 2 эшелон развития капитализма Модернизация носила «догоняющий характер» ; Проходила по инициативе и под контролем государства В начале XX века охватила в основном те отрасли экономики, от которых зависело военное и политическое могущество страны.
Политический строй. Россия – самодержавная монархия. Вся власть (и законодательная, и исполнительная, и судебная) сосредотачивалась в руках императора.
Николай II (1894-1917)
Император с семьей
Символика Герб Флаг Гимн «Боже, царя храни».
Социальная структура: буржуазия Наиболее могущественный с экономической точки зрения класс- БУРЖУАЗИЯ – социальный слой Российской империи, владевший собственностью на средства производства, то есть заводами и фабриками. Численный состав – 40 тыс. крупной и 400 тыс. средней, что составляет 0,02 и 0,2 % населения.
Социальная структура: меценаты из буржуазии ТРЕТЬЯКОВ Павел Михайлович российский купец-предприниматель, собиратель произведений отечественного изо, основатель общедоступной частной художественной галереи. Передал в дар Москве коллекцию и здание, в которой она размещалась МОРОЗОВ Савва Тимофеевич российский предприниматель, оказавший финансовую помощь для создания Московского художественного театра
Социальная структура: рабочие
Количество: 13 млн. наемных рабочих, из них 2,8 млн. – потомственные рабочие, остальные – рабочие в первом поколении, как правило, выходцы из деревни. Положение: см в учебнике стр. 8
Социальная структура: поместное дворянство Дворянство – высшая социальная группа в России, которая постепенно утрачивало многовековую привилегию монопольного владения землёй. В 1905 году более трети крупных поместий принадлежало недворянам. Лишь 3 % имений представляли собой образцовые хозяйства с применением сельскохозяйственных машин и наемного труда сельскохозяйственных рабочих.
Социальная структура: крестьянство Шло имущественное расслоение. Появились: кулаки (2-3 %), главным источником богатств которых были эксплуатация наемного труда, торговля и ростовщичество. з ажиточные крестьяне (более 4 лошадей, столько же коров) – 15%; Безлошадники – 25 %; Бедные (отсутствие коровы) – до 10 %. Проблемы: Малоземелье; Плата за освобождение от крепостной зависимости; Отсутствие прав; Телесные наказания; Контроль земских начальников.
Социальная структура: Интеллигенция. Количество: около 870 тыс. Умственный труд: ученые, преподаватели, врачи, адвокаты, журналисты, писатели, артисты и др. Играла важную роль в общественной жизни.
Образ жизни Свыше 80 % населения проживало в сельской местности. Рост городов (урбанизация) Две столицы: Петербург (более 2 млн.) и Москва (чуть меньше) См учебник стр. 11-12
Городское население России
Задание 1. Проанализируйте материалы параграфа и заполните таблицу "Территория и население Российской империи"
Задание 2.
1. Выделите характерные черты социальной структуры российского общества в начале XX века:
а) сохранение сословного деления общества
б) одновременное существование основных классов традиционного и индустриального общества
в) значительный удельный вес мелких буржуазных собственников
г) "кристаллизация" населения по классовому признаку
2. Сгруппируйте перечисленные ниже социальные группы по их принадлежности либо к традиционному, либо к индустральному обществу:
а) крестьянство
б) дворянство
в) буржуазия
г) пролетариат
д) мещанство
е) купечество
ж) фермерство
з) интеллигенция
Традиционное общество: а, б, д, е
Индустриальное общество: в, г, ж, з
Задание 3. На основании представленного ниже цифрового материала сформулируйте и запишите выводы о процессах, происходивших в среде поместного дворянства
1. 31% дворян владели участками, размер которых не превышал 20 десятин
2. 25,8% дворян владели землями от 20 до 100 десятин
3. В то же время 17% крупных помещиков владели 83% всего дворянского земельного фонда, а 155 крупных латифундистов - 36,2%
4. К 1915 году в залоге находилось 50 млн десятин помещичьей земли стоимостью свыше 4 млдр рублей
5. С 1 января 1905 года по 1 января 1915 года общая площадь дворянских имений в Европейской России уменьшилась на 20%
Землевладение перестало быть исключительно дворянским. В 1905 г. более трети крупных поместий принадлежало недворянам. Лишь немногие дворяне-помещики сумели перевести свои хозяйства на капиталистические рельсы, преобразовать их в образцовые имения с применением сельскохозяйственных машин и наемного труда. Огромная масса помещиков так и не сумела приспособиться к новым условиям. Их расходы превышали доходы. Земли закладывались и перезакладывались, продавались
Задание 4. Кому из указанных ниже общественных деятелей принадлежат данные характеристики (речь идет об одном человеке)?
В течение ряда лет был во главе Никольской мануфактуры и хорошо знал фабрично-заводское дело. Кроме того, он много занимался и промышленно-общественной деятельностью. П.А. Бурышкин, промышленник, писатель
Этому замечательному человеку суждено было сыграть в нашем театре важную и прекрасную роль мецената, умеющего не только приносить материальные жертвы, но и служить искусству со всей преданностью, без самолюбия, без ложной амбиции и личной выгоды. К.С. Станиславский, актер, режиссер, теоретик театра
Но самым громадным, всепоглощающием его увлечением был Максим Горький и в дальнейшем - революционное движение... В.Н. Немирович-Данченко, актер, режиссер
а) С. Морозов
б) А. Путилов
в) П. Третьяков
Задание 5
1. Кого в начале века в России называли кулаками:
а) сельских ростовщиков
б) зажиточных крестьян
в) крестьян, выделившихся из общины
2. Какие процессы были характерны для русского крестьянства в начале XX в. (возможно несколько вариантов ответа):
а) сильное влияние общины
б) преобладание зажиточных крестьян
в) социальное расслоение
г) малоземелье
д) высокая грамотность
е) существование телесных наказаний
Задание 6
1. Что из перечисленного ниже характеризует положение русского пролетариата в начале XX в.:
а) высокая концентрация рабочих на промышленных предприятих
б) низкая продолжительность рабочего дня
в) продуманнах система социальных льгот и гарантий
г) отсутствие элементарных гражданских прав
д) драконовская система штрафов
2. Образуйте из приведенных ниже положений логические пары, связанные между собой как причина и следствие:
а) отсутствие рабочего законодательства
б) высокая концентрация рабочей силы
в) слабая техническая оснащенность предприятий
г) массовое недовольство рабочих
3. Какова была юридически установленная продолжительность рабочего дня для взрослого мужчины на фабриках и заводах России в начале XX .:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Государство и российское общество в конце XIX – начале XX векаЦель урока:
Рассмотреть особенности развития Российской империи на рубежеXIX – XX вв., охарактеризовать социальную структуру, политический строй и уровень жизни, используя ЭОР.
Задачи:- обучающие
1. Сформировать знания об особенностях развития Российской империи на рубежеXIX – XX вв., используя ЭОР
знать государственное управление и особенности политического развития Российской империи на рубеже XIX – XX вв.
знать основные показатели и факторы, определяющие динамику развития Российской империи;
знать место России в мире по численности населения, структуру российского общества, используя данные документов;
знать образ жизни городского и сельского населения Российской империи на рубеже веков.
-развивающие:
1. Развивать умение анализировать графики, картосхемы, находить в них необходимую информацию, выявлять основные признаки.
2. Развивать умения интерпретации исходной информации в новые формы (в схему).
3. Развивать умение работать в группах - эффективно сотрудничать и взаимодействовать, выслушивать разные точки зрения о политическом развитии России.
4. Развивать умения делать умозаключения, выводы по итогам дискуссии, обсуждения проблемных вопросов.
-воспитательные
1. Воспитание российской гражданской идентичности, чувства переживания за судьбы российского народа.
2. Воспитание толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре.
Личностные результаты:
- формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе использования ЭОР;
Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
Формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
Освоение социальных норм и правил поведения работы в группах;
Формирование коммуникативной компетентности в учебно – исследовательской деятельности.
Метапредметные результаты:
Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, поиска средств ее осуществления;
Формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств информационно – коммуникативных технологий как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.
Умение извлекать необходимую информацию из различных источников;
Умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности.
Предметные результаты:
Формирование основных теоретических знаний о состоянии российской империи на рубеже веков;
Овладение навыками нахождения и использования исторической информации на практике;
Формирование умений и навыков использования исторических знаний в оценке процессов, протекающих в современной России;
Создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению исторических знаний.
Тип урока - изучение новой темы
Формы работы учащихся - частично - поисковая работа, проблемное обучение, работа в парах.
Необходимое техническое оборудование - компьютерный класс, мультимедийная установка
Структура и ход урока
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этап урока
Название используемых ЭОР
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика
Время
(в мин.)
Организационный момент-
Приветствие детей
Настрой на урок (организация на учебную деятельность)
Организация на учебную деятельность
II .
Изучение нового материала
Введение проблемного вопроса.
Российская империя на рубежеXIX – XX вв. была неограниченной монархией
Вопрос:
Если бы в XIX веке в Российской империи была принята Конституция, удалось бы избежать революционных событий 1917 года?
В ходе нашей совместной поисковой деятельности, вы сможете самостоятельно дать ответ на поставленный вопрос.
Высказывание различных точек зрений: (предположительно)
да, возможно;
нет, революций избежать не удалось бы;
информационный
Интерактивная карта
Демонстрирует ЭОР № 1, интерактивную карту «Российская империя в конце XIX – начале XX века»
Задание № 1
Работа с интерактивной картой « Российская империя в конце XIX – начале XX века»».
Найдите в списке блоков названий интерактивную карту «Российская империя в конце XIX – начале XX века», покажите:
1.1. границы Российской империи:
1.2.территориальное деление государства
(губернии, автономии)
1.3.народы и народности,
Изучают информационный ЭОР
№ 1 интерактивную карту «Российская империя в конце XIX – начале XX века »
Изучают функции интерактивной карты.
1. 1. Находят границы Российской империи, делают вывод, что Российская империя – крупнейшее государство мира (2 место после Британской империи):
1.2. Находят на карте губернии и автономию – Великое княжество Финляндское:
1.3. Работая с текстом
проживавшие на территории государства
учебника (стр № 5), учащиеся узнают:
В соответствии с переписью 1897 в России проживало 128 млн человек.(3 место в мире после Британской империи и Китая),
На территории государства проживало более 100 народов и народностей и население было многоконфессиональное
информационный
Слайд № 2
Демонстрирует информационный ЭОР № 2,слайд № 1. 1.,схема «Государственное управление на рубеже XIX – начале XX века »
Задание № 2. Анализ схемы «Государственное управление на рубеже XIX – начале XX века ».
Изучите схему, свои ответы запишите в тетрадь.
2. 1. Сравните политический устройство Российской империи:
А. середина XVIII века.
Б. начало XX века
Учитель уточняет информацию -
Российская империя оставалась самодержавной монархией. В руках императора сосредоточивалась вся полнота государственной власти – законодательной,исполнительной и отчасти судебной
2.2. Каковы были символы Российской империи?
Работа с документом (стр 6 учебника)
2.3. Сделайте вывод, как свод «Основных законов Российской империи» определял место императора в политической жизни России
Проходит совместная работа с учителем.
Изучаютинформационный ЭОР №2
Слайд №1. 1.
Проводят анализ схемы.
Выявляют основную тенденцию развития государства.
Ответы записывают в тетрадь:
А. В середине XVIII сформировалась система абсолютной монархии в России
Б.К началу XX века политический строй Российской империи значительных изменений не претерпел
Официальными символами государства были государственный герб, гимн и знамя.
Император – монарх самодержавный и неограниченный.
информационный
Демонстрирует ЭОР № 3, слайд № 2, схему «Государственное управление на рубеже XIX – XX веков»
Задание № 3.Работа со схемой «Государственное управление на рубеже XIX – XX веков»
Учитель дополняет информацию:
- В XIX веке автономией пользовалось Царство Польское, но она была ликвидирована после подавления польского восстания
- К началу XX векаавтономное положение сохранялось только в Финляндии
На национальных окраинах усилилась централизация управления
Изучаютинформационный ЭОР № 3
Слайд № 3
Интерпретируют схему, предложенную на слайде.
Результат работы:
Губернаторы
Департаменты
Министерства
Комиссии,комитеты
Комитет министров
Император
информационный
Слайд № 4 .
Демонстрирует ЭОР № 4, слайд № 4 ., картосхему « Местное управление на рубеже XIX – XX веков»
Задание № 4.
Анализ картосхемы «Местное управление на рубеже XIX – XX веков» Работа в парах.
. * Изучите интерактивную картосхему «Местное управление на рубеже XIX – XX веков», свои ответы запишите в тетрадь.
Изучают информационный
ЭОР № 4 Слайд № 2. 1.
Самостоятельная работа с картосхемой, ее анализ.
Работа в парах.
Высказывают свое мнение, заслушивают других.
Делают выводы, записывают их в тетрадь
практический
Демонстрирует ЭОР № 5, диаграммы «Население Российской империи » « Городское население России», «Пять крупнейших городов Российской империи»
Знакомит с правилами выполнения практической работы и возможностью проведения самооценки и самоанализа.
Задание № 5. Практическая работа
« Социальная структура российского общества»
Изучают ЭОР № 6, тест
Самостоятельно выполняют практическую работу.
Проводят самоанализ и самооценку выполненной работы.
I .
Первичный контроль.
контрольный
тест 1, 2, 3
Демонстрирует ЭОР № 6, тематическую контрольную работу «Российская империя в конце XIX – начале XX века»», тест 1, 2, 3
Знакомит с правилами выполнения контрольной работы и возможностью проведения самооценки и самоанализа.
Демонстрирует ЭОР № 6, тематическую контрольную работу ««Российская империя в конце XIX – начале XX века» тест 1, 2, 3.
Проводят самоанализ и самоконтроль выполненной работы
Подведение итогов урока
Подведение итогов, выставление отметок
Взаимное комментирование результатов работы и отметок
Домашнее задание.
§ 1 , изучить параграф,
вопросы и задания на с 12,
дополнительное задание
подготовить сообщение об уровне экономического развития Нижнего Новгорода на рубеже веков
Слайд 2
Слайд 3
Территория.
Российская империи - одна из крупнейших стран мира. Территория – более 22 млн. км² (почти 17% обитаемой суши; II место после Британской империи).
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Население.
Согласно переписи 1897 года – 128,2 млн. человек (III место после Британской империи и Китая) Многонациональнаястрана: более 100 народов и народностей. Поликонфессиональное государство: Православие (Старообрядчество, католицизм и протестантизм); Ислам; Буддизм; Иудаизм; Язычество.
Слайд 7
Особенности российской модернизации
Россия вступила на капиталистический путь развития относительно поздно; 2 эшелон развития капитализма Модернизация носила «догоняющий характер»; Проходила по инициативе и под контролем государства В начале XX века охватила в основном те отрасли экономики, от которых зависело военное и политическое могущество страны.
Слайд 8
Слайд 9
Политический строй.
Россия – самодержавная монархия. Вся власть (и законодательная, и исполнительная, и судебная) сосредотачивалась в руках императора.
Слайд 10
Слайд 11
Местное управление
Слайд 12
Слайд 13
Николай II (1894-1917)
Слайд 14
Император с семьей
Слайд 15
Символика
Герб Флаг Гимн «Боже, царя храни».
Слайд 16
Слайд 17
Социальная структура: буржуазия
Наиболее могущественный с экономической точки зрения класс- БУРЖУАЗИЯ – социальный слой Российской империи, владевший собственностью на средства производства, то есть заводами и фабриками. Численный состав – 40 тыс. крупной и 400 тыс. средней, что составляет 0,02 и 0,2 % населения.
Слайд 18
Социальная структура: меценаты из буржуазии
ТРЕТЬЯКОВ Павел Михайлович российский купец-предприниматель, собиратель произведений отечественного изо, основатель общедоступной частной художественной галереи. Передал в дар Москве коллекцию и здание, в которой она размещалась МОРОЗОВ Савва Тимофеевич российский предприниматель, оказавший финансовую помощь для создания Московского художественного театра
Слайд 19
Социальная структура: рабочие
Слайд 20
Количество: 13 млн. наемных рабочих, из них 2,8 млн. – потомственные рабочие, остальные – рабочие в первом поколении, как правило, выходцы из деревни. Положение: см в учебнике стр. 8
Слайд 21
Социальная структура:поместное дворянство
Дворянство – высшая социальная группа в России, которая постепенно утрачивало многовековую привилегию монопольного владения землёй. В 1905 году более трети крупных поместий принадлежало недворянам. Лишь 3 % имений представляли собой образцовые хозяйства с применением сельскохозяйственных машин и наемного труда сельскохозяйственных рабочих.
Слайд 22
Социальная структура: крестьянство
Шло имущественное расслоение. Появились: кулаки(2-3 %), главным источником богатств которых были эксплуатация наемного труда, торговля и ростовщичество. зажиточные крестьяне (более 4 лошадей, столько же коров) – 15%; Безлошадники– 25 %; Бедные(отсутствие коровы) – до 10 %. Проблемы: Малоземелье; Плата за освобождение от крепостной зависимости; Отсутствие прав; Телесные наказания; Контроль земских начальников.
Территория и население Российской империи
В начале XX в. Российская империя была одной из крупнейших стран мира. По размерам территории - более 22 млн км (почти 17% обитаемой суши) - она занимала второе место, уступая только Британской империи.
- Покажите на карте территории, входившие в состав Российской империи в начале XX в.
Российская империя делилась на губернии и области. Автономию сохранило только Великое княжество Финляндское. В зависимости от России находились Хивинское ханство и Бухарский эмират.
Согласно переписи 1897 г. на территории страны проживало более 128 млн человек (третье место после Британской империи и Китая).
Российская империя была многонациональной страной. В ней проживало более 100 народов и народностей.
На огромных просторах страны сосуществовали все основные религии. Большинство населения, и прежде всего русские, исповедовало православие. Немалая часть русского населения причисляла себя к старообрядческой церкви. В Польше, прибалтийских губерниях и Финляндии большинство населения исповедовало католицизм и протестантизм. Большая группа народов - татары, башкиры, многие горцы Кавказа, азербайджанцы, народы Средней Азии - были мусульманами. Калмыки и буряты являлись последователями буддизма. Часть населения исповедовала иудаизм. У многих коренных народов Севера и Сибири сохранялись языческие верования.
Особенности российской модернизации
В начале XX в. в России продолжался процесс модернизации.
- Из курсов истории России XIX в., Новой и Новейшей истории вспомните, что такое модернизация. Как связаны между собой модернизация и развитие индустриального общества? Проверьте себя, обратившись к разделу «Расширяем словарный запас» после параграфа.
Рис. Одна из первых трамвайных линий в Москве. Начало XX в.
Модернизация охватила все ведущие страны, но у российской модернизации были свои особенности. Рассмотрим самые важные. Начнём с экономики.
Вы знаете, что Россия относительно поздно (когда?) вступила на путь капиталистического развития. Догоняя ушедшие вперёд страны, она должна была двигаться как можно быстрее, переходить к индустриальному обществу в короткие сроки. Модернизация экономики потребовала напряжения всех сил общества. Она проходила по инициативе и под контролем государства. В начале XX в. модернизация охватила в основном те отрасли экономики, от которых зависело военное и политическое могущество страны. (Предположите какие.)
Политический строй. Государственные символы
Модернизация не ограничивается экономикой. Она состоит также в преобразовании политических и социальных отношений. Политический строй Российской империи к началу XX в. существенных изменений не претерпел.
Российская империя оставалась самодержавной монархией. В руках императора сосредоточивалась вся полнота государственной власти - законодательной, исполнительной, отчасти судебной.
Совещательным органом при императоре являлся Государственный совет. Он имел право «подавать императору мнения по вопросам законодательства». Но император вовсе не был обязан прислушиваться к этим мнениям. Монарх руководил страной через Комитет министров, являвшийся высшим исполнительным органом империи. Министры были ответственны только перед императором. Император был главой не только государства, но и Русской православной церкви, официально признанной «первенствующей и господствующей» в стране. Управление православной церковью царь осуществлял через Синод. К высшим государственным учреждениям относился и Сенат, который следил за законностью действий высших чиновников и обладал правом обнародовать законы.
Гербом Российской империи был двуглавый орёл с царскими регалиями - коронами, скипетром и державой. Государственный флаг представлял собой полотнище с белой, синей и красной горизонтальными полосами. Государственный гимн начинался словами: «Боже, Царя храни...»
Социальная структура
Модернизация экономики в начале XX в. сопровождалась важными изменениями в социальной структуре общества.
По закону всё население России традиционно делилось на сословия - потомственные и личные дворяне, почётные граждане, купцы I, II, III гильдий, мещане, крестьяне, казаки и др. Вспомните, какой признак является главным при выделении сословий - экономический или юридический (правовой).
Модернизация разрушала сословные перегородки. Традиционное деление на сословия дополнялось и вытеснялось делением на классы.
Как и в других странах, вставших на индустриальные рельсы, наиболее могущественным с экономической точки зрения классом российского общества являлась буржуазия. Численность крупной буржуазии (т. е. имеющей доходы свыше 10 тыс. р. в год) была незначительна. В начале века она составляла примерно 25 тыс. человек (с членами семьи 125 тыс.), в 1910 г. - около 30 тыс. (с членами семьи 200 тыс.). Российская буржуазия не имела прочной опоры в обществе, так как практически отсутствовали средние слои населения, т. е. мелкие собственники. Она была тесно связана с правительством, не имела политических прав. На фабриках и заводах существовала беспощадная эксплуатация наёмных рабочих.
Многие представители российской буржуазии были образованными людьми, занимались благотворительностью, меценатской и просветительской деятельностью. Текстильный фабрикант П. М. Третьяков передал в дар Москве уникальную коллекцию русской национальной живописи и великолепное здание, в котором она размещалась. При финансовой помощи С. Т. Морозова был создан Московский художественный театр.
К началу XX в. в России было примерно 13 млн наёмных рабочих, из них 2,8 млн - потомственные рабочие, остальные - рабочие в первом поколении, как правило выходцы из деревни. По закону, принятому 14 июня 1897 г., рабочий день составлял 11,5 ч. Заработки едва позволяли сводить концы с концами. Рабочий-углекоп в Донбассе в 1902 г. мог заработать не более 24 р. в месяц, а минимальные расходы, не считая плату за жильё, семьи из 4 человек составляли 30 р. Семьи многих рабочих жили впроголодь. На предприятиях действовала драконовская система штрафов - они забирали до 30 % зарплаты. Как правило, рабочие ютились в построенных при фабриках казармах, всю мебель которых составляли двухэтажные нары и длинные обеденные столы и скамейки. У рабочих не было элементарных гражданских прав, и это особенно их возмущало. Они не могли создавать организации даже для защиты своих экономических интересов. За участие в стачках полагалось тюремное заключение от 2 до 8 месяцев. Бесправие усугублялось полицейским произволом.
Рис. Рабочие на строительстве. 1904 г.
Высшей социальной группой в России являлось поместное дворянство. Помещики владели огромной земельной собственностью, но и здесь происходили перемены. Землевладение перестало быть исключительно дворянским. В 1905 г. более трети крупных поместий принадлежало недво-рянам. Лишь немногие дворяне-помещики сумели перевести свои хозяйства на капиталистические рельсы, преобразовать их в образцовые имения с применением сельскохозяйственных машин и наёмного труда. В 1905 г. таких имений было не более 3 %. Огромная масса помещиков так и не сумела приспособиться к новым условиям. Их расходы, как правило, превышали доходы. Земли закладывались и перезакладывались, продавались.
В крестьянской среде шло имущественное расслоение. В деревне появились люди, главным источником богатства которых была эксплуатация наёмного труда, торговля, ростовщичество. Именно их, а не всех зажиточных хозяев называли кулаками. К началу XX в. кулаки составляли 2-3 % крестьянского населения. К ним примыкали примерно 15 % зажиточных крестьян. Главным мерилом зажиточности наличие определённого количества скота - более четырёх лошадей, столько же коров. На другом полюсе деревни - безлошадные хозяйства (примерно 25%). Крайним проявлением бедности было отсутствие коровы - таких хозяйств насчитывалось до 10 %. Крестьянство задыхалось от острого малоземелья. Земли не хватало, многие крестьяне были вынуждены арендовать землю у помещиков.
За землю расплачивались деньгами или работой в пользу помещика (отработки). Крестьяне продолжали платить государству деньги за своё освобождение от крепостной зависимости.
Они оставались самой бесправной категорией населения. Сохранялись сословные суды и телесные наказания. Деревенская жизнь находилась под контролем земских начальников.
Важную роль в общественной жизни России играла интеллигенция. К началу XX в. в России 2,7 % населения занималось преимущественно умственным трудом: учёные, преподаватели, врачи, лица свободных профессий (адвокаты, журналисты, писатели, артисты и др.). К 1917 г. их количество удвоилось и составило 1,5 млн человек.
Образ жизни
Свыше 80 % населения России проживало в сельской местности. В то же время быстро росло городское население. При этом треть горожан сосредоточивалась в крупных городах.
Образ жизни городского населения Европейской России, Финляндии, Польши, прибалтийских, юго-западных губерний всё более приближался к уровню индустриальной эпохи. Широко развернулось многоэтажное жилищное строительство. Электричество, лифт, водопровод и телефон становились обыденным явлением в домах зажиточных горожан. По улицам рядом с извозчиками быстро бежали трамваи, перестали быть редкостью автомобили.
Сельские жители страны придерживались традиционного уклада жизни, вековых правил и норм поведения, хотя и в деревню проникали городские веяния. В то же время многие народы Российской империи практически не были затронуты влиянием цивилизации. Их жизнь, быт, культура и верования находились на уровне родоплеменных отношений.
По уровню грамотности населения Россия занимала одно из самых последних мест в Европе. В 1897 г. грамотных было 21,2 %: 29,3 % - среди мужчин, 13,1 % - среди женщин. Грамотное население жило преимущественно в крупных городах. Высшее образование имел один человек из ста, среднее - четыре человека. Только среди дворянства и духовенства неграмотных практически не было. На нужды просвещения государство тратило в год 43 к. в расчёте на душу населения, в то время как Англия и Германия - около 4 р., США - 7 р.
Таким образом, Российская империя в начале XX в. представляла собой огромную по территории многонациональную державу, вставшую на путь индустриальной модернизации, но сохранившую традиционные политические устои.
Расширяем словарный запас
Автономия - самоуправление, право самостоятельного решения внутренних вопросов какой-либо частью государства, отдельным учреждением.
Индустриальное общество - общество, в котором завершён процесс создания крупной, технически развитой промышленности, преобладающей над сельским хозяйством.
Меценатство - покровительство какому-либо делу, науке, культуре.
Модернизация - процесс перехода от традиционного общества к обществу индустриальному.
Вопросы для самопроверки
- Какие территории входили в состав Российской империи в начале XX в.?
- Какие религии исповедовали подданные Российской империи? Какая религия являлась государственной?
- Что такое модернизация? Каковы особенности российской модернизации экономики?
- Какие изменения происходили в социальной структуре российского общества?
- Какие новые задачи встали перед Россией в начале XX в.? Как они связаны с модернизацией?
Выскажите свою точку зрения по вопросу: «Какие проблемы, стоявшие перед страной в начале XX в., вы считаете самыми важными, острыми и почему?»