Меню
Бесплатно
Главная  /  Папилломы  /  «целеполагание как этап современного урока в условиях реализации фгос. «Учимся выдвигать гипотезы

«целеполагание как этап современного урока в условиях реализации фгос. «Учимся выдвигать гипотезы

Занятие по внеурочной деятельности
«Мои первые проекты»
в третьем классе

Учитель начальных классов
МБОУ ООШ р.п. Сосновоборск
Малышева Н.И.

Данное занятие является частью социального проекта «Какие мы?» В рамках этого проекта рассматриваются ценностные ориентиры детей в сферах музыки, литературы, спорта, отношения к учебе, деньгам, родителям, хобби и другое.

ТЕМА « Дети и деньги »

Цель: изучение ценностных ориентиров детей, их отношение к деньгам.
Задачи:
рассмотреть проблему отношения детей к деньгам их глазами;
проанализировать результаты анкет;
выяснить значение дружбы, семьи, здоровья путем написания мини-сочинений «Чего за деньги не купишь»;
подготовиться к рассмотрению данной проблемы глазами родителей (анкеты для родителей)
Ход занятия
(Предварительно провожу анкету)
(Дети рассаживаются по группам, разбирая жетоны красного, синего и желтого цвета, т.е. делятся на 3 группы)

1.-Здравствуйте. Меня зовутСегодня занятие проведу у вас я. Я надеюсь на взаимное сотрудничество и поддержку с вашей стороны, и тогда наша работа будет плодотворной. Это занятие является частью работы одной из групп над проектом «Какие мы?».Чтобы определить тему занятия, нам потребуется отгадать загадку.
Штучка невеличка, а всякому нужна. (деньги)

У каждой из них достоинство есть,И по нему воздают каждой честь -По щепотке одной, другой же по пуду.Но сравнивать их я, конечно, не буду:Без маленькой самой не будет большой.И вам приходилось встречаться с такой.(Деньги, монета)

2.- Назовите тему нашего занятия. (деньги)
- Верно. Мы поговорим о деньгах, о вашем отношении к ним.
Деньги сопровождают человека всю его жизнь. Если вы думаете, что проблемы денег касаются только взрослых, то вы ошибаетесь. Проблемы денег напрямую касаются и детей. Общепринято считать, что чем больше денег у родителей, тем больше возможностей у детей. Фактически в стране выросло новое поколение, которое, живя в мире ценников, а не ценностей, не догадывается о другой системе человеческих отношений, кроме той, которая измеряется деньгами. Сегодня я хочу убедиться в другом. Вы то новое поколение, но измеряете жизнь не деньгами.

3. - Что такое деньги? (высказывание детей)
- А как они появились вам напомнит тетушка Сова. (фрагмент мультфильма «Уроки тетушки Совы. Азбука денег.)
Деньги - это средство обмена. Люди принимают деньги в обмен на товары и услуги, которые они предоставляют.

4. Беседа. (подхожу к группам)
- Можно ли деньги у кого-нибудь отбирать? (1группа)
- А выпрашивать деньги можно? Почему? (2 группа)
-А воровать? Почему? (3 группа)
- Откуда у людей появляются деньги?
- Чтобы зарабатывать деньги, что нужно человеку? (профессия)
Деньги надо честно зарабатывать.

5. - У моей дочери на полке стоит вот эта вещь(показываю копилку). Какова её роль?
- То, что вы копите деньги, я узнала из ваших анкет. Как вы их копите?
(анализ некоторых пунктов анкеты)
- Могут ли деньги испортить вас? Что плохого они могут сделать? (если «да»)

6. – Но есть такие вещи, которые ни за какие деньги не купишь. Продолжите мои предложения тем, чего нельзя купить за деньги. Например, я говорю: «За деньги можно купить кровать», а вы продолжаете: «Но не сон».
– за деньги можно купить часы (но не время)
– за деньги можно купить книгу (но не мудрость)
– за деньги можно купить телохранителя (но не друга)
– за деньги можно купить дом (но не семью)
– за деньги можно купить лекарство (но не здоровье)

– У нас получилось, что за деньги нельзя купить время, мудрость, друга, семью, здоровье.(список слов на доске) Этот список можно продолжить.

7. – Выполним задание. Каждая группа получает слово из списка и вписывает его в пустое место на листочках. Полученное предложение я советую вам еще раз прочитать. Оно будет первым предложением мини-сочинения «Чего за деньги не купишь» Вам надо продолжить это сочинение.

Мы считаем, что за деньги не купишь ___________________, потому, что(дети продолжают)

Прочитаем, что у вас получилось.
8. – В результате занятия я узнала о вашем отношении к деньгам. Вы убедили меня в том, что новое поколение, живя в мире ценников, понимает систему человеческих отношений и не всё измеряет деньгами. И повторю слова тетушки Совы, что богатеть надо не только материально, но и морально, нравственно, собирать знания, приобретать навыки и не делать обогащение целью всей жизни. Но мнение детей и взрослых не всегда совпадают. Я предлагаю дома придумать вопросы для анкеты с родителями. (на листочках у каждого) и электронный адрес сайта, где вы можете подобрать информацию по этой теме [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] .

9.-Я получила массу удовольствия от общения с вами. А что получили вы от этого занятия? Напиши и опусти в копилку.

13PAGE 14415


Приложенные файлы

Тема1. Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе.

Практическая работа «Посмотри на мир другими глазами».

Тема2-3. Культура мышления.

Виды тем. Практическая работа «Неоконченный рассказ».

Тема 4-5. Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии.

Задания на развитие умения выявлять проблему. Ассоциации и аналогии.

Тема6-7. Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы.

Подбор интересующей темы исследования из большого разнообразия тем. Работа над актуальностью выбранной проблемы.

Тема 8-9. Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез.

Постановка цели, определение проблемы и выдвижение гипотез по теме исследования.

Тема 10-11. Предмет и объект исследования.

Определение предмета и объекта исследования и их формулирование.

Тема 12. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования – 1ч.

Экскурсия в библиотеку. Работа с картотекой. Выбор литературы.

Тема 13-14. Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала -2ч.

Работа с литературой по выбранной теме. Выборка необходимого материала для работы.

Тема15-16. Наблюдение и экспериментирование -2ч.

Практическая работа. Эксперимент с микроскопом, лупой.

Тема 17-18. Техника экспериментирования -2ч.

Эксперимент с магнитом и металлом. Задание «Рассказываем, фантазируем».

Тема19-20. Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования – 2ч.

Игра на развитие наблюдательности. Проведение эксперимента.

Тема21-22. Правильное мышление и логика – 2ч.

Задания на развитие мышления и логики.

Тема 23-24. Обработка и анализ всех полученных данных - 2ч.

Выборочное чтение. Подбор необходимых высказываний по теме проекта.

Тема25-27. Что такое парадоксы -3ч.

Понятие «парадокс». Беседа о жизненных парадоксах.

Тема28-30. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации – 3ч.

Выполнение презентации к проекту. Подбор необходимых картинок. Составление альбома иллюстраций. Выполнение поделок.

Тема 31. Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите -1ч.

Составление плана выступления.

Тема32. Защита исследования перед одноклассниками – 1ч.

Выступление с проектами перед одноклассниками.

Тема33. Выступление на школьной НПК – 1ч.

Презентация проекта на школьной НПК.

Тема34. Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности – 1ч.

Анализ исследовательской деятельности. Выводы.

XVII. Оборудование и кадровое обеспечение программы

Для осуществления образовательного процесса по Программе «Я - исследователь» необходимы следующие принадлежности:

· компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;

· набор ЦОР по проектной технологии.

Занятия по Программе ведёт учитель начальных классов или любой другой специалист в области проектирования, обладающий достаточным опытом работы с детьми, либо с педагогическим образованием.

XVIII. Литература

Для учителя

1. Савенков исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2008.

2. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008

Сроки реализации программы «Что? Где? Когда?» составляют 4 года по 1 часу в неделю.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель программы – Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

Задачи:

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

Умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

Способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

Формирование социально адекватных способов поведения.

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

Воспитание целеустремленности и настойчивости;

Формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени ;

Формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

Формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4. Формирование умения решать творческие задачи.

5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования . Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах , техникумах и т. д.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

Работа над проектом предваряется необходимым этапом - работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.

Предлагаемый порядок действий:

1. Знакомство класса с темой.

2. Выбор подтем (областей знания).

3. Сбор информации.

4. Выбор проектов.

5. Работа над проектами.

6. Презентация проектов.

Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.

При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.

Классические источники информации - энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки . Кроме того, это видеокассеты , энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.

Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми.

Возможные экскурсии - это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия.

Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.

После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы.

Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т. д.

Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему. Напоминаем, что эта работа выполняется добровольно. Учитель не принуждает детей, он должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие в следующем.

При выполнении проекта используется рабочая тетрадь, в которой фиксируются все этапы работы над проектом

Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.

Итог работы над темой - собранная и систематизированная картотека по теме.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Проекты отличаются друг от друга:

1. результатом:

· поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы, макеты, модели и т. д.);

· мероприятия (спектакли, концерты, викторины, КВН, показы мод и т. д.);

· числом детей:

· индивидуальная деятельность (получаемый продукт - результат работы одного человека); в дальнейшем персональные изделия могут быть объединены в коллективный продукт (например, выставка работ учащихся);

· работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты, подготовка конкурсов и викторин и т. д.);

· коллективная деятельность (концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая поделка, видеофильм с участием всех желающих детей в какой-либо специализации и т. д.);

2. продолжительностью (от нескольких часов до нескольких месяцев);

3. числом этапов и наличием промежуточных результатов (например, при подготовке спектакля в качестве отдельного этапа можно выделить подготовку костюмов);

4. набором и иерархией ролей;

5. соотношением времени выполнения действий в школе и вне школы;

6. необходимостью привлечения взрослых.

Дети совершенно свободно могут выбирать, в каком из проектов, предложенных учителем, они будут участвовать. Для обеспечения свободы и расширения поля выбора рекомендуется предлагать разные по своим характеристикам проекты (длительные и краткосрочные, индивидуальные, групповые и коллективные и т. д.).

Кроме того, если известно, что кто-то из детей умеет делать что-то конкретное, можно привязать этот проект к теме и предоставить ребенку возможность проявить себя в том, что он хорошо умеет делать.

При распределении ролей в проектах, помимо собственно пожеланий детей, учитель руководствуется известными способностями учащихся и их психологическими особенностями.

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения работы над проектом надо предоставить учащимся возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. На представлении результатов проекта присутствуют не только другие дети, но и родители. Если проект долгосрочный, то в нем выделяются промежуточные этапы, по результатам которых дети получают положительное подкрепление.

Например, при подготовке кукольного спектакля можно устроить презентацию сделанных кукол-персонажей. Некоторые проекты являются как бы самопрезентующимися - это спектакли, концерты, живые газеты и т. д. Презентацию проектов, завершающихся изготовлением моделей, макетов, поделок, организовывают специальным образом.

Проект – это самостоятельная творческая работа, от идеи до её воплощения выполненная под руководством учителя. С проектом как видом работы учащиеся знакомятся на уроке, но выполнение его осуществляется и во внеурочное время.

Базовая основа для выполнения творческого проекта: достаточные знания и умения (технико-технологические, художественные, математические, естественно-научные и др.) и составляющие творческого мышления, которые осваиваются и формируются в первую очередь на уроках.

Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт: изделие, информация (доклад, сообщение), комплексная работа, социальная помощь.

Проекты по содержанию могут быть технологические, информационные, комбинированные. В последнем случае учащиеся готовят информационное сообщение и иллюстрируют его изготовленными ими макетами или моделями объектов. По форме проекты могут быть индивидуальные, групповые (по 4–6 человек) и коллективные (классные). По продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные. Разница заключается в объёме выполненной работы и степени самостоятельности учащихся. Чем меньше дети, тем больше требуется помощь взрослых в поиске информации и оформлении проекта. В качестве проектных заданий предлагаются конструкторско-технологические, а также художественно-конструкторские задачи, включающие и решение соответствующих практико-технологических вопросов; задания, связанные с историей создания материальной культуры человечества.

Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта. Наиболее трудоёмким компонентом проектной деятельности является первый этап – интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной части – мысленному прогнозированию, создание замысла (относительно возможного устройства изделия в целом или его части, относительно формы, цвета, материала, способов соединения деталей изделия и т. п.) в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). В процессе поиска необходимой информации ученики изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта. Здесь же разрабатывается вся необходимая документация (рисунки, эскизы, простейшие чертежи), подбираются материалы и инструменты.

Тема, предмет, объект исследования. Цели и задачи исследования – 4ч

Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Какими могут быть исследования.

Знать: как выбрать тему, предмет, объект исследования,

Уметь: выбирать тему, предмет, объект исследования, обосновывать актуальность темы.

Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.

Знать: ответ на вопрос – зачем ты проводишь исследование?

Уметь: ставить цели и задачи исследования.

Учимся выдвигать гипотезы - 2 ч

Понятия: гипотеза, провокационная идея.

Вопросы для рассмотрения: Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Как строить гипотезы. Гипотезы могут начинаться со слов: может быть…, предположим…, допустим…, возможно…, что, если…

Практические задания: “Давайте вместе подумаем”, “Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?”, “Придумай как можно больше гипотез и провокационных идей” и др. Знать: как создаются гипотезы. Уметь: создавать и строить гипотезы, различать провокационную идею от гипотезы.

Организация исследования(практическое занятие) – 4ч.

Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными детям методами исследования: подумать самостоятельно; посмотреть книги о том, что исследуешь; спросить у других людей; познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования; обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет; понаблюдать; провести эксперимент.

Практические задания: тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, люди и т.д.).

Знать:- методы исследования,

Уметь: использовать методы исследования при решении задач исследования, задавать вопросы, составлять план работы, находить информацию.

Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем – 4ч.

Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (микроскоп, лупа и др.).

Практические задания: “Назови все особенности предмета”, “Нарисуй в точности предмет”, “Парные картинки, содержащие различие”, “Найди ошибки художника”.

Знать: - метод исследования – наблюдение

Уметь:- проводить наблюдения над объектом и т.д.

Коллекционирование. Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди» - 5 ч.

Понятия: коллекционирование, коллекционер, коллекция. Что такое коллекционирование. Кто такой коллекционер. Что можно коллекционировать. Как быстро собрать коллекцию.

Практические задания: выбор темы для коллекции, сбор материала.

Знать: - понятия - коллекционирование, коллекционер, коллекция

Уметь:- выбирать тему для коллекционирования, собирать материал.

Поисковая деятельность по теме «Какие коллекции собирают люди». Выступления учащихся о своих коллекциях.

Что такое эксперимент – 2 ч.

Понятия: эксперимент, экспериментирование.

Самый главный способ получения информации. Что знаем об экспериментировании. Как узнать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение эксперимента.

Практическая работа.

Знать:- понятия - эксперимент и экспериментирование

Уметь: планировать эксперимент, находить новое с помощью эксперимента.

Сбор материала для исследования - 4 ч.

Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования.

Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).

Знать: правила и способы сбора материала

Уметь: находить и собирать материал по теме исследования, пользоваться способами фиксации материала.

Обобщение полученных данных. Как подготовить сообщение о результатах исследования и подготовиться к защите - 2 ч.

Анализ, обобщение, главное, второстепенное.

Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения.

Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”.

Знать: способы обобщения материала

Уметь: обобщать материал, пользоваться приёмами обобщения, находить главное.

Составление плана подготовки к защите проекта.

Сообщение, доклад.

Что такое доклад. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное.

Знать: правила подготовки сообщения.

Уметь: планировать свою работу “Что сначала, что потом”, “Составление рассказов по заданному алгоритму” и др.

Индивидуальные консультации - 2 ч.

Консультации проводятся педагогом для учащихся и родителей, работающих в микрогруппах или индивидуально. Подготовка детских работ к публичной защите.

Подведение итогов работы. Защита. - 2 ч.

Анализ своей проектной деятельности. Защита. Вопросы для рассмотрения: Коллективное обсуждение проблем: “Что такое защита”, “Как правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопросы”.


3 класс (34 часа)

Наблюдение. Эксперименты с реальными объектами -3ч.

Беседа о роли научных исследований в нашей жизни. Задание «Посмотри на мир чужими глазами».

Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам) – 1ч.

Задания на выявление общих интересов. Групповая работа.

Какими могут быть исследования? – 2ч.

Знакомство с видами проектов. Работа в группах.

Формулирование цели, задач исследования, гипотез – 2ч.

Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели. Выдвижение гипотез.

Планирование работы – 2ч.

Составление плана работы над проектом. Игра «По местам».

Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии – 3 ч.

Познакомить с методами и предметами исследования. Определить предмет исследования в своём проекте. Эксперимент как форма познания мира.

Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию – 2ч.

Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования – 2ч.

Экскурсия в библиотеку. Выбор необходимой литературы по теме проекта.

Анализ прочитанной литературы – 3ч.

Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта. Учить правильно записывать литературу, используемую в проекте.

Исследование объектов – 2ч.

Практическое занятие направленное на исследование объектов в проектах учащихся.

Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное – 2ч.

Мыслительный эксперимент «Что можно сделать из куска бумаги?» Составить рассказ по готовой концовке.

Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы – 2ч.

Игра «Найди ошибки художника». Практическое задание направленное на развитие анализировать свои действия и делать выводы.

Как сделать сообщение о результатах исследования. Оформление работы – 3 ч.

Составление плана работы. Требования к сообщению. Выполнение рисунков, поделок и т.п.

Работа в компьютерном классе. Оформление презентации – 3 ч.

Работа на компьютере – создание презентации.

Мини- конференция по итогам собственных исследований. Анализ исследовательской деятельности– 2ч.

Выступления учащихся с презентацией своих проектов.

Анализ своей проектной деятельности.

4 класс (34 часа)

Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе. Культура мышления- 3 ч.

Практическая работа «Посмотри на мир другими глазами».

Виды тем. Практическая работа «Неоконченный рассказ».

Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии. . Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы- 5 ч.

Задания на развитие умения выявлять проблему. Ассоциации и аналогии.

Подбор интересующей темы исследования из большого разнообразия тем. Работа над актуальностью выбранной проблемы.

Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез- 2 ч.

Постановка цели, определение проблемы и выдвижение гипотез по теме исследования.

Предмет и объект исследования – 1 ч.

Определение предмета и объекта исследования и их формулирование.

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования – 3ч.

Экскурсия в библиотеку. Работа с картотекой. Выбор литературы.

Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала -2ч.

Работа с литературой по выбранной теме. Выборка необходимого материала для работы.

Наблюдение и экспериментирование -2ч.

Практическая работа. Эксперимент с микроскопом, лупой.

Техника экспериментирования -2ч.

Эксперимент с магнитом и металлом. Задание «Рассказываем, фантазируем».

Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования – 2ч.

Игра на развитие наблюдательности. Проведение эксперимента. Правильное мышление и логика – 2ч.

Задания на развитие мышления и логики.

Обработка и анализ всех полученных данных - 2ч.

Выборочное чтение. Подбор необходимых высказываний по теме проекта.

Что такое парадоксы -2 ч.

Понятие «парадокс». Беседа о жизненных парадоксах.

Работа в компьютерном классе. Оформление презентации – 3ч.

Выполнение презентации к проекту. Подбор необходимых картинок. Составление альбома иллюстраций. Выполнение поделок.

Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите Защита исследования перед одноклассниками - 2 ч.

Составление плана выступления.

Выступление с проектами исследования перед одноклассниками.

Выступление на школьной научно-практической конференции – 1ч.

Презентация проекта на школьной НПК.

Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности – 1ч.

Анализ исследовательской деятельности. Выводы.


Основным видом деятельности ребят является научно–исследовательская деятельность. Учащиеся будут работать над своим творческой работой под руководством учителя, который будет направлять, консультировать, помогать подбирать правильно материал, организовывать рефлексию и распределять роли в группах, предоставлять компьютерное обеспечение и помещение. Очень важно понимание учителем и учащимися того, какие дидактические цели преследует исследование, за которое они берутся. Учитель формулирует общую проблему работы по определённому предмету, конкретную проблему будущего исследования должны сформулировать сами учащиеся. Задача учителя – незаметно методом вспомогательных, т. е наводящих вопросов подвести участников работы к формулировке проблемы. Поэтому на этапе планирования исследования учитель – координатор, может предложить возможные варианты формулировок проектных проблем. Ему необходимо организовать поиск, желание докопаться до сути: активизировать мыслительный процесс и поддерживать познавательный интерес учащихся.

Преподаватель сам определяет, какие компетентности в первую очередь будет формировать исследовательская деятельность, всё будет зависеть от целей и задач выполняемого проекта исследования, и целей и задач, которые ставит учитель перед собой и учащимися при достижении конечного результата. Но это могут быть следующие компетентности:

Изучать:

Уметь извлекать пользу из опыта;

Организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их;

Организовывать свои собственные приемы изучения;

Уметь решать проблемы;

Самостоятельно заниматься своим обучением.

Искать:

Запрашивать различные базы данных;

Опрашивать окружение;

Консультироваться у эксперта;

Получать информацию;

Уметь работать с документами и классифицировать их.

Учиться:

Организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий;

Критически относиться к тому или иному аспекту развития наших обществ;

Уметь противостоять неуверенности и сложности;

Занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение;

Видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа;

Оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой;

Уметь оценивать произведения искусства и литературы.

Сотрудничать:

Уметь сотрудничать и работать в группе;

Принимать решения - улаживать разногласия и конфликты;

Уметь договариваться;

Уметь:

Включаться в исследование;

Нести ответственность;

Входить в группу или коллектив и вносить свой вклад;

Доказывать солидарность;

Уметь организовывать свою работу;

Уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами.

Адаптироваться:

Уметь использовать новые технологии информации и коммуникации;

Доказывать гибкость перед лицом быстрых изменений;

Показывать стойкость перед трудностями;

Уметь находить новые решения.

После того, как определён основополагающий вопрос и проблемные вопросы, необходимо дать работе творческое название, внести элементы оригинальности, определить, какие будут конкретные темы самостоятельных исследований учащихся.

Очень важно заранее определить, в каком виде будут оформляться результаты учебного исследования и сколько, приблизительно, нужно времени на самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся. А так же выясняется, необходимое техническое обеспечение и так будет оцениваться деятельность учащихся. Какие критерии и инструменты оценивания будут использованы? Где будет представлен результат исследования?

Деятельность может осуществляться, как в профильной смешанной группе, так и в группе ребят одного возраста.

Наблюдения за процессом учебной исследовательской деятельности показывают, что учащиеся стремятся сами добывать нужные сведения для выполнения работы, производят необходимые расчёты.

Именно в исследовательском обучении воплощается в реальность идея развивающего обучения.

Выполняя творческие работы, учащиеся самостоятельно принимают решения, учатся брать на себя ответственность за их реализацию.

Ученик становится равноправным участником совместной деятельности с учителем, отвечая за свои успехи и промахи.

Он сам анализирует каждый шаг своего учения, определяет свои недостатки, ищет причины возникших затруднений, находит пути исправления ошибок.

Ему предоставляется право выбора способов деятельности, выдвижения предположений, гипотез, участие в коллективном обсуждении различных точек зрения.

Работа над проектом предваряется необходимым этапом - работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.

Предлагаемый порядок действий:

1. Знакомство класса с темой.

2. Выбор подтем (областей знания).

3.Постановка целей и задач.

4. Выдвижение гипотезы.

5.Организация исследования.

6.Фиксирование результатов исследований в форме записи, рисунка, коллекции.

7. Презентация проектов исследования.

Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.

При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.

Классические источники информации - энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.

Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми.

Возможные экскурсии - это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия.

Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.

После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы.

Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д.

Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему. Напоминаем, что эта работа выполняется добровольно. Учитель не принуждает детей, он должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие в следующем.

При выполнении проекта используется рабочая тетрадь, в которой фиксируются все этапы работы над проектом.

Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят

Каждый исследовательский проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов исследовательского проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.

Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений. При прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность материала.

В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.

По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.

Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов :


Первый уровень результатов

Второй уровень результатов (2-3 класс)

Третий уровень результатов

предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути исследовательской деятельности, умении поэтапно решать исследовательские задачи.

предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода исследования, самостоятельном выборе тем (подтем) исследования, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов исследования, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты.

Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:
с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;

С уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;

С уроками труда: изготовление различных элементов по темам проектов.
Личностные и метапредметные результаты


результаты

формируемые умения

средства формирования

личностные

  • формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

  • развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

организация на занятии

парно-групповой работы



Метапредметные результаты

регулятивные

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане


  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по резуль­тату;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • преобразовывать практическую задачу в познаватель­ную;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном со­трудничестве

познавательные

  • умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.

  • добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
осуществлять поиск необходимой информации для вы­полнения учебных заданий с использованием учебной литера­туры;

Основам смыслового чтения художественных и познава­тельных текстов, выделять существенную информацию из текс­тов разных видов;


  • осуществлять анализ объектов с выделением существен­ных и несущественных признаков;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

коммуникативные

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

  • умение координировать свои усилия с усилиями других.
формулировать собственное мнение и позицию;

Договариваться и приходить к общему решению в совме­стной деятельности, в том числе в ситуации столкновения инте­ресов;


  • задавать вопросы;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к реше­нию проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке обще­го решения в совместной деятельности;

  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, по­следовательно и полно передавать партнеру необходимую ин­формацию как ориентир для построения действия

Занятие «Я - исследователь» 1 класс

Тема «Учимся выдвигать гипотезы» (тренинг исследовательских способностей)

Цель занятия: развивать умение выдвигать гипотезы и подтверждать их

Задачи: 1) учить ставить вопросы

2) учить выдвигать гипотезы, подтверждать их с помощью эксперимента

3) развивать умение работать в паре, умение слушать друг друга.

4) развивать критическое и творческое мышление, речь

Предполагаемые результаты:

Метапредметные:

Регулятивные:

Планировать свое действие с поставленной задачей

Осуществлять пошаговый контроль

Познавательные:

Добывать знания

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

Коммуникативные:

Учиться выполнять различные роли в группе

Формулировать свое мнение и позицию

Договариваться и приходить к общему решению

Личностные:

Развивать познавательные навыки обучающихся

Развивать критическое и творческое мышление

1. Организационный момент.

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела.

Так скорей, друзья, за дело!

2.Актуализация знаний.

Давайте вспомним - что необходимо исследователям?

Быть наблюдательным

Уметь задавать вопросы

Выдвигать гипотезы

Проводить эксперименты и др.

3. Новый материал.

(Звучит запись пения птиц)

- Что вы услышали ? (Ученики: красивое и завораживающее пение птиц.)

- Слушая пение птиц, что вы почувствовали ? (Ученики: радость, приближение лета…)

Действительно это так, и многие люди, восхищаясь пением птиц, заводят певчих птичек у себя дома. И мне хочется сегодня вам рассказать историю, которая произошла с девочкой Варей.

«У Вари был чиж. Чиж жил в клетке и ни разу не пел. Варя подошла к нему:

- Пора тебе чиж петь.

- Пусти меня на волю, на воле я буду весь день петь.»

- Кто жил у Вари ? (Ученики: чиж.)

- Где жил чиж? (Ученики: в клетке.)

- Какая проблема, была у чижа ? (Ученики: он не хотел петь в клетке.)

- Как вы думаете, какую проблему должна решить Варя ? (Ученики: создать условия, чтобы чижу захотелось петь.)

- Для того чтобы продолжить размышлять над проблемой Вари и чижа воспользуемся словами предположим, допустим, если, возможно.)

Сегодня эти слова нам будут помогать на протяжении всего занятия.

-Продолжите мысль.

Если Варя выпустит чижа из клетки, то…

А что если чиж останется жить в клетке?..

Допустим, Варя уже открыла дверцу клетки, как себя поведёт чиж?...

А мы как-то это можем проверить? (Нет, мы можем это только предположить.)

4. Формулирование нового понятия.

- А как это называется в исследовании, вам поможет отгадать следующее занимательное задание.

Ги+ по +тер – р +за=?

- Определите тему нашего занятия . (Ученики: выдвижение гипотез.)

Чем будем заниматься на занятии? (Ученики: тренироваться выдвигать гипотезы.)

Где можно отыскать определение слова гипотеза?(в книге, в интернете)

Давайте познакомимся с научным определением этого понятия .

Гипотеза – это предположительное, вероятное знание, еще не доказанное логически и не подтвержденное опытом. Гипотеза – это предвидение событий.

Как вы думаете, ребята, могут гипотезы возникнуть на пустом месте? Гипотезы возникают на основе имеющихся знаний, интуиции.

    В умении вырабатывать гипотезы можно специально потренироваться. Вот простое упражнение : давайте вместе подумаем, как птицы узнают дорогу на юг?

(Птицы определяют дорогу по солнцу и звездам; птицы сверху видят растения: деревья, траву и т.д. и они указывают им направление полета; птиц ведут те, кто уже летал на юг и знает дорогу; птицы находят теплые воздушные потоки и летят по ним. А может быть, у них есть внутренний природный компас, почти такой, как в самолете или на корабле)?

Бывают и совершенно иные особенные, неправдоподобные гипотезы, их обычно называют «провокационными идеями». В нашем случае это может быть, например, такая идея: «птицы точно находят дорогу на юг по тому, что они ловят специальные сигналы из космоса».

Делая предположения, мы обычно используем следующие слова:

Может быть;

Предположим;

Допустим;

Возможно;

Что если…

5. Упражнения по группам. Физминутка.

а) Найдите возможную причину события» также могут помочь научиться выдвигать гипотезы:

    Дети стали больше играть во дворах;

    Миша весь вечер играл со строительным конструктором;

    Пожарный вертолёт весь день кружил над лесом;

    Полицейский автомобиль одиноко стоял у дороги;

    Медведь зимой не заснул, а бродил по лесу;

    Друзья поссорились.

б) «Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?»

в) Представьте, что воробьи стали размером с больших орлов («Слоны стали меньше кошек», «Люди стали в несколько раз меньше (или больше), чем сейчас». Что произойдёт? Придумайте несколько гипотез и провокационных идей по этому поводу.

6. Итог занятия…

Скажите, чему вы учились сегодня на занятии? Что было интересным?

Дома вы должны выдвинуть гипотезу по своей теме исследования…..

Если хочешь научить меня чему-то,
Позволь мне идти медленно…
Дай мне приглядеться…
Потрогать и подержать в руках
Послушать…
Понюхать…
И может быть попробовать на вкус…
О, сколько всего я смогу
Найти самостоятельно!