Меню
Бесплатно
Главная  /  Папилломы  /  Конфедерация - союз суверенных государств. Проект договора о союзе суверенных государств Договор о союзе суверенных государств 1991

Конфедерация - союз суверенных государств. Проект договора о союзе суверенных государств Договор о союзе суверенных государств 1991



План:

    Введение
  • 1 Предыстория
  • 2 Всесоюзный референдум о сохранении СССР
  • 3 ССГ-федерация (Союз Советских Суверенных Республик)
  • 4 ССГ-конфедерация
  • Примечания

Введение

Красным обозначены страны Союза Суверенных Государств (ССГ); красным и оранжевым - союзные республики Союза ССР (ССГ-федерации)


Сою́з Сувере́нных Госуда́рств , ССГ - несостоявшийся обновлённый союз республик СССР.

1. Предыстория

В декабре 1990 года был поднят вопрос о реорганизации Союза ССР.

3 декабря Верховный Совет СССР поддержал концепцию предложенного Президентом СССР М. С. Горбачёвым проекта Союзного Договора и передал его для обсуждения на IV Съезде народных депутатов СССР .

24 декабря 1990 года депутаты IV Съезда народных депутатов СССР, проведя поимённое голосование, постановили считать необходимым сохранение Союза ССР как обновлённой федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере обеспечиваться права и свободы человека любой национальности .

В тот же день, по инициативе и настойчивому требованию Президента СССР М. С. Горбачева , Съездом было принято постановление по вопросу о проведении всесоюзного референдума о сохранении обновлённого Союза как федерации равноправных суверенных Советских Социалистических Республик . За принятие постановления голосовали 1677 депутатов, против - 32, воздержались - 66 .


2. Всесоюзный референдум о сохранении СССР

В 17 марта 1991 года состоялся референдум, на котором за сохранение и обновление СССР проголосовало большинство граждан, включая население шести республик (Литва, Эстония, Латвия, Грузия, Молдавия, Армения), в которых высшие органы власти отказались проводить референдум, так как ранее объявили о независимости или о переходе к независимости согласно результатам ранее прошедших в них референдумов о независимости.


В Викитеке есть полный текст Договора о Союзе суверенных государств (опубл. 15 августа 1991 года)

На основе концепции референдума уполномоченной центральными и республиканскими властями рабочей группой в рамках т. н. ново-огарёвского процесса весной-летом 1991 был разработан проект по заключению нового союза - Союза Советских Суверенных Республик (СССР , Союз ССР , Союз Суверенных Государств ) как мягкой, децентрализованной федерации.

Проект договора о создании Союза был дважды парафирован - 23 апреля и 17 июня 1991 года. Окончательная редакция «Договора о Союзе суверенных государств» была опубликована в газете «Правда» 15 августа. В той же газете 3 августа 1991 года было опубликовано выступление Президента СССР Горбачёва по телевидению, в котором отмечалось «союзный договор открыт к подписанию» с 20 августа 1991 года. В новом Договоре указывалось: «Государства, образующие Союз, обладают всей полнотой политической власти, самостоятельно определяют свое национально-государственное устройство, систему органов власти и управления , они могут делегировать часть своих полномочий другим государствам - участникам Договора…». Более того, в 2-м разделе 23-й статьи нового Договора говорилось: «Настоящий договор… вступает в силу с момента подписания… полномочными делегациями. Для государств, его подписавших, с той же даты считается утратившим силу Договор об образовании Союза ССР 1922 года».

Членами нового союза должны были стать девять из пятнадцати союзных республик бывшего СССР: как заявил М. С. Горбачёв в телевизионном обращении 3 августа 1991 года, 20 августа новый союзный договор должны были подписать Белоруссия, Казахстан, РСФСР, Таджикистан и Узбекистан, а осенью к ним могли присоединиться Армения, Киргизия, Украина и Туркмения.

Но Государственный комитет по чрезвычайному положению, 18-21 августа осуществил неудачную попытку насильственного отстранения М. С. Горбачёва с поста Президента СССР, сорвав подписание Союзного договора:

«…Воспользовавшись предоставленными свободами, попирая только что появившиеся ростки демократии, возникли экстремистские силы, взявшие курс на ликвидацию Советского Союза, развал государства и захват власти любой ценой. Растоптаны результаты общенационального референдума о единстве Отечества.»

Противоречия между центральными и республиканскими властями и национальными элитами углубились, и все союзные республики одна за другой объявили о независимости.


4. ССГ-конфедерация

В Викитеке есть полный текст Договора о Союзе суверенных государств (опубл. 27 ноября 1991 года)

5 сентября 1991 года V съезд народных депутатов СССР приняв «Декаларацию прав и свобод человека» , объявил переходный период для формирования новой системы государственных отношений, подготовки и подписания Договора о Союзе Суверенных Государств .

Осенью 1991 по санкции центральных и республиканских властей рабочей группой ново-огарёвского процесса был разработан новый проект Договора - по созданию Союза Суверенных Государств (ССГ) как конфедерации независимых государств («конфедеративного государства») .

Предварительное согласие на заключение 9 декабря 1991 договора о создании ССГ со столицей в Минске было дано 14 ноября 1991 только семью республиками (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан). Две республики, в которых накануне состоялись референдумы о независимости (Армения и Украина), отказались войти в конфедеративный союз.

Однако, 8 декабря 1991 года главы трёх государств (Республики Беларусь, России и Украины) на встрече в Беловежской пуще, «отмечая, что переговоры о подготовке нового Союзного Договора зашли в тупик, объективный процесс выхода республик из состава Союза ССР и образования независимых государств стал реальным фактом» , заключили Беловежское соглашение о создании Содружества Независимых Государств - межправительственной и межпарламентской организации, не имеющей статуса государства. К СНГ позже присоединились другие союзные республики.

В декабре 1992 года Съезд народных депутатов Российской Федерации обратился к парламентам государств - бывших республик Союза ССР, и к Межпарламентской ассамблее государств - участников Содружества Независимых Государств, с предложением рассмотреть вопрос «о создании конфедерации или иной формы сближения независимых государств Европы и Азии - бывших республик Союза ССР, народы которых выражают стремление к единению» , но это предложение не нашло поддержки.

Многостороннего согласия по предложенному позднее (в марте 1994) проекту создания аналогичного конфедеративного союза (Евразийский Союз) также не было достигнуто. Два государства вступили в Союз России и Белоруссии.


Примечания

  1. По федеративному проекту - Союз Советских Суверенных Республик (СССР)
  2. Постановление ВС СССР от 3 декабря 1990 года № 1809-1 «Об общей концепции нового Союзного Договора и предлагаемом порядке его заключения» // Ведомости СНД и ВС СССР. - 1990. - № 50. - ст. 1077.
  3. Постановление СНД СССР от 24 декабря 1990 года № 1853-1 «О сохранении Союза ССР как обновленной федерации равноправных суверенных республик» // Ведомости СНД и ВС СССР. - 1990. - № 52. - ст. 1158.
  4. 1 2 Любарев А. Е. Выборы в Москве: опыт двенадцати лет. 1989-2000 - lyubarev.narod.ru/elect/book/soderzh.html. - М.: Стольный град, 2001. - 412 с. - ISBN 5-89910-019-2.
  5. Постановление СНД СССР от 24 декабря 1990 года № 1856-1 «О проведении референдума СССР по вопросу о Союзе Советских Социалистических Республик» // Ведомости СНД и ВС СССР. - 1990. - № 52. - ст. 1161.
  6. 1 2 3 4 5 Проект договора об ССГ-федерации (Союзе Советских Суверенных Республик) (июль 1991) - fomin-ivan.blogspot.com/2009/12/1991.html
  7. Вооруженные Силы, МВД, а также некоторые функции внешнеполитического ведомства становились прерогативой республиканских органов власти.
  8. «Многое сложилось бы иначе…» // Красная звезда, 16 Августа 2003 года. - www.redstar.ru/2003/08/16_08/6_01.html
  9. Обращение к советскому народу - new.hse.ru/sites/tp/isakov/1990-1996dn/15/1/Из Обращения к советскому народу ГКЧП СССР.htm // Известия. - 1991. - 20 августа.
  10. «Декларация прав и свобод человека» утверждена Постановлением СНД СССР 5 сентября 1991 года № 2393-1 // Ведомости СНД и ВС СССР. - 1991. - № 37. - ст. 1083.
  11. Постановление СНД СССР от 5 сентября 1991 года № 2391-1 «О мерах, вытекающих из совместного Заявления Президента СССР и высших руководителей союзных республик и решений внеочередной сессии Верховного Совета СССР» // Ведомости СНД и ВС СССР. - 1991. - № 37. - ст. 1081
  12. Проект договора об ССГ-конфедерации (ноябрь 1991) - www.gorby.ru/userfiles/prilii.doc
  13. Проект договора о Союзе Суверенных Государств - soveticus5.narod.ru/gazety/pr911127.htm#u001 // Правда. - 1991. - 27 ноября.
  14. Заявление глав государств Республики Беларусь, РСФСР, Украины 8 декабря 1991 года - new.hse.ru/sites/tp/isakov/1990-1996dn/86/1/8 декабря 1991 - Заявление глав государств Республики Беларусь, РСФСР, Украины.htm // Ведомости СНД и ВС РСФСР. - 1991. - № 51. - ст. 1798.
  15. Обращение СНД РФ от 14 декабря 1992 года № 4087-1 «К парламентам независимых государств - бывших республик Союза ССР - ru.wikisource.org/wiki/Обращение_СНД_РФ_от_14.12.1992_№_4087-I» // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1992. - № 51. - 24 декабря. - ст. 3022.
скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 09.07.11 14:04:32
Похожие рефераты:

Лишь ограниченное число вопросов находится в ведении союза суверенных государств, в то время как все его члены сохраняют за собой государственный суверенитет. Такие союзы создаются, как правило, для решение определенных задач и достижения конкретных целей и редко бывают стабильны в исторической перспективе, но встречаются и исключения.

Что такое конфедерация?

Союзом суверенных государств называют такую форму государственного устройства, при которой все решения центрального правительства имеют не прямую силу, но опосредованы органами власти государств-членов союза. Критерии для определения какого-либо союза конфедеративным настолько размыты, что многие политологи даже склонны не считать конфедерацию полноценным государством.

Все решения, принимаемые конфедеративным правительством, должны проходить утверждение властью государств, состоящих в союзе. Однако наиболее важной особенностью конфедерации является право любого из ее членов выйти по собственному желанию, не согласовывая такое решение с другими членами и центральным правительством.

Стоит однако учесть, что значительное многообразие форм государственно-правовых союзов государств не дает возможности задать постоянные и неизменные критерии для определения конфедерации. В таком случае имеет смысл обратиться к историческим примерам и практике государственного правительства.

Исторические формы конфедерации

История государственности знает примеры как конфедераций с довольно сильной централизацией и четкими полномочиями центрального правительства, так и достаточно аморфные государственные образования, в которых центр исполнял исключительно номинальные функции.

Ярким примером неустойчивости конфедерации, как союза суверенных государств, являются Соединенные Штаты, на примере которых можно отслеживать эволюцию конфедерации из образования с крайне слабым центром в типичную федерацию с сильной властью главы государства.

В первой Декларации обозначалось, что штаты заключают между собой отдельные договоры для совместной обороны и улучшения инфраструктуры, однако "Статьи конфедерации", в которых и обозначался план действий по объединению, носили скорее рекомендательный характер. Позже "Статьи" подверглись яростной критике со стороны отцов-основателей и государственное устройство Соединенных Штатов Америки претерпело значительную трансформацию.

История Швейцарии

Швейцарию принято считать наиболее ярким примером способности конфедерации к длительному устойчивому существованию. В своем нынешнем виде такой государственно-правовой союз суверенных государств оформился 1 августа 1291 года, когда три швейцарских кантона подписали, так называемое, союзное письмо.

Позже, в 1798 году, наполеоновская Франция упразднила конфедеративное устройство Швейцарии, учредив унитарную Гельветическую республику. Однако уже спустя пять лет это решение пришлось отменить, вернув альпийское государство в его естественное состояние.

Конфедерация - это постоянный союз суверенных государств, однако даже в случае конфедерации существует ряд вопросов, которыми занимается центральное правительство. Например, в современной Швейцарии такими вопросами являются выпуск денег и оборонная политика.

Однако главным способом обеспечения государственной безопасности в случае Швейцарии является политический нейтралитет, который гарантирует невмешательство страны в любые международные конфликты. Такая позиция государства на мировой политической арене обеспечивает ей стабильное экономическое положение и безопасность со стороны ведущих мировых игроков, так как каждый из них заинтересован в существовании нейтрального арбитра или посредника.

Перспективы конфедеративного устройства

Несмотря на то, что исторически конфедерация появилась одновременно с федерацией, такая форма союза суверенных государств получила гораздо меньшее распространение.

На протяжении позднего Средневековья и всего Нового времени в государственном строительстве наблюдалась тенденция к централизации и сильному государственному контролю во всех сферах.

Сегодня впрочем юристы и государствоведы считают конфедеративную форму устройства наиболее перспективной и сходятся во мнении, что она будет приобретать все большую популярность.

Современные конфедерации

Такие ожидания связаны с тем, что в международной практике наметилась очевидная тенденция к частичному отказу от суверенитета в пользу надгосударственных структур, которые некоторые политологи склонны считать прототипами будущих крупных конфедераций.

Ярким примером постоянно действующего союза государств является которого имеют общую валюту, единую границу и подчиняются многим решениям центральных органов власти, хотя те и являются рекомендательными.

Государства, подписавшие настоящий договор, исходя из провозглашенных ими деклараций о суверенитете и признавая право наций на самоопределение; учитывая близость исторических судеб своих народов и выражая их волю жить в дружбе и согласии, развивая равноправное взаимовыгодное сотрудничество; заботясь об их материальном благосостоянии и духовном развитии, взаимообогащении национальных культур, обеспечении общей безопасности; желая создать надежные гарантии прав и свобод граждан, решили на новых началах создать Союз Суверенных Государств и договорились о нижеследующем. I. Основные принципы. Первое. Каждая республика - участник договора является суверенным государством. Союз Суверенных Государств (ССГ) - конфедеративное демократическое государство, осуществляющее власть в пределах полномочий, которыми его добровольно наделяют участники договора. Второе. Государства, образующие Союз, сохраняют за собой право на самостоятельное решение всех вопросов своего развития, гарантируя равные политические права и возможности социально-экономического и культурного прогресса всем народам, проживающим на их территории.

Пятое. Государства, образующие Союз, самостоятельно определяют свое национально-государственное и административно - территориальное устройство, систему органов власти и управления.

Седьмое. Союз Суверенных Государств выступает в международных отношениях в качестве суверенного государства, субъекта международного права - преемника Союза Советских Социалистических Республик.

II. Устройство СоюзаСтатья 1. Членство в СоюзеЧленство государств в Союзе является добровольным.

Статья 2. Гражданство СоюзаГражданин государства, входящего в Союз, является одновременно гражданином Союза Суверенных Государств.

Статья 3. Территория СоюзаТерритория Союза состоит из территорий всех государств - участников договора.

Статья 5. Вооруженные Силы СоюзаСоюз Суверенных Государств имеет единые вооруженные силы с централизованным управлением.

Статья 8. СобственностьГосударства - участники договора обеспечивают свободное развитие и защиту всех форм собственности. Государства - участники договора передают в распоряжение органов Союза имущество, необходимое для осуществления возложенных на них полномочий. Это имущество является совместной собственностью государств, образующих Союз, и используется исключительно в их общих интересах, включая ускоренное развитие отстающих регионов.

III. Органы СоюзаСтатья 12. Верховный Совет СоюзаЗаконодательную власть Союза осуществляет Верховный Совет Союза, состоящий из двух палат: Совета Республик и Совета Союза.

Совет Республик принимает решения об организации и порядке деятельности органов Союза Суверенных Государств, рассматривает вопросы отношений между республиками, ратифицирует и денонсирует международные договоры Союза, дает согласие на назначение Правительства Союза. Совет Союза рассматривает вопросы обеспечения прав и свобод граждан и принимает решения по всем вопросам компетенции Верховного Совета, за исключением тех, которые относятся к компетенции Совета Республик.

Статья 13. Президент СоюзаПрезидент Союза - глава конфедеративного государства. Президент Союза выступает гарантом соблюдения Договора о Союзе Суверенных Государств и законов Союза, является главнокомандующим Вооруженными Силами Союза, представляет Союз в отношениях с зарубежными государствами, осуществляет контроль за выполнением международных обязательств Союза.

IV. Заключительные положенияСтатья 19. Язык межнационального общения в СоюзеУчастники договора самостоятельно определяют свой государственный язык (языки). Языком межнационального общения в Союзе государства-участники договора признают русский язык. Статья 20. Столица СоюзаСтолицей Союза является город Москва. Статья 21. Государственная символика СоюзаСоюз имеет государственный герб, флаг и гимн.

  • Заговор против Литвы
  • Наместник
  • Как татарам предлагают освободиться от «русского ига» Требуя от Верховного Совета Татарстана провозглашения независимости, народный депутат республикан...
  • Латвия меняет министров
  • Резкий протест азербайджанских журналистов По требованию журналистского коллектива и технического состава АзТВ позавчера прекращена трансляц...
  • Президент избран, а претендент оспаривает результаты голосования К середине дня в понедельник Центризбирком Таджикистана еще не сообщил окончательных итогов выбор...
  • В. Фокин: Свои долги мы оплатим Из заявления, с которым выступил В. Фокин на брифинге, однозначно следует, что Украина свою часть...
  • На выпад правительство отреагирует, вероятно, завтра Новые признаки кризиса отношений между Верховным Советом и правительством РСФСР, проявившегося ещ...
  • В Ново-Огареве продолжилось рассмотрение Договора о Союзе Суверенных Государств 25 ноября, как и ожидалось, в 12 часов в Ново-Огареве началось заседание Госсовета СССР, на котор...
  • Заговор против Литвы Семь месяцев на ТВ, ставшем, по сути, большим караульным помещением, новая «журналистская&r...
  • Мурманские энергетики убедили: строить АЭС надо Еще недавно в Кандалакше, где действуют первые четыре блока АЭС, собирали подписи под протестами...
  • Наместник Положение томского наместника - хуже губернаторского. Демократы требуют либеральной терпимо...
  • Латвия меняет министров Иварс Годманис, Председатель Совета Министров Латвии, обновил министерскую команду. Она стала ком...
  • Вправе ли частный сектор себя защищать? Петербургская мэрия предприняла еще одну акцию, плохо совместимую с идеями перехода к рынку. Спец...
  • У коммунистов те же козыри В Екатеринбурге прошел инициативный съезд коммунистов России, на котором была образована Российск...
  • Заговор против Литвы Семь месяцев на ТВ, ставшем, по сути, большим караульным помещением, новая «журналистская&r...
  • Мурманские энергетики убедили: строить АЭС надо Еще недавно в Кандалакше, где действуют первые четыре блока АЭС, собирали подписи под протестами...
  • Наместник Положение томского наместника - хуже губернаторского. Демократы требуют либеральной терпимо...

    Советский Союз/СССР/Союз ССР Союзное государство ← … Википедия

    - (СССР, Союз ССР, Советский Союз) первое в истории социалистич. гос во. Занимает почти шестую часть обитаемой суши земного шара 22 млн. 402,2 тыс. км2. По численности населения 243,9 млн. чел. (на 1 янв. 1971) Сов. Союзу принадлежит 3 е место в… … Советская историческая энциклопедия

    СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК (СССР) - – союзное Советское социалистическое государство (см.) рабочих и крестьян, образованное на основе добровольного объединения равноправных Союзных Советских Социалистических Республик. СССР был создан 30 декабря 1922 г. В нём воплотилось в жизнь… … Советский юридический словарь

    - (СССР, Советский Союз), государство, существовавшее в 1922 91 на большей части территории бывшей Российской империи. По Договору об образовании СССР (30 декабря 1922) в его состав вошли Белорусская ССР (БССР), Российская Советская Федеративная… … Энциклопедический словарь

    У этого термина существуют и другие значения, см. Таможенный союз. Таможенный союз ЕврАзЭС … Википедия

    Интеграция в Евразии … Википедия

    Эта статья или часть статьи содержит информацию об ожидаемых событиях. Здесь описываются события, которые ещё не произошли … Википедия

    Запрос «СНГ» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Содружество Независимых Государств Флаг СНГ … Википедия

    Территория Германского таможенного союза. Синий территория Пруссии, серый регионы присоединившиеся к Союзу до 1866 года, желтым регионы присоединившиеся к Союзу после 1866 года, крас … Википедия

Книги

  • История глазами Крокодила. ХХ век. Выпуск 4. Люди. События. Слова. 1980-1992 (комплект из 3 книг в футляре) , . История глазами Крокодила. XX век " - это 12 томов, в которых разговор о прошедшем столетии ведется при помощи карикатур и фельетонов главного советского сатирическогожурнала "Крокодил" .…

Союз Суверенных Государств , ССГ - несостоявшийся союз государств из краев и республик бывшего СССР.

Предыстория

В декабре 1990 года был поднят вопрос о реорганизации Союза ССР.

3 декабря Верховный Совет СССР поддержал концепцию предложенного Президентом СССР М. С. Горбачёвым проекта Союзного Договора и передал его для обсуждения на IV Съезде народных депутатов СССР.

24 декабря 1990 года депутаты IV Съезда народных депутатов СССР, проведя поимённое голосование, постановили считать необходимым сохранение Союза ССР как обновлённой федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере обеспечиваться права и свободы человека любой национальности.

В тот же день, по инициативе и настойчивому требованию Президента СССР М. С. Горбачева, Съездом было принято постановление по вопросу о проведении всесоюзного референдума о сохранении обновлённого Союза как федерации равноправных суверенных Советских Социалистических Республик. За принятие постановления голосовали 1677 депутатов, против — 32, воздержались — 66.

Всесоюзный референдум о сохранении СССР

17 марта 1991 года состоялся референдум, на котором за сохранение и обновление СССР проголосовало большинство граждан, исключая население шести республик (Литва, Эстония, Латвия, Грузия, Молдавия, Армения), в которых высшие органы власти отказались проводить референдум, так как ранее объявили о независимости или о переходе к независимости согласно результатам ранее прошедших в них референдумов о независимости.

На основе концепции референдума уполномоченной центральными и республиканскими властями рабочей группой в рамках т. н. ново-огарёвского процесса весной-летом 1991 был разработан проект по заключению нового союза — Союза Советских Суверенных Республик (СССР, Союз ССР, Союз Суверенных Государств) как мягкой, децентрализованной федерации.

Проект договора о создании Союза был дважды парафирован (предварительно подписан) — 23 апреля и 17 июня 1991 года. Окончательная редакция «Договора о Союзе суверенных государств» была опубликована в газете «Правда» 15 августа. В той же газете 3 августа 1991 года было опубликовано выступление Президента СССР Горбачёва по телевидению, в котором отмечалось «союзный договор открыт к подписанию» с 20 августа 1991 года. В новом Договоре указывалось: «Государства, образующие Союз, обладают всей полнотой политической власти, самостоятельно определяют свое национально-государственное устройство, систему органов власти и управления, они могут делегировать часть своих полномочий другим государствам — участникам Договора…». Более того, в 2-м разделе 23-й статьи нового Договора говорилось: «Настоящий договор… вступает в силу с момента подписания… полномочными делегациями. Для государств, его подписавших, с той же даты считается утратившим силу Договор об образовании СССР 1922 года».

Членами нового союза должны были стать девять из пятнадцати союзных республик бывшего СССР: как заявил М. С. Горбачёв в телевизионном обращении 3 августа 1991 года, 20 августа новый союзный договор должны были подписать Белоруссия, Казахстан, РСФСР, Таджикистан и Узбекистан, а осенью к ним могли присоединиться Армения, Киргизия, Украина и Туркмения.

Но Государственный комитет по чрезвычайному положению, 18-21 августа осуществил неудачную попытку насильственного отстранения М. С. Горбачёва с поста Президента СССР, сорвав подписание Союзного договора:

Противоречия между центральными и республиканскими властями и национальными элитами углубились, и все союзные республики одна за другой объявили о независимости.

ССГ-конфедерация

5 сентября 1991 года V съезд народных депутатов СССР приняв «Декаларацию прав и свобод человека», объявил переходный период для формирования новой системы государственных отношений, подготовки и подписания Договора о Союзе Суверенных Государств.

6 сентября СССР признал выход трёх прибалтийских республики (Латвия, Литва и Эстония) из Союза ССР.

Осенью 1991 по санкции центральных и республиканских властей рабочей группой ново-огарёвского процесса был разработан новый проект Договора — по созданию Союза Суверенных Государств (ССГ) как конфедерации независимых государств («конфедеративного государства»).

Предварительное согласие на заключение 9 декабря 1991 договора о создании ССГ со столицей в Минске было дано 14 ноября 1991 только семью республиками (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан). Две республики, в которых накануне состоялись референдумы о независимости (Армения и Украина), отказались войти в конфедеративный союз.

Однако, 8 декабря 1991 года главы трёх государств (Республики Беларусь, России и Украины) на встрече в Беловежской пуще, «отмечая, что переговоры о подготовке нового Союзного Договора зашли в тупик, объективный процесс выхода республик из состава Союза ССР и образования независимых государств стал реальным фактом», заключили Беловежское соглашение о создании Содружества Независимых Государств — межправительственной и межпарламентской организации, не имеющей статуса государства. К СНГ позже присоединились другие союзные республики.

В декабре 1992 года Съезд народных депутатов Российской Федерации обратился к парламентам государств — бывших республик Союза ССР, и к Межпарламентской ассамблее государств — участников Содружества Независимых Государств, с предложением рассмотреть вопрос «о создании конфедерации или иной формы сближения независимых государств Европы и Азии — бывших республик Союза ССР, народы которых выражают стремление к единению», но это предложение не нашло поддержки.

Многостороннего согласия по предложенному позднее (в марте 1994) проекту создания аналогичного конфедеративного союза (Евразийский Союз) также не было достигнуто. Два государства вступили в Союз России и Белоруссии.