Меню
Бесплатно
Главная  /  Папилломы  /  Соц структура китая. Трансформация социальной структуры современного китайского общества. Войны как элемент государственной жизни

Соц структура китая. Трансформация социальной структуры современного китайского общества. Войны как элемент государственной жизни

Общество - это сложная природно-историческая структура, элементами которой являются люди. Их связи и отношения обусловлены определенным социальным статусом, функциями и ролями, которые они выполняют, нормами и ценностями, общепринятыми в данной системе, а также их индивидуальными качествами. Общество принято делить на три типа: традиционное, индустриальное и постиндустриальное. Каждое из них имеет свои отличительные черты и функции.

В данной статье будет рассмотрено традиционное общество (определение, характеристики, основы, примеры и т. д.).

Что это такое?

Современному человеку индустриальной эпохи, плохо знакомому с историей и социальными науками, может быть непонятно, что такое «традиционное общество». Определение этого понятия мы рассмотрим далее.

Функционирует на основе традиционных ценностей. Часто оно воспринимается как родоплеменное, примитивное и отсталое феодальное. Оно представляет собой общество с аграрным устройством, с малоподвижными структурами и со способами социальной и культурной регуляции, базирующимися на традициях. Считается, что большую часть своей истории человечество находилось именно на этом этапе.

Традиционное общество, определение которого рассматривается в данной статье, представляет собой совокупность групп людей, стоящих на разных ступенях развития и не обладающих зрелым индустриальным комплексом. Определяющий фактор развития таких социальных единиц - сельское хозяйство.

Характеристики традиционного общества

Для традиционного общества характерны следующие особенности:

1. Низкие темпы производства, удовлетворяющие потребности людей на минимальном уровне.
2. Большая энергоемкость.
3. Непринятие нововведений.
4. Строгая регламентация и контроль поведения людей, социальных структур, институтов, обычаев.
5. Как правило, в традиционном обществе запрещается любое проявление свободы личности.
6. Социальные образования, освященные традициями, считаются незыблемыми - даже мысль об их возможных изменениях воспринимается как преступная.

Традиционное общество считается аграрным, так как базируется на сельском хозяйстве. Его функционирование зависит от выращивания урожая при помощи плуга и рабочего скота. Так, один и тот же участок земли мог обрабатываться несколько раз, в результате чего возникали постоянные поселения.

Для традиционного общества характерны также преимущественное использование ручного труда, экстенсивный отсутствие рыночных форм торговли (преобладание обмена и перераспределения). Это приводило к обогащению отдельных лиц или сословий.

Формы собственности в таких структурах, как правило, коллективные. Любые проявления индивидуализма не воспринимаются и отрицаются обществом, а также считают опасными, так как нарушают установленный порядок и традиционный баланс. Нет толчков к развитию науки, культуры, поэтому во всех сферах используются экстенсивные технологии.

Политическое устройство

Политическая сфера в таком обществе характеризуется авторитарной властью, которая передается по наследству. Это объясняется тем, что только таким образом можно поддерживать традиции длительное время. Система управления в таком обществе была достаточно примитивной (наследственная власть находилась в руках старейшин). Народ фактически никак не влиял на политику.

Часто имеет место идея о божественном происхождении лица, в руках которого находилась власть. В связи с этим политика фактически полностью подчинена религии и осуществляется только по священным предписаниям. Совмещение светской и духовной власти делало возможным все большее подчинение людей государству. Это, в свою очередь, укрепляло устойчивость общества традиционного типа.

Социальные отношения

В сфере социальных отношений можно выделить следующие особенности традиционного общества:

1. Патриархальное устройство.
2. Главной целью функционирования такого общества является поддержание жизнедеятельности человека и избежание его исчезновения как вида.
3. Низкий уровень
4. Для традиционного общества характерно деление на сословия. Каждое из них играло разную социальную роль.

5. Оценка личности с точки зрения места, которое люди занимают в иерархической структуре.
6. Человек не ощущает себя индивидуумом, он рассматривает только свою принадлежность к определенной группе или общине.

Духовная сфера

В духовной сфере традиционное общество характеризуется глубокими, привитыми с детства религиозностью и моральными установками. Определенные ритуалы и догматы являлись неотъемлемой часть жизни человека. Письменности в традиционном обществе как таковой не существовало. Именно поэтому все предания и традиции передавались в устной форме.

Отношения с природой и окружающим миром

Влияние традиционного общества на природу было примитивным и незначительным. Это объяснялось малоотходным производством, представленным скотоводством и земледелием. Также в некоторых обществах существовали определенные религиозные правила, порицающие загрязнение природы.

По отношению к окружающему миру оно являлось закрытым. Традиционное общество всеми силами оберегало себя от вторжений извне и любого внешнего воздействия. Вследствие этого человек воспринимал жизнь как статическую и неизменную. Качественные перемены в таких обществах происходили очень медленно, а революционные сдвиги воспринимались крайне болезненно.

Традиционное и индустриальное общество: различия

Индустриальное общество возникло в XVIII веке, вследствие прежде всего в Англии и Франции.

Следует выделить некоторые его отличительные черты.
1. Создание большого машинного производства.
2. Стандартизация деталей и узлов разных механизмов. Это сделало возможным массовое производство.
3. Еще одна важная отличительная черта - урбанизация (рост городов и переселение на их территории значительной части населения).
4. Разделение труда и его специализация.

Традиционное и индустриальное общество имеют существенные различия. Для первого характерно естественное разделение труда. Здесь преобладают традиционные ценности и патриархальное устройство, отсутствует массовое производство.

Также следует выделить постиндустриальное общество. Традиционное, в отличие от него, ставит целью добычу природных богатств, а не сбор информации и ее хранение.

Примеры традиционного общества: Китай

Яркие примеры общества традиционного типа можно встретить на Востоке в средние века и новое время. Среди них следует выделить Индию, Китай, Японию, Османскую империю.

Китай еще с древности отличался сильной государственной властью. По характеру эволюции общество этой циклически. Для Китая характерно постоянное чередование нескольких эпох (развитие, кризис, социальный взрыв). Следует отметить также единство духовной и религиозной власти в этой стране. По традиции, император получал так называемый «Мандат Неба» - божественное разрешение на правление.

Япония

Развитие Японии в средние века и в также позволяет говорить о том, что здесь существовало традиционное общество, определение которого рассматривается в данной статье. Все население Страны восходящего солнца делилось на 4 сословия. Первое - это самураи, дайме и сегун (олицетворяли высшую светскую власть). Они занимали привилегированное положение и имели право носить оружие. Второе сословие - крестьяне, владевшие землей в качестве наследственного держания. Третье - ремесленники и четвертое - купцы. Следует отметить, что торговля в Японии считалась недостойным делом. Также стоит выделить жесткую регламентацию каждого из сословий.


В отличие от других традиционных восточных стран, в Японии не существовало единства верховной светской и духовной власти. Первую олицетворял сегун. В его руках находилась большая часть земель и огромная власть. Также в Японии был император (тэнно). Он являлся олицетворением духовной власти.

Индия

Яркие примеры общества традиционного типа можно встретить в Индии на протяжение всей истории страны. В основе Могольской империи, расположенной на Индостанском полуострове, лежала военно-ленная и кастовая система. Верховный правитель - падишах - являлся главным собственником всей земли в государстве. Индийское общество было строго разделено на касты, жизнь которых жестко регламентировалось законами и священными предписаниями.

4.1. Возникновение и периодизация Древнего Китая . Древний Китай представляет собой государство «восточной деспотии», породившего свою систему властных отношений, механизм регулирования отношений внутри государства и систему правовых норм, несовершенную и примитивную, но тем не менее работающую. История Древнего Китая делится на ряд периодов, обозначаемых по имени царствующих династий: 1) период Шань (Инь) (XV-XI вв. до н. э.); 2) период Чжоу (XI-III вв. до н. э.). В периоде Чжоу выделяются особые периоды: 1) Чуньцю (VIII-V вв. до н. э.); 2) Чжаньго - «Борющихся царств» (V-III вв. до н. э.); 3) последний период завершился созданием централизованных империй в периоды Цинь и Хань (III в. до н. э. - III в. н. э.). Первые очаги цивилизации в Древнем Китае начали возникать во II тысячелетии до н. э. в долине реки Хуанхэ на базе родовых групп иньских племен. В иньском Китае вследствие разложения родоплеменных связей, замены родовой общины соседской, прогрессирующего разделения труда выделяется управляющий слой аристократии: правитель - ван и его приближенные, родственники и чиновники высшего ранга.

В 221 г. до н. э. царство Цинь победоносно закончило борьбу за объединение страны.

4.2. Социальная структура Древнего Китая . В шаньско-иньском (XV-XII вв. до н. э.) и раннечжоусском (XI-X вв. до н. э.) переходном от общинно-родового к классовому обществу Китае складывающиеся сословно-классовые границы проходили между двумя социальными слоями: родовой аристократией, интересы которых защищал закон, и свободными крестьянами-общинниками. Бесправные рабы вообще не входили в социальную лестницу. На данном этапе преобладало домашнее рабство, когда положение раба было похоже на статус неполноправного члена семьи. В связи с развитием государственного аппарата, усложнением управленческих функций в чжоусском Китае формируется привилегированное сословие чиновников различных рангов. Разложение общинной собственности на землю и присвоение общинной земли верхушкой чиновничества приводит в VI-V вв. до н. э. к росту частного землевладения и увеличению числа безземельных и малоземельных крестьян, которые пополняли ряды попавших в долговое рабство. Высший социальный слой состоял из титулованной знати, ранжированного чиновничества и из незнатных крупных землевладельцев и купцов. Выделялся социальный слой непривилегированных свободных мелких производителей, собственников средств производства - ремесленников. Различия между социальными слоями находили выражение и в праве. «Благородные» противопоставлялись законом и традицией как «подлым», так и «простонародью». Если закон нарушал человек «благородного происхождения», то для него полагался денежный штраф. Если простого общинника подозревали в преступлении и его вина была доказана, то за незначительный проступок могло последовать весьма значительное наказание.

4.3. Государственный строй Древнего Китая. Создание первоначального примитивного государственного аппарата в Шан (Инь) связано с необходимостью организации производства, орошения земель, предотвращения пагубных последствий разлива рек и защиты территорий. Это выразилось в превращении племенного вождя в обожествляемого правителя иньского царства - вана, который обладал значительной властью, и в образовании административного аппарата, состоящего из многочисленных управителей. Основными производителями являлись свободные общинники, которые составляли основную массу населения иньского Китая. Утверждается верховная собственность царя-вана на землю. В истории Древнего Китая V в. до н. э. был переломным. В это время зарождается действие факторов, которые приводят к объединению царств в единую империю, где господствующей политической идеологией и стало конфуцианство. Конфуцианство стало идеологическим обоснованием концепции «чиновничьего государства»: чтобы государство процветало, император должен окружить себя мудрыми советниками. Правитель, по мнению Конфуция, должен предстать перед своими подданными в роли строго и заботливого всеобщего отца. Философ защищал точку зрения правителя и его ближайшего окружения, а также лиц, которые за счет своих личных данных, могли стать аристократами и приблизившись к Сыну Неба, могли принимать участие в государственных делах. Конфуций выделил девять принципов управления государством: 1) «самосовершенствование»; 2) проявление почтительности к мудрым; 3) любовь к близким; 4) почитание сановников; 5) проявления внимания ко всем чиновникам; 6) забота о народе; 7) поощрение всех видов ремесел; 8) любезное обращение с людьми издалека; 9) благорасположение к чжухоу - местным правителем уделов. Со времени правления императора Циньской династии Цинь Шихуанди (III в. до н. э.) Китай был разделен на области и уезды, во главе которых были поставлены два чиновника - гражданский и военный губернаторы. Вмешательство в дела управления центрального правительства стало повсеместным. Казначейство выпускало единую монету. Налоговое обложение и налоговая политика отличаются разработанностью.

При правителях Ханьской династии (II в. до н. э. - II в. н. э.) вводится продажа должностей и система замещения должностей после сдачи экзамена. Они облегчали купцам, ростовщикам, разбогатевшим ремесленникам возможность проникать в государственный аппарат. Государственный экзамен был доступен и детям общинников. Благодаря внутриобщинной консолидации самые талантливые дети могли получить хорошее образование, чтобы потом сдать единый государственный экзамен. Центральная «горизонталь власти» империи включала в себя финансовое, военное, судебное, обрядовое ведомства, ведомства сельского хозяйства, императорского двора и дворцовой стражи. Главы ведущих ведомств приглашались на совещания к императору, на которых обсуждались важные вопросы государственной жизни. Государственный аппарат Китая отличался многочисленностью и большим объемом полномочий, что определяло социальную значимость, престиж чиновничества. Древний Китай по праву мог считаться государством чиновников. Финансовое и военное ведомства сложились в VII-IV вв. до н. э. в царстве Лу. Во главе его в Ханьской империи стоял канцлер - чэнсян, который выполнял обязанности первого министра и главного помощника правителя, разрабатывал финансовую политику, определял суммы налоговых и других поступлений в доход казны и государственные расходы, составлял и разрабатывал государственный бюджет. В центральном аппарате становилось все больше узких направлений и все больше узких специалистов. Каждый налог собирали «свои» сборщики. Специализация наблюдалась в других сферах государственного управления. Командующим армией считался сам император, но положение канцлера как первого помощника и главы административного аппарата делало его ответственным за все военные приготовления. Финансовое ведомство осуществляло свои функции вместе с ведомством императорского двора. Военному ведомству отводилась особая роль. Оно возглавлялось тайвеем, к ведению которого относилось комплектование армии, назначение военных чинов, награждение за доблесть, проявленную в боях. Тайвей был не только чиновником, но и мощной политической фигурой, которая могла изменить расклад при дворе. Тайвей вместе с первым министром и верховным цензором входили в высшую, наиболее привилегированную категорию чиновников - «трех гунов». В империи существовало особое ведомство обрядов, которое руководилось верховным жрецом. Жрецами становились наиболее знатные и образованные аристократы. Жрецы были богаты, и их роды по знатности ничуть не уступали роду самого императора. Служители религиозных культов имели свои дружины - «храмовые воинства». Императоры старались поставить на место верховного жреца своего сторонника.

4.4. Реформы Древнего Китая. В середине IV в. до н. э. по инициативе сановника Шан Яна была проведена реформа, которой узаконивается свободная продажа и покупка земли. Мужчинам, живущим в одном доме и ведущим общее хозяйство, было предписано разделиться. Были ликвидированы территориальные деления, которые шли от первобытно-общинного строя, и повсеместно введено новое деление - на уезды. Была сохранена и упрочена круговая порука. Реформа была выгодна не только крестьянам, но и царской центральной власти. Укрепляя общину, царская власть укрепляла свой трон. Каждые пять крестьянских семей составляли первоначальную ячейку - пятидворку, во главе которой стоял староста. Пять пятидворок составляли «деревню», пять «деревень» - клан и так далее до округов и областей. Шан Ян перенес принцип «пятерок» на армию и солдаты были связаны круговой порукой, как и остальное население: за провинность одного отвечали все пять. В китайском уголовном праве окончательно утвердился принцип коллективной ответственности. Важная реформа была проведена императором Ван Маном (I в. н. э.). 1. Была запрещена продажа земель, которые объявлены государственными. Приобретая землю, знать сгоняла с нее крестьян, которые становились нищими и не могли платить налоги в государственную казну. В результате центр быстро и легко слабел. Реформой император «оставил» земли в государстве и пресек очаг сепаратизма. 2. Никто не мог иметь больше определенного количества земли - 100 му. Аристократы не могли иметь земли больше, чем 100 му. Этим император сохранял свой статус самого богатого земельного собственника в государстве. 3. Все безземельные могли получить землю по закону. Эта мера предотвращала распад общины. Целью было предотвратить долговое рабство. Было запрещено покупать и продавать рабов. Однако через три года свободная продажа земли и рабов была восстановлена под давлением родовой аристократии. Эта политика привела к народному возмущению в виде крестьянского восстания в 18 г. н. э., которое вынудило правительство освободить часть рабов и издать закон о запрещении убивать рабов без суда.

Правовая система Китая находилась в зачаточном состоянии, а право еще не было сегментировано. Судили на основании обычая. Провинциальный судья был одновременно и начальником тюрем в округе. Судебное ведомство строго следило за применением уголовных законов. Все дела о преступлениях проходили через его руки, особенно дела, связанные с превышением власти чиновниками. Низшим судом по гражданским делам была уездная администрация. В качестве последней инстанции выступал сам император, который мог непосредственно разбирать судебные дела. [ kgl ]

Общество Древнего Китая имело сложную структуру. Высшее сословие составляли цзюнь-цзы, то есть дети благородных, аристократия. К цзюнь-цзы относились члены императорской семьи, придворные, сановники. Они были свободны от налогов, повинностей и телесных наказаний. Многочисленное и строго иерархизированное сословие составляли чэн – чиновники. Китайские чиновники не были свободны от телесных наказаний; они подвергались периодическим публичным поркам, имевшим профилактический характер. Чиновничество в Китае отличалось открытостью; в него имели доступ горожане и крестьяне, получившие образование и прошедшие испытания. В ханьскую эпоху установилась практика сдачи экзаменов на чиновничьи должности. Рядом с многочисленным чиновничеством находились ши – ученые. Они служили в библиотеках, архивах, преподавали в школах. Со II века до нашей эры стали возникать академии, объединявшие самых выдающихся ученых. В 125 году до нашей эры была учреждена Государственная академия – Го-сюэ. В нее входили бо-ши: академики и профессора. Они входили в императорские советы, выступали референтами по важнейшим государственным вопросам, участвовали в приеме экзаменов на чиновничьи должности. Бо-ши не подлежали телесным наказаниям. Существовали еще жрецы си и бу, но они, в отличие от других стран Востока, не образовывали в Китае отдельного сословия, но входили в состав ши.

Основу общества составляли земледельцы – нун. Они несли основные повинности, платили налоги, несли военную службу, исполняли общественные работы на строительстве оросительной системы, каналов, дорог, городов и пр. Существовала система 9 полей: 8 предоставлялись земледельцам, главам семей, а 9-е поле, центральное, являлось государственным; оно обрабатывалось земледельцами совместно и все, произведенное на нем, принадлежало государству. Земледельцы стояли вне образования, которое считалось излишним для них. Однако самые даровитые дети земледельцев, обладавшие природными способностями к обучению, могли получить образование, сдать экзамен на чин и изменить свое социальное положение. В Древнем Китае, в отличие от других стран, не получило развития рабство.

Специфика социальных отношений в Китае во многом определялась состоянием семьи. На протяжении всей древней истории там господствовала большая патриархальная семья. Ее главой считался дед, чей авторитет был непререкаем. Сохранялась полигамия. Император обязательно должен был иметь гарем. Императорский гарем мог достигать нескольких тысяч женщин. Минимум для сына Неба составляли 1 императрица, 3 старших жены, 9 жен второго ранга, 81 наложница. Статус жены повышался после рождения сына; она могла стать императрицей и даже регентшей. Таковой была императрица Люй-Хоу, правившая в 188–180 годы до нашей эры. В обычной китайской семье также допускалось многоженство, существование наложниц. Традиции китайского «Домостроя» стали утверждаться со времен Кун Фу-цзы, или Конфуция (551–479 годы до нашей эры). Брак стал считаться нравственной обязанностью «благородного мужа». Нарушение порядка семейной жизни и супружеской верности стали расцениваться как угроза общественному и государственному порядку. Супруги должны были жить в раздельных помещениях, пользоваться индивидуальной посудой; они не могли проявлять свою близость на людях. Яркие одежды и украшения были предосудительными для девушек и подобали только замужним женщинам. Жены не имели права на семейную собственность. Повторное замужество допускалось только после смерти мужа, но оно осуждалось в общественном мнении. Жена могла жаловаться в суд в случае жестокого обращения мужа.

73. Трансформация социальной структуры современного китайского общества.

До периода реформ в КНР был введен режим места жительства, который в слабой форме сохранился и в настоящее время. Путем прописки чел прикреплялся к одному месту жит-ва и при этом переселиться в др место практически невозможно. До начала реформы городское население делилось на кадры, рабочих и интеллигенцию. Кадровые работники были разделены на 30 должностных степеней и для каждой степени была установлена норма зарплаты и привилегий.

В период реформы были повышены закупочные цены на с/х продукцию, снижен объем закупок по фиксирован. ценам, расширена область дейсвтия рыночн торговли. В 1984 только 18% семей имели доходы превышающ 500 ю. в год. По данным кит статистики в 2002 годовой доход на человека в крестьян-х семьях был 2478 ю. Доходы крестьян вост и центр провинций выше, чем доходы крестьян зап районов. Наиболее распростран-й подход, где население сельской местности делится на соц группы по характеру и содержанию труда:несколько групп

Крестьяне, занимающ только земледелием (63%).-сезонные рабочие (12%)-управляющие сел-ми коллективными предприятиями (0,9%)-индивид торговцы и промыш-ки, ведущие дело на акционерных началах (6,5%)-владельцы сельских и поселковых част предприятий (0,8%)-наемные рабочие (3%)-Сельские ганьбу (кадровые рабочие 7%)-сел раб-ки науки, культуры и техники, здравоохранения (1%)-домохозяйки (8%)-прочие трудящиеся (3,3%)

Рабочий класс

В структуре рабочих под влиянием эк-х преобразованиях также происходят изменения: изменяется доля рабочих на гос предприятиях и повышается доля рабочих на предпр-ях иной формы собственности.

Самые высокие ставки зарплаты:

Туризм; табачная промышленность; добыча и разработка черных металлов; возд транспорт и т.д.

Разница между самыми высокими и самыми низкими доходами в 3 раза.

В составе рабочих разд-ся след группы:

1 пост раб-е, к-е заняты на гос и коллектив-х предприятиях2 контрактники3 крестьяне-рабочие, приезжающие на сезонные заработки в город4 рабочие деревенских и поселковых предприятий5 раб-е частных предпр-й

Интеллигенция

В Китае под интел-ей понимаются лица, получившие высшее и средне-спец образование и занятые умственным трудом. В 2002 в китае было 28 млн профессионалов и техников всех специальностей, работающих на гос предпр-ях и институтах. В ВУЗАХ в 2002 было 531 тыс преподавателей среди к-х 50 тыс профессоров и 161 тыс доцентов. В 2002 среднедушевая зарплата всех раб-в в ВУЗОВ была 18 тыс ю, а средняя зарплата учителей 10 тыс ю. Во всех ВУЗАХ Китая на 1 место выходит коммерч активность. Сущ-т предпр-я, организованные студентами и преподавателями. Сфера деят-ти от развлечения до высокотехнолог продукции.

Кадровые рабочие

Пролжают играть важную роль в соц структуре кит общ-ва. Ганьбу – это любой служащий, имеющий право принимать администр решения

1)рабочие гос и административных органов

2)кадровые работники на предприятиях

Работники первой категории имеют пост работу, твердые ставки зарплаты и льготы по соц страхованию. Кадровые рабочие предприятий могут вкладывать собственные средства в фонды предприятий и нести ответ-ть за результаты работы, они могут получать премии и надбавки в зависимости от итогов работы.

Предприниматели

Доходы владельцев пред-й дифференцируются в зав-ти от формы предприним деят-ти, но повысилась зарплата рабочих и служащих минимум в 11 раз.

Соц группы, которые получают высокие доходы:1владельцы частных предприятий2люди, получившие подряд или взявшие в аренду предп-я 3высшие управленческие рабочие совмести ил иностр предприятий 4 брокеры 5 риелторы 6 адвокаты 7 повара высокой квалификации 8 звезды эстрады и кино

В Китае выделился слой новых богатых. Кит социологи к таковым относят всех лиц, чьи доходы в 3 раза выше среднего уровня, но они еще не составили единую группу интересов и не совершают коллективных действий с едиными требованиями.

В наст время в соц структуре кит общества по доходам выделилось несколько групп: 1)высший класс – полит партийная элита и крупные бизнесмены и научно-техн элита 2)средне-высший класс – осн масса кадровых работников, управленцы среднего звена, руководители средних и мелких гос предприятий, специалисты и технич работники «средней руки» 3) средне-средний класс: хозяива мелких предприятий, служащие, индивид-е промышленники и торговцы 4) средний-низший класс- работники сферы услуг и торговли, рабочие и крестьяне 5)нижний класс- беднейшая часть рабочих, крестьяне и не занятое население.

Система социального обеспечения в Китае. Социальная политика.

Гос-во в соц сфере берет на себя создание условий трудоуст-ва, улучшение охраны и условий труда, и на основе развития произ-ва повышение оплаты труда. В посл годы улучшились каналы трудоуст-ва, в т.ч. и через негос-е орган-и.

По конст. Гос-во обязано:-улучшать условия охраны для трудящ-ся и устанавл-т рабочее время;-порядок ухода на пенсию рабочих и служащих;-с 2004 создает соответствующую сист-у соц страхования.

На предпр-х в гос учрежд-х мужчины - на пенсию в 60лет, женщ – 55, имея стаж работы не меньше 10 лет. Пенсия исчисляется в размере от 60-75% от зп. С 2006г выплаты на соц сферу – приоритетные, увеличиваются объемы фонда соц страхов-я.

Виды соц страхования:- по старости,- по инвалидности, -в обл-ти здравоохранения, -производственной травмы, -деторождение.

Острая проблема-безработица.

Главное направление в развитии трудоустр-ва – расширение сферы услуг (утверждены полное или частичное освобождение от налогов, низкопроцентные кредиты и дотации на соц страхование). Структ занятости населения: первич сфера -44.8%, вторич – 23.8%, третич – 31%.

В основе пенсион системы – многоступенчатая схема страхований. С 2005г пенсионеры получают пенсию через финансовые орган-и. числен-ть пенсион в городах -50 млн чел. Средний размер пенсий в городах – 600ю в год. Выросло число сельских пенсионеров, получ-х пенсии из страховых фондов. Соц обеспечение в обл здравоохранения – самое слабое звено в сист соц гарантий. Мед обслуживание для большей части населения - слишком дорогое. Один из пунктов соц программы – обеспечение прожиточного минимума. Семья с доходами ниже этого уровня м. рассчитывать на получ субсидий.

В сельских р-х гос-во гарантирует материал помощь в сфере «5 гарантий»: обеспечения питанием, одеждой, топливом на уровне мин жизненных потребн-й, средство на обучение детей и средства на похороны.

Дейст-т общественные прогр помощи детям: Надежда(бесплат образ-е детей бедняков), Счастье(помощь бедным матерям), Водоем(обеспеч-е водой западных рай-в).

Характеристики Китая как современного государства

Китай (Китайская Народная Республика, КНР) – это современное государство, которое находится в юго-восточной части евразийского континента. В течение долгого времени Китай называют одной из величайших и ведущих мировых держав, которая сочетает в себе мировую цивилизацию, исторические ценности и высокие технологии, которые распространяются по всему миру.

Замечание 1

На данный момент Китай признан самой населенной страной в мире. По итогам всекитайской переписи, которая была проведена в 2000 году, население страны составило более 1 миллиарда и 200 миллионов человек, и оно постоянно растет. Население включает в себя 56 национальностей, среди которых 90% населения китайской национальности (хань, ханьцы). При этом стоит отметить, что городского населения в 2 раза меньше, чем сельского (36% городского и 64% сельского).

Исследователи отмечают, что положение Китайской Народной Республики в плане экономического и географического положения весьма выгодно. Китай расположился вдоль тихоокеанского побережья, имеет доступ к морю даже в самых отдаленных уголках страны (через реку Янцзы). Возник Китай еще в 14 веке до нашей эры, что делает его одним из древнейших государств мира со своей сложной и невероятно интересной историей. Китайская республика образовалась в 1912 году, а в 1949 году, после некоторых военно-политических событий (1945 год – разгром с помощью войск Советского Союза японских захватчиков) провозглашена Китайская Народная Республика.

Социальная структура китайского общества

Безусловно, с момента образования Китайской Народной Республики в 1949 году произошло большое количество изменений в социальной структуре китайского общества. Изначально социальная структура Китая имела пирамидальную форму. В основе лежало большое количество крестьянского населения, а остальные классы в совокупности составляли всего лишь 12% населения. Данная социальная структура указывает на тот факт, что Китайская Народная Республика имеет достаточно слабое развитие в своей национальной индустрии, и при этом доминирует мелкое крестьянское хозяйство.

Но в период с 1985 по 1991 год в Китае на смену пирамидальной модели социальной структуры приходит новая стратификационная структура. Теперь в обществе появляются совершенно новые социальные слои, происходит разрыв в уровне доходов между ними. Достаточно большой социальный сдвиг произошел после того, как со стороны государства произвели некоторые изменения. Например, изменение в административной системе и последующая пожизненная приписка к месту жительства. Также выходит новый закон о трудовом контракте, который изменил положение руководства предприятий и рабочих. Теперь руководители получили гораздо больше прав и полномочий, чем ранее, а рабочие стали наемными, получая заработную плату за свою трудовую деятельность.

В результате многолетних изменений в китайском обществе сложилось целых десять социальных страт, отличных по конкретным признакам и обладающих своими уникальными чертами. Сюда входят следующие страты:

  1. Общественные руководители и государственные служащие на руководящих должностях;
  2. Управленческие работники, которые обладают определенными полномочиями, властью, но при этом сами подчиняются вышестоящим органам и руководителям;
  3. Частные предприниматели, которые занимаются определенной деятельностью для производства и дальнейшего распределения товаров и услуг;
  4. Специалисты и технический персонал, который занимается в информационных технологиях и близкой к данной сфере деятельности;
  5. Конторские служащие, офисные работники, так называемые «воротнички»;
  6. Индивидуальные промышленники и торговцы, которые производят товары и услуги для собственного производства и для продажи более широким слоям населения;
  7. Работники торговли и обслуживания (кассиры, продавцы, официанты и прочие);
  8. Производственные рабочие в производственной сфере;
  9. Работники сельского хозяйства (крестьяне, которые составляют практически 90% от всего населения);
  10. Незанятые, безработные или полубезработные граждане, которые проживают в деревнях и городах.

Особенности современной стратификации Китая

Замечание 2

Как мы уже отметили, современное население Китая подразделяется на десять ключевых страт. Чуть более 40% составляют работники сельского хозяйства, а также крестьяне, которые являются потомками крестьян, которые составляли основную часть всего населения страны.

Но интересен и состав других страт, чья численность гораздо меньше крестьянской. В первую страту входят правительственные руководители, партийные организаторы и работники. В их руках сохраняется вся власть, которой они пользуются для достижения определенных целей, а также для улучшения жизни населения. Социальная политика в Китае определяет эту страту как высочайшую во всей структуре, как основу рыночных отношений и социальной экономики.

Остальные страты формируются благодаря управляющим высшего и среднего звеньев, которые занимаются предпринимательской деятельностью, а также заняты в промышленной сфере. Это могут быть бывшие кадровые работники государственных предприятий, а также основатели или бывшие владельцы крупнейших корпораций и организаций, которые действуют в Китае и за его пределами. Частные предприниматели занимают еще одну страту в социальной системе. Они получают основную прибыль от капиталовложений, за счет чего могут существовать и осуществлять свою деятельность. Очень важно, что их деятельность поддерживается со стороны государства, тем самым получая дополнительное финансирование.

Как мы можем отметить, большую роль в стратификационной структуре играют руководящие должности, поскольку именно от них и их решений зависит деятельность в иных сферах социальной, политической, экономической и культурной жизни китайского народа. Важную роль также играют представители среднего слоя, служащих на государственных предприятиях.