Меню
Бесплатно
Главная  /  Лишай у человека  /  Биография Екатерины Кухар: тернистый пусть украинской балерины к мировой славе. Жизнь на кончиках пальцев: невероятные факты о приме-балерине Екатерине Кухар В театрах каких стран вы работаете

Биография Екатерины Кухар: тернистый пусть украинской балерины к мировой славе. Жизнь на кончиках пальцев: невероятные факты о приме-балерине Екатерине Кухар В театрах каких стран вы работаете

22 ноября на сцене Национальной оперы Украины -​ балет «Спящая красавица». Партии Авроры и принца Дезире исполняют прима Екатерина Кухар и премьер Голландского национального балета Йонг Джу Чой.

Екатерина Кухар и Йонг Джу Чой

После морозных улиц репетиционный зал в Киевской опере кажется тропиками: здесь от силы находится человек десять, но страсти нешуточные. Солисты балета «Спящая красавица» Катерина Кухар и Йонг Джу Чой вовсю отрабатывают свой pas de deux . Это, пожалуй, то, что впечатляет большего всего - синергия и отдача артистов во время репетиции, когда на них никто не смотрит, кроме отражения в зеркале. И для Катерины, и для Йонга это далеко не первый опыт со «Спящей красавицей». Йонг впервые станцевал эту партию на сцене Голландского театра в Амстердаме в декабре 2017 года. С тех пор он четыре раза исполнял партию принца Дезире. Даже на репетиции создается впечатление, что эта партия создана именно для него. Премьер Голландского балета Чой - артист невероятной грации и, кажется, врожденного благородства, при этом он выглядит очень мужественно и статно. В его репертуар входят практически все классические партии, а также постановки настоящих звезд - Уильяма Форсайта, Джона Ноймайера, Бенджамина Мильпье. "Я получаю массу удовольствия, исполняя партию Дезире", - признается танцовщик.

«Спящая красавица» - шедевр и один из самых красивых балетов; всем известная история любви на основе одноименной сказки Шарля Перро под музыку Чайковского. Украинская звезда этого спектакля - Екатерина Кухар, одна из самых известных наших балерин, которую хорошо знают в Европе. График выступлений Кухар - от Парижа до Токио. "Спящая красавица" - ее фирменный балет. Впервые она станцевала Аврору на сцене Национальной оперы шесть лет назад, а сколько раз с тех пор - уже и не сосчитать. "Это самый тяжелый спектакль. Так всегда говорила мой педагог, прима Татьяна Таякина. Здесь огромная физическая нагрузка и вариации в разнообразных стилях. В «Спящей красавице» весь балет построен на каскаде прыжков и вращениях, для меня это большая ответственность", - делится Кухар.

1 / 3

На репетиции был постоянный партнер Екатерины и в жизни, и на сцене, премьер Национальный оперы Александр Стоянов. Екатерина говорит, что с ним ей работается проще всего: «Он досконально знает меня, мое тело и все нюансы в любом из па-де-де». Спрашиваю, как она нашла контакт с Чойем: "Работать с новыми партнерами всегда интересно, это прикосновение к другой дуэтной балетной школе, ты растешь и развиваешься. А работать с Йонгом - одно удовольствие. Он очень внимательный партнер и невероятный артист, который буквально парит в воздухе".

Екатерина Кухар и Александр Стоянов - гордость отечественного балета. Помимо того, что они солисты Национальной оперы Украины, своим искусством артисты прославляют нашу страну в далеком зарубежье. Кате и Саше рукоплещет самая взыскательная публика Британии, Германии, Японии, Южной Кореи, Франции, Испании, Китая, Италии…

Viva! повезло: не так-то просто нашим героям найти время для фотосессии и интервью, ведь дома их можно застать крайне редко - гастрольный график балетных звезд расписан на годы вперед. Плюс ко всему они растят двух деток - семилетнего Тимура и двухлетнюю Настеньку.

- Катюша, вы киевлянка?

Екатерина: Да, я родилась и выросла в Киеве. Здесь же в девять лет родители записали меня в хореографическое училище.

- Если вы сейчас такая миниатюрная статуэточка, какой же вы были в девять?

Е.: Я ясно помню, что весила 18 кг. Мы проходили три отборочных тура, и последним была медкомиссия. Там мне и сказали мой вес (улыбается).

Вообще-то это стандарт для пяти-шестилетнего ребенка. В медкомиссии не предложили набрать чуточку веса и приходить на следующий год?

Е.: В балете именно такие Дюймовочки и нужны, потому что барышень покрупнее мальчикам тяжело поднимать. Я была как раз то, что нужно (улыбается).

- Стать балериной было чье желание - ваше или родителей?

Е.: Мама и бабушка мечтали, чтобы я стала балериной. Мне было пять лет, я гуляла со своей прабабушкой во дворе на Печерске. Мимо проходила тренер по спортивной гимнастике и заметила меня. Видимо, ее привлекла моя гимнастическая внешность: хрупкая, тонкая, с ровными густыми волосами ниже попы. Мои волосы были предметом особой семейной гордости (смеется). Тут же, не отходя далеко от песочницы, женщина проверила мои способности, и уже на следующий день меня привели во Дворец пионеров в секцию спортивной гимнастики.

В первый же день меня без подготовки посадили на шпагат, при этом одну ногу положили на возвышенность, вторая была на полу, надавили: ага, тянется. В спортивной гимнастике достаточно жесткие законы, никто не сентиментальничает. Мне больно, у меня шок, слезы градом. После тренировки я сказала, что больше туда не пойду. И мама не раздумывая перевела меня в балетный кружок. А там уже красота: белые бантики, купальники, юбочки, балеточки. Это совсем другое.

Как знать, не обойдись с вами так жестоко на первом занятии по гимнастике, возможно, мир не увидел бы прима-балерину Екатерину Кухар.

Е.: У меня характер достаточно спортивный, волевой. Думаю, если бы мама настояла, сказала, что мне нужно перетерпеть, я бы осталась в спорте, и жизнь могла бы совершенно по-другому сложиться. Хотя я знаю: если чему-то суждено произойти, это обязательно произойдет.

- И встреча с Сашей была предопределена… Саша, вы тоже киевлянин?

Александр: Нет, я приехал учиться в Киевское хореографическое училище из Ялты. Вообще, в балет меня отдали помимо моего желания. Я очень любил бальные танцы, мне нравились атрибуты: одежда, набриолиненные волосы, девушки в облегающих платьях с блестками в волосах… Я начал заниматься бальными танцами, участвовал в соревнованиях, и на одном из них меня заметил бывший артист балета. Он подошел к моим родителям и предложил: «Отдайте сына в балет, отправьте его в Киевское хореографическое училище, у него прекрасные балетные данные». А папа у меня, хоть и родился в селе, человек образованный, культурный, учился в университете в Москве. Он обожает балет. Поэтому с радостью подхватил эту идею. Так моя судьба и была решена.

- Вы жили в интернате при училище?

А.: Да, и там было неплохо, весело. Но родителям стало меня жалко, они решили, что ребенок должен жить дома с мамой и папой, поэтому ради меня они из Ялты переехали в столицу. Но сделали это поэтапно. Сначала в Киев переехала с моим старшим братом мама. Его отдали учиться в лицей, потом перевезли еще и сестричку - уже здесь она пошла в школу. Позже в нашей семье родилась киевлянка Анюта, которая сейчас учится в хореографическом. Отец со временем присоединился к нам.

Потрясающе, какая жертвенность! Удивительно, как слова, сказанные незнакомым человеком, в корне поменяли жизнь целой семьи.

А.: Я невероятно благодарен родителям за то, что они для меня сделали.

Е.: Только с высоты прожитых лет мы можем оценить и осознать роль, которую близкие сыграли в становлении нашего творческого пути. Моя бабушка Лена ради меня уволилась с руководящей должности и устроилась в хореографическое училище на первую освободившуюся вакансию, чтобы возить меня на занятия, забирать после репетиций. В училище были колоссальные нагрузки, домой я приходила абсолютно вымотанная, и у меня не всегда хватало сил сделать домашнее задание. В такие дни на помощь снова приходила бабушка. Папа же обшивал мои балетки и пуанты. В общем, можно сказать, что вся семья училась вместе со мной.

- Чего в вашей профессии больше - удовольствия или все же титанического труда?

Е.: Это ежедневная титаническая работа на пределе возможностей, которая позже вознаграждается.

А.: Да, получается симбиоз вложенного труда и удовольствия. Я сейчас получаю удовольствие от работы.

Вы это говорите как успешные артисты, премьеры балета, востребованные во многих театрах мира. А как бы на этот вопрос ответили артисты кордебалета?

А.: Если говорить о мужчинах, которые должны быть кормильцами, в кордебалете, конечно, много не заработаешь. Они редко ездят на гастроли, а основной заработок все же - это заграница.

Е.: Они ездят на гастроли зачастую только с театром. Конечно, .

- В театрах каких стран вы работаете?

А.: В абсолютно разных: Америка, Англия, Япония, Корея, Франция, Испания, Китай, Италия, Латвия…

- Но ведь как-то нужно попасть в пул гастролирующих артистов. У вас есть импресарио? Каков механизм?

Е.: Профессиональный балетный мир очень тесен, мы все друг друга знаем. Очень важно не бояться принимать участие в международных конкурсах. Ведь туда приезжают представители театров из разных стран. Конечно же, выступать на таких конкурсах надо на высоком уровне. Тогда на артиста обращают внимание, делают интересные предложения. Так постепенно артист обзаводится связями.

А.: Все зависит от того, как ты танцуешь. Хорошо танцуешь - приглашают, плохо - естественно, не приглашают. Со временем предлагают не только танцевать, но и заседать в жюри престижных конкурсов. В этом году впервые в истории представителей из Украины Катерину пригласили в парижскую балетную консерваторию на государственный экзамен в качестве жюри.

Е.: Это была большая честь для меня и интересный опыт, хотя до этого я уже работала в составе жюри в разных странах. Дело в том, что французская школа очень закрытая. Это одна из старейших танцевальных школ мира. Ее представители не любят принимать артистов из других стран. В Париже на экзамене своих учениц представляла Изабелла Серавола, она для французов как Майя Плисецкая для нас. Я хорошо чувствовала ее настроение: ей было непривычно доверять судьбу своих учениц представителю другой балетной школы и культуры. Как правило, в комиссии работают только французы. В целом все были доброжелательны, но чувствовалось, что к тебе относятся по-особому. Еще было очень приятно, что парижанки отметили мое чувство стиля.

Существует стереотип, что балерина - эфемерное создание, сотканное из лунного света, питающееся росой и манной небесной. И все земные радости - красивые наряды, автомобили, семьи - слишком материальны для этих неземных существ. И в сексуальности их как-то даже неловко заподозрить. Гений чистой красоты.

Е.: (Смеется) Самое главное в жизни - сама жизнь! Ее ритм, аромат, вкус, цвет, умение радоваться каждому дню. Женщина должна быть живой! Чувственной! Настоящей! Уметь создавать вокруг себя особое пространство. А артисты обязаны жить еще более полно, чтобы была возможность передать зрителю накопленный опыт, эмоции, знания. Я живу полноценно. В моей жизни присутствуют и дети, и муж, и наряды, и страсть, и радость, и горе… Конечно, артистизм, актерские данные очень важны в балете. Но жизненный опыт помогает не играть роль, а проживать ее на сцене.

- Есть ли в вашем репертуаре роли, которые повлияли на вашу жизнь?

Е.: Для меня это роль Машеньки в спектакле «Щелкунчик» и Джульетты в «Ромео и Джульетте».

А.: Спектакль «Щелкунчик» и для меня и для Кати судьбоносный. В театре нас соединили как балетную пару именно в этом спектакле.

Е.: Еще до знакомства с Сашей я дебютировала в партии Машеньки, будучи ученицей училища, на одной из самых лучших японских сцен.

- А как на вашу судьбу повлияла роль Джульетты?

Е.: Эта роль выстраданная. Джульетта для актрисы сложная партия, поскольку в начале первого акта необходимо передать юность, легкость, беззаботность, а в третьем акте нужно сыграть горе от потери любимого человека. Мне предложили партию Джульетты в очень сложный для меня период - после того как я пережила горе, потеряв первого ребенка. И я очень благодарна педагогу-репетитору Элеоноре Михайловне за ее предложение приступить к работе над этой партией именно в тот период. Работа вернула меня к жизни.

Поклонники пишут мне, что, увидев Джульетту в моем исполнении, никого другого в этой роли уже не представляют.

А.: Зрители не знают многих тонкостей, но их не обманешь. Они не только видят техническую сторону танца, но и чувствуют все нюансы, энергетику артиста. Многие не догадываются, что мы с Катериной пара не только на сцене, но и в жизни. Очень удивляются, как нам так убедительно удается играть любовь, страсть на сцене. Но нам не приходится играть - наши чувства настоящие.

Наверное, поэтому вас называют самой красивой балетной парой Европы. После того как я увидела вас в роли Кармен и Шахерезады, я теперь точно знаю: балет может быть очень сексуальным. Ну, а то, что вы мама двух детей, это уж точно редчайшее исключение из правил!

Е.: Да, это большая редкость. К сожалению, есть масса отрицательных примеров: в театре очень много танцоров, которые положили всю свою жизнь на алтарь балета и в конце концов остались одни - без семьи, без детей. Когда заканчивается сцена, а это очень болезненный период, что остается у артиста? Одиночество и неустроенность личной жизни.

А.: Вот я и говорю: помимо сына и дочки нам нужен еще один ребенок. А Катя не хочет, говорит: дай потанцевать!

Е.: Сейчас я принадлежу зрителям (улыбается).

Катя, когда вы были беременны Тимуром и когда ждали дочку Анастасию, вы уходили в декрет? Как быстро после родов вы вернулись на сцену?

Е.: Не знаю, что тут в большей степени - то ли генетика, то ли сила воли, но я практически не покидала сцену. После рождения Тимура уже через два месяца мы танцевали в Киеве «Русалочку», а затем уехали на гастроли в Испанию. Так же было и с Настюшей - через три месяца после ее рождения мы танцевали «Лебединое озеро» в Италии.

А.: У нас насыщенный график, контракты, и беременность в планы не входит. Только благодаря хорошему отношению, принимающая сторона не взимала с нас неустойку за то, что мы отлучились на некоторое время. Но зато потом приходилось очень быстро брать себя в руки и возвращаться в строй.

Е.: Как правило, все относятся с пониманием к беременности. Но один раз мне все же пришлось заплатить огромную неустойку нашему импресарио, поскольку я сорвала гастроли.

- С кем остаются дети во время ваших многочисленных поездок?

А.: С детьми остается Катина мама. Но поскольку дети у нас очень активные, любимой бабушке с ними помогает справляться няня. Да что там бабушка, я три дня подряд ходил с ними один гулять - это караул! Один в одну сторону тянет, другая - в другую, один кричит, другая куда-то лезет. Легче провести день в репетиционном зале (смеется).

Е.: Настя у нас папина дочь. Я, когда уходила во второй декрет, договорилась с Александром, что вынашиваю и рожаю ребенка, а ночные подъемы, кормления - это уже на нем.

А.: Ну да, ты девять месяцев, а я остальные 90 лет (смеется). В этом году Тимур пошел в первый класс. Перед первым сентября Катя переживала: «Боже, боже, теперь придется рано вставать!» А я ей отвечаю: «Катюша, так у тебя ничего не изменится. Ты как вставала поздно, так и будешь вставать. Утренние подъемы на мне. Чувствую, мне и вторую придется отводить в школу, когда подрастет». Мы думали, что маленькая будет солнышком таким спокойненьким…

Е.: Саша мне обещал: вот будет дочка - она будет такая лапочка и помощница!

А.: Она и есть помощница: сама убирает.

Е.: Но характер у нее! Требовательная и хитрая женщина. Вьет веревки из Саши и Тимура. Я наказываю, а они защищают ее. Особенно Тимур.

А.: Говорит: «Нельзя наказывать ребенка!»

Е.: Я пришла из роддома, волновалась, как старший сын воспримет сестру, не будет ли ревности. Захожу с этим розовым конвертиком домой в таком напряге, а сын: «Настасья, голубушка моя!»

А.: Я просто выпал от этой фразы. Где ты это услышал? Фильм, говорит, посмотрел. А как сейчас он над ней трусится! Настя где-то зацепится немного, споткнется, он сразу к ней подбегает: «Настенька, ты ножку ударила? Тебе не больно? Покажи! Дай пожалею».

- До появления Анастасии в доме королевой была мама?

А.: Она и сейчас королева, только у нее сейчас идет война с принцессой Анастасией (смеются). Конкуренция очень серьезная. Кстати, Настя побеждает, хотя ей только два года. Происходит борьба за внимание брата и папы.

Е.: Она не разрешает мне их целовать, обнимать.

А.: Берет за руку меня, Тимура и уводит. Как бы дает понять: это мои мужчины, а ты, мама, займись своими делами.

- Детей в балет не планируете отдавать?

Е.: Маленькую точно надо. Она у нас балериной родилась. В ней очевидная склонность. Настя очень танцевальная, мягкая. Когда еще лежала в кроватке, такие ручками восточные танцы исполняла! И растяжка у нее отличная. И музыку она очень чувствует. Вместо мультиков смотрит музыкальные каналы, танцует под них. И ест под музыку.

А вот с Тимуром у нас не получилось. Ему было года три, когда мы его первый раз привели на «Щелкунчика». Минут пять он сидел, как завороженный, а потом ему все надоело, он повернулся ко мне и сказал: «Мама, балет - неть!» Я говорю: «Хорошо, не вопрос, заставлять не будем».

Вот вы говорите, что по окончании карьеры семья - спасательный круг. Но мне кажется, что люди творческого склада все равно не могут жить без любимого дела.

А.: Мы над этим уже работаем. И работы педагогом здесь недостаточно - все равно будет не хватать поездок, гастролей, да и финансовый вопрос тут немаловажен. Нам же воспитывать детей, которые не успеют к этому времени еще встать на ноги.

Е.: Знаете, раньше артисты балета могли уходить на пенсию в 37 лет, а сейчас должны в 55-60 лет. Как и все. На мой взгляд, это некорректно по отношению к артистам.

А.: Если ты программист, то в 40 лет только можешь начать хорошо зарабатывать. А если это балет или спорт, то нужно начинать думать о пенсии с 20 лет. Наше образование не позволяет работать в каких-то интересных местах после 40.

Рассказала о том, как ей удается поддерживать такую идеальную физическую форму. Читайте об этом в материале Clutch .

Главное, что делает Екатерина уже на протяжении многих лет - начинает день со стакана чистой воды. После этого прима питается вкусной, полезной и сбалансированной едой.

Завтрак балерины

Веточка винограда, сыр, цельнозерновой хлеб с орехами и сухофруктами - это один из вариантов завтрака известной балерины. При этом Кухар считает, что утренний прием еды должен быть обязательным, ведь именно он должен запустить все процессы в организме.

Питание в дороге

Во время перелета Екатерина Кухар может не только выспаться, но и порадовать себя чем-нибудь вкусненьким, к примеру, легким десертом. Кухар может себе это позволить, ведь в ее жизни присутствует постоянная физическая нагрузка.

Предпочтения гурмана


Ужин должен быть вкусным


Дома Екатерина любит ужинать морепродуктами. В ресторане она может отведать бокал вина вместе с нежным стейком и салатом.

Имеет право на критику участников. Врожденный талант и упорная работа над собой сделали ее одной из лучших балерин мира, на чьи спектакли люди раскупают билеты, только бы увидеть Екатерину на пуантах. В ее жизни были и взлеты, и падения. Ей резали пуанты, но отбить страсть к танцу не удалось никому…

Детство и юность

Екатерина Кухар родилась 18 января 1982 года в Киеве. Еще в раннем детстве она увлеклась танцами. Ее приглашали в группу по спортивной гимнастике, увидев на детской площадке одного из районов Киева. Однако на тренировке девочку довели до слез, и больше на эти занятия она не ходила, выбрав балет.

Екатерина Кухар

1997 год для Екатерины Кухар ознаменовался победой на конкурсе, призом в котором стала стажировка в Швейцарии. В 1999 году она с отличием окончила Киевское хореографическое училище, где ее преподавателем была Татьяна Таякина. Профессионала из Кухар сделали титанические тренировки и именитые преподаватели Валерий Ковтун, Людмила Сморгачева, Николай Прядченко, Элеонора Стебляк, Раиса Хилько, Эльвира Тарасова, Абдыев Реджепмырат. Еще во время обучения на первом курсе, девушка дебютировала на сцене в роли Маши из Щелкунчика на сцене Bunka Kaikan в Японии.

Карьера

В 1999 году девушку пригласили в состав труппы Национальной оперы им. Т. Шевченка. С выступлениями Екатерина Кухар, которая , объездила весь мир. Она исполняла ведущие роли на сценах Европы, Канады, США, Японии, Кореи и Китая. Сейчас она и вместе со своим партнером (и супругом) Александром Стояновым занимают должность премьеров Национальной оперы им. Т. Шевченка. Пара исполняет все главные роли классических балетных постановок.

Екатерина Кухар становилась неоднократным победителем множества международных фестивалей, позже став членом жюри. Одним из самых высоких достижений стало ее судейство на конкурсе во Франции Conservatoire national supérieur de musique et de danse de Paris . Сама Кухар объясняет это тем, что балетная школа Франции – очень закрытое общество, и попасть в жюри такого уровня – высокая честь для иностранца.

В 2014 году Екатерину пригласили с выступлениями во Дворец Конгрессов в Париже. Вместе со своим партнером Александром Стояновым она привезла балет Ромео и Джульетта . В зале, выделенном под выступления, было 3723 места, и все представления Кухар прошли при полном аншлаге. Один из современных критиков Мэгги Фоер назвала пару Екатерины Кухар и Александра Стоянова лучшей в Европе. Он выделила их грациозность, легкость, а также отметила, что от их тандема невозможно оторвать глаза.

MONATIK, Екатерина Кухар и Влад Яма

В 2017 году ее пригласили на роль одного из судьей любимого танцевального шоу страны Танці з зірками . Составили ей компанию Влад Яма и MONATIK . Екатерина Кухар запомнилась многим телезрителям, как самая строгая из всех судьей, и именно ее гнева опасаются многие участники. В 2018 году Кухар продолжила свою миссию на танцевальном шоу.

Личная жизнь

О своей личной жизни балерина Екатерина Кухар не любит распространяться. Известно, что балерина уже была замужем, и ушла от своего мужа к Александру Стоянову, будучи на 7 месяце беременности. Она родила сына Тимура, которому уже 8 лет, мужчина воспитывает его как родного. С Александром Кухар так не расписалась, а только обвенчалась. Свое решение она объяснила тем, что для нее штамп в паспорте ничего не значит.

Екатерина Кухар и Александр Стоянов

К слову, история любви между двумя танцорами очень нежная. Знакомство молодых людей произошло в 2006 году, их поставили в пару для балета Щелкунчик . Когда Александр пришел на работу в Национальную оперу Украины, Екатерина Кухар уже была примой. После тренировок новому партнеру она ставила двойки. Он же, в свою очередь, оставлял ей вкусности на тумбочке.

С тех пор в жизни супругов были взлеты и падения. Одна из наибольших трагедий балерины до сих пор вызывает у нее слезы. Дело в том, что в 2014 году она . Пережить боль ей помогли родные и сцена — все страдания она переместила в Джульетту, которая осталась без возлюбленного. Эта роль Кухар никого не оставляет равнодушным.

Екатерина Кухар и Александр Стоянов с сыном Тимуром

Два года назад Екатерина и Александр стали родителями первого общего ребенка. Девочку назвали Настей, ей уже пророчат танцевальное будущее. Екатерина отмечает гибкость и музыкальность дочери, и надеется, что та выберет профессию родителей. Сын Тимур во время визита на балет Щелкунчик с казал маме «Нет». В свою очередь, родители решили не давить на него.

Смотри видео, в котором Екатерина Кухар исполняет роль Кармен:

Напомним, что ранее в Сети обсуждали, . Певица откровенно призналась в том, на что ей никогда не жалко денег. Подробности можно найти в нашем материале.

Читай самые интересные новости украинского, российского и мирового шоу-бизнеса на .

Прима-балерина Екатерина Кухар тренируется 6 дней в неделю.

Восстановить силы ей помогает сон в обед. Однако длительные периоды вынужденного покоя, вроде перелета в самолете, переносить тяжело — говорит Екатерина, сообщает

Как восстанавливаетесь после сильных физических нагрузок на сцене?

Работаю по 6 дней в неделю. Рабочий день у нас начинается с урока классики в 10 или 11 часов утра. Накануне трехактного спектакля репетиция продолжается 12 часов. После этого прихожу домой и чувствую себя настолько выжатым лимоном, что мне необходимо поесть и поспать, чтобы организм к вечеру снова был в тонусе. В рабочий день организм просто требует перерыва на сон. Утром, бывало, напланирую много дел, а возвращаюсь с репетиции и чувствую, как во мне будто нажали кнопку "off".

Пожалуй, едите все, только мало?

Могу позволить себе сейчас абсолютно все, но в разумных количествах. Я умею, если надо, стать себе на горло. В Швейцарии полгода назад так сильно похудела, что подруга-диетолог забрала меня в свой женевскую квартиру и на неделю посадила на сливки с воздушным безе. Сказала: "Твоя пачка уже болтается и ходит отдельно от тебя". Весила тогда 41 с половиной. У меня личный барьер. Если вешу меньше 42, чувствую себя худой. В отпуске я немножко поправилась. Думаю, 43 с половиной мала. Хотя мужу так нравится больше. Наш немецкий друг называет нас с Сашей эльфами. Говорил: "Когда я тебя увидел впервые, было ощущение что ты поламаешься, если к тебе прикоснуться".

Когда забеременела, пришла к врачу на УЗИ. Говорю: "Мне кажется, что я в положении". Он смерил меня ироничным взглядом: "Девушка, у вас жира нет для беременности. Идите сначала наберите вес. А тогда приходите снова ". Когда обнаружил, что я действительно беременна, очень удивлялся.

Как справляетесь с физическими нагрузками и волнением в день спектакля?

В день спектакля я в обед употребляю углеводы. Очень люблю спагетти. Нужно же откуда-то силы черпать. Могу даже выпить чай с шоколадной конфетой.

Перед выступлением волнуюсь всегда. Причем на родной сцене гораздо сильнее, чем за рубежом. Дома большая ответственность. К тому же сцена Национальной оперы имеет особенность — большой покат, наклон, чтобы зрителю было лучше видно. Когда к нам приезжают приглашенные артисты, они все в шоке. Из-за поката танцовщик вынужден совсем иначе держать корпус. Нас учат держать корпус немного над ногами. Если так стать на нашей сцене — ты упадешь. Приходится отклонять корпус назад.

Есть ли в балете оптимальный рост?

Главное — соответствие роста партнера и партнерши в паре. У меня небольшой рост — метр 62. Но со сцены кажется, что я высокая. Зрители, которые подходят после спектакля, очень удивляются. Все артисты на сцене кажутся выше, чем обычно.

Мой муж не намного выше меня. Но у него длинные ноги и красивая стопа с высоким подъемом. Как-то его пригласили на очередные гастроли. Видели до этого Сашу только на сцене. Подобрали ему очень высокую партнершу — метр 80 сантиметров. Пара часто выполняет пируэт из-под руки: балерина становится на пуанты, поднимает руку, и партнер сверху должен дать ей свою руку, чтобы ее закрутить. Саша с ней станцевал, но ее рост очень ему мешал.