Меню
Бесплатно
Главная  /  Лишай у человека  /  Великий пост с точки зрения диетолога. Пост с точки зрения науки Пост с духовной точки зрения

Великий пост с точки зрения диетолога. Пост с точки зрения науки Пост с духовной точки зрения

Временное воздержание от пищи практикуется во многих религиях мира и в каждой из них по этому поводу существуют определенные правила. В православии Великий пост начинается сразу после масленичной недели и отличается особой строгостью. Во времена государственной борьбы с религией научная пропаганда называла пост вредным атавизмом прошлого, которое способно нанести серьезный вред здоровью. Однако верующие продолжают считать пост полезным не только для духа, но и для тела. Мы выяснили, как требования поста отвечают правилам современной научной диетологии.

Постный рацион.

Давно известно, что рацион, который можно назвать здоровым, должен включать в себя много овощей и сложных углеводов. Великий пост приходится на весну, поэтому основные продукты этого поста - соления и варения из овощей и фруктов, а также морковь, лук, капуста, свекла, консервированный зеленый горошек и другие бобовые, яблоки, апельсины, сухофрукты и орехи. Существует множество различных блюд, которые можно приготовить используя эти и другие продукты.


Лечебное голодание.

Современные диетологи утверждают, что краткосрочные разгрузочные периоды просто необходимы для нормального функционирования пищеварительной и выделительной системы. Это позволяет вывести из организма токсины, которые накапливаются там во время бесконтрольного потребления еды. Принципы поста вполне соответствуют этому аспекту правильного питания - в нем есть дни, в которые еда запрещена вовсе. С точки зрения медицины, такая встряска пойдет организму на пользу в любом случае.


Психологическая установка.

Религиозный пост в любой религии мира ставит на первый план прежде всего духовное очищение. С точки зрения современной психологии такая установка может принести гораздо больше пользы, чем точное следование правилам. Это значит, что сам отказ от обильного питания может значительно изменить жизнь человека за счет глубинного пересмотра пищевых привычек.


Потребность и необходимость.

И растительная и животная пища одновременно содержит в себе набор разных веществ, в которых мы испытываем потребность. Пост требует от постящегося отказа от «скоромных» продуктов: мяса, рыбы и масла. Однако пост не запрещает употреблять в пищу их аналоги - бобы, овощи и фрукты. Единственным не слишком полезным нюансом строгого соблюдения поста является отказ верующих от масла. Таким образом организм лишается необходимой энергии и жирных кислот для нормального функционирования организма. Постной альтернативой маслам являются орехи, содержащие большое количество жирных кислот.


Белковый пост.

Сегодня многие немного модифицируют традиционный пост, отказываясь только от мяса. В таком случае вам может помочь рыба самых разных сортов, а также морепродукты и морская капуста. В весенний пост такая диета будет особенно полезна, благодаря повышенному содержанию кальция, белка, минералов и витаминов. Если же вы поститесь по всем правилам, то стоит обратить внимание на бобы, фасоль, орехи, семечки, сою и горох.

В недавнем прошлом в советской атеистической и медицинской литературе пост критиковали как проявление опасного для здоровья религиозного фанатизма . В настоящее время наблюдается перекос в обратную сторону – постом именуют различные разгрузочные диеты, искусственные методы питания, голодание, вегетарианство и тому подобное. Дошло до того, что модные московские барышни заказывают на ланч «постный куриный бульончик». Однако оставим глупости заблуждающимся и обратимся к мнению врачей по поводу полезности и вреда постов .

Разграничение постного и скоромного стола , изолирование одних продуктов от других и недопущение их смешивания в дни поста в итоге приводит к упрощению всего рациона питания (что весьма близко к принципам раздельного питания ). Однако так ли уж необходимо для здоровья раздельное питание? Один из апологетов этого типа диет Герберт Шелтон предполагал , что разные виды пищи требуют для своего переваривания разные виды пищеварительных соков, кислой или щелочной среды. Поэтому если в желудке оказываются одновременно, например, белки, требующие для своего переваривания кислой среды, и углеводы, которым для этого необходима щелочная среда, то процесс переваривания пищи нарушается, так как кислые и щелочные ферменты нейтрализуют друг друга . Так, по Г. Шелтону, совершенно неприемлемы такие сочетания, как хлеб с мясом или молоком, пирожки с мясом, молочные каши, употребление за один прием пищи и разных видов белков: молока и яиц, рыбы и творога, а также белков и жиров. Молоко, сладкие ягоды и фрукты по мнению Шелтона вообще не сочетаются ни с какими продуктами.

В отличие от ученых начала XX века сегодня не только диетологам, но и широким слоям населения известно, что любая – и растительная, и животная пища – содержит одновременно белки, жиры и углеводы . В природе нет продуктов (если они не получены искусственным путем), состоящих только из белков, или только из углеводов, или только из жиров. Например, орехи содержат около 20% белков, более 20% жиров, остальное приходится на углеводы, клетчатку и другие вещества. Картофель содержит не только крахмал, но и белки. Любые зерновые достаточно богаты белками и крахмалом. В хлебе содержание белка достигает 10-13% и т.д.

Выдающемуся ученому Г. Шелтону в пору создания его системы питания не был известен химический состав большинства продуктов питания, а также и тот факт, что белки, жиры, различные виды углеводов перевариваются в своем, конкретном отделе кишечника . И там, где перевариваются белки, не перевариваются жиры и углеводы, и наоборот. Поэтому для переваривающих систем организма человека и животных совершенно безразлично, вместе или раздельно эти пищевые вещества поступают в кишечник. Все это было доказано позже классическими опытами замечательного русского ученого И.П. Павлова , полностью опровергнувшими предположения Г. Шелтона. Открытия эти, как известно, признаны во всем мире, стали классикой физиологии питания, а сам знаменитый физиолог И.П. Павлов был удостоен Нобелевской премии . И все же и в современном мире люди периодически хватаются за отжившие свое диеты и ложные принципы. Целесообразно ли осложнять свою жизнь диетой Шелтона и другими подобными системами вроде монодиет ? Наука в этом вопросе категорична: нет . Нет доказательств правильности высказанных Г. Шелтоном идей, хотя в отдельных случаях для больных людей, безусловно, что-то и может оказаться полезным.

Напомним, что человек в результате длительной эволюции приспособился к смешанному питанию как наиболее удовлетворяющему его потребности в разнообразных пищевых веществах. Если бы такой тип питания не был биологически оправдан, человек просто не выжил бы; многие биологические виды вымирали , когда вследствие изменения природных условий исчезала привычная для них пища . Человек же, питаясь смешанной пищей, приспосабливался к изменяющимся условиям, при этом постепенно увеличивалась продолжительность его жизни . Если хотя бы один тип нетрадиционного питания был так полезен человеку, как о нем пишут его авторы, он бы чрезвычайно быстро распространился среди людей без всяких на то особых рекомендаций. Пока же весь мир в течение многих тысячелетий питается смешанной пищей, что доказывает оптимальность именно такой системы питания для практически здоровых людей.

Однако вернемся к целесообразности поста и мнению ученых на этот счет. Так, ведущий сотрудник Института археологии РАН, доктор исторических наук Мария Добровольская считает, что «в целом, чередование постов с пирами , вероятно, благотворно для человеческого организма, устающего от однообрази я, будь то однообразие деятельности, мысли или пищи. Для нас – аборигенов относительно высоких широт, ежегодно переживающих значительные сезонные климатические изменения – свойственно прибавлять в весе в холодное время года и терять – в теплое. Способность прибавлять в весе в зимний сезон может быть связана не только с меньшей подвижностью, но и с общей перестройкой обменных процессов, призванных сохранить наше здоровье. Однако достаточно стабильные условия городской жизни делают эту «физиологическую заботу» излишней. Еще и поэтому в конце зимы нам полезно освободить свой организм от зимних излишков ».

Наталья Плетнева, кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник НИИ детской гастроэнтерологии так смотрит на вопрос целесообразности постов: «Сегодня многие стремятся держать пост. Но нельзя забывать, что весной оживает природа и усиливается работа всех выделительных систем организма - почек, печени, желчного пузыря, поэтому питание должно быть рационально. Когда человек интенсивно учится и работает, никаких строгих постов он соблюдать не должен. Пост противопоказан беременным женщинам и детям в возрасте до 14 лет. Конечно, если вы хотите, то вы можете ограничить потребление отдельных продуктов - исключить спиртное, мясо, молоко, ограничить яйца (не больше двух в неделю). Но питание в этот период должно оставаться разнообразным, богатым не только витаминами, но и белками, жирами, углеводами. Следует есть много рыбы, зерновые продукты - хлеб, каши, особенно гречневую, налегать на овощи, фрукты. Даже во время Великого поста можно готовить разнообразно и вкусно, скажем, испечь блинчики на гречневой муке. У постящегося не должно быть ярко выраженного чувства голода. Человек не должен испытывать никакого дискомфорта. Я не советую совсем отказываться от кисломолочных продуктов - стакан кефира на ночь необходим для нормальной работы сердечно-сосудистой системы и желудочно-кишечного тракта».

Однако даже среди врачей нет единства мнений по вопросу нужности и полезности постов для здоровья. Так, например, врач-реабилитолог, заведующий отделением реабилитации Украинского центра спортивной медицины Владимир Ничипорук, считает, что «постный рацион очищает организм . Во время поста организм и все его системы отдыхают от пищеварения и начинается интенсивное очищение от шлаков и токсинов. Из-за этого в первые дни поста у человека закономерно могут возникать слабость, тошнота, головокружения». Однако, предостерегает он, не следует пугаться, а напротив, пройдя хотя бы один раз весь период поста, необходимо в дальнейшем закрепить результат. «Для этого нужно по крайней мере раз в неделю делать разгрузочный день , питаться в который нужно той же постной пищей. Особенно это полезно тем, кому за 40 – у людей этого возраста уже снижается обмен веществ и появляются жировые отложения. А разгрузочные дни будут препятствовать этому», – убежден врач.

Другого мнения придерживается врач-диетолог, реабилитолог, президент ассоциации «Движение за здоровый образ жизни» Борис Скачко. Он считает, что посты себя уже изжили . «Постное питание неполноценно: оно не может обеспечить человека всеми необходимыми веществами, прежде всего – аминокислотами, – утверждает специалист. – Находясь на таком питании на протяжении всего Великого поста, человек рискует заполучить всевозможные расстройства обмена веществ , белковую дистрофию, дисбактериоз, половую слабость и даже усугубить атеросклероз, а значит, ударить по сердцу». Казалось бы, все должно быть наоборот, ведь мы ограничиваем поступление в организм мяса и жира – основных источников холестерина, который, в свою очередь, является главным виновником атеросклероза. Однако не все так просто, как объясняет Борис Скачко: если ограничивать холестерин, организм начинает синтезировать его сам, причем в «агрессивной» форме. Поэтому перенести Великий пост, по его мнению, может только абсолютно здоровый человек. А пожилым людям, а также тем, кто страдает любым расстройством в острой стадии (особенно людям с болезнями желудка), беременным, кормящим матерям, детям пост вообще противопоказан, уточняет врач.

«Вторая опасность поста заключается в том, что свежие тепличные овощи, которые нам предлагают в магазинах, весной часто таят в себе нитраты , – предостерегает Скачко. – В результате, желая разгрузить свой организм, люди отравляют его. Чтобы обезопасить себя, нужно тщательно проваривать овощи , а если что и есть сырым, то только овощи с грядки, которые хранились с прошлого года, – свеклу, морковь, картошку». Резюме специалиста такое: пользу пост может принести только в том случае, если он будет неполным. То есть можно отказаться от мясного, но оставить в рационе молочные продукты и яйца . Из них организм как раз может взять все необходимые аминокислоты, и негативных последствий не возникнет.

Еще одна опасность может подстерегать тех, кто в средней полосе придерживается пищевых ограничений в зимнее время : ученые предупреждают, что это может стать причиной частых простудных заболеваний . Оказалось, что снижение количества потребляемых калорий зимой на 40% серьезно ослабляет иммунитет и приводит к развитию различных заболеваний. Повторное исследование с участием группы добровольцев подтвердило эти результаты. Диеты зимой становятся причинами частых простудных заболеваний: простуды, ОРЗ, гриппа. В числе негативных факторов, ослабляющих иммунную систему человека, также оказались недостаток витаминов и снижение физической активности .

Что касается соблюдения поста детьми , то мало того, что практически все мировые религии освобождают малолетних от его соблюдения , так еще и в этом вопросе мнение церкви и врачей полностью совпадает. Так, в прошлом году в медицинском журнале Lancet была опубликована статья, демонстрирующая четкую связь между питанием в детстве и благополучием во взрослой жизни. В результате исследований нескольких групп детей в Гватемале, было установлено, что дети, в чей рацион питания входило достаточное количество белков, жиров и углеводов, в будущем зарабатывали на 46% больше, чем их «обездоленные» сверстники. Российские специалисты также категоричны. Так главный государственный санитарный врач России Геннадий Онищенко заявил, что детям, в отличие от взрослых, не следует придерживаться поста . «Я бы этого не рекомендовал, – заметил Онищенко в связи с Великим постом, – Он, кроме двух дней из 47, полностью исключает использование животного белка. Для детей это, конечно, неприемлемо». По его словам, отсутствие в рационе белка во время поста, то есть в течение почти полутора месяцев, останавливает рост детского организма . При этом Г.Онищенко подчеркнул, что для взрослого человека ограничивать себя в еде во время поста даже полезно.

С точки зрения врачей православных, оздоровительный эффект поста не является самоцелью, а своеобразным очищением самоисцеляющегося организма, действием благодати Божией по вере самого постника. Правильно соблюдаемый пост является психологическим средством для создания особого состояния физической природы человека, в первую очередь, ради его духовного обновления . Одновременно пост становится испытанием для верующих в стойкости при нападении искушений и соблазнов, в терпении и в смирении.

В Москве с 1995 г. действует Общество православных врачей . В него входят терапевты, хирурги, акушеры-гинекологи, невропатологи, психиатры – в общей сложности более 60 врачей разных специальностей. Кроме того, в работе общества активно участвуют врачи, ставшие священниками. Возглавляет Московское общество православных врачей Александр Викторович Недоступ – профессор, доктор медицинских наук, сопредседатель Церковно-общественного Совета по биомедицинской этике при Московской Патриархии. По его мнению, для православного врача очень важной представляется духовная сторона поста. Ведь православные признают, что природа человека представляет собой не только тело, но также и душу, и дух . Поэтому очень важно, подчеркивает он, чтобы во время поста человек соблюдал не только пост телесный, не только воздержание от пищи, но и воздержание от некоторых поступков духовной жизни – гнева, очень буйных развлечений. «Мы можем быть душевно вполне здоровыми, логически четко мыслить, знать высшую математику, контролировать эмоции, но при этом дух у нас будет очень поврежден. Все мы этим страдаем – маловерием, отсутствием любви , – то есть качествами, которые измеряются уже по иным критериям, чем логическое мышление».

Православные медики, говорит А.Недоступ, убеждены, что болезнь имеет происхождение не только чисто телесное, но и духовное, причем любая болезнь – и телесная, и душевная. Верующий человек понимает, что болезнь, как правило, – это следствие греха. Поэтому очищение души , одним из инструментов которого является пост, помогает исцелиться и тел у. Однако, предупреждает он, «в светской прессе делается упор на диетическое значение поста, доказывается, что это очень полезно – временно перейти на такую облегченную пищу, растительные продукты, что это типа разгрузки, от которой люди вдобавок еще и худеют. Это, конечно, очень утилитарное отношение к посту. Ведь пост – это не разгрузочная диета, а нравственное очищение ».

Он также призывает не забывать, что Церковь не настолько жестока и эгоистична, чтобы заставлять всех людей поститься по тем правилам, которые были разработаны в монастырях в средние века . «Эти правила поста очень тяжелы и трудны, поэтому Церковь снисходит к людям, когда им бывает трудно. Во-первых, для больных существуют многочисленные послабления , причем иногда до такой степени, что пост снимается совсем. Я однажды был свидетелем того, как одно высокое духовное лицо запретило поститься больной монахине, когда я сказал, что ей здоровье не позволяет поститься. А уж людям светским, которым это вдвойне трудно, безусловно, разрешаются послабления».

Конечно, с мнением православных врачей солидарны и служители церкви . Так, священник Михаил Зазвонов предостерегает: «Главная цель Великого поста не в том, чтобы лишить себя какой-то еды, а очистить сердце от грехов. В эти дни мы призываем людей задуматься, остановиться в этом безумном потоке повседневной жизни и проанализировать свое поведение, поступки, отношение к себе и другим людям. Христос говорил: «Возлюби ближнего», и важно в эти дни стяжать добродетель, любовь, милосердие. Мы призываем людей вспомнить о Боге, следовать за законами, о которых говорит Библия. Это должно помочь людям к светлому празднику Воскресения Христова очиститься духовно и приблизиться к Богу. Что касается того, как соблюдать пост больным людям, то важно помнить, что не постятся беременные и кормящие женщины. Люди, имеющиеся серьезные заболевания, также имеют право на послабления в еде».

О посте с медицинской точки зрения рассказал специалист по коррекции веса, доктор медицины (MD, MBA) Дрейцер Борис Залманович.

«АиФ»: - Можно ли назвать пост углеводной диетой?

Где взять витамины?

«АиФ»: - Каких веществ мы лишаемся в пост?

Б. Д. : - Любая - и растительная, и животная - пища содержит одновременно белки, жиры и углеводы, а также огромное количество витаминов и микроэлементов. Если питание будет разнообразным, богатым не только витаминами, но и белками, жирами, углеводами, то никакого дефицита не возникнет. Например, необходимый человеку витамин В12 содержится не только в говяжьей и телячьей печени, но и в кисломолочных продуктах, зелени, проросшей пшенице, а также в морепродуктах. Железо есть не только в мясе и рыбе, но во фруктах, овощах и крупах.

«АиФ»: - Можно ли эти вещества восполнить с помощью витаминов или добавок?

Б. Д. : - Если вы поститесь и понимаете, что именно этих элементов вам всё же не хватает, конечно, можно восполнить с помощью витаминов и добавок, но лучше с помощью натуральных продуктов.

Можно не всем

«АиФ»: - Кто не должен поститься с медицинской точки зрения?

Б. Д.: - Если вы решили исключить только мясо, то его легко можно заменить рыбой, особенно жирными сортами океанской рыбы. Рыба является почти полноценной заменой, только содержит несколько меньше железа, но зато достаточно кальция, белка, минералов и витаминов. Рацион нужно будет дополнить морепродуктами: морской капустой, кальмарами, креветками - и молочными продуктами: творогом, молоком, кефиром.

Если же решили поститься по полной программе и , то неплохими заменителями белка являются бобы, фасоль, орехи, семечки, семена подсолнуха и тыквы, соя и горох. Немного уступают по количеству белка крупы: гречиха, овёс, пшеница. Эти продукты необходимо есть в большем количестве, так как энергии в них сравнительно меньше.

Основная цель соблюдения поста - это духовное и физическое очищение с целью совладения со своими желаниями. Современный человек должен входить в пост мягко, стараться поститься только в течение первой и последней недель поста, отказавшись в остальное время хотя бы от молочного и мясного, в силу и так активного ритма жизни и высоких энергозатрат. Ведь пост совсем не является диетой; поститься с точки зрения верующего человека необходимо в первую очередь для души.

«Постный» рацион

Питание во время поста подразумевает исключение мяса и мясных продуктов (сала, колбасы, сосисок), молока и молочных продуктов (кефира, йогурта, ряженки, сливочного масла), сдобной выпечки, птицы, дичи, яиц, а также всех блюд, включающих в свой состав эти продукты.

Список продуктов, которые можно употреблять во время поста, включает любые фрукты и овощи, грибы и зелень, все мучные изделия за исключением сдобных, кукурузу и крупы, орехи и семечки, бобовые, миндаль, растительное масло, рыбу и икру, пряности и специи, морепродукты. Из сладкого разрешено употреблять мед и черный шоколад.

С точки зрения медицины, временное ограничение в некоторых продуктах несет в себе некоторую пользу:

1. В общем и целом, временное и разумное ограничение в некоторых пищевых продуктах способствует общему «обновлению» организма человека за счет перехода его на так называемое эндогенное питание. Оно представляет собой осуществление основных процессов жизнедеятельности не за счет веществ, поступающих извне, а за счет расхода и сжигания накопленных им резервов, а также шлаков обменного происхождения. В медицине на этом основан один из основных принципов лечения - лечебное голодание, которое назначает только врач.

2. Антиоксиданты, содержащиеся в значительном количестве в пище растительного происхождения, предотвращают старение организма на клеточном уровне.

3. Пост несет несомненную пользу при таких заболеваниях желудочно - кишечного тракта, как:

  • синдром раздраженного кишечника - заболевание, точная причина которого не установлена, однако к предрасполагающим факторам относят не только стресс, но и систему питания с недостаточным количеством клетчатки и избытком жирной, пряной пищи;
  • хронические запоры - клетчатка обладает «послабляющим » действием, улучшает эвакуаторно - моторную функцию ЖКТ, стимулируя перистальтику;
  • дискинезии желчных путей - улучшается дренажная функция желчного пузыря и нормализуется отток желчи;
  • язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки - еще российским ученым Певзнером полвека назад была разработана лечебная диета, включающая двенадцать лечебных столов. Стол №1 - диета, предназначенная для лечения язвы. Подразумевает под собой ограничение продуктов, раздражающих поверхность язвы и не дающих ей зарастать. Классический пример - исключение жирной, острой пищи. Ярким примером является ничтожно малое количество зарегистрированных в блокадном Ленинграде случаев язвы 12 - перстной кишки и желудка;
  • панкреатит - классическое лечение панкреатита подразумевает соблюдение 3- ех основных принципов: холода, голода и покоя. То есть, в этих случаях элементы поста будут только на пользу.

4. Несомненную пользу оказывает пост и мочевыделительной системе: продукты «утилизации» животных белков мочевина и мочевая кислота в большом количестве выводятся из организма. Это, в свою очередь, благоприятно влияет на работу суставов и позвоночника. Ведь ограничение поступления животного белка в организм - основной принцип, на котором базируется диета при подагре.

5. Конечно же, велика и психологическая польза поста. При правильном его соблюдении человек концентрируется на духовной стороне и очищении, при этом не ставит рацион во главу угла. Положительные эмоции, возникающие при этом, нормализуют и улучшают сон, являются своеобразной профилактикой возникновения заболеваний.

Однако существуют определенные группы людей, пост которым абсолютно противопоказан. К ним относятся:

1. Дети

Поститься детям крайне противопоказано.

Период интенсивного развития, как умственного, так и физического, требует непрерывного поступления в организм полного списка витаминов и микроэлементов, а это невозможно без полноценного питания. А содержащиеся в мясе незаменимые аминокислоты, которые невозможно получить из других продуктов, - лизин, триптофан, изолейцин, аргинин и гистидин, - необходимы для полноценной умственной работы не только ребенка, но и взрослого человека.

Особенно противопоказано поститься девочкам-подросткам. Их организму просто необходимо постоянное поступление витаминов группы В, С, микроэлементов, важнейшим из которых является железо. А, как известно, достаточное количество железа содержится только в мясе, в частности, в говядине; ни один из продуктов растительного происхождения не является полноценной заменой.

Кроме того, согласно статистике, при получении до беременности девушкой витаминов В2 и фолиевой кислоты, риск развития пороков нервной системы снижается в 2 раза.

2. Беременные женщины и кормящие матери

На сегодняшний день медициной доказан факт, что беременные не должны ограничивать себя ни в углеводах, ни в белках, ни в жирах, так как в первую очередь при таком питании страдает плод.

Церковью, в свою очередь, также предусмотрены послабления в диете, не только на рыбу и молочные продукты, но и на мясо. А все те же витамины и микроэлементы являются основными активными компонентами ферментов, которые необходимы растущему плоду в первую очередь в течение первого триместра беременности, когда формируется закладка основных органов и систем.

3. Люди с хроническими заболеваниями в стадии обострения

Неполноценное питание со снижением количества незаменимых аминокислот более чем на 40 процентов приводит к серьезному ослаблению иммунитета и еще большему усугублению стадии обострения.

Сюда можно отнести и категорию людей, длительно и часто болеющих: соблюдение поста может привести к более тяжелому течению банальных гриппа, простудных заболеваний, пневмонии и других инфекционных заболеваний.

4.Люди с заболеваниями сердечно - сосудистой системы (гипертония, ИБС)

Не стоит увлекаться в этом случае, так как неполноценное постное питание с недостаточным количеством незаменимых аминокислот может привести к развитию белковой дистрофии, дисбактериоза, усугубить течение атеросклероза, что «бьет» по сердцу.

Вроде бы, должно быть наоборот: за счет ограничения поступления в организм главных источников холестерина - мяса и жира, мы снижаем количество вредных липопротеинов в крови. Однако не все так просто - при ограничении холестерина организм синтезирует его сам, причем идет синтез «агрессивного» холестерина.

  • лица тяжелого физического труда;
  • лица с нервно - психическими расстройствами;
  • лица с легочным туберкулезом в острой стадии;
  • лица с базедовой болезнью в выраженной форме (с увеличением щитовидной железы, резким повышением обмена веществ, учащением пульса, пучеглазием);
  • люди со злокачественными опухолями;
  • люди со злокачественными заболеваниями крови;
  • лица с циррозом печени и/или почек;
  • лица в стадии глубокого истощения.

Если говорить насчет пожилых людей, то им пост не противопоказан. Единственное послабление для них - это включение в рацион молочных продуктов. Они богаты кальцием, который полезен в отношении профилактики развития остеопороза.

Что касается выхода из поста, то следует сказать, что организму очень сложно перестроиться в одночасье, поэтому переход к привычному режиму питания должен быть очень плавным.

Для понимания этих иносказательных слов Иисуса Христа необходимо вспомнить о понятии христианского аскетизма, – то есть, в переводе с греческого, упражнения, подготовления к борьбе. С развитием христианства аскетизм понимается как упражнение духа и тела на пути к спасению, навык управления волей и помыслами, религиозная и церковная самодисциплина. Мера аскетичности жизни человека всегда определялась словами Христа Спасителя: «Кто может вместить, да вместит» (). Так, перед совершением важных дел, накануне предстоящих испытаний и Сам Иисус Христос, и его ученики, и все православные христиане постились, готовясь к предстоящим подвигам.

Посты телесные, в том числе предусматривающие ограничения в потреблении определенных видов пищи, рассматриваются как один из видов аскетизма.

В атеистической литературе и в сознании многих людей пост зачастую трактуется всего лишь как выполнение временных запретов Православной Церкви, налагаемых на употребление некоторых видов продуктов; то есть, суть поста сводится к понятию банального «голодания». Это воззрение противоречит как терминологической, так и глубинной, метафизической сути христианского поста.

Ограничение в питании – это только одна, хотя и очень важная, сторона поста, формы воздействия которого на организм человека многообразны. Напомним, что пост предусматривает всестороннее воздержание: от житейских развлечений и увеселений, супружеских отношений, употребления спиртного, бурного проявления страстей и отрицательных эмоций. В течение постов и постных дней в Церкви не совершается таинство Браковенчания, а зачатие ребенка в постное время считалось великим грехом, последствия которого накладывали тяжкий отпечаток на будущее ребенка. В прошлом во время поста не работали театры, не подавали спиртное в трактирах, не давали балов и приемов.

Поучительны мысли святителя о о сущности поста: «Ошибается тот, кто считает, что пост – лишь в воздержании от пищи. Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления… Прекрасен пост, потому что грехи наши он подавляет, как сорную траву, а правду, как цвет, поднимает и растит. Если ты приступил к посту по желанию, то не будь мрачен, но радуйся: он очищает твою душу от яда… Молитвы совершаются со вниманием особенно во время поста, потому что тогда душа бывает легче, ничем не отягощается и не подавляется гибельным бременем удовольствия. Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных в темнице, пожалей измученных, утешь скорбящих и плачущих, будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, сострадателен, незлопамятен, благоговеен, истинен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой и в изобилии даровал плоды покаяния».

В этих мыслях Златоустого отца Церкви открывается высокая духовная значимость поста. Не углубляясь в богословский аспект рассматриваемого понятия, попробуем проанализировать медицинское значение поста как аскетического упражнения с точки зрения его целительного воздействия на организм человека. При этом ни на мгновение не забудем, что оздоровительный эффект поста есть не самоцель говеющего, но своеобразное очищение самоисцеляющегося организма действием благодати Божией, по вере самого постника.

Правильно соблюдаемый пост является психологическим средством для создания особого состояния физической природы человека в первую очередь ради его духовного обновления. Одновременно пост становится испытанием для верующих в стойкости при нападении искушений и соблазнов, в терпении и в смирении.

В «Основах Православия» подчеркнуто, что христиане постятся не потому, что Богу приятно, когда Его рабы не едят. Цель поста – овладение собой и победа над страстями плоти, освобождение себя от зависти миру сему, укрепление души против искушения и греха.

Хотя деление животных и продуктов, годных к употреблению в пищу, на «чистое» и «нечистое» существовало еще на заре Священной Библейской истории (животные, взятые Ноем в ковчег; пункты Синайского законодательства и т.д.), Иисус Христос перенес основной смысл подобного деления на новый уровень человеческой ответственности: «Слушайте и разумейте! Не то, что входит в уста, оскверняет человека; но то, что выходит из уст, оскверняет человека… Еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон? А исходящее из уст – из сердца исходит; сие оскверняет человека. Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления. Это оскверняет человека» ().

Апостол Петр в видении услышал предписание Господне, которое имело как образный, прообразовательный, так и вполне конкретный, буквальный смысл. На слова апостола: «Нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного и нечистого», – Господь ответил: «Что Бог очистил, того ты не почитай нечистым» (). В этом предписании состоит ответ на вопрос, почему в христианстве нет абсолютных и постоянных запретов на какие-либо отдельные пищевые продукты, кроме единственного условия: «Угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы» (). О запрете употребления в пищу крови говорится многократно в Божественном законе, данном Моисею на горе Синай: «Строго наблюдай, чтобы не есть крови, потому что кровь есть душа; не ешь души вместе с мясом» (; 23; 15: 23; ).

В подходе Православной Церкви к питанию прослеживается принцип разумной умеренности с отказом от крайностей: чревоугодия и небрежения о насыщении плоти ().

Древние источники донесли до нас благословения опытных духовников, церковных писателей и проповедников: «…потреблять пищу и питие, не причиняющие мятежа телесного и духовного»; «вина горячего не держати и не пити»; «обжорство с пиянством – наипачий грех». Святой подчеркивает: «Не пища зло, а чревоугодие». Эти простые слова найдут полное согласие любого здравомыслящего профессионального врача-диетолога, гастроэнтеролога, аллерголога.

В дальнейших размышлениях нам необходимо строго разграничивать такие понятия, как «пост» и «питание во время поста».

По пищевым предписаниям православные посты можно разделить на 5 категорий:

  • Строжайший пост: запрещена любая пища, допустима только вода (в аллергологии и медицине это соответствует понятию о полном голодании).
  • Пост с «сухоядением»: разрешена невареная растительная пища без употребления постного масла (в медицине это близко понятию о строго вегетарианском питании в форме сыроядения, но не равнозначно последнему, так как в дни такого поста вкушают хлеб).
  • Пост «с ядением сварения»: разрешено употребление растительной пищи, подвергнутой тепловой кулинарной обработке, но без постного масла (этот тип питания в медицине почти полностью соответствует строгому вегетарианству).
  • Пост «с ядением сварения с елеем» соответствует предыдущему, но допускается использование постного масла в натуральном виде и для приготовления пищи из растительных продуктов.
  • Пост «с ядением рыбы», когда растительная пища в любой кулинарной обработке дополняется рыбой и рыбными продуктами, а также постным маслом.
  • Кроме указанных предписаний, в церковном уставе о постах оговорены дни однократного принятия пищи

Рассмотренные пищевые предписания позволяют очертить круг продуктов, составляющих постную пищу. Это зерновые (хлеб, крупы), бобовые, овощи, фрукты, ягоды, грибы, съедобные дикорастущие растения, орехи, пряности, мед, растительные масла, рыба и рыбные продукты. К понятию «скоромная пища» относится мясо и мясные продукты, молоко и молочные продукты, животные жиры, яйца, а также содержащие их продукты (кондитерские изделия с добавлением молока или яиц.

Разграничение постного и скоромного стола, изолирование одних продуктов от других и недопущение их смешивания в дни поста в итоге приводит к упрощению всего рациона питания (что весьма близко к медицинским принципам раздельного питания).

В православном календаре около двухсот дней в течение года – постные; причем, в прошлом большинство населения соблюдало пищевые предписания в период поста. Отсюда – обилие в старинной кухне грибных и рыбных блюд, склонность к использованию различного растительного сырья: зерна (каша), бобовых, овощей (капуста, репа, редька, огурцы и др.), трав (крапива, сныть, лебеда и др.), лесных ягод. Множество забытых ныне блюд делали, например, из гороха: горох, битый, тертый, гороховый сыр (твердо сбитый мелкий горох с растительным маслом), лапша из гороховой муки, пироги с горохом и многое другое.

В качестве постных масел использовали конопляное, ореховое, маковое, оливковое, только в середине XIX века появилось подсолнечное. Вкусовое разнообразие постной пищи достигалось употреблением пряных овощей, пряностей, уксуса. В большом количестве ели лук, чеснок, хрен, укроп, петрушку. Уже с X – XI веков на Руси применяли анис, лавровый лист, черный перец, гвоздику, а с XVI века их дополнили имбирь, шафран, кардамон и другие пряности.

Иллюстрацией исполнения пищевых предписаний для разных категорий поста может служить «Столовая книга Патриарха Филарета Никитича» (Романова), написанная в 1632 году по ходу Великого поста.

В понедельник «у Великого Государя, Святейшего Филарета, Патриарха Московского и всея Руси кушанья не было вовсе и яствы не держано», – строжайший пост. Во вторник Патриарху подавали «в столовое кушанье капустку крошеную студеную», – пост с сухоядением.В среду на патриаршем столе были: взвар с пшеном сорочинским (рисом), шафраном и перцем, капуста, горох зобанец (очищенный горох), ядра миндальные, орехи грецкие, ягоды винные (инжир), хрен, гренки, «горшочек каши» с имбирем. В четверг, как и в понедельник, «кушанья не было вовсе и яствы не держано». В пятницу Патриарху подавали щи из квашеной капусты с луком и перцем, грибы, горох зобанец, лапшу гороховую, ядра миндальные, орехи грецкие, взвар медовый квасной с пшеном сорочинским, изюмом, шафраном и перцем, горшочек каши с имбирем, нарезанную ломтиками пареную репу с уксусом и хреном, ягоды винные, яблоки, – пост с употреблением вареной пищи, но без растительного масла. В субботу и воскресенье у Патриарха было 2 приема пищи. В праздник Благовещения, когда единожды в течение Великого поста разрешено вкушение рыбы, на обед подавалась икра паюсная, белуга и осетр сухие и пресносольные, кашку из стерляди, уху из карасей, пироги с рыбой и другую рыбную пищу, капусту, редьку, хрен, грибы, лапшу гороховую, горошек, орехи. Сходным был и ужин.

Таким образом, мы видим сочетание в течение седмицы Великого поста всех видов постного питания.

Но и в потреблении постной пищи должно соблюдать умеренность. Смягчение пищевых предписаний допускается для болящих, для занятых тяжелым физическим трудом и для тех, кто находится в пути. Пост также не распространяется на грудных детей. Святитель учит: «Кто принимает пищу и не может поститься, да подает обильную милостыню, да покажет непрестанную молитву, да имеет большую готовность к служению Слову Божьему. В этом не может ему препятствовать немощь тела. Да примирится с врагами своими; всякое злопамятство да отгонит от души своей».

В недавнем прошлом в советской атеистический и медицинской литературе пост критиковали как проявление опасного для здоровья религиозного фанатизма. В настоящее время именем христианского поста пытаются называть различные искусственные методы питания, голодание, разгрузочные диеты, вегетарианство и тому подобное. Бытует мнение, что православные посты имеют не только религиозно-обрядовое, но и диетическое значение. Это совершенно не верно! Прагматичная дието-профилактическая идея искусственно увязывается с духовной идеей поста как явления из области аскетики.

Так, сторонник нетрадиционного питания Г.Шаталова в своей книге «Формула здоровья и долголетия» (1992) рекомендует строгое соблюдение постов как разгрузочных дней, рассматривая пост как составную часть так называемого видового питания (вегетарианства с элементами сыроядения и разгрузочного питания. А врач Е.Рудова (1994) пишет: «В профилактике пост занимает центральное место, далеко опережая другие методы общественного оздоровления. Тот, кто постится, выигрывает дважды: сохраняет здоровье и экономит средства». Такой потребительский подход к посту просто игнорирует его основную суть и духовный смысл.

В 1992 году вышла книга Г.Малахова «Целительные силы», где он пишет: «Под постами подразумевается отказ от принятия любой пищи на определенный период времени. Употребление постной пищи во время поста есть нарушение этого понятия». Далее автор и вовсе начинает увязывать даты Великого поста с астрологией и «огненными знаками зодиака». Подобная мешанина из псевдонаучных рассуждений и грубых извращений сущности поста встречается, к сожалению, во многих книгах и статьях.

Как уже говорилось выше, количество постных дней в течение года превышает число дней скоромных. А поскольку большая часть постных дней допускает к употреблению только растительную пищу, то становится понятно, почему в старину русские, белорусы и украинцы не считали мясо основой своего рациона, в отличие от наших современников, оценивающих качество питания по мере доступности и ассортимента мясных и колбасных продуктов с их пищевыми добавками, консервантами, красителями и тому подобной химией.

В целом для здоровых трудоспособных людей оптимальным является именно смешанное питание с широким использованием свежих овощей, плодов и различных вегетарианских блюд, а также с весьма умеренным потреблением мясомолочных продуктов. Строгое соблюдение постов никоим образом не может повредить здоровью человека, и это подтверждается многовековым опытом миллионов православных христиан.

Перейдем к медико-биологической оценке системы постного питания с позиций аллергологии.

В православном календаре дни строжайшего поста, когда не вкушается никакая пища, кроме воды, редки. Но их медико-биологическое значение для организма человека весьма благоприятно. По последним данным, именно одно- двухдневное воздержание от пищи становится своеобразным положительным стрессом, вследствие которого мобилизуются защитные силы организма, включаются его адаптационные и компенсаторные резервы. В результате активируются иммунная и эндокринная система, особенно деятельность надпочечников; вырабатываются собственные глюкокортикостероидные гормоны, подавляется аллергическое воспаление, усиливается регенерация тканей. Таким образом, при разгрузочно-диетическая терапия имеет место не «отдых» или «очищение» организма, а, скорее, его «встряска». В аллергологии кратковременное воздержание от пищи применяют при всех видах аллергических заболеваний.

При этом православный строжайший пост не имеет никакого отношения к системе голодания по П.Брэггу, Г.Шелтону или йоге. Всякое совпадение здесь может обнаружиться исключительно на терминологическом уровне, потому что ни мотивация, ни цели, ни приоритеты соблюдения поста и «чуда голодания» не имеют ничего общего. Каких только методик так называемых «входа в голод и выхода из голода» сейчас не предлагается! Но верующие люди проводят дни строжайшего поста без каких-либо подготовительных приемов, а по их завершении так же просто переходят к обыкновенной пище. При многодневных постах, включающих дни строжайшего поста, за такими днями обычно следует день поста с сыроядением (например, первая, Крестопоклонная и Страстная седмицы Великого поста).

Для большинства постных дней, установленных Православной Церковью, характерен «с ядением сварения с елеем» и пост «с ядением сварения», то есть вегетарианское и строго вегетарианское питание. Однако, во-первых, вне постных дней не запрещено есть мясо-молочные и иные продуктов животного происхождения. Кроме того, в течение постов существует немало дней, когда разрешается вкушение рыбы и рыбных продуктов. Таким образом, вегетарианское питание в практике православного поста не является постоянным, а только временным и прерывистым, что в свою очередь становится прообразом сбалансированного и гипоаллергенного питания.

Православное население славяно-русских республик редко страдало железодефицитной анемией, остеопорозом и другими заболеваниями, которые могут развиться у тех, кто совершенно исключает из рациона своего питания мясо и мясопродукты. Для пищевых рационов строгих вегетарианцев характерен недостаток полноценных белков и соответственно незаменимых аминокислот, витаминов B2, B12 и D , хотя содержание Ca, Fe, Cu, Zn количественно может быть достаточным, но усвояемость этих веществ из растительной пищи низкая. Однако эти же вещества прекрасно усваиваются с рыбой.

Рыба обладает высокой пищевой ценностью и по ряду показателей превосходит мясо животных. Это важный источник полноценного белка со сбалансированным составом незаменимых аминокислот. Метионина – аминокислоты, играющей большую роль в регуляции жирового обмена в печени, в рыбе больше, чем в твороге, – признанном источнике метионина. Сравнительно с мясом животных в рыбе почти в 5 раз меньше соединительной ткани. В этом причина того, что рыба быстрее, чем мясо, варится, жарится и легче переваривается в пищеварительном тракте. Белок рыбы усваивается лучше, чем мясной: в среднем на 95 % против 88 %. Содержание витамиов группы В в рыбе такое же или несколько меньше, чем в мясе животных, а витаминов А и D больше, особенно в печени рыб. В рыбе содержатся разнообразные минеральные вещества. Особенно богата рыба йодом, F1, Zn и другими микроэлементами. Особого внимания заслуживают рыбные жиры, которые в отличие от жиров животных легче перевариваются и обладают особой биологической ценностью, так как содержат специфические полиненасыщенные жирные кислоты (ПНЖК), которым придают большое значение в диетологии, аллергологии, диетопрофилактике атеросклероза и ишемической болезни сердца.

В жирах рыб содержатся такие ПНЖК, которых нет в подсолнечном, кукурузном и других широко употребляемых растительных маслах. ПНЖК рыб нормализуют некоторые стороны жирового обмена при атеросклерозе; положительно влияют на свертывающую и противосвертывающую системы крови, что важно в диетотерапии ишемической болезни сердца и атеросклероза сосудов головного мозга; способствуют снижению атопического дерматита при гипертонической болезни, нормализуют гормональных фон. Биологически активными ПНЖК богаты сельдь, скумбрия, ставрида, сардина, нототения, мойва, тунец, лосось, печень тресковых.

По пищевым предписаниям Церкви рыба и растительные масла относятся к постной пище. В медикобиологическом аспекте такое сочетание продуктов способствует сбалансированности разных ПНЖК в пище. Учение о сбалансированном питании сохраняет свое значение и в настоящее время., но некоторые его положения в последние годы подвергнуты пересмотру и уточнению. Это относится прежде всего к вытекающему из теории сбалансированного питания представлению об «идеальной пище», которая наиболее полно возмещает используемые организмом пищевые вещества и расход энергии. Признано, что постоянное питание «идеальной пищей» способствует метаболической гиподинамии – своеобразному снижению активности систем, обеспечивающих обмен веществ. Это явление можно условно сравнить с мышечной гиподинамией, связанной с низкой физической активностью и ведущей к детренированности мышц.

По мнению академика А.М. Уголева (1991), идеально сбалансированное питание создает такие комфортные условия для обмена веществ, которые не являются эволюционно подготовленной основой для оптимальной жизнедеятельности человека. В пределах коротких периодов времени (недель) отступления от сбалансированного «идеального питания» могут быть не только физиологичны, но и необходимы для поддержания высокого уровня активности органов и систем, обеспечивающих усвоение пищи. При этом правило равенства расхода и поступления пищевых веществ сохраняют свое значение для длительных периодов времени, что предупреждает возникновение болезней недостаточного и избыточного питания. Таким образом, с одной стороны, соблюдение пищевых предписаний постов вызывает отклонение от сбалансированного питания, а с другой, – для многих людей (например, больных крапивницей) эти отклонения не только не наносят ущерба здоровью, но являются целесообразными с учетом современных взглядов на значение периодической разбалансировки питания.

Научный сотрудник Института питания РАМН М.М. Гуревич (1990) пишет, что «посты грамотно готовили весь организм к смене времени года: Великий пост готовил его к лету, к переходу на новые продукты. Успенский пост – переход к осени, Рождественский – к зиме».

Согласно последним исследованиям Национальной академии питания США и, в частности, Аризонского центра питания и пищевой аллергии под руководством профессора Уильяма Джонсона, единственной рациональной системой питания на сегодняшний день признано именно система перемежающегося приема мясной и вегетарианской пищи, поскольку таким образом и пищеварительная, и иммунная системы человеческого организма получают естественную тренировку и комплексное оздоровительное воздействие. Но, в таком случае, можем ли мы назвать какую-нибудь иную более совершенную систему такого питания, чем постовые предписания Православной Церкви, вырабатывавшиеся в течение тысячелетий по Божественному откровению и апробированные миллионами христиан во все времена по всей земле? Воистину знаменательны слова Боговидца Моисея, запечатленные в книге Второзаконие: «заповедь сия, которую я заповедую тебе сегодня, не недоступна для тебя и не далека. Она не на небе, чтобы можно было говорить: «кто взошел бы для нас на небо, и принес бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее?». и не за морем она, чтобы можно было говорить: «кто сходил бы для нас за море, и принес бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее?» но весьма близко к тебе слово сие; оно в устах твоих и в сердце твоем, чтобы исполнять его» ().

Пищевые предписания во время поста напоминают гипоаллергенную диету. Учитывая, что большинство дней в году – постные, то и система православного постного питания в целом носит гипоаллергенный характер. По статистике аллергическая заболеваемость была в России крайне низкой. Согласно данным первого русского аллерголога В.П.Силича (1868 год) заболевание рецидивирующей крапивницей и атопическим дерматитом – казуистика; бронхиальная астма – 2-3 случая на 100 000 населения; полиноз – 2-4 случая на 100 000 населения, экссудативно-катаральный диатез – казуистика у детей. В настоящее время только лишь в Минске насчитывается около 50 000 случаев бронхиальной астмы.

По наблюдениям, из 200 моих пациентов, страдающих бронхиальной астмой всех форм, только 15 являются православными христианами. И у всех них во время постов наблюдается уменьшение количества приступов, нет четко очерченных приступов. Приведу очень знаменательный пример: практически все специалисты-аллергологи единодушно опасались ухудшающего влияния дыма, возникающего от сгорания ладана во время каждения в церкви, на больных бронхиальной астмой. Но тщательнейшие наблюдения показали, что приступов удушья в этих случаях не бывало никогда! Более того: для больных всегда наступало облегчение их состояния. Также и среди православных подростков, страдающих атопическим дерматитом, ухудшение состояния в дни поста не наблюдается.

(function (d, w, c) { (w[c] = w[c] || ).push(function() { try { w.yaCounter5565880 = new Ya.Metrika({ id:5565880, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true, webvisor:true, trackHash:true }); } catch(e) { } }); var n = d.getElementsByTagName("script"), s = d.createElement("script"), f = function () { n.parentNode.insertBefore(s, n); }; s.type = "text/javascript"; s.async = true; s.src = "https://cdn.jsdelivr.net/npm/yandex-metrica-watch/watch.js"; if (w.opera == "") { d.addEventListener("DOMContentLoaded", f, false); } else { f(); } })(document, window, "yandex_metrika_callbacks");