Меню
Бесплатно
Главная  /  Чесотка  /  Как заменить придаточное предложение причастным оборотом. Замена придаточной части сложноподчинённого предложения на обособленное определение, выраженное причастным оборотом. Ошибки в построении сложноподчиненных предложений

Как заменить придаточное предложение причастным оборотом. Замена придаточной части сложноподчинённого предложения на обособленное определение, выраженное причастным оборотом. Ошибки в построении сложноподчиненных предложений

Замена придаточной части сложноподчинённого предложения на обособленное определение, выраженное причастным оборотом

Компоненты формулировки:


  • Сложноподчиненное предложение состоит из нескольких частей. Важно понимать границу между ними. От главного к придаточному можно поставить вопрос. Поскольку в задании А6 используются придаточные-определительные, то чаще всего они присоединяются словом который в одной из форм. Важно понимать, к чему это слово относится.

  • Обособленное определение. Определение - это то, что вы подчеркиваете волнистой линией (хотите более научное объяснение - сами смотрите в учебнике). Обособленное - значит выделенное запятыми.

  • ^ Причастный оборот - это причастие с зависимыми словами: "низко пролетевший над бруствером" .
Механизм выполнения задания:

С каждым предложением нужно сделать именно то, что просят в задании. Как? Очень просто.

1)Определить границы частей сложного предложения.

2)Найти союзное слово (обычно "который" ) в начале придаточной части и определить, к чему оно относится и выступает ли оно в роли подлежащего.

3)Попытаться заменить придаточное причастным оборотом: союзное слово нужно отбросить, а глагол заменить причастием и согласовать с ним все зависимые слова.

Разбор примера

1) 1 Французские слова и выражения , 2 которые проникают в русский язык, 1 называют галлицизмами.

Главное разбито на две части. 2-я часть - придаточное: "которые проникают в русский язык" . Слово "которые" относится к объекту в главной части ("французские слова и выражения" ). Поэтому трансформация возможна. Измененное предложение звучит так: "Французские слова и выражения, проникающие в русский язык , называют галлицизмами" . В этом предложении только одна часть. Фрагмент "проникающие в русский язык" - это и есть обособленное определение, отвечающее на вопрос "какие?".

2) 1 Окружающая среда , 2 в которой существуют живые организмы, 1 постоянно меняется.

Опять же придаточное-определительное вставлено внутрь главного. Здесь замена невозможна! Почему? Смотрите "совет №1", он же ключ к заданию. Во второй части свой объект ("организмы" ) - не тот, что в главном предложении ("окружающая среда" ). Как не верти, ничего не получится. "Окружающая среда, существующая..." Не получается. Ведь "существует" не среда, а организмы. Это и есть вариант, который надо записать в ответ (зачеркиваем в бланке вторую клеточку).

^ НЕЛЬЗЯ переделать:


  • Если сказуемое в придаточном выражено глаголом в будущем времени . Причина: не может быть причастия будущего времени. Пример: "Брокер, который первым почувствует смену тренда..."

  • Если придаточная часть содержит безличную конструкцию . Пример: "Вот правила, которые необходимо помнить ".

  • Если союзное слово стоит в В. падеже с предлогом или в Р., Д., Т., П. падеже (с предлогом или без) . Пример: "Картина, за которой охотилась полиция, наконец всплыла на черном рынке".(нельзя сказать: Картина, охотившаяся полиция,…) При этом надо иметь в виду, что если союзное слово использовано в Р.П при глаголе с отрицанием, то замена возможна! Однако такие предложения встречаются в современном языке крайне редко. Пример: "Клад, котор ого (Р.П.) так и не нашли пираты, преспокойно лежал под развесистой секвойей" > "Клад, так и не найденный пиратами..."

  • Если в главной части есть указательное местоимение (напр., "тот", "те" и т.д.) + существительное, связанное с союзным словом ("который"): "Он увидел на столе тот самый конверт , который был доставлен накануне" (стилистически неверно будет сказать "тот самый конверт, доставленный накануне").

  • Если после сказуемого в придаточной части следует частица бы . Пример: "Среди моряков не было ни одного, который согласился бы снова выйти в море в такую погоду".
Исправьте предложения. Объясните ошибки.

1. Он говорил о порядках, господствующих здесь до революции.
2. Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений.
3. Писатель рассказал об изменениях в книге, готовящейся им к переизданию.
4. В ближайшее время будет показана новая постановка, создающаяся силами членов драматического кружка.
5. Наша регулярно выпускающаяся стенгазета сообщает интересные сведения о жизни школьного коллектива.
6. Смельчаки, попытающиеся совершить восхождение на вершину этой горы в зимних условиях, поплатятся жизнью.
7. Ученики, напишущие слабо домашнее сочинение, должны будут его переделать.
8. Каждый студент, пожелавший бы участвовать в работе научного кружка, должен подать заявление в деканат.
9. Прочитанная лекция для учеников о мирном использовании атомной энергии вызвала большой интерес.
10. Через несколько дней после ссоры Дубровский поймал крестьян Троекурова в своих лесах, кравших дрова.

Замените придаточные определительные предложения причастными оборотами; если этого нельзя сделать, укажите причину невозможности замены.

1. Челкаш был доволен своей удачей, собой и этим парнем, который им был так сильно напуган и превратился в его раба.
2. Грушницкий из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы.
3. Автору пришлось присутствовать при сцене у помещика Пеночкина, которая надолго останется у него в памяти.
4. В крайнем доме, которым кончается деревня, горел еще свет.
5. Мы проезжали по равнине, которая была выжжена солнцем и покрыта пылью.
6. Грибоедов в комедии «Горе от ума» затронул ту же тему, которую потом стали разрабатывать другие писатели-классики.
7. Среди книг не было ни одной, которая не заинтересовала бы меня.
8. Метелица посмотрел и вдруг признал в черноголовом парнишке того самого пастушонка, которому он оставил вчера свою лошадь.
9. Илья входил на двор с важным видом человека, который хорошо поработал.

Подсказка 1

1. Ошибка в употреблении времени причастия.
2. Формы причастий на -ся следует, где это возможно, заменять страдательными формами: вместо «сын, воспитывающийся отцом» сын, воспитываемый отцом. Иногда такая замена необходима потому, что частица -ся имеет различные значения, в том числе возвратное и страдательное, которые могут смешиваться; например, вместо «коровы, отправляющиеся на убой» нужно...отправляемые на убой.
3. Ошибочны формы причастий на -ший от глаголов совершенного вида (со значением будущего времени), поскольку такой формы причастия не существует («сделающий», «вздумающий» и т. п.).
4. Неправильны формы причастий с частицей бы, поскольку глаголы в сослагательном наклонении причастий не образуют («выступление, вызвавшее бы возражения» и т п.).
5 Причастный оборот должен полностью стоять или после определяемого существительного (книга, лежащая на столе), или перед ним (лежащая на столе книга), но не должен разрываться определяемым словом («лежащая книга на столе»).
6. Неправильный порядок слов в предложении с обособленный причастным оборотом.
7. Замена невозможна, потому что в главном предложении имеется соотносительное слово (форма указательного местоимения то).
8. Замена невозможна, потому что сказуемое придаточного предложения выражено глаголом в форме будущего времени.
9. Замена невозможна, если союзное слово который стоит в творительном или дательном падеже (замена возможна, если слово который стоит в именительном или винительном падеже без предлога).
10. Замена невозможна, потому что сказуемое придаточного предложения выражено глаголом в форме сослагательного наклонения.

Исправьте предложения, объясните ошибки.

1. В соревнованиях по шахматам молодой мастер, встречаясь с гроссмейстером, одержал блестящую победу.
2. Употребление этих выражений и оборотов может быть показано на наглядных примерах, взяв в качестве иллюстраций образцы художественной литературы.
3. Все изложение в книге сделано предельно коротко, учитывая бюджет времени студента.
4. От науки требуются такие советы, применив которые получилась бы польза в практической работе.
5. Прочитав вторично работу, мне думается, что основные мысли выражены в ней правильно.
6. Подъезжая к реке, мы остановили лошадей, быстро соскочили на землю и, наскоро раздевшись, бросились в воду.
7. Пользуясь логарифмической линейкой, расчет производится быстро и легко.
8. Получив тяжелую рану, солдат был спасен своими товарищами.
9. Наскоро одевшись и умывшись, мальчик побежал в школу, но, зацепившись за что-то и споткнувшись, упал.

Замените придаточные предложения деепричастными оборотами и наоборот; если этого сделать нельзя, укажите причину невозможности замены.

1. Так как Горький хорошо знал жизнь и быт босяков, он мог ярко изобразить их в своих произведениях.
2. Когда мы вернулись домой, уже стемнело.
3. Евгений Онегин произвел на Татьяну сильное впечатление, так как резко выделялся среди окрестных помещиков.
4. После того как ученики закончили проверку диктанта, преподаватель взял у них тетради.
5. Когда Плюшкин развязывал всякие связки, он попотчевал гостя такой пылью, что тот чихнул.
6. Старик перевозчик дремал, наклонясь над веслами.
7. Каштанка, не вынося музыки, беспокойно задвигалась на стуле и завыла.
8. Мимо Каштанки, толкая ее ногами, безостановочно взад и вперед проходили заказчики.
9. Не восстановив своего здоровья, он не сможет серьезно заниматься.
10. Отпустив генералов, Кутузов долго сидел, облокотившись на стол.

Подсказка 2

1. Ошибка в употреблении вида деепричастия.
2. Деепричастный оборот не может быть употреблен, если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам; например: «Возвращаясь домой, меня застиг дождь».
3. Деепричастный оборот не может быть употреблен в безличном предложении, имеющем логическое подлежащее, например: «Подходя к лесу, мне стало холодно».
4. Деепричастный оборот не может быть употреблен, если предложение выражено страдательной конструкцией, потому что производитель действия, выраженного сказуемым, и производитель действия, выраженного деепричастием, не совпадают, например: «Поднявшись вверх по Волге, баржа будет выгружена на причалах Нижнего Новгорода».
5. Нагромождение деепричастий, создающее неблагозвучие.
6. Замена невозможна, потому что главное предложение безличное.
7. Замена невозможна, потому что в главном и в придаточном предложениях разные подлежащие.
8. Замена невозможна, потому что деепричастие указывает на образ действия.

Связаны с заменой придаточного определительного причастным оборотом.

Предложения с причастным оборотом (примеры):

  • Я увидела кота, лакающего молоко из миски.
  • На улице шел дождь, сопровождающийся раскатами грома.
  • На дереве сидела ворона, громко каркающая куда-то в сторону.
  • В небо поднимался самолет, улетающий в другую страну.
  • На сцене находился мужчина, исполняющий веселую песню.
  • Он слушал музыку, доносящуюся из радиоприемника.
  • Снаружи моросил дождь, сопровождающийся небольшими раскатами грома.

Замена в предложении определительного придаточного причастным оборотом возможна благодаря тому, что они выполняют примерно одинаковые функции:

  • отвечают на один вопрос какой?
  • указывают на признак определяемого слова (существительного или местоимения, к которому относятся):

НЕЛЬЗЯ

заменить придаточное определительное причастным оборотом, если:

1) те придаточные, в которых союзное слово КОТОРЫЙ употреблено с различными предлогами (в котором, при котором, с которым и т.д.) или перед ним стоит какое-либо существительное не в именительном падеже

“Идиот” – роман, в котором творческие принципы Достоевского воплощаются в полной мере, а удивительное владение сюжетом достигает подлинного расцвета.

Ловушка!

В некоторых вариантах союзное слово КОТОРЫЙ может быть употреблено без предлогов.

2) если в придаточном уже есть подлежащее и слово КОТОРЫЙ стоит не в именительном падеже:

В лесу я увидел маленького желтого олененка, которого сопровождала мать-олениха .

3) если в главной части есть указательное местоимение (то, та, те, тот и др.) или в придаточном есть деепричастный оборот , который нельзя опускать.

При воспоминании об Аделине Патти я переживаю вновь то состояние, которое испытал, слушая её колоратуру .

4) если в предложении вместо слова КОТОРЫЙ встречаются союзные слова ГДЕ, КУДА, ОТКУДА, КОГДА:

Невдалеке от дома, где жил писатель, рос высокий тополь (= Невдалеке от дома, в котором жил писатель, рос высокий тополь).

Подсказка. Если в предложенных ответах встречается подобное предложение, вы смело его вычеркиваете.

Ловушка!

Иногда в задании А26 в предложении в качестве союзных слов могут выступать КТО, ЧТО, КАКОЙ, ЧЕЙ. Их легко можно заменить относительным местоимением КОТОРЫЙ в соответствующем падеже.

Алгоритм действий.

1) В каждом предложении находим союзное слово который .

2) Ищем вариант, где перед словом который стоит предлог, или в качестве союзных слов используется где, когда, куда, откуда , или в придаточном уже есть подлежащее.

Разбор задания.

В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) Туманные полосы, в которых тонули луга и пашни, начали понемногу алеть и расходиться.

2) Дул ветерок, что был насыщен запахами полыни и пшеничной соломы, и раскачивал на меже высокие репейники.

3) Письмо, которое теперь лежало на столе, меня очень напугало.

4) Разведчики тихо вышли на берег, который был покрыт высокой и густой травой, и быстро перебрались на противоположную сторону реки

Из всех вариантов подходит только вариант №1, так как перед словом который стоит предлог. Проверяем остальные варианты. Вариант №2 – ветерок, насыщенный … Вариант №3 – письмо, лежащее … Вариант №4 – на берег, покрытый … Во всех остальных придаточное определительное легко заменяется на причастный оборот.

Таким образом , правильный ответ – вариант №1.

Если что-то непонятно, этих материалов вам недостаточно, или нужно лучше понять, что такое причастие, посмотрите видео .

Потренируйся.

1. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Усадьба стоит у самой кромки холма, который покрыт живописной вековой дубравой.

2) Это село возникло в более поздний период рядом с остатками древнего города, название которого село закрепило за собой.

3) В конце Х1Х века имение приобрел курский купец первой гильдии Георгий Александрович Новосильцев, который был последним владельцем Лебяжьего.

4) Учебно-игрушечная мастерская в Сергиевом Посаде, которую организовало Московское земство в 1891 году, во многом обязана своим существованием С.Т.Морозову.

2. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) В 1880-е годы Репин создал ряд картин, которые были посвящены злободневной теме – судьбе революционера-народника.

2) Стекло двери, которая ведет на веранду, усеяно дождевыми каплями.

3) На выставке «Союза молодежи», которая открылась в ноябре 1913 года в Петербурге, Малевич объединил свои работы в две группы: «Заумный реализм» и «Кубофутуристический реализм».

4) Основа реалистического творчества Достоевского – мир человеческих страданий, в изображении которых он не знает себе равных.

3. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

2) Уникальным явлением в жанре эссе стал роман А.И.Герцена «Былое и думы», который был назван «эссеистическим романом, эпопеей, энциклопедией эссеизма».

3) Цель реферата – передать основную, существенную, новую информацию, которая содержится в реферируемом документе.

4) В наше время непрерывно растет объем информации, которая передается по глобальным линиям магистральной связи.

I.Причастный оборот близок по значению к определительному придаточному предложению.

На­пример:

Счастлив путешественник, попавший в нетрону­тые края (С.-М.). - Счастлив путешественник, который попал в нетронутые края

Таким образом, придаточ­ное определительное предложение и причастный оборот являются синонимическими, параллельными конструк­циями.

Разница между ними состоит в следующем:

а) причастный оборот, как и причастие, свойствен книжным стилям, а придаточное определительное - стилистически нейтрально;

б) причастный оборот обладает большей сжатостью и краткостью (см. приведенный выше пример);

в) причастный оборот может стоять и до, и после определяемого существительного. Например, вполне возможно: На заросшем молодым ельником берегу лежит поваленная береза (С.-М.) и На берегу, зарос­шем молодым ельником, лежит поваленная береза.

Причастный оборот нередко помогает избежать не­желательного повторения слова который или двусмыс­ленности, двузначности придаточного предложения.

На­пример:

Лесная сторожка, в которую мы часто заходим, находится недалеко от шоссе, которое ведет в город. - Лесная сторожка, в которую мы часто заходим, нахо­дится недалеко от шоссе, ведущего в город;

Дом отдыха стоял на берегу залива, который был покрыт мелкой галькой. - Дом отдыха стоял на покрытом мелкой галь­кой берегу залива

Следует учитывать, что придаточное предложение именно как предложение, имеющее свою грамматиче­скую основу, может передавать более разнообразные значения сравнительно с причастным оборотом; по­этому не всегда придаточное определительное предло­жение можно заменить причастным оборотом. Так, нельзя произвести замену причастным оборотом при­даточного определительного, сказуемое которого выра­жено формой будущего времени глагола или формой сослагательного (условного) наклонения.

Например:

Мы хотим пойти на публичную лекцию, которая состоит­ся в Доме культуры (замена невозможна, так как в рус­ском языке нет причастия будущего времени «состоящийся»);

Необходимы опытные специалисты, которые бы изучили эту проблему (замена невозможна, так как причастие не образует форм сослагательного наклоне­ния «изучившие бы»)

Не могут быть заменены причастным оборотом при­даточные предложения, если в них слово который стоит в любом падеже, кроме именительного падежа и вини­тельного без предлога.

Например:

Пешеходный туннель, который соединяет противоположные части улицы. - Туннель, соединяющий ...;

Войти в туннель, который соединяет ... . - Войти в туннель, соединяющий ... . Но невозможно перестроить: Туннель, по которому шли пе­шеходы; Туннель, в который вошли пешеходы

Примечание :

Сказанное о причастных оборотах относится и к распространенным обособленным определениям, выраженным прилагательными с зависимыми словами. Такие распространенные определения могут выступать как синонимические конструкции к соот­ветствующим придаточным определительным предложениям.

Напри­мер:

розовые от заката. - На небе замерли легкие облака, которые были розовыми от заката

II. Деепричастный оборот синонимичен неко­торым придаточным предложениям: времени, причины, условия, уступки, сравнительным (образа действия).

Например:

Услышав выстрел, Касьян быстро закрыл глаза рукой (Т.). - Когда Касьян услышал выстрел, он быстро закрыл глаза рукой (или: Как только Касьян услышал выстрел, он быстро закрыл глаза рукой; Едва Касьян услышал выстрел, он ...);

Я несколько раз про­сыпался ночью, боясь проспать утро (Л. Т.). - Я не­сколько раз просыпался ночью, потому что (так как, оттого что) боялся проспать утро

Как и причастный оборот, деепричастный оборот свойствен книжным стилям. По сравнению с парал­лельными придаточными предложениями он отличается большей краткостью и выразительностью. Однако при­даточные предложения, благодаря наличию различных союзов, более четко передают оттенки значений, харак­теризующие каждый тип таких предложений. Помимо приведенных выше примеров, ср. еще: Взявшись за де­ло, доведи его до конца. - Если (раз, когда, коли, еже­ли) взялся за дело, доведи его до конца.

Замена придаточного предложения деепричастным оборотом возможна тогда, когда главное и придаточ­ное относятся по смыслу к одному подлежащему.

На­пример:

Когда мы обсудили положение, то решили про­должать путь без проводников. - Обсудив положение, мы решили продолжать путь без проводников.

Однако невозможна замена в таком, например, предложении: Когда мы вышли на берег, солнце было уже низко над горизонтом (Арс.) (в главном и придаточном предло­жениях подлежащие разные)

Невозможна, естественно, замена придаточного предложения деепричастным оборотом и тогда, когда от данного глагола деепричастие не образуется.

Напри­мер:

Когда он пишет доклад, то очень тщательно вы­веряет все факты (замена невозможна, так как в совре­менном языке деепричастие пиша не употребляет­ся)

Ошибки в построении сложноподчиненных предложений.

При употреблении сложноподчиненных предложе­ний весьма распространенными являются следующие ошибки:

1. Придаточное определительное предложение со словом который бывает оторвано от определяемого существительного, что затрудняет верное восприятие смысла.

Например:

Ряд отрицательных явлений общест­венной жизни можно встретить еще и в наши дни, про­тив которых были направлены сатирические произведе­ния поэта. Это предложение можно исправить так: Еще и в наши дни можно встретить ряд отрицательных явле­ний в общественной жизни, против которых были на­правлены сатирические произведения поэта.

2. Неправильно совмещаются конструкции простого и сложного предложений.

Например:

Пьеса разобла­чает «темное царство» и как Дикие и Кабанихи жестоко
относятся к зависимым от них людям
(неправомерно соединены дополнение и придаточное предложение). Предложение можно исправить, например, так: Пьеса
разоблачает «темное царство», показывает, как жестоко Дикие и Кабанихи относятся к зависимым от них людям

3. Неправильно объединяются на правах однород­ных конструкций причастный оборот и придаточное определительное предложение

Например:

На столе у него лежала книга, открытая на одной и той же стра­нице и которую он никогда не читал.

Предложение можно было бы исправить так: На столе у него лежала открытая на одной и той же странице книга, которую он никогда не читал.

4. В предложениях с последовательным подчине­нием неоправданно повторяются одинаковые союзы.

Например:

Некоторые критики полагали, что автор так молод, что едва ли сможет убедительно решить постав­ленную проблему.

Предложение можно исправить, на­пример, так: Некоторые критики полагали, будто автор так молод, что едва ли сможет убедительно ре­шить поставленную проблему.

5. Неправомерно повторяются близкие по значению подчинительные союзы.

Например:

Он считал, что будто мы его неправильно поняли.

В этом предложении сле­довало употребить один из союзов: Он считал, что мы
его неправильно поняли
(выражается утверждение) или Он считал, будто мы его неправильно поняли (выра­жается предположение)

6. В конструкции сложноподчиненных предложений, представляющих собой косвенную речь, включаются элементы прямой речи.

Например:

Корчагин твердо заявляет, что к буденовцам я обязательно перейду

В косвенной речи личные и притяжательные местоиме­ния (а также личные формы глагола) передаются от лица автора, рассказчика, а не того человека, чья речь передается.

Условия замены придаточной
части причастным оборотом

Замена возможна

Замена определительной придаточной части сложноподчиненного предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом, возможна при следующих условиях:

1. Если в главной части предложения при определяемом слове нет указательного слова (тот, то, та, те, такой и т.д.).
Барин, который владел «крещеной собственностью», был полновластным царьком в своей вотчине. ⇒ Барин, владевший «крещеной собственностью», был полновластным царьком в своей вотчине.

2. Если в придаточной части союзные слова какой, который стоят в именительном или в винительном падеже без предлога.
1) Степные реки состоят из небольших глубоких и прозрачных озер, которые соединяются между собой перекатами (которые = озера, И.п.). ⇒ … соединяющихся между собой перекатами.
2) К полудню появились тучи и начал капать мелкий теплый дождь, какой не приносит прохлады (какой = дождь, И.п.). ⇒ … не приносящий прохлады.
3) Дорога, которую указал Пугачев, оказалась спасительной для Петруши и гибельной для других (которую = дорогу, В.п. без предлога). ⇒ …указанная Пугачевым…
4) Благодаря своей цепкой памяти на лица Александров мог вспомнить любого человека, которого он когда-то видел (которого = человека,В.п. без предлога). ⇒ __________… виденного им когда-то.
5) Библиотеку посещали тысячи самых разных людей, которых объединяло одно желание – знать (которых = людей, В.п. без предлога). ⇒ … объединенных одним желанием.

Если употреблено другое союзное слово (что, где, куда, откуда…), то его для удобства лучше заменить словами какой, который.
1) Письмо, что ты мне написала, меня ничуть не испугало (что = которое = письмо, В.п. без предлога).
2) Взгляд путника замер на куполах старой церквушки, что виднелась вдали (что = которая = церквушка, И.п.).

2а. Если союзное слово стоит в И.п., то глагол заменяется действительным причастием настоящего или прошедшего времени.
1) Основным источником энергии для всех живых существ, которые населяют нашу планету, служит энергия солнечного света (которые = существа, И.п.) ⇒ Основным источником энергии для всех живых существ, населяющих нашу планету, служит энергия солнечного света.
2) Окна моей комнаты выходили в сад, который спускался к оврагу и пруду (который = сад,И.п.) ⇒ Окна моей комнаты выходили в сад, спускавшийся к оврагу и пруду.

2б. Если союзное слово стоит в В.п. без предлога, то глагол-сказуемое заменяется страдательным причастием, которое вместе с существительным ставится в Тв. п.
Первым чувством, которое испытал Нехлюдов после пробуждения, было осознание каких-то грядущих перемен (которое = чувство, В.п.) ⇒ Первым чувством, испытанным Нехлюдовым после пробуждения, было осознание каких-то грядущих перемен.

Замена невозможна

1. Если в главной части при определяемом слове есть указательное слово.
1) Лишь немногие осознают ту огромную роль, которую играет магний в нашем организме.
2) Скептик – это тот человек, который не верит в бесплатный энтузиазм.
3) Ноздрев захохотал тем звонким смехом, каким заливается только свежий здоровый человек.
4) Вы задавайте писателю такие вопросы, которые вас больше всего интересуют.

2. Если союзные слова стоят в косвенных падежах (кроме В.п.) или употребляются с предлогом.
1) Это был старый, дремучий бор, которого не касались еще пила и топор (которого = бора, Р.п.).
2) Над долиной, где мы ехали, сгустились тучи (где = по которой = по долине, Д.п. с предлогом).
3) У каждого человека должны быть свои идеалы, на которые он ориентируется (на которые = на идеалы, В.п. с предлогом).
4) В небольшой комнате, куда я вошел, было темно (куда = в которую = в комнату, В.п. с предлогом).
5) В XVI–XVII веках в России еще не разрабатывали месторождений самоцветов, которыми ее щедро наделила природа (которыми = месторождениями, Т.п.).
6) Иногда учитель на уроках читал вслух свежие номера журналов, в которых он находил сведения о новых научных открытиях (в которых = в журналах, П.п. с предлогом).
7) В просторы, где сочные травы росли и рожь полновесная зрела, пришли мастера плодоносной земли (где = в которых = в просторах, П.п. с предлогом).

3. Если сказуемое в придаточной части выражено глаголом будущего времени. (Причастие не имеет будущего времени.)
1) Есть множество приемов, которые помогут превратить ваш сад в райский уголок.
2) Но ведь есть же на свете человек, который поймет меня! (Глаголы стоят в будущем времени, поэтому замена невозможна.)

Сравните:
1. Солнце освещало вершины лип, которые уже пожелтели под свежим дыханием осени (прош. время) (= пожелтевших).
2. Леса – это исполинские лаборатории, которые вырабатывают кислород и улавливают ядовитые газы и пыль (наст. время) (вырабатывающие и улавливающие).

4. Если сказуемое в придаточной части выражено глаголом в форме условного (сослагательного) наклонения. (Причастие не имеет наклонения.)
1) По библейской легенде, жители Древнего Вавилона пытались построить башню, которая должна была бы достигнуть неба.
2) Ученые предложили пропитывать старинные рукописи органическим раствором с добавлением антиоксидантов, которые смогли бы остановить процесс распада бумаги.
3) Сразу было трудно найти лодочника, который бы перевез нас на другой берег. (Глаголы употреблены в форме условного наклонения, поэтому замена невозможна.)

Сравните:
1. Патриотом является человек, который любит (= любящий) Родину (изъявительное наклонение).
2. Какой короткой сделалась дорога, которая казалась (= казавшаяся) всех длинней (изъявительное наклонение).

5. Если придаточная часть является безличной конструкцией.
Российские ученые предлагают разместить на Луне микроволновые станции, которые можно питать электроэнергией от солнечных батарей.
Надо иметь в виду, что если в состав сказуемого в придаточной части входит краткое прилагательное или краткое страдательное причастие, то при замене конструкций краткая форма заменяется полной.
1) Людей, которые подобны Печорину, породила эпоха реакции. ⇒ Людей, подобных Печорину, породила эпоха реакции. (Придаточное определительное заменили обособленным определением, выраженным прилагательным с зависимыми словами.)
2) Пьеса «На дне», которая была написана Горьким в 1902 году, правдиво изображала жизнь «бывших людей». ⇒ Пьеса «На дне», написанная Горьким в 1902 году, правдиво изображала жизнь «бывших людей». (Придаточное определительное заменили причастным оборотом.)

6. Если от глагола-сказуемого в придаточной части нельзя образовать причастие нужного вида.
1) Я спросил сегодня у менялы, что дает за полтумана по рублю, как сказать мне для прекрасной Лалы по-персидски нежное «люблю».
Союзное слово что (что = который = меняла) употребляется в И.п. и является подлежащим. Значит, от глагола дает нужно образовать действительное причастие настоящего времени. Это глагол переходный, несовершенного вида, от него можно образовать причастие: дающего.

2) Из бурой земли, которая освободилась из-под снега, выглянула зелень травы.
Союзное слово которая (которая = земля)употребляется в И.п. и является подлежащим. Значит, от глагола освободилась нужно образовать действительное причастие прошедшего времени. Это глагол непереходный, совершенного вида, от него можно образовать такое причастие: освободившейся. Значит, в таких предложениях синонимичная замена возможна.

Сравните:
1) Простота – вот качество, которое я желаю приобрести больше других.
В этом предложении союзное слово которое (= качество) употребляется в В.п., поэтому от глагола желаю нужно образовать страдательное причастие. Но это глагол в данном контексте непереходный, несовершенного вида, и от него нельзя образовать страдательное причастие. Значит, замена невозможна. Это относится и к другим модальным глаголам (мочь, хотеть,сметь, уметь, стараться…) и к глаголам движения (идти, плыть, бежать, летать…).
2) Ему казалось, что он слышит слова, которые она говорит полушепотом.
В этом предложении союзное слово которые (= слова) употребляется в В.п., поэтому от глагола говорит надо образовать страдательное причастие. Это глагол переходный, несовершенного вида, поэтому можно образовать страдательное причастие настоящего времени говоримые. Но данное причастие обычно не употребляется в речи, поэтому замена конструкций невозможна. (Сюда же относятся глаголы: петь, слушать, смотреть, кричать, лизать и др.)

Возможный план выполнения задания А-6
(лучше начинать с придаточной части)

1. Посмотрите, есть ли предлог у союзного слова. Если нет предлога, то определите падеж. (Не допускаются предлоги и все другие падежи, кроме И.п. и В.п.)
2. Посмотрите, есть ли указательное слово при определяемом слове в главном предложении. (Не допускается наличие указательного слова.)
3. Определите время и наклонение глагола в придаточной части. (Не допускаются будущее время и условное наклонение.)
4. Проверьте, не является ли придаточная часть безличной конструкцией.
5. Проверьте, можно ли от данного глагола образовать нужное причастие.

Иногда в предложении встречается несколько условий, которые не позволяют произвести синонимичную замену.
1) Я вспомнил ту женщину, с которой разлучили меня лет двенадцать назад обстоятельства.
(В главном предложении есть указательное слово, а в придаточном союзное слово употребляется в Т.п.)

2) Это путешествие могло дать мне такие впечатления, которых я не мог бы приобрести сидя дома.
(В главном предложении есть указательное слово, а в придаточном предложении союзное слово стоит в Р.п. и глагол употреблен в условном наклонении.)

3) В те края, где я рос под кленом, где резвился на желтой траве, шлю привет воробьям, и воронам, и рыдающей в ночь сове.
(В главном предложении есть указательное слово, в придаточном союзное слово употребляется в П.п. с предлогом, кроме того, от глаголов рос и резвился нельзя образовать страдательное причастие