Меню
Бесплатно
Главная  /  Чесотка  /  Развитие географической науки в России XIX века. Основные направления развития экономико-географических идей во второй половине XIX – начале XX века

Развитие географической науки в России XIX века. Основные направления развития экономико-географических идей во второй половине XIX – начале XX века

В отечественной географической науке в той или иной степени обсуждались все те же проблемы, которые были в сфере внимания в зарубежных странах. Но это не было полным следованием зарубежным образцам теоретической мысли и научной полемики. Помимо методических заимствований, формировались заметные черты своеобразия, связанные с собственным опытом развития науки, отличительными особенностями природной и социально-экономической среды деятельности и менталитетом ученых. В российском обществе с завидной последовательностью рассматривались вопросы развития природных и социально-экономических процессов, проблемы взаимодействия и взаимозависимости между природными угодьями и обитателями, вопросы оптимизации природно-хозяйственных комплексов, разрабатывались фундаментальные проблемы роли географической науки в природоведении и природопользовании. И тому есть многочисленные примеры.

С резкой критикой выводов Т. Мальтуса о грядущих неприятностях растущего населения и непропорционально этому медленного прироста продуктов питания выступал талантливый мыслитель, рано ушедший из жизни, Дмитрий Иванович Писарев (1840-1868). В «Очерках из истории труда» он писал: «Земля и ее производительные силы представляются Мальтусу сундуком, наполненным деньгами... В человеческом труде он... видит механическое приложение мускульной силы и совершенно забывает деятельность мозга, постоянно одерживающую победу над физической природою и постоянно открывающую в ней новые свойства» (Саушкин, 1980. С. 82, 83). С пониманием роли производительной деятельности людей в преобразовании природы выступал Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889): «Только неутомимое трудолюбие человека может сообщить природе новую, высшую красоту взамен дикой, первобытной красоты, неудержимо исчезающей под его ногами... Где является человек, там природа должна воссоздаваться трудом человека. Народ вносит запустение и одичалость в свою страну, если не вносит в нее культуру» (Чернышевский, 1950. Т. 2. С. 72, 73). Высокая культура труда может быть противопоставлена разрушительному влиянию необдуманной хозяйственной деятельности. Теперь в этом случае мы говорим об экологическом императиве, то есть о приоритете сохранения экологической обстановки.

На экологических позициях стояли многие наши соотечественники. О взаимодействии сил живой и неживой природы писал А.Т. Болотов еще в XVIII в. Экологом по сути своих представлений был К.Ф. Рулье. В 1845 г. им была опубликована статья «О влиянии наружных условий на жизнь животных», в которой утверждалось, что организмы находятся не только под воздействием природных факторов, но испытывают влияние других животных и растений, а также человека. Под влиянием идей Рулье формировались научные взгляды Н.А. Северцова. Как подчеркивал Ю.Г. Саушкин, «никто из ученых прошлого века так органично не соединил географические и биологические идеи, как это сделал Северцов». В 1855 г. им была издана книга «Периодические явления в жизни зверей, птиц и гад Воронежской губернии» с обоснованием влияния среды обитания на жизнь животных. Северцов принял идеи Дарвина о видообразовании, но отмечал игнорирование Дарвином большого влияния внешних условий как недостаток этого учения. Об этом Северцов говорил Дарвину при личной их встрече в Лондоне в 1875 г. Не исключено, что, основываясь на этих беседах, уже через год Дарвин признавал: «По моему мнению, величайшая ошибка, которую я допустил, заключается в том, что я придавал слишком мало значения прямому влиянию окружающей среды, то есть пищи, климата и т. п., независимо от естественного отбора».

Большое влияние на развитие географической мысли имели труды К.М. Бэра, исповедывавшего комплексные подходы при изучении природных объектов, в том числе и живых организмов. В.И. Вернадский говорил: «В Петербурге николаевского времени жил великий естествоис- , пытатель и великий мудрец. Это исторический факт огромного значения в создании нашей культуры, хотя немногие современники его сознавали». Коллега Бэра по академии, А.В. Никитенко, в 1866 г. записал в дневнике: «Превосходный ученый, прекрасный человек, юный старик. В нем есть философия, поэзия, жизнь». На русской почве получила развитие плеяда крупных ученых, авторитетных в мировом ученом сообществе. В отечественной науке развивались как комплексные географические направления, так и узкоспециализированные исследования, в большинстве случаев, однако, с использованием комплексных географических приемов анализа исходного материала и синтеза получаемых результатов. Географы, современники Бэра, с недоверием относились к ускоренной дифференциации естествознания. Рядом теоретиков этот процесс воспринимался как кризис географии.

Существенный вклад в претворение идей развития на примере природных и природно-социальных систем внесли русские ученые П.А. Кропоткин и Л.И. Мечников, духовно близкие знаменитому французскому географу, Элизе Реклю.

В 1803 г. по указанию Александра I была предпринята экспедиция на двух кораблях «Надежда» и «Нева» для исследования северной части Тихого океана. Это была первая русская кругосветная экспедиция, продолжавшаяся три года. Возглавил ее член-корреспондент Петербургской Академии наук Иван Федорович Крузенштерн (1770-1846). Это был один из крупнейших мореплавателей и ученых-географов века. В ходе экспедиции были впервые нанесены на карту более тысячи километров берегов о. Сахалин. Много интересных наблюдений оставили участники путешествия не только о Дальнем Востоке, но и о территориях, через которые они проплывали. Командир «Невы» Юрий Федорович Лисянский (1773-1837) открыл один из островов Гавайского архипелага, названный его именем. Много интересных данных было собрано участниками экспедиции об Алеутских островах и Аляске, островах Тихого и Ледовитого океанов. Итоги наблюдений были доложены в Академии наук. Они были настолько весомы, что И. Ф. Крузенштерн был удостоен звания академика. Его материалы были положены в основу изданного вначале 20-х гг. «Атласа Южных морей». В 1845 адмирал Крузенштерн стал одним из членов-учредителей Российского географического общества и воспитал целую плеяду русских мореплавателей и исследователей.

Одним из учеников и последователей Крузенштерна стал Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен (1778-1852). Он был участником первой русской кругосветной экспедиции, а после ее возвращения командовал фрегатом «Минерва» на Черном море. В 1819-1821 гг. ему было поручено возглавить новую кругосветную экспедицию на шлюпах «Восток» (которым командовал он) и «Мирный» (командиром был назначен Михаил Петрович Лазарев). Проект экспедиции был составлен Крузенштерном. Главной ее целью было обозначено «приобретение полнейших познаний о нашем земном шаре» и «открытие возможной близости Антарктического полюса». 16 января 1820 г. экспедиция подошла к берегам неведомой в то время никому Антарктиды, которую Беллинсгаузен назвал «льдинным материком». После стоянки в Австралии русские корабли двинулись в тропическую часть Тихого океана, где ими была открыта группа островов в архипелаге Туамоту, названная островами Россиян. Каждый из них получил имя известного военного или морского деятеля нашей страны (Кутузова, Лазарева, Раевского, Барклая-де-Толли, Витгенштейна, Ермолова и др). После новой стоянки в Сиднее экспедиция вновь двинулась к Антарктиде, где были открыты о. Петра I и берег Александра I. В июле 1821 г. она возвратилась в Кронштадт. За 751 день плавания русские корабли прошли путь протяженностью около 50 тыс. миль. Кроме сделанных географических открытий, были также привезены ценные этнографические и биологические коллекции, данные наблюдений за водами Мирового океана и ледяными покрытиями нового для человечества континента. Позже оба руководителя экспедиции героически проявили себя на военной службе Отечеству. А М. П. Лазарев после разгрома турок при Наваринском сражении (1827) был назначен главным командиром Черноморского флота и русских портов на Черноморском побережье.

Крупнейшим исследователем российского Дальнего Востока середины века стал Геннадий Иванович Невельской (1813-1876). Имея еще с XVIII в. обширные владения на Дальнем Востоке, Россия так и не преуспела в их освоении. Не были известны даже точные пределы восточных владений страны. Тем временем внимание к Камчатке и другим русским территориям стала проявлять Англия. Это заставило Николая I по предложению генерал-губернатора Восточной Сибири Н. Н. Муравьева (Амурского) снарядить в 1848 г. специальную экспедицию на восток. Во главе ее был поставлен капитан Невельской. В двух экспедициях (1848-1849 и 1850-1855) ему удалось, обойдя Сахалин с севера, открыть ряд новых, неизвестных прежде территорий и войти в низовья Амура, где в 1850 г. он основал Николаевский Пост (Николаевск-на-Амуре). экспедиция география россия

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 96

г. КРАСНОДАРА

Методическая разработка мультимедийного урока по истории России на тему:

«Просвещение и наука во второй половине XIX века»

Подготовила

учитель истории СОШ №96

Культюшнова И.Б.

Краснодар, 2013 г.

Тема урока: «Просвещение и наука во второй половине XIX века».

(мультимедийный урок)

Цель урока:

  • Познакомить учащихся с достижениями науки и системой образования во второй половине XIX века;
  • Выделить особенности развития науки и просвещения;
  • Воспитание у учащихся чувства гордости за тот вклад, который внесли великие соотечественники в мировую культуру.

Оборудование: мультимедийный проектор, тетради, учебники.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания. Тестовый опрос.
  3. Изучение новой темы.

План

  1. Развитие образования.
  2. Успехи естественных наук.
  3. Развитие географических знаний.
  4. Развитие гуманистических наук.

    Закрепление.

  5. Домашнее задание.

Тестовый опрос

Вариант 1.

1. «Перестраховочный» договор России и Германии, в соответствии с которым обе стороны должны были сохранять нейтралитет при войне с любой третьей великой державой, а Германия признавала приобретения и интересы России на Балканах, был заключен

а) в 1881 г.

б) в 1887 г.

в) в 1891 г.

2. Договор, предусматривавший военную помощь и мобилизацию всех военных резервов в случае военной угрозы, был заключен между Россией и

а) Австро-Венгрией

б) Францией

в) Англией

3. «Союз трех императоров» состоял из государей

а) России, Германии, Франции

в) России, Германии и Австро-Венгрии

4. Россия по отношению к Болгарии проводила политику

а) невмешательства во внутренние дела

б) укрепления собственного присутствия на Балканах

в) ввела войска для подавления восстания в Румелии

5. Столкновение интересов на Дальнем Востоке неминуемо приближало военный конфликт между Россией

а) Японией

б) Австро-Венгрией

в) Францией

Вариант 2.

1. Россия заключила с Францией оборонительный союз

а) в 1891 г.

б) в 1894 г.

в) в 1895 г.

2. Международный договор по какому-то определенному вопросу называется

а) концессией

б) монополией

в) конвенцией

3. Отметьте, о ком идет речь. Государственный деятель Российской империи, занимавший различные дипломатические посты на Ближнем Востоке, в Швейцарии, Швеции. В 1882 г. был назначен министром иностранных дел. Главнейшее средство сохранения мира видел в укреплении союза с Германией и Австрией.

а) Н.Х. Бунге

б) Н.К. Гире

в) A.M.Горчаков

4. Отметьте верное утверждение.

а) Франция заключила с Россией конвенцию, предусматривающую военную поддержку в случае войны в 1881 г.

б) «Союз трех императоров» распался в 1885-1886 гг. в связи с обострением австро-германо-российских противоречий из-за болгарского кризиса

в) русско-афганская граница была установлена в 1894 г.

5. Тройственный союз состоял из

а) России, Англии, Франции

б) Германии, Австро-Венгрии, Италии

в) Германии, Австро-Венгрии и России

1. Развитие образования.

Отмена крепостного права, успехи в экономике во второй половине XIX века не могли не повлечь за собой глубоких сдвигов во всех областях культуры. Для пореформенного периода характерен рост грамотности, развитие просвещения. Среди мужчин призывного возраста в 1874 году было 21% грамотных, в 1900 году – 40%. Большую работу проводили земские начальные школы . К концу века в них обучалось более 4 миллионов детей.

Устный счет.

Н.П. Богданов – Бельский. 1895 г.

Но при этом 7,5 миллионов детей образования не получали. Земская школа была самым распространенным типом начальной школы.

Основным типом начальной школы были гимназии. В 1861 году в России было 85 мужских гимназий, где училось 25 тысяч человек. Спустя четверть века их количество выросло в 3 раза, а гимназистов стало 70 тысяч. В конце 60х годов XIX века был поднят вопрос о женском образовании. Уже к началу 80х годов было открыто 300 женских средних учебных заведений, в них занималось до 75 тысяч девушек. Женщинам было разрешено в качестве вольнослушающих посещать лекции в университетах. Вскоре начали действовать в Петербурге и Москве высшие женские курсы.


Рабочие Благуша – Лефортовского района Москвы на экскурсии.

1913 г.


Группа слушателей и преподавателей Пречистенских рабочих курсов. Москва. 1908 г.

По переписи 1897 года


Для сравнения:

В конце 60х годов


Уровень грамотности населения России оставался самым низким в Европе.

2. Развитие науки и техники

Успехи промышленности были тесно связаны с достижениями в различных отраслях науки и техники. Многие открытия русских ученых имели прикладной характер и широко использовались в прикладных целях, став весомым вкладом в мировой технический прогресс.

Математик и механик Пафнутий Львович Чебышев


П.Л. Чебышев

неоднократно подчеркивал, что «науки находят верного руководителя в практике». Будучи членом артиллерийского отделения военно-ученого комитета П.Л. Чебышев связывал свои научные интересы в области математического анализа с практическими потребностями военного дела.

Профессор Московского высшего технического училища Н.Е.Жуковский открыл к концу века метод вычисления подъемной силы крыла самолета и заслуженно был назван «отцом русской авиации».


Н.Е. Жуковский

Петербургский ученый А.С. Попов изобрел радиоприемник.


А.С. Попов

В 1900 году радиоприемник Попова был использован в практических целях для спасения рыбаков в Финском заливе. За свое открытие ученый был удостоен Большой золотой медали на Всемирной выставке в Париже в 1900 году.

В 1876 году Павел Николаевич Яблочков создал дуговую электрическую лампу. Вскоре лампочки Яблочкова осветили улицы и дома многих городов мира.


П.Н. Яблочков

Больших успехов добилась отечественная химическая наука.


Группа членов химической секции I съезда русских естествоиспытателей, вынесшая постановление о необходимости объединения химиков России в Химическое общество

Великий ученый, профессор Петербургского университета Дмитрий Иванович Менделеев сделал мировое открытие – периодический закон химических элементов.


Д.И. Менделеев

Это был ученый с разносторонними знаниями и интересами. Его перу принадлежит свыше 500 крупных исследовательских трудов по химии, физике, метеорологии, воздухоплаванию, сельскому хозяйству, экономике, просвещению.

Больших успехов добились ученые – натуралисты. Иван Михайлович Сеченов создал учение о рефлексах головного мозга, осуществив тем самым переворот в биологической науке.


И.И. Сеченов

Он первым научно доказал единство и взаимную обусловленность психических и телесных явлений, подчеркнув, что мыслительная деятельность не что иное, как результат работы головного мозга.

Изыскания в этой области продолжил Иван Петрович Павлов.


И.П. Павлов

Его учение об условных рефлексах послужило основой современных представлений о мозге животных и человека. Павлов доказал, что условный рефлекс – это наивысшая и наиболее поздняя форма приспособления организма к окружающей среде. Если безусловный рефлекс – сравнительно постоянная врожденная реакция организма, результат накопления их индивидуального жизненного опыта.

Выдающийся русский ученый В.М.Бехтерев посвятил свои работы выявлению роли нервной системы в деятельности органов высших животных и человека.


В.М. Бехтерев

Великий ученый Константин Эдуардович Циолковский сделал ряд крупнейших открытий в аэродинамике, ракетной технике и теории межпланетных сообщений.


К.Э. Циолковский среди изготовленных им моделей металлических дирижаблей. 1913 г.

В 1887 году в своей работе «Теория и опыт аэростата» он дал обоснование конструкции дирижабля с металлической оболочкой. Наибольших достижений Циолковский добился в области движения ракет. Он был автором идеи создания внеземных станций, предложил способы возвращения ракеты на землю.

3. Развитие географических знаний

Русская географическая наука добилась успехов благодаря деятельности Русского географического общества, одним из учредителей которого был Владимир Иванович Даль.


В.И. Даль

Широкую известность он получил после опубликования в 1861-1867 годах «Толкового словаря живого великорусского языка». Большой интерес представляет и его сборник «Пословицы русского народа». В 1863 году Даль избран почетным членом Петербургской академии наук.

Русская географическая наука шагнула вперед благодаря экспедициям выдающихся ученых. Среди них Н.М. Пржевальский.


Н.М. Пржевальский

Николаем Михайловичем был открыт целый ряд неизвестных европейцам горных хребтов и крупных горных озер Центральной Азии. Впервые были даны описания некоторых животных (дикой лошади, дикого верблюда, тибетского медведя).

Изучению народов Юго-Восточной Азии, Австралии, островов Тихого океана посвятил свою жизнь Николай Николаевич Миклухо-Маклай.


Н.Н. Миклухо-Маклай

Два с половиной года (1871-1872;1876-1877,1883) он прожил на берегу Новой Гвинеи. Он завоевал доверие ее жителей. В 1881 году он разработал проект создания на Новой Гвинее независимого государства – Папуасского союза, призванного противостоять колонизаторам. В 1886 году Миклухо-Маклай безуспешно добивался от российского правительства разрешения организовать на Новой Гвинее «Вольную русскую колонию».

4. Развитие гуманитарных наук

Профессор, декан историко-философского факультета, а затем ректор Московского университета Сергей Михайлович Соловьев создал 29-томную «Историю России с древнейших времен».

С.М. Соловьев

Крупным научным и общественным явлением стали его «Публичные чтения о Петре Великом», приуроченные к 200-летию со дня рождения реформатора. Соловьев был сторонником сравнительно – исторического метода исследования, указывая на общие черты развития России и Западной Европы.

Учеником Соловьева С.М. был Василий Осипович Ключевский.


В.О. Ключевский

В 1882 году блестяще защитил диссертацию «Боярская дума Древней Руси». Был автором многих исторических исследований и «Курса русской истории», который он читал в Московском университете. Большое внимание ученый придавал изучению социально-экономических причин событий и явлений.

Отечественная наука во II половине XIX века вышла на передовые рубежи. Русские ученые внесли весомый вклад в развитие мировой научной мысли. Причинами стали те благоприятные изменения в жизни страны, которые пришли вместе с отменой крепостного права. Они способствовали росту инициативы и научному поиску русских людей.

5. Закрепление

Назвать имена выдающихся деятелей в области образования и науки II половины XIX века.

6. Домашнее задание

Составить таблицу «Достижения науки во второй половине XIX века» в тетради.

В тетради чертится таблица:

НАУКА

ОТКРЫТИЯ И ДОСТИЖЕНИЯ

(Кто? Что? Когда?)

математика

физика

химия

биология

география

история

История русских географических открытий XIX в. начинается серией кругосветных путешествий, среди которых особенно выделяются плавания Я. Ф. Крузенштерна и /О. Ф. Лисянского (1803-1806 гг.), В. М. Голсвнина (1807-1809 и 1817-1819 гг.) и Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева (1819-1821 гг.) (рис. 8).

Плавание И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского было первой русской кругосветной экспедицией. Поводом к ее организации послужило неудобство снабжения и необходимость защиты владений, находившихся в Северной Америке. Основными задачами первой русской кругосветной экспедиции были: доставка на Дальний Восток грузов Российско-Американской компании и продажа мехов этой компании в Китае, доставка в Японию посла Н. Н. Резанова и производство попутных географических исследований. Для экспедиции были снаряжены два корабля водоизмещением в 450 и 350 г, соответственно названные «Надеждой» и «Невой». Командиром «Надежды» был назначен Иван Федорович Крузенштерн, а командиром «Невы» - Юрий Федорович Лисянский. Команды обоих кораблей состояли из русских военных моряков, набранных добровольно. В экспедиции участвовали астроном Горнер, естествоиспытатели Тилезиус и Лангсдорф и доктор медицины Лабанд.

26 июля 1803 г. корабли вышли из Кронштадта. Посетив Копенгаген, Англию и Канарские острова, 14 ноября 1803 г. «Надежда» и «Нева» впервые в истории русского флота пересекли экватор. Обогнув мыс Горн, 12 марта 1804 г. корабли разлучились во время шторма и встретились вновь лишь на Маркизских островах, откуда вместе добрались до Гавайских островов. Далее началось их раздельное плавание.

Крузенштерн от Гавайских островов направился в Петропавловск-на-Камчатке, а оттуда в Японию, где после пятимесячного ожидания получил отказ японцев принять русского посланника. Из Японии Крузенштерн прошел неизвестным европейцам Японским морем, далее через пролив Лаперуза в Охотское море и вернулся в Петропавловск. Отсюда он направился к Сахалину, изучив его восточные берега, затем обогнул северную оконечность острова и спустился на юг к устью Амура. Встретив сильное течение с юга и пресную воду, Крузенштерн пришел к ложному заключению, что Сахалин соединяется с материком южнее устья Амура. Побывав снова на Камчатке, Крузенштерн направился в Макао (Китай).

Лисянский направился от Гавайских островов к берегам северо-западной Америки, где произвел описание берегов и принял меха. После этого «Нева» направилась в Макао. По пути, к западу от Гавайских островов, Лисянский открыл остров, названный его именем.

Закончив продажу мехов, Крузенштерн и Лисянский поплыли на родину через Зондский пролив, Индийский океан, вокруг мыса Доброй Надежды. Около мыса Доброй Надежды корабли разлучились и пришли в Кронштадт порознь в августе 1806 г.

Экспедиция Крузенштерна - Лисянского дала громадные научные и практические результаты. Она положила начало океанографическим исследованиям; во время плавания были произведены многочисленные съемки в северо-западной части Тихого океана, сделано много этнографических наблюдений, собраны большие коллекции.

Крузенштерн и Лисянский описали свое плавание. В 1809-1812 гг. был издан труд Крузенштерна «Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на кораблях «Надежда» и «Нева» в трех томах с приложением альбома рисунков и атласа карт». В 1812 г. вышла работа Лисянского «Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на корабле «Нева» с приложением атласа карт и рисунков».

Отважным мореплавателем был Василий Михайлович Головины, совершивший два кругосветных плавания. Первое путешествие он совершил в 1807-1809 гг. на шлюпе «Диана». Головнин намеревался пройти в Тихий океан вокруг мыса Горн, но сильные штормы не пустили корабль на запад. Тогда Головнин повернул на восток с целью обогнуть мыс Доброй Надежды. У мыса Доброй Надежды в связи с войной между Англией и Россией англичане задержали корабль, хотя Головнин имел пропуск английского правительства. После длительного ожидания Головнин решил уйти от англичан. Изучив внимательно ветры и дождавшись их благоприятного сочетания, Головнин обрубил якорные канаты и бежал. Опасаясь погони, он взял курс на юг, а затем повернул на восток - в обход Австралии с юга. Сделав стоянку у Новых Гебрид, Головнин добрался до Петропавловска-на-Камчатке. После прихода на Камчатку Головнин плавал у берегов северо-западной Америки, а затем занялся описанием Курильских островов. Во время этой работы он был захвачен японцами и пробыл в плену более двух лет.

Второе путешествие Головнина состоялось в 1817-1819 гг. на шлюпе «Камчатка». На этот раз он прошел в Тихий океан вокруг мыса Горн. После стоянки в Петропавловске Головнин направился в Русскую Америку, определив по дороге астрономическое положение ряда островов. Побывав на Кадьяке, в Ново-Архангельске, у берегов Калифорнии, посетил Гавайские, Марианские острова и о. Манилу. Затем Головнин обогнул мыс Доброй Надежды и, зайдя на острова Св. Елены, Вознесения и Фиал, через Портсмут возвратился в Кронштадт. Свои плавания Головнин описал в сочинениях: «Путешествие российского императорского шлюпа «Диана» из Кронштадта в Камчатку в 1807, 1808 и 1809 годах под начальством лейтенанта В. Головнина» и «Путешествие вокруг света, совершенное на военном шлюпе «Камчатка» в 1817, 181.8 и 1819 годах».

В 1819-1821 гг. на шлюпах «Восток» и «Мирный» под начальством Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена и Михаила Петровича Лазарева состоялась первая русская южнополярная экспедиция (рис. 8), ознаменовавшаяся величайшим географическим открытием XIX в.- открытием шестого материка - Антарктиды. Корабли вышли в плавание 4 июля 1819 г. В районе Южной Георгии экспедицией был открыт ряд островов (о-ва Анненкова, Лескова, Завадовского и др.). Затем корабли направились к земле Сандвича, причем выяснилось, что она представляет собой архипелаг, получивший название Южных Сандвичевых островов.

16 января 1820 г. под 69°21" ю. ш. мореплаватели очень близко подошли к берегам Антарктиды и отметили признаки земли. Этот день может считаться датой открытия шестого материка. 21 января и 5 февраля с кораблей опять наблюдали признаки близости земли и видели ледяной барьер. Далее, следуя на восток, корабли прибыли в Джексон (Сидни). Затем экспедиция совершила плавание по Тихому океану, причем было открыто много островов в группе Паумоту. После возвращения в Сидни корабли снова вышли на поиски Южного материка. От о. Маккуори шлюпы взяли курс на юг, а достигнув плавающих льдов, поплыли на восток, обходя антарктический материк. Плавание проходило в тяжелых условиях, однако, несмотря на трудности, экспедиция при всякой возможности стремилась проникнуть как можно далее на юг. 10 января 1821 г. под 68°57" ю. ш. и 90°46" з. д. был открыт о. Петра I , a 17 января - земля Александра I . Далее шлюпы направились к Южно-Шетландским островам, ранее принятые англичанином Смитом за выступ Южного материка, откуда взяли курс на Рио-де-Жанейро и 24 июня 1821 г. прибыли в Кронштадт. Всего было пройдено свыше 91 тыс. км пути, причем моряки обошли вокруг всего антарктического материка.

Описание замечательного плавания на судах «Восток» и «Мирный» было опубликовано под заглавием «Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света в продолжение 1819, 1820 и 1821 годов, совершенные на шлюпах «Восток» и «Мирный» под начальством капитана Беллинсгаузена командира шлюпа «Восток». Шлюпом «Мирный» начальствовал лейтенант Лазарев». Описание составило два тома с атласом карт и видов.

Труды первой русской антарктической экспедиции были высоко оценены учеными. Советский народ ценит заслуги мореплавателей, открывших Антарктиду.

Русское географическое общество. В течение второй половины XIX и начала XX вв. русская география добилась больших успехов, что было связано главным образом с деятельностью Русского географического общества.

Русское географическое общество было организовано в 1845 г. Целью общества было «собрание и распространение в России географических сведений вообще и в особенности о России, равно как распространение достоверных сведений о нашем отечестве в других землях». Общество согласно уставу разделялось на четыре отделения: 1) географии общей, 2) географии России, 3) статистики России, 4) этнографии России. Председателем общества стал царевич Константин, фактическим же руководителем являлся Федор Петрович Литке.

Ф. П. Литке (1797-1882 гг.)- адмирал русского флота, был крупным географом-путешественником. В чине мичмана он принял участие в плавании В. М. Головнина на «Камчатке». В 1821 г. Литке был назначен начальником экспедиции по описанию Новой Земли, которая не имела еще точных карт. На бриге «Новая Земля» Литке совершил четыре плавания к берегам Новой Земли. За это время были описаны западные и южные берега острова и пролив Маточкин шар.

В 1828 г. Литке опубликовал книгу «Четырехкратное путешествие в Северный Ледовитый океан, совершенное на бриге «Новая Земля» в 1821 -1824 годах», которая получила высокую оценку ученых. Описания Литке отличались точностью и большой объективностью.

В 1826-1829 гг. Ф. П. Литке был командиром шлюпа «Сенявин», совершившим кругосветное плавание, во время которого были выполнены значительные научные работы в северной части Тихого океана. На Камчатке были определены важнейшие пункты берега и измерены высоты многих сопок; подробно описаны острова: Карагинский и Св. Матвея и берег Чукотки от мыса Дежнева до устья р. Анадыря; определены острова Прибылова и многие другие. Большие работы были проведены в Каролинском архипелаге. Очень большое значение имели выполненные самим Литке наблюдения над земным магнетизмом и силой тяжести, а также ежедневные наблюдения над погодой и температурой воды. Натуралисты экспедиции собрали богатые коллекции по зоологии, ботанике, минералогии и этнографии. Описание этого плавания Литке дал в книге «Путешествие вокруг света на военном шлюпе «Сенявин» в 1826-1829 гг.».

Ф. П. Литке руководил Географическим обществом до 17 января 1873 г. После него руководителем общества стал П. П. Семенова-Тян-Шанский (1827-1914 гг.), сыгравший большую роль в развитии русской географии. По поводу деятельности П. П. Семенова-Тян-Шанского известный советский географ Л. С. Берг писал: «Бывают три типа географов: путешественники, страноведы и организаторы. Петр Петрович Семенов-Тян-Шанский был и тем, и другим, и третьим».

В 1856-1857 гг. Семенов-Тян-Шанский совершил научную экспедицию в Тянь-Шань, положив начало, комплексному изучению природы и человеческой деятельности. Во время экспедиции Семенов-Тян-Шанский изучил взаимные связи между различными компонентами природы и человеческой деятельностью, а также нашел закономерности в связях элементов природы, выделив вертикальные пояса и типы местности. Кроме того, он сопоставлял природу исследуемой территории с другими местностями, широко применяя сравнительный метод. Результаты этого путешествия были изложены в книге «Путешествие в Тянь-Шань».

Семенов-Тян-Шанский рассматривал географию как комплекс наук, куда входят картография, физическая география, антропология, историческая география и статистика. Этот комплекс наук есть, по Семенову-Тян-Шанскому, «география в широком смысле слова». Помимо нее, он говорил о географии «в тесном смысле», т. е. о страноведении. П. П. Семенов-Тян-Шанский способствовал созданию целой школы географов-исследователей, куда входили крупнейшие ученые: Я. М. Пржевальский, В. И. Роборовский, Я. Г. Потанин, М. В. Певцов, Я. К. Козлов, В. А. Обручев, И. В. Мушкетов и другие.

Охарактеризуем деятельность некоторых других членов Русского географического общества.

Петр Алексеевич Кропоткин (1842-1921 гг.) во время своих путешествий по Сибири в 1862-1867 гг. собрал исключительно ценный материал, который изменил все прежние представления о северо-восточной части Азии. На основе проведенных в Сибири и Финляндии наблюдений он создал теорию о ледниковом периоде. Исследования П. А. Кропоткина были

обобщены в работах: «Общий очерк орографии Восточной Сибири» (1875 г.) и «Исследования о ледниковом периоде» (1876 г.).

Николай Михайлович Пржевальский (1839-1888 гг.) известен как великий исследователь Центральной Азии. Находясь в Военной академии, Пржевальский составил большой труд «Военно-статистическое обозрение Приамурского края» и был избран членом Географического общества.

В 1867 г. П. П. Семенов-Тян-Шанский предложил Пржевальскому направиться в Уссурийский край. Пржевальский принял это предложение и замечательно провел свою первую экспедицию, результаты которой изложены в книге «Путешествие в Уссурийском крае». После этого Географическое общество приняло план его путешествия в Центральную Азию.

Н. М. Пржевальский совершил в Центральную Азию четыре путешествия: Монгольское (1871 -1873 гг.), Лоб-Норское и Джунгарское (1876-1877 гг.), Тибетское первое (1879-1881 гг.) и Тибетское второе (1883-1886 гг.). В начале пятой экспедиции Пржевальский умер. Свои путешествия Н. М. Пржевальский описал в книгах: «Монголия и страна тангутов» (1875 г.); «От Кульджи за Тянь-Шань и на Лоб-Нор» (1878 г.);

«Из Зайсана через Хами в Тибет и на верховья Желтой реки» (1883 г.) и «От Кяхты на истоки Желтой реки, исследование северной окраины Тибета и путь через Лоб-Нор по бассейну Тарима» (1888 г.).

Заслуги Пржевальского бессмертны для науки. Он прошел более 30 тыс. км, произведя маршрутную съемку всего пути с определением астрономических пунктов и высот и впервые дал правильные представления о природе Центральной Азии. В своих трудах Н. М. Пржевальский


описал рельеф и ландшафты Гоби, Наньшаня, Цайдама, Куньлуня, Северного Тибета, Лобнора и других мест. Метеорологические наблюдения, которые велись в течение всех четырех путешествий, дали большой материал для выяснения климата Центральной Азии и Тибета.

Пржевальский собрал обширные коллекции. Он открыл дикую лошадь, дикого верблюда, несколько видов горных баранов, антилоп, фазанов, больдурука, рыб Кукунора и других озер, змей, ящериц, насекомых. Столь же обширны были сборы растений. В описаниях путешествий Н. М. Пржевальского нашли отражение быт и нравы народов, с которыми ему приходилось встречаться. Пржевальский дал характеристику монголов, тангутов, тибетцев, китайцев, дунган, тюрков Лобнора и Таримского бассейна, киргизов и калмьжов Тянь-Шаня.

Достойным учеником Н. М. Пржевальского был Петр Кузьмич Козлов (1863-1935 гг.), продолживший исследование Центральной Азии. П. К. Козлов совершил три самостоятельных путешествия: Восточно-Тибетское (1899-1901 гг.), Монголо-Тибетское (1907-1909 гг.) и Монгольское (1923-1926 гг.), описав их в следующих книгах: «Монголия и Кам (трехлетнее путешествие по Монголии и Тибету)» (1905 г.); «Монголия и Амдо и мертвый город Хара-хото» (1923 г.) и «Путешествие в Монголию» (1923-1926 гг.).

За время своих путешествий П. К. Козлов прошел около 40 тыс. км. В пустыне он обнаружил развалины мертвого города Хара-хото, раскопки которого дали ценные археологические материалы. Козлов изучил малоизвестные места Центральной Азии: Кам и Амдо, а также собрал дополнительные сведения о природе других территорий. Большое внимание Козлов уделил этнографическим исследованиям.

Среди путешественников прошлого века особое место занимает Николай Николаевич Миклухо-Маклай (1846-1888 гг.). В то время как другие географы открывали новые, доселе неизвестные земли, Миклухо-Маклай стремился прежде всего открыть человека среди исследовавшихся им «первобытных», т. е. не затронутых европейской культурой, народов.

20 сентября 1871 г. Миклухо-Маклай высадился на северо-восточном берегу Новой Гвинеи, в заливе Астролябии. Сюда он был доставлен корветом «Витязь», совершавшим кругосветное плавание. Путешественнику выстроили хижину вблизи папуасской деревни. Вскоре между Миклухо-Маклаем и папуасами установились дружеские отношения. Миклухо-Маклай подробно изучил быт, культуру и занятия папуасов.

19 декабря 1872 г. за Миклухо-Маклаем пришел клипер «Изумруд», на котором исследователь совершил большое путешествие по Малайскому архипелагу. В дальнейших своих путешествиях Миклухо-Маклай побывал на юго-западе Новой Гвинеи, на полуострове Малакка, на о. Ява, в группе Каролинских островов, островах Адмиралтейства и через три с половиной года после отъезда снова поселился на берегу залива Астролябии. Здесь Миклухо-Маклай прожил до ноября 1877 г., после чего побывал в Сиднее, на островах Адмиралтейства и юго-восточном берегу Новой Гвинеи. В 1883 г. он в третий раз посетил папуасов залива Астролябии, пробыв здесь лишь несколько дней.

Миклухо-Маклай был своеобразным исследователем жизни первобытных народов. Он любил людей и протестовал против тех насилий, какие практиковались европейцами по отношению к этим народам.

В Географическом обществе полвека работал Александр Иванович Воейков (1842-1916 гг.) - один из основоположников климатологии. Воейков много путешествовал. Кроме Кавказа и Средней Азии, он побывал во многих странах Западной Европы, в Северной и Южной Америке, в Японии и Индии. Странствования послужили источником тех обобщений, которые даны в его главном труде «Климаты земного шара, в особенности России». Здесь Воейков устанавливает глубокую связь, имеющуюся между климатом и другими элементами природы. Он рассматривает также влияние отдельных элементов географической среды на климат и обратное влияние климата на эти элементы. Кроме того, Воейков занимался вопросами географии населения и хозяйства. Он обратил внимание на взаимодействие человека и природы, посвятив этим вопросам ряд статей.

Русским географическим обществом были проведены большие работы по изучению Азии и других материков. Общество способствовало развитию физической географии, этнографии и экономической географии, неоднократно рассматривало вопрос о сущности географии, много сделало для распространения географических знаний. Общество вело большую работу на местах, имея в различных частях России филиалы и отделения.

Научная деятельность выдающегося русского ученого Василия Васильевича Докучаева (1846-1903 гг.) протекала вне связи с Географическим обществом, но имела огромное значение для судеб географии в нашей стране. Докучаев был разносторонним исследователем. Его классические научные работы «Русский чернозем», «Наши степи прежде и теперь», «Способы образования речных долин Европейской России», «К учению о зонах природы» и др. касаются различных вопросов геологии, геоморфологии, географии, почвоведения и агрономии. Разнообразие природы нашей страны позволило Докучаеву создать науку о почве и учение о географических зонах. Докучаев показал, что в каждой зоне наблюдаются строго закономерные связи между климатом, материнской породой, почвой, растительностью, животным миром и сельскохозяйственной деятельностью человека. Среди элементов природы Докучаев придавал большое значение почве. Он рассматривал почву как особое естественноисторическое тело, являющееся связующим звеном между живой и мертвой природой и находящееся в тесной связи с той и другой.

Идеи Докучаева имеют большое научное и практическое значение. Сельское хозяйство нашей страны ведется в соответствии с почвенно-климатическими условиями каждой зоны. Учение Докучаева о географических зонах является основой географии.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Просвещение и наука во второй половине XIX века.

"... нельзя быть патриотом сегодняшнего дня, не опираясь при этом на богатейшее наследие наших предков. Знание прошлого Отечества делает человека богаче духом, тверже характером и умнее разумом. История воспитывает в нем необходимое чувство национальной гордости! История требует от нас уважения к себе, как и дедовские могилы, а культура народа всегда зависима от того, насколько народ ценит и знает свое прошлое..." (В.Пикуль. «Ночной полет») План 1. Развитие образования. 2. Успехи естественных наук. 3. Развитие географических знаний. 4. Развитие гуманистических наук. Домашнее задание.

1. Развитие образования 1 / 2 Отмена крепостного права, успехи в экономике во второй половине XIX века не могли не повлечь за собой глубоких сдвигов во всех областях культуры. Для пореформенного периода характерен рост грамотности, развитие просвещения.

Начало развития внешкольного образования (1859) 1 / 2 Получили распространение различные формы внешкольного образования. В 1859 г. в Киеве были организованы первые в России воскресные школы. Затем они появились и в других городах, к 1862 г. их насчитывалось более 300. Эти школы были бесплатными. Программа обучения в них была намного шире, нежели в государственных школах. Учащихся знакомили с основами химии и физики, изучались также география и отечественная история.

Массовое открытие земских школ (1864 - 1874) 1 / 2 Огромную роль в распространении просвещения стали играть земства. Только с 1864 по 1874 г. было открыто почти 10 тыс. земских школ. Правительство отдавало предпочтение церковно-приходским, однако денег на их содержание у государства не хватало. Поэтому земская школа продолжала оставаться самым распространенным типом начальной школы, охватив все губернские и уездные города, а также многие сельские районы. Устный счет. Н.П. Богданов – Бельский. 1895 г.

Основным типом средней школы были гимназии. В 1861 году в России было 85 мужских гимназий, где училось 25 тысяч человек. Спустя четверть века их количество выросло в 3 раза, а гимназистов стало 70 тысяч. В конце 60-х годов XIX века был поднят вопрос о женском образовании. Уже к началу 90-х годов было открыто около 300 женских средних учебных заведений, в них занималось до 75 тысяч девушек. Женщинам было разрешено в качестве вольнослушающих посещать лекции в университетах. Вскоре начали действовать в Петербурге и Москве высшие женские курсы. Гимназии Гимназист

Высшее образование Открываются университеты в Томске, Одессе. Действуют специальные высшие учебные заведения: Медико-хирургическая (Военно-медицинская) академия Технологический, Горный, Путей сообщения, Электротехнический институты

Медико-хирургическая (Военно-медицинская) академия Горный институт Петровская сельскохозяйственная академия

Однако в целом уровень грамотности населения в России оставался одним из самых низких в Европе. По переписи 1897 года Для сравнения: В конце 60х годов По переписи населения 1897 года Для сравнения: в конце 60-х годов

2. Развитие науки и техники Успехи промышленности были тесно связаны с достижениями в различных отраслях науки и техники. Многие открытия русских ученых имели прикладной характер и широко использовались в прикладных целях, став весомым вкладом в мировой технический прогресс. 1867 г. – труд «О средних величинах», в котором дана теорема, лежащая в основе различных вопросов теории вероятностей. Математик и механик и Пафнутий Львович Чебышев

Открытие Столетовым скорости света А.Г. Столетов в 1876 г., измеряя отношение электромагнитных и электростатических единиц, получил значение, близкое к скорости света. Предложение Столетова организовать измерение этой величины, принятое I конгрессом электриков в 1881 г., способствовало утверждению электромагнитной теории света. Физик Александр Григорьевич Столетов

Изобретение Яблочковым дуговой электролампы В 1876 г. П.Н. Яблочков создал дуговую электрическую лампу. Вскоре лампочки Яблочкова осветили улицы и дома многих городов мира. Физик Павел Николаевич Яблочков Свеча Яблочкова

Самолет Можайского В 1881 г. морской офицер А.Ф.Можайский сконструировал первый в мире самолет, правда, его испытания закончились неудачей. Физик Александр Федорович Можайский

Гусеничный трактор Блинова В 1888 г. механик-самоучка Ф.А. Блинов изобрел гусеничный трактор.

Таблица Менделеева Дмитрий Иванович Менделеев Д.И. Менделеев был ученым с разносторонними знаниями и интересами (химия, физика, метрология, воздухоплавания, сельское хозяйство, экономика, просвещение. Всемирную славу ему принесло открытие в 1869 г. периодического закона химических элементов - одного из основных законов естествознания. Периодическая система элементов Менделеева показывает, что химические свойства элементов, т. е. их качества, обусловлены количеством их атомного веса. Тем самым его открытие служит блестящим подтверждением одного из общих законов развития природы - закона перехода количества в качество.

Доклад Попова по радиосвязи Александр Степанович Попов Профессор А.С. Попов разработал генератор электромагнитных колебаний; 25 апреля 1895 г. в Русском физическом обществе продемонстрировал изготовленный им приемник-передатчик. В 1900 г. радиоприемник Попова был использован в практических целях для спасения рыбаков в Финском заливе. За свое открытие ученый был удостоен Большой золотой медали на Всемирной выставке в Париже в 1900 г. Радио Попова

На Всемирной выставке в Париже демонстрировалась коллекция русских почв, собранная Докучаевым 1 / 1 В.В.Докучаев положил начало науке о свойствах различных почв. В 1889 г. на Всемирной выставке в Париже демонстрировались опубликованные труды Докучаева, удостоенные золотой медали. В книге «Наши степи прежде и теперь» ученый изложил план борьбы с засухой, поразившей черноземную полосу России в 1891 г. Этот план предусматривал меры воздействия на природу степей путем посадок лесов. Василий Васильевич Докучаев

Ученые-натуралисты Иван Михайлович Сеченов И.М. Сеченов создал учение о рефлексах головного мозга, осуществив переворот в биологии. Первым доказал единство и взаимную обусловленность психических и телесных явлений, подчеркнув, что мыслительная деятельность это результат работы головного мозга.

Ученые-натуралисты Илья Ильич Мечников И.И. Мечников и Н.Ф. Гамалея организовали первую в России бактериологическую станцию, разработали методы борьбы против бешенства. Николай Федорович Гамалея

Открытие Пржевальским вида дикой лошади (1879) Экспедиция Пржевальского Современным зоологам удалось спасти вымирающий вид - «Лошадь Пржевальского». Это единственная дикая лошадь, сохранившаяся в природе. Она была обнаружена Николаем Пржевальским в 1879 году в пустыне Гоби, в Южной Монголии. В середине ХХ века этих животных оставалось три десятка, и все они жили в неволе. Но отныне существование редкого вида более не находится под угрозой: благодаря успешному разведению дикую лошадь снова выпускают в монгольские степи.

Экспедиции Миклухо-Маклая Николай Николаевич Миклухо-Маклай Н.Н. Миклухо-Маклай посвятил жизнь изучению народов Юго-Восточной Азии, Австралии, островов Тихого океана. Два с половиной года он прожил на северо-восточном берегу Новой Гвинеи, смог завоевать любовь и доверие ее жителей. Совершил два труднейших путешествия во внутренние районы Малакки, побывал на Филиппинах и в Индонезии, жил в Австралии, где основал биологическую станцию. В 1881 г. он разработал проект создания на Новой Гвинее независимого государства - Папуасского Союза, призванного противостоять колонизаторам.

Историческая наука Сергей Михайлович Соловьев С.М. Соловьев-профессор, декан историко-филологического факультета, ректор Московского университета. Автор 29-томной «Истории России с древнейших времен». Принадлежал к государственной школе, считавшей государство движущей силой исторического развития.

Начало научной деятельности Ключевского Василий Осипович Ключевский Ученик С. М. Соловьева В.О. Ключевский в 1882 г. блестяще защитил в Московском университете докторскую диссертацию «Боярская дума Древней Руси». Автор многих исторических исследований и «Курса русской истории», который читал в Московском университете. Большое значение придавал изучению социально-экономических причин исторических событий и явлений. На лекции В. О. Ключевского собирались студенты всех факультетов и как правило они заканчивались под шквал студенческих аплодисментов.

Открытие в Москве Исторического Музея Исторический музей основан в 1872 г., открыт в 1883 г. Представляет собой крупнейшее хранилище памятников отечественной истории и культуры. Московская Городская Дума отдала свой собственный участок – под возведение музея.

Открытие Эрмитажа для посещений С середины XIX века растёт число музеев. Помимо художественных и естественнонаучных, открываются промышленные, мемориальные, сельскохозяйственные и краеведческие музеи. В 1865 году доступным для посещения стал Эрмитаж с его богатейшими коллекциями западноевропейского искусства, в конце века учрежден первый художественный государственный музей России - Русский музей. В провинции также открываются музеи и картинные галереи и проводятся промышленные, художественные и торговые выставки.

Домашнее задание: Составить таблицу «Достижения науки во второй половине XIX века» в тетради. НАУКА ОТКРЫТИЯ И ДОСТИЖЕНИЯ (Кто? Что? Когда?) математика физика химия биология география история 2. Параграф 36.

Спасибо за внимание!