Меню
Бесплатно
Главная  /  Чесотка  /  Россия испытала гиперзвуковой боевой блок для мбр "сармат". СМИ: Россия испытала гиперзвуковой летательный аппарат Российские гиперзвуковые аппараты

Россия испытала гиперзвуковой боевой блок для мбр "сармат". СМИ: Россия испытала гиперзвуковой летательный аппарат Российские гиперзвуковые аппараты

Желание создать как можно более быструю военную технику – это ключевая цель для любого государства, ведь только высокие скорости являются гарантией преодоления средств воздушной защиты. По этой причине технологии гиперзвукового оружия активно осваивались еще в гитлеровской Германии. Позже они перекочевали к союзникам, которые продолжили выдающие разработки.

Однако только в последние десятилетия технологии позволили сделать качественный шаг вперед. Для России это выражено в секретном проекте Ю-71 – гиперзвуковом летательном аппарате.

История создания гиперзвукового оружия

Гиперзвуковое оружие получило максимальное свое развитие в период «Холодной войны». Как и многие выдающиеся военные проекты человечества, принципиально новые технологии создавались в условиях конкуренции между США и СССР. Первые попытки превзойти скорость звука (а именно преодолеть барьер в 1234,8 км/ч) не привели к серьезным достижениям. Но и нельзя не отметить, что задачи ставились почти невыполнимые даже для таких мощных держав.

Об этих проектах известно не так много, но дошли некоторые сведения, что, например, в СССР перед конструкторами стояла задача сделать:

  • самолет, который смог бы развить скорость как минимум в 7000 км/ч;
  • надежную конструкцию, чтобы использовать технику много раз;
  • управляемый самолет, чтобы максимально затруднить возможность его обнаружения и ликвидации;
  • наконец, превзойти аналогичную разработку штатов – X-20 Dyna Soar.

Но во время испытаний стало понятно, что даже подняться в воздух с близкими скоростями и необходимой конструкцией не получается, и Советский Союз закрыл проект.

К счастью для руководства СССР, американцы также не достигли продвижения: лишь немногочисленное количество раз гиперзвуковой летательный аппарат поднимался на суборбитальную высоту, но в большинстве ситуаций терял управление и разбивался.

Развитие сверхзвуковых технологий в 21 веке

Гиперзвуковые технологии тесно переплетаются в двух разных направлениях: создании баллистических и управляемых ракет или конструировании полноценного летательного аппарата.

И если ракеты, превышающие скорость звука в несколько раз уже успешно создаются и даже участвуют в военных действиях, то летательные аппараты требуют поистине гениальных конструкторских решений. Основная загвоздка заключается в том, что перегрузки на высоких скоростях при маневрах измеряются даже не десятками, а сотнями g. Спланировать такие нагрузки и обеспечить технике надежность - довольно сложная задача.

Технологии не стоят на месте, поэтому в 21 веке в России был реализован проект «4202», который часто упоминается как Ю-71 - гиперзвуковой летательный аппарат.

Он вырос на основе развития гиперзвуковых технологий в ракетах.

О разработке известно очень мало, ведь подобные работы велись и ведутся не только в СССР, а затем России, но и США, а также Китае, Британии, Франции. Желание ведущих мировых держав сохранить сложные и дорогостоящие открытия в секрете, вполне понятны, так как с гиперзвуковой техникой будет достигнуто серьезное военное превосходство.


Известно, что первые успехи были достигнуты еще в СССР, в 1991 году. Тогда в воздух успешно поднялся летательный аппарат «Холод». Запускался аппарат на базе зенитно-ракетного комплекса С-200, с помощью ракеты 5B28. У инженеров получилось осуществить управляемый полет и развить скорость в 1900 км/ч. После этого возможности только расширялись, но в 1998 году испытания прекратили. Причина оказалась прозаичной - разразившийся в стране кризис.

С учетом высокой секретности информации, достоверных источников не так много.

Однако в зарубежной прессе приводятся такие сведения, что в 20-2010 гг. Россия вновь приступила к разработке гиперзвуковых проектов. Задачи ставились такие:

  1. Опережающими темпами создавать баллистические и управляемые ракеты для гарантированного преодоления любых известных средств перехвата до достижения цели.
  2. Разработать ракетные комплексы со скоростью ракет, превышающей скорость звука до 13 раз.
  3. Провести испытания летательного аппарата со средствами доставки ядерного и не ядерного вооружения.

Основная причина разработки такого вооружения базировалась на том, что аналогичный проект американцев Prompt Global Strike разрабатывался для базирования на кораблях и самолетах, чтобы гарантировано поражать любую точку планеты за 1 час. Естественно, Россия должна была ответить таким же оружием, потому что ни одна страна не располагает средствами перехвата, способными работать по целям с такой высокой скоростью.

Самые известные факты о секретном оружии России - Ю-71

Уже на старте работ идеи проекта «4202» серьезно опережали свое время, так как главным конструктором был гениальный Глеб Лозино-Лозинский. Но создать полноценный летательный аппарат смогли гораздо позже, уже в России.

По данным зарубежных источников, испытания глайдера, а именно летательного аппарата Ю-71 прошли не в начале 2015 года, как говорит военное руководство России. Есть сведения, что уже в 2004 году на Байконуре проводились запуски предположительно нового гиперзвукового глайдера. Подтверждает эту версию то, что в 2012 году на одном из оборонных предприятий страны в городе Реутов было озвучено новогоднее поздравление, где сотрудникам объявили, что проект «4202» является ключевым на ближайшее время.

В целом, российский сверхзвуковой самолет Ю-71 крайне сложно сбить и даже отследить. Поэтому много информации сокрыто для обывателей. По имеющимся сведениям, Ю-71 отличается следующими характеристиками:

  1. Гиперзвуковой летательный аппарат стартует с околоземной орбиты. Туда он доставляется ракетами типа УР-100Н УТТХ. На уровне мнений говорится о том, что в дальнейшем за доставку будет отвечать новейшая ракета «Сармат» МБР РС-28.
  2. Максимальная зафиксированная скорость Ю-71 оценивается в 11200 км/ч. Эксперты утверждают, что аппарат способен маневрировать на завершающей части траектории. Но даже без этой способности он остается не досягаемым для средств ПВО и ПРО из-за высокой скорости. По заверениям российских военных, Ю-71 может маневрировать по высоте и курсу с момента старта на околоземной орбите.
  3. Ю-71 может выходить в космос, чем становится еще более незаметным для большинства средств обнаружения.
  4. Считается, что с момента запуска глайдер может за 40 минут долететь до Нью-Йорка, неся на борту ядерные боеголовки.
  5. Гиперзвуковые модули отличаются очень большой массой, поэтому военное руководство рассматривает возможность доставки на околоземную орбиту сразу несколько Ю-71 более мощными ракетами, чем используются сейчас.
  6. Глайдер имеет 3 отсека с различным оборудованием и вооружением.
  7. Существует мнение, что Россия приступает к активному производству проекта Ю-71. Так, предположительно ПО «Стрела» под Оренбургом полностью технически перестраивается для сборки гиперзвукового вооружения.

Единственными сведениями, которые называются точными, это развиваемая летательным аппаратом скорость и способность маневрировать в полете.


Остальная информация держатся в секрете. Но уже понятно, что Россия готова адекватно ответить в гиперзвуковой гонке.

Конкуренты Ю-71

Гиперзвуковые технологии – предмет работы ведущих мировых держав. Некоторые добились серьезных достижений, для кого-то расходы оказались большими или не получилось вытянуть крайне технологичные проекты. Главными конкурентами России сегодня называются США и Китай.

Конкуренты Описание
1.Глайдер Advanced Hypersonic Weapon (США). Летательный аппарат AHW стал частью программы Prompt Global Strike. Технические стороны сокрыты под семью печатями.
Известно только, что глайдер развивает до 8 махов скорости (10 000 км/ч).
Первые испытания у него признаны успешными, а во время вторых взорвалась ракета-носитель. Так что можно уверенно говорить, что работы за океаном еще не закончены.
2.Глайдер WU-14 (КНР). Большие устремления КНР направлены на создание гиперзвуковых баллистических и крылатых ракет. Но разрабатывается также и глайдер WU-14.
Известно, что он развивает до 10 махов (чуть больше 12000 км/ч).
В некоторых источниках также приводится информация, что китайцы работают над собственным прямоточным гиперзвуковым двигателем специально для прямого запуска глайдера с самолетов.

Человечество в 21 веке вплотную подобралось к гиперзвуковому оружию.


Если верить утечкам информации, то Россия может быстрее остальных заявить о финальной стадии, а именно принятии на вооружение таких технологий. Это принесет ощутимое преимущество в военном плане.

Перспективы российского Ю-71

По некоторым сведениям, Ю-71 прошел испытания и готовится к серийному выпуску. Хоть проект и секретный, в ряде источников указывается, что к 2025 году Россия будет располагать 40 такими глайдерами с ядерными боеголовками.

Пусть запуски Ю-71 дорогостоящие, использовать аппарат можно для разных целей. Называется и способность в кратчайшие сроки доставить боезаряд в любую точку планеты, и, например, транспортировка продовольствия, снабжения.

Ю-71 за счет маневренности можно применять как штурмовик или бомбардировщик в глубоком тылу противника.

Размещаться Ю-71 будет, скорее всего, под Оренбургом, в тылу, так как самая уязвимая часть полета - старт и достижение орбиты. После отделения глайдера от ракеты, отследить его движение и, тем более, сбить, становится невозможным для современных систем ПРО или ПВО.

Видео

Пуск МБР "Стилет" / Фото: ТАСС, Сергей Казак

В России успешно проведены вторые в текущем году испытания гиперзвукового летательного аппарата (ГЛА), предназначенного для оснащения существующих и перспективных межконтинентальных баллистических ракет (МБР), сообщил в пятницу "Интерфаксу-АВН" источник, знакомый с ситуацией.

«Цель пуска - очередное испытание гиперзвукового боевого блока, предназначенного для оснащения перспективной МБР "Сармат"»

"Пуск был осуществлён 25 октября в Оренбургской области с позиционного района Домбаровского соединения Ракетных войск стратегического назначения (РВСН). Цель пуска - очередное испытание гиперзвукового боевого блока, предназначенного для оснащения перспективной МБР "Сармат", - сказал собеседник агентства.

По его словам, "испытания прошли успешно".

"Предыдущие успешные испытания имели место в апреле текущего года. Таким образом, это второй полностью успешный пуск гиперзвукового блока, получившего в прессе название "объект 4202", - сказал собеседник агентства.

Он уточнил, что перспективный гиперзвуковой летательный аппарат (ГЛА) способен лететь со скоростью шесть Махов. Один Мах соответствует скорости звука - примерно 300 метров в секунду или 1 тыс. 224 км/ч.() ГЛА испытывался путём пуска (по западной классификации - "Стилет"), пояснил источник.

Ранее сообщалось, что в России ведется опытно-конструкторская работа (ОКР) под шифром "4202" по разработке и созданию ГЛА, предназначенного для гарантированного преодоления существующих и перспективных систем ПРО. Эту ОКР ведет НПО машиностроения из подмосковного Реутова.

Эксперт в сфере ракетной техники ранее сообщил "Интерфаксу-АВН", что "если у России появится летательный аппарат, который уже получил известность как "объект 4202", способный на гиперзвуковой скорости совершать манёвры по тангажу (вертикальная плоскость) и рысканию (горизонтальная плоскость), наша страна получит возможность решить задачу гарантированного преодоления любой перспективной системы ПРО".

По его оценке, перспективный российский гиперзвуковой летательный аппарат "позволит нивелировать боевой потенциал глобальной противоракетной обороны США и, по сути, сделает её бессмысленной".

Техническая справка

Россия сможет ограничить эффективность системы ПРО США при помощи гиперзвукового летательного аппарата Ю-71, испытания которого сейчас ведутся, пишет американское издание Washington Times. Новое оружие сможет нести ядерный заряд со скоростью в 10 раз превышающую скорость звука.



Предполагаемый вид Ю-71 / Изображение: nampuom-pycu.livejournal.com

В обстановке строжайшей секретности Россия испытывает новый гиперзвуковой маневрирующий летательный аппарат Ю-71, который будет способен нести ядерные боеголовки со скоростью в 10 раз превышающую скорость звука, сообщает американское издание Washington Times. Кремль разрабатывает подобные устройства, чтобы преодолеть противоракетную оборону США, со ссылкой на газету отмечает ИноТВ.() Ю-71 (Yu-71) был в разработке несколько лет. Последние испытания летательного аппарата прошли в феврале 2015 года. Пуск состоялся с полигона «Домбаровский» под Оренбургом. Раньше о нем чисто предположительно сообщалось на других западных источниках, сейчас же этот пуск подтвержден новыми аналитиками. Издание ссылается на выпущенный в июне доклад известного западного военно-аналитического центра Jane’s.

Ранее в открытых источниках данное обозначение — Ю-71 - не фигурировало.



Ю-71 - гиперзвуковой летательный аппарат / Фото: azfilm.ru

Как пишет The WashingtonFree Beacon, летательный аппарат является частью секретного российского проекта со созданию некоего объекта 4202. Аналитики утверждают, что февральский запуск был произведен с помощью ракеты УР-100Н УТТХ, в котором объект 4202 служил головной частью, и закончился неудачно.

Возможно, под таким индексом обозначаются разрабатываемые модификации гиперзвуковых маневрирующих ядерных боеголовок, которыми вот уже несколько лет оснащаются российские МБР. Данные блоки после отделения от ракеты-носителя способны менять траекторию полета по высоте и курсу и как результат успешно обходить как действующие, так и перспективные системы ПРО.

Это даст России возможность наносить высокоточные удары по выбранным целям, а в сочетании с возможностями своей системы противоракетной обороны Москва будет способна успешно поражать цель только одной ракетой.

24 гиперзвуковых летательных аппарата с ядерными боеголовками будут размещены на полигоне Домбаровский с 2020 по 2025 год, уверены в военно-аналитическом центре Jane’s Information Group. К тому времени у Москвы уже появится новая межконтинентальная баллистическая ракета, способная нести Ю-71, пишет издание.

Скорость гиперзвуковых летательных аппаратов достигает 11 200 км/ч, а непредсказуемая манёвренность делает задачу по их пеленгу практически невыполнимой, подчёркивает Washington Times.

Ю-71 — гиперзвуковой летательный аппарат / Фото: azfilm.ru

В неутихающих дискуссиях по поводу создания в России гиперзвукового летательного аппарата (ГЗЛА) появились новые данные.

«Предполагается, что Ю-71 будут использоваться в качестве боевого оснащения новой межконтинентальной баллистической ракеты «Сармат» и не исключается, что один из вариантов гиперзвукового аппарата может быть адаптирован для перспективного стратегического бомбардировщика ПАК ДА"

Генеральный директор ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» («КТРВ») Борис Обносов хоть и косвенно, но подтвердил изданию «ВПК.name» ведение разработок по проекту, известному, как «объект 4202».

Глава «КТРВ» назвал тему по «4202» закрытой и дал понять, что для создания такого оружия нужна системная работа, которая ведется в этом направлении.

«О гиперзвуке все вы прекрасно знаете из средств массовой информации. Этим занимаются Китай, Индия, Франция, США и конечно Россия, — пояснил Б. Обносов. — У нас в этом отношении немалый исторический опыт».

Борис Обносов / Фото: aprpress.com Автор публикации отметил, что короткий комментарий был получен еще в ходе работы салона МАКС-2015, но повод для его обнародования появился лишь после недавних сообщений об очередном успешном испытании гиперзвукового аппарата китайскими военными.

Запуск секретного оружия КНР отслеживался Пентагоном. По информации его представителей, летательный аппарат DF-ZF был запущен баллистической ракетой с полигона Учжай в центральной китайской провинции Шаньси. Он отделился от носителя на границе атмосферы, а затем спланировал на цель, расположенную в нескольких тысячах километров от места пуска. Это испытание стало шестым по счету в КНР.

Сведения об испытании ГЗЛА в России также периодически «просачиваются». Так, в июле прошлого года американское издание The Washington Free Beacon (WFB) со ссылкой на доклад аналитиков британского издания Jane’s Intelligence Review сообщило, что РФ провела запуск аппарата Ю-71 на околоземной орбите, куда он был доставлен межконтинентальной баллистической ракетой (МБР) УР-100 Н (по классификации НАТО SS-19 «Стилет»). Ее старт был произведен с позиционного района Домбаровского соединения РВСН в Оренбургской области. Эксперты утверждают, что Россия занимается созданием экспериментального аппарата с 2009 года. Целью сверхсекретной программы «4202» является получение сверхнового стратегического ударного вооружения, которое значительно увеличит возможности РВСН. Ю-71 может комплектоваться как конвенциональным, так и ядерным зарядом. Траекторию гиперзвукового аппарата нельзя просчитать, так как он летит со скоростью свыше 11 тысяч километров в час (7 тысяч миль в час) и может маневрировать. Эти особенности делают практически невозможным перехват ГЗЛА элементами противовоздушной или противоракетной обороны. Говоря о «немалом историческом опыте» Борис Обносов подразумевал наработки СССР, которому удалось максимально приблизится к практическому созданию гиперзвукового летательного аппарата. В конце 1980-х в МКБ «Радуга», который ныне входит в состав ОАО «КТРВ», был разработан гиперзвуковой экспериментальный летательный аппарат (ГЭЛА), обозначавшийся также индексом «Х-90». По конструкции он представлял собой крылатую ракету с раскладным треугольным крылом и фюзеляжем, где располагался прямоточный двигатель. При стартовой массе 15 тонн ракета Х-90 могла разгоняться до скорости не менее 4,5 М (1 Мах =1225 километров/час). По достоверным, но официально не подтвержденным данным, Х-90 в конце 1980-х запустили с самолета-носителя, и ракета достигла расчетной скорости. По данным «ВПК.name» в «КТРВ» на сегодняшний день освоены полеты со скоростью 3,5 — 4 М. Но при переходе на скорости в 6-7-8 М возникает ряд проблем с двигательной установкой.() «Мы ищем решения, и они появляются. У нас в этом вопросе есть продвижение, в том числе в МКБ «Радуга», НПО «Машиностроение», на головной площадке», — сказал Б. Обносов. Стоит отметить, что на Международном авиакосмическом салоне МАКС 2015 Центральный институт авиационного моторостроения (ЦИАМ) представил гиперзвуковой двигатель, способный разогнать летательный аппарат до 9000 километров в час. ЦИАМ обладает крупнейшим в Европе стендом, позволяющим воспроизводить условия полета на скоростях 5-7,5 М — 6125-9187 километров/час. Сотрудники института изготовили модуль работающего на водородном топливе гиперзвукового двигателя. В ходе его испытаний, при имитации на стенде условий, соответствующих полетному числу М=7,4, была зарегистрирована положительная тяга. К слову, по сведениям западных аналитиков, российский аппарат Ю-71 был разработан в конце 2000-х годов и четырежды проходил испытания. Первый тестовый запуск состоялся в декабре 2011 года, второй — в сентябре 2013-го, третий — в 2014-м, четвертый — в 2015-м. Эти даты эксперты называют на основе ряда документов, касающихся строительства новых военных объектов. Предполагается, что Ю-71 будут использоваться в качестве боевого оснащения новой межконтинентальной баллистической ракеты «Сармат». Не исключается также, что один из вариантов гиперзвукового аппарата может быть адаптирован для перспективного стратегического бомбардировщика ПАК ДА.() Об этом в специальном проекте «РГ» «Русское оружие» сообщает Тимур Алимов .

Россия сможет ограничить эффективность системы ПРО США при помощи гиперзвукового летательного аппарата Ю-71, испытания которого сейчас ведутся, пишет американское издание Washington Times. Новое оружие сможет нести ядерный заряд со скоростью в 10 раз превышающую скорость звука.



Предполагаемый вид Ю-71 / Изображение: nampuom-pycu.livejournal.com

В обстановке строжайшей секретности Россия испытывает новый гиперзвуковой маневрирующий летательный аппарат Ю-71, который будет способен нести ядерные боеголовки со скоростью в 10 раз превышающую скорость звука, сообщает американское издание Washington Times. Кремль разрабатывает подобные устройства, чтобы преодолеть противоракетную оборону США, со ссылкой на газету отмечает ИноТВ.() Ю-71 (Yu-71) был в разработке несколько лет. Последние испытания летательного аппарата прошли в феврале 2015 года. Пуск состоялся с полигона «Домбаровский» под Оренбургом. Раньше о нем чисто предположительно сообщалось на других западных источниках, сейчас же этот пуск подтвержден новыми аналитиками. Издание ссылается на выпущенный в июне доклад известного западного военно-аналитического центра Jane’s.

Ранее в открытых источниках данное обозначение — Ю-71 — не фигурировало.

Как пишет The WashingtonFree Beacon, летательный аппарат является частью секретного российского проекта со созданию некоего объекта 4202. Аналитики утверждают, что февральский запуск был произведен с помощью ракеты УР-100Н УТТХ, в котором объект 4202 служил головной частью, и закончился неудачно.

Возможно, под таким индексом обозначаются разрабатываемые модификации гиперзвуковых маневрирующих ядерных боеголовок, которыми вот уже несколько лет оснащаются российские МБР. Данные блоки после отделения от ракеты-носителя способны менять траекторию полета по высоте и курсу и как результат успешно обходить как действующие, так и перспективные системы ПРО.

Это даст России возможность наносить высокоточные удары по выбранным целям, а в сочетании с возможностями своей системы противоракетной обороны Москва будет способна успешно поражать цель только одной ракетой.

24 гиперзвуковых летательных аппарата с ядерными боеголовками будут размещены на полигоне Домбаровский с 2020 по 2025 год, уверены в военно-аналитическом центре Jane’s Information Group. К тому времени у Москвы уже появится новая межконтинентальная баллистическая ракета, способная нести Ю-71, пишет издание.

Скорость гиперзвуковых летательных аппаратов достигает 11 200 км/ч, а непредсказуемая манёвренность делает задачу по их пеленгу практически невыполнимой, подчёркивает Washington Times.

МОСКВА, ОРУЖИЕ РОССИИ, Станислав Закарян www.arms-expo.ru

Обычный пассажирский самолет летает со скоростью порядка 900 км/час. Реактивный военный истребитель может развивать примерно втрое большую скорость. Однако современные инженеры из РФ и других стран мира активно разрабатывают еще более скоростные машины — гиперзвуковые самолеты. В чем специфика соответствующих концепций?

Критерии гиперзвукового самолета

Что такое гиперзвуковой самолет? Под таковым принято понимать аппарат, способный летать со скоростью, многократно превышающий таковую для звука. Подходы исследователей к определению конкретного ее показателя разнятся. Распространена методология, по которой самолет следует считать гиперзвуковым, если он кратно превышает скоростные показатели самых быстрых современных сверхзвуковых аппаратов. Которые составляют порядка 3-4 тыс. км/ч. То есть гиперзвуковой самолет, если придерживаться данной методологии, должен развивать скорость от 6 тыс. км/ч.

Беспилотные и управляемые аппараты

Подходы исследователей могут разниться также в аспекте определения критериев отнесения того или иного аппарата к самолетам. Есть версия, что к таковым правомерно относить только те машины, которые управляются человеком. Есть точка зрения, по которой самолетом также можно считать и беспилотный аппарат. Поэтому некоторые аналитики классифицируют машины рассматриваемого типа на те, что подлежат управлению человеком, и те, которые функционируют автономно. Подобное деление может быть оправдано, поскольку беспилотные аппараты могут обладать намного более внушительными техническими характеристиками, например, в части перегрузок и скорости.

Вместе с тем многие исследователи рассматривают гиперзвуковые самолеты как единую концепцию, для которой ключевой показатель — скорость. Неважно, сидит ли за штурвалом аппарата человек либо машина управляется роботом — главное, чтобы самолет был в достаточной мере быстрым.

Взлет — самостоятельный или с посторонней помощью?

Распространена классификация гиперзвуковых летательных аппаратов, в основе которой — отнесение их к категории тех, что способны взлетать самостоятельно, либо тех, которые предполагают размещение на более мощном носителе — ракете либо грузовом самолете. Есть точка зрения, по которой к аппаратам рассматриваемого типа правомерно относить главным образом те, что способны взлетать самостоятельно либо при минимальном задействовании иных типов техники. Однако те исследователи, которые считают, что основной критерий, характеризующий гиперзвуковой самолет, — скорость, должен быть первостепенным при любой классификации. Будь то отнесение аппарата к беспилотным, управляемым, способным взлетать самостоятельно либо с помощью других машин — если соответствующий показатель достигает указанных выше значений, то значит, речь идет о гиперзвуковом самолете.

Основные проблемы гиперзвуковых решений

Концепциям гиперзвуковых решений — много десятилетий. На протяжении всех лет разработки соответствующего типа аппаратов мировые инженеры решают ряд существенных проблем, объективно мешающих поставить выпуск «гиперзвука» на поток — подобно организации производства турбовинтовых самолетов.

Основная сложность в конструировании гиперзвуковых самолетов — создание двигателя, способного быть в достаточной мере энергоэффективным. Другая проблема — выстраивание необходимой аппарата. Дело в том, что скорость гиперзвукового самолета в тех значениях, что мы рассмотрели выше, предполагает сильный нагрев корпуса за счет трения об атмосферу.

Сегодня мы рассмотрим несколько образцов удачных прототипов летательных аппаратов соответствующего типа, разработчики которых смогли значительно продвинуться вперед в части успешного решения отмеченных проблем. Изучим теперь наиболее известные мировые разработки в части создания гиперзвуковых летательных аппаратов рассматриваемого типа.

от Boeing

Самый быстрый гиперзвуковой самолет в мире, как считают некоторые эксперты, это американский Boeing X-43A. Так, в ходе тестирования данного аппарата было зафиксировано, что он достигал скорости, превышающей 11 тыс. км/час. То есть примерно в 9,6 раза быстрее

Чем особенно примечателен гиперзвуковой самолет X-43A? Характеристики данного летательного аппарата таковы:

Предельная скорость, зафиксированная на тестах, - 11 230 км/час;

Размах крыльев - 1,5 м;

Длина корпуса - 3,6 м;

Двигатель - прямоточный, Supersonic Combustion Ramjet;

Топливо - атмосферный кислород, водород.

Можно отметить, что рассматриваемый аппарат относится к самым экологичным. Дело в том, что используемое топливо практически не предполагает выделения вредных продуктов горения.

Гиперзвуковой самолет X-43A был разработан совместными усилиями инженеров NASA, а также компаний Orbical Science Corporation и Minocraft. создавался порядка 10 лет. В его разработку было вложено около 250 млн. долларов. Концептуальная новизна рассматриваемого самолета в том, что он был задуман с целью испытания новейшей технологии обеспечения работы двигательной тяги.

Разработка от Orbital Science

Компания Orbital Science, которая, как мы отметили выше, приняла участие в создании аппарата X-43A, успела также создать свой гиперзвуковой самолет — X-34.

Его предельная скорость — более 12 тыс. км/ч. Правда, в ходе практических тестов она не была достигнута — более того, не удалось достичь показателя, который показан самолетом X43-A. Рассматриваемый летательный аппарат ускоряется при задействовании ракеты «Пегас», функционирующей на твердом топливе. Машина X-34 была впервые испытана в 2001 году. Рассматриваемый самолет ощутимо больше аппарата от Boeing — его длина составляет 17,78 м, размах крыльев — 8,85 м. Максимальная высота полета гиперзвуковой машины от Orbical Science — 75 километров.

Летательный аппарат от North American

Еще один известный гиперзвуковой самолет — X-15, выпущенный компанией North American. Данный аппарат аналитики относят к экспериментальным.

Он оснащен что дает повод некоторым экспертам не относить его, собственно, к классу самолетов. Однако наличие ракетных двигателей позволяет аппарату, в частности, совершать Так, во время одного из испытаний в таком режиме он был протестирован пилотами. Предназначение аппарата X-15 — исследование специфики гиперзвуковых полетов, оценка тех или иных конструкторских решений, новых материалов, особенностей управления подобными машинами в различных слоях атмосферы. Примечательно, что была утверждена еще в 1954 году. Летает X-15 со скоростью более 7 тыс. км/час. Дальность его полета — более 500 км, высота превышает 100 км.

Самые быстрые серийные самолеты

Изученные нами выше гиперзвуковые аппараты фактически относятся к категории исследовательских. Полезно будет рассмотреть некоторые серийные образцы самолетов, приближенных по характеристикам к гиперзвуковым или являющихся (по той или иной методологии) ими.

В числе подобных машин — американская разработка SR-71. Данный самолет некоторые исследователи не склонны относить к гиперзвуковым, поскольку его предельна скорость составляет порядка 3,7 тыс. км/час. В числе наиболее примечательных его характеристик — взлетная масса, которая превышает 77 тонн. Длина аппарата — более 23 м, размах крыльев — более 13 м.

Одним из самых быстрых военных самолетов считается российский МиГ-25. Аппарат может развивать скорость более 3,3 тыс. км/ч. Максимальный взлетный вес российского самолета — 41 тонна.

Таким образом, на рынке серийных решений, приближенных по характеристикам к гиперзвуковым, РФ — в числе лидеров. Но что можно сказать о российских разработках в части «классических» гиперзвуковых самолетов? Способны ли инженеры из РФ создать решение, конкурентное машинам от Boeing и Orbital Scence?

Российские гиперзвуковые аппараты

В данный момент российский гиперзвуковой самолет находится в стадии разработки. Но идет она достаточно активно. Речь идет о самолете Ю-71. Его первые испытания, судя по сообщениям в СМИ, были проведены в феврале 2015 года под Оренбургом.

Предполагается, что самолет будет использоваться в военных целях. Так, гиперзвуковой аппарат сможет при необходимости осуществлять доставку поражающих средств на значительные расстояния, вести мониторинг территории, а также задействоваться как элемент штурмовой авиации. Некоторые исследователи полагают, что в 2020-2025 гг. в РВСН поступит порядка 20 самолетов соответствующего типа.

В СМИ есть сведения о том, что рассматриваемый гиперзвуковой самолет России будет размещаться на баллистической ракете «Сармат», которая также находится на стадии проектирования. Некоторые аналитики считают, что разрабатываемый гиперзвуковой аппарат Ю-71 — это не что иное, как боеголовка, которая должна будет отделяться от баллистической ракеты на конечном участке полета, чтобы затем, благодаря высокой, характерной для самолета маневренности, преодолевать системы ПРО.

Проект «Аякс»

В числе наиболее примечательных проектов, связанных с разработкой гиперзвуковых самолетов, — «Аякс». Изучим его подробнее. Гиперзвуковой самолет «Аякс» — концептуальная разработка советских инженеров. В научной среде разговоры о ней начались еще в 80-е годы. В числе наиболее примечательных характеристик — наличие системы тепловой защиты, которая призвана защищать корпус от перегрева. Таким образом, разработчики аппарата «Аякс» предложили решение одной из «гиперзвуковых» проблем, обозначенных нами выше.

Традиционная схема тепловой защиты летательных машин предполагает размещение на корпусе особых материалов. Разработчики «Аякса» предложили иную концепцию, по которой предполагалось не защищать аппарат от внешнего нагрева, а впускать тепло внутрь машины, одновременно увеличивая ее энергоресурс. Основным конкурентом советского аппарат считался гиперзвуковой самолет «Аврора», создаваемый в США. Однако в связи с тем, что конструкторы из СССР существенно расширили возможности концепции, на новую разработку был возложен самый широкий круг задач, в частности, исследовательских. Можно сказать, что «Аякс» — гиперзвуковой многоцелевой самолет.

Рассмотрим более подробно технологические новшества, предложенные инженерами из СССР.

Итак, советские разработчики «Аякса» предложили использовать тепло, возникающее как результат трения корпуса самолета об атмосферу, преобразовывать в полезную энергию. Технически это могло быть реализовано посредством размещения на аппарате дополнительных оболочек. В результате формировалось что-то вроде второго корпуса. Его полость предполагалось заполнить неким катализатором, например, смесью горючего материала и воды. Теплоизолирующий слой, изготовленный из твердого материала, в «Аяксе» предполагалось заменить на жидкостный, который, с одной стороны, должен был защищать двигатель, с другой — способствовал бы каталитической реакции, которая, между тем, могла сопровождаться эндотермическим эффектом — перемещением тепла с наружной части корпуса внутрь. Теоретически охлаждение внешних частей аппараты могло быть каким угодно. Избыточное тепло, в свою очередь, предполагалось задействовать с целью повышения эффективности работы двигателя самолета. При этом данная технология позволяла бы генерировать вследствие реакции топлива и виды свободный водород.

В данный момент доступные широкой публике сведения о продолжении разработки «Аякса» отсутствуют, однако исследователи считают весьма перспективным внедрение советских концепций в практику.

Китайские гиперзвуковые аппараты

Конкурентом России и США на рынке гиперзвуковых решений становится Китай. В числе самых известных разработок инженеров из КНР — летательный аппарат WU-14. Он представляет собой гиперзвуковой управляемый планер, размещаемый на баллистической ракете.

МБР запускает летательный аппарат в космос, откуда машина резко пикирует вниз, развивая гиперзвуковую скорость. Китайский аппарат может монтироваться на разных МБР, обладающих дальностью от 2 до 12 тыс. км. Установлено, что в ходе тестов аппарат WU-14 смог развить скорость, превышающую 12 тыс. км/ч, превратившись, таким образом, в самый быстрый гиперзвуковой самолет по версии некоторых аналитиков.

Вместе с тем многие исследователи считают, что китайскую разработку не вполне правомерно относить к классу самолетов. Так, распространена версия, по которой аппарат следует классифицировать именно как боеголовку. Причем весьма эффективную. При полете вниз с отмеченной скоростью даже самые современные системы ПРО не смогут гарантировать перехвата соответствующей цели.

Можно отметить, что разработками гиперзвуковых аппаратов, задействуемых в военных целях, занимаются также Россия и США. При этом российская концепция, по которой предполагается создавать машины соответствующего типа, значительно отличается, как свидетельствуют данные в некоторых СМИ, от технологических принципов, реализуемых американцами и китайцами. Так, разработчики из РФ концентрируют усилия в области создания летательных аппаратов, оснащенных прямоточным двигателем, способных запускаться с земли. Россия планирует сотрудничество в этом направлении с Индией. Гиперзвуковые аппараты, создаваемые по российской концепции, как считают некоторые аналитики, характеризуются меньшей стоимостью и более широкой областью применения.

Вместе с тем гиперзвуковой самолет России, о котором мы сказали выше (Ю-71), предполагает, как считают некоторые аналитики, как раз-таки размещения на МБР. Если этот тезис окажется верным, то можно будет говорить о том, что инженеры из РФ работают сразу по двум популярным концептуальным направлениям в строительстве гиперзвуковых летательных аппаратов.

Резюме

Итак, вероятно, самый быстрый гиперзвуковой самолет в мире, если говорить о летательных аппаратах безотносительно их классификации, это все же китайский аппарат WU-14. Хотя нужно понимать, что реальные сведения о нем, в том числе касающиеся испытаний, могут быть засекречены. Это вполне соответствует принципам китайских разработчиков, которые часто во что бы то ни стало стремятся сохранить свои военные технологии в тайне. Скорость самого быстрого гиперзвукового самолета — более 12 тыс. км/ч. Его «догоняет» американская разработка X-43A — многие эксперты считают самым скоростным именно его. Теоретически гиперзвуковой самолет X-43A, а также китайский WU-14 может догнать разработка от Orbical Science, рассчитанная на скорость более 12 тыс. км/ч.

Характеристики российского самолета Ю-71 пока что не известны широкой публике. Вполне возможно, что они будут приближены к параметрам китайского летательного аппарата. Российские инженеры также ведут разработки по гиперзвуковому самолету, способному взлетать не на базе МБР, а самостоятельно.

Текущие проекты исследователей из России, Китая и США так или иначе связаны с военной сферой. Гиперзвуковые самолеты, безотносительно их возможной классификации, рассматриваются в первую очередь как носители вооружений, скорее всего, ядерных. Однако в работах исследователей из различных стран мира встречаются тезисы о том, что «гиперзвук», подобно атомным технологиям, вполне может быть мирным.

Дело за появлением доступных и надежных решений, позволяющих организовать серийное производство машин соответствующего типа. Использование подобных аппаратов возможно в самом широком спектре отраслей хозяйственного развития. Наибольшую востребованность гиперзвуковые летательные аппараты, вероятно, найдут в космической и исследовательской индустрии.

По мере удешевления технологий производства соответствующих машин заинтересованность в инвестировании в подобные проекты могут начать проявлять транспортные бизнесы. Промышленные корпорации, поставщики различных сервисов могут начать рассматривать «гиперзвук» как инструмент повышения конкурентоспособности бизнеса в части организации международных коммуникаций.

Этот сверхсекретный летательный аппарат, ограниченные сведения о котором стали появляться в прессе под названием Ю-71, является частью проекта 4202, связанного с отечественной ракетной программой. Из более-менее достоверных сведений о нем: он способен развивать скорость свыше 11 тысяч километров в час, обладает сверхманевренностью, использует планирующий тип полета (отсюда и название глайдер) и способен при маневрировании выходить в ближний космос.Испытания еще продолжаются, но их результаты позволяют говорить о несомненном успехе российской технической мысли. Предполагается, что к 2025 году Россия посредством этого нового вида вооружений получит мощный ядерный козырь в переговорах с США.«Гонка вооружений в конце прошлого века позволила нашей стране существенно опередить страны НАТО в военно-техническом плане и создать оружие четвертого поколения, – говорит «оборонный» вице-премьер Дмитрий Рогозин. – Пятое поколение, будем объективны, по ряду понятных причин, связанных с развалом Советского Союза, застряло еще на уровне конструкторских бюро. Нынешняя задача ВПК – не только наверстать упущенное и довести до ума оружие пятого поколения, но и сделать шаг в будущее – работать уже сейчас над шестым и седьмым поколениями вооружений. И такие наработки, замечу, весьма успешные, уже есть. Это совершенно новое, порой непредсказуемое оружие».Дмитрий Олегович не назвал конкретные разработки, ограничился лишь направлениями технического развития, но он, конечно же, подразумевал и гиперзвуковой летательный аппарат, способный нести ядерную боевую часть – Ю-71.Россия разрабатывала этот аппарат, способный гарантированно поразить цель одной ракетой, несколько лет, проведя при этом несколько успешных испытаний. Но утечка информации произошла лишь в феврале 2015 года. Генералы в Пентагоне не просто расстроились, но и пришли в полное уныние: этот российский «аргумент» не просто перечеркивает все планы по созданию системы ПРО по периметру России, но и сами США делает абсолютно беззащитными.Среди технических возможностей Ю-71 не только нанесение мгновенных и смертоносных ударов. Гиперзвуковой аппарат, оснащенный системой РЭБ (радиоэлектронной борьбы), способен за считаные минуты пересечь территорию США и вывести на своем пути из строя все станции радиоэлектронного обнаружения.
По данным НАТО, до 24 гиперзвуковых летательных аппаратов может быть развернуто с 2020-го по 2025 год в одном из полков 13-й ракетной дивизии РВСН (Оренбургская область), предположительно в поселке Домбаровский. И скажем, до Вашингтона Ю-71 способна долететь за 45– 50 минут, до Нью-Йорка – за 40, до Лондона – за 20. Ни обнаружить, ни тем более сбить эти аппараты невозможно. Тут есть серьезный повод для расстройства!В самой России планы принятия на вооружение объектов 4202 не озвучивались. Впрочем, из открытых источников известно, что разработка аппаратов ведется «НПО машиностроения» (подмосковный город Реутов) и начата она была до 2009 года. Формальным заказчиком ОКР 4202 выступает Федеральное космическое агентство России, но и Минобороны проявляет к нему повышенный интерес. По крайней мере, в Генштабе еще в 2004 году констатировали, что был испытан космический аппарат, способный лететь с гиперзвуковой скоростью, совершая при этом маневры как по курсу, так и по высоте.«Даже нынешние боевые блоки отечественных межконтинентальных баллистических ракет на пассивном участке развивают гиперзвук, – говорит член-корреспондент Российской академии ракетных и артиллерийских наук (РАРАН) доктор военных наук Константин Сивков. – Однако отличие перспективной гиперзвуковой боевой части, скорее всего, заключается в том, что она действует не просто как баллистическая боеголовка, а идет по довольно сложной траектории, то есть маневрирует, как самолет с огромной скоростью полета».И если российские РВСН к 2025 году действительно примут на вооружение ракеты с гиперзвуковыми боевыми частями, это будет серьезной заявкой. Уже сейчас в Америке и Европе российские гиперзвуковые аппараты называют новым козырем Москвы на переговорах с Вашингтоном. Переживают не напрасно: как показывает практика, США можно усадить за стол переговоров лишь одним способом – поставить на вооружение системы, которые заставят Пентагон серьезно испугаться.«Не секрет, что боевое оснащение, полезная нагрузка наших МБР непрерывно совершенствуются, – говорит член экспертного совета при председателе военно-промышленной комиссии при правительстве РФ Виктор Мураховский. – И когда президент Владимир Путин, выступая на форуме «Армия-2015», сказал, что в этом году состав ядерных сил пополнят более 40 новых межконтинентальных ракет, то на эту цифру все обратили внимание, однако как-то упустили продолжение фразы: «которые будут способны преодолевать любые, даже самые технически совершенные системы ПРО».Не секрет, что в России также ведется разработка гиперзвуковых крылатых ракет, которые достигают цели на малых высотах. Поразить их даже перспективными системами ПРО практически невозможно, потому что это, по сути, аэродинамические цели. К тому же современные комплексы противоракетной обороны имеют пределы по скорости поражения целей: перехват возможен лишь в пределах 700– 800 метров в секунду. Плюс противоракета должна обладать возможностями по маневрированию с перегрузками. А таких в НАТО пока не существует.Разработки, аналогичные нашему гиперзвуковому аппарату Ю-71, ведутся в Китае и США. При этом эксперты считают, что серьезным соперником российскому гиперзвуковому глайдеру может стать лишь китайская разработка под названием Wu-14. Это тоже планирующий аппарат, правда испытанный всего один раз – в 2012 году.Оказалось, что, как и российский глайдер, китайский смог маневрировать со сверхзвуковой скоростью в 11 тысяч километров в час. Неизвестно, правда, какое оружие способен нести на себе китайский аппарат.А вот результаты американских конструкторов гораздо скромнее российских и китайских. Несколько лет назад гиперзвуковой беспилотник Falcon HTV-2 во время испытаний просто потерял управление на 10-й минуте полета и разбился.