Меню
Бесплатно
Главная  /  Пигментные пятна  /  Молитва анастасии узорешительнице чем помогает. Именные иконы

Молитва анастасии узорешительнице чем помогает. Именные иконы

Для просмотра нажмите на любое изображение. Для перехода пользуйтесь стрелками или нажимайте на номер изображения в просмотрщике.

Содержание:


В статье насколько возможно полно приведены изображения святой великомученицы Анастасии Узорешительницы, находящиеся в храмах и музейных коллекциях Санкт-Петербурга - Государственного Эрмитажа,
Государственного Русского музея и Государственного музея истории религии. В авторской программе директора Государственного Эрмитажа, приложенной к статье, Михаил Борисович Пиотровский рассказывает об иконах святой великомученицы Анастасии Узорешительницы, хранящихся в крупнейшем музее России.

Иконы святой великомученицы Анастасии Узорешительницы в храмах Санкт-Петербурга

Домовая церковь св вмц Анастасии Узорешительницы на Васильевском острове.

Здание на набережной Лейт. Шмидта, д.39, в котором находится домовая церковь св вмц Анастасии Узорешительницы на Васильевском острове (фото прот Александр Степанов)

Домовый храм св вмц Анастасии Узорешительницы на Васильевском острове.

На переднем плане храмовая икона св Анастасии. Справа - икона св Анастасии в иконостасе (фото Алексей Гнедовский)

Фреска св. вмц. Анастасии Узорешительницы в притворе храма (автор Станислав Гоменюк, 2017).


Исаакиевский собор.

Фрагмент мозаичной иконы-мощевика «Четыре отца Церкви» с избранными святыми"

Византия. Нач. XIV в. 32×25,7×3 см.

Зимний дворец. Искусство Византии IV–XV вв. Зал памятников средне и поздневизантийского времени: X-середины XV вв. Зал 382. 3 этаж

Икона вставлена в живописное обрамление с изображением Деисуса и семи святых с их мощами, в том числе и вмц Анастасии - в нижнем ряду справа (Кн. П. Чахоитна «Святая Анастасия - священный образ и храмы в Европе») . По легенде эта икона принадлежала первой супруге Иоанна Грозного Анастасии Романовне Захарьиной-Юрьевой.

Икона Божией Матери «Одигитрия» Смоленская с избранными святыми

Новгород, провинция. Вторая половина XVI в (1565 год?). Дерево, паволока, левкас, темпера. 76,5×52,7 см.

До 1917 года находилась у Д. И. Силина. На полях характерные для новгородской провинции XVI века ряды святых на полях, обрамляющих средник. В нижнем ряду свв Анастасия и Параскева. (Т. Б. Вилинбахова, И. П. Болотцева «Иконопись» в кн. «1000-летие русской художественной культуры. Каталог выставки», 1988, фото из кн.)

Некоторые думают, что святые нам не помогают. Так ли это? Почему? Все потому, что мало веры в нас, не умеем толком просить о помощи, все как-то скороговоркой, на бегу, между прочим. Так и живем…

Жизненные испытания

С годами редко кто приобретает молитвенный опыт. Лишь в трудных житейских ситуациях и в момент испытаний мы вмиг становимся послушными учениками божьего слова, просим о милости. Враз поддается нам мудреная молитвенная наука, находятся и силы, и усердие для её познания. Многим вспоминается при этом молитва Святой Анастасии Узорешительнице. Чем страшнее выпавшее испытание, тем больше способностей просыпается в наших душах.

Старая молва гласит: «От тюрьмы и от сумы не зарекайся». Лишение свободы - слишком серьезное испытание. Будучи на свободе, редкая заблудшая душа прислушивалась к увещеванию родных, словам предостережения. Здесь, в темнице, смысл жизни доходит до многих. Душа трепещет живой радостной болью. А раз болит, значит, есть надежда на выздоровление.

Каждому узнику знакомо имя - Святая Анастасия Узорешительница. Она является покровительницей заключенных. Храмы в тюрьме - явление сегодня вполне привычное. Строятся часовни, молельные комнаты. Утешением для заключенных является даже небольшой святой уголок, где есть лампадка и иконки.

Икона Святой Анастасии Узорешительницы. О чем молиться? Кому помогает?

Узорешительница - необычайно красивое, редкое слово, в нем сочетается неприметность и тишина, а это составные части христианского подвига. Анастасия Узорешитильница жила скромно, тайно навещала в тюрьмах узников, раздавала бедным милостыню, укрепляла словом павших духом. К богоугодным делам её можно отнести и то, что останки мучеников после казни она погребала по-христиански. 1700 лет прошло с тех самых пор, но образ её до сих пор помогает всем просящим, укрепляет дух в трудную минуту.

Икона святой Анастасии Узорешительницы есть в каждом храме, молельной комнате, часовне, которые построены в тюрьмах. Молиться ей могут те, кто попал в заточение по роковой ошибке или из-за чьего-то злого навета. Узники испрашивают у Святой милости, силы, дабы стойко вынести все тяготы судьбы, не впасть в отчаянье.

Молитва Святой Анастасии поможет всем страждущим. Святой великомученице молятся для того, чтобы познать духовную гармонию, обрести смирение, укрепление своей веры в господа, об исцелении тяжких болезней души тела, о даровании жизненных сил.

Святая великомученица Анастасия Узорешительница

На иконах великомученица Анастасия изображается держащей в руках крест и елей. Крест, как известно, путь к спасению, елей же врачует любые раны. Избавление от грехов, маловерия, страстей, каких-либо тяжких уз - вот что означает имя Узорешительница. Несмотря на то что с тех давних времен прошло 1700 лет, по сию пору врачует души страждущих Святая Анастасия, идет к заключенным в темницы, дарит надежду на спасение души. В далеком 304 году приняла Анастасия мученическую смерть за христианскую веру, произошло это в период правления Диоклетиана в городе Сирмиуме.

Святая Анастасия является одной из семи женщин, чье имя упомянуто в римском каноне мессы. Также оно присутствует в католической литании всем святым. Иконографическими символами Анастасии Узорешительницы являются склянка с елеем, крест либо пальмовая ветвь.

Кроме всего вышеперечисленного, Анастасию Узорешительницу считают покровительницей всех беременных. В день Святой Анастасии (22 декабря) на Руси женщины на сносях, произнося молитву, вышивали полотенце, оно в свое время помогало им благополучно и легко разрешиться от бремени.

Житие Святой Анастасии Узорешительницы

Родилась Анастасия в Риме, в семье богатого сенатора, которого звали Претекстат. Он был язычником, а мать её Фавста тайно поклонялась Христу. Фавста отдала на воспитание Анастасию святому Хрисогону, который был знаменит своей ученостью. Он обучал деву закону Божию и Священному Писанию. Училась Анастасия прилежно и зарекомендовала себя как мудрая и умная. После того как мать Анастасии умерла, отец, против воли дочери, выдал её замуж за Помплия. Под предлогом надуманной болезни Анастасии удалось сохранить в браке свое девство.

Вера в Христа никогда не покидала Анастасию, с ранних лет совершала она богоугодные дела. В сопровождении служанки, переодевшись в нищенские одежды, она посещала темницы, подкупала охранников, лечила, кормила узников, пострадавших за христианскую веру, порой выкупала им свободу.

Однажды служанка поведала Помплию о похождениях Анастасии, тот жестоко наказал жену и запер её. Во время заточения дева нашла способ связаться со своим учителем Хрисогоном. В тайной переписке он призывал её набраться терпения, духа, молиться и быть готовой ко всему за свою веру к Господу. Хрисогон же предсказал, что в скором времени Помплий погибнет. Действительно, отправляясь в Персию с посольством, муж Анастасии утонул. Получив полную свободу, Святая Анастасия стала проповедовать веру Христову, раздавать свое имущество всем страждущим и нищим.

Гибель Хрисогона. Странствия Анастасии

В те времена гонения на христиан были особо жестокими, но верноподданные Христа стойко переносили все муки заточения. Правившему Диоклетиану донесли о силе духа узников, которыми были переполнены римские темницы. Он отдал приказ умертвить всех, а учителя Хрисогона направить к нему в Аквилею. Анастасия Узорешительница последовала за учителем.

Сам император допрашивал Хрисогона, никакие пытки не сломили веру в нем. Диоклетиан так и не сумел склонить Хрисогона к отречению. Это и привело учителя к погибели. Император приказал обезглавить его, а тело бросить в море. Если верить Божественному откровению, останки Хрисогона вынесло на берег, и нашел их некий пресвитер Зоил. Он положил тело в ковчег, укрыл у себя дома.

Явился тогда Святой Хрисогон во сне Зоилу и предсказал скорую мученическую смерть трех христианок - Ирины, Хионии и Анапии, которые жили неподалеку. Велел учитель направить к ним Анастасию, дабы поддержала та их в страшные минуты. Самому Зоилу была предсказана Хрисогоном скорая, но мирная кончина. Святая Великомученица Анастасия узрела путь к Зоилу тоже через видение. Навестив пресвитера, Анастасия помолилась у тела Хрисогона, после этого укрепила веру трех мучениц перед пытками, а когда они испустили дух, сама предала их тела земле. Исполнив всё, что завещал ей учитель Хрисогон, Святая дева пустилась в дальние странствия. К этому времени она отлично владела лекарским искусством, всюду она служила узникам-христианам.

Благодаря своим подвигам, а также помощи, оказываемой узникам-страдальцам, Святая Великомученица Анастасия получила имя Узорешительницы. Разрешала она своим трудом от тяжких мучений, уз, долговременных страданий многих исповедников Христа.

Гонения на христиан. Испытания великомученицы Анастасии

Святая Анастасия познакомилась однажды с молодой благочестивой вдовой по имени Феодосия. Стала она для Узорешительницы верной помощницей. Вместе они подкупали тюремщиков. Посещая темницы, излечивали больных, раненых, приносили узникам пищу, утешали приговоренных к смерти, укрепляли веру в них, причащали отходящих в мир иной. Икона святой Анастасии так и писана - держит Узорешитильница в руках сосуд со священным маслом и крест.

В скором времени отправились обе женщины в Сирмиум, где христиане подвергались особо жестокому гонению. Диоклетиан приказал казнить всех узников-христиан. Придя утром в темницу и увидев её опустевшей, Анастасия стала громко причитать, рыдать. Тюремщикам стало понятно, что она является христианкой. Они схватили её и отправили к правителю области. Узнав, что Анастасия принадлежит к знатному римскому роду, направили её на допрос к самому императору, ведь только он мог решать её судьбу. Диоклетиан знал когда-то отца её - сенатора Претекстата. Уговорами император склонял деву к отречению от веры христианской, интересовался наследством, оставшимся от отца. Анастасия призналась, что все состояние она потратила на поддержание узников-христиан. Не сумев сломить волю молодой женщины, император вновь отправил её в Илирию. Правитель области передал Анастасию верховному жрецу Ульпиану.

Хитрый Ульпиан поставил Анастасию перед выбором. Роскошь - золото, красивые одежды, драгоценные камни - с одной стороны, а с другой - тяжкие страдания и пытки. Подлое коварство его было посрамлено, дева отвергла богатства и предпочла ради веры своей муки. Господь поддержал Анастасию, продлил её жизненный путь. Лукавый жрец был уязвлен красотой, чистотой Святой Анастасии и решил осквернить её честь. Но только он прикоснулся к ней, как сразу же ослеп. Обезумевший от боли, Ульпиан, сломя голову, помчался к языческому храму, всю дорогу он взывал о помощи к своим идолам, но упал по дороге и испустил дух.

Анастасия в заточении, её погибель

После смерти жреца Святая Анастасия получила свободу. Первое время пряталась она в холмистой местности Сирмиума. Затем снова вместе с Феодосией она стала служить страдальцам-христианам, излечивать их раны, поддерживать духовно. Но в скором времени Феодосия и сыновья её приняли мученическую смерть за веру христову. Старший Евод кротко сносил побои и смело держался перед судьями. Приняв долгие мученические пытки, погибли они в раскаленной печи.

Святая Анастасия Узорешительница снова попала в темницу города Сирмиума. В течение шестидесяти дней прошла она испытание голодом. И каждую ночь являлась к деве Святая Феодосия, укрепляла дух, ободряла Анастасию. Судья Илирии, видя, что голод не страшен молодой женщине, приказал утопить её с остальными заключенными, среди которых был в те годы гонимый за веру Евтихиан. Заключенных посадили на корабль и вывезли в открытое море. Чтобы судно дало течь, воины-охранники пробили в нем множество отверстий, а сами пересели на лодку и уплыли, оставив страдальцев на верную погибель. Явилась тогда узникам Святая Феодосия, не дала она затонуть кораблю, повела его по волнам к берегу на остров Палмария. Чудом спасенные все сто двадцать заключенных уверовали в Христа, приняли они крещение от Евтихиана и Анастасии. Недолго они радовались свободе, были вскоре схвачены и приняли мученическую смерть за веру. Святая Анастасия Мученица погибла над костром. Её распяли крестообразно между столбами, после этого обезглавили.

Вечная память Анастасии

Неповрежденное огнем тело Анастасии христианка Аполлинария похоронила в своем саду. По писанию Дмитрия Ростовского, дата гибели Анастасии приходится на 25 декабря 304 года. Случилось это при правлении императора Диоклетиана. После того как гонения на христиан прекратились, над гробом святой девы была выстроена часовня. В 325 году христианство наконец-то стало государственной религией, в то время власть была в руках императора Константина. В память о подвигах Узорешительницы в городе Сирмиуме была возведена церковь Святой Анастасии.

В 467 году мощи Святой были переправлены в Константинополь, там в ее честь был воздвигнут храм. Уже в конце девятнадцатого века ступню и главу Узорешительницы перенесли в монастырь Фармаколитрии, который тоже именовался ее именем. Основан он был невдалеке от Горы Афон в Халхидиках.

Монастырь Бенидиктбоерн. Кохельзеерское чудо

В 739-740 годах у подножия Альп в Баварии был основан монастырь. Назван он был именем преподобного Бенедикта Нурсийского - Бенидиктбоерн. Действует монастырь до сих пор, славится он как один из духовных центров Баварии. В библиотеке его хранится более двухсот ценнейших рукописей.

Ежедневно в монастырь прибывает множество автобусов с паломниками из Австрии, Германии, Швейцарии, Италии. Называют их здесь «пильгерами». Христиане Западной Европы глубоко чтят подвиги Анастасии Узорешительницы. Молитва Святой Анастасии врачует духовные и телесные раны, особую помощь получают нервнобольные люди, а также страдающие головными болями.

В монастыре Бенидиктбоерн хранится множество христианских святынь. К одной из них относится реликварий, в котором хранятся мощи Анастасии Узорешительницы. Находится реликварий в главном монастырском храме, в серной его части. Строительству реликвария с мощами способствовало произошедшее здесь чудо, которое называют Кохельзеерским. Чудо это произошло в 1704 году во времена военных событий. В районе озера Кохельзее проводились боевые действия. День и ночь читалась баварскими монахами и местными жителями молитва Святой Анастасии Узорешительнице. Услышала она мольбы христиан и пришла к ним на помощь. Монастырские постройки, а также ближайшие деревни чудом уцелели. С той поры жители Баварии считают Святую Анастасию своей покровительницей. В её честь была выстроена редкой красоты капелла.

Мощи Святой Анастасии

Архитектор Фишер в1751-1755 годах создал капеллу в форме эллипса. Интерьер её был богато украшен живописными панно, лепниной. В европейском искусствоведении капелла считается жемчужиной стиля рококо.

В алтарной части капеллы хранится реликварий (из мощей - небольшой фрагмент лобной части). Из монастырских записей понятно, что мощи в монастырь доставил из Италии некий странствующий монах в 1035 году. Реликварий искусной работы выполнен в форме бюста из золота и серебра мюнхенскими мастерами ещё в 1725 году. Скульптурное изображение Святой Анастасии венчает корона, выполненная из золота, украшенная драгоценными камнями. Бюст-реликварий относят к образцам ювелирного баварского искусства.

Имя Святое - Анастасия - с греческого переводят как «воскресение», по народным преданиям олицетворяет воскресный день. В христианстве три Святых с именем Анастасия: Старшая - Анастасия Римляныня (память 29, 30 октября), Младшая - Анастасия Узорешительница (память 22 декабря), отшельница Александрийская - Анастасия Патрикия (память 10 марта).

Монахи монастыря Бенидиктбоерн знают о том, что мощи Святой Анастасии Узорешительницы разошлись по всему миру, что часть их хранится на Святой Горе Афон в монастыре Кутлумуш. По рассказам теперешних служителей храма, монахи Бенидиктбоерна паломничали в Грецию, там близ города Салоники есть царский монастырь Анастасии Узорешительницы. В далеком 888 году сюда доставили часть мощей Святой девы.

Приезжавшие в Бенидиктбоерн христиане-хорваты сообщили монахам, что в городе Задар (Хорватия) хранится частичка мощей Святой Анастасии. Русские православные поведали, что в Московском Кремле Благовещенский собор издавна бережет частицу ее мощей.

Многие православные баварцы знают о том, что в монастыре Бенидиктбоерн хранятся мощи, и что Святая Анастасия Узорешительница помогает всем страждущим. В день её памяти, а также мучеников Евтихиана, Феодотии, Хрисогона, Евода все христиане, носящие их имена, съезжаются в монастырь с друзьями, семьями. В этот день монахи открывают дверь капеллы, где хранятся мощи Анастасии, позволяют паломницам приложиться к святому реликварию своей небесной покровительницы. С покаяниями, надеждой, благодарственными молитвами обращаются паломники к Анастасии Узорешительнице. Мюнхенский приход постоянно организует паломничество в монастырь Бенидиктбоерн. У мощей совершается молебен попеременно на немецком и церковно-славянском языках.

В 1995 году в космосе, на российской станции «Мир», с благословления Алексия II, Святейшего Патриарха, побывали две иконы святой Анастасии Узорешительницы. Эта миссия символизировала общность корней православной и католической церкви, христиан Запада и Востока.

В России также есть храм Святой Анастасии в Пскове, он считается памятником республиканского значения, впервые упомянут в летописях 1487 года. В этом действующем храме Святой Великомученицы Анастасии Узорешительницы также есть частица мощей многострадальной девы. Перед ковчегом с её мощами регулярно совершается молебен по заключенным, которым вымаливается прощение за совершенные ими грехи.

По православной традиции младенцу при крещении дают имя одного из прославленных церковью святых. Но во времена атеизма это правило не соблюдалось. Например, в начале двухтысячных годов многих новорождённых девочек назвали в честь героини популярного тогда сериала «Бедная Настя». Желающим соблюдать христианские обычаи девушкам с именем Настя полезно обратиться к сонму христианских святых, чтобы найти среди них свою покровительницу и достойно встретить именины Анастасии , не вымышленного персонажа, а прославленной Господом небожительницы.

Анастасии в православном Месяцеслове

Месяцесловом называется приложение к богослужебным книгам, перечисляющее дни памяти святых на каждый день года. На его основе составляются календари. Из списка православных имён, дополняющего календарь, можно узнать, сколько раз в году и в каких числах празднуется день ангела Анастасии и именины.

В первом случае чествуют святую покровительницу , назначенную при крещении (не путать с Ангелом-хранителем, бесплотным существом). Именинами Насти или Настасьи станут дни памяти остальных тезоименных святых.

В переводе с греческого Анастасия означает «воскресение». Древние христиане любили именовать дочерей в честь главного события Священной истории, а принявшие новую веру язычницы называли себя так перед лицом мучителей, надеясь воскреснуть после смерти для вечной жизни.

При совершении обряда наречения имени, ныне входящего в крещенский чин, определяется день ангела Анастасии. По церковному календарю вычисляется ближайшая к дате рождения память угодницы Божией. Это не принципиально: по желанию родителей или самой крещаемой Ангелом может быть выбрана другая покровительница. Её имя назовёт священник, читая специальную молитву.

Дни вселенских святых

Именины Анастасии по православному календарю отмечаются 11 раз. Из них 4 памяти вселенских (почитаемых всеми православными церквями) святых. Даты указаны по новому стилю:

Местночтимые святые

Местночтимыми называют святых, память которых празднуется только Русской православной церковью. Все Анастасии, перечисленные ниже, прославлены в чине новомучениц, пострадавших во время гонений на церковь в Советской России:

  • 5 апреля - преподобномученица А. (Бобкова), послушница ;
  • 10 августа - А. (Камаева), игуменья;
  • 11 ноября - А. Лебедева, мирянка;
  • 17 декабря - А. (Титова), послушница;
  • 17 июля - А. Романова, великая княжна, дочь последнего царя Николая II;
  • 10 мая - А., девица, мирянка, застреленная красноармейцами в числе других христиан, пытающихся остановить изъятие церковных ценностей.

5 июня празднуется память святых Ростово-Ярославских, среди которых упоминается игуменья Угличского монастыря Анастасия, погибшая от рук поляков в Смутное время (1609). До самой своей смерти она с сёстрами ухаживала за ранеными воинами в монастырском госпитале.

Указанный в русских святцах список далеко не полный. Восточный православный месяцеслов указывает на 28 октября память Анастасии Латрийской. Латр - гора в Древней Греции (ныне турецкая территория), где в X-XI вв. еках обитали монахи. По количеству скитов и монастырей она могла бы сравниться со святой горой Афон. При завоевании этих мест магометанами многие из иноков прославились мученической смертью. В их числе была и подвижница Анастасия, сведений о жизни которой не сохранилось.

Мужские имена

В древности многие женские имена происходили от мужских. Церковный месяцеслов включает несколько святых Анастасиев (Анастасов). Сейчас это красивое греческое имя в России не распространено. Но редкие его обладатели могут молиться сразу восьми покровителям:

  • Январь: мученику Египетскому (8), Константинопольскому (21), Персиянину и преподобномученику Печерскому (22).
  • Апрель: мученику Грузинскому (15), патриарху Антиохийскому (20) и преподобному игумену Синайской горы (22).
  • Октябрь: мученику Салонскому (25).

Традиции празднования дня ангела

В старину праздник Анастасии Узорешительницы, 4 января (22 декабря по ст. ст.), носил название «Настасьина дня». Исходя из прозвания святой , её почитали покровительницей беременных, собирающихся «разрешиться от уз». С этим толкованием было связано множество полуязыческих традиций, которыми встречали «Настин день»: вышивание оберегов для рожениц, запрет работ по дому, убоя скотины и т. п.

В православии поощряются обычаи, связанные исключительно с почитанием небесной покровительницы. В этот день именинница шла в церковь к причастию, после чего накрывала стол для гостей и творила милостыню. На день ангела виновнице торжества преподносились праздничные пироги, лубочные картинки с изречениями из Св. Писания, а новорождённым дарили именную икону.

Святая великомученица Анастасия жила во времена императора Диоклитиана (284-305). Она была дочерью римского сенатора Претекстата, исповедавшего языческую веру. Мать же ее Фауста тайно веровала во Христа.

Анастасия отличалась благородством, душевною и телесною красотою, благим нравом и кротостью. В девическом возрасте Анастасия была поручена своею матерью для обучения христанину Хрисогону, известному своею ученостью и благочестием. Хрисогон учил Анастасию Священному Писанию и исполнению закона Божия. По окончании учения об Анастасии говорили как о мудрой и прекрасной деве.

После смерти матери, не считаясь с желанием дочери, отец выдал ее замуж за язычника Помплия, также происходившего из сенаторского рода. Но под предлогом вымышленной болезни она сохранила девство. Иногда, муж пытался применить насилие, но Анастасия, с невидимою помощью ангела-хранителя, вырывалась из его рук.

В темницах Рима в то время находилось много заключенных христиан. В нищенской одежде святая тайно посещала узников, - умывала и кормила больных, неспособных двигаться, перевязывала раны, утешала всех, кто нуждался в этом. Ее учитель и наставник два года томился в заключении. Встречаясь с ним, она назидалась его долготерпением и преданностью Спасителю. Муж святой Анастасии, Помплий, узнав об этом, жестоко избил ее, поместил в отдельной комнате и у дверей поставил стражу. Святая скорбела, что лишилась возможности помогать христианам. После смерти отца Анастасии Помплий задумал извести супругу, чтобы наследовать все ее имение и жить с другой женою на чужие деньги. Обращаясь с ней, как с пленницею и рабою, он ежедневно истязал и мучил ее. Святая писала своему учителю: «Муж мой… томит меня как противницу его языческой веры в столь тяжком заключении, что мне ничего не остается, как только, предав дух Господу, упасть мертвою ». В ответном письме святой Хрисогон утешал мученицу: «Свету всегда предшествует тьма, и после болезни часто возвращается здоровье, и после смерти обещана нам жизнь ». И предсказал скорую смерть ее мужа. Через некоторое время Помплия назначили послом к персидскому царю. По дороге в Персию он утонул во время внезапно начавшейся бури.

Теперь святая вновь могла посещать томившихся в темницах христиан. Вместе со свободой она получила и все родительское наследство, которое она употребляла на одежду, пищу и лекарства для больных.

В то время царю Диоклетиану донесли из Рима что темницы наполнены великим множеством христиан, что они, не смотря на разнообразныя мучения, не отрицаются от своего Христа и что во всем этом их подкрепляет христианский учитель Хрисогон.

При римском императоре Диоклетиане в империи разразились самые жесточайшие гонения на христиан. Первые 19 лет его правления отмечены только мученичеством среди воинов, потому что воины то и дело отказывались приносить положенные жертвы богам, и за это подвергались казни. Христиане чувствовали себя настолько спокойно, что даже против дворца императора в Никомидии возвышалась большая христианская церковь.

Но под конец своего царствования Диоклетиан предпринял уже повсеместное гонение на христиан. В течение одного года он один за другим издает целых четыре эдикта (указа) против христиан, и эти эдикты предопределяют все более нарастающие масштабы гонений. Сначала произошла конфискация церковного имущества. После конфискации святынь и церковной собственности последовали аресты и казни духовенства. Преследованию подлежали все до единого духовные лица: не только епископы, но и все низшие клирики, которых в то время было очень много, потому что не было твердой границы между клириками и простыми церковными служащими: например, привратники в Церквах или санитары, которые обслуживали церковные больницы и богадельни, тоже считались клириками. Все христиане должны были вернуться к язычеству, к протестующим применялись пытки.


«Последняя молитва христианских мучеников». Ж.-Л. Жером.

Узнав о Хрисогоне, Диоклетиан велел послать его к нему в Аквилею (город в верхней Италии) на суд, а христиан всех казнить. Анастасия последовала за своим учителем. Диоклетиан надеялся убедить Хрисогона отречься от Христа, но не смог выдержать свободных речей святого и велел отрубить ему голову. Тело святого Хрисогона после его мученической кончины, по Божественному откровению, было положено в ковчег и сокрыто в доме пресвитера Зоила. Через 30 дней после смерти святой Хрисогон явился Зоилу и предсказал о близкой кончине трех юных христианок, живших недалеко, - Агапии, Хионии и Ирины (†304; память 16 апреля). И повелел послать к ним святую Анастасию. Такое видение было и святой Анастасии. Она пошла к пресвитеру, помолилась у мощей святого Хрисогона, затем в духовной беседе укрепила мужество трех дев перед предстоящими им пытками. Святую Агапию и Хионию бросили в огонь. Здесь они скончались, но тела их остались неповрежденными. А святую Ирину один из воинов ранил стрелою из тугого лука, после чего святая скончалась. После кончины мучениц, Анастасия сама похоронила их тела.

Святая Анастасия стала странствовать. Овладев к тому времени врачебным искусством, она повсюду ревностно служила христианам, заключенным в темницах. Все свои средства Анастасия истратила на помощь нуждающимся, а золотые, серебряные и медные статуэтки перелила на деньги и кормила многих голодных, одевала нагих, помогала немощным.

В Македонии святая познакомилась с молодой вдовой-христианкой Феодотией, которая после смерти мужа осталась с тремя младенцами-сыновьями. Блаженная Анастасия часто жила у вдовы и та помогала ей в благочестивых трудах.

Вскоре Анастастия была схвачена как христианика и предана в руки Диоклетиана (поскольку Анастасия была из знатного римского рода, решить ее участь мог только император). Однако, устрашившись ее премудрых речей, со словами «Не подобает царскому величеству беседовать с безумной женщиной », Диоклетиан передал ее в руки верховного жреца Ульпиана, чтобы тот склонил ее к жертве языческим богам или предал жестокой казни. Жрец предложил святой Анастасии сделать выбор между богатыми дарами и орудиями пытки, положенными с двух сторон около нее. Святая, не колеблясь, указала на орудия пытки: «Окруженная этими предметами, я стану прекраснее и угоднее вожделенному Жениху моему - Христу.. .» Прежде, чем подвергнуть святую Анастасию пыткам, Ульпиан решил осквернить ее. Но, как только прикоснулся к ней, ослеп, страшная боль сжала ему голову, и через некоторое время он скончался.

Святая Анастасия оказалась на свободе и вместе с Феодотией продолжала служить узникам. Вскоре святая Феодотия и три ее младенца-сына были преданы мученической смерти (их бросили в огненную печь) в их родном городе Никее (ок. 304; память 29 июля и 22 декабря).

Казнь святой Анастасии

Тем временем святая Анастасия была предана суду в Иллирии. Корыстолюбивый правитель тайно предложил ей уступить ему все богатства: «Исполни же заповедь своего Христа, Который повелевает вам презирать все богатства и быть нищими ». На что премудрая Анастасия благоразумно ответила: «Кто будет настолько безумен, чтобы дать тебе, богатому человеку, то, что принадлежит нищим? »

Святую Анастасию вторично заключили в темницу и 60 дней истязали голодом. Каждую ночь мученице являлась святая Феодотия, одобряла и укрепляла в терпении. Видя, что голод не причинил святой вреда, игемон Иллирии приказал утопить ее вместе с осужденными преступниками, среди которых был и гонимый за веру христиан Евтихиан (память 22 декабря).

Воины посадили узников на корабль и вышли в открытое море. Достигнув глубины, воины просверлили несколько отверстий в корабле, а сами пересели в лодку и поплыли к берегу. Судно стало погружаться в воду, но узники увидели мученицу Феодотию, управлявшую парусами и направлявшую корабль к берегу. 120 человек, пораженные чудом, уверовали во Христа - святые Анастасия и Евтихиан крестили их.

Узнав о случившемся, игемон приказал казнить всех новокрещеных. Святую Анастасию растянули над костром между четырьмя столбами . Так окончила свой мученический подвиг святая Анастасия Узорешительница. Ее тело, не поврежденное огнем, некая благочестивая женщина Аполлинария похоронила в саду. По окончании гонений она построила над гробом святой великомученицы Анастасии церковь.

Мощи святой Анастасии Узорешительницы

В V веке мощи святой Анастасии были перенесены в Константинополь, где во имя ее был построен храм. Позднее главу и десницу великомученицы перенесли в созданный недалеко от города Салоник монастырь святой Анастасии Узорешительницы.


Монастырь святой Анастасии Узорешительницы

Иконография

Святая великомученица Анастасия изображена на иконах с крестом в правой руке и небольшим сосудом в левой. Крест – путь к спасению, в сосуде – святой елей, врачующий раны.

Святую великомученицу Анастасию называют «Узорешительницей» , поскольку ей от Господа дана сила излечивать телесные и духовные болезни, разрешать узы неправедно осужденных, подавать утешение пребывающим в заключении. Просят святую и о защите от колдовских чар.

Тропарь, глас 4:
Победоноснаго Воскресения / истинноименитая наречена еси, / мученице Христова, / победы на враги поставила еси мук терпением, / Христа ради, Жениха твоего, / Егоже возлюбила еси. / Того моли спасти души наша.

Кондак, глас 2:
Во искушениих и скорбех сущии,/ к твоему храму притекающии, /приемлют честная дарования/ от живущия в тебе Божественныя благодати, Анастасие:/ ты бо присно миру точиши исцелени.

Подвиг мученичества. Св. Анастасия Узорешительница

Святая великомученица Анастасия, родом римлянка, пострадала за Христа в гонение при Диоклитиане. Отец ее был язычником, мать – тайной христианкой. Учителем святой Анастасии в юности был благочестивый и образованный христианин Хрисогон. После смерти жены отец выдал святую Анастасию за язычника Помплия, но под предлогом вымышленной болезни она сохранила девство.

Переодевшись нищенкой, в сопровождении только одной служанки она посещала темницы: кормила, лечила, а часто и выкупала узников, страдавших за веру во Христа. Когда служанка рассказала обо всем Помплию, он подверг жену истязаниям и запер ее дома. Тогда святая Анастасия стала тайно переписываться с Хрисогоном, который призывал святую вооружиться терпением, прилепиться всей мыслью ко Кресту Христову, приготовляя себя к служению Господу, и предсказал скорую гибель Помплия в море. Через некоторое время, отправляясь с посольством в Персию, Помплий действительно утонул. После смерти мужа святая Анастасия стала щедро раздавать свое имущество нищим и страждущим.

Диоклитиану донесли, что христиане, которыми наполнены темницы Рима, стойко переносят мучения. Тогда он приказал в одну ночь умертвить всех их, а Хрисогона прислать к нему в Аквилею. Святая Анастасия издали следовала за своим учителем.

Император лично допрашивал Хрисогона, но не сумев склонить его к отречению, велел отрубить ему голову и бросить в море. Тело и усеченная глава святого мученика были вынесены волнами на берег. Их по Божественному откровению нашел некий пресвитер Зоил и, положив в ковчег, скрыл у себя дома. Тогда святой Хрисогон явился Зоилу и открыл ему, что близится мученичество Агапии, Хионии и Ирины – юных христианок, живших неподалеку, и повелел направить к ним святую Анастасию. Самому Зоилу Хрисогон предсказал скорую мирную кончину. Также в видении Хрисогон указал святой Анастасии путь к Зоилу. Придя к пресвитеру, она помолилась у мощей святого Хрисогона, а затем духовно укрепила трех дев перед пытками. Когда мученицы предали души Господу, она сама похоронила их.

Исполнив завещанное учителем, святая начала странствовать. Овладев к тому времени врачебным искусством, она повсюду ревностно служила узникам. По своему подвигу святая Анастасия стяжала себе имя Узорешительницы, так как своими многими трудами разрешала от тяжких уз долговременных страданий многих исповедников Имени Христова.

Однажды она познакомилась с благочестивой молодой вдовой Феодотией и нашла в ней верную помощницу. Вскоре обе подверглись гонению. Святую Анастасию схватили, когда она находилась в Иллирии. После того, как по приказу Диоклитиана в течение одной ночи были уничтожены все узники-христиане, святая Анастасия пришла в одну из темниц и, не найдя там никого, стала громко рыдать. Тюремщики поняли, что она христианка, и отвели ее к правителю области, который пытался склонить святую к отречению от Христа, угрожая муками, а затем передал ее в руки Капитолийского жреца Ульпиана. Лукавый жрец предложил святой Анастасии выбор между роскошью, богатством и тяжкими страданиями, положив перед ней с одной стороны золото, драгоценные камни и одежды, а с другой – страшные орудия пыток. Языческое коварство было посрамлено невестой Христовой – святая Анастасия отвергла богатство и выбрала орудия пыток. Но Господь продлил путь земного подвига святой. Уязвленный красотой Анастасии, жрец решил осквернить ее чистоту, однако при первом стремлении прикоснуться к ней внезапно ослеп. Обезумев от боли, бросился он бежать к языческому храму, взывая к идолам о помощи, но по дороге упал и умер. Святая Анастасия вышла на свободу и вместе с Феодотией снова отдалась служению страждущим христианам. В скором времени святая Феодотия и три ее сына приняли мученическую смерть. Ее старший сын Евод смело держал себя перед судьей и кротко перенес побои. После долгих пыток их всех бросили в раскаленную печь.

Святая Анастасия была схвачена вторично и приговорена к голодной смерти. Она провела в темнице без пищи 60 дней. К мученице каждую ночь являлась святая Феодотия и укрепляла ее. Увидев, что голод не причинил святой Анастасии никакого вреда, судья приказал утопить ее вместе с осужденными преступниками. Среди этих людей был и гонимый за христианскую веру Евтихиан.

Когда корабль вышел в открытое море, воины просверлили в нем отверстия, а сами пересели в лодку. Узникам явилась святая Феодотия и повела корабль к берегу. Выйдя на сушу, чудом спасенные 120 человек уверовали во Христа и были крещены святыми Анастасией и Евтихианом. Вскоре все они были схвачены и отданы на мученическую смерть. Святую Анастасию крестообразно растянули между четырьмя столбами над разведенным костром. Ее тело, не поврежденное огнем, некая благочестивая женщина Аполлинария похоронила в саду. В V веке мощи святой Анастасии были перенесены в Константинополь, где во имя ее был построен храм. Позднее главу и десницу великомученицы перенесли в созданный неподалеку от Святой Горы Афон монастырь святой Анастасии Узорешительницы.

Молитва святой Анастасии Узорешительнице

О многострадальная и премудрая великомученице Христова Анастасие! Ты душею на небеси у престола Господня предстоиши, на земли же, данною тебе благодатию, различная совершаеши исцеления. Призри убо милостивно на нас (имена), просящия твоей помощи: простри ко Господу святыя молитвы твоя о нас, и испроси нам оставление согрешений наших, недужным исцеление, скорбящим и бедствующим скорую помощь; умоли Господа, да подаст всем нам христианскую кончину и добрый ответ на Страшнем суде Своем, да сподобимся и мы купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Тропарь святой великомученице Анастасии, именуемой Узорешительница

Тропарь, глас 4

Победоноснаго Воскресения истинноименитая наречена еси, мученице Христова, победы на враги поставила еси мук терпением, Христа ради, Жениха твоего, Егоже возлюбила еси. Того моли спасти души наша.