Меню
Бесплатно
Главная  /  Пигментные пятна  /  Обновленное содержания образования в рк. Современный урок в условиях обновленной системы среднего образования республики казахстан

Обновленное содержания образования в рк. Современный урок в условиях обновленной системы среднего образования республики казахстан

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обновление содержания образования в Республике Казахстан

Сегодня школа динамично меняет свой облик. Это связано, прежде всего, с серьезными переменами в казахстанском образовании.

Перед учителями встают проблемы: «Как учить в век информатизации?», «Как повысить качество, как знания, полученные на уроках, помогут ученику стать конкурентоспособной личностью?».

Обновление содержания образования в Республике Казахстан ставит перед собой главную цель: совершенствование педагогического мастерства учителей в контексте обновления образовательной программы и внедрение системы критериального оценивания. Данная программа основана на развитие спиральной формы образования, основанной на когнитивной теории Д. Брунера. Спиральная форма обучения предполагает, что повторное рассмотрение материала, который будет усложняться на протяжении всего школьного обучения, дает большее преимущество в развитии современного учащегося, нежели традиционные формы обучения. Так же развитие казахстанских учащихся будет проходить путем внедрения активных форм обучения, в ходе которых предполагается, что учащиеся будут самостоятельно развивать функциональную грамотность, активно «добывать» знания, с огромным желанием развивать коммуникативные навыки общения со сверстниками, и творчески подходить к решению проблем. Задача педагогов в ходе применения обновленной программы, привить учащимся основные человеческие нормы и морали, сформировать толерантность и уважение к другим культурам и точкам зрения, воспитать ответственного, здорового ребенка.

Я работаю учителем начальных классов, и считаю, что именно мы учителя начальных классов, должны начать формирование у учеников навыков самообразования, умения обучаться тому, как обучаться, становление их независимыми, самомотивированными, увлечёнными, уверенными, ответственными личностями с развитым критическим мышлением, проявляющими компетентность в цифровых технологиях.

Традиционная школа подразумевала, преподносить ученикам истину, а современное Кембриджское понимание об учении строится именно на том, чтобы учитель направлял учеников на то, чтобы они сами находили и постигали истину. Многие годы учителя придерживались классно-урочной системы, но пришел новый век технологий и все, что было приемлемо в прошлом столетии, стало неактуальным сегодня. Учитель в вечном поиске нового интересного и современного, того, что могло бы привлечь учеников, повести их за собой.

Исходя из идей обновленной программы, я поставила для себя главную педагогическую задачу – стать напарником для моих учеников, чтобы направлять их, проживать каждую малейшую ошибку и каждую великую победу в их еще начинающем жизненном пути. Ведь именно в начальной школе мы закладываем детям определенные знания и жизненные навыки, которые они будут применять всю жизнь, это и является моим важнейшим предназначением как учителя. Так же мне хотелось бы, чтобы каждый из моих воспитанников мог добиться больших успехов, и не зависимо кем они станут в будущем, самое важное – чтобы они стали настоящими людьми!

Такую задачу легко решить, путем применения эффективных подходов обучения обновленной программы, которые предусматривают всестороннее развитие учащихся, развивая критическое и творческое мышление, навыки в области информационно-коммуникационных технологий, научно – исследовательских навыков, а так же готовность учиться на протяжении всей жизни. Одна из важных задач обновленной программы – «Научить - учиться», учиться на протяжении всей жизни, что будет способствовать развитию новой конкурентоспособной личности.

Когда я узнала, что в нашей школе на протяжении учебного года будут проводиться курсы по обновлению образования, передо мной возникли вопросы «Что это такое?», «Как этому обучают?». Но, как говорится - глаза боятся, а руки делают.

Обучаясь на этих курсах, я приобрела огромный опыт, который позволит мне в дальнейшем пересмотреть приемы и методы своей работы.

Ожидаемыми результатами Программы, является сформированность у учеников навыков обучения тому, как учиться и, как следствие, становление их независимыми, увлеченными, уверенными, ответственными личностями с развитым критическим мышлением, проявляющими компетентность, в том числе и в цифровых технологиях.

Чтобы этого достичь мне предстояло перестроить себя в первую очередь, изменить свое мышление, направить деятельность учеников в нужное русло.

Перестраиваться, конечно, если признаться честно, было сложно. Потому что эти курсы заставили меня на все смотреть по другому, я поняла, что всё что мы «делали» раньше, сильно отличается. Никто ничего тебе готового не давал, а учил познавать новое своими путями, строить свои мысли так, чтобы раскрыть тему.

Конечно же, никто из нас не смог обходиться без тренеров, которые давали много полезного материала, который нам помогает в течение всего курса обучения. Прежде чем начать работать по этой программе, передо мной стояли задачи:

Самое главное это развивать критическое мышление у детей, и у себя как у учителя тоже;

Научить детей работать с проблемой, учить находить ее решения;

Развивать в детях умения работать в группе, работать вместе сообща, и при этом обучаться;

Передо мной встал главный вопрос «Как этому научить своих детей?» В ходе работы наши тренера всё объяснили нам, рассказали, как работать, чтобы детям было комфортно и интересно. Изучив все 7 модулей программы, я уже наметила планы на будущее, как же я буду работать:

Создание хорошей коллаборативной среды, способствует хорошему настрою на уроке, значит нужно создавать атмосферу сотрудничества, в которой дети чувствовали себя комфортно;

Подводить к тому, чтобы они сами находили пути решения возникшей перед ними проблемы;

Проводить и готовить учебный процесс, так чтобы, учитывались все индивидуальные способности учеников;

Больше использовать заданий, чтобы они работали в группе, в паре;

Составлять вопросы, так, чтобы они подходили к вопросу более углубленно;

Более серьёзно подойти к развитию у учащихся критического мышления;

Способствовать всестороннее гармонично развитой, функционально грамотной личности.

До прохождения курсов я часто задавала себе вопрос: как построить свою работу так, чтобы дети на уроке стали активными, чтобы обучение приносило радость, чтобы они стремились к знаниям, а не приходили в школу только потому, что так надо и требуют родители.

Ответы на многие вопросы я нашла на курсах, когда превратилась в ученика. Я сразу ощутила на себе все плюсы групповой работы. Мне было комфортно и интересно работать в группе, а так же я увидела насколько важно создание коллаборативной среды в коллективе. Ученики большую часть учебного времени проводят сидя за партой, примерив на себя роль ученика, я почувствовала на себе насколько важно проводить тренинги и физминутки в течение урока. Они снимают напряжение в мышцах, смена видов деятельности активизирует работу мозга, улучшается настроение, повышается работоспособность.

Планируя серию последовательных уроков по русскому языку во 2 классе, я ставила перед собой цель внедрения всех 7 модулей Программы. Планирование сразу на три урока позволило спрогнозировать результат и осуществить контроль процесса обучения.

Серия последовательных уроков предполагала освоение темы «Правописание предлогов» и применение своих знаний на практике.

В каждом уроке были запланированы тренинги на создание коллаборативной среды. Данная форма организации урока внесла новизну в учебный процесс. Детям понравилось работать в группе, они чувствовали себя комфортно, в безопасности, что имеет большое значения для человека, если вспомнить иерархию потребностей Абрахама Маслоу. Ребёнок испытывает потребность в общении со сверстниками, и мы учителя можем удовлетворить её, организовав диалоговое обучение.

Интегрируя модуль «Новые подходы в преподавании и обучении», я наводящими вопросами или используя разноплановые задания, подводила учащихся к самостоятельному определению темы урока и целей. На первом уроке учащиеся смогли сами назвать тему урока, для постановки целей я предложила воспользоваться словами подсказками, т.к. этот вид работы для них новый. Практикуя эту работу из урока в урок уже на третьем уроке учащиеся, имея определенные навыки, делали это самостоятельно. Ведь самостоятельное целеполагание подразумевает то, что учащиеся понимают, чему они будут обучаться, как они будут это делать и зачем им это нужно.

На первом уроке во время групповой работы в классе было немного шумно, дети активно обсуждали, перебивали друг друга, участники одной группы отказывались работать вместе, из-за личной неприязни. Дети не могли сами распределить между собой роли, т.к. все хотели быть спикерами. На последующих уроках этих проблем больше не возникало т.к. ученики поняли, что результативность работы зависит от того насколько они смогут договориться между собой и принять каждого члена группы, выслушать мнение каждого. Групповая работа развивает навыки коммуникации и сотрудничества, они терпеливо выслушивали разные точки зрения. Обсуждали различные мнения, аргументировали и доказывали правильность своей точки зрения, ответы учеников стали полными, в результате развития речи происходит развитие мышления. Ставя перед собой цель, дети старались найти решение, они учились мыслить не стандартно, креативно. Во время групповой работы создавалась зона ближайшего развития для слабых учащихся. Они чувствовали поддержку со стороны членов группы и учителя.

Ещё на первом этапе «Лицом к лицу» я поняла, чтобы прежде чем развивать критическое мышление у учащихся, надо сначала развивать своё критическое мышление. Работа в этот период показала, что надо учиться мыслить нестандартно, креативно. Для меня было сначала трудно принять то, чему нас учили, но потом пришло осознание того, что если я хочу чтобы мои ученики в последствие стали успешными, я должна внедрять новые методы, приемы. При этом возможны ошибки, но они будут для меня отправной точкой в следующий раз сделать это лучше или по-другому.

Изучив технику постановки вопросов, я стала задумываться над тем, какую смысловую нагрузку они несут, с какой целью используются на уроке. Проанализировав свою работу, я пришла к выводу, что до курсов мои вопросы, которые я задавала ученикам, были простыми. При планировании уроков после курсов, я стала более внимательно относиться к задаваемым мною вопросам, при формулировке вопроса опиралась на таксономию Блума, я старалась, чтобы мои вопросы способствовали когнитивному развитию учащихся.

Для развития критического мышления учеников, подбирала задания таким образом, чтобы они были направлены не только на знание основ предмета, но на понимание смысла, чтобы ученик смог проанализировав материал, выбрать в соответствии со своими способностями то упражнение, которое он в силах выполнить самостоятельно или при поддержке одноклассника и учителя. На каждом из серии запланированных уроков, мною создавалась ситуация успеха для каждого ученика. Задания подбирала таким образом, чтобы они находились или «в зоне ближайшего развития» ученика или в зоне «саморегулируемых» действий. При выполнении таких заданий были активны все учащиеся, даже те которые раньше предпочитали отмалчиваться. В перспективе я думаю, что буду постепенно усложнять задания.

Любой урок подразумевает оценивание самого учащегося и его знаний. До курсов я слышали, как учителя прошедшие курсовую подготовку говорили о формативном и суммативном оценивании, но что подразумевается под этими понятиями, я не знала и различий между ними не видела. Изучив на курсах модуль «Оценивание для обучения и оценивание обучения», я поняла различие между ними и то, что они преследуют разные цели. Оценивание, направленное на определение возможностей улучшения обучения, является формативным. Если целью оценивания является подведение итогов обучения для выставления отметок, то это суммативное оценивание.

Рассмотрев в теории различные виды оценивания, на практике я старалась применить их. Для формативного оценивания, в соответствии с возрастными особенностями учащихся я использовала следующие техники оценивания: «Три звезды», «Лист самооценивания. Да-нет», «Руки к солнышку». Затем я просила обосновать своё оценивание. Данная работа вызывала затруднение, т.к. учащимся трудно выразить свои мысли из-за скудного словарного запаса. Для себя я сделала вывод, что надо на каждом уроке работать над развитием речи учеников и обогащением словарного запаса. На каждом уроке для оценки своей работы учащиеся ознакомились с критериями для оценивания.

Т.к. использование формативного оценивания подразумевает выявление проблем и внесение изменений в планирование урока, я постоянно наблюдала за детьми, использовала различные виды оценивания: оценивание групповой работы, взаимооценивание в парах, самооценивание. Не всё получилось, т.к. ученики завышали себе оценки, не объективно оценивали своих одноклассников. Ещё многому предстоит научиться мне и моим ученикам.

Использование различных видов оценивания позволило мне определить пробелы в знаниях учащихся, выявить трудности и подкорректировать дальнейшую работу.

Раньше я очень редко проводила рефлексию на уроке, из-за нехватки времени. Сейчас считаю это просто необходимым условием для организации эффективного обучения. Для осуществления обратной связи на первом уроке я применила стратегию «Три звезды», в которой учащимся надо было определить уровень своего обучения. На следующих уроках я использовала стратегии: «Закончи предложение», «Теперь я знаю… Теперь я умею…», каждый ученик высказывал свое мнение и делал выводы и утверждения по данному уроку.

Главный результат этой работы в том, что мы вместе с детьми попытались проанализировать, что им надо изменить, над чем поработать для улучшения результата.

У меня пока не получается четко отслеживать изменение в обучении и развитии каждого ученика, не хватает практики и опыта. В дальнейшем планирую систематически и целенаправленно отслеживать степень понимания материала по возможности каждого ребенка.

Проводя уроки с применением семи модулей, я видела радость в глазах детей, их оживление и неподдельный интерес. Все учащиеся были активны, даже слабые ученики хотели быть услышаны, стремились выполнить работу как можно лучше, в результате групповой работы повысилось суждение о самоэффективности многих учащихся.

Учитель до тех пор сохраняет право учить других, пока он сам учится!


В настоящее время в российской системе образования проходят реформы. Основная задача модернизации образования – значительное обновление содержания образования. Главным условием решения этой задачи, явилось введение государственного стандарта общего образования, который направлен на создание единого образовательного пространства, не только в географическом, но и в социально-культурном смысле, а также на обеспечение равных возможностей получения полноценного общего образования в любых образовательных учреждениях, т. е. государство гарантирует общедоступность и бесплатность общего образования в пределах, определяемых государственным стандартом.

2. Компетентностно – ориентированный подход в образовании .

Новый подход к оценке качества образования связан в федеральной концепции модернизации образования с формированием ключевых компетенций, в соответствии с основными положениями, выработанными Советом Европы.

Поэтому главной задачей дошкольного образовательного учреждения становится формирование у детей универсальных умений и способностей – ключевых компетенций: социальной, коммуникативной, информативной, когнитивной, общекультурной, специальной. Этим компетенциям придается особое значение не только в Российском образовании, он и в странах Европейского сообщества. Освоив их, ребенок впоследствии может легко адаптироваться в мировом сообществе.

Е.В. Бондаревская дает следующее толкование понятия ключевая компетенция – это личностно-осознаваемая, вошедшая в субъективный опыт, имеющая личностный смысл система знаний, умений, навыков, которая имеет универсальное значение, то есть может быть использована в различных видах деятельности при решении множества жизненно значимых проблем.



Формирование компетенций происходит средствами содержания образования.

Ключевые компетенции относятся к общему (метапредметному) содержанию образования и конкретизируются на уровне образовательных областей для каждой ступени образования.

Так, перечень ключевых образовательных компетенций в дошкольном возрасте будет, определяется на основе главных целей, стоящих в сфере дошкольного образования, структурного представления социального и субъективного опыта личности, а также основных видов деятельности ребенка, позволяющих ему овладеть социальным опытом, получать жизненно важные навыки в практической деятельности.

Рассмотрим с данных позиций формирование ключевых компетенций.

Коммуникативная компетенция – включает знание необходимых языков, овладение способами передачи информации, умениями слушать и понимать другого.

Информационная компетенция – направлена формирование умений самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее при помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, компьютер и др.).

Социальная компетенция – включает способы взаимодействия с окружающими людьми, сотрудничество в групповом общении, навыки работы в группе, способность брать на себя ответственность, регулировать конфликты.

Когнитивная компетенция – это совокупность компетенций ребенка в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, аналитической и др. деятельности, соотнесенной с реальными познавательными объектами. Сюда входят навыки самостоятельной работы с информацией; применение полученных знаний для решения новых познавательных и практических задач, знания и умения самостоятельной постановки цели, организации планирования, анализа, рефлексии, самооценки познавательной деятельности.

Общекультурная компетенция – означает осведомленность ребенка в вопросах особенностей национальной и общечеловеческой культуры (духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, культурологические основы семейных, социальных общественных явлений и традиций); ребенок обладает способами организации в бытовой и культурно-досуговой сферах.

Компетенция личностного самосовершенствования направлена на самореализацию ребенка в деятельности и овладение способами саморегуляции, саморазвития, самоподдержки.

Понятие образования - весьма сложное и многоаспектное. В Законе Российской Федерации об образовании оно определяется как "целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства" и трактуется как воспитание в широком педагогическом смысле. В самом общем определении образование - это целенаправленный процесс и результат усвоения человеком систематизированных знаний, навыков и умений, развитие ума и чувства, формирование мировоззрения и познавательных процессов. Образованным человеком можно назвать такого, который владеет общими идеями, принципами и методами, определяющими общий подход к рассмотрению многообразных фактов и явлений, располагает высоким уровнем развитых способностей, умением применять изученное к возможно большему числу частных случаев; кто приобрел много знаний и, кроме того, привык быстро и верно соображать, у кого понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление. Как отмечал Н.Г. Чернышевский, три качества - обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле этого слова.

Следовательно, в понятие образования включены не только знания, навыки и умения как результат обучения, но и умения критически мыслить, творить, оценивать с нравственных позиций все происходящее вокруг как процесс бесконечно развертывающийся в деятельности и общении человека с ему же подобными. Достигается это путем включения человека в важнейшие виды деятельности. Тем самым под образованием человека (в процессуальном плане) понимается следующее.

Образование - это общественно организуемый и нормируемый процесс постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта, представляющий собой в онтогонистическом плане становление личности в соответствии с генетической программой и социализацией личности.

В наибольшей степени установкам гуманистического мышления соответствует концепция содержания образования как педагогически адаптированного социального опыта во всей его структурной полноте. В свете этой концепции содержание образования, будучи изоморфно социальному опыту, состоит из следующих четырех структурных элементов". опыта познавательной деятельности, фиксированной в форме способов ее осуществления - знаний; опыта репродуктивной деятельности, фиксированной в форме способов ее осуществления - умений и навыков; опыта творческой деятельности -в форме проблемных ситуаций; опыта эмоционально-ценностных отношений. (См. Теоретические основы содержания общего среднего образования/Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. М., 1983).

заместитель директора

по НМР Цымбалюк Н.С.

В начале работы педсовета предлагаем устно ответить на вопросы:

1). Планируете ли Вы работать в школе в ближайшем будущем?

2). Согласны ли Вы с тем, что работа по – старому, по привычке есть путь к профессиональному выгоранию?

3). Учитываете ли Вы современные образовательные и воспитательные технологии при работе с предметным материалом в современных социально меняющихся условиях?

4). Что Вы сегодня готовы сделать для повышения своего педагогического мастерства?

Активити: «Круг пожеланий». Посмотреть друг на друга и сказать одно пожелание на сегодняшний день (начинает координатор и дальше по часовой стрелке участники).

(слайд №5)

«Выпускники школ должны знать казахский, русский и
английский языки. Результатом обучения школьников
должно стать овладение ими навыками критического мышления,
самостоятельного поиска и глубокого анализа информации»
Н. Назарбаев

1. Вступление.

В соответствии с Государственной программой развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы Государственный общеобязательный стандарт среднего общего образования должен быть «ориентирован на результаты, обеспечивающие личное саморазвитие, самостоятельность в приобретении знаний, формирующие коммуникативные навыки, умения управлять информацией и технологиями, решать проблемы, предприимчивость и креативность. …… элементы опыта Назарбаев интеллектуальных школ будут внедряться в систему образования» .

(слайд №6)

(Слайды 7-9)

ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД?

В 2017-2018 учебном году на обновленное содержание образования перешли 2, 5, 7 классы.

Глобальные преобразования и мировые тренды требуют ускоренных темпов обновления содержания школьного образования. В 2018-2019-м учебном году на обновленное содержание перейдут 3, 6, 8, 10 классы. В 2019-2020 учебном году – 4, 9, 11 классы.

Напоминаю, что В 2017-2018 учебном году: (внимание на слайды)

1) образовательный процесс в классах предшкольной подготовки и 1, 2 классах осуществляется на основе :

Государственного общеобязательного стандарта дошкольного воспитания и обучения (далее – ГОСДВО), утвержденного ППРК от 13 мая 2016 года № 292;

Типовой учебной программы дошкольного воспитания и обучения (далее – Типовая программа), утвержденной приказом МОН РК от 12 августа 2016 года № 499;

Типового учебного плана дошкольного воспитания и обучения (приложение 1 к приказу МОН РК от 22 июня 2016 г. № 391);

Государственного общеобязательного стандарта начального образования , утвержденного постановлением Правительства РК от 25 апреля 2015 года № 327 (далее – ГОСО РК-2015);

Типовых учебных планов начального образования, утвержденных приказом Министра образования и науки РК от 15 июля 2016года № 453;

Типовых учебных программ по общеобразовательным предметам начального образования, утвержденных приказом Министра образования и науки РК от 8 апреля 2016 года № 266;

2) образовательный процесс в 3-4, 6, 8-11 классах осуществляется на основе:

Государственного общеобязательного стандарта среднего (начального, основного среднего, общего среднего) образования (далее – ГОСО РК-2012), утвержденного постановлением Правительства РК от 23 августа 2012 года №1080;

Типовых учебных планов начального, основного среднего, общего среднего образования, утвержденных приказом Министра образования и науки РК от 25 июля 2013 года № 296 «О внесении изменений в приказ Министра образования и науки РК от 8 ноября 2012 года № 500»; и.т.

3) образовательный процесс в 5, 7 классах осуществляется на основе:

Государственного общеобязательного стандарта основного среднего образования (далее – ГОСО РК-2016), утвержденного постановлением Правительства РК от 13 мая 2016 года № 292;

Типовых учебных программ по общеобразовательным предметам, утвержденных приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 23 ноября 2016 года № 668;

Сегодня на педсовете мы должны понять, как изменилось содержание, структура и особенности новых учебных программ и самое главное: каждый из нас должен определить, насколько он готов работать по-новому, что необходимо ему еще освоить в теории или совершенствовать в своей практике.

Итак, главной целью реформ образования в Казахстане является адаптация системы образования к новой, социально-экономической среде, ускорение вхождения республики в ряды 30 самых развитых стран мира.

(слайд №10) Механизмы реализации идеи в обучении и воспитании.

Ценности общенациональной идеи «Мәнгілік Ел» комплексно реализуются через все формы учебной и воспитательной работы. Одними из главных особенностей организации образовательного процесса является ценностно – ориентированное обучение и воспитание и единство обучения и воспитания.

Таким образом содержание образования, система целей, подходы и методы преподавания и внеурочная деятельность направлены на то, чтобы со школы выходил выпускник:

Ответственный, проявляющий активную гражданскую политику;

Добросовестно относящийся к своей работе и стремящийся к достижению высоких результатов;

Уважающий разнообразие культур и мнений;

Мыслящий творчески и критически;

Коммуникативный и дружелюбный;

Социально - ответственный и заботливый;

Умеющий эффективно использовать ИКТ;

Готовый к обучению на протяжении всей жизни и самосовершенствованию.

Как получить новый образовательный результат?

Знать:

цель (зачем учить?) -Содержание(чему учить?)- Методики(Как учить?)

Результаты анкетирования педагогов

На 1 вопрос Как Вы понимаете внедрение обновления содержания образования?

Большиство учителей понимают и могут описать структуру внедрение обновления содержания образования.

На 2 вопрос: Какие затруднения вызывают внедрение обновления содержания образования?

Большинство педагогов волнуют составление рубрики, структура урока и составление дискрипторов, далее планирование, постановка целей, использование различных уровней плана.

3 вопрос: Какие пути выхода Вы видите из сложившихся условий?

Изучение норматива, посещение семинаров различного уровня, самообразование.

    Вопрос: Ваше видение общешкольного формативного оценивания? Большинство респондентов предпочитают цветовое решение.

Что у Вас вызывает наибольший психологический дискомфорт при внедрении обновления содержания?

Преобладает финансовая сторона, увеличенная подготовка к уроку во времени и приготовление материалов сопровождения уроков.

4. Рассмотрим содержательное отличие обновленных программ (слайд №17)

    Повышение воспитательного потенциала обучения. Формирование нравственно - духовных качеств обучающихся.

    Педагогическое целеполагание по уровням образования и на протяжении всего курса обучения.

    Соответствие содержания и предложенных тем запросам времени, акцент на формировании социальных навыков.

    Системно-деятельный подход в обучении (активное включение ученика в процесс познания). Предполагается, что учащиеся будут самостоятельно развивать функциональную грамотность, активно «добывать» знания, с огромным желанием развивать коммуникативные навыки общения со сверстниками, и творчески подходить к решению проблем.

    Спиральная форма обучения предполагает, что повторное рассмотрение материала, который будет усложняться на протяжении всего школьного обучения, дает большее преимущество в развитии современного учащегося, Темы повторно рассматриваются каждый семестр

    Учащиеся повторно изучают предмет на разных уровнях;

    Каждый последующий уровень сложнее и обширнее предыдущего.

    Наличие «сквозных тем» между предметами как внутри одной образовательной области, так и при реализации межпредметных связей.

    Организация учебного процесса с использованием долгосрочного, среднесрочного и краткосрочного планирования.

    Государственные стандарты, а следовательно иерархия целей обучения целиком построены по таксономии Блума: знание – понимание – применение – анализ – синтез оценка – оценка. (слайд №18)

5. Структура учебных программ.(слайд№ 19)

Обновленные образовательные программы по предметам разработаны с учетом инновационного опыта «Назарбаев Интеллектуальных школ». Особенность обновленных учебных программ представлена структурой:

НА слайдах (стру-ра пояснит.записки, система целей, уровни планирования)

1. Пояснительная записка.

2. Цели и задачи учебной программы по предмету.
3. Педагогические подходы к организации учебного процесса.

Рекомендуется, какие подходы, стратегии, технологии и методы обучения необходимо использовать при организации учебного процесса.
4. Подходы к оцениванию учебных достижений , о них мы поговорим чуть позже.


5. Организация содержания предмета.

6. Системы целей обучения.

    В программе для удобства использования учебных целей и проведения мониторинга введена кодировка. «1» - класс, «2» - раздел, «3» - подраздел, «4» - нумерация учебной цели.

    Цели обучения представлены в виде ожидаемых результатов. Цели обучения, организованные последовательно внутри каждого подраздела, позволяют учителям планировать свою работу и оценивать достижения учащихся, а так же информировать их о следующих этапах обучения.
    7. Виды планирования разных уровней

Ожидаемые результаты обучения конкретизируются в целях обучения конкретному учебному предмету по каждому разделу, образуя систему долгосрочных и среднесрочных целей обучения. Учебные планы по предметам, прилагаемые к учебным программам, имеют рекомендательный характер.

В долгосрочных и среднесрочных планах даны рекомендации для учителей по проведению занятий по темам и разделам, по организации деятельности учащихся на уроках, включены также рекомендуемые учебные ресурсы (интернет, тексты, упражнения, видео- и аудиоматериалы и др.).

Долгосрочный план как элемент учебной программы определяет разделы/темы учебного материала, которые будут пройдены за год. Долгосрочный план включает в себя цели обучения, которые необходимо охватить в рамках определенного раздела/подраздела/темы.

    Среднесрочное планирование обычно осуществляется группой учителей или отдельно взятым учителем, структурирующим (и) учебную программу в последовательную серию уроков. Среднесрочное планирование конкретизирует ориентиры, определенные долгосрочным планом, и осуществляется на более короткий период. В среднесрочных планах формулируют основные задачи на установленный период, в нем отражаются темы обучения на каждую четверть или раздел. Распределение часов внутри разделов также можно варьировать по усмотрению учителя. В среднесрочных планах даются рекомендации для учителя по проведению занятий по темам и разделам, организации деятельности учащихся на уроках, включены также ресурсы (интернет, тексты, упражнения, видео- и аудиоматериалы и др.). Учитель может варьировать и изменять виды заданий с учетом индивидуальных особенностей и уровня успеваемости учеников класса.

    Краткосрочный план , или план урока, составляется учителем самостоятельно по примерному шаблону, представленному в конце среднесрочного плана. При разработке краткосрочного плана учителю рекомендуется обратить внимание на дифференцированный подход к обучению и учитывать индивидуальные особенности детей. Краткосрочное планирование урока помогает учителю более эффективно достичь учебных целей. Для этого учителю необходимо особенно тщательно отбирать учебный материал и правильно подбирать виды деятельности. После каждого урока учителю необходимо провести анализ урока (рефлексию) для того, чтобы выявить возникшие трудности при освоении учебного материала обучающимися.

Подводя итог всему вышесказанному, необходимо отметить, что предлагаемая программа обновления образования предполагает, что обучение должно быть активным, проводиться в условиях созданной коллаборативной среды, должна осуществляться дифференциация обучения, в процессе осуществления должны реализовываться межпредметные связи. Кроме перечисленного обязательным является использование ИКТ, диалоговое обучение, осуществляться методы исследования и своевременное реагирование на потребности учащихся.

/обратная связь/

Я понимаю и могу объяснить (большой палец руки направлен вверх)


Я все еще не понимаю (большой палец руки направлен в сторону)

Я не совсем уверен (помахать рукой)

Слово Шарафутдиновой Е.А.

Качественное изменение образования невозможно без формирования нового взгляда учителя на свое место и роль в учебном процессе, нового отношения к ученику. Поэтому важно, чтобы учитель сам понимал суть новых изменений, смысл нового качества образования и новых образовательных результатов.

Проблема: Так как учителю стать направляющим?

Представить наблюдателей от каждой группы.

Слово Сергазиной З.Д.

Школа в условиях обновления отличается тем, что учебные достижения имеют продуктивный характер, а учебный процесс характеризуется активной деятельностью самих учащихся по «добыванию» знаний на каждом уроке. В этих условиях ученик – субъект познания, а учитель выступает организатором познавательной деятельности учащихся. Необходимо стремиться к тому, чтобы каждого школьника, вне зависимости от возраста и успешности, воспринимали как личность. Именно в этом заключается педагогический аспект обновления содержания образования, когда цели обучения становятся общими для ученика и учителя. Для достижения этого каждый учитель начинает с себя, что отражает социальный аспект процесса обновления. Учителю необходимо преодолеть инертность педагогического мышления и вместе с учеником учиться самому. О том, как правильно составить дискриптор и вывить пробелы знаний у ребенка расскажет Сергазина З.Д.

Слово Конарбековой М.К.

В мерах по обновлению содержания отечественного среднего образования центральное внимание уделяется навыкам, имеющим широкий спектр применения в современной жизни, – творческое применение знаний; критическое мышление; выполнение исследовательских работ; использование ИКТ; применение способов коммуникативного общения, включая языковые навыки; умение работать в группе и индивидуально. Базируясь на общечеловеческих и этнокультурных ценностях, эти навыки позволяют учащемуся решать проблемы как учебного, так и жизненного характера

Видео «Танцы нам льду»

Размышление: Как предложенное видео связано с темой нашего педсовета?

Подводка к Исатаевой А.К.

Оценивание результатов изучения, согласно обновленным программам будет осуществляться с применением критериального оценивания.

Нам всем уже известно, что критериальное оценивание включает формативное и суммативное оценивание.

Также знаем, что формативное оценивание проводится непрерывно, обеспечивает обратную связь между учащимися и учителем, и позволяет своевременно корректировать учебный процесс.

Суммативное оценивание проводится по завершении изучения блока учебной информации, используется для предоставления обратной связи учащимся, выставления четвертных и итоговых оценок по предмету.

Видео «Ошибка учителя»

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Задание: собрать термины и их определения (1 мин), кто больше и правильно

Рефлексия «Корзина успеха»

Ваши ожидания?

На сколько оправданы.

Современный ученик должен свободно владеть казахским, русским и английским языками, а также IT-технологиями. Как реализуют эти задачи акмолинские школы, в интервью корреспонденту сайт рассказал руководитель облуправления образования Талгат Жунусов.

- Талгат Турлыбекович, в чём суть новых стандартов учебных программ?

Для того, чтобы сегодняшний ребенок, завтрашний специалист должен быть востребован на рынке труда. То, чему мы сегодня обучаем детей, будь то навыки чтения и письма, математическая, финансовая, культурная или гражданская грамотность, знания в сфере информационно-коммуникационных технологий – всё это позволяет решать только лишь повседневные задачи. Для решения более сложных, помимо классического образования, у детей необходимо развивать критическое, творческое мышление, умение общаться и прививать навыки работы в команде. Таким образом, классическое образование направлено на знание и понимание. Обновлённое – ещё и на применение информации, анализ, синтез и умение оценивать. Программы успешно прошли апробацию вдвух пилотных школах - "Многопрофильной школе-лицее №5 им. С.Сейфуллина" г.Степногорска и Никольской Буландынского района. И уже есть хорошие результаты.

- Робототехника - элемент STEM-образования. Как у нас сегодня развивают эту науку?

В области активно развивается STEM-образование, особое внимание уделяем развитию образовательной робототехники. Сегодня в рамках проекта "Цифровизация в сфере образования" в области работают 124 кабинета робототехники, 4 робота-гуманоида, 19 - 3D-принтеров, 21 квадрокоптер.

В начале этого учебного года открыт новый IT-лицей на 900 мест с обучением по предметам естественно-математического цикла. Партией "Нұр Отан" инициированы три проекта по цифровизации, один из которых в сфере образования –"Бесплатные IT-классы для детей" и сейчас их в области функционируют 58. Буквально вчера, к слову, открылся IT-центр в Высшем колледже г.Кокшетау.

- Единая информационная система "Kundelik". В чём её суть и везде ли она внедрена?

С 2017 года в области началось её внедрение, на сегодняшний день все школы Акмолинской области перешли на электронный документооборот. Вся информация в процессе обучения доступна в режиме реального времени. Родители могут отслеживать изменения в расписании, текущих и окончательных достижениях ребенка.

- Какие цифровые образовательные ресурсы применяют учителя на своих уроках?

В системе образования республики и области функционирует образовательный портал "BilimLand". Это универсальная, полиязычная образовательная платформа, основанная на передовых достижениях мировых лидеров электронного обучения.На портале "BilimLand"размещены более 40 тысяч цифровых образовательных уроков и миллион мультимедийнных материалов на трёх языках. Их применяют учителя, ученики, родители.

- Трёхъязычное образование - ещё одна примета современной образовательной системы…

Во-первых, изучение иностранных языков признано социально значимым. Это залог обеспечения практической и профессиональной жизнедеятельности человека в современном мире;

Во-вторых, определено место иностранного языка как языка международного общения рядом с государственным (казахским) языком и русским – как языком межнационального общения;

В-третьих, осознана необходимость введения раннего обучения иностранного языка

В нашей области разработан "План мероприятий в рамках Дорожной карты развития трёхъязычного образования". В сельских школах будут созданы Клубы по обучению английскому языку волонтёрами. Это замечательный партийный проект, работа по которому уже началась.

Для развития трёхъязычного образования в казахстанских школах берётся за основу опыт экспериментальных школ для одарённых детей, НИШ, Казахско-турецких лицеев. В нашей области, в частности, это в том числе многопрофильная школа-гимназия №3 им. М.Габдуллина и новый IT-лицей "Білім – инновация".

Отделы образования разработали график поэтапного перехода изучения предметов естественно-научного цикла на английском языке в период с 2018-2022 годы. Согласно графику, переход преподавания предметов естественно-научного цикла на английском языке в нашей области будет проходить в следующем порядке: в 2018 году внедрение произойдет в 41 школе; 2019-м – в 56-ти; 2020-м – в 48; 2021-м – 41.

- Внедрение обновлённого содержания образования – это, в первую очередь, кадры. Современные, высокопрофессиональные, знающие языки и так далее?

Что касается внедрения трёхъязычияи преподавании предметов етественнонаучного цикла на английском языке. Проводится целевая подготовка учителей в вузах и колледжах; повышение квалификации педагогов физики, химии, биологии и информатики на английском языке. Также запущены программы по обмену студентами и привлечению волонтеров. Наши преподаватели прошли языковые курсы и получили уровни В1, В2, С1. В 2018 году планируется обучить более 6тысяч учителей на краткосрочных, уровневых и языковых курсах.

- Как школы обеспечиваются учебниками?

В связи с переходом на обновлённое содержание образования 3, 6 и 8 классов, на приобретение учебников в т.г. из бюджета выделено более 1,3 млрд тенге.Заключены договора с 16-ю издательствами, которые определены МОН РК. Закуплено более 877 тыс экземпляров учебной литературы.На сегодняшний день все учебники доставлены в школы области.

В связи с введением нового предмета "Краеведение", закуплено более 36 тыс экземпляров учебника по краеведению (издательство "Келешек-2030") и свыше 15 тыс - по предметам естественнонаучного цикла на английском языке ("Астана-Кітап").

- Талгат Турлыбекович, как известно, в области есть школы с трёхсменным обучением. Какие меры принимаются для решения данного вопроса?

Да конечно, в связи с миграционными процессами, движением контингента учащихся получилось так, что в конце 2017 года выявлено 12 школ с трёхсменным обучением.

В 2017 году для снижения их количества за счёт средств Нацфонда начато строительство 3-х объектов образования (школ на 900 мест в г.Кокшетау, на 800 мест с интернатом на 135 мест г.Щучинске Бурабайского района и пристройки к СШ №18 г.Кокшетау на 420 мест). Из них, на 1 сентября т.г. введены два объекта, это школы на 900 мест и дополнительный учебный корпус к СШ №18 в Кокшетау.

Кроме того, для снятия данной проблемы в области строятся ещё три школы на 2 300 ученических мест, с планируемым сроком ввода в 2019 году (на 800 мест в Щучинске, на 300 в с.Кажымукан и 1 200 в с.Коянды Целиноградского района.

Завершается разработка проектно-сметной документации для семи школ (СШ №№ 1,4,13 г.Кокшетау; один проект на 1200 мест для двух школ в с.Косшы (СШ №1 им. Р.Кошкарбаева и №2); №11 с.Семеновка; №37 с.Шубары Целиноградского района. Строительство данных объектов будет заявлено на 2019 год.

- Имеются ли аварийные школы?

К сожалению, имелась многолетняя проблема по аварийной школе в Буландынском районе. Для решения этого вопроса из областного бюджета выделялось 200 млн тенге - на реконструкцию Алтындинской средней школы. На сегодняшний день работы завершены, и учащиеся приступили к занятиям в обновлённом учебном заведении.

- Талгат Турлыбекович, какова техническая оснащённость школ области?

Этот вопросна протяжении долгого времени остаётся в поле повышенного внимания. Ежегодно выделяются средства на оснащение мебелью, соответствующей росто-возрастным особенностям детей. Порядка 80% школ оснащены такой мебелью. В текущем году на данные цели из средств районных и городских бюджетов выделено более 19 млн тенге.

о образования по таким предметам как физика, химия, биология, иностранный язык невозможно достичь без оснащения школ кабинетами новой модификации. Это делается с 2005 года, данный показатель включён в Государственную программу развития образования РК. Динамика обеспеченности с 2005 по сегодняшний день составила от 16,9 до 49,6%.

За эти годы для общеобразовательных школ области приобретено 986 кабинетов новой модификации на сумму более 3 млрд тенге, в том числе: из республиканского бюджета - 710 кабинетов на 2 319,3 млн; из районных и городских -276на 798,5 млн тенге.

- А в текущем году?

В этом году на приобретение кабинетов новой модификации из бюджета предусмотрено 55,4 млн тенге.

- Что скажете о подключении к интернету?

Все школы области подключены к широкополосному интернету. На эти цели в т.г. из республиканского бюджета районам и городам выделено 294,1 млн.

На протяжении трёх лет из республиканского бюджета для школ выделяются средства на приобретение комплектов нового мультимедийного оборудования (компьютер, проектор, экран). В 2018 году на приобретение 305-ти комплектов мультимедийного оборудования из республиканского бюджета выделено 152,5 млн тенге. В 2016-2017 годах затрачено более 560 миллионов для оснащения 466-ти школ. На покупку компьютеров и интерактивных панелей в областных организациях выделено 45,6 млн тенге. В э.г. запланирована установка Wi-Fi-сетей во всех школах городов и райцентров. В мае из областного бюджета выделено 44,6 млн.

В целом могу сказать, что совершенствование материально-технической базы школ проводится в плановом режиме.

- Спасибо заинтервью!

Казахстанские школы, по мнению родителей, в последние годы стали большой экспериментальной площадкой. В Министерстве образования неустанно перекраивают систему, апробируя на школьниках очередные реформы. Внедрение обновленного содержания образования все больше пугает не только родителей, но и самих учителей. А недостаток информации о сути изменений провоцирует обеспокоенность общества. Возникают вопросы, как все это повлияет на детей, будет ли все, как говорится, к лучшему, а не наоборот.

Сегодня всех интересуют вопросы о продлении учебного года в связи с переходом на пятидневную учебную неделю, внедрении трехъязычной модели образования. Также в рамках обновления содержания образования вводится критериальное оценивание учебных достижений обучающихся. Все эти изменения заложены в госпрограмме развития образования и науки РК на 2016-2019 годы, но их суть не в полной мере понимают основные участники данного процесса.
– Сегодня мир изменился. И то, по какой программе мы учились, будет недостаточно сегодняшнему ребенку. Потому что пришло другое время. Пришли другие экономические отношения, новые технологии, которые требуют более высокого порядка навыков для наших детей. Поэтому, мы хотим, чтобы дети получили качественное образование, – говорит заместитель руководителя областного управления образования Зауре Гумарова. – Возможно, что в новой программе не все понятно общественности, потому что министерство многие вопросы пока еще дорабатывает. Но, если мы хотим научить детей пользоваться своими знаниями в быту, это следует делать на примерах, проектах, которые учителя разрабатывают посредством новейших методик.
– Нам очень хочется, чтобы дети перешли на пятидневку, но не за счет сокращения каникул, – говорят возмущенные родители. – Как дети смогут сидеть в душных классах летом, ведь ни в одной обычной школе нет кондиционеров. Это скажется на общем состоянии здоровья наших детей.
Как поясняют специалисты управления образования, с внедрением обновленных программ учебный год (34 недели) в средних и старших классах будет продлен всего лишь на 10 учебных дней, при этом школьникам будут предоставлены 34 выходных (субботы) дня в году. Также отмечено, что дни каникул осенью, зимой и весной не сократятся.
– Меня пугает безоценочная система. Как без оценок? Сейчас дневник для нас главный показатель успеваемости. А как завтра я буду судить об успеваемости моего ребенка только лишь по итогам суммативных оценок, – говорит член родительского комитета одной из городских школ.
В ответ специалисты управления образования спешат успокоить родителей, что вся система оценивания будет прозрачной и доступной для них.
– Программа обновленного содержания образования направлена на совершенствование четырех навыков: слушание, говорение, чтение и письмо, поясняет З. Гумарова. Эти четыре навыка тесно связаны в учебном плане и сравнимы с «методом спирали». Немаловажная особенность обновленного содержания образования – это критериальное оценивание. На каждый изучаемый раздел по предметам ставятся конкретные цели обучения, достижение которых оценивается по критериям: «достиг» и «стремится». В среднем блоке школы предполагается ведение предметов естественно-математического цикла на английском языке. То есть физика, химия, биология, информатика, знание которых обеспечивает стране уверенное развитие, будут нацелены не только на изучение азов этих предметов, а будут ориентированы на знакомство с мировой практикой, критическое осмысление информации, а главное, на развитие исследовательских качеств школьника. Современный ребенок, воспитываясь в веке стремительного роста техники, требует от учителей новых подходов и даже коренного изменения в системе обучения.
При этом к такому повороту событий не совсем готовы учителя-предметники.
– Молодым учителям легче приспособиться к обновленному содержанию. А тем, кому до пенсии осталось 5-10 лет это сложнее дается. Я, например, не могу выучить английский язык до такого уровня, чтобы преподавать на нем предмет, – сказала учительница физики сельской школы.
В областном управлении образования отметили по данному поводу, что предметное трехъязычие ни в одном классе в обязательном порядке внедряться не будет. Об этом сказал в недавнем выступлении министр образования Е. Сагадиев. Согласно программе, только в 10 и 11 классах, с сентября 2019 года по четырем предметам (физика, химия, биология, информатика) преподавание будет вестись на английском языке. При этом в школе с казахским языком обучения математика, казахский язык, казахская литература, история Казахстана, география и ряд других предметов будут вестись на казахском языке. И такое же соотношение в русскоязычных школах. И это будет на четвертый год и только в старшей школе. В остальных классах все остается без изменений, хотя языковые нагрузки вырастут, чтобы дети были готовы к трехъязычию в старшей школе.
Но, по мнению родительской общественности, трехъязычие станет еще одним камнем преткновения в учебе, когда детям, которые плохо понимают математику или географию на родном языке – казахском или русском, придется воспринимать предмет на английском!
– Что касается трехъязычия, то положительный опыт у нас уже есть. Но это в Казахско-Турецких лицеях и Назарбаев Интеллектуальных школах. Там решен вопрос с кадрами. Самые лучшие кадры идут туда, и обязательно наличие в школе педагогов - носителей языка. И как сейчас начинать трехъязычие – просто непонятно, – говорит еще один учитель городской школы. – Если мы хотим, чтобы ребенок знал три языка, не обязательно, чтобы он математику, физику, химию учил на иностранном языке. Пусть просто учит язык, и перевести какой-то предмет, от которого не будут страдать когнитивные способности, общие знания. Предмет «Технология» – почему бы ее не сделать на английском языке? Мне кажется, это поспешное решение, которое может привести к серьезным проблемам.
А директор одной из городских школ отмечает, что переход на обновленное содержание буквально вырывает из учебного процесса педагогические кадры, с которыми и так напряженка.
– Мы обязаны подготовить к обновленному содержанию своих педагогов, сейчас у нас курсы повышения квалификации проходят сразу два педагога, заменить которых некем. Приходится выходить из положения самостоятельно, на этот период мы приглашаем учителей из других школ, но ведь не с каждым предметником можно решить вопрос таким образом, – говорит директор школы.
Мы также решили выслушать мнение педагога, который уже прошел курсы повышения квалификации по обновленному содержанию образования. Координатор школы №17 по критериальному оцениванию Светлана Дымченко отметила, что все новое всегда пугает.
– Нас волнует, как воспримут критериальное оценивание учащиеся 5 и 7 классов, которые привыкли к оценкам. Считаю, это будет трудный переход. Но пока говорить об этом рано. Прежде, чем делать какие-либо выводы, должно пройти время. Мы должны анализировать все ли получается. Пока я не прошла курсы, мне тоже многое в новой системе было непонятно. А теперь я сама могу сказать, что не надо бояться нововведений, так как все это делается не на пустом месте. Программа уже адаптирована в 30 пилотных школах Казахстана, в том числе сельских и малокомплектных. Результаты показали, что все остальные школы и школьники с этим справятся. Так же подготовлен полный ресурс методических материалов для учителя, идет повышение квалификации преподавателей школ, руководителей и тренеров.
Как видно, большинство из наших собеседников пожелали, чтобы их имена и фамилии не были указаны. Вопросов по обновленному содержанию очень много, но о проблемах не принято говорить вслух, особенно в среде работников образования, хотя их мнение самое важное в данном случае. Больше всего скептиков среди родительской общественности. Многие из них хотели бы, чтобы вернулась прежняя, советская система образования, в которой все было понятно, да и знания, по их мнению, были качественнее.
– Это невозможно, – говорит завуч по УВР СОШ №17 Ирина Коваленко, – дети стали совсем другими, сегодняшние первоклашки не похожи на первоклассников, скажем, 90-х годов. Это современные дети, поэтому нельзя оставлять систему образования в прежнем состоянии, все обновляется, и она должна обновляться в первую очередь. Сейчас главная задача не просто дать детям знания, а научить их применять их на практике. Кроме того, мы должны заинтересовать школьников самостоятельно добывать знания и искать информацию. Вот в чем смысл обновленного содержания.
Но пока родителей не переубедить, в социальных сетях все чаще поднимается тема нынешнего качества образования, которым многие недовольны.
– Когда мы изучали языки, базовый, школьный уровень мы знали прекрасно, а сегодня, несмотря на то, что изучению языков уделяется больше времени, часов, дети едва могут перевести небольшой топик, к примеру, с казахского на русский язык, – говорят родители. – А про английский и говорить не приходится. Чтобы сносно читать на этом языке, приходится записывать ребенка в обучающий языковой центр. Что это за образование, которое не дает знания? Все предметы мы учим самостоятельно, в новых темах разбираемся дома или нанимаем репетитора. А вспомните старую школу, когда были продленки, факультативы, разве было такое, чтобы наши родители вместе с нами корпели над учебниками? И что будет, когда такие предметы как физика или химия придется изучать на иностранном языке? Понятны решение и желание быстро все реконструировать, реформировать. Но, учитывая мнения граждан, надо очень серьезно все продумывать. Никто не против трехъязычия, никто не против пятидневки – разгрузить наших детей, чтобы содержание образования было несколько иное, чем оно есть, но не так резко. Все-таки, прежде всего, нам должны донести суть этих реформ, и показать на примере их очевидный положительный эффект.
В областном управлении образования пообещали, что к началу нового учебного года во всех школах пройдут собрания с родителями учащихся 5 и 7 классов, которым с 1 сентября текущего года предстоит перейти на обновленное содержание. На таких встречах будут разъяснены главные нововведения, в том числе и принцип критериального оценивания.