Меню
Бесплатно
Главная  /  Лечение ожогов  /  Какой советский космический корабль был грузовым беспилотным. Грузовой корабль "прогресс" - пока главный "грузовик" в космосе. Космические корабли будущего

Какой советский космический корабль был грузовым беспилотным. Грузовой корабль "прогресс" - пока главный "грузовик" в космосе. Космические корабли будущего


Для чего Советским Союзом создавался один из самых больших самолет в мире, который способен поднять на своих «плечах» космический корабль? Какая его постигла судьба, и как его строили на закате истории великой страны? Об этом и других интересных фактах пойдёт речь в этом обзоре. Встречайте – Ан-225 «Мрия».


Название советского транспортного реактивного самолета сверхбольшой грузоподъемности Ан-225 «Мрия» в переводе с украинского означает «мечта». И надо сказать, что такое название, как нельзя лучше соответствует этой машине. Ведь она была и остается одним из самых больших и грузоподъемных самолетов на планете. Спроектирована машина была на Киевском механическом заводе, который сегодня известен под названием ГП «Антонов, в 1984 году. Руководителем проекта выступил Виктор Ильич Толмачев.


Необходимость в создании подобного исполинского самолета в СССР появилась в связи с развитием космической инициативы «Буран». Стране требовалось наладить воздушную транспортную систему, для перевозки этого корабля целиком. Помимо самого космического челнока, «Мрия» должна была перевозить блоки ракеты-носителя «Энергия». Впрочем, и блоки, и сам «Буран» все равно были гораздо больше грузового отсека АН-225. По этой причине при разработке АН-225 учли возможность перевозки грузов, путем их крепления на корпус (спину) самолета.

Таким хитрым образом «Мрия» должна была перевозить космические корабли на место пуска, а также доставлять челнок обратно на космодром, в случае, если он приземлился бы на одной из запасных площадок. Свой первый полет «Мечта» совершила 21 декабря 1988 года.


Проектировался самолет в УССР, но строили его буквально всей страной. В проекте были задействованы предприятия из разных уголков Советского Союза. Так, в Ульяновске делали кронштейны фюзеляжа и силовые шпангоуты. В Ташкенте делали центральные части крыльев «Мрии». В Москве собирали пилотажное оборудование. Из Запорожья привезли улучшенные двигатели Д-18Т. Шасси были сделаны в Нижнем Новгороде. Было задействовано еще очень много предприятий. И хотя подобная кооперация справедлива для производства почти всех сложных механизмов, в случае с «Миреей» масштаб сотрудничества заводов был невероятно высок. Для проекта отбиралось все только самое лучшее.


Так какие же у АН-225 характеристики? Размах крыла машины составляет 88.4 метра. Длина самолета – 84 метра. Высота – 18.2 метра. Масса самолета без груза составляет 250 тысяч кг. Максимальная взлетная масса достигает 640 тысяч. При этом, нормальная масса топлива составляет 300 тысяч кг. АН-225 имеет дальность полета в 15 400 км, при крейсерской скорости в 850 км/ч. Практическая дальность (с максимальной нагрузкой) составляет 4 тысячи км. При этом «Мрия» может подниматься на высоту до 12 км. Управляет самолетом экипаж из 6 человек. Сегодня машина исправна и продолжает работать. Стоит на эксплуатации украинской компании Antonov Airlines.

В продолжение темы рассказ о том, как в России.

«Тяньчжоу», в отличие, например, от советского, а ныне российского грузового космического корабля «Прогресс» разработан на основе не пилотируемого транспортного корабля, а главного модуля орбитальной станции - в данном случае «Тянгун-1». Это определяет его самую большую в своем классе грузоподъемность 6500 кг, большой (хотя и не рекордный) объем отсеков полезной нагрузки и возможность длительного автономного полета. По грузоподъемности близки к нему лишь советский грузовой корабль ТКС («Транспортный корабль снабжения», первый запуск состоялся в 1976 г., последний - в 1985-м, в нестоящее время не эксплуатируется) и японский «Конотори» , но последний имеет намного меньшую автономность. При этом в сравнении с японским у китайского аппарата намного лучше соотношение полной массы и массы доставляемого груза - это свидетельствует о качественном росте промышленности КНР, которая сегодня вышла в мировые лидеры, в том числе и в космонавтике.

Торжественная выкатка ракеты-носителя «Великий Поход 7» («Чанчжен 7»)
с грузовым космическим кораблем «Тяньчжоу-1» на стартовый комплекс №2
космодрома Вэньчан - апрель 2017 г.
Фото: kvedomosti.com

Рисунок: cdn2.gbtimes.com

Головной обтекатель ракеты-носителя «Великий Поход 7» с грузовым кораблем «Тяньчжоу-1»
Фото: i.ytimg.com

Особенностью грузового корабля «Тяньчжоу» является также его универсальность - он может использоваться и как дополнительный модуль для размещения научной аппаратуры, и как «буксир», с помощью которого можно выполнять коррекцию орбиты всего комплекса.

Сравнение размеров и грузоподъемности грузовых космических кораблей

"Прогресс"

"Прогресс М"

"Прогресс М1"

"Конотори"

"Сигнус" стандартный

"Сигнус" улучшенный

"Тяньчжоу"

Страна-разработчик

Первый запуск

Масса максимальная, кг

Габаритные размеры, м

Диаметр корпуса

Примечание : в данной таблице советский грузовой корабль ТКС (масса полезного груза 5200 кг) не приведен, т.к. он проектировался как универсальный с возможностью пилотируемого полета

Максимальная расчетная масса груза, который корабля «Тяньчжоу» будет доставлять на орбитальную станцию, равна 6500 кг, но в данном полете она несколько меньше - лишь около 6 тонн. Это топливо для двигателей ориентации, а также предметы питания и снабжения для экипажа. Последнее говорит о том, что возможно в скором будущем на станцию «Тянгун-2» прибудут новые космонавты. Среди научных грузов, которые доставил «Тяньчжоу-1», находятся контейнеры со стволовыми клетками - планируется использовать их для экспериментов по выращиванию искусственных человеческих органов в условиях невесомости.

Рисунок: www.defence24.pl

Это, вероятно, одна из задач следующей экспедиции на «Тянгун-2», пока же она работает в автоматическом режиме. И данный полет грузового космического корабля интересен еще и тем, что впервые в практике китайской космонавтики стыковка космических аппаратов на орбите полета намечены еще две стыковки корабля «Тяньчжоу-1» со станцией «Тянгун-2» для проверки работы задействованных в этом систем, испытаний различных режимов и способов проведения этой важнейшей операции.

Ранее Китай планировал в 2016 г. вывести на орбиту свою третью пилотируемую станцию «Тянгун-3», однако пока ее запуск отложен, а возможно и вовсе будет отменен. Достигнутые успехи делают повторение уже пройденных шагов ненужной тратой ресурсов и очевидно вместо этого «Поднебесная» начнет раньше планового срока 2020 г. строительство многомодульной орбитальной станции, на которой экипажи будут находиться постоянно, сменяя и дополняя друг друга. По своим размерам и возможностям она будет сравнима со станциями «Мир» и МКС. Перспектива начала ее создания зависит от успеха тех испытаний, которые в данный момент выполняются на орбите грузовым кораблем «Тяньчжоу-1» и станцией «Тянгун-2»

Рисунок: www.defence24.pl

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Sp-force-hide { display: none;}.sp-form { display: block; background: #ffffff; padding: 15px; width: 960px; max-width: 100%; border-radius: 5px; -moz-border-radius: 5px; -webkit-border-radius: 5px; border-color: #dddddd; border-style: solid; border-width: 1px; font-family: Arial, "Helvetica Neue", sans-serif; background-repeat: no-repeat; background-position: center; background-size: auto;}.sp-form input { display: inline-block; opacity: 1; visibility: visible;}.sp-form .sp-form-fields-wrapper { margin: 0 auto; width: 930px;}.sp-form .sp-form-control { background: #ffffff; border-color: #cccccc; border-style: solid; border-width: 1px; font-size: 15px; padding-left: 8.75px; padding-right: 8.75px; border-radius: 4px; -moz-border-radius: 4px; -webkit-border-radius: 4px; height: 35px; width: 100%;}.sp-form .sp-field label { color: #444444; font-size: 13px; font-style: normal; font-weight: bold;}.sp-form .sp-button { border-radius: 4px; -moz-border-radius: 4px; -webkit-border-radius: 4px; background-color: #0089bf; color: #ffffff; width: auto; font-weight: 700; font-style: normal; font-family: Arial, sans-serif;}.sp-form .sp-button-container { text-align: left;}

До сих пор не утихают споры, а вообще, был ли нужен Буран"? Встречаются даже мнения, что Советский Союз погубили две вещи — война в Афганистане и непомерные расходы на «Буран». Так ли это? Зачем и для чего создавался« Буран», и кому он был нужен? Почему он так похож на заокеанский« Шаттл»? Как он был устроен? Чем является« Буран» для нашей космонавтики — «тупиковой ветвью» или техническим прорывом, намного опередившим свое время? Кто его создавал и что он мог дать нашей стране? Ну и конечно, самый главный вопрос — почему он не летает? Мы открываем рубрику в нашем журнале, в которой постараемся ответить на эти вопросы. Кроме« Бурана» мы расскажем и о других многоразовых космических кораблях, как летающих сегодня, так и не ушедших дальше конструкторских кульманов.

Вадим Лукашевич



Создатель «Энергии» Валентин Глушко


«Отец» «Бурана» Глеб Лозино-Лозинский



Так мог бы стыковаться «Буран» с МКС


Предполагавшиеся полезные нагрузки «Бурана» в несостоявшемся пилотируемом полете

Пятнадцать лет назад, 15 ноября 1988 года, совершил свой полет, закончившийся не повторенной до сих пор автоматической посадкой на посадочную полосу Байконура, советский многоразовый космический корабль «Буран». Самый масштабный, самый дорогой и продолжительный проект отечественной космонавтики был прекращен после триумфального единственного полета. По количеству затраченных материально-технических и финансовых ресурсов, человеческой энергии и интеллекта программа создания «Бурана» превосходит все предыдущие космические программы СССР, не говоря уже о сегодняшней России.

Предыстория

Несмотря на то, что впервые идея космического корабля-аэроплана была высказана русским инженером Фридрихом Цандером в 1921 году, идея крылатых многоразовых космических кораблей не вызывала особого энтузиазма у отечественных конструкторов — решение получалось чрезмерно сложным. Хотя для первого космонавта наряду с «гагаринским» «Востоком» ОКБ-256 Павла Цыбина проектировало крылатый космический корабль классической аэродинамической схемы — ПКА (Планирующий Космический Аппарат). Утвержденный в мае 1957 года эскизный проект предусматривал трапециевидное крыло и нормальное хвостовое оперение. Стартовать ПКА должен был на королевской ракете-носителе Р-7. Аппарат имел длину 9,4 м, размах крыла — 5,5 м, ширину фюзеляжа — 3 м, стартовую массу 4,7 т, посадочную — 2,6 т и был рассчитан на 27 часов полета. Экипаж состоял из одного космонавта, который перед посадкой аппарата должен был катапультироваться. Особенностью проекта было складывание крыла в аэродинамическую «тень» фюзеляжа на участке интенсивного торможения в атмосфере. Успешные испытания «Востока», с одной стороны, и нерешенные технические проблемы с крылатым кораблем — с другой, вызвали прекращение работ по ПКА и надолго определили облик советских космических аппаратов.

Работы же по крылатым космическим кораблям разворачивались только в ответ на американский вызов, при активной поддержке военных. Например, в начале 60-х в США начались работы по созданию небольшого одноместного возвращаемого ракетоплана Dyna-Soar (Dynamic Soaring). Советским ответом стало развертывание работ по созданию отечественных орбитальных и воздушно-космических самолетов в авиационных конструкторских бюро. В ОКБ Челомея были разработаны проекты ракетопланов Р-1 и Р-2, в КБ Туполева — Ту-130 и Ту-136.

Но наибольших успехов из всех авиационных фирм добилось ОКБ-155 Микояна, в котором во второй половине 60-х годов под руководством Глеба Лозино-Лозинского были развернуты работы по проекту «Спираль», ставшему предтечей «Бурана».

Проект предусматривал создание двухступенчатой авиационно-космической системы, состоящей из гиперзвукового самолета-разгонщика и орбитального самолета, выполненного по схеме «несущий корпус», выводимого в космос с помощью двухступенчатой ракетной ступени. Работы завершились атмосферными полетами пилотируемого самолета-аналога орбитального самолета, названного ЭПОС (Экспериментальный Пилотируемый Орбитальный Самолет). Проект «Спираль» значительно опередил свое время, и наш рассказ о нем еще впереди.

В рамках «Спирали», уже фактически на стадии закрытия проекта, для проведения натурных испытаний были выполнены ракетные запуски на орбиту искусственных спутников Земли и суборбитальные траектории аппаратов «БОР» (Беспилотный Орбитальный Ракетоплан), которые сначала представляли собой уменьшенные копии ЭПОСа («БОР-4»), а затем и масштабные макеты космического корабля «Буран» («БОР-5»). Падение интереса американцев к космическим ракетопланам повлекло фактическое прекращение работ по этой тематике и в СССР.

Страх перед неизвестным

К 70-м годам стало окончательно ясно, что военное противостояние перенесется в космос. Возникла потребность в средствах не только для построения орбитальных систем, но и для их обслуживания, профилактики, восстановления. Особенно это касалось орбитальных ядерных реакторов, без которых не могли бы существовать боевые системы будущего. Советские конструкторы склонялись к хорошо зарекомендовавшим себя одноразовым системам.

Но 5 января 1972 года президент США Ричард Никсон утвердил программу создания многоразовой космической системы (МКС) Space Shuttle, разрабатывавшейся с участием Пентагона. Автоматически проснулся интерес к таким системам и в Советском Союзе — уже в марте 1972 года обсуждение МКС состоялось на Комиссии Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам (ВПК). В конце апреля этого же года состоялось расширенное обсуждение этой темы с участием главных конструкторов. Общие выводы сводились к следующему:

— МКС для вывода полезных грузов на орбиту не эффективны и существенно уступают по стоимости одноразовым ракетам-носителям;

— серьезных задач, требующих возврата грузов с орбиты, — нет;

— создаваемая американцами МКС не несет военной угрозы.

Стало очевидно, что США создают систему, не представляющую непосредственной угрозы, но могущую угрожать безопасности страны в будущем. Именно неизвестность будущих задач «Шаттла» с одновременным пониманием его потенциала и обусловили в дальнейшем стратегию его копирования для обеспечения аналогичных возможностей для адекватного ответа будущим вызовам вероятного противника.

В чем заключались «будущие вызовы»? Советские ученые дали волю своей фантазии. Исследования, проведенные в институте прикладной механики АН СССР (теперь институт имени М.В.Келдыша), показали, что «Спейс Шаттл» дает возможность, осуществляя маневр возврата с полу- или одновитковой орбиты по традиционной к тому времени трассе, проходящей с юга над Москвой и Ленинградом, сделав некоторое снижение (нырок), в их районе сбросить ядерный заряд и парализовать систему боевого управления Советского Союза. Другие исследователи, анализируя размеры транспортного отсека шаттла, пришли к выводу, что челнок может «красть» с орбиты целые советские космические станции, прямо как в фильмах про Джеймса Бонда. Простые аргументы, что для противодействия такой «краже» достаточно разместить на космическом объекте пару килограммов взрывчатки, почему-то не работали.

Страх перед неизвестным оказался сильнее реальных страхов: 27 декабря 1973 года было принято решение ВПК, предписывавшее разработать технические предложения по МКС в трех вариантах — на базе лунной ракеты Н-1, ракеты-носителя «Протон"и на базе «Спирали». Работы по «Спирали» не пользовались поддержкой первых лиц государства, курировавших космонавтику, и фактически были свернуты к 1976 году. Такая же участь постигла и ракету Н-1.

Ракетные летательные аппараты

В мае 1974 года бывшие королевские КБ и заводы объединяют в новое НПО «Энергия», а Директором и Генеральным конструктором назначают Валентина Глушко, горящего желанием поставить победную точку в давнем споре с Королевым по поводу конструкции «лунной» суперракеты и взять реванш, войдя в историю как создатель лунной базы.

Сразу после утверждения в должности Глушко приостанавливает деятельность отдела по МКС — он был принципиальным противником «многоразовой» тематики! Рассказывают даже, что сразу после прибытия в Подлипки Глушко высказался конкретно: «Не знаю пока, чем мы с вами будем заниматься, но точно знаю, чего мы делать НЕ будем. Не будем копировать американский «Шаттл»!" Глушко небезосновательно считал, что работа над многоразовым кораблем закроет лунные программы (что впоследствии и получилось), затормозит работы по орбитальным станциям и помешает созданию его семейства новых тяжелых ракет. Через три месяца, 13 августа, Глушко предлагает свою космическую программу, основанную на разработке серии тяжелых ракет, получивших индекс РЛА (Ракетные Летательные Аппараты), которые создавались путем параллельного соединения различного числа унифицированных блоков диаметром 6 м. На каждом блоке предполагалось установить новый мощный четырехкамерный кислородно-керосиновый ЖРД тягой более 800 тс в пустоте. Ракеты отличались друг от друга количеством одинаковых блоков в составе первой ступени: РЛА-120 грузоподъемностью 30 тонн на орбите (первая ступень — 2 блока) для решения военных задач и создания постоянной орбитальной станции; РЛА-135 грузоподъемностью 100 тонн (первая ступень — 4 блока) для создания лунной базы; РЛА-150 грузоподъемностью 250 тонн (первая ступень — 8 блоков) для полетов на Марс.

Волевое решение

Однако опала многоразовых систем продолжалась на «Энергии» менее года. Под давлением Дмитрия Устинова вновь появилось направление МКС. Работы были начаты в рамках подготовки «Комплексной ракетно-космической программы», предусматривавшей создание унифицированного ряда ракетных летательных аппаратов для высадки пилотируемой экспедиции на Луну и постройки лунной базы. Пытаясь сохранить свою программу создания тяжелых ракет, Глушко предложил использовать будущую ракету РЛА-135 в качестве носителя многоразового корабля. Новый том программы — 1Б — назывался «Многоразовая космическая система «Буран».

Программу с самого начала раздирали противоположные требования: с одной стороны, разработчики постоянно испытывали жесткое давление «сверху», направленное на копирование «Шаттла» с целью снижения технического риска, сроков и стоимости разработки, с другой — Глушко жестко пытался сохранить свою программу унифицированных ракет.

При формировании облика «Бурана» на начальном этапе рассматривались два варианта: первый — самолетная схема с горизонтальной посадкой и расположением маршевых двигателей второй ступени в хвостовой части (аналог «Шаттла»); второй — бескрылая схема с вертикальной посадкой. Основное ожидаемое преимущество второго варианта — сокращение сроков разработки за счет использования опыта по КК «Союз».

Вариант бескрылого корабля состоял из кабины экипажа в передней конической части, цилиндрического грузового отсека в центральной части и конического хвостового отсека с запасом топлива и двигательной установкой для маневрирования на орбите. Предполагалось, что после запуска (корабль располагался сверху ракеты) и работы на орбите корабль входит в плотные слои атмосферы и совершает управляемый спуск и парашютную посадку на лыжи с использованием пороховых двигателей мягкой посадки. Проблема дальности планирования решалась приданием треугольной (в сечении) формы корпусу корабля.

В результате дальнейших исследований для «Бурана» была принята самолетная схема с горизонтальной посадкой как наиболее отвечающая требованиям, предъявляемым военными. В целом для ракеты выбрали вариант с боковым расположением полезного груза при размещении неспасаемых маршевых двигателей на центральном блоке второй ступени носителя. Основными факторами в выборе такой компоновки была неуверенность в возможности разработки многоразового водородного ракетного двигателя в сжатые сроки и желание сохранить полноценную универсальную ракету-носитель, способную самостоятельно выводить в космос не только многоразовый орбитальный корабль, но и другие полезные грузы больших масс и габаритов. Забегая вперед, отметим, что такое решение себя оправдало: «Энергия» обеспечивала выведение в космос аппаратов массой в пять раз больше, чем ракета-носитель «Протон», и в три раза — чем «Спейс Шаттл».

Работы

Широкомасштабные работы развернулись после выхода секретного постановления Совета Министров СССР в феврале 1976 года. В Министерстве авиационной промышленности организовывалось НПО «Молния» под руководством Глеба Лозино-Лозинского для создания космического корабля с разработкой всех средств спуска в атмосфере и посадки. Изготовление и сборка планера «Буранов» были поручены Тушинскому машиностроительному заводу. Авиационщики также отвечали за строительство посадочного комплекса с необходимым оборудованием.

Опираясь на свой опыт, Лозино-Лозинский совместно с ЦАГИ предложил для корабля использовать схему «несущий корпус» с плавным сопряжением крыла с фюзеляжем на основе увеличенного орбитального самолета «Спирали». И хотя такой вариант имел явные компоновочные преимущества, решили не рисковать — 11 июня 1976 года Совет главных конструкторов «волевым порядком» окончательно утвердил вариант корабля с горизонтальной посадкой — моноплана со свободнонесущим низкорасположенным крылом двойной стреловидности и двумя воздушно-реактивными двигателями в хвостовой части, обеспечивавшими глубокое маневрирование при посадке.

Действующие лица определились. Оставалось только сделать корабль и носитель.

Добрый вечер, дорогие читатели сайта Спринт-Ответ. Сегодня суббота, а значит в эфире Первого канала идёт еженедельная интеллектуальная телеигра "Кто хочет стать миллионером?" с ведущим Дмитрием Дибровым. В статье можно узнать все вопросы и ответы в игре "Кто хочет стать миллионером?" за 24 июня 2017 года (24.06.2017).

Итак, за игровым столом находятся игроки: Ольга Погодина и Алексей Пиманов. Участники телеигры "Кто хочет стать миллионером?" за 24.06.2017 выбрали несгораемую сумму в 200 000 рублей.

1. Как заканчивается пословица: "И волки сыты..."?

  • и дед Мазай рад
  • и премии лишили
  • и пастухов уволили
  • и овцы целы

2. Кто пришёл к отцу в стихотворении Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо"?

  • крошка сын
  • крошка Енот
  • смешарик Крош
  • Крошечка-хаврошечка

3. Что ответит суеверный охотник на вопрос, куда он направляется?

  • к чёрту на кулички
  • на кудыкину гору
  • в тридевятое царство
  • на седьмое небо

4. Как звали коллегу Тарапуньки в популярном советском эстрадном дуэте?

  • Рубильник
  • Провод
  • Штепсель
  • Разъём

5. Как закончить строчку песни: "Мир не прост, совсем не прост, не боюсь я..."?

  • ни смеха, ни слёз
  • ни пуль и ни роз
  • ни бурь и ни гроз
  • ни снов и ни грёз

6. Под каким псевдонимом писал стихи Игорь Лотарёв?

  • Сибиряк
  • Полярник
  • Северянин
  • Снеговик

7. Как называется самый старый ботанический сад в России, находящийся в ведении МГУ?

  • "Больничный огород"
  • "Аптекарский огород"
  • "Госпитальный огород"
  • "Санитарный огород"

8. Как называют одного из героев пьесы Горького "На дне"?

  • Принц
  • Барон
  • Князь

9. В каком году Швейцария стала членом ООН?

  • 2002

10. Как возвращаются в Петербург герои фильма "Окно в Париж"?

  • через волшебное окно
  • прорыв тоннель
  • угнав самолёт
  • обратившись в посольство

К сожалению на этот вопрос игроки ответили неправильно и выиграли 0 рублей. Их места в креслах игроков заняли другие участники игры "Кто хочет стать миллионером?" от 24 июня 2017 года: Натали и Митя Фомин. Игроки выбрали стандартную несгораемую сумму в 200 000 рублей.

1. К чему обычно прикрепляют сувенирные магнитики?

  • к утюгу
  • к автомобилю
  • к кастрюле
  • к холодильнику

2. Что произошло с компьютерной программой, не реагирующей на нажатие клавиш?

  • заснула
  • зависла
  • застряла
  • залетела

3. Где чаще всего звучит камерная музыка?

  • в тюрьме
  • в фотоателье
  • в консерватории
  • в камере хранения

4. Кто в расчётах использует постоянную Планка?

  • плотники
  • физики
  • портные
  • прыгуны в высоту

5. Кто попрошайничал: "Подайте на домики для бездомных поросят!"?

  • Пятачок
  • Хрюша
  • Фунтик
  • Свинка Пеппа

6. В разметке какой площадки используются только прямые линии?

  • баскетбольной
  • гандбольной
  • волейбольной
  • хоккейной

7. Какой советский космический корабль был грузовым и беспилотным?

  • "Восток"
  • "Восход"
  • "Союз"
  • "Прогресс"

8. Кто из актёров не имеет звания мастера боевых искусств?

  • Джеки Чан
  • Стивен Сигал
  • Брюс Уиллис
  • Жан-Клод Ван Дамм

9. Какой город находится в Белгородской области?

  • Старый Оскол
  • Старая Купавна
  • Старая Русса
  • Старица

10. Кому мы обязаны появлению фразеологизма "тютелька в тютельку"?

Беспилотный корабль

Беспилотный корабль – космический корабль, который осуществляет свой полет в автоматическом режиме. 19 августа 1960 г. был осуществлен первый успешный запуск беспилотного корабля. На борту находились подопытные собаки Белка и Стрелка, мыши, насекомые и другие биологические объекты. На Землю успешно вернулся спускаемый аппарат корабля. 9 марта 1961 г. состоялся запуск корабля «ЗКА», который разрабатывался для полета человека. Полет был завершен успешно, и на Землю возвратились подопытные животные и манекен человека. В середине 1970-х гг. в Советском Союзе начался проект по разработке многоразового космического корабля. 15 ноября 1988 г. космический корабль «Буран», стартовав с космодрома Байконур, совершил свой первый и единственный беспилотный полет. За время полета он осуществил три витка и посадку недалеко от стартовой площадки. Во многом советский корабль был похож на американскую версию космического корабля «Шаттл», но имел некоторые отличия, которые можно считать принципиальными. Вместо твердотопливных ускорителей на советском корабле использовались четыре мощных жидкостных ракетных двигателя. Двигатели были расположены в донной части внешнего топливного бака. На орбитальном корабле располагались только двигатели системы маневрирования. Полет был единственным, так как из-за нехватки финансирования проект был закрыт. В Японии в 80-х гг. XX в. Национальное агентство космических исследований работало над экспериментальным орбитальным самолетом «HOPE», на начальном этапе планировалось его использование в качестве беспилотного грузового корабля.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЛИ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СТ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТР) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ФЛ) автора БСЭ

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века автора Новиков В И

Сумасшедший корабль Роман (1930)В доме этом елисаветинских времен и чуть ли не Бирона жили писатели, художники, музыканты. Впрочем, жили здесь и совслужащие, и портные, и рабочие, и бывшая прислуга… Так было и позже, а не только в пограничные с нэпом и первые нэповские

Из книги Всё о Нью-Йорке автора Чернецкий Юрий Александрович

Корабль В Нью-Йорк регулярно заходят океанские лайнеры, главным образом круизные. Его два пассажирских морских порта расположены в «среднем городе» Манхаттана, на Гудзоне и в Бруклине, на полуострове Ред-Хук, омываемом водами Верхней Нью-Йоркской бухты. Второй из этих

Из книги 100 знаменитых изобретений автора Пристинский Владислав Леонидович

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении.Сюжеты и характеры.Зарубежная литература XX века.Книга 1 автора Новиков В. И.

Из книги Большая энциклопедия техники автора Коллектив авторов

Корабль военный Корабль военный – крупное морское судно, используемое в военных целях для уничтожения морских и прибрежных объектов противника.С древних времен в военных действиях различных стран и народов принимали участие морские и речные судна. По тем временам это

Из книги Рок-энциклопедия. Популярная музыка в Ленинграде-Петербурге, 1965–2005. Том 2 автора Бурлака Андрей Петрович

Противолодочный корабль Противолодочный корабль – судно военно-морского флота, предназначенное для уничтожения подводных лодок противника.Противолодочные корабли начали появляться в годы Первой мировой войны сразу же после первых ударов немецкого подводного флота

Из книги автора

Корабль-модуль Корабль-модуль – часть постоянно действующей орбитальной станции.После выведения на орбиту и стыковки становится одним из отсеков станции, в котором могут проводится различные эксперименты и исследования. Советская станция «Мир» имела в своем составе 6

Из книги автора

Космический корабль Космический корабль – космический аппарат, используемый для полетов по околоземной орбите, в том числе под управлением человека.Все космические корабли можно разделить на два класса: пилотируемые и запускаемые в режиме управления с поверхности

Из книги автора

КОРАБЛЬ ДУРАКОВ Питерская группа конца 60?х, в которой приобрел свой первый музыкальный опыт будущий лидер САНКТ-ПЕТЕРБУРГА Владимир Рекшан, КОРАБЛЬ ДУРАКОВ был создан на историческом факультете Университета в сентябре 1967 года тремя студентами-первокурсниками, хотя