Меню
Бесплатно
Главная  /  Лечение ожогов  /  Ян Гус: учение, биография. Ян Гус — национальный герой и идеолог Реформации Ян гус жизнь и смерть

Ян Гус: учение, биография. Ян Гус — национальный герой и идеолог Реформации Ян гус жизнь и смерть

последователи и сторонники учения Яна Гуса, участники широкого общественного и нац. движения в Чехии в первой пол. XV в. за реформу католич. церкви (в дальнейшем названного гуситским). Впервые заявили о себе весной 1419 г., когда начались их походы в горы, а также в период восстания, поднятого в Праге Яном Желивским (1419). Делились на два лагеря: умеренные - чашники (в основном пражане) и непримиримо настроенные - табориты. Поскольку разделение чеш. общества в гуситский период осуществлялось не по принципу «низы против верхов», а по принадлежности к религ. учению, среди г. (как и среди католиков) имелись представители всех слоев чеш. общества. Главные социальные силы г. - дворянство, горожане, духовные и светские интеллектуалы, крестьяне - выступали против католич. церкви и нем. патрициата городов.

Название «чашники» произошло от требований г. установить единый для духовенства и мирян обряд причащения - и хлебом и вином (до этого миряне причащались только хлебом). Г. потребовали «чашу для всех». Их символом стала чаша - сосуд для церк. вина. Последователи Гуса стали причащать вином из чаши и простой народ. Поэтому г. называют «подобоями», или «утраквистами» (от чеш. и лат. слов, означающих причащение под двумя видами).

Требования чашников были изложены в т.наз. «четырех пражских статьях»:

1) свободная проповедь слова Божьего в духе гусизма на чеш. языке;

2) право мирян на причащение под обоими видами;

3) секуляризация церк. земель, духовенство должно вернуться к евангельским правилам и апостольской жизни, какую вел Христос. Этим фактически утверждалась «дешевая» церковь;

4) искоренение «смертных грехов», противных закону Божию.

Среди чашников было много феодалов, зажиточных бюргеров, рыцарей.

Табориты - сторонники радикальных действий - получили свое название по месту сбора на горе Табор, где затем они основали город (Табор). Табор возник как община «воен. коммунизма», каждый, приходивший в Табор, отдавал все свое имущество в общий фонд и вступал в «общину равных», предметы первой необходимости в которой распределялись поровну. Признавая программные положения чашников, табориты трактовали их шире и радикальнее: уничтожение феод, сословий, имущественных различий, раздел секуляризированных земель, полная свобода проповеди, уничтожение феодалов и их собственности. Табориты избирали своих священников, их главной целью была вооруженная борьба, недаром они назвали себя «Божьими воинами». Возглавлял таборитов Ян Жижка. Таборитский «коммунизм» продержался недолго: со временем «Божьи воины», разорявшие монастыри, храмы, замки, стали применять принцип дележа награбленного, значительную часть которого оставляли себе их командиры. Табор наложил повинности на окрестное крестьянство, став, таким образом, как бы коллективным феодалом. Табориты разоряли лишь владения панов-католиков, дворяне-гуситы продолжали эксплуатировать своих крестьян, как и раньше. Среди таборитов было больше представителей крестьянства, гор. плебса, но были и рыцари, бюргеры и т.д. Выделялись крайне левые - хилиасты (ожидавшие второго пришествия Христа и наступления 1000-летнего царства Божьего на земле; см. Хилиазм), а также группа экстремистов - пикартов. Действия таборитских войск отличались особой даже для Средневековья жестокостью.

Лит.: Гуситское движение в освещении современников / Сост. и пер. Л.П. Лаптева. М., 1992; Лаврентий из Бржезовой. Гуситская хроника. М., 1962; Лаптева Л.П. Гуситское движение в Чехии XV века. М., 1990.

  • - последователи и сторонники учения Яна Гуса, участники широкого общественного и нац. движения в Чехии в первой пол. XV в. за реформу католич. церкви...

    Средневековый мир в терминах, именах и названиях

  • - участники национально-освободительного движения/незаконных бандформирований под командованием Яна Жижки в Чехии в начале XV века, разработчик идеологии, критик церковных злоупотреблений - Ян Гус: ஐ ".....

    Мир Лема - словарь и путеводитель

  • - Сторонники Реформации в Чехии и Словении в 1-й половине XV века. Участники Гуситского движения и последователи Яна Гуса и других народных проповедников...

    Религиозные термины

  • - см....

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - сторонники Реформации в Чехии в 1-й половине 15 в., участники так называемых гуситских войн 1419 - 37 против католической церкви, феодального гнета и немецкого засилья...

    Современная энциклопедия

  • - последователи чешского религиозного реформатора Яна Гуса; гуситская революция привела к созданию первой национальной реформированной церкви, не находившейся в зависимости от Римско-католической церкви...

    Энциклопедия Кольера

  • - мн., Р. гуси/тов...

    Орфографический словарь русского языка

  • - ГУСИ́ТЫ, гуситов, ед. гусит, гусита, муж. ...

    Толковый словарь Ушакова

  • - гуси́ты мн. Участники борьбы народных масс Чехии в 1-й половине XV в. против католической церкви, феодальной эксплуатации и немецкого засилья...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - гус"иты, -ов, ед. ч. гус"...

    Русский орфографический словарь

  • - Последователи Иоанна Гуса, реформатора католической церкви, жившего в начале XV в. в Чехии...

    Словарь иностранных слов русского языка

"Гуситы" в книгах

Гуситы

Из книги Идишская цивилизация: становление и упадок забытой нации автора Кривачек Пол

Гуситы Достигнув Праги, идеи Уиклифа были сочувственно восприняты народом, среди которого давно существовал конфликт между говорившими по-немецки и по-чешски и отношения которого с Католической церковью были так же двойственны, как и в Англии. В конце XIV века в Пражском

Новые еретики: уиклифиты и гуситы

Из книги Рождение Европы автора Ле Гофф Жак

Новые еретики: уиклифиты и гуситы В XIV и XV веках происходит ослабление главных еретических течений предыдущего периода. Движение катаров потихоньку сходит на нет, вальденсы сохраняются лишь в изоляции, в частности в долинах Альп и в некоторых отдаленных районах Северной

Глава 8. ГУСИТЫ

Из книги История инквизиции. том 2 автора Ли Генри Чарльз

Глава 8. ГУСИТЫ Пороки духовенства были признанной причиной и оправданием альбигойского и вальденского восстания в XIII в., безжалостно подавленного; но зло, вызвавшее его, даже не попытались уничтожить. Это и во второй раз породило восстание, и снова злоупотребления,

Гуситы, табориты и чешские братья. XV век

Из книги Мистические ордена автора Андреев Александр Радьевич

Гуситы, табориты и чешские братья. XV век Духовная жизнь средневековой Европы в начале XV века перенесла потрясение, которое через сто лет вызвало реформацию всесильной тогда католической церкви, с трудом отстоявшей чуть ли не само свое право на существование. В начале XV

ГУСИТЫ: РЕВОЛЮЦИЯ СНИЗУ

Из книги От империй - к империализму [Государство и возникновение буржуазной цивилизации] автора Кагарлицкий Борис Юльевич

ГУСИТЫ: РЕВОЛЮЦИЯ СНИЗУ Английская армия, разгромившая французских рыцарей под Креси и Пуатье, была не единственным примером новой военной организации в Европе XV века. Точно так же не была Англия и единственной страной, где происходили социальные и политические

28. Как гуситы взорвали Европу

Из книги Начало России автора Шамбаров Валерий Евгеньевич

28. Как гуситы взорвали Европу Константинополь несколько лет прожил в блокаде. Император Мануил II торчал за границей и ждал – его столица вот-вот падет, а он останется в Европе изображать жертву османов. Делал вид, будто пытается организовать помощь, но это было

Гуситы, табориты и чешские братья

Из книги Террористы автора Андреев Александр Радьевич

Гуситы, табориты и чешские братья Человек не должен отягощать свою совесть ложью, не отрицать и не утверждать ничего вопреки правде. В начале XV века Ян Гус из Гусинца, Иероним Пражский, Станислав из Зноймо, Штепан из Палче, Ян из Есенице вызвали в Чехии народное потрясение,

Так что же проповедовал и чего требовал этот человек, изменивший религиозную жизнь средневековой Европы? Это была идеология духовного пробуждения и религиозной реформы.

Ян Гус требовал преобразования католической церкви по образцу ранних христианских общин, осуждая симонию (торговлю церковными должностями), торговлю индульгенциями, церковное землевладение, практику платы за обряды и другие злоупотребления духовенства. Выступая против превращения духовенства в отдельное, привилегированное сословие, Гус настаивал на участии в обряде причастия как священнослужителей, так и мирян под двумя видами (хлеб и вино), что стало одним из главных лозунгов его последователей. Ян Гус требовал, чтобы богослужения осуществлялось понятным, народным языком. Основой общественной жизни он считал Закон Божий, а если представители власти его нарушают, подчинённые должны слушаться больше Бог, чем человека. Он считал, что нельзя брать плату за таинства и продавать церковные должности, а священнику достаточно небольшой платы, чтобы удовлетворить свои необходимые жизненные потребности. Чтобы распространить своё учение, Гус не только проповедовал с кафедры: он также приказал расписать стены своей церкви рисунками на библейские сюжеты, составлял песни, которые стали народными, провёл реформу чешского правописания, сделав книги понятными для простого народа. Шафф Ф. История христианской церкви. Том 6. Средневековое христианство. 1294-1517 г. по Р.Х. / History of the Christian Church: Volume VI: Medieval Christianity: From Boniface VIII to the Protestant Reformation: A. D. 1294-1517. - М.: Библия для всех, 2009. - 528 с.

Нужно отметить, что Ян Гус не пытался покуситься на общественные основы тех времён: он признавал деление общества на три части и допускал сохранение власти в руках господствующего класса при соблюдении Закона Божьего. В своих размышлениях о жизни, об истине Ян Гус опирался на Библию и считал, что каждый человек должна руководствоваться Законом Божьим, который познаётся не только сердцем, но и разумом. Он не отвергал авторитета Библии, но утверждал, что евангельский авторитет и авторитет церковных иерархов не одно и то же; евангельскую истину опровергнуть нельзя - так как Божество не может ошибаться, а папа и даже целый собор могут ошибаться.

На Гуса, как мы знаем, значительное влияние оказало учение английского реформатора Джона Уиклифа, произведения которого стали известными в Чехии около 1398 г. при посредничестве чешских студентов в Оксфорде. Контакты между Англией и Чехией были очень тесными вследствие брака сестры Вацлава ІV Анны с королём Англии Ричардом ІІ. Уиклиф отрицал религиозные практики - поклонение святым и реликвиям, целибат, иерархию, монашество - и провозгласил Библию единым источником веры. Много трактатов Уиклифа в Чехию привёз Иероним Пражский, ближайший друг и союзник Яна Гуса. Их охотно читали и изучали Ян Гус и другие чешские профессора.

Джон Уиклиф в своем политико-правовом учении:

Настаивал на независимой от Рима английской церкви;

Был против принципа непогрешимости пап;

Выступал против вмешательства Церкви в дела государства;

Защищал частную собственность;

Отстаивало распределение общества на классы. При этом доказывал, что все это дано людям от Бога. Соколов В.А. Реформация в Англии / В.А. Соколов. - М.: Книга по требованию, 2011. - 546 с.

Ян Гус поддерживал учение Джона Уиклифа, но высказал и свои взгляды: главным образом против привилегий дворянства и церковных богатств. Его взгляды совпали с мотивами национально-освободительной борьбы масс Чехии против немецких феодалов.

Но помимо английского «еретика» определенное влияние оказывали и европейские гуманисты того времени: в 1356 г. в Праге побывал Ф. Петрарка, который нашёл здесь единомышленников и друзей, а потом состоял в переписке с некоторыми из них (например, с Яном из Стршеда, 1310-1380). Автор известной, написанной на латыни «Чешской истории» (1458) итальянский гуманист Энеа Сильвио Бартоломео Пикколомини (1405-1464) приезжал в Чехию с дипломатической миссией и обрёл здесь друзей среди культурных деятелей. Чешский гуманист Ржегорж Грубый (1460 -1514) перевёл на чешский язык «Похвальное слово глупости» Эразма Роттердамского, а его сын Зигмунд Грубый из Елени (1497-1554) поддерживал связи с голландскими гуманистами. Произведения отдельных итальянских гуманистов пользовались популярностью в Чехии, чешскому читателю известные были «Божественная комедия» Данте, «Декамерон» Боккаччо и др. От гуманистов Ян Гус почерпнул идеи высокого человеческого достоинства как Творения Божьего и идеала добродетели, противопоставленного царившей аморальности, особенно среди высшего католического духовенства и немецкой знати. Это было смутное время, когда священник мог придаваться пьянству и разврату, А сам папа Римской мог оказаться разбойником и насильником, как это было с Иоанном XXIII (1410-1415). Гивишвили Г.В. Философия гуманизма / Г.В. Гивишвили. - М.: Поколение, 2009. - 496 с. гуситский чешский реформаторский религиозный

Идеи гусизма: отмена непонятной латыни, служба и проповедь народным языком, упрощение культа, отказ духовенства от избыточных привилегий, обряд причастия мирян под двумя видами, участие светской общины и братские организации - вызвали значительный резонанс.

Эти положения были приняты неоднозначно, но не везде враждебно, например, к ним очень позитивно отнеслись определённые общественные круги Речи Посполитой. Показательным является тот факт, что во время суда над Яном Гусом в Констанце именно польские делегаты оказали ему поддержку. Возможно, это было связанно и с тем, что славянские народы, стремились преодолеть немецкую политическую, культурную и социально-экономическую экспансию. Чешское и польская интеллигенция и мещанство стали основными приверженцами идей Гуса - этих первых реформационных призывов. Не зря же идеи Виклифа и Гуса получили название «бюргерских ересей» (от нем. «бюргер» - мещанин). Рипарелл Э. Христианские ереси. Вчера и сводня / Э. Рипарелли. Пер. Григорьевой Т. - М.: Ниола-Пресс, 2008. - 128 с.

Дата публикации: 2012-09-08

(чеш. Jan Hus, 1369–1415 годы жизни) - священник, проповедник, мыслитель, идеолог чешской Реформации. Почитается как национальный герой чешского народа. Ян Гус высказывался против деятельности Церкви как организации, но искренне верил в существование Бога. В 1415 году церковный собор обвинил его в ереси и приговорил к сожжению на костре. Казнь чешского проповедника вызвала Гуситские войны . Идеи и взгляды Яна Гуса во многом предопределили исторический путь чешского народа.

содержание:

Жизнь, взгляды и проповеди

Ян Гус родился в 1369 году в небогатой семье в деревне Гусинец (южная Чехия). В 1396 году он закончил обучение в Пражском университете , получил степень магистра философии и стал читать лекции. В 1400 году принял сан священника и начал проповедническую деятельность. Вскоре Гус стал деканом философского факультета, а потом и ректором университета.

С 1402 года свои идеи и взгляды Ян Гус высказывал с кафедры частной Вифлеемской капеллы , одновременно вмещавшей до трёх тысяч прихожан, в которой был настоятелем.

Проповеди Яна Гуса появились в трудное время, когда католическая Церковь находилась в глубоком упадке (погрязла в коррупции и прогнила как организация, священнослужители наслаждались роскошью и поддавались разврату). При этом Церковь полностью контролировала все стороны жизни общества и «поучала» как следует жить правильно. Церковные распри дошли до того, что одновременно было три Папы Римских (Великий западный раскол). Каждый из трёх Пап не признавал двух других, называя их авантюристами. Напомним, в эпоху Средневековья авторитет Папы был не обсуждаемым, а безошибочность Папы считалась даром Святого Духа. Церковь вела активную коммерческую деятельность: взимала плату за таинства, открыто продавала церковные должности и прощала грехи при покупке индульгенций. Простые люди постоянно видели, что «слуги Божьи» не живут по тем жизненным принципам, которые требуют от своей паствы.

В такой ситуации нужен был только лидер, способный повести за собой. В Чехии им стал красноречивый Ян Гус, в проповедях которого народ слышал про честность, равноправность и справедливость. Также он высказывал мысли о необходимости переустройства и реформации Церкви на христианских началах, от которых она давно отошла. При этом, Ян Гус был глубоко верующим человеком и никогда не выступал против Бога. Его взгляды и проповеди касались только людей, которые «исполняют» его волю, здесь, на «грешной земле».

Кроме церковной темы, Ян Гус широко выступал за поднятие чешского национального самосознания. Он провёл реформу чешского правописания , которая сделала книги более понятными для простого народа (письменный и разговорный языки сильно отличались). Именно он реализовал передачу каждого звука речи отдельной буквой, разработав диакритические знаки (те, что пишут над буквами).

Гонения и интердикт

В 1409 году Папа Римский издал буллу против Яна Гуса, позволившую архиепископу пражскому предпринять против него карательные действия. Проповеди были запрещены, все подозрительные книги собраны и сожжены. Однако светская власть поддержала Гуса, и его влияние среди прихожан продолжало расти. Осенью того же года были запрещены проповеди в частных церквях, одной из которых была Вифлеемская капелла. Гус отказался выполнить приказ.

В 1411 году пражский архиепископ прямо обвинил Гуса в ереси. Это обвинение бросило тень на университет и на короля Вацлава IV , который оказывал поддержку проповеднику. Вацлав IV назвал заявление архиепископа клеветой и приказал конфисковывать владения тех священников, которые распространяли эту «клевету». Пражский архиепископ бежал в Венгрию.

Ян Гус выступал как против индульгенций, так и против права иерархов Церкви поднимать меч на их врагов. В 1412 году Папа наложил на Гуса интердикт (временное запрещение всех церковных действий). Чтобы не подвергать интердикту всю Прагу, Гус по совету короля уехал в южную Чехию, где шляхта не подчинялась решениям Папы. Там он продолжил открыто критиковать церковную и светскую власть. Его проповеди находили всё новых и новых последователей.

Констанцский собор и казнь

В 1414 году Яна Гуса с целью лично ознакомить «уважаемых представителей католической Церкви» со своим учением и взглядами пригласили на церковный собор в городе Констанц (Германия), собравшийся по инициативе императора Сигизмунда I для преодоления Великого раскола. Гарантировать безопасность Яна Гуса в дороге и на самом соборе должна была специальная охранная грамота, выданная Сигизмундом I.

Отрывок из охранной грамоты: «Достопочтенного магистра Яна Гуса, полного бакалавра святой теологии и магистра свободных искусств, предъявителя сей грамоты, который в ближайшее время прибудет из королевства Чешского на Всеобщий церковный собор и которого мы взяли под нашу и Святой империи охрану и защиту, всем вам и каждому особо со всяческой благосклонностью рекомендую и требую, чтобы его, как он к вам приедет, изволили с чувством долга и любезно принять, обходительно с ним обращаться…»

Однако слово императора Священной Римской империи оказалось пустым. На Констанцском соборе Гуса обвинили в ереси и приговорили к сожжению на костре. После вынесения смертного приговора, Сигизмунд I и архиепископы несколько раз приходили к проповеднику с требованием отречься от своих взглядов, обещая взамен прощение грехов и полную свободу, однако Ян Гус не поступился.


Приговор привели в исполнение 6 июля 1415 года . По легенде, перед смертью Гус предсказал появление через сто лет великого реформатора, чьи начинания не будут уничтожены (Мартина Лютера), сказав: «Я-то - Гусь, а за мной придёт Лебедь!». На следующий год на костре был сожжён Иероним Пражский, один из сподвижников Гуса, который добровольно прибыл для его защиты. Кроме того, на соборе было принято решение выкопать останки Джона Уиклифа, умершего в 1384 году, и также сжечь.

Последствия казни

В Чехии казнь Яна Гуса вызвала всеобщее возмущение. Народ негодовал. Кроме церковного недовольства, добавилась злоба на германское засилье. В 1419 году умер король Вацлав IV . Это означало, что чешский трон должен занять ненавистный всем Сигизмунд I . Чехия погрузилась в глубокий политический кризис, начались Гуситские войны (1419–1434).

В наше время Ян Гус в Чехии воспринимается не просто как одна из важных исторических фигур, а считается национальным героем. Его жестокая смерть навсегда останется позорной страницей католической Церкви. 6 июля - День памяти Яна Гуса - является государственным праздником в Чехии.

Люблю перечитывать биографии великих деятелей мировой истории. Сегодня решила углубится в историю Яна Гуса. Всегда хочется понять ключевые принципы, заглянуть в душу и услышать самое главное, все то что создавало самого человека и меняло окружающий мир. Ян Гус был и является символом веры и любви, борьбы и верности.

Если рассмотреть жизнь Яна Гуса с трех сторон, то получим ответы на ключевые вопросы:

1) Плод при жизни

2) Плод после жизни

3) Личная жизнь/ внутренняя гармония.

Ян Гус имеет богатую событиями биографию, и очень хотелось уйти от формальных фраз: родился, учился, проповедовал, умер.

История Яна Гуса

История Яна Гуса берет начало в бедной семье поселка Гусинец в 1372г. Большую роль в становлении личности будущего реформатора сыграла его мать, когда отвезла его в другой город – Прахатице в 13 лет для учебы. Дальше в 1386 году Ян Гус едет в Прагу и в 1390 становится там студентом одного из университетов.

Существует много поверий и легенд, создающих мифический образ Гуса. На самом деле – это был обычных мальчик, который озорничал, как и другие дети, а в свое время даже участвовал в проведении комической мессы. Студентом же он пел в церковном хоре.

Во время учебы Ян Гус увлекся трудами Джона Уиклифа, который первым раскрывал церковную лож папского правления. Он с радостью обсуждал новые идеи с друзьями поздними вечерами вплоть до утра при огне свечи. Дальше все было по нарастающей, Гус уже сам читал лекции для студентов каждый день, и подходит к этому делу с любовью друга и сердцем наставника. В этот период он нашел себя друзей до конца жизни.

В 1402 году начинается самый важный период жизни Яна Гуса – он становится пастором Вифлеемской церкви. Его ответственное отношение и желание донести истину народу были отражены во всем, он совмещал работу с преподаванием в университете и набирал обороты в своих трудах.

Гус понимал потребность народа в слушании истины и истины на родном чешском языке. Ян Гус имел мудрость и знал, как достучатся до человеческих душ. Он использовал картины со сводов в церкви для доходчивого донесения информации. В его соборе на стенах были переданы роскошь Папских нарядов в противовес скромность Христа. Его послание заключалось в том, что наивысшим приобретением человека является абсолютная любовь к Богу. В доказательство любви к людям Гус строил дома для бедных семей и студентов. Он считал, что наибольшая потребность человека есть абсолютная любовь к Богу. Благодаря своей искренности, посвященности Богу и людям, Гус имел очень большой успех в своих проповедях.

– Вифлеемскую церковь до Яна Гуса возглавлял Милич, один из реформаторов, который привел к покаянию порядка 200 проституток, построил им дом и сам умер во время выяснений обстоятельств по обвинениям в его деятельности.

– историческая личность Ян Жижка, ставший лидером гусинов (радикально настроенных последователей Гуса) – прежде был телохранителем жены короля Вацлава, Софии, которая имела дружеские отношения с Гусом и часто посещала его служения.

– Папа – Иоанн Павел II в 1999 году просил прощение за смерть Яна Гуса пред всеми народами, тем самым признавая истинность учения реформатора.

Цитаты:

«Истина все побеждает»

«Поэтому, верный христианин, ищи истину, слушай истину, изучай истину, говори истину, придерживайся истины, защищай истину даже перед лицом смерти; ибо истина избавит тебя от греха, дьявола, духовной смерти и наконец, от вечной смерти»

«Каждый христианин должен искать правду, даже рискуя благополучием, спокойствием и жизнью».

«Не „хлеб мой насущный “, а „хлеб наш насущный “говорится в Священном Писании, значит, несправедливо, чтобы одни жили в изобилии, а другие страдали от голода».


Борьба Яна Гуса

Основное видение Гуса было отстаивание истины и ее непогрешимости в Слове Божьем и выступление против надмерной роскоши духовенства, зарабатывание индульгенциями, ведение войн, аморальности и прочее. Он непоколебимо, а порой и резко высказывался в адрес традиций католической церкви. Гус делал ударение на внутренним мире и том что за модель управления церковью необходимо взять пример из прежних веков. Это высвечивало все острые углы- заблуждения в церкви того времени и открывало простому народу видение надежды и истины. Он заботливо и с любовью вел прихожан к искреннему глубокому покаянию не зависимо от присутствия священника рядом и учил покорятся священству, не смотря на должность, а только глядя на его нравственность. Сейчас нам не понятно уже как можно иначе, а тогда Ян Гус стремился дать возможность людям читать Библию на своем родном языке. Он был для паствы искренним мудрым учителем.

Католическая церковь не могла мирится с происходящим поэтому засылала своих шпионов для сбора информации во время служения – Гус всегда видел таковых и резко высмеивал. Гус был отлучен от церкви несколько раз всеми 4мя способами.

В дальнейшем, король Вацлав – понимая, что теряет источник дохода яростно выступал против реформатора. Гусу приходится скрываться. В 1412 году он проживал в окрестностях Праги, но никто не знал, где. Здесь он продолжал трудится – писал письма своим последователям. Один из его трудов называется «О церкви».

Два короля – брата Сигизмунд и Вацлав устроили заговор против реформатора – пригласили на очередной собор в 1414 г. Друзья Гуса отговаривали, но он, получив гарантии от правителей поехал защищать истинность своих верований. Первоначально поездка была возможностью обратится к народу еще раз, потому что его встречали толпы с большой радостью. Позднее Гус был арестован, болел в тюрьме и чуть не умер. Ему не дали возможности свободно защищать свои работы, а бывший близкий друг Палец выдвинул ложные обвинения. Ключевая позиция Яна Гуса такова, что если кто-то найдет истину в Слове и донесет неправоту взглядов Гуса в отношении к Библии –то реформатор принял бы исправление, но такого доказательства не последовало.

Гус болел, в тюрьме постоянно склонялся духовенством к отречению от своих учений, но на все подобные предложения только утверждал истину Библии в учениях. Король Сигизмунд выдал реформатора на казнь, если учесть, что ранее он был благосклонен к Гусу, то новость в двойне ранила душу. Суд длился несколько месяцев.

Прощение

Даже с бывшим близким другом, а теперь предателем Палец – служителем церкви – Ян Гус поступил милосердно, простив и дойдя в разговоре до слез. С королем Сигизмундом ситуация имела туже цель – прощение и достигла своего, проникла в само сердце.

На последнем суде 6 июля 1415 г. услышав обвинения в следовании учению Уиклифа, он произнес: «Господь мой, Иисус Христос, я умоляю Тебя, что бы ты простил всех моих врагов ради Твоей великой милости».

В последний день, при прохождение всей процессии на место казни – Ян Гус еще раз опустился на колени и произнес: «Бог мне свидетель, я то главной целью моей проповеди, а так же всех моих действий и писаний было стремление отвратить людей от греха. И в свете той евангельской истины, о которой я писал, которой учил и которую проповедовал в соответствии с учением и толкованием святых докторов, я с радостью приму сметь сегодня.»

Яна Гуса сожгли живьем, с его уст слетали последние слова, слова гимна и молитвы, а Бог принимал душу мученика, который не постыдился Его даже до смерти.

Если ответить на главные вопросы, то:

– Плод при жизни

Это истина, донесенная в массы, начало реформации, пример искренности и веры для всех поколений, любовь, которая жила и действовала по отношению к народу

– Плод после жизни

Возможность учится из примера жизни, истине, донесенной в трудах

– Личная жизнь/ внутренняя гармония

Тот, кто может простить на пороге смерти предателей, однозначно говорит всем своим существом, что живет в Боге и Он в нем, исполняя величайший закон любви.

Эта история всколыхнула в сердце много эмоций… Явно понимаешь, что перед тобой личность, которая знала куда идти, и Божьи цели всегда ставила выше своих. Кто познает истину, тот будет свободен (Иоанна 8.32). Тот, кто отдает себя Богу и Его делу, не будет забыт. Только Бог дает любовь и силу, жизнь Яна Гуса тому яркий пример.

Подготовила Мила Медведь

Самый известный и любимый исторический герой Чехии – это Ян Гус (Jan Hus) – учёный, литератор, священник. Ян Гус был уроженцем города Гусинец (Husinec) (Южная Богемия). Он родился в 1371 году, в крестьянской семье. В Чехии стал национальным героем ещё при жизни. До сих пор, спустя столетия после смерти, Ян Гус пользуется огромным уважением. В народе […]

Самый известный и любимый исторический герой Чехии – это Ян Гус (Jan Hus) – учёный, литератор, священник.

Ян Гус был уроженцем города Гусинец (Husinec) (Южная Богемия). Он родился в 1371 году, в крестьянской семье. В Чехии стал национальным героем ещё при жизни. До сих пор, спустя столетия после смерти, Ян Гус пользуется огромным уважением. В народе его считают святым, хотя он и не был канонизирован. Папа Римский неоднократно выражал своё почтение к личности Яна Гуса, но причислить этого человека к Лику святых отказывался.

При жизни Гус проповедовал против зла, причиняемого народу церковью.
Он окончил Пражский университет, стал бакалавром, магистром, деканом факультета свободных искусств, а впоследствии – ректором университета. Он был учёным, писал научные работы по лингвистике. Его изыскания и сегодня используются в чешской грамматике. В то же время (в 1402 году) Гус служил проповедником и настоятелем пражской Вифлеемской часовни . Чтобы послушать проповеди священника-обличителя, в часовне собирались тысячи горожан. Гус беспощадно клеймил жадность богачей и мздоимство церкви.

Яна Гуса многие считают пламенным революционером, но он не совершал переворота – ни в политике, ни в религии. От церкви он добивался одного – чтобы она соблюдала Закон Божий и поступала согласно христианскому учению. Гус жёстко критиковал институт церкви. Его критике подвергалась продажа индульгенций, пьянство и разгульное поведение священников. Он описывал ужасные случаи из жизни священнослужителей. Так, один пражский кановник (высокий церковный чин), проиграл в кабаке деньги и одежду; вернулся домой ночью, практически голым. Стуком и криком он перебудил всю улицу. Такие загулы этот священник совершал три раза. Какой пример он мог подать прихожанам?

Именно такое поведение служителей церкви и критиковал Ян Гус. Сам он отнюдь не был святым, особенно грешил в студенчестве. В этом он позже честно признавался.

Много ведётся споров относительно внешности Яна Гуса. В XIX веке его часто изображали в облике Христа, хотя сам себя он называл толстым. Несколько сохранившихся изображений доказывают, что реформатор был довольно полным, лысым и не носил бороды.

Есть ещё одно заблуждение. Считается, что из-за Гуса был созван Констанский Собор . Это не так. Собор был созван для обсуждения вопросов веры, проходил он несколько месяцев. Эти сведения долго скрывались от народа. Только после восстания в Чехии всё изменилось. Стало общеизвестно, что Папа, который вынес Яну Гусу смертный приговор, был в прошлом пиратом. (Папа Ян XXIII бежал из Чехии. Его имя впоследствии принял другой Папа Римский, чтобы очистить его.)

Понятие «гуситские войны» многие связывают с личностью Яна Гуса. Однако Гуса сожгли 06.07.1415 года в городе Констанце . Гуситские же войны начались только в 1419 году (длились они до 1434 года). Ян Жижка – герой гуситских войн – не знал Яна Гуса. Теоретически, конечно, он мог посещать проповеди священника-реформатора в Вифлеемской капелле, но это ничем не доказано. А все истории в литературных произведениях о дружбе, которая существовала между двумя народными героями – всего лишь творческий вымысел.

Гус не желал войны и кровопролития. Он всего лишь хотел правды и добивался, чтобы все жили праведно. В своих научных трудах и проповедях он нередко ссылался на идеи англичанина Джона Уиклифа – профессора и священника. (Уиклифа очень почитали в Чехии.) Английский профессор резко критиковал церковь, в особенности, идею транссубстанцинации. Это относится к христианскому обряду мессы, во время которого верующим дают гостию (у православных – просфору) и вино. Считается, что во рту у верующего человека эти субстанции превращаются в тело и кровь Христовы. Джон Уиклиф называл чепухой эту идею.

Гус тоже критиковал практику причастия. В то время священники причащались вином и хлебом; мирянам во время мессы давали только хлеб. Гус пытался доказать, что во времена раннего христианства причащались все одинаково. Это были не просто подробности церковного ритуала – такой подход уравнивал простых прихожан со священниками. (Последователи Яна Гуса стали причащать мирян и хлебом, и вином).

В своё время Уиклифа тоже призывали на Собор. Гуса обвинили в следовании идеям англичанина. После осуждения Яна Гуса церковники решили «расправиться» и с Уиклифом. Поскольку английский профессор был уже давно мёртв, его кости выкопали из могилы и торжественно сожгли.

Католическая церковь до сих пор называет Джона Уиклифа опаснейшим еретиком. Из-за его идей Иоанн Павел II и отказался канонизировать Яна Гуса. Кроме связей с Уиклифом, Гуса обвиняют в критике католической церкви. Считается, что своими критическими высказываниями Ян Гус изменил сану священнослужителя.

Чешский народ считает Яна Гуса святым и национальным героем. Он оставил огромное литературное наследие, внёс вклад в чешский язык, его правописание и орфографию. Это способствовало распространению грамотности среди простых чехов.

Сочинения Гуса были доступны и понятны народу. Он выработал собственный стиль полемики, утвердив новый тип прозы в чешской литературе.

Как я экономлю на отелях до 20%?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.