Меню
Бесплатно
Главная  /  Виды и локализация фурункулов  /  Как правильно преодолевать водные препятствия. Преодоление рек и водных препятствий вброд, способы переправы вброд, внешние признаки брода. в) короткое замыкание электросети, непонятный гул, качание люстры и дрожание стекол в окнах

Как правильно преодолевать водные препятствия. Преодоление рек и водных препятствий вброд, способы переправы вброд, внешние признаки брода. в) короткое замыкание электросети, непонятный гул, качание люстры и дрожание стекол в окнах


Во время переходов в тылу противника разведчикам будут встречаться реки, протоки, каналы, ручьи, озера, болота, которые придется преодолевать сходу, без предварительной разведки этих препятствий и длительной подготовки, без специальных переправочных средств (приспособлений), в разное время года и суток.Поэтому разведчики должны знать, как в короткие сроки и с соблюдением мер безопасности преодолеть водные преграды, как оборудовать переправочные средства, используя для этой цели простейшие подручные материалы.

Для обеспечения безопасности важно уметь правильно выбрать место переправы. Обстоятельства не всегда позволят группе заранее исследовать водный рубеж, но она всегда имеет возможность предварительно подобрать подходящее место по карте. По карте можно определить направление течения реки, ее ширину и глубину, общий характер берегов.

Определив направление и скорость течения реки и ее ширину, легко найти величину возможного сноса при переправе на подручных средствах или вплавь (умножить 2,5 на скорость течения (м/ сек) и на ширину реки (м).

Рассчитав величину сноса, можно выбрать по карте наиболее благоприятный район высадки на противоположном берегу.

Для переправы через водные препятствия необходимо выбирать наиболее узкие участки. Подходы к водному рубежу и район выхода на противоположный берег должны обеспечивать максимальную скрытность группы, чтобы она имела возможность подготовиться к переправе и быстро привести себя в боевую готовность после переправы. Берега в месте переправы должны быть удобными для подхода к воде и выхода из нее после преодоления рубежа.

Для разведки места высадки и подходов к нему, если позволяет время и обстановка, надо вначале переправиться одному разведчику и только по его сигналу следует переправляться остальным.

Порядок переправы через водный рубеж может быть самый различный. Это зависит от остановки, наличия времени и переправочных средств, характера водного рубежа, времени года.

Переправы через водные рубежи могут осуществляться:

– вплавь;

– с использованием подручных средств;

– на плотах;

– на лодках;

– по льду.

Переправа вброд

Бродом называется участок реки, позволяющий переход с одного берега на другой по дну реки.

Наличие бродов определяется по топографическим картам, по сведениям местных жителей и по внешним признакам. Признаками брода являются:

– дороги, тропинки и колеи, сходящиеся у реки на обоих берегах ее и теряющие след в воде;

– места с отлогими берегами, где река расширяется и образует разливы;

– места с мелковолнистой поверхностью воды (рябь).

При переправе вброд надо учитывать: глубину и ширину брода, скорость течения реки, грунт дна, наличие ям, коряг и заграждений в воде и на берегах. Переходить незнакомую водную преграду вброд надо осторожно, обязательно иметь с собой шест, чтобы ощупывать им дно реки. Лучше всего переходить реку вброд на отмелях. Если преодолевает реку один разведчик и у него есть веревка, то ее нужно использовать следующим образом. Привязать к концу веревки палку, забросить ее на противоположный берег в груду прибрежных камней или кустов и, держась за веревку, осторожно переходить реку.

Если переправляется группа, то первым обычно идет наиболее опытный разведчик. Остальные должны следовать за ним, держась друг за друга, осторожно передвигаясь к противоположному берегу под углом, вверх против течения реки. Упираться шестом необходимо со стороны напора воды. Не следует смотреть в воду, так как можно потерять равновесие. Смотреть надо на место выхода из воды.

Через горные реки можно переходить по камням и кладкам, при этом надо быть очень внимательным, так как камни обычно скользкие и можно легко свалиться в воду и получить серьезные травмы.

Когда приходится переправляться через очень быстрые горные реки, в месте перехода необходимо натянуть веревку (проволоку, трос), держась руками за которую можно безопасно преодолеть быстрое течение. Следует иметь в виду, что вброд можно преодолевать горные реки и ручьи глубиной до пояса. Если глубина их больше, то переходить такие реки вброд без специальных приспособлений опасно. Наиболее безопасно преодолевать горные реки вброд ранним утром, так как в это время они имеют наименьшую глубину.

Если дно реки покрыто острыми камнями, колючим кустарником, о которые можно поранить ноги, реку переходить следует в обуви, надетой на босые ноги, чтобы сохранить сухими портянки (носки). Кусты и камыши, встречающиеся на пути, раздвигать руками, ноги из воды не вынимать, а передвигать их осторожно в воде. Это обеспечит бесшумность движения и маскировку следов.

Переправа вплавь

Переправа вплавь производится при отсутствии переправочных средств или времени для их подготовки, преимущественно на узких реках (до 60 м) со слабым течением. Через реки шириною свыше 70100 м можно переправляться вплавь с использованием подручных плавучих средств (доски, бревна, автомобильные камеры, мешки с соломой, поплавки из плащ-палаток.

При разведке водного препятствия в конкретном месте надо определить (для точного расчета сноса плывущих) ширину реки и скорость течения.

Ширина реки определяется следующим способом: встать на своем берегу напротив какого-либо местного предмета на противоположном берегу, затем от точки своего стояния отмерить вдоль берега какое-либо расстояние, например, 60 шагов, и поставить в этом месте веху, после этого опять отмерить вдоль берега расстояние, равное половине отмеренного ранее, т.е.

в данном случае 30 шагов, и на этой точке отходить от берега под прямым углом до тех пор, пока веха не окажется в створе с предметом, замеченным на том берегу. Пройденное от берега расстояние, увеличенное вдвое, будет равняться ширине реки. Если, например, прошли от берега 34 шага, то ширина реки будет 34 х 2 = 68 шагов.

Скорость течения можно определить следующим образом. На берегу забивают два кола и измеряют расстояние между ними. Забросив в воду поплавок или какой-либо другой предмет, наблюдают, за какое время он проплывает это расстояние. Делением расстояния (в метрах) на время (в секундах) получают скорость течения руки. Течение считается слабым при скорости до 0,5 м/с, средним – при скорости 0,6-1 м/с, 8 Подготовка разведчика быстрым – при скорости 1-2 м/с, очень быстрым – при скорости более 2 м/с.

При переправе через широкие реки с течением более 0,5 м/с всегда будет большой снос переправляющихся. Сократить этот снос можно увеличением скорости переправы, что возможно для личного состава, хорошо обученному плаванию и гребле малыми саперными лопатами. Так, например, при ширине реки 100 м, скорости течения 1 м/с и скорости переправы вплавь 0,5 м/с величина сноса О будет равна: 0,5 х 100 = 200м.

Переправляющийся должен учитывать этот снос, чтобы место отплыва назначать выше по течению от места причала (выхода из воды).

Переправа должна производиться организованно и быстро. Во время переправы соблюдается полная тишина, все команды и распоряжения передаются только условными сигналами и знаками.

Описанные ниже способы переправы вплавь на переправочных средствах основаны на следующих положениях:

– удельный вес воды принимается равным единице, а удельный вес человеческого тела – от 0,935 до 1,057 (в зависимости от объема легких, величины жировой ткани, массы костей и т.д.);

– для удержания на поверхности воды человека требуется дополнительная подъемная сила (с учетом того, что 3/4 объема тела плывущего находится в воде), только для 1/4 объема (массы) плывущего, так как только эта часть тела находится на поверхности воды;

– для подъема 1/4 объема тела плывущего солдата массой 80-100 кг необходимо иметь плавучее средство подъемной силой в 20-30 кг.

Переправа вплавь на нешироких реках

Разведчики без подручных и табельных средств переправляются вплавь на реках шириной до 60 м и с течением воды до 1 м/с.

Переправа вплавь может совершаться в обмундировании и снаряжении. Наиболее удобным стилем для плавания в одежде является брасс, а для плохо плавающих – кроль без выноса рук. При переправе вплавь в полном снаряжении необходимо тесьму на брюках развязать, карманы вывернуть, пуговицы на рукавах и воротнике расстегнуть. Ботинки закладываются под ремень так, чтобы каблуки были направлены внутрь, а носки наружу. Содержимое рюкзака уплотняют, под его крышку укладывают плащ-палатку и затягивают крышку. Оружие кладут на ранец сверху, прикладом в правую сторону. Ружейный ремень через голову надевают подмышками или на правое плечо. Ремень не должен давить подмышками.

Для обеспечения переправы вплавь слабым пловцам их снаряжение и оружие можно переправлять на плотиках из бревен, досок, жердей. Разведчики, уложив на плотики снаряжение и оружие, толкают их перед собой и сами плывут, держась за них. Кроме того, плохо плавающие разведчики могут пользоваться различными подручными средствами (доски, бревна, автомобильные камеры, обмундирование и т.д.)

Если течение реки быстрое, то разведчику целесообразно плотик (узел) привязать веревкой к руке, так как плотик может быстро отделиться и уплыть по течению реки.

Переправляться можно по перетянутому с берега на берег канату. Чтобы канат находился на плаву, к нему привязывают бревна, бочки, поплавки и другие средства. Разведчики плывут, держась за канат, на расстоянии 10 м друг от друга. Если течение реки больше 1 м/с, то канат укрепляют одним концом на берегу, а к другому концу привязывают бревна, поплавки и другие средства, за которые держатся переправляющиеся вплавь разведчики.

Обратно канат с плавучими средствами перетягивают специально для этого привязанным канатом, конец которого должен оставаться на исходном берегу.

Переправа вплавь на широких реках

Одним из главных подручных средств при переправе вплавь является плащ-палатка. При использовании плащ-палатки в конструкции в качестве опоры важно умение правильно свернуть ее, так как только этим достигается максимальная подъемная сила плота. Размеры плащ-палатки 1,75 х 1,75 м. Имеющийся в плащ-палатке карман на расстоянии 2530 см от края делает ее с одной стороны на 30 см уже (короче). Фактически ее размеры 1,45 х 1,75 м. Плащпалатки, используемые для переправы, должны быть целыми (без порывов и дыр). При завертывании объемных материалов (сена, соломы и пр.) плащ-палатка должна быть свернута так, чтобы в нее не просачивалась вода.

Свернуть палатку по длине можно двумя способами. Первый способ заключается в том, что края палатки складывают и одновременно заворачивают.

Края полотнища палатки в этом случае свертывают полосами по 5 см. Грузоподъемность такой плащ-палатки составляет до 60 кг. При переправе через широкие реки, где возможны большие волны, такое свертывание гарантирует от просачивания воды в плащ-палатку.

Второй способ состоит в том, что одна пола (без кармана) заходит за другую с расчетом перекрыть карман на 15-20 см. Грузоподъемность такой плащ-палатки составляет до 80 кг.

Концы свернутых в рулон плащ-палаток (набитых объемными материалами) завязывают в узел.

Переправа вплавь возможна также на двух бревнах или на двух-четырех мешках. Мешки набивают сосновой корой, камышом, соломой или другими материалами, обладающими подъемной силой и не впитывающими быстро воду.

В современный период одним из наилучших подручных средств для переправы вплавь считается резиновый мешок (футбольная камера). Такие средства очень легки и всегда могут находиться в рюкзаке во время длительных переходов. Перед переправой необходимо снять всю одежду, сложить в рюкзак, надуть пару футбольных камер (не очень сильно) и положить их также в рюкзак. Завязанный рюкзак следует положить в большой (не рваный) полиэтиленовый пакет и сверху завязать. Можно все вещи сложить в такой пакет, а пакет опустить в рюкзак, тогда намокнет только сам рюкзак, а все вещи останутся после переправы сухими.

Специальные переправочные конструкции позволяют переправляющемуся вплавь принимать горизонтальное или вертикальное положение по отношению к плоскости воды (при горизонтальном – лежа на конструкции или рядом с ней на воде, при вертикальном – сидя или стоя в конструкции). При горизонтальном положении переправляющего сопротивление воды меньше, чем при вертикальном. Скорость переправы этим способом может достигать 45 м/мин, однако занимаемая плывущим площадь (в плане конструкции) в три-четыре раза больше, чем при переправе в вертикальном положении. В устраиваемых конструкциях плавучие средства берутся из расчета 20-30 кг подъемной силы на каждого переправляющегося.

Переправа вплавь четырех разведчиков может производиться на длинных бревнах или досках грузоподъемностью 100-200 кг (из расчета 25-30 кг подъемной силы на каждого переправляющегося). Для удержания переправляющихся за бревна служат привязанные к бревнам жердевые планки или ремни-веревки. На рис. 159 показано бревно, оборудованное рамой из жердей, на которой переправа проводится с помощью лопат. Такие оборудованные бревна используют для переправы неумеющих плавать или плохо плавающих разведчиков.

При вертикальном положении переправляющийся должен преодолевать большее сопротивление воды по сравнению с горизонтальным, поэтому переправа производится со скоростью 15-30 м/мин. Однако занимаемая переправляющимися площадь (в плане конструкции плота) в два-четыре раза меньше, чем при горизонтальном положении. Кроме того, из вертикального положения удобнее вести огонь, чем из горизонтального. Переправляясь в конструкции, разведчики располагаются в ней в положении сидя или стоя (на специально подвешенных продольных или поперечных жердях). Расстояние от верхней рамы конструкции, на которую разведчики опираются подмышками, до нижней жерди, на которой они сидят, составляет 45-50 см, а до жерди, на которой стоят, – 0,8-1 м. Все конструкции таких плотов-опор в основном состоят из жердевых рам и поплавков, устраиваемых из разных плавучих средств и материалов. Ниже приводятся конструкции плотов-опор для переправы разведчиков вплавь в вертикальном положении.

Плот из жердевых связок. Разведчик заходит в конструкцию на берегу и несет ее в воду обеими руками. Войдя в воду на глубину 1 м, он садится на подвешенную жердь и начинает переправу, гребя обрезками досок, саперной лопаткой или ладонями.

Плоты могут устраиваться для одновременной переправы двух и более разведчиков в каждом. Плавучие средства в этом случае соответственно увеличиваются.

Плот из двух плащ-палаток, набитых объемным материалом, для переправы двух разведчиков.

Плащ-палатки при большом удалении противника от места переправы можно заполнить обмундированием и снаряжением переправляющихся, дополнив их слегка сеном или соломой.

Порядок сборки: сначала вяжут опоры конструкции (плащ-палатки, набиваемые объемным материалом, затем устраивают раму из двух продольных и четырех поперечных жердей. К продольным жердям рамы плота подвязывают две жерди для сидения, раму укладывают на опоры и привязывают к ним.

Плот из двух бочек устраивают для переправы разведчиков и грузов.

(Количество переправляемых разведчиков и грузов зависит от подъемной силы бочек.)

Порядок сборки: сначала вяжут раму, а к ней подвешивают жерди, на которой стоят переправляющиеся. Затем раму укладывают на бочки и привязывают к ним. После этого устраивают площадку для грузов.

Конструкция плота-опоры из бочек позволяет переправляться большому количеству разведчиков, поэтому переправляющиеся могут легко переносить их от места сборки.

Водные препятствия очень часто могут стать проблемой, которую сложно решить, а в некоторых случаях реки и болота могут причиной отмены похода. А также при неправильном преодолении водного препятствия могут возникнуть несчастные случаи или проблемы со здоровьем. Поэтому всегда нужно на карте маршрута определить наличие рек, озер и болот, а если такие появятся на Вашем пути, то очень важно знать, как правильно их преодолевать.
В этой статьи представлены методические рекомендации по преодолению водных препятствий, которые разработаны В. Г. Варламовым.

Как переправляться через реку вброд

Брод - это неглубокое место в реке, по которому можно пересечь ее пешком или на автомобиле. Прохождение реки вброд есть наиболее частым случаем переправы. Если речка мелкая или очень узкая, что ее можно перепрыгнуть, то преодолеть такую реку не составляет больших усилий. Но для широких и глубоких рек нужно знать, как правильно выбрать место брода. Брод можно найти по таким внешним его признакам: рябь на поверхности воды, расширение реки на прямом ее участке, островки, перекаты, плесы, отмели, а также тропы и дороги, что спускаются к реке.

Ниже на рисунке показана обобщенная схема реки, где показаны возможные глубины на реке.

Следует отметить, что брод на различных реках может определяться иначе. Так на равнинных реках при выборе брода необходимо установить отсутствие омутов, ила, глубоких ям, коряг, тины, затопленных деревьев и других предметов, которые, могут вызвать серьезные осложнения при осуществлении переправы через реку. А вот в горной реке найти брод по внешним признакам еще сложнее. Здесь нужно определить ширину русла реки, возможную ее глубину, состояние дна и скорость течения. Очень важно выбрать тактику преодоления реки, т.е. после находки брода нужно выбрать место подхода и условное место выхода на противоположный берег.

Если река очень сложная, то пользуются страховочной веревкой, которая со стороны груди пристегиваются карабином к грудной обвязке. После успешной переправки реки, участник закрепляет веревку за надежный предмет, чтобы помочь переправиться другим туристам. Держась за веревку, туристы лицом навстречу течению переходят реку. Если река имеет очень большое течение, то к веревке нужно прикрепиться карабином или страховочной петлей. Чтобы не оставлять веревку, последний участник отвязывает ее и прикрепляется к ней, и потом с помощью шеста переправляется через реку. Считается, что безопаснее переправу через реку вброд осуществлять в одежде и обуви.

Как переправляться через реку над водой

Маленькую реку можно перепрыгнуть. А многие горные мелкие реки преодолеваются по выступающим камням, если они расположены в шаге или на расстоянии небольшого прыжка, который можно совершить с места. Если такого места нет, то можно вручную подкинуть несколько камней. В любом случае при переходе рек нужно пользоваться шестом (палкой) для страховки. В некоторых случаях, если реку невозможно перепрыгнуть (имеете тяжелый рюкзак или река имеет расстояние, что уже прыжок невозможен), можно опереться на шест и перепрыгнуть на противоположный берег оттолкнувшись от своего берега.

Наиболее удобной и безопасной есть переправа реки по бревну или дереву. В этом случае место для переправы выбирается таким, чтобы оно было узкое и имело приподнятые берега (чтобы вода не заливала бревно). Перед началом переправы бревно нужно укрепить с обеих сторон реки. Для установки бревна на другую сторону реки используют веревку, с помощью которой можно поднять его и направить на другой берег. Потом эту веревку привязывают на нужной высоте над бревном, чтобы использовать в качестве перил.

Переправу можно сделать, если есть дерево около реки. Его рубают таким образом, чтобы оно упало на противоположный берег. На противоположный берег по дереву переправляется первый участник без рюкзака и для надежности прикрепляет его.

В некоторых случаях на реке можно найти естественный завал, по которому можно ее перейти. Но перед этим нужно убедиться о его прочности.

Хотя в Карпатах большинство больших горных рек расположены около населенных пунктов, где есть мосты, все же вероятность встретить на своем пути бурную и глубокую реку есть высокой, особенно в период дождей, когда маленький ручей может превратиться в опасный поток воды. В этом случае осуществляют переправу используя натянутою веревку (или трос). В любом случае на противоположный берег должен перейти реку вброд один из туристов, чтобы закрепить конец веревки на другом берегу. Если это невозможно сделать, то можно попробовать прием перебрасывания веревки с предметом с целью захлестывания ее за определенную опору (камень, дерево, кусты, выступ скалы и т. п.). После этого один участник похода переправляется по веревке на другой берег и надежно закрепляет ее конец. Второй конец также прочно закрепляется.

Чтобы сделать переправу через реку по веревке , туристы должны пристегнуться к двум веревкам карабинами от грудной обвязки и беседки. Переправа осуществляется ногами вперед, если веревки сильно наклонены к противоположному берегу. И, переправляемся головой вперед, если натянутые веревки имеют небольшой угол уклона или провиса.
Передвигаться по веревке нужно в горизонтальном положении за счет своего веса. Иногда используется вспомогательная веревка, которая пристегивается к карабинам, на которых переправляется турист. С помощью вспомогательной веревки другие участники могут вытягивать туриста. Все принадлежности и рюкзаки переправляют отдельно от людей.

Как правильно переходить реки и водоемы по льду

Зимой реки и озера покрываются льдом, по которому можно их перейти, если лед достаточно прочен. Поэтому перед выходом на лед необходимо проверить его состояние и затем предпринять все необходимые меры безопасности (ослабить лямки рюкзака, установить дистанцию между участниками 5-7 метров). Обязательно при выходе на лед иметь наготове веревку и каждый участник должен иметь шест. Веревка и шест необходимы для случая проваливания участника похода под лед, чтобы его вытянуть из воды.

Как делать переправы по воде

По воде переправу можно осуществить с помощью лодок, байдарок, разборных катамаранов, надувных матрацов, надувных плотов, самодельных деревянных плотов. При переправе по воде нужно не перегружать судно людьми и грузом. Всегда перед переправой нужно проверить надежность соединения и грузоподъемность плавательных средств. В штормовую погоду переправу осуществлять нельзя.

Осуществление переправы вплавь

Переправу вплавь применяют тогда, если невозможно применить другие виды переправы через водоем. При такой переправе желательно использовать вспомогательную веревку, с помощью которой переправляют людей и рюкзаки (рюкзаки укладывается в полиэтиленовый мешок во избежание намокания). Если на реке имеем бурное течение, то в этом случае желательно отказаться от прохождения водной преграды, так как такая река может быть опасной.

Самым распространенным препятствием являетсяводная преграда. Для обеспечения безопасности при ее преодолении важно уметь выбрать место и

v- способ переправы. При наличии карты можно предварительно определить направление и скорость течения реки, ее ширину, глубину, характер берегов, наличие мостов, переправ, бродов. Условно реки можно разделить на три группы: равнинные, болотные и горные.

Равнинные – протекают в неглубоких долинах с уклоном водной поверхности до 0,2 м на один километр. Русло у них широкое, течение спокойное, медленное. Дно составлено из мягких, легко размывающихся пород.

Болотные – протекают в тундре и низких заболоченных местах.

Горные – протекают в горных ущельях с уклоном водной поверхности от 1 до 100 м на один километр. Дно твердое, каменистое, течение стремительное,

бурное, неровное, порожистое.

В зависимости от характера водной преграды выбирается способ ее преодоления. Для переправы через водные преграды необходимо выбрать наиболее узкие участки водотока. Основными способами преодоления водных преград являются следующие: с помощью переправ, вплавь, вброд, на плавсредствах и др.

Преодоление водных преград с помощью переправ . Небольшие водные преграды можно преодолевать по готовым мостам и кладкам (кладям). Первым должен идти опытный спасатель «налегке», застрахованный веревкой, с шестом в руках. Наибольшую опасность представляет собой передвижение при отсутствии перил, по мокрым, неустойчивым, обледенелым, заснеженным качающимся поверхностям, или поверхностям, покрытым водой. Первый спасатель, преодолев водную преграду, участвует в установке перил (веревочных, деревянных) и помогает всем участникам группы.

При отсутствии готовой переправы (клади) ее можно быстро соорудить, уложив дерево поперек водной преграды. Для этой цели выбирается дерево, стоящее на берегу, желательно с естественным наклоном в сторону воды. Его высота должна быть больше ширины реки. Дерево можно спилить или срубить с соблюдением мер безопасности.

По бревнам нужно переправляться по одному, а сам переход должен ограждаться перилами (веревочными или деревянными). Особое внимание необходимо уделять вопросам обеспечения безопасности при передвижении по влажным, скользким, качающимся, плохо закрепленным бревнам.

Иногда водную преграду можно преодолевать по естественным заторам и завалам, которые образуются в результате скопления деревьев, веток, мусора. При этом следует осторожно передвигаться по верху завалов, постоянно проверяя ногой каждое место и убирая преграды. Опасность при таком передвижении кроется в вероятности провалиться и упасть в воду. После проведения разведки завала, выбора маршрута и устройства перил переправу осуществляет вся группа.

Одним из основных условий безопасности в процессе преодоления водных преград является сохранение сухой одежды и обуви, а также продуктов питания, снаряжения, средств связи, оружия. В холодное время года это требование приобретает особое значение.

Чтобы сохранись одежду, обувь и другие вещи сухими, необходимо завернуть их в водонепроницаемую ткань и завязать ее крепким узлом. Сверток можно укрепить на импровизированном плоту, держать в руке над головой или плыть с ним.

Преодоление водных преград вплавь . Один из способов преодоления водных преград заключается в переправе вплавь. Для обеспечения безопасности в этом случае необходимо хорошо плавать брассом, кролем, на боку, на спине, чередовать стили плавания, уметь держаться на воде с поднятой над головой одной рукой, в которой находятся вещи, толкать перед собой плотик, бревно или сверток с одеждой, плавать в одежде и со снаряжением.

Удобным и безопасным местом для преодоления водной преграды вплавь является глубокий участок без водоворотов, стремнин, торчащих из воды камней и деревьев. Плыть нужно под углом к течению, учитывая естественный снос вниз по реке. Не следует преодолевать силу водного потока по кратчайшему пути – это приведет к значительной потери времени и сил.

Важный показатель безопасности при переправе вплавь – течение реки. При скорости до 0,5 м/с оно считается слабым, при скорости 0,6 – 1,0 м/с – средним, 1,0 – 2,0 м/с – быстрым. Для определения скорости течения реки следует на берегу измерить расстояние между двумя предметами (камнями, деревьями, вбитыми кольями). Затем бросить в воду плавающий предмет и засечь время, за которое он проплывет отмеченное расстояние. Делением расстояния (м) на время (с) определяется скорость течения реки. Скорость течения реки оказывает влияние на величину сноса плывущего человека, которую можно определить по формуле:

где X – величина сноса, м; v – скорость течения реки, м/с; S- ширина реки, м; V – скорость плавания, м/с.

Например, при ширине реки 100 м, скорости течения 1 м/с и скорости плавания 0,5 м/с величина сноса составит 200 м. Знание величины сноса имеет важное значение с точки зрения безопасности, поскольку позволяет довольно точно определить место выхода из воды на противоположном берегу. Вплавь без подручных средств безопасно преодолевать реки шириной 50-70м при скорости течения до 1 м/с.

В случае переплавы в одежде необходимо отпустить поясной ремень, вывернуть карманы, расстегнуть пуговицы на рукавах и воротнике, снять обувь и заложить ее под ремень, уплотнить содержимое вещмешка (рюкзака), уложить и закрепить поверх вещмешка (рюкзака) орудия труда. Иногда для страховки может быть использована веревка, закрепленная на спине пловца. При таком ее расположении человека можно вытащить из воды лицом вверх.

В быстротекущий водный поток нужно входить спиной вперед, ложиться на спину и плыть. Нельзя резко входить и прыгать в воду. Особую опасность представляют собой водовороты, места соединения несколько водных потоков (течений), волны. Если человек попал в водоворот, то он должен сделать глубокий вдох, нырнуть и под водой отплыть в сторону. На поверхности воды сделать это значительно труднее из-за большой скорости течения.

В водоемах с большими бурунами плыть нужно по направлению к берегу во впадинах между волнами. Если волна движется прямо на человека, то необходимо поднырнуть под ее гребень, а когда она пройдет, плыть дальше.

Опасными являются завихряющиеся волны, которые могут захватить человека отбывающим течением. В этом случае не надо плыть против течения, следует попытаться выйти на берег со следующей наступающей волной.

Один из способов преодоления водных преград вплавь связан с использованием животных (лошадей). При этом можно, освободив ноги из стремян, держаться как непосредственно за шею, гриву, хвост лошади, так и за специальные обвязки. Переправляться необходимо под углом против течения, не мешая животному самому выбирать путь в заданном направлении.

Дополнительную безопасность при переправе вплавь обеспечивают подручные плавсредства, такие как бревно, доска, деревянный щит, плащ-палатка, набитая плавучим материалом, мешки с соломой и корой, связки камыша, тростника, веток, плот. При переправе на плоту можно грести руками, досками, жердями, лопатой, веслом, о сам плот перетаскивать с помощью веревки.

Характер водной преграды можно определить по внешним признакам (шуму воды, наличию пены, скорости водотока волны и водоворота, стуку движущихся камней о дно реки). О количестве подводных камней в русле реки можно судить по бурунам. Если бурун не перемещается относительно русла, а только незначительно пульсирует на поверхности воды в одном и том же месте, то этот факт свидетельствует о наличии камня.

Преодоление водных преград вброд . Водные преграды можно преодолевать вброд. Для этого выбирается место, желательно на мелких участках спокойной воды. Безопасность достигается осторожным выполнением каждого шага, использованием шеста для ощущения дна, передвижением по отмели или перекату. На быстрой воде необходимо упираться шестом со стороны ее напора. Не рекомендуется смотреть на воду из-за возможного головокружения и потери равновесия; смотреть надо на место выхода из воды.

Относительно безопасным считается переход реки вброд группой из двух и более человек. Два спасателя становятся на берегу реки друг к другу лицом, кладут руки на плечи и передвигаются в воде. Несколько спасателей становятся в шеренгу или образуют круг, кладут руки на плечи друг другу и преодолевают водную преграду.

Горные быстрые реки чаще всего переходят по камням. Следует помнить, что камни иногда бывают мокрыми, скользкими, а порой и обледенелыми. Это может привести к падению человека в воду и травме. С цепью предотвращения подобных случаев необходимо использовать веревочные перила. Безопасной считается горная река с глубиной не более 1 м. Если ее глубина больше, то переходить такую реку вброд можно только при использовании специальных приспособлений. Наиболее благоприятным для преодоления горной реки является раннее утро – в это время ее глубина наименьшая.

В случае, когда дно реки каменистое или на нем лежат бревна, металлические (железобетонные) конструкции, переходить реку надо в обуви без носков, чтобы сохранить их сухими. Кусты, камыши, водную растительность следует раздвигать руками; ноги не поднимать, а передвигать их осторожно в воде.

При переправе вброд (вплавь) опасность для человека представляется в момент входа и выхода из воды, т.к. берега рек, как правило, бывают наклонными, обрывистыми, мокрыми и скользкими, что может быть причиной падения. В этих условиях целесообразно использовать страховку или соорудить ступени.

При преодолении водной преграды вброд одежду, обувь и снаряжение нужно держать над головой, после выхода из воды – сразу же одеться. Это обеспечит согревание и профилактику простудных заболеваний. Нельзя преодолевать водные преграды вброд при быстром течении, наличии в воде плывущих бревен, веток, перемещающихся камней, невозможности установить специальные средства страховки. Запрещается переправляться вброд через лесосплавные реки и реки, по которым идет ледоход.

С целью обеспечения безопасности при переправах через реки вброд необходимо предварительно исследовать характер дна, замерить глубину воды и скорость течения. Можно привлекать проводника из местных жителей. Данные о безопасных способах переправ через реки представлены в табл.4.3.

Во время передвижения по территории, контролируемой противником, на пути группы будут встречаться реки, притоки, ручьи, каналы систем орошения, другие водные преграды, которые, вполне вероятно, придется преодолевать с ходу, без предварительной разведки этих препятствий и тщательной подготовки, не имея специально предназначенных для этого средств, в любую погоду, днем и ночью.

Во время передвижения по территории, контролируемой противником, на пути группы будут встречаться реки, притоки, ручьи, каналы систем орошения, другие водные преграды, которые, вполне вероятно, придется преодолевать с ходу, без предварительной разведки этих препятствий и тщательной подготовки, не имея специально предназначенных для этого средств, в любую погоду, днем и ночью. Поэтому в наше непростое время полезно знать, как в короткие сроки и с соблюдением мер безопасности преодолеть встретившиеся на пути водные преграды, как оборудовать простейшие переправочные средства, используя подручные материалы, научиться оценивать встречающиеся на пути препятствия и выбирать наиболее подходящие способы их преодоления.

Переправы через реки относятся к числу наиболее опасных препятствий- Поэтому перед форсированием водных преград необходимо всесторонне оценить возможные сложности, которые могут возникнуть при переправах через незнакомые реки, учесть количество людей в группе, их физическую подготовленность, опыт старшего и других людей в совершении переправ.

Равнинные реки отличаются широким руслом, медленным спокойным течением, мягким или илистым дном, часто большой глубиной, горные реки - быстрым течением, меняющимся в течение суток уровнем воды, низкой температурой. Дно у горных рек твердое, каменистое, продольный профиль ступенчатый, с порогами и водопадами, в верховьях течение стремительное, неровное.

Осложнить переправу могут сезонный паводок, непогода. Во время ливневых продолжительных дождей или вскоре после них уровень рек может подняться. В горных реках уровень воды самый низкий перед рассветом и самый высокий к вечеру. Это связано с таянием снега и льда в горах. Но в среднем и нижнем течении больших по протяженности рек суточный паводок запаздывает.

Резко отличается сезонный уровень воды в горных и равнинных реках. В самое сухое и жаркое время года, когда равнинные реки мелеют,- в разгаре паводок на горных. Это нужно учитывать, разрабатывая план действий и график движения.

Выбор места для переправы. Для обеспечения безопасности важно уметь правильно выбрать место переправы. Обстоятельства не всегда позволят группе заранее исследовать водный рубеж и выбрать подходящее место для переправы. Облегчить эту задачу помогает топокарта. По ней можно определить направление и скорость течения реки, ее ширину и глубину, берега, броды. К сожалению, такая подробная информация содержится только на военных картах. На обычных, имеющихся в продаже, таких подробностей нет. Учитывая, что с военных топокарт масштаба 1:200000 (в 1 см 2 км) сняты грифы секретности и ДСП, постарайтесь иметь у себя такую.

Приблизительно определить скорость течения реки можно простым способом. Для этого бросают в реку щепку и отмечают расстояние, которое она проплывет за одну секунду.

Определив направление и скорость течения реки, ее ширину, можно найти величину возможного сноса при переправе вплавь или на подручных средствах. Для этого цифру 2,5 умножают на скорость течения (м/с), полученный результат умножают на ширину реки (м). Это и будет величина сноса. Прикинув, на сколько метров отнесет людей вниз по течению, нужно выбрать наиболее подходящий район высадки на противоположном берегу.

При выборе места переправы учитывают не только скорость течения и ширину русла, но и глубину реки, наличие мест для организации страховки, наблюдения и руководства переправой. Кроме этого учитываются характер дна и катящиеся по нему камни, которые обычно дают о себе знать глухими ударами о дно.

При переправе через бурную реку ниже по течению целесообразно организовать пост для перехвата людей в случае их падения в воду и сноса течением. Пост устанавливается в точке, на которую должно вынести упавшего в воду. Это место определяется брошенной в воду веткой с места возможного срыва. В воду можно бросить также бревно, щепки. Если их несет на коряги, водовороты или острые камни, место для переправы непригодно.

Необходимо также проверить место для страховочного поста. Люди на нем должны быть сами в безопасности и суметь оказать помощь. Пост для страховки должен располагаться в таком месте, чтобы веревка но пересекала опасные места или препятствия. Желательно, чтобы рядом находились дерево или скала, которые можно было бы использовать для заведения веревки.

На конце спасательной веревки привязывают какой-либо поплавок. Одной рукой берут половину или треть мотка, а другой, свободной, бросают спасаемому оставшуюся часть веревки (предварительно аккуратно уложенной во избежание запутывания во время броска). При этом оставляют нескрученным конец длиной 3,5-4 метра.

Веревку нужно бросать в то место, куда течение несет сорвавшегося на переправе,- вниз по течению перед попавшим в воду.

Спасатель, вытаскивающий пострадавшего, должен закрепить веревку за скалу или дерево, чтобы легче удерживать человека, когда он схватится за веревку.

Попавший в воду обязан знать место расположения страховочного поста и, в ожидании брошенной веревки, должен развернуться лицом вниз по течению. Схватившись за веревку, спасаемый должен быть готов к рывку и сильному противодействию течения. За спасательный конец нужно держаться крепко, но не обматывая веревку вокруг руки. Потерпевший должен приближаться к берегу, перебирая веревку руками, пока не достигнет мелководья. После этого веревка используется, чтобы удержаться на ногах но время выхода на берег.

Для переправы необходимо подыскивать наиболее безопасные участки. При этом иной раз предстоит решить, где лучше переправиться: там, где безопаснее, но велика вероятность захвата противником или там, где противника нет, но опаснее будет сама переправа. Во всех случаях необходимы здравый рассудок и практичность, Неплохо сделать анализ и решить, где возможных потерь будет меньше.

Подходы к реке и место выхода на противоположный берег должны обеспечивать максимальную скрытность группы, чтобы она могла подготовиться к переправе и привести себя в надлежащую готовность после переправы. Надо подыскивать такое место, чтобы берег реки, с которого будет идти переправа, был выше противоположного, это позволит лучше контролировать окружающую местность.

Если позволяют время и обстановка, то для разведки другого берега, куда лежит путь группы, целесообразно переправиться одному человеку и только по его сигналу начинают переправу остальные.

Во всех случаях при переправе через водные преграды необходимо сохранять оружие и боеприпасы в боевой готовности, а одежду и обувь, по возможности, сухими.

Переправа вброд . Участок для переправы следует искать там, где есть мелководье, так как в этих местах грунт дна и берегов всегда плотнее. Броды, которыми местные жители систематически пользуются, легко определить по входу дороги или тропы в воду и продолжению ее на противоположном берегу. Места, пригодные для брода, можно определить по следующим признакам:

Видимые отмели при прозрачной воде;

Места с отлогими берегами, где река расширяется и образует разливы;

Мелкая рябь на поверхности воды со слабым течением;

Перепады воды.

Заболоченные реки, русла которых заросли тростником, осокой, водорослями, в большинстве случаев малопригодны для переправы вброд из-за большой топкости и вязкости дна.

Прежде чем переходить реку вброд, особенно в местах, которыми уже пользовались войска или местные жители, нужно обязательно проверить, не заминирован ли брод, выявить, не находится ли он под наблюдением противника.

Глубину реки и состояние грунта дна определяют шестом. В илистый грунт шест входит легко, в глинистый или песчаный - с трудом. При определении глубины брода вместе со слоем воды следует учитывать и слой ила до твердого грунта.

Проходимость реки вброд зависит от глубины и скорости течения. Так, при скорости течения 1 м/с вполне безопасно и без страховки можно переходить речку глубиной 1 метр, при скорости 2 м/с безопасна глубина 0,6-0,8 метра. Облегчает переправу мелкокаменистое дно.

Выбирая место для брода, нужно учесть, что переходить через реку лучше под углом 40-45" вниз но течению, особенно при большой скорости потока. Никогда не пытайтесь переходить реку в непосредственной близости к водопаду. Поток надо пересекать там, где на противоположном берегу есть удобное мелководье или песчаная коса.

Через горные реки переправляться лучше всего утром, так как в середине дня и особенно к вечеру усиливается таяние ледников и повышается уровень воды.

На малых реках, где глубина невелика - до колен, а скорость течения не затрудняет движения, возможна переправа без страховки и наведения перил, но перед этим необходимо разведать путь. Разведка осуществляется способом «стенка» или шеренгой.

Для переправы в команду разведчиков следует назначить наиболее высоких и сильных людей. Самый сильный из них становится выше по течению. Он будет испытывать наибольшее давление потока. Другие 2- 3 участника становятся рядом с ним в одну шеренгу вдоль направления потока, кладут руки на плечи друг другу, держась за плечо, лямки наспинных укладок, и продвигаются вперед небольшими шагами.

Не менее надежен и «таджикский» способ. Четыре-шесть человек, обнявшись за талию или за плечи, образовывают круг и, стараясь согласовывать движения, идут не торопясь, чтобы каждый мог нащупать наиболее надежные места для ног.

На более сложных местах страховка идущего первым обязательна. Его страхуют основной и вспомогательными веревками, концы которых связаны у него на спине.

В таком положении удобнее идти, а снесенному течением легче плыть. При подтягивании его к берегу человек плывет на спине, и вода не заливает лицо.

Снесенного течением удерживают на основной веревке, одновременно подтягивая к берегу вспомогательной. Поэтому страхующие со вспомогательной веревкой располагаются на берегу ниже по течению от основной веревки.

При срыве переправляющегося иногда приходится бегом перемещаться по берегу, так как туго натянутая основная веревка может мешать держаться над водой. При этом очень важна согласованность действий страхующих основной и вспомогательной веревками. Пока первые дают возможность плыть переправляющемуся но течению, вторые должны подтягивать его к берегу.

На горных реках переправляться следует в ботинках, чтобы не травмировать ноги. Для устойчивости пользуются крепким шестом, который упирают % дно со стороны течения, Ставя ногу, ощупывают дно и ищут надежную опору. После того как переправился первый, натягивают перила и переправляются остальные.

Наведение перил. Даже в тех случаях, когда через реку есть кладка, которой пользуются местные жители, или надежный ствол упавшего дерева сам образовал мост, необходимо наведение перил. Если река неширокая, с более или менее спокойным течением и ниже по течению нет явно опасных мест (водопады, пороги, острые камни и т. п.), перила можно сделать из жерди, которую два человека держат каждый на своем берегу. Идущий по кладке страхуется веревкой с берега.

Веревочные перила наводятся для переправы вброд по камням, по бревну на другой берег.

Перила должны быть туго натянуты, так как слабо натянутая веревка может оказаться опаснее, чем если бы ее вообще не было. Поэтому оба конца веревки привязывают к опорам. Лучший вариант - деревья на обоих берегах.

Если дерево тонковато, тот же конец веревки привязывают еще к одному дереву, кусту или опоре, вбитой в землю и заваленной камнями. Для опоры может быть использован и крупный кустарник; веревку следует вязать у самого его корня и подстраховаться так же, как при тонких деревьях. Достаточно надежны скальные выступы, большие валуны, вбитые в землю колья или заваленные камнями жерди. Надежность перил проверяет идущий первым со страховкой с берега.

Конец веревки, закрепляемый на берегу, от которого начинается переправа, нужно завязать на опоре узлом, который можно легко развязать после завершения переправы. Если сильно потянуть за веревку, которая привязана к свободному концу узла - узел легко распустится. Остается вытащить веревку из воды.

Переправы по выступающим камням проводятся на перекатах неглубоких горных потоков и рек. Если в отдельных местах реки камни расположены далеко, можно сделать искусственные островки. Для самостраховки в руках должен быть шест, которым прощупывается дно, плотность расположения камней, их подвижность, создается дополнительная опора.

На переправах по камням через опасные реки всегда необходима страховка.

Навесная переправа , Этот вид переправы самый сложный, поэтому применяется лишь тогда, когда нет другого выхода. При отсутствии достаточного количества веревок навесные переправы невозможны. Выбор места переправы определяется следующими требованиями:

Ширина реки должна быть меньше длины основных (несвязанных) веревок на 8 - 10 метров;

- оба берега должны быть приподняты над

водой с учетом неизбежного провисания веревки;

Берег, откуда проводится переправа, должен быть выше противоположного, кроме того на нем должны быть деревья, скала или выступающие камни, за которые можно привязать веревку.

Когда место выбрано, нужно закрепить веревку на противоположном берегу. Делается это по-разному: можно бросить сдвоенную веревку с привязанными к ее середине небольшими камнями или палками в надежде, что они захлестнутся за деревья. Если найден брод, сильнейший из группы на тщательной страховке или вплавь на подручных средствах тоже со страховкой отправляется на противоположный берег, где закрепляет две основные веревки за дерево, выступающую скалу или забитые крючья. Оставшиеся туго натягивают веревки и закрепляют их.

С помощью вспомогательной веревки, закрепленной серединой, на другой берег переправляются укладки, затем люди. Располагаются переправляющиеся головой в сторону переправы, чтобы можно было подтягивать себя руками к берегу при провисании веревки.

К грудной обвязке на спине крепят середину вспомогательной веревки, чтобы помочь подтянуться к противоположному берегу и вернуть назад грудную обвязку и беседку для использования следующим человеком, Замыкающий закрепляет веревки так, чтобы можно было после его переправы снять их с противоположного берега.

Переправа по кладке наиболее удобна и безопасна, особенно в холодное время года, при большой глубине и силе потока, перекатывающихся по дну камнях. Обычно кладки встречаются в лесах и используются местными жителями. Это поваленный ствол дерева или несколько скрепленных жердей, закрепленных на берегах, Такие кладки непостоянны, часто уносятся водой после паводков, поэтому нередко их приходится делать заново. Иногда удается найти подмытый участок берега с сильно наклонившимся в сторону другого берега деревом. Такое дерево можно свалить и использовать в качестве моста. Только предварительно нужно обрубить ветви и сучья, которые будут мешать при переправе. Чтобы дерево не упало преждевременно, а легло в нужном месте, его подстраховывают веревками. Кроме того, эти веревки послужат перилами для переправляющегося первым. Во многих местах в горах и тайге по берегам рек встречаются упавшие деревья. Убедившись, что ствол дерева пригоден для переправы и поднять его по силам группе, приступают к работе. Прежде всего его очищают от веток и сучьев. Чтобы ствол не был скользким, особенно во время дождя, его поверхность покрывают насечками.

Для подготовки кладки сначала делается упор из камней или отрывается яма. Затем к более тонкому концу ствола привязывается веревка в средней своей части, а ствол кладется параллельно берегу. Толстую часть ствола кладут около упора, а за концы веревок держатся две небольшие группы. После этого по команде обе группы начинают тянуть за растяжки и приподнимают ствол. В целях безопасности старшему группы нужно следить, чтобы в радиусе ствола не было людей, Ствол поднимают под углом 40-45 градусов к земле, Увеличивать угол нежелательно, так как бревно может упасть, а при меньшем угле его будет трудно удерживать и направлять в нужную сторону.

Затем, не опуская ствол, медленно заводят его в сторону другого берега и по команде старшего медленно опускают. Если его просто бросить, оно может сломаться. После того, как бревно легло концом на другой берег, проверяют его устойчивость, при необходимости подкладывают камни или забивают колья. Затем оба конца веревки натягивают до предела, превращая ее в перила для первого участника, который идет со страховкой и после переправы готовит уже качественные перила.

Верхушку ствола можно сплавить на противоположный берег, используя силу течения, Этот способ под силу и небольшой группе.

Для этого ствол кладут параллельно берегу, надежно укрепив комель в гнезде. Затем веревку привязывают серединой к тонкому концу ствола. После этого ствол постепенно сталкивают в реку, удерживая комель, пока его не подхватит течение, Когда конец ствола начнет приближаться к противоположному берегу, его стараются приподнять немного повыше и вытолкнуть на берег, натягивая обе растяжки.

Ствол не должен захлестываться водой. Если во время переправы первого человека бревно проседало и касалось воды или уходило в воду, он, переправившись и привязав к опоре веревку для перил, должен постараться передвинуть конец ствола повыше.

Чтобы не сорваться в воду, идти по кладке нужно спокойно, на одном бревне не должно быть одновременно двух и более переправляющихся.

Переправа вплавь. Для преодоления реки вплавь следует выбирать наиболее узкие участки русла или переправляться в местах, где есть островки или отмели, на которых можно отдохнуть.

При переправе вплавь в одежде нужно помнить, что вес пловца увеличивается за счет

воды, набирающейся в одежду и обувь. Чтобы не допустить чрезмерного увеличения веса, необходимо расстегнуть рукава и воротник, вывернуть карманы и снять обувь.

Такой плотик отлично подходит для транспортировки вещей, но для людей он слишком мал. Держась одной рукой за плотик, его толкают перед собой и так переправляются на другой берег. Если течение быстрое, то плотик целесообразно привязать веревкой к руке, чтобы его не унесло. Для скрытного преодоления водной преграды можно использовать ствол дерева. Его обхватывают одной рукой и плывут, отталкиваясь ногами и загребая другой рукой.

Для маскировки можно использовать плавающие ящики или самостоятельно сделанный искусственный островок. Эти способы хороши для небольшой группы из 2-3 человек, так как большее количество этих предметов на воде может вызвать подозрение и стрельбу по ним.


Наиболее частый вид переправы через небольшие реки и другие водные препятствия — прохождение реки вброд. Основным условием форсирования реки является выбор места брода. Внешние признаки брода: расширение реки на прямом ее участке, рябь на поверхности воды, плесы, отмели, перекаты, островки, тропы и дороги, спускающиеся к реке.

Исключение составляют равнинные реки. Здесь при выборе брода необходимо установить отсутствие омутов, глубоких ям, ила, тины, коряг, затопление деревьев и других предметов, которые при осуществлении переправы могут вызвать серьезные осложнения.

Значительно труднее по внешним признакам определить место брода на горной реке. В этом случае следует приступить к обследованию общего характера реки. Определить ширину русла, возможную глубину, состояние дна и скорость течения. Затем выбрать место подхода и условное место выхода на противоположный берег. Для обеспечения безопасности наметить места постов перехвата, определить наличие местных переправочных средств, количество специального снаряжения (основные и вспомогательные веревки, карабины и обвязки) для наведения переправы и организации страховки, численный состав группы, ее физическое и психологическое состояние, техническую подготовку. Только после этого определяют тактику преодоления водного препятствия.

Переправа вброд через горные реки со скоростью течения более 3-4 м/сек с каменистым дном возможн а: человеку — при глубине по колено, верховым лошадям — при глубине по брюхо, для телеги в упряжи — не выше оси хода.

Способы переправы реки и водных препятствий вброд.

Непроходимые участки реки характеризуются недоступностью подхода к водной преграде: отвесные или крутые склоны, камнепады, каньоны, множество глубоких проток, сильно заболоченные, вязкие, илистые берега и дно реки, ямы и водовороты. Река имеет большую ширину, глубину и сильное течение. Признаки труднопроходимых водных участков — широкая пойма реки, сильное течение, низкие заболоченные или крутые берега. Неблагоприятные метеорологические условия (дождь, снег) влияют на прохождение водных преград. Проходимые реки имеют небольшую глубину и среднее течение, преодолеваются вброд в одиночку, парами и небольшими группами.

Способы переправы вброд через небольшие реки и другие водные преграды.

После выбора места брода и определения скорости течения приступают к проведению разведки. Она осуществляется одним из участников группы с обязательной страховкой, в качестве которой может быть прочный шест (палка) длиной 2-2,5 метра. Переправляющийся начинает двигаться несколько под углом к течению, опираясь на шест. При очередном передвижении его переставляют сверху по течению (напором воды он будет прижиматься ко дну). Ставить шест вниз по течению и опираться на него — грубая ошибка. В таком положении он не является страхующим средством, его легко может сбросить течением, после чего последует неминуемая потеря равновесия и может произойти падение в воду.

При осуществлении разведки и последующих переходах ниже по течению в 20-30 метрах следует выставлять пост перехвата (на случай сноса течением переходящего). На 100 метров от места переправы вниз по течению русло реки должно быть свободным от выступающих камней, поваленных деревьев и других предметов, которые могут причинить травму упавшему в воду. Первым реку переходит наиболее опытный и физически сильный участник. После того, как он вышел на берег, переходят поочередно все остальные участники. В целях безопасности переход реки вброд рекомендуется осуществлять в одном месте и по одному пути. Самовольный выбор места брода недопустим.

При переходе вброд реки, равнинной или горной, первый переправляющийся должен пройти без , в обуви. Переходящий должен уметь хорошо плавать. Турист, который перешел реку первым, должен быть готовым к оказанию помощи своим товарищам. Если кто-то из участников не очень уверен в преодолении водной преграды, его необходимо подстраховать, выделив ему в помощь более опытного участника. На сложном участке реки помимо шеста переправляющийся пользуется страховочной веревкой. Страховка первого осуществляется основной и вспомогательной веревками, которые со стороны груди пристегиваются карабином к грудной обвязке. При движении страховочные веревки находятся под некоторым углом относительно одна другой — основная сверху по течению, вспомогательная — ниже.

Каждую веревку удерживают два туриста и, по мере надобности, выдают. При срыве направляющего основная веревка не выбирается, а лишь удерживается или слегка выдается. Подтягивание упавшего к берегу осуществляется вспомогательной веревкой. После переправы первого туриста основная веревка закрепляется за надежный предмет и натягивается страхующим на уровне груди переправляющихся. Тем самым веревка служит в качестве перил, при помощи которых осуществляется безопасность дальнейшей переправы. Движение производится приставными шагами, при поддерживании руками за натянутые перила, лицом навстречу течению.

При сильном течении на переправе, прежде чем начать движение, турист прикрепляется к перилам (основной веревке) карабином или страховочной петлей, находящейся на его грудной обвязке (со стороны груди). Последний участник отвязывает веревку и прикрепляется к ней. Вспомогательная и основная веревки закрепляются карабином со стороны груди. Опираясь на шест, турист переправляется через реку.

Переправа вброд через сложные реки парами и шеренгой.

Этот способ заключается в следующем; два или три-пять человек, крепко обнявшись за плечи, двигаются несколько против течения. Безопасность такой переправы зависит от согласованности движений переправляющихся. В момент, когда один делает шаг, другой его поддерживает. При очередном движении нужно найти удобное место для ноги, чтобы она не скользила. Движение желательно осуществлять приставными шагами. Для улучшения страховки первый, идущий в шеренге, опирается на шест. При переправе кругом переправляющиеся, крепко обнявшись за плечи, образуют круг и передвигаются вращением против часовой стрелки.

Для перехода реки вброд можно пользоваться и другим способом переправы — колонной, который заключается в следующем. Группа выстраивается на берегу вдоль реки, в затылок друг другу. Впереди встает самый сильный участник с шестом в руках. За ним — второй, не уступающий по силе первому. В середину встают менее сильные и малоопытные члены группы. Туристы обеими руками крепко держат друг друга. Колонна, по команде первого, приставными шагами входит в воду, лицом навстречу течению. Основную силу напора воды принимает на себя первый. Он с силой опирается на шест, выставленный вперед вверх по течению.

Второй в колонне удерживает первого за пояс, придавливая его вниз, не давая возможности потоку опрокинуть ведущего, и т. д. Каждый страхует впереди стоящего. Колонна медленно приставными шагами переходит реку. Командует движением колонны ведущий. При этом способе переправы требуется четкое взаимодействие движений всех членов группы.

При переходе реки вброд необходимо соблюдать следующие основные правила безопасности.

— При выборе места переправы необходимо учитывать подход к реке, состояние русла, глубину и силу течения, время суток и климатические условия, наличие необходимого специального снаряжения, а также необходимо проводить разведку с обязательной страховкой.
— Реку переходить в месте, выбранном разведкой. Самим переправляться в других местах запрещается.
— При переправе с организацией веревочных перил двигаться сбоку перил, ниже по течению, приставными шагами.
— Для самостраховки петли со схватывающими узлами не применять — прикрепляться к веревочным перилам только с помощью карабина, через грудную обвязку или петли от нее.
— При движении шеренгой, кругом, колонной захват друг друга за плечи должен быть прочный.
— Для страховки ниже по течению обязательно выставлять посты перехвата.
— Переправу через реку вброд в любой период года обязательно осуществлять в одежде и обуви.